Карты 60 х годов. Дом культуры Института атомной энергии имени И. В. Курчатова. Кафе «Синяя птица»

Располагавшаяся напротив центрального входа МХАТа «Артистичка» считалась в 1960-х «клубом всех искусств». Художники Юрий Соболев и Юло Соостер создали здесь атмосферу парижского богемного кафе. Небольшое помещение обычно было забито под завязку. В облаках табачного дыма, под кофе с бутербродами актеры, режиссеры, художники и писатели обсуждали новые постановки, статьи, выставки. Особой достопримечательностью здесь был Александр Асаркан — литератор, театральный критик, человек огромного обаяния, считавшийся духовным наставником, воспитателем столичной интеллигенции. За своим любимым столиком у окна он часто писал и рисовал на открытках, наклеивал на них разные вырезки, создавая произведения искусства, а потом рассылал друзьям — сейчас это назвали бы мейл-артом.



Вокруг монументальной личности Неизвестного собрались самые разные яркие творческие силы эпохи. Мастерская в одном из сретенских переулков стала главным местом встреч в Москве, сюда вели иностранцев, хотевших попасть в гущу интеллектуальной жизни столицы. Сам хозяин практически ни у кого не бывал, делая исключения разве что для Ильи Кабакова. Дружеский круг Неизвестного был необычайно широк. Частыми гостями были однокурсники скульптора по философскому факультету МГУ Александр Зиновьев и Мераб Мамардашвили, физики Петр Капица, Лев Ландау, Андрей Сахаров, а также Высоцкий, Ахмадулина, Аксенов, Окуджава и др.


Б. Сергиевский пер., 18

Этот кружок зародился в курилке Библиотеки имени В. И. Ленина. Здесь повстречались люди, увлеченные философией и эзотерикой. Вскоре собрания перенесли в квартиру писателя Юрия Мамлеева. Посетители двух маленьких смежных комнат коммунальной квартиры, одно из окон которой выходило на глухую стену соседнего дома, говорили о мистике и каббале, называли себя «шизами», демонстрируя свое расхождение с общепринятой нормой, и обсуждали планы убийства руководства советского государства. Народу собиралось так много, что некоторым гостям приходилось сидеть на шкафу. Иногда разговоры подогревались водкой под простую закуску.


Театр «Современник»



Первый оттепельный театр «Современник» был создан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ (Игорь Кваша, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева, Галина Волчек и др.). Дебютный спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», показанный еще на сцене Школы-студии ночью, завершился долгим обсуждением спектакля, в котором участвовали актеры и зрители. В 1961 году театр получил собственное здание на площади Маяковского, 1. Отказываясь от ходульности советских постановок, главный режиссер Олег Ефремов и его ученики называли своим учителем Станиславского и стремились к естественности и правде жизни. В героях постановок «Современника» зрители стали узнавать самих себя, людей своего поколения.


ГМИИ имени А. С. Пушкина


С 1949 по 1953 год большую часть залов Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина занимала выставка подарков к 70-летию Сталина. Обновленная художественная экспозиция открылась только после смерти вождя — в декабре 1953 года. В 1956-м под напором публики, стремившейся увидеть работы Пабло Пикассо, едва не слетели входные двери. С начала 1960-х деятельность музея активизировалась. Новый директор Ирина Антонова, преодолевая сопротивление министерства культуры, а иногда и несмотря на его открытое неодобрение, устраивала выставки, ставшие знаками эпохи. В 1966 году состоялась еще одна выставка Пикассо (графика и керамика), в 1969-м — Матисса (из парижского Музея современного искусства). Привычной картиной стала очередь из посетителей перед входом в музей на Волхонке, растянувшаяся на несколько сот метров.


Волхонка, 12

Дом культуры МГУ


Культурная жизнь МГУ отличалась той же универсальностью, что и его учебные программы. На Моховой работала литературная студия. С 1968 года она носила название «Луч» и руководил ею поэт, критик и литературовед Игорь Волгин. В ДК на улице Герцена проходили чтения молодых поэтов и работал театр-студия «Наш дом», главным режиссером которого был Марк Розовский. Его закрыли в 1969 году одновременно с другим университетским театром «Ленинские горы», прописавшимся в главном здании, за смелость постановок, что на официальном языке называлось «незрелостью идейных позиций».


Политехнический музей

Евтушенко, Окуджава, Ахмадулина, Вознесенский устраивали здесь поэтические чтения еще с 1954 года. Но наибольшую популярность они приобрели именно в 1960-х. Режиссер Марлен Хуциев включил запись одного из вечеров в фильм «Застава Ильича». После разгона чтений у памятника Маяковскому именно в Политехнический музей переместился центр поэтической Москвы. Идеологический контроль был здесь, конечно, сильнее. Вечера устраивал горком ВЛКСМ, и многие участники «Маяка» сюда не захаживали. Но на каждом собрании зал под завязку заполняла разношерстная публика. Поэзия в это время безраздельно правила умами.


Новая пл., 3/4

Лианозовская группа


Один из бараков бывшего женского лагеря у станции Лианозово был центром русской неофициальной культуры с 1958 по 1964 год. Здесь жил художник Оскар Рабин, служивший «десятником разгрузки железнодорожных вагонов» на строящейся неподалеку водопроводной станции. Его учитель и тесть, художник и поэт Евгений Кропивницкий, был вдохновителем этого сообщества, устраивавшего по выходным открытые просмотры картин и чтения стихов. В 1964 году Рабин переехал на Большую Черкизовскую улицу, и собрания переместились туда.



В декабре 1962 года в московском Манеже состоялась знаменитая выставка по случаю 30-летия Московского отделения Союза художников (МОСХ). Знаменита она прежде всего скандалом, учиненным Никитой Хрущевым. Первому секретарю ЦК КПСС и председателю Совета министров СССР пришлись не по вкусу картины авангардистов Фалька, Татлина и Древина, а также отчетная выставка работ 60 молодых художников группы «Новая реальность», возглавляемой Элием Белютиным. Хрущев кричал, размахивал руками, называл увиденное «мазней», говорил, что его внук нарисует лучше. На следующее утро центральные газеты вышли с обличительными статьями. Однако посетители, захотевшие увидеть возмутившие Хрущева работы, их не нашли. После выставки художникам студии Белютина пришлось перейти на неофициальное положение, они стали собираться на даче учителя в Абрамцеве. Сам Белютин попал под запрет, сделался невыездным и следующей выставки удостоился только в 1990 году. Но современное искусство вернулось в Манеж раньше. Уже в 1967 году здесь прошла выставка «Художники Москвы — 50‑летию Октября», где демонстрировались работы Эрнста Неизвестного, Ильи Кабакова и др.


