Кабардино-Балкария: история и народ. Шпаргалка: Кабардино-Балкария: история и народ

Административно – территориальное строение

Площадь - 12,5 тыс. кв. км. Численность постоянного населения на 1 января 2005 г. - 896,9 тыс. чел.
В 1557 г. Кабарда вошла в состав России, а в 1827 г. в состав России вошла Балкария. В 1920 г. Кабарда и Балкария вошли как административные округа в состав Горской автономной республики. 1 сентября 1921 г. была образована Кабардинская автономная область в составе РСФСР. В 1922 г. была создана единая Кабардино-Балкарская автономная область, преобразованная в 1936 г. в КБАССР. В 1991 г. была принята Декларация о суверенитете: бывшая автономия стала республикой в составе России. Административное деление: 10 административных районов, 8 городов, в том числе 3 - республиканского подчинения, 4 поселка городского типа, 136 муниципальных образований.
Конституция республики принята 1 сентября 1997 г. парламентом. Республика президентского типа. Президент является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Кабардино-Балкарии.
Парламент является представительным и законодательным органом государственной власти республики. Состоит из двух палат: Совета Республики и Совета Представителей.
Состав Совета Республики - 36 депутатов, избираемых по одномандатным округам. Совет Представителей - 36 депутатов, представляющих административно-территориальные единицы республики, избираемых по трехмандатным избирательным округам. Парламент избирается на пять лет. Депутатом парламента может быть гражданин Кабардино-Балкарии, достигший 21 года. Правительство (Кабинет министров) - исполнительный орган государственной власти, подотчетный Президенту Кабардино-Балкарской Республики. Председатель Правительства назначается Президентом КБР с согласия Парламента республики.
Кабардино - Балкария граничит на севере со Ставропольским краем, на востоке и юго-востоке - с Республикой Северная Осетия-Алания и Ингушетией. Южная граница республики - граница с Грузией, она же является Государственной границей России с Грузией протяженностью 130,7 км. На западе Кабардино- Балкария граничит с Карачаево-Черкесией. Общая протяженность границ республики 696 км. Линия границы извилистая. Ее большая часть проходит по низким предгорьям и равнинам, а меньшая - по горам. На юге и юго-восточной части она проходит по гребню Главного Кавказского хребта. На юго-западе граница пересекает массив Эльбрус, на западе - выровненную поверхность плато Бечасын, проходит по Кабардинскому хребту, долине реки Кичмалка, пересекает Джинальский хребет. Далее идет по реке Псыншоко к Тамбуканскому озеру, поворачивает на юго-восток до реки Малки, которая становится пограничной рекой до канала Малка - Кура. Затем до самого северо-востока граница проходит по равнинным степям.
Восточная граница на небольшом участке водная - по Тереку, затем она пересекает Терский и Кабардинский хребты с севера на юг, поворачивает на юго-запад к Лесистому хребту, по долинам рек Аргудан и Хазнидон пересекает Скалистый хребет и выходит к Боковому и Главному Кавказскому хребтам.
Столица - г. Нальчик, основан в 1818 г. как русская военная крепость. На 1.01.2004 г. численность населения - 274 тыс. чел. Другие города: Прохладный (62 тыс.), Баксан (35 тыс.), Нарткала (34 тыс.), Майский (27 тыс.).
Плотность населения на 1 января 2004 г. - 71,9 чел. на 1 км2.
Кабардино- Балкария - многонациональная республика, но основную часть составляют кабардинцы - 55,3 %, балкарцы 11,6%, русские - 25,1 %, осетины - 1,1 %, турки - 1,0%, другие национальности - 5,9 %.
По материалам: Игнатов В.Г., Бутов В.И. «Южная Россия и ее регионы» - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

Уникальный идентификатор НТЗ: ID = 358904007

Наименование НТЗ: История народов КБР

Расположение НТЗ: C:\Users\Аслан\Desktop\история народов кбр.ast

Дата создания НТЗ: 25.12.2007

Дата конвертации НТЗ: 02.10.2008

Тематическая структура

История Кабарды и Балкарии с древнейших времен до конца XVIII в.

Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии

Раздел

Подраздел

Тема

История Кабарды и Балкарии с древнейших времен до конца XVIII в.

Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии

Балкария с древнейших времен до XIV века

Северный Кавказ в период монголо-татарского нашествия

Кабарда и Балкария в XIV - XVIII вв.

Социально-экономическое развитие Кабарды и Балкарии в конце XVIII - I половине XIX вв. и колониальная политика Российской империи на Северном Кавказе

Кабарда и Балкария в пореформенный период: аграрная и административно-судебная реформы

Революционное движение в Кабарде и Балкарии в начале XX в.

Кабарда и Балкария в период. Первой мировой войны

Общественно-политическая и просветительская мысль Кабарды и Балкарии в XVIII - начале XXвв.

Казачье и русское население Кабарды в XVI- нач. XXвв.

Кабардино-Балкария в годы советской власти

Кабарда и Балкария в период революции и Гражданской войны

Социально - экономические и политические преобразования в Кабардино - Балкарии 20-30-х гг. XXв.

Кабардино - Балкария в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945)

Кабардино - Балкария в 1945 - 1985гг.

Кабардино-Балкария в постсоветский период

Социально-экономические и политические преобразования в 1985 - 1995 гг.

КБР на современном этапе

1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1 Тема 1-1-0

Древний человек появился на территории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии

 1,5 млн. лет назад

 1 млн. лет назад

 500 - 200 тыс. лет назад

 700 - 600 тыс. лет назад

2. Задание {{ 2 }} ТЗ 2 Тема 1-1-0

Наиболее древние стоянки первобытного человека в Кабардино-Балкарии относятся к периоду

 раннего палеолита

 среднего палеолита

 позднего палеолита

 мезолита

3. Задание {{ 3 }} ТЗ 3 Тема 1-1-0

Термин "автохтон" обозначает

 самоназвание народа

 его местное происхождение

 процесс формирования народа

 титул боспорских царей

4. Задание {{ 4 }} ТЗ 4 Тема 1-1-0

Заселение территории Северного Кавказа происходило с

 северо-запада

 востока

 северо-востока

5. Задание {{ 5 }} ТЗ 5 Тема 1-1-0

Древнекаменный век начался:

 2,5 - 3 млн. лет назад

 1,5 - 2 млн. лет назад

 0,5 - 1 млн. лет назад

 500 - 700 тыс. лет назад

6. Задание {{ 6 }} ТЗ 6 Тема 1-1-0

Лук и стрелы были изобретены человеком в период:

 палеолита

 мезолита

 неолита

 энеолита

7. Задание {{ 7 }} ТЗ 7 Тема 1-1-0

Эпоха мезолита (среднекаменный век) датируется

 2,5 млн. лет назад

 IV - III тыс. лет до н. э.

 X - VI тыс. лет до н. э.

 II тыс. до н.э.

8. Задание {{ 8 }} ТЗ 8 Тема 1-1-0

Эпоха среднего палеолита отражена в

 Ильской стоянке

 Гроте Сосруко

 Гроте Кала-Тюбю

 Агубековском поселении

9. Задание {{ 9 }} ТЗ 9 Тема 1-1-0

Главной особенностью эпохи позднего (верхнего) палеолита является

 завершение процесса становления человека современного типа

 возникновение родового строя

 изобретение керамики

 становление земледельческо-скотоводческого хозяйства

10. Задание {{ 10 }} ТЗ 10 Тема 1-1-0

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству соответствует периоду

 палеолита

 мезолита

 неолита

11. Задание {{ 11 }} ТЗ 11 Тема 1-1-0

Неолитическая революция - это

 смена матриархата патриархатом

 переход от присваивающего хозяйства к производящему

 изобретение керамики

 переход от первобытного человеческого стада к общине

12. Задание {{ 12 }} ТЗ 12 Тема 1-1-0

Эпоха неолита (новокаменного века) датируется:

 3 - 2,5 млн. лет назад - 12 - 10 тыс. лет до н.э.

 V - I пол. IV тыс. до н.э.

 II пол. IV тыс. до н.э. - начало III тыс. до н.э.

 X - VI тыс. до н.э.

