Я сказал вы боги сыны всевышнего. Я сказал: вы — боги…. Господь привел аргументы «от меньшего к большему»

«Я СКАЗАЛ: ВЫ - БОГИ, НО УМРЁТЕ, КАК ЧЕЛОВЕКИ»…

«Не знают, не разумеют, во тьме ходят»…

Многие читатели, наверное, знакомы с этими знаменитыми словами из ветхозаветной Псалтыри и читали 81-й псалом, откуда они взяты.
Приведу здесь строки из этого небольшого псалма, которые наиболее важны для нашего сегодняшнего разговора:
«Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются».
И далее, ключевые слова:
«Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей».
К сожалению, нынешнее человечество напрочь забыло о своём божественном происхождении и духовном бессмертии. Почему мы оказались в нынешнем заблудшем и беспамятном состоянии, - отдельный разговор. Мы будем говорить об этом, но несколько позже. Ибо здесь многое надо объяснять и рассказывать, почему так произошло.
Пока, к сожалению, заблудшие жители земли, как сказано в Псалтыри, «не знают, не разумеют, во тьме ходят»…
Попробуем для начала попытаться разобраться в нынешней смешанной природе человека. Почему в людях столько противоречивого? Почему столько, явно несовместимого, намешано в нём, - доброго и злого?
Ведь Бог не творит зла.
Зло творит князь мира сего, - Люцифер.
Человек (изначально бог, или богочеловек) оказался каким-то таинственным образом пленником князя мира сего. Мы забыли свой небесный вечный Дом и живём на земле, опутанные невидимой, но прочной паутиной искушений, соблазнов, заблуждений, иллюзий и прочих болотных испарений, миражей, кайфов безбрежной и ядовитой вселенной греха.
Попытаемся понять, может ли человек прозреть и выбраться из этого ядовитого болота зла, искушений, греха, смерти и беспамятства.
Для начала зададимся вопросом: может ли нынешний земной человек не грешить?

2.
Может ли человек не грешить?

Почему вообще на земле творится вакханалия зла, насилия, блуда, эгоизма и вырождения? Почему даже самые близкие и любящие люди доставляют друг другу столько боли и страданий? А в нынешнее время всё чаще мучают и убивают друг друга жестокими, а то и воистину садистскими методами, - если не физически, то духовно и душевно.
Откуда вообще в человеке столько зла, агрессии, похоти, блуда, эгоизма, нетерпимости и прочей злобы и мерзости? Ведь изначально человек был добр и бессмертен.
Нынешнюю человеческую цивилизацию называют цивилизацией первородного греха. Принято считать, что все земляне расплачиваются за грех прародителей, которые, якобы, нарушили заповедь хозяина эдемского сада, называемого раем, и вкусили некий таинственный плод с мистического дерева познания добра и зла, который им этот всемогущий садовник под страхом смерти запрещал есть. С той поры, мол, произошло грехопадение прародителей. Они, а вслед за ними и все мы, адамиты, утратили бессмертие и просто не можем жить без греха.
Один из главных идеологов фарисейского христианства, блаженный Августин, вывел страшную формулу: человек «non posse non peccare», - то есть, человек не может не грешить.
И в окружающей нас действительности мы, вроде бы, находим массу подтверждений этой страшной формуле.
Но ведь изначально человек был безгрешным. Грешить он начал после того, как был проклят злобным хозяином эдемского сада, называющим себя творцом и богом, и был изгнан вон из некой садовой местности, называемой раем. По сути, Адам и Ева были изгнаны из эдемского сада и прокляты за то, что хотели обрести элементарные навыки различать добро и зло. Что в этом было плохого или криминального?
То есть, грешником человека сделало проклятие библейского Иеговы, претендующего на должность всемогущего и справедливого творца, и даже любящего и справедливейшего отца человечества. Кстати, сам Иегова считал всё человечество весьма тупым и крайне неблагодарным. Во времена Ноя он его беспощадно уничтожил, за исключением нескольких человек.
Стоит ли удивляться, что это злобное и кровожадное лжебожество, заповедовало побивать камнями бедных людей (которых он сквозь зубы называл своими детьми) за всякого рода бесчисленные прегрешения. То есть, сам сделал бедных людей грешниками и сам же злобно и беспощадно наказывает их в земной жизни. А потом ещё грозит им неким ужасно страшным судом и вечными муками. За что? А всё за ту же склонность к греху, в которую сам же ввёл бедных людей своим злобным и колдовским проклятием.
Но может ли современный человек не грешить? Своими силами противостоять этой властной химере человек не может. Для этого ему надо снять воистину убийственное проклятие первородного греха. Помочь в этом человеку может таинственная Премудрость Божия.
Этому великому процессу прозрения, очищения и преображения страждущей души и посвящён нынешний цикл материалов. Процесс этот непростой, долгий и трудный.
На первом этапе надо уделить главное внимание процессу прозрения всякой человеческой души, страждущей под колдовской властью и проклятием злобной химеры первородного греха.
Для начала в следующей главе мы попытаемся более конкретно разобраться в таинственной и роковой проблеме так называемого грехопадения человечества. В этой всем известной теме далеко не всё так уныло, примитивно и однозначно, как о том твердит фарисейское богословие.

3.
Тайна проклятия человечества.

