Расовые законы третьего рейха. Нюрнбергские законы - Записки пограничника — LiveJournal. Закон о гражданстве рейха

План
Введение
1 Описание законов
1.1 Определение понятия еврей

2 Комментарии законов
2.1 Значение и действие
2.2 Ужесточение законов на Ванзейской конференции

3 Иллюстрации

Список литературы

Нюрнбергские расовые законы (нем. Nürnberger Rassengesetze ) - два расистских (в первую очередь антиеврейских) законодательных акта («основные законы») - «Закон о гражданине Рейха» (нем. Reichsbürgergesetz ) и «Закон об охране германской крови и германской чести» (нем. Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre ), провозглашённые по инициативе Адольфа Гитлера 15 сентября 1935 года на съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге в соответствии с тайной программой (1920) и единогласно принятые сессией рейхстага, специально созванной в Нюрнберге по случаю съезда партии.

1. Описание законов

Согласно статье второй «Закона о гражданстве Рейха», гражданином может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность преданно служить германскому народу и рейху». Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства, в первую очередь, евреев и цыган.

Самое пристальное внимание при создании и исполнении этих законов уделялось евреям. Так, «Закон об охране германской крови и германской чести» среди ряда запретов запрещал как «осквернение расы» брак и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови», наём евреями домашней прислуги из женщин «германской или родственной ей крови» моложе 45 лет, а также вывешивание евреями национального или имперского флага и использование тканей сходной расцветки. Нарушение закона влекло уголовное преследование.

Закон о защите немецкой крови и немецкой чести

«Побуждаемые сознанием того, что чистота немецкой крови является залогом существования немецкого народа, а также непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации во все времена, рейхстаг единодушно принял публикуемые ниже законы»

1.1 Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. Заключенные вопреки этому закону браки не имеют юридической силы, даже если они оформлены в обход этого закона за пределами Германии.
1.2 Процедура аннулирования такого брака может быть осуществлена только государственным прокурором.
2. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена.
3. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин - государственных подданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет.
4.1 Евреям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный флаг, а также использовать цвета Рейха для иных целей.
4.2 Евреям разрешено ношение одежды еврейских цветов. Это право охраняется государством.
5.1 Всякий, кто нарушит запрет, установленный в п.1, будет наказан тюремным заключением в один год и принудительными работами.
5.2. Лицо мужского пола, нарушившее запрет, установленный в п.2, будет наказан тюремным заключением без принудительных работ.
5.3. Всякий, кто нарушит указания 3 и 4, будет наказан тюремным заключением сроком до одного года и штрафом или одной из этих мер наказания.

1.1. Определение понятия еврей

Так как в Нюрнбергских законах не определялось понятие «еврей», постановлением от 14 ноября того же 1935 г. была принята поправка к Закону о гражданстве Рейха:

4. (1) Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. Он не может занимать общественные должности (…)
5.
(1) Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.
(2) Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, подданный государства, происходящий от двух чистокровных евреев - родителей его родителей, если он:

а) в момент издания закона принадлежит к иудейской общине или был принят в неё позднее;б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступил в такой брак позднее;в) происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года;г) является внебрачным ребёнком, одним из родителей которого был еврей.

Тем самым, были установлены категории евреев и «лиц с примесью еврейской крови», введено понятие «неариец». Это постановление заменило так называемый «арийский параграф» (апрель 1933 г.) действовавшего ранее антиеврейского законодательства. Согласно этой директиве, евреями считались только те, кто имел, как минимум, троих еврейских дедушек-бабушек. «Половинки» считались евреями только в том случае, если исповедовали иудаизм или сами вступили в брак с евреем, то есть сделали сознательный шаг в сторону еврейского народа. «Четвертинки» же евреями не считались. Они подвергались ограничениям, но сохраняли полноценное гражданство.

2. Комментарии законов

Очень были важны также комментарии и директивы к Нюрнбергским законам, пример:

4.1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях.

5.1. Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы…

5.2. «Мишлинг», который является государственным подданным, также считается евреем, если он происходит от двух еврейских предков.

2.1. Значение и действие

Нюрнбергские законы последовательно осуществляли изоляцию евреев по расовому признаку. Значительной частью германского общества и самих евреев поначалу Нюрнбергские законы воспринимались как юридическое обоснование дальнейшего проживания евреев в Германии. Однако последовавшая серия постановлений (последнее от 1 июля 1943 г.) закрыла евреям доступ почти ко всем должностям и профессиям, ограничили свободу их передвижения и ввели в их удостоверении личности обязательную отметку «еврей» (нем. Jude ). Тем самым, евреи были поставлены вне закона, отданные произволу полиции, что явилось прелюдией к «окончательному решению».

2.2. Ужесточение законов на Ванзейской конференции

Впоследствии, правила в отношении полукровок (нем. Mischlinge ) было ужесточены. В протоколе Ванзейской конференции записано:

«к этим полукровкам 1-й степени существует особое отношение со стороны высших инстанций партии и государства. Каждый подобный случай должен проверяться индивидуально, и решение должно быть максимально неблагоприятным для полукровки. Предварительным условием, учитываемым при получении ими особого разрешения, будут всегда заслуги самого полукровки - не заслуги его родителей или супруга германской крови»

В некоторых случаях (имеющие «неполноценный внешний вид с расовой точки зрения») в евреи даже зачислялись полукровки 2-й степени («четвертинки»). Но все эти случаи решались индивидуально, а Нюренбергские законы изменены не были.

3. Иллюстрации

· Поправка к Закону о гражданстве Рейха, определяющая еврейство

· Схема, показывающая принадлежность к «германской крови» и запрещённые браки по «Закону о защите крови и чести»

Список литературы:

Серию законов, которые лишали всех прав еврейское население Третьего Рейха, комментировал юрист Ганс Глобке Фото Deutsches Bundesarchiv

15 сентября 1935 года в Германии по инициативе нацистов приняты "Нюрнбергские законы", которые фактически лишали всех прав немецких евреев. Однако юридические комментарии к законам, придав им стройность, написал не нацист. Им оказался правовед Ганс Глобке, судьба которого совсем по-разному сложилась в двух немецких государствах, возникших после Второй мировой войны.

Всеобщая воинская повинность, отмена регламента Рейхстага и "нюрнбергские законы"

В середине сентября 1935 года депутаты Рейхстага собрались в Нюрнберге на очередное заседание. К этому времени почти все они были членами Национал-социалистической немецкой рабочей партии, которую возглавлял Адольф Гитлер. Последний, естественно, тоже появился в Нюрнберге. "Члены Рейхстага 15 сентября приветствовали фюрера троекратным „хайль“ и стоя выслушали первый куплет песни Horst Wessel (о ней и истории ее создателя Право.Ru писало )", — записано в протоколе заседания.

Этот день запомнился потомкам двумя событиями: во-первых, в Германии ввели всеобщую воинскую повинность и страна открыто взяла курс на войну, во-вторых, приняли пакет законов, которые вошли в историю под названием "Нюрнбергских".

Кроме того, была введена невиданная доселе для Германии методика формирования повестки дня парламента. Министр внутренних дел Третьего рейха и одновременно глава фракции национал-социалистов в Рейхстаге Вильгельм Фрик заявил в своем выступлении, что регламент Рейхстага устарел и совершенно не отвечает современным реалиям. "Поэтому, — сказал он. — Нынешний регламент утрачивает силу вплоть до опубликования нового, а до этого момента глава Рейхстага будет самостоятельно решать, какие вопросы включать в повестку дня, а какие нет". С учетом состава депутатов Рейхстага это предложение встретило всеобщую поддержку, а новый регламент палаты так и не был опубликован: несогласных на поверхности политической жизни Германии той эпохи не было, но ее лидерам претили любые формы коллегиальности, пусть даже и контролируемой.

Состав и суть "Нюрнбергских законов"

Три "Нюрнбергских закона" были приняты единогласно и моментально вступили в силу. "Закон о государственном флаге" (Reichsflaggengesetz, немецкий текст смотрите ) - первый из "Нюрнбергских законов" — закреплял за свастикой роль "флага нации и Рейха", а два других сформулировали новую расовую идеологию, согласно которой все немецкие граждане разделялись на несколько категорий. Каждая имела свои права, а некоторые лишались всех.

