Приднестровье 1993. Как пытались решать конфликт в Приднестровье после войны. Митинг В Приднестровье

19 июня в Приднестровской Молдавской Республике вспоминают Бендерскую трагедию – события 24-летней давности. Тогда, в июне 1992 года, развернулись кровопролитные бои между приднестровскими ополченцами и молдавскими вооруженными формированиями за контроль над городом Бендеры. В эти события вошли как Бендерская трагедия. Жертвами этих трагических событий стали сотни людей, еще сотни получили ранения различной степени тяжести, примерно 100 тысяч человек были вынуждены покинуть город, став беженцами. Повреждения получили тысячи жилых домов, десятки предприятий, образовательных и медицинских учреждений города Бендеры.


Предыстория Бендерской трагедии уходит в период распада Советского Союза. Тогда в целом ряде советских республик активизировались националистические силы, выступавшие за отделение от Советского Союза, под антикоммунистическими и русофобскими лозунгами. При этом союзные власти фактически закрывали глаза на деятельность националистических группировок, а если вмешивались в конфликтные ситуации, то делали это крайне непродуманно. В Молдавии активизировались прорумынские националисты, которые выступали за признание идентичности молдавского и румынского языков, перевод молдавского языка на латинскую графику, провозглашение молдавского языка государственным языком республики. Образовалась большая политическая организация молдавских националистов – Народный фронт Молдовы, который поддерживался республиканским руководством. В свою очередь, коммунисты и интернационалисты республики образовали Интердвижение, выступавшее против националистической истерии.

Следует учитывать, что Молдавия не была мононациональной республикой – в Приднестровье проживало многочисленное русское и украинское население, в Гагаузии – гагаузы. И в том, и в другом регионах молдавский национализм встречал жесткое неприятие, поскольку жители прекрасно понимали, что последует за удовлетворением требований молдавских националистов. Дальнейшее усугубление конфликта между молдавскими националистами, к 1989 г. доминировавшими в руководстве республики, и жителями Приднестровья и Гагаузии, было вызвано принятием в марте 1989 г. законопроекта «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Предусматривалось признание молдавского языка государственным языком республики, лишение родителей права выбора языка обучения детей, административная ответственность за использование иного языка, кроме государственного, в официальной документации и официальном общении. Естественно, что этот законопроект фактически превращал все остальное население Молдовы, кроме молдаван, в людей «второго сорта», поскольку лишал их возможности занятия руководящих должностей, дискриминировал при обучении подрастающего поколения.

Ситуация обострилась после путча ГКЧП в августе 1991 г. 25 августа в Тирасполе была принята Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики, а 27 августа свою государственную независимость провозгласила Молдавия. К этому времени в Молдавии уже действовали собственные вооруженные формирования – полиция, Отряды полиции особого назначения, т.н. «карабинеры». В свою очередь, в Приднестровье формировались отряды ополчения. Для поддержки приднестровских ополченцев начали прибывать добровольцы из России, прежде всего – казаки. В марте 1992 г. начался вооруженный конфликт в Приднестровье. События в Бендерах стала одной из его самых кровавых и трагических страниц.

Город Бендеры расположен в 10 км. к западу от Тирасполя, на другой стороне реки Днестр. С остальной территорией Приднестровья Бендеры связаны автомобильным и железнодорожным мостами через Днестр, а также объездной дорогой через Меренешты и Кицканы. Бендеры – крупный экономический центр и второй по численности населения город Приднестровья. Весной 1992 г. Бендеры на 90% контролировались приднестровскими силами и на 19% - молдавской полицией и молдавскими националистами. Поэтому в городе одновременно действовали отделы приднестровской милиции и молдавской полиции. Понятно, что в рамках конфликта в Приднестровье город представлял стратегическое значение для обеих сторон. Молдавские власти стремились захватить Бендеры, превратив его в плацдарм для дальнейших действий против Приднестровья. Захват г. Бендеры планировался еще 15-16 июня 1992 г.

Формальным поводом к вводу молдавских вооруженных формирований в Бендеры стала перестрелка у городской типографии, расположенной по соседству с молдавским полицейским участком. Сотрудники полиции окружили автомобиль, перевозивший тираж газеты «За Приднестровье» и задержали находившихся в нем водителя и майора Игоря Ермакова, перевозившего газеты. На помощь к майору прибыли приднестровские гвардейцы, по которым открыли огонь молдавские полицейские. На звуки выстрелов к зданию молдавской полиции направились бойцы Территориального сводного отряда. Начальник молдавского полицейского отдела Бендер Виктор Гусляков позвонил руководству в Кишинев и затребовал немедленной помощи. В ответ министр внутренних дел Молдовы Константин Анточ распорядился ввести в город силы МВД Молдавии, а министр обороны Ион Косташ – войска молдавской армии. Для операции по взятию Бендер были отряжены 1-й, 3-й и 4-й пехотные батальоны и бригада полиции. В сторону города направились колонны бронетехники армии и полиции. Взять город планировалось двумя группами. Первая, под командованием полковника А. Гамураря и включавшая бригаду полиции, должна была войти в Бендеры с юга и пробиться в центр города. Вторая, которой командовал полковник Л. Карасев – бывший российский офицер, перешедший на сторону Молдовы, включала в себя бригаду молдавской армии. Перед группировкой Карасева ставилась задача войти в город с севера и блокировать мост между Бендерами и селом Парканы.

Молдавская бронетехника преодолела заграждения, выстроенные в марте – мае приднестровскими ополченцами и местными жителями. Одновременно около 21.00 молдавские националисты и полицейская бригада ОПОНа ворвались в город, в результате двухчасового боя сломив сопротивление ополченцев. Городской исполком Бендер отдал распоряжение о мобилизации ополченцев и добровольцев. Бои шли у зданий горисполкома и типографии. Весь вечер в город стягивались подкрепления, причем со стороны ПМР прибыли лишь десять казаков. Молдавские войска, в свою очередь, прибыли с колонной бронетехники. На помощь ополченцам пришли два батальона, сформированных болгарами из села Парканы.

