Расстройство рецептивной речи у кого было. Задержка речевого развития у детей. Расстройство речевой артикуляции


К ним относятся расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Расстройства развития речи часто сопровождаются смежными проблемами, такими как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие нарушения. Наиболее частый вид расстройств языковой сферы - расстройство развития речи, которое подразделяется на расстройство экспрессивной речи и расстройство рецептивной речи, а также расстройство речевой артикуляции.

Расстройство экспрессивной речи

Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно более низком уровне, не соответствующем его возрасту, хотя понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда. Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство экспрессивной речи начинает проявляться в возрасте примерно 1,5 года, когда ребенок не произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых слов, как «мама», «папа», «дай», «хочу», а для выражения своих желаний использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет. Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит словарного запаса становится еще более явным. Чаще всего у таких детей нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы, как «т», «р», «с», «з», «в» и др. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо заменяются другими.

Специфическое расстройство экспрессивной речи необходимо дифференцировать с нарушениями речи при психических заболеваниях, раннем аутизме, при которых может отмечаться отчетливый период нормального речевого развития и пользования речью, а также умственной отсталости, тугоухости.

Расстройство экспрессивной речи может сопровождаться колебаниями настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и нарушениями поведения, сосанием пальца, ночным недержанием мочи. Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у таких детей могут развиться комплекс неполно¬ценности и депрессия. Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения насмешек.

Легкие расстройства экспрессивной речи в 50% случаев проходят самостоятельно, в других их удается преодолеть с помощью логопедических приемов и методов и лишь в тяжелых или не леченых случаях эти затруднения остаются и у взрослых.

Расстройство рецептивной речи

Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования языка и имеются нарушения артикуляции.

Встречается у 3-10% детей школьного возраста, у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство рецептивной речи средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы расстройства могут выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2 годам. Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность, не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм. В тех случаях, когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с неспособностью или затруднением собственного выражения, говорят о расстройстве рецептивно-экспрессивной речи.

У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются следующи! нарушения: они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные (например, описать, что нарисовано на картинке), не могут распознавать основные свойства предметов (например, отличить легковую машину от грузовой, домашних животных от диких) и т.д.

Прогноз при расстройстве рецептивной речи в целом хуже, чем при расстройстве речевого выражения, особенно в тяжелых случаях, но при своевременно начатом правильном лечении эффект хороший. В легких случаях прогноз благоприятный.

Расстройство речевой артикуляции

Расстройство речевой артикуляции, связанное с развитием, проявляется в том, что употребление ребенком речевых звуков находится на более низком уровне, чем это ожидается по его возрасту, но уровень языковых навыков ребенка нормален. Это довольно частое явление у детей младшего возраста. Его называют картавостью, шепелявостью, младенческой речью, лепетанием, дислалией, ленивой речью, неаккуратной речью. В большинстве случаев интеллект бывает не нарушен. Артикуляция у таких детей значительно отличается от артикуляции их ровесников. Особенно трудно им даются такие звуки, как «в», «л», «р». «ч», «ш», «ф», «ц», «б», «т», все или некоторые из них, иногда может нарушаться произношение только одного звука.

Искажение - наиболее легкий вариант нарушения артикуляции. При этом ребенок произносит примерно правильные звуки, но в целом произнесение неправильное, чтобы облегчить произнесение трудных звуков, ребенок может добавлять между согласными гласные, например «палыка» вместо «палка», «вязал» вместо «взял». При замещении трудные звуки заменяются на неправильные, например «лобота» вместо «работа», «холосый» вместо «хороший».

Наиболее серьезным нарушением артикуляции являются пропуски трудных звуков и слогов, например «боно» вместо «больно», «гаовка» вместо «головка», «какотик» вместо «колокольчик». Пропуски чаще всего свойственны детям младшего возраста.

Частота этого расстройства у детей до 8 лет составляет 10%, у детей старше 8 лет - 5%. В большинстве легких случаев у детей до 8 лет выздоровление происходит без лечения. Но у детей старше 8 лет само по себе это расстройство обычно не исчезает и требуется квалифицированное лечение.