Второй из "нюрнбергских законов" — "Закон о гражданстве" (Reichsbürgergesetz, немецкий текст доступен ) — разделял всех живущих в Германии людей на две группы. "Гражданином Рейха, — сказано в нем, — может быть только немец, который доказал преданность своему народу и Рейху на деле". Только граждане Рейха наделялись политическими правами. Вторая по численности национальная группа страны — евреи — оказалась вне правового поля.

Но, пожалуй, самым важным законом был третий — "Закон об охране немецкой крови и немецкой чести" (Gesetz zum Schutze des deutschen Blutes und der deutschen Ehre", по-немецки доступен , по-русски ). Его целью было обеспечить так называемую "чистоту немецкой крови". Для этого нацисты запретили браки и внебрачные отношения между чистокровными немцами и евреями.

Официальный комментатор воли Гитлера

В марте 1935 года статс-секретарем германского Министерства внутренних дел стал Вильгельм Штуккарт . Этому чиновнику и одному из его подчиненных, Гансу Глобке, было поручено сделать юридический комментарий к "Нюрнбергским законам", который, по выражению одного из нацистских бонз, "должен был войти во все учебники юриспруденции".

Реально всю работу проделал Глобке. Он подошел к ней со всей основательностью, на которую только способен немец. Поначалу он разъяснил, кого, собственно говоря, касаются принятые законы. Задача была не из легких, ведь требовалось юридически точно определить, кто такие "полные евреи", "евреи наполовину" и "евреи на четверть", ведь в законе всем им отводилось разное место. Особая путаница могла возникнуть тогда, когда речь шла о браках между чистокровными немцами и, например, "евреями на четверть". Кем считать их детей?

Глобке нашел "изящный" выход. Он ввел понятие "еврей на одну восьмую". "Например, еврей на три восьмых - тот, у кого была бабушка-еврейка и дед-еврей-наполовину или наоборот", — иллюстрирует юрист свою теорию.

Разрабатывая ее, он даже проясняет, как следует классифицировать немцев, перешедших в иудаизм: "Немец, перешедший в иудаизм, должен по-прежнему считаться немцем, однако по отношению к своим внукам он будет евреем наполовину".

Что такое "отношения"? Пояснение Глобке и реальная практика

Не до конца понятным оставалось, что законы понимают под словом "отношения" (в немецком оригинале довольно неоднозначное "Verkehr").

В декабре 1936 года один из немецких судов пояснил, что под "отношениями" следует понимать "все контакты между противоположными полами, цель которых - получение сексуального удовольствия хотя бы одним из участников". Глобке горячо приветствовал такое толкование.

Однако на практике германская юстиция пошла дальше. Уже через несколько месяцев Гамбургский суд приговорил мужчину-импотента к двум годам тюрьмы лишь за поцелуй с еврейкой. Статистика свидетельствует, что уже в 1937 году как минимум 400 человек были осуждены за подобные, на первый взгляд совершенно невинные, действия. Более того, под давлением Гестапо и Министерства юстиции Рейха, даже незначительно нарушившим "Нюрнбергские законы" немцам суды давали все большие сроки и в конце концов стали карать тюрьмой даже простое прикосновение к еврею.

Разные судьбы одного человека

После окончания Второй мировой войны Вильгельм Штуккарт был осужден как военный преступник. Отсидев в тюрьме положенный срок, он вышел на свободу и погиб в автомобильной катастрофе в ноябре 1953 года. Сегодня этого человека мало кто помнит. Другое дело - его бывший коллега и подчиненный Глобке.

Во время всех послевоенных процессов он проходил только как свидетель, а в 1953 году стал одним из самых близких советников канцлера Аденауэра. Оппозиция подвергала это назначение жесточайшей критике. В пылу полемики Глобке даже называли "юридической проституткой".

А в ГДР Глобке вообще объявили военным преступником. В газетах появились карикатуры с его участием, сопровождаемые подписями типа "гитлеровский палач на службе у Аденауэра". Кроме того, в Восточной Германии вышла целая книга под названием "Глобке и истребление евреев" (Globke und die Ausrottung der Juden), которую подготовил финансируемый гэдээровским правительством "Комитет немецкого единства".

В издании сочетались документально подтвержденные факты с откровенной ложью. Например, Глобке обвиняли в массовых убийствах евреев чуть ли не собственными руками. Вероятно, целью авторов было дестабилизировать политическую обстановку в ФРГ, вызвав волну возмущения против Глобке.

В довершение к этому Верховный суд ГДР заочно приговорил Глобке к пожизненному заключению "за военные преступления и преступления против человечности" (документы по этому делу смотрите ). Однако западный сосед не обратил внимания на всю эту шумиху. Во всяком случае, карьере Глобке она не принесла видимого вреда. В 1963 году Аденауэр в зените славы ушел в отставку с поста канцлера, перед этим наградив своего советника орденом за заслуги перед новой Германией.

15 сентября 1935 года на нацистском партийном съезде в Нюрнберге (к тому времени в германском парламенте остались лишь депутаты от НСДАП, так что съезды нацистской партии были равнозначны собраниям рейхстага) принимаются два расовых закона: - «Закон о защите германской крови и германский чести»(прил. 3) и «Закон о гражданстве рейха». (прил. 2)

Эти законы стали апогеем антиеврейской законодательной деятельности. В них регламентировались три основных вопроса:

3) Как регламентировать межличностные (половые) отношения между евреями, метисами и немцами.

Ещё летом 1935 года радикальные антисемиты провели компанию в поддержку запрета сексуальных отношений между евреями и немцами. Нацистские издания, такие как «Эксперт по евреям» (Der Judenkenner), «Атака» (Der Angriff), розенберговская «Мировая битва с еврейством» (Weltkampf) и штрайхеровский «Штурмовик» (Der Sturmer) публиковали карикатуры и сообщения о «злодействах евреев». В апреле 1935 года «штурмовик» пестрел крикливыми заголовками: «Ритуальное убийство в Литве!», «Еврейские доктора - сексуальные маньяки и убийцы», «Пейсах! Ежегодный праздник в память о древнейшем ритуальном убийстве!». По всей Германии шайки штурмовиков избивали людей «еврейской внешности». В статье, появившейся в апреле 1935 года в новом еженедельнике СС «Das Schwarze Korps»,

заявлялось, что прекратить пресловутые безобразия штурмовиков можно, только сделав «расовую измену» уголовно наказуемой.

Хотя в самом немецком обществе существовали значительные противоречия. В отчётах «Sopade» за 1935 год антисемиты характеризовались как «примитивные существа», также отмечалось, что 4/5 всего населения Германии осуждало компанию по очернению евреев. Даже некоторые члены партии продолжали покупать у евреев, нередко делая заказы по телефону, чтобы избежать разоблачений. В 1935 году в Берлине разразился небольшой скандал – бдительный банковский клерк обнаружил оплаченный чек, выданный градоначальником Генрихом Зальмом на имя еврейского портного.



Да и в самой партийной верхушке существовали разногласия. Они заключалось в идеологических противоречиях, возникших между Штрейхером и Шахтом. С одной стороны была «теория имперганции», приверженцем которой были Динтер и Штрейхер. Она получила литературное оформление в самый разгар Первой мировой войны. В 1917 году появился роман-бестселлер «Грех против крови», написанный Артуром Динтером, одним из соучередителей НСДАП. Она гласила, что каждая еврейская женщина в случае контакта с евреем оказывалась навсегда «заражённой еврейством», так что даже дети, зачатые ею позже от нееврейского мужчины, тоже были евреями. Сие магическое «еврейское влияние» получило название «телегонии» или «дистанционного зачатия». Юлиус Штрейхер, гауляйтер Франконии и издатель антисемитского погромного листка «Штюрмер», назовёт его позже «имперганцией» или «проникающей заразой». Однако эта теория совершенно выпадала из теоретической парадигмы современной биологии нследственности, которая опиралась на теорию зародышевой плазмы, выдвинутой Августом Вейсманом, а также на заново открытые наследственные законы Менделя, и тем самым соответствовала современному уровню знаний о процессе человеческого зачатия. Это социально-биологическое движение впоследствии взяло на вооружение и «нордическую идею» Ганса Гюнтера.

