Виды реабилитационных программ и условия проведения. Реабилитационные мероприятия при заболеваниях нервной системы Проведение реабилитационных мероприятий

Лечебно-профилактические мероприятия - включают в себя организацию первичных и периодических медицинских осмотров, организацию лечебно-профилактического питания.

Здоровье - важнейшее свойство живого организма, применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и одновременно результатом нравственных уложений социальной политики государства.

Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.

При восстановительном уходе за больным обращайте внимание не только на его физическое, но и на эмоциональное состояние. Помните о том, что в результате болезни или инвалидности человек утратил способность трудиться, участвовать в общественной жизни. Изменение жизненной ситуации может вызвать страх, тревогу, привести к развитию депрессии. Поэтому важно создать вокруг больного атмосферу психологического комфорта.

Цель работы – рассмотреть лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия.

Задачи исследования:

2. Дать оценку реабилитационным мероприятиям.

1. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.1. Основные элементы лечебно-профилактической деятельности

Основными тесно взаимодействующими друг с другом функциями лечебно-профилактической деятельности являются:

Оздоровительная (санаторно-курортное лечение);

Реабилитационная;

Превентивно-валеологическая (профилактика здорового образа жизни);

Рекреационно-анимационная.

Каждая функция требует своих специфических технологий, которые тем не менее должны применяться только комплексно. В лечебных функциях приоритет отдается природным лечебным факторам и нетрадиционным методам, направленным на расширение резервов здоровья; в рекреационных функциях - циклам занятий, повышающим духовное здоровье и нравственные ориентиры общества.

В санаторно-курортных учреждениях влияние лечебных процедур сочетается с мощным воздействием на организм всей суммы природных условий. Сюда относятся длительное пребывание на воздухе, положительное воздействие ландшафта, ароматов окружающих цветников, леса, активный двигательный режим (чередование покоя и дозированного движения, прогулки, экскурсии, походы).

Обязательными элементами санаторно-курортного лечения являются утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, подвижные спортивные игры. Как правило, больные и отдыхающие совершают прогулки и экскурсии, катаются на лодках. Организовывается и другие виды активного отдыха – большой теннис, подводное плавание, рыбалка, охота, рафтинг, походы в горы, джипинг, конные прогулки; на горноклиматических курортах – спуск с гор, катание на сноубордах и др.

Многочисленными работами установлено, что отсутствие необходимого минимума движения ведет к развитию ряда обменных заболеваний (ожирение, подагра, желчно- и почечнокаменная болезнь и др.), развиваются функциональные, а затем и органиче­ские нарушения сердечной деятельности.

Под влиянием же физических упражнений в организме развертываются психические, физиологические, биохимические процессы, положительно влияющие на функциональное состояние основных систем, органов. Комплекс процессов, возникающих в ответ на физические нагрузки, находится в зависимости от возраста, пола, тренированности, особенностей заболевания, объема и интенсивности упражнений. Приспособительные изменения при этом захватывают весь организм, обеспечивая более согласованное функционирование органов. В ходе занятий совершенствуются сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения в центральной нервной системе, снижается или снимается патогенное торможение, формируются новые системы временных связей, способствующие образованию двигательных навыков и реакций с более высоким уровнем функционирования физиологических систем. Наиболее значительному влиянию подвергается сердечнососудистая система. В мышце сердца возрастает интенсивность окислительных процессов, увеличивается использование источников энергии, приносимых кровью, повышается эластичность сосудов, усиливаются сокращения сердечной мышцы.

Под влиянием физических упражнений улучшается координация между вентиляцией легких и кровообращением, оптимальной становится частота дыхания, организм лучше обеспечивается кислородом. Глубокие изменения происходят и в других органах. В печени увеличиваются запасы гликогена, возрастает активность ферментов, укрепляется связочный аппарат, увеличиваются масса и объем мышц.

Таким образом, активный двигательный режим является важным фактором нормализации нарушенных или ослабленных в результате заболевания или нерационального образа жизни важнейших физиологических процессов, фактором восстановления нормальной их регуляции со стороны центральной нервной системы. В этом отношении физическая активность действует в том же направлении, что и тренировка механизмов регуляции обмена тепла в организме. Оба эти фактора способствуют подавлению патологических связей, создавшихся в результате заболевания, и восстановлению нормальной реактивности организма.

Прогулки - популярнейшая форма лечебной физкультуры, вырабатывает способность преодолевать большие расстояния без утомления. Прогулки не требуют особой подготовки и используются в любое время года.

Спортивные игры - наиболее трудный и ответственный раздел работы по лечебной физкультуре. Величина нагрузки здесь находится в зависимости от состояния здоровья, вида игры и количества действий.

Плавание - особая форма ЛФК, позволяющая широко варьировать величину нагрузки от пребывания в воде без движений до плавания с максимальной скоростью. Объем измеряется длиной дистанции и продолжительностью плавания. Интенсивность - величиной и характером изменений со стороны основных систем организма и скоростью плавания. Больным с тренирующим режимом плавание рекомендуется при температуре воды 20°С и выше, щадящего - 24° С и выше.

Правильно построенный режим физической подвижности создает у больных и отдыхающих положительный эмоциональный настрой, уверенность в благоприятном исходе лечения.

