Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения. Инструкция по освещению для портретной съемки

Главной задачей студийного освещения является имитация естественного света. В первых фотографических павильонах до тех пор, пока не было изобретено искусственное освещение, использовался естественный свет. Вот так выглядели первые павильоны.

Студии обычно располагались на чердаках домов, как как для съемки нужно было много солнечного света. В крыше делались широкие окна и через них поступал свет. Если шел дождь или была пасмурная погода, съемку переносили.

Первые студии работали с контрастным, жестким освещением, но с развитием технологий студии начали устраивать с окнами на север для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей. Фотограф имел возможность открывать окна или закрывать их матовым стеклом или занавесками. Для подсветки использовались отражатели из отполированных медных листов.

На рисунке вы видите классическую световую схему, которую до сих пор используют все фотографы в мире. Свет идет сверху и сбоку из окон, свет мягкий и его можно сравнить с освещением большим софтбоксом. С помощью отражателей подсвечивается теневая сторона модели, а отражатель над головой модели дает контурную подсветку волос и позволяет «отделить» фигуру от фона. Это и есть классическая схема освещения. Ее часто называют рембрандтовской, поскольку в такой манере художник писал свои портреты.

Как сегодня ставят искусственный свет в студиях.

Рисующий свет - основной световой поток, формирующий светотональный или светотеневой рисунок. Самый мощный источник света.

Рисующий свет может быть жесткий или мягкий. Если свет жесткий - тени будут резкие и контрастные. Для жесткого света используют рефлекторы небольшого размера и портретные тарелки с серебристой поверхностью. Для мягкого света нужен софтбокс или рассеивающие насадки на рефлектор или тарелку. Нельзя забывать, чем дальше от модели вы находится источник света, тем жестче будет свет.

Варианты расположения источника рисующего света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый


Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:


фронтальное освещение


передне-диагональное освещение (рисующий свет слева)


боковое освещение (рисующий свет слева)


задне-диагональное освещение (рисующий свет слева)

контровый свет

В классической схеме рисующий свет обычно располагают в переднедиагональном положении, под углом приблизительно 45 градусов относительно линии камера - модель.

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко - тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.

Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.


верхний свет


нижний свет

Мощность рисующего света должна быть примерно на 1-1,5 ступени ярче, чем другие источники. Для того, чтобы получит гармоничный свет, нужно уметь согласовывать действие всех осветительных приборов.

Заполняющий свет - источник рассеянного света, играющий в светотеневом освещении вспомогательную, а в светотональном основную роль. Цель - подсветка теней и смягчение светотеневого рисунка. При светотеневом освещении он уменьшает контраст изображения и дать возможность воспроизведения формы и фактуры в тенях. Не должен быть заметен, как самостоятельный световой поток.

Для заполняющего света обычно используют софтбокс или светоотражающую панель, на которую направлен источник заполняющего света. Заполняющий свет обычно ставят за камерой, фронтально или переднедиагонально.

Вот так будет меняться заполнение теней в зависимости от силы источника заполняющего света.

слабое заполнение теней

среднее заполнение теней

сильное заполнение теней

Моделирующий свет - узконаправленный, не очень интенсивный поток света, который предназначен для подчеркивания формы и фактуры в тенях (фактура волос, одежды, линия шеи, плеча и пр.). Он также необходим для отделения модели от фона.

Обычно этот источник устанавливается в заднедиагональном, иногда в контровом направлении.

Применяются светоформирующие насадки для получения узкого светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы.

Яркость световой модуляций по теням не должна превышать яркость светов, образованных источником рисующего света.

Фоновый свет - источник света, предназначенный для освещения фона.

Задача фонового света — отделить модель от фона, придать снимку объем и показать перспективу. Обычно используются насадки для фонового света - стандартные рефлекторы (иногда со шторками), тубус, ковш. Фон можно сделать цветным с помощью фильтров. Для фотонового рисунка можно применить габо, дающие какой-то рисунок (окно, листья, пятна и пр.). Габо можно сделать самим или использовать какие-по подручные средства (корзины, другие предметы с дырками). Если фон не равномерно освещен, создается дополнительное ощущение пространства. То есть, абстрактный фон освещают неравномерно, создавая тем самым иллюзию воздушной перспективы, где светлое воспринимается, как отдаленное, а темное, как приближенное.

Фоновой источник света согласовывается по возможности с направлением источника рисующего света.

Вот так будет выглядеть портрет с одним, двумя, тремя и четырьмя источниками света:

один источник света (рисующий)

два источника света (рисующий и заполняющий)

три источника света (рисующий, заполняющий и фоновый)

четыре источника света (рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий по волосам)

Вот так выглядит классическая схема с четырьмя источниками:

Обычно рекомендуется сначала включать источник фонового света. Затем включается рисующий свет. Как выше описывалось, характер светотени будет зависеть от интенсивности источника рисующего света, его расстоянии до модели, высоты установки и от направления источника света. Затем в зависимости от художественной задачи выставляется источник заполняющего света (сильное или слабое заполнение теней). И в самом конце источник моделирующего света.

Вариантов последовательности включения источников света много. Главное помнить, что вы снимаете потрет и человек должен быть в конечном итоге похож сам на себя.

В классической портретной фотографии есть несколько основополагающих принципов освещения, которые необходимо знать и контролировать в процессе съемки и понимать, какой из них применить для того, чтобы передать на портрете нужное настроение, правильный образ или наиболее лестно представить модель.

