Тема: Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Абилитация - это что такое? Выясняем вместе Других реабилитационных мер направленных

Лечебно-профилактические мероприятия - включают в себя организацию первичных и периодических медицинских осмотров, организацию лечебно-профилактического питания.

Здоровье - важнейшее свойство живого организма, применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и одновременно результатом нравственных уложений социальной политики государства.

Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.

При восстановительном уходе за больным обращайте внимание не только на его физическое, но и на эмоциональное состояние. Помните о том, что в результате болезни или инвалидности человек утратил способность трудиться, участвовать в общественной жизни. Изменение жизненной ситуации может вызвать страх, тревогу, привести к развитию депрессии. Поэтому важно создать вокруг больного атмосферу психологического комфорта.

Цель работы – рассмотреть лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.

Задачи исследования:

2. Дать оценку реабилитационным мероприятиям.

1. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.1. Основные элементы лечебно-профилактической деятельности

Основными тесно взаимодействующими друг с другом функциями лечебно-профилактической деятельности являются:

Оздоровительная (санаторно-курортное лечение);

Реабилитационная;

Превентивно-валеологическая (профилактика здорового образа жизни);

Рекреационно-анимационная.

Каждая функция требует своих специфических технологий, которые тем не менее должны применяться только комплексно. В лечебных функциях приоритет отдается природным лечебным факторам и нетрадиционным методам, направленным на расширение резервов здоровья; в рекреационных функциях - циклам занятий, повышающим духовное здоровье и нравственные ориентиры общества.

В санаторно-курортных учреждениях влияние лечебных процедур сочетается с мощным воздействием на организм всей суммы природных условий. Сюда относятся длительное пребывание на воздухе, положительное воздействие ландшафта, ароматов окружающих цветников, леса, активный двигательный режим (чередование покоя и дозированного движения, прогулки, экскурсии, походы).

Обязательными элементами санаторно-курортного лечения являются утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, подвижные спортивные игры. Как правило, больные и отдыхающие совершают прогулки и экскурсии, катаются на лодках. Организовывается и другие виды активного отдыха – большой теннис, подводное плавание, рыбалка, охота, рафтинг, походы в горы, джипинг, конные прогулки; на горноклиматических курортах – спуск с гор, катание на сноубордах и др.

Многочисленными работами установлено, что отсутствие необходимого минимума движения ведет к развитию ряда обменных заболеваний (ожирение, подагра, желчно- и почечнокаменная болезнь и др.), развиваются функциональные, а затем и органиче­ские нарушения сердечной деятельности.

Под влиянием же физических упражнений в организме развертываются психические, физиологические, биохимические процессы, положительно влияющие на функциональное состояние основных систем, органов. Комплекс процессов, возникающих в ответ на физические нагрузки, находится в зависимости от возраста, пола, тренированности, особенностей заболевания, объема и интенсивности упражнений. Приспособительные изменения при этом захватывают весь организм, обеспечивая более согласованное функционирование органов. В ходе занятий совершенствуются сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения в центральной нервной системе, снижается или снимается патогенное торможение, формируются новые системы временных связей, способствующие образованию двигательных навыков и реакций с более высоким уровнем функционирования физиологических систем. Наиболее значительному влиянию подвергается сердечнососудистая система. В мышце сердца возрастает интенсивность окислительных процессов, увеличивается использование источников энергии, приносимых кровью, повышается эластичность сосудов, усиливаются сокращения сердечной мышцы.

Под влиянием физических упражнений улучшается координация между вентиляцией легких и кровообращением, оптимальной становится частота дыхания, организм лучше обеспечивается кислородом. Глубокие изменения происходят и в других органах. В печени увеличиваются запасы гликогена, возрастает активность ферментов, укрепляется связочный аппарат, увеличиваются масса и объем мышц.

Таким образом, активный двигательный режим является важным фактором нормализации нарушенных или ослабленных в результате заболевания или нерационального образа жизни важнейших физиологических процессов, фактором восстановления нормальной их регуляции со стороны центральной нервной системы. В этом отношении физическая активность действует в том же направлении, что и тренировка механизмов регуляции обмена тепла в организме. Оба эти фактора способствуют подавлению патологических связей, создавшихся в результате заболевания, и восстановлению нормальной реактивности организма.

Прогулки - популярнейшая форма лечебной физкультуры, вырабатывает способность преодолевать большие расстояния без утомления. Прогулки не требуют особой подготовки и используются в любое время года.