Столь малая численность приднестровских сил в городе объяснялась тем, что Тирасполь, следуя договоренностям о мирном урегулировании конфликта, вывел из города за Днестр все вооруженные формирования ПМР, кроме милиции и территориально-спасательных отрядов. В частности, гвардия Бендеры была передислоцирована в село Парканы. Отказался выполнять приказ об отводе войск только 2-й бендерский батальон под командованием подполковника Костенко. Отведенные в район Дубоссар и Григориополя отряды казаков и гвардии были не в состоянии оперативно прибыть на помощь Бендерам. Поэтому в ночь с 19 на 20 июня сопротивление молдавским войскам оказывали только отряды народного ополчения из числа жителей Бендер и рабочие местных предприятий. В боях на площади у здания исполкома города погиб походный атаман Черноморского казачьего войска Приднестровья Семен Дриглов. На помощь жителям Бендер выступил отряд ополченцев из села Гыска, которое хоть и находилось под контролем Молдавии, но его жители поддерживали власти ПМР.

Бои в Бендерах вызвали массовый отток мирных жителей. В Тирасполь устремились десятки тысяч беженцев, выбиравшихся из города по железной дороге в товарных вагонах. Лишь ранним утром 20 июня в Тирасполе была объявлена мобилизация. Все это время в Бендерах продолжались бои между многочисленными молдавскими силами и разрозненными отрядами ополченцев. Наконец, на помощь к жителям Бендер прибыли гвардейцы и милиционеры из Тирасполя и спецназ МГБ ПМР «Дельта». Тем временем, молдавские войска захватили ряд предприятий города и приступили к форменному грабежу, вывозя оборудование и продукцию в сторону Кишинева.

Как известно, в районе Днестра дислоцировались части российской 14-й армии, которые соблюдали строгий нейтралитет. Однако 20 июня российским частям все же пришлось вмешаться в конфликт – после того, как молдавская полиция попыталась взять штурмом Бендерскую крепость, в которой размещались ракетная бригада и химический батальон 14-й армии. Военнослужащие нападение молдавской полиции отбили. Кроме того, молдавскими формированиями был открыт артиллерийский огонь по расположению 14-й армии. Командование армии потребовало от молдавского командования немедленно прекратить боевые действия.

Приднестровские гвардейцы завладели три танка Т-64 59-й мотострелковой дивизии 14-й армии, затем – еще пятью танками, после чего начали наступление на Бендеры. На мосту произошло сражение между молдавскими и приднестровскими частями с использованием танков и артиллерии. В селе Парканы воинская часть 14-й армии перешла на сторону Приднестровья и приняла присягу на верность ПМР. Удалось разгромить и принудить к бегству молдавскую воинскую часть, находившуюся у Бендерского моста. Из молдавских подразделений дезертировал практически весь рядовой состав, поэтому в боях участвовали почти одни офицеры. Полковник Карасев и его начальник штаба подполковник Чиходарь были ранены во время боев на мосту и доставлены в госпиталь. Позже полковник Карасев скончался от полученных ранений. Молдавские части бросали бронетехнику и отступали на окраины города. Тем не менее, уличные бои в Бендерах продолжались до 23 июня. 22 июня два самолета ВВС Молдовы провели бомбардировку моста, но бомбы упали в селе Парканы, причинив разрушения нескольких жилых домов. Несколько жителей села Парканы в результате бомбардировки погибли. В конце концов, один из самолетов был сбит силами противовоздушной обороны 14-й армии – после того, как попытался разбомбить нефтяной терминал.

7 июля в Приднестровье прибыли представители российской стороны, было подписано соглашение о прекращении огня. Спустя две недели, 21 июля, в Москве встретились президенты России и Молдовы Борис Ельцин и Мирча Снегур. На встрече присутствовал также руководитель ПМР Игорь Смирнов. В результате переговоров было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». 1 августа 1992 г. конфликт был заморожен, в Приднестровье разместились миротворческие силы в составе 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих. Война в Приднестровье носила справедливый народно-освободительный характер со стороны приднестровского многонационального населения, не побоявшегося выступить против превосходящих сил молдавского националистического правительства. В результате боевых действий Приднестровская Молдавская Республика стала фактически самостоятельным государственным образованием, которое, тем не менее, не признано большинством стран мира. Сегодня, спустя 24 года после вооруженного конфликта, ПМР – настоящее государство со своими органами власти, вооруженными силами, образовательными учреждениями и прочими необходимыми атрибутами.

В результате Бендерской трагедии погибли 320 военнослужащих молдавской армии и 425 приднестровских военнослужащих. По данным молдавской стороны, погибло 77 человек, включая 37 гражданских лиц. Раненых – 532 человека, в том числе 184 – мирные жители. Естественно, что бои в Бендерах не могли не причинить существенного вреда городской жилой и хозяйственной инфраструктуре. Было повреждено 1280 жилых домов, в том числе 60 домов полностью разрушены. Также разрушенными оказались 15 медицинских и 19 образовательных учреждений, 46 промышленных и транспортных предприятий, 603 государственных дома получили частичные повреждения, 5 многоэтажных жилых домов были разрушены. Зверства молдавских националистов в Бендерах стали известны всему миру, хотя западные средства массовой информации всячески старались умолчать или исказить информацию о причинах, ходе и последствиях этих трагических событий. Позиция России в отношении Бендерской трагедии также не может быть воспринята однозначно. Ведь вроде как Россия способствовала разрешению вооруженного конфликта и стала гарантом фактической политической независимости Приднестровской Молдавской Республики, но с другой стороны, не желая ссориться с официальным Кишиневом, российское правительство продолжало поддерживать отношения с молдавским руководством. Несмотря на то, что в действиях молдавской стороны в отношении мирного населения Приднестровья имелись все признаки совершения военных преступлений, политические и военные руководители Молдовы не понесли никакой ответственности за свои преступные действия против приднестровского народа.