Манежная пл., 1

В апреле 1964 года в Московский театр драмы и комедии на Таганке пришел новый главный режиссер — Юрий Любимов. С собой он привел учеников из Щукинского театрального училища. Их выпускной спектакль «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту стал первым в репертуаре нового театра, быстро завоевавшего славу самого авангардного коллектива своего времени. Зритель попадал в необычную обстановку: декорации зачастую отсутствовали, не было и занавеса. Спектакли представляли собой смесь различных техник актерской игры, использовалась пантомима, теневой театр. Режиссер и актеры стремились к максимальной обобщенности образов и коллизий, проецируя действие классических пьес на современность. Остроактуальные постановки Любимова не раз вызывали недовольство властей. Зато зрители, чтобы достать билет, готовы были ночами простаивать в очереди у касс театра.


Памятник Пушкину



5 декабря 1965 года, в день Сталинской конституции, у памятника Пушкину на площади его имени состоялась первая в СССР политическая демонстрация, «Митинг гласности». Собравшиеся (их было около 200 человек) требовали открытости судебного процесса над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, привлеченными к ответственности за публикацию своих произведений на Западе. Участники митинга держали плакаты со словами «Уважайте советскую Конституцию», раздавали листовки с «Гражданским обращением». Уже через несколько минут сотрудники КГБ разогнали манифестантов; около 20 человек, включая организаторов, математика Александра Есенина-Вольпина и физика Валерия Никольского, были арестованы, но вскоре отпущены. Через год прошел второй митинг. В дальнейшем акции стали регулярными, а площадь перед памятником Пушкину — одним из мест собраний правозащитников.


Пушкинская пл.

Кинотеатр «Иллюзион»



Это главный адрес для московского киномана 1960-х годов. Открывшийся в марте 1966 года «Иллюзион» был особенным кинотеатром. Здесь показывали фильмы из архива Госфильмофонда, иногда не имевшие прокатной лицензии в СССР. В конце 1960-х годов в «Иллюзионе» прошли ретроспективы итальянского, польского кино, демонстрировались старые американские фильмы. Каждый день шла одна картина, несколько сеансов подряд. Расписание можно было узнать только в самом кинотеатре, больше нигде объявлений не было. В дальнейшем у «Иллюзиона» появился «филиал» — клуб фабрики «Красные текстильщики» на Якиманской набережной, 2, который известен еще тем, что там проходили концерты одной из первых советских рок-групп — «Цветы» Стаса Намина.


Котельническая наб., 1/15

Кафе «Синяя птица»



Несмотря на то что джаз считался искусством, «чуждым советскому человеку», в Москве работало несколько кафе, где его слушали. В главный советский джаз-клуб «Синяя птица» попасть было очень сложно. Помочь могло личное знакомство со швейцаром, подкрепленное хорошей купюрой. Большинство музыкантов были непрофессионалами и днем работали инженерами, научными сотрудниками, врачами. Публика попадалась разная: веселую компанию, пустившуюся в пляс, никто не останавливал, а вот желающих попеть или сыграть со сцены быстро осаживали. Частым гостем там был любитель джаза и друг многих музыкантов писатель Василий Аксенов. Помимо концертов, в кафе проходили выставки художников-нонконформистов — будущих основателей соц-арта Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виталия Комара и Александра Меламида.


Кафе «Молодежное»



Осенью 1961 года в Москве открывается первый джаз-клуб. Он располагается в кафе «Молодежное». Горком комсомола решил привлечь молодежь музыкой и таким образом увеличить посещаемость вверенного ему учреждения. Популярность джаза в СССР получила новый импульс после гастролей летом 1961 года знаменитого американского кларнетиста Бенни Гудмена с оркестром. В «Молодежном» базировался ансамбль трубача Андрея Товмасяна и саксофониста Алексея Козлова. В следующем году здесь состоялся первый московский фестиваль «Джаз-62». За столиками кафе можно было увидеть режиссера Андрея Тарковского, писателя Юлиана Семенова.


Московская консерватория



В 1960-х годах в репертуаре Московской консерватории все чаще появляются произведения современных композиторов-авангардистов Альфреда Шнитке, Андрея Волконского. В попытках примирить главных антагонистов эпохи, физиков и лириков, в Большом зале организуют несколько «встреч друзей». На сцене выступали пианистка Мария Юдина и виолончелист Мстислав Ростропович, в фойе были развешены картины современных художников, здесь же проходили стихийные обсуждения, в которых простые посетители участвовали наравне с искусствоведами Александром Каменским и Дмитрием Сарабьяновым. Рядом физики Лев Ландау и Игорь Тамм рассказывали о новых научных открытиях, а врач-невропатолог проводил сеанс гипноза.


Физики-ядерщики были элитой советского общества 1950-60-х годов. Их открытия были нужны власти, которая создавала им лучшие условия для работы и отдыха. В Курчатовском доме культуры выступали знаменитые музыканты и артисты эпохи — Райкин, Ойстрах, Плисецкая и др. А рядом выставлялись не находившие себе места в больших художественных галереях Эрик Булатов и Эдуард Зеленин. Здесь, в ДК секретного НИИ, на специально организованных вечерах даже можно было познакомиться с творчеством «антисоветских» Солженицына и Бродского.


Здесь проходили литературные вечера (в том числе молодых поэтов группы «СМОГ» — расшифровывалось обычно как «Самое молодое общество гениев» или «Смелость, мысль, образ, глубина» — литературное объединение молодых поэтов, созданное Леонидом Губановым в январе 1965 года). Для молодежи, увлеченной литературным творчеством и поэзией, были организованы творческие семинары. На первом общем собрании зал был забит под завязку. Большинство хотело попасть в группу Давида Самойлова, но все места в ней были быстро заняты. Опоздавших записывали к Арсению Тарковскому. В 1965 году здесь открылась первая выставка, посвященная творчеству Михаила Булгакова. На художественных выставках были представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Нико Пиросманишвили, Вадима Сидура и др.




По соседству с КГБ, в небольшом полуразвалившемся деревянном доме художник-самоучка Василий Ситников открыл известную на всю Москву частную художественную школу, или «домашнюю академию», как он сам ее называл. Сам Ситников работал в Суриковском училище, демонстрировал слайды на лекциях профессоров (за что получил прозвище Васька-фонарщик). Порядок здесь был авторитарный. Учитель — жилистый, крепкий мужчина в растянутой майке и неизменных сапогах — требовал от учеников беспрекословного подчинения, хотел, чтобы они уничтожили старые работы и забыли все, чему научились в других школах. Здесь начинали многие известные мастера, например искатель формулы совершенной живописи Владимир Вейсберг.


М. Лубянка, 10

Квартира Алены Басиловой



В 1910-х годах в этом доме у пианистки Иды Хвасс и актера МХТ Александра Рустайкиса собирались люди искусства, часто бывали Маяковский и Лиля Брик. Спустя полвека их внучка, красавица Алена Басилова, создала свой салон. В начале 1960-х его посещали участники чтений на площади Маяковского, Юрий Галансков, Владимир Ковшин, Николай Котрелев, Владимир Буковский. Круглыми сутками здесь говорили о литературе, искусстве, философии. В середине 1960-х Алена Басилова сама начала писать стихи, стала членом группы «СМОГ», вышла замуж за поэта Леонида Губанова. В ее квартире в 1969-м была сделана первая магнитофонная запись выступления Булата Окуджавы.


