Вклад ученых физиков в победу над фашизмом. «Вклад ученых-физиков в дело Великой Победы. Вклад ученых в великую победу

Внеурочное мероприятие в форме устного журнала "Вклад советских ученых-физиков в победу над фашизмом".

Пояснительная записка.

Внеурочное мероприятие в форме устного журнала "Вклад советских ученых-физиков в победу над фашизмом"

Цель: Познакомить обучающихся первых, вторых курсов с научными достижениями в годы Великой Отечественной войны и показать роль науки физики в достижении Великой Победы.

Задачи:

    Образовательные:

    Формирование представлений о взаимодействии физики и техники и их значительной роли в победе над фашизмом.

    Формирование информационной компетентности обучающихся: развитие умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, находить и использовать нужную информацию из разнообразных источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, сети Интернет. Развитие умения представлять результат своей работы - мультимедийную презентацию.

    Формирование у обучающихся представлений о связи физики с историей, литературой, информатикой.

    Воспитательные:

    Формирование гражданской ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, гордости за отечественную науку на материалах об ученых-физиках, исторических фактах, документах.

    Формирование навыков доброжелательного общения, взаимопомощи при работе в группе.

    Воспитание у подрастающего поколения благодарной памяти к героическому прошлому Советского народа, уважительного отношения к ветеранам ВОВ, вдовам, людям старшего поколения.

    Развивающие:

    Развитие творческих способностей обучающихся при создании мультимедийных презентаций.

    Формирование элементов творческого поиска, познавательного интереса при подготовке страниц журнала.

    Развитие эмоционально-ценностного мышления обучающихся на примере взаимодействия физики, литературы, истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Вся наша страна в преддверии Великого праздника - Дня Победы. И сегодня у нас с вами необычная встреча. Мы посвящаем ее годовщине Великой Победы над фашизмом. В достижение Великой Победы велик вклад ученых-физиков, которые в годы войны принимали участие в наращивании мощности массового серийного производства оружия, в разработке контрмер против немецкой боевой технике. Многие физики с оружием в руках отстаивали независимость нашей страны. Эпиграфом нашей совместной работы послужат слова президента Академии наук СССР в годы войны В. А. Комарова: "Участие в разгроме фашизма - самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой". Встречу мы проведем в форме устного журнала , страницы которого расскажут вам о вкладе советских ученых-физиков, конструкторов, изобретателей, техников, научных сотрудников в победу над фашизмом.

Содержание.

Заранее обучающиеся разбиваются на группы, выбираются руководители групп. С обучающимися обсуждаются основные страницы журнала, по которым группы собирают необходимый материал, готовят мультимедийные презентации к мероприятию.

Рассказать обо всех героических делах, совершенных нашими учеными в годы великой битвы с фашизмом почти невозможно! Остановимся лишь на нескольких эпизодах.

Страница первая: "Грозное лето 41-го"(вступительное слово преподавателя)

Страница вторая: "На голубых морских дорогах".

Страница третья: "Броня крепка и танки наши быстры". Выступление обучающихся с демонстрацией презентации.

Страница четвертая: "За рекою грянула "Катюша":". Выступление обучающихся с демонстрацией презентации.

Страница пятая: "В осажденном Ленинграде". Выступление обучающихся с демонстрацией презентации.

Страница шестая: "В тылу, за линией фронта". Выступление обучающихся с демонстрацией презентации.

Страница 7: "Ученые-физики". Выступление обучающихся с демонстрацией презентации.

Страница восьмая: "Победная весна"(заключительное слово преподавателя)

Готовятся записи песен о Великой Отечественной войне для озвучивания во время демонстрации презентаций: «Священная война», «Плещут холодные волны», «У деревни Крюково», « Песня о танкистах», «День победы».

Необходимо приготовить вопросы для аудитории, например:

Все научные центры находились именно на западе страны: на Украине, в Белоруссии, Ленинграде, в Москве, а враг двигался на восток. Как вы думаете, что же нужно было сделать в первую очередь?

Что означает- «магнитные мины»?

Почему же стальные корпуса кораблей, танков оказываются намагниченными?

Сколько дней находился в блокаде Ленинград?

Скажите, пожалуйста, где был налажен контакт с жителями блокадного Ленинграда в это суровое время?

А что вы знаете про боевую машину БМ-13 и как называли ее наши солдаты?

Используя какой закон механики можно добиться вращения снарядов вдоль оси?

Кто, когда и где впервые нанес сокрушительный залп по немцам из грозного оружия БМ-13?
- Как вы думаете, какой танк второй мировой войны считается легендарным?

- Чем отличалась наша боевая техника от боевой техники других стран?

Можно включить дополнительные исторические справки, например:
-Для исследования деформации льда при переправе через Ладожское озеро ученые из деталей старых телефонов, приемников и т.д. создали специальный прибор. В 30 градусную стужу под обстрелом изучали ученые практическую деформацию, вязкость льда, проломы, грузоподъемность, деформацию под влиянием нагрузок и т.д. «Пальцы прилипали от мороза к металлу, сдиралась кожа, отчего торчало мясо на пальцах», - впоследствии вспоминали ученые. Несмотря на это группа ученых под руководством П. П. Кобеко выполнили поставленную задачу и пришли к главному выводу: «Степень деформации зависит от скорости движения транспорта». По их подсчетам критическая, опасная скорость составляла примерно 35 км/час. Выяснили, что если скорость машины равна скорости распространения ледяной волны, то наступает резонанс.
Что означает выражение «наступает резонанс»?
Резонанс- это резкое увеличение амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты внешних периодических силы с частотой собственных колебаний системы.
Для водителей вывесили инструкцию по переправе через «Дорогу Жизни»,
после чего аварий стало значительно меньше. Академик А.Ф. Иоффе очень высоко оценил эти исследования.

Что означает КВ? В честь кого он так назван?
Он назван в честь великого полководца Клементия Ворошилова.
Б. Полевой в своем в документальном рассказе «На заре великой победы», в сб. «Война. Народ. Победа», М. 1976г. описывает такой случай с танком КВ. «7 ноября 1941 года после парада на Красной площади советские танки двинулись на фронт под Тулу и сходу вступили в бой. Танк КВ, на котором механиком-водителем был комсомолец Григорьев, подбил два вражеских танка. Но тут что-то случилось с подачей топлива из баков к двигателю и КВ остановился.
Немцев заинтересовал новый советский танк. Они решили перетащить его к себе в тыл. Два вражеских танка взяли КВ на буксир. К этому времени Григорьев подключил запасные баки с топливом, завел, дал задний ход, и его могучая машина потащила за собой оба танка противника. Приволок их в распоряжение своей части. Отважный танкист был удостоен звания Героя Советского Союза».
Масса – 47,5 т, экипаж – 4 человека, пушка – 152 мм, броня – 100мм, мощность – 600л.с., скорость – 35 км/час. На основе танков серии КВ начали создавать танки серии ИС (Иосиф Сталин).

- Кто, когда и где впервые нанес сокрушительный залп по немцам из грозного оружия – «Катюша»?

