Древние вепсы. Народ вепсы: фото, традиции, обычаи, внешность, национальный костюм, интересные факты. Генезис и история

ВЕПССКИЙ КОСТЮМ

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Самыми нарядными в мужской вепсской одежде были венчальные рубахи (paid). Их богато украшали вышивкой красными хлопчатобумажными нитями по подолу, вороту и рукавам, а под рукава подшивали кумачевые ластовицы. Такую рубаху для жениха, как правило, шила и вышивала невеста, у южных вепсов — его крестная мать. В конце прошлого века мужские рубахи в вепсских деревнях обычно красились в красный или синий цвет. Шились также рубахи из пестряди в сине-белую клетку (по 5-6 ниток на каждый цвет). Очень нарядными у вепсов были венчальные штаны (kadjad, kadgad) жениха. По покрою они не отличались от будничных, шились из белого тонкого сукна, а по низу штанин украшались широкой орнаментальной полосой (примерно 18-20 см) из красных нитей или нашитыми разноцветными ленточками и бахромой

Со второй половины XIX в. в мужской поясной одежде вепсов происходят изменения. При пошиве верхних штанов белый холст заменяют ткани фабричного производства темного или серого цвета. В начале XX в. появляется новый вид верхних штанов — узкие суконные брюки (štanad) с разрезом и застежкой на пуговицах спереди, а белые домотканые штаны (kadjad, kadgad) используются только как нижнее белье. В этот же период времени праздничный гардероб вепсского мужского населения пополняется костюмом, состоящим из «пары» (пиджака и брюк) или «тройки» (пиджака, жилетки и брюк). Такой костюм одевается с рубахой-косовороткой из ситца или кумача.

Новые виды одежды мужчины приобретали во время отхожих промыслов в города или заказывали у местных или заезжих портных. Верхняя мужская одежда вепсов второй половины XIX — начала XX в. представлена несколькими видами. Наиболее ранний из них — кафтан (kauhtan, kouhtan) из серого или темного сукна или полусукна. Кафтан имел халатообразный покрой, при котором спина, полы и рукава выкраивались прямыми. Этот вид одежды шился без воротника и без пуговиц или с одной пуговицей вверху. Мужчинами употреблялись также шейные платки (kaglan paik).

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

В 80-х годах XIX в. основным типом повседневной и праздничной одежды вепсских женщин был сарафанный комплекс, в который, помимо сарафана, входили рубаха, душегрейка, шугай, передник. Основной элемент комплекса — сарафан, как и его название (sarafon), были заимствованы вепсами от русских. Как правило, под таким названием у вепсов фигурировал тип прямого сарафана, сшитого из 4-5 полотнищ, собранных на обшивке, с узкими длинными лямками и небольшим разрезом на груди. К его подолу пришивалась оборка. Праздничный сарафан шился из ярких покупных тканей — ситца, шелка, кашемира, гаруса; будничный — из домотканого холста, обычно окрашенного в синий цвет. О распространении более раннего типа сарафана среди вепсов — косоклинного — сведения отсутствуют.

Сарафан одевался на рубаху (paid), состоящую из двух частей: станушки — нижней части, сшитой из четырех полотнищ домотканого грубого белого холста, и рукавов, изготовленных из фабричных тканей (ситца, кумача, ластика). Рукава кроились широкими, пришивались непосредственно к вороту, а у локтя собирались в мелкую сборку. Под рукава подшивались ластовицы квадратной или ромбовидной формы. Ворот такой рубахи делался круглым или четырехугольным, со сборками и обшивался бейкой. Спереди он застегивался на одну пуговицу.

Подол рубахи украшался орнаментом, размер и красочность которого зависели от возраста женщины и назначения этого вида одежды. Повседневные рубахи пожилых женщин вообще не вышивались или имели невзрачный узор. Женские праздничные рубахи по сравнению с будничными отличались более богатой орнаментацией. Во время праздников каждая женщина стремилась показать нарядный узор на своей рубахе, заткнув за пояс подол сарафана или юбки. В будни, напротив, вышивка скрывалась под одеждой. Вепсянки Прионежья в праздничные дни иногда надевали на себя по две рубахи и более, так, что вышитые края располагались рядами друг над другом, образуя широкое орнаментальное полотно.

