Жак этьенн монгольфье биография. Так поднимаются к звёздам. Братья Монгольфье и их изобретение

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жак Этьен Виктор Араго
Jacques Étienne Victor Arago
Жак Этьен Виктор Араго (1839 год)
Жак Этьен Виктор Араго (1839 год)
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Франция 22x20px Франция

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Жак Этьен Виктор Араго (фр. Jacques Étienne Victor Arago ; 1790-1855) - известный французский драматург , писатель , художник и путешественник XIX века , брат выдающегося физика и астронома Франсуа Араго и Этьена Араго , который также сделал себе имя как драматург.

Биография

Жак Этьен Виктор Араго родился 10 марта 1790 года в городе Эстажеле (Estagel), близ Перпиньяна .

В 1817 году в качестве чертёжника отправился в экспедицию, в течение трёх лет совершавшую под начальством капитана Луи де Фрейсинэ кругосветное путешествие на корабле «Урания ».

За это время Жак Араго успел посетить Австралию , Новую Гвинею , острова Адмиралтейства , Каролинские острова , остров Гуам , на котором экипаж высадился в марте 1819 года . Пробыв три месяца на Марианских островах , экспедиция направилась к Гавайским островам , а затем к архипелагу Самоа и островам Кука . После этого корабль снова взял курс на Австралию, где команда провела месяц; оттуда экспедиция направилась к родным берегам через южную часть Тихого океана . У Фолклендских островов судно «Урания» потерпело крушение; тем не менее в ноябре 1820 года члены экспедиции сумели благополучно вернуться на родину .

После возвращения во Францию Жак Араго занимался изданием сатирических журналов , сначала в городе Бордо (с 1823 по 1828 год), затем, начиная с 1829 года, в Тулузе .

Назначенный в 1835 году директором театра в городе Руане , он практически потерял зрение , но не прекратил своей деятельности в качестве театрального директора и драматического писателя, а также, несмотря на недуг, предпринимал и путешествия в Новый Свет . О своих путешествиях он оставил ряд трудов, представляющих немалую историческую ценность.

Жак Этьен Виктор Араго скончался 27 ноября 1855 года в Бразилии .

Избранная библиография

Некоторые театральные пьесы Араго:

  • «Chabert » (1832);
  • «Le Prix de folie » (1833-1834);
  • «Les Papillotes » (1834);
  • «Un noviciat diplomatique » (1834);
  • «Le Cadet de Gascogne » (1836);
  • «Un élève de Rome » (1837);
  • «Un mois à Naples » (1837);
  • «Mademoiselle d’Alvigny » (1838);
  • «Le Camélia » (1840);
  • «L’Éclat de rire » (1840);
  • «Mon ami Cléobul » (1840);
  • «Un grand criminel » (1841);
  • «Le Duc de Reischtadt », драма в двух актах.
  • «Promenade autour du monde pendant les années 1817-20 »
  • «Promenades historiques, philosophiques et pittoresques dans le département de la Gironde » ;
  • «Souvenirs d’un aveugle »;
  • «Voyage autour du monde » (1843);
  • «Voyage d’un aveugle en Californie et dans les régions aurifères » (1851).

Галерея

    Jacques Etienne Arago - Castigo de Escravos, 1839.jpg

    "Iles Sandwich - Manier dont les Naturels se Tatouent" (Tattooing, Sandwich Islands) by Jacques Arago.jpg

    Baptism 1819 by Jacques Arago.jpg

Напишите отзыв о статье "Араго, Жак Этьен Виктор"

Примечания

Ссылки

  • (фр.)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Араго, Жак Этьен Виктор