Стоит запомнить эти правила для того, чтобы легко им следовать, а главное — знать когда и как их можно нарушить. Изучите эти 6 правил — они станут вашими вехами на пути к большой портретной фотографии. И не забывайте, что лучшее обучение — перемежать теорию с практикой.

Что такое режимы освещения в портретной фотографии? Можно сказать, что это игра света и тени, которая может изменять восприятие и форму лица. Если говорить простым языком, какой формы тень будет лежать на лице, зависит от способа освещения. Существует четыре самых распространенных основы для освещения человека:

    • боковое освещение;
    • классическое освещение;
    • рембрандтовское освещение;
    • бабочка.

К основным 4 видам стоит добавить два дополнительных способа, которые являются больше элементами стиля и могут быть использованы одновременно с базовыми режимами освещения в портрете: это широкое и узкое освещение.
Давайте рассмотрим каждый тип освещения в отдельности.

1. Боковое освещение (Split Lighting)


При данном режиме свет «разбивает» лицо на две равные половинки, одна из которых находится на свету, а вторая в тени. Такой тип освещения больше подходит для мужчин, его часто используют при съемке портретов музыкантов или художников, потому что придает драматизма портрету. Не существует жестких правил для применения того или иного типа освещения, есть только рекомендации, основанные на среднем восприятии. Необходимо знать подобные правила, чтобы можно было их использовать в качестве основной отправной точки.

Чтобы достичь подобного эффекта, следует поставить на 90 градусов слева или справа от предмета, и, возможно, даже немного позади головы. Место расположения света по отношению к субъекту зависит от формы лица человека. Посмотрите, как свет падает на лицо и подстройтесь соответствующим образом. Свет с теневой стороны должен попадать только на глаза и формировать лицо таким образом, чтобы четко посредине проходила свето-теневая граница. Если, вращаясь вокруг лица человека, вы видите, что свет падает больше на щеку, вполне возможно, что просто модель не подходит для этой схемы, в которой должно быть идеальное разбиение светом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Имейте ввиду, что для поддержания целостной картины освещения ваш источник света должен перемещаться в зависимости от того будет ли двигаться модель. Делаете ли вы фронтальный снимок, фотографируете ¾ лица или даже профиль, свет должен «следовать схеме». Если модель просто повернет голову, изменится вся картина в целом. Вы должны регулировать освещение, перемещая источник или слегка разворачивая в нужном направлении модель.

Что такое блик и зачем он нужен?


Обращайте внимание на отражение фактического источника света в глазах модели. Блики выглядят белыми пятнышками в глазах ребенка на фотографии выше. Если приглядеться, можно увидеть контуры приборов, которые были использованы при съемке портрета.

Например, на фото видно яркое пятно шестиугольника с темным центром. Это свет, который был использован, -

Такой эффект называется бликом. Без блика глаза модели становятся темными и выглядят маловыразительно. При съемке убедитесь, что по крайней мере в одном глазу блики отражаются в полной мере. Обратите внимание, что блик также слегка изменяет цвет радужной оболочки и яркость глаз в целом, что усиливает ощущение жизненности и придает блеск глазам.

2. Классическое освещение (Loop Lighting)


Классическим считается такое освещение, которое создает небольшую тень от носа на щеках, при этом образуется свето-теневая петля. Чтобы получить подобное, необходимо расположить немного выше уровня глаз, и примерно под углом в 30-45 градусов от камеры (зависит от человека, вы должны учиться читать лица людей).

Посмотрите на это изображение и обратите внимание на то, как падают тени. Слева и справа можно увидеть небольшие тени возле носа. Их всегда оставляют, следите только за тем, чтобы тень была слегка направлена вниз. Для этого располагайте источник света не слишком высоко, так как это может привести к образованию нежелательных теней на лице и потере бликов в глазах моделей.

Классическое освещение считается самой популярной моделью освещения при портретной съемке, потому что создаваемый рисунок света и теней является наилучшим и подчеркивает достоинства большинства людей.

На схеме черным фоном обозначена полоса деревьев, которая находится за парой, солнце при этом прячется за зеленью. С помощью попало достаточно освещения на лица. Если слегка изменять его положение, можно подобрать различные варианты освещения.

При классическом способе освещения устанавливается под углом в 30-45 град. от камеры и чуть выше уровня глаз моделей. За этим необходимо следить для того, чтобы свето-теневая петля не касалась носогубной складки. Среди новичков распространена такая ошибка, когда отражатель размещается слишком низко, сильно освещая нижнюю часть лица, из-за этого создается нелестный рисунок для портретируемого.

3. Рембрандтовское освещение (Rembrandt lighting)

Освещение носит имя знаменитого художника потому, что Рембрандт часто использовал такой рисунок света в своих картинах. Например, в данном автопортрете.

Освещение Рембрандт отождествляется с треугольником света на щеке. В отличие от петли освещения, где не следует трогать тени носа и щек, в Рембрандт освещении нужно получить только маленький треугольник света в середине щеки. При создании надлежащих теней следите, чтобы на глаз в теневой стороне портрета падало достаточно света, иначе он будет выглядеть безжизненным. Освещение Рембрандт считается драматичным, так как из-за «раскола» в светотенях создается особое настроение у портрета, которое может способствовать трагичному выражению лица.