События в Приднестровье стали одним из первых конфликтов на постсоветском пространстве, в которых друг другу противостояли открыто прозападные силы молдавских националистов (и пришедших им на помощь румынских наемников и добровольцев) и русские (и советские) патриоты. Есть много общего у событий в Приднестровье в 1992 году и событий в Новороссии (Донецкая и Луганская республики) в 2014-2016 гг. Не случайно, спустя 22-24 года после событий в Бендерах и других районах Приднестровья, против друг друга в Новороссии оказались фактически те же самые силы. С одной стороны – националисты Украины, выступающие за единый украинский язык в качестве государственного, подавление русскоязычного населения на юге и востоке страны, а с другой стороны – патриоты самых разных убеждений, от монархистов и русских националистов до коммунистов.

Н ачиная с июля 1992 г., на развитие событий в Приднестровье в значительной степени оказывала влияние политическая фигура командующего 14 ГОА РФ генерала А.И.Лебедя.
Появившись в Приднестровье в конце июня 1992 г, генерал-майор Лебедь 3 июля выступил на пресс-конференции в Тирасполе и охарактеризовал ситуацию следующим образом: «… Я официально докладываю, что здесь, на территории Приднестровья, нет ни посткоммунистического, ни прокоммунистического, ни неокоммунистического, никакого другого режима. Здесь просто живут люди, которых систематически иезуитски и зверски уничтожают таким способом, что эсесовцы образца 50-ти летней давности просто сопляки. Военный Совет армии располагает обширными кинофотовидеоматериалами и готов предоставить их для рассмотрения любой комиссии, назначенной международным сообществом…

На эту благодатную землю легла тень фашизма. Я считаю, что бывшая огромная страна должна об этом знать. И должна вспомнить чего ей стоило 47 лет назад сломать фашизму хребет. И должна вспомнить о том, чем оборачиваются уступки фашизму и должна принять все меры к тому, чтобы фашисты заняли свое место на столбе». Главным программным тезисом речи А.И. Лебедя стал «вооруженный нейтралитет» российской армии. Усилиями руководства 14-й армии в значительной мере способствовали прекращению позиционных боев. С этого момента А.И. Лебедь стал пользоваться безграничным доверием и поистине всенародной любовью приднестровцев, как «человек, остановивший войну». Он, в частности был удостоен звания «человек 1992 года», а в сентябре 1993 г. был избран депутатом Верховного Совета ПМР.

Однако назначение «решительного» генерала Лебедя, взамен «нерешительного» командующего 14-й армии Неткачева преследовало далеко идущие планы: не допустить массового перехода под юрисдикцию ПМР частей 14-й армии (тем более, что примеры уже были, - так, саперный батальон, расположенный в с. Парканы под командованием полковника И.Дудкевича, перешел под юрисдикцию ПМР ____ июня 1992 г.).

Кроме того, определенные политические круги России, делавшие ставку на реинтеграцию Молдавии, были заинтересованы в смене несговорчивого руководства ПМР. Был разработан план по его «смещению».

Уже в ноябре 1992 г. в «Литературной газете» появляется статья И.Гамаюнова, в которой впервые выдвигаются обвинения в коррупции в адрес руководства ПМР. Затем последовал скандал, связанный с заявлением председателя Верховного Совета ПМР Г.С.Маракуца о том, что А.И.Лебедь предложил ему участвовать в государственном перевороте, с целью «свержения» Президента ПМР И.Н.Смирнова.

А.И. Лебедь вместе с военным комендантом г. Тирасполя полковником М.Бергманом провел пресс-конференцию, на которой в качестве сенсации говорилось о том, что министр государственной безопасности В.Шевцов и зам. Министра внутренних дел Н.Матвеев выдают себя не за тех, кем они являются на самом деле, что их настоящие фамилии Антюфеев и Гончаренко. В.Ю.Антюфеев и Н.С.Гончаренко, действительно, вынуждены были жить в Приднестровье под псевдонимами, ибо они стали персонами нон-грата в Латвии после того, как вплоть до августа 1991 г. более 80% личного состава МВД Латвии, отказывались присягать на верность независимой Латвийской республике.


«Разоблачения» генерала Лебедя в условиях политических преследований этих офицеров носили явный оттенок доносительства. Еще больший резонанс было призвано иметь следующее «разоблачение» - заявление А.И.Лебедя о том. Что добровольцы из Приднестровья были в числе защитников Белого дома в ходе октябрьских событий 1993 г. в Москве, после того как 21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин указом № 1400 отменил действие Конституции Российской Федерации и объявил распущенным съезд народных депутатов РФ.

А.И. Лебедь на пресс-конференциях и в выступлениях по кабельному телевидению неоднократно заявлял о «доказательствах отправки в Москву не только боевиков из батальона «Днестр», но и посылки туда оружия», а на чрезвычайной сессии ВС ПМР 14 октября пытался добиться отставки силовых министров ПМР «за причастность к событиям в Москве». Когда это не удалось, он в знак протеста сложил с себя полномочия депутата Верховного Совета ПМР.

Обвинения в адрес руководства ПМР, так и не были им подтверждены документально.

