Антон губанков какое воинское звание. Губанков Антон Николаевич Министерство обороны — глава Управления культуры Минобороны. То есть это был служебный роман

Ранним утром в воскресенье, 25 декабря, погиб Антон Губанков. Он находился в том ТУ-154, который вылетел из Адлера в Латакию и пропал с радаров в 5.27 утра по Москве.

Самолет Минобороны летел на авиабазу в Сирии с обширной гуманитарной программой: 64 музыканта из Ансамбля им. Александрова — хор, баянисты, балалаечники во главе с руководителем коллектива Валерием Халиловым, Доктор Лиза, девять журналистов с телевизионными и фотокамерами.

Антон Николаевич Губанков, в последние два с половиной года отвечавший за всю культурную работу Минобороны, предпочитал масштабные, хорошо проработанные и эффектные проекты. Такая вот черта личности, не зависящая от должности. Делать так делать.

Вообще, чтобы, придя в Министерство обороны, буквально с порога заявить здешнему личному составу, что от каждого сотрудника, если он считает себя патриотом, требуется не только честная служба, но и «хорошая доза творчества и креатива», нужно иметь, согласитесь, достаточно дерзости, азарта и самоуверенности. Можно себе вообразить, как удивились чиновники в погонах. И то, что через два года усердной работы Губанкова в главном военном ведомстве страны оно объявило о преобразовании управления культуры в департамент культуры в связи со «значительным ростом объемов задач, которые ставит министр обороны Сергей Шойгу в развитии гуманитарной сферы Вооруженных сил», свидетельствует, что амбиции «главного по культуре» (именно такая нестандартная табличка висела на двери его кабинета) Минобороны были обоснованы.

ТУ-154 направлялся к месту боевых действий поздравить российских солдат с Новым годом. Если бы операция удалась, это было бы событие, соизмеримое с выступлением оркестра Гергиева в Пальмире. И не место здесь рассуждать, нужна ли эта война и нужно ли было туда лететь. Потому что текст - не про войну. Он — про человека, который был способен затевать и осуществлять грандиозные проекты и своим присутствием радикально менять смысл и репутацию места, которое он занимал.

Минобороны тут, возможно, кому-то покажется примером не очень удачным. Но, с другой стороны, кто и когда на нашей памяти знал фамилию человека, возглавляющего здешнее управление культуры? Видимо, только директора подведомственных учреждений - Театра Российской армии и Ансамбля им. Александрова. Советская эпоха приучила к тому, что «окультуриванием » личного состава занимаются политработники, чье дело — идеологическое воспитание. А тут — Губанков с его романтическими идеями дореволюционного «цвета русской культуры в погонах», с учрежденным фестивалем военных оркестров, военным КВНом, Премией за развитие армейской темы и военно-патриотич еских традиций в культуре. На грандиозном оупен-эйре на Фрунзенской набережной в итоговом концерте фестиваля «Армия России» пели и звезды Мариинки, и петербургский Billy’s Band, а организовывала шоу компания Dance Open, на чьем счету — лучшие оупен-эйры на Дворцовой.

И это — только половина того, что Губанков на своем посту, как выяснилось теперь, планировал. Одно то, что в Театр Российской Армии по приглашению Губанкова пришла работать Милена Авимская, та самая, что создала в Петербурге Лабораторию молодой режиссуры ON.Театр, откуда вышли девять десятых молодых петербургских режиссеров, ныне известных всей театральной России, говорит - заняв генеральскую должность, Губанков вовсе не собирался изменять своим прежним, гражданским, пристрастиям, о которых Петербург осведомлен отлично.

Потому что самым невероятным, блистательным и успешным карьерным скачком в судьбе Антона Губанкова оказалось его перемещение с петербургского РТР в председательское кресло комитета по культуре. До этого все, разумеется, видели на телеэкранах и запомнили обаятельного ведущего с отменной дикцией и едва уловимой ироничной улыбкой, которая выдавала в Губанкове человека, играющего роль, а не тупо проговаривающего чей-то текст. Но только заняв в июне 2008 года должность главного по культуре в Петербурге, он как будто бы оказался у себя дома, получив ту меру свободы, полномочий и средств, которые позволили ему ощутимо прогибать под себя окружающую реальность. И он начал действовать.

