Создание персонажа. Создание персонажа Фоллаут 4 развитие персонажа

Не всем вот так «сходу» удается создать персонажа таким, каким на самом деле хотелось бы его видеть и играть. Поэтому процесс создания и кастомизации может затянуться и принести немало дискомфорта - особенно тем, кто подвержен синдрому «ослика и двух стогов сена».

Конечно, нет «абсолютно правильной» и «абсолютно неправильной» комбинации характеристик (а уж тем более внешности) персонажа. Тем более когда речь идет о Fallout . Но то, как будут распределены очки S.P.E.C.I.A.L. во многом определит стиль игры и получение от неё удовольствия. А потому немного проясняющей информации не повредит.

Наверное.

Fallout 4 : свет мой, зеркальце, скажи

А все потому, что процесс создания начинается с того, как милая семейная пара рассматривает себя (или друг друга?) в зеркало. На этом этапе можно «поиграться» с внешностями обеих - и мужчины, и женщины. И по идее, «выжившим» будет тот, кто останется на переднем плане перед нажатием кнопки «готово». И играть будете им. До самого конца.

Сам процесс создания персонажа в Fallout 4 понятен на интуитивном уровне - а у тех, кто сталкивался с кастомизацией уровня «смени свое лицо» (что нынче характерно для многих ) вообще никаких проблем не возникнет. Ну кроме «какой цвет глаз больше идет русым волосам?»

Можно, конечно, вообще не заморачиваться и взять, что дают (есть и дефолтные лица), но разработчики зря что ли корпели над всеми возможностями создания кого-то уникального? Тут тебе и детали выражения лица, и цвет кожи, и прическа, и телосложение. Процесс, в общих чертах, заключается в том, чтобы наводить мышку на ту часть, что хочется изменить (так, чтобы появилась зеленая подсветка) - и выбрать тип да цвет. Тут тоже можно не ограничиваться стандартным набором и скульптурировать по-своему и в подтверждение тому - десятки скриншотов игроков, которые «наскуптурировали» в Fallout 4 кого только их душенька желала - от Харли Квинн с Джокером до Авраама Линкольна. Так же есть «подраздел» со шрамами, веснушками и прочими «дефектами», которыми можно одарить персонажа - ну чтобы он был совсем-совсем неповторим. Интенсивность их тоже можно корректировать.

После этого нужно будет изо всех сил постараться не запутаться в длинных перечнях цветов и стилей волос - мужайтесь! Ну и про телосложение не забудьте - повертите треугольник настройки. И-и-и - готово!

Fallout 4 : перки всякие нужны, перки всякие важны

После того, как с внешностью покончено появится возможность побродить по дому и проникнуться семейной жизнью. А потом будет звонок в дверь, сигнализирующий ещё более напряженный момент кастомизации - добавление персонажу характера.


Там так же можно будет выбрать и имя - причем есть встроенный список имен и при выборе одного из них Кодсворт будет обращаться к персонажу, используя именно имя. Что довольно-таки круто, учитывая то, что в других играх, несмотря на выбор даже имени «по умолчанию», к персонажу обращаются либо по званию, либо по фамилии.

Там же будет перечень из семи Атрибутов: Сила, Восприятие, Выносливость, Харизма, Интеллект, Ловкость и Удача. И 21 очко, которое можно на все это использовать. Итак,

  • Сила - влияет на то, сколько с собой может носить персонаж и насколько больно бьет;
  • Восприятие - попросту говоря «внимательность к деталям», которая влияет, в частности, на точность оружия в V.A.T.S.;
  • Выносливость - влияет на «крепость» здоровья и то, как долго персонаж сможет бежать;
  • Харизма - влияет на умение убеждать в диалогах и повышает шансы на скидку в магазинах (если правильно использовать);
  • Интеллект - чем выше он, тем больше очков опыта будет получать персонаж, ведь умники извлекают урок из всего;
  • Ловкость - влияет на умение быть незаметным и красться, а также на количество очков действия в V.A.T.S.;
  • Удача - влияет на наносимый критический урон и шансы найти уникальные вещицы.

