Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов. Конспекты юриста Профессиональное образование и профессиональная подготовка инвалидов

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональное образование инвалидов осуществляется в образовательных учреждениях различных типов и уровней.

Тема 4.1 трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

Режим деятельности и отдыха В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:

  1. Продолжительность смены для граждан, имеющих 1-ю и 2-ю группы, не должна быть больше 35 часов в неделю.
  2. Длительность ежедневной деятельности устанавливается в соответствии с медицинским заключением компетентного медучреждения.
  3. К работе в выходные, сверхурочно либо в ночное время инвалиды могут привлекаться исключительно по письменному их согласию и при условии, что она допускается по состоянию их здоровья.
  4. Гражданам с ограниченными возможностями, осуществляющим деятельность на предприятиях, полагается отпуск без содержания. Его продолжительность — до 60 календарных дней в год.

Курсовая работа

Настоящий Порядок устанавливает правила и условия организации государственными казенными учреждениями Амурской области — центрами занятости населения (далее — центры занятости населения) обучения незанятых инвалидов, признанных в установленном порядке безработными (далее — граждане), новым профессиям. 1.2. Обучение граждан новым профессиям обеспечивается путем их направления центрами занятости населения для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (далее — обучение) новым профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда.

Профессиональное обучение может также проводиться под рабочие места, предоставляемые работодателями. 1.3.

Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 831 утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются по направлению органов службы занятости по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) при условии обращения граждан указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, и документа, подтверждающего назначение страховой пенсии по старости.


(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ, в ред.

Трудоустройство инвалидов и их профессиональное обучение

Обучение граждан может быть групповым или индивидуальным, по форме организации — интегрированным, дистанционным, в виде специализированных групп. 1.8. Обучение граждан осуществляется бесплатно. 1.9. Обучение граждан в случаях, если невозможно организовать обучение по месту их жительства, организуется в другой местности, в том числе за пределами Амурской области.
Направление граждан для прохождения обучения в другую местность осуществляется только с их согласия. 1.10. При направлении граждан для обучения в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая: 1) оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно; 2) суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; 3) оплату найма жилого помещения на время обучения.

Трудоустройство инвалидов – общие положения Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2018 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя.


Внимание

Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу.


Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов.
Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования безработными гражданами, женщинами в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятыми гражданами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, осуществляются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с заключенными органами службы занятости договорами. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) (см.

Порядок трудоустройства или прохождения профессиональной подготовки инвалидов

Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места. Особенности процесса Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания.
Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт.

В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат.

Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ.
Гражданин направляется на обучение новой профессии, если: 1) не имеет квалификации; 2) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации; 3) утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации. 2.2. Для направления на обучение гражданин представляет в центр занятости населения: 1) заявление о направлении на обучение по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) индивидуальную программу реабилитации, абилитации инвалида. Специалист центра занятости населения, в должностные обязанности которого входит прием заявлений, снимает копии с представленных гражданином документов, заверяет подлинность данных копий, приобщает к заявлению и возвращает оригиналы этих документов заявителю.

Инфо

Круглосуточная Юридическая консультация по телефону ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ: МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Трудоустройство инвалидов в РФ в 2018 году - льготы при приеме инвалида на работу Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями.


Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

В случае направления на обучение под рабочее место, предоставляемое работодателем, между центром занятости населения, гражданином и работодателем, предоставляющим рабочее место, заключается трехсторонний договор, форма которого утверждается приказом управления занятости населения области. 2.7. На основании заключенного договора гражданину выдается направление на обучение по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.

2.8. В случае незаключения гражданином договора на обучение до начала обучения он имеет право повторно обратиться в центр занятости населения с заявлением и документами, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка. Приложение N 1.

Обеспечение занятости инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. - проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;



Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны государства путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права в сфере занятости, действующим федеральным законодательством. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. N 394 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» стимулирование проводится путем:

а) выплаты работодателям из местных бюджетов и иных источников компенсации на покрытие доходов, недополученных вследствие применения на их предприятиях, в учреждениях и организациях труда инвалидов, применения других мер стимулирования их деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

б) оказания всемерной поддержки и помощи предприятиям, учреждениям и организациям, взявшим на себя полностью или частично функции по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

в) проведения мероприятия по привлечению внебюджетных средств для финансирования деятельности по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, которые содержат комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс.;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, в том числе и обучения предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно Положению об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утвержденному Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. N 93, целью обучения основам предпринимательской деятельности является подготовка граждан к указанной деятельности, а также к работе в коммерческих организациях путем приобретения ими необходимых правовых, экономических, социальных, других профессиональных знаний, умений и навыков в избранной сфере предпринимательства. Обучению предшествуют услуги по профориентации, включающие в себя профинформирование, профконсультирование и профотбор. Организация обучения основам предпринимательской деятельности осуществляется в рамках действующих программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Комплектование учебных групп для обучения осуществляют учреждения профессионального образования с учетом образовательного и профессионального уровня граждан в согласованные с заказчиками сроки Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