– А на других «этажах» сущности тоже имеют такие же «отпечатки»? – заинтересованно спросила любознательная Стелла.
– Да, конечно имеют, только уже иные, – спокойно ответила Атенайс. – И не на всех «этажах» они так же приятны, как здесь... Особенно на одном...
– О, я знаю! Это, наверное «нижний»! Ой, надо обязательно туда пойти посмотреть! Это же так интересно! – уже опять довольно щебетала Стелла.
Было просто удивительно, с какой быстротой и лёгкостью она забывала всё, что ещё минуту назад её пугало или удивляло, и уже опять весело стремилась познать что-то для неё новое и неведомое.
– Прощайте, юные девы... Мне пора уходить. Да будет ваше счастье вечным... – торжественным голосом произнесла Атенайс.
И снова плавно взмахнула «крылатой» рукой, как бы указывая нам дорогу, и перед нами тут же побежала, уже знакомая, сияющая золотом дорожка...
А дивная женщина-птица снова тихо поплыла в своей воздушной сказочной ладье, опять готовая встречать и направлять новых, «ищущих себя» путешественников, терпеливо отбывая какой-то свой особый, нам непонятный, обет...
– Ну что? Куда пойдём, «юная дева»?.. – улыбнувшись спросила я свою маленькую подружку.
– А почему она нас так называла? – задумчиво спросила Стелла. – Ты думаешь, так говорили там, где она когда-то жила?
– Не знаю... Это было, наверное, очень давно, но она почему-то это помнит.
– Всё! Пошли дальше!.. – вдруг, будто очнувшись, воскликнула малышка.
На этот раз мы не пошли по так услужливо предлагаемой нам дорожке, а решили двигаться «своим путём», исследуя мир своими же силами, которых, как оказалось, у нас было не так уж и мало.
Мы двинулись к прозрачному, светящемуся золотом, горизонтальному «тоннелю», которых здесь было великое множество, и по которым постоянно, туда-сюда плавно двигались сущности.
– Это что, вроде земного поезда? – засмеявшись забавному сравнению, спросила я.
– Нет, не так это просто... – ответила Стелла. – Я в нём была, это как бы «поезд времени», если хочешь так его называть...
– Но ведь времени здесь нет? – удивилась я.
– Так-то оно так, но это разные места обитания сущностей... Тех, которые умерли тысячи лет назад, и тех, которые пришли только сейчас. Мне это бабушка показала. Это там я нашла Гарольда... Хочешь посмотреть?
Ну, конечно же, я хотела! И, казалось, ничто на свете не могло бы меня остановить! Эти потрясающие «шаги в неизвестное» будоражили моё и так уже слишком живое воображение и не давали спокойно жить, пока я, уже почти падая от усталости, но дико довольная увиденным, не возвращалась в своё «забытое» физическое тело, и не валилась спать, стараясь отдохнуть хотя бы час, чтобы зарядить свои окончательно «севшие» жизненные «батареи»...
Так, не останавливаясь, мы снова преспокойно продолжали своё маленькое путешествие, теперь уже покойно «плывя», повиснув в мягком, проникающем в каждую клеточку, убаюкивающем душу «тоннеле», с наслаждением наблюдая дивное перетекание друг через друга кем-то создаваемых, ослепительно красочных (наподобие Стеллиного) и очень разных «миров», которые то уплотнялись, то исчезали, оставляя за собой развевающиеся хвосты сверкающих дивными цветами радуг...
Неожиданно вся эта нежнейшая красота рассыпалась на сверкающие кусочки, и нам во всем своём великолепии открылся блистающий, умытый звёздной росой, грандиозный по своей красоте, мир...
У нас от неожиданности захватило дух...
– Ой, красоти-и-ще како-о-е!.. Ма-а-амочка моя!.. – выдохнула малышка.
У меня тоже от щемящего восторга перехватило дыхание и, вместо слов, вдруг захотелось плакать...
– А кто же здесь живёт?.. – Стелла дёрнула меня за руку. – Ну, как ты думаешь, кто здесь живёт?..
Я понятия не имела, кем могут быть счастливые обитатели подобного мира, но мне вдруг очень захотелось это узнать.
– Пошли! – решительно сказала я и потянула Стеллу за собой.
Нам открылся дивный пейзаж... Он был очень похож на земной и, в то же время, резко отличался. Вроде бы перед нами было настоящее изумрудно зелёное «земное» поле, поросшее сочной, очень высокой шелковистой травой, но в то же время я понимала, что это не земля, а что-то очень на неё похожее, но чересчур уж идеальное... ненастоящее. И на этом, слишком красивом, человеческими ступнями не тронутом, поле, будто красные капли крови, рассыпавшись по всей долине, насколько охватывал глаз, алели невиданные маки... Их огромные яркие чашечки тяжело колыхались, не выдерживая веса игриво садившихся на цветы, большущих, переливающихся хаосом сумасшедших красок, бриллиантовых бабочек... Странное фиолетовое небо полыхало дымкой золотистых облаков, время от времени освещаясь яркими лучами голубого солнца... Это был удивительно красивый, созданный чьей-то буйной фантазией и слепящий миллионами незнакомых оттенков, фантастический мир... А по этому миру шёл человек... Это была малюсенькая, хрупкая девочка, издали чем-то очень похожая на Стеллу. Мы буквально застыли, боясь нечаянно чем-то её спугнуть, но девочка, не обращая на нас никакого внимания, спокойно шла по зелёному полю, почти полностью скрывшись в сочной траве... а над её пушистой головкой клубился прозрачный, мерцающий звёздами, фиолетовый туман, создавая над ней дивный движущийся ореол. Её длинные, блестящие, фиолетовые волосы «вспыхивали» золотом, ласково перебираемые лёгким ветерком, который, играясь, время от времени шаловливо целовал её нежные, бледные щёчки. Малютка казалась очень необычной, и абсолютно спокойной...