Однако следует отметить, что в течение 1993, 1994 и 1995 г., спекулируя на значительных экономических сложностях ПМР, на кризисных явлениях в экономике, вызывавших определенную социальную напряженность, командующий 14-й армией продолжал попытки создания в ПМР оппозиции. Возглавила оппозиционную группу депутатов Тираспольского Совета народных депутатов С.Мигуля – (одна из руководителей женского забастовочного комитета (1991 г.), с 1992 г. – лидер «Союза женщин в защиту Приднестровья»). Информационный ресурс оппозиции должны были обеспечить газета «Днестровская правда» и кабельное телевидение «АСКЭт», газета 14-й армии «Солдат Отечества». Сколь-нибудь значительной поддержкой, однако, оппозиционно настроенные депутаты не пользовались. А после того, как 19 июня 1994 г. на многотысячном митинге в Бендерах выступление генерала Лебедя было встречено дружным свистом, а также после его демонстративного отказа в феврале 1995 г. от звания «Почетный гражданин г. Бендеры», авторитет генерала в Приднестровье резко пошел на спад.

Однако, никто и никогда в Приднестровье не ставил знака равенства между имевшим большие политические амбиции и планы российским генералом (1996г. – А.И.Лебедь баллотировался на пост Президента Российской Федерации) – и проблемой российского военного присутствия в Приднестровье.

Позиция приднестровцев в данном вопросе оставалась неизменной: Россия является главным гарантом поддержания мира в регионе.

В 1995 году, когда было еще очень свежо воспоминание об агрессии Молдовы, крайне остро встал вопрос о выводе из Приднестровья 14-й армии Российской Федерации. 21 октября 1994 года было по этому поводу подписано соответствующее молдо-российское соглашение о статусе, сроках и условиях вывода 14 ГОА Российской Федерации, которым устанавливался срок вывода войск – три года.

В связи с подписанием соглашения у приднестровцев усилилась тревога за свою судьбу, будущее своих детей и внуков. Эта тревога была связана с предполагавшимся выводом армии и планировавшейся передачей части техники и имущества 14й армии Республике Молдова. Это тем более было тревожно, так как в Молдове вновь резко активизировались националистические прорумынские силы. Народ Приднестровья прекрасно понимал, что руководство Молдовы при поддержке ОБСЕ, Совета Европы и особенно США, предпринимает все возможное для скорейшего вывода 14-й армии из Приднестровья, что должно было знаменовать вытеснение России из региона. В условиях, когда ПМР оставалась непризнанным государством, а Молдавия продолжала укреплять свои вооруженные силы, когда в результате подписания Молдавией программы НАТО «Партнерство во имя мира», сфера влияния блока НАТО могла значительно приблизиться к территории России, вывод российских войск являлся несвоевременным и нецелесообразным с точки зрения стратегических интересов самой России.
Молдова все активнее начала оказывать давление на Российскую Федерацию в вопросе «неправомерного нахождения на территории Республики Молдова военного контингента Российской Федерации» (хотя речь шла о территории ПМР)

3 февраля 1995 года Президентом ПМР И.Н.Смирновым был издан Указ № 32 «О дополнительных мерах по недопущению вывоза, вывода с территории Приднестровской Молдавской Республики техники, оборудования, имущества и других материальных средств, приобретенных в 14-й армии Российской Федерации».

Принимая во внимание, подписанное между Российской Федерацией и Республикой Молдова соглашение о порядке и сроках вывода 14-й армии, игнорирования при этом интересов Приднестровья и в целях обеспечения сохранности собственности ПМР, Президент ПМР категорически запретил министерствам, комитетам, управлениям, и другим ведомствам, предприятиям, организациям независимо от форм собственности и физическим лицам вывоз, вывод с территории ПМР техники, оборудования, имущества и других материальных средств, приобретенных в 14-й армии Российской Федерации.

На заседании сессии Верховного Совета ПМР 14 февраля в повестку дня был включен вопрос о 14 армии. Президент ПМР И.Н.Смирнов сказал: «О 14-й армии разговоры идут давно. Наша делегация участвовала на определенных этапах, как приглашенная, но мнение ее не учитывалось.

Договор о выводе 14-й армии подписан. Наше обращение к руководству Российской Федерации оставлено без внимания. Руководство России не производит должных действий в ответ на наши обращения, и договоры, подписанные с Молдовой, практически выполняются. Идет вывод и расформирование 14-й армии. Последние соглашения напрямую касаются материального имущества. Записано: 35% - Молдове, 65% имущества 14-й армии – России. Мы с вами должны четко решить: мы принимали статус 14-й армии Российской Федерации, учитывая, что она находилась на нашей территории (имеется в виду Закон Приднестровской Молдавской Республике «О статусе войск 14-й армии Российской Федерации, дислоцированных на территории ПМР»), у нас с ней отношения, как со своей армией, не как с иностранной. Чье это имущество? Наше. Какие мы можем ставить вопросы? Какие сможем принять меры? Очевидно, нужно очень хорошо поработать депутатской группе. Надо направить запрос депутатам России, чтобы они были в курсе всего, что у нас происходит; запрос в Министерство обороны, почему не утвержденный в парламенте России договор выполняется? Эти соглашения не ратифицированы ни в Думе, ни в Совете Федерации. Мы должны четко определиться: сможем ли мы отстоять 14-ю армию, каким способом? Россия идет на вывод армии, потому что Соединенные Штаты напрямую связывают экономические отношения с Россией с выводом 14-й армии. Все об этом читали и знают. Вот такая ситуация…

Депутат А. Н. Морозов выступил с предложением провести по вопросу о выводе 14-й армии референдум. Сессия приняла решение направить делегацию в Государственную Думу Российской Федерации и провести референдум о выводе 14-й армии в день выборов народных депутатов местных Советов.

14 февраля 1995 года Верховный Совет ПМР принимает постановление №598 «О проведении всенародного референдума на территории Приднестровской Молдавской Республики по вопросу о выводе 14-й армии Российской Федерации». Референдум был назначен на 26 марта.