Для путешествия пешком в горах характерны: большой объем физических нагрузок на организм при пониженном атмосферном давлении и высоком уровне солнечной радиации, необходимость преодолевать препятствия с применением разнообразных средств и приемов передвижения и страховки, специальная тактика прохождения маршрута.

Пешие походы проводятся практически во всех климатических зонах и географических регионах - от арктической тундры до пустынь и гор. Их привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку, независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими, познавательными и культурными потребностями участников путешествия. При наличии на маршруте большого числа разнообразных естественных препятствий пеший поход может превратиться в комбинированный, например, пешеходно-водный, горно-пешеходный.

1.2.Управление лечебно-профилактической деятельностью

В России ответственным за организацию лечебно-профилактическойдеятельности является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в курортном деле, в соответствии с положением утверждаемым Правительством России. В субъектах Российской Федерации ответственными за организацию лечебно-профилактическойдеятельности являются органы исполнительной власти в области курортной сферы. Органы исполнительной власти в области субъектов Российской Федерации:

Осуществляют контроль за оказанием санаторно-оздоровительных услуг при осуществлении лечебно-профилактическойдеятельности;

Организуют изучение, разработку, рациональное использование лечебно-оздоровительных местностей;

Создают необходимые условия для функционирования организаций и учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическуюдеятельность;

Осуществляют контроль за соблюдением нормативов и отраслевых стандартов курортными организациями.

Выполнение работ и оказание услуг по специальностям санаторно-курортной медицинской помощи осуществляются в соответствии с пунктом 04.

2. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Восстановительное лечение необходимо, когда у больного значительно снижены функциональные способности, способности к обучению, нарушены трудовая деятельность, социальные отношения и т. д. Восстановительное лечение является частью Вашего ежедневного ухода за больным. Обычно при уходе Вы умываете, кормите больного, перестилаете ему постель и выполняете другие манипуляции, которые облегчают течение болезни. При восстановительном уходе Ваша главная цель состоит в том, чтобы помочь больному стать функционально полноценным и независимым от посторонней помощи насколько это возможно, несмотря на то, что он не может быть таким, как прежде.

Восстановительный уход уменьшает последствия болезни, а у людей с инвалидностью - последствия инвалидности. При восстановительном уходе помогайте своим больным, но не делайте ничего за них. По возможности старайтесь, чтобы больной самостоятельно выполнял правила общей гигиены, например, чистил зубы, умывался, причесывался, принимал пищу. Прежде, чем выполнять какие либо действия по уходу, узнайте у больного, что он может делать самостоятельно, и поощряйте его это делать. Не забывайте о том, что в связи с болезнью и ее последствиями больные могут утратить повседневный бытовые навыки, которыми они владели до болезни. Вовлечение больного в занятия поможет ему приобрести навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем. Поэтому больного необходимо постепенно обучать этим навыкам и дать ему возможность приспособиться к болезни и жить более полноценно. В тех случаях, когда возможности больного выразить свои потребности и желания ограничены, Вам необходимо помочь больному активизировать свое участие в освоении навыков. Больному нужно объяснить задание, которое он должен выполнить.

Правила работы с пациентом

· Используйте краткие, конкретные предложения.

· Больному следует давать ясные инструкции и просить его повторить Ваши инструкции, чтобы выяснить, понял ли он их.

· Иногда больному нужно продемонстрировать ту или иную процедуру, чтобы он смог ее воспроизвести.

· Будьте терпеливы к больному при обучении его навыкам.

· Всегда поощряйте его участие в освоении навыков.

· Поощряйте больного выполнять задание самостоятельно.

· Говорите больному о его способностях и удачах при выполнении задания; не заостряйте внимание на недостатках.

В период восстановительного лечения выполнение реабилитационных мероприятий нужно начинать как можно раньше. Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.

Принципы выполнения программы реабилитации

· Последовательность (определение показаний к реабилитации, установление настоящего состояния пациента при расспросе и клиническом осмотре, а также при психологическом и социальном обследовании, определение целей и задач реабилитации, составление плана реабилитации, проверка эффективности реабилитации и ее коррекция, достижение запланированных целей реабилитации, заключение реабилитационной команды и ее рекомендации).

· Комплексность (в процессе реабилитации решаются вопросы лечебного, лечебно-профилактического плана, проблемы определения трудоспособности пациента, его трудоустройства, трудового обучения и переквалификации, вопросы социального обеспечения, трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношений пациента и его семьи, общественной жизни).

· Непрерывность (восстановительное лечение проводится, начиная с момента возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество с использованием всех организационных форм реабилитации).

Этапы определения реабилитационной программы

· Проведение реабилитационно-экспертной диагностики. Тщательное обследование больного или инвалида и определение его реабилитационного диагноза служат той основой, на которой строится последующая программа реабилитации. Обследование включает в себя сбор жалоб и анамнеза пациентов, проведение клинических и инструментальных исследований. Особенностью этого обследования является анализ не только степени повреждения органов или систем, но и влияние физических дефектов на жизнедеятельность пациента, на уровень его функциональных возможностей.

· Определение реабилитационного прогноза - предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала в результате проведения лечения.

