Ускорить мыслительный процесс. Динамические нарушения мышления. Ускорение мышления и скачка идей. Замедление мышления. Инертность мышления. Нарушения темпа ассоциативного процесса

Расстройства мышления В.М. Блейхер
Ускорение мышления характерно для маниакальных и гипоманиакальных состояний различного генеза и наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, а также при маниоформных состояниях экзогенного происхождения, иногда при шизофрении, главным образом в дебюте и при циркулярной ее форме. На первый план при ускорении мышления выступают нарушения его динамики, проявляющиеся в лабильности суждений.

Характерны быстрое, облегченное возникновение и смена мыслей. Суждения больных при ускоренном мышлении отличаются поверхностностью. Этим, а также расстройствами внимания, присущими состояниям с ускоренным мышлением, объясняется малая умственная продуктивность больных в маниакальном состоянии. Еще ниже умственная продуктивность при симптоматических маниях интоксикационного или инфекционного происхождения, так как в этих случаях большое значение приобретают явления повышенной истощаемости психических процессов (такие состояния квалифицируют как астено-маниакальные). Относительно хорошей может быть работоспособность больных при легких гипоманиакальных состояниях, при циклотимии. Чем больше выражено ускорение мышления, тем менее результативна деятельность больного.
Нарушения внимания при маниакальных состояниях в первую очередь характеризуются его неустойчивостью. Сочетание неустойчивого внимания, облегченного образования ассоциаций, ускоренного течения мыслей приводит к своеобразным изменениям речи больного - отдельные высказывания не связаны какой-либо общей идеей, характерны случайные ассоциации, нередко по созвучию. Объектом мышления становится любой предмет, на который больной обратил внимание. При значительном ускорении мышления говорят о скачке идей - мысли так быстро сменяют друг друга, что со стороны это воспринимается как непрерывный словесный поток. В то же время при скачке идей в отличие от шизофренической разорванности нетрудно все же уловить последовательность мыслей и их, хотя и весьма поверхностную, взаимосвязь. Лишь в случаях крайне резкого ускорения мышления наблюдатель утрачивает способность улавливать переходы между отдельными мыслями. В этих случаях говорят о маниакальной (вихревой) спутанности. Ускоренное мышление в силу своей неустойчивости характеризуется легкой утратой объекта рассуждения.
Речь при скачке идей отражает хаотичность и повышенную изменчивость целенаправленности мыслительных процессов, высокую отвлекаемость больного. При ускоренном мышлении больные не останавливаются на отдельных идеях, их суждения поспешны, непродуманны, односторонни, поверхностны. Ускоренное мышление в целом поверхностное, непоследовательное.
При психологическом исследовании такие непродуманные, поспешные суждения больных легко корригируются при указании обследуемому на допущенную ошибку. Исключение составляют случаи гневливой мании, когда больной резко отрицательно воспринимает любую попытку вмешательства в его рассуждения.
Впечатление об ускорении течения психических процессов при объективном обследовании больных в маниакальном состоянии оказывается внешним. Так, скорость сенсомоторных реакций и латентный период между произнесением слова-раздражителя и ответной реакцией в словесном эксперименте у них часто не ускорены. Наоборот, эпизодически наблюдается увеличение этих показателей а связи с неустойчивостью внимания. Ускорение мышления определяется легкостью возникновения ассоциаций и лабильностью суждений, быстрой сменой мыслей.
Обычно ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения, эйфории. При этом отмечается кажущееся на первый взгляд парадоксальным явление - при явной поверхностности суждений и малой продуктивности мыслительной деятельности больные в маниакальном состоянии поражают иногда собеседника меткими замечаниями, своей наблюдательностью. Дело в том, что интеллектуальный уровень у них не снижен, не страдают и способность к остроте суждения, остроумие, нередко злое, наблюдательность. Эту особенность таких больных А. А. Перельман (1957) рассматривал как признак сохранности потенциальных возможностей их интеллектуальной деятельности, детерминирующих целевых установок в мышлении. В то же время у них отмечается некоторая бесконтрольность суждений, слабость тормозных установок, что проявляется в известном снижении чувства такта, недостаточной способности смущаться. Этим объясняется то, что больной в маниакальном состоянии может сказать другому человеку в лицо то, что здоровый предпочтет утаить.
