Что сделал геродот для географии краткое содержание. Геродот - история. Изгнанный из Галикарнаса

Геродот (около 484–425 до Р. X.)

Геродот – древнегреческий историк (около 484-425 гг. до Р. Х.). В античную эпоху он пользовался огромным авторитетом, имел репутацию «отца истории» и действительно может считаться основоположником не только греческой, но и всей европейской исторической науки.

происходил из малоазиатской эллинской колонии Галикарнас , в населении которой были смешаны ионийцы и дорийцы. Главное произведение Геродота – «История » написано на ионийском наречии. В ранние годы своей биографии Геродот боролся за свободу своего города против попыток установить там . По этой причине ему приходилось уезжать из Галикарнаса в изгнание. В 446 г. Геродот навсегда покинул родину, переселившись вначале в Афины, а потом в город Фурии , основанный афинянами на юге Италии.

Бюст Геродота. Национальный музей Рима. Начало IV в. до Р. Х.

Подробности биографии Геродота известны лишь вкратце. Ясно лишь то, что он не раз путешествовал в далекие страны , посетил внутреннюю Азию и Египет . Материал путешествий широко использован им для написания «Истории ». Это сочинение Геродота делится на девять книг, названных именами муз (см. ). Первая его половина посвящена описанию Персидского царства, Вавилонии, Ассирии, Египта, Ливии, Скифии. Кроме сведений по истории всех этих стран Геродот даёт богатейшие географические и этнографические их картины, которые по сей день служат одним из важнейших источников наших знаний по этим вопросам. Во второй половине своего сочинения Геродот рассказывает о – о , охватывая период до 479 г. Обе половины «Истории» Геродота объединены общей задачей: проследить соперничество между варварами и греками, окончившееся победой Эллады. Первая половина сочинения, таким образом, служит своеобразной вводной частью для второй.

Характерная черта стиля Геродота – уже упомянутая выше широта тематики и научного охвата. Его «История» может считаться настоящей энциклопедией той эпохи, которая кроме основного исторического уклона включает сведения в области географии, народоведения, естественных наук, литературы и т. д. Автор проявляет необыкновенную любознательность во всех сферах. Стиль Геродота близок к разговорной речи и читается очень легко. Эта особенность вызывала даже обвинения Геродота в чрезмерном «популяризаторстве», недостатке строгой научности, в некритичности – и противопоставления ему другого великого греческого историка, Фукидида . Но эти обвинения соответствуют истине лишь в малой степени. Страсть Геродота к рассказам народно-разговорного типа не умаляет ни мастерства, ни глубины изложения. В тех случаях, где ему случается передавать неподтверждённые слухи и не вполне достоверные рассказы, он почти всегда сам оговаривает это.

ГЕРОДОТ (лат. Herodotus , греч. Иродотос) (около 484 до н.э., Галикарнас, Малая Азия - около 426 до н. э., Фурия, Великая Греция), древнегреческий историк, названный Цицероном "отцом истории" ("О законах", I,1,5). Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Монументальный труд Геродота, посвященный истории Греко-персидских войн и описанию стран и народов, воевавших с персами, - первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности и одновременно первый в истории античной литературы памятник художественной прозы. Первоначально он носил название "История" (др.-греч. "исследование, изыскание"); в 3 веке до н.э. александрийские ученые разделили его на девять книг, дав каждой из них имя одной из девяти муз - первая книга получила имя музы истории Клио.

По свидетельству Дионисия Галикарнасского, Геродот родился незадолго до похода Ксеркса в Грецию (480 до н. э.) и дожил до Пелопонесской войны (431 до н. э.). Его родители были знатными и богатыми горожанами. За участие в борьбе против тирана Галикарнас Лигдамида Геродот был вынужден покинуть родину и поселился на острове Самос. Традиция приписывает Геродоту длительные путешествия по странам Востока: в 455-444 годах он посетил Финикию, Сирию, Египет, Вавилон, Македонию, греческую колонию Ольвию в Северном Причерноморье, побывал в Дельфах. Он описывает как очевидец особенности более сурового, чем в Греции, климата Скифии, ему известны планировка Вавилона и то, каким способом возведены его стены; Геродот приводит данные о расстояниях между египетскими городами в долине Нила и подробно рассказывает о поразивших его обычаях египтян.

С середины 440-х годов судьба Геродота оказывается тесно связанной с Афинами и кругом Перикла. Известно, что в Афинах Геродот выступал с публичными чтениями отдельных книг "Истории" и был удостоен за это награды от афинян (Евсевий, 4 век). Скрытую полемику с Геродотом можно найти у его младшего современника Фукидида, подчеркивающего, что его собственный труд чужд басен, не столь приятен для слуха и создан не для того, чтобы звучать в скоротечном состязании (Фукидид, "История", I, 22).