В прошлом веке праздничным элементом южно-вепсской женской одежды являлись нижние льняные юбки, украшенные вышивкой (poutnasine jupk). Они шились из пяти полотен белого холста на вздержке. Юбки носились под шелковым сарафаном поверх вышитых рубах. При этом рубахи украшались по подолу геометрическим орнаментом, а юбки — растительными, анималистическими и антропоморфными узорами.

Обувь, как и одежду, вепсы изготавливали вручную. Уникальна зимняя вепсская обувь — пьексы, ботинки с поднятым носиком, который с помощью веревочки крепился к лыжам (вепсы были прекрасными лыжниками).

Местные сапожники самостоятельно обрабатывали кожу и шили сапоги, плели лапти из лыка и бересты. Интересно, что вепсы, как и карелы, шили обувь на одну ногу, не различая правую и левую.

Вепсы - малочисленный финно-угро язычный народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. С апреля 2006 года входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Самоназвание - вепс (бепс), также называют вепсов и соседние народы (ф. veps?, рус. вепс и т.д.). Происхождение слова неясно: возможно, мы имеем здесь дело с каким-то старым этнонимом, восходящим к довепсскому населению Межозерья. Впервые встречается, как принято считать, ещё у Иордана (VI век н.э., информация относится к более раннему периоду) в виде первой части загадочного названия народа Vasinabroncas. Др.-рус. Весь ‘вепсы’ используется в «Повести временных лет» при описании событий IX века. Не очень ясно, следует ли соотносить с вепсами далёкий народ вису, живущий на север от Волжской Булгарии в краю, где бывают белые ночи, о котром повествуют сочинения арабских и персидских средневековых географов (уже у ибн Фадлана в нач. X века). В западноевропейских источниках вепсы впервые упомянуты под именем Wizzi у Адама Бременского (конец XI века).

Старые русские названия вепсов: Чудь (примерно с XII века употребляется вместо Весь), чухари (от чудь) и кайваны (также - название карел) - последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны ‘квены; норвежцы», ф. kainuu).

Судя по широкой известности этно- и топонимов, производных от veps, в источниках IX-XIII веков, по той роли, которую играла Весь в ранней истории Древнерусского государства, это был весьма многочисленный и сильный народ. Нестор-летописец указывает на Белоозеро как на центр, где первоначальным населением была Весь. Вероятно, судя по археологическим памятникам (культура курганов приладожского типа) и топонимике, древнейшей территорией обитания вепсов было Межозерье -треугольник между Ладожским, Онежским и Белым озёрами, куда, как следует думать, они продвинулись ещё во второй половине I тыс. н.э. с запада или северо-запада, вытеснив или ассимилировав более древнее население, оставившее топонимы, которые можно рассматривать как саамские. На достаточно дальние связи вепсов в прошлом на востоке (если не о проникновении каких-то их групп на восток вплоть, возможно, до Северной Двины и Мезени) указывают, во-первых, упомянутые выше известия о них в трудах арабских географов, писавших о Волжской Булгарии: по крайней мере Абу Хамид аль-Гарнати (род. в 1070 г.) сообщает о том, что лично встречал группу купцов из народа вису - беловолосых и голубоглазых, одетых в меховые одежды и пьющих пиво, в Булгаре. Во-вторых, либо на былое проникновение заметных групп населения, говоривших на прибалтийско-финских языках, скорее всего - карельском или вепсском, либо на систематические торговые связи средневекового населения бассейнов рек Мезени, Вашки и Вычегды с этими народами указывают достаточно многочисленные прибалтийско-финские заимствования в коми-зырянских диалектах, прежде всего в самом западном из них, удорском, и прибалтийско-финская этимология др.-рус. Перьмь. О возможном наличии каких-то относительно крупных прибалтийско-финских анклавов в районе устья Северной Двины свидетельствуют и сообщения скандинавских саг о Биармии (Bjarmaland), которую викинги посещали в течение IX-XIII веков, и локализация которой сдвигалась на восток по мере продвижения всё дальше на восток походов викингов: от южного побережья Кольского полуострова в IX веке до устья Северной Двины в более поздний период.