Командующий 14-й армией А. И. Лебедь, который активно вмешивался во внутренние дела ПМР, будучи организатором и катализатором приднестровской оппозиции того периода, на вопросы журналистов агентства «Интерфакс» по поводу референдума ответил так: «Референдум по выводу армии не может иметь юридических последствий в решении этого вопроса. Он может иметь значение только для Тираспольских лидеров, которые задумали референдум». Налицо явные совпадения с кишиневскими оценками. Генерал Лебедь в своей «борьбе со смирновским режимом» предпочел отмахнуться от результатов волеизъявления приднестровцев, ибо уже был нацелен на «высоты» российской политики. А результаты референдума как раз и показали, что не лидеры, а сам народ искренне желает не допустить вывода российской армии.

В г. Бендеры одновременно с выборами и референдумом о судьбе 14-й армии проводится опрос населения о целесообразности продолжения деятельности правоохранительных органов Республики Молдова на территории Бендерского горсовета. Предложения о проведении референдума по этому наболевшему для бендерчан вопросу (сохранение в Бендерах отдела полиции Республики Молдова было закреплено в Соглашении 21 июля 1992 г.) неоднократно поступали в течение 1993 – 1994 гг. от горожан и общественных организаций.

В г. Рыбница и Рыбницком районе проводился в тот же день опрос населения по вопросу объединения городского и районного Советов народных депутатов.

26 марта, в день проведения референдума, практически все респонденты, отвечая на вопросы корреспондентов, были единодушны: «14-я армия Российской Федерации должна остаться в Приднестровье».

Центральная избирательная комиссия ПМР сообщила, что 26 марта 1995 года состоялся референдум по вопросу о выводе 14-й армии с территории Приднестровской Молдавской Республики. Из 451 455 избирателей, включенных в списки для голосования, в голосовании приняли участие 310 167 (68,7 %). По поводу вывода 14-й армии из 310 167 избирателей, принявших участие в голосовании, свое отрицательное отношение к выводу армии высказали 283 684 человека (90,9%).

В Бендерах – 82,9% голосовавших высказались также против нахождения правоохранительных органов Молдовы на территории городского Совета. В Рыбницком районе 83% избирателей высказали свое положительное мнение об объединении города и района, в городе Рыбница – 76% избирателей, принявших участие в голосовании.

26 апреля Государственная Дума Российской Федерации приняла Постановление о ситуации, сложившейся вокруг 14-й армии. В нем, в частности, говорилось:

«В связи с ситуацией, сложившейся в Приднестровье Государственная Дума отмечает, что 14-я гвардейская общевойсковая армия Вооруженных Сил Российской Федерации выполняет важнейшую функцию по стабилизации обстановки в регионе, предотвращая межнациональные конфликты и защищая мирную жизнь многонационального населения Приднестровья.

Руководствуясь стремлением к международной стабильности, принимая во внимание волеизъявление населения Приднестровья по вопросу о выводе 14-й гвардейской общевойсковой армии Вооруженных Сил Российской Федерации из региона, а также учитывая связанные с этим организационные, технические и финансовые проблемы, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Признать, что вывод 14-й гвардейской общевойсковой армии Вооруженных Сил Российской Федерации из Приднестровья приведет к резкой эскалации напряженности в этом регионе.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации принять необходимые меры для надлежащего обеспечения и эффективного функционирования 14-й гвардейской общевойсковой армии Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации принять дополнительные меры политического и экономического характера по нормализации обстановки вокруг Приднестровской Молдавской Республики».

Принятие подобного Постановления Государственной Думы вселяло надежду на то, что руководство Российской Федерации примет к сведению результаты референдума в Приднестровье и не проигнорируют волю приднестровцев, ясно высказавшихся за сохранение российского присутствия в регионе.

В Государственной Думе Российской Федерации 23-24 мая 1995 года прошли парламентские слушания по вопросу вывода 14-й армии. На слушания были приглашены и представители Приднестровской Молдавской Республики. С докладом на слушаниях выступили заместитель Председателя Верховного Совета А. З. Волкова и Вице-президент ПМР А. А. Караман, депутат Верховного Совета ПМР В. Н. Яковлев.

Государственная Дума высказалась за сохранение 14-й армии в Приднестровье, наложив мораторий на ратификацию соглашения о ее выводе и приняла Постановление, в котором обратилась к Президенту России с просьбой приостановить структурную реорганизацию управления армией. Однако уже в июне Президент России Б.Н. Ельцин принял решение о реформировании 14-й армии в оперативную группу российских войск в Приднестровье (ОГРВ). Фрондировавший генерал Лебедь был уволен из ВС России в запас в связи с сокращением должности командующего 14-й армией. ОГРВ возглавил генерал-майор В.Г.Евневич.

В 1999 году на стамбульском саммите ОБСЕ Россия (в лице Президента Б. Н. Ельцина) подписала обязательства вывести свои войска из Приднестровья в 2003 году. Начался вывоз вооружения, боевой техники. Приднестровцы стали свидетелями того, как резали автогеном вполне боеспособные танки… В результате российское военное присутствие сократилось до минимума.

Дипломатические уступки России середины и конца 90-х годов ХХ века, безусловно, были вызваны экономическими причинами. После кризиса 1998 года логически последовали стамбульские соглашения. Слабое экономически государство не в состоянии иметь сколь-нибудь внятную внешнеполитическую стратегию. Остается надеяться на то, что с укреплением экономических позиций Российской Федерации, с продолжением курса на укрепление российских государственных структур, будет день ото дня укрепляться и внешнеполитический имидж России, а значит Россия, объявившая в ноябре 1995 года Постановлением Государственной Думы Приднестровье зоной своих особых стратегических интересов, не позволит вытеснить себя с исконно российских территорий.