Спортивные игры - наиболее трудный и ответственный раздел работы по лечебной физкультуре. Величина нагрузки здесь находится в зависимости от состояния здоровья, вида игры и количества действий.

Плавание - особая форма ЛФК, позволяющая широко варьировать величину нагрузки от пребывания в воде без движений до плавания с максимальной скоростью. Объем измеряется длиной дистанции и продолжительностью плавания. Интенсивность - величиной и характером изменений со стороны основных систем организма и скоростью плавания. Больным с тренирующим режимом плавание рекомендуется при температуре воды 20°С и выше, щадящего - 24° С и выше.

Правильно построенный режим физической подвижности создает у больных и отдыхающих положительный эмоциональный настрой, уверенность в благоприятном исходе лечения.

Для путешествия пешком в горах характерны: большой объем физических нагрузок на организм при пониженном атмосферном давлении и высоком уровне солнечной радиации, необходимость преодолевать препятствия с применением разнообразных средств и приемов передвижения и страховки, специальная тактика прохождения маршрута.

Пешие походы проводятся практически во всех климатических зонах и географических регионах - от арктической тундры до пустынь и гор. Их привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку, независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными потребностями участников путешествия. При наличии на маршруте большого числа разнообразных естественных препятствий пеший поход может превратиться в комбинированный, например, пешеходно-водный, горно-пешеходный.

1.2.Управление лечебно-профилактической деятельностью

В России ответственным за организацию лечебно-профилактическойдеятельности является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в курортном деле, в соответствии с положением утверждаемым Правительством России. В субъектах Российской Федерации ответственными за организацию лечебно-профилактическойдеятельности являются органы исполнительной власти в области курортной сферы. Органы исполнительной власти в области субъектов Российской Федерации:

Осуществляют контроль за оказанием санаторно-оздоровительных услуг при осуществлении лечебно-профилактическойдеятельности;

Организуют изучение, разработку, рациональное использование лечебно-оздоровительных местностей;

Создают необходимые условия для функционирования организаций и учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическуюдеятельность;

Осуществляют контроль за соблюдением нормативов и отраслевых стандартов курортными организациями.

Выполнение работ и оказание услуг по специальностям санаторно-курортной медицинской помощи осуществляются в соответствии с пунктом 04.

2. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д. Восстановительное лечение является частью Вашего ежедневного ухода за больным. Обычно при уходе Вы умываете, кормите больного, перестилаете ему постель и выполняете другие манипуляции, которые облегчают течение болезни. При восстановительном уходе Ваша главная цель состоит в том, чтобы помочь больному стать функционально полноценным и независимым от посторонней помощи насколько это возможно, несмотря на то, что он не может быть таким, как прежде.

Восстановительный уход уменьшает последствия болезни, а у людей с инвалидностью - последствия инвалидности. При восстановительном уходе помогайте своим больным, но не делайте ничего за них. По возможности старайтесь, чтобы больной самостоятельно выполнял правила общей гигиены, например, чистил зубы, умывался, причесывался, принимал пищу. Прежде, чем выполнять какие либо действия по уходу, узнайте у больного, что он может делать самостоятельно, и поощряйте его это делать. Не забывайте о том, что в связи с болезнью и ее последствиями больные могут утратить повседневный бытовые навыки, которыми они владели до болезни. Вовлечение больного в занятия поможет ему приобрести навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем. Поэтому больного необходимо постепенно обучать этим навыкам и дать ему возможность приспособиться к болезни и жить более полноценно. В тех случаях, когда возможности больного выразить свои потребности и желания ограничены, Вам необходимо помочь больному активизировать свое участие в освоении навыков. Больному нужно объяснить задание, которое он должен выполнить.

Правила работы с пациентом

· Используйте краткие, конкретные предложения.

· Больному следует давать ясные инструкции и просить его повторить Ваши инструкции, чтобы выяснить, понял ли он их.

· Иногда больному нужно продемонстрировать ту или иную процедуру, чтобы он смог ее воспроизвести.

· Будьте терпеливы к больному при обучении его навыкам.

· Всегда поощряйте его участие в освоении навыков.

· Поощряйте больного выполнять задание самостоятельно.

· Говорите больному о его способностях и удачах при выполнении задания; не заостряйте внимание на недостатках.

В период восстановительного лечения выполнение реабилитационных мероприятий нужно начинать как можно раньше. Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.

Принципы выполнения программы реабилитации

· Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).

· Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).

· Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).

Этапы определения реабилитационной программы

· Проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование больного или инвалида и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациентов, проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.