Уже 14 июля 1941 года батарея капитана Флерова нанесла залп по занятой немцами железнодорожной станции г. Орша под Смоленском.
Действительно, для немцев она была адской машиной.
7 октября 1941 года около д. Богатырь Смоленской области батарея капитана Флерова И. А. попала в засаду. Но они сумели уничтожить свои боевые машины. Часть солдат вышла к своим за 10 дней, преодолев расстояние 120 км. Капитан Флеров, будучи тяжело раненным, был убит в неравном в бою вместе с пятью оставшимися с ним солдатами. В 1963 году ему посмертно вручен орден мужества 1 степени и лишь в 1998 году присвоили звание «Героя России».

Данное мероприятие способствует развитию патриотизма, чувства национальной гордости, интернационализма. При правильном применении принципа историзма в процессе обучения физики можно пробудить у обучающихся интерес к жизни и творчеству служителей науки. Проявление такого интереса, в свою очередь, открывает перед обучающимися широкую дорогу к самостоятельным исследованиям.

Обращаясь неоднократно к истории естествознания, они начинают глубже интересоваться и самой наукой.

Список литературы:

    Иоффе А.Ф «О физике и физиках», изд. «Наука»,1985

    Научно- методический журнал «Физика в школе»

    Интернет- ресурсы.

January 30th, 2017

Во время войны все ученые с величайшей готовностью включились в борьбу с фашизмом. Каждый считал делом своей чести и долга сделать все, что в его силах. О мужестве воинов, защищавших город, о беспредельной стойкости гражданского населения, выдержавшего нечеловеческие испытания в блокаде, написано много и еще немало напишут.

Подвиг Ленинграда нельзя понять до конца, если не учитывать и роль ученых в его обороне. Люди науки в самых невероятных, труднейших условиях искали и находили новые средства и ресурсы для борьбы с врагом. Даже тогда, когда, казалось, все возможности физически исчерпаны... И часто совершали такое, что, казалось бы, превосходило человеческие возможности.

Пример тому каталитическая грелка , которая была создана в конце 1939 года, когда шли бои на Карельском перешейке. Стояли необычно злые морозы, многие бойцы обмораживались и выходили из строя. Нужно было быстро создать “нечто маленькое, компактное, обогревающее”. И вот коллективными усилиями была сотворена эта знаменитая грелка. Промышленность в очень короткий срок освоила массовое производство. Эта грелка спасла жизнь многим нашим воинам и в войну с белофиннами, и в годы Великой Отечественной войны.

Из какого цемента лучше делать противотанковые надолбы ? Они должны выдержать, не крошась и не ломаясь, вес многотонных бронированных машин, а вместе с тем на их изготовление нельзя тратить лишнее сырье,— его и так не хватает. Ученые Института коммунального хозяйства очень быстро дали свои рекомендации, а потом отправились на строительные полигоны и там практически внедряли лучшие методы сооружения бетонных противотанковых пирамид.

В Физтехе была создана база для испытания новых образцов боевой техники, разрабатывались способы сделать землю, из которой возводятся укрепления, водонепроницаемой. В Институте железнодорожного транспорта испытывали рельсы, балки, стальные плиты, подбирали материал, из которого лучше и быстрее можно сваривать противотанковые ежи, делать покрытия для дотов. Многие укрепленные районы вокруг Ленинграда проектировали академики и профессора архитектуры, они зачастую и руководили самими работами. Среди этих ученых были и академик Б. Г. Галеркин, автор теории оболочек, выдающийся ученый-строитель, и М. А. Шателен — выдающийся советский электротехник, член-корреспондент Академии наук СССР.

Осенью сорок первого года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте как светлячки. Они помогали людям ориентироваться на темных улицах. Откуда взялись такие значки в блокированном городе, мало кто задумывался, — были заботы поважнее. А чтобы получить эти кружочки, покрытые светящимся составом, ученым тоже пришлось немало поработать. Но главное заключалось в другом. Значки сравнительно мелочь. Светящиеся составы требовались, прежде всего, для многочисленных приборов — зенитчикам, артиллеристам-полевикам, морякам-балтийцам. На фронте и в блокированном городе зачастую нельзя было освещать приборы в ночное время. Даже карманный фонарик или “летучая мышь” могли демаскировать, привлечь внимание врага, вызвать обстрел и бомбежку. А как разглядеть, что показывают приборы: в темноте? Тут-то и помогали светящиеся составы, которыми покрывали стрелки или шкалы приборов на кораблях, на батареях. Производство светящихся составов во время блокады организовал в Радиевом институте известный физик профессор А. Б. Вериго . Он и его сотрудники произвели множество экспериментов, прежде чем нашли то, что требовалось. Однако, чтобы постоянно выпускать светящиеся составы в должном количестве, нужен был определенный запас солей радия. В городе таких запасов не сохранилось. Сотрудники института стали добывать радий с поверхности стен, с полов и потолков тех комнат, где раньше применялся радий для научных исследований, пустили в дело отходы. И они обеспечили светосоставами фронт.

О героическом труде ученых в годы блокады придется говорить не раз. В астрофизическом институте младшим научным сотрудником работала Елена Петровна Бутыркина . В ее ведении находились различные семена овощей и посадочный картофель, пригодные для питания, но Елена Петровна не воспользовалась ими. Она отобрала картофель, который следовало высадить весной, и бережно хранила весь посевной материал, спасала его от замерзания. Кое-какие излишки Бутыркина раздавала своим ослабевшим товарищам. Бывало, достанет из сумки, с которой не расставалась, пару картофелин или луковицу, сунет товарищу незаметно и уйдет. Именно такое поведение было характерно для многих ленинградцев. Мы знаем не один случай, когда люди умирали от голода, но не воспользовались научными ценностями, не извлекли из них выгоды, чтобы спасти себя. Они думали о будущем, о науке, чьи интересы были для них дороже собственной жизни.

В Ленинградском институте растениеводства, например, имелась уникальная коллекция семян зерновых культур, собранная под руководством академика Н. И. Вавилова . Она состояла из 100 тысяч образцов. Только образцов пшеницы насчитывалось 38 тысяч. Каждый образец — мешочек с зерном. Работники института, оставшиеся в Ленинграде, страдали и умирали от голода, но сумели сохранить драгоценные образцы.

В здании Института химической физики, находившемся по соседству с Физтехом, размещалась воинская часть. Первая блокадная зима была очень холодной — морозы достигали 35 — 40 градусов. Вдобавок еще голод делал людей особенно чувствительными к низкой температуре. Бойцы мерзли, из-за отсутствия топлива они стали растапливать печурки книгами из институтской библиотеки. Часть ее погибла. Погибло бы, вероятно, все, не узнай о происходящем библиотекарь Физтеха Наталья Федоровна Шишмарева . Она стала спасать книги. Одна на детских саночках перевезла множество томов в библиотеку Физтеха, которую сохраняла в неприкосновенности всю войну. Некоторым ведь порой казалось: стоит ли думать о книгах, когда гибнут люди...

И вот ведь что главное — люди тратили энергию, прежде всего на работу, на то, что было нужно в борьбе с врагом. Именно это спасало людей. Те, кто самоотверженно делал свое дело, забывая обо всех страданиях и невзгодах, выпавших на их долю, держались крепче, чем те, кто падал духом. Пассивные, отчаявшиеся становились первыми жертвами голода и болезней.