За что же всё-таки столь жестоко проклял бедное человечество злобный библейский божок Иегова? Неужто только за извечное любопытство и неутолимую тягу к знаниям?
Попытаемся, для начала, найти ответ в библии. Хотя сразу хочу предупредить, что главного ответа мы в этой книге не найдём. Его придётся нам искать в других таинственных источниках. Но это будет позже. А пока откроем библию и найдём здесь удивительную информацию, противоречащую общеизвестным догмам…
Ева беседует в эдемском саду с неким змеем-искусителем (так её собеседник назван в библии). Ева объясняет собеседнику, что они с Адамом могут, по Господнему распоряжению, есть плоды с разных деревьев и только с дерева, стоящего посреди рая, Иегова запретил им есть плоды и даже прикасаться к ним, чтобы не умереть им. Как узнаёт читатель библии ниже по тексту речь идёт о плодах таинственного дерева познания добра и зла.
А странный змей, созданный (как утверждает библия) тоже Иеговой, вдруг проявляет неизвестно почему глубокие и мистические познания. Хотя откуда они могут быть у безграмотного подколодного змея, не окончившего даже одного класса церковноприходской школы?! Об этом мог знать только великий и страшный Иегова, ведь кроме него никто в Эдеме не мог обладать секретной информацией о духовном потенциале Адама и Евы.
То есть или змей узнал эту засекреченную информацию от самого Иеговы, но в таком случае змей уже не мог быть врагом Иеговы, а был его тайным соратником или союзником. Или же Еве открыл секрет таинственного дерева познания добра и зла некий посланник иных, причём божественных миров. Но тогда этот посланник никак не мог быть подвластным Иегове змеем.
Как бы там ни было, но загадочный собеседник заявил Еве по поводу вкушения плодов с известного нам дерева такое, что прямо противоречило страшному запугиванию Иеговы: «Нет, не умрёте. Но знает Бог, что в тот день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Далее, как известно, Ева сорвала несколько запретных плодов. Ела сама и мужа угостила.
Последствием этой фруктовой трапезы было первое прозрение: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания».
Узнав о случившемся, Иегова впадает в крайнее негодование и рассыпает проклятия змею, земле и, по сути, наивным и беспечным Адаму и Еве. Ведь после скромной фруктовой трапезы и пришедшего к ним прозрения, прародители должны были в срочном порядке покинуть негостеприимный курортный Эдем, получив пинком под зад от злобного эдемского садовника.
Отныне им предстояло жить на проклятой «добрым» Иеговой земле, обрабатывать её в поте лица и есть выращенные на ней проклятые плоды. Да и потомки их, зачатые в грехе и похоти, по сути, уже рождаются проклятыми, и потому «не могут не грешить».
Есть в этом месте библии некая таинственная оговорка Иеговы, проливающая дополнительный свет на тайну проклятия и изгнания несчастных прародителей.
«Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».
Обратите внимание на таинственное слово «Нас». Написанное с большой буквы, оно говорит о том, что где-то, вне Эдема, есть иные божественные сущности, не менее, а скорее всего, более могущественные, чем библейский Иегова. По крайней мере, Иегова их сильно боится. Боится, что прозревший Адам может стать одним из Них.
После изгнания Адама испугавшийся не на шутку Иегова поставил на входе в Эдем херувима с огненным мечом. Зачем? Чтобы охранять путь в рай? Да нет, возвращаться в его постылый и скучный рай, больше смахивающий на некое закрытое гетто для психически нездоровых или перемещённых лиц, никто особо и не стремился.
Херувим с пламенным мечом обращающимся, был поставлен, «чтобы охранять путь к дереву жизни».

4.
Любящий наказывать «своих» детей – лжеотец.

Что же это за отец, создатель и бог, каким величает себя гордый Иегова, если он боится прозрения «своих» детей и обретения ими бессмертия!? Ни один ведь нормальный и любящий земной родитель не откажет своим детям, пусть даже и не очень благодарным или усыновлённым, обладать теми дарами, какими он сам обладает. И ни один из нормальных родителей не станет изгонять из родительского дома и осыпать проклятиями детей только за малую и невинную попытку обрести элементарные знания об окружающем их мире.
Тут явно было что-то не так. Злобный и жестокий Иегова явно боялся какого-то разоблачения со стороны Адама и Евы, которые, вкусив запретные плоды, обрели способность видеть то, что они до этого не видели. И по задумке их злобного создателя-карателя, - не должны были видеть. Не имели права видеть.
И опасность была, конечно, не в том, что они увидели наготу друг друга. Главная опасность была в том, что они могли увидеть в истинном свете того, кто старательно прятал от них своё лицо и страшно боялся прозрения и бессмертия тех, кого он притворно называл своими детьми. А на самом деле злобно заколдовал их, превратив в рабов своих бесчисленных и коварных искушений.
Но главное, коварный Иегова сумел добиться хитрым и лукавым путём от каждого из нас, потомков Адама, добровольного отречения от наших добрейших, истинно любящих и прекрасных Небесных Родителей. Чем крайне затруднил для каждого человека в отдельности и для человечества в целом процесс духовного прозрения, очищения, и духовного преображения. Великий и заветный процесс возвращения в ЛОНО ОТЧЕЕ.
КАК СУМЕЛ ИЕГОВА ДОБИТЬСЯ НАШЕГО ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ЛЮБИМЫХ НЕБЕСНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ОБРЕСТИ НАД НАШИМИ СЕРДЦАМИ ТОТАЛЬНУЮ И СТРАШНУЮ ВЛАСТЬ, МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ОТДЕЛЬНО. ИБО ЗНАНИЕ ЭТОЙ СТРАШНОЙ ТАЙНЫ ПОМОЖЕТ НАМ ПРОЗРЕТЬ И ВОЗЖАЖДАТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ВЛАСТИ ЗЛОБНОГО И КОВАРНОГО УЗУРПАТОРА.
А СЕЙЧАС ПОГОВОРИМ О ПЕРВОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ ХИТРОГО И БЕСПОЩАДНОГО ИЕГОВЫ.

5.
Первая братоубийственная трагедия.