В марте 1995 г. в ПМР прошли выборы депутатов местных Советов, а на 24 декабря были назначены выборы в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики. Работала комиссия, готовившая проект новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Пятый съезд народных депутатов всех уровней ПМР, инициаторами проведения которого выступили депутаты местных Советов, прошел в Тирасполе 28 октября 1995 г. На съезд было избрано 528 делегатов, приняли участие в работе съезда 465 делегатов. С докладами выступили Президент ПМР И. Н. Смирнов и Председатель Верховного Совета ПМР Г.С. Маракуца. «Блок патриотических сил» во главе с депутатом Верховного Совета ПМР В.Н. Яковлевым предлагал подготовленный Конституционной комиссией проект новой Конституции ПМР принять не за основу, а к сведению. Данное предложение не было принято съездом, точно так же, как и другое предложение блока – не выносить проект Конституции на референдум.

В выступлении на V съезде Председателя Верховного Совета ПМР Г.С. Маракуцы «О проекте новой Конституции ПМР» говорилось: «Принятие новой Конституции в Приднестровской Молдавской Республике является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в государстве, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то Конституция – это основание, стержень и, одновременно, источник развития всего права. На базе Конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, политике и культуре.
Хотя прошло всего три года, возникла необходимость разработки и принятия новой Конституции ПМР. В чем причина? Выше уже говорилось о том, что в значительной степени действующая Конституция исходит из основного принципа – ПМР в составе СССР, которого уже нет, к сожалению.

Исходя из этого, определен принцип приоритета законов СССР (статья 58), обязанность граждан ПМР соблюдать Конституцию СССР (статья 51). Явно устарели статьи, связанные с обороной и безопасностью.

Уже изменены неоднократно принципиально важные разделы по Президенту, Советам народных депутатов. Предстоящие выборы, отражая общее мнение и депутатского корпуса, и населения, должны избрать Верховный Совет по совершенно иному принципу, (в Верховном Совете ПМР второго созыва были две палаты – Палата Законодателей и Палата Представителей) который также должен быть конституционным законом.

Постановлением Верховного Совета еще в 1992 году была образована конституционная комиссия. Она работала по вопросам подготовки предложений Верховному Совету проектов изменений и дополнений в действующую Конституцию ПМР. За это время были обсуждены многие десятки изменений и дополнений, которых требовала сама жизнь. Видоизменять далее действующую Конституцию стало невозможным из-за большого объема. Поэтому Верховный Совет Постановлением №667 от 2 августа 1995 года уточнил состав и функции Конституционной комиссии во главе с Президентом и Председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Именно этот состав активно поработал и по существу завершил разработку проекта Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

…Как известно, исходя из порядка принятия конституционных поправок, все конституции в мире делятся на две основные группы. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и дополняются быстро и легко. Конституция ПМР 1991 года является именно такой Конституцией, поправки к ней вносились сразу же после принятия квалифицированным большинством на сессии Верховного Совета. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Конституции. Такое право предполагается предоставить Президенту, Палатам Верховного Совета, а также группе депутатов, численностью не менее одной трети народных депутатов ПМР.

Во-вторых, проект Конституции предусматривает внесение конституционных поправок и пересмотр Конституции только через конституционный референдум. При этом Конституция не может быть пересмотрена (изменена, дополнена) в течение одного года со дня принятия…

…Проект Конституции состоит из преамбулы и 10 разделов.

…Для Приднестровской Молдавской Республики идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон республики принимается не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей, а, прежде всего, для закрепления фундамента статуса человека и гражданина…».

V съезд народных депутатов Советов всех уровней ПМР принял постановление «О проекте новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики». В нем говорилось:
«1. Предложенный Конституционной комиссией проект Конституции Приднестровской Молдавской Республики принять за основу.
2. Опубликовать предложенный проект Конституции в средствах массовой информации.

3. Создать республиканскую комиссию по доработке проекта Конституции, включив в ее состав представителей депутатского корпуса разных уровней и комиссию Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по разработке Конституции.

4. Рекомендовать Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики доработать проект Конституции с учетом замечаний и предложений республиканской комиссии, комиссии Верховного Совета, мнений граждан и вынести ее на референдум 24 декабря 1995 года».

31 октября 195 года сессия Верховного Совета ПМР принимает Постановление №711 «О референдуме»:

«В соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «О всенародном голосовании (референдуме) Приднестровской Молдавской Республики» Верховного Совета ПМР постановляет:
I. Провести на всей территории Приднестровской Молдавской Республики 24 декабря 1995 года референдум по вопросам:
1. Принятие новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
2. Вступление Приднестровской Молдавской Республики в Содружество независимых государств.

II. Включить в бюллетень для тайного голосования следующие формулировки вопросов, выносимых на референдум и варианты ответов голосующих:
1. Одобряете ли вы новую Конституцию Приднестровской Молдавской Республики?
«Да» «Нет»
2. Вы за вступление Приднестровской Молдавской Республики в Содружество независимых государств и сформированные им межгосударственные структуры?
«Да» «Нет»

Конституционная Комиссия, рассмотрев высказанные замечания еще раз провела постатейную редакционную доработку проекта Конституции. 12 ноября проект Конституции ПМР был опубликован в республиканской газете «Приднестровье» с пометкой «Предложения и замечания направлять в адрес Верховного Совета ПМР или в редакцию газеты «Приднестровье».
Если первому вопросу, выносимому на референдум, СМИ ПМР уделяли достаточно много внимания, то второй – о вступлении ПМР в СНГ – освещался более скромно. Видимо, было это связано с тем, что граждан ПМР не нужно было агитировать за интеграцию со странами Содружества, - приднестровцы, столь болезненно пережившие в свое время гибель великой державы - СССР, разрыв десятилетиями устанавливавшихся экономических связей, трагедию появления пограничных кордонов, больно ударивших по семейным и дружеским связям (в силу юридической непризнанности ПМР эти процессы были для них особенно жесткими), - восприняли идею вступления Республики в СНГ и созданные им структуры с энтузиазмом.

