Коммерческой организацией является хозяйственное партнерство. Хозяйственные партнерства

С 1 июля 2012 вступил в силу федеральный закон №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» утверждающий новую организационно-правовую форму юридического лица - хозяйственное партнерство, действующее на основе долевого принципа.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Как любое другое юридическое лицо, партнерство считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом создание партнерства возможно только путем учреждения. Создавать его путем реорганизации существующего юридического лица нельзя.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам участников партнерства.

Складочный капитал хозяйственного партнерства, аналогично уставному капиталу ООО, разделен на доли. Однако, в отличие от ООО, минимальный размер складочного капитала хозяйственного партнерства законодательно не установлен.

Следует отметить явные особенности рассматриваемой организационно-правовой конструкции:

Во-первых, это касается правоспособности хозяйственного партнерства. В отличие от ООО, которое не имеет специальных ограничений в деятельности, партнерство не может заниматься эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

Во-вторых, Закон содержит запрет на рекламу партнерством своей деятельности. Возможно законодатель ставит антирекламные барьеры, чтобы новые структуры не пришли на смену кредитным потребительским кооперативам, сильно дискредитирующим себя за последние годы;

В-третьих, партнерству не разрешено учреждение юридических лиц или участие в них, за исключением союзов и ассоциаций (ч. 4, 5, 7 ст. 2 Закона).

В-четвертых, в соответствии с данным законом во внутрикорпоративную деятельность партнерства могут быть введены лица, не являющиеся участниками общества, не поименованные в ЕГРЮЛ, но являющиеся участниками соглашения об управлении партнёрством (конфиденциальные участники). При этом следует отметить, что в отношении данных участников практически нет режима законного регулирования их прав и обязанностей, их статус определяется только договорным регулированием - соглашением об управлении партнерством. При этом, даже реестр участников, который партнерство обязано вести, не содержит какой-либо информации о таких лицах.

В-пятых, введены ограничения по количеству участников. Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, партнерство подлежит либо реорганизации, либо ликвидации в порядке, установленном Законом. Особенностью реорганизации партнерства является то, что оно может быть реорганизовано только в форме преобразования в акционерное общество. Эта императивная норма закреплена в ст. 24 Закона.

Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в порядке, установленном Законом.

В-шестых, особенностями регулирования ответственности хозяйственного партнерства, отличающего его, к примеру, от обществ с ограниченной ответственностью, являются два момента:

  • - возможность исполнения участниками партнерства обязательства перед кредиторами хозяйственного партнерства, если встает вопрос об обращении взыскания на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ч. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах);
  • - возможность предусмотреть в договоре с кредиторами-предпринимателями условие о полном или частичном прекращении обязательств хозяйственного партнерства перед ними при наступлении определенных условий, указанных в таком договоре (ч. 3 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).

Последнее правило может вступить в противоречие с принципом недопустимости ограничения ответственности по обязательствам (п. 1 ст. 400 ГК РФ). В этой норме установлено, что законом могут быть предусмотрены случаи ограничения (но не исключения полностью) права на полное возмещение убытков по определенным обязательствам или возникших из определенного рода деятельности. В то же время рассматриваемая норма Закона о хозяйственных партнерствах формулирует данное правило без каких-либо ограничений по видам обязательств или деятельности.

В-седьмых, Закон о партнерствах допускает возможность исключения участника из партнерства в случае, если участник нарушает свои обязанности, возложенные на него законом или соглашением об управлении партнерством, либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность партнерства или существенно ее затрудняет. Это положение совпадает со ст. 10 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако Закон о партнерствах допускает исключение не только в судебном, но и во внесудебном порядке по единогласному решению остальных участников партнерства только в случае, если участник партнерства не исполняет в установленный срок обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал вклада (части вклада). Решение об исключении из партнерства может быть обжаловано исключенным участником в суд.

Несмотря на то что в РФ достаточное количество различных организационно-правовых форм юридического лица, в конце 2011 года Правительством было принято решение о введении еще одного вида, а именно хозяйственного партнерства.

Данная форма предприятия по задумке законодателя должна была стать чем-то между хоз. товариществом и хоз. обществом и служить идеальным вариантом для ведения инновационного бизнеса. Таким образом, граждане РФ получили право создавать хозяйственное партнерство. Примеры наиболее подходящих для этого отраслей следующие: организации, работающие над прикладными научными исследованиями, конструкторской деятельностью, техническими, технологическими новшествами и т. д.