Чтобы создать Рембрандт освещение, необходимо развернуть модель немного в сторону от света. Источник должен располагаться выше головы человека, чтобы тень от носа падала вниз по направлению к щеке.

Не все лица подходят для подобной схемы. Если у модели высокие или заметно выделяющиеся скулы, Рембрандт освещение может дать интересные результаты. Небольшой нос и плоская переносица заметно усложнит работу фотографа и вряд ли удастся достичь нужного эффекта. Использование той или иной схемы освещения зависит только от модели, которую снимают и от того настроения, которое фотограф хочет передать в снимке.

Если вы будете использовать свет от окна, которое расположено ближе к полу, вы можете закрыть его нижнюю часть, чтобы попытаться получить освещение типа Рембрандт.

4. Эффект бабочки (Butterfly Lighting)


Подобное освещение недаром метко названо «бабочкой» или «баттерфляй». Очертаниями светотеней оно напоминает форму бабочки, потому что создает под носом у модели такие тени, которые напоминают крылья. Основной источник света располагают повыше и непосредственно за камерой. Данную схему часто используют для съемки в стиле гламур, а также она является оптимальной, когда вы фотографируете пожилых людей, так как меньше акцентирует внимание на морщинах.

Схема «эффект бабочки» создается при наличии источника света за камерой и чуть выше глаз объекта съемки. В качестве дополнительного оборудования, порой, используется светоотражатель, который размещают ниже лица модели, чтобы подсветить тени под подбородком модели. Подобная схема освещения подходит для лиц с выраженными скулами или объектов с тонкими чертами лица. Для круглого или широкого лица лучше использовать стандартную (классическую) схему освещения или даже освещение типа Рембрандт.
Схема сложна для воспроизведения, если в наличии имеется только лайт-диск — тогда с ней трудно будет справиться без ассистента.

5. Широкое освещение

Широкий способ освещения — это не отдельная схема света, а скорее стиль съемки. Любое из выше рассмотренных схем света может сниматься с помощью широкого или узкого способа освещения.

Широким называется такой вариант, когда лицо объекта слегка развернуто от центра и на большую его часть падает свет. Теневая сторона, соответственно, будет меньшей.
Широкое освещение иногда используется при съемке портретов в высоком ключе. Такой тип освещения зрительно слегка расширяет лицо (отсюда название). Лучше использовать для тех, у кого очень узкий овал лица, тонкие заостренные черты. Большинство людей хотят выглядеть на портретах стройнее, поэтому следует внимательно относиться к данной схеме, когда фотографируете круглолицых. Проще говоря, широкое освещение делает акцент на большую часть лица.

Для создания широкого освещения модель следует развернуть от источника света. Обратите внимание, что со стороны лица, которое находится ближе к камере, свет именно такой, который формирует правильные тени на дальней от фотокамеры части лица модели.

6. Узкое освещение


Данный способ является противоположным широкому освещению. Как можно рассмотреть на примере, модель необходимо располагать таким образом, чтобы большая часть лица находилась в тени. Такой прием чаще всего используют при съемке портретов в низком ключе. Лица при этом становятся более скульптурно очерченными, что придает изображению объем. Это очень лестный способ освещения для большинства людей.

Лицо развернуто к источнику света. Обратите внимание, что часть лица, которая отвернута от камеры, также имеет очень значимые тени. Узкое освещение показывает зрителю рисунок теней, который необходимо контролировать.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и воспроизводить каждую из различных моделей освещения, вы поймете как и когда их следует применять. Свет и тень — очень важный инструмент фотографа при съемке портрета. Изучая лица людей, практикуясь, вы разберетесь, какие световые схемы будут лучше для того или иного типа лица и передачи определенного настроения, найдете свой неповторимый стиль.

Кто-то с очень круглым лицом, наверняка, захочет казаться стройнее и будет рад, если портрет подчеркнет утонченность лица. Вы сможете использовать правильную схему, если перед вами будет стоять задача снять гнев или сделать групповую фотографию. Когда вы научитесь читать и распознавать образы, освоите качество света, сможете управлять правильным положением источников света и знать соотношения и пропорции, вы будете совершенно подготовлены к профессиональной работе.

Научиться управлять светом гораздо легче, если источник можно передвигать. Но те же правила освещения работают, когда основным источником света является Солнце или окно. Потренировавшись со , вы начнете непроизвольно применять правила работы и с естественным освещением и легко, единственное отличие — не источник будете крутить вокруг модели, а модель разворачивать так, чтобы получить нужное вам освещение. Вам придется двигать модель или изменять положение камеры, чтобы менять направление света и с помощью теней создавать необходимый по задумке рисунок, но как показывает практика — оно того стоит!

В классической фотосъёмке портретов существуют некоторые специфические моменты, которые следует учитывать и о которых нужно постоянно помнить, чтобы в выгодном свете представить уникальные черты вашей модели. Для каждого отдельного случая съёмки портрета, в зависимости от особенностей внешности, а также настроения модели, необходим особый режим освещения, правильное соотношение света и тени (светотеневой рисунок), поворот и наклон головы модели, а также угол съёмки (ракурс). Каждому фотографу-портретисту необходимо ознакомиться с этими основами фотосъёмки портрета для того, чтобы потом иметь возможность варьировать ими на профессиональном уровне, грамотно нарушая правила. В данной статье я предлагаю рассмотреть такой важный аспект портретной фотосъёмки, как освещение или портретный свет: что это, как им пользоваться, и почему он так важен при съёмке.

