Роль творчества в профессиональной деятельности человека. Творческая деятельность: значение, виды. Творческая деятельность детей

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства.
Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе изобретения, и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной скульптором модели. Однако в специальном понимании творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. В приведенных примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют творческие результаты, полученные изобретателем и скульптором.
Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров. Творчество издавна делят на художественное и научное.

Художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский психолог Ф. Беррон обследовал с помощью тестов группу из пятидесяти шести писателей – своих соотечественников и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). На значение интуиции в творчестве обращают внимание и сами художники.

Идеалистические концепции абсолютизировали роль бессознательного в творческом процессе.



В ХХ в. подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как творческая личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Психоанализ абсолютизирует роль бессознательного в творческом процессе, выдвигая в отличие от других идеалистических концепций на передний план бессознательное сексуальное начало. Художник, по мнению фрейдистов, - личность, сублимирующая свою сексуальную энергию в область творчества, которое превращается в тип невроза. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. По Фрейду, неудовлетворенные желания – побудительные стимулы фантазии.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. В. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника».

И хотя доля творчес

30. Основные проблемы и перспективы развития человечества .

В течение более чем полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени; каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения. Однако если раньше угроза нашему духовному миру ощущалась лишь немногими людьми, то сейчас этот вопрос встает едва ли не перед каждым человеком.

Вопрос о современной ситуации человека как результате его становления и его шансов в будущем поставлен теперь острее, чем когда-либо. В ответах предусматривается возможность гибели и возможность подлинного начинания, но решительный ответ не дается.

То, что сделало человека человеком, находится за пределами переданной нам истории. Орудия в постоянном владении, создание и употребление огня, язык, преодоление половой ревности и мужское товарищество при создании постоянного общества подняли человека над миром животных.



По сравнению с сотнями тысячелетий, в которых, по-видимому, совершались эти недоступные нам шаги к тому, чтобы стать человеком, зримая нами история приблизительно в 6000 лет занимает ничтожное время. В нем человек выступает распространившимся по поверхности Земли во множестве различных типов, которые лишь очень мало связаны или вообще не связаны друг с другом и не знают друг друга. Из их числа человек западного мира, который завоевал земной шар, способствовал тому, чтобы люди узнали друг друга и поняли значение своей взаимосвязанности внутри человечества.

ПСИХОЛОГИЯ

ТВОРЧЕСТВА

Учебное пособие

Акатов Л.И. Психология творчества (составление) – Учебное пособие. – Курск, 2015

В пособии рассматриваются теоретические и психологические основы психологии творчества, специфические особенности творческой деятельности, проблемы одарённых детей и некоторые особенности работы с ними, специфика творческой личности и пути её формирования.

Пособие адресовано студентам, изучающим психологию творчества.

© Курский государственный университет

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ

1. Творчество. Определение творческой деятельности.

2. Творчество как атрибут человеческой деятельности.

3. основные этапы развития психологии творчества.

4. Исторические аспекты развития психологии творчества как научной дисциплины

5. Основные направления исследования творческой деятельности человека.

6. Творчество как необходимость.

7. Спонтанное проявление творчества. Проявление спонтанной адаптации к среде и творчество в детском возрасте.

8. Виды деятельности и творчество.

9. Виды творчества. уровни) творчества.

10. Формирование потребностей как психологических стимуляторов творчества.

11. Мотивация творческой деятельности.

12. Пути управления творчеством. коллективное творчество и творчество в

коллективе.

13.Факторы, препятствующие творчеству. Творчество и компетентность.

14. Творческая продуктивность и возраст. Творчество и продолжительность жизни.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15. Этапы творческого процесса

16. Инсайт как центральное звено решения проблемы.

1 7. Т ворчество как продукт .

1 8. Способности. креативность как личностная способность к творчеству .

19. П онятие “творческие способности”. единица анализа творчества .

2 0. Т ипология творчества .

21. Формы художественно-творческого познания.

22. Познавательные процессы и творчество. процессы ощущения.

23. Восприятие в творческой деятельности. виды и свойства восприятия.



24. В озрастные особенности восприятия и их влияние на изобразительную деятельность детей.

25. Внимание в творческой деятельности.

26. Роль памяти в творческой деятельности.

