Удмуртские символы и их значения. Из истории государственных символов удмуртской республики. Вышивка южных удмуртов

"Человеко-птица" - главный элемент нового герба республики, так же, как и восьмиконечный солярный знак- "толэзе", занимающий центральную часть на новом флаге, уходит корнями в далекое прошлое. И в этой республике, как и во многих других, предпочтение отдали проекту художника, который сумел, обновив, возродить древнюю символику, наглядно выразив общее желание всех, кто населяет этот край, хранить память о своих корнях.

Флаг

Из общего количества проектов новых государственных символов Удмуртии, поступивших на рассмотрение комиссии, поощрительных премий удостоились соавторы В.Ковальчуков, главный дизайнер госпредприятия "Ижевский механический завод", и Е.Шумилов, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Удмуртского государственного университета. Их проект исполнен в нескольких вариантах, но в том и другом - в центре и флага и герба - италмас (удмуртское название цветка купальницы из семейства лютиковых - растения с крупными желтыми или оранжевыми цветами). Остановив свой выбор на италмасе, авторы исходили из того, что в удмуртском фольклоре образ девушки, матери, родины - один из самых лирических образов - часто связан с италмасом. Второе название цветка у удмуртов, чаще северных. - гудырисяська, переводится как "громовой цветок", поскольку во многих фольклорных произведениях повествуется о том, как погубивший его оказывается пораженным громом. Так образ девушки, матери, родины как бы находится под охраной мощных природных сил.

Италмас - неброский, скромный цветок, но авторы сочли, что именно он способен наиболее полно выразить характер удмуртского народа, сформированный такой же сдержанной природой.

В центре первого проекта располагалось зеленое кольцо, как образ удмуртского луга (поскольку, по мнению авторов проекта, слово "удмурт" означает "луговой человек"). Во всю длину флага проходили верхняя белая и нижняя алая полосы. Средняя полоса от древка до зеленого кольца была черной, от кольца до свободной кромки флага - лазоревой. Таким образом авторы хотели соединить в одном полотнище удмуртский национальный и Государственный флаг Российской Федерации. В середине зеленого кольца был помещен золотой круг с черным контурным рисунком цветка италмас (купальницы европейской).

Второй проект предусматривал такое же решение в отношении композиции цветных полос, но вместо зеленого кольца с золотым кругом и италмасом предусматривалось изображать в центре флага золотой круг с небольшим красным кружочком в центре, которые бы повторяли удмуртский национальный узор "питыри".

Третьим вариантом было изображение золотого цветка италмаса в зеленом кольце на бело-черно-алом полотнище, при этом внутри кольца полосы по ширине совпадали с полосами на флаге, но повторяли цвета российского флага, белый, лазоревый, алый.

Четвертый проект этих авторов под девизом "Кольцо флагов - 2003" предусматривал, что на бело-черно-красное полотнище удмуртского национального флага будет вшит у древка треугольник в бело-лазорево-алых цветах российского флага, отделенных тонкой золотой каймой от остальной части полотнища.

Проект К.Галиханова представлял собой полотнище из трёх вертикальных полос: черной, белой и красной; на белой широкой полосе (3/5 длины полотнища) изображался стилизованный национальный орнамент. (информация Д.М.Сахарных)

Цвета российского флага - белый, красный и синий, - как считали авторы, используются и у удмуртов, правда, в других сочетаниях. Что же касается зеленого круга или кольца, появившихся в их проекте флага, - цвета ислама, - то это известная дань уважения татарам, проживающим в Удмуртии. Ведь и флаг и герб создавались не для удмуртов, а для Удмуртии. В соответствии с таким подходом государственные символы должны вдохновлять и объединять всех граждан республики. Авторы этих государственных символов к тому же следовали правилам немецкой геральдики, в соответствии с которыми цвета герба непременно должны переходить во флаг. И зеленые листья в гербе поддерживают зеленый круг и кольцо.

Проекты В.Ковальчукова и Е.Шумилова вызвали возражение прежде всего тем, что они копировали приемы, по которым создавалась советская символика: когда флаг и герб автономных республик повторял символы союзных республик, а они, в свою очередь, - союзный флаг и герб. Высказывались возражения и против центрального символа - италмаса - слова явно тюркского происхождения, в котором второй компонент - алмас - соответствует русскому "алмаз" и происходит из арабского языка, куда оно пришло из греческого. Это слово стало популярным после выхода в свет поэмы "Италмас" удмуртского писателя М.Петрова.

Но поскольку лютик растет на огромных просторах от Сибири до Западной Европы, многие оппоненты сочли, что этот цветок не может олицетворять лишь удмуртскую государственность.

Не приняли оппоненты и желтый цвет, чуждый для традиционной палитры удмуртского и финно-угорского искусства вообще.

В.Напольских, доктор исторических наук, заметил при обсуждении проектов, что трактовка самоназвания удмурт как "лугового человека" неточна. Слово "мурт" действительно переводится как "человек" однако "уд" следует толковать скорее как "росток, всходы, молодая поросль".