Как уже было сказано, Весь принимала участие в самых ранних событиях русской истории, в частности в «призвании варягов» в IX веке. По-видимому, с XI века земли вепсов начинают захватываться новгородскими феодалами и здесь начинает распространяться православие. В XI-XII веках часть вепсов, очевидно, смешалась с переселявшимися в Прионежье карелами, была ассимилирована ими и вошла в состав карел-людиков. Процесс ассимиляции вепсов карелами в Прионежье продолжался и в более поздние эпохи.

Примерно с XIII-XIV веков, когда, с одной стороны, старые торговые связи Восточной Европы, в которых вепсы играли важную роль (путь «из варяг в греки», торговля по Волге через Волжскую Булгарию), оказались разрушены вследствие монголо-татарского нашествия, а, с другой стороны, между Новгородом и Швецией устанавливается более или менее твёрдая государственная граница, территория обитания вепсов - Межозерье становится своего рода медвежьим углом, и Весь перестаёт быть одной из важнейших этнополитических единиц Северной Руси. На севере своей этнической территории вепсы постепенно включаются в состав карел-людиков, значительная часть их, живущая в более оживлённых местах вдоль дорог и водных путей, по-видимому, ассимилируется русскими. Всё это приводило, с одной стороны, к сокращению территории обитания вепсов и их численности, с другой - к сохранению у них более консервативного уклада жизни.

Традиционное занятие вепсов - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы. Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.

До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с «веселением» покойника.

В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими.

К XIX веку вепсы представляли собой в основном крестьянское население (государственные и помещичьи крестьяне), часть их была приписана к Олонецким заводам, прионежские вепсы занимались каменотёсным промыслом, работая в качестве рабочих-отходников и в Финляндии, и в Петербурге. Уже в этот период в публикациях о вепсах отмечается падение авторитета родного языка и распространение русского, особенно – среди молодёжи.

В 1897 г. численность вепсов (чуди) составляла 25,6 тыс. чел., в том числе 7,3 тыс. проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 г. вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии. С 1950-х гг. ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 г. в СССР проживало 8,1 тыс. вепсов. Однако, по оценкам карельских учёных, реальная численность вепсов была заметно больше: около 13 тыс. в СССР, в том числе 12,5 тыс. в России (1981 г.). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 г. в СССР проживало 12,1 тыс. вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов (Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского).

По названию бывших административных районов, а также рек и озёр, вепсы делятся на ряд групп: шелтозерские (прионежские) в Карелии, шимозерские и белозерские в Вологодской области, винницкие (оятские), шугозерские и ефимовские в Ленинградской области.

Общая численность в России - 8 240 человек согласно переписи 2002 года, но эта цифра представляется заниженной.
В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии (с 01.01.2006 г. упразднена). Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три сельсовета. Бывший центр волости - село Шёлтозеро - расположено в 84 км от Петрозаводска. Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.

В повседневной жизни и на школьных уроках мы знакомимся с историей своей родины, изучаем народы России. Вепсы же по какой-то причине остаются забытыми. На самом деле мы говорим о многонациональной России, не задумываясь о ее корнях. На вопрос: «Что вы знаете о вепсах?» - практически каждый ответит, что это почти вымершая народность. Досадно то, что люди перестали интересоваться особенностями культуры, традиционной деятельностью и обычаями и верованиями давней народности. Несмотря на это, многие осознают, что в них, возможно, течет вепсская кровь, а это говорит о том, что народ вепсы является частью истории многих семей, поэтому его ни в коем случае нельзя забывать, ведь так вы собственноручно уничтожаете свое прошлое. Задумывался ли кто-нибудь, что именно древним народам России мы обязаны процветанием нашего края, поэтому забыть вепсов - все равно что вырезать частичку истории страны.

Кто же такие вепсы?

Это сравнительно небольшая народность, которая проживает в пределах Республики Карелии. Чаще всего народ вепсы, подражая некоторым группам южных карел, называет себя словом "лядиникад". Только единицы используют этнонимы "бепся" или "вепсь", поскольку они издавна известны родственным народам. Официально вепсов называли чудью, а вот в быту использовали названия с пренебрежительно-уничижительным оттенком: чухари или кайваны.