· Определение реабилитационного прогноза - предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.

· Определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пациенту восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.

Виды реабилитационных программ и условия проведения

· Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.

· Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

· Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.

· Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.

· Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.

Виды реабилитации

Медицинская реабилитация

· Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).

· Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).

· Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия).

· Психотерапия.

· Логопедическая помощь.

· Лечебная физкультура.

· Реконструктивная хирургия.

· Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).

· Санаторно-курортное лечение.

· Технические средства реабилитации.

· Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.

Социальная реабилитация

Социально-бытовая адаптация

· Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

· Обучение пациента самообслуживанию.

· Адаптационное обучение семьи пациента.

· Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

· Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

· Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента).

· Сурдотехника.

· Тифлотехника.

· Технические средства реабилитации

Социально-средовая реабилитация

· Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).

· Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).

· Содействие в решении личных проблем.

· Консультирование по правовым вопросам.

· Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Программа профессиональной реабилитации

· Профориентация (профинформирование, профконсультирование).

· Психологическая коррекция.

· Обучение (переобучение).

· Создание специального рабочего места инвалида.

· Профессионально-производственная адаптация.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией

· Врачи - специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации.

· Реабилитолог.

· Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.

· Специалист по физиотерапии.

· Специалист по лечебной физкультуре.

· Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.

· Психолог.

· Социальный работник и другие специалисты.

Обучение навыкам самообслуживания также можно начинать уже в больнице. Для лежачих больных восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Больных, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться. При восстановительном уходе рекомендуется использовать технические средства реабилитации, которые помогают больному при ходьбе, приеме пищи, купании, посещении туалета и т. д. Например, из-за болезни или инвалидности больной может нуждаться в использовании приспособлений, помогающих ему ходить, таких как трости, ходунки, костыли, инвалидные кресла-коляски. Использование этих приспособлений дает человеку возможность передвигаться и быть независимым от других. Для облегчения приема пищи можно использовать специальную посуду (тарелки, чашки), столовые приборы. Имеются также специальные приспособления, облегчающие больному прием ванны, посещение туалета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, функционирование оздоровительного комплекса непосредственно влияет на экономическое положение страны в целом, поскольку, восстанавливая трудоспособность работающего населения, снижает затраты на здравоохранение, социальное обеспечение.

К сожалению, большинство российских здравниц не имеет в своих штатах специально подготовленных курортологов. Правда, определенные подвижки начались: Министерством образования и науки РФ утверждена соответствующая медицинская специальность. В этой связи также очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях). Тем более что руководители санаторно-курортных учреждений осознали актуальность этой проблемы - недаром они стремятся направлять своих специалистов на повышение квалификации в различные учебно-методические центры.

Санаторно-курортный комплекс России - огромная индустрия здоровья, которая в материальном отношении представлена мощной сетью учреждений. Ведущую роль в ней занимают, безусловно, санатории, санатории-профилактории, бальнео - грязелечебницы, санаторно-оздоровительные лагеря. И все это - лечебно-профилактические учреждения, основным видом деятельности которых является, прежде всего, медицина, направленная на профилактику, а значит, и снижение заболеваемости и инвалидности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 23 февраля 2005г. №26-ФЗ "О природных и лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

2. Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 №1426"Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения".

3. Постановление правительства РФ от 2 февраля 2006г. №101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения".

4. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 303с.

5. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: "Финансы и статистика",2008. С. 79

6. Драчева Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008. - 152 с.

7. Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам. Туризм. Экономика и учет. - 2008. - № 3. - С. 70-98.

8. Сергиенко В.И. Новые подходы в организации санаторно-курортного лечения здравницами, подведомственными федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Курортные ведомости 2005г., №4 (31)

9. Серебряков С. Курорты сквозь призму социологии. Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2008. - № 2. - С. 62-65.

10. Справочник по курортологии и курортотерапии / Под ред. Ю.Е. Данилова, П.Г. Царфиса. - М.: "Медицина", 2007. - 648с.

11. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. - М.: "Большая российская энциклопедия", 2009. - 607с.


Чтобы сделать проживание, труд, обучение инвалидов максимально приближенными к их потребностям, учитывающими особенности и состояние здоровья, ограничения к жизнедеятельности и работе, законодательством утверждены меры по реабилитации и абилитации. Действительные и применяемые всеми госструктурами и медучреждениями термины реабилитация инвалидов и абилитация освещены в (гл. 9).