W. Jahrreiss (1928) различал следующие варианты скачки идей.
1. Мысленная скачка идей - богатая и бедная образами. Картина богатой образами скачки идей соответствует ее описаниям при типичной циркулярной мании. Бедная образами скачка идей отличается малым количеством возникающих в мышлении больного представлений при вихревом его ускорении. Клинически бедная образами скачка идей проявляется главным образом в ускорении речи и многословности при нешироком круге представлений и образов. Переходы от одной мысли к другой происходят не столько в силу лабильности мышления, легкости возникновения смысловых ассоциаций, сколько по созвучию или под влиянием внешних впечатлений. Значительно меньше в мыслительной продукции больных при бедной образами скачке идей можно проследить роль внутренних побудительных механизмов. Речевой натиск не соответствует поражающему своей бедностью объему возникающих в содержании представлений и образов. Мышление при этом малосодержательно, несмотря на внешнее его ускорение. В таких случаях говорят о малопродуктивной мании, что всегда должно настораживать психиатра в плане возможной диагностики шизофренического процесса.
2. Речевая скачка идей также главным образом основана на ассоциациях по созвучию и нередко наблюдается при маниоформных состояниях у больных шизофренией.
Нередко она наблюдается при кататоническом возбуждении.
3. «Немая», бедная речью скачка идей называется еще вихревым наплывом мыслей - ментизмом (P. H. Shaslin, 1914). Под ментизмом понимают наплыв мыслей, воспоминаний, образов. Симптом этот отличается непроизвольным возникновением и неподчиняемостью воле больного. Субъективно больной крайне тягостно переживает наплыв мыслей, их направленность совершенно не зависит от его сознания, никаким волевым усилием наплыв мыслей нельзя ни прекратить, ни направить в обычное русло рассуждений. Нередко эти мысли даже не приобретают четкого речевого оформления и возникают в сознании в виде лишенных конкретного содержания образов, представлений, понятий. Многие психиатры ментизм рассматривают как вид ассоциативного автоматизма (малый автоматизм). Ментизм наблюдается при шизофрении (особенно в дебюте и при вялом течении процесса, когда нет еще выраженного психического дефекта), иногда при экзогенно-органических психозах, в их начальной стадии, в случаях нерезких расстройств сознания при маниакальном ступоре’. В ментизме К. А. Скворцов (1938) видел начальный этап автоматизма, начало наступающего отчуждения мыслей. Характерная особенность ментизма при шизофрении - его затяжное течение, наплыв мыслей лишь на короткое время оставляет больного.
4. Вихревая спутанность рассматривается как высшая степень выраженности скачки идей. Вихревую (маниакальную) спутанность трудно отличить от спутанности при экзогенно-органических психозах, от аментивного состояния. Их дифференцирование возможно лишь при анализе движения психопатологической симптоматики и при учете соматического состояния больного. В. П. Осипов (1923) считал, что в основе вихревой спутанности лежит слабость ассоциативного процесса в связи с соматогенной астенией.
С клинической точки зрения ускорение мышления не однозначный в диагностическом отношении симптомокомплекс. Разнообразие его проявлений отражает как специфическую сущность патологического процесса, так и присущие той или иной стадии болезни особенности патогенеза и нередко остроту течения заболевания, интенсивность его выраженности.
Следует отметить, что наличие ускоренного мышления значительно затрудняет патопсихологическое обследование больного. Это в первую очередь относится к маниоформным состояниям у больных шизофренией. Ускорение мышления нередко в таких случаях маскирует типичные для шизофрении расстройства мышления. Лишь когда сходят на нет маниакальноподобные проявления, отчетливо выступают расстройства мышления шизофренического характера. Об этом надо помнить и не спешить с диагностическим суждением в случаях, когда в клинической картине одновременно отмечаются признаки ускорения мышления и шизофренические симптомы.