История появления карельской народности

Народ вепсы официально называли чудью до 1917 года. Более древнее название вепся в 20 столетии почти нигде не было зафиксировано. В сочинении историка Иордана, датируемом 6 веком нашей эры, можно встретить упоминания о предках вепсов, также о них говорится и в арабских источниках, в "Повести временных лет" и в работах западноевропейских авторов. К археологическим памятникам древней народности относят множество курганных могильников и отдельных поселений, появившихся в 10 - начале 12 века на территории Приладожья, Прионежья и Белозерья. Вепсы принимали участие в формировании русских коми. В 18 столетии карельский народ приписали к Олонецким оружейным заводам. В 30-е годы в начальной школе пытались внедрить уроки вепсского языка. В конце 1980-х в некоторых учебных заведениях возобновилось преподавание языка, даже появился специальный букварь, однако большая часть народа общается и думает по-русски. В это же время возникает движение, основной целью которого было возрождение вепсской культуры.

Традиционно вепсы занимались пашенным земледелием, а вот животноводству и охоте отводилась подсобная роль. Огромное значение для внутрисемейного потребления играли рыбная ловля и собирательство. Развитие отходничества и бурлачества на реках началось во второй половине 18 столетия. Гончарный промысел развивался на реке Ояти. Во времена Советского Союза северные вепсы начали заниматься промышленной разработкой декоративного камня, в животноводстве появилось мясо-молочное направление. В городах проживает 49,3 % населения, многие трудятся в лесозаготовительной промышленности.

Корнями вепсский народ уходит в глубокую древность. Наиболее важные события связаны с одним из самых крупных форпостов государственного значения - Ладогой, позже историческое прошлое переплеталось с Новгородским государством.

Место проживания

Согласно современным источникам, карельский народ заселял юго-запад Прионежья в юго-северном направлении, начиная от села Гимрека (северные вепсы). Наиболее крупными пунктами нахождения считаются Рыбрека, Шелтозеро и село, расположенное в 60 километрах от Петрозаводска, - Шокша.

Многие деревни находятся в течении реки Ояти, причем границы совпадают с Винницким районом Ленинградской области. Наиболее значимыми пунктами являются Озера, Ярославичи, Ладва и Надпорожье.

На северном и восточном склонах Вепсской возвышенности разместилось одно из самых крупных поселений - Шимозеро, однако многие люди переселились южнее: в Мегру, Ошту и Вознесенье.

В притоке Мегры локализовалось скопление деревень, получивших название Белозерский. Находится оно в 70 километрах от Белого озера. Самым крупным поселением считается Подала.

В притоке Чагодиши находится населенный пункт Сидорово, где проживают ефимовские вепсы. Шугозерская группа расположилась недалеко от истоков и Капши.

Пища и утварь

В рационе вепсов сочетаются новые и традиционные блюда. Хлеб у них довольно необычный, с кислинкой. В последнее время его все чаще стали покупать в магазинах. Помимо основной выпечки вепсы готовят рыбные пироги (курники), калитады - открытые пирожки с пшенной кашей или картофельным пюре, всевозможные колобки, ватрушки и блины. Что касается похлебок, то наибольшее распространение получили щи, различные супы и уха. В повседневный рацион вепсов входят каши, для приготовления которых используется ржаная крупа (пудр). Нравится карельскому народу и овсяный кисель. Из сладких блюд распространены брусничный сок и солодовое тесто. Как и во всей России, вепсы любят хлебный квас и ячменное пиво. Пивоварение проводится дважды в год, к приближающимся праздникам. А вот в обычные будни вепсы наслаждаются крепким чаем.

Не отстало от цивилизации и практически забытое всеми население. В настоящее время они могут свободно приобрести в торговой сети товары, о которых приходилось раньше только мечтать (конфеты, колбаса, сахар, печенье), а о существовании некоторых продуктов вепсы даже не догадывались (макароны, консервы и фрукты). Наибольшее количество продуктов приобретают в магазинах люди, проживающие в лесных поселках. На сегодняшний день народ вепсы знаком и с новыми блюдами (борщ, гуляш, пельмени, винегрет).

Занятия и быт

Как говорилось ранее, земледелие было основой хозяйства, хотя и скотоводство занимало весомое место. В середине 19 столетия началось масштабное развитие лесозаготовительного промысла. Сельхозпроизводство ориентировалось преимущественно на мясомолочное направление в животноводстве.