О первом убийстве, совершённом Иеговой, рассказано в библии немногословно. Многие читатели, конечно же, помнят суть этой братоубийственной трагедии.
Вина её полностью лежит на провокаторе Иегове. Он ведь прекрасно знал завистливый, злопамятный и мстительный характер Каина. Приняв дары Авеля и, отвергнув, дары Каина, Иегова сознательно спровоцировал первую братоубийственную трагедию в адамической цивилизации.
Позже, на всём протяжении нынешней цивилизации, буквально по уши залитой кровью братоубийственных конфликтов, это станет его любимым развлечением, - стравливать гордых и глупых людей, особенно близких родственников, в кровавых и бессмысленных драках и сражениях.
И не только отдельных людей, но и целые братские или соседние народы. Иегове не по душе было, когда такие народы долгое время жили в добрых и мирных отношениях. Раньше или позже он обязательно находил любой повод, нередко самый примитивный или самый подлый, чтобы стравить братьев или соседей на многолетнюю и кровавую вражду.
Каин жаловался, что Иегова наказал его непосильным наказанием за убийство брата, изгнав из семьи и запретив заниматься земледелием. Однако, страхи и страдания Каина на самом деле оказались ложными. Он был слишком близок по духу самому Иегове и потому библейский божок лишь на словах пожурил братоубийцу. А на деле создал ему небывалую защиту, чтобы никто ненароком не убил Каина, столь нужного кровавому библейскому божку. Иегова нашёл Каину более важную миссию, и отправил его создавать новую, городскую цивилизацию.
Позже именно потомки Каина, каиниты, стали создателями музыки, литературы, остальных искусств, а также зодчества, кузнечного дела и прочих ремёсел всей адамической цивилизации.
С Каином понятно, но зачем Иегове понадобилось убивать рукой брата доброго и невинного Авеля? Ведь это убийство было неслучайным, и крылась здесь некая тайная и очень важная причина. Мы должны чётко осознавать, что сверхрациональный и коварный Иегова ничего не делал без причины.
Действительно, для убийства Авеля была у злобного Иеговы очень важная причина. Авель был наивен, как ребёнок, чист и непорочен. А значит, потенциально был гораздо ближе завистливого и мстительного брата к возгоранию в его сердце жажды прозрения, катарсиса и преображения. Авель и его потомки могли быстро выйти из гипнотической власти Иеговы. Могли вскоре прозреть и разоблачить этого коварного самозванца, искусителя и губителя душ человеческих.
Тем самым, они могли способствовать быстрому прозрению всего околдованного и заблудшего человечества, и возвращению его домой, в Отчее Лоно.
А это прямо противоречило планам Иеговы. Поэтому наивный и чистый Авель не имел перспектив духовного и житейского процветания в нынешней цивилизации. Он был обречён.
В наше время тоже рождаются чистые и наивные люди, подобные Авелю. И, как правило, это мученики и страдальцы, - люди не от мира сего. Талантливые духовно и сердечно, добрые, чуткие и сострадательные, - они не могут приспособиться к суровому закону жёсткого естественного отбора, царящему в нынешней цивилизации, и, к сожалению, рано уходят из этого мира. Уходят они, обычно, в страдании, через инфаркты, инсульты, полученные от ближних, начальства, коллег или завистников. А то и через самоубийство.
Бывает, также, что их подставляют более хитрые друзья или коллеги, и современные Авели попадают в тюрьму, где тоже погибают, не сумев приспособиться к жёстким законам зоны…
Короче, Авелей библейский божок (он же князь мира сего) во все времена нынешней цивилизации с особой силой не любил, презирал, ненавидел, а в глубине души страшно боялся. И поэтому всеми силами старался укоротить их пребывание в подвластном ему земном мире.
В то же время, все люди, кто знает земных Авелей, искренне любят их. Ибо не любить их, - просто нельзя. Но вместе с тем, люди удивляются их непрактичности и неудачливости.

6.
Первый победитель Иеговы.