Тут сразу надо сказать, что Антон Николаевич Губанков никогда не был и не хотел быть идеальным, но ему очень импонировало быть современным, продуктивным, любимым и шикарным. И это у него получалось гораздо чаще, чем этого бы хотелось его недоброжелателям. Поначалу трудно было привыкнуть к тому, что в бывшем управлении культуры теперь царит этакий щёголь в лондонских рубашках разных цветов, с высокими воротниками и манжетами, в которых вместо банальных пуговиц сверкают изящные запонки. Стильный чиновник за годы советского режима превратился в оксюморон. Губанков — коллекционер и вообще гурман в сфере искусств, окончивший французское отделение филологического факультета Ленинградского университета, выходец из интеллигентной петербургской семьи (мама — художник, отец — философ, преподаватель Театральной Академии) принес в исторический особняк на Невском, 40, тип общения на грани светского и делового: чашка чая с первоклассным шоколадом на столе вовсе не мешала собеседникам решать вопросы, потому что впервые за десятилетия в высоком кабинете сидел человек, готовый именно решать, а не провоцировать многократно описанную классиками бюрократическую волокиту.

При Антоне Николаевиче Губанкове, работавшем (что принципиально важно) в тесной связке с тогдашним губернатором Валентиной Матвиенко, в городе появились проекты, о которых прежде в комитете по культуре и заикаться было бесполезно: премия «Музейный Олимп» и петербургская театральная премия для молодых «Прорыв», фестивали «Дягилев P.S.» и «Ученики мастера», проект «Петербургская неотложка», осуществляющий культурные акции в больницах и хосписах, ежегодно в европейских столицах стал проводиться имиджевый проект «Детский Петербург», в упоминавшейся уже Лаборатории ON.Театр нон-стоп выпускали десятки спектаклей молодые режиссеры, которым прежде в городе пойти было некуда, в проекте ТПАМ (Театральная лаборатория Андрея Могучего) за бюджетные деньги молодые люди под руководством опытного режиссера занимались процессом, исследованием — и никто не выкручивал им рук, требуя непременного результата.

Но главное, работа комитета по культуре при Губанкове стала системной. Оставленный Губанкову по наследству его предшественником проект регулярных субсидий негосударственны м театрам, был доведен до ума — и десятки независимых коллективов стали создавать одно за одним художественные произведения, которые отправлялись на «Золотую маску» и европейские форумы и тем самым не давали спать спокойно финансируемым из бюджета театральным стационарам. Причем решения Губанков принимал в течение буквально десяти минут, снайперски точно определяя, какой из проектов жизнеспособен, а какой нет. И практически ни разу не промахнулся: до сих пор все благословленные им проекты живы и набирают обороты, а субсидии негостеатрам остаются предметом зависти в том числе и москвичей, которые именно с этой регулярной поддержкой от города связывают расцвет молодого креативного театра в Петербурге.

Словом, в кои-то веки петербургской культурой руководил культурный человек, который при этом, сев в солидное кресло, остался прежде всего человеком. «К нему можно было заехать и поговорить», - слышу я сейчас и от банкиров, и от директоров, и от безумных режиссеров-экспе риментаторов. Что правда, то правда. Антон Николаевич (в комитете его никто иначе не звал, даже давние друзья и коллеги) действительно ценил диалог, поскольку хотел не просто руководить культурой, а еще и чувствовать ее. С ним проходили любые авантюры. На какой-нибудь церемонии он мог, по просьбе организаторов, появиться из люка или с потолка - и не выглядеть при этом смешным. Мог устроить «Елку» для журналистов в собственном кабинете и сам сыграть роль Деда Мороза - и никому не приходило в голову держаться с ним панибратски. Он был способен в выходной день приехать открывать выставку (например, посвященную номинантам премии «Прорыв») по дороге с дачи, с сыном, во фрондерском белом свитере — и общаться запросто, со знанием дела, совершенно покоряя юных героев вернисажа в «Этажах».