Первую и еще одну поощрительную премию присудили Ю.Лобанову, выпускнику художественно-графического факультета Удмуртского государственного университета, художественному редактору журнала "Инвожо", работающему в жанре этнофутуризма (направление, тяготеющее к язычеству и опирающееся на древнюю национальную символику).

Исходя из преобладающих цветов традиционной одежды, победитель конкурса предложил флаг в виде трехцветного полотнища с равновеликими горизонтальными полосами: верхней - белой, средней - красной и нижней - черной. Выступив в печати с обоснованием своего варианта, автор объяснил, чем продиктован его выбор. Черный цвет у удмуртов связывается с землей, на которой рождается, живет и умирает человек, это цвет стабильности. Красный - цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца. (Удмурты, как и русские, называют солнце красным, а не желтым.) Он также символ борьбы, символ крови и братства. Белый цвет символизирует "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты, святости, вечности.

В середине флага, на красной полосе (которая выступает символом Солнца) находится "толэзе" - восьмиконечный солярный знак, один из самых распространенных орнаментальных мотивов удмуртов, талисман-оберег, ограждающий от всяческих невзгод. Таким образом, получилось, что удмуртов как бы оберегают два светила: днем - солнце, а ночью - луна.

После доработки 3 декабря 1993 года Президиум Верховного Совета утвердил положение о новом символе:

"Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного цветов (от флагштока на лицевой стороне или слева направо, если флаг размещается в развернутом виде). Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

В центре белой полосы иэображен восьмиконечный солярный знак красного цвета, не касающийся полос черного и красного цветов..."

Герб

В проекте герба авторов В.Ковальчукова и Е.Шумилова италмас размещался на щите так называемого финского типа: квадрат, скругленный снизу. (Тем самым авторы хотели подчеркнуть, что удмурты являются "восточными финнами".) Поле щита по горизонтали делилось на три части, как и российский флаг. В первом варианте щит окружал венок из зеленых листьев, во втором - зерновые колосья, перевитые трехцветной лентой, над которыми располагалась надпись: "Удмуртская Республика" .

Не приняли специалисты концепцию финского щита, служащего основой для герба на том основании, что удмурты являются восточными финнами. Во-первых, термин "финский щит" имеет к финнам и Финляндии весьма отдаленное отношение, а во-вторых, у финнов и удмуртов родственны, хотя и отдаленно, лишь языки.

Опираясь на все эти аргументы, многие известные в республике историки, этнографы, археологи и искусствоведы пришли к выводу, что проекты двух авторов не могут быть признаны удачными. В них многое надуманно, эклектично и не отражает подлинных традиций населяющих Удмуртию народов.

Проект герба Ю.Лобанова представлял собой красный круг с белой человеко-птицей, распахнувшей крылья. Над ее головой - солярный знак, призванный нести благополучие. Слева и справа - такие же знаки, но другого цвета.

Откуда же появилась в гербе столь странная центральная фигура? Она напрямую связана с культурой периода завершения образования племенных объединений удмуртов в междуречье Камы и Вятки в III-IX веках. Считается, что у предков удмуртов 77 родов. Нынешние населенные пункты Можга, Пурга, Омга, Бадья, Игра (правильнее Эгра) и другие названы по имени родов. Каждый из них имел свой собственный пус - знак, символ, которые сохранились на украшениях, оружии, предметах быта, орудиях труда, - отлитые из меди или сплавов на медной основе, изображающие, как правило, животных: голову медведя, лежащую между лап; хищную птицу с одной или несколькими головами и человеческой личиной на груди; хищную птицу, клюющую голову животного.

Они пришли к финно-уграм из еще более раннего периода первобытного искусства, когда охота была основным занятием. Манера изображения животных и человека вместе с животными, которая дошла до нас от того времени, получила общее название "звериный стиль". Большинство современных исследователей полагают, что приуральский очаг звериного стиля в основном складывался среди пермского населения - предков коми и удмуртов, на территории которых и были найдены наиболее характерные образцы.

В книге В.Оборина и Г.Чагина "Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль" вышедшей в Пермском книжном издательстве в 1988 году, приведено изображение, которое использовал для герба Ю.Лобанов, - птицевидный идол с опущенными под углом крыльями, отлитый из бронзы в IX-X веках. Размер его 10,5 х 8,7 см. По краям крыльев до сих пор видны отверстия, благодаря которым его можно было пришить к одежде. Человеко-птица - одна из самых известных находок - выставлена в Пермском областном краеведческом музее. По утверждению М.Ивановой, кандидата исторических наук, это изображение являлось символом "обиталища душ умерших", служило оберегом и "было незаменимым при отправлении культовых (языческих) обрядов".