На территории, где проживали вепсы, не было промышленных производств, что стало причиной оттока большого количества трудоспособного населения в районы с ярко выраженной индустриально-производственной специализацией. Для поселений характерно свободное планирование. Расположение жилища определялось сложной рельефной местностью и контурами береговой линии.

Традиционное жилище

Изба обычно возводилась на высоком подклепе, где находился погреб согласно традиции народа. Вепсы для стен своих жилищ использовали бревна лиственничных пород. Главная особенность традиционной вепсской избы - Т-образная планировка. Под одной крышей размещались жилая часть и двухэтажный двор. Более обеспеченные вепсы (народ, интересные факты из жизни которого мало кому известны) строили дома с широкими, обрамленными ступенчатыми наличниками окнами, слегка вдавленными вглубь стены. Фасад здания непременно смотрел на дорогу, причем все соседние избы стояли ровно в ряд. Каждый самостоятельно придумывал украшение для своего жилища: у некоторых под коньком крыши располагался резной балкончик.

Внутреннее помещение двухсторонним шкафом-буфетом с чайной посудой и другими делилось на 2 части. На одной линии с так называемой перегородкой находилась русская печь - центр избы. Этот неотъемлемый атрибут карельского народа использовался не только для обогрева, но и для отдыха и сушки одежды. Вепсы свято верили, что под печью живет домовой (пертьижанд).

В каждой избе был святой угол, в верхней части которого ставились иконы, а в нижней хранились иголки с нитками и узелки с солью. Другие мелкие предметы, включая деревянную и глиняную посуду, помещали в шкаф-посудник. Согласно финской планировке стол занимал место у стены фасада. Освещалась традиционная изба вепсов керосиновой лампой. Обязательным атрибутом дома была деревянная детская люлька. Как правило, в женской половине недалеко от кровати размещались диван и сундук, в некоторых избах у окна устанавливался

Одежда

Традиционная вепсская домотканая одежда не изготавливается с начала 30-х годов. Распространенным стал общегородской костюм. В былые времена вепсы ходили на работу в штанах и коротком кафтане, надетых сверху белья. Женская одежда была по крою идентична с мужской, только под низ обязательно надевались рубаха (ряццин) и юбка.

Вепсы, народ (фото представлены в данном материале), проживающий в Карелии, на праздники одевались нарядно. Женщин можно было увидеть в ярких кофтах-казачках и юбках с фартуками. В качестве головного убора служил платок, а замужние представительницы слабой половины человечества обязательно должны были носить еще и повойник. Обувь преобладала кожаная, берестяные лапти, или вирзут, использовались только для работы.

Покрой и материал, используемый для пошива одежды, очень близки к северновеликорусским, но со многими довольно самобытными чертами. Так, в сарафанах можно было увидеть только вепсов, проживающих на юге Карелии, а вот женщин Прионежья - в продольно-полосатых юбках. Мужчины зимой носили шапки из меха зайцев и шейный платок (каглан пайк).

Сегодня народную одежду не носит народ вепсы, сохранился только у пожилых людей. Из традиционного по-прежнему используются головные платки, полусуконные кафтаны, шерстяные юбки и вязаные изделия.

Вепсы (народ): внешность и раса

Древняя карельская народность - часть с уральской примесью. Вепсы небольшого роста, со средним размером головы, лицо у них немного уплощенное, лоб низкий, нижняя челюсть слегка расширена, скулы выступают, кончик носа приподнят, также характерен небольшой рост волосяного покрова на нижней части лица. Волосы жителей республики Карелии прямые, преимущественно светлые.

Верования

Не утратил своих национальных особенностей удивительно добрый народ вепсы. Кратко о традициях и обычаях вы узнаете немного позже, а сейчас хотелось бы поговорить о поверьях. Вепсы преклонялись перед елью, можжевельником, рябиной, ольхой, они верили в существование домового, водяного, дворового и других хозяев. В 11-12 веках среди вепсов распространилось православие, но дохристианские верования долго сохранялись.

Культура

Из фольклорного жанра популярностью пользовались пословицы, частушки, былички и различные предания о завоевателях. В начале 20 столетия на смену кантеле пришла гармонь с минорным ладом. Вепсы занимались резьбой по дереву, плели из бересты, лепили из глины, вышивали и ткали.