Ускорение мышления характерно для маниакальных и гипоманиакальных состояний различного генеза и наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, а также при маниоформных состояниях экзогенного происхождения, иногда при шизофрении, главным образом в дебюте и при циркулярной ее форме. На первый план при ускорении мышления выступают нарушения его динамики, проявляющиеся в лабильности суждений. Характерны быстрое, облегченное возникновение и смена мыслей. Суждения больных при ускоренном мышлении отличаются поверхностностью. Этим, а также расстройствами внимания, присущими состояниям с ускоренным мышлением, объясняется малая умственная продуктивность больных в маниакальном состоянии. Еще ниже умственная продуктивность при симптоматических маниях интоксикационного или инфекционного происхождения, так как в этих случаях большое значение приобретают явления повышенной истощаемости психических процессов (такие состояния квалифицируют как астено-маниакальные). Относительно хорошей может быть работоспособность больных при легких гипоманиакальных состояниях, при циклотимии. Чем больше выражено ускорение мышления, тем менее результативна деятельность больного. Нарушения внимания при маниакальных состояниях в первую очередь характеризуются его неустойчивостью. Сочетание неустойчивого внимания, облегченного образования ассоциаций, ускоренного течения мыслей приводит к своеобразным изменениям речи больного — отдельные высказывания не связаны какой-либо общей идеей, характерны случайные ассоциации, нередко по созвучию. Объектом мышления становится любой предмет, на который больной обратил внимание. При значительном ускорении мышления говорят о скачке идей — мысли так быстро сменяют друг друга, что со стороны это воспринимается как непрерывный словесный поток. В то же время при скачке идей в отличие от шизофренической разорванности нетрудно все же уловить последовательность мыслей и их, хотя и весьма поверхностную, взаимосвязь. Лишь в случаях крайне резкого ускорения мышления наблюдатель утрачивает способность улавливать переходы между отдельными мыслями. В этих случаях говорят о маниакальной (вихревой) спутанности. Ускоренное мышление в силу своей неустойчивости характеризуется легкой утратой объекта рассуждения. Речь при скачке идей отражает хаотичность и повышенную изменчивость целенаправленности мыслительных процессов, высокую отвлекаемость больного. При ускоренном мышлении больные не останавливаются на отдельных идеях, их суждения поспешны, непродуманны, односторонни, поверхностны. Ускоренное мышление в целом поверхностное, непоследовательное. При психологическом исследовании такие непродуманные, поспешные суждения больных легко корригируются при указании обследуемому на допущенную ошибку. Исключение составляют случаи гневливой мании, когда больной резко отрицательно воспринимает любую попытку вмешательства в его рассуждения. Впечатление об ускорении течения психических процессов при объективном обследовании больных в маниакальном состоянии оказыва ется внешним. Так, скорость сен сомоторных реакций и латентный период между произнесением слова-раздражителя и ответной реакцией в словесном эксперименте у них часто не ускорены. Наоборот, эпизодически наблюдается увеличение этих показателей а связи с неустойчивостью внимания. Ускорение мышления определяется легкостью возникновения ассоциаций и лабильностью суждений, быстрой сменой мыслей. Обычно ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения, эйфории. При этом отмечается кажущееся на первый взгляд парадоксальным явление — при явной поверхностности суждений и малой продуктивности мыслительной деятельности больные в маниакальном состоянии поражают иногда собеседника меткими замечаниями, своей наблюдательностью. Дело в том, что интеллектуальный уровень у них не снижен, не страдают и способность к остроте суждения, остроумие, нередко злое, наблюдательность. Эту особенность таких больных А. А. Перельман (1957) рассматривал как признак сохранности потенциальных возможностей их интеллектуальной деятельности, детерминирующих целевых установок в мышлении. В то же время у них отмечается некоторая бесконтрольность суждений, слабость тормозных установок, что проявляется в известном снижении