27. Воображение и творческая деятельность.

28. Воображение как психическая деятельность по созданию новых образов.

29. Возрастные особенности воображения.

30. Мышление и творчество.

31. Творчество и эмоции. Роль эмоций в творчестве.

32. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы.

33. Удивление как побудитель познания.

34. Вдохновение как прилив творческих сил.

35. Удовлетворение, радость, воодушевление в творческом процессе.

36. Сомнение и тревога. Фрустрационные эмоции: разочарование, досада, отчаяние. 37. Творческая личность и ее жизненный путь.

38. Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе.

39. Раннее проявление одаренности (вундеркинды).

40. Пробуждение творческого потенциала и целенаправленное развитие творческих способностей.

41. Методы развития творческого потенциала.

42. Самореализация личности. Потребность личности в самореализации.

ТВОРЧЕСТВО. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В общем определении творчество – это создание нового, оригинального продукта. Творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком.

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества.

Психологов, как отечественных, так и зарубежных, проблема творчества занимает уже давно. Однако пик изучения этой проблемы наступил в первой трети XX в. В этот период свои работы публикуют такие авторы, как: Е. Рибо (1901) и А. Пуанкаре (1910) – за рубежом, Д. Н. Овсянико-Куликовский (1902), Б. А. Лезин (1907, 1927), П.К. Энгельмейер (1910),1 А. М. Евлахов (1910, 1912, 1929), И. А. Затуленьев (1915), П. И. Вальден (1916), А. М. Блох (1920), И. И. Лапшин (1922), В. Л. Омельянский (1922, 1923), А. Г. Горнфельд (1923), С. О. Грузенберг (1923, 1924), В. Я. Курбатов (1923), Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923), В. М. Бехтерев (1924),2 П. И. Карпов (1926), Г. И. Маркелов (1926), А.П. Нечаев (1929), П. М. Якобсон (1934), В. П. Полонский (1934), физиолог В. В. Савич (1921, 1922, 1923) и мн. другие.

В основном эти работы были посвящены либо естественно-философскому осмыслению роли творчества как механизма развития природы и человечества, либо научному и техническому творчеству. Обусловлены они были не потребностями общества в управлении творчеством, а любознательностью отдельных исследователей. Затем вплоть до середины XX в. исследованиям творчества не придавалось существенного значения.

Научно-техническая революция, произошедшая в середине XX в., дала толчок и изучению психологами закономерностей творчества в науке, которая превратилась в производительную силу, существенно влияющую на экономику. На повестке дня встал вопрос о поиске людей, способных к научному и техническому творчеству. Это породило в 1950-х гг., прежде всего в США, многочисленные исследования, направленные на поиск критериев творческих способностей, в качестве которых выступила креативность, путей ее развития и на выявление творческих личностей (креативов). Все эти аспекты можно объединить в проблему управления творчеством.

Другим направлением явилось стремление создать алгоритмы решения творческих задач. Например, Г. С. Альтшуллер (1961, 1973) пытался разработать для изобретателей алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ. Однако процесс творчества, хотя и подчиняется определенным закономерностям, все же носит печать индивидуальности. Великие изобретения рождаются не из схем, а в могучем течении и кипении жизни.

Творчество, особенно научное, художественное, связано с созданием какого-то нового продукта, который оценивается обществом. Поэтому ради пользы для общества, а также личного удовлетворения и престижа творец стремится создать продукт как можно лучшего качества. Но всем ли это удается? «Короленко, Пришвин, даже Куприн – что мешало этим замечательным, умным, страстно творившим людям

встать в один ряд с Толстым, Чеховым, Буниным? – задается вопросом П. Попов (1998).

Даже искусство наименее свободное, сплошь зарегламентированное и подчиненное канону – иконопись – дает возможность почувствовать колоссальную разницу между досками никому не известного богомаза и творением Андрея Рублева или Феофана Грека».

Поэтому В. М. Бехтерев (1924) писал, что для всякого творчества помимо соответственного обучения необходима та или иная степень одаренности. Отсюда: психология творчества неразрывно связана с другой психологической проблемой – способностями, одаренностью творческих деятелей.

Введение

Творчество в общем смысле - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Без творчества, на земле не было бы продвижения в науке.

