При каких заболеваниях снижаются умственные способности. Когнитивные расстройства: спектр нарушений от легкого дефицита до деменции. Шизофрения – воспитание и интеллект

Каким образом можно остановить снижение умственных способностей и предотвратить развитие болезни Альцгеймера? Доступные на сегодня препараты не очень эффективны. Есть два типа лекарств, которые помогают приостановить развитие диагностированной болезни Альцгеймера и облегчить её течение.

  • Это препараты, повышающие в организме концентрацию ацетилхолина — нейротрансмиттера, влияющего на поддержание процессов памяти.
  • Другая группа препаратов снижает воздействие другого нейротрансмиттера — глутамата, на клетки мозга. Глутамат отвечает за запуск мыслительных процессов в мозге. При болезни Альцгеймера организм производит избыточное количество этого нейротрансмиттера.

К сожалению, оба эти типа препаратов не способны предотвращать болезнь или сколько-нибудь эффективно лечить её.

Есть еще средства, доказано положительно влияющие на течение болезни Альцгеймера и её профилактику. Это — физические нагрузки аэробного типа с поддержкой пульса на уровне 75-85% резерва сердечного ритма. Резервный сердечный ритм – это разница между максимальной ЧСС (например, во время бега) и ЧСС в покое. Важную роль, к в этом играет лучший приток кислорода к мозгу. К тому же, интенсивные упражнения способствуют выбросу гормонов роста, положительно влияющих на клетки мозга.

Другой важный момент — умственная и социальная активность. Многочисленные исследования показывают, что пожилые люди ведущие активную интеллектуальную жизнь сохраняют функции мозга на более высоком уровне.

Если “Альцгеймер” всё-таки наступает

Главный фактор риска болезни Альцгеймера – возраст. От нее страдает 1 % 60-летних людей, 7 % 75-летних и около 30 % 85-летних. Самыми распространенными формами деменции являются болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция и болезнь Паркинсона. При этом на болезнь Альцгеймера приходится 70 % случаев, на сосудистую деменцию – еще 15 %, а оставшиеся 15 % составляют лобно-височная деменция, болезнь Паркинсона и редкие формы.

Диагностировать болезнь Альцгеймера с абсолютной достоверностью можно только при посмертном вскрытии пациента. Однако, этот диагноз ставят в большинстве случаев, когда наблюдаемые выраженные когнитивные расстройства не подходят под симптомы болезни Паркинсона или другие явно диагностируемые заболевания.

Что именно происходит при этом заболевании? Сначала начинает страдать кратковременная память. Исследования показывают, что вербальная память (способность запоминать последовательность слов) слабеет первой. Затем начинается спад исполнительных функций и затруднение речи. На следующих этапах добавляются бред и галлюцинации. В завершение всего этого пациент теряет способность ходить, говорить, взаимодействовать с реальностью, начинается недержание. Заболевание развивается в течение длительного времени (иногда десятилетиями).
Имеющиеся на данный момент виды лечения дают лишь умеренный эффект.

Некоторые утешительные факты

  • В настоящее время врачи научились достаточно достоверно диагностировать различные виды деменции на ранних стадиях.
  • Когнитивные и физические тренировки помогают замедлить спад умственных способностей.
  • Почти в половине случаев спада когнитивных способностей состояние пациента остается стабильным в течение очень длительного времени.
  • Эффективного лечения не существует, но ряд мер способны задержать развитие заболевания

Деменция (слабоумие) - приобретенный психический дефект с преимущественным расстройством интеллектуальных функций.

Признаками деменции являются утрата накопленных способностей и знаний, общее снижение продуктивности психической деятельности, изменение личности. Динамика деменции бывает различной. При опухолях мозга, атрофических заболеваниях и атеросклерозе постоянно нарастает дефект психики. В случае посттравматической и постынсультной деменции возможны восстановление некоторых психических функций в первые месяцы заболевания и стабильный характер симптомов на протяжении многих последующих лет. Однако в целом негативный характер расстройств при деменции определяет ее относительную стойкость и невозможность полного выздоровления.

