Холопы в Древней и Московской Руси – кратко. Холоп – это раб на Руси

в России в X - XVIII вв. население, не имевшее своего хозяйства и выполнявшие различные работы в хозяйстве феодала (раб в русском феодальном обществе). В отличие от рабов античных они могли быть "посажены" на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, за долги, брака с холопом или холопкой. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХОЛОПЫ

в конце Средних веков и несколько позднее этим словом на Руси, обозначались слуги, жившие на иждивении своего хозяина. Такие X. находились при хозяйствах частных лиц, но могли быть и царские X., т. е. такие, которые несли обязанности службы царской.

Русский историк Н. Костомаров дает для XVI в. такое определение: "Холопами в обширном смысле назывались все те, которые были обязаны какой нибудь службой другому лицу. В этом отношении ж бояре и князья писались царскими холопами". Если обедневший князь шел на службу к богатому князю-вотчнику, он таким образом тоже становился его холопом. "Я холоп твой" для того времени тоже самое, что недавняя вежливая форма "Ваш покорный слуга". В XVII в. слова "холоп, холопство" еще употребляются, как синонимы понятий "слуга, служба". Например, в царском Указе от 10 августа 1638 г. о "черкасах", Казаках, которые переселились из Гетманщины в Белгород, сказано: "они де люди вольные и знатные" "и отбрались в наше Московское государство на вечную службу, все люди лутчие и пришли под нашу царскую руку в вечное холопство". (Акты "Воссоединение Украины с Россией", т. I, стр. 249, М. 1954). К концу того же века слово X. окончательно заменяется обозначением "служилые люди", "дворовые слуги".

ХОЛОПЫ

категория зависимых людей в Русском государстве. По правовому положению приближались к рабам. Термин "холопы" впервые встречается в летописи под 986. В XI-XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия холопов, которые, напр., не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т.п. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке. Если правовое положение для всех категорий холопов было одинаковым, то их хозяйственная деятельность была различной. До к. XV в. холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывавшей барскую землю. Часть холопов, гл. обр. из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в т. ч. военных, использовалась на земледельческих работах, позднее занималась ремеслом, сельскохозяйственным трудом, административной деятельностью. Категории холопов, различавшихся друг от друга в зависимости от источников поступления в холопы (докладные, духовные, приданные, полоняники и др.), постепенно сливались и с к. XVI в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство. С к. XVII в. появляются холопы, посаженные на землю, имевшие свое хозяйство и платившие оброк, которые в 1679-81 с введением подворного обложения вместе с крепостными были "положены в тягло". Другая группа холопов, входившая в состав дворовых людей, в 1722-24 была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХОЛОП

ХОЛОП

1. В Древней Руси: человек, находящийся в зависимости, близок к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга.


Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ХОЛОП" в других словарях:

    Муж. (халупник?) крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср., собир. дворня, бранное Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю… … Толковый словарь Даля

    ХОЛОП, холопа, мн. холопы, холопов, и (устар.) холопья, холопьев, а также холопи, холопей, муж. 1. В древней Руси раб (ист.). Кабальный холоп. Полный холоп. || крепостной крестьянин, крепостной слуга. «В зубы холопа примерного, Якова верного,… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    ХОЛОП - Митин сын Лодыгин, крестьянин, св. XV в. А. Ф. I, 15. Ивашка Холопец, своеземец в Буряжском пог. Писц. IV, 36. Второй Семенов сын, а прозвищем Холоп, крестьянин Троицкого Ипатского мон. 1613. А. Ю. 306 … Биографический словарь

    холоп - холоп, род. холопа; мн. холопы, род. холопов и устарелое холопья, холопьев и холопи, холопей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    холоп - ХОЛОП, арх., истор. – Раб, несвободный человек в Древней Руси и Русском государстве. Матвей Михайлович получил от государя сердитое послание, в котором он отчитывал его, как последнего холопа (3. 385). См. Фасмер 4. 257: др.русск. холопъ «то же»… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… … Википедия

    холоп - Общеслав. Исходное *cholpъ > холоп после развития полногласия и отпадения конечного редуцированного ъ. Этимология не установлена. Скорее всего, суф. производное (суф. p) от той же основы (кол), что и др. рус. холокыи «холостой», холостой.… … Этимологический словарь русского языка

    холоп - а, м; ХОЛОПЬЯ, ев, мн. 1. В древности лицо, находившееся в зависимости, по форме близкой к рабству. ◘ БОЯРСКИЙ ХОЛОП, ◘ КАБАЛЬНЫЙ ХОЛОП. [Хрущев:] Так, государь, отец наш. Мы твои Усердные, гонимые холопья. // Пушкин. Борис Годунов //… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Род. п. а, холопай холуй, укр. холоп, блр. холоп, др. русск. холопъ, им. п. мн. ч. и, род. п. мн. ч. ей (моск. грам. XVI–XVII вв.; см. Соболевский, Лекции 198), русск. цслав. хлапъ холоп, раб, ст. слав. хлапъ δοῦλος, οἰκέτης (Супр.), болг.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Николай Костомаров. Собрание исторических романов. В четырнадцати книгах , Николай Костомаров. …
  • Тень Гоблина. Холоп Августейшего Демократа , Валерий Казаков. 456 стр. В новом романе Валерия Казакова перед читателями предстает сложный и порой жестокий мир современных мужчин. Это мир переживаний и предательства, мир одиночества и молитвы, мир…

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Холопство — это важный институт Древней Руси. Оно существовала несколько веков и было окончательно искоренено лишь при Петре Первом. Причем многие законы, касающиеся отношения господ к холопам, кардинально менялись несколько раз.