Реабилитация - меры, предназначаемые для поэтапного восстановления способности инвалида трудиться, совершенствоваться в профессионализме, заниматься бытовой деятельностью. Успешно пройденный реабилитационный курс позволяет достичь поставленных в ИПР целей. Результаты учитываются при переосвидетельствовании.

Абилитация инвалидов - меры по формированию способностей, которых раньше у инвалида не было, дополнительных навыков к занятиям трудом. Цель абилитации - дать шанс инвалиду стать финансово независимым, занять достойное место в социуме и вести полноценный образ жизни, стать открытым для общения, раздвинуть границы узкого привычного круга.

Индивидуальная программа абилитации инвалида в 2019 году

До недавнего времени стандартный порядок освидетельствования инвалида подразумевал: персонально для него будет разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида - ИПР (ст. 11 ФЗ №181). С введением в понятия и принципов абилитации будет внедрена процедура формирования индивидуальной программы абилитации (ИПА).

Обязанность разработать ИПА возложена на бюро МСЭ. Положения ИПА во избежание недопонимания излагаются лично тому, кому она адресована в максимально доступной и понятной форме. Выписки в соответствующие учреждения, предоставляющие инвалидам услуги и средства абилитации, также направляет бюро. К работе по направлению будут подключены центры занятости населения на местах, взаимодействующие с бюро МСЭ. Все это в совокупности позволит увеличить эффективность программы абилитации .

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Неотъемлемой частью плана реабилитации являются спорт и физкультура. В каждом случае состав мероприятий утверждается в бюро МСЭ данного территориального образования на региональном уровне. В состав перечня физкультурно-оздоровительных мер могут входить:

  1. Информирование инвалидов и предоставление им консультаций по вопросам физкультуры и спорта на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов.
  2. Организация занятий адаптивной физкультурой, спортом.
  3. Помощь в организации и привлечении к участию инвалидов в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях при поддержке территориальных органов управления физкультурой и спортом, спортивных организаций для инвалидов, общественных некоммерческих объединений и структур.

Восстановительные медицинские мероприятия

Частью ИПР являются восстановительные медицинские мероприятия , к которым относятся следующие виды:

  • Реконструктивная хирургия - дает возможность восстановить функции органов, путем уменьшения или полного избавления от последствий увечий, врожденных или приобретенных дефектов. К операциям такого рода относятся: пересадка органов и тканей, реконструкция, эндопротезирование, имплантация, микрохирургия. Доступными эти хирургические вмешательства для инвалидов сделала Федеральная целевая программа «Медицина высоких технологий» .
  • Протезирование и ортезирование - входят в состав программ реабилитации. Протезирование подразумевает восстановление утраченных возможностей организма посредством применения протезов, а ортезирование - замена утраченной функции внешним устройством (ортезом). Финансирует покупку требующихся инвалиду протезов исполнительный орган ГУ КРО ФСС РФ, опираясь на «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».
  • Санаторно-курортное лечение - составляющая восстанавливающего курса (). В ИПР оно включается тогда, когда показано его применение для восстановления организма и/или снижения ограничений жизнедеятельности. Путевки оплачиваются Региональным отделением Фонда соцстраха РФ (). Справка, требующаяся для предоставления путевки (форма №070/у-04 , посмотреть и скачать можно здесь: ), в 2016 г., выдается после заключения МСЭ - ВК ООЛПП.

Профессиональная ориентация

Социальная реабилитация инвалидов по ИПР включает в себя самую активную поддержку госструктур в профориентации, в состав которой входит:

  • - бюро МСЭ и ЦЗН на местах оказывают помощь инвалидам в образовании от начального (школьного) уровня до высшего (вузы), при этом выбор формы обучения (очная, заочная, дистанционная) осуществляется по медицинским показаниям и по рекомендации лечащего врача.
  • Содействие в трудоустройстве - включает сбор и предоставление важной информации инвалидам, помощь в нахождении подходящего места работы, устройство на работу на спецпредприятия, поддерживаемое трудоустройство и соцадаптацию на трудовом рынке в данном населенном пункте, трудовую адаптацию.
  • Производственная адаптация - включает обеспечение оптимальных условий труда, укомплектацию рабочего места спецоборудованием, закупку технических средств адаптации (ограничение по слуху, зрению), соцсопровождение при заключении трудовых контрактов, по месту уже после оформления, согласно рекомендациям ИПР.

Социальная адаптация

В состав ИПР непременно включаются меры по комплексной социальной адаптации инвалида, в особенности детей.