Ярким примером дальнейшего развития и совершенствования Иеговой практики братских конфликтов между людьми может служить история конфликта Исава с Иаковом.
Но это и первый известный нам пример победы человека в схватке с Иеговой.
История эта тоже довольно известна. Поэтому расскажу её очень коротко.
Мать Иакова, сильно любившая своего меньшенького сына, воспылала «вдруг» желанием передать ему льготы, положенные по иудейскому закону старшему.
Хитростью она сумела обмануть слепого от старости мужа Исаака и тот благословил по ошибке меньшего сына, вместо старшего.
Далее, уже сам Иаков не давал есть голодному старшему брату Исаву, пока тот не согласится отдать ему право первородства. И голодный старший брат отдал меньшему право первородства за миску чечевичной похлёбки.
В ходе разгоревшегося конфликта, Иаков вынужден был бежать из дому и долго скитался в чужих краях. Там он батрачил, женился, стал богатым и решил возвратиться домой с жёнами, детьми, работниками и стадами своего собственного скота, заработанного им в нелёгких трудах.
Иаков был в пути, когда о его возвращении узнал оскорбленный и обманутый им старший брат Исав. Он двинулся навстречу меньшему брату с отрядом верных ему людей, чтобы сразиться с Иаковом и наказать его за весь тот обман и позор, который довелось пережить от него много лет назад лукаво одураченному Исаву.
В ночь перед встречей братьев, глубоко раскаявшийся Иаков долго боролся с библейским лжебогом и победил его, получив повреждение бедра ноги. То есть, в области тела, близкой к половым органам, на которые распространяется особая власть князя мира сего, как создателя этих органов.
Изначально у богочеловека (жителя таких непорочных цивилизаций, как Гиперборея или Атлантида) половых органов не было. Ибо в непорочных цивилизациях люди жили от тысячи до ста тысяч лет. А, по сути, были бессмертными. Зачатие новой души было там явлением очень редким, высокомистическим актом и происходило непорочно. Подробнее об этом будет отдельный разговор. Ни о какой похоти или блуде у гиперборейцев или аталантов не могло быть и речи.
Но обо всём этом позже. А пока вернёмся к нашему рассказу.
Побеждённый библейский божок вынужден был показать Иакову-победителю своё лицо, и назвался именем Некто, не пожелав назвать своё истинное имя. После этого побеждённый божок начал просить Иакова отпустить его.
Иаков высказал претензии Иегове, за то, что тот спровоцировал братоубийственный конфликт между Иаковом и Исавом. Потребовал, чтобы наглый божок расторг завет, который душа Иакова заключила с ним при рождении и до рождения по родовому договору. Иегова вынужден был расторгнуть этот договор. Победитель Иаков также потребовал, чтобы коварный божок больше не смел вносить тайные распри в их братские отношения с Исавом. Иегова вынужден был согласиться и на это.
После победы над Иеговой, Иаков вышел сам, без своих воинов, навстречу брату. Покаялся перед ним, попросил прощения, и братья помирились.
Чтобы освободиться из плена князя мира сего, каждая человеческая душа должна прозреть на свой рабский завет с Иеговой-Люцифером и возжаждать разорвать этот завет. Возжаждать победить этого лжебога в своём сердце. Возжаждать изгнать из своего сердца, все его химеры (эгоизма, зла, зависти, осуждения, саможаления, похоти, нетерпимости, страха смерти и тысяч иных) с помощью которых этот хитрый и коварный рабовладелец имеет власть над каждой душой.
Повторяю, ни прозреть на эти тайны, ни победить в себе этого лукавого монстра самому человеку просто не под силу. Но когда душа наша сильно возжаждет этого и будет постоянно обращаться за помощью к великой нашей небесной Премудрости Божией, то по своей жажде, вере, любви и терпению она сможет получать такую помощь.
Без сомнения, Иаков смог победить Иегову только с помощью Матери Премудрости. Так же, как позже эти победы смог одерживать над князем мира сего знаменитый царь Соломон. В сказках разных народов мира богатыри одерживали помощь в смертельной схватке с силами зла, прося укрепления у матери сырой земли. То есть, опять же у вечной Матери.
Доверившись во всём Матери Премудрости, душа станет «веденкой», - то есть, водимой своей небесной Матерью. В свой час таинственным путём душу приведут в братство Великой Церкви Любви. В общении с прекрасным братством душе легче будет освобождаться из рокового плена Иеговы-Люцифера. И радостнее идти по удивительному пути духовного прозрения, катарсиса и преображения.
Повторяю, это долгий и многолетний путь. И у каждого он свой, неповторимый.
Кому-то понадобится десять-двадцать лет по земным меркам для освобождения из этого плена и возвращения в Отчее Лоно.
Другому сто или пятьсот лет. Третьему пять-десять тысяч лет…
Для полной победы над духом зла верным чадам Всевышнего понадобится ещё сто тысяч лет.
Об этом говорит Премудрость Божия.
Она же напоминает нам, что верные чада Отца небесного, старшие наши братья белые корабелы, ведут борьбу с князем мира сего и его верными гуманоидами на протяжении уже полумиллиона лет…
Но это уже тема отдельного разговора.
А пока советую прочитать следующую главу, где речь идёт об интересных фактах, происшедших с некоторыми космонавтами во время их космической вахты.

7.
Кайфы
космических
перевоплощений.