Возможность влить все 21 очко в какой-то один Атрибут есть, но стоит помнить, что Способности привязаны к Атрибутам - и создавать модификации к оружию и броне не получится, если не будет хотя бы четырех очков Силы (которые открывают Способности «Оружейник» и «Кузнец»). Проще говоря, от начального распределения Атрибутов зависит последующая «прокачка» персонажа.

А потому ниже будут представлены несколько оптимальных «сборок» для персонажей Fallout 4 - никто не заставляет делать именно так и никак иначе, но хотя бы продемонстрирует как это работает.

  • Харизматичный Ученый. Сила - 2, Восприятие - 3, Выносливость - 2, Харизма - 10, Интеллект - 8, Ловкость - 2, Удача - 1. С таким-то умом и умением складно говорить - мир будет буквально у ваших ног, будь то люди, роботы или птички на дереве. Весь этот типаж направлен на то, чтобы уговаривать делать других свою грязную работу. С 10 очками в Харизме сразу же будут доступны Способности «Говорящий с пустошью» (успокаивай и повелевай существами ниже своего уровня)и «Запугивание» (то же, что и предыдущее, но относительно людей). А 8 в Интеллекте даст доступ к Способности «Эксперт по роботехнике» - что позволит взламывать роботов и вертеть ими по своему усмотрению. Остальные 5 очков в данном случае можно распределить как угодно.
  • Ассасин. Сила - 4, Восприятие - 6, Выносливость - 1, Харизма - 1, Интеллект - 1, Ловкость - 9, Удача - 6. Тихий и опасный - хороший вариант для тех, кто не любит «светиться». 4 очка в Силе предоставят доступ к Способности «Кузнец», а, следовательно, умению создавать более смертоносное оружие и более тихую обувь. Восприятие предложенного уровня даст доступ к «Ночному существу» - то есть ночью персонаж с таким распределением очков будет ещё более опасен. Ловкость «поддаст» больше Способностей направленных на скрытность. Шестерка в Удаче откроет Способности «Савант» (при этом, чем тупее - тем лучше) и «Критический Урон» и докажет существование «альтернативной гениальности».
  • Танк. Сила - 9, Восприятие - 3, Выносливость - 7, Харизма - 1, Интеллект - 3, Ловкость - 2, Удача - 3. Объяснять геймеру (даже начинающему), что такое «танк» кажется нерациональным - но если разговорчики, скрытность и прочие хитрости не для вас, то вот нужный вариант. С 9 очками в Силе будут доступны Способности усиливающие урон… всякий урон, что и требуется любителям «грубой силы». Подобным образом распределенная Внимательность откроет достаточную меткость в стрельбе, а Выносливость - откроет «Адамантиевый скелет», что завершит картинку «брутального вояки, который может выдержать тонны урона». Ну и конечности останутся на своих местах. Тройка в Интеллекте позволит модифицировать оружие, а двойка в Ловкости - откроет «Коммандос» (бонусы к урону автоматическим оружием). И, наконец, 3 в Удаче означает Способность «Кровавая баня» - потому что же это за танк, который не разукрашивает стены кровью своих врагов?
  • Изобретатель. Сила - 4, Восприятие - 5, Выносливость - 3, Харизма - 6, Интеллект - 6, Ловкость - 2, Удача - 2. Самая сбалансированная из представленных прокачек при создании персонажа в Fallout 4 . Хотя и с акцентом на создании, постройке, изобретении… ну, вы поняли. С такой Силой станут доступны «Кузнец» и «Оружейник», а это значит - модификации брони и оружия. «Местный лидер» доступно только при Харизме в 6 очков и позволяет проводить линии снабжения между поселениями, а так же строить торговые пункты. Интеллект такой же «высоты» позволит стать «Фанатиком оружия» (улучшает модификацию оружия), «Сборщиком хлама» (можно получать лучшие компоненты от разобранных вещей) и «Наука!» (доступ к выскотехнологичным модификациям). А крепкая пять в Восприятии откроет Способность «Эксперт-подрывник» - сможете делать взрывчатку почти что «на коленке».