13. Задание {{ 13 }} ТЗ 13 Тема 1-1-0

Появление шлифования, полирования, пиления, сверления орудий, лепки и обжига глиняной посуды относится к периоду:

 верхнего палеолита

 нижнего палеолита

 неолита

 мезолита

14. Задание {{ 14 }} ТЗ 14 Тема 1-1-0

Первобытно-родовая община возникает в эпоху

 раннего палеолита

 среднего палеолита

 позднего палеолита

 мезолита

15. Задание {{ 15 }} ТЗ 15 Тема 1-1-0

Памятник материальной культуры - Агубековское поселение относится к эпохе

 мезолита

 палеолита

 энеолита

 бронзового века

16. Задание {{ 16 }} ТЗ 16 Тема 1-1-0

Памятник материальной культуры - Грот Сосруко относится к:

 губской культуре

 ильской стоянке

 майкопской культуре

 кобанской культуре

17. Задание {{ 17 }} ТЗ 17 Тема 1-1-0

Нальчикское и Долинское поселения древности относятся к

 майкопской культуре

 кобанской культуре

 губской культуре

 прикубанской культуре

18. Задание {{ 18 }} ТЗ 18 Тема 1-1-0

Археологическая культура, лежащая в основе формирования древнеадыгского этноса

 майкопская культура

 трипольская культура

 куро-аракская культура

 ямная культура

19. Задание {{ 19 }} ТЗ 19 Тема 1-1-0

Кобанская археологическая культура относится к периоду

 ранней бронзы

 поздней бронзы

 раннего железа

 неолита

20. Задание {{ 20 }} ТЗ 20 Тема 1-1-0

Ведущую роль в хозяйстве племен кобанской культуры играло

 собирательство

 скотоводство

 земледелие

21. Задание {{ 21 }} ТЗ 21 Тема 1-1-0

Селение, от которого получила название кобанская культура, находится на нынешней территории

 Кабардино-Балкарии

 Карачаево-Черкесии

 Северной Осетии

 Ставропольского края

22. Задание {{ 22 }} ТЗ 22 Тема 1-1-0

Раскопками Майкопского кургана руководил

 проф. Веселовский

 граф Уваров

 академик Рыбаков

 археолог А.А. Иессен

23. Задание {{ 23 }} ТЗ 23 Тема 1-1-0

Майкопская культура сложилась в

 IV тыс. до н.э.

 III тыс. до н.э.

 V тыс. до н.э

 I тыс. до н.э.

24. Задание {{ 24 }} ТЗ 24 Тема 1-1-0

Наибольшее влияние переднеазиатские цивилизации древности оказали на развитие

 кобанской культуры

 майкопской культуры

 дольменной культуры

 северо-кавказской культуры

25. Задание {{ 25 }} ТЗ 25 Тема 1-1-0

Угасание связей с переднеазиатскими цивилизациями и усиление связей со степняками Восточной Европы проявилось в развитии

 майкопской культуры

 кобанской культуры

 прикубанской культуры

 северокавказской культуры

26. Задание {{ 26 }} ТЗ 26 Тема 1-1-0

Дольмен - это

 надземное погребальное сооружение в виде каменных домиков с плоской или двускатной крышей

 подземное погребальное сооружение в виде каменных ящиков

 надземное погребальное сооружение в виде деревянной пирамиды

 стоянка древнего человека

27. Задание {{ 27 }} ТЗ 27 Тема 1-1-0

Основным занятием племен дольменной культуры

 скотоводство

 железная металлургия

 земледелие

 бронзовая металлургия

28. Задание {{ 28 }} ТЗ 28 Тема 1-1-0

Дольменная культура была расположена на территории

 от Таманского п-ова до Чечни

 от Таманского п-ова до Абхазии

 от Чечни до верховьев р. Кубани

 от Таманского п-ова до Дагестана

29. Задание {{ 29 }} ТЗ 29 Тема 1-1-0

Надземное погребальное сооружение в виде каменных домиков с плоской или двускатной крышей называется... .

Правильные варианты ответа: дольмен;

30. Задание {{ 30 }} ТЗ 30 Тема 1-1-0

Наиболее сильному скифскому влиянию подверглись племена

 майкопской культуры

 кобанской культуры

 дольменной культуры

 губской культуры

31. Задание {{ 31 }} ТЗ 31 Тема 1-1-0

Основным материалом для изготовления орудий труда и оружия в течение VII - IV вв. до н.э. становится... .

Правильные варианты ответа: железо;

32. Задание {{ 32 }} ТЗ 32 Тема 1-1-0

Племена, занявшие господствующее положение в Предкавказских степях в конце VIII - начале VII вв. до н.э. ... .

Правильные варианты ответа: скифы;

33. Задание {{ 33 }} ТЗ 33 Тема 1-1-0

Семибратнее городище - памятник эпохи

 майкопской культуры

 неолитической эпохи

 Синдского государства

 сарматского происхождения

34. Задание {{ 34 }} ТЗ 34 Тема 1-1-0

Греческая колонизация Северного Причерноморья началась

 в конце VII - начале VI в. до н.э.

 в IV в. до н.э.

 на рубеже V - IV в. до н.э.

 VIII в. до н.э.

35. Задание {{ 35 }} ТЗ 35 Тема 1-1-0

 киммерийцы

36. Задание {{ 36 }} ТЗ 36 Тема 1-1-0

Боспорское царство возглавляли правители: ... .

Правильные варианты ответа: архонты;

37. Задание {{ 37 }} ТЗ 37 Тема 1-1-0

Государство, образовавшееся в 480 году до н.э. в результате объединения греческих городов... .

Правильные варианты ответа: Боспор;

38. Задание {{ 38 }} ТЗ 38 Тема 1-1-0

Распад племенного объединения меотов связан с

 образованием Боспорского царства

 натиском сарматов на Северо-Западный Кавказ

 нашествием гуннов и готов

 образованием Синдского рабовладельческого государства

39. Задание {{ 39 }} ТЗ 39 Тема 1-1-0

Синдский царь, правивший в конце V - начале IV в. до н.э. носил имя:

 Гекатей

 Тиргатао

40. Задание {{ 40 }} ТЗ 40 Тема 1-1-0

Синдский город

 Горгиппия

 Пантикапей

 Тамань

 Фанагория

41. Задание {{ 41 }} ТЗ 41 Тема 1-1-0

Древнейшим государством на территории Российской Федерации является... .

Правильные варианты ответа: Синдика;

42. Задание {{ 42 }} ТЗ 42 Тема 1-1-0

Синды ахеи, керкеты - все эти племена были известны древним грекам под общим названием:

 касоги

 сарматы

43. Задание {{ 43 }} ТЗ 43 Тема 1-1-0

Время вхождения Синдики в состав Боспорского царства относится к:

 первой четверти IV в. до н.э.

 второй четверти IV в. до н.э.

 конец IV в. до н.э.

 начало V в. до н.э.

44. Задание {{ 44 }} ТЗ 44 Тема 1-1-0

Боспорское царство было разгромлено в:

45. Задание {{ 45 }} ТЗ 45 Тема 1-1-0

1: образование Боспорского царства

2: натиск сарматов

3: вхождение Синдики в состав Боспорского царства

4: принятие зихским вождем Стахемфаком Римского подданства

46. Задание {{ 46 }} ТЗ 46 Тема 1-1-0

Факты, доказывающие формальный характер присоединения меотов к Боспорскому царству:

 непостоянная титуляция боспорских архонтов (правителей)

 подчинение меотов собственным вождям

 сохранение меотами своих обычаев и образа жизни

 все вышеперечисленное

47. Задание {{ 47 }} ТЗ 47 Тема 1-1-0

Основной товар, экспортируемый боспорянами в Грецию

 вяленая рыба

48. Задание {{ 48 }} ТЗ 48 Тема 1-1-0

Первые сведения о зихах, как о большом адыгском племени относятся к

 I в. до н.э.

 I в. н.э.

 I в. н.э.

 III в. н.э.

49. Задание {{ 49 }} ТЗ 49 Тема 1-1-0

Имя вождя зихов, установившего связь с римлянами и признавшего себя подданным римского императора - ... .

Правильные варианты ответа: Стахемфак;

50. Задание {{ 50 }} ТЗ 50 Тема 1-1-0

Образование Зихского племенного союза

 связано с объединением вокруг зихов родственных племен

 было необходимо для отпора завоевателям

 являлось результатом оживленной торговли со странами античного мира

 относится ко времени принятия зихами ислама

 относится ко времени гуннского нашествия

51. Задание {{ 51 }} ТЗ 51 Тема 1-1-0

Христианство стало проникать к адыгам в

52. Задание {{ 52 }} ТЗ 52 Тема 1-1-0

Первое письменное упоминание о касогах относится к

 VIII - начало IX вв.

 X - начало XI вв.

53. Задание {{ 53 }} ТЗ 53 Тема 1-1-0

Имя русского князя, с которым вступил в единоборство касожский предводитель Редедя - ... .