В огромной квартире, занимавшей весь второй этаж маленького деревянного дома на Большой Полянке, жили 17 семей. Ближнюю ко входу комнату занимали Людмила Ильинична Гинзбург и ее сын Александр. Они обходились почти без мебели, зато стены были увешаны картинами лианозовских художников Оскара Рабина и Валентины Кропивницкой. Сюда можно было прийти без предупреждения в любое время суток. Гостям, поэтам и писателям-диссидентам, увлеченным разговорами о политике и искусстве, хозяйка прямо в комнате варила кофе. Здесь готовилась «Белая книга» — сборник материалов процесса над Андреем Синявским и Юлием Даниэлем.


Б. Полянка, 11/14, кв. 25

Студия звуковых писем



Новинкой начала 1960-х годов в СССР стали звуковые письма. Поздравление с праздником или любимую песню юбиляра в собственном исполнении можно было записать в специальной студии на гибкую пластинку и отправить в любой конец страны. Такие студии появились в столичных и курортных городах СССР, одна из них — недалеко от Красной площади, в самом начале улицы Горького. Помимо звуковых писем, здесь подпольно изготавливали копии пластинок джазовых и рок-музыкантов, а также отечественных исполнителей, запрещенных в СССР. Официально же студия предлагала: «Ваше звуковое послание Вы можете украсить музыкальным фрагментом». На лицевой стороне пластинки, как правило, располагался пейзаж и какая-нибудь надпись, к примеру «Привет из Ялты!». Некоторые диски выпускались в уникальных конвертах с именем исполнителя — сегодня они представляют наибольший интерес для коллекционеров.


Тверская (бывш. ул. Горького), 4

Памятник Маяковскому



28 июля 1958 года в Москве был открыт памятник Маяковскому на площади его имени. В этот день после официальных речей к микрофону выстроилась целая очередь из желающих почитать стихи — сначала Маяковского, а потом и собственного сочинения. Так стихийно зародилась традиция поэтических чтений, которые в дальнейшем стали сопровождаться выступлениями в защиту прав человека в СССР. Для многих поэтов творчество было неразрывно связано с правозащитной деятельностью. Не раз эти собрания заканчивались милицейскими облавами, а когда в 1961 году были арестованы главные организаторы «Маяка» (Владимир Буковский, Юрий Галансков и др.), активность стала понемногу ослабевать и в конце концов прекратилась. Некоторые поэты переместились в Политехнический музей.


Триумфальная пл. (бывш. пл. Маяковского)

Кафе «Артистическое»

Располагавшаяся напротив центрального входа МХАТа «Артистичка» считалась в 1960-х «клубом всех искусств». Художники Юрий Соболев и Юло Соостер создали здесь атмосферу парижского богемного кафе. Небольшое помещение обычно было забито под завязку. В облаках табачного дыма, под кофе с бутербродами актеры, режиссеры, художники и писатели обсуждали новые постановки, статьи, выставки. Особой достопримечательностью здесь был Александр Асаркан — литератор, театральный критик, человек огромного обаяния, считавшийся духовным наставником, воспитателем столичной интеллигенции. За своим любимым столиком у окна он часто писал и рисовал на открытках, наклеивал на них разные вырезки, создавая произведения искусства, а потом рассылал друзьям — сейчас это назвали бы мейл-артом.

Камергерский пер. (бывш. пр. Художественного театра), 6

Мастерская Эрнста Неизвестного

Вокруг монументальной личности Неизвестного собрались самые разные яркие творческие силы эпохи. Мастерская в одном из сретенских переулков стала главным местом встреч в Москве, сюда вели иностранцев, хотевших попасть в гущу интеллектуальной жизни столицы. Сам хозяин практически ни у кого не бывал, делая исключения разве что для Ильи Кабакова. Дружеский круг Неизвестного был необычайно широк. Частыми гостями были однокурсники скульптора по философскому факультету МГУ Александр Зиновьев и Мераб Мамардашвили, физики Петр Капица, Лев Ландау, Андрей Сахаров, а также Высоцкий, Ахмадулина, Аксенов, Окуджава и др.

Б. Сергиевский пер., 18

«Южинский кружок» писателя Юрия Мамлеева

Этот кружок зародился в курилке Библиотеки имени В. И. Ленина. Здесь повстречались люди, увлеченные философией и эзотерикой. Вскоре собрания перенесли в квартиру писателя Юрия Мамлеева. Посетители двух маленьких смежных комнат коммунальной квартиры, одно из окон которой выходило на глухую стену соседнего дома, говорили о мистике и каббале, называли себя «шизами», демонстрируя свое расхождение с общепринятой нормой, и обсуждали планы убийства руководства советского государства. Народу собиралось так много, что некоторым гостям приходилось сидеть на шкафу. Иногда разговоры подогревались водкой под простую закуску.

Б. Палашевский пер. (бывш. Южинский пер.), 3, кв. 3

Театр «Современник»

Первый оттепельный театр «Современник» был создан в 1956 году выпускниками Школы-студии МХАТ (Игорь Кваша, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева, Галина Волчек и др.). Дебютный спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», показанный еще на сцене Школы-студии ночью, завершился долгим обсуждением спектакля, в котором участвовали актеры и зрители. В 1961 году театр получил собственное здание на площади Маяковского, 1. Отказываясь от ходульности советских постановок, главный режиссер Олег Ефремов и его ученики называли своим учителем Станиславского и стремились к естественности и правде жизни. В героях постановок «Современника» зрители стали узнавать самих себя, людей своего поколения.

ГМИИ имени А. С. Пушкина

С 1949 по 1953 год большую часть залов Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина занимала выставка подарков к 70-летию Сталина. Обновленная художественная экспозиция открылась только после смерти вождя — в декабре 1953 года. В 1956-м под напором публики, стремившейся увидеть работы Пабло Пикассо, едва не слетели входные двери. С начала 1960-х деятельность музея активизировалась. Новый директор Ирина Антонова, преодолевая сопротивление министерства культуры, а иногда и несмотря на его открытое неодобрение, устраивала выставки, ставшие знаками эпохи. В 1966 году состоялась еще одна выставка Пикассо (графика и керамика), в 1969-м — Матисса (из парижского Музея современного искусства). Привычной картиной стала очередь из посетителей перед входом в музей на Волхонке, растянувшаяся на несколько сот метров.

Волхонка, 12

Дом культуры МГУ

Культурная жизнь МГУ отличалась той же универсальностью, что и его учебные программы. На Моховой работала литературная студия. С 1968 года она носила название «Луч» и руководил ею поэт, критик и литературовед Игорь Волгин. В ДК на улице Герцена проходили чтения молодых поэтов и работал театр-студия «Наш дом», главным режиссером которого был Марк Розовский. Его закрыли в 1969 году одновременно с другим университетским театром «Ленинские горы», прописавшимся в главном здании, за смелость постановок, что на официальном языке называлось «незрелостью идейных позиций».