Авторы книги не случайно употребили слово "чудские". Словом "чудь" восточные славяне называй финно-угорское население Европейского Севера, обычаи и язык которых сильно отличались от славянских, были "чудными". Ну, а Рифей - старое литературное название Урала, так античные географы именовали Уральские горы. Ученые поддержали предложенный Ю.Лобановым вариант герба с человек-оптицей, поскольку этот мотив можно найти в многочисленных подвесках и нашивках. Быть может, так предки удмуртов пытались выразить свои представления о единстве природы и человека. Постигнуть полностью смысл, который вкладывали люди того времени в эти загадочные изображения, - невозможно. Сам автор герба толкует его как воплощение свободолюбия человека.

Одобренные в целом символы не избежали критики, и прежде всего центральный элемент герба - человеко-птица, поскольку на проекте Ю.Лобанова сначала была дана точная копия хранящегося в музее оригинала. Возражения оппонентов были связаны с сомнением, можно ли переносить его в неизменном виде в государственный герб, а также - можно ли считать птицевидного идола праудмуртским? После доработки герб вновь был представлен на рассмотрение.

19 мая 1994 года Президиум утвердил Положение о гербе: "Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-чёрного цвета с изображённым на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-черного цвета. В Государственном гербе Удмуртской Республики черный цвет является символом земли и стабильности; красный - цветом солнца и символом жизни; белый - символом космоса и чистоты нравственных устоев. Обобщенный образ белого лебедя или человеко-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. Его основа - мифология удмуртского, русского, татарского и других народов. Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые - космическим."

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровско-Урустамакская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Научно-практическая конференция школьников

«Будущее начинается сегодня».

Исследовательская работа

по теме: «Симметрия в удмуртских орнаментах» .

Выполнила:

ученица 8 класса

Пронина Татьяна

Научный руководитель:

учитель математики

Бахтиярова М.А.

Введение

Орнамент. Искусство

Симметрия

Симметрия в удмуртских узорах

Удмуртское ткачество, костюмы

Геометрия в узорах. Цветовая гамма

Иллюстрации

Заключение

Список литературы

Введение.

В своей исследовательской работе я буду изучать удмуртское искусство, а точнее удмуртские орнаменты и традиции удмуртов.

Цель исследовательской работы: Изучить удмуртские орнаменты, и выяснить какие геометрические фигуры участвуют в их образовании.

Всегда удмуртские женщины славились непревзойденным искусством узорного ткачества и тонким художественным вкусом. Они хранили древние способы окраски пряжи, владели различной техникой ткачества – браной, закладной, многоремизной. Ткали даже на 32 ремизках, а это высшая матема-тика ткачества! Нельзя не восхищаться народным удмуртским костюмом, который справедливо считается одним из самых сложных и красочных нарядов Поволжья. Традиционным для удмуртов сначала было бело-красно-черное сочетание цветов, что впоследствии нашло отражение в государст-венных символах Удмуртской республики – флаге и гербе.

Из этого можно сделать вывод, что математика нужна всегда везде и во всем.


Орнамент. Искусство.

Орнамент – важнейший раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, характеризующийся ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, художественные традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, могут более или менее близко воспроизводить окружающую действительность – растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Но обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации. В течении сотен и тысяч лет вместе с историей и культурой народов складывались и развивались характерные черты национальных орнаментов, их основные комплексы, по которым можно сразу отличить орнамент одного народа от орнамента другого народа. Орнамент – один из самых древних искусств удмуртского народа. Наиболее самобытен орнамент в народном костюме. Для орнамента удмуртской вышивки характерно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего использовались: красный с черным, черный с серебром. У южных удмуртов чаще, чем у северных вышивка стала более полихромной они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовые цвета, в чем усматривается влияние соседних тюркоязычных народов. Названия орнаментальных мотивов были связаны с природой, животными, предметами домашнего обихода. История удмуртского орнамента уходит в далекое прошлое, ко времени происхождения самого народа.

Предки удмуртского народа украшали орнаментом глиняную посуду, бытовые вещи, оружие, наносили орнамент на металлически украшения женского костюма.

Удмуртский народный орнамент соединил в себе самобытные, присущие только удмуртскому орнаментному искусству, с элементами угорского, коми, булгарского, татарского, башкирского и русского орнаментов.



Симметрия.

Что такое симметрия? В переводе с древнегреческого языка это – соразмерность, неизменность, соответствие. Говоря о симметрии, мы часто имеем в виду пропорциональность, упорядоченность, гармоничную красоту в расположении элементов какого-то предмета. Симметрией в геометрии является способность фигур к отображению, при сохранении свойств и формы. В широком смысле фигура F обладает симметрией, если существует линейное преобразование, которое переводит эту фигуру в саму себя. В более узком смысле симметрией в математике называется зеркальное отражение относительно прямой с на плоскости или относительно плоскости с в пространстве. Преобразование пространства относительно плоскости с или прямой с считается симметричным, если при этом каждая точка М переходит в точку М" так, чтобы отрезок ММ" оказался перпендикулярен этой плоскости или прямой и делился бы ею пополам. В этом случае плоскость с называется плоскостью симметрии, прямая с – осью симметрии. Геометрические фигуры, например правильные многоугольники, могут иметь по несколько осей симметрии, а окружность и шар обладают бесконечным числом таких осей. К простейшим типам пространственной симметрии относятся:

зеркальная (порожденная отражениями);

центральная;

симметрия переноса.

