Социальный проект «Жизнь в Движении». Актуальность Дети-инвалиды, и дети с ограниченными возможностями здоровья - это серьёзная трагедия и боль нашего. Проекты Разработки и реализации социального проекта инвалиды

пенсионерами и инвалидами

социального кризиса

ОБЩЕСТВЕННЫЙ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

«Поддержка инвалидов»

«Возьмёмся за руки, друзья,

чтоб не пропасть поодиночке…»

Кемерово - > Кузбасс- > Россия - > ООН

1995 г .- 2010 г.

Социальный проект «Поддержка инвалидов» авторы разработали, прежде всего, для себя нвалиды оказываются в кризисной ситуации, в которой сейчас находятся практически все, с первого дня наступления инвалидности) и для своих коллег по несчастью (направление «научной организации собственной жизни»).

В поддержке инвалидов нуждаются и те, кто пытается вернуть слабым людям веру в собственные силы, и те, кто пытается помогать слабым (детям, в том числе, детям-инвалидам, немощным инвалидам; одиноким пожилым людям), полагая, что всегда всякая помощь – благо. Однако «Сибиряне» считают, что помощь необходимо оказывать, внимательно изучая объем внутренних возможностей человека и степень реализации этих возможностей в обществе. Самостоятельное тестирование, определяющее (в цифрах) соотношение этих двух показателей позволяет разработать индивидуальный план оптимизации качества жизни. Позволяет оказывать помощь человеку в развитии его внутренних возможностей до максимального предела возможностей его организма, не порождая иждивенчества. Самореабилитация полезна, в первую очередь самому человеку.

Концепция социального проекта «Поддержка инвалидов», технология и правила социального партнёрства, структура и содержание проекта опубликованы «Сибирянами» в сборнике научных трудов «Вопросы общей и дифференциальной психологии» КемГУ. В проекте пять :

1). ИНВАЛИДЫ – здоровым людям.

2). «Не бойся светлых слов» - говорим мы себе и друг другу в Гражданском Обществе.

3). «Искусство ЕДИНЕНИЯ» в Гражданском Обществе.

4). «МОЛОДЁЖЬ и К°» в Гражданском Обществе.

5). ЖЕНЩИНА в Гражданском Обществе.

© Л.И. Черемных и члены КЛУБА общения «СИБИРЯНЕ»

© Спортивная федерация инвалидов детства(СФИД) ИНВАДРОМ

В гостях у Центров работы с населением

Кемеровский КЛУБ общения «СИБИРЯНЕ»

Общественный «Методологический Центр «Поддержка инвалидов»

директор – В.В. Нифантова (к.м..н.)

«Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…»

Адам Дж. Джексон.

Есть “феноме н” , что возник лишь в Сибири, Нам его путники как-то открыли:

Шли на охоту – застигла метель.

Видят: избушка. Подпертая дверь.

Дверь отворили. Тихонько вошли.

В печке сухую лучину нашли.

Соль и дрова. И немножко крупы:

Те, кто здесь был, для других не скупы!

…Путники, тоже припасы оставив,

После, сынов на охоту отправив,

Им наказали: не будьте скупыми!

Внуки о том не забыли доныне…

Предков своих не забудем вовек –

Только в Сибири такой человек.

Сибирский “фено мен” : «Отдай, чтобы взять!» -

Ведь есть же на свете Души БЛАГОдать !

…Мы этот “фено мен” развить попытались,

Просим помочь! Вы о том догадались?

Ещё добрым людям сказать нам хотелось

(Но прежде мы просим прощенья за смелость) :

“Фено мен” сибирский мы МИРУ в наследство,

Как соль и крупу, оставляем как средство

В «волшебную Жизнь» превращать жизнь людей.

Пишите в «Родник» , мы вас ждём! Поскорей…

Здоровья и Радости Вам мы желаем,

Быть может, мы Вас очень скоро узнаем?

Детей и родителей нам бы привлечь,

Как много проблем старики скинут с плеч!

Л.И. Черемных (2001 г.) .

Собрались однажды за чашкой чая три соседки (одна из них - инвалид детства без обеих ног - невольный узник четырёх стен своей квартиры) .

Зажгли они три свечи, какие у них случайно нашлись (две - одинаковой высоты, а третья – короче, но и толще).

Вспомнились тут соседкам слова волшебные, написанные удивительным человекомБулатом Шалвовичем Окуджавой :

«Давайте говорить друг другу комплименты:

Ведь это всё – Любви прекрасные моменты!

Давайте восклицать – друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться!

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова…

Давайте жить, во всём друг другу потакая,

Там более, что жизнь короткая такая…»

Вот и наши соседки начали говорить друг другу самые ласковые слова, которых в любом языке великое множество.

… Неожиданно для женщин высокие свечи словно протянули свои стеариновые «руки» к низкой свече.

Тогда и наши соседки попытались сомкнуть свои руки в едином рукопожатии. Вот что у них получилось:

Так и сформировался символ Искусства ЕДИНЕНИЯединомышленников по месту жительства, месту работы/учёбы, по увлечениям или профессиональным интересам партнёров.Физически сильный партнёр (рука сверху), социально активный партнёр (рука справа) и физически слабый партнёр , потерявший веру в свои силы или этих сил не имеющий (одинокий старик или ребёнок, в первую очередь ребёнок-инвалид – рука слева), лишь на основе взаимной притягательности могут помочь друг другу жить лучше. Этот приём положительного воздействия друг на друга можно назвать Ласкотерапией .

Прошло много лет. Вокруг наших соседок начало формироваться пространство взаимной притягательности и взаимопомощи. Это пространство с ноября 1996 г. стало КЛУБОМ общения «СИБИРЯНЕ» г. Кемерово (без прав юридического лица и без фиксированного членства) .

Президент КЛУБА – Л.А. Романова (пенсионер – педагог, психолог-валеолог) . Пресс-секретарь КЛУБА – Л.И. Черемных (инвалид детства 1 гр., медик, педагог, член Партии «Единая Россия»). Директор общественного «Методологического Центра «Поддержка инвалидов» - В.В. Нифантова (к. м.н. - пенсионер) .

Формирование программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса было начато группой активных инвалидов Сибири по инициативе главного врача Омского протезно-ортопедического предприятия В.А. Ишала, (отца инвалида детства) в ноябре 1972 г. в кабинете трудотерапии стационара сложного и первичного протезирования этого предприятия (инструктор трудотерапии – Л.И. Черемных. Она и стала руководителем авторов антикризисных программ) .

Именно В.А. Ишал написал удивительные строки, ставшие для авторов вышеназванных программ концепцией всей их дальнейшей научно-практической деятельности:

Слово не простое – «инвалид», Слово жёсткое, жестокое и злое… У кого душа не заболит От судьбы иной, проклятой втрое?

… Рассопливиться слезами не спеши,

Не старайся человека пожалеть,

Ведь иной «калека» Щедростью Души

Может Антарктиду запросто согреть!

Он без ног – идёт!

Уверенно, красиво!