По моему определению, портретный свет или светотеневой рисунок – это игра света и тени на лице модели, а их разнообразное соотношение придает портрету необходимое настроение, помогает скрыть или подчеркнуть те или иные особенности лица человека. При съёмке классического портрета, как правило, используются 4 основные световые модели или схемы:

  • Делящее или боковое освещение
  • «Рембрандтовское» освещение
  • Освещение в стиле «Бабочка»

Ещё существует «короткое» и «широкое» освещение, однако такое разграничение больше относится не к схемам, а к стилям съёмки и его можно использовать в сочетании с вышеупомянутыми видами освещения. Давайте теперь более детально рассмотрим каждый вид световой схемы в отдельности.

Определение делящего освещения полностью соответствует его названию, другими словами, оно делит лицо модели на две равные части, освещая одну часть, а другую наоборот погружая в тень. Такой вид освещения часто используется для придания изображению драматического эффекта. Особенно он популярен при фотосъёмке портретов музыкантов и художников. Принято считать, что делящее освещение больше подходит для съёмки мужских портретов. И хотя нет никаких строгих правил, все-таки новичку я бы порекомендовал пользоваться этой информацией в качестве руководства, пока он не научится играть светом самостоятельно. Световая схема показана на рисунке ниже.

Для достижения эффекта делящего или бокового освещения необходимо расположить источник света слева или справа от объекта съёмки под углом 90°. Высоту источника света следует регулировать в зависимости от лица модели. Двигая источник вверх или вниз, внимательно проследите за тем, как меняется светотеневой рисунок на лице модели.

При правильном делящем освещении на теневой половине лица свет падает только на глаз, образуя блик. Но если же свет попадает и на щеку модели и любые изменения положения источника не дают желаемого эффекта, то возможно этот тип лица просто не подходит для бокового освещения.

ПРИМЕЧАНИЕ: все схемы освещения вполне применимы к любому положению лица, будь то анфас, полу анфас или даже профиль. Просто имейте в виду, что ваш источник света должен быть расположен относительно лица в соответствии с выбранным видом освещения. Если изменить положение лица, то поменяется и вид света. Попробуйте использовать это преимущество в своих интересах: не передвигая источник света, вы можете легко поменять вид освещения простыми поворотами головы модели.

Что же такое «блик»?

Обратите внимание, что в глазах ребёнка, изображенного на фото выше, видны две белые маленькие точки, которые являются отражением источника света. Вот это и есть блики. Если приблизить изображение, то можно разглядеть форму источника света, которым пользовались для съёмки данного портрета.

Видите, эта яркая точка на самом деле является шестиугольником с тёмным пятном в центре. Именно шестиугольный софтбокс я и надевал на мою вспышку Canon при съёмке этого портрета.

Если на портрете глаза не имеют бликов, то они выглядят тёмными, безжизненными и даже мёртвыми. Поэтому прежде чем сделать кадр, удостоверьтесь, что, по крайней мере, хоть один глаз ловит блик. При портретной фотосъёмке никогда не забывайте о бликах, ведь именно они придают блеск глазам и усиливают ощущение жизни.

Петлевое освещение — это такая световая схема, при которой в области щеки модели образуется небольшая тень от носа. Для того, чтобы создать эффект петлевого освещения, установите вашу вспышку немного выше уровня глаз модели и разверните её от точки съёмки на 30-45°. При этом следует учитывать, что более точное расположение источника света будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого отдельного лица, а для этого вам придется научиться читать лица людей.

Посмотрите на снимок выше и вы увидите как именно падает тень: на левых щеках молодожёнов заметны едва различимые тени от их носов. При петлевом освещении нужно следить, чтобы тень от носа не соприкасалась с тенью от щеки. Выставляя освещение, попытайтесь создать лишь небольшую тень от носа, слегка направленную вниз. Избегайте наиболее частой ошибки при установке источника света ‒ слишком высокого расположения фотовспышки, в результате которого может появиться странная длинная тень и исчезнуть блики. Схема петлевого освещения пользуется огромной популярностью среди многих фотографов, так как её легко создать, а в итоге получаются снимки, которые нравятся многим людям.

На рисунке выше показана схема петлевого освещения, где чёрный фон – это задний план, который состоит из деревьев. Солнечный свет идет из-за деревьев, но при этом сами деревья находятся в полной тени. Белый отражатель расположен с левой стороны от камеры, отражает и направляет падающий солнечный свет на лица моделей. Отражатель можно установить как на солнце, так и в тени. В любом случае он поймает нужный вам свет. Главное, следите, чтобы отражатель был развёрнут на 30-45° от вашей фотокамеры в сторону модели и находился немного выше уровня глаз модели, чтобы тень от носа падала вниз под небольшим наклоном, направленным к уголку рта. Самая распространенная ошибка неопытных фотографов – неправильное расположение отражателя; если при петлевом освещении установить отражатель ниже уровня глаз, то тени будут направляться не вниз, а вверх, и от этого потеряется нужный эффект.

«Рембрандтовское» освещение

Следующая схема освещения называется рембрандтовской в честь великого художника Рембрандта, который очень часто применял ее при создании своих портретов. Если мы посмотрим на автопортрет художника выше, то мы заметим присутствие перевёрнутого треугольника света на теневой щеке. В отличие от петлевого освещения, при котором тени от щеки и носа не должны соприкасаться, в этом виде освещения они соединяются, образуя небольшой треугольник на щеке модели.