Симметрия относительно оси называется осевой. Она предполагает, что если через каждую точку оси симметрии провести перпендикуляр, то на нем всегда можно найти 2 симметричные точки, расположенные на одинаковом расстоянии от оси. В правильных многоугольниках осями симметрии могут являться их диагонали или средние линии. В окружности оси симметрии - ее диаметры.

Симметрия относительно точки называется центральной. В этом случае на равном расстоянии от точки по обе ее стороны находятся другие точки, геометрические фигуры, прямые или кривые линии.

Герман Вейль высоко оценил роль симметрии в современной науке:

"Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство".

Рис. 1. Плоская фигура, симметричная относительно прямой АВ; точка М преобразуется в М’ при отражении (зеркальном) относительно АВ.

Рис. 2. Звездчатый правильный многоугольник, обладающий симметрией восьмого порядка относительно своего центра.

Симметрия в удмуртских узорах.

В большинстве удмуртских узорах встречается как центральная, так и осевая симметрия. Рассмотрим на конкретных примерах:

В этих узорах присутствует центр симметрии. Также наблюдается осевая симметрия.

Итак, я привела четыре примера – это те удмуртские узоры, которые чаще всего встречаются у этого народа. Этих примеров достаточно для того, чтобы доказать, что в удмуртских узорах чаще преобладают центральная и осевая симметрия.

Удмуртское ткачество, костюмы.

Костюм:

В украшении предметов быта, орудий труда, жилища, старые традиционные мотивы, темы и приемы сохранялись без изменений вплоть до XIX в., а в украшении народного костюма в XVII в. произошел быстрый процесс замены металлических подвесок, накладок вышивкой. Постепенно явные преимущества вышивки – богатая цветовая гамма, широкие изобразительные возможности, более легких способ отделки костюма без приобретений дорогостоящих металлических украшений сделали ее с конца XVII в. основным средством украшений народного костюма. Русские исследователи XVIII – XIX вв., описывающие быт удмуртов, отмечают широкое использование вышивки в качестве украшения костюма. Современник П. С. Паллас отмечал, что удмурты «рубашки носят вышитые на воротнике и по плечам». Говорят, что наиболее старые вышивки исполнялись золотой и серебряной нитью (их носила зажиточная часть населения). Но кроме костюма, удмуртский орнамент применялся для украшения жилищ, бытовых предметов, орудий труда. Были довольно широко распространены резьба по дереву, орнаментация берестяной и деревянной посуды, художественное изготовление плетеных предметов из лыка, корней, бересты и прутьев.

Ткачество:

Наряду с вышивкой в XIX в. для украшения народного костюма широко используется художественное ткачество (ремизное, закладное, браное и на дощечках), известное удмуртам с давних времен. Наибольшее распространение получает браная техника тканья (слайд). Она позволила расширить усложнить геометрический рисунок, сделать орнамент более разнообразным, более художественным. Нередко тканый узор сочетался с вышивкой. В этом случае вышивка вносила какой-нибудь дополнительный мотив в рисунок орнаменты, обогащая общее композиционное построение. В удмуртском прикладном искусстве видное место занимает ковровое ткачество (слайд). Основа ковра обычно делалась из черных шерстяных нитей, по которой цветной, а часто и белой шерстяной нитью исполнялся геометрический или растительный орнамент. Обычно узор не покрывал всей поверхности основы, а как бы лежал на ней, это создавало объемность рисунка. Делались ковры и со сплошной застилкой основы. Они выглядели более красочными и богатыми по цвету. Такие ковры обшивались кистями. Техника изготовления ковров была аналогично браному ткачеству.

Старинным и более простым способом художественного ткачества у удмуртов было тканье на руках и на дощечках поясов и веревочек для лаптей (слайд).

В комплексе удмуртского народного орнамента особое место занимает бесермянский орнамент (слайд). В вышивке бесермян встречаются такие особенности, которых нет в вышивке ни северных, ни южных удмуртов: тонкое техническое исполнение особое подчеркивание контура орнамента, сочная расцветка.





Геометрия в узорах. Цветовая гамма.

Геометрия:

Техника вышивки этого периода имеет свои характерные особенности, резко отличающие ее от более поздних образцов. Это, прежде всего, относится к подаче орнаментного рисунка.

Рисунок орнамента представляет собой законченный комплекс из симметрично расположенных и повторяющихся геометрических фигур – треугольников, четырехугольников, ромбов, звездочек и др. Чаще всего употребляются приемы вышивки – гладь, косой стежок и стежок вприкреп. Узкие пояски ткались с поперечными и зигзагообразными полосами или с изображениями ромбов, прямоугольников, крестов. Бесермянский орнамент в основном геометрический, состоящий из ломаных линий, треугольников, зубчатых полос, прямоугольников, крестов, но в нем раньше появляются растительные мотивы. Широко пользовались удмурты и ремизным приемом узорного ткачества (слайд). Орнамент, исполненный этим техническим приемом, получается линейный. Из пересекающихся более выпуклых, чем основная поверхность, линии образуются различного размера, прямоугольники, которые своей компоновкой создают рисунок, равномерно повторяющийся и плавно переходящий из одного в другой. Ярким цветным орнаментом удмурты украшали варежки и чулки (женские и детские). На коричневом или белом фоне вязался белый или цветной узор из шести- и восьмиконечных звездочек, розеток, параллельных прямых и зигзагообразных линий.