Ну и, в качестве завершения - наиболее полезные для персонажа Способности в начале Fallout 4 следующие: «Халявщик» (Удача - 2), «Хакер» (Интеллект - 4), «Наука!» (Интеллект - 6), «Массированый огонь» (Восприятие - 10) и «Взломщик» (Восприятие - 4).

Распределяйте здраво!

В общем, создавайте персонажа по своему вкусу!

Выбор комбинации характеристик S.P.E.C.I.A.L. вашего персонажа зависит от вашего стиля игры и выбранной роли. Благодаря громадному объёму доступного контента в Fallout 4, вам даже не нужно будет проходить главную сюжетную линию, чтобы получить удовольствие от игры. Вместо этого, например, можно основать собственное процветающее сообщество, что потребует транспортировки значительного количества ресурсов. Это, в свою очередь, потребует набор навыков, подходящий для крафтера-барахольщика, а не для универсального постапокалиптического убийцы.

Существует всего 7 основных атрибутов S.P.E.C.I.A.L., которые являются основой вашего персонажа:

  1. S — сила (strenght);
  2. P — восприятие (perception);
  3. E — выносливость (endurance);
  4. C — харизма (charisma);
  5. I — интеллект (intelligence);
  6. A — ловкость (agility);
  7. L — удача (luck).

За что конкретно отвечает каждый параметр в Fallout 4, можно посмотреть с русскими субтитрами.

Вы начинаете игру с единичным значением каждого атрибута, при этом вам даётся 21 свободное очко для распределения. В этом и кроется вся прелесть этой RPG-системы, так как от значения каждого атрибута будет зависеть огромное количество доступных перков и умений, которые, в свою очередь, будут определять ваши возможности в игре. Если вы играете в версию для ПК, то есть возможность .

Мы постарались составить три основных , в соответствии с которыми ваш персонаж будет преуспевать в дистанционном бою, строительстве и игровом развитии.

Дистанционный бой

Умения дистанционного боя позволят вам с максимальной эффективностью одолевать многочисленных противников с помощью различного вооружения и системы наведения V.A.T.S.

Итак, очки для дальнего боя нужно распределить очки следующим образом:

  1. Сила – 2
  2. Восприятие – 9
  3. Выносливость – 3
  4. Харизма – 6
  5. Интеллект – 3
  6. Ловкость – 4
  7. Удача – 1

Благодаря данной конфигурации вы сможете наносить значительный урон своим противникам. Дистанционный бой подразумевает, что вы будете получать меньше повреждений, чем боец ближнего боя, поэтому нет смысла фокусироваться на защитных характеристиках. Данный вариант также сосредотачивается на получении перков, полезных при использовании системы V.A.T.S., которая является ключевым компонентом в боевом геймплее Fallout 4.

Значение силы не особо влияет на огнестрельное и лазерное оружие, так как в большей степени сила нужна персонажам, решившим сосредоточиться на холодном оружии и боях без оружия. Единственно, сила будет полезна для увеличения носимого веса, хотя об этом можно не волноваться на начальном этапе игры.

Восприятие – определяющий параметр для дистанционного боя, в который стоит вложить 9 очков, что позволит со старта взять перк 10-уровня – «Массированный огонь», который игроки уже могли видеть в Fallout 3 (взять его получится сразу после того, как вы в самом начале игры). данный перк серьёзно повышает точность стрельбы в V.A.T.S. всякий раз, когда вы попадаете по определённой части тела. Вы также получите доступ к таким важным перкам, как «Снайпер» и «Стрелок», которые значительно улучшат вашу точность при использовании винтовок и стрельбе в голову. И в целом атрибут любого дистанционного оружия в режиме V.A.T.S.

Выносливость – не самый важный атрибут в дистанционном бою, хотя несколько очков всё же стоит вкинуть, что позволит избежать гибели в затруднительных ситуациях. 3 очка выносливости позволят в дальнейшем взять перк «Фонтан жизни», который даёт солидную прибавку к здоровью персонажа.

Харизма мало влияет на боевые навыки, однако на 4-м уровне вы сможете взять прекрасный перк – «Псина, фас!», который позволяет при наличии у вас в компаньонах Псины, удерживать врага, что повышает вашу точность в V.A.T.S.
Интеллект нуждается в нескольких очках, так как позволит взять перк «Фанат оружия», что даст возможность в дальнейшем модифицировать оружие.