Б. Никитская (бывш. ул. Герцена), 1

Памятник Маяковскому

28 июля 1958 года в Москве был открыт памятник Маяковскому на площади его имени. В этот день после официальных речей к микрофону выстроилась целая очередь из желающих почитать стихи — сначала Маяковского, а потом и собственного сочинения. Так стихийно зародилась традиция поэтических чтений, которые в дальнейшем стали сопровождаться выступлениями в защиту прав человека в СССР. Для многих поэтов творчество было неразрывно связано с правозащитной деятельностью. Не раз эти собрания заканчивались милицейскими облавами, а когда в 1961 году были арестованы главные организаторы «Маяка» (Владимир Буковский, Юрий Галансков и др.), активность стала понемногу ослабевать и в конце концов прекратилась. Некоторые поэты переместились в Политехнический музей.

Триумфальная пл. (бывш. пл. Маяковского)

Политехнический музей

Евтушенко, Окуджава, Ахмадулина, Вознесенский устраивали здесь поэтические чтения еще с 1954 года. Но наибольшую популярность они приобрели именно в 1960-х. Режиссер Марлен Хуциев включил запись одного из вечеров в фильм «Застава Ильича». После разгона чтений у памятника Маяковскому именно в Политехнический музей переместился центр поэтической Москвы. Идеологический контроль был здесь, конечно, сильнее. Вечера устраивал горком ВЛКСМ, и многие участники «Маяка» сюда не захаживали. Но на каждом собрании зал под завязку заполняла разношерстная публика. Поэзия в это время безраздельно правила умами.

Новая пл., 3/4

Лианозовская группа

Один из бараков бывшего женского лагеря у станции Лианозово был центром русской неофициальной культуры с 1958 по 1964 год. Здесь жил художник Оскар Рабин, служивший «десятником разгрузки железнодорожных вагонов» на строящейся неподалеку водопроводной станции. Его учитель и тесть, художник и поэт Евгений Кропивницкий, был вдохновителем этого сообщества, устраивавшего по выходным открытые просмотры картин и чтения стихов. В 1964 году Рабин переехал на Большую Черкизовскую улицу, и собрания переместились туда.

ст. Лианозово Савеловской ж/д, барак № 2, кв. 2

Центральный выставочный зал «Манеж»

В декабре 1962 года в московском Манеже состоялась знаменитая выставка по случаю 30-летия Московского отделения Союза художников (МОСХ). Знаменита она прежде всего скандалом, учиненным Никитой Хрущевым. Первому секретарю ЦК КПСС и председателю Совета министров СССР пришлись не по вкусу картины авангардистов Фалька, Татлина и Древина, а также отчетная выставка работ 60 молодых художников группы «Новая реальность», возглавляемой Элием Белютиным. Хрущев кричал, размахивал руками, называл увиденное «мазней», говорил, что его внук нарисует лучше. На следующее утро центральные газеты вышли с обличительными статьями. Однако посетители, захотевшие увидеть возмутившие Хрущева работы, их не нашли. После выставки художникам студии Белютина пришлось перейти на неофициальное положение, они стали собираться на даче учителя в Абрамцеве. Сам Белютин попал под запрет, сделался невыездным и следующей выставки удостоился только в 1990 году. Но современное искусство вернулось в Манеж раньше. Уже в 1967 году здесь прошла выставка «Художники Москвы — 50‑летию Октября», где демонстрировались работы Эрнста Неизвестного, Ильи Кабакова и др.

Манежная пл., 1

Московский театр драмы и комедии на Таганке

В апреле 1964 года в Московский театр драмы и комедии на Таганке пришел новый главный режиссер — Юрий Любимов. С собой он привел учеников из Щукинского театрального училища. Их выпускной спектакль «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту стал первым в репертуаре нового театра, быстро завоевавшего славу самого авангардного коллектива своего времени. Зритель попадал в необычную обстановку: декорации зачастую отсутствовали, не было и занавеса. Спектакли представляли собой смесь различных техник актерской игры, использовалась пантомима, теневой театр. Режиссер и актеры стремились к максимальной обобщенности образов и коллизий, проецируя действие классических пьес на современность. Остроактуальные постановки Любимова не раз вызывали недовольство властей. Зато зрители, чтобы достать билет, готовы были ночами простаивать в очереди у касс театра.

Земляной Вал (бывш. ул. Чкалова), 76

Памятник Пушкину

5 декабря 1965 года, в день Сталинской конституции, у памятника Пушкину на площади его имени состоялась первая в СССР политическая демонстрация, «Митинг гласности». Собравшиеся (их было около 200 человек) требовали открытости судебного процесса над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, привлеченными к ответственности за публикацию своих произведений на Западе. Участники митинга держали плакаты со словами «Уважайте советскую Конституцию», раздавали листовки с «Гражданским обращением». Уже через несколько минут сотрудники КГБ разогнали манифестантов; около 20 человек, включая организаторов, математика Александра Есенина-Вольпина и физика Валерия Никольского, были арестованы, но вскоре отпущены. Через год прошел второй митинг. В дальнейшем акции стали регулярными, а площадь перед памятником Пушкину — одним из мест собраний правозащитников.

Пушкинская пл.

Кинотеатр «Иллюзион»

Это главный адрес для московского киномана 1960-х годов. Открывшийся в марте 1966 года «Иллюзион» был особенным кинотеатром. Здесь показывали фильмы из архива Госфильмофонда, иногда не имевшие прокатной лицензии в СССР. В конце 1960-х годов в «Иллюзионе» прошли ретроспективы итальянского, польского кино, демонстрировались старые американские фильмы. Каждый день шла одна картина, несколько сеансов подряд. Расписание можно было узнать только в самом кинотеатре, больше нигде объявлений не было. В дальнейшем у «Иллюзиона» появился «филиал» — клуб фабрики «Красные текстильщики» на Якиманской набережной, 2, который известен еще тем, что там проходили концерты одной из первых советских рок-групп — «Цветы» Стаса Намина.

Котельническая наб., 1/15

Кафе «Синяя птица»

Несмотря на то что джаз считался искусством, «чуждым советскому человеку», в Москве работало несколько кафе, где его слушали. В главный советский джаз-клуб «Синяя птица» попасть было очень сложно. Помочь могло личное знакомство со швейцаром, подкрепленное хорошей купюрой. Большинство музыкантов были непрофессионалами и днем работали инженерами, научными сотрудниками, врачами. Публика попадалась разная: веселую компанию, пустившуюся в пляс, никто не останавливал, а вот желающих попеть или сыграть со сцены быстро осаживали. Частым гостем там был любитель джаза и друг многих музыкантов писатель Василий Аксенов. Помимо концертов, в кафе проходили выставки художников-нонконформистов — будущих основателей соц-арта Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виталия Комара и Александра Меламида.