Цветовая гамма:

Для вышивки XVIII в. характерна определенная цветовая гамма. Основным, доминирующим цветом орнамента был красный, а другие цвета – синий, голубой, черный, светло-зеленый и желтый, употреблявшиеся для создания орнаментного рисунка, лишь подчеркивали красный цвет, придавали свежесть и яркость всему узору.

Заключение.

В костюмах и различных изобретениях южных и северных удмуртов встречаются геометрические фигуры такие, как квадрат, ромб, звезды, пересекающиеся и параллельные прямые. И у тех и у других удмуртов орнаментальных мотив отличается, также отличаются сочетания цветов. Я выяснила, что в удмуртском орнаменте встречается центральная и осевая симметрии.

Современное узорное ткачество и ковроделие удмуртов развиваются в двух формах. С одной стороны, это домашнее традиционное ткачество деревни, связанное с национальным бытом. С другой стороны, это предприятия художественных промыслов, организованные в послевоенный период.

Покрывала фабрики не повторяют старые образцы, но с народными узорными тканями удмуртов их роднит принцип членения декоративной плоскости и радостный, обычно яркий, насыщенный цвет. Он взят в контрастных сочетаниях: черный с оранжевым и желтым, красный с белым и синим. Фактура покрывала очень разнообразна – сочетание гладкой плоскости с рельефной структурой переплетений. Клетки покрывал крупные, более декоративные, большую роль в композиции играет кайма с обильной бахромой. Здесь ярко ощущается связь с народным многоремизным удмуртским ткачеством. Прекрасные традиции, выработанные удмуртскими мастерицами прошлого, не должны быть забыты. Образцы узорного ткачества, отличаясь неповторимым художественным своеобразием, должны служить источником вдохновения для мастеров современного удмуртского декоративного

текстиля.

Список литературы.

1. К. Климов. «Удмуртское народное ткачество». 1979г.

2. Удмуртский республиканский краеведческий музей. «Удмуртский

народный орнамент». 1964г.

3. Князева Т. «Памятники отечества». 1980г.

4. Молчанова Е.Н.«Удмуртский народный костюм», 2001г

5. Мамонтов А.В. «Италмас»

6. «Государственные символы Удмуртской Республики» , 1994г

Для историков орнамент удмуртский представляет собой неиссякаемый источник изучения этого необыкновенного и самобытного народа. Ведь мастерицы вкладывали в свои узоры душу, они отображали все, что их окружало: традиции, культуру, предметы быта. Орнамент тесно переплетается с особенностями удмуртов как нации, их замкнутой лесной жизнью и творчеством.

Особенности

Удмуртский орнамент возник еще задолго до появления отдельной нации. Но изучать его начали только с конца 18 - начала 19 веков. Экземпляры более раннего периода практически не сохранились. Первым исследователям особенностей удмуртской культуры было непривычно видеть на тканях яркие сочные цвета. Практически все удмуртские узоры и орнаменты выполнены красными или черными нитками, коричневыми или золотыми.

Преобладание пестрых оттенков объясняется очень просто. Удмурты жили замкнутой жизнью в лесной глуши. Недостаток света они воплощали в своих рисунках. Ритм цвета придает движение узорам, наполняет их жизнью и радостью.

Мотивы орнаментов

На вышитых полотенцах чаще всего встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты. Более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.

Наиболее распространен в вышивке силуэт Этот элемент присутствует у многих народов Урала. С ним связан один древний миф. В нем говорится, что птица может нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад возникла суша.

Мотив водоплавающей птицы обязательно присутствовал на рукаве свадебной рубахи девушки. Позднее он начал выглядеть как крылья утки.

Символика цветов

Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю - красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир - черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага

Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Например, женский нагрудник чаще всего вышивался так: посередине был большой под ним находился черный или темно-синий. Сверху вышивались различные орнаменты светлыми цветами.

Мировое дерево

Образ мирового дерева характеризует удмуртский национальный орнамент. Поскольку жители населяли в основном лесную местность, неудивительно, что с деревьями связано многое. Так, удмурты верили, что после смерти человек может обратиться в дерево. Каждый ствол с кроной имел свою душу, с ним можно было поговорить или помолиться ему. Больше всего удмурты поклонялись сосне, ели, рябине и березе.

Позднее мировое дерево перевоплотилось в образ богини плодородия, которая изображалась с поднятыми вверх руками. По бокам обязательно изображались ветки с листиками. Мать Солнце называлась у удмуртов Шунды-Мумы и не только являлась покровительницей небесного светила, но и отвечала за плодородие земель.