Молдова являлась членом СНГ, но по меткому выражению Председателя Верховного Совета ПМР Г.С.Маракуцы, это был «какой-то полубрачный союз», ибо Республика Молдова игнорировала ряд структур СНГ, в частности оборонный союз. ПМР же была намерена вступить и в экономический, и в политический, и в оборонный союз СНГ.

17 ноября Государственная Дума Российской Федерации принимает постановление «Об обращении Верховного Совета Приднестровья», за которое проголосовали подавляющее большинство депутатов – 265, в котором Приднестровье признавалось зоной особых стратегических интересов Российской Федерации; Президенту Российской Федерации предлагалось рассмотреть вопрос о совместной трехсторонней встрече представителей законодательной и исполнительной властей России, Молдавии и Приднестровья по вопросу признания ПМР независимым суверенным государством. Государственная Дума считала необходимым направить наблюдателей на референдум, назначенный на 24 декабря. Предлагалось также повторно обратиться в министерство иностранных дел Российской Федерации с вопросом о безотлагательном открытии консульского учреждения Российской Федерации в городе Тирасполе.

Результаты референдума, по данным Центральной комиссии по проведению референдума были таковы: из 440665 граждан, включенных в списки, приняли участие в голосовании 256497 человек (58,2%), «ЗА» новую Конституцию ПМР проголосовали 209794 избирателя (81,8%), «ЗА» вступление ПМР в СНГ и созданные им структуры – 232570 избирателей (90,6%).
Главный вывод наблюдателей (депутатов Государственной Думы Российской Федерации) – выборы и референдум состоялись, прошли демократично, в соответствии с действующим Законом, международным стандартом, следовательно их легитимность не вызывает сомнений… Они отметили политическую активность приднестровцев, несмотря на существующие проблемы, тяжелую экономическую ситуацию.

Действительно, несмотря на кризисное состояние экономики ПМР того периода, несмотря на галопирующие цены на продукты питания и рост оплаты за коммунальные услуги, обернувшиеся для граждан необходимостью решения проблем выживания, приднестровцы проявили высокую гражданственность, напрямую участвуя в делах своего государства - Приднестровской Молдавской Республики.

Далеко не все государства СНГ, да и не только СНГ могут похвастаться тем, что их Основные Законы принимались с участием самих граждан, на референдумах.

Самовывоз в Москве или Санкт-Петербурге Доставка курьером Доставка Почтой России Доставка за пределы РФ 2048 пунктов самовывоза PickPoint

Выберите способ оплаты:

Оплата при получении Предоплата онлайн Оплата бонусами RRcoin

Режим выдачи заказов: .

Адрес офиса: .

Оплата принимается только наличными.

Заказ без предоплаты хранится в пункте самовывоза в течение 7 дней. Предоплаченный заказ будет храниться не менее 1 месяца.

Забрать свой заказ можно в наших офисах:

Режим выдачи заказов: ежедневно с 09:00 до 20:00 МСК .

Адрес офиса: 127055, Москва, м. Менделеевская, ул. Новослободская, д. 20, этаж 4, офис 410 .

После оформления заказа товар будет подготовлен к выдаче в течение 24 часов, после чего вам придет e-mail уведомление о возможности забрать заказ, а также SMS-уведомление (если вы разрешили его отправлять при оформлении заказа).

Забрать свой заказ можно в наших офисах:

Режим выдачи заказов: ежедневно с 09:00 до 20:00 МСК .

Адрес офиса: 127055, Москва, м. Менделеевская, ул. Новослободская, д. 20, этаж 4, офис 410 .

Оплата заказа осуществляется бонусными баллами RRcoin в полном объеме непосредственно при оформлении заказа. На бонусном счете необходимо иметь полную сумму заказа из расчета 1 RRcoin = 1 .

После оформления заказа товар будет подготовлен к выдаче в течение 24 часов, после чего вам придет e-mail уведомление о возможности забрать заказ, а также SMS-уведомление (если вы разрешили его отправлять при оформлении заказа).

Оплата производится непосредственно при получении посылки в вашем почтовом отделении.

В отличие от других магазинов, при выборе этого способа оплаты вы НЕ доплачиваете дополнительную комиссию в пользу ФГУП «Почта России» в размере 3-7% от общей суммы перевода.


Доставка почтой осуществляется по всей территории РФ. Стоимость и сроки доставки высчитываются автоматически на странице оформления заказа после введения индекса получателя.

Для оплаты можно использовать банковские карты (VISA, MasterCard, Maestro), электронные деньги (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi), систему Сбербанк.Онлайн, Альфа-Клик, и другие способы ()

Заказ необходимо оплатить в течение 24 часов после оформления, в противном случае он будет расформирован.

После оформления заказа товар будет надежно упакован и отправлен в течение 1-2 рабочих дней, после чего вам придет e-mail уведомление с трек-номером для отслеживания перемещения посылки. О прибытии посылки в пункт назначения вы так же будете уведомлены по электронной почте и SMS-уведомлением.

Для получения посылки необходимо будет явиться в свое почтовое отделение с паспортом.

Преимущества:

  • заказы с общей стоимостью товара от 5000 доставляются бесплатно!

Доставка почтой осуществляется по всей территории РФ. Стоимость и сроки доставки высчитываются автоматически на странице оформления заказа после введения индекса получателя.

₽ .