Творчество охватывает все культурные аспекты человеческой деятельности, это и искусство изображения, и музыка, и литература, и скульптура, а так же дизайн и архитектура… нет ни одного предмета, на земле, который не был создан без творческой идеи его создания.

Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.

Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельности, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории.


Творчество

Творчество – это последовательность следующих психических состояний личности:

1) подготовка мотивов для открытия или изобретения;

2) инкубационный период или выражение мотива безмолвным внутренним состоянием;

3) активность трех составляющих открытой системы Человек: организм, индивидуальность и взаимосвязь Личность-Природа;

4) «инсайт» или психологический резонанс, который характеризуется «озарением», созерцанием и подобными состояниями;

5) осознание продукта. Дополнительным этапом, который можно включить в последовательность психических состояний, является экспериментальная проверка продукта. Результатом творчества является создание новых материальных и духовных ценностей в любой сфере деятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д.

Виды творчества

1. Неосознанное творчество. Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. При определенных объективных и субъективных условиях, таких как образование, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость, неудовлетворенность, извлечение уроков из ошибок и др.), приводят к пику творческого акта - «инсайду», когда в разуме порождается (генерируется) новая идея - научная, философская, техническая или художественная. Обычно к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

2. Осознанное творчество. Для творческого мышления важная способность – это оторваться от последовательного логического и образного рассмотрения фактов и выйти за пределы ассоциаций приобретенного опыта. Это позволяет увидеть новое в давно привычном старом. Для этого существует возможность выражения мотива безмолвным внутренним состоянием. В таком случае творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий головного мозга, особенно помогает обратная связь нервных токов головного мозга, главными из которых выступают теменная, лобная и височная часть. Наконец, контроль функций периферической нервной системы и знание их влияния на психику добавляет в творческий процесс богатый спектр качеств: от красоты до ценности.

3. Неограниченное осознанное творчество. Пафосом безграничных творческих способностей человека выступают

а) неограниченное расширение спектра «инсайда», критерием которого выступает взаимодействие поля нервной системы с внешней средой;

б) осознание взаимосвязи Личность-Природа;

в) развитие индивидуальности («Я есть»). В первом случае развивается биополе нервных центров и способность управления ими. Во втором случае происходит расширение связи Человек-Природа или расширение границ осознанной энергетики физического организма, душа. В третьем случае, монада «Я есть» накапливает энергию, порождает новый мир или выражается как внутренний двигатель целесообразности для конкретной части Природы. Данные способности открывают для человека новые и новые горизонты для творчества, как вширь, так и вглубь материи, когда нет разрыва системы ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА.

Творчество как процесс творческого мышления

Творчество как дух свободы человека; свобода как творчество духа человека; дух как свобода творчества человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.

Инкубация - временное отвлечение от задачи.

Озарение - появление интуитивного решения.

Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

1. Вначале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого когда человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей.

3. И наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая внимание на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]».

4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».


Преемственность

Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, созерцанию, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что новое решение возникает в предметной деятельности, доступной дешифровке на основе предыдущего опыта. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании человека как высшей концентрации духовных сил личности при порождении нового.

Ведическая культура к Творчеству подходила как к акту взаимодействия человека посредством лотосов (другое название – чакры) с Природой. В современном понимании физической проекцией чакр являются нервные центры и их токи.

Настоящее определение Творчества объединяет и развивает данные традиции.

Важнейшей стороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести "давление обстоятельств", наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти соперников и т.д. Следование таким мотивам всегда приводит к столкновениям интересов личности, группы людей, сообщества и приводит в той или иной степени социальному поражению. Главное значение для Творчества имеют внутренние мотивы, в основе которых лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем материальные выгоды. Ведущим мотивом творчества является личностная склонность, заложенная от рождения.

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности:

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.


Мотивация творчества

В.Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д.В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связанно с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д.В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.


Заключение

Я считаю, что творчество это неотделимая часть человеческой деятельности. Без творческого процесса было бы невозможно развиваться человечеству, не было бы ни новых открытий и изобретений, ни кладезей искусства, которыми гордиться любой культурно развитый человек.

Процесс творческого мышления заложен в каждом с самого рождения, разница заключается лишь в том, что не каждый человек желает развивать свой творческий потенциал.