Звериные орнаменты

Удмуртский народный орнамент содержит много изображений зверей. Традиционно вышивались кабаны, бараны, рыси, орлы и соколы. Начиная уже с самых ранних этапов развития культуры, удмурты изображали коня. Если он был вышит на полотенце, то этот предмет обязательно нужно было взять с собой в путешествие, а на головном уборе невесты вышивали лошадь, желая счастливого семейного пути.

Другим популярным образом является медведь. Его чаще всего изображали без одного пальца. Такая традиция берет начало с ритуалов погребения шаманов. Когда умирал уважаемый человек, у него отрезали большой палец, который хранили в семье для благословения богов.

Солярные мотивы и свастика

Удмурты тесно ассимилировали с пермяками. Начиная с этого периода, орнамент удмуртский начинает приобретать солярные мотивы. Сначала различные изображения солнца используются в резьбе по дереву, изготовлении украшений, а позже переходят в вышивку.

Самым важным солярным мотивом является свастика. Этот элемент встречается у разных народов, в том числе и у удмуртов. Свастику вышивали на рушниках, одежде. Она выполняла защитную роль - отгоняла злых духов - и означала возрождение, рождение новой жизни, семьи.

Исследователи выделяют мотивы «питыри» (кружок с дыркой в середине) и «питырес» (кружок с орнаментом). Первый был обязательным элементом узора свадебного платка невесты, а второй всегда присутствовал на головных уборах женщин.

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, - ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ - луна. Ее изображали в виде вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна - покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Наталья Суворова
Конспект НОД по декоративной аппликации «Украсим полотенце» с использованием ИКТ (удмуртский народный орнамент)

Конспект НОД по ОО «Художественно - эстетическое развитие»

в средней группе

Тема : Аппликация декоративная «Украсим полотенце » с использованием ИКТ

(удмуртский народный орнамент )

Цель : Формировать интерес к удмуртскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество .

Задачи :

Обучающие :

Совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и

цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке;

Закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры.

Развивающие :

Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к составлению элементов удмуртских орнаментов .

Интегрируемые образовательные области :

Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности :

Игровая

Познавательная

Продуктивная

Материалы к занятию :

Изделия народа Удмуртии ;

Образцы полотенец ;

Мультимедийный аппарат, ноутбук;

Презентация;

Три полоски бумаги разного цвета;

Прямоугольный, белый лист бумаги;

Кисточки для клея;

Салфетки;

Ножницы.

Формы работы : беседа, вопросы, ответы детей, показ способов работы с использованием ИКТ .

Ход занятия:

Занятие проходит в группе, которая украшена полотенцами с удмуртскими национальными узорами. Звучит удмуртская музыка . Дети входят в группу, их встречает Апай Наталля в удмуртском костюме .

Апай Наталля : Зечбуресь, пиналъёс? Здравствуйте, дети!

Дети (пиналъес) : Зечбуресь!Здравствуйте.

Апай Наталля : Доброе утро, я всем говорю,

Доброе утро, я людям дарю,

И улыбаются добрые люди

Видно слова они добрые любят.

Какие добрые, волшебные слова вы знаете?

Я думаю, мы будем чаще говорить такие слова друг другу. Сегодня мы будем

продолжать учить ушки внимательно слушать, язычок работать и верно

говорить, а мудрые головушки думать и еще много нового узнаем.

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети : В Удмуртии . (слайд2)

Апай Наталля : Люди, какой национальности проживают в Удмуртии ?

Дети : Удмурты , русские, татары, бесермяне. (показ на слайде3)

Апай Наталля : В нашей республике проживают люди разных национальностей, каждый народ носит свою национальную одежду, у каждого народа есть народные умельцы . (слайд 4)

Апай Наталля : Сегодня мы с вами посетим наш музей удмуртских народных умельцев . Красивые вещи создавали народные мастера- удмурты . Удмуртские народные мастера вышивали и ткали полотенца . Концы таких полотенец украшались орнаментами . Посмотрите, из каких элементов составлен орнамент ? (слайд 5)

Дети : Из квадратов.

Апай Наталля : Какого цвета квадраты,треугольники.

Дети : Красные, синие, черные.

Воспитатель : Элементы в орнаменте могут повторяться или чередуются друг с другом по форме или по цвету. Где расположен узор на полотенцах ? (показ полотенец из группы )

Дети : По краю полотенца .

Апай Наталля : Как расположен узор на полотенце ?

Дети : Квадраты наложены друг на друга.

Апай Наталля : На полотенцах обычно украшаются только концы . Вы хотите, поближе познакомится с народными умельцами народа Удмуртии ?

Дети : Да

Апай Наталля : Давайте все вместе попробуем украсить полотенца удмуртским народным орнаментом и отправим им посылку с сюрпризом - наши полотенца .