В 444-443 Геродот вместе с философом Протагором Абдерским и архитектором Гипподамом Милетским принял участие в основании общегреческой колонии Фурии на юге Италии (отсюда его прозвание Фуриец). "История" обрывается описанием осады Сеста (478) и производит впечатление незавершенной; на основании ее текстологического анализа принято считать, что Геродот умер в Фурии между 430 и 424.

Труд "История" или "Изложение событий" Геродот написал на ионийском диалекте. Главная идея, которую он прослеживает в этом сочинении, заключается в противостоянии азиатской деспотии и древнегреческой демократии. Центральной темой "Истории" стали греко-персидские войны, но в ходе изложения событий историк вводил подробные географические и этнографические очерки, так называемые логосы.

Геродот начинает повествование рассказом о судьбе Лидийского царства и переходит к истории Мидии до воцарения Кира, в связи с походами Кира описывает Вавилон и обычаи его жителей, а также племя масагетов, живших за рекой Аракс (книга 1). История завоевания Египта Камбисом дает ему повод рассказать об этой стране: так складывается знаменитый египетский логос (книга 2, Евтерпа); история неудачного похода Дария на скифов перерастает в описание образа жизни и традиций племен, населявших причерноморские степи (книга 6, Мельпомена).

Подобные описания отдельных местностей и народов сближают "Историю" с трудами ионийских ученых-логографов и, в частности, с сочинениями Гекатея Милетского, на которого Геродот неоднократно ссылается. Однако, в отличие от логографов, в канву исторического повествования Геродот включает эпизоды-новеллы, близкие бытовавшим среди восточных народов устным преданиям и повествующие о драматических поворотах в событиях истории и судьбах людей: рассказы о Гигесе и царе Кандавле (книга 1, 8-13), о Солоне и Крезе (книга 1, 29-56), о Кире и Астиаге (книга 1, 108-129), о перстне Поликрата (книга 3, 40-43). Вера во всемогущество рока, широта исторической и пространственной перспективы, неспешность повествования придают "Истории" эпический характер: в трактате "О возвышенном" (Псевдолонгин, 1 век) Геродот был назван "великим подражателем Гомера".

Произведение Геродота пронизывает тема непостоянства судьбы и зависти божества к счастью людей. Подобно Эсхилу в трагедии "Персы", Геродот осуждает персидских царей за чрезмерную дерзость и стремление нарушить мировой порядок, повелевавший персам жить в Азии, а эллинам в Европе. Ионийское восстание 500 до н. э., вовлекшее государства Греции в длительную и кровопролитную войну, Геродот считает проявлением неосмотрительности и гордыни. При описании Греко-персидских войн Геродот использует воспоминания очевидцев, материалы надписей, записи оракулов; он посещает места сражений, чтобы точнее реконструировать ход битв. Неоднократно он отмечает заслуги рода Алкмеонидов, к которому принадлежал .

Цель ученого состояла не только в том, чтобы воспеть подвиги греков в борьбе за свободу, но и вскрыть причины и последствия их побед. Геродот верил в активное вмешательство богов в ход исторических событий, но вместе с тем признавал, что успехи политических деятелей зависят от их личных качеств. При написании своего труда Геродот пользовался как личными наблюдениями и рассказами других лиц, так и письменными источниками. Его описания отличаются достоверностью и во многих случаях подтверждаются современными археологическими изысканиями.

Успеху труда Геродота в античные времена способствовало его искусство рассказчика, близость его "Истории к эпосу". Сохранившиеся многочисленные греческие рукописи 10-15 веков отражают непрерывную рукописную традицию, восходящую к античным изданиям текста. В эпоху Возрождения Лоренцо Валла перевел "Историю" на латинский язык (Венеция, 1479). Русские переводы Геродота были опубликованы с комментариями Ф. Г. Мищенко в 1888 году и Г. А. Стратановского в 1972 году. Для современных ученых "История" представляет собой бесценный источник энциклопедических сведений об истории античных стран.


(484 до н. э. – 425 до н. э.)

ru.wikipedia.org


Биография



«История»






Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, о Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.


Литература


Сочинения


Геродот. История. Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972.


О нём


Лурье С.Я. Геродот. М.-Л.: 1947.


Борухович В. Г. Историческая концепция египетского логоса Геродота. Античный мир и археология. Вып. 1. Саратов, 1972.


Биография



Геродот Галикарнасский - древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата - «Истории», - описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории». Чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной России.


Родина Геродота, малоазийский город Галикарнасс, был основан дорянами, но там жили и представители местного племени карийцев, смешавшиеся с греками. В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии и Фракии. Около 446 до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса.