Творчество не обязательно подразумевает под собой создание шедевров и грандиозных открытий, творчество в большей степени под моим пониманием это развитие человека, человеческих внутренних талантов и возможностей, поиск себя.

По моему мнению, творческой личностью все же себя может назвать далеко не каждый человек, поскольку кто-то привык пользоваться чужими способностями и знаниями, а кто-то добивается всего сам, при этом имеет всегда свой взгляд на происходящее. Творческим людям свойственна восприимчивость, эти люди переживают все события в глубине своей души, поэтому они более ранимы, но с другой стороны творческим людям, намного легче переживать сложные ситуации, благодаря тому, что они могут выхлестнуть все свои негативные или позитивные эмоции через свое творение, например музыкант, сыграет мелодию и вместе с нею выхлестнет все что у него в душе, художник возьмет определенные краски и укладывая их на лист, оставит на нем все, что у него в душе, то же самое и с писателями, поэтами…

Я согласна с тем, что творчество имеет четыре стадии, но иногда оно обходиться и меньшими этапами. Это бывает в тех случаях, если человек не зацикливается на задаче, ведь не всегда создание картины или решение вопроса требует абстрагирования от него.

Да, творчество это дух свободы человека, это взаимосвязь человеческой души с внешним миром, это процесс человеческой деятельности, итогом которого является создание чего-либо нового.

В заключение всего сказанного хотелось бы добавить: «Творите, ведь если в голове отключить творческие процессы, то жизнь пройдет не интересно и скучно!»


Используемая литература и источники

1.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946. С. 575.

2.Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.

4. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А.Г. Шиманский, Ю.О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.

6. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.

7. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.

8. Юнг К. Г. Психологические типы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Творческая личность

Введение

Слово "творческий" часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение "творческой".

Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей. Творческая деятельность является особой формой чувственно-эмоционального восприятия мира. В его сознании не существует четкой грани между миром реальным и миром идеальным. Мир для человека как субъекта творчества - это единственно возможная реальность, в которой сглаживаются все острые углы, где все предельно понятно. Творческая деятельность для него - это своеобразное объяснение мира, пусть даже и не имеющего связи с реальностью.

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает в повседневной жизни, связано с продуктами творческого мышления и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома, предметы быта, одежда, обувь, телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль.

Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни. На любой ступени развития общества и в любой области перед людьми встают задачи, решение которых требует неформального творческого подхода.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый человек. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепке, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня от повседневных до научно-технических. Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.

Что же характеризует творческое? В основе своей творческий процесс - это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности.

1. Теоретико-методологические подходы психологов к изучению творческих способностей личности

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Последняя формулировка достаточно некорректная, ибо под это определение попадают и люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других известных творческих личностей. В свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия Ч. Ломброзо, Д. Карлсоном, однако позднейшие исследования, например, Т. Саймонтона ее не подтвердили.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон, который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут более высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться и низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Э.П. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами. Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представили данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод исследования зависимости креативности мышления от уровня интеллекта, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли временные ограничения, свели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате тестирования они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

2. Творчество и деятельность, основные качества креативной личности

Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативным, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.

Не быть ограниченным, ослепленным привычками;

Не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

Не действовать механически;

Не занимать частичную позицию;

Не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

Не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

Гилфорд выделил четыре основных качества, присущих креативной личности:

* Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

* Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

* Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

* Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

Способность к обнаружению и постановке проблем;

Способность к генерированию большого числа идей;

Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

Способность решать проблемы, то есть способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

Способность идти на разумный риск;

Готовность преодолевать препятствия;

Толерантность к неопределенности;

Готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:

Независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

Открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

Развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Нельзя оставить без внимания такую особую форму человеческой психики как воображение.

Особенно ярко воображение проявляется в играх детей. Они строят из стульев и подручных материалов машину, самолет или еще что- либо и отправляются в путешествие. В темной комнате, в кладовой у них обитают невиданные животные с которыми они дружат или наоборот их боятся. Во взрослом возрасте благодаря воображению человек творит, создает что то новое. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является результатом воображения и творчества людей.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. При пассивном воображении образы возникают помимо воли человека, то есть спонтанно. Продуктивное воображение сознательно конструирует действительность, а не просто копирует ее, но при этом она творчески преобразуется в образе. В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в том виде, как она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память, хотя в нем также присутствует элемент фантазии.