Апай Наталля : Давайте пройдем в нашу мастерскую (к столам) . Подготовим наши пальчики к работе, разбудим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

пальцы рук соединяются в "замок"

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук

Наши пальчики проснулись,

Потянулись, потянулись

И встряхнулись.

Апай Наталля : Молодцы, а сейчас давайте вспомним, из каких элементов состоит узор удмуртского народа ?

Дети : Из квадратов.

Апай Наталля : Что у вас лежит в тарелочках?

Дети : Полоски разного цвета .

Апай Наталля : Как из полосок получить четыре квадрата?

Дети : Надо сложить полоску на четыре части и разрезать.

Апай Наталля : Давайте возьмем полоску бумаги и сложим ее пополам, еще раз пополам и разрежем на месте сгиба и так все полоски . Какого цвета квадраты самые большие по размеру? (слайд 6)

Дети : Квадраты большие красного цвета.

Апай Наталля : Какие квадраты больше по размеру зеленые или черные?

Дети : Квадраты зеленые больше по размеру, чем черные.

Апай Наталля : Какой квадрат самый маленький?

Дети : Самый маленький черный квадрат.

Апай Наталля : Накладываем узор на полотенца в следующем порядке : на самый большой красный квадрат накладываем зеленый квадрат углами к сторонам к первой фигуры, затем наложим самый маленький черный квадрат. Где расположен узор на полотенце ? (слайд 7)

Дети : По краю полотенца .

Апай Наталля : Начинаем работать с клеем, клеить можно по-разному : два из них наклеивают по бокам нижней части силуэта, а третий – между ними выше, соприкасаясь нижними углами с двумя другими. (слайд 8)

Апай Наталля : Чья работа готова выставляем на мольберт. Итак, наши работы готовы. Ребята, чье полотенце вам больше понравилось и почему?

Дети : Мне понравилось полотенце Ани , Вани, потому что они выполняли аккуратно.

Апай Наталля : Давайте сложим свои работы в посылку. (Слайд 9 – посылка с почтальоном Печкиным)

Апай Наталля : А еще наш народ любит играть в веселые игры. Какие удмуртские народные игры вы знаете ?

Дети : «Водяной» (Ву-мурт, «Игра с платочком» (Шляпаен шудон) и др.

Апай Наталля : Давайте и мы поиграем.

Проводится игра с полотенцем .

Берется удмуртское полотенце , как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя, разворачиваясь вокруг своей оси, начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце , где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается . Выигрывает тот, у кого длин края больше.

Рефлексия :

Что нового узнали?

Какие новые слова?

Что вам было трудно при выполнении вашей работы?

Что бы хотели смастерить или сделать своими руками на следующем занятии?

Апай Наталля : Сегодня мы сделали еще несколько шагов в изучении истории родного края, культуры и традиций удмуртского народа .

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Полотенце и платочки» Цель: научиться рисовать полотенце и платочки Задачи: 1. Образование: o Изучить ритм o Подбирать точки разными кисточками o Гармоничные.

Добрый день,уважаемые коллеги!сегодня с детьми своей группы мы сделали групповую поделку -Лес словно терем расписной!дерево наше состояло.

Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в старшей группе «Русский народный женский костюм» Цель: формирование у детей элементарных.

Декоративно-прикладное искусство удмуртов

Каждый народ, независимо от того, малочисленный или многочисленный, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Из чувства человека извечной связи с природой народ творил свою картину мира, в ней утверждалась жизненная сила Единства. Со временем содержание и функции образов менялись, перестраивались, однако жизненно необходимые представления, нравственные и эстетические, оставались в основе народного творчества, выражая его коллективную сущность.

Орнаментальные мотивы позволяют проследить, как зооморфическ4ая художественная образность перерастает во времени в антропоморфическую. Культ религиозно-магического почитания деревьев, зверей, солнца издревле сформировал образы народного искусства, позднее - его символику.

Декоративно-прикладное искусство удмуртов имеет древние традиции. Фрагменты вышитых изделий найдены в могильниках 9 – 12 в.в.. В 19 в. вышивали на холсте шерстяными, шёлковыми, х/б нитками, мишурой. Традиционный узор – геометрический. В цветовой гамме преобладали насыщенные тёмные тона, получаемые природными красителями. Пользовались небольшим количеством цветов, часто контрастных: красный, чёрный, коричневый на белом фоне.

Во 2-й половине 19 в. вышивка постепенно оттесняется узорным ткачеством. В браной, выборной, закладной, многоремизной технике ткали ткани для одежды и украшения жилища: ковры, дорожки, покрывала, занавески, декоративные полотенца. Ткаными изделиями украшают жилище и в наши дни. Узорное вязание – чулки, носки, варежки, запястья, головные уборы. Мужчины издревле занимались художественной обработкой дерева. Основные способы – это долбление, резьба, выпиливание, обточка, плетение, тиснение на бересте, роспись.

Орнамент является своеобразным «письменным отображением мировоззрения народа». В удмуртском орнаментальном искусстве наиболее богатым в семантическом отношении является женский костюм. Это вполне закономерно, поскольку символы-украшения одежды сочетали в себе функцию оберега женщины-матери, прародительницы всего рода человеческого, и представления о мироздании.