Не менее трёх очков стоит вложить в Ловкость. Ловкость обеспечивает персонажа очками действия в V.A.T.S., а также предоставляет доступ к нескольким полезным оружейным перкам.

Строитель

Фокусирование на строительстве позволит игрокам освоить крафтинговые возможности игры и в кратчайшие сроки построить свой собственный город.

  1. Сила: 6
  2. Восприятие: 1
  3. Выносливость: 1
  4. Харизма: 6
  5. Интеллект: 5
  6. Ловкость: 1
  7. Удача: 8

Этот вариант, специализированный под строительство, выглядит более простым, чем предыдущий, так как нужные перки расположены более удобно. Главная цель для персонажа в этом случае – стать экспертом в создании и модификации всевозможных игровых предметов. Благодаря высокой грузоподъёмности, персонаж сможет находить и переносить больше нужных материалов.

Поэтому 6 очков в силе необходимы для достижения значительной грузоподъёмности. В мире Fallout 4 ожидается множество ресурсов, которые разбросаны в самых неожиданных локациях, поэтому чем больше вы сможете унести, тем меньше ходок придётся совершать в поисках ценных компонентов. Экономя время, вы таким образом сможете найти ещё больше материалов!

Восприятие, Выносливость для строительства не очень нужны. А вот Харизма вам точно потребуется, так как для возведения полноценного города нужен перк «Местный лидер», который требует 6 очков харизмы. И в дальнейшем, когда в вашем поселении обоснуются торговцы, высокая харизма станет полезна для торговли.

5 очков Интеллекта откроют доступ к максимальному уровню перка «Хакер», позволяющий установить компьютерный терминал на вашей базе, который станет важным компонентом будущего сообщества. К компьютеру подключается всевозможные электронные устройства – защитные системы и различные световые вывески. Так, без компьютера у вас не получится установить автоматические турели.

Удача, как оказывается, в Fallout 4 определяет вероятность нахождения ценных и редких материалов, поэтому стоит её также поднять до высокого уровня.

Быстрое развитие персонажа

Герой, специализированный под игровое развитие, даст возможность с максимальной скоростью улучшать своего персонажа и повышать уровень.

  1. Сила: 4
  2. Восприятие: 1
  3. Выносливость: 9
  4. Харизма: 1
  5. Интеллект: 10
  6. Ловкость: 1
  7. Удача: 2

Цель данного персонажа – в максимально быстром получении уровней. Достоинства этого набора характеристик в том, что он позволит получить большое количество свободных очков навыков. Самый главный атрибут – это Интеллект, благодаря которому и определяется получаемое на каждом уровне количество очков навыков. Именно поэтому интеллект сразу выставлен на 10, хоть его и можно было бы поднять до этой цифры, .

Также данный вариант подразумевает, что персонаж будет развиваться не только за счёт квестов, но также уничтожения противников. Чем быстрее вы убиваете противника, тем больше опыта за это даётся. Поэтому в данном наборе параметров S.P.E.C.I.A.L. Сила стала ещё одним важным навыком, позволяющим использовать орудия ближнего боя.

Холодное оружие позволяет значительно быстрее уничтожать врагов, так как им не нужен V.A.T.S. так же, как дистанционному оружию. Холодному оружию не нужны патроны и перезарядки, что позволяет сражаться дольше. С самого начала можно вложить 4 очка, а в ходе дальнейшего игрового процесса увеличивать Силу как можно быстрее.

И, наконец, оставшиеся 9 очков стоит вложить в выносливость. Так как вы станете бойцом ближнего боя, на ваше здоровье будут чаще покушаться, что потребует большого количества очков здоровья и сопротивляемости вредным факторам. Вдобавок, высокая выносливость позволит взять перк «Солнечная батарейка», благодаря которому вы будете постепенно восстанавливать потерянное здоровье и даже увеличите свою Силу.