С ним было легко: делать проекты, общаться, дружить. Он обожал свою семью до такой степени, что не мог не хвастаться перед друзьями своим умницей сыном, своими младшими дочками, которых они с женой воспитывали совершенными принцессами.

Либеральный, артистичный, честолюбивый председатель стал не нужен в Петербурге в октябре 2011-го, когда в стране начал ощутимо меняться политический тренд, когда профессионализм отошел не на второй даже, на десятый план, а чиновники, в том числе и культурные, стали отбираться по принципу соответствия идеалам правящей партии. Не будем сейчас подсчитывать, сколько культурных проектов осуществилось в городе с отъездом Губанкова в Москву — это бы Антону Николаевичу не понравилось, а сравнительный результат и так очевиден. Но вот ведь парадокс: чиновник нового типа со всем его недюжинным багажом культурных знаний и менеджерских умений, со всем его умеренным эксцентризмом и неумеренной местами креативностью в столице оказался востребован не Минкультом, который прежде всех других превратился в номенклатурную структуру с совдеповским душком, а в Министерстве обороны.

В этих новых предлагаемых обстоятельствах Губанков играл свою роль блестяще, в каждое публичное выступление добавляя гомеопатическую дозу постмодернистско го стеба, ловя кайф в первую очередь от игры, а не от «особого рвения». Хотя вряд ли его новые коллеги могли оценить красоту этой игры. Те, кто могли, остались в Питере. Но начальник культурного департамента Минобороны приглашал их к сотрудничеству неизменно и регулярно, отчего армия, несомненно, только выигрывала: культуры ведь много не бывает. И все же перешибить абсурдность того факта, что петербургский дэнди Антон Губанков вынужден был надеть военную форму, может лишь непостижимая умом катастрофа его нелепой смерти в самолете Министерства обороны, который после дозаправки не смог продержаться в воздухе дольше семи минут. Но это уже совсем другая тема.

Вечная память.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Над Черным морем стал один из самых известных петербургских журналистов, который в последние годы был руководителем департамента культуры Минобороны России Антон Губанков. «Известия» поговорили с теми, кто хорошо его знал.

Мы близко общались, когда я был председателем Союза журналистов Петербурга, а он был моим заместителем, - рассказал генеральный директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов.

По его словам, уже в новой должности сотрудника Минобороны Губанков много раз летал в Сирию, привозил туда самых разных артистов, в том числе никак не связанных с военным ведомством, например, певца Василия Герелло.

Вопросы досуга наших военнослужащих - очень важная на самом деле работа, - подчеркнул Константинов. - Я это знаю очень хорошо по своему опыту работы военным переводчиком. Когда люди находятся далеко от дома и выполняют не самую простую работу, они же не 24 часа служат. Очень важно думать о том, чем их занять в нерабочее время, какое у них будет настроение и т.д. Только с помощью этого понимания они и будут чувствовать заботу родной страны, всё это очень сильно сказывается на моральном состоянии военнослужащего. Антон действительно выполнял очень важную задачу.

Андрей Константинов добавил, что очень хорошо знал и семью погибшего товарища. Дети Константинова и Губанкова даже ходили в один детский сад. И сейчас генеральный директор АЖУРа может высказать лишь слова сочувствия и поддержки Марине - супруге Антона Губанкова и семье погибшего коллеги.

Безусловно, произошла ужасная трагедия… Единственное, хотел бы добавить, что для любого мужчины, наверное, очень важно одно обстоятельство. Если он погибает, делая то дело, которому он служит, это можно назвать трагической, но достойной мужчины смертью, - резюмировал он.

Депутат законодательного собрания Петербурга, экс-декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина не дождалась Антона Губанкова на их традиционную встречу на новогодних праздниках.

Что можно сказать помимо слов потрясения? Антон Николаевич был исключительно профессиональным человеком. Где бы он ни работал, начиная с ВГТРК, потом в петербургском комитете по культуре, потом в министерстве культуры Московской области, потом в Минобороны, везде этот человек оставлял за собой репутацию высокого профессионала, - сказала Марина Шишкина. - И даже «надев генеральский мундир», он оставался человеком от культуры.

Шишкина отметила также такое качество Антона Губанкова, как умение всё делать красиво.