· Определение мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, позволяющих пациенту восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, социальной или профессиональной деятельности.

Виды реабилитационных программ и условия проведения

· Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эти программы обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.

· Дневной стационар. Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

· Амбулаторная программа. Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только на время проводимых реабилитационных мероприятий, например, массажа или лечебной физкультуры.

· Домашняя программа. При осуществлении этой программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Эта программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.

· Реабилитационные центры. В них пациенты участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают совет относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.

Виды реабилитации

Медицинская реабилитация

· Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).

· Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).

· Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия).

· Психотерапия.

· Логопедическая помощь.

· Лечебная физкультура.

· Реконструктивная хирургия.

· Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).

· Санаторно-курортное лечение.

· Технические средства реабилитации.

· Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.

Социальная реабилитация

Социально-бытовая адаптация

· Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

· Обучение пациента самообслуживанию.

· Адаптационное обучение семьи пациента.

· Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

· Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

· Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента).

· Сурдотехника.

· Тифлотехника.

· Технические средства реабилитации

Социально-средовая реабилитация

· Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).

· Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).

· Содействие в решении личных проблем.

· Консультирование по правовым вопросам.

· Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Программа профессиональной реабилитации

· Профориентация (профинформирование, профконсультирование).

· Психологическая коррекция.

· Обучение (переобучение).

· Создание специального рабочего места инвалида.

· Профессионально-производственная адаптация.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией

· Врачи - специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации.

· Реабилитолог.

· Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.

· Специалист по физиотерапии.

· Специалист по лечебной физкультуре.

· Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.

· Психолог.

· Социальный работник и другие специалисты.

Обучение навыкам самообслуживания также можно начинать уже в больнице. Для лежачих больных восстановительный процесс может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Больных, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться. При восстановительном уходе рекомендуется использовать технические средства реабилитации, которые помогают больному при ходьбе, приеме пищи, купании, посещении туалета и т. д. Например, из-за болезни или инвалидности больной может нуждаться в использовании приспособлений, помогающих ему ходить, таких как трости, ходунки, костыли, инвалидные кресла-коляски. Использование этих приспособлений дает человеку возможность передвигаться и быть независимым от других. Для облегчения приема пищи можно использовать специальную посуду (тарелки, чашки), столовые приборы. Имеются также специальные приспособления, облегчающие больному прием ванны, посещение туалета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, функционирование оздоровительного комплекса непосредственно влияет на экономическое положение страны в целом, поскольку, восстанавливая трудоспособность работающего населения, снижает затраты на здравоохранение, социальное обеспечение.

К сожалению, большинство российских здравниц не имеет в своих штатах специально подготовленных курортологов. Правда, определенные подвижки начались: Министерством образования и науки РФ утверждена соответствующая медицинская специальность. В этой связи также очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях). Тем более что руководители санаторно-курортных учреждений осознали актуальность этой проблемы - недаром они стремятся направлять своих специалистов на повышение квалификации в различные учебно-методические центры.

Санаторно-курортный комплекс России - огромная индустрия здоровья, которая в материальном отношении представлена мощной сетью учреждений. Ведущую роль в ней занимают, безусловно, санатории, санатории-профилактории, бальнео - грязелечебницы, санаторно-оздоровительные лагеря. И все это - лечебно-профилактические учреждения, основным видом деятельности которых является, прежде всего, медицина, направленная на профилактику, а значит, и снижение заболеваемости и инвалидности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 23 февраля 2005г. №26-ФЗ "О природных и лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

2. Постановление Правительства РФ от 07.12.2006 №1426"Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями федерального значения".

3. Постановление правительства РФ от 2 февраля 2006г. №101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения".

4. Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 303с.

5. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: "Финансы и статистика",2008. С. 79

6. Драчева Е.Л. Специальные виды туризма. Лечебный туризм: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008. - 152 с.

7. Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам. Туризм. Экономика и учет. - 2008. - № 3. - С. 70-98.

8. Сергиенко В.И. Новые подходы в организации санаторно-курортного лечения здравницами, подведомственными федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Курортные ведомости 2005г., №4 (31)

9. Серебряков С. Курорты сквозь призму социологии. Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2008. - № 2. - С. 62-65.

10. Справочник по курортологии и курортотерапии / Под ред. Ю.Е. Данилова, П.Г. Царфиса. - М.: "Медицина", 2007. - 648с.

11. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. - М.: "Большая российская энциклопедия", 2009. - 607с.

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Реабилитация инвалидов

2 марта 2017, 12:17 Окт 5, 2019 02:00

Абилитация - это что такое? Ответ на заданный вопрос знает далеко не каждый. Именно поэтому данную статью мы решили посвятить пояснению данного термина.

Общие сведения

Абилитация - это определенная и оздоровительных мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения и непосредственного лечения патологических состояний у маленьких детей, еще не адаптированных к социальной среде. Ведь если не заниматься такими людьми, то в дальнейшем они утратят возможность учиться, работать и быть полезными обществу.

Абилитация - это производное слово от латинского «abilitatio» или «habilis», что в буквальном смысле означает «удобный» или «приспособительный». Стоит также отметить, что такие социальные и оздоровительные мероприятия проводятся не только по отношению к детям-инвалидам, но и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным и пр.).