Старопименовский пер. (бывш. ул. Медведева), 13, стр. 4

Кафе «Молодежное»

Осенью 1961 года в Москве открывается первый джаз-клуб. Он располагается в кафе «Молодежное». Горком комсомола решил привлечь молодежь музыкой и таким образом увеличить посещаемость вверенного ему учреждения. Популярность джаза в СССР получила новый импульс после гастролей летом 1961 года знаменитого американского кларнетиста Бенни Гудмена с оркестром. В «Молодежном» базировался ансамбль трубача Андрея Товмасяна и саксофониста Алексея Козлова. В следующем году здесь состоялся первый московский фестиваль «Джаз-62». За столиками кафе можно было увидеть режиссера Андрея Тарковского, писателя Юлиана Семенова.

Тверская (бывш. ул. Горького), 39

Московская консерватория

В 1960-х годах в репертуаре Московской консерватории все чаще появляются произведения современных композиторов-авангардистов Альфреда Шнитке, Андрея Волконского. В попытках примирить главных антагонистов эпохи, физиков и лириков, в Большом зале организуют несколько «встреч друзей». На сцене выступали пианистка Мария Юдина и виолончелист Мстислав Ростропович, в фойе были развешены картины современных художников, здесь же проходили стихийные обсуждения, в которых простые посетители участвовали наравне с искусствоведами Александром Каменским и Дмитрием Сарабьяновым. Рядом физики Лев Ландау и Игорь Тамм рассказывали о новых научных открытиях, а врач-невропатолог проводил сеанс гипноза.

Б. Никитская (бывш. ул. Герцена), 13

Дом культуры Института атомной энергии имени И. В. Курчатова

Физики-ядерщики были элитой советского общества 1950-60-х годов. Их открытия были нужны власти, которая создавала им лучшие условия для работы и отдыха. В Курчатовском доме культуры выступали знаменитые музыканты и артисты эпохи — Райкин, Ойстрах, Плисецкая и др. А рядом выставлялись не находившие себе места в больших художественных галереях Эрик Булатов и Эдуард Зеленин. Здесь, в ДК секретного НИИ, на специально организованных вечерах даже можно было познакомиться с творчеством «антисоветских» Солженицына и Бродского.

Центральный дом литераторов (ЦДЛ)

Здесь проходили литературные вечера (в том числе молодых поэтов группы «СМОГ» СМОГ — расшифровывалось обычно как «Самое молодое общество гениев» или «Смелость, мысль, образ, глубина» — литературное объединение молодых поэтов, созданное Леонидом Губановым в январе 1965 года. ). Для молодежи, увлеченной литературным творчеством и поэзией, были организованы творческие семинары. На первом общем собрании зал был забит под завязку. Большинство хотело попасть в группу Давида Самойлова, но все места в ней были быстро заняты. Опоздавших записывали к Арсению Тарковскому. В 1965 году здесь открылась первая выставка, посвященная творчеству Михаила Булгакова. На художественных выставках были представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Нико Пиросманишвили, Вадима Сидура и др.

Б. Никитская (бывш. ул. Герцена), 53

Квартира-мастерская Василия Ситникова

По соседству с КГБ, в небольшом полуразвалившемся деревянном доме художник-самоучка Василий Ситников открыл известную на всю Москву частную художественную школу, или «домашнюю академию», как он сам ее называл. Сам Ситников работал в Суриковском училище, демонстрировал слайды на лекциях профессоров (за что получил прозвище Васька-фонарщик). Порядок здесь был авторитарный. Учитель — жилистый, крепкий мужчина в растянутой майке и неизменных сапогах — требовал от учеников беспрекословного подчинения, хотел, чтобы они уничтожили старые работы и забыли все, чему научились в других школах. Здесь начинали многие известные мастера, например искатель формулы совершенной живописи Владимир Вейсберг.

М. Лубянка, 10

Квартира Алены Басиловой

В 1910-х годах в этом доме у пианистки Иды Хвасс и актера МХТ Александра Рустайкиса собирались люди искусства, часто бывали Маяковский и Лиля Брик. Спустя полвека их внучка, красавица Алена Басилова, создала свой салон. В начале 1960-х его посещали участники чтений на площади Маяковского, Юрий Галансков, Владимир Ковшин, Николай Котрелев, Владимир Буковский. Круглыми сутками здесь говорили о литературе, искусстве, философии. В середине 1960-х Алена Басилова сама начала писать стихи, стала членом группы «СМОГ», вышла замуж за поэта Леонида Губанова. В ее квартире в 1969-м была сделана первая магнитофонная запись выступления Булата Окуджавы.

угол Каретного Ряда и Садовой-Каретной (дом не сохранился)

Комната Людмилы Ильиничны Гинзбург, матери Александра Гинзбурга

В огромной квартире, занимавшей весь второй этаж маленького деревянного дома на Большой Полянке, жили 17 семей. Ближнюю ко входу комнату занимали Людмила Ильинична Гинзбург и ее сын Александр. Они обходились почти без мебели, зато стены были увешаны картинами лианозовских художников Оскара Рабина и Валентины Кропивницкой. Сюда можно было прийти без предупреждения в любое время суток. Гостям, поэтам и писателям-диссидентам, увлеченным разговорами о политике и искусстве, хозяйка прямо в комнате варила кофе. Здесь готовилась «Белая книга» — сборник материалов процесса над Андреем Синявским и Юлием Даниэлем.

Б. Полянка, 11/14, кв. 25

Студия звуковых писем

Новинкой начала 1960-х годов в СССР стали звуковые письма. Поздравление с праздником или любимую песню юбиляра в собственном исполнении можно было записать в специальной студии на гибкую пластинку и отправить в любой конец страны. Такие студии появились в столичных и курортных городах СССР, одна из них — недалеко от Красной площади, в самом начале улицы Горького. Помимо звуковых писем, здесь подпольно изготавливали копии пластинок джазовых и рок-музыкантов, а также отечественных исполнителей, запрещенных в СССР. Официально же студия предлагала: «Ваше звуковое послание Вы можете украсить музыкальным фрагментом». На лицевой стороне пластинки, как правило, располагался пейзаж и какая-нибудь надпись, к примеру «Привет из Ялты!». Некоторые диски выпускались в уникальных конвертах с именем исполнителя — сегодня они представляют наибольший интерес для коллекционеров.

Тверская (бывш. ул. Горького), 4 

Этот пост покажет, какой была Москва в период своего расширения в 50-е - 60-е годы XX века. Именно в это время город разросся до пределов МКАДа, поглотив множество деревень и поселков, которые до этого были пригородом.

На Ленинском проспекте, у нынешней улицы Строителей. Бабушка с коровой не заблудились. Просто деревни на юго-западе столицы, имевшие свой уклад жизни, ещё сохранялись.

Прокладывают будущий Кутузовский проспект.