В конце 90-х годов в прессе были опубликованы сенсационные материалы о необъяснимых с научной точки зрения фактах странных «грёз» наяву, которые испытывают многие из тех космонавтов, что подолгу находятся в космическом полёте.
Человек может вдруг ощутить себя каким-то инопланетным существом, бродящим по чужой планете в неведомой далёкой галактике. Или землянином, живущим в другой эпохе. В любом случае он свободно общается со своими новыми сородичами или соплеменниками. Перевоплощение происходит мгновенно и безболезненно. Абсолютно новый, неведомый прежде мир, воспринимается, как нечто привычное и естественное. Усвоение языка, привычек, обычаев – происходит столь же мгновенно, как и само перевоплощение.
Космонавт может также ощутить себя в шкуре некоего неземного чудовища, типа дракона. Видит свои огромные синие когти, перепонки между пальцами, ощущает всю свою мощную звериную плоть и крепкую чешую.
Свидетельства эти ещё раз подтверждают, что попасть в другие миры человек может не с помощью достижений науки и техники, а духовным образом. Для духа ведь не являются преградами умопомрачительные межгалактические расстояния, многометровые стены крепостных сооружений или зарытых глубоко под землёй тайных бункеров и сверхсекретных лабораторий.
Духом человек способен мгновенно проникнуть в запредельные дали и воплотиться в самые разные существа. Подобное, конечно, в диковинку нашему широкообразованному современнику. Как и совершенно беспомощной в познаниях духовных тайн науке. Ибо она привыкла скептически относиться к любым подобного рода тайнам и доверяет лишь тому, что можно взять на ощупь рукой или прибором. Тайны мистического мира, где возможны самые загадочные перевоплощения и необъснимые чудеса, являются для земной науки типично ненаучным понятием.
А ведь люди умели проникать в иные миры, как и перевоплощаться в иных существ, во все времена, начиная с тех далёких, которые ныне пренебрежительно называют первобытными. Умеют это делать и нынче. Разумеется, речь идёт о весьма ограниченном числе людей, которым ведомы тайны, неизвестные абсолютному большинству их современников.
Речь идёт о людях, относящихся к двум категориям: верные Божии и верные служители князя мира сего. К последним относятся разного рода маги и колдуны. И дар всякого рода таинственных перевоплощений – это их хобби на протяжении многих веков и даже тысячелетий.
Впрочем, более конкретный разговор на эту тему будет у нас отдельно.
Периодически в такие ситуации могут попадать и люди, не относящиеся к двум вышеназванным категориям. К этим третьим относятся и космонавты, ставшие жертвами орбитальных «грёз» и «перевоплощений».
Все космонавты, побывавшие в тех состояниях, отмечают явное присутствие в такие моменты некоего мощного потока информации, идущего на них извне. Этот поток захватывает человеческую личность столь мощно и приносит столь сильные и яркие переживания, что по выходе из него человек всерьёз начинает опасаться за состояние своего психического здоровья.
Побывав несколько раз в подобных состояниях, космонавт испытывает потом острую потребность ощутить их «кайф» снова и снова. Но если на орбите эти состояния удаётся вызывать после некоторой тренировки с помощью определённой настройки, то на земле это сделать уже не получается. Превратившийся в своеобразного космического наркомана, космонавт испытывает болезненную «ломку», которая бывает у настоящих наркоманов.
Интересно, что находящийся в состоянии перевоплощения, космонавт внешне не проявлял каких-либо странностей в поведении и выглядел вполне нормальным человеком. Это подтверждали не только его коллеги, но и видеокамера.
Получается, что сознание человека как бы находилось в нормальном состоянии, а само перевоплощение было навязано человеку извне, из каких-то посторонних и разумных сфер. Силы, а точнее духи, вызывающие в человеке это воплощение, имели таинственную власть вторгаться в его духовный и психический мир. На земле власть этих сил была меньшей, а на космической орбите и в космосе – гораздо большей.
Эти же таинственные духи водят по Луне, Сатурну, Марсу и другим мёртвым планетам Солнечной системы, а также по иным космическим мирам чуткие и впечатлительные, но духовно весьма наивные души земных контактёров. Рассказывают этим контактёрам массу удивительной информации. В том числе из жизни кумиров настоящего и прошлого. Показывают всяческие удивительные, а то и потрясающие космические иллюзионы из прошлого, настоящего и будущего различных цивилизаций, земных и космических.
Главная задача этого космического цирка, привязать к себе, взять под свой духовный контроль эти чуткие души, а через них всё наивное и беспечное человечество. Не позволить людям узнать реальную правду об истинном происхождении человечества, о его величайшем духовном потенциале. А также о тех тайных духовных вампирах-рабовладельцах, которые всячески зомбируют, обворовывают и эксплуатируют великий божественный потенциал каждого земного пленника.
Задача этих лукавых и коварных сил, удержать под своим контролем душу и дух человека, а также его бессмертные тела, не только во время земной жизни, но и после физической смерти человека (точнее, после его ухода из мира земного). И не дать раскрыться великому божественному потенциалу каждого человека, ныне скрытому и запечатанному от разворовывания разного рода земными и космическими колдунами, ворами и вампирами. То же самое можно сказать и о двенадцати бессмертных телах человека.
Ибо, прозревая духовно, человек увидит в истинном свете своих космических лжеучителей, а на самом деле – наглых, подлых и коварных воров и рабовладельцев.
И тогда человек вспомнит о своём божественном, ныне напрочь забытом, происхождении. Тогда увидит человек в истинном свете коварного папу Карло (библейского божка Иегову), который называет себя единственным творцом и создателем нынешнего человечества, презрительно считая людей своими созданными из праха грешными и окаянными куклами буратино. Непослушными буратинами, с которыми он волен поступать, как сочтёт нужным.
А прозрев, человек и человечество возжаждут возвратится в свой истинный и вечный Дом…
Но пока, вместо истинного прозрения, многие нынешние земляне жаждут, к сожалению, отправляться в опаснейшие путешествия по астральным мирам.
Следующий наш рассказ будет об этом.

Продолжение следует.

Есть фраза, и ей подобные, которая мусолится в устах некоторых христиан: "...у сатаны есть определённая сила там, где Бог позволяет ему..."

Разве наш Господь Бог, который сказал: "не убей" позволяет убивать? А может это сам человек, взявший на себя роль бога, решает кому жить, а кому умереть - позволяет себе быть богом - богом этого мира???

Конечно же такие люди, которые сами решают вопрос добра и зла в СВОЮ пользу, по своей корысти, которые сами (без Господа Бога) решают что такое добро и что такое зло со СВОЕЙ точки зрения, которые за непослушание им, предают души сатане, водимы богом этого мира - сатаною. Эти люди рабы тьмы, они дети тьмы.

"...Но знает Бог (сказал сатана), что в день, в который вы вкусите их, откроются (закроются - сатана обманщик) глаза ваши, и вы будете, как боги (сделаетесь богами этого мира), знающие (по СВОЕМУ, для своей корысти использующие) добро и зло"" (Быт.3:5).

Поэтому Господь Бог будет судиться с такими богами:

"Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно (со своей, падшей точки зрения) и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых (богов=людей). Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы" (Пс.81:1-8).

"Иисус отвечал им: не написано ли в законе ВАШЕМ: Я сказал: вы боги (вы сделали себя богами, вы пошли СВОИМИ путями)?" (Иоан.10:34).

И наследство Его будет наше.

Некоторые пастора сделали себя богами, отцами, пасторами церквей, ведущими людей не к Господу, а за собой. Они стали ворами Славы Божьей, ворами, ворующими людей у Господа. Они сами не входят как дети и другим не дают войти в Божью Благодать. И для этого поставили над людьми многочисленных надзирателей, лидеров, СВОИХ рабов.

"...В свое время (Отец Небесный) послал к виноградарям раба, чтобы они дали Ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал Господин (Господь) виноградника: что мне делать? Пошлю Сына Моего возлюбленного; может быть, увидев Его, постыдятся. Но виноградари (пастора, лидеры), увидев Его, рассуждали между собою, говоря: это Наследник; пойдем, убьем Его, и наследство Его будет наше. И, выведя Его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними Господин виноградника (Своего)? Придет и погубит (отстранит от Себя) виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие (пастора) же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: Камень, который отвергли строители (Дома Божьего), Тот Самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на Тот Камень, разобьется, а на кого Он упадет, того раздавит. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу" (Лук.20:10-19).

Есть выход из пасторской, звёздной болезни - признание этой своей болезни, и покаяние, и посвящение плодов - людей Господу Богу Иисусу Христу, Который Есть Истинный Пастор и Истинный Отец Небесный.