С воображением в практической жизни людей в первую очередь связан процесс художественного творчества. Так натурализм, реализм в искусстве художников можно отнести к репродуктивному воображению, а абстракцию, модернизм, импрессионизм к воображению продуктивному.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Прилагая волевые усилия мастер создает образ своего творения сначала мысленно в своем воображении, чтобы потом воплотить его в жизнь. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение. Спонтанные образы являются творцу независимо от его воли и скорее являются продуктом подсознания. Так многие творческие люди отчетливо видят во сне конечный итог своей работы или образ сюжета картины, или делают во сне научные открытия. Так Менделеев увидел во сне свою таблицу химических элементов.

По мнению Я.А. Пономарева с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный). В частности, Я.А. Понамарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и так далее) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением "побочного продукта", который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности как психологического свойства сводится, по Я.А. Понамареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычайное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна.

На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. Творчество, в отличие от различных форм адаптивного поведения, происходит не по принципам "потому что" или "для того чтобы", а "несмотря ни на что", то есть творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и также завершающейся.

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен. Авторские права не охранялись, не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Древней Греции выдающимися считались те люди, чья деятельность охватывала сразу множество сфер приложения ума. Универсальность гениальной личности в ранний период истории была связана с тем, что наука древности развивалась преимущественно гениальными одиночками, которые являлись одинаково сильными «специалистами» в различных науках. Прославленные в древности мудрецы, оставили в веках не только след своих открытий и пророчеств, но и дали миру пример разносторонней одаренности. Универсальные идеи греческих мыслителей породили интегрированный подход, который в современную эпоху испытывает второе рождение. Стремление ранних греческих мыслителей понять сущность природы, космоса и мира в целом вело развитие разных наук параллельно друг другу, и открытия древности были интуитивными прозрениями приблизительно одного времени. В Греции не было ни одного крупного философа, который бы не проявлял себя кроме философии еще и в этике, в воспитании, в ораторском искусстве, в математике. До сих пор потрясает воображение универсальность мышления Платона и его гениального ученика Аристотеля. Но, по видимому, самый уникальный случай в мировой истории - это непонятная для понимания универсальность дарований Леонардо да Винчи, гений которого для человечества оставил творения и в искусстве, и в науке, и в архетиктуре, и в медицине, и даже в изобретении военной техники.

В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем:

Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

Существуют различные подходы к определению истоков творчества. Обозначим три из них:

1. Чаще всего творческость отождествляют с интеллектуальными достижениями. Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е.П. Торренс, Д. Гилфорд, С. Медник и др.) одной из составных частей интеллектуальной одаренности, а спектом интеллекта.

2. В качестве отдельного направления исследований креативности выделяется личностно-ориентированный подход, в рамках которого изучаются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности творческих людей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлора, К. Косса, Э. Роу и других.

3. В современных условиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов и признать творческость «многогранным» явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы.

Такой подход к творческости как интегральному явлению осуществлен A.M. Матюшкиным, Л.В. Финькевичем, О.С. Тихоновичем, выдвинувшими концепцию креативности как общей психолого-педагогической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяются следующие структурные компоненты творчества: доминирующая роль внутренней мотивации; возможность достижения оригинальных решений и действий; способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем.

Эта концепция наиболее полно представляет все важные аспекты, содержащиеся в структуре креативности. При всем имеющемся многообразии подходов в изучении ее суммарная характеристика заключается в следующих положениях:

1. «Креативность - это способность человека создавать нечто новое, противоположное шаблонному, застывшему, стереотипному. При этом человек овладевает и перерабатывает уже существующую информацию, опыт только ему присущим путем, созидая и себя как личность» (Кирнос Д. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992.).

2. «Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.» (Ершов А. Взгляд психолога на активность человека. - М., 1991.).

3. Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. С. Рубинштейн отмечает: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. В творчестве созидается и сам творец» (Рубинштейн С. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1997. - № 4).