Понятие хозяйственного партнёрства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России.

Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Правовое регулирование

Как и любой другой вид деятельности, регулируются законодательно ГКРФ и соответствующим ФЗ. Основные особенности и нюансы управления хоз. партнерствами предусмотрены в федеральным законе. Данный закон (ФЗ № 380 "О хозяйственных партнерствах") был принят в декабре 2011 года, третьего числа.

Правительство РФ прописывает, как должны быть основаны и каким образом управляемы хозяйственные партнерства. ГК РФ в ст. 50 закрепляет партнерство как одну из форм а в ст. 65.1 уточняет, что такого рода предприятие является корпоративным юридическим лицом.

ФЗ № 380 определяет правовое положение хозяйственных партнерств, порядок их учреждения и управления, их права и обязанности, особенности реорганизации или ликвидации, а также права, обязанности и ответственность участников партнерства. В нем прописаны нюансы по созданию и ведению учредительных документов и складочного капитала.

Учреждение партнерства

Учреждение организации такой формы, как хозяйственное партнерство, возможно только по решению учредителей на их собрании (в полном составе). Формирование же фирмы путем реорганизации другого предприятия не представляется возможным.

В момент учреждения данного бизнеса участники обязаны выбрать и назначить аудитора партнерства. Им может быть как организация, так и которые вправе заниматься аудиторством в соответствии с законодательством РФ.

Постановление об утверждении хоз. партнерства должно содержать в себе результат голосования учредителей, а также информацию о принятых ими решениях (о заключении соглашения партнерства, избрании органов управления и других).

Регистрация хозяйственного партнерства регулируется от 08.08.2001 «О гос. регистрации юридических лиц и ИП». Осуществляется Федеральной налоговой службой в сроки, установленные законом.

Органы управления партнерством

Хозяйственные партнерства должны в обязательном порядке избрать единоличный исполнительный орган и ревизионную комиссию.

Порядок их формирования закрепляется в соглашении партнерства, кроме тех особенностей и нюансов, которые прописаны в уставе.

Единоличный исполнительный орган избирается путем выбора одного из участников партнерства, на тот срок, который указан в уставе или на бессрочный период, если данный нюанс не прописан в учредительном документе. Все сведения (включая информацию об изменениях) о единоличном исполнительном органе подлежат гос. регистрации.

Единоличный исполнительный орган действует от лица партнерства (без доверенности), несет ответственность и обладает правами, прописанными в соглашении об управлении. Он имеет право издавать указы о назначении на должность или увольнении сотрудников организации, поощрять или штрафовать работников.

Ревизионная комиссия партнерства (ревизор) - это орган имеющий право проводить регулярные независимые проверки партнерства, его финансово-хозяйственной деятельности. Она имеет доступ ко всем документам юр. лица. Порядок ее деятельности устанавливается уставом партнерства.

Ревизором или членом комиссии может быть только то лицо, которое не является участником хозяйственного партнерства.

Права участников и партнерства в целом

ФЗ о хозяйственных партнерствах (ст. 5 ФЗ № 380) поясняет и регламентирует права участников юридического лица, а именно участники имеют возможность:

  • управлять партнерством;
  • получать всю необходимую информацию о деятельности организации, в том числе иметь доступ к бухгалтерской и иной документации;
  • продавать собственную долю в капитале партнерства, при этом в случае продажи преимущественное право на покупку имеют остальные члены партнерства, а все сделки оформляются нотариально;
  • в случае ликвидации юридического лица получать часть имущества (в натуральном или денежном эквиваленте), если таковая осталась после всех расчетов с кредиторами;
  • отказаться от доли в партнерстве или потребовать у партнерства выкупить ее.

Также если соглашение об управлении предприятием предусматривает, участники вправе отдавать собственную долю под залог.

Что касается прав хозяйственного партнерства, то федеральный закон о хозяйственных партнерствах закрепляет за ним возможность обладать всеми гражданскими правами и обязанностями, которые необходимы для осуществления любой деятельности, разрешенной законами РФ, если это не противоречит целям работы партнерства, которые указаны в Уставе и соглашении.