Социально-педагогическая реабилитация - методы воспитания, педагогическая работа, призванные сформировать личностные качества, продемонстрировать спектр возможностей для самореализации, чтобы интегрировать гражданина в социум и помочь овладеть навыками и умениями самообслуживания, получить образование. Процедура состоит из трех этапов :

  • Диагностика - выявление сформированности самосознания инвалида, его роли в социуме, установление профессиональных интересов.
  • Подготовка и практическая реализация ИПР для соцадаптации инвалида, зачисление в учебные заведения, трудоустройство.
  • Постреабилитационная защита - поддержка в налаживании взаимоотношений с родственниками, обществом, предупреждение возможных конфликтов.

Социально-психологическая и социокультурная реабилитация. В состав мероприятий этой части ИПР входят:

  • Психодиагностика.
  • Психотерапия.
  • Психокоррекция.
  • Консультирование.
  • Психопрофилактическая работа.

Социокультурная реабилитация применяет возможности искусства и культуры для развития у инвалида различных жизненно необходимых навыков, улучшению его жизненной позиции. В состав мероприятий могут включаться занятия в разнообразных творческих коллективах и объединениях, участие в организации и проведении массовых культурных мероприятий. Формы социокультурной реабилитации многочисленны: арттерапия, игровая терапия, иппотерапия.

Социально-бытовая адаптация предназначена для того, чтобы инвалид получил жизненно важные навыки и умения. В ее состав входят:

  • Консультации.
  • Правовая поддержка с участием органов соцобслуживания.
  • Организация учебных занятий в «Школах реабилитации».
  • Учебные занятия по самообслуживанию.

Заключение

Основа ИПР состоит из разноплановых мероприятий, каждое из которых ставит своей задачей достижение адаптации инвалида в окружающей соцсреде. Достичь этого ИПР полагает посредством:

  • Физкультуры и спорта.
  • Медицины.
  • Профориентации.
  • Психологической и соцадаптации.

Недостаточно только обозначить требующиеся меры, необходимо прописать в законе каждый аспект их практического воплощения. С вступлением в действие ФЗ №419 работа по организации безбарьерной среды и совершенствованию реабилитации инвалидов только продолжена, но не завершена.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов.

Результат медико-социальной экспертизы дает оценку состояния здоровья, установить степень ограничений жизнедеятельности и вероятность приведения организма к нормальной жизнедеятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ее основой служит анализ состояния человека по направлениям — клинико-функциональное, социально-бытовое, профессионально-трудовое и психологическое.

Если у человека выявится реабилитационный потенциал, то к нему применяется ряд мер, способствующих его реализации.

Что это такое

Инвалидность определенной группы устанавливается в ходе проведения медико-социальной экспертизы .

Лица, являющиеся инвалидами вне зависимости от группы, в силу состояния своего здоровья относятся к категории незащищенного слоя населения.

Государство с целью оказания им содействия предусмотрело специальные программы, по которым проводится лечение функций организма.

Какова разница между понятиями

По сути, абилитация есть система лечебно-педагогических процедур, которые способствуют предупреждению и лечению закономерных патологических реакций у детей с раннего возраста.

Они возникают в человеческом организме под воздействием инфекционного агента, что влечет за собой нарушения нормального течения жизненных процессов.

Фото: разница между реабилитацией и абилитацией

Что касается программы реабилитации, то она состоит из ряда мер поддержки инвалида. Прошедший ее человек находит доступную для его состояния здоровья работу, осваивает отвечающую его интересам профессию, учиться обходиться в быту физическими возможностями, которыми он владеет.

Она применяется с первых дней наступления заболевания либо после получения травмы вне зависимости от степени ее тяжести. По ней занятия проводятся поэтапно через определенные промежутки времени.

Цели и задачи данных мероприятий

Основная цель мероприятий процедур заключается в том, чтобы признанные инвалидами лица смогли должным образом устроить свою жизнь в социуме, трудоустроиться и создать семью.

Источники финансирования

Как правило, ранее большую часть расходов на лечение инвалида, покупку дорогостоящих лекарств и технических средств несли родители.

Кроме них средства предоставляются негосударственными благотворительными фондами. Они проводят громадную работу по формированию доступную для инвалидов социальную среду.

В прошлом году в федеральный бюджет было заложено финансовое обеспечение государством программ по абилитации и реабилитации.

Государство выделяет целевые денежные пособия органам местного самоуправления исполнительной власти на определенный срок, чтобы они им пользовали их на проведение мер по абилитации и реабилитации.

Если государством будет выявлено их нецелевое расходование, то они обязаны возвернуть полученные ими средства. Кроме того каждый регион ведет учет инвалидов, проживающих на их территории.