Реабилитация и абилитация - это одно и то же?

Данные понятия действительно очень схожи друг с другом. Однако разница между ними все же есть. К примеру, реабилитацией называют систему оздоровительных и педагогических мероприятий, которые направлены на лечение и предупреждение отклонений, приводящих к стойкой или временной утрате трудоспособности. Другими словами, данный термин подразумевает под собой определенные действия, при помощи которых человек может быстро восстановить свою способность к нормальной жизни и труду в обычной среде. Что касается абилитации, то о ней следует говорить лишь в тех случаях, когда патологическое состояние больного (инвалидность) возникло в раннем возрасте. Ведь у маленького ребенка еще не сформированы речевые и гностико-праксические функции, а также нормальный двигательный стереотип. Кроме того, он не имеет опыта в социальной жизни и не владеет навыками самообслуживания. Именно поэтому таких детей направляют в центр абилитации, а не реабилитации, куда больные поступают уже с определенными знаниями об общественной жизни.

В каких случаях требуется?

Существуют определенные патологические факторы, когда возникает вопрос о необходимости абилитации. Среди них следует особенно выделить поражения нервной системы в утробе матери, а также какие-либо в частности черепно-мозговые. В раннем возрасте к подобным факторам можно отнести травматические, воспалительные и другие отклонения ЦНС.

Что касается детей более старшего возраста, то к таким поражениям чаще всего приводят травмы спинного и головного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных арахноидитов, энцефалитов, полиомиелита, менингита) и дегенеративные патологии нервно-мышечной системы.

Возвращаясь к раннему возрасту, следует отметить, что среди таких малышей наиболее распространена абилитация Стоит отметить, что в нашей стране имеется довольно хорошо налаженная система оздоровления людей с таким диагнозом. Как известно, она предусматривает поэтапное лечение в совершенно разных учреждениях, а именно: в родильном доме, специализированном отделении для новорожденных, поликлинике, неврологическом и ортопедическом отделениях, специализированных санаториях, яслях, детских садах, школах-интернатах и детских домах.

Реабилитация является целенаправленной комплексной системой медицинских, социальных, психологических и других мероприятии, направленных на предупреждение развития тяжелых последствий заболеваний и травм, восстановление или компенсацию наступивших функциональных дефектов, социальное и трудовое приспособление больных. Реабилитационное направление в медицине имеет свою историю, однако формирование его в самостоятельную науку, объединяющую биологические и социальные аспекты, осуществляется лишь за последние 30 лет. Этому способствовала необходимость восстановления и приспособления к труду и быту большой армии инвалидов второй мировой войны, получивших разнообразные и тяжелые увечья. Задача наиболее эффективного и полного восстановления больного в его прежнем социальном и профессиональном положении требует привлечения к решению этой проблемы представителей различных медицинских и смежных специальностей. При этом выделяют два основных компонента реабилитации - медико-биологический и медико-социальный, органически связанные и взаимодополняющие друг друга. В зависимости от характера и тяжести физического дефекта, клинических особенностей заболевания, на фоне которого он развился, разрабатывается система медико-биологических воздействий, направленных на преодоление дефекта, его восстановление или компенсацию. К решению этой конкретной задачи привлекаются работники самых различных медицинских специальностей (терапевты, хирурги, невропатологи, физиотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, ортопеды), а также смежных дисциплин (психологи, логопеды, педагоги и др.). В зависимости от степени восстановления нарушенных функций и уровня их компенсации медико-биологические воздействия дополняются системой медико-социальных мероприятий, которые обеспечивают наиболее адекватное приспособление больного к имеющемуся дефекту и возвращение его к труду.

Медико-биологический аспект реабилитации основывается на методах лечебного воздействия, объединяемых под названием биологической терапии. Как указывалось, сюда входит, в первую очередь, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, лекарственная терапия. При этом, исходя из задач реабилитации и клинического состояния больного, акцент с лекарственной терапии, используемой особенно интенсивно в остром периоде заболевания, перемещается на методы физического лечения, обладающие рефлекторным и активизирующим действием на основные жизненные системы организма (кровообращение, дыхание, обменные процессы). Они способствуют ликвидации последствий гиподинамии в остром периоде заболевания, когда строгое постельное содержание и покой, необходимые для стабилизации острого болезненного процесса, обусловливают вынужденное моторное голодание, имеющее свои неблагоприятные последствия.

Последовательное включение лечебной физкультуры, массажа, а позднее - физиотерапии создают условия для активизации больного, поднятия у него общего тонуса, а также возможности локального воздействия на развившиеся в остром периоде заболевания нарушения отдельных функций (двигательных, чувствительных, вегетативных и др.). Однако, как показывает опыт лечения больных с тяжелыми затяжными заболеваниями, для полноценного их восстановления одних биологических методов терапии оказывается недостаточно. Их эффективность увеличивается путем сочетания с методами психосоциального воздействия, к которым в первую очередь относится психотерапия. Метод этот чисто человеческий, основанный на воздействии словом на личность больного, опирающийся на ее сохранные качества, позволяет добиться поднятия эмоционального тонуса у вялых, астенизированных пациентов, подчас утративших веру в выздоровление, создать для них лечебную перспективу, наметить конкретный план возвращения к трудовой деятельности.