После оформления заказа товар будет надежно упакован и отправлен в течение 1-2 рабочих дней, после чего вам придет e-mail уведомление с трек-номером для отслеживания перемещения посылки. О прибытии посылки в пункт назначения вы так же будете уведомлены по электронной почте и SMS-уведомлением.

Для получения посылки необходимо будет явиться в свое почтовое отделение с паспортом.


Оплата производится курьеру наличными непосредственно в момент получения посылки.

Внимание! При данном способе оплаты взимается дополнительная комиссия в пользу «EMS Russian Post» в размере 3-7% от общей суммы перевода.

Доставка курьером осуществляется до двери клиента по г. Москве и всей территории РФ посредством курьерской службы EMS. Стоимость и сроки доставки высчитываются автоматически на странице оформления заказа после введения индекса получателя*

Для оплаты можно использовать банковские карты (VISA, MasterCard, Maestro), электронные деньги (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi), систему Сбербанк.Онлайн, Альфа-Клик, и другие способы ()

Заказ необходимо оплатить в течение 24 часов после оформления, в противном случае он будет расформирован.

После оформления заказа товар будет надежно упакован и отправлен в течение 24ч, после чего вам придет e-mail уведомление с трек-номером для отслеживания перемещения посылки. По прибытии посылки в распределительный пункт с вами свяжется курьер и обговорит время доставки.

Для получения посылки необходимо иметь при себе паспорт или другой документ удостоверяющий личность.

Преимущества:

  • при оплате онлайн дополнительная комиссия не взимается;

Доставка курьером осуществляется до двери клиента по г. Москве и всей территории РФ посредством курьерской службы EMS. Стоимость и сроки доставки высчитываются автоматически на странице оформления заказа после введения индекса получателя*

Оплата заказа осуществляется бонусными баллами RRcoin в полном объеме непосредственно при оформлении заказа. На бонусном счете необходимо иметь полную сумму заказа, включая стоимость доставки, из расчета 1 RRcoin = 1 .

После оформления заказа товар будет надежно упакован и отправлен в течение 24ч, после чего вам придет e-mail уведомление с трек-номером для отслеживания перемещения посылки. По прибытии посылки в распределительный пункт с вами свяжется курьер и обговорит время доставки.

Для получения посылки необходимо иметь при себе паспорт или другой документ удостоверяющий личность.

За границу Российской Федерации отсылаются только товары, срок с момента выпуска которых не более 50 лет. Коллекционные предметы старше 50 лет запрещены к вывозу с территории РФ в соответствии с законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей". В рамках таможенного союза разрешен вывоз монет любого возраста.

Доставка осуществляется курьерской службой EMS только после внесения полной предоплаты. Оплата принимается через платежную систему Яндекс.Касса. Возможна оплата через PayPal, а также системами денежных переводов Контакт, Золотая Корона, Western Union.

После оформления заказа товар будет надежно упакован и отправлен в течение 24ч, после чего вам придет e-mail уведомление с трек-номером для отслеживания перемещения посылки. По прибытии посылки в распределительный пункт с вами свяжется курьер и обговорит время доставки.

Для получения посылки необходимо иметь при себе паспорт или другой документ удостоверяющий личность.

Сервис доставки PickPoint – уникальная альтернатива почте и курьерской доставке.

Магазин сайт сотрудничает с федеральной сетью постаматов и пунктов выдачи заказов PickPoint. Благодаря этому мы предоставляем быстрый (в течение 1-3 дней в крупные города РФ) и дешевый (сравнимый со стоимостью Почты России) способ получения заказа через систему PickPoint в любом крупном городе РФ. PickPoint представляет из себя 2048 пунктов выдачи заказов и постаматов в 480 городах России. Пункт выдачи заказа (ПВЗ) - точка в людном месте (торговый центр или продуктовая сеть), где находится оператор (человек), который выдаст ваш заказ.

Постамат – автоматизированный терминал выдачи отправлений (без участия человека), куда доставляется заказ из магазина сайт. Это специальный терминал, который представляет собой платежный терминал и автоматизированные ячейки для хранения отправлений, из которых Вы сами забираете купленные товары – в любом удобном для Вас месте, в любое удобное для Вас время, следуя инструкциям в меню терминала.

Постаматы и ПВЗ установлены в торговых центрах и сетях продуктовых магазинов, расположенных рядом с вашим домом или работой, поэтому вам будет удобно забрать заказ по пути на работу или с работы.

Смотрите описание и инструкцию по использованию .

Сервис доставки PickPoint – уникальная альтернатива почте и курьерской доставке.

Магазин сайт сотрудничает с федеральной сетью постаматов и пунктов выдачи заказов PickPoint. Благодаря этому мы предоставляем быстрый (в течение 1-3 дней в крупные города РФ) и дешевый (сравнимый со стоимостью Почты России) способ получения заказа через систему PickPoint в любом крупном городе РФ. PickPoint представляет из себя 2048 пунктов выдачи заказов и постаматов в 480 городах России. Пункт выдачи заказа (ПВЗ) - точка в людном месте (торговый центр или продуктовая сеть), где находится оператор (человек), который выдаст ваш заказ.

Постамат – автоматизированный терминал выдачи отправлений (без участия человека), куда доставляется заказ из магазина сайт. Это специальный терминал, который представляет собой платежный терминал и автоматизированные ячейки для хранения отправлений, из которых Вы сами забираете купленные товары – в любом удобном для Вас месте, в любое удобное для Вас время, следуя инструкциям в меню терминала.

Постаматы и ПВЗ установлены в торговых центрах и сетях продуктовых магазинов, расположенных рядом с вашим домом или работой, поэтому вам будет удобно забрать заказ по пути на работу или с работы.

Смотрите описание и инструкцию по использованию .

Loading...Loading...