Следует отметить, что в славянской мифологической традиции с древом жизни и, следовательно, с образом Вселенной отождествляется образ женщины. Графическим изображением по мнению исследователей (Амброз, Рыбаков), является ромб с различными ответвлениями и числовыми сочетаниями. Рассмотрим более конкретное смысловое значение ромба в различных комбинациях, встречающихся в орнаментации традиционного женского костюма удмуртов.

1. Ромб простой. Обозначенная фигура довольно часто используется в удмуртской вышивке при орнаментации различных частей костюма, и, следовательно, в зависимости от положения несёт в себе другой смысл. А поясное украшение «зар», гловное полотенце южных удмуртов «чалма» - символ земли; вышитый нагрудник «кабачи» - символ солнца.



2. Ромб с крючками. Анализ изображений показывает связь ромба с крючками с магией плодородия. «Крючки (отростки)» - стилизованное изображение побегов, следовательно, ромб с крючками – символ плодоносящего поля (Рыбаков, Богаевский). Современное название данного узора в славянской традиции «лягушка», в удмуртской – «эбек йыр/эбек тыбыр». Лягушкка – символ многоплодности. Данный символ используется в орнаментации подола распашного кафтана «шортдэрем» (сев удмурты), платья «дэрем» (юж удмурты).

3. Цепочка ромбов. Исследователи удм костюма отождествляют данный орнамент с древом жизни: вышивка на рукавах платьев сев удм-ов, головном покрывале «сюлык» юж удм-ов (Савельева, Климов, Крюкова).

Таким образом, ромб как символ земли, Солнца, плодоносящего поля, древа жизни является основной, доминирующей, фигурой в орнаментации удм жен костюма.

Традиционный народный орнамент – это своеобразная летопись самобытности народа, его обрядовой жизни; сведения об обычаях и нравах, материальном быте, семье. Цветовая орнаментальная культура проявляется в самых разных видах народного творчества: вышивке, кружеве, узорном ткачестве, резьбе по дереву, ювелирном искусстве и т.д.

Народным художником Удмуртии С.Н.Виноградовым изучены 94 образца удм. узоров, которые могут украсить предметы домашнего обихода, нарядный костюм, ворота и т.д.

В символике изобразительных искусств отражена идея единства мира и человека. Это солярные мотивы: солнышки-обереги в украшениях ворот, наличников; ступенчатые ромбы, звезда, круги, овалы, полукружья, крестообразные розетки в рисунке ковров, гобеленов. Космические образы и растительный мир мы видим в живописном богатстве красок костюма. Стилизованные ель, сосну, шиповник угадываем в затейливом кружевном узоре, вышивке. «Кыз» (ёлочка) (6), «Кыз йыл пужы» (8,9)(макушка ели), «Легезьпу сяська» (цветок шиповника) (10) встречаются на коврах, занавесках, полотенцах, в женском костюме.

В растительных и зооморфных мотивах подмечено самое красивое в природе. Полотенца украшают «Боры куар» (листья клубники) (11),девичьи свадебные платья-рубахи – узором «чож бурд» (16) (крылья утки). Узор «Пужым» (сосна)(7) украшал будничную женскую одежду. Среди узоров на птичьи мотивы – «Учы пужы (соловей)» (22). Древнее происхождение имеет узор «Вало-вало» (кони) (23). Он является традиционным украшением свадебного платка. Полотенцеобразный свадебный платок (полотенце – символ дороги) с узором «вало-ввало» означает, видимо, пожелание невесте счастливого пути. Мастера прикладного искусства могут использовать в рисунке узоры «Курег пыд (куриная лапка) (17)», «Душес (ястреб) (21)», «Вукарнан (стрекоза)» (32).

В удм. народ вышивках отражены антропоморфные мотивы – это «адями пужы (человек) (34, 35, 36)»; предмет домашнего обихода – узор «замоко» (замком) (45) на женском нагруднике. Узоры названы по материалу вышивки, технике исполнения. Одежду для особо значительных случаев (свадебную) украшали вышивкой из серебряных, позолоченных нитей – «зарни пужы» (золотой узор).

Браным узором украшали подолы рубах, концы полотенец. Закладной техникой ткали полотенца, дорожки, ковры, паласы, многоремизной – скатерти, передники, покрывала. Паласы, скатерти, покрывала, полотенца, пологи, дорожки по своим художественным принципам привлекали гармонией колорита и богатством узора. По мнению К.М.Климова, в узорах, которые украшали предметы быта, одежду удмуртов, жизненно необходимое сочеталось в них с поэтическим, сказочным, с высокой художественной приподнятостью.

Удмуртский народный традиционный орнамент представляет интерес не только для специалистов, но и для каждого, кто любит красоту и уют в своём доме, кто хочет подарить радость любимому человеку, связать ему или вышить на память, порадовать красивым нарядом, согреть сердце матери и отца подарком, сделанным своими руками.

Loading...Loading...