В Ленинграде и Кронштадте во время войны действовало несколько станций по размагничиванию боевых кораблей . Все они были созданы учеными Физтеха, которые их и обслуживали. Научные сотрудники размагничивали корабли в боевых условиях, разбирали магнитные системы вражеских мин, давали инструкции по их обезвреживанию, конструировали траловые устройства для вылавливания мин в море. В этой группе сотрудников Физтеха работали и женщины, среди них Валентина Иоффе , дочь академика А. Ф. Иоффе. Не все остались живы. На боевом посту погиб и наш старший научный сотрудник Н. Л. Писаренко , талантливый ученый, добрый товарищ.

Уже в начале вражеской блокады на Ленинградском фронте имелись радиолокационные установки . Не многим известно, что первый в мире радиолокатор создал в 1934 году в ленинградском Физтехе выдающийся ученый Д. А. Рожанский. В самом начале войны радиолокационные установки были еще несовершенны, но все же только они одни и могли “увидеть” самолеты, летевшие бомбить Ленинград. Ведь фронт проходил у стен города, а радиолокаторы засекали самолеты еще за десятки километров от передовой.
Для радиолокации потребовались специальные высокочастотные кабели . Образец коаксиального высокочастотного кабеля раздобыли на трофейной подводной лодке. Изоляция его была сделана из стирофлекса, который у нас тогда не изготовлялся. Задумали заменить стирофлекс другим диэлектриком — эскапоном, который до войны был создан в Физтехе. Изготовить сложное изделие поручили заводу “Севкабель”. Его директор Д. В. Быков и весь заводской коллектив приняли это задание как важнейшее дело, взялись за него охотно и энергично. Но условия были тяжелые — первая блокадная зима...
Вместе с работниками технического отдела завода налаживали массовое изготовление эскапоновых изоляторов, придумывали рациональные пресс-формы, конструировали различные приспособления. Были изготовлены два образца высокочастотного кабеля — один на изоляции из эскапоновых шайб, а другой — на эскапоновых колпачках. Испытали их. Велика оказалась наша радость, когда кабель на эскапоне, сделанный ценой многих трудов и мук в зимнем, блокированном Ленинграде, получился по всем данным не хуже, чем трофейный кабель на стирофлексе. Трудная задача была решена.
Сведения о том, что в блокадном Ленинграде изготовлен высокочастотный кабель на отечественной изоляции, быстро дошли до оборонных предприятий на Большой земле. Оттуда стали поступать просьбы изготовить эскапоновые детали. Радиолокационные установки требовались и на фронте, и в тылу, а без высокочастотного кабеля они не работали.

Как-то зимой Санитарное управление фронта обратилось в институт за консультацией: какое лучше использовать средство для лечения газовой гангрены. Дело в том, что у некоторых раненых бойцов стало развиваться это страшное заболевание. Институтский химик М. В. Гликина сумела помочь врачам, спасавшим жизнь людей.
В городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных маслах. Без краски можно было пока обойтись, а вот если бы удалось извлечь из нее масло, то это послужило бы определенным подспорьем для голодных людей. Наши физики и химики довольно быстро нашли способ превращения красок в пищу. В городе начали работать установки, извлекавшие из этого неожиданного “сырья” съедобное масло. Правда, запах краски в масле сохранялся, но кто в блокаде обращал внимание на подобные пустяки.

И сколько таких и куда более трудных, неожиданных задач ставила перед учеными и техниками необычная обстановка блокированного города! Откуда же все-таки брались снаряды, мины, авиабомбы в то время, когда Ленинград их не мог получить из глубины страны? Они делались в самом городе. Из чего? Из материалов, которые раньше совершенно не предназначались для такой цели. Нафталин , например, служил всегда, чтобы убивать моль, а во время блокады он стал исходным материалом для производства... взрывчатки. Целлюлоза , шедшая для производства бумаги, стала использоваться для изготовления пищевых дрожжей и как добавка к хлебу. Это не был полноценный продукт, но все же человеческий организм получал с ним какое-то количество питательных веществ.

Блокадники помнят грузовики с высокими металлическими цилиндрами, похожими на ванные колонки. Это были газогенераторы , где сгорали деревянные чурки. Полученный из них газ заменял бензин. Вскоре выяснилось, однако, что и перевод автомобилей с бензина на дровяное топливо тоже не окончательный выход. Не хватало сухих дров, чтобы пилить их на чурки.

. Тогда ученые предложили прессовать горючие кубики из опилок, добавляя к ним клеящий состав. В городе не было кокса. Ученые нашли способ плавить металл для снарядов и мин на термически обработанном антраците и торфе . Перестал поступать песок для формовочных земель — решили добывать его в черте города, а отработанные земли научились использовать вторично. Горючее для боевых самолетов извлекали из низкосортного топлива, смазочные материалы — из отработанных масел...

Жестокая нужда заставляла постоянно придумывать, находить выходы из самого трудного положения. Одно время блокадный Ленинград испытывал острый недостаток кислорода, а он был нужен для самых разных целей — и для спасения тяжелораненых, и для ремонта боевой техники. Получение кислорода удалось организовать на заводе имени Жданова , находившемся неподалеку от передовой. Завод почти непрерывно обстреливался. Фашистам даже не требовались дальнобойные орудия — до цехов они доставали и обычными полевыми пушками. Тем не менее, жизнь на заводе продолжалась, люди трудились, не покидая своих рабочих мест. Потом была пущена кислородная установка на Балтийском заводе, тоже подвергавшемся жестоким обстрелам.

На заводе им. Урицкого главным тогда были не папиросы, а снаряды, которые изготовлялись на фабрике в механическом цехе. Но и в куреве мы тоже нуждались, а запасы табака быстро истощались. Работники фабрики предложили добавлять в папиросы табачную пыль и даже сухие листья, собранные в городских парках. Конечно, дубовые и кленовые листья служили слабой заменой табака, но курильщики в городе и на фронте мирились с этим суррогатом. Папиросам они давали разные прозвища: “Матрас моей бабушки”, “Наша марка из вашего парка” и тому подобные.

Сотрудники Института морского флота придумали простой прибор, которому дали название “карманный перископ”. Прибор состоял из двух маленьких зеркал (40 Х 40 миллиметров), заделанных в раздвижное приспособление. В сложенном виде он умещался в кармане гимнастерки, а раздвинуть его можно было на треть метра. Перископ позволял бойцам вести постоянное наблюдение за противником, видеть все, что делается в поле, не поднимая головы из окопа, и, таким образом, застраховать себя от снайперских пуль противника. Производство карманных перископов было организовано в блокадном Ленинграде.

(Из книги Н. Рейнова “ Физики - учителя и друзья”)

=Arctus =

Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

2.Глава I. Биографии ученых (теоретическая часть) …………………...4

3. Глава II. Открытия ученых в годы Великой Отечественной войны (исследовательская часть)………………………………………………….5

4. Заключение……………………………………………………………….9

5. Литература……………………………………………………………….10

Введение

«Работать не только за себя,

но и за товарищей, ушедших на фронт!»

В.И.Чуйков

В Великой Отечественной войне на защиту Родины встал весь народ. Это была тяжелая кровопролитная война. Отгремели канонады Великой Отечественной войны. С той поры прошло много лет. Нужно ли молодому поколению 21 века знать о событиях тех лет, о судьбе конкретных людей?

Мы уверены, что нельзя забывать об ужасах войны, о страданиях людей, о смерти миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве солдат, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле.