Здравствуйте, уважаемые читатели. На связи команда Gamebizclub. В сегодняшней статье мы с вами разберём создание персонажа в Fallout 4. Чем же этот вопрос так сложен и зачем нужен отдельный гайд по нему? Многие игроки понимают под словосочетанием «создание персонажа» выбор внешности вашего героя. Однако на деле все куда интереснее.

Да, создание внешности это важный момент. Но, помимо этого, вам с самого начала предлагается распределить очки умений по основным характеристикам, названным S.P.E.C.I.A.L. (Сила, Восприятие, Выносливость, Харизма, Интеллект, Ловкость и Удача). Необходимо на каждое значение распределить хотя бы по одному очку, после чего у вас их останется свободных 21 штука, которые вы уже можете потратить как захотите. Но раскидывать из наобум, не лучший метод распределения. Что же лучше развивать? Чтобы ответить на это вопрос и дать советы, пройдемся по каждой базовой характеристике.

S.P.E.C.I.A.L.

Этот параметр влияет на наносимый с руки урон и переносимый вес. И если с первым всё понятно, то дипломаты крепко задумаются, ведь таскать с собой придется очень много. Мы нашли оптимальный вариант: хотите решать вопросы путем только физической силы – ставьте минимум 6 очков на эту характеристику. В остальных случаях идеальным значением будет 3.

  • Восприятие

Главная особенность этой характеристики в том, что она влияет на точность стрельбы. Слишком точным быть невозможным, поэтому распределите сначала остальные очки, а оставшееся добавите в этот параметр. Но учтите, что минимум у восприятия должен быть 4 очка, чтобы вы смогли взламывать хотя бы средние по сложности замки.

  • Выносливость

Влияет на максимальное количество очков здоровья. Можно оставить на минимальных значениях, если выберете путь дипломатии. В противном случае понадобятся минимум 3 очка в этой графе.

  • Харизма

Всё очевидно. Если вы решили крушить все на своем пути, то харизму качать не нужно. А если хотите заняться строительством и увидеть другую сторону игры, торгуясь, убеждая собеседников и становясь лидером – качайте ее на 6 и более.

  • Интеллект

Очень важный навык, который поможет вам не раз. Основные его преимущества – более быстрое получение опыта, возможность быть хакером и многое другое. Минимальное значение – 6 очков.

  • Ловкость

Если есть желание стать ниндзя или снайпером, то ставьте высокое значение, в обратном случае оставляйте на минимуме.

  • Удача

Этот параметр напрямую влияет только на скорость заполнения шкалы критической атаки. Прокачивайте навык только в том случае, если вы выбрали для своего героя путь бойца.

Каждый выбирает сам

Следую советам выше, можно создать сбалансированного персонажа. Но если вы уже определились с направленностью вашего героя, то можно варьировать распределение очков в зависимости от целей.

Так, снайперу будет оптимально прокачать навыки следующим образом: сила – 3, восприятие – 7, выносливость – 3, харизма – 3, интеллект – 3, ловкость – 7, удача – 2. С такими начальными характеристиками персонаж будет иметь хороший рюкзак, чтобы таскать с собой достаточно всего для тихой работы. При этом будет ловким и чутким, что незаменимо для снайпера. Интеллекта на первых порах вам хватит, в процессе развития можно его еще прокачать, если понадобится.

Предположим, что вы выбрали тактику дипломата-миротворца, несущего свет в поселения. Тогда хорошим выбором будет следующее распределение начальных очков: по 3 в силу и выносливость, по 2 в ловкость и удачу, по 7 в интеллект и харизму и 4 в восприятие.

Внешний вид героя

С системой навыков разобрались, но оставлять всю эту гремучую смесь в теле стандартного персонажа было бы неправильно. Именно поэтому мы не обойдем стороной и внешний вид героя.

Менять во внешности можно практически всё начиная от пола и телосложения, заканчивая такими мелочами, как ссадины и веснушки. Если внешний вид персонажа вам надоест, то изменить его можно в любое время, отправившись в Даймонд-сити и заплатив 100 крышек человеку в белом халате по имени Сун.

Итак, давайте разберемся, что же вы сможете слепить в созданном Bethesda конструкторе. Лучше всего сначала выбрать пол, за который будете играть, затем прототип, наиболее понравившийся, а затем уже начинать свои эксперименты.

