Определение термина социальная реабилитация. Социальная реабилитация как одна из ключевых технологий социальной работы. Виды социальной реабилитации. Федеральное агентство по образованию

Социальная реабилитация – комплекс мер, направ­ленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Осуществление социальной реабилитации в значитель­ной мере зависит от соблюдения ее основных принципов . К ним следует отнести:

· этапность;

· дифференцированность;

· комплексность;

· преемственность;

· последовательность;

· не­прерывность в проведении реабилитационных мероприя­тий;

· доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, бежен­цев и др.).

В социально-реабилитационной деятельности выделяются уровни :

медико-социальный;

§ профессионально-трудовой;

§ социально-психологический;

§ социально-ролевой;

§ социаль­но-бытовой;

§ социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающих­ся. В зависимости от этого определяются и важнейшие на­правления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует отнести социальную реабилитацию:

· инвалидов и детей с ограниченными возмож­ностями;

· пожилых людей;

· военнослужащих, участвовав­ших в войнах и военных конфликтах;

· лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.

Одним из приоритетов современной социальной поли­тики является социальная защита инвалидов.

Реабилитация инвалидов

Основными видами реабилитации инвалидов являют­ся: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая.

Медицинская реа­билитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нару­шенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. К ним относятся восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской по­мощи, которая осуще­ствляется бесплатно или на льготных условиях в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и зако­нодательством ее субъектов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов – это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных обще­ственных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным обору­дованием и оснащением, которое позволяет им быть отно­сительно независимыми в бытовом плане.

Под профессионально-трудовой реабилитацией инвали­дов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, професси­ональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Медико-социальными экспертными комиссиями и реа­билитационными центрами осуществляется профессиональ­ная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на пред­приятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.

Имеются специфические особен­ности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как ра­бота в составе специализированных полевых бригад, ин­дивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мел­кой продукции.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реаби­литационных мероприятий. Она содержит реабилитационные мероприя­тия, предоставляемые бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвали­дов, а также такие, в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица и организации.

Реабилитация детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни. В индивидуальных ком­плексных программах реабилитации детей-инвалидов дол­жны быть отражены не только основные аспекты реабили­тации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.

Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что наклады­вает своеобразный отпечаток на уровень социализации де­тей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Примерное положение об этих центрах было утверждено Министер­ством социальной защиты населения Российской Федера­ции в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью дея­тельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или ум­ственном развитии, квалифицированной медико-социаль­ной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и их адаптирование к жизни в обществе, семье, к обуче­нию и труду.


Реабилитация пожилых людей

Большое значение для жизни пожилых людей приобре­тает медико-социальная реа­билитация. В силу естественного старения организма с воз­растом чаще проявляются хронические заболевания. Растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицин­ском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабили­тации пожилых людей профессионально решаются в ши­рокопрофильных реабилитационных центрах и в специа­лизированных геронтологических центрах.

В геронтологических центрах обычно используются ме­дикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых лю­дей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды тера­пии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотера­пия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельного, наблюда­тельного, свободного), диспансерное наблюдение, стацио­нарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Органи­зация реабилитационного процесса в стационарных учреж­дениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвиж­ного, активного образа жизни человека. Средствами реа­билитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсоб­ные хозяйства и др.

Реабилитация детей из неблагополучных семей

Усиление социального не­благополучия в обществе стимулируют асоциальное пове­дение в детской среде. Социальная дезадаптация харак­теризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценност­ных ориентации, но и нарушением важнейших видов дея­тельности ребенка. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсико­мания и др.

Методы содержания этих детей не могут быть таки­ми же, как для подростков, больных алкоголизмом и нар­команией, или малолетних преступников. Все они нуж­даются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустима временная изоляция и строгий ре­жим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.

Реабилитация военнослужащих

В специальной реабилитации нуждаются военнослужа­щие – ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализует­ся по трем основным направлениям: социальная, психо­логическая и медицинская. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного обществен­ного мнения и вовлечение военнослужащих в систему со­циальных отношений.

Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки яв­ляется достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, действие которого выполняет опре­деленную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отноше­нии родных, близких и даже случайных людей. Или же в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.

В определенных реабили­тационных мерах, в психологической помощи нуждаются родители, члены семей участников боевых действий. Средством реабили­тации таких семей могут быть специальные центры, клу­бы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.

Реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свобо­ды

Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального поло­жения лиц, отбывших наказание в местах лишения свобо­ды. Бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть в них. Другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализи­рованных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издерж­ками.