Он без рук такое диво мастерит,

Что иным, «рукастым», явно не под силу!

Нелегко, конечно, научиться,

Не хромая, без ноги ходить…

Но ещё труднее, трижды, – не сломиться,

Научиться, не хромая , – ЖИТЬ!

За 10 лет работы Л.И. Черемных через кабинет трудотерапии прошло свыше 12 500 инвалидов. Из них лишь 1196 человек смогли преодолеть страшную беду, найти своё место в жизни благодаря уникальному опыту самореабилитации.

Инвалиды оказываются в кризисной ситуации (в которой сейчас находятся практически все) с первого дня наступления инвалидности. За 10 лет работы Л.И. Черемных инструктором трудотерапии через кабинет трудотерапии прошло свыше 12 500 инвалидов. Из них лишь 1196 человек смогли преодолеть страшную беду, найти своё место в жизни благодаря уникальному опыту самореабилитации. Затем ещё в городе Омске была сделана попытка применить опыт этих инвалидов к представителям других групп социально незащищённого населения из числа лиц, не имеющих ограничения физических возможностей.

На память приходит притча о двух лягушках, попавших в кринку с молоком. И когда ещё 299 пенсионеров попытались поставить на себе этот уникальный эксперимент, выяснилось, что положительные результаты достигаются только тогда, когда в «кринках» было всё-таки «молоко» достаточно хорошего качества – доброжелательные взаимоотношения окружающих пенсионера или инвалида людей в условиях взаимной притягательности и доверия.

В 1982 г. Л.И. Черемных по семейным обстоятельствам переехала жить в г. Кемерово, не прекращая работы над антикризисными программами.

Изучив опыт самореабилитации этих 1196 «лягушек» и 299 пенсионеров, авторы программ (286 чел.) отделили частное от общего. И с помощью ученых и специалистов Сибири (более 60 человек) попытались поставить результаты этого эксперимента на самих себе на научную основу.

Опубликовав эти результаты в сборниках научных трудов Кемеровской Государственной медицинской Академии и Кемеровского Государственного университета, авторы программ получили достаточное количество положительных рецензий.

Вот реферативный обзор 10-ой, последней публикации авторов программ :

Министерство образования и науки РФ Кемеровский Государственный университет Российский Фонд Фундаментальных исследований

ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Кемерово, 2004

«Сибиряне» : В.Н. Сорокин; Б.В. Шушпанников (инв. III гр.) ; Л.И. Черемных (инв. I гр.) ; С.В. Колбасов; П.И. Гузинман ; Е.Л. Ланцман (инв. II гр.) ; Л.А.Романова; Н.Г.Соколова; Т.И. Нохрина; О.В. Чудиновских.

«Как только человек начинает ощущать себя личностью, он обязательно включается в систему подражания – в социальное са-мообразование. В такой системе мы, сами того не подозревая, находимся всю жизнь. А те, кому мы подражаем, также, иногда не подозревая об этом, становятся нашими «проводниками-кондукторами» в кондуктивно-социальном самообразовании. Этот процесс незаметно влияет на морально-нравственное состояние и человека, и общества.

Вместе с тем выбор ориентиров для подражания может делать только сам человек. Основа этого выбора - стремление чувствовать себя не только полноправным, но и полноценным членом социума. И потому очень важно формирование таких общественных (и производственных) отношений, при которых было бы достаточным количество положительных общеизвестных ориентиров для подражания, с помощью которых внутренние возможности каждой личности раскрываются до максимума, достигая полной её самоактуализации. И в этом суть управления системой социального самообразования.

В природе существует весьма наглядный пример такого сообщества, в котором место одного представителя не может быть занято другим.

Это кедровая шишка, в которой невозможно поменять местами орехи – у каждого своё место. Постоянное ощущение, что ты – единственный в целом мире, что другого такого никогда не было и не будет, внушает невольное уважение человека к самому себе.

При этом обязательно возникает мысль, что необходимо вести такую жизнь, чтобы можно было не потерять к себе уважения.

Этот способ самоактуализации - кондуктивно-персональное самообразование.

Можно ли им управлять?

Безусловно, если ориентиры для подражания понятны, актуальны и привлекательны.

Когда в такое самообразование включаются лица, имеющие ограничение возможностей, связанных со здоровьем (инвалиды), то совершенно неожиданно (и для инвалидов, и для окружающих) их положение в обществе значительно меняется к лучшему».

Мы - «Сибиряне»!Так назвал нас один из научных руководителей нашего необычного коллектива – А.И. Шундулиди – д.т.н., профессор КузГТУ(в то время зам. главы Кемеровской областной администрации) , благодаря которому группе кемеровчан (Л.И. Черемных - педагогу, инвалиду детства 1 гр., А.П.Служаевой – врачу, В.В. Нифантовой – канд.м.н.) удалось в ноябре 1995 г. принять участие в конференции Сибирского экологического фонда в г. Новосибирске.

Именно там был сформирован «Методологический Центр поддержки инвалидов» (директор В.В. Нифантова) , деятельность которого и позволяет нам сегодня говорить о научной основе программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса в формировании ОБЩЕСТВА для ВСЕХ и для каждого – Гражданского Общества.

Мы продолжили свою работу, получив за эти годы достаточно большое количество положительных рецензий ученых и рецензию Отдела организации и Контроля качества медицинской помощи совместно со специалистами Российского научного центра реабилитации и физиотерапии Минздрава России (в июне 1997 г.) .

По предложению А.И. Шундулиди мы назвали часть того, что сделали, «Доктриной» взаимопомощи населения и взаимодействия народа и государства (в составе программ преодоления инвалидами и пенсионерами социального кризиса ) , гармонично дополняя Всемирную программу действий в отношении инвалидов (Резолюция ООН 32/57 от 3.12.82 г.) и Стандартные Правила обеспечения инвалидам равных возможностей (Резолюция ООН 48/96 от 20.12.93 г.) активностью пенсионеров и самих инвалидов, поставленной на научную основу.

Обучая друг друга «научной организации собственной жизни», «Сибиряне» написали друг для друга «Книги Волшебной Жизни» , основываясь на определении Адама Дж. Джексона:

«…Разница между людьми, живущими “волшебной Жизнью”, и теми, кто ведёт жизнь обыденную, кроется не в окружающих их обстоятельствах – она заключается в их отношении. Отношение представляет собой кисть для разума, которой мы раскрашиваем свою жизнь. Мы сами выбираем те цвета, которые при этом используем».

Из рецензии Н.А. БАРБАРАШ – доктора м н., профессора, зав кафедрой Кемеровской Государственной медицинской Академии на подготовленные к изданию «Книги волшебной Жизни» В. Сорокина, Л. Черемных, С. Савенкова и П. Малахова.

Сентябрь 2005г.:

«”Книги волшебной Жизни” представлены на рецензию как Семейный Путеводитель от взаимопомощи к взаимодействию тех, кто, изменив отношение к себе, ко всем и ко всему, предпочитает быть любимым и здоровым, богатым и счастливым!