Клиническая картина слабоумия существенно различается при основных психических заболеваниях - органических процессах эпилепсии и шизофрении.

Органическое слабоумие бывает обусловлено самыми различными болезнями, приводящими к нарушению структуры мозга и массовой гибели нейронов.

В клинической картине органической деменции преобладают грубые расстройства памяти и снижение способности к абстрактному мышлению. Предположительно о причине возникновения этого синдрома можно судить по некоторым особенностям клинической картины заболевания. По клиническим проявлениям различают лакунарное и тотальное слабоумие.

Лакунарное (дисмнестическое) слабоумие проявляется в первую очередь расстройством памяти (способность к образованию понятий и суждений нарушается значительно позже).

Это существенно затрудняет возможности приобретения новых сведений, но профессиональные знания и автоматизированные навыки могут долго сохраняться у таких больных. Хотя в сложной профессиональной деятельности они чувствуют беспомощность, но легко справляются с ежедневными домашними заботами. Характерно наличие критического отношения к своим недостаткам: пациенты стесняются несамостоятельности, извиняются за нерасторопность, пытаются (не всегда успешно) компенсировать нарушение памяти, записывая наиболее важные мысли на бумаге. С врачом такие больные откровенны, активно предъявляют жалобы, глубоко переживают свое состояние. Изменения характера при лакунарном слабоумии довольно мягкие и не затрагивают ядра личности. В целом родственники находят, что основные формы поведения, привязанности, убеждения больных остаются прежними. Однако чаще все-таки отмечаются некоторое заострение личностных черт, «шаржирование» прежних особенностей характера. Так, бережливость может обратиться в жадность и скаредность, недоверчивость - в подозрительность, замкнутость - в мизантропию. В эмоциональной сфере для больных с дисмнестическим слабоумием характерны сентиментальность, эмоциональная лабильность, слезливость.

Причиной лакунарного слабоумия бывают самые различные диффузные сосудистые заболевания мозга: безынсультное течение атеросклероза и гипертонической болезни, диабетическая микроангиопатия, поражение системных сосудов при коллагенозах и сифилитической инфекции (lues cerebri). Изменения в состоянии кровоснабжения мозга (улучшение реологических свойств крови, прием сосудорасширяющих средств) могут вызывать колебания состояния и короткие периоды некоторого его улучшения у данных больных.

Тотальное (глобарное, паралитическое) слабоумие проявляется первичной утратой способности к логике и пониманию действительности.

Нарушения памяти бывают очень грубыми, но могут и существенно отставать от расстройств абстрактного мышления. Заметно резкое снижение или полное отсутствие критического отношения к болезни. Патологический процесс нередко затрагивает нравственные свойства личности: исчезают чувство долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость. Личностные расстройства настолько выражены, что больные перестают быть похожи на самих себя (разрушается «ядро личности»): могут цинично браниться, обнажаться, мочиться и испражняться прямо в палате, бывают сексуально расторможены.

Больной 57 лет, водитель такси, всегда отличался властным, грубым характером, не допускал никакой инициативы со стороны жены и детей, полностью контролировал расходы денег в семье, был ревнив, многие годы злоупотреблял алкоголем. В течение последнего года резко изменился по характеру: стал благодушен и сентиментален, прекратил активно заботиться об автомобиле, не мог разобраться в мелких поломках, предоставлял любой ремонт сыновьям. Продолжал работать водителем, но разучился ориентироваться в городе, все время спрашивал дорогу у пассажиров. Прекратил употребление спиртного, не вникал в дела семьи и семейный бюджет. Дома ничего не делал, не смотрел телевизор, потому что не понимал смысла передач. В ответ на обращение диктора телевидения «Добрый вечер!» часто отвечал: «И вам добрый вечер!». Стал часто напевать вслух песни, однако не мог вспомнить многих слов и постоянно заменял их бессмысленным «улю-лю», при этом на глазах всегда появлялись слезы. Не понимал, почему родные привели его к врачу, однако совершенно не возражал против госпитализации. В отделении делал нескромные комплименты женщинам-врачам и санитаркам.