Сочинение Геродота - не историческое исследование в современном смысле слова, это - мастерское, бесхитростное повествование человека богато одарённого от природы, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения - настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.


Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, о Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.


Философски историческая позиция Геродота (ок. 484 - 431/425)


Удивительным по своей откровенности представителем ранней исторической мысли является Геродот. "Отец истории", как и предшествовавшие ему логографы, прежде - всего испытывает огромную потребность в описании многочисленных и бесконечно пестрых исторических явлений. Этот ранний полисный индивидуум, освобожденный, по крайней мере временно и условно, от мифологии, с неистовым любопытством набрасывается на отдельные факты общественно-исторического развития, любуется на них, не хуже того как в эпосе любуются на отдельные вещи, часто малозначащие, и расписывают разные подробности при характеристике героев, часто для них совершенно несущественные. На каждом шагу Геродот говорит и о богах или судьбе, тем самым связывая себя с той полисной и дополисной мифологией, в результате разрыва с которой только и могла появиться самостоятельная фактографическо-прагматическая историография. У Геродота невозможно понять, какими объяснениями он больше всего пользуется, религиозными и мифологическими или фактографическо-прагматическими. Кроме того, рассуждая о воздействии богов и судьбы на человеческую историю, он каждую минуту готов отказаться от этого воздействия, заявляя, что, может быть, действительно так решили боги, а может быть, то или иное событие возникло само собой. В одних местах он как будто верит оракулам, в других - определенным образом сомневается в них. Из Геродота можно подобрать такую массу неуверенно мифологических и даже прямо антимифологических мест, что на этом основании Геродота можно прямо поместить в число скептиков, или, может быть, даже просто позитивистов.


Вся эта философски историческая пестрота Геродота объясняется тем, что перед нами выступает мыслитель, освобожденный от родовых, а значит и от мифологических, авторитетов, а потому он обязательно над всем рефлектирует. Он привлекает массу всякого рода картин из истории общества, которые просто интересны ему сами по себе, и с наивнейшим любопытством углубляется в их рассмотрение и изображение, отрываясь от всякой сознательной методологии и на каждом шагу готовый встать на скептическую позицию, после которой становится непонятным, зачем же он тратил столько времени на красочное изображение совсем посторонних событий. Это именно позиция, которую мы характеризуем как позицию ранне-полисного индивидуума, достаточно освобожденного, чтобы решительно все наблюдать, решительно все изображать, решительно во всем сомневаться, а то и решительно объяснять все происходящее волей богов и неумолимыми установлениями судьбы и рока.


Не входя в анализ многочисленных научных работ об историзме Геродота, укажем все-таки на три работы, ознакомления с которыми на первых порах будет вполне достаточно для нашего читателя, чтобы он мог представить философию истории у Геродота, пусть хотя бы только в принципиальном виде.


Первая работа принадлежит Э.Ховальду


Не будем приводить многочисленные примеры любопытства Геродота к разного рода изменникам родины, к их преступлениям, предательству, или примеров разного рода беззаботного отношения Геродота к злокозненному поведению больших и малых греческих вождей в период греко-персидских войн и отсутствия у него всякой попытки видеть в греко-персидских войнах образец классического героизма, торжества демократии над тиранией и даже просто греческого патриотизма или единства. В краткой форме читатель может ознакомиться с этими материалами по книге С.Я.Лурье


Необходимо сказать, что изучение подобного рода материалов о Геродоте весьма глубоко корректирует общераспространенный взгляд, укоренившийся в школах много столетий назад, что победа Греции над Персией в V в. до н.э. есть победа идеальной, монолитной всеэллинской демократии над варварским, бескультурным и вполне диким восточным деспотизмом. Современная наука достаточно показала, что никакого здесь "всеэллинства" ни в каком смысле не было, что в этой войне участвовали только некоторые греческие полисы, что другие занимали нейтральную позицию, а третьи напрямик помогали Персии, что демократия эта была в сущности аристократией, и притом рабовладельческой, что примеры идеальных подвигов и патриотической самоотверженности постоянно чередовались с прямым предательством, наглым корыстолюбием и прямым морально-политическим разложением. Вся эта идеализация греко-персидских войн принадлежит, собственно говоря, только Плутарху (I - II вв. н.э.), который в период безраздельного господства римской империи захотел возвеличить пребывавшую в те времена в полном ничтожестве древнюю Грецию и поэтически создал идеалы греческого героизма V в. до н.э., ставшие потом неопровержимыми на все времена. В этом смысле делается понятным и трактат Плутарха "О злокозненности Геродота"


Теперь можем сказать, почему мы интересуемся взглядами современных нам историков и филологов - классиков на историографию Геродота. Все эти материалы, на которые мы сейчас смогли указать только весьма бегло, безусловно свидетельствуют об одном. А именно, Геродота мы должны понимать как историка, действовавшего в период ранней или средней греческой классики, который настолько противопоставил себя рабовладельческому полису, что стал поддаваться весьма далеко идущей рефлексии над всеми историческими лицами и событиями и изображать богов и судьбу как виновников всякого зла, преступлений, предательств и кровавых событий в истории общества.