Для создания схемы Рембрандтовского освещения необходимо установить осветительный прибор под углом 45° к оси «модель – камера» и поднять вспышку на такую высоту, чтобы свет падал на лицо модели тоже под углом 45 градусов. При постановке света следует убедиться, что глаз на теневой стороне лица модели имеет блик, в противном же случае, не только сам глаз будет выглядеть мёртвым, но и весь портрет может казаться пустым и безжизненным.

Подобно делящему освещению, Рембрандтовский свет способен привнести в портрет нотки драматизма, и с невероятной точностью . В то же время отразить глубокие чувства человека, изображенного на фотопортрете.

При построении схемы Рембрандтовского освещения объект съёмки должен быть немного отвернут от источника света, который в свою очередь располагается выше уровня головы модели. Следует заметить, что далеко не все типы лица подходят для этого вида освещения. Например, если человек имеет плоский и маленький нос, то этот вид света ему совершенно не подойдёт, но если ваш объект съёмки имеет высокие скулы и чёткий контур лица, то наверняка фотография получится.

В качестве основного источника освещения можно использовать и естественный свет из окна, но если ваше окно опускается до самого пола, то нижнюю его часть нужно закрыть, чтобы свет падал на лицо модели сверху под углом 45 градусов.

Освещение в стиле «Бабочка»

Данный вид портретного освещения получил такое название благодаря тому, что тень, которая образуется под носом, по своей форме напоминает бабочку. Такой эффект получается, если основной источник света поместить сверху прямо за самой камерой. При этой схеме освещения фотограф ведет съёмку непосредственно под самим источником света.

Освещение в стиле «бабочка» часто используют в фотосессиях в стиле гламур и с целью создания теней под щеками и подбородком. Так как при таком освещении меньше всего заметны морщины, этот вид света считается идеальным при съёмке пожилых людей.

Чтобы построить схему освещения «бабочка», нужно установить источник света над фотокамерой и немного выше уровня головы или глаз модели. Иногда дополнительно используют отражатель, который размещают прямо под подбородком модели и, как правило, модель держит его сама! Такой вид света эффектно подчёркивает высокие, чётко выступающие скулы и худые лица.

Людям же с круглыми, широкими лицами больше подойдет петлевое и делящее освещение. При построении света «бабочка» в качестве основного источника освещения следует использовать вспышку или другой мощный источник света; отражённый свет или естественный свет из окна здесь явно не подойдет.

Широкое освещение

Широкое освещение в большей степени имеет отношение не к самим схемам освещения, а к стилям съёмки. Его можно использовать в сочетании с вышеупомянутыми видами света: так петлевое, делящее и рембрандтовское освещение могут быть как короткими, так и широкими.

Широкое освещение – это когда лицо модели слегка развёрнуто от центра. Та часть лица, которая ближе к камере, освещается и при этом она выглядит визуально шире, чем теневая сторона. Широкое освещение довольно часто используют при съёмке портретов в высоком ключе. При широком освещении лицо на снимке получается шире, чем есть на самом деле, отсюда и произошло название. Этот вид света идеально подходит для узких и худых лиц и совершенно не приемлем при съёмке людей с круглыми и широкими лицами.

Чтобы создать широкое освещение необходимо отвернуть лицо модели от источника света. Тогда та сторона лица, которая ближе к камере, будет освещаться, а тень будет падать на другую, дальнюю от камеры строну.

Короткое освещение является полной противоположностью широкому освещению. На снимке выше можно увидеть, что та сторона лица, которая расположена ближе к камере, затемнена, а свет падает на дальнюю от камеры часть лица. Такое освещение часто используют при съёмке портретов в низком ключе. Из-за того, что основная часть лица находиться в тени, лицо выглядит визуально уже и подтянут ее, поэтому такой вид света подойдет при съёмке людей с круглыми лицами.

Чтобы создать эффект короткого освещения поверните лицо модели к источнику света. Тогда, та сторона лица, которая отвёрнута от неё, то есть, которая находится дальше от камеры, будет освещаться, а тень при этом будет падать на сторону лица, расположенную ближе к фотографу.

Подведем итог !

Только после того, как вы научитесь распознавать и выстраивать различные схемы света, можно смело приступать к изучению того, когда именно следует к ним прибегать. Если вы научитесь анализировать и читать лица людей, то в скором времени вы сможете быстро и правильно подбирать наиболее подходящий вид света для каждого конкретного человека, учитывая не только внешние черты лица, но также характер и настроение вашей модели.

Переносные источники света намного облегчают сам процесс фотосъёмки, так как их легко можно перемещать, создавая необходимые схемы освещения. Но как же быть, если основными источниками света являются солнце или окно? Здесь придётся немного повозиться, перемещая фотокамеру либо же меняя положение модели по отношению к источнику освещения, и тем самым добиваясь желаемых соотношений тени и света на лице. В общем, если основной источник света неподвижен, то нужно двигать все те предметы, которые можно переместить по отношению к свету.

Практические занятия

Сначала найдите объект для вашей фотосъёмки (нужен живой человек, ваша собака для этой цели точно не подойдет, а затем начинайте практиковаться, выстраивая различные схемы освещения при портретной фотосъемке.