Здесь - та часть проспекта, которую успели оформить. То ли правила дорожного движения были мягче, то ли смотрели на такое "сквозь пальцы".

Дворик у Киевского вокзала.

Тоже рядом - на Бородинском мосту. Низенькая застройка Смоленской улицы и одинокая доминанта... Здание Министерства иностранных дел ещё не имело такого окружения, как сейчас.

Соседняя Ростовская набережная. Крылья "Дома архитекторов" ещё не достроены. Храм Благовещения Богородицы, что на Бережках уже обезглавлен, но пока не снесён, как и мелкая застройка вокруг него.

У станции метро "Сокол". Резное узорочье частных домиков и мощь только что построенного "космического" НПО "Алмаз" (тогда оно ещё так не называлось).

В этом же районе. Угол 2-й Песчаной и Чапаевского переулка. Чудесного домика, конечно же, давно нет.

Новоподмосковная улица (теперь - Зои и Александра Космодемьянских). Не сохранившиеся домики; рейсовый ЗиС-155 и гужевой хлебовоз на встречных курсах.

Прежнее Дорогомилово и новая гостиница "Украина".

Матвеевское, ещё оставшиеся частные дома и новая Веерная улица. На дальнем плане - Мосфильмовская улица и домики другой ныне исчезнувшей деревни, Гладышева. Фото 1968 года.

Мазилово. Катание с горки в овраге речки Фильки. Хрущёвки Кастанаевской и Тарутинской улиц, которые здесь достраиваются, ныне уже снесены и заменены жильём современных серий. Фото 1963 года.

Живописно расположенное село Крылатское. Видны МГУ и ниже - главный дом усадьбы Кунцево. 1962 год.

Понтонный мост на Москве-реке, который в зимнее время соединял деревни Щукино и Строгино. Вид на щукинский берег. Среди деревенских домов и заборов одиноко возвышается больница 3-го Главного управления Минздрава СССР, специализированная на лечении работников опасных производств (с радиацией, главным образом). 1960 год.

Деревня Петрово, испещрённый овражками склон прекрасной Сходненской чаши. 1965 год.

Бывшая дача в Покровском-Стрешневе (Авиационная улица). 6-й трамвай следует из Тушина к Соколу. 1968 год.

Бараки Астрадамского посёлка (что возле Тимирязевского леса), перед сносом. 1963 год.

Пасторальный пейзаж в Дегунине. Лишь на горизонте справа угадываются новостройки у Коровинского шоссе. Фото сделано между 1963-1966 годами.

6-й проезд Марьиной Рощи: "Хазы" и "малины" повыведены, да и сами домики доживают. 1967 год.

Бабушкин, улица Коминтерна. 1962 год.

Проспект Мира, у дома 173. Опустевшая изба на фоне городских построек. 1963 год.

Ещё вполне дачные Сокольники, Олений Вал. Фото 1966 года.

Измайлово. 1966 год.

Гуси на Перовом Поле (Зелёный проспект). Фото 1962 года.

Барак в Текстильщиках (1-й Саратовский проезд). Пока жив барак, сохраняются "личные наделы" с огородиками и мини-сарайчиками (ледниками?)... 1962 год.

Станция "Выхино" (метро+платформа ж/д) только строится. Вид в сторону Москвы. 1966 год.

Бараки в деревне Кожухово (ныне - улица Трофимова). 1967 год.

Печатники, Шоссейная улица. Трубы в кадре - знак совсем скорых перемен. Печатники тоже станут "спальным районом". Фото 1966 года.

Будущая Нагатинская набережная.

Последние остатки села Черёмушки (вид с улицы Шверника). Ещё стоит обезглавленная сельская церковь...1962 год.

Зюзино старое и новое. К подписи под снимком добавлю, что если мысленно провести по грязям диагональ из левого нижнего угла к середине правого края, получим современную улицу Каховку (в принципе, её трасса "читается" на снимке). И пруд сохранился. 1964 год.

У церкви Троицы в Конькове. 1969 год.

Песчаные переулки. Деревянные дома уступают место новой застройке. Вдали строится институт "Гидропроект" на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе. 1965 год (датировка на самом снимке ошибочна).

Тропарёво, место будущего проспекта Вернадского. Кадр из художественного фильма "Подсолнухи", съёмка 1969 года.

Землепашцы деревни Семёновское на фоне новостроек улицы Архитектора Власова. 1965 год.



Уникальные фотографии Москвы! В 1952-1954 годах в посольстве США в Москве работал майор американской армии Мартин Манхофф. Многое из того, что он видел в СССР, он снимал на пленку. Возможно, именно по этой причине его так скоро выслали из страны по подозрению в шпионаже.


Все его фотографии и видеозапись 50 лет пылились в шкафу, и о них практически никому не было известно. Но после смерти жены Манхоффа все эти материалы попали в руки историка Дугласа Смита. Вроде как там тысячи снимков, которые Дуглас пообещал оцифровать и выложить в сеть. И вот первая часть готова.

На фотографиях в основном Москва, есть немного Ялты, Мурманска, Киева. Кадры уникальны тем, что это не обычная для того времени постановка. Здесь можно рассмотреть настоящую жизнь того времени, да еще в цвете.

Наслаждайтесь!

01. Гостиница «Москва». А на Моховой деревья молодые)

02. Вид на Кремль из арки здания, в котором находилось американское посольство. Гужевая повозка с какими-то бабками и барахлом. Сейчас такое, конечно, невозможно)

03. Улица Моховая, 13, где до 1953 года находилось американское посольство.

04. Красная площадь, в 53-м там еще было автомобильное движение

05. Вид с Красной площади на Тверскую) Ворот еще нет

06. Кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади. Все на выборы!

07. Театральная площадь. Обратите внимание на рекламу на крыше Метрополя: "Пользуйтесь воздушным транспортом"

08. Большая Никитская улица. Высотку на кдринской еще строится.

09. Троице-Сергиева лавра. Совсем еще деревня.

10. Новинский бульвар, 18, Москва, напротив американского посольства. В 1995 году из этой арки неизвестный выстрелил в посольство из гранатомета.

11. Новинский бульвар, место напротив американского посольства

12. Там же

13. Петровский пассаж

14. Витрина магазина на Театральной площади

15. Новоспасский монастырь

16. Там же

17. Последняя по времени постройки сталинская высотка на Кудринской площади

18. Угол Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара

19. Вид с Воробьевых гор, невероятно) Совсем окраина!

20. Недавно построенное главное здание Московского университета в ночной подсветке. Снято с крыши американского посольства на Новинском бульваре.

21. А вот и похороны Сталина

22. О смерти Сталина официально объявили 5 марта 1953 года.

23. Неизвестно, как Манхофф отнесся к этому событию. Но гораздо важнее то, что он оставил после себя архив фотографий и ведеозапись похорон вождя.

24. Это единственная независимая съемка похорон Сталина. Все остальные известные на данный момент записи были сделаны государственными СМИ.