Основной их замысел – помочь одиноким, пожилым, больным, инвалидам и социально незащищенным людям, которых в России сегодня, пожалуй, больше половины всего населения. Авторы в образной форме обращаются не только к разуму читателя, но и к его подсознанию – интуиции, воображению, глубоким этажам “души”.

Имея прямое или косвенное отношение к медицине, авторы приводят убедительные современные данные о богатых возможностях организма человека – процессов регенерации, компенсации, психической саморегуляции.

Эти данные удачно проиллюстрированы ссылками на труды известных ученых, выдержками из этих трудов. “Книги” адресованы в принципе каждой семье – мужчинам, женщинам, детям, они формируют у читателя доброе и мудрое сознание «первичности» семейного счастья, его значимости для воспитания и судьбы ребенка.

Невольно вспоминаются слова В. Кетлинской из её романа “Мужество”: “Надо хотеть, надо очень хотеть, и тогда всё сбудется – встреча или счастье”.

Девиз “Не бойся светлых слов!” помогает читателю проникнуться добротой и любовью к людям, способствует усвоению изложенных в книгах приёмов саморегуляции – зарядки для души, ума и тела.

Считаю выход в свет этих книг крайне необходимым и своевременным».

Такая рецензия столь известного ученого не могла не вдохновить «Сибирян». Более углубленный поиск научной основы программ преодоления пенсионерами и инвалидами социального кризиса познакомил инвалидов с тремя студенческими дипломами выпускников КемГУКИ 2005г., которые включены (с согласия авторов) в методологическую основу программ :

Ольга Алфёрова : ЭТНОКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИДЕНТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Елена Трибунская : ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В ПРОЦЕССАХ ИНКУЛЬТУРАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ «ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ».

Игорь Котельников : СОБОРНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

Благодаря этим дипломам появился первый сборник из пяти «Книг волшебной Жизни» под редакцией Н.А. Барбараш.

кондуктивно-персональный , бабушка (вместе с внуком) совершила настоящий подвиг.

, ибо это один из методов управления морально-нравственным развитием и отдельной личности, и общества в целом. Когда внук приходил из школы, с трудом усвоив то, что говорил учитель

Продолжая изучать опыт самореабилитации, достойный подражания, «Сибиряне» обнаружили уникальный пример жительницы города Кемерово – удивительной бабушки, которая все свои силы, всю свою любовь отдала больному внуку.

Бабушке пришлось не только учить внука ползать, ползая рядом с ним (всё тот же пример для подражания) . Ей пришлось учить его сидеть, стоять. Для обучения умению ходить она повезла его на мягкие пески, чтобы он не разбивал коленки. Ещё больших трудов стоило ей научить его говорить, соображать, запоминать. Неожиданно для себя бабушка самостоятельно выработала для своего внука кондуктивно-персональный способ лечения задержки психоречевого и интеллектуального развития. Отправив внука учиться в обычную, а не во вспомогательную школу (где он, быть может, не испытывал бы мучений от одноклассников, детскую жестокость которых можно сравнить разве что с «дедовщиной» в армии) , бабушка (вместе с внуком) совершила настоящий подвиг.

Чтобы этот подвиг не надо было совершать другим детям-инвалидам и их родителям, эти дети должны повсеместно учиться вместе со здоровыми детьми (движение инклюзивного образования) , ибо это один из методов управления морально-нравственным развитием и отдельной личности, и общества в целом.

Когда внук приходил из школы, с трудом усвоив то, что говорил учитель (в значительной мере этому мешали пытки одноклассников) , бабушка весьма успешно облегчала ему задачу усвоения знаний, вырабатывая у внука определенные рефлексы.

Г руппы С оциального П артнёрства (такие же, как у взрослых) , которые постепенно (когда дети вырастут) здоровыми людьми и инвалидами.

Впрочем, метод кондуктивной педагогики применим не только к детям.

2. Кондуктивно-социальная педагогика в лечении и профилактике социальных болезней с участием инвалидов, имеющих положительный опыт самостоятельной социальной адаптированности, достоин подражания со стороны здоровых людей, ибо он определённым образом их стимулирует («инвалиды могут, неужели я не смогу?»).

Раскройте свою ладонь: Ваши раздвинутые пальцы образно представляют Ваши оставшиеся или ещё нераскрытые возможности. Пространство между Вашими пальцами - это ваши проблемы. Сомкните свои пальцы с пальцами Вашего партнёра-инвалида - он своими возможностями решит Ваши проблемы при условии, что и Вы будете стремиться решить его проблемы.

Можно подобрать Вам таких партнёров, вместе с которыми Вы сможете жить полноценной жизнью в сформированном Вами же микрорайонном Справедливом Обществе.

Использование в учебном процессе компьютеров (в рамках программы «Электронная Россия – 2000 г. -2010 г.) , установленных на дому у детей-инвалидов, делает этих детей привлекательными для тех одноклассников, которые не имеют такой возможности.

Таким образом, совершенно безболезненно решается проблема организации общения детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками, создавая на основе взаимной дополняемости и взаимной привлекательности Г руппы С оциального П артнёрства (такие же, как у взрослых) , которые постепенно (когда дети вырастут) будут стирать весьма острую сейчас грань между здоровыми людьми и инвалидами.

«Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство и любое экзотическое медицинское средство».

Эти слова Дж. Калифано помогли нам сделать определенные выводы, а затем и начать действовать («сбивать масло», как это сделала одна из лягушек, попавших в кринку с молоком) .

Можно мучительно ожидать социальной помощи, которой на всех никогда не хватит. Но мы научились строить собственное благополучие своими руками на взаимовыгодных условиях вместе с теми, кто живёт рядом с нами.

Можно страдать от одиночества в четырех стен своего жилья в городе (да и в деревне тоже) .

Но мы научились раздвигать эти четыре стены, расширяя жизненное пространство настолько, насколько мы сами того хотим.

Нельзя не вспомнить снова притчу о двух лягушках, попавших в кринку с молоком. Одна из них лапки сложила и утонула. А другая лягушка барахталась, барахталась и сбила масло, по которому и выбралась из кринки, избавившись, таким образом, от беды.

Вот так и инвалиды с первого дня наступления инвалидности попадают в условия социального кризиса (который сейчас обрушился на весь мир) . А ведь всем выгодно, чтобы большее число инвалидов смогло преодолеть беду, найти своё место в жизни, стать полноценными членами общества.

Безусловно, это полезно, прежде всего, самим инвалидам.

Такая расстановка сил значительно сократит расходы общества на оказание бесплатной для инвалида социальной помощи - эти расходы ложатся налоговым бременем на всё население. Это бремя постоянно утяжеляется, ибо численность людей, нуждающихся в помощи, с каждым днем повышается, поэтому увеличение количества инвалидов , на которых инвалидность не оказывает пагубного влияния, выгодно любому обществу.

Продление активного возраста пенсионеров также выгодно, не только им самим, но и всему обществу в целом.