  • «Бабочка»
  • Рембрандтовское освещение

Также не забывайте о коротком и широком стиле света и потренируйтесь, применяя на практике, каждый вид освещения сначала с коротким стилем, а затем с широким. На данном этапе обучения сосредоточьтесь только на видах света и не беспокойтесь по поводу других настроек и параметров. Если у вас нет профессиональной фотовспышки, не беда, на начальном этапе в качестве источника света сгодится и окно, и солнце, и даже простая напольная лампа. Начните ваши практические занятия с изучения короткого и широкого света, расположив объект съёмки прямо перед объективом вашей камеры.

И используемое при этом .

При фотосъемке портрета в помещении, в частности в студии, фотографы используют различные схемы размещения осветительных приборов. : основной свет, заполняющий свет, контровой свет и подсветка фона мы уже рассмотрели.

Схемы освещения, как изобразительное средство при фотосъемке портрета.

Ясно, что на практике расположение осветительных приборов, участвующих в создании тех или иных эффектов освещения может быть различным. А вот какой эффект освещения создать фотограф решает исходя из своей художественной задачи, при этом он учитывает характер снимаемой модели, расположение ее относительно фотоаппарата (поворот, направление взгляда и т. д.).

Рассмотрим наиболее популярные, «модные» используемые при фотосъемке портрета .

  1. Рембрандтовское освещение портрета (Rembrandt Light).

Является выгодным, когда производится фотосъемка портрета мужчин. Оно создает эффектный светотеневой рисунок. Получило свое название от приемов освещения, которые использовали художники прошлого. В студии Рембрандта сверху, в потолке было встроено специальное окошко, ченрез которое падал свет на модель, с которой художник писал портрет.

Отсюда основной чертой данного вида освещения является то, что основной рисующий свет направляется на портретируемого сверху, сбоку. При этом портретируемый сидит повернувшись в пол-оборота от фоткамеры, а основной свет освещает лицо с противоположной от фотоаппарата стороны. Таким образом, ближняя к фотоаппарату строна лица оказывается частично затененной. Под глазом, находящимся ближе к фотографу, образуется затененная треугольная область. Нужно тщательно выбирать высоту основного осветителя и угол направления освещения для того, чтобы эта затененная область не получилась слишком большой.

Заполняющее освещение можно не использовать, если желательно получить контрастный светотеневой рисунок. Если тени получаются излишне глубокими, то можно их смягчить заполняющим светом. При этом источник заполняющего освещения располагается рядои с фотоаппаратом.

Источник контрового освещения располагают с противоположной от основного стороны и направляют на волосы таким образом, чтобы этот свет не падал на лицо, т. к. могут возникнуть пересветы в отдельных местах.

Можно подсветить фон также с противоположной от основного осветителя стороны. Тогда теневая часть лица будет более рельефно выделена относительно фона.

Все вопросы относительно того какой свет использовать, какой нет фотограф решает сам, как ему нравится. Догм в данном вопросе нет. Но при любой схеме освещение портрета должно быть таким, чтобы не возникало двойных теней. Если Вас, конечно, интересует реалистичная фотосъемка портрета. Для этого сила света от используемых источников должна быть сбалансированной, т. е. Основной свет по яркости должен существенно превосходить свет от других источников, играющих вспомогательную роль. Достаточно при этом основной источник освещения расположить ближе к объекту съемки, памятуя, что освещенность от одинаковых источников падает в зависимости от квадрата расстояния.

2.Узкое или короткое освещение портрета (Split Light). Также, как и при Рембрандтовском освещении основной источник света освещает часть лица с противоположной от фотоаппарата стороны, с той стороны куда повернута голова портретируемого. Но в отличие от Рембрандтовского освещения, свет напрвляется не сверху, а сбоку (источник основного света приближен к фону и освещает фигуру сбоку) на уровне глаз портретируемого.

Источник заполняющего освещения также находится возле фотоаппарата.

3. Широкое освещение портрета (Broad Light) противоположно короткому. Основной источник света освещает ближнюю к фотоаппарату сторону лица, повернутого от фотоаппарата. Ближняя к фотоаппарату сторона лица получается освещенной, а дальняя затененной.

4. Освещение портрета «бабочка» (Butterfly Light) – очень модное освещение, используемое для получения гламурных фотографий.

Основной источник освещения устанавливается возле фотоаппарата напротив лица и освещает модель несколько сверху. При этом под носом создается треугольная тень. Нужно следить за высотой расположения основного источника света, чтобы тень под носом не получилась слишком большой, вплоть до рта.

Этот вид освещения создает мягкий рисунок изображения, сглаживает мелкие недостатки на лице, и поэтому столь популярен. Нужно только учесть, что при этом подчеркивается рисунок ушей, поэтому этот вид освещения может быть неприемлем в тех случаях, когда уши выделять нежелательно. В частности он не годится при фотографировании модели, если у нее волосы стянуты в пучок сзади и открыты уши.

Хорошее освещение является критическим компонентом портретной съёмки. Его наличие отметит даже обычный зритель. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, знание принципов использования света для придания желаемого вида требует гораздо более глубокого понимания. Данная вводная статья рассматривает наиболее базовый сценарий: портреты с одним источником света. Последующие статьи будут посвящены использованию нескольких источников, однако рассматриваемые принципы применимы во всех случаях.

Обзор: один источник света

Основной источник освещения модели обычно называют главным или ключевым светом . И хотя для усовершенствования портрета могут быть добавлены дополнительные источники, ключевой свет обычно выставляют независимо. Это хорошая новость для тех, кто пытается изучить портретный свет, поскольку это означает, что процесс можно упростить, занимаясь единовременно только одним источником света. Если и когда вы решите добавить дополнительную подсветку, всё изученное ранее останется в силе.