При этом ФЗ запрещает партнерству:

  • быть учредителем или участником других предприятий (юр. лиц), исключение - союзы или ассоциации;
  • осуществлять эмиссию облигаций или других ценных бумаг;
  • рекламировать деятельности организации.

Обязанности и ответственность

Помимо прав, которыми наделены участники партнерства, а также предприятие в целом, закон о хозяйственных партнерствах выделяет их обязанности и ответственность. Так, участники данных фирм обязаны:

  • вносить вклады в складочный капитал в те сроки и в тех объемах, которые предусмотрены соглашением;
  • не разглашать конфиденциальные сведения о работе организации.

Стоит отметить, что участники организации не несут ответственности по обязательствам партнерства, а только обладают риском возможных убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах внесенных ими вкладов. Между тем партнерство отвечает всем своим имуществом по собственным обязательствам и не несет ответственности по обязательствам своих участников.

В случае если для расчета с кредиторами у партнерства недостаточно средств, участники могут в добровольном порядке погасить данную задолженность.

Если в соглашении об управлении хозяйственным партнерством предусмотрено назначение членов управления партнерством, то данные лица несут ответственность за убытки перед организацией, в случае если таковые возникли по их вине (действию/бездействию). Исключение могут составить только указанные в соглашении или ФЗ иные основания или размеры ответственности.

Во внесудебном порядке могут быть исключены те партнеры, которые не вносят первоначальный или последующий вклад в складочный капитал в установленные сроки, при этом решение об отчуждении должно быть принято единогласно. Стоит также отметить, что если партнеры предприятия нарушают свои обязанности, которые закреплены в ФЗ, то участники имеют полное право исключить его из партнерства через суд.

Устав партнерства

Имущество, которое остается после расчетов с кредиторами, должно быть передано ликвидационной комиссией всем участникам партнерства пропорционально их вкладу в складочный капитал.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что же выделяет среди других организационно-правовых форм хозяйственные партнерства. ГК РФ и ФЗ № 380 позволяют юридическим лицам данного вида:

  • защитить договорные отношения между учредителями партнерства;
  • обеспечить баланс интересов участников бизнеса в соответствии с внесенными ими вкладами;
  • обладать большой свободой в распределении прав и обязанностей учредителей, в формировании особенностей управления партнерством с помощью соглашения об управлении.

С 1 июля 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», принятый 3 декабря 2011 года (далее по тексту –Закон ), в соответствии с которым в России создается новая организационно-правовая форма юридических лиц – хозяйственное партнерство. Одновременно с данным Законом вступят в силу изменения в статью 50 Гражданского кодекса РФ о включении хозяйственных партнерств в закрытый перечень форм коммерческих организаций.

Хозяйственным партнерством (далее - партнерство ) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Анализ положений Закона показывает, что по ряду признаков партнерство сходно с хозяйственными товариществами и обществами, прежде всего с ООО. Так, партнерство вправе заниматься любыми виды деятельности, не запрещенными федеральным законом (а не только инновационной деятельностью, как предлагалось при разработке Закона). Однако есть и существенные отличия: партнерству запрещено выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также размещать рекламу своей деятельности, что делает невыгодным использование данной формы в определенных сферах бизнеса (например, в консалтинге). Партнерство не может быть учредителем и участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций. Кроме того, Правительством России могут быть установлены нормативы собственных средств для партнерств, которые осуществляют определенные виды деятельности. Партнерство может быть создано только путем его учреждения; реорганизация уже существующего юридического лица в партнерство Законом не допускается. Минимальный размер складочного капитала партнерства не ограничен. В складочный капитал может быть внесено любое имущество, кроме ценных бумаг (внесены могут быть только облигации, определенныеорганом исполнительной власти в сфере финансовых рынков). Денежная оценка имущества, вносимого в складочный капитал, утверждается единогласным решением участников партнерства. При этом привлечение оценщика не требуется, даже если вклад вносится не денежными средствами, а иным имуществом независимо от его размера. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников, а участники в свою очередь не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов.Кроме того, участники партнерства или один из них вправе исполнить обязательство партнерства перед его кредиторами в случае, если возникает угроза обращения взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. К участникам, исполнившим обязательство, переходит право требования к партнерству.