чувства такта, недостаточной способности смущаться. Этим объясняется то, что больной в маниакальном состоянии может сказать другому человеку в лицо то, что здоровый предпочтет утаить. W. Jahrreiss (1928) различал следующие варианты скачки идей. 1. Мысленная скачка идей — богатая и бедная образами. Картина богатой образами скачки идей соответствует ее описаниям при типичной циркулярной мании. Бедная образами скачка идей отличается малым количеством возникающих в мышлении больного представлений при вихревом его ускорении. Клинически бедная образами скачка идей проявляется главным образом в ускорении речи и многословности при нешироком круге представлений и образов. Переходы от одной мысли к другой происходят не столько в силу лабильности мышления, легкости возникновения смысловых ассоциаций, сколько по созвучию или под влиянием внешних впечатлений. Значительно меньше в мыслительной продукции больных при бедной образами скачке идей можно проследить роль внутренних побудительных механизмов. Речевой натиск не соответствует поражающему своей бедностью объему возникающих в содержании представлений и образов. Мышление при этом малосодержательно, несмотря на внешнее его ускорение. В таких случаях говорят о малопродуктивной мании, что всегда должно настораживать психиатра в плане возможной диагностики шизофренического процесса. 2. Речевая скачка идей также главным образом основана на ассоциациях по созвучию и нередко наблюдается при маниоформных состояниях у больных шизофренией. Нередко она наблюдается при кататоническом возбуждении. 3. «Немая», бедная речью скачка идей называется еще вихревым наплывом мыслей — ментизмом (P. H. Shaslin, 1914). Под ментизмом понимают наплыв мыслей, воспоминаний, образов. Симптом этот отличается непроизвольным возникновением и неподчиняемостью воле больного. Субъективно больной крайне тягостно пережива е т наплыв мыслей, их направленность совершенно не зависит от его сознания, никаким волевым усилием наплыв мыслей нельзя ни прекратить, ни направить в обычное русло рассуждений. Нередко эти мысли даже не приобретают четкого речевого оформления и возникают в сознании в виде лишенных конкретного содержания образов, представлений, понятий. Многие психиатры ментизм рассматривают как вид ассоциативного автоматизма (малый автоматизм). Ментизм наблюдается при шизофрении (особенно в дебюте и при вялом течении процесса, когда нет еще выраженного психического дефекта), иногда при экзогенно-органических психозах, в их начальной стадии, в случаях нерезких расстройств сознания при маниакальном ступоре". В ментизме К. А. Скворцов (1938) видел начальный этап автоматизма, начало наступающего отчуждения мыслей. Характерная особенность ментизма при шизофрении — его затяжное течение, наплыв мыслей лишь на короткое время оставляет больного. 4. Вихревая спутанность рассматривается как высшая степень выраженности скачки идей. Вихревую (маниакальную) спутанность трудно отличить от спутанности при экзогенно-органических психозах, от аментивного состояния. Их дифференцирование возможно лишь при анализе движения психопатологической симптоматики и при учете соматического состояния больного. В. П. Осипов (1923) считал, что в основе вихревой спутанности лежит слабость ассоциативного процесса в связи с соматогенной астенией. С клинической точки зрения ускорение мышления не однозначный в диагностическом отношении симптомокомплекс. Разнообразие его проявлений отражает как специфическую сущность патологического процесса, так и присущие той или иной стадии болезни особенности патогенеза и нередко остроту течения заболевания, интенсивность его выраженности. Следует отметить, что наличие ускоренного мышления значительно затрудняет патопсихологическое обследование больного. Это в первую очередь относится к маниоформным состояниям у больных шизофренией. Ускорение мышления нередко в таких случаях маскирует типичные для шизофрении расстройства мышления. Лишь когда сходят на нет маниакальноподобные проявления, отчетливо выступают расстройства мышления шизофренического характера. Об этом надо помнить и не спешить с диагностическим суждением в случаях, когда в клинической картине одновременно отмечаются признаки ускорения мышления и шизофренические симптомы.