В то же время, противопоставляя себя молодому полису и доходя почти до просветительского и софистического скептицизма, он еще не настолько отделял себя от него, чтобы расстаться со всей его мифологической идеологией. Отсюда


Невероятная спутанность и смешение у Геродота разных методов в изображении исторических лиц и событий, а также роли богов и судьбы в течение всей человеческой истории. И тут совершенно не в чем обвинять Геродота, который был не больше и не меньше как естественным продуктом такого рабовладельческого развития полиса, когда входившие в него индивидуумы чем дальше, тем больше отличали себя от полиса, но еще не отрывались от него ни экономически, ни идеологически. Отсюда и проистекает вся пестрота философско-исторических взглядов Геродота, которая ближе к концу V в. быстро заменится попытками фактически противопоставить себя полису методами прямого индивидуализма и даже анархизма. Тут же откроются и новые пути исторического исследования, не геродотовского, а фукидидовского, к чему мы и должны перейти.


Покамест же в целях резюмирующего обобщения мы хотели бы привести работу Д.М.Пиппиди


По мнению А.Круазе, говорит Пиппиди, Геродот верит в религиозный закон, правящий Вселенной; Немезида тяготеет над человеком; человек бессилен перед сверхъестественными силами. На деле у Геродота все гораздо сложнее. Он как бы сознательно отказывается верить в какой-то один отдельный принцип исторических явлений. По Геродоту, существует много разных порядков причинности. Даже Э.Мейер, по мнению Пиппиди, делал мысль Геродота строже, чем она есть. Неверно, что у Геродота "ревность богов" на первом месте, что у него "нравственная" точка зрения.


Правда, главным у Геродота Пиппиди считает архаичность, т.е. при всей глубокой религиозности - "дилогическое" сознание, при котором причинность вообще не является чем-то необходимым. Кроме того, Геродот допускает как естественный, так и чудесный порядок причинности. В одних случаях Геродот ищет естественных объяснений для сверхъестественных фактов, в других он без видимой необходимости допускает чудесное (так, лошадь у него родила зайца). Наконец, Геродот часто говорит и об общей неустойчивости всего человеческого, что тоже не побуждает его сводить наблюдаемую им причинность к какому-нибудь одному типу.


В результате всего этого у Геродота, вообще говоря, получаются три разных воззрения на историю:


1) все предустановлено изначала,


2) боги строго судят людей и наказывают их за проступки,


3) боги действуют на основании того, что обычно и у Геродота называется "завистью богов".


Остановимся на этом подробнее.


Если рассматривать первое воззрение, то необходимо сказать, что в идее провидения у Геродота много от эпоса. Вместе с тем Геродот говорит о сверхъестественных влияниях не в смысле антропоморфных богов, но в смысле богов как некоей анонимной, неумолимой силы. Ничто не делается без бога. "Правление мира, - пишет Пиппиди, - принадлежит (у Геродота) божеству настолько, что история, можно сказать, есть лишь реализация во времени божественного плана, провиденциального плана, размах которого охватывает одновременно и жизнь человеческих обществ, и жизнь природы"


Провидение (pronoia) проявляется в борьбе животных за существование, например в плодовитости нехищных зверей. То, что возникает от бога, то человек, по Геродоту, не в силах отвратить. Всего ярче провиденциальность у Геродота выражена не эксплицитно, но зато тем ярче в стиле таких обычных для него выражений, как chr?n genesthai (необходимо было произойти) и edee genesthai (пришлось случиться). При этом провиденциальный план выступает без всякого нравственного значения. Так, Кандавлу "необходимо было впасть в несчастье" (chr?n... genesthai cacAs), говорит Геродот, не считая нужным приводить другие причины (I 8). Перед такой судьбой человек, по Геродоту, бессилен.


Коснемся второй философско-исторической позиции Геродота. У него выступает общегреческое убеждение (Гесиод, Солон, Феогнид) в непосредственной связи между действием и реакцией на него. Геродот также уверен, что "рок справедливую карою всех нечестивцев карает" (V 56). Можно было бы привести огромное число подобных текстов из Геродота. Такое крупное событие, как разрушение Трои, тоже произошло в наказание за проступки людей.