Это проявлялось во всём. Обстановка в его кабинете, у него дома, какие-то бытовые мелочи, всё было очень эстетично… И его гибель - это очень большая потеря как для нашего города (впрочем, потерей стал уже его отъезд в Москву), так и для культуры, для страны в целом, - отметила Марина Шишкина.

Еще один человек, очень хорошо знавший Антона Губанкова, - генеральный директор Ленинградской областной телекомпании Андрей Радин.

Я, если честно, в шоковом состоянии сейчас пребываю, не могу поверить… На борту самолета находились два человека, которых я знал, один из них - Антон, - рассказал Радин «Известиям».

Он поделился воспоминаниями о том, что вместе с Губанковым начинал свой журналистский путь на Ленинградском телевидении в начале 1990-х. Они работали в одной информационной редакции. После чего жизнь развела коллег по разным СМИ - Губанков работал в «Вестях», Радин - на НТВ.

Андрей Радин подчеркнул, что сейчас меньше всего хотелось бы говорить какие-то банальности, но отметил при этом, что все, кто знали Антона, считали его высочайшим профессионалом.

На мой взгляд, для конца 1990 - начала 2000-х он был лучшим ведущим новостей на питерском пространстве. А как у начальника у него была особая манера руководства, в коллективе его не боялись, а уважали и любили. Ребята, которые когда-то работали под его руководством в «Вестях», почти все сейчас трудоустроены либо на ключевых постах в городских СМИ, либо работают на федеральных каналах, - рассказал он.

Радин отметил, что по-человечески ему очень жаль маму Антона, его жену и детей. Он хорошо их знает и может только высказать слова глубокого сочувствия их утрате.

Антону Губанкову был 51 год. Он родился 29 января 1965 года в Ленинграде. В 1987 году окончил французское отделение филологического факультета Ленинградского университета. С середины 1980-х был корреспондентом газеты «Ленинградский университет», публиковался и в других изданиях.

Нынешняя командировка в Сирию была для него далеко не первой. Более того, он уже работал в этой стране в конце 1980-х.

С начала 1990-х был корреспондентом газеты «Невское время», затем ведущим «Радио России» при ВГТРК, возглавлял информационную службу радио «5 канал», был ведущим «Информ-ТВ», руководил службой информации дирекции «Санкт-Петербург» ВГТРК, корпункта РТР в Петербурге, программой «Вести-Петербург».

В 2008–2011 годах был председателем комитета по культуре Петербурга.

В 2012–2013 годах возглавлял министерство культуры Московской области.

С 2013 года - директор департамента культуры Минобороны.

Интеллигентный, вежливый, чрезвычайно доброжелательный и, несмотря на свою колоссальную занятость, открытый для общения - вот каким предстал передо мной известный тележурналист, начальник службы информации "Вести СПб" Антон Губанков.

- Антон Николаевич, ходят слухи, что вы являетесь крупным коллекционером.

Коллекционер - это громко сказано. Действительно, у меня есть хобби - собираю старые вещи, а точнее, бытовые предметы. В моей коллекции - старинные чайники, кофемолки, кастрюли, бутылки, колокольчики и даже ингалятор XIX века. Мне кажется, эти вещи создают определенную петербургскую ауру. Очень важно, чтобы наши дети знали об их назначении и видели не только в музеях.

- Как они к вам попадают?

Что-то покупаю, что-то дарят. Если выезжаю за границу, обязательно хожу по блошиным рынкам и антикварным лавкам, что-нибудь да привожу. Привез вот недавно из Финляндии огромную кофемолку - очень мне нравится. Считаю, что вещи должны жить, их надо использовать хотя бы иногда по назначению.

- Не так давно вас видели в стенах петербургского сигарного клуба. Вы часто ходите на тусовки?

В сигарный клуб меня пригласили хорошие знакомые, я вообще-то не курю, просто решил попробовать. Понимаете, любой клуб - это, прежде всего, возможность пообщаться с людьми. По роду службы я вынужден бывать в различных местах, но не могу сказать, что я любитель так называемых тусовок.

- А как ваша семейная жизнь?