Чем же пенсионеры могут помочь и инвалидам, и молодым, здоровым людям ?

Их профессиональный опыт является национальным достоянием, которое сейчас (в прямом и в переносном смысле) уходит «в никуда» . Их мудрость и жизненный опыт, в которых нуждаются и молодые инвалиды, и молодые здоровые люди, в настоящее время практически не востребованы.

Таким образом, пенсионеры, продлившие свой активный возраст, и инвалиды, преодолевшие беду, могут помочь молодым и здоровым людям научиться тому, как преодолевать социальный кризис, понимая, что беды инвалидов могут обрушиться на любого, а старость неизбежно ожидает каждого.

Кроме того, пример инвалидов, нашедших своё место в жизни, ставших полноценными членами общества, не может не заставить задуматься каждого здорового человека. У здравомыслящих людей не может не измениться отношение к самому себе. “Инвалиды могут, неужели я хуже?”.

Символ Искусства ЕДИНЕНИЯ единомышленников (и пенсионеров, и инвалидов, и молодых, здоровых людей) по месту жительства, месту работы/учёбы, по увлечениям или профессиональным интересам партнёров – это три руки, сомкнувшиеся в едином рукопожатии.

Физически сильный партнёр (рука сверху), (рука справа) , могут объединиться в Г руппы С оциального П

Таким образом, формирование системы социального партнёрства начинается в семье, продолжается среди жителей многоквартирных домов и кварталов частного сектора, на территории микрорайона, района (городского/сельского) , муниципалитета (городского/сельского) , региона, на межрегиональном, национальном и межнациональном уровнях, постепенно формируя реабилитационное пространство для всех.

Только отец (рука сверху) , мать (рука справа) и ребёнок (рука слева) , сомкнув свои руки в едином рукопожатии с членами других трёх семей (а те, в свою очередь, ещё с членами трёх семей и т.д., и т.д.) , могут создать условия, при которых Искусство ЕДИНЕНИЯ, переданное из рук – в руки, от сердца – к сердцу (как по «Живой Нити»), и сформирует ВСЕМИРНОЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО. Но для этого нужно, чтобы их Возвышенное Я открыто всей Вселенной (символ которой «Сибиряне» увидели в голубе, парящем над Землей). Здоровые люди, сформировав такое ПРОСТРАНСТВО (пока они здоровы и молоды) , наполнят «кринки молоком», благодаря которому «лягушки» (ребёнок-сирота, инвалид, одинокий престарелый или просто больной человек) , попавшие в эту «кринку», смогут преодолеть беду при условии, что и сами будут активно стремиться к этому. Но лишь при поддержке этой инициативы государством, имеющим систему муниципального самоуправления, это «молоко» становится «сметаной», сокращая сроки «сбивания масла» - усилия и человека, и усилия его окружения, необходимые для преодоления обрушившейся беды. А начинать процесс изменения к лучшему собственной жизни (и инвалиду, и пенсионеру, и здоровому, молодому человеку) собственными руками (начинать «сбивать масло в кринке с молоком») следует с самодиагностики К ачества Ж изни:

Авторская "Методика участия инвалидов в практической реабилитации" «может выступать в качестве элемента психотерапии, повышая мотивацию инвалидов и их близких к активному участию в реабилитационных программах» (из письма отдела организации и контроля качества медицинской помощи и Российского научного центра реабилитации и физиотерапии Минздрава России № 10-19/11091 от 22.09.97 г.).

Физически сильный партнёр (рука сверху), социально активный партнёр – пенсионер и инвалид (рука справа) и физически слабый партнёр, потерявший веру в свои силы или этих сил не имеющий (одинокий старик или ребёнок, в первую очередь ребёнок-инвалид – рука слева) , могут объединиться в Г руппы С оциального П артнёрства, могут сформировать для себя пространство взаимной притягательности и взаимопомощи.

МОТИВАЦИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ Индекса Качества Жизни

«Вы хотя бы раз в жизни попадали в такую ситуацию, когда Вам казалось, что Вы живёте хуже всех, как в аду? Казалось, что Ваша жизнь не стоит и ломаного гроша, Вам было так плохо, что Вы хотели умереть? Это могло быть в разное время по разным причинам: не получили от жизни то, чего хотели, кто-то Вас как-то обидел, Вас не приняли в какой-то компании и т.д.

Но мы уверены, что Вы ни разу даже не пытались подумать (прежде чем совершать необдуманные поступки, прибегать к наркотикам или ещё к чему-нибудь) : «А так ли всё плохо на самом деле, действительно ли я живу хуже всех?»

Творческое отношение к себе, к тем, кто живёт рядом, к своей роли в обществе и на Земле начинается с малого - с определения своих возможностей (тесты «А») и с определения того, как эти возможности реализуются в обществе (тесты «Б»). Номера наших тестов показывают их место в общей авторской системе определения И ндекса Э ффективности А даптированности (заметьте – не адаптации, а адаптированности при активном участии и самого человека, и тех, кто его окружает) .

Настройте себя на объективность – не преуменьшайте и не преувеличивайте свои возможности.

Мы хотим предложить Вам разработанный нами способ оценки И ндекса К ачества Вашей Ж изни (ИКЖ) , который поможет Вам узнать очень точный ответ на поставленный выше вопрос.

С нашей помощью Вы сможете определить, что Вам следует сделать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Причём этим и будет конкретное действие, а не общие абстрактные фразы, которые пишут в дешёвых книжках про аутотренинги и остальные "чудодейственные" средства.

Ещё этот способ поможет Вам построить кривую, показывающую, на каком уровне был Ваш ИКЖ в разные периоды времени, если Вы будете подсчитывать его регулярно.

Насколько мы правы - Вам решать, но если даже, по-вашему, мы не правы, Вы всё-таки, пожалуйста, попробуйте подсчитать свой ИКЖ,хотя бы раз, только сделайте это честно, а потом посмотрим...»

Внедрение этой методики тесно связано с методикой "Скрининговый анализ качества жизни населения", разработанной для самодиагностики участников системы непрерывного социального самообразования.

Индекс Качества Жизни (ИКЖ)

При проведении тестирования Вам необходимо выбрать ответ, который, по-вашему, отвечает Вашим потребностям, желаниям и возможностям, и записать (в выделенную для этого графу ) ответ. Необходимо следовать данным к тесту дополнительным инструкциям, если таковые имеются.

Вашему вниманию предлагается в двух сериях всего шесть тестов, для ответа на которые не нужна предварительная подготовка. В скобках – номер данного теста в системе тестов нашего «Комплексного Индекса Социальной Адаптированности» (35 тестов ) - « КИСА» .

Желающим может быть предложена и компьютерная программа «КИСА».

Тесты серии А:

Тест-1 (6 «А») . Как Вы передвигаетесь?

Полная неподвижность (отсутствие функции перемещения) - 0.

Перемещение в пределах кровати - 1.

Перемещение в пределах квартиры - 2.

Перемещение в пределах микрорайона - 3.

Неограниченное перемещение - 4.