Актуальность темы: Тема войны для нас не просто вопрос истории. Мы не хотим, чтобы эта война была для нас «неизвестной войной». Победа в Великой отечественной войне далась мужеством, героизмом и большим трудом, в том числе и людей науки. Знать и помнить об этом дело нашей совести.

Гипотеза: Высокой ценой и большими усилиями были достигнуты результаты научной деятельности ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны.

Цель работы: Исследовать вклад ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать глубокий патриотизм и героизм людей науки.

Задачи: Показать важность достижений ученых-химиков в Великой Отечественной войне, восстановить забытые имена великих ученых.

Глава I. Биографии ученых (теоретическая часть)

Николай Дмитриевич Зелинский (1861—1953) - гордость советской науки. Имя его стоит в ряду выдающихся химиков мира. Николай Дмитриевич Зелинский родился 25 января (6 февраля) 1861 года в уездном городе Тирасполе Херсонской губернии. Родители мальчика рано умерли от туберкулёза, и Николай остался на попечении бабушки Марии Петровны Васильевой. Его первые взгляды, вкусы, а также душевные качества формировались под благотворным влиянием этой замечательной русской женщины. Зелинский Николай Дмитриевич - известный русский химик. Родился в 1861 г. По окончании курса в Новороссийском университете, пробыл три года за границей, работая в лабораториях профессоров Вислиценуса, Виктора Мейера и Оствальда. В 1889 защитил магистерскую диссертацию "К вопросу об изомерии в тиофеновом ряду", а в 1891 г. получил степень доктора химии за работу "Исследование явлений стереоизомерии в рядах предельных углеродистых соединений". С 1893 г. состоял профессором Московского университета, откуда в 1911 г. вышел вместе со многими другими выдающимися учеными. Состоит профессором политехнического института Императора Петра Великого и заведует центральной лабораторией министерства финансов в Петербурге. Многочисленные работы Зелинского, отчасти произведенные им в сотрудничестве с многочисленными учениками, относятся к различным областям химии, органической и физической. Особенно много времени и труда Зелинский посвятил исследованию стереоизомерии и явлений катализа, а также на изучение химической природы углеводородов нефти; им же впервые осуществлен и синтез многих нефтяных углеводородов и выяснено их циклическое строение. Работы свои Зелинский печатал в "Журнале Русского Физико-Химического Общества", а также в иностранных химических изданиях.

Фаворский Алексей Евграфович - химик, родился в 1860 г. Среднее образование получил в нижегородской и вологодской гимназиях. В 1878 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета в Императорском санкт-петербургском университете, где и окончил курс со степенью кандидата в 1882 г. Будучи студентом 4 курса и по окончании курса работал в химической лаборатории университета в отделении А.М. Бутлерова. В 1883 г. поступил лаборантом в 1 Санкт-Петербургское реальное училище, продолжая работать в университетской лаборатории. В 1886 г. занял место лаборанта при технической лаборатории университета. В 1891 г. защитил диссертацию на степень магистра химии и в том же году физико-математическим факультетом поручено ему чтение аналитической химии в качестве приват-доцента. В 1895 г. защитил диссертацию на степень доктора химии и в 1896 г. занял в Санкт-Петербургском университете кафедру технологии и технической химии. За время своей ученой деятельности напечатал ряд работ по исследованию изомерных превращений в рядах непредельных углеводородов, за которые русским физико-химическим обществом удостоен премии имени Н.Н. Соколова. Под руководством Фаворского в его лаборатории сделано его учениками 9 научных работ. Ученые труды Фаворского напечатаны в "Журнале Русского Физико-Химического Общества".

Глава II. Открытия ученых в годы Великой Отечественной войны (исследовательская часть)

Данное исследование посвящено вкладу ученых-химиков в Победу.

Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики должны были создавать новые способы производства самых разных материалов, чаще всего на основе еще не освоенных, нетрадиционных сырьевых источников. Безотлагательно требовались взрывчатые вещества большой взрывной силы, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, легирующие материалы для изготовления броневой стали и легкие сплавы для авиационной техники, лекарственные препараты для госпиталей... Не менее важными, чем в довоенный период, оказались задачи производства строительных материалов, волокон, удобрений, красителей, кислот и щелочей.

Имена таких учёных, как А.Е. Арбузов, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов, А.Е.Ферсман, С.И. Вольфкович, И.Л. Кнунянц, М.М. Дубинин, Ю.А. Клячко, Н.Н. Мельников и многие другие золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны.

Значение химии определялось её участием в развитии следующих основных направлений, по которым проводились научно-исследовательские разработки для нужд фронта:

    Содействие развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности в создании металлов и сплавов специального назначения, продуктов органического синтеза спецназначения (прочная броня, пластмассы и др.);

    Создание боеприпасов и других составов специального назначения (зажигательные смеси, топливо для ракетных установок и т.п.);

    Создание специальных пищевых, медицинских и технических препаратов, обеспечивающих решение специфических задач, постоянно выдвигаемых в условиях войны;

    Поиск новых видов сырья и энергии; резкое увеличение производства отдельных видов чёрной и цветной металлургии, нефтяной, химической и электротехнической промышленности, строительных материалов.

За выдающиеся научные работы и изобретения, выполненные в суровые годы войны, многие химики были удостоены звания лауреатов государственных премий: Алексей Евграфович Фаворский, Александр

Николаевич Несмеянов, Николай Дмитриевич Зелинский, Николай Николаевич Семенов, Александр Евгеньевич Ферсман и многие другие ученые.

А.Е.Фаворский (1860-1945)

Герой Социалистического труда академик Алексей Евграфович Фаворский принадлежит к числу тех самородков, которыми всегда была богата русская земля. Беззаветная преданность Родине, глубокий патриотизм, величайшее трудолюбие - таковы черты А.Е.Фаворского. Значение научных работ А.Е.Фаворского очень велико. Он изучил химические свойства и превращения интереснейшего и легко добываемого сырья - ацетилена. Вместе со своими учениками разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, необходимых для производства целого ряда продуктов.

Новые соединения на основе ацетилена нашли широкое применение в оборонной отрасли промышленности. Ученый предложил оригинальные способы получения изопренового синтетического каучука на основе угля и воды.

Заслуги Фаворского были высоко оценены правительством. Лауреат Государственной премии, он был награжден тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 1945 г. Фаворский был награжден четвертым орденом Ленина и ему было присуждено звание Героя Социалистического труда за выдающиеся научные достижения в области органической химии и подготовку высококвалифицированных.

А.Н.Несмеянов (1899-1980)

Александр Николаевич Несмеянов - один из создателей нового научного направления - химии металлорганических соединений. Он синтезировал органические соединения ртути, олова, свинца, сурьмы, мышьяка, висмута и др. Эти соединения применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов, лекарственных препаратов, синтетических высококачественных материалов. Кроме того, им были разработаны методы ароматизации органических соединений, которые нашли применение во многих областях оборонной химии.

Признанием заслуг Несмеянова в науке было избрание его в 1943 г. действительным членом Академии наук СССР и присуждение в том же году Государственной премии. Несмеянов награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями, избирался членом академий наук многих стран. В 1961 г. ему была присуждена Ленинская премия.