В этом аспекте важное значение имеет также применение трудовой терапии, которая, с одной стороны, оказывает активизирующее, тренирующее влияние, способствуя восстановлению утраченных или сниженных в результате болезни профессиональных навыков, с другой, - имеет психотерапевтическое значение, создавая у больного реальную перспективу возвращения к трудовой деятельности.

Таким образом, в программе реабилитационных мероприятий представляется органичным сочетание биологических и психосоциальных методов уже на ранних этапах восстановительного лечения. По мере улучшения физического состояния больного, перенесшего тяжелое заболевание или травму, оставивших последствия в форме тех или иных дефектных функций, возникает необходимость дальнейшего восстановления больных в окружающей социальной среде, в трудовом коллективе. Ведущее значение здесь приобретают медико-социальные формы реабилитации, при которых используются различные методы воздействия на личность больного с целью создания у него трезвого отношения к возникшему в результате болезни дефекту, снизившему его трудоспособность. Параллельно изыскиваются способы наиболее эффективной компенсации дефекта с целью приспособления к выполнению прежней работы, или освоения новых, более легких трудовых процессов. С точки зрения корригирующих дефект средств приобретает важное значение ортопедическая помощь больным, различные формы протезирования, в том числе создание рабочих протезов, позволяющих приспособить больных к прежней или другой доступной трудовой деятельности. Одновременно возникает целый комплекс разнообразных чисто социальных проблем - вопросы пенсионного обеспечения, снабжение специальными транспортными средствами больных с поражением нижних конечностей, бытовое устройство, в том числе и жилищное, забота о создании адекватного отношения к больному (инвалиду) в семье, в рабочем коллективе, организация досуга с целью поддержания необходимого эмоционального тонуса. Решение такой многоплановой проблемы, какой является реабилитация, требует от врача и всего медицинского персонала, занятого в этой сфере, изучения всех тех жизненных трудностей, которые могут возникнуть перед больным, перенесшим тяжелое заболевание. При этом, помимо физиологического, учитывается психологическое состояние больного, его социальные и экономические условия. Только при использовании всех возможностей воздействия на процессы восстановления и компенсации достигается конечная цель - возвращение больного в общество полноправным гражданином. Ограничение реабилитации ее первым звеном - восстановительным лечением - не достигает главной задачи этой проблемы и умаляет тот труд, который затрачивается на лечение больного в остром и раннем резидуальном периодах болезни.

Важным условием достижения полноценной реабилитации является соблюдение ее основных принципов при построении программы восстановительных мероприятий. Уже на самых ранних этапах реабилитации необходимо претворять в жизнь принцип партнерства между врачом и больным. Соблюдение этого принципа позволяет осуществить целенаправленную психологическую подготовку больного к восстановительному лечению, успех которого зависит в значительной мере от степени активности самого больного. Между тем больным, перенесшим тяжелое жизненное потрясение в.связи с болезнью или увечьем после длительного постельного режима в остром периоде болезни, часто трудно бывает перестроиться на необходимость перехода от пассивных к активным формам лечения. Включение таких тяжелых больных в активную борьбу с недугом возможно лишь при постоянной поддержке и направляющем совете со стороны врача, глубоко вникающего во все его жизненные проблемы и оказывающего ему действенную помощь в их преодолении. В осуществлении этого ответственного положения реабилитации важным звеном является средний медицинский персонал, который, непосредственно общаясь с больным, должен быть осведомлен о всех жизненных обстоятельствах больного и стремиться поддержать его волю к преодолению трудностей, возникших в связи с болезнью.

Принцип сотрудничества больного и медицинского персонала при руководящей и направляющей роли последнего содействует активному вовлечению больного в восстановительный процесс. Отмечена значительно более высокая продуктивность восстановительного лечения при наличии у больного осознанной установки на выздоровление, его активном сотрудничестве с персоналом и привлечении членов семьи, которые, получив соответствующие установки от врача, могут оказать действенное влияние на больного как в смысле его активизации в лечении, так и в дальнейшем создании благоприятных жизненных условий. Для осуществления принципа партнерства важным является изучение особенностей личности больного. При этом необходимо учитывать характеристику до-болезненного (преморбидного) состояния больного, что позволяет выявить степень тех изменений в структуре личности, которые развились вследствие болезни (или явились реакцией на болезнь) и оказывать на них соответствующее корригирующее воздействие. Изучение личности больных осуществляется методами клинического и экспериментально-психологического исследования. К клинико-психологическим относятся методы, основанные на информации, получаемой при непосредственном контакте врача, психолога, или среднего медицинского персонала с больным, его родственниками в ходе клинического наблюдения, бесед. Экспериментальные методы дополняют и подкрепляют данные клинико-психологического исследования, они осуществляются при помощи специальных методик. Наряду с врачом и психологом к проведению экспериментально-психологического исследования в реабилитационных учреждениях могут привлекаться медицинские сестры.

Психологический контакт, который устанавливается между больным и медицинским персоналом, позволяет, с одной стороны, наметить наиболее действенные пути восстановления, с другой, - разнообразить их с учетом индивидуальных особенностей больных. Принцип партнерства требует большого такта, выдержки, деликатности со стороны медицинского персонала. Только при установлении взаимного доверия между больным и медицинским персоналом можно добиться существенных успехов в восстановительном лечении и дальнейшей реабилитации больных.