Лишь одно свойство света оказывает кардинальное влияние на освещённость модели: степень рассеивания света*. Несмотря на то, что некоторые параметры освещённости, кажется, имеют магические числа, их влияние вторично. Однако для выбранного источника света мы можем разложить данную характеристику на две, более управляемые:

  1. направление , которое определяет положение теней и подсветок на предмете, и
  2. видимый размер , который регулирует вид этих теней и подсветок.

И хотя эти характеристики могут показаться простыми и управляемыми, их комбинации образуют изумительное многообразие различных отображений модели. Освещённость запросто может стать непредсказуемой, если не выработать интуитивное понимание каждой из них.

* Строго говоря, ещё одной характеристикой является баланс белого источника света, однако в данной вводной мы предполагаем, что вы хотите отобразить модель как она выглядит при естественном свете.

Размер: мягкий и жёсткий свет

Мы начнём с видимого размера, поскольку он, пожалуй, является одной из самых распространённых причин плохого портретного света. Когда фотографы описывают свет как «жёсткий» или «мягкий» или используют термин «качество света», они фактически говорят о размере источника света:

Хотя что угодно в чрезмерных дозах может быть не на пользу, портреты обычно лучше выглядят в мягком свете. Наведите курсор на «жёсткий» и «мягкий», и вы увидите, как они влияют на портрет:

Выберите: жёсткий исходный мягкий

Обратите внимание, что меньший и больший источники света называют «жёстким» и «мягким», соответственно, вследствие образуемых ими границ света и тени. Происходит это потому, что источник света большей площади имеет больший угловой размер относительно предмета съёмки. Как следствие, любой отдельно взятый фрагмент имеет больше шансов получить некоторую порцию прямого света, и тени становятся мягче. Аналогично, если источник света невелик, отдельно взятый фрагмент имеет больше шансов не получить прямого света вообще или получить большую его порцию - образуя тем самым намного более глубокие тени. Обратите внимание также, что размер источника прямо пропорционален засветке, особенно в верхней правой части причёски модели.

Однако размер источника влияет не только на степень контрастности тонов, он определяет также заметность мелкой текстуры. Поры, дефекты, морщины и прочие детали при жёстком свете становятся более выраженными. Жёсткий свет также повышает вероятность жёстких прямых отражений от кожи модели.

жёсткий свет мягкий свет

Наиболее важно для получения мягкого света понять, что прямой свет жёсткий, но при отражении или рассеивании он смягчается. Фотографы пользуются этим для того, чтобы добиться мягкости от изначально жёсткого света.

Методы смягчения света:

  • Диффузор . Поместите между моделью и источником света большой просвечивающий предмет. Это может быть абажур на лампе, или белый лист, или занавеска поверх окна, сквозь которое падает свет.
  • Отражения . Расположите модель так, чтобы на неё попадал только отражённый свет. Отодвиньте её дальше от открытого окна (за пределы прямых лучей), направьте вспышку в близлежащую стену или в потолок.

портерт в очень мягком свете

В любом случае имейте в виду, что освещённость модели значительно снизится - что потенциально потребует увеличения времени выдержки.

С другой стороны, источник света может также быть слишком мягким (хотя такое случается гораздо реже). Кому-то снимки, сделанные в тени, могут показаться слишком плоскими, например, если непрямой свет рассеивается отовсюду. Такой свет практически эквивалентен источнику бесконечного размера, и он скрадывает все тени. Примером могут служить портреты в тумане или на природе в полностью пасмурный день.

Впрочем, насколько «слишком мягким» является свет - в действительности зависит от того, какой образ вы хотите получить. Например, даже несмотря на то, что снимок справа использует более мягкий свет, чем все предыдущие примеры, многие могут тем не менее посчитать такой вид желательным для гламурных портретов.

Расстояние и видимый размер

К этому моменту вы, возможно, уже слегка запутались: значение имеет не собственно размер источника света - только лишь его видимый размер относительно предмета съёмки.

При приближении источника свет смягчается , поскольку свет достигает предмета съёмки с большего числа углов - даже если сам по себе свет не изменяется. Верно и обратное: прямой солнечный свет является жёстким, даже несмотря на огромные размеры солнца. Просто солнце настолько далеко, что его свет достигает нас практически под единственным углом.

С другой стороны, приближение источника света добавляет ему яркости. Если это основной источник света, вид портрета, скорее всего, не изменится - просто сократится требуемое время выдержки. Однако, если большая часть подсветки предмета осуществлялась рассеянным светом, приближение источника света может снизить влияние рассеянного света - тем самым сделав общий свет жёстче, поскольку большая его часть поступит из одного источника.

Кроме того, близкие источники света подсветят предмет менее равномерно , поскольку различные элементы предмета окажутся относительно ближе к источнику света или дальше от него. Например, тыльная часть предмета может быть всего на 5% дальше от удалённого источника света, но станет на 50% дальше, если его приблизить - и окажется заметно темнее других частей предмета.

Однако такую неравномерность можно обратить в преимущество. Приблизив источник света к предмету, вы сможете лучше отделить его от фона, поскольку он станет значительно ярче относительно фона. С другой стороны, если они уже были хорошо отделены друг от друга, картину можно ухудшить.