Правильные варианты ответа: Мстислав;

54. Задание {{ 54 }} ТЗ 54 Тема 1-1-0

Касожский князь XI в., чье имя упоминается в "Слове о полку Игореве" - ... .

Правильные варианты ответа: Редедя;

55. Задание {{ 55 }} ТЗ 55 Тема 1-1-0

Генуэзские колонии на Северном Кавказе существовали

 в XIII - XV вв.

 в XIV - XVI вв.

 в XII - XIII вв.

 в XV - XVI вв.

Балкария с древнейших времен до XIV века

56. Задание {{ 56 }} ТЗ 56 Тема 1-2-0

Средневековый документ, доказывающий связь половцев и кипчаков с современными балкарцами

 "Армянская география"

 "Картлис Цховреба"

 "Кодекс куманикус"

 "Алтай тобчи"

57. Задание {{ 57 }} ТЗ 57 Тема 1-2-0

Заселение горных районов современной Балкарии произошло в

 I тыс. до н.э.

 II тыс. до н.э.

 I в. н.э.

 II в. н.э.

58. Задание {{ 58 }} ТЗ 58 Тема 1-2-0

В формировании балкарской народности принимали участие

 киммерийцы

 болгары

 половцы (кипчаки)

Северный Кавказ в период монголо-татарского нашествия

59. Задание {{ 59 }} ТЗ 59 Тема 1-3-0

первый поход монголо-татар на Северный Кавказ и на Русь произошел в:

60. Задание {{ 60 }} ТЗ 60 Тема 1-3-0

Первое крупное сражение монголо-татар на Северном Кавказе состоялось с

 адыгами

 лезгинами

 аланами и половцами

 вайнахами

61. Задание {{ 61 }} ТЗ 61 Тема 1-3-0

Начало планомерного завоевания монголо-татарами Северного Кавказа начинается:

62. Задание {{ 62 }} ТЗ 62 Тема 1-3-0

Золотоордынские города на Северном Кавказе

 Нижний Джулат

 Маджары

 Пантикапей

63. Задание {{ 63 }} ТЗ 63 Тема 1-3-0

Битва Тимура с Тохтамышем произошла в

Кабарда и Балкария в XIV - XVIII вв.

64. Задание {{ 64 }} ТЗ 64 Тема 1-4-0

Выделение кабардинцев из общеадыгского массива произошло

 конец IX - начало X вв.

 конец XI - начало XII вв

 конец XII - начало XIII вв

 конец XIV - начало XV вв.

65. Задание {{ 65 }} ТЗ 65 Тема 1-4-0

Имя легендарного родоначальника кабардинских князей... .

Правильные варианты ответа: Инал;

66. Задание {{ 66 }} ТЗ 66 Тема 1-4-0

Имя легендарного родоначальника балкарских феодалов... .

Правильные варианты ответа: Басият;

67. Задание {{ 67 }} ТЗ 67 Тема 1-4-0

Появление этнонима "черкес" относится

68. Задание {{ 68 }} ТЗ 68 Тема 1-4-0

Имя верховным князем Кабарды в 50-60-е гг. XVI в. являлся... .

Правильные варианты ответа: Темрюк;

69. Задание {{ 69 }} ТЗ 69 Тема 1-4-0

Аргументы в пользу определения акта 1557 г. как военно-политического союза Кабарды и России

 сохранение независимости судопроизводства в Кабарде

 оккупация Кабарды русскими войсками

 строительство военных укреплений с русскими гарнизонами в пределах кабардинской территории

 строительство русской военной крепости невдалеке от границ Кабарды

 сохранение местных органов управления

70. Задание {{ 70 }} ТЗ 70 Тема 1-4-0

Первое адыгское посольство прибыло в Москву

71. Задание {{ 71 }} ТЗ 71 Тема 1-4-0

Военно-политический союз Кабарды с Русским государством заключен в

72. Задание {{ 72 }} ТЗ 72 Тема 1-4-0

Строительство первой русской крепости на Тереке относится к

73. Задание {{ 73 }} ТЗ 73 Тема 1-4-0

Фамилия исторического деятеля, возглавлявшего кабардинское посольство в Москву в 1557 году... .

Правильные варианты ответа: Кануков;

74. Задание {{ 74 }} ТЗ 74 Тема 1-4-0

Брак Ивана IV Грозного и Марии Темрюковны был заключен в

75. Задание {{ 75 }} ТЗ 75 Тема 1-4-0

Последовательность исторических событий

1: приезд Андрея Щепотьева к адыгам

2: брак Ивана Грозного и Марии Темрюковны

3: отправление в Москву сыновей Темрюка Идарова Мамстрюка и Салтанука

4: строительство первой русской крепости на Тереке

5: смерть старшего князя Кабарды Темрюка Идарова

76. Задание {{ 76 }} ТЗ 76 Тема 1-4-0

Выдающийся русский полководец периода царствования Алексея Михайловича

 Дмитрий Мамстрюкович Черкасский

 Иван Борисович Черкасский

 Яков Куденетович Черкасский

77. Задание {{ 77 }} ТЗ 77 Тема 1-4-0

Последовательность исторических событий

1: Первое посольство адыгов в Москву

2: Строительство первой русской крепости на Тереке

3: Получение Сунчалеем Канклычевичем титула князя над нерусским населением Терского городка

4: Первое знакомство русских с балкарцами

5: Первое русское посольство через Балкарию в Грузию

78. Задание {{ 78 }} ТЗ 78 Тема 1-4-0

Видный деятель земского движения в России, кандидат на царский престол в 1613 г.

 Борис Камбулатович Черкасский

 Яков Куденетович Черкасский

 Дмитрий Мамстрюкович Черкасский

 Михаил Алегукович Черкасский

79. Задание {{ 79 }} ТЗ 79 Тема 1-4-0

Терский город был основан в Кабарде с целью

 захвата Закавказья

 захвата Дагестана

 укрепления связей Русского государства с народами Северного Кавказа

 укрепления связей с Османской империей

80. Задание {{ 80 }} ТЗ 80 Тема 1-4-0

Русские воеводы в Терском городе в XVII веке поддерживали

 крымских ханов

 ногайских ханов

 кабардинских князей Идаровых

 иранских шахов

81. Задание {{ 81 }} ТЗ 81 Тема 1-4-0

Впервые в русских документах упоминается Балкарское ущелье в

82. Задание {{ 82 }} ТЗ 82 Тема 1-4-0

Привилегированные сословия Кабарды

 тлхукотлы

 тлекотлеши

 таубии

 деженуго

83. Задание {{ 83 }} ТЗ 83 Тема 1-4-0

Привилегированные сословия Балкарии

 таубии

 уздени

 каракиши

 караваши

 чагары

84. Задание {{ 84 }} ТЗ 84 Тема 1-4-0

Бывшие свободные крестьяне, "пристроившиеся" ко двору князя или дворянина, назывались

 унауты

 лагунапыты

85. Задание {{ 85 }} ТЗ 85 Тема 1-4-0

 беслан-уорки

 тлекотлеши

 деженуго

 уорки-шаутлугусы

86. Задание {{ 86 }} ТЗ 86 Тема 1-4-0

 казаки

 караваши

 ясакчи

 каракиши

87. Задание {{ 87 }} ТЗ 87 Тема 1-4-0

Название высшего сословия Балкарии... .

Правильные варианты ответа: таубий;

88. Задание {{ 88 }} ТЗ 88 Тема 1-4-0

Название высшего законодательного органа средневековой Кабарды... .

Правильные варианты ответа: Хаса;

89. Задание {{ 89 }} ТЗ 89 Тема 1-4-0

Название высшего органа управления средневековой Балкарии... .

Правильные варианты ответа: Тёре;

90. Задание {{ 90 }} ТЗ 90 Тема 1-4-0

Основными занятиями кабардинцев в XIII - XV вв. были

 земледелие

 скотоводство

 рыбная ловля

 коневодство

91. Задание {{ 91 }} ТЗ 91 Тема 1-4-0

Основное занятие балкарцев в XIII - XV вв.