Тест 2 (21 «А-1») . Насколько Вы здоровы?

Тест следует проводить утром, за 20 минут до завтрака, кофе, выкуривания сигареты. Сядьте удобно, ровно и спокойно дыша, через 7-10 минут подсчитайте пульс за одну минуту.

Затем сделайте спокойные вдох и выдох, зажмите нос и рот рукой, заметьте время, которое сможете не дышать.

Оценка пульса для мужчин (у женщин частота пульса в среднем на 5 ударов больше, чем у мужчин) :

более 85 ударов - 0.

76 - 95 ударов - 1.

66 - 75 ударов - 2.

51 - 65 ударов - 3.

менее 50 ударов - 4.

Оценка задержки дыхания:

менее 10 секунд - 0.

10 - 29 секунд - 1.

30 - 59 секунд - 2.

60 - 89 секунд - 3.

90 и более секунд - 4.

Тест-3 (25 «А-1»). Насколько Вы счастливы?

Сделайте попытку разложить счастье на составляющие. Существует от восьми до десяти основных факторов, исчерпывающих круг человеческих устремлений (здоровье, семейные отношения, секс, материальное положение, жилище, социальный статус, работа/ учёба, хобби...) Расположите эти факторы в колонке 2 по мере убывания их значимости для Вас:

______________________________________________________________________

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

==============================================================

1 | | 8 | |________________|

2 | | 7 | | |

3 | | 6 | | |

4 | | 5 | | |

5 | | 4 | | |

6 | | 3 | | |

7 | | 2 | | |

8 | | 1 | | |

итого: | |

В колонке 3 проставлены коэффициенты значимости для Вас каждого фактора.

В колонке 4 против них поставьте оценку по 5-балльной системе (5 - очень доволен, 4 - хорошо, 3 - так себе, 2 - плохо, 1 - совсем скверно) .

Перемножьте построчно числа в колонках 3 и 4, их произведения запишите в колонке 5, затем все числа в ней сложите и полученную сумму разделите на 180.

Результаты теста:

менее 0,3: у Вас произошла жизненная катастрофа - 0.

0,3 - 0,5: в Вашей жизни кризис, Вы несчастны - 1.

0,5 - 0,7: Вы живёте серо, посредственно - 2.

0,7 - 0,9: Вы живёте хорошо, на жизнь не жалуетесь - 3.

более 0,9: Вы довольны жизнью, счастье сопутствует Вам - 4.

Тест-5 (32 «Б»). Насколько Вы образованы?

Начальное образование - 0.

Неполное среднее образование - 1.

Полное среднее образование - 2.

Высшее образование - 3.

Несколько высших образований, учёная степень - 4.

Тест -6 (33 «Б»). Насколько Вы обеспечены материально?

Отсутствие материального обеспечения - 0.

Доход в сумме менее 2 размеров минимальной оплаты труда - 1.

Доход в сумме 3 - 4 размеров минимальной оплаты труда - 2.

Доход в сумме 5 - 9 размеров минимальной оплаты труда - 3.

Доход в сумме более 10 размеров минимальной оплаты труда - 4.

Таблица расчёта ИКЖ


Тест: оценка

__1. «A» __|_______

__2. «A» __|_______

__3. «А» __|_______

__4. «Б» __|_______

__5. «Б» __|_______

__6. «Б _|_______

1) Сложите числа, находящиеся в графах тестов серии «А».

2) Сложите числа, находящиеся в графах тестов серии «Б».

3)Разделите сумму, полученную первым действием, на сумму, полученную вторым действием, - результат и будет Вашим ИКЖ.


Если Ваш ИКЖ равен единице - можно говорить об оптимальности Вашей жизни.

Если ИКЖ меньше единицы - Вы должны признать, что недостаточно активны, и Вам необходимо обратить внимание на внутренние резервы.

Постарайтесь больше двигаться, вести активный и здоровый образ жизни, используя культуру как активное средство выживания (культуру питания, культуру дыхания, культуру быта и бытия) . Будьте сердечны и дружелюбны с окружающими, совершайте альтруистические поступки - и в Вашей крови появится «витамин счастья» - эндорфин, по действию похожий на морфин, но не вызывающий пагубного пристрастия к наркотикам.

Если ИКЖ больше единицы - Вы должны стремиться к большей социальной активности, к тому, чтобы Вас оценили окружающие - для того, чтобы Вы могли полнее реализовать Ваши возможности в обществе.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ВАШЕЙ ЖИЗНИ


За качеством своей жизни мы внимательно следим с помощью предложенного нами тестирования. Это тестирование является основой «Микрорайонной КАРТЫ социального благополучия населения» (вычисляются средние микрорайонные баллы по каждому тесту) .

Динамику этого качества удобнее наблюдать на графике:

Необходимо вычертить кривую, о которой мы говорили вначале.


Например:

Для большей наглядности Ваши возможности на графике мы заштриховали. Не заштрихованная часть – это перспективы Вашего индивидуального плана повышения ИКЖ.

Но это ещё и диаграмма, которую мы используем, подбирая друг другу партнёров (в этом случае график имеет ещё и второе, перевернутое отражение – снизу вверх) для того, чтобы члены Г руппы С оциального П артнерства (« ГСП» ) дополняли друг друга, формируя целостный социальный организм.

Регулярно тестируя себя самостоятельно (не заглядывая при этом в результаты предыдущего тестирования) , Вы можете отследить динамику качества Вашей жизни.

Мы готовы помочь Вам проанализировать причины улучшения или ухудшения этого качества и разработать индивидуальный план оптимизации качества Вашей жизни.

Работая таким образом вместе с нами в Интернет-институте «Живая Нить» (

Наши зарубежные коллеги по несчастью, с которыми мы общаемся с помощью Интернет, считают, что такой деятельностью инвалиды могут заниматься в любом государстве, имеющем систему муниципального самоуправления. Продолжение такой деятельности на государственном уровне может не только дополнить Всемирную программу деятельности в отношении инвалидов, но и создать механизм соревновательности между государствами, подписавшимися под этой программой.

Из рецензии Н.А. БАРБАРАШ – д. м. н., профессора, зав. кафедрой Кемеровской Государственной медицинской Академии на систему тестирования, предложенную «Сибирянами».

Апрель 1997г.:

«…Отношение общества к своим представителям, нуждающимся в поддержке и помощи, является мерой нравственного и духовного здоровья общества в целом.

Политический и социальный кризис сегодняшней России породил в различных слоях населения растерянность и депрессию, на фоне которых нашли благодатную почву бездуховность, озлобленность и жестокость.

Героические попытки создания системы социальной поддержки для наиболее ущемленных сегодня представителей нашего общества, имеющих серьезные проблемы здоровья, заслуживают в целом самого высокого одобрения».

Члены Кемеровского КЛУБА общения «СИБИРЯНЕ»

благодарят Вас за внимание!

Пишите нам: 650099 г. Кемерово, ГСП, а/я 1035.