Иисус Господь, прости нас за то, что мы заняли Твоё место, что мы сели на Твоё седалище, что мы собою заменили Тебя, что мы ведём себя как боги. Мы посвящаем всех людей и себя, в том числе, Тебе. Исцели нас от всякой болезни, в том числе от звёздной болезни. Ты Глава Церкви, Ты Истинный Пастор, Ты Истинный отец наш. Аминь.

"Есть пути, которые кажутся человеку (в его глазах) прямыми (хорошими, добрыми); но конец их - путь к смерти" (Прит.14:12).

Без ежедневного Божьего Водительства, человек не может знать, что находиться в конце, выбранного им самим, пути.
_________________

С именем Бога

Разбор основных аргументов в пользу Троицы в контексте Библии

В христианском мире распространено положение о Троице. На данном соборе также осудили учение священника Ария, который утверждал, что все в мире, включая Иисуса Христа были сотворены Богом, и что никто и ничто не равно Богу. То есть с древних времен христиане в корне делятся на два лагеря, на тех, кто верит в Единственность и Неразделимость Бога (условное название - унитарии), и на тех, кто верит в ипостасность Бога (условные названия – бинитиарии и тринитарии).

По-гречески данный термин пишется так: Τριάς. Стоить отметить, что данный термин отсутствует в Новом Завете.

Рассмотрим определение Троицы:

«Свята́яТро́ица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.» (Православная энциклопедия «Азбука веры»)

Важным понятием для описания Троицы является слово «единосущие»:

«Единосу́щие (греч. homoousios) – понятие православного богословия, отражающее бытийное тождество Божественной природы (сущности, естества) Лиц Пресвятой Троицы, а также бытийное тождество человеческой природы Христа и всего человеческого рода.» (Православная энциклопедия «Азбука веры»)

В Новом Завете данный термин не применяется в отношениях между Богом и Иисусом, между Богом и Святым Духом.

Разберем основные библейские аргументы, выдвигаемые сторонниками Троицы в её пользу, в контексте самой Библии:

1)Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного(μονογενῆ) , дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Евангелие от Иоанна 3:16.Синодальный перевод)

Бога не видел никто никогда; Единородный (μονογενὴς)Сын , сущий в недре Отчем, Он явил.(Евангелие от Иоанна 1:18.Синодальный перевод)



Логика обоснования равности Христа и Бога такова: Иисус назван Единородным Сыном,следовательно, а это означает, что Иисус единосущен с Богом.

Напомним, что приведённый перевод является Синодальным, т.е. выполненным православным Синодом, что наложило отпечаток на смысл перевода. Слово "Единородный", по-гречески, μονο-γενής - от "монос" единственный и "генос" род, т.е. по смыслу это выражение значит"единственный в своем роде" . То, что Иисус является уникальным, единственным в своем роде человеком, не вызывает сомнений, так кактолько он был рожден от девы. Такое понимание этого отрывка исключает мысли о единосущности Иисуса и Бога.

2)В начале было Слово, и Слово было у Бога (τὸνθεόν) , и Слово было Бог(θεὸς) . (Евангелие от Иоанна 1:1. Синодальный перевод)

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Евангелие от Иоанна 1:14.Синодальный перевод)

Основываясь на два этих стиха тринитарии утверждают, что Иисус есть Бог. Логика такова: написано, что «Слово было Бог», «Слово стало плотию», следовательноБог=Иисус.

Взглянем на греческий текст и на контекст стиха. Во фразе «Слово было у Бога» как слово «Бог» переведено выражение«ὁ θεός» , этослово «теос» с определенным артиклем (здесь и далее в этом пункте греческие слова приведены в неопределённой форме) , то естьговорится персонально обОдном-Едином Боге. Далее во фразе «Слово было Бог» , как «Бог» переведено слово «θεός», у которой отсутствует определенный артикль, что означат некое качество личности, и данное слово следует перевести как «божественный» или «бог» с маленькой буквы. Фразу можно перевести так:«Слово было божественным» . Данное понимание исключает тождественность персонально Единого Бога со Словом.

Если приводить структурно, то получится следующее:«теос» без артикля обозначает качество того, что есть у «теос» с определенным артиклем (у Личности).

Могут быть возражения, что слово «θεός» без определенного артикля используется в Библии также и для обозначения Самого Бога. Дело в том, что смысл слова зависит от контекста.

Можно провести некую аналогию с Ветхим Заветом - словом«элохим» обозначают как, Самого Бога, так и Его творения:

Я сказал: вы - боги (элохим), и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. (Псалтирь 81:6,7. Синодальный перевод)

Данный стих только подтверждает то, что смысл слова зависит от контекста, ведь читая данный отрывок кактринитарии, так и унитарии,не считают, что все власть имеющие являются соравнымиОдному-Единому Богу и/или им Самим. Все понимают, что«элохим»-ом , наряду с Богом,обозначают власть имеющих людей, ангелов. Для обозначения данным словом Единого Боганужен уточняющий контекст. С греческим словом «теос» всё также, для обозначения Одного-Единого Бога нужен уточняющий контекст и/илиуточняющая часть речи. В нашем случае есть уточняющая часть речи в виде артикля «ὁ».

3) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре (κόλπον) Отчем, Он явил (ἐξηγήσατο) . (Св. Евангелие от Иоанна 1:18.Синодальный перевод)

Логика следующая – 1) сказано, что «Сын, сущий в недре Отчем», следовательно Иисус напрямую произошел от Отца и является таким же богом как и Он. 2) сказано, что «Он явил» , значит Иисус буквально показал Бога и является Богом.