 бортничество

 отгонное скотоводство

 земледелие

 рыбная ловля

92. Задание {{ 92 }} ТЗ 92 Тема 1-4-0

Скотоводство являлось основой экономики кабардинцев потому что

 для земледелия не было благоприятных климатических условий

 продукты животноводства пользовались повышенным спросом на внешнем рынке

 развитию скотоводства способствовал географический ландшафт

 развитию земледелия не благоприятствовала политическая обстановка внутри и вне Кабарды

 кабардинцы вели кочевой образ жизни

93. Задание {{ 93 }} ТЗ 93 Тема 1-4-0

Начало проникновения ислама на территорию нынешней Кабардино-Балкарии относится к:

94. Задание {{ 94 }} ТЗ 94 Тема 1-4-0

Кабардинские князья Идаровы проводили политику, направленную на

 союз с Крымским ханством

 союз с Сефевидским Ираном

 союз с Русским государством

 союз с Османским государством

95. Задание {{ 95 }} ТЗ 95 Тема 1-4-0

Разделение Кабарды на Большую и Малую произошло

 конец XVI века

 начало XVII века

 вторая половина XVII века

 начало XVIII века

96. Задание {{ 96 }} ТЗ 96 Тема 1-4-0

1: битва на р. Малка

2: строительство Кизлярской крепости

3: заключение Белградского мирного договора

4: строительство Моздокской крепости

5: заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора

97. Задание {{ 97 }} ТЗ 97 Тема 1-4-0

Согласно Белградскому мирному договору Кабарда

 входила в состав России

 входила в состав Османской империи

 провозглашалась независимой

 входила в состав Ирана

98. Задание {{ 98 }} ТЗ 98 Тема 1-4-0

Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Кабарда

 признавалась владением Ирана

 признавалась владением России

 признавалась владением Османской империи

 признавалась владением Великобритании

99. Задание {{ 99 }} ТЗ 99 Тема 1-4-0

Войско крымского хана Каплан-Гирея было разгромлено в Кабарде

100. Задание {{ 100 }} ТЗ 100 Тема 1-4-0

Нашествие войск крымского хана Саадат-Гирея на Кабарду было

101. Задание {{ 101 }} ТЗ 101 Тема 1-4-0

Дипломатическая миссия А.П.Волынского в Кабарду состоялась

 - в 1701 г

102. Задание {{ 102 }} ТЗ 102 Тема 1-4-0

Прикаспийский поход Петра I состоялся

103. Задание {{ 103 }} ТЗ 103 Тема 1-4-0

Белградский мирный трактат был заключен

104. Задание {{ 104 }} ТЗ 104 Тема 1-4-0

Кабардинская депутация была принята императрицей Елизаветой Петровной

105. Задание {{ 105 }} ТЗ 105 Тема 1-4-0

Моздокская крепость была возведена

106. Задание {{ 106 }} ТЗ 106 Тема 1-4-0

Фамилия исторического деятеля, возглавившего кабардинскую депутацию в Петербург в 1742 г. ... .

Правильные варианты ответа: Сидаков;

107. Задание {{ 107 }} ТЗ 107 Тема 1-4-0

Целью миссии астраханского губернатора А.П.Волынского в Кабарду было

 захват Кабарды

 сплочение сторонников России

 поиск путей в Закавказье

 составление карты Северного Кавказа

Социально-экономическое развитие Кабарды и Балкарии в конце XVIII - I половине XIX вв. и колониальная политика Российской империи на Северном Кавказе

108. Задание {{ 108 }} ТЗ 108 Тема 1-5-0

Хронологическая последовательность событий

1: Кабардинское посольство в Санкт-Перербург

2: составление первой карты Каспия А. Бековичем-Черкасским

3: разгром хана Каплан-Гирея в Кабарде

4: Прикаспийский поход Петра I

5: восстание кабардинских крестьян под предводительством Дамалея

109. Задание {{ 109 }} ТЗ 109 Тема 1-5-0

Хронологическая последовательность событий

1: нашествие крымского хана Саадат-Гирея на Кабарду

2: заключение Ясского мирного договора

3: Сражение войск генерала Медема с группировкой кабардинских феодалов

4: начало строительства Азово-Моздокской военной линии

5: учреждение Кавказского наместничества

110. Задание {{ 110 }} ТЗ 110 Тема 1-5-0

Хронологическая последовательность событий

1: составление карты Кабарды С. Чичаговым.

2: крупное восстание крестьян в Кабарде

3: карательная экспедиция генерала Якоби в Кабарду

4: учреждение родовых судов и расправ

5: учреждение духовного суда "мехкеме" в Кабарде

111. Задание {{ 111 }} ТЗ 111 Тема 1-5-0

Хронологическая последовательность событий:

1: карательная экспедиция генерала Глазенапа в Кабарду

2: карательная экспедиция генерала Булгакова в Кабарду

3: учреждение Временного Кабардинского суда

4: поход имама Шамиля в Кабарду

Вступление

Изучение истории образования племен, народностей и наций, правильное истолкование происхождения и этапов формирования братских народов в их связи и взаимовлиянии относятся к числу насущных задач исторической науки.

Между тем изучение этой проблемы даже у народов, имевших с древнейших времен свою письменность и другие источники, представляет серьезные трудность. Что же касается возникновения и этапов формирования балкарского и карачаевского народов, то, несмотря на то, что вопрос этот давно занимал исследователей и привлекал внимание многих передовых русских ученых он до сих пор оставался нерешенным. Из-за скудости достоверных источников ранняя история карачаевцев и балкарцев окружена легендами, имеет целый ряд версий и догадок.

Достаточно сказать, что об их происхождении выдвинуто более десяти гипотез. Одна часть предположений и легенд порождена добросовестными попытками осмыслить на основе крайне скудных источников исторический процесс, другая часть версий создавалась фальсификаторами с предвзятой целью извращения подлинной истории.

Одни предположения порождены пытливыми и беспристрастными историками, которые только из-за крайней скудости материала могли сбиться с правильного пути и оказались не в силах среди многочисленных племен и народностей рассмотреть истоки формирования балкарского и карачаевского народов. Другие же версии, наоборот, распространялись панисламистам и националистами целью извращения истории взаимоотношений между народами, противопоставления одних народов другим и т. д. Все это очень важно учитывать при разборе материалов, которые могут служить основой для установлений исторической правды.

В этом реферате я постараюсь рассмотреть всю суть происхождения и нынешнего существования Кабардино-Балкарии в целом, от истоков и языка до религиозной принадлежности и наиболее ярких представителей этой республики.


Происхождение

Большинство ученых считает, что среди предков, от которых шло формирование балкарцев, были как местные, собственно “северокавказские” племена, так и аланы, кипчаки и болгары.

Таким образом, корнями своими балкарцы уходят в стародавние времена. В процессе формирования предки балкарцев прошли на протяжении многих столетий сложный путь своего развития, оказываясь в составе различных объединений и союзов родов и племен, взаимовлияя и сталкиваясь не только с родственными, но и с неродственными племенами и народностями. Вследствие этого на долгом пути своего формирования балкарцы приобрели целый ряд черт и признаков, являющихся, в некотором отношении “общими и с болгарами, и с кипчаками, и с адыго-черкесо-кабардинцами, и со сванами”.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились как общие внутренние закономерности становления и развития каждой народности, так и разнообразные взаимные влияния; смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

Истинное направление, взятое в 1959 году сессией Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института в разрешении вопроса о происхождении балкарцев и карачаевцев, позволило отвергнуть версию о простом перемещении племенных образований и ошибочные представления о превращении одного народа в другой.

Предки современных кабардинцев, известные под именем адыгов, к середине I тыс. до н.э. на Таманском полуострове имели свое государственное объединение, которое позднее вошло в состав Боспорского царства. Нашествие гуннов в 4 в. заставило адыгов переселиться ближе к горам Кавказа. Примерно в это же время в результате смешения северокавказских племен с болгарами из Приазовья образовалась балкарская народность. В 13 в. в связи с вторжением монголо-татар предки балкарцев переселились в горы. К 14 в. часть адыгов получила название кабардинцев и заняла современную территорию расселения.

В 1557 г. при правителе Темрюке-Кабарда добровольно вошла в состав Русского государства. Вскоре Иван IV Грозный женился на кабардинской княжне Марии, что значительно укрепило отношения между двумя странами. В 1774 после подписания Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией присоединение Кабарды к России получило международное признание. К 1827 завершилось присоединение к России Балкарии. В 60-х гг. 19 в. Кабарда и Балкария были включены в состав Терской области. В 1867 здесь было отменено крепостное право.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились развития каждой народности и смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

По своему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Горных жителей Кавказа связывает не простое сходство, а глубокое родство по происхождению.

Таким образом, вывод научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института о том, что в образовании карачаевского и балкарского народов принимали участие местные северокавказские и ираноязычные племена (аланы), подтверждается данными языка, археологии, антропологии и исторических документов.