Терапия

Хотя специфические расстройства речи и языка относятся к компетенции врачей-логопедов, психиатрам и врачам общей практики нередко приходится встречаться с их последствиями, особенно в подростковом возрасте, когда из-за сохранения нелеченного дефекта речи возникают различные невротические расстройства, нарушения поведения и социальная дезадаптация. У взрослых дефект речи ограничивает их возможности в профессиональной деятельности. Поэтому расстройства речи необходимо лечить с малых лет, когда лечение более успешно, чем у взрослых.

Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.

Распространенность

Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Что провоцирует Расстройство рецептивной речи:

Причина данного расстройства неизвестна. Имеют место теории минимального органического поражения головного мозга, задержки нейронального развития, генетической предрасположенности, однако окончательного подтверждения ни одна из теорий не получила. Возможные нейропсихологические механизмы - нарушения зоны звукоразличения - задние отделы левой височной области, или нарушения дифференцирования невербальных компонентов речи вследствие дисфункции правого полушария головного мозга. Большинство детей с расстройством развития рецептивной речи лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.

Симптомы Расстройства рецептивной речи:

Расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. Ранние признаки - неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с раннего возраста, неспособность идентифицировать несколько предметов к 18 месяцам, неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2 лет. Поздние нарушения - неспособность к пониманию грамматических структур - отрицаний, сравнений, вопросов; непонимание паралингвистических составляющих речи - тон голоса, жесты и т. д. Нарушается восприятие просодических характеристик речи. Отличие таких детей в нормальной подражательной речи - «милая речь с обилием литеральных парафазии» - что-то слышит, но отражает близкими по звучанию словами. Однако характерно нормальное использование жестов, нормальные ролевые игры и отношение к родителям. Часты компенсаторные эмоциональные реакции, гиперактивность, невнимательность, социальная неприспособленность, тревога, чувствительность и застенчивость, изоляция от сверстников. Менее часты энурез, расстройство развития координации.

Диагностика Расстройства рецептивной речи:

При расстройстве развития экспрессивной речи понимание (декодирование) речевых стимулов остается сохранным. При нарушениях артикуляции сохранены другие речевые способности. Следует исключать нарушения слуха, умственную отсталость, приобретенную афазию и общие расстройства развития.

Лечение Расстройства рецептивной речи:

Подходы к ведению детей с такой патологией различны. Существует точка зрения о необходимости изоляции таких детей с последующим обучением речевым навыкам при отсутствии сторонних раздражителей. Часто рекомендуется психотерапия для купирования сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Применима семейная терапия с целью нахождения правильных форм взаимоотношений с ребенком.

Что такое Расстройство рецептивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному развитию. Часто дефект фонетико-фонематического анализа и словесно-звукового произношения. Для обозначения этого расстройства применяются термины: афазия или дисфазия развития, рецептивный тип (сенсорная афазия), словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, сенсорная афазия Вернике, связанная с развитием.

Распространенность

Частота расстройства варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Что провоцирует Расстройство рецептивной речи

Причина данного расстройства неизвестна. Имеют место теории минимального органического поражения головного мозга, задержки нейронального развития, генетической предрасположенности, однако окончательного подтверждения ни одна из теорий не получила. Возможные нейропсихологические механизмы - нарушения зоны звукоразличения - задние отделы левой височной области, или нарушения дифференцирования невербальных компонентов речи вследствие дисфункции правого полушария головного мозга. Большинство детей с расстройством развития рецептивной речи лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.

Симптомы Расстройства рецептивной речи

Расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. Ранние признаки - неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с раннего возраста, неспособность идентифицировать несколько предметов к 18 месяцам, неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2 лет. Поздние нарушения - неспособность к пониманию грамматических структур - отрицаний, сравнений, вопросов; непонимание паралингвистических составляющих речи - тон голоса, жесты и т. д. Нарушается восприятие просодических характеристик речи. Отличие таких детей в нормальной подражательной речи - «милая речь с обилием литеральных парафазии» - что-то слышит, но отражает близкими по звучанию словами. Однако характерно нормальное использование жестов, нормальные ролевые игры и отношение к родителям. Часты компенсаторные эмоциональные реакции, гиперактивность, невнимательность, социальная неприспособленность, тревога, чувствительность и застенчивость, изоляция от сверстников. Менее часты энурез, расстройство развития координации.