3. Творческая личность

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности. Они полагают, что не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Однако, рассматривая любой исторический период, ученый, с какого бы ракурса он не изучал ту или иную эпоху, прежде всего, анализирует деятельность конкретных личностей, личностей, которые являлись творцами данной эпохи. На результатах этого анализа и строится представление об эпохе, как на научном, так и на обыденном уровнях. Так, античность прочно ассоциируется с Платоном и Аристотелем, Гомером и Софоклом, Сократом и Пифагором. Средневековье - это гениальные Омар Хайям, Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Эпоха Возрождения, как период творческого универсализма - ярчайший временной отрезок, когда формируется особый тип личности «ренессансный человек». Эпоха, когда творили Леонардо да Винчи, Микеланджело, Шекспир, Эразм Роттердамский, Николай Коперник и Джордано Бруно. Таким образом, можно «проиллюстрировать» любую эпоху, вся мировая история творится такими гениальными личностями, присутствие у которых полифункциональных дарований обеспечивает развитие человеческого общества. Талантливая личность - это вектор, направленный в будущее, поэтому особый интерес представляет рассмотрение феномена талантливой личности как полифункционального проявления дарований в историко-культурном и психолого-социальном ракурсах.

В психологии творчества условно считается, что различные степени развития способностей можно расположить в виде иерархии: гениальность (наивысшая степень); талант; одарённость; способности; природные задатки.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генофонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна - в четыре года. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в восемь лет, у Ван-Дейка - в десять, у Дюрера - в пятнадцать лет.

В пользу наследственности способностей свидетельствуют также существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, академической (учебной), художественной, в сфере общения (лидерство) и психомоторики. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Поэтому один из самых ранних показателей одаренности - это время, в течение которого двух - трехлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек, как минимум, должен обладать соответствующими знаниями и умениями.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Само слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один раб закопал свой талант в землю, второй раб разменял его, а третий раб талант приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, то есть возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве. мышление творческий талант

Высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества, называется гениальностью. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладения культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Этимология слова «гений» восходит к античной культурной традиции. У каждого римлянина был свой гений - божество, сопровождавшее его в течение всей жизни - от колыбели до могилы, побуждая человека к тем поступкам, которые он совершал на жизненном пути. Отсюда и современная интерпретация гениальности, - как предельно допустимой демонстрации творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Но, одно, несомненно, гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности - "Человек - творческий".

Знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литераторов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.

Творческой личности присущи следующие черты:

1) независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) высоко развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Творчество есть выход за пределы общепринятого. Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза при близком знакомстве с одаренным человеком это аналогия поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями.

Есть две точки зрения: талант - это болезнь и талант - это максимальное здоровье.

Цезарь Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям.

Гениальный человек всегда болезненно чувствителен, в частности плохо переносит колебания погоды. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности, резкие перемены настроения от неуемной веселости до мрачных депрессивных состояний. Они совершают только им понятные поступки и действия, странные и неприемлемые для окружающих. Во всем они находят поводы для размышления, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и так далее. Список гениев, больных душевными заболеваниями, психопатов и невротиков бесконечен.

Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений - это человек, творящий на основе бессознательной активности, который может переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.

Как это ни удивительно, именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества определение гениальности дал Ц. Ломброзо: "Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно". Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе придуманного плана. Гений по преимуществу - креатив, талант - интеллектуал, хотя и та и другая общая способность есть у обоих. Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, долгосрочность.

Исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.

Аналогичные выводы о высокой тревожности и низкой адаптированности творческих людей приводятся в ряду других исследований. Такой специалист, как Ф.Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком. Следствием этого являются эмоциональные нарушения, искажающие "нормальное" видение мира, создающие предпосылки для нового подхода к действительности.

Творческая личность находится в постоянной борьбе с окружающим миром и с самим собой. Возможно, это борьба и предопределяет особенности творческого пути: победа бессознательного начала означает торжество творчества и - смерть.

Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.

Заключение

Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество, начиная с родных и близких, социализируется и становится личностью. При этом социокультурная среда влияет на развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, моральные, духовные принятые в этом социуме. Именно поэтому зачастую в семьях врачей дети взрослея становятся врачами, в семьях артистов и художников соответственно - артистами и художниками и т.д.. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним, либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности, в противном случае - доверия и справедливости. Человек либо становится интерналом "кузнецом своего счастья", либо экстерналом, считающим, что от него ничего не зависит.