Наконец, зависть богов сказывается, по Геродоту, в том, что боги не терпят, чтобы низкие существа сравнялись с ними в счастье. "Твои великие успехи не радуют меня, так как я знаю, сколь ревниво божество" (III 40). "Всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги" (I 32). "Бог любит препятствовать всякому излишеству" (VII 10). Однако, например, объяснение несчастий Ксеркса через зависть богов дается не самим Геродотом, а Фемистоклом (VIII 109). Для Геродота подлинная причина здесь в человеческой гордыне (hybris); таким образом, здесь действует не ревность, а справедливость богов. По мнению Пиппиди, в учении о зависти Геродот следует распространенным народным верованиям и такому те словоупотреблению, тогда как для него самого этот порядок исторической причинности маловажен.


Пиппиди заключает, что Геродот как бы не берется решить, какой способ причинности лучше. У Геродота можно наблюдать сумму всех возможных в данном случае взглядов: здесь и аморализм, и страсти богов, и ригоризм мойры, тонкое нравственное чутье, внимание к справедливости.


К сожалению, Пиппиди, так хорошо понимающий хаотическую пестроту исторических, моральных и других взглядов Геродота, не представляет себе во всей четкости подлинного места Геродота в истории греческого рабовладельческого полиса периода классики. Например, его суждение о том, что Геродот влиял на Эсхила, уже совсем противоречит не только хронологическим фактам, но и самому существу философско-исторических взглядов Эсхила и Геродота. Эсхил - это сильная, крепкая и могучая классика рабовладельческого полиса. Геродот же приближается к ее концу и во многом является для нас уже просветителем.


Не представляя себе в ясной форме социально-исторического положения Геродота, Пиппиди не донимает всей напряженной рефлексии знаменитого историка при оценке отдельных лиц и событий и даже всей судьбы рабовладельческого полиса. У Геродота многие находят просто обычную наивную любознательность и детскую любовь к отдельным предметам в их описательной данности. На самом же деле Геродот вовсе не так наивен. Его любознательность носит иногда довольно беспокойный и нервозный характер.


При теперешнем состоянии классической филологии, несомненно, является подозрительной постоянная склонность Геродота к описанию всякого рода вероломства, измены, предательства и вообще преступного поведения. Правда, всем этим отличается и эпос, который любые ужасы войны и вообще ужасы человеческой жизни изображает с полным спокойствием и вполне уравновешенным настроением. Но в эпосе еще нет индивидуальной рефлексии историка. Поэтому все эти ужасы вероломства, предательства, козни героев и даже самих богов изображаются в эпосе как нечто вполне естественное и не вызывающее никаких серьезных вопросов у созерцателя всего этого кровавого ужаса, которым наполнен эпос. Геродот же действует в ту эпоху, когда свободный от родовой общины и ее мифологии человек прекрасно понимает все эти ужасы как нечто противоестественное, преступное и антиморальное. В таком случае почему же Геродот с таким захлебывающимся интересом и любопытством вскрывает всю безобразную подноготную прославленных греко-персидских войн?


Геродот, безусловно, верит в богов. Но если в античном эпосе все божественные безобразия рисуются с невозмутимым спокойствием, поскольку там еще нет соответствующей рефлексии, то почему же Геродот, прекрасно понимающий все злодеяния богов и их дурное влияние на людей (правда, наряду и со всем хорошим, что люди получают от богов), почему этот Геродот все же смотрит на эти злодеяния богов как бы сквозь пальцы и почему он в конце концов старается внушить нам даже целую концепцию злых и мстительных богов, которая не противоречит никакому злому року, а, наоборот, скорее его подтверждает? С.Я.Лурье пишет: "Божество Геродота не только завистливо, но и коварно: оно умышленно толкает счастливых людей на преступления, дает ложные или двусмысленные ответы вопрошающим оракулы, шлет лживые сновидения; так, даже Ксеркс пошел войною на Элладу не вследствие своего дурного характера, а потому, что божество вынудило его к этому коварными обещаниями и угрозами"


У самого Геродота персидский вельможа Артабан так поучает Ксеркса: "Ты видишь, как перуны божества поражают стремящиеся ввысь живые существа, не позволяя им возвышаться в своем высокомерии над другими. Малые же создания вовсе не возбуждают зависти божества. Ты видишь, как бог мечет свои перуны в самые высокие дома и деревья. Ведь божество все великое обыкновенно повергает во прах. Так же и малое войско может сокрушить великое и вот каким образом: завистливое божество может устранить воинов или поразить перуном так, что войско позорно погибнет. Ведь не терпит божество, чтобы кто-либо другой, кроме него самого, высоко мнил о себе" (VII 10).