В связи с необходимостью привлечения больного к активному участию в реабилитационных мероприятиях обязательным является установление тесного контакта между больными и обслуживающим персоналом восстановительного отделения, и в первую очередь - средними медицинскими работниками. Такой контакт достигается путем постоянного вдумчивого, внимательного отношения работников отделения ко всем актуальным для больного проблемам, причем не только чисто медицинским, но и в более широкой области социальных связей, включая семейные, профессиональные аспекты, вопросы переобучения, трудоустройства, контактов с сослуживцами и т. д. Такое глубокое проникновение в интересы больного предполагает более активную роль среднего медицинского персонала реабилитационного отделения по сравнению с функциями, выполняемыми медсестрами обычных стационаров или поликлиник: он перестает быть лишь пассивным исполнителем назначений лечащего врача и становится активным его помощником, принимающим участие в разработке и осуществлении конкретной программы восстановления социально-бытового положения пациента в обществе. Особенность подхода к больным в процессе восстановительного лечения требует специальной разносторонней подготовки среднего медицинского персонала. С этой целью в реабилитационных отделениях врачи организуют занятия по основам медицинской психологии, психотерапии, медицинской деонтологии. Это позволяет создать систему отношений между больным и персоналом, отвечающую основным принципам реабилитации и способствовать организации соответствующих режимов.

Для осуществления полноценной реабилитационной программы необходима реализация принципа разносторонности усилий, который предусматривает учет всех сторон проблемы реабилитации для каждого отдельного больного. Его основу составляет реализация медико-педагогических и лечебно-восстановительных задач при условии перестройки отношений личности больного в нужном для реабилитационных целей направлении.

Третьим принципом является единство психосоциальных и биологических методов воздействия. Направленное воздействие на личность больного не умаляет значения клинической стороны реабилитации. При этом одним из главных условий является комплексность применения лечебно-восстановительных мероприятий. Их выбор определяется клинической характеристикой основного заболевания, степенью выраженности нарушений различных функций, особенностями личности больного и характером реактивных переживаний. Понимание физиологической и патофизиологической сущности болезни и ее осложнений позволяет оказывать регулирующее влияние на процессы восстановления, адаптации и компенсации. Комплексность реабилитационных мероприятий, таким образом, предусматривает систему патогенетически обоснованного сочетанного воздействия различными лечебными методами не только на дефектную функцию, но и на лежащий в ее основе патологический процесс, а также на личность больного с целью мобилизации ее ресурсов для коррекции патологических реакций на заболевание и сопутствующих нервно-психических нарушений.

Соблюдение основных принципов реабилитации в свою очередь выдвигает задачу индивидуализации лечебных программ, дифференцированных в соответствии с указанными выше критериями.

Для составления адекватных индивидуальных программ реабилитации важно правильно оценить физическое и психическое состояние больного, с учетом тех ограничений, которые накладывают на лечение основное заболевание и его последствия, а также сопутствующие болезни. При этом следует иметь в виду существующие противопоказания к активному восстановительному лечению. Важно составить такую программу, которая учитывала бы реальные возможности больного и способствовала наиболее быстрому наступлению определенных успехов, тем самым воодушевляя его к дальнейшему лечению, с соответствующим наращиванием нагрузки. Состав отдельных реабилитационных мероприятий варьирует в соответствии с клиническими проявлениями заболевания и психологическими особенностями больных.

Сочетания методов восстановительного лечения не могут быть стабильными и изменяются в соответствии с динамикой функционального состояния больного. Это положение является предпосылкой для поэтапного назначения восстановительных мероприятий, что формулируется в виде четвертого принципа - ступенчатости (переходности) проводимых воздействий.

Помимо постепенного перехода от одних методов лечения к другим, имеется в виду создание специальных переходных режимов. Принцип ступенчатости послужил основанием для разграничения системы реабилитационных мероприятий на 3 основных этапа.

Первый этап- восстановительная терапия - предполагает использование мероприятий, предупреждающих развитие дефекта, инвалидизации, а также устранение или уменьшение этих явлений. На первом этапе осуществляется психологическая подготовка больного к восстановительному лечению, составляется план мероприятий, отвечающий характеру заболевания, выраженности дефекта, учитывающий психологические особенности больного, его профессиональный опыт до болезни, его внутрисемейные отношения и пр. Больным, у которых имеются тяжелые физические дефекты, особенно двигательные, назначаются соответственно лечебные процедуры, направленные на восстановление элементарных движений. Вместе с тем, уже на этом этапе больной должен тренировать навыки самообслуживания и профессиональные, для того, чтобы с самого начального периода реабилитации воспитывать направленность на достижение ее конечных целей - приспособление к полноценной жизнедеятельности и активному труду. Учитывая незакончившийся патологический процесс, на фоне которого наступили те или иные нарушения функции, значительную выраженность последних, на первом этапе в восстановительном комплексе еще значительное место занимают биологические, в том числе лекарственные формы лечения. Подбор медикаментозных средств и других лечебных воздействий базируется на данных объективного исследования больного, которое должно носить всесторонний характер, осуществляется по определенной схеме и, помимо клинического, включает различные инструментальные методы и экспериментально-психологические исследования.