Н.Д.Зелинский (1861-1953)

Николай Дмитриевич Зелинский был замечательным ученым-химиком и большим патриотом своей Родины. В годы первой мировой войны он предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз.

Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путем риформинга - ароматизации нефти:

Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в 1946 г. была присуждена Государственная премия.

Н.Н.Семенов (1896-1986)

Разнообразные проблемы, актуальные для фронта и тыла, разрабатывали ученые под руководством академика Николая Николаевича Семенова. Их исследования помогали решать проблемы транспорта и повышения эффективности взрывчатых веществ, улучшения огнезащитной пропитки шпал. Ими был усовершенствован метод обработки деталей самолетов, достигнута экономия дефицитных хрома и серной кислоты. Трудолюбие Семенова, его юношеская увлеченность своей отраслью науки, умение сконцентрировать вокруг своих идей талантливых сотрудников достойны восхищения.

Семенов во время Великой Отечественной войны работал в Ленинграде, а с 1943 г., когда его институт был переведен в столицу, - в Москве. Он награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», четырьмя орденами Ленина. Семенов - дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Нобелевской премии, почетный иностранный член многих академий наук.

А.Е.Ферсман (1883-1945)

Академик Александр Евгеньевич Ферсман, несмотря на свой преклонный возраст, помогал фронту, организуя поиски стратегического минерального сырья, разрабатывая методы его скорейшей переработки для неотложных нужд страны. По заданию Генерального штаба Советской Армии к декабрю 1942 г. он составил сводку «Стратегическое сырье зарубежных стран». В 1943 г. за выдающиеся заслуги в области развития геологических наук и в связи с 60- летием со дня рождения и 40-летием научной деятельности Ферсман был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1944 г. Ферсман в составе группы ученых участвовал в разработке мероприятий по обеспечению развития добычи угля и нового шахтного строительства в Печорском угольном бассейне. В том же году Академия наук СССР получила поручение советского правительства заняться проблемой Череповецкого металлургического комбината.

Академик А.Е. Ферсман создал из сотрудников руководимого им Института геологических наук АН СССР небольшие отряды и разослал их в разные районы страны для поисков минерального сырья, необходимого для выполнения военных заказов.

трудовой подвиг, который совершили металлурги и химики в годы войны, налаживая производство чугуна и стали, специальных сплавов и других композиционных материалов. В организации советского металлургического производства огромная роль принадлежит П.П. Бардину, А.А. Байкову, М.А. Павлову, А.А. Бочвару, Э.В. Бридске и другим учёным старшего поколения советских химиков, усилиями которых была разработана теория металлургических процессов, создана новая металлургическая база на северо-западе нашей страны (Череповецкий металлургический завод на основе железорудных месторождений Кольского полуострова), а также Кузнецкий металлургический комбинат.

Химики создавали защитные краски, маскирующие дымы разных цветов, горизонтальные и вертикальные дымовые завесы, позволяющие скрыть аэродромы, склады, самолёты в воздухе и корабли на море. Всё это непрерывно совершенствовалось и производилось в больших масштабах. Широкое применение на фронте и партизанской войне получили зажигательные вещества (ЗВ) твёрдые и жидкие. Кроме известных термитных, электронных, щелочно-металлических, комбинированных с гуттаперчей листов и т.п., война выдвинула применение гранат, бутылок и мин, начинённых горючими и самовоспламеняющимися продуктами, содержащими фосфор, металлорганические и другие вещества. Значительный вклад в разработку и производство зажигательных веществ во время Великой Отечественной войны внесли преподаватели кафедры химии Ярославского пединститута - доценты О.А. Косякина, А.С. Шевалёва и другие сотрудники.

9 мая 1945 г. в 21.00 из тысяч репродукторов, установленных по всей Москве, раздался голос диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, зачитавшего последний приказ войны: «Приказ № 369... произвести салют... тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий...»

В 22 ч. пурпурная заря встала над Москвой.

Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь

Заключение

Эта работа помогла мне узнать о достойном вкладе ученых - химиков нашей страны в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне, о значении химии в восстановлении и росте благосостояние страны в послевоенные годы.

Литература

    Вольфкович С.И. Современная химия и война: Доклад во всесоюзном химическом обществе им.Д.И. Менделеева. Октябрь 1942.

    Баранов Ж.Г. и др. // Химия в школе. 2008- №1. С. 6-10.

    Омаров Ш.М. // Химия в школе. 2005. №2. С. 11-14.

    Казарян П.Е. // Химия в школе. 2011. №4. С. 5-9.

    Левина Л.С. // Химия в школе. 2010. №2. С. 2-5

    Интернет ресурсы: www./kargoo.gov.kz>loader/load/10636;

    http://www.fptl.ru/biblioteka/spravo4niki.html

















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • рассмотреть особенности развития музыки, живописи, литературы, кинематографа в условиях Великой Отечественной войны;
  • показать на конкретных примерах, какой вклад в Победу внесли деятели культуры;
  • продолжать развивать умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Форма урока: устный журнал

Оборудование: Выставка литературы, военных плакатов, портреты писателей, поэтов, художников, военных операторов, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа «От Кремля до рейхстага».

Понятийный минимум: патриотизм, гражданственность, социалистический реализм, публицистика, Кукрыниксы.

Страницы устного журнала:

  1. Вклад художников в Великую Победу.
  2. Писатели и поэты на войне и о войне…
  3. И музыка врага громила…
  4. Радио и кинематограф.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Решение проблемного задания
  3. Рефлексивный момент
  4. Задание на дом

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве советских писателей и поэтов, художников и композиторов, кинематографистов. Именно произведения искусства той поры являются тем мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им силы выстоять и победить?!

Большую роль в поднятии боевого духа, в формировании патриотизма сыграли деятели культуры. Именно их творчеству и посвящён наш урок.(Слайды 1-2)

II. Постановка проблемного задания

(Слайд 3)

-?- Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.

(в течение урока учащиеся обдумывают проблему, свои выводы формулируют в конце урока)

III. Поисково-исследовательский этап

1-я страница. Вклад художников в Великую Победу. (Слайд 4)

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.

Активно способствовали подъёму этого духа советские художники. Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката. Плакаты периода 1941–1945 годов подразделяется на две большие группы:

  • плакат героический
  • плакат сатирический.

Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, причём основное внимание художника, как правило, обращено на передачу движения, эмоциональной напряжённости, целеустремлённости. Подчёркивая единство армии и народа, напоминая зрителю славную историю нашей Родины, служащую залогом победы, художники часто прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условно аллегорических изображений, символизирующих Родину:

  • Плакаты 1941 года «Бей врага, как его били отцы и старшие братья–матросы Октября!» (автор С.С. Бойм),
  • «Родина-мать зовёт» (автор И. Тоидзе).

(Слайд 5-6)

Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте. Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката - Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг - защитить Отечество.

Большую группу плакатов военных лет занимают сатирические плакаты, главной задачей которых являлось развенчать врага, внушить народу оптимизм, уверенность в победе. Для сатирических плакатов основой является сюжет, остроумные сценки, забавные уподобления, едкие сравнения. Для этой группы плакатов характерно разоблачение звериной сущность фашизма. Злодеяния фашистов побудили советских художников к созданию обобщённого образа фашистской армии в виде различных чудовищ. (Слайд 7)

На плакате Д.А. Шмаринова «Раздавить фашистское чудовище» 1941 года советский солдат с горящими глазами втыкает штык в чудовище в виде осьминога с человеческой головой в каске с фашистской свастикой, за спиной солдата – танки и самолёты, развевается красный флаг.