Социальная реабилитация, будучи одной из общих тех­нологий социальной работы, направлена на восстановле­ние не только здоровья, трудоспособности, но и социаль­ного статуса личности, его правового положения, мораль­но-психологического равновесия. В зависимости от специфики объекта реабилитации опреде­ляются методики реабилитационного воздействия, до­полняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

Системный характер социальной реабилитации во многом обусловлен теми направлениями деятельности и задачами, которые заявлены и реализуются в соответствии с федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», а также следующими целевыми программами, входящими в ее состав:

· «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов»;

· «Научное обоснование и информатизация проблем инвалидности и инвалидов»;

· «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»;

· «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий»,

· «Дети-инвалиды» и ряд других.

Сегодня в нашей стране существуют сотни нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты социальной реабилитации, но единой научно обоснованной системы социальной реабилитации еще не создано.

Отдельные нормативно-правовые акты реализуются на разных уровнях:

· на федеральном уровне;

· на уровне субъектов Российской Федерации

· на уровне отдельных министерств

· на уровне отдельных ведомств;

· на уровне отдельных предприятий и организаций;

· на уровне различных обществ инвалидов.

Единого системного подхода в организации реабилитационных мероприятий пока не выработано. Для создания единой системы социальной реабилитации необходимо соблюдение ряда условий:

1) Создание системы сбора и анализа информации по проблемам тех категорий лиц, которые нуждаются в социальной реабилитации (инвалиды, бывшие заключенные, военнослужащие и др.). Невозможно говорить о системе социальной реабилитации, когда не налажена система информирования об истинных потребностях граждан, нуждающихся в тех или иных видах, формах и объемах реабилитационных мероприятий. К примеру, статистика по инвалидности может показать лишь возрастную и нозологическую структуру инвалидности, но даст ответа о характере и степени снижения уровня расстройств социальных функций и возможности самообеспечения. Инвалиды часто отказываются от проведения реабилитационных мероприятий, потому что не хотят, чтобы это повлекло за собой изменения или снятия группы инвалидности, что чревато для них денежными убытками и потерей социальных льгот.

2) Развитие качественной реабилитационной индустрии. Речь идет о создании и совершенствовании необходимых технических средств и устройств, облегчающих жизнедеятельность лиц, нуждающихся в социальной реабилитации. Предоставляемые инвалидам технические средства не удовлетворяют их потребности в силу низкого качества, скудного ассортимента или высокой цены. Налоговое законодательство не предоставляет существенных льгот предприятиям, специализирующимся на производстве изделий для инвалидов. Это влечет за собой снижение качества выпускаемых реабилитационных изделий, несмотря на высокие потребности в них у инвалидов.


3) Организация служб социальной реабилитации. Это должно быть одним из наиболее приоритетных условий создания системы социальной реабилитации, предполагающих создание реабилитационных центров и отделений в различных системах и ведомствах (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физкультуры и спорта) и бюро медико-социальной экспертизы.

4) Признание приоритетности профессиональной составляющей социальной реабилитации. Именно получение базового или нового образования, переобучение являются ключевыми факторами ресоциализации личности, дающими возможность приобрести новые профессиональные навыки, трудоустроиться, получить материальную независимость и стать полноправным членом социума. Для этого требуется соблюдение следующего условия.

5) Создание безбарьерной среды, что предполагает интеграцию лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, в социум и может быть конкретно реализовано в выработке новых подходов в градостроительстве, адаптации городской среды и транспорта к потребностям лиц, имеющим физические ограничения к передвижению, обеспечении доступности информации и информационных средств.

6) Решение вопросов кадрового обеспечения. На сегодняшний день в России не так уж и много специалистов, владеющих методами социальной реабилитации. Подготовка соответствующих кадров не является удовлетворительной: отсутствует подготовка трудотерапевтов или оккупациональных терапевтов. Поэтому особое значение при создании единой системы социальной реабилитации имеет подготовка квалифицированных специалистов, имеющих профессиональную подготовку в различных направлениях социальной реабилитации, медицины, психологии, педагогики, социальной работе. Действующие специалисты сегодня преимущественно полагаются на собственный эмпирический опыт работы, поскольку теоретико-методологические вопросы социальной реабилитации все еще находятся на стадии разработки, нуждаются в основательных исследованиях и последующей систематизации.