25. Траурная процессия. За гробом следуют члены политбюро и высокопоставленные чиновники.

26.

27. Весь маршрут процессии оцеплен военным конвоем.

28. Гроб Сталина крупным планом. Он обтянут красной тканью, а в крышке у него что-то вроде окошка, в котором лежит сталинская фуражка.

29.

30. Праздник на Манежной площади

32. Пушкинская площадь

33. Здание Центрального телеграфа, 300 лет воссоенинения Украины с Россией;)

34.

35.

36. Московский зоопарк

37. Занятие в бассейне МГУ

38. Станция метро «Парк культуры»

39. Есть еще немного кадров других городов. Их пока мало, но они не менее интересны. Это Морская улица в Петербурге

40. Вид на юго-западную часть Ленинградской улицы с места, где сегодня стоит гостиница «Азимут», Мурманск.

41. Парк жертв интервенции в Мурманске

42. Фотографии, сделанная из окна поезда.

43.

44. Набережная в Ялте

45. Ялтинский рынок

46.

47. Киев затопило

Маленькая фотоподборка московских контрастов пятидесятых годов
вызвала отклики категории "а вот помню...".
Вспоминали именно деревянную застройку, сохранявшуюся в разных окраинных районах Москвы.
Не мудрено.
"Взрывное" расширение города до пределов МКАД в 1960-м привело к
попаданию в городскую черту множества сёл, деревень, дачных и барачных посёлков.
"Переварить" их город сумел не сразу.
Итак, пройдёмся по родным деревням?

1. Землепашцы деревни Семёновское на фоне новостроек улицы Архитектора Власова:

Фото: Дин Конгер, 1965 год.

2. Матвеевское, ещё оставшиеся частные дома и новая Веерная улица:


На дальнем плане - Мосфильмовская улица и домики другой ныне исчезнувшей деревни, Гладышева.
Фото 1968 года.

3. Мазилово. Катание с горки в овраге речки Фильки.


Хрущёвки Кастанаевской и Тарутинской улиц, которые здесь достраиваются,
ныне уже снесены и заменены жильём современных серий.

Фото 1963 года.

4. Живописно расположенное село Крылатское:


Видны МГУ и ниже - главный дом усадьбы Кунцево.
Фото 1962 года из архива Александра Филатова.

5. Понтонный мост на Москве-реке, который в зимнее время соединял деревни Щукино и Строгино.


Вид на щукинский берег. Среди деревенских домов и заборов одиноко возвышается больница
3-го Главного управления Минздрава СССР, специализированная на лечении работников
опасных производств (с радиацией, главным образом).

Фото из архива Георгия Федосова, 1960 год.

6. Деревня Петрово, испещрённый овражками склон прекрасной Сходненской чаши:


Фото из архива Сергея Протасова, 1965 год.

7. Бывшая дача в Покровском-Стрешневе (Авиационная улица):


6-й трамвай следует из Тушина к Соколу.
Фото из архива Александра Шанина, 1968 год.

8. Песчаные переулки. Деревянные дома уступают место новой застройке:


Вдали строится институт "Гидропроект" на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе.
Фото: Олег Орлов, 1965 год (датировка на самом снимке ошибочна).

9. Бараки Астрадамского посёлка (что возле Тимирязевского леса), перед сносом:


Фото 1963 года.

10. Пасторальный пейзаж в Дегунине:


Лишь на горизонте справа угадываются новостройки у Коровинского шоссе.
Фото из архива Ильи Дьякова, между 1963-1966 годами.

11. 6-й проезд Марьиной Рощи:


"Хазы" и "малины" повыведены, да и сами домики доживают...
Фото: А.Зилов, 1967 год.

12. Бабушкин, улица Коминтерна:


Фрагмент панорамы Александра Алтынова, 1962 год.

13. Проспект Мира, у дома 173.


Опустевшая изба на фоне городских построек - сюжет, закономерно привлёкший внимание иностранца.
Фото: Стэн Вейман, 1963 год.

14. Ещё вполне дачные Сокольники, Олений Вал:


Фото 1966 года.

15. Измайлово:


Фото: Киреев, 1966 год.

16. Гуси на Перовом Поле (Зелёный проспект):


Фото 1962 года.

17. Барак в Текстильщиках (1-й Саратовский проезд):


Пока жив барак, сохраняются "личные наделы" с огородиками и мини-сарайчиками (ледниками?)...
Фото из архива Сергея Овсянникова, 1962 год.

18. "На дальней станции сойду..." - нет, пока нельзя. Станция "Выхино" (метро+платформа ж/д) только строится:


Вид в сторону Москвы.
Фото: И.Иванов, 1966 год.

19. Бараки в деревне Кожухово (ныне - улица Трофимова):


Фото: В.Н.Пальянов, 1967 год.

20. Печатники, Шоссейная улица:


Трубы в кадре - знак совсем скорых перемен.
Печатники тоже станут "спальным районом".

Фото 1966 года.

21. Будущая Нагатинская набережная:


Подпись к снимку исчерпывающе информативна.
Фото 1969 года.

22. Последние остатки села Черёмушки (вид с улицы Шверника):


Ещё стоит обезглавленная сельская церковь...
Фрагмент панорамы 1962 года.

23. Зюзино старое и новое:


К подписи под снимком добавлю, что если мысленно провести по грязям диагональ
из левого нижнего угла к середине правого края, получим современную улицу Каховку
(в принципе, её трасса "читается" на снимке). И пруд сохранился.

Фото, действительно, 1964 года.

24. У церкви Троицы в Конькове:


Фото из архива Александра Казакова, 1969 год.

25. Тропарёво, место будущего проспекта Вернадского:


Кадр из художественного фильма "Подсолнухи", съёмка 1969 года.

Мы завершили полный круг по часовой стрелке. Не все селения показаны.
Но это не от пренебрежения к ним, а от недостатка выразительного материала.
Надеюсь, с пополнением сайта

Почувствуйте колорит! Узнавайте знакомые места!
Советую раскрывать фото т.к. многие в хорошем разрешении.

1. Краснопресненская набережная. Пивзавод им. Бадаева. 1930-1940гг. Теперь тут возвышается деловое «сердце» Москвы.

2. Хихриков переулок. 1956-1958гг. Ныне несуществующий топоним. Слева по краю фото, вероятно, видится строительство дома три по Раевского.

3. Торговля на Дорогомиловском рынке. 1935-1939гг.

4. Бородинский мост. Вид с первого Ростовского переулка. 1940-1950гг.

5. Военная академия им. М.В. Фрунзе. Проезд Девичьего поля. 1937г.

6. Крымский мост. Зубовский бульвар. 1946-1948гг.
Когда упразднили трамваи, то рельсы были заасфальтировали и только в 70 году вскрывали асфальт и демонтировали рельсы, а кроме рельсов сняли еще много слоев асфальта, которые клали просто клали один на другой, в результате чего нагрузка достигла огромной величины (боюсь соврать в цифрах- не помню).Но конструкция выдержала, и более того, деформация не превысила расчетных значений!