На съезде партии вспыхнул острый конфликт между сторонниками обеих антисемитских теорий. Новый закон должен был бы остудить внутрипартийные идеологические конфликты и уравновесить общественные противоречия, создав прим этом законодательную основу для дальнейших антиеврейских акций и мероприятий.

«Закон о гражданстве Рейха» проводил чёткие различия между подданными государства и гражданами рейха. Согласно статье второй, гражданин может быть лишь тот, кто обладает «германской или родственной ей кровью и кто своим поведением доказывает желание и способность служить германскому народу и рейху». То есть, имперское гражданство не предоставлялось автоматически всем немцам или носителям нордической крови. От каждого требовалась лояльность и желание служить немецкому народу и рейху. Прежде чем получить гражданство, человек должен был доказать своим поведением, что выполнил эти непременные условия. В принципе эти условия можно было считать выполненными, если нет доказательств противного.Такая формулировка фактически означала лишение немецкого гражданства, в первую очередь, евреев и политически «неблагонадёжных» граждан (социалистов и коммунистов, противников нацистского режима и идеологии).

Вокруг содержания понятия «еврей» разгорелись особые споры. Так сторонники теории «имперганции» предусматривали присвоение статуса «еврея» немцу или «немке по крови» если они состояли в браке с евреем, в следствии чего их дети автоматически становились евреями. Против этого возражали юристы из министерства внутренних дел, приводя в свою поддержку тот аргумент, что административные структуры, нуждающиеся в устойчивых критериях идентификации личности, не будут удовлетворены столь расплывчатым понятием «еврей». Более того, это было бы опасно и сточки зрения биологии наследственности, ибо тем самым государство отступается от 50% ценной немецкой наследственной массы.

Поэтому новый закон проводил различия между евреями, метисами и лицами с германской кровью. Отличительным признаком принадлежности этих групп стала национальная принадлежность бабушек и дедушек. Лицом германской крови считался тот, в роду которого не было ни одного еврея. Евреем в Германии теперь считался тот, кто происходит от трёх чистокровных евреев – бабушек или дедушек. Получается, что для того, что бы стать евреем, надо было иметь отца или мать еврейку, у коих оба родителя были евреями. Довольно жёсткие и чёткие критерии. Охватывающие или еврейское население, или наиболее родственную им часть населения Германии. Вводилось понятие «полукровка» - лицо с примесью еврейской крови, которое в третьем поколении происходит от одного или двух чистокровных евреев. Это значит, что человек, имеющий еврейскую бабку по материнской линии и например деда-еврея по отцовской становился ½ евреем. Если он имел только одного деда или бабку еврея, то он считался ¼ евреем. Далее, в зависимости от предков евреев, найденных в генеалогическом древе, мог стать 1/8 или 1/16 евреем. Также, для сторонников теории имперганции были сделаны ещё некоторые уступки. К примеру, в 5 параграфе 2 абзаце «первого распоряжения к Закону о гражданстве рейха» вводятся дополнительные критерии идентификации человека как еврея:

1) Евреем считается тот, кто при издании закона принадлежал к еврейской религиозной общине или был принят в неё позже.

2) Тот, кто при издании Закона был в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже.

3) Тот, кто рождён от брака с евреем в смысле абзаца 1, который был заключён после вступления в силу «закона о защите германской крови и чести» от 15 сентября 1935 года.

4) Тот, кто рождён то внебрачной связи с евреем.

Также, в законах имелись моменты, имеющие символическое значение. К примеру, 4 параграф «закона о защите немецкой крови и немецкой чести». Он запрещал евреям поднимать флаг рейха и земель, пользоваться цветами государственного флага. При этом во 2 пункте оговаривалось, что им разрешалось пользоваться цветами еврейской символики. Возможно, целью этого дополнения было упрощение идентификации лиц еврейской национальности в повседневной жизни, своего рода «предтеча» звезды Давида. Также, в параграфе 3 этого закона евреям не разрешалось нанимать домашнюю прислугу женского пола немецкой или родственной ей крови из числа подданных моложе 45 лет. В Германии считалось, что предел детородного возраста – 45 лет. Люди, старше этого возраста детей иметь не могут.

Стоит отметить, что люди, являющиеся «полукровками» являются полноценными гражданами рейха, и могут пользоваться всеми правами (Параграф 1 абзац 1, параграф 2 абзац 1 «первого распоряжения к Закону о гражданстве рейха»). Но между ними жёстко регулировались брачные отношения. Всю суть можно выразить в том, что единственным ограничением было недопущении увеличения количества еврейской крови. Да и подобные браки заключались только с разрешения «рейхсминистра внутренних дел и заместителя фюрера или же установленных им инстанций» (параграф 3 абзац 1 «первого распоряжения об исполнении Закона о защите немецкой крови и немецкой чести»), что безусловно давало административным структурам ещё один механизм воздействия на общество.

Таким образом, с одной стороны, законы соответствовали представлениям и сторонников теории имперганции, и сторонников министра финансов Шахта и юристов из министерства внутренних дел. Но был ещё один момент. Не все немцы были антисемитами. Отношение к антиеврейским погромам и акциям, осуществляемым членами СА было неоднозначным. Да и будущие Олимпийские игры, которые должны были пройти в Германии в 1936 году не должны были быть сорваны. А мировая общественность относилась к антиеврейским акциям нацизма отнюдь не поощрительно. Этим и объясняется общая нейтральность законов. Фактически, их формулировка не оговаривала усиления гонений на евреев. Все нормы, которые там указаны, существовали в германском обществе и до принятия нюрнбергских законов, пусть даже в виде должностных инструкций и распоряжений.

Например, до принятия закона о гражданстве евреи формально считались гражданами рейха, но фактически их положение было настолько угнетённым, что объявление их, согласно закону, не гражданами, а лишь подданными не явилось внезапным ущемлением в правах. Политическими правами они не обладали и до 1935 года, так как были удалены со всех общественных постов предыдущими законодательными актами. То же относилось и к параграфу о запрете смешанных браков: в Германии браки были гражданскими, совершались с согласия муниципальных властей. Благодаря «Закону о профессиональном чиновничестве» представителями этих муниципальных властей были в основном члены НСДАП, которые отнюдь не горели желанием заключать смешанные браки. Если брак совершался между представителями «арийской расы и иудейской расы», то муниципальные власти считали своим долгом разъяснить, какое влияние на его экономическое положение и личную свободу может оказать такой брак. Ещё летом 1935 года министр внутренних дел Функ рекомендовал откладывать «в долгий ящик» заявления на брак, подаваемые смешанными парами. Впрочем, по видимому сразу этот запрет ввести не удалось, или же он не давал тех результатов, которые ожидались. Возможно поэтому в августе 1935 года заместитель Гиммлера Гейдрих сетовал: «Чиновники, поступающие согласно велениям своей совести и запрещающие смешанные браки, нередко терпят поражение в судах», - и требовал запретительных законов.

Анализ текста этих законов показывает, что главный смысл, который в них вкладывали авторы, заключался не в фактическом усилении гонений против евреев. Принятие этих законов имело принципиально важное значение. Расовый принцип, до той поры идеологический, теперь был введён в немецкое законодательство, став общеобязательной государственной идеологией и законодательной нормой. Ни один другой законодательный акт не мог противоречить положениям нюрнбергских законов. Особенно это касалось вопросов чистоты расы и крови. В параграфе 6 «первого распоряжения к Закону о гражданстве рейха» говорится:

(1) Если в законах рейха или распоряжениях национал-социалистической рабочей партии и её подразделений предъявляются требования к чистоте крови, которые выходят за рамки параграфа 5, они остаются незатронутыми.