При невозможности организовать обучение по месту постоянного проживания граждан они могут быть направлены с их согласия на обучение в другую местность. Обучение заканчивается аттестацией граждан, прошедших обучение, проводимой учреждениями профессионального образования в установленном порядке, в формах, предусмотренных учебными планами и профессиональными образовательными программами. Гражданам, успешно завершившим обучение основам предпринимательской деятельности, учреждениями профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков обучения Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. Обучение основам предпринимательской деятельности может включать в себя следующие основные направления подготовки граждан к трудовой деятельности в сфере предпринимательства: организация собственного дела, составление бизнес-плана, маркетинг, экспорт, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. N 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» устанавливает право инвалидов в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение. Профессиональное обучение инвалидов проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает их возможность в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс..

При организации профессионального обучения инвалидам могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда. Профессиональное обучение заканчивается аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. Форма аттестации (квалификационные экзамены, зачеты, защита рефератов, выпускных письменных работ и др.) определяется профессиональными образовательными программами. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию после обучения, образовательными учреждениями, организациями выдаются документы установленного образца.

Профессиональное обучение безработных инвалидов включает в себя следующие виды обучения Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

Профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

Переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

Обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;

Повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;

Профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности) Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. - повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

Стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы.

Вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения (для инвалидов - в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертной комиссии).

В стационарных учреждениях организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности. Лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах стационарных учреждений Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ

Лечебно-трудовая деятельность граждан в стационарных учреждениях проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.

Для выполнения работ, необходимых для организации лечебно-трудовой деятельности, могут привлекаться специалисты и рабочие.

Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день.

На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется врачом стационарного учреждения конкретно для каждого гражданина с учетом его желания, о чем делается соответствующая запись в истории болезни и индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Лечебно-трудовая деятельность каждого гражданина осуществляется под наблюдением и контролем врача стационарного учреждения, и результаты ее проведения фиксируются в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Перевод граждан с одного вида лечебно-трудовой деятельности на другой, увеличение ее продолжительности без разрешения врача стационарного учреждения, контролирующего лечебно-трудовую деятельность, а также без согласия самих граждан запрещаются.

В стационарных учреждениях помещение и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям безопасности и гигиены труда, а также быть доступными для граждан с учетом их физического и психического состояния и возраста.

Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются в соответствии с действующим законодательством специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с учетом вида и характера деятельности Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006.

Гражданам, участвующим в лечебно-трудовой деятельности, выплачивается вознаграждение в размере 75 процентов стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 процентов на счета стационарных учреждений, в которых проживают эти граждане, для использования на улучшение материально-бытового, социально-медицинского обслуживания граждан и на другие их нужды.

Администрация стационарного учреждения в случаях, установленных действующим законодательством, оказывает содействие в правильном и целесообразном расходовании денежных средств, полученных в результате лечебно-трудовой деятельности, тем гражданам, которые в силу особенностей заболевания не могут рационально их расходовать.

При отсутствии условий для организации лечебно-трудовой деятельности (одного из ее видов) в самом стационарном учреждении такая деятельность может быть организована вне его.

Взаимоотношения стационарного учреждения с другими учреждениями, предприятиями и организациями, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, определяются заключаемым между ними договором.

В договоре, в частности, предусматриваются обязанности учреждения, предприятия и организации, в которых организуется лечебно-трудовая деятельность, по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, доступности для граждан рабочих мест, предоставлению помещений и рабочих мест, соответствующих санитарным нормам и правилам, организации надлежащего санитарно-бытового обслуживания Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. Граждане, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком содержания и уборки оборудования, аппаратуры, инструментария и рабочего места, устройством оборудования и аппаратуры и их назначением, правилами, нормами и инструкциями по охране труда при выполнении тех или иных видов работ. О проведении инструктажа должна быть сделана соответствующая отметка в индивидуальной карте лечебно-трудовой деятельности.

Запрещается участие в лечебно-трудовой деятельности граждан, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда. Принуждение граждан к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9).

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения они пользуются определенными льготами - их зачисление производится независимо от плана приема.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику. Инвалидами могут быть использованы и заочная форма обучения, практика экстерната, а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Минздравсоцразвития России, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету РФ по высшему образованию предложено организовать в подведомственных образовательных учреждениях профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г. , в котором указано, что при обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекоменда­ции МСЭК.

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться также непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производст­венной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом все виды профессиональной подготов­ки инвалидов - это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степе­ни потери трудоспособности.

Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий, закрепленных в Законе от 24 ноября 1995 г., а также в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в от­ношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление квоты для приема на работу инвалидов;

3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подхо­дящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индиви­дуальной программой реабилитации;

6) создание условий для предпринимательской деятельности;

7) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Закон обязывает местные органы власти обеспечить создание до­полнительных рабочих мест и специализированных предпри­ятий для применения труда инвалидов. Законодательством установ­лено для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих в кото­рых составляет более 30 человек , квоты для приема на работу инва­лидов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общест­ва, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объ­единений инвалидов, освобождаются от обязательного квотирова­ния. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанав­ливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

При несоблюдении предприятиями квоты для приема на работу инвалидов они вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населения . Вместе с тем применяются и определенные меры по созданию заинтересованности предприятия в приеме на ра­боту инвалидов. Им устанавливаются налоговые льготы, кроме того, из местных бюджетов и иных источников выплачиваются компенса­ции на покрытие доходов, недополученных вследствие применения труда инвалидов.

В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и надомные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения.

Закон от 24 ноября 1995 г. предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 человек в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).

Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от степени инвалидности.

Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении надомного труда инвалидов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 г. № 1285 «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность гра­ждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в со­ответствии с планами-расписаниями и индивидуальными програм­мами реабилитации.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой дея­тельности осуществляется врачом стационарного учреждения кон­кретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжи­тельность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.


1. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в учеб­ных заведениях общего и специального, типа, а также непо­средственно на предприятиях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (в том числе по индивидуальному графику, занятия на дому, экстернат, заочная форма обучения и т. д.).
Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов осуществляются в первую очередь по приоритетным професси­ям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на ре­гиональных рынках труда2.
2. Трудоустройство инвалидов гарантируется системой гарантий (например установление квоты для приема на работу инвали­дов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; создание инвали­дам условий труда в соответствии с индивидуальной програм­мой реабилитации; создание иных условий труда для инвали­дов и др.), а также системой мер экономического стимулиро­вания (например осуществление льготной финансово-кредитной
1 См. Постановление Верховного Совета РФ "Об упорядочении платы за со­держание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" от 6.03.92 № 2464-1.
2
См. Указ Президента РФ "О,мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" от 25.03.93 №
политики в отношении спецпредприятий, применяющих труд инвалидов; стимулирование создания предприятиями дополни­тельных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; созда­ние условий для предпринимательской деятельности):
организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее 2% и не более 4%]);
общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и об­щества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов;
в случае невыполнения или невозможности выполнения уста­новленной квоты для приема на работу инвалидов работодате­ли ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах ус­тановленной квоты. Размеры и порядок внесения работодате­лями указанной платы определяются органами государствен­ной власти субъектов РФ;
в случаях, предусмотренных законодательством, администра­ция обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них не­полное рабочее время и другие льготные условия труда. Инва­лидам I и II групп устанавливаются сокращенный рабочий день (не более 35 часов в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней);
рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организаци­ях должны соответствовать специальным требованиям , предъ­являемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от груп­пы инвалидности.

Введение.

1. Трудоустройство инвалидов.

  • 1.1. Особенности трудоустройства инвалидов.
  • 1.2. Квотирование рабочих мест для инвалидов.

2. Обучение инвалидов.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Введение

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Численность инвалидов в Российской Федерации в последние годы постоянно увеличивается и составила в 2015 г. 13,2 млн. человек.

Из 3,96 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, осуществляют трудовую или иную деятельность только 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 3,14 млн. человек или 79,3% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

Численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, в последние сорок лет возросла почти в пять раз, тогда как численность инвалидов, получающих пенсию по инвалидности, снизилась на 1,2 млн. чел. (31%), из которых 0,5 млн. – дети-инвалиды. Особенно настораживает рост доли инвалидов среди населения: если в 1970–80-е гг. шло снижение инвалидизации населения, то в 1990-е гг. и в начале нового века наблюдается существенный рост. В последнее время произошла некоторая стабилизация данного процесса, но в целом число инвалидов в стране выросло в 10 раз, при этом число детей-инвалидов возросло в пять раз.

Данный анализ показывает, что увеличение первичной инвалидности наблюдалось в начале 1990-х годов: 1990 г. – менее 0,8 млн. чел., а начиная с 1992 г. – более одного миллиона человек в год. В последние годы, начиная с 2008 г., уровень первичной инвалидности несколько снизился и составляет 0,9 млн. чел. в год. Рекордное увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами, было зафиксировано в 2006 г. – 1,5 млн. чел.

Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны органов федеральной и субъективной государственной власти [ 2.ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ ].

Также Федеральным законом от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и статьями 92, 94,96, 99, 113 ТК РФ инвалиду предоставляются следующие льготы , .

Объектом работы являются проблемы занятости и трудоустройства населения.

Предметом – проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества.

Целью данной работы будет выявить проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.

Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов.
  • 2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения.
  • 3. Исследовать технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства.

При написании работы будут использованы методы теоретического анализа первоисточников, систематизация, анализ нормативных актов, метод анкетирования, метод статистической обработки, метод наблюдения.

Loading...Loading...