При компьютерно-томографическом обследовании обнаружены признаки атрофии мозга с преимущественным поражением лобной коры.

Причиной тотального слабоумия является непосредственное поражение коры головного мозга. Это могут быть диффузные процессы, например дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и Пика), менингоэнцефалиты (например, сифилитический менингоэнцефалит - прогрессивный паралич), слабоумие после самоповешения. Однако иногда небольшой патологический процесс в области лобных долей (локальная травма, опухоль, парциальная атрофия) приводит к сходной клинической картине. Существенных колебаний в состоянии больных обычно не наблюдается, во многих случаях происходит неуклонное нарастание симптомов.

Таким образом, разделение слабоумия на тотальное и лакунарное - это не паталогоанатомическое, а синдромальное понятие, поскольку причиной лакунарного слабоумия являются диффузные сосудистые процессы, а тотальное слабоумие может возникнуть вследствие локального поражения лобных долей.

Эпилептическое (концентрическое) слабоумие по сути является одной из разновидностей органического слабоумия.

Шизофреническое слабоумие существенно отличается от слабоумия вследствие органического заболевания.

При шизофрении практически не страдает память, не наблюдается утраты способности к абстрактному мышлению. Вместе с тем нарушаются его стройность и целенаправленность, а также нарастают пассивность и равнодушие. Характерным симптомом является разорванность (шизофазия). Обычно у больных отсутствует стремление к достижению результата. Это выражается в том, что они, не пытаясь ответить на вопрос врача, тут же заявляют: «Не знаю!». Физически крепкие пациенты с достаточно хорошим запасом знаний совершенно не могут работать, поскольку не испытывают ни малейшей потребности в труде, общении, достижении успеха. Больные не следят за собой, не придают значения одежде, перестают мыться и чистить зубы. При этом в их речи нередко присутствуют неожиданные высокоабстрактные ассоциации (символизм, неологизмы, паралогическое мышление). Грубых ошибок в арифметических действиях больные обычно не допускают. Лишь на завершающих этапах заболевания длительное «бездействие интеллекта» приводит к утрате накопленного запаса знаний и навыков. Таким образом, центральными расстройствами при шизофреническом слабоумии нужно считать обеднение эмоций, отсутствие воли и нарушение стройности мышления. Точнее данное состояние следует обозначать как апатико-абулический синдром (см. раздел 8.3.3).

Друзья добрый день. Сегодня у меня интересная тема и касается она любого возраста. «Все болезни от нервов» — золотая пословица, и вот этому очередное подтверждение.
Стресс и нервозность подрывают здоровье, сокращают годы жизни, но если в молодости организм реагирует на стрессовую ситуацию потерей продуктивности, то в старости, стресс и горе может вызвать слабоумие. Давайте посмотрим на живой пример.

Стресс и нервозность в старости маскируется под слабоумие, влияет на память и мышление, но такой вид слабоумия можно вылечить

Давайте посмотрим на жизненную историю.

45-летний Павел: «После смерти отца моя 79-летняя мать перестала справляться с бытом, путалась, не закрывала дверь, теряла документы, несколько раз не могла найти свою квартиру в подъезде».

Как и полагается, Павел обратился к врачу. «Слабоумие в старости – это скорее одна из норм такого возраста» — таков вердикт специалиста. Невропатолог выписал лекарства для восстановления мозговой деятельности, сосудистые препараты и, в общем-то, они улучшили общее состояние мамы, но ненамного. А так как женщина не могла жить одна, то Павел нанял сиделку.

«Мама часто плакала, её состояние было подавлено, она часто сидела в одной позе, наверное, это переживания из-за потери мужа» — так рассуждал Павел.

Павел пригласил ещё одного специалиста, и тот подытожил так: «Старческие проблемы есть, но у мамы сильная депрессия». Врач назначил успокаивающую терапию и уже после двух месяцев лечения женщина стала приходить в себя.
Мама стала интересоваться кухней, начала сама готовить любимые блюда и даже стала ругаться с сиделкой, так как сама стала приниматься за ведение хозяйства.