Подрастает сын Никита - в сентябре пойдет в школу. С женой Мариной мы познакомились на телевидении в 1994 году, она была редактором Информ-ТВ.

- То есть это был служебный роман?

Да, наверное. В журналистике много таких пар, которые занимаются одним и тем же делом. График работы такой, что познакомиться где-то помимо работы почти невозможно.

- Чем занимается ваша жена сейчас?

Семьей. Но, я считаю, если она по-настоящему захочет вернуться в профессию, то без проблем устроится. На мой взгляд, заниматься домом, ребенком ничуть не легче, чем выполнять любую другую работу.

В одном интервью вы сказали, что, чтобы добиться чего-нибудь в журналистике, нужно очень многим пожертвовать. На какие жертвы вам пришлось пойти?

Пришлось жертвовать своими личными делами, планами, временем. Например, у меня пять лет подряд не было отпуска. В информации вы себе не принадлежите. Профессия информационного журналиста сложна тем, что нужно быть всегда готовым к любому повороту событий. Для настоящего информационщика нет ни дня ни ночи. Это определенное психофизическое состояние, постоянная готовность к стрессу, к действию, постоянная мобилизованность. Если кто-то хочет у нас работать, я обычно начинаю рисовать картину того, что произойдет с человеком через полгода - ссоры с близкими, отказ от личной жизни, человек станет более грубым и циничным.

Редко кто, приходя в информацию, становится лучше. Для того чтобы стать информационным журналистом, нужно обладать определенными чертами характера. Без жесткости в нашей профессии нельзя. Интеллигентного, мягкого человека просто затолкают локтями.

- Как вы относитесь к желтой прессе? Приходилось ли вам писать скандальные статьи?

Лет 20 назад я работал в газете "Ленинградский университет". Тогда не было желтой прессы как таковой, а тем для публикаций хватало - их диктовала сама жизнь, которая тогда, как известно, сильно менялась - каждый день что-то происходило. Что же касается современной, так называемой желтой прессы, то я считаю, что ее невозможно не читать. Она ориентирована на нормальные человеческие инстинкты. Другое дело, что ничего полезного я в ней не вижу.

- На чем строится карьера журналиста?

На интересе к жизни, к людям, на любопытстве, на работоспособности. Нужно быть верным себе и понимать, что ты можешь и что тебе интересно. Важно громко заявить о себе. Хороший способ это сделать - журналистское расследование. Очень здорово, когда результат вашей работы становится предметом общественного обсуждения и власть обращает внимание на проблему. Ведь нередко журналисты делали историю.

- В этом году "Вести СПб" отмечают свое пятилетие. Можно ли подвести итоги?

Этот праздник мы будем отмечать 17 июля в кругу всех, кто имеет и имел когда-то к нам непосредственное отношение. За пять лет мы многого добились, но дело даже не в наградах. Очень важно, что нас смотрят, нам доверяют. Ведь журналиста воспитывает успех, когда он видит, что его статью обсуждают, а сюжет смотрят - он начинает себя ощущать соавтором истории. Каждый день у нас по 14 выпусков, каждый день мы приходим в дом к людям. Ради этого стоит работать и стоит жить.

- Увидят ли зрители в ближайшее время новые передачи?

Мы начали проект под названием "Петербургская параллель" совместно с Росбалтом. Ездим по городам и весям, которые находятся на одной параллели с Петербургом. Хотим уз нать, о чем думают жители России, как живут, к чему стремятся, какой видят свою страну в XXI веке.

- Сейчас вас невозможно увидеть в кадре.

Мне гораздо интереснее делать телевидение, чем самому в нем участвовать. Если я, скажем, займусь сейчас каким-нибудь собственным проектом, то это отразится на работе "Вестей".

"Очень здорово, когда результат вашей работы становится предметам общественного обсуждения и власть обращает внимание на проблему. Журналиста воспитывает успех, когда он видит, что его статью обсуждают, а сюжет смотрят он начинает себя ощущать соавтором истории."

Наша справка

Антон Николаевич Губанков

Родился 29 января 1965 года в Ленинграде в семье художников, на Васильевском острове. В 1987 году закончил французское отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета. В 1990 году поступил в аспирантуру факультета.