Принимайте во внимание свои эмоции. Наше сознание лишь небольшая часть того, что происходит в нашей голове. В любой момент мозг обрабатывает с громадной скоростью гигантское количество информации - так быстро все осознавать мы не можем. Основываясь на своих выводах - мозг генерирует эмоции. Не игнорируйте эту тонкую подсказку - ваш личный суперкомпьютер хочет вам что-то сказать.

Не думайте под нажимом обстоятельств. В моменты, когда от вас требуется только действие, уже нет смысла анализировать свои методы. «Самолет взлетел - поздно проверять запасы топлива». Один раз, затратив время на обучение мастерству (это всегда требует времени), мы в дальнейшем должны довериться своему автоматизму и выполнять действия быстро и эффективно.

Рассматривайте альтернативу. Этот метод часто используют игроки в покер, когда подозревают, что партнер блефует. Предположим для себя мысль, что «партнер не блефует», после этого мозг будет чутко фильтровать все признаки (речь, мимика), которые вступают в противоречие с этим фактом, принятым нами на веру.

Подвергайте сомнению свои привычки. Если вы любите хорошее вино - нет никакой связи между его ценой и как сильно оно понравиться лично вам. То же самое с парфюмерией, кинофильмами, книгами... Выясните, что вы лично хотите, и получайте больше удовольствия от жизни.

Принимайте долго душ. Исследования показывают, что часто решение проблемы приходит во время длительной прогулки или стоя под душем. Эти идеи получены на пике активности правого полушария мозга,а ум эффективнее всего работает с этим полушарием, когда он без стресса.

Скептически отнеситесь к своим воспоминаниям. Ученые доказали, что память человека удивительно нечестна. Сам факт воспоминания о событии меняет информацию об этом событии в нашем мозгу - меняются детали и описания. Чем больше вы думаете, тем менее достоверными становятся эти события как основа для принятия решения. Вряд ли вам стоит устраивать день рождения своего ребенка на основании воспоминаний, что же вам самому нравилось в 7 лет.

Не расчитывайте наидеальную фигуру и супермышление одновременно. Выяснилось, что области мозга, отвечающие за волю и мышление быстро истощаются.Простой эксперимент показал, что человек, которого попросили запомнить семизначный номер, а затем предложили поесть - между салатом и шоколадным тортом выбрал торт. А тот, кого попросили запомнить только одну цифру, без колебаний выбрал салат. В первой группе «напряжение мозга» было исчерпано. Помните, вы можете делать все, только не все сразу!

Работайте над ошибками. Одной общей чертой успешных людей является их желание сосредоточиться на своих промахах. Даже тогда, когда они делают хорошо, они настаивают, что могли бы делать лучше. Это, конечно, не рецепт счастья, но это жизненной важный процесс обучения, т.к. клетки мозга выясняют, как сделать правильно путем анализа, где они ошиблись.

Идите и мечтайте. Забудьте об эффективности. Ученые обнаружили, что мечты важнейшая составляющая творчества: они вызывают пик активности в сети мозга, которая соединяет его части и образовывает новые связи. Мечтатель в реальности делает большую работу.

Думайте о мышлении. Доказано, что главным залогом правильного решения является не интеллект и не опыт, а решимость найти это решение. Мозг, как армейский швейцарский нож, полон всяких инструментов. Думайте о том, какой из этих инструментов наиболее подходит для решения задачи сейчас.

Материал, само собой, из Интернета. Вот только никак не могу вспомнить, где ж я его взяла, холера его забодай?!