Вы можете сделать большого и доброго пончика, который одним своим видом не будет внушать ни единой мысли о спасении мира. В то же время можно создать бронепоезд из мышц, при взгляде на которого будет одно только желание – убежать.

Разобравшись с телосложением, можно начинать пробовать, что же вашему герою идет к лицу. Так, можно отрегулировать не только количество, но и местоположение веснушек, родинок, ссадин и многого другого.

И еще один момент. Если вы решите играть за женского персонажа, то сюжет будет точно таким же, как и при игре за мужского. И еще, независимо от пола, вы сможете заводить романтические отношения с компаньонами противоположного пола. Так что выбирайте и делайте то, что считаете нужным.

На этом у нас на сегодня всё. Если вам понравилась эта статья, то поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, использую кнопки ниже. Всем пока и до скорых встреч.

Посетитель из Vault-Tec, создание персонажа, Убежище 111, капсула криогенного сна. Наше краткое руководство быстро разделается с прологом игры.

Добро пожаловать в удивительное будущее, где энергию предоставляет термоядерный источник! Если быть точнее, то это 2077 год. После открывающей видео-заставки, вы впервые увидите своё новоё, может, для кого-то неприятное лицо в зеркале. Если вам оно не нравится, то не беспокойтесь. Вы можете свободно его исправить, сделать эстетически приятным для себя с помощью игровых инструментов для настройки облика персонажа. Когда вы будете удовлетворены результатом, подтвердите изменения и приготовьтесь перейти в режим от первого лица.

Вы сможете изменить имя своего персонажа, его внешний облик и характеристики S.P.E.C.I.A.L. чуть позже.

Исследование дома и встреча с торговым агентом из Vault-Tec

Ваша первая задача - исследовать красивый, пригородный дом с интерьером в космическом стиле. Поэтому побродите здесь, заглянув в каждый уголок, и посмотрите, что к чему. Вдоль зала слева от ванной вы найдете спальню и детскую комнату. А гостиная и кухня находятся справа. Как раз там вас ожидает доброжелательный .

Через некоторое время, вы услышите звонок в дверь, поэтому идите в гостиную и откройте её. Поговорите с сотрудником Волт-Тек на пороге (выбирая варианты ответов в беседе на свое усмотрение). В итоге вы узнаете, что попали в предварительный отбор на получение приюта в Убежище 111, так как в скором времени назревает полное ядерное уничтожение Земли.

Примите предложение торгового агента, и приготовьтесь заполнить регистрационную форму.

Заполнение формы регистрации и выбор начальных параметров

Этот момент позволяет вам выбрать имя персонажа и начальные характеристики. У вас есть 21 очко , которые вы можете распределить по своему выбору на категории силы, выносливости, харизмы, восприятия, удачи, интеллекта и ловкости. На экране есть пояснения, которые помогут не запутаться.

Когда вы всё сделали, гость покинет вас, а Кодсворт попросит зайти к плачущему ребенку. Направляйтесь в детскую комнату вдоль коридора и поиграйте с Шоном. Затем покрутите игрушку над детской кроваткой и скажите жене, что вы думаете по поводу прогулки в парке. Как только Кодсворт прервет вашу беседу, покиньте детскую и вернитесь в гостиную.

Вы увидите, что по телевизору идет экстренный выпуск новостей.

Путь к Убежищу 111

Кажется, ядерное уничтожение началось. Слава Богу, что вы записались в новую программу убежища, не правда ли? Быстро выбегайте через входную дверь и следуйте за вашей женой вдоль улицы.

Персонаж впереди укажет вам идти по тропе направо. Присоединяйтесь к толпе, которая спешит в убежище, продвигайтесь через лес, пройдите мост и двигайтесь вверх по холму.

Fallout 4 со временем отучает от многих старых привычек. Вы можете от всей души желать пройти игру без единого боя и победить условного Фрэнка Хорригана в словесной перепалке, но здесь это вряд ли получится (если, конечно, какой-нибудь славный умник не найдет хитрого способа обмануть скрипты). Вы можете по старой привычке засиживаться над трупом рейдера, выбирая, что вам может пригодиться, — но здесь в ход пойдет почти всё. Этот Fallout многое делает не совсем так, как мы привыкли, — и в этом одновременно его главная сила и главный недостаток.