Средства передвижения

В соседние районы вепсский народ добирался преимущественно на автомобильном транспорте, а вот поселения и Ленинград связывало авиационное сообщение. Южные вепсы до станции Заборье могли воспользоваться железной дорогой лесокомбината. В некоторых районах перемещение было возможным только на тракторе с прицепом. Долблеными осиновыми лодками пользовались проживающие на небольших речках вепсы. Народ (фото и интересные факты из жизни приводятся в данном материале) передвигался и на челноках (хон-гой), на бортах которых были прикреплены бревна-поплавки.

Традиции и обычаи вепсов

Обычаи народов (вепсы не исключение) могут рассказать о них много полезной информации. Играли свадьбу жители республики Карелии зимой, но только перед этим совершалось сватовство. В случае отказа девушка должна была в угол своего жилища бросить 3 полена. Если же сватовство закончилось согласием, родители невесты отправлялись в гости к жениху для осмотра дома и хозяйства. Перед свадьбой молодых обязательно должны были благословить родители.

Похороны у вепсов заключались в двух типах: первый предусматривал оплакивание покойного, а второй - "развеселение" умершего.

Так получилось, что родился я в деревне Володино, Вологодской области, Бабаевского района.

В 40 км. от нас есть посёлок Пяжелка...

Глухие медвежьи места, где живут Вепсы. Все мои Бабушки - Дедушки, Дядьки и Тётки как раз родились на территории, где обитали Вепсы.

Поэтому, я считаю, что я есть Вепс.

Поэтому и защищаю здесь Вепсов, которых как и всех нас, настоящих Русских язычников, некоторые КонтоДятлы называют долбославами, псевдородноверами, неоязычнитками и всякими другими нехорошими словами...всё строго по госдеповской методичке...

Ниже кратко про Вепсов... Хотя писать о них можно бесконечно...


Вепсы — это небольшая финно-угорская народность, до 1917 года в официальных документах Российской империи именовавшаяся чудью.


Чудь - Вепсы

Язык - смесь карельского, финского и русского....

Зима,Стужа..

Рыбалка мерёжами...

Баня по-чёрному...

Блины да Каккары...



Скорее всего, дело здесь в русских летописцах, которые ввели этот термин в деловой оборот во избежание путаницы, т. к. у славян слово «весь» обозначало «село» (например, белорусские эквиваленты: деревня — вёска, сельский — сельскi, вясковы). Поэтому «вепсы» — современный этноним, получивший широкое распространение уже в наши дни.

Хотя, если верить историкам, одно из первых упоминаний о вепсах, или точнее, — о племени вас, принадлежит перу остготского историка Иордана. А это, между прочим, — VI век нашей эры. Четырьмя столетиями позже, в X веке, этноним вису использует в своих трудах арабский историк Ибн Фадлан. А с XI века название «весь» появляется и в русских летописях. Хотя встречается оно довольно редко.


Как уже упоминалось, значительно чаще в таких русских источниках, как писцовые книги или жития святых используется иное наименование древних вепсов, позже ставшее официальным, — чудь.

Сейчас трудно сказать что-то конкретное по поводу происхождения и исторической родины этого народа, но очень похоже на то, что вепсы обособились от иных прибалтийско-финских народов во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры. В то время они занимали часть территории юго-восточной Прибалтики, о чем косвенно свидетельствует современное название Чудского озера, имеющего один корень с прежним, официальным наименованием вепсов.


Именно оттуда, с юго-востока Прибалтики, вепсы начали постепенно перемещаться севернее и северо-восточнее, о чем говорят раскопки курганных могильников X—XIII вв.еков в юго-восточном Приладожье, которые, как выяснилось, являются именно древневепсскими захоронениями.

Уже из Приладожья вепсы двинулись севернее и восточнее. Их переселение шло, по всей видимости, несколькими этапами-волнами. И у каждой такой «волны» была своя судьба.

Так вепсы, проникшие в XII—XIII вв.еках в районы, расположенные севернее реки Свирь, были полностью ассимилированы проживавшими там карелами и дали начало двум самостоятельным ветвям карельского этноса — карелам-ливвикам и карелам-людикам. Самые восточные из вепсских переселенцев, полностью растворившись среди коренных народностей тех мест, всё-таки оставили свой заметный след в формировании западных коми.