Диагностика Расстройства рецептивной речи

При расстройстве развития экспрессивной речи понимание (декодирование) речевых стимулов остается сохранным. При нарушениях артикуляции сохранены другие речевые способности. Следует исключать нарушения слуха, умственную отсталость, приобретенную афазию и общие расстройства развития.

Лечение Расстройства рецептивной речи

Подходы к ведению детей с такой патологией различны. Существует точка зрения о необходимости изоляции таких детей с последующим обучением речевым навыкам при отсутствии сторонних раздражителей. Часто рекомендуется психотерапия для купирования сопутствующих эмоциональных и поведенческих проблем. Применима семейная терапия с целью нахождения правильных форм взаимоотношений с ребенком.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство рецептивной речи

Психиатр


Акции и специальные предложения

Медицинские новости

14.11.2019

Специалисты сходятся во мнении, что необходимо привлечение внимания общественности к проблемам сердечно-сосудистых заболеваний. Некоторые из них являются редкими, прогрессирующими и трудно диагностируемыми. К таким относится, например, транстиретиновая амилоидная кардиомиопатия

14.10.2019

12, 13 и 14 октября, в России проходит масштабная социальная акция по бесплатной проверке свертываемости крови - «День МНО». Акция приурочена к Всемирному дню борьбы с тромбозами.

07.05.2019

Заболеваемость менингококковой инфекцией в РФ за 2018 г. (в сравнении с 2017 г.) выросла на 10 % (1). Один из распространенных способов профилактики инфекционных заболеваний - вакцинация. Современные конъюгированные вакцины направлены на предупреждение возникновения менингококковой инфекции и менингококкового менингита у детей (даже самого раннего возраста), подростков и взрослых.

25.04.2019

Грядут долгие выходные, и, многие россияне поедут отдыхать за город. Не лишним будет знать, как защитить себя от укусов клещей. Температурный режим в мае способствует активизации опасных насекомых...

05.04.2019

Заболеваемость коклюшем в РФ за 2018 г. (в сравнении с 2017 г.) выросла почти в 2 раза 1, в том числе у детей в возрасте до 14 лет. Общее число зарегистрированных случаев коклюша за январь-декабрь выросло с 5 415 случаев в 2017 г. до 10 421 случаев за аналогичный период в 2018 г. Заболеваемость коклюшем неуклонно растет с 2008 года...

Медицинские статьи

Почти 5% всех злокачественных опухолей составляют саркомы. Они отличаются высокой агрессивностью, быстрым распространением гематогенным путем и склонностью к рецидивам после лечения. Некоторые саркомы развиваются годами, ничем себя не проявляя...

Вирусы не только витают в воздухе, но и могут попадать на поручни, сидения и другие поверхности, при этом сохраняя свою активность. Поэтому в поездках или общественных местах желательно не только исключить общение с окружающими людьми, но и избегать...

Вернуть хорошее зрение и навсегда распрощаться с очками и контактными линзами - мечта многих людей. Сейчас её можно сделать реальностью быстро и безопасно. Новые возможности лазерной коррекции зрения открывает полностью бесконтактная методика Фемто-ЛАСИК.

Косметические препараты, предназначенные ухаживать за нашей кожей и волосами, на самом деле могут оказаться не столь безопасными, как мы думаем

Расстройство рецептивной речи (F 80.2). Неспособность ре­агировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реп­лик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько предметов к 18 месяцам или неспособ­ность следовать простым инструкциям в возрасте двух лет должны быть оценены как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают неспособность к понима­нию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т. д.), непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жес­тов и т. д.).

Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нор­мальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет признаков общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано, и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при этом варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социальных, эмоциональных и поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособлен­ность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность и чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может от­мечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии, возможна подражательная речь с непониманием ее смысла, может проявляться ограничение интересов. Однако они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обраще­ние к родителям для получения комфорта, почти нормальное ис­пользование жестов и только легкое нарушение невербального об­щения. Нередко бывает легкая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.

Это расстройство охватывает также такие клинические формы, как афазия или дисфазия развития рецептивного типа, словесная глухота, врожденная слуховая невосприимчивость, афазия Вернике, связанная с развитием.