«Мама вдруг проявила интерес к кухне, стала более активной, приготовила мои любимые блюда, её взгляд снова стал осмысленным»

В общем, эта история закончилась тем, что мама стала совершенно самостоятельной женщиной, которая вполне могла обслуживать себя сама, поэтому Павел решил уволить сиделку из-за ненадобности. Большинство когнитивных функций женщины восстановились, деменция (слабоумие) частично отступила. Вот такая чудесная и поучительная история.

Пожилые люди часто скрывают от родных о том, что у них стресс

Да, да, именно так обычно и бывает. Во-первых, они не хотят нас расстраивать и нагружать близких своими проблемами, во-вторых, не желают казаться в глазах других беспомощными, а в-третьих, многие пожилые люди считают, что депрессия в старости – это норма. Так, что дорогие родственники, обращайте внимание на своё старшее поколение и в помощь вам эта таблица.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Депрессия и тревога влияет на память и мышление человека, а в старости даже может вызвать слабоумие. Но если вовремя вылечить затяжную депрессию, то многие когнитивные функции могут восстановиться. И ещё – не все врачи знают об этом.

Стресс у молодых вызывает жизненный ступор или негативно влияет на продуктивность

Многие молодые жалуются на то, что: «У меня всё валится из рук, я не могу ни на чём сосредоточиться, пропала память и мой КПД стремится к нулю». Они идут с такими симптомами к врачу и там узнают о том, что потеря продуктивности может быть связана со стрессом или депрессией.

ИСТОРИЯ

«Смотрю в компьютер и вижу набор букв» Александр 35 лет

Повышенное давление и понижение продуктивности начали лечить таблетками, в том числе и «для памяти», но ситуация не поменялась. Тогда Александра направили к психиатру.

«Я боялся идти, думал, что меня признают сумасшедшим и будут лечить так, что я стану «овощем».

Но все закончилось хорошо. После курса психотерапии и лечения от стресса, Александр стал поправляться. Нормализовался сон, восстановилась память и работоспособность, а через десять дней лечения Александра выписали.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Эмоциональное состояние и умственные способности молодых напрямую связаны друг с другом. Иногда достаточно снизить уровень тревожности для того, чтобы восстановить свою работоспособность, память и умственные способности.

ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЗАМЕЧАТЬ УХУДШЕНИЕ СВОИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ НАДО СДЕЛАТЬ ЭТО

Прежде чем делать МРТ головного мозга и начать пить таблетки «для памяти», подумай: «А не переживаю ли я в связи с чем-то?». Как вы уже поняли, поговорка «все болезни от нервов» — это «правильная» поговорка и она многое может объяснить. Тоска, плаксивость, неуверенность в себе, чувство одиночества, негативные мысли или самобичевание – всё это маркеры нервного расстройства. Если один из этих пунктов твой – проанализируй первопричину такого состояния и принимай меры по улучшению душевного состояния. Если вы в возрасте, то стресс или нервозность может вызвать «приступ слабоумия», если вы молоды, то стресс может вызвать снижения продуктивности или ухудшения умственных способностей.

Но хорошая новость в том, что при таком типе болезни, интеллектуальные улучшения станут заметны уже через пару недель после успокаивающей терапии.

Олег Плетенчук, по материалам psychologies.ru

Расстройства класса шизофрения – это наиболее распространенные психические расстройства. Шизофрения имеет характерные признаки: легко диагностируется в наше время, однако тяжело поддается лечению.

Шизоподобные расстройства могут развиваться внезапно, у вполне здорового человека. При этом возраст проявления шизофрении охватывает все возрастные группы.

Основные черты расстройств сходного с шизофренией характера включают в себя:

  • Возможность проявления независимо от возраста;
  • Эмоциональная составляющая мобильной восприимчивости ярко выражена;
  • Наличие волевой составляющей мобильной восприимчивости;
  • Наличие интеллектуальной составляющей мобильной восприимчивости.