Участники партнерства

Участниками партнерства могут быть как граждане, так и юридические лица. Но в отличие от акционерных обществ и ООО, партнерство не может быть учреждено 1 лицом. Если в партнерстве останется единственный участник или их станет более 50, партнерство должно быть преобразовано в акционерное общество или ликвидировано. Участники партнерства имеют практически те же права и обязанности, что и участники ООО: право участвовать в управлении партнерством, получать информацию о его деятельности и получать часть имущества после ликвидации, обязанность внести вклад в складочный капитал. Также как и участники ООО, участники партнерства вправе отчуждать свою долю с соблюдением преимущественного права покупки других участников и партнерства. Однако залог доли возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством. Сделка по отчуждению доли должна быть совершена в нотариальной форме, в противном случае она является недействительной. К приобретателю доли переходят в соответствующей части права и обязанности участника, передавшего долю, и приобретатель доли присоединяется к соглашению об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством

В соответствии со статьей 9 Закона единственным учредительным документом партнерства является устав. Однако гораздо более важное значение в управлении партнерством имеет другой документ – соглашение об управлении партнерством , которое заключается в письменной форме при учреждении партнерства, подлежит обязательному нотариальному удостоверению и хранится у нотариуса по месту нахождения партнерства. Государственная регистрация соглашения не требуется. Помимо участников партнерства, для которых заключение соглашения обязательно, в соглашении могут участвовать лица, не являющиеся участниками партнерства, а также само партнерство, если это допускается уставом (п. 2 ст. 6 Закона). Соглашение может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. К примеру, соглашением могут быть предусмотрены ограничения (включая полный запрет) на отчуждение доли, установлен порядок выхода из партнерства, ограничено право участников соглашения на финансовое, трудовое и иное участие в деятельности других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение определенного срока, право участников партнерства требовать продажи другими участниками своей доли в партнерстве заранее определенным лицам. Соглашение об управлении, не являясь формально учредительным документом партнерства, фактически призвано выполнять его функции. Без соглашения партнерство просто не сможет осуществлять свою деятельность, поскольку почти все внутренние отношения в партнерстве (размер, сроки порядок внесения вкладов участников, структура органов управления и их полномочия, порядок и сроки осуществления правил исполнения обязанностей участников и иных лиц) должны регулироваться именно этим документом. При этом соглашение не подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, а его содержание не раскрывается для лиц, в нем не участвующих. Более того, Закон прямо требует включать в соглашение условия о конфиденциальности информации о содержании деятельности партнерства и об участии в нем. Каким же образом заинтересованные лица могут узнать о содержании соглашения? Третьи лица, в том числе кредиторы и контрагенты партнерства по сделкам, могут получить сведения о содержании соглашения от единоличного исполнительного органа партнерства, который предоставляет кредиторам и другим лицам, вступающим в отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения, в том числе о полномочиях органов управления (ст. 6 Закона). Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи согласия на ознакомление с соглашением, причем подпись генерального директора на таком согласии должна быть засвидетельствована нотариально. Представляется, что на практике вопрос будет решаться проще: заинтересованные лица будут получать копии соглашения от органов управления партнерства, а не знакомиться с ним в помещении нотариальной конторы. Такая «закрытость» соглашения об управлении партнерством вызывает обоснованные опасения многих юристов. Установленный Законом запрет участникам соглашения ссылаться на его положения в отношениях с третьими лицами не решает проблему в полной мере. Участники гражданского оборота, вступая в отношения с партнерством, не смогут свободно ознакомиться с главным документом, регулирующим его деятельность, а значит и не в состоянии будут адекватно оценить собственные риски от такого сотрудничества. Это особенно важно, поскольку в силу статьи 6 Закона нарушение соглашения может являться основанием для признания судом недействительными решений органов управления партнерства (опять же в случаях предусмотренных самим соглашением).