Дата публикации: 13 Мая 2009
В июне 1783 года братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье начинают проводить первые полеты на воздушном шаре. Сперва в воздух поднимаются шары с грузом, затем с животными. Осенью того же года состоялся первый полет воздушного шара с людьми.

Братья Жозеф и Этьен Монгольфье. Гравюра 19 века.


«Аэронавтика (воздухоплавание) - так называется искусство подниматься на воздух с помощью известных приспособлений и двигаться в определенном направлении. Идея подняться на воздух и, освободясь от оков тяжести, воспользоваться громадным воздушным океаном, как путем сообщения, очень стара. Еще с глубокой древности начались попытки, хотя большей частью тщетные, плавать по воздушному океану. По преданию, Беллерофонт, летая, поднялся до вершины Олимпа; Архип Тарентский приготовил голубя, который носился в воздухе с помощью механического приспособления. По сообщению французского миссионера Бассу, в Пекине, при вступлении на престол китайского императора Фо-киена в 1306 году, на воздух поднялся воздушный шар. Позже, Баттиста Данти в Перуджии, затем бенедиктинский монах Оливер Мальмесбури, равно как португалец Гусман строили летательные машины. Патер Ляна после сочинения Галльени, "L"art de naviguer dans l"air", устроил уже в 1686 году громадный шар из жести, из которого выкачан был воздух; он выдавал это приспособление за настоящий воздушный корабль.

Аэростаты. Источник - Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Запуск первого аэростата, июнь 1783 года. Французская открытка конца 19 века


Только когда братья Монголфьеры устроили аэростат и когда первый такой шар, наполненный нагретым воздухом, поднялся 5 июня 1783 года в Аннонэ, а второй, устроенный профессором Шарлем и наполненный водородным газом, поднялся 27 августа 1783 года, открылся путь к осуществлению настоящего воздухоплавания.

Во Франции началась тогда настоящая горячка воздухоплавания, поддерживаемая стремлениями профессора Шарля и воздушными путешествии Пилатра де Розье, который в сопровождении маркиза д"Арланда первый осмелился (21 ноября 1783 года) совершить воздушное поднятие. Поездка его длилась 25 минут, причем он достиг высоты 1000 метров. Его примеру последовали вскоре профессор Шарль и Робертс. 1-го декабря 1783 года, поднявшись с парижского Марсова поля на высоту 2000 метр. Бланшар предпринял 7 января 1785 года первое путешествие через море; он поднялся с утесов Довера и благополучно опустился на французском берегу, по другую сторону Ла-Маншского канала. Аэростат, устроенный Бланшаром и снабженный веслами, рулем и парашютом, не мог, по заявлению беспристрастных нанаблюдателей, производить самостоятельных движений, хотя Бланшар думал добиться этого (он даже назвал свой шар "летучим кораблем")».

Жак-Этьенн Монгольфье – младший из двух братьев, создавших воздушный шар. Родился он 6 января 1745 года во Франции, в небольшом городке Видалон-ле-Анноне (департамент Ардеш). Начинал свою карьеру как архитектор, и добился неплохих успехов. Занимался изготовлением бумаги на предприятии, доставшемся ему от отца, и был одним из первых, кто стал выпускать веленевую бумагу (плотная бумага высшего сорта, изготовленная из тряпичной массы).


Вместе со старшим братом Жак-Этьенн участвовал в изготовлении первого воздушного шара, который был создан в 1782 году. Шар был небольшого размера, сделан из шелка. Это была модель будущего настоящего воздушного шара. Братья заставляли его подниматься к потолку, сжигая бумагу под нижним отверстием.

За первым шаром последовали более крупные шары, которые запускали на открытом воздухе. Уже через год после первых испытаний, 5 июня 1783 года в Анноне они впервые вынесли свои эксперименты на публику, продемонстрировав полет беспилотного шара, изготовленного из льна.

19 сентября того же года на шаре были запущены «пассажиры» – баран, петух и утка. Они благополучно приземлились, продержавшись в воздухе 8 минут. С этой минуты братья были удостоены наград, а все воздушные шары стали называться «монгольфьерами».

И, наконец, 21 ноября 1783 года состоялся первый в истории полет человека на летательном аппарате. Первыми воздухоплавателями стали Пилатр де Розье и маркиз д"Арланд. Приказом короля Франции самим создателям воздушного шара было запрещено лично участвовать в полете. Полет прошел благополучно: шар продержался в воздухе 25 минут и пролетел около 9 км.

Loading...Loading...