Слово «κόλπον» означает «недро», «пазуха», «карман», «залив», «гавань», «лоно», «грудь». Это слово используется в следующих стихах:

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно (κόλπον) Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне (κόλποις) его (Евангелие от Луки 16:22-23.Синодальный перевод)

Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди (κόλπῳ) Иисуса.(Евангелие от Иоанна 13:23.Синодальный перевод)

давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно(κόλπον)ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.(Евангелие от Луки 6:38.Синодальный перевод)

Данные стихи раскрывают смысл слова«κόλπον» , которое, в контексте межличностных отношений, обозначает эмоциальную/духовную близость(на примере близости между Лазарем и Авраамом, между учеником и Иисусом).

Резюмируем: в Ев. от Ин 1:18 говорится о близости междуИисусом и Отцом.

Что касается фразы«Он явил» , тогреческое слово «ἐξηγήσατο» , переведённое в Синодальном как «явил» , означает буквально «рассказал» . То есть вырисовывается следующая картина: Иисус рассказал о Боге, которого никто никогда не видел.

4)Я и Отец - одно (ἕν) .(Евангелие от Иоанна 10:30. Синодальный перевод)

Основываясь на этот стих сторонники догмата о Троице утверждают, что Иисус единосущен с Богом.

Рассмотрим употребление греческого слова«ἕν» , которое переведено как «одно» , в другом месте Библии:

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (ἓν), как Ты, Отче, во (ἐν)Мне, и Я в (ἐν)Тебе, так и они да будут в Нас едино (ἐν),- да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино (ἓν), как Мы едино (ἕν). Я в (ἐν)них, и Ты во (ἐν) Мне; да будут совершены воедино (ἕν), и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в (ἐν) них будет, и Я в (ἐν) них. (Евангелие от Иоанна 17:20-26.Синодальный перевод)

Данный отрывок раскрывает смысл слова «ἕν» , которое передаёт смысл единства целей.

Резюмируем: в Ев от Ин 10:30 говорится оединстве целей Иисуса и Отца . Данный стих можно перевести так: Я и Отец заодно.

5) Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино . И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. (Первое послание Иоанна 5:7,8.Синодальный перевод)

Тринитарии утверждают, что в данном стихе перечисляются три личности Бога – Отце, Сын, Дух, и провозглашается их единосущность («Сии три суть едино» ).

Начнём разбор.

Во-первых, этот отрывок – известная позднейшая латинская вставка, называемая «Иоанновой вставкой», по-латински CommaJohanneum.Данный стих отсутствуетв наиболее ранних текстах Первого послания Иоанна, а именно - в Синайском, Ватиканском и Александрийском кодексах; а также в Вульгате Иеронима, в сирийской Пешитте, в сирийском филоксеновском-гарклейском сборнике и в коптских текстах.

В греческих рукописях данный отрывок отсутствует вплоть до XIV-XVвв.

Исаак Ньютон в своем богословском трактате «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания» (англ. An Historical Account of Two Notable Corruptions of Scripture)обосновалпозднеепроисхождениеданногостиха.

Спрашивает kkf
Отвечает Виталий Колесник, 17.08.2011


Сказано, что "Бог стал в сонме богов", и мы понимаем, что данная фраза используется не буквально, а метафорически, то есть иносказательно, образно. Ведь Библия говорит, что есть только единый Бог в трех Личностях, это Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой, которые равны между собой, и на самом деле нет никакого сонма богов.

Далее Бог "среди богов произнес суд", Он спрашивает их доколе они будут неправедно судить и оказывать лицеприятие нечестивым? Из этих слов понятно, что Бог обращается не буквально к богам, а к высокопоставленным чиновникам, которые неправедно судят, оправдывая при этом нечестивых. И далее идут наставления относительно того, как следовало бы им поступать.

Фраза "Я сказал: вы - боги" объясняется следующей фразой "и сыны Всевышнего - все вы", то есть в данном случае "боги", это "сыны Всевышнего", используется литературный прием, который называется подхватом . К тому же "боги" и "сыны Всевышнего" здесь противопоставляются "человекам" и "князьям". Нечто подобное можно увидеть в следующем стихе: "...тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих , что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал" (). Здесь идет противопоставление по духовному признаку, Божьи сыны, то есть верные Богу люди, берут в жены себе неверных Богу женщин, которые потом развращают их и уводят от истинного Бога. И можно предположить, учитывая контекст, что в Псалме 81 Господь предупреждает свой народ, что они называются богами, то есть сынами Всевышнего, а на самом деле их история может закончиться плачевно, то есть их может постигнуть участь нечестивых.

Иисус, цитируя этот Псалом, обращается к благочестивым иудеям, которые собирались побить Его камнями за богохульство. Возможно, Христос тем самым хотел напомнить им, что они сыны Всевышнего, но поступают совсем не так, как ожидает от них Бог, и что они рискуют своей вечной участью, не принимая Спасителя, Единородного Сына от Бога Отца.

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Интересное место Писания мы найдем в псалмах:

6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
(Пс.81:6-8)

Сложность приведенного отрывка в том, что не все понимают, кто они , сыны Всевышнего?

Кого в Пс.81:6 называет автор богами?

В нашем сообществе тему изучает Олег Макаров , а мы решили дать дополнительный ответ на вопросы.

Параллельные места в Библии очень полезны для изучения любого места Писания. Для ответа давайте обратимся к Иисусу и посмотрим, что Он сказал относительно 81 псалма, а именно 6 стиха:

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
(Иоан.10:34-36)

Отрывок может нам дать не много, если мы не обратим свое внимание на контекст всей 10 главы. Надеюсь, что Вы самостоятельно сможете прочитать главу и сделать свои выводы. А наша текущая задача - понять, почему Иисусу привел в пример отрывок из 81 Псалма, 6 стиха.

Дальнейшие наши рассуждения будут к рамках мыслей Иисуса в отрывке Иоан. 10:31-39.

Слова Иисуса, что Он и Отец одно, были в ушах иудеев богохульством. Это было вторжением человека туда, где может быть только Бог. По иудейскому закону за богохульство побивали камнями.