Требуется отграничение от приобретенной афазии с эпилеп­сией (синдрома Ландау-Клеффнера), аутизма, элективного мутизма, умственной отсталости, задержки речи вследствие глухоты, дисфазии и афазии экспрессивного типа.

Дети развиваются с разной скоростью. Существует возрастной диапазон, когда малыши достигают определенных успехов, согласно которому и определяют, есть ли отклонения в развитии.

Задержка развития речи – одно из наиболее частых отклонений. Согласно статистическим данным, 1 ребенок из 20 имеет некое речевое расстройство. Родителей беспокоит, что ребенок не начал говорить в ожидаемом возрасте, или не может произносить слова четко.

Типы задержки речи

Задержка речевого развития у детей существует в разных формах:

– понимание речи;

– высказывание;

– речевая артикуляция.

Как правило, страдает только одна из форм воспроизведения речи. Важно понимать различие между понятиями предложенными ниже.

Рецептивная речь – это речь, которую ребенок способен понять, отдельный навык от умения производить разговорную речь.

Экспрессивная речь – это навык, с помощью которого ребенок общается. Для большинства детей, это разговорная речь. Некоторые дети могут выражать себя через язык жестов, картинки или другими методами.

Артикуляция – это четкость звуков речи – насколько хорошо ребенок способен продуцировать специфические фонемы в родном языке.

Рецептивная речь

Развивается задолго до того, как появляется разговорная. В 3 месяца ребенок распознает голоса, и понимает несколько слов. В возрасте 2 лет большинство детей понимают более 300 слов и способны следовать указаниям, которые содержат два самостоятельных этапа. Смотрите таблицу ниже для типичных рецептивных речевых навыков.

Рецептивная речь по возрасту

Возраст Умения Признаки задержки
4 месяца Повернет голову на голос Нет зрительного контакта или не улыбается
5 месяцев Способен различать голоса и звуки окружающей среды (будет смотреть на дверь, когда дверной звонок звонит) Не поворачивается когда к нему обращаются родители или не ищет источник звука
6-9 месяцев Понимает, что предметы не исчезают, когда скрытые от взгляда (постоянство объекта); понимает несколько простых предметов в повседневной жизни (собака, кошечка, телефон, слово “нет”). Не ищет скрытые предметы, не понимает, “нет” или любое другое слово.
12 месяцев Способен понимать действия в один шаг, слова, обозначающие действия, и имена знакомых людей. Не реагирует на простые просьбы (“иди сюда”) или не вступает в такие игры, как “ку-ку”.
15 месяцев Понимает речь взрослого без жестов и артикуляции Не реагирует на просьбы в игре (нажимаем на кнопку, катать мяч).
18 месяцев Будет указывать именованные объекты в книжке и покажет части тела Не умеет называть и показывать части тела
2 лет Понимает вопросы “где” и “что”, понимает более 300 слов, и действия в два шага (поставь мяч и иди ко мне) Не может определить действие слова как “бегать” или “прыгать” на картинке, не может выполнить два задания
3 лет Понимает 500-1,000 слов, различает цвета, предлоги (в/под/на), и деление на девочек-мальчиков Не может идентифицировать детали объектов, не может сортировать объекты.
4 лет Способен классифицировать и определить смысл. Не может в игре подбирать и классифицировать объекты.
5 лет Умеет слушать и отвечать на вопросы о рассказе, понимает понятия времени, начинает идентифицировать цифры и буквы. Не может ответить на вопросы о простой истории (“что же Маша съела в доме трех медведей?”)

Причины расстройства рецептивной речи у детей

Ребенок может не уметь обрабатывать или понимать речь из множества причин. Любой родитель, который подозревает проблемы с рецептивной речью, обязан обратиться к специалисту по месту жительства , чтобы определить источник проблемы.