Мастером карикатуры был Борис Ефимов. (Слайды 8-9) Его по праву считают величайшим карикатуристом в мировой истории этого жанра.

Борис Ефимов был в числе тех советских писателей и художников (Моор, Дени, Кукрыниксы и др.), кто уже на шестой день нападения Германии на СССР создал мастерскую "Окон ТАСС". Как и в годы гражданской войны, плакаты, сделанные сразу по получении сводок с фронта или последних международных сообщений, вывешивались на улицах Москвы, вселяя в людей даже в самые трудные дни веру в Победу. Потом "Окна" тиражировались и выпускались в тылу - Пятигорске, Тбилиси, Тюмени.

В годы войны в полной мере проявилась "убойная" сила карикатур Ефимова. Его работы публиковались на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

Наиболее компетентными и авторитетными критиками творчества художников-карикатуристов в годы войны были сами бойцы, которые по собственной инициативе и очень охотно давали свои отзывы о творчестве художников, находя для этого время среди весьма важных и неотложных дел.

Эти драгоценные отзывы написаны по-разному: одни наспех, карандашом, быстрым неразборчивым почерком, другие - старательно, чернилами, ровными, аккуратными строчками. Написаны и на измятых листках, вырванных из школьных тетрадей, и на обороте каких-то бланков, и на скромных блокнотах армейских газет, и на роскошной трофейной бумаге с тиснеными вензелями. Но обратный адрес у всех один: "Полевая почта, номер такой-то". Вот некоторые примеры:

Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше... Карикатуры - это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.

Дорогой тов. Ефимов! Посылаю вам нашу красноармейскую газету "Бей фашистов!". В ней мы напечатали вашу карикатуру... Карикатуры в центральных газетах любят наши воины, порой одна карикатура больше скажет, чем статья. Мы уже напечатали много ваших рисунков... Привет вам от читателей и сотрудников нашей маленькой фронтовой газеты. Ответственный редактор майор Н. Иванов. Простите, что пишу карандашом. Увы! Нет чернил. Полевая почта 43952. Н. И.".

Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда"... П/п 24595. В. Я. Корниенко.

Творчество Бориса Ефимова в годы войны получило признание и известного британского художника-карикатуриста Лоу, который в 1943 году, после выхода в свет альбома сатирических рисунков Ефимова "Гитлер и его свора", писал: "...карикатуры Ефимова, собранные в альбоме, обнаруживают черту, на которую следует обратить особое внимание: их фантазия и творческий метод не представляют никаких трудностей для британского восприятия. По-видимому, русское чувство юмора очень близко к британскому... Русские любят смех, и к тому же смех, понятный нам, британцам».

Не меньшую популярность получило творчество Кукрыниксов. Кукрыниксы - творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович. Вместе, под общим псевдонимом - Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку - Куприянов, Кры - Крылов, НикС - Николай Соколов выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько. (Слайды 10-12)

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов.

Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой - они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью. Их вклад в победу над врагом был огромным - карикатуристы убивали его своим оружием - смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат.

(Слайды 13-14)

В 1942 году Кукрыниксы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, вызывавшую слезы у зрителей… Затем появилось полотно «Бегство фашистов из Новгорода» - в 1944 году Кукрыниксы приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией - был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали на картине. (Слайд 15)

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947-48; Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Вводя гротесковую черточку, Кукрыниксы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом - подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

Большую известность получили

  • батальные полотна художника Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя», «Окраины Москвы. Ноябрь, 1941 г.» (Слайды 16-17)
  • картина К.Ф. Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г.» (Слайд 18)

- ? – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

(Отвечают. Выводы фиксируют в тетрадях)

2-я страница. Писатели и поэты на войне и о войне…

(Слайд 19)

С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт. Пятьсот из них были награждены орденами и медалями. Восемнадцать стали Героями Советского Союза. Более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган… (Слайд 20)

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди и для людей». (Слайд 21)

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.

Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц смерти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи.

Это был голос Ольги Фёдоровны Берггольц. Эта хрупкая, красивая женщина все 900 дней блокады провела в осаждённом городе. Её стихи вошли в каждый дом замерзающих, обессиленных, голодных блокадников, в каждую семью, в сердце каждого, потому что это был голос необыкновенной искренности, душевной стойкости и мужества.

(Слайды 22-24, видеоролик с записью стихотворения О. Берггольц «Нам от тебя теперь не оторваться» - Приложение 1 )

Безусым солдатом, юношески восторженным и по-детски наивным добровольцем ушёл на фронт удивительно обаятельный человек и впоследствии самобытный поэт Эдуард Асадов.

«Сражаюсь, верую, люблю», - эти строки ёмко и точно определяют внутренний мир, душу, жизненное кредо поэта и его стихов.

Начинал войну 20-летним лейтенантом, артиллеристом. Он не только выжил в этой страшной войне, но не сломался, не сдался, не очерствел сердцем и душой. (Слайд 25)

Последний бой командира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и… внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. Взрывом мины ему вырвало глаза.

А затем госпиталь. Стихи между операциями, и новая жизненная ступень: литературный институт имени Горького, который незрячий поэт Асадов окончил с отличием. (Слайд 26)

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия почти не принимал; был ранен под Моздоком.

Но эти месяцы оказали неизгладимое впечатление на будущего поэта. Все его стихи отличаются необыкновенной проникновенностью, доходят до сердца каждого: «Бери шинель, пошли домой», «До свидания, мальчики!»… (Слайд 27)

Невиданной популярность пользовалась лирика К.М. Симонова. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 году Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 году снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). (Слайд 28)

Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

К самому сердцу фронтовиков обращались его стихи, в которых горечь утрат военных лет соединилась с радостью любви к жене, матери. И шире – к родимой земле.

(Звучит стихотворение «Жди меня» в исполнении Габриелян Л.)

Литературный герой, созданный А. Твардовским, Василий Теркин стал главным героем народной войны.

В годы Великой Отечественной войны Александр Трифонович Твардовский был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин» , которой дал подзаголовок «Книга про бойца» . Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 году.

Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения «Я убит подо Ржевом...» и «Я знаю, никакой моей вины...» Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи «Дом у дороги» (1946), которую Твардовский назвал «лирической хроникой».

(Слайды 29)

3-я страница. И музыка врага громила… (Слайд 30)

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.

Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.

Одна из самых замечательных песен начальных дней войны - «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала всеобщее признание. В ее эпически суровом складе было заключено поистине общенародное осознание патриотического долга. Монументальная по содержанию, лаконичная по выражению, эта песня стала уже в те дни «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны». (Слайд 31)

Большую популярность завоевали и другие песни военных лет. Не было, пожалуй, человека, который не знал бы песен М. Блантера («В лесу прифронтовом» на слова М. Исаковского, «Жди меня» на слова К. Симонова). В золотой фонд советской песенной культуры вошли также «Песня смелых» В. Белого (текст А. Суркова), «Ой туманы мои, растуманы» В. Захарова (текст М. Исаковского), «Шумел сурово брянский лес» С. Каца (текст А. Софронова), «Песня о Днепре» М.Фрадкина (текст Е. Долматовского), «Заветный камень» (текст А.Жарова) и «Песня защитников Москвы» (текст А. Суркова) Б. Мокроусова, «Самовары-самопалы», «Вася-Василек», «Где орел раскинул крылья» (текст С. Алымова) А. Новикова, «В землянке» К. Листова (текст А. Суркова) и многие другие.