Ускорение темпа мышления (тахифрения, тахилалия, логорея) сопровождается субъективной легкостью, облегченностью мыслительного процесса, обилием и быстрой изменчивостью, лабильностью, летучестью возникающих механических ассоциаций, воспоминаний, представлений, их поверхностным характером, преобладанием механических ассоциаций над логическими. Ускорение может иметь различную степень, вплоть до «скачки идей» — неуправляемого вихревого потока обрывков механических образных ассоциаций, фраз, отдельных слов, даже механическая связь между которыми трудно обнаруживается. Наблюдается при болезненно повышенном настроении в маниакальной и гипоманиакальной фазах маниакально-депрессивного психоза и при маниакальных синдромах экзогенных, соматогенных и других психозов, в начальной стадии алкогольного опьянения.

Замедление мышления (брадифрения, брадиартрия) сопровождается застреваемостью, трудностью переключения, инертностью, моноидеизмом, замедлением темпа образования ассоциаций и их бедностью, лаконичностью ответов, длительными паузами между вопросами и ответами больного, бедностью речевой инициативы, сочетается с общим снижением активности, инициативы. Наблюдается при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза, при депрессивных синдромах другой этиологии, при эпилепсии, органических поражениях головного мозга.

Наряду с количественными расстройствами мыслительного процесса при ускорении и замедлении темпа мышления, особенно при значительной их выраженности, нарушается и качественная (содержательная) сторона мыслительного процесса. Так, при замедлении темпа мышления страдает его продуктивность, отмечается обеднение ассоциаций, снижение четкости и динамичности мышления, наблюдается затруднение в подборе слов (олигофазия). На фоне болезненно пониженного настроения появляется склонность к образованию бредоподобных и бредовых идей самоуничижения, самообвинения, греховности, виновности. При ускорении темпа мышление становится поверхностным, хаотичным, с легкой утратой объекта рассуждения, отличается малой продуктивностью, страдают процессы обобщения, абстрагирования, конкретизации, отмечается снижение или отсутствие критичности мышления, отмечается преобладание механических ассоциаций над логическими, внутренняя отвлекаемость сменяется внешней.

Одной из форм нарушения темпа мышления является «шперрунг» (Крепелин Э.) (задержка, остановка, закупорка мышления) — внезапный, психологически необъяснимый перерыв (остановка, блокада) в речи различной длительности (секунды, минуты, дни). Субъективно это переживается как отсутствие мыслей, пустота в голове. Амнезии на этот период не наблюдается. Обычно параллельно замедляются, затрудняются и процессы понимания окружающего, больные становятся беспомощными, теряют возможность читать, представлять и действовать. Их действия становятся бесцельными, однообразными, автоматизированными. В отличие от замедления мышления, которое носит обычно стойкий, длительный характер с постепенным нарастанием и ослаблением, после шперрунга наступает немедленное восстановление темпа мыслительной деятельности (мышления) и речи. Встречаются шперрунги чаще всего при шизофрении, включая инициальный ее период, при выраженных аффектах (аффективный шперрунг).

Ментизм, мантизм (Chaslin P.H., 1914) — своеобразный непроизвольный неуправляемый наплыв, поток мыслей, воспоминаний разнообразного содержания. Нередко носит вычурный, парадоксальный характер, противоречащий доминирующим преморбидным интересам, запросам, склонностям больного. Ментизм может быть кратковременным, эпизодическим и длительным. Наблюдается ментизм при шизофрении, нередко в инициальной ее стадии, при энцефалитах, выраженных астенических синдромах (астенический ментизм) различной этиологии, после контузии (Гиляровский В.А.), при депрессивных синдромах (депрессивный ментизм) различной этиологии (Басов А.М., Беляева Г.Г., Незнайов Г.Г., Собчик Л.В.).

Случалось ли вам, прокручивая в голове только что проведенные переговоры или свое участие в бурной дискуссии, с досадой признать, что, к большому сожалению, лишь сейчас, спустя какое-то время, пришли в вашу голову нужный аргумент для партнёров или точная реплика в пику вашему оппоненту? А поезд, как говорится, уже ушел. От чего же зависит скорость принятия решения, и как развить быстроту мышления?