Наряду с местными северокавказскими и аланскими племенами, в образовании карачаевского и балкарского народов участвовали и тюркоязычные племена – болгары и кипчаки.

Изучение начального периода истории балкарцев показывает, что их образование, расселение и смешение с различными племенами являются не причиной, а следствием социально-экономического развития общества.

Разбор источников позволяет предполагать, что, возможно, к числу коренных кавказских племен горной части Центрального Кавказа следует отнести овсов, имя которых встречается в некоторых документах. Осетины и сваны и поныне называют балкарцев осами, овсами. Причем осетины называют их также “ассон” – с оттенком уважения, как бы намекая на общность их происхождения от одних и тех же предков, далеких ассов. Сами же балкарцы и карачаевцы слово “алан” употребляют в смысле “товарищ”.Балкарцы сами себя называют “таулу”, что означает “житель гор”. По вопросу о происхождении этого термина существуют различные мнения и версии. Народная летопись указывает, что балкарцы, или малкары, жившие в Черных горах по р. Черек в деревне Уллу-Малкар (Большая Балкария), получили свое этническое название от реки Малки, которая известна у кабардинцев и балкарцев под названием Балъкь. Но этот вопрос изучен недостаточно.

Предание выводит название “Малкар” от имени Малкар. Один из вариантов этого предания повествует следующее. С равнины в Черекское ущелье пробрался один охотник по имени Малкар, человек неизвестного происхождения, и застал там на одной поляне поселок из нескольких дворов, жители которого называли себя “таулу”, что означает “горец”. Малкару очень понравилась эта местность, и он решил навсегда остаться там, переселив туда и свой род. Местные жители этому воспротивились, поэтому Малкаровы поселились на другой поляне, и оба рода жили некоторое время спокойно. Но вот однажды пришел в горы неизвестный человек по имени Мисака и гостил у Малкаровых, которых было девять братьев и единственная их сестра-красавица. Гость влюбился в нее, она ответила ему взаимностью, но гордые братья не согласились на брак сестры с безродным пришельцем. Тогда Мисака прибег к хитрости и с помощью своей возлюбленной убил ее братьев. Женившись на сестре Малкаровых, Мисака завладел их землей и другим имуществом. Он привел с плоскости своих людей и начал притеснять местных жителей, превратив их в конце концов в своих данников.Но следует учитывать что это лишь одна из тысячи легенд о происхождении названия,а более достоверную версию о происхождении двух народов дает и их языковая принадлежность

Карачаево-балкарский язык, один из тюркских языков относится к кыпчакской группе. Современное название стало общепринятым с 50-х годов 20 века, ранее он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским. Используется двумя народами– карачаевцами и балкарцами. Распространен в основном в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, в которых является государственным языком наряду с русским и кабардино-черкесским, есть также в Средней Азии, Казахстане, Турции. Число говорящих на территории СССР в 1989 превышало 230 тыс. человек, из них карачаевцев, проживающих в Карачаево-Черкесии, было около 130 тыс., а балкарцев в Кабардино-Балкарии – около 70 тыс.

Основные диалекты: карачаево-баксано-чегемский («ч»-диалект) и малкарский («ц»-диалект)

Однако карачаево-балкарский язык имеет и своеобразные черты, отличающие его от других кипчакских языков.

Карачаево-балкарский язык характеризуется следующими особенностями: исчезновение начального «и» в некоторых словах (ахши "хороший" вместо йахши); аффиксы 1-го и 2-го лица единственного числа и аффиксы родительного падежа без конечного согласного (-ма/-ме, а не -ман/-мен, -са/-се, а не -сан/-сен, -ны/-ни, а не -нын/-нин); в числительных следы двадцатиричной системы; лексические заимствования из адыгских и осетинского языков.

Осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках не могут быть объяснены простым распространением из нынешней Осетии. В этом случае количество этих элементов резко убывало бы с востока на запад и на далеком Баксане или в Каравае не было бы значительным. Между тем на Баксане и в Карачае сходств в языке не меньше, чем в Чегемском и Черекском ущельях, причем некоторые из них не встречаются в Верхней Балкарии, расположенной по соседству с Осетией.Отсюда делаем вывод что осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках - не результат заимствования от современных осетин, а наследие старого смешения, происходившего во всех ущельях от Черека до Верхней Кубани и до Теберды


Кабардино-Балкарская Республика расположена в северных предгорьях центральной части Кавказа и на прилегающей равнине. Внутренние административные границы имеет со Ставропольским краем, Карачаево-Черкесской Республикой, Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ингушетия. Южная граница Кабардино-Балкарии является государственной границей Российской Федерации с Республикой Грузия.
Кабардино-Балкарская Республика (КБР) занимает площадь 12,47 тыс. кв. км, население 894 тыс. чел., в том числе городское 523 тыс. чел. (58,5%), сельское 371 тыс.чел, (41,5%), средняя плотность населения 72 чел. на квадратный километр.
Административное деление: 10 муниципальных районов (Баксанский, Зольский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский, Лескенский), 3 городских округа, 7 городских поселений, 112 сельских поселений, 169 сельских населенных пунктов.
Столица республики - г. Нальчик, отнесен к III группе по гражданской обороне, население 271 тыс. чел., площадь городской застройки 133 кв. км, плотность населения 2234 чел. на кв. км.
КБР - край необычайных контрастов: от засушливых степей и полупустынной зоны на севере, до альпийских лугов и вечных снегов высокогорья. На территории КБР расположены уникальные природные комплексы и объекты: каскадные комплексы водопадов в Чегемском ущелье, знаменитые Голубые озера, из которых одно - Нижнее, несмотря на площадь зеркала чуть более 1,5 гектара, входит в десятку глубочайших озер Российской Федерации, карстовые провалы и пещеры Малкинского ущелья, многое другое.
Рельеф территории Кабардино-Балкарской Республики имеет три «ступени»:
первая «ступень» (33% площади) - наклонная к северо-востоку равнина от 170 до 500 м. над уровнем моря;
вторая «ступень» (16% площади) - предгорья, представляющие собой увалистые возвышенности, местами невысокие отроги гор и плато от 500 до 1000 метров над уровнем моря;
третья «ступень» (51% площади) - горная часть республики, состоящая из пяти параллельных хребтов, идущих с северо-запада на юго-восток: Главный Кавказский хребет, Боковой хребет, Скалистый хребет, Пастбищный хребет, Лесистый хребет.
В Боковом хребте находится высочайшая вершина Кавказа - Эльбрус. Эльбрус имеет две вершины: западная (5642 м.) и восточная (5621 м.) с седловиной между ними на высоте 5322 м. Покрыт мощным панцирем льда, средняя толщина которого 50-60 м, а на северных склонах - до 110 метров. Общая площадь оледенения вершины - 137,5 кв.км.
Наибольшая протяженность территории с юго-запада на северо-восток составляет 190 км, наименьшая - (с северо-запада на юго-восток) составляет 101 км.

Широкое разнообразие природных условий в Кабардино-Балкарской Республике - рельефа, геологического строения, климата, растительного и почвенного покрова - обусловило развитие целого ряда экзогенных и эндогенных природных процессов.
65% территории республики расположено в горах Центрального Кавказа и, как следствие, подвержено воздействию широкого спектра опасных природных процессов и явлений, из которых наибольшую опасность представляют сели, оползни, осыпи, обвалы. Наличие сильно расчлененного рельефа, характеризуемого крутыми склонами и значительной глубиной узких речных долин, в сочетании с большим количеством зимних осадков обуславливает высокую лавинную активность в пределах описываемой территории.
Территорию КБР по особенностям техногенного воздействия на геологическую среду можно разделить на 2 зоны - это Кабардинская предгорная равнина и горная часть республики. В пределах наиболее освоенной Кабардинской равнины находятся города Нальчик, Баксан, Прохладный, Майский, Терек, сосредоточены основные транспортные коммуникации и объекты агропромышленного комплекса, проживает 70% населения республики.
Это и определяет характер техногенного воздействия на геологическую среду, негативные последствия которого выражаются в эрозии почв, подтоплении, заболачивании, загрязнении подземных вод.
В горной части, занимающей 2/3 территории КБР, широко ведется курортно-рекреационное строительство на базе уникальных природно-климатических ландшафтов и разведанных месторождений минеральных вод. Здесь разрабатывается значительное количество месторождений нерудных полезных ископаемых и крупное Тырныаузское месторождение вольфрама и молибдена, проводится интенсивное дорожное строительство, создаются орошаемые и культурные пастбища за счет хозяйственного освоения склонов и водоразделов.