В результате С.Я.Лурье приходит к такому выводу: "С точки зрения Геродота, непререкаемость слепого рока, наказывающего каждого, кто захватывает больше счастья, чем ему отведено, есть основной закон истории, и вся его книга построена, в сущности, как ряд иллюстраций этого общего положения"


Вероятно, этот вывод относительно религии и религиозного понимания истории у Геродота в некоторых случаях и в иных отношениях требует некоторого смягчения. Однако, если учитывать современное состояние нашей науки о Геродоте, безусловно необходимо признать и то, что Геродот оказывается по своим интимным взглядам просто-напросто галикарнасским шовинистом, что по приезде в островную Грецию он сразу же встал на точку зрения правящей демократии в Афинах, что он вмешался в невероятную склоку греческих государств как раз в период по-плутарховски прославленных греко-персидских войн, что о тогдашнем единстве Греции можно говорить только в том смысле, как мы теперь говорим об единстве Европы, что он часто проявляет самый настоящий злостный подход при изображении многочисленных эпизодов греко-персидской войны, что он прославляет только одни Афины и с большим удовольствием признает захват персами малоазиатзких греческих городов, что он не стесняется в характеристике злокозненности греческих богов, что, кроме Дельф, он не считает надежными никакие предсказания других оракулов (а Дельфы, кстати сказать, проводили тогда как раз проперсидскую политику), что рефлексия Геродота иной раз доходила почти до полного антипатриотизма, позитивного безразличия ко всем изображаемым у него военно-политическим событиям и иной раз граничила с полным атеизмом.


Мы в настоящее время очень часто, особенно в школе, придерживаемся плутарховского прославления никогда не существовавшей панэллинской демократии и читаем Геродота слишком наивно, почти как увлекательный роман. Нужно заново прочитать Геродота и в конце концов найти в себе силы для более или менее критического подхода к его историческим методам.


Ничего этого Пиппиди и не представляет, и совершенно правильно установленный им религиозно-нравственный и историографический плюрализм Геродота не доходит до изображения самого принципа этого плюрализма. А принципом было мировоззрение освобожденного от родовых авторитетов со всей их мифологией рабовладельчески-полисного индивидуума, подвергшего беспощадной рефлексии все известные тогда исторические данные, с которых была почти целиком сдернута древняя мифологическая и древняя эпическая героическая завеса. Вот в этом смысле только и можно сопоставлять Геродота с Софоклом, тоже сдернувшим с окружающей жизни всякую благодушную и успокоительную завесу, и это необходимо выдвигать против взглядов С.Я.Лурье


Софокл тоже относится достаточно рефлективно к весьма злобной исторической действительности, которая его окружала. Но Софокл сознавал всю необходимость возврата от всей этой псевдогероической жизни, злостно прикрытой божественными авторитетами, к самим этим божественным авторитетам, но уже признаваемым в качестве непреложной закономерности всей исторической, общественной и личной жизни. А вот Геродот, познавший и гениально изобразивший безнадежную злобу исторической действительности, отнюдь не вернулся к почитанию богов в более возвышенном смысле, оставшись на путях своего полупросветительного плюрализма. Поэтому и случилось так, что концепция жизни у Софокла трагична, а концепция жизни у Геродота подозрительно беззаботна и прикрыта весьма художественными образами исторической действительности, часто доходившими до самодовлеющего услаждения новеллами, правда, с довольно жалкими героями этих новелл, но без всякой явно выраженной трагедии.


В советской литературе имеется очень ценное исследование как самого исторического стиля Геродота, так и стиля весьма частых у Геродота новелл. Это исследование принадлежит А.И.Доватуру, к которому и необходимо обратиться нашему читателю за подробностями


А.Ф. Лосев. Античная философия истории


Дионисий Галикарнасский о Геродоте и Фукидиде


Нам хотелось бы привести мнение о двух великих греческих историках, принадлежащее Дионисию Галикарнасскому, историку, ритору и литературному критику I в. до н.э.


Этот Дионисий очень тонко анализирует обоих историков по преимуществу с литературной точки зрения. Нас, однако, интересует здесь не литературная, но философско-историческая характеристика обоих историков, которую нетрудно получить из историко-литературных наблюдений Дионисия. Мы имеем в виду его "Письмо к Помпею", из которого и приведем несколько цитат (в пер. О.В.Смыки).


"Третья задача историка - обдумать, что следует включить в свой труд, а что оставить в стороне. И в этом отношении Фукидид отстает. Геродот ведь сознавал, что длинный рассказ только тогда приятен слушателям, когда в нем есть передышки; если же события следуют одно за другим, как бы удачно они ни были описаны, это [неизбежно] вызывает пресыщение и скуку, и поэтому Геродот стремился придать своему сочинению пестроту, следуя в этом Гомеру.