Вот что нужно знать, чтобы перестать бояться и начать играть в Fallout 4 так, как это будет удобнее всего.

Не надейтесь решить все проблемы миром

В начале игры я вложил по десять единиц в интеллект и обаяние, надеясь, что это позволит мне никого не убивать. И это была ошибка, разумеется. Но не потому, что в играх от Bethesda героев без боевых умений всегда убивают особенно жестоко — вообще-то это правда, но не здесь, — а потому что в конце концов я все равно превратился в боевую машину. Просто пользовался для достижения цели другими способами.

Например, едва ли не самые ценные навыки в ветке обаяния — те, что позволяют переманивать врагов на свою сторону. Работают они не на всех и не всегда, зато не требуют от вас вообще никаких усилий. Вы просто наводите оружие на рейдера, а он (возможно!) поднимает руки и переходит на вашу сторону, по сути, становясь еще одним напарником. Не слишком правдоподобно, зато удобно, чтобы устроить на поле боя сущую неразбериху.

Силовая броня — выбор немощных

Один из навыков в ветке интеллекта — «Ядерный физик» (Nuclear Physicist) — не только усиливает энергетическое оружие, но и здорово снижает потребление энергии силовой броней, почти избавляя вас от проблем с поиском батарей. Единственное, что вас должно отныне волновать, — это запасы металла для починки поломанных деталей доспехов.

Кроме того, силовая броня с ходу поднимает вашу силу до 11, фактически решая проблемы с грузоподъемностью у слабого персонажа. Мораль проста: если вы отыгрываете тощего умника и испытываете проблемы с выживанием, носите броню. Она сводит на нет главную беду вашего персонажа.

Важно помнить две вещи. Во-первых, в силовой броне вы не можете плавать — только ме-е-едленно топать по дну. Во-вторых, пока вы в доспехах, на вас не действуют положительные свойства прочей одежды. То есть если вы одеты в костюм, повышающий обаяние, перед разговором стоит снять броню.

Берите навыки на вырост

Еще одна причина, по которой десятки в обаянии и интеллекте были не лучшей идеей, — возможность задаром поднять параметры другими средствами.

Во-первых, это дают разбросанные по миру пупсы-волтбои, по одному на каждый из параметров S.P.E.C.I.A.L. Если у вас 10 единиц навыка, соответствующий пупс увеличит их число до 11 (иначе поднять параметр выше 10 навсегда нельзя). Но если, скажем, десятка в удаче вам нужна только ради последнего умения в соответствующей ветке, есть смысл начать с девяткой и потом компенсировать последнюю единичку пупсом.

По-другому параметры можно подтянуть одеждой и всякой химией. Они не позволят вам улучшать навыки, привязанные к этим параметрам, но если, скажем, нужно с переполненной сумкой совершить последний рывок до торговца, то принять на грудь бутылку водки (+1 к силе, -1 к интеллекту) вполне работающий вариант. Только остерегайтесь зависимости. Ее легко вылечить у врача, но до него ж еще дойти надо.

Если вы хотите взломать дверь или терминал, а нужных навыков нет, попросите помощи у компаньонов — у Кейт и Ника Валентайна соответственно. Ну и последнее: после того как вы выберетесь из Убежища-111, в том, что осталось от комнаты Шона, найдите книжку You’re S.P.E.C.I.A.L., которая даст вам еще одно очко параметров. Повезло, что она сохранилась по прошествии двухсот лет!

Не забывайте стрелять из укрытия

Играть так, может быть, и весело, но далеко не во всех ситуациях противники готовы подать себя на блюдечке.

Легко упустить из виду, что в Fallout 4 можно стрелять из укрытия, как это делают NPC. Для этого подойдите вплотную к стене и зажмите кнопку, отвечающую за прицеливание. Герой высунется из укрытия, и вы сможете относительно спокойно навестись на цель. Конечно, часто проще выйти в поле, накачать себя «винтом» и, чередуя V.A.T.S. и реальное время, красиво все разнести, но бывают моменты, когда лучше не рисковать.