Социальные категории в эпоху Киевской Руси

Основным источником знаний о взаимоотношениях людей с различным правовым статусом в Древнерусском государстве является Русская Правда. Это древний сборник законов, который был написан в 11-м веке, разделяет всех жителей на следующие категории:

  • знать, состоящая из князя, старших дружинников-бояр, огнищан, тиунов и старшего княжеского конюха;
  • свободные жители, включая русина (младший княжеский дружинник), гридина (дружинника), купчину (торговец), мечника (сборщик штрафов), изгоя (человек, изгнанный из общины), словенина (рядовой житель мужского пола, которого еще называли мужем);
  • зависимое население, состоящее из смердов (зависимых крестьян) и рабов.

Варианты возникновения холопства

Рабами становились добровольно или по принуждению.

В первом случае такой статус являлся следствием:

  • брака с рабом или рабыней;
  • продажи себя при свидетеле за деньги;
  • поступления на службу в качестве тиуна или ключника.

В таком случае считалось, что холоп — это раб, который является полной собственностью господина. Однако в случае брака мог быть заключен специальный договор, по которому новый зависимый человек получал некоторые права в обход существующих норм.

Что касается случаев насильственного обращения в холопы, то их причиной были:

  • пленение во время войны с иноземцами или при захвате соседних русских земель;
  • наказание за убийство, конокрадство и поджог;
  • рождение в семье рабов;
  • неуплата долга.

В то же время насильственные холопы в Древней Руси — это не обязательно пленные, должники, преступники или рабы по рождению, так как законам, действующим в те времена, князь мог лишить статуса свободных людей также жену и детей преступника.

Как еще можно было потерять свободу

Как свидетельствует Русская правда, обельный холоп — это “полный” раб, который не может поменять свой статус никакими способами, кроме как по доброй воле господина. Кроме перечисленных вариантов холопом становились и тогда, когда в неурожайные годы свободные люди отдавали в рабство своих детей, дабы спасти их от смерти, или просили закабалить себя в обмен на “кусок хлеба”.

Роль духовенства

После Крещения Руси возник закономерный вопрос, как сочетается христианское “Возлюби ближнего” с отношением к холопам, которых князья или бояре, например, могли продать или убить и не понести за это никакого наказания. Со временем духовенство стало активно заниматься увещеваниями князей с тем, чтобы облегчить участь рабов. В частности, они просили не лишать холопов жизни и наказывать их лишь ударами лозы.

Московский период

Если холопы в Древней Руси — это в основном церковная или государственная собственность, принадлежащая князю и боярину, или те, кто продали себя в рабство, то в 16-м веке появилась новая форма рабства. Она не являлась наследственной и прекращалась со смертью господина. Такие рабы, или кабальные холопы — это те, кто обязывался служить в счет погашения процентов займа, они могли выкупиться в любой момент. В московский период положение рабов настолько улучшилось, что даже некоторые служилые люди, посадские и сельские тяглые, будучи свободными, стремились поступить на такую “службу” к какому-нибудь господину. Дело в том, что по тогдашним законам холоп - это несвободный человек, который не был обязан платить подати и становиться ратником во время войны, в отличие от представителей остальных категорий населения. Масштабы этого явления были настолько велики, что царь Михаил Романов даже увидел в этом угрозу безопасности государства, в том числе в экономическом плане. В результате был издан указ, запретивший “принимать в холопство”. Кроме того, произошли значительные изменения и в других правовых нормах. В частности, по московским законам за уголовные преступления холопством уже не наказывали, с 16-го века в постоянное рабство не брали и за долги. Так как плен также перестал являться причиной бессрочного лишения свободы, в этот период холопы полные — это только лишь отпрыски несвободных родителей.

Специальный суд

Около 1500 года в Москве был основан специальный холопий приказ. Он ведал делами, касающимися таких вопросов, как освобождение рабов, переход к новому владельцу посредством продажи или другим путем. Также данный орган ведал добровольным поступлением в холопство и всеми делами по преступлениям рабов, в случаях, если они имели отношение к нарушению общегосударственных законов. Интересно, что во время бунта в 1682-м году холопий приказ был разгромлен, и стрельцы уничтожили все документы на рабов, принадлежавших боярам. После подавления волнений его восстановили, и он просуществовал вплоть до 1704 года, после чего дела, находящихся в его компетенции, стали передаваться в московский судный приказ.