(2) Другие требования к чистоте крови, которые выходят за рамки параграфа 5, могут быть предъявлены только с согласия рейхсминистра внутренних дел и заместителя фюрера. Если требования такого рода уже существуют, они отменяются с 1 января 1936 года, если не были допущены рейхсминистром внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера. Заявления о допуске следует подавать рейхсминистру внутренних дел.

Ничего другого, как торжество национал – социалистической идеологии в стране это означать не могло. Также у нацистов появилось возможность придать законное юридическое обоснование всем антиеврейским акциям нацизма в будущем.

Глава 4.

СУДЬБОНОСНЫЙ ГОД.

1938 год стал ключевым в истории нацизма. Его название – «судьбоносный год» - взято из документа германского Министерства иностранных дел от 25 января 1939 года, а если точнее, из циркуляра Министерства иностранных дел Германии о политике правительства по отношению к евреям в 1938 году: «Конечная цель германской политики по отношению к евреям – это эмиграция всех евреев, живущих в пределах рейха…» Одна из первых фраз в этом документе гласит:

«По-видимому, не случайно, что 1938 год, судьбоносный год, не только лучше раскрыл понятие великой Германии, но и, в то же время, приблизил решение еврейского вопроса. Политика Германии по отношению к евреям была и причиной, и следствием событий 1938 года».

Важно отметить, что этот документ датирован 25 января 1939 года – то есть он вышел всего за пять дней до речи Гитлера в рейхстаге в честь шестилетия прихода к власти. В этой речи Гитлер излагает свою политическую концепцию по поводу общей ситуации в Европе, в том числе, говоря о возможноcти скорой войны и о политике по отношению к евреям. В «еврейской части» своей речи фюрер впервые публично высказывает открытую угрозу по отношению к евреям: «И сегодня я опять буду пророком: если международные еврейские финансисты в Европе и за её пределами сумеют ещё раз втянуть народы в мировую войну, то результатом войны будет не большевизация мира и, следовательно, триумф еврейства, а уничтожение еврейской расы в Европе».

Циркуляр германского МИДа, выпущенный в январе 1939 года связывает антисемитскую политику с общим ходом событий того года и превращает её в один из факторов внешней политики Германии в 1938 году. Поэтому было бы логично говорить о антисемитской политики третьего рейха в общем контексте событий 1938 года.

До 1938 года нацисты старались избегать крупных антиеврейских акций. До 1935 года это объяснялось молодостью нового режима и слабостью германской армии и экономике. Нацисты удалили евреев из сферы государственного управления и публичной общественной жизни. В 1936 году в стране проходили олимпийские игры, и нацистам надо было создать образ респектабельной и благополучной Германии, с коим антисемитизм никак не вязался. Но ситуация резко изменилась с входом войск вермахта в демилитаризованную Рейнскую область 7 марта 1936 года и началом гражданской войны в Испании в июле того же года. К середине 1937 года западные державы продолжали проводить политику невмешательства в испанские события, как бы не замечая итало-германское вмешательство в конфликт на стороне генерала Ф.Франко. Постепенно политика невмешательства трансформировалась в политику умиротворения фашистских диктаторов на европейском континенте. В то же время, нацисты, оценив ситуацию, решили перейти в наступление. 5 ноября 1937 года состоялось совещание в имперской канцелярии в Берлине, вошедшее в историю как «хосбахское совещание», на котором Гитлер объявил о своём стремлении аннексировать Австрию и часть Чехословакии. 13 марта 1938 года территория Австрии была присоединена к Германии. Аншлюс явился первым распространением нацисткой власти за границы Германии. После аншлюса в Вене появляются сотрудники «еврейского» отдела гестапо для осуществления политики вынужденной эмиграции по отношению к более чем 200 тысячам австрийских евреев. В документе германского МИДа говорится: «Однако необходимость радикального решения еврейского вопроса проистекала и из событий внешней политики, которые привели к прибавлению 200,000 исповедующих иудейскую религию в Австрии к 500,000 евреев, жителей прежнего рейха…» Результатом присоединения Австрии стало резкое обострение еврейского вопроса уже в общеевропейских масштабах, приведшее к появлению еврейских беженцев, или же, по её кодовому названию, «проблема политических беженцев».

Политика нацистских властей, направленная на выселение евреев из Германии, а позднее и из Австрии, вынудили десятки тысяч человек покинуть страны, где они родились и выросли. Однако беженцев становилось всё больше и игнорировать из становилось невозможно.

Международная конференция, посвящённая вопросам еврейских беженцев, проходила во французском курортном городе Эвиан-ле-Бен с 5 по 16 июля 1938 года. Рузвельт обратился с призывом к руководителям демократических стран всего мира обсудить вопрос о предоставлении убежища политическим беженцам. В Эвианской конференции участвовали представители США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Австралии, Новой Зеландии, ряда стран Латинской Америки. Из циркуляра германского МИДа: «Американский президент Рузвельт, который, как известно, окружён целым рядом «еврейских советников», уже в 1938 году призвал к созыву международной конференции для решения вопроса о беженцах, которая состоялась в Эвиане но не принесла реальных результатов… На вопрос, куда следует направить еврейскую эмиграцию, на Эвианской конференции также не нашлось ответа, поскольку каждое из государств-участников, заявляя о своей принципиальной готовности принять участие в решении проблемы беженцев, объявило о невозможности принять в своих пределах большое количество еврейских мигрантов… Даже эмиграции в размере 100,000 евреев хватило, чтобы многие страны как минимум подняли вопрос о еврейской опасности».

В выступлениях участников прозвучало ярко выраженное нежелание подавляющего большинства стран открыть свои границы перед преследуемыми евреями. Открывая конференцию, представитель США заявил, что его страна уже сделала всё возможное, впустив в 1938 году 27370 человек, то есть, полностью использовав въездную квоту для беженцев из Германии и Австрии. Представитель британского правительства отметил, что непосредственно на своей территории Великобритания не может разместить беженцев из-за перенаселения и большого числа безработных. Правда, потом Англия заявила, что готова принять небольшое число беженцев в своих колониях в Восточной Африки. В тоже время она категорически отказалась пересмотреть квоту на въезд евреев в Палестину, которая была установлена в 75 тысяч человек в течении пятилетнего периода. Франция заявила, что она уже приняла максимальное число беженцев. Такую же позицию заняла Бельгия. Нидерланды были готовы стать транзитным пунктом для беженцев, направляющихся в другие страны. Австралия объяснила свой отказ впустить беженцев из Европы тем, что в стране нет конфликтов на национальной почве, и она не хочет их возникновения. Канада и ряд других стран Латинской Америки заявили, что в следствии экономического кризиса и большой безработицы они не могут принять беженцев. Только одна страна – Доминиканская Республика – изъявила готовность принять большое число беженцев, предоставив под их размещение земельные участки.

Действительно, западные страны, несмотря на свою риторику, направленную на защиту евреев, отнюдь не горели желанием «приютить» беженцев у себя. Дальше всех пошла Швейцария. 24 июня 1938 года начальник федеральной полиции Швейцарии доктор Генрих Ротмунд сообщил германской дипломатической миссии в Берне, что необходимо предпринять шаги против «засилья» в Швейцарии венских евреев. Он заверил германского министра, что Швейцарии евреи так же не нужны, как и Германии. 10 августа швейцарский посол в Германии позвонил в берлинский офис главы отдела по политическим вопросам Министерства иностранных дел Германии. Он сообщил, что число въезжающих в Швейцарию евреев достигло «чрезвычайных размеров», что только за один день в Базель прибыло 47 евреев и что швейцарское правительство твёрдо намерено не допустить «евреефикации» своей страны. При этом он потребовал остановить безвизовый въезд немцев в Швейцарию. Однако было одно условие, при котором Швейцария соглашалась отказаться от этого требования: немцы должны были пометить паспорта всех своих евреев, так чтобы их можно было сразу же опознать. 29 сентября Швейцария и Германия заключили официальное соглашение, по которому Германия обязалась пометить паспорта всех своих евреев. В паспортах всех евреев рядом с именем была поставлена большая, размером три сантиметра, красная буква «J». А за полтора месяца до этого, 17 августа 1938 года вышло постановление об измене имён евреев. Каждому еврейскому мужчине обязали добавить к имени «Израиль», а каждую еврейскую женщину – «Сара». Это было юридическим средством, которое выделяло евреев и не давало им скрыться.