Признаки и симптомы шизофрении, и шизоподобных расстройств подобного класса включают в себя:

  • Бредовые суждения, слуховые и визуальные галлюцинации, и другие психические патологии, включая продуктивную симптоматику;
  • Снижение жизненных резервов, снижение физического и психического тонуса. Полная апатия, снижение интереса к жизни, включая социальную и физическую сферу человека;
  • Проявление шизофрении приходиться на период между тринадцатью и восемнадцатью годами. За исключением ювенильной шизофрении (проявление которой приходится на младший школьный/дошкольный возраст).

Интеллект при различных видах шизофрении — Аутизм

Аутизм – психическое и соматическое расстройство, которое наличивствует в себе специфику . Так, интеллектуальные способности при аутизме имеют частичный характер. Человек может являться гением в той или иной области науке.

Однако психическая часть развития аутизма, подразумевает в себе психическое расстройство, которое затрагивает фактор социального общения.

Очень часто шизофрению путают с различными , так как оба этих психических расстройства имеют похожие симптомы.

Интеллектуальная амбивалентность, проявляющаяся при шизофрении, также является отличительной особенностью развития интеллекта в целом. Способность скрывать свою шизофрению, как и способность грамотно и логически обуславливать свою бредовую симптоматику является, первыми признаками преображения интеллекта.

Первые проявления шизофрении, такие же, как и у аутизма. Также в этом у индивидуума начинают проявляться прочие шизоидные признаки, включая: наличие амбивалентности (во всех проявления), галлюцинаций и бреда.

Галлюцинации и бред, которые проявляются в процессе развития данного шизофрении очень часто путают с проявлением бурной фантазии. Все эти факторы очень сильно затрудняют диагностирование болезни. Зачастую вплоть до окончания подросткового возраста, человек может не подозревать о наличии у себя шизофрении.

Шизофрения – воспитание и интеллект

Несмотря на то, что шизофрения напрямую влияет на интеллектуальные способности человека, эта болезнь имеет далеко не самую главную роль.

Так, немаловажную роль в развитии интеллектуальных способностей играет воспитание человека. Люди, обучением которых занимались в детстве гораздо более интенсивно, имеют гораздо меньший риск получить данное психическое заболевание.

Подтверждения этому факту можно найти в различных источниках медицинской и психологической литературы.

Роль воспитания немаловажна, так как она влияет также и на наличие эмоциональной составляющей, которая играет немаловажную роль в дальнейшем развитии интеллекта.

Амбивалентность и Резистивность

Излишняя холодность матери по отношению к своему чаду, усугубляет возможность проявления различных психических расстройств, в том числе и шизофрении. Нельзя недооценивать общий факт наличия стрессов при развитии интеллекта.

При большом количестве стрессов в виду низкой амбивалентности и резистивности индивидуума в младшем школьном возрасте, есть повышенный риск получить не только шизофрению, но и аутизм. Оба этих заболевания в значительной мере влияют на развитие интеллектуальных способностей и особенностей когнитивного восприятия.

Амбивалентность – это способность воспринимать влияние, поддаваясь и видоизменяясь согласно самому влиянию.

Резистивность – способность сопротивляться негативному психическому/физическому влиянию на организм.

Мнения ученых касательно влияния шизофрении на интеллект в значительной мере расходятся. Есть несколько весьма несходных между собой мнений:

  • Одна из групп ученых считает, что интеллект при шизофрении страдает весьма в малой степени, или не страдает вовсе. Все связанные с интеллектом нарушения больше затрагивают волевую сферу человека. А аутизм является напрямую нарушением эмоциональной сферы.

    Человек с психическим расстройством в большей мере утрачивает свои навыки социального восприятия. (В частности это можно заметить в случаях с параноидальной шизофренией, интеллектуальные способности при которой не затрагиваются, в общем);

    Известный математик, лауреат нобелевской премии, Джон Форбс Нэш страдал от проявления параноидальной шизофрении. И именно параноидальная шизофрения помогла ученому составить уникальную математическую модель, которая и сделала его лауреатом нобелевской премии.