Возникновение крепостничества

При царе Алексее Михайловиче холоп — это представитель все еще многочисленной категории населения. Однако после того как был учрежден институт крепостничества, закрепивший бессрочную прикрепленность крестьян к земле, которую они обрабатывали, “господа” стали проявлять меньшую заинтересованность, например, в покупке таких добровольных рабов. В то же время возникло так называемое служилое холопство, представители которого могли достигнуть, скажем так, карьерных вершин за верность. Остальные же рабы данной категории постепенно смешивались с крепостными.

Исчезновение холопства

Во второй половине 17-го века было принято несколько указов, уравнявших кабальных холопов с крепостными. Вместо такого разделения была введена новая система, по которой крестьяне, задворные, бобыли и деловые люди объединялись в одну категорию, а дворовые люди — в другую. Главная разница между ними заключалась в том, что за проступки представителей второй категории ответственность несли господа. При этом дворовые являлись нетягловыми.

В 1718-м году Петр Первый повелел произвести ревизию, включающую перепись всех лиц мужского пола, занимающихся сельским хозяйством. Вскоре ему донесли, что помещики, стремясь снизить налоговое бремя, указывают в своих списках только крестьян и не записывают дворовых. Тогда сенат издал новый указ, по которому плательщиками подушного оклада становились все: и крестьяне, и городские дворовые. Таким образом, с этого момента холопы в юридическом отношении были приравнены к крепостным крестьянам. Это означало, что этот исконно российский прекратил свое более чем 700-летнее существование.

Теперь вы знаете, кто такой древнерусский холоп, как его статус изменялся на протяжении веков, а также какие юридические нормы регулировали взаимоотношения между ними, господами и государством.

Стоматолог Шпак из «Ивана Васильевича» имел все основания считать слово «холоп» в свой адрес ругательным. Хотя оно не рассматривалось на Руси как настоящее оскорбление, но обозначала человека, находящегося на нижней ступени социальной лестницы.

Рабы в феодальном обществе

Стадия рабовладельческого общества в славянской истории отсутствует. Но рабы (несвободные люди, не имеющие права распоряжаться собственной судьбой) на Руси были. Называли их либо холопами, либо челядинцами. Второе слово, по мнению большинства историков, относится к несвободной домашней прислуге и дворовым работникам из числа военнопленных. Холопы же – родных, славянских кровей. Женщина-холопка и вовсе именовалась «робой», что дает точное представление о ее статусе.

Стать холопом можно было несколькими способами.

  1. Родиться им. Дети «робы» становились холопами и принадлежали хозяину матери.
  2. Превратиться в него по браку. В «Русской Правде» сказано: «По холопу роба, и по робе холоп».
  3. Быть наказанным таким способом за совершенное преступление (собственное или главы семьи).
  4. Быть проданным для возмещения ущерба кредиторам при неуплате в срок долга.
  5. Совершить самопродажу. Такие вещи случались массово в голодные годы.
  6. Принять определенную должность, обычно тиуна (управляющего имением) или ключницы (домоправительницы). Такое холопство не распространялось на семью, но зато этим способом холопами становились даже представители знатных семейств. Так, Малуша, мать Владимира Великого, считалась «робой» а он сам – «робичичем», поскольку женщина была ключницей в доме Ольги. Но Добрыня, брат Малуши, был человеком влиятельным…

В некоторых случаях (самопродажа, брак, принятие должности) закабаляемый мог изначально оговорить для себя определенные привилегии: право выкупиться, срок холопства и тому подобное.

Официальный статус

«Русская Правда» дает четкое понятие о статусе холопа. За его убийство хозяин не несет никакой ответственности – вольно ему портить собственное добро! За убийство же «без вины» чужого холопа виновный платит не виру за смерть, а штраф за порчу ценного имущества (причем «роба» ценилась дороже мужчины – следовало компенсировать недополученное от нее потомство). За преступление же, совершенное холопом, отвечал его господин. Таким образом, холоп не был юридически человеком, а выступал объектом права, вроде домашнего скота.

Владели холопами обычно зажиточные феодалы, но словосочетание «смердии холопи», упомянутое в «Правде Ярославичей», позволяет допустить, что холопы могли быть и у богатых крестьян.

Различали «больших» и «меньших», а также полных «обельных» и временных холопов. К числу «больших» принадлежали тиуны, ключники, и прочие ответственные слуги. Часто их холопство было формальностью, они владели имуществом, совершали сделки, и даже сами имели холопов. «Меньшие» – обычные люди, чаще они выполняли домашнюю и хозяйственную работу на усадьбе.

«Обельный» холоп мог обрести свободу только по воле господина, даже на выкуп требовалось его согласие. Его можно было продать, подарить, убить. Но должник или голодающий мог «податься в холопи» временно, обычно до отработки долга или на определенный срок. Для голодающих таковой устанавливался в год. Затем такой холоп мог стать свободным. Естественно, нарушались эти правила очень часто, ибо прав тот, у кого больше прав.

Холопство существовало на Руси до петровских времен. Статус этой группы неоднократно менялся, постепенно сближаясь со статусом зависимых крестьян. Петр Великий отменил холопство, уравняв положение всех зависимых людей.

Loading...Loading...