Собирайте всё

Серьезно. Ни для чего не пригодных предметов тут нет. Сначала вам будет не хватать клея для модификаций. Потом — болтов, проводки, керамики, стекла... В общем, собирайте всё, что подвернется, если хотите улучшать экипировку. А вы наверняка хотите, потому что это здесь едва ли не самая интересная механика. По крайней мере, по части создания предметов «Ведьмаку 3 » и Dragon Age: Inquisition есть чему поучиться у Fallout 4 .

Так вот, ресурсы для модификаций и строительства берутся, прежде всего, из разбросанного по миру хлама, которому раньше не находилось никакого применения: из всяких тарелок, ложек, костей, лабораторных инструментов и прочей ерунды. Всю дребедень можно сбросить на верстак, нажав одну кнопку, поэтому проблема забитого рюкзака в Fallout 4 стоит далеко не так остро, как прежде.

Извлекайте пользу из ремесел и поселений

На том же Reddit есть немало интересных поселений, на которые игроки потратили десятки часов. Но если вы хотите просто заработать, красота не имеет значения.

Перк «Местный лидер» (Local Leader, 6 единиц обаяния) критически важен, если вы хотите не просто строить поселения, но и извлекать из них пользу. На втором ранге навыка вам позволяют возводить торговые лавки, ценные не столько возможностью что-то купить или продать, сколько постоянным притоком денег. О финансовых проблемах можно будет забыть.

По большому счету, пользуясь ремесленными перками и добываемыми в поселениях ресурсами, вы можете разжиться вообще всем, что может понадобиться. Из богатой рассады тошки, например, химик произведет горы нужного для улучшений оружия клея, а из избытков водных ресурсов всегда можно пополнить свои запасы. Все добро, что производит поселение, складывается в меню мастерской, откуда его и можно забрать.

Ну и само собой, когда вы осваиваете новую площадку для поселения, первое, что стоит сделать, — очистить ее от руин, остовов машин, сломанной мебели, бревен и прочего. Странно видеть, как выходец из Убежища за несколько минут убирает территорию эффективнее, чем все население Пустоши за двести лет, но, в любом случае, из такого мусора добывается много стали, древесины и других базовых ресурсов.

Выберите одну пушку (но не забывайте про запасные)

Бывает, что артефактное оружие (этот револьвер, например, поджигает врагов) оказывается значительно сильнее пушки, которую вы таскали с собой всю игру. Но если вы не умеете им пользоваться, часто имеет смысл хранить верность старому стволу.

Практика показывает: пройти игру можно с любым оружием, если вы поддерживаете его в хорошем состоянии. Конечно, от ржавых самодельных пистолетов радости куда меньше, чем от артефактных отбойников и плазменных винтовок (даже если вы пришпилите к самопалу все возможные примочки), но и они помогут делу, если сосредоточиться на чем-то одном и развить правильный перк, повышающий урон конкретно от этого вида оружия.

Но помните: патроны рано или поздно заканчиваются, особенно если вы стреляете очередями. Полезно иметь запасную пушку под другой калибр или просто быть готовым перейти на трофейное оружие. Идти, скажем, с лазерным пистолетом на синтов — не худшая идея, ведь с каждого из них вы подберете больше батареек, чем потратите.

Ищите и экспериментируйте

Игры Bethesda всегда были и будут про эксперименты. Эксперименты с параметрами, с ситуациями, с модификациями, в конце концов. Стал бы Skyrim настолько популярным, если б не дурацкие видео, в которых NPC надевали на голову ведра, а медведи летали в космос? Стал бы, конечно. Но не настолько.

Каждая игра Bethesda — это огромная «песочница» с простым набором правил, коим, как показывает практика, совсем не обязательно следовать в точности. Сунуться куда не просят, сделать что не надо. Эти правила не так уж сложно обойти, отыскать в них лазейку, которая заставит игру вывернуться наизнанку, а потом изобрести какой-нибудь хитрый выход из ситуации.

В этом всегда что-то есть.

Loading...Loading...