Вступление

Изучение истории образования племен, народностей и наций, правильное истолкование происхождения и этапов формирования братских народов в их связи и взаимовлиянии относятся к числу насущных задач исторической науки.

Между тем изучение этой проблемы даже у народов, имевших с древнейших времен свою письменность и другие источники, представляет серьезные трудность. Что же касается возникновения и этапов формирования балкарского и карачаевского народов, то, несмотря на то, что вопрос этот давно занимал исследователей и привлекал внимание многих передовых русских ученых он до сих пор оставался нерешенным. Из-за скудости достоверных источников ранняя история карачаевцев и балкарцев окружена легендами, имеет целый ряд версий и догадок.

Достаточно сказать, что об их происхождении выдвинуто более десяти гипотез. Одна часть предположений и легенд порождена добросовестными попытками осмыслить на основе крайне скудных источников исторический процесс, другая часть версий создавалась фальсификаторами с предвзятой целью извращения подлинной истории.

Одни предположения порождены пытливыми и беспристрастными историками, которые только из-за крайней скудости материала могли сбиться с правильного пути и оказались не в силах среди многочисленных племен и народностей рассмотреть истоки формирования балкарского и карачаевского народов. Другие же версии, наоборот, распространялись панисламистам и националистами целью извращения истории взаимоотношений между народами, противопоставления одних народов другим и т. д. Все это очень важно учитывать при разборе материалов, которые могут служить основой для установлений исторической правды.

В этом реферате я постараюсь рассмотреть всю суть происхождения и нынешнего существования Кабардино-Балкарии в целом, от истоков и языка до религиозной принадлежности и наиболее ярких представителей этой республики.


Происхождение

Большинство ученых считает, что среди предков, от которых шло формирование балкарцев, были как местные, собственно “северокавказские” племена, так и аланы, кипчаки и болгары.

Таким образом, корнями своими балкарцы уходят в стародавние времена. В процессе формирования предки балкарцев прошли на протяжении многих столетий сложный путь своего развития, оказываясь в составе различных объединений и союзов родов и племен, взаимовлияя и сталкиваясь не только с родственными, но и с неродственными племенами и народностями. Вследствие этого на долгом пути своего формирования балкарцы приобрели целый ряд черт и признаков, являющихся, в некотором отношении “общими и с болгарами, и с кипчаками, и с адыго-черкесо-кабардинцами, и со сванами”.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились как общие внутренние закономерности становления и развития каждой народности, так и разнообразные взаимные влияния; смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

Истинное направление, взятое в 1959 году сессией Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института в разрешении вопроса о происхождении балкарцев и карачаевцев, позволило отвергнуть версию о простом перемещении племенных образований и ошибочные представления о превращении одного народа в другой.

Предки современных кабардинцев, известные под именем адыгов, к середине I тыс. до н.э. на Таманском полуострове имели свое государственное объединение, которое позднее вошло в состав Боспорского царства. Нашествие гуннов в 4 в. заставило адыгов переселиться ближе к горам Кавказа. Примерно в это же время в результате смешения северокавказских племен с болгарами из Приазовья образовалась балкарская народность. В 13 в. в связи с вторжением монголо-татар предки балкарцев переселились в горы. К 14 в. часть адыгов получила название кабардинцев и заняла современную территорию расселения.

В 1557 г. при правителе Темрюке-Кабарда добровольно вошла в состав Русского государства. Вскоре Иван IV Грозный женился на кабардинской княжне Марии, что значительно укрепило отношения между двумя странами. В 1774 после подписания Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией присоединение Кабарды к России получило международное признание. К 1827 завершилось присоединение к России Балкарии. В 60-х гг. 19 в. Кабарда и Балкария были включены в состав Терской области. В 1867 здесь было отменено крепостное право.

Следовательно, происхождение балкарцев является результатом многовекового исторического процесса, в котором отразились развития каждой народности и смешение, перемещение различных этнических групп на Кавказе.

По своему облику балкарцы и карачаевцы очень близки с горными осетинами и северными грузинами. Это обстоятельство следует учесть, так как тюркский язык балкарцев и карачаевцев дал основание многим исследователям считать их прямыми потомками монголов, пришедших на Кавказ с Востока. Анализ антропологических признаков балкарцев и карачаевцев, проведенный экспедицией Института экспериментальной морфологии Академии наук Грузинской ССР, исследования В. П. Алексеева и других авторов показали, что монголоидные элементы среди представителей карачаевского и балкарского народов отсутствуют.

Горных жителей Кавказа связывает не простое сходство, а глубокое родство по происхождению.

Таким образом, вывод научной сессии Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института о том, что в образовании карачаевского и балкарского народов принимали участие местные северокавказские и ираноязычные племена (аланы), подтверждается данными языка, археологии, антропологии и исторических документов.

Наряду с местными северокавказскими и аланскими племенами, в образовании карачаевского и балкарского народов участвовали и тюркоязычные племена – болгары и кипчаки.

Изучение начального периода истории балкарцев показывает, что их образование, расселение и смешение с различными племенами являются не причиной, а следствием социально-экономического развития общества.

Разбор источников позволяет предполагать, что, возможно, к числу коренных кавказских племен горной части Центрального Кавказа следует отнести овсов, имя которых встречается в некоторых документах. Осетины и сваны и поныне называют балкарцев осами, овсами. Причем осетины называют их также “ассон” – с оттенком уважения, как бы намекая на общность их происхождения от одних и тех же предков, далеких ассов. Сами же балкарцы и карачаевцы слово “алан” употребляют в смысле “товарищ”.Балкарцы сами себя называют “таулу”, что означает “житель гор”. По вопросу о происхождении этого термина существуют различные мнения и версии. Народная летопись указывает, что балкарцы, или малкары, жившие в Черных горах по р. Черек в деревне Уллу-Малкар (Большая Балкария), получили свое этническое название от реки Малки, которая известна у кабардинцев и балкарцев под названием Балъкь. Но этот вопрос изучен недостаточно.

Предание выводит название “Малкар” от имени Малкар. Один из вариантов этого предания повествует следующее. С равнины в Черекское ущелье пробрался один охотник по имени Малкар, человек неизвестного происхождения, и застал там на одной поляне поселок из нескольких дворов, жители которого называли себя “таулу”, что означает “горец”. Малкару очень понравилась эта местность, и он решил навсегда остаться там, переселив туда и свой род. Местные жители этому воспротивились, поэтому Малкаровы поселились на другой поляне, и оба рода жили некоторое время спокойно. Но вот однажды пришел в горы неизвестный человек по имени Мисака и гостил у Малкаровых, которых было девять братьев и единственная их сестра-красавица. Гость влюбился в нее, она ответила ему взаимностью, но гордые братья не согласились на брак сестры с безродным пришельцем. Тогда Мисака прибег к хитрости и с помощью своей возлюбленной убил ее братьев. Женившись на сестре Малкаровых, Мисака завладел их землей и другим имуществом. Он привел с плоскости своих людей и начал притеснять местных жителей, превратив их в конце концов в своих данников.Но следует учитывать что это лишь одна из тысячи легенд о происхождении названия, а более достоверную версию о происхождении двух народов дает и их языковая принадлежность

Карачаево-балкарский язык, один из тюркских языков относится к кыпчакской группе. Современное название стало общепринятым с 50-х годов 20 века, ранее он назывался горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским. Используется двумя народами– карачаевцами и балкарцами. Распространен в основном в Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике, в которых является государственным языком наряду с русским и кабардино-черкесским, есть также в Средней Азии, Казахстане, Турции. Число говорящих на территории СССР в 1989 превышало 230 тыс. человек, из них карачаевцев, проживающих в Карачаево-Черкесии, было около 130 тыс., а балкарцев в Кабардино-Балкарии – около 70 тыс.

Основные диалекты: карачаево-баксано-чегемский («ч»-диалект) и малкарский («ц»-диалект)

Однако карачаево-балкарский язык имеет и своеобразные черты, отличающие его от других кипчакских языков.

Карачаево-балкарский язык характеризуется следующими особенностями: исчезновение начального «и» в некоторых словах (ахши "хороший" вместо йахши); аффиксы 1-го и 2-го лица единственного числа и аффиксы родительного падежа без конечного согласного (-ма/-ме, а не -ман/-мен, -са/-се, а не -сан/-сен, -ны/-ни, а не -нын/-нин); в числительных следы двадцатиричной системы; лексические заимствования из адыгских и осетинского языков.

Осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках не могут быть объяснены простым распространением из нынешней Осетии. В этом случае количество этих элементов резко убывало бы с востока на запад и на далеком Баксане или в Каравае не было бы значительным. Между тем на Баксане и в Карачае сходств в языке не меньше, чем в Чегемском и Черекском ущельях, причем некоторые из них не встречаются в Верхней Балкарии, расположенной по соседству с Осетией.Отсюда делаем вывод что осетинские элементы в балкарском и карачаевском языках - не результат заимствования от современных осетин, а наследие старого смешения, происходившего во всех ущельях от Черека до Верхней Кубани и до Теберды

В некоторых случаях в балкарском и карачаевском языках отложились даже более старые аланские формы, чем в современном осетинском: осетинское “амистол” (название летнего месяца) – балкарское “абустол” (от “апостол”); осетинское “дазкъан” – балкарское “сыган”, древнеиранское “сакан” (кизяк) и др.

Больше того. Целый ряд слов, которые распознаются как аланские, в осетинском исчез, а в балкарском сохраняется: “дорбун” (пещера), “лухдун” (дубина) и др.

Наконец еще один существенный факт: в Балкарии сохранился древнеиранский десятичный счет, который в Осетии уже исчез; его удалось зафиксировать только в некоторых дигорских районах, у пастухов, которые называют этот счет “балкарским”.

Поразительная близость кумыкского и в особенности карачаево-балкарского языков с языком половцев, запечатленном в известном письменном памятнике “Codex Cumanicus”, служит доказательством того, что карачаевцы, балкарцы и кумыки относятся к числу наследников половцев, или кипчаков. Наличие же в этих языках признаков языка болгар объясняется тем, что и “черные болгары”, находившиеся в южнорусских степях и на Кавказе еще до половцев, приняли участие в формировании балкарцев и карачаевцев.

Взаимоотношение с соседями

Балкарский народ, обитающий с незапамятных времен в труднодоступных высокогорных районах Кавказа, на протяжении многих столетий жил бок о бок с кабардинцами, осетинами, грузинами и другими народами Кавказа и поддерживал со своими соседями разносторонние связи. Эти связи носили как хозяйственный, так и культурный и политический характер.

Из всех соседних народов балкарцы особенно тесно были всегда связаны с братским кабардинским народом, это обстоятельство было вызвано как географическими условиями, так и исторически сложившейся обстановкой. Но впоследствии их взаимоотношения ухудшились. Межэтнические противоречия в Кабардино-Балкарии имеют не давнюю, но достаточно регулярную и устойчивую структуру. Фундамент недовольства между двумя титульными народами был заложен во время сталинской депортации. Балкарцы были выселены поголовно, кабардинцы остались на своей родине. Это неравенство и несправедливость впоследствии сказались на взаимоотношениях после возвращения балкарцев. Последние остались не удовлетворены реабилитационными процессами. В частности, выплатой федеральных компенсаций и возвращенными территориями. Нужно уточнить, что все компенсационные финансовые потоки бывший в то время президентом КБР Валерий Коков публично передал в полное ведение балкарским национальным обществам и запретил кому-либо из кабардинских руководителей иметь отношение к этим деньгам. Это был мудрый шаг, который Коков объяснил так: «Эти деньги могут стать причиной упреков в любом случае, даже если будут направлены по назначению. И если ими будут заниматься кабардинцы, это может положить начало конфликту между нашими народами». Бывший президент оказался дальновиден в своих предположениях, большая часть денег была действительно растрачена не по назначению, компенсации дошли до населения в мизерных объемах. Но отсутствие в числе расхитителей кабардинцев не смогло предотвратить национальных претензий балкарцев. Главной из них стала территориальная претензия. Балкарцы до депортации владели 4 районами в республике, после возвращения балкарскими остались только 3. Четвертый – Хуламобезенгийский район был упразднен, территория его поделена между двумя другими районами. Но на данный момент конфликт можно считать исчерпанным из за преимущественного преобладания кабардинцев на територии КБР.

Важное место в исторических судьбах балкарцев занимали их взаимоотношения с соседним осетинским народом. Как отмечалось выше, осетинские этнические элементы сыграли определенную роль в формировании балкарской народности, Несомненно, что какая-то часть осетин была ассимилирована тюрко-язычными предками балкарцев. Не случайно в некоторых исторических источниках встречаются такие племенные названия “урусниевские осетины”, “безинги-осетины” и т. п.

Более половины населения КБР исповедует ислам.

Дело в том, что до сих пор вопрос об истоках проникновения ислама в Балкарию остается малоисследованным. В российской историографии удивительным образом оказываются живучими и фактически не пересматриваются версии, выработанные еще в советский период, согласно которым Ислам проникает в балкаро-карачаевскую среду очень поздно (чуть ли не в конце 18 века) и сам этот процесс носит скорее негативный для национальной культуры характер, нежели позитивный. По версии этнографов - исламизация социальной верхушки балкарцев началась еще до 17 в., со второй половины 18 в. в Балкарии появляются исламские проповедники, в основном из Дагестана. Однако еще в 19 в. верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций.

Доисламские пережитки действительно можно обнаружить в народной культуре балкарцев, но вряд ли их больше, чем у татар, турок и даже арабов, в ранней исламизации которых никто не сомневается. В 18 веке, действительно, происходит укрепление позиций Ислама в Карачае и Балкарии. Наплыв мюридов и проповедников из Дагестана, непосредственно был связан с формированием сопротивления горских народов российской экспансии, прежде всего с формой газавата - священной войны, в которой это сопротивление осуществлялось. Однако усиление позиций Ислама и изменение его политической роли - это вовсе не начальное проникновение Ислама в карачаево-балкарскую среду. Но нельзя же предположить, что целый народ ни с того ни с сего вдруг примет непонятную, новую веру. Между этими точками отсчета лежат целые века постепенного приобщения карачаево-балкарского народа к мусульманской религии и исламской цивилизации.

На данный момент граница исторического начала отодвигается все дальше вглубь в 15, в 13, в 10, наконец, даже в 8 - 9 века. Как только в «Истории хазар» напомнили о том, что в 737 году стодвадцатитысячное войско арабов во главе с Мерваном вторглось в земли обитания болгар, савир, аланов и хазар (Хазарский Каганат), в кругах народной интеллигенции получили развитие дискуссии и размышления о том, как это коснулось религиозной ориентации предков карачаево-балкарцев. Не были ли они одними из первых европейцев, получивших послание Аллаха из первоисточника - Арабского халифата. Еще более благодатную почву для размышлений о продвижении Ислама в 8 веке на Кавказ дали новейшие разработки грузинских и абхазских историков, обративших внимание на соперничество Византии и Арабского халифата в борьбе за Восточное Причерноморье, выявивших значение Анакопийской битвы (736г.). Было очевидно, что при том религиозном рвении, какой был присущ эпохе раннего средневековья, любая война шла под знаменем борьбы за торжество той или иной веры, из чего следует, что если арабы побывали в тех местах, где жили в 8 веке предки современных горцев, то и заветы Пророка дошли сюда тогда же.

Несомненно одно - единственным путем проникновения исламских миссионеров на территорию нынешней Балкарии был восточный, со стороны Дагестана, куда Ислам пришел еще в 7 веке. Далее историческая наука уже имеет дело с реалиями 14 века - с мавзолеем в окрестностях Усть-Джегуты, который, по всей видимости, был частью большого ансамбля мусульманского кладбища.

Также существует множество легенд о принятии ислама в кабардино-балкарии. Одна из них, согласно которой, карачаевцы, после разгрома Аланского царства Тамерланом и образования государства Карачай, не придерживались единой религии. Также как в Алании у них были распространены культы разных религий. И когда к ним пришли мусульманские проповедники, и рассказали об Исламе, старейшины собрались на Терё - Высший Совет и решили: Эта религия знакома нам, ни в чем не противоречит нашей горской этике - адеб, горской чести - намыс и нашим национальным традициям. Она призывает к поклонению Единому Богу, и мы считаем доводы этой религии о единобожии истиной и объявляем, что всенародно принимаем Ислам добровольно, без всякого принуждения.

Следует отметить, что сохранить религиозные убеждения в тяжкий период депортаций карачаево-балкарского народа, было очень сложно. Пройти дорогу ада и выжить во время насильственного выселения, продолжавшегося с 1943 до 1957 г. г., помогла народу его вера. На свою родину карачаевцы и балкарцы вернулись с мусульманской верой, не только не разрушенной, но возродившейся и окрепшей в тяжелые годы изгнания.