7) Развитие межведомственного сотрудничества. Став инвалидом, человек для обеспечения своей жизнедеятельности вынужден обращаться в различные ведомства, имеющие собственное финансирование и занимающиеся обслуживанием определенной группы населения. Каждое ведомство зачастую разрабатывает и внедряет собственные реабилитационные технологии в соответствии со своим профилем. При этом межведомственное сотрудничество по вопросам социальной реабилитации практически отсутствует, что отрицательно сказывается на реализации социальных программ, приводит к их дублированию или, наоборот, односторонне направленной деятельности реабилитационных учреждений, подчиняющихся разным ведомствам. В результате одна проблема разбивается на ряд не связанных между собой задач, которые каждое ведомство старается изолированно решить собственными средствами, что в целом снижает эффективность реабилитационного процесса.

Таким образом, необходимость формирования в Российской Федерации единой федеральной системы комплексной социальной реабилитации очевидна. Подобную систему можно создать за счет формирования единого социально-реабилитационного пространства, в котором были бы учтены и созданы все вышеперечисленные условия.

Реабилитология (в общем смысле) - наука о реабилитации. Следовательно, её объект и предмет, функции, принципы и закономерности (это признаки любой науки) связаны с процессом, называемым реабилитацией. Реабилитация (от позднелатинского rahabilitatio - восстановление).

Реабилитация - это процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методиками, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимум максимум.

Энциклопедический словарь медицинских терминов определяет реабилитацию через комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Заметим, что в приведённых выше трактовках обнаруживаются различные аспекты реабилитации: медицинские, психологические и социальные. Для понимания сущности реабилитации продуктивным является установление соотношения адаптации и реабилитации.

В социальной реабилитации адаптация занимает существенное место. Социальная адаптация характеризует, с одной стороны, взаимодействие объекта социальной реабилитации с социальной средой, а с другой - является отражением определённого результата социальной реабилитации. Она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная реабилитация - это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

Существенное отличие реабилитации состоит в том, что в реабилитационном процессе участвуют приспособительные и компенсаторные механизмы. При этом происходит либо приспособление к условиям существования, либо возврат к прежнему состоянию в клиническом, социальном, психологическом плане. Таким образом, если адаптация по своей сути есть приспособление к дефекту, то сущность реабилитации - преодоление его. В зарубежной социальной практике принято различать понятия "реабилитация" и "абилитация".

Абилитация понимается как комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психологического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменения условий жизнедеятельности. В России это понятие (реабилитация) предполагает оба смысла, причём предполагается не узкомедицинский, но более широкий аспект социально-реабилитационной деятельности. Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс. Потребность в социальной реабилитации - это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи. Под реабилитацией людей преклонного возраста понимается процесс восстановления утраченных навыков (в том числе и бытовых), социальных связей, налаживания разрушенных человеческих отношений, принятия на себя ответственности за собственные поступки. Сущность социальной реабилитации пожилых людей заключается в ресоциализации (усвоении новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, устаревших) и реинтеграции (восстановлении) их в общество, адаптации их к условиям проживания; привлечении к творческой деятельности. Эти задачи решаются социальными работниками, используя имеющиеся индивидуальные способности и остаточные возможности людей пожилого возраста.. Также социальный работник с целью ресоциализации занимается организацией трудовой реабилитации клиентов с учетом их желания, возможностей и медицинских показаний; проводит мероприятия по привлечению пожилых к участию в общественной жизни; оказывает адресную социальную помощь; организует опросы, анкетирования, тестирования и аналитическую работу.

Специалистами разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации пожилых и организуется поэтапное их выполнение, что позволяет учитывать реабилитационный потенциал каждого клиента. Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, привитие навыков общения, активизация в проведении досуга, участие в общественной жизни. Реабилитационные мероприятия имеют различную направленность: социально-медицинскую; социально-средовую; социально-бытовую, социально-культурную и социально-трудовую. Можно сказать, что целью таких реабилитационных мероприятий является создание условий для уверенной, здоровой, гармоничной старости. Как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам - вот те вопросы, которые приобретают актуальность на современном этапе развития общества в России.