Достаточно интересными являются повозрастные этапы становления личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы возникшие в младенчестве и раннем детстве остаются в подсознании всю жизнь, то есть все, чего "недодали" ребенку после рождения однозначно проявится позже.

Особо значимым периодом в возрастном развитии личности является отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои возможности и потребности и в случае большого расхождения между ними возникают острые переживания. Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности является возраст генеративности, когда личность учится отказывать себе в чем то в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей своей жизни личность, оставаясь практически неизменной, приобретает все больше индивидуальных черт.

По моему мнению, практической целью психологии как науки является воспитание высоконравственной и высокоморальной цельной личности, "идеального" человека. Задача психологии воспитать в личности индивидуальность и развить способности, полученные при рождении. Талант, вдохновение, мастерство - важнейшие факторы творческой деятельности.

Общие способности человека как интеллект, творчество, определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет творческий человек. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения организма человека, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей влияющих на процесс воспитания личности.

Развитие задатков - социально обусловленный процесс, и если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужен именно тонкий музыкальный слух, и если данный конкретный человек имеет соответствующие врожденные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить соответствующие способности.

Творческие достижения в современном мире возможны только при овладении знаниями и умениями в той сфере, где личность проявляет активность. Успешность овладения этими знаниями и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.

Список использованной литературы

1. В.М. Бехтерев «Объективная психология» Москва «Наука», 1.

2. Л.С. Выготский, Собрание сочинений т. 6 Москва «Педагогика», 1982.

3. Ж. Годфруа «Что такое психология» Москва «Мир», 1992.

4. Б.Ф. Ломов «Методологические и теоретические проблемы психологии». Москва «Наука», 1984.

5. Карл Леонгард «Акцентуированные личности» Киев «Высшая школа», 1989.

6. Р.С. Немов, «Психология», том1, Москва, 1995г.

7. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности», Москва,1991г.

8. Психологический словарь. Москва «Педагогика-пресс», 1996.

9. В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «Периодизация общего психического развития».

10. Е.Т. Соколова «Самосознание и самооценка при аномалиях личности». Москва, МГУ, 1989.

11. Поль Фресс, Жан Пиаже «Экспериментальная психология» Москва «Прогресс» 1975.

12. Г.В. Щекин «Основы психологических знаний» Киев, МАУП, 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические исследования проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии. Анализ этой проблемы ведущими психологическими школами. Особенности творческой личности. Методы стимулирования проявления творческих способностей, роль интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2015

    Эмпирические методы исследования творческого мышления. Схема творческого процесса по Я.А. Пономареву. Методы стимуляции творчества. Методика мозгового штурма А. Осборна. Способы развития креативности или творческих возможностей (способностей) человека.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    Понятие и природа творчества. Виды творчества и их особенности. Характеристика творческого процесса и его содержания. Формирование и развитие личности. Творческая личность и ее жизненный путь. Возможности диагностики и развития творческих способностей.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2010

    Психологическое определение творческих способностей – индивидуальных качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Эмпирическое исследование уровня развития творческих способностей у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2010

    Понятие творчества и творческого мышления. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей, условия их формирования и развития. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Способы диагностики интеллекта.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Воображение и творческие способности личности. Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей, воображения и психики младших школьников. Функция воображения: построение и создание образов. Теория творческого (креативного) интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2009

    Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2015

    Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе. Концепция задержки психического развития. Особенности развития творческих способностей. Экспериментальное исследование креативности, творческого мышления детей с ЗПР и здоровых детей, результаты.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Понятие о способностях, их природа, виды и уровни. Проявление способностей у осуждённых, значение для практики исправительных учреждений. Тюремная направленность творческой деятельности. Особенности диагностики и развития способностей осуждённых.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Характеристика воспитания как существенного фактора развития личности. Сущность понятий "творчество" и "творческая личность" в педагогике. Анализ системы развития творческих способностей во внеурочной деятельности. Методы развития творческих способностей.

Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Что такое творческая личность?

Творческая личность – это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Признаки творческого человека

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Как развить творческие способности?

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.

Loading...Loading...