Таким образом в Европе сложилась двоякая ситуация. С одной стороны была Германия, которая хотела всеми способами «выдворить» евреев из страны. С другой стороны была Западная Европа и США. Они критиковали Гитлера за его антисемитскую политику, но помогать немецким евреям фактически, к примеру предоставив им «политическое» убежище, они явно не собирались. Сложилась ситуация, когда нацистская Германия получила полную свободу действий, во внешней политике, в то время, как европейские политики демократических государств критиковали, но не оказывали нацистам никакого «активного» противодействия. Наиболее наглядно это проявилось на Мюнхенской конференции, проходившей 28-29 сентября 1938 года. В конференции участвовали Германия, Великобритания, Франция, и Италия. На ней было принято решение удовлетворить претензии Германии на Судетскую область Чехословакии. Конференция проходила без участия Чехословакии.

Стоить заметить, что Германия всеми силами старалась спровоцировать международную общественность и вынудить страны запада принимать еврейские эмиграционные потоки. 18 июня 1938 года было организовано пикетирование еврейских магазинов в Берлине – впервые после 1933 года – и Хью Вильсон, доложив из американского посольства, что за последние месяцы из провинции в Берлин прибыло дополнительно 3 тысячи евреев, предупредил, что в немецкой прессе было выражено неудовлетворение низким темпом еврейской эмиграции из Германии.

В течении всего 1938 года проводились многочисленные мероприятия, направленные на подчёркнутое противопоставление евреев немцам. 16 июля 1938 года работникам системы безопасности запретили ночевать в еврейских гостиницах и пансионах. 23 июля евреев обязали всегда носить при себе удостоверение личности. 27 июля было принято решение переименовать улицы, названные в честь евреев. 31 августа ввели ограничения на почтовые отправления для евреев, на обратной стороне почтовых отправлений, предназначенных для немцев, появилась надпись – «не для евреев». 5 сентября на заграничных паспортах евреев была вытеснена буква «J». Но даже в совокупности все эти акции не причиняли евреям экономического или физического ущерба. Они были призваны оказывать в первую очередь психологическое давление на мировую общественность. Всё с одной целью – выдворить евреев из страны.

15 октября 1938 года правительство Польши принимает решение привести в исполнение закон от 31 марта того же года, согласно которому лица, оставшиеся за пределами Польши в течении нескольких лет, могут быть лишены гражданства. Это означало, что 55 тысяч польских евреев, предположительно живущих в Германии, по выбору могли быть оставлены там навсегда. А 29 октября 1938 года стало крайним сроком для обновления польских паспортов. Немцы начали депортировать евреев в Польшу.

27 октября около 16 000 евреев-подданых Германии с польским гражданством изгоняют в Польшу, в район пограничного местечка Забуншин. Поляки отказались их принять, и изгнанники метались между двумя сторонами границы. Среди них была и семья Гриншпанов. Гершель Гриншпан (прил.4), один из сыновей, не был среди них, поскольку проживал в Париже. 3 ноября 1938 года он получил открытку от одной из сестёр, в которой та описывала сложившуюся ситуацию. Послание не содержало особых жалоб. Но так или иначе, Грюншпан поступил как посчитал нужным. Утром 7 ноября 1938 года он стрелял в Эрнста фон Рата. Скончался фон Рат спустя два дня, 9 ноября 1938 года. Так случилось, что этот день,по невероятному стечению обстоятельств, совпал с годовщиной пивного путча в Мюнхене.

Германское руководство среагировало моментально. Именно выстрел Гершаля Грюншпана и стал предлогом для всегерманского еврейского погрома. Собственно, в Германии к такому погрому всё было готово настолько давно, что для «взрыва» нужен был лишь повод, не важно – будь то случай или спланированная провокация. Нельзя уверенно судить, спланировали ли эту провокацию сами немцы, или это событие произошло по воле случая, но оно было чрезвычайно выгодно нацистам. Единственное о чём можно говорить точно, это о необходимости и логичности произошедшего. Следы самого Грюншпана были утеряны после 1942 года.

В ночь с 9 на 10 ноября всю Германию, аннексированную Австрию и Судетскую область Чехословакии охватили погромы. Спровоцированные главным образом руководителями нацисткой партии, членами СА и гитлеровской молодёжной организации. «Хрустальная ночь» получила своё название от осколков стекла, покрывших улицы Германии и положивших начало погромам. Это были осколки разбитых окон синагог, домов, магазинов и частных учреждений, принадлежавших евреям, разрушенных или разворованных. Согласно официальному отчёту, посланному 11 ноября 1938 года Герингу: за грабёж было арестовано 174 человека. 815 разгромленных магазинов, 29 подожжённых или разгромленных универсальных магазинов, 171 подожжённый или разрушенный жилой дом. 191 синагога была подожжена и ещё 76 полностью разгромлены. Были подожжены 11 домов еврейских общин, молитвенных домов и т.п. и ещё три полностью разрушены. Арестовано около 20 000 евреев, 7 арийцев и 3 иностранца. Последние были взяты под арест, чтобы обеспечить их личную безопасность. Получены сообщения о 36 смертных случаях и также о 36 случаях тяжёлого ранения. Все убитые или раненые – евреи. Власти позволяли толпе бесчинствовать, что создавало ощущение спонтанных волнений. Но это ощущение было ошибочным. Даже если бегло взглянуть на пункты особого распоряжения Гейдриха, то становится понятным обратное.

1) Разрешается принимать лишь такие меры, которые не угрожали бы жизни и имуществу немцев (например: сожжение синагог разрешается только если нет опасности для окружающих домов)

2) Лавки и дома евреев разрешается только лишь громить, но не грабить. Полиции предписано контролировать выполнение этого распоряжения и арестовывать мародёров.

3) В торговых районах следует обращать внимание на то, чтобы лавки неевреев были любой ценой защищены от ущерба.

4) Иностранных подданных – даже евреев – не следует беспокоить.

«При условии, что указания пункта 1 будут выполнены, полиция не должна останавливать происходящие демонстрации и при этом, следить за исполнением указаний.

События «Хрустальной ночи» стали одним из самых важных, поворотных моментов в национал-социалистической антисемитской политики. Историки отмечают, что после погрома осуществление антиеврейской политики стало интенсивно концентрироваться в руках СС. Нацистский режим расширил и укоренил меры, направленные на вытеснение евреев из экономической и социальной жизни, постепенно продвигаясь сначала к политике насильственной эмиграции, а в конечном итоге к реализации плана «Германия свободная от евреев».

После демонстрации последовал новый виток антиеврейских законов и постановлений. Сразу после демонстрации вышло постановление «Об искуплении своей вины евреями - германскими гражданами» от 12 ноября 1938 года. В нём имеется два примечательных момента. Первый из них – на всех германских евреев налагается контрибуция в 1 млрд. марок в пользу Германской империи. И второй момент – причина, которой объясняется факт взимания контрибуции – «враждебное отношение еврейства к германскому народу». Пролить свет на причину принятия такого решения помогает фраза Геринга, произнесённая на имперском совещании министерства, посвящённом событиям «хрустальной ночи»: «Я сейчас придерживаюсь того мнения, что эти экономические меры следовало бы подкрепить рядом политических акций. Необходимо провести культурные мероприятия, чтобы всё стало ясным. И евреи ещё на этой неделе разбегутся из Германии по всему свету.» Как видно из этой фразы, погром не был целью нацистов – скорее средством, с помощью которого можно было бы оказать психологическое давление на страны, выступающие в защиту немецких евреев, но не желающих «принять» их, как эмигрантов, у себя. Следует учесть и ещё один любопытный момент. Это высказывание Гейдриха: «Я также хотел бы с чисто полицейской точки зрения сделать несколько предложений в пользу изоляции. Эти предложения имеют ценность ввиду их психологического воздействия на общественное мнение. Например указать, что каждый еврей, согласно духу нюрнбергских законов, обязан носить определённый отличительный знак, чтобы отличать евреев. Этот шаг облегчит нам многое другое – в эксцессах я не вижу опасности - и, кроме того, это облегчит также наши отношения с иностранными евреями». Потом он же дополнит: «Отличительный знак. Тем самым можно было бы избежать убытков, которые причиняются иностранным евреям благодаря тому, что они по своей внешности не отличаются от наших евреев». Возможно, причиной такой риторики является тот факт, что «среди убитых евреев насчитывается один, а среди раненых два польских еврея»