16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.
(Лев.24:16)

Поэтому они приготовились побить Его камнями. По-гречески это место просто говорит, что они пошли и набрали камней, чтобы бросать в Него.

Иисус ответил на их враждебность логичными доводами.

1. Дела добра

Он сказал им, что проводил все Свое время за деланием добра: исцелением больных, питанием голодных, утешением печальных, то есть делами настолько насыщенными красотой, силой и помощью, что могли быть только от Бога.

За какое же из этих дел собираются они побить Его камнями?

Они ответили, что не за добрые дела хотят они побить Его камнями, но за притязание, которое он заявил.

2. Два довода

Он назвал Себя Сыном Божиим и за это притязание они готовы были побить Его камнями. Иисус ответил и на это, приведя два довода.

Первый довод был чисто иудейский, который нам трудно понять. Он привел им на память Пс. 81,6. Этот псалом обращен к несправедливым судьям, чтобы они оставили свои несправедливые методы, и начали честно защищать бедных и невинных. Это обращение к судьям как раз и оканчивается этими словами: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы».

Судья назначен Богом быть богом для людей.

Эта мысль проступает весьма ясно в некоторых местах книги Исход.

В Исх. 21,1-6 говорится о том, как иудейский слуга может быть освобожден от своих обязанностей на седьмой год: «То пусть господин его приведет его пред богов (то есть пред судьей)».

1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
(Исх.21:1-6)

По-иудейски это слово звучит не судья, а элохим - бог. Та же форма выражения употребляется в Исх. 22:9 и 28.

9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
(Исх.22:9)

28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
(Исх.22:28)

Значит, даже Священное Писание называло богами тех, которые были назначены Богом на специальное служение. Поэтому Иисус сказал: «Если и Писание говорит так о людях, почему же Я не могу так говорить о Себе?»

Иисус говорил о Себе две вещи:

А Он был освящен Богом для специального дела. Освящен - хагиацеин - происходит от слова хагиос - святой. Это слово всегда означает отделение человека или предмета от других людей или предметов для специального употребления.

Так, к примеру, суббота - свята.

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:11)

Алтарь - свят.

19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
(Лев.16:19)

Священники - (освящены) святы.

18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это [дело] священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога.
(2Пар.26:18)

Пророк - освящен.

5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
(Иер.1:5)

Когда Иисус сказал, что Бог освятил Его, сделал святым, Он имел в виду, что Бог отделил Его от других людей потому, что дал Ему особое задание.

Б Он сказал, что Бог послал Его в мир. Слово, которое употреблено здесь, то же самое, которым бы выразили посылку вестника, или армии.

Иисус не столько видел Себя Пришедшим в мир, сколько посланным в мир. Его пришествие было актом Божиим, и пришел Он для того, чтобы исполнить то, что поручил Ему Бог.

И потому Иисус сказал: «В древние времена Писание могло называть судьей богами, потому что они были назначены Богом нести истину и справедливость в мир. И Я был отделен (освящен) для особого дела, Я был послан в мир Богом: как можете вы противиться тому, что Я называю Себя Сыном Божиим? Ведь Я же просто делаю то, что говорит Писание».

3. Дела стоят выше споров

Иисус предлагает испытать Его слова и говорит: «Я не прошу вас принимать Мои слова, но примите Мои дела». О словах люди еще могут спорить, но дела стоят выше споров.

Иисус показал, что Он совершенный Учитель, ибо основывал Свои притязания не на словах, а на делах. Он приглашал иудеев основать их суждение о Нем не на том, что Он говорил, а на том, что Он делал, и это есть то высшее испытание, с которым Его последователи должны быть готовы и способны встретиться.

Трагично то, что слишком немногие могут встретиться с таким испытанием, и тем более не могут приглашать его.

Складывая вместе Пс.81:6-8 и Иоан.10:34-36 , для полной картины нужно брать контекст диалога Иисуса со своими оппонентами.

В еврейском языке слово «боги» (элохим) буквально означает «могущественные» и может применяться к важным особам, таким как судьи.

Из остальной части Псалма ясно, что они были всего лишь люди, а не божества, потому что судили несправедливо и в угоду знатным особам извращали правосудие.

Господь процитировал этот стих из Псалма, показывая, что Бог использовал слово боги, чтобы описать людей, к которым было обращено слово Божье. Другими словами, эти люди были посланниками Божьими. Через них Бог говорил с израильским народом.

«Они представляли Бога в Его власти и суде и были наделены определенными Богом полномочиями». «И не может нарушиться Писание», — сказал Господь, выражая Свою веру в богодухновенность Ветхого Завета.

Он говорит о Ветхом Завете, как о безошибочных Писаниях, которые должны исполниться и которые нельзя отрицать. Не только мысли или идеи, но и сами слова Священного Писания богодухновенны. Все Его доказательство основано на единственном слове «боги».

Господь привел аргументы «от меньшего к большему».

Если несправедливые судьи назывались в Ветхом Завете «богами», насколько же больше прав было у Него сказать, что Он Сын Божий.

К ним пришло Слово Божье; Он был и есть Слово Божье. Они назывались богами; Он был и есть Бог. Они никогда не скажут о себе, что Отец освятил их и послал в мир. Они рождены подобно всем другим сыновьям падшего Адама. Но Иисус был освящен Богом Отцом от вечности, чтобы стать Спасителем мира, и Он был послан в мир с небес, где всегда обитал со Своим Отцом.

Таким образом, Иисус имел полное право на равенство с Богом.

Он не богохульствовал, утверждая, что Он Сын Божий, равный с Отцом. Сами иудеи использовали термин «боги», обращаясь к коррумпированным людям, которые являлись всего лишь представителями или судьями Божьими.

Сколько же еще Он может заявлять о праве на этот титул, если Он в действительности был и есть Бог?

Loading...Loading...