Следует заметить, что в отечественной практике трактовки понятия "социальная реабилитация" (реабилитация в социальном аспекте) также различны. Приведём в качестве примера лишь некоторые:

1) социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных и утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и т. д.);

2) социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Реабилитационный процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Несмотря на то, что принципиальных различий в подходах к сущности и содержанию социальной реабилитации существующие трактовки не содержат, абсолютно тождественными они не являются. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности и обеспечение социальной адаптации в обществе. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Процесс реабилитации предусматривает адаптацию реабилитируемого к потребностям общества и общества - к потребностям данного индивида. Содержание социальной реабилитации можно представить через её структуру. Существуют различные варианты структурирования социальной реабилитации. Приведём лишь некоторые из них. Согласно Л.П. Храпылиной, являющейся автором многочисленных публикаций по проблемам реабилитации, структура социальной реабилитации следующая: медицинские меры, социальные меры, профессиональная реабилитация. Профессор А.И. Осадчих полагает, что социальная реабилитация - это правовая реабилитация, социально-средовая реабилитация, психологическая реабилитация, общественно-идеологическая реабилитация и анатомо-функциональная реабилитация. Профессора Е.И. Холостова и Н.Ф. Дементьева придерживаются мнения, что начальным звеном социальной реабилитации является медицинская реабилитация, представляющая комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболевания. Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса, свойственного человеку с ограниченными возможностями, укрепление активной, деятельной личностной позиции.

Определяющим фактором для социальной реабилитации являются последствия утраты или нарушения каких-либо функций организма и способностей человека, обусловливающие различные социальные ограничения. Таким образом, социальная реабилитация - это комплекс социально-экономических, медицинских, юридических и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение определенных групп населения к полнокровной жизни в обществе, а целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение его социальной адаптации.

Возвращаясь к вопросу о сущности и содержании реабилитологии как научной и учебной дисциплины, следует уточнить её объект и предмет, что даст возможность показать её место в системе социальных знаний, социальных наук, социального образования.

Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.

Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности.

В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.

Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.

Термин «социальная реабилитация» был внесен в науку лишь в конце 19 века.

В определении понятия «реабилитация» имеются 2 подхода:

Как юридическое значение подразумевает полное восстановление правового положения личности. В медицинском, социально-экономическом понимании термин «реабилита-ция» употребляется как комплекс мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Как медицинское подразумевает медико-социальное восстановление на основе опреде-ленной деятельности - трудовой, игровой, учебной и т.д. В медицинском социально-этическом понимании этот термин получил между-народное признание после первой мировой войны, когда начали широко использоваться различные методы восстановительного лечения: медикамен-тозное и оперативное лечение, физиотерапия , лечебная физкультура, грязеле-чение, общеукрепляющее и специальное санаторно-курортное лечение, ортезирование и протезирование, трудо- и психотерапия .

Рывок в развитии, как теории, так и практики реабилитации произо-шел после второй мировой войны. Для лечения последствий ранений, кон-тузий, заболеваний, полученных на фронте, для больных и инвалидов были созданы различные Центры, реабилитационные службы, государственные институты реабилитации.

В 1958 году была организована Международная система организа-ции реабилитации, в 1960 году - Международное общество по реабилита-ции инвалидов, которое является членом Всемирной организации здраво-охранения (ВОЗ) и работает в контакте с ООН , ЮНЕСКО и Международным рабочим Бюро (МРБ).

В настоящее время реабилитацией принято называть систему государственных социально-экономических, психологических, педагогиче-ских и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвали-дов в общество и к общественно-полезному труду.

Понятия «адаптация» и «реабилитация» тесно взаимосвязаны. Без надежного адаптационного аппарата (физиологического, психологического, биологического) невозможна полноценная реабилитация индивида). Адаптация в этом случае может рассматриваться как приспособление к заболеванию с использованием резервных, компенсаторных способностей, а реабилитация - как восстановление, активизация, преодоление дефекта.

Существующие законода-тельные акты и научные определения, например, позволяют понимать под социальной реабилитацией комплекс социальных, социально-экономических, психолого-педагогических мероприятий и т.д., направленных на устранение или воз-можно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вы-званных нарушениями здоровья со стойким расстройством функций орга-низма. Тем самым оказывается, что термин «социальный» понимается чрезвычайно широко, включая в себя и медицинскую и профессиональную стороны.

Социальная реабилитация является также одним из направлений со-циальной политики, которое связанно с восстановлением со стороны государства функций защиты социальных прав и гарантий граждан страны.

Потребность в социальной реабилитации - это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные, т.е. социально или природнобусловленные :

Возрастные изменения;

Природные, техногенные или экологические катастрофы;

Тяжёлые заболевания или травмы;

Социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно обусловленные :

Изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);

Девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром.