Вепсы, которые сохранили свою национальную самостоятельность, к последней трети XV века расселились вокруг Онежского озера (в Обонежье) и в Заволочье — области в бассейне рек Северной Двины и Онеги (за волоками, связывающими в единую транспортную артерию Онежское, Белое озера и реку Шексна ).

Правда, одно время считалось, что вепсы как народность исчезли, что они полностью растворились в живших с ними по соседству карелах, коми, славянах. Только выдающемуся языковеду, историку и этнографу, русскому академику финского происхождения Андрею Михайловичу (Андерсу Йохану) Шёгрен у удалось установить, что это далеко не так.


В ходе продолжавшейся с 1824 по 1829 год экспедиции, организованной в целях изучения языков Русского Севера, родственных финскому, а также истории и традиций людей, разговаривающих на этих языках, он убедительно доказал всем пессимистам, что нет — живы ещё вепсы!

Так же, как и жив их язык — самостоятельный, оригинальный и отнюдь не являющийся диалектом финского. Впервые численность вепсов определена по материалам переписи (ревизии) 1835 года академиком Петром Ивановичем Кёппеном . По его данным, на тот момент времени их проживало: в Олонецкой губернии — 8 550, в Новгородской — 7 067 человек.

А всего на территории европейской части России — 15 615 вепсов. К сожалению, за прошедшее время (а это почти 18 десятилетий!) вепсов у нас в стране не стало больше. По последней переписи 2010 года их численность составляет 5 936 человек.


Большая часть из них, так называемые северные (или прионежские) вепсы , проживает на юге Карелии (юго-западное побережье Онежского озера). В 1994 году здесь даже была образована Вепсская национальная волость с центром в селе Шелтозеро, включавшая в себя 14 населенных пунктов.

Однако с 1 января 2006 года, после вступления в силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» эта административно-территориальная единица упразднена и сейчас на территории Прионежского района Карелии три вепсских сельских поселения — Шокшинское, Шелтозерское и Рыборецкое.


Всего, по данным переписи, в Карелии живет 3423 вепса. Но больше половины из них — в столице республики, Петрозаводске , где их численность составляет менее 1% от всего населения города. Соответственно, уже сейчас можно сказать, что при таких условиях северные вепсы обречены на неизбежную ассимиляцию, которая может произойти уже в самом ближайшем будущем.

Вторая группа, средние (оятские) вепсы — проживает на северо-востоке Ленинградской и северо-западе Вологодской областей. Это район истоков реки Паша, верхнее и среднее течение реки Оять. Третья группа — южные вепсы, территориально отнесена к востоку Ленинградской и северо-западу Вологодской областей (южные склоны Вепсовской возвышенности).

Самая большая по площади территория, на которой живут вепсы, расположена на стыке трех административных районов Ленинградской области — Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского. Но по численности… Это 1672 человека. Ещё 76 вепсов проживает на территории Лодейнопольского района. Остальные 271 человек — в других районах Ленинградской области.


Все вепсы Вологодской области (412 человек) живут на территории единственного района — Бабаевского, в котором находится одно национальное сельское поселение — Куйское (деревни Кийно, Никонова Гора).

В общем, всё достаточно грустно. Поэтому, наверное, нет ничего удивительного в том, что специальным распоряжением Правительства России в апреле 2006 года вепсы включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а уже в 2009 году вепсский язык отнесен ЮНЕСКО к категории исчезающих .

На этом, в целом, довольно грустном фоне, яркими, дарящими какую-то надежду звездочками горят усилия энтузиастов, благодаря которым сохраняются не только материальное наследие, традиции народа, но и память о такой непростой его истории.

Одной из таких звездочек является Вепсский этнографический музей в селе Шелтозеро.


Вепский историко-этнографический музей в селе Шёлтозеро.

Так что — не будем о грустном. Надежда всегда умирает последней. Но если она не умерла…

Значит, живы ещё вепсы! Как живы их язык, обычаи, традиции.

Очень характерная личность и обстановка... Именно так мы и жили...