  • Вторая группа считает, что не шизофрения влияет на интеллектуальные патологии, а наоборот уровень интеллекта больше влияет на проявления шизофрении. Это мнение подтверждает тем фактом, что гораздо больше людей страдает от шизофрении, в том случае если их интеллектуальные способности находятся на среднем уровне или ниже;
  • Третья группа считает, что шизофрения и интеллектуальные способности имеют обоюдную взаимосвязь. Нарушения в мышлении, которые вызывают шизофрению в дальнейшем, усугубляются под воздействием самого психического расстройства. Именно когнитивная сфера наибольшим образом страдает под воздействием эмоциональной и волевой. Нарушение я-образа в таком случае может снизить интеллектуальные способности человека на физическом или психосоматическом уровне;
  • Последняя группа считает, что изменение функций интеллекта завязано не столько на самой шизофрении, сколько на подспудных факторах. Именно лечение шизофрении (его медикаментозная составляющая) напрямую влияет на нейроны головного мозга. А нейролептики, а антипсихотики, действие которых до сих пор до конца не изучено, изменяют человека полностью.

Шизофрения достаточно сложно диагностируемое заболевание. Это накладывает определенные ограничение на изучения патогенеза болезни в целом. Можно лишь с полной уверенностью утверждать о первопричинах, которые вызывают нарушения интеллекта.

Несмотря на обилии теорий утверждающих обратное, можно судить о том, что Интеллект при шизофрении сохраняется полностью. Изменяется только само восприятие, которое влияет не на уровень интеллекта, а на сферу его применения.

Так, больной шизофренией использует свои когнитивные ресурсы не для того чтобы вести полный образ жизни, а дл того чтобы логически обосновывать свой бред, или скрывать свою болезнь.

Дофаминовая стимуляция

В виду особенностей протекания шизофрении, стоит сказать о том, что наиболее популярной остается теория, дофаминовой стимуляции.

Дофаминовая стимуляция – основная причина, возникновения и развития многих психических заболеваний. Также именно дофаминовая стимуляция, которая впоследствии вызывает дофаминовую зависимость.

Дофаминовая зависимость является первоисточником для наличия иного рода зависимостей: никотиновой, алкогольной, сексуальной, токсической, адреналиновой, и прочих.

Дофамин является первоисточником для выработки норадреналина и адреналина. А также является гормоном, который может вызвать чувство счастья и наслаждения.

Именно сторонники дофаминовой теории, а также влияние её на течение болезни вывели формулу, которая позволяет в значительной мере облегчить течение шизофрении при помощи препаратов класса: нейролептики, и антипсихотики. Побочным эффектом применения таких препаратов, является состояние хронической депрессии, которое может возникнуть у человека, страдающего от шизофрении. Также именно нейролептики снижают функции когнитивной сферы человека.

Причины нарушения интеллекта при шизофрении

Несмотря на то, что прямого влияния шизофрения на интеллектуальные способности не имеет. Есть ряд сведений, благодаря которым можно судить о том, что именно шизофрения косвенно является основной причиной нарушения интеллекта.

В первую очередь стоит знать, что шизофрения это не только психологическая болезнь, но, а также и весьма тяжелое соматическое заболевание. Во время прогресса болезни, полностью изменяется структура головного мозга, включая те отделы, которые отвечают за интеллект человека.

Важно знать: такие изменения в голове больного происходят не при всех подвидах шизофрении. Параноидальная шизофрения, например, не имеет воздействия на когнитивную составляющую человека.

Нейролептики и антипсихотики также являются не последним фактором, который влияет на развитие или деградацию интеллекта. В значительной мере изменяя структуру работы нейронов, и блокируя дофамин, но и напрямую влияют на снижение умственных способностей человека. Рисперидон, оланзапин галопериол в наибольшей мере влияют на интеллект. Однако именно эти препараты дают наибольший эффект, и обладают наименьшими побочными эффектами.

Зависимости наркотического характера, которые возникают при приеме нейролептиков и антипсихотиков, могут напрямую повлиять на уровень интеллекта больше чем любой из вышеперечисленных факторов. Точно известно, что потребление дезоморфина, алкоголя, и прочих психотропных препаратов разрушают мозг.

Причиной возникновения таких зависимостей может стать низкий уровень дофамина.