С 1985 года - корреспондент газеты "Ленинградский университет", с1988 по 1990 годы работал в Сирийской Арабской республике. С 1991 года - корреспондент газеты "Невское время", а с 1992 - комментатор и ведущий программ "Радио России". В 1993 году возглавил информационную службу радио ГТРК "5 канал". С 1997 года - руководитель Службы информации и публицистики дирекции "Санкт-Петербург" ВГТРК, корпункта РТР в Санкт-Петербурге. С 1999 года - руководитель программы "Вести - Петербург".

Работал в США и Франции. Автор сценариев ряда программ и фильмов, публикаций по истории и культуре России. Фильм "Дом на острове" в соавторстве с режиссером А. Кривоносом в 1995 году был признан лучшим документальным фильмом на телеканале "Россия - Санкт-Петербург". Лауреат ряда общественных премий.

Юлия Соловьева

На военном ТУ-154, разбившемся в воскресенье утром под Сочи , находился начальник Управления культуры Министерства обороны Российской Федерации Антон Губанков. Он родился в 1965 году в Ленинграде . Закончил французское отделение филологического факультета СПбГУ . Затем несколько лет работал журналистом. Сотрудничал как с городскими изданиями – «Невское время», так и с федеральными – «Известия» и «Советская Россия ». Примечательно, что два года, с 1988-й по 1990-й, Губанков работал в Сирии военным переводчиком.

– Антон Губанков – человек, которого знают в Петербурге все, - рассказал о нем депутат Государственной Думы Сергея Боярский . - Летом 2016 года мы снимали программу «Действующие лица» – о нем, как о действующем лице в жизни нашего города. Это был последний раз, когда мы с ним виделись и общались. Он очень многое сделал для Петербурга и в последнее время говорил, что очень скучает по родному городу.

В начале 90-х годов Антон Николаевич пришел на телевидение. Возглавлял информационную службу телекомпании «5 канал», работал ведущим новостей, выпускал авторские программы. Пресс-секретарь губернатора Петербурга Георгия Полтавченко Андрей Кибитов назвал его «своим учителем».

«Именно он принял меня на работу в редакцию информационной программы Вести-Петербург. Он был прекрасным журналистом, интеллигентнейшим петербуржцем. Он был моим другом. У него осталось трое детей. Он очень много сделал для Российской культуры и Российской журналистики. Он воспитал многих корреспондентов, которых мы все знаем и видим в эфирах наших телеканалов», - написал Кибитов в своем инстаграм.

В 2008-м году Губанкова позвали в Смольный. Он пришел в Комитет по Культуре, в котором проработал три года. Большинство коллег позитивно отзывались о его начинаниях. Например, при Губанкове в городе запустилась программа «Культура рядом». Солисты ведущих петербургских театров выступали на открытых площадках в спальных районах города. Программа пользовалась большой популярностью – на такие концерты собирались сотни горожан.

Антон Николаевич - истинный петербуржец, которого знал весь город. Человек, про которого нельзя сказать "был". Своим присутствием рядом он воспитывал в окружающих чувство стиля и уважения к петербургской идентичности. Во время его работы в Комитете по культуре были реализованы значительные и интересные городские проекты. Накануне руководство города открывало Дом журналиста на Невском проспекте. Портрет Антона Николаевича - светлого и красивого человека, истинного профессионала в телевидении - на стене среди лауреатов премии "Золотое перо", - рассказал заместитель председателя комитета по печати Петербурга Кирилл Смирнов .

В 2012-м после прихода на должность губернатора Георгия Полтавченко Губанков оставил пост в Комитете и перебрался в Правительство Московской области. До января 2013-го он возглавлял департамент, отвечающий за культурную политику. После того как губернатор области Сергей Шойгу перешел на работу в Министерство обороны вслед за начальником отправился и Антон Губанков – в министерстве он возглавил Управление культуры.

На новом посту Губанков запомнился своим креативом. Например, однажды зачитал рэп о службе в армии. В 2014 году стал автором текста песни, посвященной «Вежливым людям».