7. Остоженка в сторону центра. 1913г.

8. Мальчик и телевизор. 1955-1956гг. Фото сделано из крупного сталинского дома через реку (д.2 по Краснопресненской наб.)
Телевизор КВН 49, без линзы.))

9. Дом на Сивцевом Вражке. Перекресток с переулком Плотников. 1960-1980гг.
8. Дом на Сивцевом Вражке. Перекресток с переулком Плотников. 1960-1980гг.
В этом доме в 1920-1941 гг. проживал Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942) - выдающийся лингвист, редактор и составитель знаменитого "ушаковского" четырехтомного "Толкового словаря русского языка", педагог и общественный деятель. Здесь Д.Н. Ушаков встречал 25-летний юбилей своей научной и преподавательской деятельности. Коллегия Академического Центра 28 октября 1921 года постановила (протокол №15) в честь юбилея: "а) выдать профессору Ушакову костюм и одну сажень дров; б) организовать чествование 30 октября".

10. Серединский переулок. 1960-1975гг.
Очаровательный штакетничек. И это была Москва.
"Полтинник" - МТВ-82, 25 маршрут трамвая (перед закрытием) - двухдверная Татра 3.
Маршрут 1951 года: Новое шоссе, Вятская ул., Масловка, Сущевский Вал, Марьина Роща, ул.Образцова, пл.Борьбы, Самотёка, Дурова, Безбожный, Комсомольская площадь - конечная! после строительства эстакады на Сущёвском Валу он стал ходить от кладбища на ул. Двинцев до круга на Каланчёвской пл.

11. 2-й Спасоналивковский переулок на Полянке. 1950-1956гг.

12. Жилой дом по улице Большая Якиманка дом 30/1 (во дворе). 1951г.

13. Строительство в Марьиной роще. 1957г.
Два светлых дома это Октябрьская 56 к2 и Шереметьевская 1 к2. Справа - Шереметьевская 1 к1 и Сущёвский вал 55(самый уголок дома с пожарной лестницей). Точка съёмки Октябрьская 56 к1.

14. Площадь Крестовской заставы (ныне - Рижская). 1937-1939гг.
Эти 2 водонапорные башни строились на рубеже 20 века, но не для паровозов (слишком жирно будет!), а для домов окружавшей их Мещанской слободы. Дома были не выше 2-3 этажей, и высоты башен с резервуарами наверху им хватало для водопровода. А для паровозов хватало и просто Г-образной трубы высотой 3-4 м, в старых фильмах часто попадали в кадр. В послевоенное время стали строить высокие дома, тут уже явно напора воды не хватало, вот и сломали эту красоту, да и путь на Ярославку широкий открыли.

15. Дворы близ ДК «Буревестник» 1935г.
На фото вид на 1-й Носов переулок. Квартал деревянных домов между Сокольническим Валом, 1-й Рыбинской, 3-й Рыбинской и Рыбинским переулком был разрезан 4-мя переулками - 1-м и 2-м Носовым и 1-м и 3-м Рыбинским. 2-й Рыбинский в 1986 году стал просто Рыбинским. До 1951 года Рыбинские переулки и улицы назывались Огородными.

16. Хапиловский пруд. Вид к Ткацкой ул. 1958-1959гг.
Как говорят старожилы - Довольно пахучий он был))

17. Щербаковская улица-во дворе дома 26/30. 1955г.
От "автора":
Главное - в таких домах все друг друга знали. Сколько раз слышал что-нибудь вроде: "Тёть Мань, пригляди за моим, я в магазин сбегаю!". И тётя Маня приглядывает. Как за своим. И по попке может дать, если забалует, а мать придёт - добавит: почему тётю Маню не слушался?... "Дядь Вань! К вам можно телевизор посмотреть, сегодня "Волгу-Волгу" будут показывать"... - "Давай, заходи!". При этом в комнате кто-нибудь может спать лечь: завтра рано вставать. Абажур газеткой прикроют... Я, например, этот фильм у... даже не могу сказать "у соседей", - в доме через дорогу смотрел. Припёрлись туда с моим приятелем-одноклассником. Он эту семью знал. На меня показывают: "А это чей?" - "А тёти Маруси из 20-го дома" - "А-а-а... Щи будете хлябать?" (вот это "щи хлябать" я запомнил). Другие отношения, другая культура жизни была.

18. Ул. Ибрагимова. 1950-1960гг.
Ткацкая в нач. 70-х еще сплошь были застроены этими бревенчатыми домами. И еще долго, вплоть до 90-х, кое-где по дворам того района можно было видеть штабеля бревен от этих домов, прикрытые жестью с крыш этих же домов, которые запасливые соседи придержали для своих дач.

19. Щербаковская, 58а. 1957-1959гг.
Обратите внимание на звезду в окне второго этажа.

20. Дом № 12 по улице Коммунистическая, сейчас она носит название Утренняя.. 1952г.(не уверен)
На данном месте расположен детский сад № 1617. Долгое время на территории этого детского сада оставался яблоневый сад с участка данного дома. 1950-1955гг.

21. МКАД у Лосиного Острова. От Ярославского шоссе в сторону Щелчка.1960г.
Авто Москвич-407 1960 года выпуска!

22. 2-я Медведковская, д.15. 1960г.
Снимок сделан в 1960 году во дворе частного дома, по адресу 2-я Медведковская д. 15, сейчас это Майский тупик. Дом находился примерно на месте крайней к центру города беседки для прогулок, на территории построенного там детского сада, участок 4 сотки располагался в сторону Енисейской ул. Направление съемки, строящийся дом Ленская ул., 10 корпус 3

23. Деревня Владыкино Краснополянского р-на Московской обл. 1958г.
Ныне двор за домом № 14 по Алтуфьевскому шоссе.
Владыкино- одно из самых древних подмосковных сел!

24. Дер. Владыкино. Зима. Главная улица. 1962г.
Воистину - красота требует жертв. В туфельках, да по снегу...!

25. 3й Нижнелихоборский проезд около дома 5 (АТС) вид на перекресток Дмитровского шоссе. На заднем плане дома 14 и 16/25, сейчас между ними 14-и этажка "Рыболов". 1968г.

26. Пересечение Стрелецкой улицы и 4-ого Стрелецкого переулка. 1964-1966гг.
В те времена в Марьиной роще еще работали уличные водопроводные колонки.

27. Снос дома №19 по Сущевскому валу. 1971-1973гг.

28. Бирюлёвский хутор. 1965г.
Бирюлёвский хутор располагался от Варшавского шоссе к селению Бирюлёво, женщины идут в сторону варшавки возможно в единственный поблизости магазин в Покровские выселки или на автобус.

29. Ну и на последок - Корова в Беляево-Богородском. 1968г.
Справа длинный дом – Академика Арцимовича д3 к1.

Loading...Loading...