Региональный ФСС:

Правовая база

Вопросы относительно программ абилитации и реабилитации предусмотрены в нижеперечисленных актах:

  • «Конвенция о правах инвалидов». Акт вступил в законную силу 3 мая 2008 года;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов». Акт издан 1 декабря 2014 года под номером 419-ФЗ. В нем отмечено, что амбилитация и реабилитация инвалидов есть комплекс мероприятий, ориентированных на восстановление утраченных им навыков и способностей. С их помощью происходит адаптация человека в социальной сфере;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ. Акт издан 13 июня 2019 года за номером 486;
  • Распоряжение Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Акт издан 31 декабря 2015 года за номером 2782-р.

Основные сведения

Меры используемых для инвалидов программ максимально удовлетворяют требования по достижению здорового состояния человеческого организма, связанных с нарушениями его специфических образовательных потребностей.

Фото: основные направления реабилитации, абилитации

Например, развитие остаточного слуха и обучение пациента его применению помогает человеку адаптироваться в социальной среде.

Программы для инвалидов

Для имеющих инвалидность лиц применяется:

  • социальная программа помогает стать полноценным членом социума;
  • психологическая программа содействует возврату в общество полноценной личности;
  • медицинская программа способствует восстановлению биологических функций организма, без которых нормальная жизнедеятельность человека не предоставляется возможным;
  • педагогическая программа содействует возвращению человека к нормальной жизнедеятельности методами самоопределения.

Индивидуальная

Как показывает практика, невозможно составить единую программу, идеально подходящую для всех инвалидов. Обстоятельство вынуждает для каждого отдельно взятого инвалида разработку индивидуальной программы.

В ней учитываются:

  • психические и физические особенности организма;
  • состояние здоровья человека;
  • остаточные навыки и умения вне зависимости от вида;
  • степень тяжести наступившего заболевания или полученной организмом травмы.

По сути, индивидуальная программа абилитации и реабилитации есть официальный документ. Он разрабатывается на основании указаний нормативно-правовых актов МСЭ.

В него включается комплекс реабилитационных мероприятий наиболее приемлемых к определенному человеку, имеющему инвалидность. Например, применения трудотерапии. ИПРА содержит сроки реализации мер, их и порядок, виды и формы, объем.

Они способствуют восстановлению организма, компенсируют нарушенные либо утраченные функции организма, в результате чего человек начинает выполнять определенные виды деятельности.

Комплексная

В России система комплексной реабилитации для взрослого населения и детей, призванных инвалидами запущена недавно. Она введена в соответствии с предписаниями акта «Конвенция о правах инвалидов».

Как правило, реабилитация проводится в фазе восстановления жизнеспособности организма либо проявления последствий заболевания.

Комплексная программа состоит из мероприятий профессиональной и социальной, медицинской реабилитации .

Они помогают стабилизировать патологический процесс, осуществить профилактику осложнений, вызванных болезнью. Для отдельной категории больных рекомендуется применение различных методов психологической реабилитации.

Медицинская

План реабилитационных медицинских мероприятий всегда составляется индивидуально с учетом фазы развития заболевания и состояния здоровья больного.

Они включают в себя следующие процедуры:

  • Эрготерапия;
  • Физиотерапия;
  • Массаж;
  • Психотерапия.

Социальная

Человеку с нарушениями функций организма предоставляется помощь психолога, содействующего его становлению полноправным членом общества. В плане социальной поддержки определяются доступные для него возможности, которые развиваются специальными методами.

Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Как правило, рожденный с функциональными нарушениями организма ребенок не может развить свои способности в полной мере.

Ему в раннем детстве ставится диагноз об ограниченности физических и умственных возможностей, которые обеспечивают нормальную жизнеспособность.

Одной из важных задач медицины является выявление сохранных анализаторов у детей, предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация методами образования.

На практике широко применяется для инвалидов абилитация и реабилитация в специальном образовании, представленная индивидуальным и специфическим процессом. Его конечный результат определяет характер отклонения в развитии человека, функций и систем человеческого организма.

Меры по абилитации применяются исключительно к детям, которые родились с отклонениями системы или после рождения обрели нарушения ее в процессе развития. Они предусматривают наблюдение за функциями плода в процессе внутриутробного развития.

В заключение нужно заметить, что в проект федерального бюджета на будущий год заложение 29,3 млрд. рублей для реализации программ «амбилитации» и «реабилитации».