Стоит обратить внимание на формулировку «иностранные евреи». Нацисты проводили чёткое различие между «немецкими евреями» и «иностранными евреями». С одной стороны, это может показаться нелогичным, особенно если рассматривать вопрос с точки зрения идеологических канонов национал-социализма. Идеологи нацизма не проводили никаких различий между «немецкими» и «иностранными» евреями. Но в стенограмме заседания видно обратное. Возможно нацисты не хотели портить свои отношения с правительствами других государств. Но так или иначе, это является показателем политики нацистов по отношению к евреям. Политики морального, а в случае антиеврейских погромов, и прямого физического воздействия. Воздействия, целью которого было спровоцировать бегство евреев из Германии. Чем можно объяснить такую позицию? Вероятно, нацистские лидеры стали заложниками своей собственной идеологии. С одной стороны на них оказывали давление партийная масса и приверженцы антисемитизма в Германии. Была ли Германия тоталитарным государством, или нет, но любому политическому режиму нужны сторонники. А любое крайнее радикальное политическое течение, неспособное подстраиваться под политические реалии вынуждено опираться на определённый, узкий слой населения, поддерживающий эти политические взгляды. К моменту прихода нацистов к власти евреи считались мощным политическим противником, разумеется в контексте их связи с социал-демократами и коммунистами. Но уже к 1935 году они были вытеснены практически из всех сфер общественной жизни и государственного управления. Противник был повержен. Единственным возможным вариантом могло быть или физическое уничтожение евреев, или политика относительного умиротворения по отношению к евреям, так как полное прекращение всех антисемитских акций, направленных против евреев, противоречило идеологическим канонам нацизма. С другой стороны была Европа и США. Политика, проводимая нацистами относительно евреев, не вызывала восторга у международной общественности. Единственным мотив, которым можно было объяснить терпимое отношение к нацистам, это «антикоммунизм». Даже в самом немецком обществе существовали разногласия на почве антисемитизма. Единственным возможным вариантом избавить Германию от евреев, и не испортить свою репутацию окончательно – выселить евреев из Германии. В доказательство этому можно привести документ. Распоряжение Геринга о «приготовлении организационной, деловой и материально-технической базы к истреблению евреев». Там есть такой отрывок: «В дополнении к уже переданному Вам приказу от 24.11.1939 года заданию осуществить решение еврейского вопроса в форме эмиграции или эвакуации, наиболее подходящей для современных условий…».

Есть ещё один документ в котором приводится подтверждение этой теории. Это протокол Ванзейской конференции. «По распоряжению рейхсмаршала в январе 1939 года было создано имперское управление по эмиграции евреев, руководство которым было возложено на начальника полиции безопасности и СД. Управление имело специальную задачу:

А) предпринять все меры для подготовки усиленной эмиграции евреев

Б) направлять поток эмигрантов

В) ускорять осуществление эмиграции в каждом отдельном случае.

Цедь всего вышеперечмсленного – легальным путём очистить германское жизненное пространство от евррев».

В стенограмме «Имперского совещания министров» упоминается ещё один принципиально важный момент. Это слова Гейдриха: «Все эти мероприятия практически неизбежно приведут к организации гетто. Я должен сказать, что сегодня не нужно собираться строить гетто. Но всеми этими мероприятиями евреи автоматически будут вытеснены в гетто, в той форме, как это намечено». Далее последовали предложения отобрать у евреев права, запретить посещать целебные воды и больницы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод что нацисты до 1938 года не собирались уничтожать немецких евреев физически. В уже вышеупомянутом циркуляре Германского МИДа говорится: «Конечная цель германских властей по отношению евреям – это эмиграция всех евреев, живущих в пределах рейха…». Скорее всего, понимания, что далеко не все жители Германии, не говоря уже о европейских странах - антисемиты, они хотели рассеить евреев по миру, делая расчёт на то, что местные жители отнюдь не будут рады таким соседям, особенно учитывая количество. В циркуляре МИДа так и говорится говориться: «Германский интерес состоит в продолжении рассеивания еврейства. Те соображения, что таким образом будут образованы антигерманские центры, не учитывают того феномена, который уже сейчас можно заметить во всех частях света, когда поток евреев вызывает сопротивление местного населения, что служит наилучшей пропагандой германской политики по отношению к евреям. В Северной и Южной Америке, во Франции, в Голландии, в Скандинавии и в Греции – везде, куда устремился поток еврейской эмиграции, уже сегодня можно отметить существенный рост антисемитизма.» Исходя из этой формулировки, поведение стран Западной Европы, США во время Эвианской конференции не кажется иррациональным. Даже если рассмотреть «Первое политическое сочинение Гитлера» (16.01.1919.) то становится понятно, что нацисты не собирались изначально уничтожать евреев: «Антисемитизм, носящий чисто эмоциональный характер, находит своё отражение в погромах… Но антисемитизм рациональный должен принять форму законной борьбы, целью которой будет ликвидация привилегий для евреев, которыми они пользуются в отличии от всех иностранцев, живущих среди нас. Но конечной целью рационального антисемитизма должна быть, несомненно, тотальная депортация евреев». Решение еврейского вопроса до начала Мировой войны было возможно только «мирным» путём. Депортация – эта мера, которая позволяла нацистам избавить Германию от евреев и при этом, не испортить свою репутацию, избежав ответственности за физическое уничтожение евреев.

В сентябре 1935 года нацистской Германией были приняты два отдельных законодательных акта, известные под общим названием «Нюрнбергские законы», - Закон о гражданстве рейха и Закон о защите немецкой крови и немецкой чести. В этих законах воплотились многие расистские теории, лежащие в основе нацистской идеологии. Нюрнбергские законы стали юридической основой для систематического преследования евреев в Германии.

15 сентября 1935 года Адольф Гитлер выступил с постулатами, лежащими в основе Нюрнбергских законов. Парламент Германии (рейхстаг ), в состав которого входили исключительно нацисты, принял эти законопроекты. Антисемитизм лежал в основе убеждений нацистов, поэтому Гитлер созвал экстренное заседание парламента на ежегодном съезде нацистской партии в немецком городе Нюрнберге.

ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ РЕЙХА

Нацисты в течение долгого времени искали юридическое определение, которое идентифицировало бы евреев не на основании вероисповедания, а исходя из теории расового антисемитизма. Евреев, живших в Германии, было непросто определить лишь по внешнему виду. Многие из них отказались от соблюдения обрядов и традиционной еврейской внешности, интегрировавшись в основную часть общества. Некоторые евреи больше не исповедовали иудаизм и даже начали отмечать христианские праздники вместе со своими соседями-неевреями - особенно это касалось Рождества. А еще больше евреев стало жениться на христианах или обращаться в христианство.

Согласно закону о гражданстве рейха и многочисленным пояснительным постановлениям о его исполнении, право быть гражданами Германии имели только люди «немецкой или родственной крови». Закон определял, кто являлся (или не являлся) немцем, а также кто являлся (или не являлся) евреем. Нацисты отвергали традиционные взгляды, в соответствии с которыми человек считался евреем, если он являлся членом еврейской религиозной или культурной общины. Вместо этого они утверждали, что евреи представляют собой расу, которая определяется рождением и кровью.