Управление деятельностью партнерства

Система, структура, полномочия и порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашением об управлении партнерством. Закон требует обязательного создания в партнерстве только единоличного исполнительного органа (генерального директора или президента), который избирается только из участников партнерства – физических лиц и действует от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами. Образование других органов управления, их компетенция и порядок осуществления ими деятельности определяется в соглашении об управлении. Даже проведение общего собрания участников, без которого невозможна деятельность ООО и акционерных обществ, для партнерства не обязательно, хотя и может быть предусмотрено в соглашении (например, если в управлении партнерством не участвуют иные лица). Закон предусматривает право участника на участие в управлении партнерством и запрещает устранение всех участников от управления деятельностью партнерства. Однако фактически реализация данного права может быть сведена к минимуму, поскольку порядок такого участия устанавливается соглашением, которое может определять, что участие в управлении партнерством и распределении прибыли осуществляется непропорционально размеру долей участников в складочном капитале. При этом так называемые «иные лица», участвующие в управлении партнерством, не несут никаких обязанностей ни перед партнерством, ни перед его участниками, не участвуют в формировании складочного капитала партнерства, а их ответственность может быть исключена соглашением об управлении. Таким образом, правовая конструкция хозяйственных партнерств сочетает в себе практически неограниченную свободу организации внутреннего управления юридическим лицом и одновременно почти полное отсутствие ответственности для лиц, управляющих партнерством. Многие ученые и практикующие юристы справедливо отмечают, что непрозрачность процессов управления партнерством может создать прямую угрозу интересам кредиторов партнерства и стабильности гражданского оборота в целом. Совет по кодификации гражданского законодательства в заключении на проект Закона указал, что одновременное участие в партнерстве его участников, самого партнерства и иных лиц «создает сложную, запутанную систему правовых связей между этими лицами и почву для споров, а при желании – и для злоупотреблений». Оправдаются ли эти опасения – покажет время и практика. Вера Рябова – юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group

Появилась относительно недавно – в декабре 2011 года. Основные вопросы, касающиеся образования и функционирования данного субъекта, а так же его прав и обязанностей (равно как и прав, и обязанностей его участников), отражены в . В данной статье мы поговорим об особенностях хозяйственных партнерств, а начнем разговор с определения данного вида юридического лица.

Понятие хозяйственного партнерства

В соответствии с указанным выше , хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Итак, поговорим, прежде всего, о том, кто является участниками данного партнерства . Из данного определения следует, что создать партнерство могу как юридические, так и физические лица, при этом учредить его могут как минимум два участника. Таким образом, если число участников партнерства становится меньше двух, оно должно быть ликвидировано или реорганизовано. Если число участников становится больше 50, оно должно быть преобразовано в акционерное общество.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей на общем собрании учредителей . Создание партнерства путем реорганизации существующего не допускается. Созданное хозяйственное партнерство подлежит обязательной государственной регистрации .

При создании данного хозяйственного партнерства, каждый из его участников должен внести вклад (сразу или постепенно – данное условие оговаривается в соглашении) в капитал партнерства, при этом, минимальный размер вклада не устанавливается. Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Не могут выступать вкладом ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ (соглашением могут быть установлены иные виды имущества, не подлежащие внесению в качестве вклада). Освобождение участника от обязанности внесения вклада не допускается, а невыполнение участником этого действия, является основанием для его исключения из партнерства. Партнерством ведется реестр его участников, с указанием внесенных ими вкладов (размера, сроков и т.д.).

Основным хозяйственного партнерства является устав (требования к содержанию устава содержатся в ст.9 ФЗ-№380 ), который подписывается всеми его учредителями. Однако, помимо этого, между участниками партнерства должно быть заключено соглашение об управлении партнерством . Данное соглашение заключается в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению, любые вносимые в соглашения изменения так же подлежат нотариальному удостоверению. В соглашении могут устанавливаться иные (помимо указанных в законе) права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, а кроме того, соглашение может содержать любые, не противоречащие закону условия по вопросам управления партнерством. Основные требования к содержанию соглашения о партнерстве перечислены в ст.6 ФЗ-№380 . По сути дела, соглашение о партнерстве это основной документ, на котором строится вся организация партнерства: многие вопросы, касающиеся внутренней деятельности партнерства, прав его участников, объема их участия в деятельности партнерства и т.д. устанавливаются на договорной основе именно в данном соглашении. Таким образом, законодатель предоставил широкие возможности для самостоятельного решения партнерствами значительного количества их организационных (и не только) вопросов.