Для решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы. Но прежде чем рассматривать социальные проекты, необходимо определиться, что это. Какие особенности имеют те из них, что направлены на молодежь? Что вас интересует? Социальные проекты в школе, примеры их реализации? Или проекты, ориентированные на старших? Скажем, социальные проекты для молодежи, примеры уже их реализации?

проект?

Под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Поможет вам понять, что собой он представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями.

К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов).

Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь?

Самая главная особенность - то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются.

Чему должен соответствовать проект?

Проект должен соответствовать таким условиям:

  1. Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации.
  2. Должна существовать возможность реализации в данных условиях.
  3. Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят.
  4. Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе.
  5. План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели.
  6. Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.

Как необходимо оформлять социальный проект?

Что должно быть в проекте? Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка.

После определения целей необходимо задуматься о задачах - максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы вы имели лучшее представление о том, что от вас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи.

Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога.

Пример социального проекта для молодежи №1

Направление: супружеские взаимоотношения молодых людей.

Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.

  1. Объяснить, что такое брак, какие обязанности и права будут у каждого из супругов.
  2. Помочь распределить будущие обязанности сейчас, чтобы потом не возникало притирок.
  3. Помочь найти причины, почему молодые люди хотят вступить в брак, и определить, понимают ли они, что он значит.

Нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность.

Срок реализации: бессрочно.

Место реализации: город такой-то.

Пример для молодежи №2

Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства.

Цель: оказание отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.

  1. Привлечение общественного внимания к данной проблеме в связи с тем, что большинство людей не проинформированы про её существование.
  2. Сбор средств, материальной помощи, игрушек и лекарств, для передачи в больницу с последующим использованием для восстановления здоровья у отказников и несовершеннолетних сирот.
  3. из государственного бюджета или из благотворительных фондов для улучшения отказников или сирот, которые пребывают в лечебных медицинских учреждениях.
  4. Обращение внимания на проблему детей без родителей с целью убеждения людей усыновлять детей.

Детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи.

Место реализации: Детская областная больница города Самары.

Пример для молодежи №3

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах.

Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.

  1. Содействие полноценности социализации участников проекта.
  2. Взаимодействие с организациями, которые осуществляют социальную защиту для таких людей.
  3. Помощь в социально-культурной жизни.
  4. Помощь, направленная на преодоление духовного и физического одиночества.
  5. Оказание влияния на формирование адекватного отношения в обществе к молодёжи с особенными потребностями.
  6. Создание условий, когда молодежь с особенными потребностями сможет спокойно заниматься творческой деятельностью.
  7. Реализация творческой реабилитации.
  8. Поиск, проверка и внедрение новых методов реабилитации.

Детальный план.

Срок реализации: бессрочно.

Место: университет такого-то города.

Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться - для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах.

Как следствие, эти дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют затруднения в самообслуживании, общении и обучении. Любой ребенок с инвалидностью, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущать свою неполноценность. В нашей школе была создана волонтерская группа «Шаг навстречу», состоящая из педагогов и обучающихся. Она поставила перед собой цель — повлиять на решение данной проблемы, хотя бы для некоторых детей организовать условия для развития, а также помочь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учеными-психологами доказано, что общение с детьми, нуждающимися в помощи, благоприятно сказывается на снижении агрессивности и развитии толерантности у здоровых детей. В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности; недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения.

Представленный проект предлагает способ преодоления некоторых из этих противоречий.

Цели проекта:

  • Развитие коммуникативной компетенции обучающихся школы, толерантности в процессе работы в проекте.
  • Организация среды, способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Обобщение и распространение опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ среди других образовательных учреждений города.

Задачи проекта:

В перспективе нам хотелось бы создать традиции взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей с коллективом МБОУ СОШ 1 и в дальнейшем на базе образовательного учреждения консультативного центра для родителей и детей с ОВЗ.

Этапы работы представлены ниже:

2010-11 учебный год:

1 этап

  1. Собрать информацию о детях с ограниченными возможностями и познакомить с этой информацией обучающихся;
  2. Определить степень осведомленности о проблемах таких детей обучающихся 7-9 классов.

Инициирование проблемы: Дети заинтересовались ситуацией в семье одноклассницы, у которой сестра является инвалидом детства.

Сбор информации: исследование актуальности проблемы с детьми, имеющими отклонения в здоровье в нашей стране и в нашем городе. Анкетирование наших обучающихся о том, что им известно о проблемах таких людей. Нам хотелось также познакомить с результатами наших исследований обучающихся.

2 этап

  1. Познакомить обучающихся с проблемами детей с ОВЗ;
  2. Создать инициативную группу детей-волонтеров, готовых оказать поддержку детям с ОВЗ.

В анкетировании приняли участие 124 человека. Анкетирование показало, что 74% обучающихся имеют очень смутное представление о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. А 57% признались, что никогда не задумывались о том, что рядом живут такие люди.

Знакомство обучающихся с проблемами детей с ОВЗ провели в форме классного часа «Дети в беде».

3 этап

  1. Знакомство с опытом оказания помощи детям с ОВЗ.
  2. Связаться с организациями, работающими в нашем городе с детьми с ОВЗ.

Мы сформировали группу волонтеров из учеников, отозвавшихся на чужую беду и желающих поддержать детей с ОВЗ (около 50 человек).

Теперь мы задумались о том, чем же можем помочь таким детям? Для этого мы решили познакомиться с опытом проведения подобных мероприятий и узнать о потребностях таких детей.

Оказалось, что оказывают поддержку таким детям различные организации, но не нашли информации о том, как школы сотрудничают с детьми-инвалидами. Мы узнали также, что администрация нашего города проводит мероприятия для таких детей, но сами дети с ОВЗ являются пассивными слушателями, но не участниками.

В нашем городе действуют «Общество слепых», «Общество глухих», «Общество инвалидов» и есть Волжское отделение Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде», где состоят на учете более 130 человек с крайне тяжелыми заболеваниями; дети, которые не могут обучаться в школе, а следовательно, испытывающие проблемы с интеграцией в обществе. Большую потребность в нашем внимании испытывают именно тяжело больные дети, поэтому мы начали с ними сотрудничать.

4 этап

  1. Выявить потребности и возможности детей, состоящих на учете в Волжском отделении Волгоградского областного общественного благотворительного фонда «Дети в беде». Чтобы спланировать работу, мы решили изучить потребности этих детей. Обратились к председателю Совета Волжского отделения ВООБФ «Дети в беде» Николаевой Валентине Васильевне для консультации. В ходе беседы выяснили, что дети в первую очередь нуждаются в общении со здоровыми сверстниками. Из-за слабой моторики им требуются упражнения и занятия, способствующие ее развитию.

Так из беседы с председателем фонда мы узнали о том, что родители детей так же нуждаются в консультациях специалистов (детского психолога, представителя пенсионного фонда, социального страхования)

5 этап , акции

  1. Расширение круга общения детей-инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.
  2. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
  3. Вовлечение в занятия, способствующие развитию моторики через активную деятельность.
  4. Организация для родителей консультаций специалистов.