Несмотря на настойчивые заявления нацистских идеологов, научных оснований для выделения евреев в отдельную расу не существовало. Таким образом, для определения расы человека нацистские законодательные органы взяли за основу генеалогию его семьи. Лица, у которых трое или более предков во втором поколении (бабушки или дедушки) родились в еврейской религиозной общине, по закону считались евреями. Дедушек и бабушек, родившихся в еврейской религиозной общине, причисляли к «еврейской расе». Их «расовый статус» переходил к их детям и внукам. В соответствии с принятым законом евреи, проживающие в Германии, являлись не гражданами, а «подданными» страны.

Этому юридическому определению понятия «еврей» в Германии соответствовали десятки тысяч людей, которые не считали себя евреями или не имели религиозных или культурных связей с еврейской общиной. Например, согласно этому определению евреями считались лица, перешедшие из иудаизма в христианство. Кроме того, евреями в этом случае признавались и люди, чьи родители или бабушки и дедушки обратились в христианство. По закону они лишались гражданства Германии и своих основных прав.

Еще больше усложняло ситуацию то, что ряд лиц, проживавших в Германии, Нюрнбергские законы не относили ни к немцам, ни к евреям, - это касалось тех людей, у которых только один или два предка во втором поколении (бабушки или дедушки) родились в еврейской религиозной общине. Этих лиц «смешанного расового происхождения» называли «полукровками» (нем. Mischlinge) . Они обладали теми же правами, что и «расовые» немцы, но их права постоянно урезались по мере принятия дальнейших законов.

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НЕМЕЦКОЙ КРОВИ И НЕМЕЦКОЙ ЧЕСТИ

Второй Нюрнбергский закон, закон о защите немецкой крови и немецкой чести, запрещал браки между евреями и немецкими гражданами. Также вводилась уголовная ответственность за сексуальные отношения между этими группами. Такие отношения именовались «расовым загрязнением» (нем. Rassenschande ).

Кроме того, данный закон запрещал евреям нанимать немок моложе 45 лет в качестве прислуги. Это было сделано, чтобы мужчины не могли склонять прислугу к совершению «расового загрязнения». Тысячи людей обвинялись в совершении «расового загрязнения» или просто пропадали без вести в концентрационных лагерях.

ЗНАЧЕНИЕ НЮРНБЕРГСКИХ ЗАКОНОВ

Нюрнбергские законы повернули вспять процесс эмансипации евреев, в ходе которого проживающие в Германии евреи становились полноправными членами общества и полноценными гражданами страны. Что еще более значимо, они заложили основу для дальнейших антисемитских мер, проведя юридическое разграничение между немцами и евреями. Впервые в истории евреи подверглись преследованиям не по причине своих убеждений, а по принципу рождения - своего или родителей. В нацистской Германии ничто не могло сделать еврея немцем: ни профессия, ни убеждения, ни действия, ни заявления. В результате многие немцы, никогда не исповедовавшие иудаизм или не исповедовавшие его уже в течение многих лет, пали жертвами нацистского террора.

Хотя в Нюрнбергских законах упоминались только евреи, их действие также распространялось на чернокожее и цыганское население Германии. Присвоение евреям, чернокожим и цыганам-рома статуса расовых изгоев способствовало тому, что в Германии эти категории населения стали подвергаться гонениям.

Во время Второй мировой войны многие страны, заключившие союз с Германией или оказавшиеся в зависимом от нее положении, приняли законы, аналогичные Нюрнбергским. К 1941 году Италия, Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария, режим Виши во Франции и Хорватия приняли антиеврейское законодательство, аналогичное Нюрнбергским законам нацистской Германии.

Арийский миф III рейха Васильченко Андрей Вячеславович

Последствия принятия Нюрнбергских расовых законов

На первый взгляд казалось, что Нюрнбергские законы имели слишком «общий характер» и их «сиюминутный эффект» не был очевиден, ведь кое-что из узаконенного юридически уже давно существовало на практике. Например, хотя до принятия Закона «О гражданстве» евреи формально еще считались гражданами Германии, их фактическое угнетенное положение соответствовало лишь статусу подданных, но не полноправных имперских граждан. Политические права евреев были ущемлены еще раньше. Они были удалены с общественных и государственных постов до сентября 1935 года предыдущими законодательными актами нацистского правительства. То же можно сказать и о параграфе, касавшемся запрета на смешанные браки. В Германии браки регистрировались муниципальными властями, и еще до 1935 года каждое согласие на смешанный брак выдавалось властями в исключительных случаях, с непременным разъяснением лицу, собиравшемуся заключить брачный союз с «расово неполноценной особью» мужского или женского пола, всей пагубности подобного шага в политическом, экономическом и личном плане. Так, например, в июле 1935 года решением берлинских властей в городе вообще была запрещена регистрация смешанных браков между «арийцами» и евреями.

То же самое можно сказать и об экономических аспектах Нюрнбергских законов. В сравнении с уже действовавшими законодательными актами 1933–1935 годов, они не ухудшали и без того дискриминационного положения евреев в экономической жизни страны. Что же в действительности устанавливали эти законы для еврейского и «неарийского» населения Германии? Анализ этих документов, а также практическая сфера их применения говорят о том, что их главный смысл заключался не столько в фактическом усилении гонений против евреев, сколько в том, что расово-идеологиче-ские принципы национал-социализма превратились в официаль-

ные нормы государственного права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Так, нацистские расовые принципы теперь были юридически введены в немецкое законодательство, что ознаменовало торжество нацистской идеологии в стране. Кроме того, у нацистской верхушки появилась возможность придать законное юридическое обоснование всем своим антиеврейским акциям в будущем (поэтому почти все последующие антиеврейские законы и нормативные акты рейха оформлялись в качестве дополнений к Нюрнбергским законам). Иными словами, Нюрнбергские законы были рассчитаны на перспективу и означали, что заложена юридическая основа для проведения в отношении евреев Германии (а в будущем и не только Германии) самой радикальной политики. Правда, в то время об этом знали лишь посвященные…

Некоторые формулировки Нюрнбергских законов содержали немало расистских «изюминок», которые говорили сами за себя. Так, запрет евреям нанимать прислугу из лиц «немецкой или близкой ей крови» моложе 45 лет (§ 3 «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести») должен был, по мнению нацистских идеологов, обеспечить защиту арийской расы от посягательств евреев, которые нанимали в свои дома женскую немецкую прислугу, ведь 45-летний возраст считался предельным для деторождения. Фактически это был дополнительный запрет на половые связи между евреями и немцами, что полностью соответствовало расовым постулатам нацизма. Процитируем соответствующий фрагмент из книги Гитлера «Майн кампф»: «Черноволосый молодой еврейчик нахально вертится около нашей невинной девушки, и на его наглом лице можно прочесть сатанинскую радость по поводу того, что он сможет безнаказанно испортить кровь этой девушки и тем самым лишить наш народ еще одной здоровой немецкой матери. Евреи всеми силами стараются разрушить расовые основы того народа, который должен быть подчинен их игу. Евреи не только сами стараются испортить как можно большее количество наших женщин и девушек. Нет, они не останавливаются и перед тем, чтобы помочь в этом отношении и другим народам. Разве не евреи привезли к берегам Рейна негров все с той же задней мыслью и той же подлой целью - через кровосмешение принести как можно больший вред ненавистной белой расе, низвергнуть эту расу с ее политической и культурной высоты, а затем самим усесться на ее спине».

Чисто пропагандистское значение имел § 4 вышеупомянутого закона, где говорилось о праве евреев «пользоваться цветами еврейской символики», ведь в Третьем рейхе эта символика официально так и не была определена, если не считать специального знака - желтой шестиконечной «звезды Давида», которую в годы войны евреи носили в гетто и в лагерях смерти.

Любопытно, что в соответствии с § 1 «Закона о гражданстве» принадлежность к последнему определялась не только по расовым основаниям (наличие «немецкой или близкой ей крови»), но и политической лояльностью человека. Это означало, что оппозиционно настроенные к нацистскому режиму немцы (коммунисты, члены католических, масонских организаций и т. п.), точно так же как и евреи, поражались в гражданских и политических правах.