Важнейшими и наиболее опасными для субъекта элементами этого процесса являются:

Разрушение привычной системы социальных связей и отношений;

Утрата привычного социального статуса и присущей ему модели статусного поведения и статусного восприятия мира;

Разрушение привычной системы социальной ориентации субъекта;

Снижение или потеря способности самостоятельно и адекватно оценивать себя, свои действия, действия окружающих людей и, как следствие, принимать самостоятельные решения.

Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

В процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человеку или группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность.

Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

Здравоохранения;

Образования;

Профессиональной подготовки и переподготовки;

Средства массовых коммуникаций и массовой информации;

Организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;

Общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).

Основные цели социальной реабилитации , можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта.

Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости.

И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Организуя сознательный и целенаправленный процесс достижения этих целей, необходимо помнить, что зачастую объектом социально-реабилитационной деятельности выступает взрослый человек, сформировавшийся как личность, со сложившейся системой потребностей, интересов и идеалов, и с устоявшейся системой умений, знаний и навыков. Это обстоятельство приводит к тому, что, утратив привычные для него возможности жизнедеятельности, человек стремится к их полному и абсолютному восстановлению, причём в кратчайшие сроки.

Подобное стремление может выражаться в том, что он отвергает попытки предоставить ему новый социальный статус и новые возможности для самореализации и жизнедеятельности. Подобное сопротивление является естественной первичной реакцией человека на негативное изменение привычного образа и стиля жизни.

В подобных условиях, специалист, организующий процесс социальной реабилитации, должен чётко представлять себе следующее:

В чём причина конкретной кризисной ситуации, в которой оказался субъект;

Насколько актуальны и значимы для человека утраченные или разрушенные ценности и отношения;

Каковы собственные характеристики, потребности, возможности и способности субъекта, на которые можно опереться, оказывая ему социально-реабилитационную помощь.

Виды социальной реабилитации:

В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

Медицинскую реабилитацию (восстановление физического и психического здоровья и потенциала человека или определенной социаль-ной группы, подорванные в результате сильного внешнего воздействия);

Правовую реабилитацию (восстановление отдельных граждан либо социальных групп в их юридических и гражданских правах);

Политическую реабилитацию (восстановление политических прав невинно пострадавших);

Нравственную реабилитацию (восстановление репутации, чес-ти и достоинства, имиджа личности, социальной группы или организации, трудового коллектива в глазах общественности);

Экономическую или социально-экономическую реабилитацию (восстановление нарушенного экономического и социально-экономического статуса, как отдельной личности, так и социальной груп-пы);

Социально-культурную реабилитацию (восстановление куль-турно- пространственной среды, обладающей характеристиками, доста-точными и необходимыми для творческой активности и духовной само-реализации людей);

Социально-педагогическую - направленную на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

Профессиональную и трудовую - позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

Социально-средовую - направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Психологическую реабилитацию (создание нормального пси-хологического климата для лиц, перенесших травматический шок). Психологическая реабилитация рассматривается как система специ-альных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление различных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптиро-ваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие соци-альные роли, достигать высокого уровня самореализации.

Методический аппарат психологической реабилитации включает проведение мероприятий по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и психологическим тренингам. Особенно часто возникает необходимость в мероприятиях, направленных на снятие тревоги, невротиче-ских реакции, на формирование адекватного отношения к заболеванию, к тем реабилитационным мероприятиям, которые определены с учетом всего комплекса клинических, социальных и экономических факторов.

Каждый конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меры по его практической реализации. Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов.

1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения

Одной из важнейших составляющих социальной реабилитации явля-ется восстановление социального статуса индивида .

На федеральном уровне основными задачами реабилитационной по-литики являются: формирование стратегии социальной реабилитации, ее целей, задач, приоритетных направлений и механизмов; правовое обеспечение реабилитационной политики; финансовое обеспече-ние Государственных программ по реабилитации.

На региональном (местном) уровне решение реабилитационных про-блем должно осуществляться применительно к «местной специфике». В роли субъектов региональной (местной) реабилитационной политики вы-ступают, прежде всего, местные органы государственной власти (как ис-полнительной, так и законодательной) и органы социальной защиты.

Стратегическую цель реабилитационной политики на региональном (местном) уровне можно определить как возвращение на основе максимального использования имеющегося социального потенциала в лоно общественной жизни и соци-альных отношений лиц, вси-лу ряда причин оказавшихся дезадаптированными и десоцилизировнными.