С 01.01.2016 г. в силу вступил закон, определяющий, что такое абилитация инвалидов, условия индивидуальных программ, а также устанавливающий ее различия с традиционным термином «реабилитация». Понятия эти созвучны, но между ними есть разница: реабилитация является комплексом действий, направленных на восстановление способностей по болезни или травме. Абилитация является первоначальным формированием каких-либо способностей. Преимущественно это понятие применяется к детям в раннем возрасте, которые имеют отклонения, нарушения в развитии.

Реабилитация и абилитация – есть ли различие?

Абилитация инвалидов – что это и чем она отличается от реабилитационных мероприятий? Сначала надо определить, что предполагает реабилитация, восстановление интеллектуальной, умственной, социальной, психической деятельности. Это не только их возвращение, но и поддержка, возвращение нормальной жизнедеятельности. Из международного определения следует, что это целый комплекс, включающий в себя следующие составляющие:

  • социальный для обеспечения восстановления инвалида, как субъекта социума;
  • педагогический для возвращения человека к нормальной деятельности;
  • психический, применяемый для реабилитации личности;
  • медицинский, обеспечивающий восстановление на уровне биологии, то есть возвращающий нормальную жизнедеятельность организму.

Модель, включающая в себя все указанные компоненты называется идеальной, она подходит для применения в стратегическом планировании реабилитационного центра.

Абилитация и реабилитация разницу имеют большую – в первом случае для инвалида способности формируются, а во втором создаются условия максимального восстановления утраченного функционала. Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Подобные меры применяются, в основном, к детям, так как при позднем обращении они трудновыполнимы и неэффективны. Например, для детей, страдающих задержками в речевом развитии, помощь, оказываемая в 11 лет, будет поздней. Положительный результат принесет только абилитация, начатая в самом раннем возрасте. Это логопедические, педагогические и прочие мероприятия уже с 1-го года жизни.

Установление инвалидности: основные изменения

Согласно проведенным исследованиям, на 01.01.2015 г. в России насчитывалось около 13 млн. инвалидов, среди которых доля детей составляет 605 тыс (какую помощь детям-инвалидам оказывает государство?). Ранее при определении инвалидности использовались 2 критерия:

  • расстройство функций организма;
  • уровень ограничения жизнедеятельности (комиссиями применялись такие понятия, как полная, частичная с утратой возможности самостоятельно организовать самообслуживание, утеря двигательной функции, способности к обучению и прочее).

Такой порядок устанавливался Законом о защите инвалидов (ст. 1), но с 01.01.2016 г. будет использоваться только один критерий, согласно ему лицо признается инвалидом, после чего ему назначается индивидуальная программа восстановления жизнедеятельности. С 2016 года степень инвалидности определяется на основе выраженности функциональных расстройств, а не от степени ограничения. Разница очень большая:

  1. При старом порядке использовалась субъективная оценка, то есть способность к обучению, общению, контролю поведения (согласно Классификациям и критериям МСЭ, разд. III).
  2. Новая система подразумевает объективную оценку утери функциональности организма, что выявляется на основе проводимого медобследования.

Понятие «Абилитация инвалида»

Система установления инвалидности, принятая с 2016 года, более совершенна, она позволяет не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку. Законом №419-Ф3 вводится такое новое понятие, как абилитация, то есть система формирования умений, ранее отсутствующих у инвалида.

Основными компонентами абилитации инвалидов в 2016 году являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация и прочие.

Одной из главных особенностей нового закона является индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов, согласно Закону о Защите инвалидов ст.11. Схема восстановления будет разрабатываться, а затем реализовываться по тем правилам, которые устанавливаются строго индивидуально. Разрабатывать программу будут специалисты МСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), согласно пункту 1 соответствующего Порядка.

По мере разработки индивидуальных схем восстановительных мероприятий, выписки из таких программ бюро СМЭ будет направлять в госучреждения, оказывающие соответствующие услуги и меры (ст.5 ФЗ №419, п.10). исполнители, ответственные за абилитацию, должны будут отчитываться перед бюро. В свою очередь, федеральные учреждения СМЭ должны передавать полученные данные специальным органам, ответственным за содействие занятости инвалидов (ФЗ №419 ст.1, п.2).

Преимущества новой системы очевидны, разработчики нового ФЗ №419 уверены, что именно подобные меры в состоянии повысить обязательность, результативность предпринимаемых мероприятий абилитации и реабилитации. Е. Клочко, являющаяся одним из авторов законопроекта, считает, что только новая схема в состоянии более внимательно и полно относиться к программе восстановления и защиты инвалидов, включая детей, которым ранее не оказывалась помощь в необходимом объеме.