Подготовленные в спешке, небрежно и юридически неряшливо, Нюрнбергские законы сами по себе представляют интерес лишь как квинтэссенция нацистской расовой теории, как первое материальное воплощение одной из основных идей национал-социализма - «избавления Германии от еврейства». Всеобщее ликование нацистов по поводу их принятия вскоре сменилось всеобщей растерянностью, - общие расплывчатые формулировки этих законов породили больше вопросов, чем ответов. Документы СД и гестапо красноречиво свидетельствуют о том, какая неразбериха царила в головах высоких нацистских функционеров до того, как были обнародованы первые внятные поправки к Нюрнбергским законам. В архивах СД имеется отчет главного референта по расовым вопросам при канцелярий гауляйтера Саксонии, некоего доктора Велльгута, направленный 26 сентября 1935 года в «еврейский» реферат службы безопасности:

«…Расовый закон был создан в дни съезда НСДАП в ночь с субботы на воскресенье под личным руководством фюрера, который до последней минуты обсуждал поправки, внесенные Штрейхером и Шахтом. В основе закона о защите немецкой крови лежит теория так называемой „импрегнации“ Штрейхера, в соответствии с которой половой контакт немецкой девушки с чистокровным евреем ведет к осквернению и порче немецкой крови. Обсуждался также вопрос стерилизации „полукровок“, так как доказано, что смешение расово чуждой крови ведет к слабоумию. Специальным опознавательным знаком всех еврейских предприятий станет имя владельца крупным еврейским шрифтом и словом „эксплуататор“ на немецком языке. Каждая арийская девушка, работающая прислугой в еврейской семье, в случае осквернения ее немецкой крови со стороны хозяина дома, должна получить пожизненное денежное содержание от осквернителя. Все, кроме евреев, автоматически получат 1 октября 1935 года германское гражданство. Статус „полукровок“ будет определять специальная комиссия. Установлено, что в Германии в настоящее время проживают: 550 000 чистокровных евреев (к этой группе относятся также „евреи трех четвертей“), 200 000 „полуевреев“ и 100 000 „четвертьевреев“. Была высказана мысль, что „полукровок“ необходимо интенсивнее притягивать к немецкой крови. Фюрер был против того, чтобы они вступали в браки друг с другом. В случае войны запланировано стерилизовать все расово чуждые элементы в стране».

Межведомственный хаос продолжался совсем недолго. Уже 30 сентября 1935 года Главное управление гестапо направило циркулярную директиву всем органам полиции, подписанную министром внутренних дел рейха. Спешка была вполне оправданной - законы вступили в силу с момента их публикации, а органы власти на местах были по-прежнему в неведении, как их применять. В отношении чистокровных евреев все было понятно. А если человек не совсем или даже «совсем немножко» еврей? До выхода поправок к законам - их в спешном порядке готовили в министерстве юстиции - эта директива была призвана стать практическим руководством для местных органов. В ней разъяснялось содержание некоторых статей «Закона о защите немецкой крови и немецкой чести» в части, касающейся заключения браков между евреями, «полукровками» и чистокровными гражданами рейха. Пятым пунктом циркулярной директивы предписывалось:

«Доказательство происхождения устанавливается на основе свидетельств о рождении жениха и невесты, а также брачных свидетельств их родителей, предоставляемых лицами, собирающимися заключить брак. В случае сомнительного характера представленных документов местные органы могут потребовать предъявления дополнительных свидетельств, подтверждающих происхождение жениха и невесты».

Поправки к Нюрнбергским законам (и по существу, и по форме - инструкции по их применению) были опубликованы спустя два месяца после их принятия. До этого времени местные муниципальные органы действовали в соответствии с директивными указаниями имперского министерства внутренних дел. Контроль над их исполнением был возложен на местные полицейские органы. Соответствующие рекомендации были направлены по линии НСДАП вплоть до партийных руководителей жилых кварталов - «блокфюреров».

Уже 14 ноября 1935 года была опубликована первая поправка к «Закону о гражданстве», уточнявшая юридически неясные положения нового закона. Особую важность представляли параграфы 4 и 5, касавшиеся положения евреев в рейхе. Они звучали следующим образом:

«…§ 4.(1) Еврей не может быть имперским гражданином. Он не имеет права голосовать по вопросам, касающимся политики. Он не может занимать общественные должности…

§ 5.(1) Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями.

(2) Евреем считается также человек, родившийся в смешанном браке, гражданин государства, происходящий от двух чистокровных евреев - родителей его родителей, если он:

а) в момент издания закона принадлежит к иудейской общинеили был принят в нее позднее;

б) в момент издания закона состоял в браке с евреем или вступилв такой брак позднее;

в) происходит из смешанной семьи, описанной в подпункте 1, зарегистрированной после того, как был принят Закон „О защите немецкой крови и немецкой чести“ от 1 сентября 1935 г.;

г) является внебрачным ребенком, одним из родителей которого был еврей, как описано в § 1».

Во втором определении понятия «еврей», которое оставалось в силе вплоть до падения Третьего рейха, не было указано, каково положение лиц, имеющих в числе предков одного или двух евреев, родителей их родителей, и не выразивших «солидарности» с еврейством путем заключения брака с евреем или своей принадлежностью к иудейской общине. По этому поводу очень быстро появилось разъяснение нацистских властей. Эти лица были распределены на две категории:

те, у кого оба родителя были евреями;

те, у кого только один дед или бабка были евреями.

Обе эти категории считались полностью «неарийцами», но получили в то время большую часть тех же прав, что и «настоящие» немцы, однако для них были установлены незначительные ограничения. Но когда наступило время «окончательного решения еврейского вопроса», «проблема смешанных евреев» возникла вновь, ведь с позиции нацистского расового законодательства эти люди все-таки были «осквернены еврейской кровью».

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

Принятия в общину и крещения евреев Великое переселение народов обернулось для евреев еще одним расовым «подарком»: когда варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию, они обнаружили многочисленное еврейское население в

Из книги Арийский миф III рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

РуСХА и принятие Нюрнбергских законов Расовые эксперты СС всегда уделяли повышенное внимание тому, чтобы поддерживать в обществе антисемитские настроения. Строгий расовый отбор предполагал автоматическое отклонение всех евреев, которые рассматривались как некая

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Потомок нюрнбергских патрициев. Историк, дипломат, директор Московского главного архива Министерства иностранных дел барон Федор Андреевич Бюлер (Бюллер) (1821–1896) В Москве в сентябре 1893 года торжественно отпраздновали полувековой юбилей государственной службы

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Последствия принятия Русью христианства Внешнее устройство церкви в древней Руси.Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XIII В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких - гражданских законов Во всех странах и во все времена мы встречаемся с вмешательством религии в брачные дела. Коль скоро известные отношения считались нечистыми или

Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

О порядке принятия новых братьев. Если кто вновь приходит для вступления в монастырь, не делать ему вступление легким, ибо сказал апостол: «испытывайте духов, от Бога ли они». А поэтому, если пришедший настоятельно будет проситься и в течение четырех или пяти дней,

Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей Федорович

Последствия принятия Русью христианства § 12. Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. С принятием христианства возникло на Руси много новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. ДАТИРОВКА ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ПО ЮБИЛЕЯМ Обратимся к истории празднования в католической церкви так называемых Юбилеев. Они отмечались в Ватикане в XV–XVI веках. Сведения о праздновании Юбилеев сохранились, например, в Лютеранском Хронографе, откуда мы их и

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

9.1. Особенности принятия христианства на Руси Первые известия о проникновении христианства на территорию расселения славянских племен связаны с именем апостола Андрея Первозванного. Согласно преданию, сохраненному «Деяниями апостолов», он проповедовал на северном

автора Керов Валерий Всеволодович

1. Причины принятия христианства Крещение Руси, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов:1.1. Политические предпосылки. Владимир стремился укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Значение принятия христианства Переход Руси к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.5.1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу

Из книги Мой «путь в первобытность» автора Семенов Юрий Иванович

8. Печальные последствия некритического принятия нашими «новаторами» набора антиэволюционистских прописей Принятие на вооружение пакета антиэволюционистских положений печально сказалась на работах наших «новаторов». Из всех их наибольшим фанатиком был В.Р. Кабо. Он

Loading...Loading...