Возможные причины отклонений:

  • Глухота
  • Черепно-мозговая травма
  • Глобальная задержка развития
  • Нарушение обработки слуховой информации
  • Хронические ушные инфекции

Развитие экспрессивной речи

Экспрессивная речь появляется позже, чем рецептивная речь, так ребенок учится передавать смысл. Сначала возникает гуление, к 9 месяцам малыш научится повторять звуки и короткие простые слова (мама, баба, папа). В 12 месяцев сможет махать “пока-пока” и будет издавать различные звуки, повторяющие животных, сможет соединять два-три слова. В возрасте двух лет, большинство детей имеют около 50 слов в своем словарном запасе, и соединяет их в несложные маленькие предложения.

Этапы развития экспрессивной речи

Возраст Умения Признаки задержки
4 месяца Улыбается, агукает. Не издает никаких звуков.
6 месяцев Смеется, имитирует высовывание языка, может начать лепетать. Не смеется или не имитирует мимику.
9 месяцев «Болтает» с постепенным увеличением числа звуков, визгов, всячески привлекает к себе внимание. Не производит никакого лепета
12 месяцев Машет «привет», говорит 1-2 слова (как да-да или мяч). Не производит сложный лепет, не стремится повторять звуки
15 месяцев Может играть и «комментировать» игру. Не взаимодействует, не производит разнообразные сложные звуки и выражения.
18 месяцев Имитирует слова, имена, некоторые фотографии объектов. Нет истинных слов, не может имитировать слова.
2 лет Имеет около 50 слов и начинает соединять 2 слова вместе. Менее 20 слов или не соединяет вместе 2 слово в фразы.
2 1/2 лет Использует слово “я” или “меня”, чтобы обратиться к собственной личности, задает простые вопросы (“где печенье?”) Менее 50 слов и нет фраз
3 лет Спрашивает, Что/Где/Кто? Использует 3-5 слов в предложении. Не задает вопросы, выражается короткими предложениями.

Причины расстройства экспрессивной речи

Некоторые дети имеют трудности в понимании языка и не могут выразить себя в обычной манере. Ребенок с выразительным расстройством может иметь нарушение синтаксиса (повторение слов в предложении в необычном порядке), заикаться, с трудом вспоминая слова, повторять одно слово много раз, или знать меньшее количество слов, чем типично для развивающегося ребенка. Неумение выражать мысли может вызвать поведенческие проблемы у детей , так как они не могут донести свои желания и потребности. Возможные причины расстройства экспрессивной могут быть вызваны такими факторами, как:

  • Глухота
  • Черепно-мозговая травма
  • Задержки развития
  • Аутизм
  • Детская апраксия речи

Этапы развития и расстройства артикуляции

Способность вырабатывать четкую речь, занимает довольно длительное время. Маленький ребенок может называть мяч “ма”, так как звук «ч» сложен. Некоторые звуки ребенок может освоить только к 6-8 годам.

Задержку развития артикуляции у детей часто и называют “задержкой речи”, и она является наиболее распространенной формой речевой задержки развития. Артикуляция расстройства могут быть вызваны:

  • Фонологическими расстройствами
  • Апраксией речи
  • Моторными расстройствами
  • Низким тонусом мышц ротовой полости
  • Глухотой

Первые шаги родителей при подозрении задержки речевого развития

Некоторые задержки развития речи могут быть легкими и со временем наладиться, все же, задержка должна оцениваться через скрининг и с логопедом.

Как минимум ребенок с задержкой речевого развития должен пройти:

  • Тестирование слуха (аудиограмма) лицензированным врачом-сурдологом
  • Тестирование рецептивной, экспрессивной речи и артикуляции
  • Медицинский осмотр педиатром

В зависимости от причины, задержка речевого развития у детей будет протекать по разному, при этом назначается дополнительная диагностика специалистами:

– Дети с потерей слуха будут направлены к ЛОР специалисту и получат слуховые аппараты или кохлеарный имплант, чтобы позволить речи развиваться должным образом (наряду с соответствующей терапией).

– Дети с апраксией речи могут наблюдаться у невропатолога и получать соответствующую терапию.

В любом случае, лечение зависит от очень многих факторов и диагноза. Самое главное, что могут сделать родители – это не дать нарушениям прогрессировать. Остальное – сделают хорошие специалисты .

Ищете хорошего врача для ребенка в Алматы? Оставьте свою заявку на консультацию и мы индивидуально подберем для Вашего ребенка отоларинголога, логопеда, сурдолога или педиатра.

Loading...Loading...