Ведь беря в руки его книгу, мы не перестаем восторгаться им до последнего слова, дойдя до которого хочется читать еще и еще. Фукидид же, описывая только одну войну, напряженно и не переводя дыхания нагромождает битву на битву, сборы на сборы, речь на речь, и в конце концов доводит читателей до изнеможения" (110 Roberts).


Из этого рассуждения Дионисия Галикарнасского видно, что Фукидид в погоне за фактографией не стеснялся нагромождать исторические материалы, рисуя временной и исторический процесс вовсе не так последовательно, как он хотел бы, а нагромождал одни отрезки времени на другие и тем самым вносил в изложение пестроту, свойственную Гомеру и Геродоту, но лишенную их художественного обаяния. Другими словами, и по Дионисию, ровно текущего временного потока у Фукидида все равно не получалось в точном смысле слова, т.е. точно хронологически.


Другой отрывок из Дионисия, пожалуй, еще ярче рисует философские недостатки историзма Фукидида (хотя сам Дионисий понимает эти недостатки гораздо более литературно, чем философско-исторически). Дионисий пишет: "Фукидид следует хронологии, а Геродот стремится схватить ряд взаимосвязанных событий. В итоге у Фукидида получается неясность и трудно следить за ходом событий. Поскольку за каждое лето и зиму в разных местах происходили различные события, то он, бросая на полдороге описание одного дела, хватается за другое, происходившее одновременно с ним. Это, конечно, сбивает нас с толку, и становится трудно следить за ходом рассказа, когда внимание то и дело отвлекается. Геродот же, начав с царства Лидийского и дойдя до Креза, сразу переходит к Киру, который сокрушил власть Креза, и затем начинает рассказ о Египте, Скифии, Ливии, следуя по порядку, добавляя недостающее и вводя то, что могло бы оживить повествование.


Сообщая о военных действиях между эллинами и варварами, происходивших в течение 220 лет на трех материках, и дойдя в конце истории до бегства Ксеркса, Геродот нигде не развивает повествования.


Таким образом получается, что Фукидид, избрав своей темой только одно событие, расчленил целое на много частей, а Геродот, затронувший много самых различных тем, создал гармоническое целое" (там же).


Другими словами, Фукидид, избравший для себя строго хронологический путь исследования, вместо изображения неожиданных, случайных и чудесных воздействий богов и судьбы на исторический процесс, на самом деле представлял себе время тоже в каком-то случайно нагроможденном и разорванном виде, создавая ту же самую необоснованную фактами пестроту изложения, которая характерна и для Гомера, и для Геродота, но без их мифологической цельности и художественности. А такой исторической и универсальной модели, которая была бы одновременно и вне мифологии, и строго хронологична в прагматическом и фактографическом смысле слова, такой модели у Фукидида не было. Время у него такой же пестрый, разорванный и малообоснованный на фактах процесс, как и у всех других греческих историков до него.


Можно заключить, что наше представление о философии истории у Фукидида прекрасно осознавалось уже древними .

Что сделал Геродот? Что написал Геродот? Географические открытия Геродота имели большое значения для развития географии, истории и картографии. Геродот впервые основал познавательный туризм.

Геродот — один из первых географов и ученых-путешественников.

Что открыл Геродот в географии:

  • впервые подробно описал реальную картину мира тех времен;
  • составил карты бассейнов Азовского, Каспийского и Черного морей;
  • собрал сведения о жизни сарматов и скифов, что впоследствии помогло в раскопках;
  • обнаружил мифический женский этнос: амазонок;
  • первый географ, который описал рельеф местности и особенности рек Древнего Египта;
  • изучил Балканский полуостров;
  • обозначил границы ойкумены (известной территории) и выделил три климатических пояса: северный (Скифия), второй, находящийся на территории Средиземноморья, а третий — часть Северной Африки и Аравии;
  • описал приметы, обряды, мифы, историю многих народов.

Для написания своей знаменитой Истории объехал все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов.

Геродот собирал увиденную информацию о жизни народа, его обычаях, о разливах Нила, фиксировал данных о пирамидах. Эти записи станут началом исторической хроники (поэтому Геродоту и присвоили впоследствии «звание» отца истории). Пройдя Египет, он спустился южнее, но, оставаясь уверенным в близости океана, благодаря которому можно вернуться обратно — по часовой стрелке через Гибралтар в Александрию, Геродот отправился назад, в Саудовскую Аравию.