Необходимо сказать несколько слов так же и о внутренней структуре хозяйственного партнерства . Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством (в некоторых случаях, уставом партнерства). В соответствии с законом, обязательным является организация единоличного исполнительного органа партнерства (генеральный директор, президент и другие), в качестве которого выступает физическое лицо, избираемое из числа участников партнерства. Сведения о нем вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Единоличный исполнительный орган обладает достаточно большим спектром прав (установленных в уставе и в договоре между партнерством и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа) представляя интересы партнерства и действуя от имени партнерства. При этом, для осуществления данной деятельности единоличному исполнительному органу доверенность ему не требуется – лишь в некоторых случаях может требоваться дополнительное одобрение партнерством его действий. Для проверки бухгалтерской отчетности партнерство привлекает аудиторскую организацию или индивидуального аудитора.

От рассмотрения вопросов о порядке организации и структуре хозяйственных партнёрств, перейдем к рассмотрению прав и обязанностей партнерства и его участников.

Права хозяйственного партнерства и его участников. Ответственность

Права хозяйственного партнерства, как юридического лица, следует отличать от прав его участников. Поэтому, перечислим сначала, права хозяйственного партнерства – вернее, что оно может делать, а что нет. Итак, хозяйственное партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности партнерства, установленным в его уставе и соглашении. При этом, законом установлены определенные ограничения для хозяйственных партнерств – они не вправе :

Осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Так же отдельно хотелось бы выделить права и обязанности участников хозяйственного партнерства . Так, участники партнерства вправе (ст.5 ФЗ-№380 ):

Участвовать в управлении деятельностью партнерства

Получать информацию о деятельности партнерства и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией

Продать или осуществить отчуждение (сделка оформляется в нотариальной форме) иным образом своей доли в складочном капитале партнерства, с соблюдением преимущественного права покупки других участников и самого партнерства. доли в складочном капитале возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством.

Получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость

Необходимо отметить, что участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. В свою очередь партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. Особенности ответственности партнерства, при отсутствии или недостаточности у него имущества, установлены в – обязательства перед кредиторами могут быть полностью или частично погашены в добровольном порядке одним, несколькими или всеми участниками партнерства.

Отдельно хотелось бы упомянуть об ответственности членов органов управления партнерства (если образование таких органов предусмотрено соглашением) и единоличного исполнительного орган . Данные субъекты несут ответственность (ответственность нескольких лиц является солидарной) перед партнерством за убытки, причиненные партнерству их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены соглашением об управлении партнерством или федеральными законами.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России. Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников именно инновационной деятельности, где чрезмерный государственный контроль и административные барьеры могут принести больше вреда, чем пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер. Однако в отношении реорганизации партнерства установлено ограничение – она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (при этом не указано, в какой именно тип акционерного общества – в ЗАО или ОАО).
Несомненным плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру собственного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при повышении/уменьшении капитала в иных коммерческих организациях. Снятие такого рода барьеров должно способствовать развитию венчурной деятельности в России.
Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в наделении участников значительной свободой в плане выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Воплощением диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Достаточно высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к конкретному инновационному проекту.

Законом предусматривается формирование в партнерстве складочного капитала, по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере. Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. Законом впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования партнерства, например при реализации инвестиционного проекта. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен ФСФР России.
Наличие складочного капитала и ответственности за нарушение сроков последовательного внесения вкладов в него, таким образом делает хозяйственное партнерство весьма привлекательной формой для реализации инновационных инвестиционных проектов с венчурным финансированием.
По аналогии с хозяйственными обществами Законом предусматривается создание и функционирование единоличного исполнительного органа. Соглашением о ведении деятельности могут быть предусмотрено, среди прочего порядок одобрения действий единоличного исполнительного органа.
Доли участников партнерства могут являться предметом сделок, в том числе залога. Порядок осуществления таких сделок определяется главным образом соглашением о ведении деятельности. Законом установлен лишь порядок осуществления партнерством и участниками преимущественного права на покупку доли участника. При этом данное право может быть отменено соглашением о ведении деятельности.
На долю участника партнерства может быть обращено взыскание в объеме действительной стоимости данной доли, рассчитываемой на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения взыскания.
Широкие дискреционные полномочия участников партнерства касательно отчуждения долей в нем должны, по мнению законодателя, облегчить иностранному инвестору участие в инвестиционных проектах, поскольку подобные следки, например с долями в уставном капитале ООО чересчур «зарегулированы» и не обеспечивают должной прозрачности свободы действий инвестору.
В качестве общего комментария к Закону необходимо выделить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениями лиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.

Loading...Loading...