Для шизофрении свойственно возникновение так называемого эмоционально-волевого дефекта, при котором больной просто не использует свой интеллект. В психиатрии подобное состояние сравнивается с закрытым книжным шкафом, содержимое которого никого не интересует.

Снижению интеллекта при шизофрении способствуют нейролептики, и это подтверждают многие ученые. Но в настоящее время широко используются атипичные нейролептики, которые обладают наименьшей токсичностью, поэтому они имеют меньше побочных эффектов, при их приеме почти не возникает экстрапирамидных расстройств.

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении

Особенности изменения интеллектуальной деятельности при шизофрении могут не проявляться долгое время. В виду некоторых особенностей организма человека, таких особенностей может не быть вовсе.

Однако если шизофрения протекает достаточно мягко, и наблюдаются стадии ремиссии, интеллект практически не затрагивается.

В случае же злокачественных вариантов проявления шизофрении (быстро прогрессирующая шизофрения, сопутствующие психические отклонения, которые не позволяют в полной мере использовать атипичные антипсихотики), снижение умственных способностей выражается достаточно явно.

В большинстве случаев, изменяется не уровень интеллекта, сколько проявляется свойства волевого-эмоционального эффекта, когда человек не использует свой интеллект, или использует его в качестве способа скрыть свою болезнь.

В таком случае невозможно скорректировать интеллектуальные способности, однако возможно скорректировать поведения, сделав человека социально вменяемым. Это процесс проводят при помощи специальных психотерапий, которые позволяют больному полностью осознать наличие у себя болезни, что впоследствии способно замедлить развитие болезни и изменить сферу применения интеллекта (в случае эффекта эмоционально-волевой амбивалентности.)

Главной особенностью изменения интеллектуальных способностей заключается в изменении способа, которым составляется логическая цепочка. Это было обнаружено, когда больных шизофренией заставляли решать сложные задачи.

С такими задачами, шизофреники справлялись гораздо быстрее, чем здоровые люди. Однако когда шизофреникам давали, достаточны, просты е задачи, они их не могли решить, так как зачастую искали подвох или создавали почву для дополнительных суждений, которая по очевидным причинам мешала решить поставленную задачу. Такие изменения интеллекта наибольшим образом проявлялись при диагнозе: параноидальная шизофрения. И наименьшим образом такое изменение мышления проявлялось при ювенильной шизофрении.

Ювенильная шизофрения: психическое расстройство класса шизофрения. Основная : возраст её проявления.

Ювенильная шизофрения проявляется в очень раннем возрасте: известны были случаи, когда такой диагноз ставали детям в возрасте от пяти лет.

При этом далеко не всегда удается поставить правильный диагноз, вместо ювенильной шизофрении очень часто диагностируется психическое расстройство – не уточненный неорганический психоз. Он имеет одну особенность. В виду неточности критериев, определяющих подтипы шизофрении, не уточненный неорганический психоз является самым часто употребляемым диагнозом.

Основная особенность ювенильной шизофрении – отсутствие

И изменения когнитивной сферы восприятия человека. Вместо этого человек становиться подвержен галлюцинациям, которые наиболее активно проявляются во время приступов.

Психотерапия как наука в наше время находиться на достаточном уровне развития, для того чтобы провести и назначить соответствующую психотерапию, которая поможет максимально корректировать и социализировать больного. В случае если психическое расстройство было правильно и вовремя диагностировано, есть вероятность полного избавления от шизофрении.

Распространенное мнение: интеллектуальные способности человека с возрастом неизбежно ухудшаются. Считается, что, отучившись в школе и закончив институт, мы усваиваем основной объем знаний, главные рабочие навыки получаем до 30-35 лет, а дальше обязательно начинается спад. Мы верим этому и... боимся. Но действительно ли люди глупеют с возрастом?

Первое, что хотелось бы отметить: ощущение, будто вы поглупели, иррационально, как любое чувство. Толчком к нему могут послужить какие-то реальные факты, но делать выводы на его основе было бы поспешностью. Поэтому разберем научные доводы.