Акция «Разноцветное детство»

Педагоги нашей школы разработали сценарий мероприятия в форме «Вертушки». Были представлены работы секций:

  1. Музыкальная шкатулка (знакомство детей с различными музыкальными инструментами, возможность взять их в руки и «создать» оркестр, просмотр презентации о звучании инструментов).
  2. Город мастеров (изготовление тряпичных кукол-оберегов).
  3. Виртуальный город (создание блогов с целью общения через Интернет).
  4. Игры и игрушки (тестопластика).
  5. Встреча знатоков (отгадывание загадок, знание сказок, пословиц, поговорок).
  6. Весёлые старты (спортивные состязания).

Каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сопровождал ученик-волонтёр, чтобы помогать переходить по секциям, работать в секциях. Пока дети были заняты, родителям, сопровождающим их, была предложена консультационная помощь главного специалиста отдела социальных выплат территориального Управления по г. Волжскому социальной защиты населения администрации Волгоградской области - Власовой Татьяны Вячеславовны, педагога-психолога Бурейниковой Полины Викторовны, МОУ ВИЭПП.

Также были приглашены депутаты Волжской городской думы от разных партий, которые подарили состоящим на учёте в фонде «Дети в беде» книги, пазлы, спортивный инвентарь.

3. Кроме этого, была организована выставка-продажа поделок, которые учащиеся школы сделали заранее специально для акции «Разноцветное детство», с целью сбора средств на лечение больного ребёнка. Но и сами дети-инвалиды сделали подарок школе: показали выставку работ общественного фонда «Дети в беде». Акция закончилась дружеским чаепитием.

  1. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия)

Акция «Новогоднее поздравление»
Проводилась для тяжелобольных детей, не имеющих возможности выйти из дома. Группа волонтеров-детей в новогодних костюмах под руководством педагога представляла мини-спектакль.

  1. Создание ситуации успеха для детей с ОВЗ.

Акция «Международный день защиты детей»

День защиты детей. Акция проходила в виде совместной деятельности с учениками - волонтерами школы №1 с детьми из школы для слабослышащих детей

  1. концертные номера
  2. спортивные состязания «Веселые старты»
  3. инсценировка сказки.

Во время инсценировки сказки «Репка» были привлечены к исполнению ролей дети с ОВЗ.

2011-2012 учебный год

  1. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками.
  2. Развитие нравственных качеств личности у обучающихся-волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия).
  3. Включение детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение их круга интересов, творческих возможностей.
  4. Расширение круга общения детей - инвалидов за счет здоровых сверстников и взрослых, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе.

Акция «Разноцветное детство»

Акция, ставшая традиционной в нашей школе. С нетерпением ее ждут и дети с ОВЗ и здоровые дети.
Совместная деятельность в виде «вертушки».

  1. Музыкальная шкатулка.
  2. Веселые художники.
  3. Мир оригами.
  4. Виртуальный город.
  1. Организация среды, способствующей социализации через общение со здоровыми сверстниками;
  2. Создание для детей-инвалидов благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.

Акция "Новогодние поздравления"

Празднование Нового года. Была организована встреча детей волонтерами 7 класса и сопровождение их в зал. Волонтеры-обучающиеся МБОУ СОШ поставили спектакль «Новогодняя сказка». Затем дети с ОВЗ и обучающиеся школы, взявшись за руки, водили хороводы вокруг новогодней елки. Детей, которые не могли передвигаться сами, взяли на руки военнослужащие и носили их на руках вокруг елки в новогоднем хороводе. Каждый ребенок получил новогодний подарок. Проведение мероприятия спонсировали родители школы.

2012-2013 учебный год

Развитие нравственных качеств личности у обучающихся — волонтеров (отзывчивости, готовности оказать помощь, сочувствия). «Тяжелобольных» детей поздравили на дому, показав новогодние инсценировки, у них дома детьми-волонтёрами в роли Снегурочки, Деда Мороза и Кота.

В процессе работы над проектом было организовано взаимодействие с другими организациями: Пенсионным фондом, Управлением социальной защиты г. Волжского, страховым фондом, ВШК — кафедрой психологии, воинской частью, партнерство с волжским отделением Волгоградского областного общественного благотворительного фонда (ВООБФ) «Дети в беде».

Каждая акция стала событием в жизни обучающихся школы и детей с ОВЗ; накапливается опыт общения между коллективом школы и детьми с ОВЗ и их семьями, что значительно повлияло на качество проводимых акций; ввиду того, что многие дети с ОВЗ посещают встречи традиционно, то знакомство с волонтерами перерастает в дружбу. Познакомившись поближе с интересами и потребностями детей с ОВЗ, мы к выбору средств и методов стали подходить более индивидуализировано.

После встречи с детьми с ограниченными возможностями здоровья согласно проведенному анкетированию (93 респондента) выявилось, что:
впервые задумались о необходимости оказания помощи и поддержки - 63%
испытали сочувствие и сострадание - 84%
выразили желание продолжать общение с целью поддержки - 46%
впервые задумались о необходимости беречь свое здоровье - 56%.

От имени родителей: "Нас переполняют чувства огромной благодарности за то, что нашим детям предоставили возможность общаться со сверстниками, подарили праздник, дали возможность хотя бы несколько часов побыть в «ином» мире. Мы с нетерпением будем ждать новых приглашений".

Коллектив школы получил благодарственное письмо от председателя Совета Волжского отделения ВООБФ «Дети в беде» Николаевой Валентины Васильевны.

Опыт работы творческой группы учителей с детьми с ОВЗ был рекомендован администрацией города к распространению в других образовательных учреждениях.

Царькова Татьяна Сергеевна,
Кирсанова Людмила Борисовна,
Чикризова Елена Владимировна,
учителя МБОУ СОШ № 1 им. Ф. Г. Логинова

Социальный проект «Возрождение»

Центр «Возрождение».

Цели проекта:

1. Достижение максимального социального функционирования инвалидов

2. Достижение психологического благополучия инвалидов всех возрастов

Планируемые результаты.

· Адаптация инвалида в современном обществе

· Обеспечение инвалидов рабочими местами

· Расширение круга общения

· Информационно - просветительская работа

· Психологические консультации

· Обеспечение жильём инвалидов

Группы людей в интересах, которых осуществляется проект:

люди, имеющие инвалидность I и II группы, от 16 лет, кроме инвалидов с диагнозом интеллектуальной недостаточности или психическими нарушениями.

Обоснования необходимости проведения данного проекта.

Люди, имеющие инвалидность ограниченны в возможностях и не могут полноценно функционировать в обществе, а некоторые инвалиды полностью отрезаны от внешнего мира и вынуждены смиренно дожидаться конца своей жизни и зачастую не в лучших условиях. Мой проект позволит инвалидам приносить обществу пользу и заботиться об их физическом и психологическом состоянии.