Антон Губанков читает рэп. Чиновник Минобороны спел рэп в поддержку армии.Начальник управления культуры министерства обороны РФ Антон Губанков исполнил рэп о службе в армии.В начале ро...

Кроме того, Губанков был одним из тех людей в Министерстве обороны, которые курировали ремонт крейсера «Аврора» и его возвращение на место вечной стоянки. По словам коллег, он запомнился своим профессионализмом и бережным отношением к одной из главных святынь города.

Я знал его еще в те времена, когда он работал корреспондентом, - рассказывает капитан первого ранга, советник губернатора Петербурга Игорь Курдин. – Но много мы стали общаться именно тогда, когда начался ремонт «Авроры». Иногда работать с ним было непросто. Но мне в нем всегда нравилось, что он был не из тех чиновников, которые никого не хотят слушать. Наоборот, с ним можно было разговаривать, в чем-то убеждать. Три дня назад мы с ним обсуждали открытие новой экспозиции на крейсере. Кто мог знать, что так все случится. Антон был свой. Он был настоящим петербуржцем.

В воскресенье сотрудники музея установили в одном из залов «Авроры» фотографию Губанкова. Туда приносят цветы.

Соболезнование выразил и городской Союз Журналистов.

«Склоняем головы перед памятью всех, кто был в том самолете, и бесконечно скорбим об Антоне, человеке, так много сделавшем для петербургской журналистики и культуры, человеке, полным сил и творческих замыслов, верном друге многих из нас. В нашем Союзе журналистов он был генератором интересных идей и начинаний, его мнения и оценки всегда были точны и справедливы», - написано на сайте организации.

Антон Николаевич Губанков - директор департамента культуры Министерства обороны РФ, журналист и кандидат культурологических наук.

Антон Николаевич родился 29 января 1965 года в Ленинграде. В 1987 году окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета, а в 2011-ом - аспирантуру Санкт-Петербургского государственного университета. В конце 80-х несколько лет проработал в Сирии, где начал учить арабский.

Ещё до окончания университета он начал работать корреспондентом газеты «Ленинградский университет». Одновременно с этим он публиковался в таких изданиях, как «Известия» и «Советская Россия».

В начале 90-х, после работы в первой независимой петербургской газете «Невское время», Антон Николаевич нашёл себя на телевидении и радио. С 1992 года - ведущий программы «Радио России» на РТР. С 1993-го - глава информационной службы радио ГТРК «5 канал». Еще через год он начал вести программы и прямые эфиры на «5 канале» и телеканале «Россия».

В его послужном списке должность начальника Службы информации Дирекции «Санкт-Петербург» ВГТРК и руководство программой «Вести - Петербург», премии ТЭФИ-регион и «Золотое перо», 50 фильмов и телепроектов.

Проработав на телевидении почти 14 лет, в июне 2008 года Антон Николаевич стал председателем Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. В это же время он вошёл в Президиум Координационного совета Министерства культуры России и Коллегию ведомства. Губанков был инициатором многих культурных проектов в северной столице, в том числе премии «Музейный Олимп», петербургского культурного форума, который сегодня приобрел федеральный масштаб.

Далее, проработав в 2012-2013 годах министром культуры Московской области, Губанков Антон Николаевич возглавил Управление культуры Министерства обороны РФ. Под его руководством непосредственно находились театр Российской Армии, ансамбль имени Александрова, центральный музей и культурный центр Вооруженных сил, студия военных художников имени Грекова, десятки музеев в Москве, Петербурге и разных регионах страны.

На протяжении нескольких лет он занимался повышением уровня культуры военнослужащих, приумножал патриотические традиции и повышал престиж армии. В апреле 2014-го им написаны слова к песне «Вежливые люди», посвящённой событиям февраля-марта этого года в Крыму. Тем самым он остался верен своему утверждению, что каждый патриотично настроенный сотрудник ведомства должен не только честно служить, но и привносить в общее дело «хорошую дозу творчества и креатива»

25 декабря Губанков Антон Николаевич находился на борту разбившегося самолёта Ту-154, летевшего на аэродром Хмеймим в Сирии, чтобы поздравить находящихся там российских военнослужащих с Новым годом.

Loading...Loading...