Социальная реабилитация на региональном (местном) уровне должна включать в себя ряд следующих важнейших задач:

Адаптация к местным условиям мероприятий реабилитационной по-литики, проводимой федеральным Правительством;

Участие органов местного самоуправления в координации реабили-тационной политики федерального Правительства;

Выбор приоритетных для данной социальной группы направлений и механизмов реабилитационной политики, включающих удовлетворение ее первоочередных социальных потребностей;

Разработка и реализация реабилитационных программ:

Обеспечение экономических, правовых, организационно управленческих и иных условий реализации реабилитационной политики в пределах их компетенции, определяемой федеральным законодательством, и, преимущественно, за счет децентрализованных финансовых источников, т.е. из местного бюджета.

Социальную реабилитацию, можно рассматривать как важную составляющую социальной политики .

Все же более правильным является понимание «соци-альной реабилитации», которое связано с категорией «социальное», охва-тывающей все явления общественной жизнедеятельности, включая все ви-ды культурной, трудовой, экономической и иной деятельности. Тем са-мым, социальная реабилитация становится не просто одним из направлений социальной политики государства, но должно рассматриваться как приоритетное.

Деятельность, направленная на восстановление человеком утраченных функций в обществе, утраченных социальных связей и отношений в связи с инвалидностью, возрастными изменениями или в связи с пребыванием в кризисной ситуации (тюремное заключение, бродяжничество и т.д.). Р.с. представляет собой систему экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих поддержание на определенном уровне равных с другими гражданами возможностей участия человека, имеющего определенные ограничения, в жизни общества. Мероприятия по Р.с. включают социально-бытовую ориентацию и социально-средовую адаптацию, социальное обслуживание в специализированных учреждениях социальной защиты и другой ведомственной принадлежности, оказание социально-психологической помощи, а также физическую реабилитацию с использованием специальных технических средств, и другие виды социальной помощи. Все эти мероприятия определяются федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, территориальными целевыми программами по медикосоциальной реабилитации инвалидов и региональным базовым перечнем технических средств реабилитации. Для тех, кто является инвалидом с детства, Р.с. должна проводиться с первых дней жизни. В ситуации получения инвалидности в пожилом возрасте люди нуждаются в дополнительных мерах поддержки, т.к. они испытывают больше затруднений в силу снижающихся по мере старения приспособительных возможностей организма и психики. р.с. пожилых людей и людей, имеющих инвалидность, может осуществляться в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания, в процессе обслуживания на дому или наряду с мерами медицинского характера - в центрах медико-социальной реабилитации инвалидов. р.с. включает следующие направления: - социально-экономическая реабилитация - материальная поддержка человека и его семьи за счет пенсии, пособий, различных видов адресной натуральной помощи (продуктами, одеждой, предметами обихода); - социально-бытовая реабилитация - помощь в приспособлении человека к своему физическому недостатку и восстановление навыков самообслуживания - обучение повседневным навыкам ухода за собой, пользования специальными приспособлениями для самообслуживания, обучение навыкам ведения хозяйства в новых для человека условиях ограничения собственных возможностей; - социально-средовая реабилитация - приспособление окружающей среды к специфическим потребностям инвалидов - обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, сурдотехникой, тифлотехникой и т.п. (см. Социальная политика в отношении инвалидов), а также обеспечение доступа к информации через консультирование о правах, льготах и проч.; - спортивная реабилитация - Физкультурно-оздоровительные мероприятия для инвалидов. В отношении пожилых, имеющих инвалидность, наиболее целесообразны группы здоровья, где инструктор под контролем врача проводит лечебно-физкультурные и коррекционные занятия, обучение специальным физическим упражнениям, которые человек сам может делать дома. р.с. достигается всем комплексом реабилитационных мер и предполагает индивидуальный подход. Инициатива обращения в центр медико-социальной реабилитации может исходить как от самого человека, так и от врача или социального работника, оказывающих ему помощь. В таком центре разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, где отражены все формы, объемы и сроки различных направлений реабилитации, необходимых для данного человека. На социальном работнике лежит функция координации всей этой деятельности, поддержания связей с органами здравоохранения, занятости, правовыми службами, районным учреждением социального обслуживания, а также с семьей человека, имеющего инвалидность. Содержание и меры Р.с определены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. Ng181-ФЗ, а также в Законе «Об утверждении комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 гг.» от 22. 02.2001 г. Ng 15-ГД.

Loading...Loading...