Вероятно, излишняя религиозность населявших Аравийский полуостров жителей заставила быстро покинуть эти земли и продолжить путешествие сначала в Вавилон, Персию, а затем в далекую по тем временам Индию. Дойдя до конца мира, который заканчивался именно здесь, Геродот детально описал нравы и обычаи жителей этой страны. Он признал равенство Индии и ее возможное грядущее могущество в мире.

Геродот Галикарнасский (484-425 до нашей эры) - древнегреческий историк, один из первых известных путешественников. Именно он был автором первого трактата «История», который дошёл до потомков. В нём учёный описал обычаи и традиции народов, живших за несколько веков до нашей эры. О биографии Геродота известно немного. Имеющаяся информация была почерпнута из текстов историка и энциклопедии «Суда», изданной в Византии XX века. Некоторые данные в них расходятся, однако есть и общие сведения о жизни путешественника. О его личной жизни учёным узнать ничего не удалось.

Изгнание и путешествия

Геродот родился в Галикарнасе - колониальном поселении под Грецией. Сейчас там находится курортный городок Бодрум, а в 484 году до н.э. на территории проживали ионийцы и дорийцы. Самое известное сочинение историка было написано именно на ионийском наречии.

Будущий учёный имел обеспеченных родителей, он получил прекрасное образование. В юности он принимал активное участие в политической жизни города. Вместе со своими согражданами он пытался свергнуть с престола тирана Лигдамида. За это юноша был наказан, ему пришлось уйти из города. В 446 г. он навсегда покинул родное поселение.

После изгнания Галикарнасский поселился на острове Самос. Там он начал готовиться к путешествию по всем близлежащим территориям, доступным для человека. Юноша всегда мечтал увидеть мир собственными глазами, составить своё мнение, не ограничиваясь данными из учебников.

Когда ему исполнилось 20 лет, Геродот отправился исследовать египетские территории. Он наблюдал за жизнью народа, уточнял важную информацию о пирамидах и разливах Нила. Из записей, сделанных в тот период времени, началась мировая историческая хроника. Из Египта историк спустился в Гибралтар, затем в Александрию и Аравию. Он стремился всегда быть возле океана, чтобы легко найти обратный путь.

В Саудовской Аравии учёный провёл совсем немного времени. Возможно, это связано с чрезмерной религиозностью её населения. С Аравийского полуострова Геродот отправился в Вавилон, затем он посетил Персию, добрался до Индии. Позднее он описал в своём сочинении нравы этой страны, признал её могущество и равные силы.

Почти 11 лет Галикарнасский провёл в путешествиях. Он исследовал Финикию, Сирию, Македонию, добрался даже до Скифии. На юге современной России историк пробыл немало времени. Он начертил карты трёх морей - Чёрного, Азовского и Каспийского, а также изобразил впадающие в них реки.

Переезд в Афины

В конце своего масштабного путешествия Галикарнасский занялся изучением традиций скифов. В своих сочинениях он рассказывал о племени амазонок, насчёт которых сейчас ведутся споры среди учёных. Геродот упоминал воинственных женщин, живших в браке с вождями скифских племён.

Примерно в 446 году историк поселился в Афинах. На тот момент ему исполнилось 40 лет, Геродот пользовался признательностью влиятельных людей. Он цитировал отрывки из «Истории» элите общества, сблизился со сторонниками Перикла. Галикарнасский поддерживал демократические взгляды. Также он участвовал в восстановлении некоторых разрушенных поселений.

Согласно данным историков, Геродот умер в 426 году до нашей эры. В то время он проживал в колонии Туриум, расположенной на территории современной Италии.

Научные достижения

«История» Геродота дала пищу для размышлений будущим поколениям. В ней сочетаются сразу несколько компонентов:

  • Географические данные о государствах - расположение, рельеф, особенности климата;
  • Этнографические исследования - в этом произведении очень много информации о населении древних стран, их традициях и обычаях;
  • Подробное описание исторических событий, которые учёный видел собственными глазами;
  • Художественная ценность - историк был также талантливым писателем, его сочинение легко читалось, было увлекательным и насыщенным событиями.

Некоторые современники критиковали Галикарнасского за его простую манеру изложения. Он описывал свои впечатления и наблюдения без научных формулировок, просто делился знаниями.

Очень важно правильно осознавать задачу Геродота. Он не хотел путешествовать только с военными целями, как его соотечественники. Юношу интересовали разные люди, их обычаи и особенности. Он верил в то, что боги могут вмешиваться в жизни смертных. Одновременно с этим учёный не отрицал важности личных качеств политиков и обычных людей.

Галикарнасский стремился познать и запомнить как можно больше, поэтому он столь скрупулёзно вёл свои записи. Примечательно, что историк уже тогда посетил страны, самые популярные для туристов в наше время, - Египет, Турцию и Индию.

Loading...Loading...