Обратимся к простому сравнению. Вы замечали, как отличается быстрота информационного потока у фильма в кинозале и сериала по телевизору? Режиссеры, снимая фильм, хорошо представляют себе, в какой обстановке его будут смотреть зрители, и в зависимости от этого выбирают подходящую скорость развития сюжета. В кинозале вы полностью вовлечены в то, что происходит на экране.

Темпоритм подачи информации настолько высок, что для облегчения восприятия убирают остальные раздражители, выключая свет в зале. Напротив, дома вы смотрите сериал в размеренном темпоритме, у вас есть возможность добежать до холодильника за чем-нибудь вкусным, отвлечься на телефонный звонок, и при этом все равно оставаться в курсе событий, происходящих на экране.

Мозг у разных людей тоже работает в разных темпоритмах . Кто-то легко ориентируется в информационных потоках, обрушивающихся на него словно кадры фильма-экшена, а кто-то способен перерабатывать лишь скорость темпоритма мыльной оперы. Доступную для человека скорость переработки поступающей информации называют скоростью мышления.

Развитие скорости мышления – одно из направлений развития дисциплинированного ума.

Быстрота мышления определяется скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Это психофизиологические характеристики, и на них не повлиять простым усилием воли. Но что действительно можно сделать, так это с помощью тренировок своего ума добиться возрастания скорости переработки информации.

Итак, перед вами 10 эффективных упражнений для развития скорости мышления .

  1. Сценарий «А что, если…»

Готовясь к сложным переговорам или совещанию, где от вас потребуется оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, заранее продумывайте возможные варианты развития событий. Спросите себя, что вы скажете в ответ на такой-то вопрос, или как будете действовать в такой-то ситуации, или как парируете на реплику оппонента.

Такие тренировки полезны тем, что побуждают вас выстраивать в голове вероятностные модели будущего. Используйте превентивное просчитывание вариантов возможных событий как тренажер, ведь представляя ситуацию, вы можете произвольно ускорять или замедлять скорость своих рассуждений.

До тех пор пока ваш лексикон замусорен этой словесной шелухой, темпоритм ваших мыслей будет медленнее темпоритма, на который вы способны на самом деле.

  1. Упражняйтесь думать на другом языке

Когда выпадает возможность порассуждать вне жестких временных рамок, заставляйте свой мозг рассуждать на иностранном, а не родном языке. Процесс, который вы при этом запускаете, похож на то, как тренируют тибетских монахов. Выполняя различные физические упражнения с нагрузкой, они потом эти же упражнения смогут выполнять без нагрузки во много раз легче и быстрее.

Здесь работает тот же принцип: заставляя мозг выстраивать логику рассуждений на неродном языке, вы тренируете его так, что он сможет делать затем то же самое на родном языке намного быстрее.

  1. Чтение с секундомером

Прочтите главу любой книги как можно быстрее. Засеките время, которое вам понадобилось для прочтения. Теперь снова засеките время и быстро перескажите основную информацию, которую вы только что прочли. Выполняйте это упражнение регулярно, каждый раз стараясь уменьшить и время на прочтение, и время на пересказ прочитанного. Так вы развиваете одновременно быстроту восприятия и быстроту воспроизведения информации.

  1. Скоростной алфавит

Положите перед собой листок с буквами алфавита. Придумывайте как можно быстрее по 3 слова, начинающиеся на каждую букву алфавита: три слова на «а», затем три слова на «б» и так до буквы «я». Постепенно увеличивайте число слов, которые надо придумать, до 10.

Чтобы усложнить это упражнение, снова воспользуйтесь секундомером. Замерьте, сколько времени вам требуется на то, чтобы подобрать 30 слов. Затем старайтесь сокращать это время, ускоряя темпы выполнения задания.