Что происходит с мозгом в процессе взросления человека? У младенцев и маленьких детей развитие мозга происходит с наибольшей интенсивностью. Впервые устанавливаются нейронные связи, которые впоследствии станут основой привычных для взрослого человека навыков — ходьбы, речи, чтения и письма. Но можно ли сказать, что среднестатистический младенец умнее студента?

Вот, кстати, и первый факт: высокая интенсивность процессов в мозге еще не означает самые высокие интеллектуальные способности. Младенец развивается так активно, потому что ему нужно успеть заложить "базу" для будущей жизни. То же можно сказать и о школьниках и даже о студентах.

На последние классы школы и на время обучения в институте (то есть на возраст примерно между 15 и 25 годами) действительно приходится пик способности запоминать новую информацию и осваивать незнакомые предметные области. Отчасти это связано с биохимическими процессами в мозге: нервные клетки начинают постепенно отмирать после 20 лет.

Хотя, как показали исследования, объем отмерших клеток незначителен и реально практически не влияет на мыслительные способности человека, особенно если учесть, что количество самих нейронов составляет всего 10 процентов от общего объема мозга. Но есть и другие причины: чем меньше знаний мы имеем, тем легче наш мозг поглощает их, подобно губке.

А с возрастом, когда мы уже накопили определенный багаж информации и развили критичность мышления, любые новые сведения должны пройти проверку (согласуются ли они с остальными нашими знаниями, не противоречат ли им) и "встроиться" в уже имеющуюся картину мира.

Неудивительно, что на усвоение одного и того же объема новой информации сорокалетнему человеку понадобится больше времени, чем двадцатилетнему. Но и его интеллектуальные ресурсы будут при этом более активны: он проделает работу не просто по запоминанию новых сведений, но также подвергнет их критическому осмыслению и освежит все прежние знания, касающиеся данной темы.

Более того, ученые уже опровергли постулат о том, что с окончанием юности и началом взрослой жизни мозг теряет способность к пластичности — образованию новых нервных клеток и связей между ними. Исследования мозговой активности людей, перенесших инсульт, доказали: мозг взрослого человека способен вырабатывать нейроны и устанавливать новые связи между ними.

Есть и еще один психологический фактор: чем больше мы узнали, тем менее значительным кажется прирост новых знаний. Студент-первокурсник, проучившийся полгода, чувствует себя невероятно поумневшим по сравнению со школьным периодом. Человек, получающий второе высшее образование или проходящий курсы повышения квалификации, уже не ощущает подобной эйфории, хотя проделывает ничуть не меньшую умственную работу.

Однако в предположении о том, что многие люди глупеют с возрастом, есть своя доля правды. И заключается она вот в чем: интеллектуальные способности нуждаются в тренировке. Получая образование (что заложено стандартной "социальной" программой), мы вольно или невольно "тренируем" свои нейроны.

А дальше все зависит только от нас: от выбора работы, досуга, широты взглядов на жизнь, количества прочитанных книг… Причем развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда — на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений.

То есть "тренировать мозг" — это не только читать новые книги, но и осваивать новые виды спорта, путешествовать по местам, где никогда не был, учиться играть в настольные игры — все что угодно.

И здесь психологический фактор тоже играет существенную роль: тот, кто считает подобный досуг "ребяческим" и недостойным солидного взрослого человека, или тот, кто не желает выступать в роли новичка, предпочитая всегда и во всем быть на высоте, в перспективе значительно снижает свое умственное развитие.

Соблюдая условия "тренировки мозга", с возрастом вы сможете наблюдать не снижение, а даже повышение интеллектуальных возможностей, утверждают специалисты. Если главное преимущество студентов и молодых людей - скорость усвоения новой информации, то люди среднего возраста наиболее продуктивны там, где могут использовать накопленные ими знания и опыт, - в первую очередь в профессиональной сфере.

После 30-35 лет у человека повышается уровень аналитических способностей, а также возрастает самооценка, что благоприятно сказывается на многих сферах деятельности — от качества коммуникативных навыков до эффективности решения задач в команде.

Loading...Loading...