Направление: ощущение глубины и рембрандтов свет

Поиск правильного направления освещения требует от фотографа найти баланс между различными потенциально несовместимыми соображениями. Обычно выбор делается между передачей объёма (1) и привлекательным отображением особенностей лица (2).

1) Передача объёма . Создание впечатления объёма является ключевой составляющей съёмки реалистично выглядящих портретов. Однако, наше восприятие объёма срабатывает недостаточно хорошо, если не подсветить модель с правильного направления. Например, использовав сферу как разумное приближение к форме головы, можно видеть, что она выглядит объёмно, только если свет падает на неё спереди сверху:

Несмотря на то, что подсветка сферы является хорошим моделированием для портретов, для передачи объёма можно использовать многие другие варианты углов подсветки. С другой стороны, лица прощают гораздо меньше.

2) Черты лица . Помимо головы в целом, каждая черта лица образует собственные тени и пятна света - и о каждой из них следует позаботиться. В частности, может быть нужно избежать визуального удлинения носа тенью или эффекта усталого лица вследствие теней под глазами. Помимо этих, подсветка сверху может дать и другие нежелательные эффекты, если не будет тщательно позиционирована.

Одним из классических* способов добиться как ощущения объёма, так и лестного вида является такое расположение света, чтобы ключевой треугольник на дальней щеке был освещён. Этот стиль часто называют «светом Рембрандта», и мы будем называть такую форму «ключевым треугольником». Если брать его в расчёт, число вариантов угла освещения значительно сужается:

Поставьте
свет:
выше
влево ключ вправо
показать скрыть ← Ключевой треугольник ниже

Примечание: визуализировать треугольник обычно проще при жёстком свете и нейтральном
выражении лица.В данном примере он несколько скруглён вследствие широкой улыбки.

Попробуйте сместить источник света в любом направлении из ключевого треугольника, наведя курсор на варианты. За вычетом подсветки снизу, все эти варианты относятся к «фронтальной верхней подсветке» - и всё же положение ключевого треугольника обычно считается наилучшим универсальным отображением. Связано это с тем, что наличие треугольника является индикатором соблюдения нескольких базовых принципов хорошего портретного света.

Например, если ключевой треугольник

  • слишком велик (высок или широк), это означает, что свет поставлен слишком близко к объекту и скорее всего не создаёт достаточного объёма, поскольку по направлению от камеры большинство теней не видны.
  • слишком узок, это означает, что свет поставлен слишком далеко в сторону, что может визуально увеличить нос отбрасываемой тенью, а также потенциально оставить значительную часть лица в тени. Однако, порой этот аспект рекомендаций ключевого треугольника меньше всего принимают в расчёт.
  • слишком короток, это означает, что свет поставлен слишком высоко или низко, что приводит к появлению теней под глазами или недостаточной тени вдоль линии губ, соответственно. Освещение снизу часто используется в фильмах для уродливых созданий или для создания зловещего лица при рассказе ужасных историй.

Имейте также в виду, что итоговый вид будет значительно зависеть от черт и выражения лица модели, так что данные условия можно использовать только в качестве базового принципа.

* Примечание: «изолирующий свет» - это ещё один популярный (и более распространённый) стиль портрета, который похож на рембрандтов свет, однако тень от носа в этом случае не смыкается с тенями на дальней стороне лица, образуя «изолированную» диагональную тень под носом.

короткая подсветка широкая подсветка

Однако из любого правила есть исключения, впрочем, только подтверждающие правило. Например, портрету в три четверти может быть не нужен ключевой треугольник для передачи ощущения объёма, но только при наличии на лице дополнительных теней (как на примере слева).

Кроме того, рембрандтов свет является всего лишь одним из многих стилей, и каждая модель отличается от другой. Например, кому-то может потребоваться жёсткий боковой свет, чтобы акцентировать щетину на мужском лице или чтобы передать симметрию, подсветив только половину лица. Ключевым является понимание того, как использовать свет для передачи объёма, формы и текстуры - в зависимости от художественного замысла.

Два других распространённых стиля - это короткий и широкий свет . Их используют при съёмке под углом. Короткий свет подсвечивает лицо целиком и оставляет ближнюю часть головы в тени, тогда как широкий свет подсвечивает ближнюю часть головы и оставляет дальнюю часть лица в тени. Эти и другие стили портретного света мы рассмотрим в следующей статье.

Выводы и дополнительная информация

Как правило, целью подсветки портрета является получение мягкого света. Он сглаживает переходы светотени на чертах лица и смягчает текстуру кожи. Получение мягкого света требует увеличения видимого размера источника света. Его можно добиться, передвинув свет ближе (1), увеличив его физический размер (2) или с помощью отражения или рассеяния этого света с помощью других объектов (3).

Однако выбор направления подсветки определённо является более значимым, чем жёсткость света. В любом случае, два направления подсветки обычно являются нежелательными: подсветка снизу и фронтальная подсветка. Первая выглядит неестественно, а вторая уничтожает ощущение объёма. В любом случае, портрет обычно призван представить модель в выгодном свете, но каждая модель уникальна и требует индивидуального подхода.

В независимости от выбранных решений, ключевым является сперва представить художественный замысел, а затем скорректировать расстановку света так, чтобы его воплотить.

Смежные темы рассматриваются в следующих статьях:

  • Вспышка: отображение
    Рассказывает об управлении качеством и видом света от вспышки.

  • Рассказывает о подсветке в портретах.
Loading...Loading...