С Викиум вы сможете заниматься упражнениями для развития скорости мышления по индивидуальной программе

  1. Дорогие звонки

Иногда за границей очень быстро уходят деньги за международные разговоры по мобильнику. Представьте, что каждая секунда вашего разговора стоит больших денег. Вспоминая разговор, который у вас только что был с кем-либо, возьмите за правило мысленно повторить его так, чтобы максимально сократить его время. Подумайте, как можно было бы очистить этот разговор от ненужного информационного шума – лишних фраз и вопросов, без которых вполне можно было бы обойтись.

Поупражняйтесь, вступая с кем-либо в деловой диалог, если позволяет ситуация. Представляйте, что говорите по такому телефону, где звонки очень дорогие. Старайтесь ускорить диалог, говорите и думайте быстрее, чем вы делаете это обычно. Сосредоточьтесь только на главном, подбирайте только наиболее точные слова, не отвлекайтесь от темы, говорите и отвечайте быстро.

  1. Определяйте свои приоритеты

Для тренировки быстроты мышления используйте практику расстановки приоритетов. Все, с чем вы имеете дело, вступаете в контакты, вас окружает, вы можете ранжировать от важного до необязательного и бесполезного. Привычка ранжировать структурирует ваше персональное информационное пространство.

Так же как вам легко найти нужные вещи там, где они расположены в определенном известном вам порядке, вам будет легко разыскивать нужную вам для принятия решения информацию. Хотя эту рекомендацию вряд ли можно отнести к развивающим упражнениям, следовать ей означает заранее подготовить свой мозг к быстрым решениям.

  1. Читайте юмористические рассказы

Не только рассказы. Можно также завести правило смотреть юмористические рисунки. Чувство юмора всегда связано с высокой скоростью реагирования на ситуацию. Плюс сюда подключается умение увидеть неочевидное противоречие и обозначить его в максимально ярких и точных формулировках. Все это вместе и являет собой быстроту мышления.

Не просто читайте или запоминайте остроумные анекдоты, но стремитесь понять, в чем соль шутки, почему она вызывает смех?

Не меньшую пользу вашему уму принесет собирание коллекции каламбуров. Накапливая такой необычный опыт реагирования, вы тренируете свой мозг в нужный момент выдать нечто аналогичное.

  1. «Вверх тормашками»

Это упражнение перекликается с упражнением 3, но выполнять его значительно легче. И, к тому же, веселее. Когда вы берете в руки какой-нибудь журнал или книгу, или газету, переверните так, чтобы поменять верх и низ и пролистайте, рассматривая помещенные там рисунки и фотографии.

Старайтесь понять, что там изображено, и делайте это как можно быстрее. Так вы тренируете свой мозг распознавать неочевидные сигналы, ориентироваться в ситуации «перевертышей». А, главное, не удовлетворяться первым же ответом, а углубляться в более глубокую оценку ситуации. Можно разместить «вверх тормашками» сложную замысловатую картинку на рабочем столе своего компьютера.

  1. Меняем скорости

Поскольку речь идет о быстроте мышления, то стоит потренироваться в управлении скоростью своих процессов. Делайте одно и то же дело, меняя скорость его выполнения. Например, можно с разной скоростью чистить зубы, выпить стакан воды, прочесть письмо, полученное по почте. Намеренно, то ускоряя, то замедляя свои действия, вы приучаете свой мозг работать в разных темпоритмах. Медленное выполнение старайтесь постепенно делать еще более медленным. И, напротив, быстрое выполнение то и дело ускоряйте.

Эти упражнения не дадут эффекта, если не будут выполняться регулярно . Выполнение каждый день по одному заданию будет стимулировать ваш мозг к развитию в нужном направлении.

Если вы действительно намерены всерьез подойти к решению задачи, как развить скорость мышления упражнения, предложенные здесь, помогут вам

  • оперативно отреагировать на проблемную ситуацию,
  • не сожалеть, что нужное решение пришло в голову с опозданием,
  • защитить свой мозг от раннего старения и разрушительных болезней, типа болезни Альцгеймера.
Loading...Loading...