1. Распределение на тех, кто будет:

а. проживать в центре

б. временно проживать в центре

в. Посещать центр по составленному расписанию

2. Распределить тех, кто будет жить друг с другом по совместимости темпераментов и характера инвалидности.

3. Определить: расписание и виды работы (4-5 часов), время отдыха (общения), время психологических и медицинских процедур.

1. С зарплаты инвалидов не взимается налог в 13%;

2. От пенсии по инвалидности взимать каждый месяц на содержание и оказанные услуги:

а. те, кто проживает - 80% пенсии

б. те, кто приезжает - 40% пенсии

3. Пониженная ставка заработной платы у инвалидов

4. Снижение налогов для тех, кто предоставляет работу инвалидам.

6. Освобождение от налогообложения постоянных спонсоров.

7. Государственные вложения

Общение, трудотерапия, психологическая и медицинская помощь в совокупности дадут положительные результаты. Возможны: частичное выздоровление, психологическое благополучие у инвалида и его семьи, получение заработка. Центр «Возрождение» - это шанс для инвалидов стать полноценными членами общества. Общаться с людьми, у которых такие же проблемы со здоровьем, получать различные виды помощи…

Этот проект очень важен, как для людей имеющих инвалидность с их семьями, так и для государства! Зачастую люди имеющие инвалидность I или II группы практически лишены возможности функционирования в обществе, они не обладают широкими познаниями в сфере своих прав и возможностей.

С помощью центра появиться дополнительная не дорогая рабочая сила, все права инвалидов будут защищены.

Заключение

Уязвленные слои населения есть в каждом обществе, и степень их уязвленности отражает уровень развития данного общества. Люди с инвалидностью - одни из них, вне зависимости, были ли они рождены инвалидами или стали ими в силу обстоятельств. Они дискриминированы в обществе по принципу отсутствия равных возможностей в таких жизненно важных сферах, как доступ к образованию, трудоустройству, общественной жизни и т.д.

Инвалидность всегда считалась проблемой самого человека с инвалидностью, которому необходимо меняться самому, либо ему помогут измениться специалисты посредством лечения или реабилитации.

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области

обслуживания инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам в России проявлялась всегда.

Сегодня проблема социальной реабилитации инвалидов становится всё более актуальной вследствие того, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа имеющих инвалидность следует рассматривать, как постоянно действующий фактор, требующий планомерных социальных решений.

Несомненно, люди имеющие инвалидность испытывают огромные трудности во время вхождения в социум, и им требуется комплексная социальная помощь. Следовательно, они становятся клиентами социальной работы и находятся под пристальным вниманием социальных служб.

Социальный проект «Открытый мир» разработан по инициативе Общественной организации Советского административного округа Первомайского правления г. Омска Омской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ОО ВОИ САО ПП г. Омска).
Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами, этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту. Создание досугового Центра «Открытый мир» вызвано необходимостью вовлечения всех инвалидов в полноценную жизнь наравне с другими членами общества.
Проект направлен на содействие интеграции людей с инвалидностью в общество, создание благоприятных условий для удовлетворения духовных, культурных потребностей и полноценного времяпрепровождения.
Целевая группа проекта: инвалиды, нуждающиеся в поддержке.
Исполнители проекта: члены организации ОО ВОИ САО ПП г. Омска, привлеченные специалисты (тренер, психолог, медицинский работник, технический исполнитель), социальные партнеры и волонтеры.
Для реализации проекта необходимо:
1. Разработать и реализовать мероприятия Центра по культурно-досуговой деятельности, направленные на расширение общения людей с ограниченными возможностями;
2. Создать команду проекта и добровольческую группу по реализации проекта и социальной поддержке инвалидов.
3. Оснастить помещение для занятий людей с ограниченными возможностями новым современным техническим и игровым оборудованием (телевизором, звукоусилительной системой, микрофоном, видеокамерой, настольными спортивными играми).
При общественной организации инвалидов откроется комплексный досуговый Центр «Открытый мир», включающий в себя:
1. Кинозал;
2. Творческую мастерскую;
3. Массовые мероприятия;
4. Спортивные настольные игры народов мира.
Продолжительность проекта – 6 месяцев. Для реализации проекта по организации досугового Центра «Открытый мир» запрашивается 493 000 рублей (Четыреста девяносто три тысячи рублей).

Цели

  1. Содействие интеграции людей с инвалидностью в общество, создание благоприятных условий для удовлетворения информационных, культурных потребностей и полноценного общественно-полезного времяпрепровождения, посредством организации досугового Центра «Открытый мир».

Задачи

  1. Оснастить помещение для занятий людей с ограниченными возможностями новым современным техническим и игровым оборудованием (телевизором, звукоусилительной системой, микрофоном, видеокамерой, настольными спортивными играми).
  2. Способствовать преодолению социальной изолированности людей с инвалидностью, посредством организации познавательного досуга.
  3. Создать команду проекта и добровольческую группу по социальной поддержке инвалидов и реализации проекта.
  4. Проанализировать и оценить эффективность реализованного проекта. Провести информационную компанию.

Обоснование социальной значимости

В наши дни много слов звучит о милосердии, о внимании к людям, в особенности к тем, кто нуждается в этом больше других, – это люди с ограниченными возможностями здоровья, которые, как никто другой нуждаются в понимании и защите. Они отличаются от нас с вами, но им так же, и даже больше, нужна помощь в социализации и адаптации. Люди с инвалидностью – полноценные члены нашего с вами сообщества, и в наших силах помочь им в их интеграции в общество. Создание равных возможностей для людей с инвалидностью, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности. Данная деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности людей с инвалидностью, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. Среди административных округов города Омска Советский округ по численности населения находится на 2 месте. В нем проживает около 255 тысяч человек. Число людей с инвалидностью составляет 8 % от общей численности. В Омске, как и в России в целом, это одна из самых многочисленных, необеспеченных и плохо адаптированных групп. Люди с инвалидностью, особенно одинокие, постоянно чувствуют невостребованность, слабую социальную защищенность, оторванность от общества. Они разобщены между собой. Вовлечение их в общественную и культурную деятельность, моральная поддержка помогут преодолеть комплексность ненужности, наполнить реальным содержанием права человека на достойное существование. Поэтому назрела необходимость создания досугового Центра на базе Библиотечного центра «Дом семьи». Разработку проекта предварял социологический опрос, позволивший оценить необходимость его разработки для конкретной целевой группы. Результаты исследования показали, что люди с ограниченными возможностями в округе испытывают наибольшую потребность в общении и взаимопонимании, в помощи и поддержке, в проведении досуга. Из 128 (100 %) респондентов – 53 % хотели бы посещать концерты; 64 % – встречаться с интересными людьми; 83 % – участвовать в вечерах отдыха; 71 % – смотреть и обсуждать кинофильмы и передачи, 68 % – заниматься декоративно-прикладным творчеством. Опираясь на результаты проведенного исследования, определились основные направления деятельности Центра: творческая мастерская, посещение праздничных мероприятий и концертов, встреч с интересными людьми, кинозал, настольные игры.
Loading...Loading...