Не так далеко от Петрозаводска живут вепсы - малочисленный финно-угорский народ. Когда-то их ещё называли весь или чудь. Познакомиться с ними поближе можно в селе Шёлтозеро (Šoutjärv") Прионежского района Карелии.

1. Если поехать от Петрозаводска вдоль Онежского озера в сторону Свири и Ленинградской области, через какое-то время на привычных дорожных указателях будут появляться жёлтые таблички с непонятными на первый взгляд названиями и переводом.

До 2005 года в этой части Карелии была Vepsän rahvahaline volost’ - Вепсская национальная волость (ВНВ). В 1920-х годах вепсы здесь составляли почти 95 % населения. В целом тогда их насчитывалось более 30 тысяч, но потом численнность вепсов резко упала.
Теперь в Карелии их живёт чуть более 3 тысяч человек и ещё примерно столько же в других регионах - Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской обалстях.

2. В бывшем центре ВНВ - селе Шёлтозеро (Šoutjärv") - сохранился дом Мельникова начала 19-го века

3. Сейчас в нём Шелтозерский вепсский этнографический музей. Здесь собраны материалы о традициях и культуре вепсов

4. Вепсы бывают

Северные (прионежские), живущие на юго-западном побережье Онежского озера в бывшей Вепсской национальной волости,

Средние (оятские) вепсы из верхнего и среднего течения реки Оять (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные (с востока Ленинградской области и северо-запада Вологодской).

Сами себя они называют vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad (вепсь, бепся, людиникад, вепслайне)

5. У вепсов есть свой язык, более всего близкий к финскому, карельскому и почти уже не существующему ижорскому (на нём говорил народ ижора из Ленинградской области)

6. Алфавит на основе латиницы

7. Азбука, книги для учения.

В 1937 году советская власть нанесла удар и по вепсам. Вепсская культура и язык запрещены, вепсские школы, учебники сожжены, интеллигенция оправлена в лагеря. Началась принудительная ассимиляция вепсов, результат которой хорошо виден в падении численности населения и забытии традиций

8. Слева - Элиас Лённрот, финский лингвист и фольклорист. Больше всего он известен как собиратель и составитель карело-финского эпоса "Калевала", но он же был и первым учёным, изучавшим вепсский языка.

Отрывок из мифа. Вообще, в отличие от большинства других прибалтийско-финских народов, у вепсов не сохранилось эпосов и сказаний, похожих на карельскую "Калевалу" или эстонский "Калевипоэг"

10. Наиболее ранние упоминания вепсов известны с 6 века. Сведения о вепсах сохранились в арабских источниках, русских летописях (с 9 века), Повести временных лет. Вепсы входили в союз со словенами и кривичами, ставший основой для формирования Древнерусского государства

12. В фольклоре вепсов много волшебных, бытовых и сатирических сказок, разнообразных пословиц, поговорок и крылатых выражений

13. Свадебные традиции. До 1917 сохранялись древние социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. До 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава - старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин). Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду

14. Традиционные заниятия - земледелие, охота и рыболовство

15. Рыба (различные блюда и пироги-рыбники) входила в традиционную пищу вепсов. Кроме неё, это кислый хлеб, пирог курник и "калитки" - ржаные ватрушки. Из напитков были распространены пиво (олуд) и хлебный квас

16. Традиционные жилища похожи на северорусские, но у вепсов финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы

20. У вепсов есть свой флаг. Жалко, не висит на домах, как у их родственников - малочисленного народа , близких к эстонцам

21. С конца 1980-х интерес к вепсам повышается. Люди начинают назвать себя вепсами, появляются вепсские конференции и Общество вепсской культуры. В школах началось изучение вепсского языка, изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Сейчас в Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. Создана вепсская фолк-группа "Noid", исполняющая традиционные песни.

По словам работников музея, у вепсов сейчас есть интерес к родной культуре. Многие с удовольствием учат язык, а в отдельных сёлах сохранились отголоски традиций. Например, после посещения кладбищ бабушки до сих пор могут помыть руки

22. Один из вепсских символов - вепсский петух

23. Кстати, сами работники музея - вепсы. Они разговаривают между собой на вепсском языке.

Вепс в национальном костюме - экскурсовод музея Евгений

24. Одна из основных периодическим вепсских газет - "Kоdima". Издаётся уже 25 лет

Loading...Loading...