В произведениях симфонической музыки раскрылись замечательные черты русского национального характера, богатый духовный мир советского человека, его мужество и героизм. Символом стойкости родного города восприняли ленинградцы Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. (Слайд 32)

Поднимали боевой дух советских воинов многочисленные концертные бригады, выезжавшие на фронт. Всенародной любовью пользовались Л. Утёсов, К. Шульженко, Л. Русланова, И. Юрьева – талантливые исполнители народных песен. (Слайды 33-35)

4-я страница. Радио и кинематограф. (Слайд 36)

О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы. Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана стал самым известным в стране. (Слайд 37)

243 оператора-документалиста запечатлели для нас хронику войны. Их называли "солдатами с двумя автоматами", потому что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное - кинокамера.

Кинохроника во всех её видах была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.

В первые месяцы войны Ленинградская, Киевская, Минская студии кинохроники оказались выведенными из строя. Оставалась Московская киностудия, которая стала организующим центром, сумела быстро укомплектовать фронтовые киногруппы и разослать их в действующую армию. И уже 25 июня 1941 года в 70-й номер "Союзкиножурнала" были включены первые фронтовые киносъёмки, а с начала июля 1941 года в нём уже была постоянная рубрика "Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны".

Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И. Копалина и Л. Варламова, с триумфальным успехом прошедший по экранам всего мира (только в США его посмотрели более 7 миллионов зрителей) и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии "Оскар" как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года. (Слайды 38-41)

Среди операторов был и известный советский кинодокументалист, лауреат Ленинской премии режиссер Роман Кармен. Он был участник четырех войн и объездил полмира с кинокамерой. Во время ВОВ оператор запечатлел на кинокамеру сражение под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии. Кармен был не только оператором, но и талантливым писателем.

Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны... Молодой кинооператор, воспитанник ВГИКа Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до того момента, пока не потеряла сознание. Смертью героев пали операторы-фронтовики В. Сущинский, В. Муромцев, П. Быков и многие-многие другие. Их имена начертаны на мемориальных досках в зданиях Центрального Дома кино, Центральной студии документальных фильмов, Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М.Горького.

Перед художественной кинематографией стояла и вторая, не менее важная задача - завершить, несмотря на войну, все ценные художественные фильмы, начатые производством до нападения фашистов на СССР. И такие картины были закончены. Это «Свинарка и пастух», «Машенька», «Романтики» и другие фильмы.

Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном труде, о достижениях национальной культуры, которые нужно теперь защищать с оружием в руках.

Кипучая кинематографическая деятельность не прекращалась в Москве ни на одну минуту. Однако в наиболее тяжелые дни, когда бои шли в нескольких десятках километров от нашей столицы, художественные киностудии из Москвы было решено эвакуировать. В Алма-Ате московские кинематографисты создали свои основные произведения военного времени.

Первым художественным полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома», поставленный И. Пырьевым по сценарию И. Прута. (Слайд 42)

В центре стоял образ партийного руководителя. Авторы фильма с большой агитационной силой и художественным мастерством раскрыли на экране народные истоки образа коммуниста, поднявшего людей на смертельную схватку с врагом. Секретарь райкома Степан Кочет в исполнении замечательного актера В. Ванина по праву открыл галерею масштабных, ярких характеров советского кинематографа военных лет.

Новый шаг к постижению правды войны художественный кинематограф сделал в фильме «Она защищает Родину» (1943). Важность этой картины, снятой режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А. Каплера, заключалась, прежде всего, в создании героического, подлинно народного характера русской женщины - Прасковьи Лукьяновой, - воплощенного В. Марецкой. (Слайд 43)

Партизанской борьбе, смелым и гордым советским людям, не согнувшимся перед фашизмом, не прекратившим борьбу за свободу и независимость, посвящались лучшие фильмы Центральной объединенной киностудии: «Она защищает Родину», «Зоя», «Нашествие», «Человек № 217», «Во имя Родины». (Слайд 44)

Немалую роль в мобилизации духовных сил народа на борьбу с фашизмом сыграла экранизация произведений К. Симонова, осуществленная режиссером А. Столпером (кинофильм «Парень из нашего города»), пьесы А. Корнейчука «Фронт» (режиссеры Г. и С. Васильевы). (Слайд 45)

В 1943 г. студии начали постепенно возвращаться в свои московские павильоны. Первым большим художественным фильмом, снятым в годы войны на Мосфильме, был «Кутузов» (режиссера В. Петрова) с А. Диким в заглавной роли. (Слайд 46)

Вернулся на экраны и пользовался огромной популярностью созданный в 1938 г. фильм Эйзенштейна «Александр Невский». (Слайд 47)

-?- Как вы думаете, почему? Какие параллели можно было провести между событиями 13 и 20 веков?

(Отвечают)

IV. Решение проблемного задания

-?- Каковы особенности развития культуры в период Великой Отечественной войны?

(Учащиеся решают проблемное задание, записывают выводы в тетради)

(Слайд 48-49)

V. Рефлексивный момент

Закрепление изученного материала (учащиеся выполняют тестовые задания – Приложение 2 ).

VI. Задание на дом

Д/з: § 25, стр.244-246, повт. § 24-25

Индивидуальное задание: подготовить проект - презентацию по теме «Вклад советских учёных в победу над Германией».


Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось в жизни, наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее. Работая над проектом, из книг, энциклопедий, газетных и журнальных статей мы узнавали все новые факты о вкладе науки в Победу. Об этом надо рассказывать, этот материал надо приумножать и хранить, чтобы люди знали и помнили, кому мы обязаны годами мирной жизни без войны, кто спас мир от чумы фашизма.




В рамках этой цели ставились следующие задачи: 1) Выяснить, кто из учёных принимал участие в боевых действиях. 2) Определить, какие задачи приходилось решать математикам и физикам в годы Великой Отечественной войны. 3) Выяснить вклад ученых Тамбовской области в Победу над фашистской Германией.


Методы исследования: изучение литературных и интернет источников изучение литературных и интернет источников сравнительный анализ полученной информации сравнительный анализ полученной информации отбор информации для работы отбор информации для работы изучение и решение задач, которые могли решаться в годы войны изучение и решение задач, которые могли решаться в годы войны создание задач военной тематики для использования на уроках и во внеклассной деятельности. создание задач военной тематики для использования на уроках и во внеклассной деятельности.


Участие ученых в боевых действиях 21 июня 1941 г в высших учебных заведениях страны заканчивались экзамены, в лабораториях институтов решались в основном мирные проблемы. Молодые и умудренные опытом ученые создавали новые теории, не подозревая, что и они послужат делу разгрома врага. Студентка механико – математического факультета МГУ Женя Руднева (в последующем прославленная летчица, Герой Советского Союза) записала в дневнике: «Сданы все зачеты! Все экзамены! Все! Все! Жизнь прекрасна и удивительна!» А на следующее утро на весь народ обрушилась грозная весть – война!


Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны был избран член - корреспондентом АН СССР.


В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Ю. В. Линник (1915 – 1972)




Алексей Макаров. В начале войны он поступил в институт, а уже в ноябре 1941 г. ушел на фронт. В одном из боев был тяжело ранен, и, спасая товарища, попал под немецкий танк. Спас его глубокий снег, в который юноша был глубоко вдавлен. Так в снегу и пролежал трое суток. Остался без обеих ног, стал инвалидом первой группы. А было ему тогда всего – то 18 лет! В 1943 году Алексей вернулся в институт, успешно закончил его, а потом долгое время работал учителем – словесником в школах Мичуринского района.


Еще один выпускник Мичуринского учительского института (тогда еще педагогического училища) житель нашего села Гончаров Андрей Андреевич. По первому зову ушел на фронт. Воевал на Севере, потом сражался за Украину. Под Севастополем попал в лагерь военнопленных, совершил два побега. Во второй раз успешно. День Победы встретил в Праге. И вот, наконец, вернулся в родное село, стал работать учителем начальных классов. Более 30 лет проработал Андрей Андреевич Гончаров в Терской средней школе и за эти годы сумел воспитать не одно поколение настоящих, честных людей. Уже много лет его нет с нами, но он все равно живет в сердцах своих учеников, детей, внуков.


Многие молодые ученые могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось не осуществленными, какие россыпи научных сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня наука, не понеси мы этих потерь.










Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными ранее явлениями в поведении самолета. В определенных режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение, причем с большой амплитудой, и это явление, получившее название флаттер, вело к разрушению самолета в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.




Наука – флоту. Помощь морякам в размагничивании кораблей. Разработать методы защиты кораблей от минного и торпедного оружия было поручено Ленинградскому физико- техническому институту. Идею размагничивания предложили и осуществили ученые во главе с академиком А.П. Александровым. Группа Александрова выехала на Балтику, где срочно занялась размагничиванием кораблей, что являлось надежной защитой их от неконтактных мин. Ученые вели свои работы непосредственно в районе боевых действий, и вскоре проблема защиты кораблей от такого типа мин была полностью решена. Известно, что ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеских минах. А.П. Александров


В поисках материала для проекта из книги Ивана Никулина «Мичуринские зори» мы узнали, что славные победы советского флота в Великой Отечественной войне были описаны в «Морском атласе» нашим земляком, уроженцем Мичуринска, лауреатом Государственной премии, инженером, контр – адмиралом Леонидом Александровичем Деминым.


Идея «Катюши» зарождалась в лабораториях мехмата МГУ Героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил уже летом 1941 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы, вселяющие в противника дикий ужас. Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно - зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».






За годы войны Котиным Ж.Я и его коллективом были созданы 13 типов боевых машин, выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок, 48 тысяч танковых дизель - моторов, 17 миллионов заготовок боеприпасов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер. Заводы Танкограда дали фронту: каждый третий снаряд; каждый второй танк.




В период Великой Отечественной войны Андрей Николаевич по заданию Главного артиллерийского управления, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны». Его разработки по математической теории вероятностей использовались во время Великой Отечественной войны для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.


Ученые блокадного Ленинграда для обороны родного города. Крупнейший ученый, сделавший блестящие открытия в различных областях физики, Абрам Федорович Иоффе во время войны сумел расставить приоритеты, направив весь научный потенциал Ленинградского физико – технического института на решение проблем обороны страны – и за это ему благодарна Россия.


Вклад ученых в создание знаменитой «дороги жизни» по Ладожскому озеру Обеспечение надежности ледяной дороги через Ладожское озеро было поручено группе ученых Ленинградского физико – технического института во главе с членом – корреспондентом АН СССР Павлом Павловичем Кобеко.




Много еще сделал Курчатов и руководимые им коллективы для приближения Дня Победы. Наше правительство, зная о стремлении гитлеровской Германии создать атомное оружие, в 1943г. предложило ученым возобновить ядерные исследования. В Москву с фронта были отозваны Курчатов и другие атомщики. Вскоре в Москве возник атомный институт, в котором началось под руководством Игоря Васильевича Курчатова создание ядерного оружия.


Игорь Курчатов привлекает к работе над атомным проектом умнейших и математиков и физиков: Юрия Харитона, Якова Зельдовича, Льва Ландау, Мстислава Келдыша и многих других. В послевоенные годы наши ученые проделали очень большую работу по укреплению обороноспособности Родины. Их усилиями, возглавляемыми академиком Курчатовым, было создано советское атомное и термоядерное оружие и ликвидирована атомная монополия американцев. Мир был избавлен от американского атомного шантажа.


Работая над проектом, мы узнали также … что член – корреспондент АН СССР Н.Г. Четаев решил сложную задачу по определению наивыгоднейшей крутизны нарезки стволов и это позволило обеспечить максимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете. Н.Г.Четаев


… что в Казани в условиях эвакуации Петр Леонидович Капица работает над новыми методами достижения низких температур и создает самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах. И уже к концу 1941 года установка стала поступать в госпитали, где использовалась для лечения раненых бойцов. П.Л.Капица


…что в 1942 году сотрудники лаборатории люминесценции, которой руководил Сергей Иванович Вавилов, разработали методы и средства светомаскировки военных объектов. Новые средства отправлялись на авиационные и пороховые заводы. Они использовались при маскировке пристаней на Волге во время Сталинградской битвы. С. И. Вавилов


… что в годы войны в г. Тамбове хирургом – консультантом военного госпиталя был известный хирург, почетный профессор медицины, одновременно, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука. Ученый, хирург, священник, богослов, общественный деятель – таким он вошел в историю России. Человек с золотыми руками и отзывчивым сердцем, таким он остался в памяти старожилов Тамбова.


… что еще один наш земляк майор медицинской службы Кирилл Дмитриевич Пяткин на передовой линии фронта, под грохот орудий и вой самолетов написал свыше двадцати научных работ по диагностике и профилактике заразных болезней и, отнимая часы ото сна, трудился над докторской диссертацией, которую успешно защитил в 1944 году. Четкая санитарная служба, созданная под его руководством, спасла от инфекционных заболеваний не одну тысячу солдат и офицеров Советской Армии.


Заключение Как бы хотелось упомянуть здесь всех ученых – физиков, математиков, химиков, механиков, чьи труды помогли отстоять свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно? Ответом на основополагающий вопрос проекта: «Действительно ли, что любая война, помимо разрушений, несёт в себе и созидательную функцию?» стали наши исследования, которые подтвердили: да, война – это страшная разрушительная сила, но война заставила и созидать. Даже немцы после войны признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. Как писал выдающийся физик академик С.И. Вавилов: «Советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки».



Использованные материалы: Большая советская энциклопедия. – М г. Великая Отечественная Война год, Москва: Советская энциклопедия, 1985 г, главный редактор генерал Армии профессор М. М. Козлов Горбачёв Н. Что значит быть Математиком? «Смена», 1978 г., 12. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: Гнеденко Б. В. Математика и контроль качества продукции М.: Знание, Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, Оружие Победы.-2-е изд., перераб. И доп. - М: Машиностроение, Интернет ресурсы: festival.1september.ru · ru.wikipedia.org/wiki tankograd.narod.ru

Loading...Loading...