О сегодняшнем Исламе в Карачае и Балкарии. Ныне практически во всех городах и селах Карачая образованы мусульманские общины, во главе которых стоят имамы. В нарушение конституционных прав и свобод все религиозные общины, под страхом аннулирования государственной регистрации, подчинены ДУМ (духовное управление мусульман) Во многих населенных пунктах преподавание основ Ислама ведется либо в домах, либо в медресе, открытых при мечетях, при этом обучение распространяется на детей и на взрослых, на мужчин и на женщин. Гарантией духовной прочности, выживания и возрождения карачаевского И балкарского народов является высокая нравственность, базирующаяся на нормах Ислама. Религиозность карачаевцев и балкарцев проявляется в их быту, в обрядах, прежде всего, связанных с рождением ребенка, свадьбой и похоронами. В церемонию погребального обряда включаются поминальные трапезы (аш), раздача милостыни (садака) и мужские сидения для соболезнования, в целом укрепляющие ощущение связи между поколениями, почтение к старшим, память о родных, чувство солидарности и национального единения.

Выдающиеся исторические личности КБР

И конечно же, из такого устоявшегося, древнего народа, с его многовековой историей выходят выдающиеся люди, политические, религиозные и культурные деятели, которые непременно повлияли на развитие кабардино-балкарии. А также люди гор, который сделали альпинизм своим призванием. Множество балкарцев отличились упорством в покорении высочайших точек мира, неудивительно что первым покорителем Эльбруса был балкарец. Впервые Эльбрус был покорен 22 июля 1829 года кабардинцем Киларом Хашировым, проводником русской военной экспедиции под руководством генерала Георгия Эмануэля. В экспедицию входили геолог Адольф Купфер, физик Эмилий Ленц, зоолог Эдуард Менетрие, ботаник Карл Мейер, художник-архитектор Иосиф Бернардацци, путешественник Янош Бессе, проводники и группа казаков. Купфер, Менетрие, Мейер, Бернардацци повернули назад с отметки 4270. Ленц, казак Лысенков и проводник-балкарец Ахия Соттаев дошли до высоты 5300 метров. Дальше пошел один Килар Хаширов. Когда он достиг вершины, дали ружейный салют. После спуска его одарили ста рублями и отрезом на черкеску. Впоследствии в Пятигорском парке «Цветник» были установлены две памятные чугунные плиты. Следует также отметить что Ахия Соттавев проводил эту экспедицию в возрасте 80 лет, а умер в возрасте 125, чем и положил начало роду знаменитых кавказких долгожителей Соттаевых.

Несмотря на то что Киллар Хаширов по происхождению был карачаевцем, о нем тоже можно рассказать несколько удивительных фактов. Бывший пастух, в возрасте 56 лет, для которого восхождение на восточную вершину Эльбрус было все равно что мы сейчас добираемся на работу на общественном транспорте.В некоторых статьях упоминалось что при восхождении он хромал на обе ноги.

Генерал Эммануэль (начальник лагеря экспедиции) наблюдал за восхождением в подзорную трубу. По мере подъема вверх группа редела, люди не выдерживали недостатка кислорода и возвращались вниз. До седловины между вершинами дошли всего четыре человека: академик Э. Ленц, казак П. Лысенков и оба проводника. Здесь горная болезнь сломила волю Ленца и Лысенкова. Тогда Ахия Соттаев, как старший по возрасту из проводников (старшего у горцев слушаются беспрекословно), сказал Килару, чтобы тот шел на вершину, а сам стал сопровождать заболевших вниз.

Килар дошел до вершины один, и помахал с восточной вершины руками. Из лагеря ему ответили барабанным боем и ружейным салютом. Это событие документально подтверждено донесением генерала Эммануэля, отчетом академика Купфера и описано в книге венгерского путешественника и ученого Ива Бесе (наблюдавшего за ходом экспедиции).

Генерал Эммануэль наградил Килара Хаширова за достижение вершины денежной премией - 400 рублей серебром, а на Луганском заводе в ознаменование восхождения были отлиты две памятные чугунные доски. Одна из них установлена в Пятигорске, а вторая - в Нальчике.

Кайсын Кулиев - известный балкарский поэт, творчество которого можно причислить к тем значительным и ярким явлениям в литературе, которые оказывают влияние на ход развития всей мировой культуры.

Интерес к творчеству Кайсына Кулиева всегда был высок и с годами он не уменьшается.

Кайсын Шуваевич Кулиев родился 1 ноября 1917 г. в старинном балкарском ауле Верхний Чегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком, потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать.

В 1926 г. поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать лет стал печататься в газетах.

В 1935 г. Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошо образованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939 г., окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 г. выходит первая книга стихотворений «Здравствуй, утро!».

В 1940 г. Кулиев был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 г. бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах «Правда», «Красная звезда» и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты «Сын Отечества». Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов - «В час беды», «О тех, кто не вернулся»,«Перекоп».

В 1945 г. Кулиев уехал в Киргизию, где работал в Союзе писателей, писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами. В мае 1956 г. Кулиев приехал в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданию книги стихов «Горы»(1957); в этом же году в издательстве «Молодая гвардия» вышла вторая книга - «Хлеб и роза».

В середине 1950-х годов Кулиев вернулся в Нальчик, где, наконец, смог стать профессиональным литератором. Один за другим в свет выходят поэтические сборники: «Раненый камень», «Книга земли», «Вечер», «Вечерний свет», «Краса земная» и др. Скончался К. Кулиев в 1985 г.

Отличительная черта творчества Кайсына Кулиева, это поистинне странное качество нежности «горца» в его произведениях. Это хорошо, на мой взгляд, выразил А.Тарковский, делясь впечатлением о поэзии К.Кулиева: "… я стал искать в ней больше то, что называется местным колоритом. Я искал то, с чем мы сталкиваемся сплошь и рядом, когда имеем дело с поэзией малых народов, то, что является местным, ограниченным, что мы… принимаем за местный колорит. Этого я не нашёл. Потому что стихи Кайсына Кулиева - это настоящая поэзия. Кайсын Кулиев - поэт небольшого народа, вышедший на общечеловеческое поприще поэзии. Кайсын Кулиев говорит от лица своего народа. Он - поэт всего мира… Интересы всего человечества, очень широкие слои всего человечества нашли уста в этом поэте".

Дудов Абдуллах (АЙСАНДЫР) Халал-Улу.

Это был выдающийся карачаевский религиозный и общественный деятель, поэт, один из первых проповедников ислама в Карачае и Балкарии. Родился в ауле Хурзук Большого Карачая в семье карачаевских князей Дудовых.Вел активную миссионерскую деятельность по распространению мусульманства среди карачаевцев, в чем имел определенный успех (свидетельством тому является установленный факт применения арабского письма в Карачае. Считается, что он был первым кади Карачая, и Балкарии. Айсандыр Дудаланы (Дудов) активно участвовал в общественно-политической жизни народов Северного Кавказа. Несколько раз в конце XVII - начале XVIII века он содействовал мирному разрешению конфликтов между Кабардой и Карачаем. Айсандыр Дудаланы известен и как крупнейший поэт Карачая и Балкарии своего времени. До нас дошли его произведения: высокохудожественная этико-философская поэма «Карт Бабаны сезю» («Слово старого мудреца»), прекрасные переложения на карачаево-балкарский язык известных средневековых восточных поэм «Тахир и Зухра», «Нур-Мухаммад», «Лайла и Маджнун» и др.

С его именем связывают авторство первой карачаевской мусульманской поэмы «Иман-Ислам» («Вера-Ислам»), в которой на доступном языке изложены основы исламского вероучения, и популярной трилогии «Рождение Пророка», «Вознесение Пророка», «Смерть Пророка», написанной в форме религиозной поэмы. Следует также отметить, что умер он в 115 летнем возрасте.


Список использованной литературы.

1. Народы Кавказа / Ю.Д. Анчабадзе, Н.Г. Волкова

2. Мизиев И.М. Древнетюркские и карачаево-балкарские параллели в свете этнической истории

3. Мусукаев А.И. Из истории балкарской семьи

4. Лукьяев В.Б «А вы вернетесь верьте» Очерк-воспоминание репрессированного балкарского народа.

5. Народы Кавказа / Ю.Д. Анчабадзе, Н.Г. Волкова

6. Репрессированные народы: история и современность: М.Н. Кубанова

Христианович В.П. Из прошлого Кабарды и Балкарии.

7. Очерки истории балкарского народа // Гл. ред. А.В. Фадеев

8. Русско-Карачаево-Балкарский словарь. Суюнчева Х.И

9. Грамматика Карачаево балкарского языка. Н. А Баскаков

Loading...Loading...