Второй этап, обозначаемый реадаптацией, предусматривает приспособление больного к условиям внешней среды. На этом этапе психосоциальные методы являются доминирующими. Психотерапия используется широко в качестве метода, опосредующего и потенцирующего все другие восстановительные мероприятия. По мере повышения активности больных групповые формы психотерапии становятся ведущими. У больных с наличием стойких нарушений тех или иных функций применяется целенаправленная аутогенная тренировка.

Проводится специальная воспитательная работа с больными и их родственниками с целью создания правильных внутрисемейных отношений после возвращения больного из стационара. Особенно важное место отводится трудовой терапии, которая в условиях реабилитационного стационара должна способствовать тренировке сохранных профессиональных навыков, воссозданию утраченных, трудовому обучению и переобучению при невозможности восполнить профессиональный дефект.

На этом этапе трудовая терапия преимущественно осуществляется в специально оборудованных трудовых мастерских. В комплекс занятий трудотерапией у больных со значительными двигательными расстройствами включается восстановление и тренировка навыков самообслуживания.

Второй этап характеризуется наращиванием объема и расширением задач других восстановительных мероприятии. Занятия лечебной физкультурой, по мере улучшения общей моторики включают тренировку сложных двигательных актов в дефектных конечностях, упражнения на координацию, обучение и тренировку навыков самообслуживания, позволяющих полностью освободить больных от ухода за ними после выписки. Помимо целенаправленных гимнастических упражнений в комплекс лечебной физкультуры включаются спортивные игры, плавание, прогулки на свежем воздухе, ходьба на лыжах. Групповые занятия лечебной физкультурой являются ведущей формой на втором этапе. Индивидуальные занятия проводятся с больными, у которых сохраняются значительные дефекты тех или иных функций. По мере оживления моторики и исправления локальных дефектов больные шире включаются в терапию занятостью и различные культурные мероприятия (просмотр кинофильмов, посещение концертов и др.). Физиотерапия и массаж используются в зависимости от клинических показаний. Лекарственная терапия носит преимущественно корригирующий характер.

Третий этап - реабилитация в прямом смысле этого слова. Задачами этого этапа являются бытовое приспособление больных, профессиональная ориентация и восстановление их доболезненного (преморбидного) социального положения в семье и обществе в целом. Мероприятия третьего этапа носят преимущественно социальный характер, осуществляются они после выписки больного из реабилитационного стационара.

Нетрудоспособные больные с тяжелыми физическими дефектами включаются в домашний труд, с менее тяжелыми нарушениями функций - выполняют общественно полезный труд на дому, в лечебно-производственных мастерских, в специальных цехах для инвалидов на производстве. Лица, хорошо восстановившие или компенсирующие дефектные функции, возвращаются к работе в прежней профессии. С целью поддержания общего и эмоционального тонуса больного, восстановления и тренировки нарушенных функций больные продолжают систематические занятия лечебной физкультурой на дому с периодическим проведением повторных курсов направленной лечебной гимнастики по показаниям в поликлинике. Лекарственная и физическая терапия - профилактическая и поддерживающая. На этом этапе важной составной частью реабилитационной программы является диспансерное наблюдение за больными, патронаж на дому, работа с родственниками. Ответственная роль во внебольничных формах реабилитации принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Внебольничная работа предусматривает посещение больных специальными патронажными медицинскими сестрами, на обязанности которых лежит установление тесного контакта с родственниками больного, оказание им помощи в правильной организации режима дня больного в домашних условиях. Медицинские сестры оказывают помощь в составлении распорядка дня, перечня поручаемых больному обязанностей, правильного распределения нагрузки. Патронажные медицинские сестры осуществляют также обследование больных в условиях производственной деятельности. Работа патронажной сестры является тем звеном в системе реабилитации, которое способствует восстановлению социальной и общественной ценности больного. В обязанность медицинского персонала реабилитационных учреждений на внебольничном этапе входит организация правильного отношения к больным со стороны окружающих не только в семье, но и в бывшем рабочем коллективе. Культуротерапия сохраняет свое значение и после выписки из стационара. На вне-больничном этапе следует разнообразить ее формы. Важное значение приобретает, в частности, клубная работа. В условиях клуба, организованного для больных, имеется возможность общения их друг с другом, организации активного отдыха, прогулок, различных форм внетрудовой занятости в виде кружковой работы, лекций, посещения театров, кинотеатров и пр. Клуб для больных целесообразно организовывать при поликлиническом реабилитационном отделении, где больные одновременно могли бы получить необходимую медицинскую консультацию.