Финансирование программы абилитации

После определения понятий «реабилитация и абилитация инвалидов», что это конкретно и в чем состоят различия, необходимо коснуться вопроса финансирования. Если ранее технические средства и многие восстановительные процессы, включая дорогостоящее лечение, оплачивались родителями и создаваемыми ими фондами, то теперь из госбюджета на подобные цели выделяется определенная сумма. Согласно Распоряжению от 31.12.2015 г. №2782-р, в 2016 году будут выделены целевые средства в размере 9,3 млрд. руб. из фонда соцстрахования.

Распределение финансирования контролируется Правительством РФ, что определено новой нормой (ч.8, ст.7 ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации»). В соответствии с законом денежные средства могут быть перенаправлены на обеспечение инвалидов техническими средствами, услугами, требуемыми для восстановления здоровья и отдельных функций организма. Подписанное Распоряжение определяет, что средства из Фонда соцстрахования направлены на следующие цели:

  • предоставление технических средств и услуг реабилитации и абилитации (7,7 млрд. руб.);
  • предоставление субвенций в бюджеты субъектов РФ на подобные цели (в размере 1,6 млрд. руб.).

Принятая новая программа позволяет существенно улучшить механизм распределения помощи и определения ее объема, облегчить восстановление нормальной жизнедеятельности инвалидам, нуждающимся в помощи, успешной социализации, устройстве профессиональной и личной жизни.

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.Если кратко, то абилитация (отлат. habilis - быть способным к чему-либо) -первоначальное формирование способности к чему- либо.

Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни,травмы и др. .

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровьяВ стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

  1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
    2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
    3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
    4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса.

Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть абилитация - это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития. Абилитация - многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.Задача и абилитации, и реабилитации - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

(см. текст в предыдущей)

(в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

(часть первая в ред.

(см. текст в предыдущей)

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Чепурышкин И.П.

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.

В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

В материалах пособия «Совершенствование образования» . Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья» поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».

Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско.

И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом интернатном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве; а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.

Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу.

Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.

Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, — разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, — формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 2000. — С.337-347.
  2. Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис…канд.пед.наук. — Ижевск, 2006.- 28с.
  3. Improving Education.

    T he Promise of Inclusive Schools.

Библиографическая ссылка

Чепурышкин И.П. АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 53-54;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7865 (дата обращения: 05.06.2018).

По большому счету, абилитация инвалидов практически очень напоминает уже знакомую нам реабилитацию. По своему назначению абилитация отличается от реабилитации только субъектом — человеком, инвалидом, в отношении которого она осуществляется.

Означает этот термин приспособление инвалидов к жизни в условиях инвалидности в неприспособленной или мало приспособленной для этого окружающей среде. Но если реабилитация предусматривает возвращение человеку утраченных в связи с инвалидностью возможностей, которыми он обладал ранее, до инвалидности, то абилитация является процессом первичного образования таких навыков у человека, являющимся инвалидом детства, у которого навыков жизни без инвалидности просто нет.

Процесс абилитации, как и реабилитации, включает в себя как выработку и тренировку необходимых навыков у самого инвалида (в этом различия могут быть очень большими, поскольку обучить новым навыкам нужно человека, который им вообще никогда не обладал), так и приспособление окружающей его среды к более приемлемым для него условиям — так называемое создание "доступной среды" — это целый комплекс социальных, медицинских, технических, юридических и прочих мероприятий.

Кстати, абилитация совсем не так нова, как кажется. Еще в советские времена инвалидов детства, имеющих врожденные дефекты, не дающие им жить нормальной жизнью, вполне успешно обучали необходимым навыкам. Были специальные методики даже обучения слепоглухонемых детей, причем весьма эффективные. Правда, за последние четверть века эти методики, мне кажется, утрачены, но опыт и специалисты еще остались…

Что касается программ абилитации таких инвалидов, то ни о каких новых положениях в этом вопросе я пока не слышал, а до сих пор этот процесс протекал так же, как при разработке программы реабилитации — программа разрабатывается на основе медицинских показаний в период назначения инвалидности и выдается инвалиду, его опекуну или соцработнику в момент назначения инвалидности.

Имеются знакомства с экспертом

Что такое "абилитация инвалида"?

Каких инвалидов касается новый термин?
Когда будут составлять и выдавать программы абилитации инвалидов? Что положено по такой программе?
Будут ли выдаваться средства для абилитации, какие?

Loading...Loading...