Восстановительное лечение может проводиться всем больным, однако его уровень и степень допустимой нагрузки определяется клиническим состоянием больного. Поэтому при направлении больных в реабилитационный стационар и составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий следует учитывать факторы, влияющие на их эффективность. Возраст больных имеет значение для исхода восстановительного лечения, последнее протекает успешнее у лиц более молодого возраста, после 50 лет эффективность восстановительного лечения снижается. Имеет значение характер течения основного заболевания (сосудистого процесса, инфекции и др.) и тяжесть вызванного им поражения. При тяжелых формах сосудистых, травматических, воспалительных поражений показатели восстановительного лечения значительно ниже, чем у лиц с компенсированным течением основного заболевания. Восстановление дефектных функций находится в прямой зависимости от исходной их тяжести. Эффективность реабилитации снижается при наличии комбинированного нарушения различных функций: например, сочетании двигательных расстройств с речевыми, нарушением мышечно-сустав-ного чувства. Ухудшают прогноз реабилитации вторичные осложнения (артралгии, контрактуры, пролежни), психические нарушения, сопутствующие соматические заболевания. Давность сформировавшегося дефекта имеет меньшее значение для исхода реабилитации. На эффективность реабилитации оказывают влияние особенности личности больных и активность их участия в восстановительных мероприятиях, что должно учитываться при составлении плана лечения.

Таким образом, система лечебных мероприятий, основанная на главных принципах реабилитации, позволяет восстановить не только физическое здоровье, но и социальное и трудовое положение больных в обществе. В процессе комплексного, дифференцированного, индивидуально подобранного восстановительного лечения учитывается не только характер болезненного процесса и его последствий, но и особенности каждого больного, как личности, для которой заболевание создает новые жизненные проблемы, требующие содействия в их разрешении. Такой подход к составлению реабилитационной программы способствует наиболее полноценной функциональной компенсации, обеспечивающей возврат в трудовой строй даже людей с тяжелыми физическими дефектами.

Все описанные мероприятия имеют конечной целью восстановление социального и трудового статуса больного. Ограничение восстановительных мероприятий воздействием на дефектную функцию не решает главной задачи реабилитации и снижает ее эффективность.

Большая роль в организации и осуществлении лечебно-восстановительных мероприятий отводится среднему медицинскому персоналу. Правильное понимание и выполнение возложенных на него задач и обязанностей способствует более эффективной реабилитации больных.

Для обеспечения полноценной реабилитации работа медицинского персонала не ограничивается стационаром, она распространяется и на внебольничный участок. Содействие больному в приспособлении к труду и быту - ответственная и важная задача, обеспечивающая достижение конечной цели реабилитации.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Реабилитационные мероприятия при заболеваниях нервной системы" и другие

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.Если кратко, то абилитация (отлат. habilis - быть способным к чему-либо) -первоначальное формирование способности к чему- либо.

Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни,травмы и др. .

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровьяВ стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

  1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
    2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
    3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
    4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса.

Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть абилитация - это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития. Абилитация - многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.Задача и абилитации, и реабилитации - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

(см. текст в предыдущей)

(в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

(часть первая в ред.

(см. текст в предыдущей)

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Чепурышкин И.П.

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.

В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

В материалах пособия «Совершенствование образования» . Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья» поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».

Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско.

И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом интернатном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве; а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.

Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу.

Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.

Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, — разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, — формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 2000. — С.337-347.
  2. Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис…канд.пед.наук. — Ижевск, 2006.- 28с.
  3. Improving Education.

    T he Promise of Inclusive Schools.

Библиографическая ссылка

Чепурышкин И.П. АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 53-54;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7865 (дата обращения: 05.06.2018).

По большому счету, абилитация инвалидов практически очень напоминает уже знакомую нам реабилитацию. По своему назначению абилитация отличается от реабилитации только субъектом — человеком, инвалидом, в отношении которого она осуществляется.

Означает этот термин приспособление инвалидов к жизни в условиях инвалидности в неприспособленной или мало приспособленной для этого окружающей среде. Но если реабилитация предусматривает возвращение человеку утраченных в связи с инвалидностью возможностей, которыми он обладал ранее, до инвалидности, то абилитация является процессом первичного образования таких навыков у человека, являющимся инвалидом детства, у которого навыков жизни без инвалидности просто нет.

Процесс абилитации, как и реабилитации, включает в себя как выработку и тренировку необходимых навыков у самого инвалида (в этом различия могут быть очень большими, поскольку обучить новым навыкам нужно человека, который им вообще никогда не обладал), так и приспособление окружающей его среды к более приемлемым для него условиям — так называемое создание "доступной среды" — это целый комплекс социальных, медицинских, технических, юридических и прочих мероприятий.

Кстати, абилитация совсем не так нова, как кажется. Еще в советские времена инвалидов детства, имеющих врожденные дефекты, не дающие им жить нормальной жизнью, вполне успешно обучали необходимым навыкам. Были специальные методики даже обучения слепоглухонемых детей, причем весьма эффективные. Правда, за последние четверть века эти методики, мне кажется, утрачены, но опыт и специалисты еще остались…

Что касается программ абилитации таких инвалидов, то ни о каких новых положениях в этом вопросе я пока не слышал, а до сих пор этот процесс протекал так же, как при разработке программы реабилитации — программа разрабатывается на основе медицинских показаний в период назначения инвалидности и выдается инвалиду, его опекуну или соцработнику в момент назначения инвалидности.

Имеются знакомства с экспертом

Что такое "абилитация инвалида"?

Каких инвалидов касается новый термин?
Когда будут составлять и выдавать программы абилитации инвалидов? Что положено по такой программе?
Будут ли выдаваться средства для абилитации, какие?

Loading...Loading...