Зпр как нарушение темпа психического развития. Определение зпр у детей: симптоматика и методика лечения. Что включают корректирующие программы

Задержка психического развития

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память , внимание , мышление , эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости .

Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.

  • Синдром психического инфантилизма
  • Церебрастенический синдром
  • Гипердинамический синдром
  • Психоорганический синдром

Причины ЗПР выделяют следующие:

  1. Биологические:
    • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
    • недоношенность;
    • асфиксия и травмы при родах;
    • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
    • генетическая обусловленность.
  2. Социальные:
    • длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;
    • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Классификации

Наиболее часто употребляемыми классификациями в отечественной психологии являются:

  • Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой ( , )

В исследованиях, проведённых в - гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде городов и сельских местностей СССР (Москва , Иркутская область , Литва , Армения), у 5,8 % всех учащихся младших классов было диагностированно ЗПР. На материалах этих исследований М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.

  1. Неосложненный психофизический и психический инфантилизм
  2. «Вторичная» ЗПР , вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза , в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.

В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:

  1. ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм , по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой).
    «Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста ». Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.
    Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловленно наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития (А. Ф. Мельникова, 1936; Г. Е. Сухарева, 1965). Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия (Г. П. Бертынь () об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов)
  2. ЗПР соматогенного происхождения.
    Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности »
  3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:
    1. Недостаточная опека, безнадзорность . Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.). У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
    2. Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи» . Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность, и т. д. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма .
    3. Развитие личности по невротическому типу . Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности . Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи , а не достижению успеха, следовательно такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.
  4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.
    При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.

Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

  1. Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);
  2. Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
  3. ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),
  4. ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).

Межличностное общение

У дошкольников с задержкой психического развития неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты .

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

Литература

  1. К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития»
  2. Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия. - 2004. - № 1. - С. 63 - 68.
  3. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 2. - С.53 - 54.
  4. Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 2006. - № 1. - С. 62 - 65.
  5. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, 2004. - 126с.
  6. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. - М.: Академия, 2003. - 480с.
  7. Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. - М.:Просвещение, 1993. - 209с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

У крохи ЗПР (задержка психического развития)

У КРОХИ ЗПР: БЕЗ ПАНИКИ! (Наш особый ребенок)

Представьте: Вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, и Ваш любимый кроха, такой родной и самый-самый умненький – не может ответить почти ни на один вопрос. На детской площадке, в кругу таких же мамочек Вам никогда не приходится похвастаться его успехами: «А мой-то – представляешь! – уже буквы в слоги складывать научился, и все сам, без помощи!» В садике вашего карапуза редко хвалят, и то – за примерное поведение на занятиях. А откуда возьмется «не примерное», если он и ответить-то ничего не может. Люди помягче только головами качают, а кто и бросит сгоряча: «Ну, что за дурачок!»

К сожалению, попасть в разряд «дурачков» малышам становится все проще. Требования к интеллектуальной состоятельности и успешности ребенка растут, а отношение общества к «неудачникам» находится по-прежнему на уровне людей каменного века. Такое «антигуманистическое», подчас граничащее с жестокостью, отношение людей к детям, «не тянущим» школьную программу, продиктовано не только дремучей невежественностью наших мам и пап. Корни непримиримости к любому отклонению всегда лежат во внутреннем страхе: «А вдруг и с моим такое случится?». Однако, если повесить «ярлычок», отмахнуться от проблемы, то и не страшно: «У Кати ребенок – дурачок, а у меня – слава Богу! – умница». Автоматически делается вывод, что и с Катей тоже не все в порядке.

Однако, вся ирония заключается в том, что все мы, попадая в разные жизненные обстоятельства, часто выглядим «дурачками»: провалились на экзаменах, уволили с работы, поддались на уговоры «лохотронщиков». Разве это говорит о нашей интеллектуальной несостоятельности? Даже если уровень IQ у Вас и у Вашей соседки с разницей в 20 баллов (не в пользу соседки), никому не придет в голову, что у нее в жизни одни неудачи и глупости происходят. Полно «ограниченных» людей с высшим образованием, на хорошей работе. Абсолютно также надо рассматривать деток с неприятным, но не окончательным диагнозом ЗПР: задержка психического развития. Грамотные психоневрологи и дефектологи никогда не поставят этот диагноз раньше 7-8 лет, однако, чуть ли не пятая часть ребятишек-дошкольников ощущает на себе все последствия неосторожных слов врачей. Как известно, всем нам, мамочкам, приходится быть не только грамотными поварихами, диетологами и педагогами, но и дефектологами, если жизнь так повернулась. Реакция мамы на слова специалиста о возможной ЗПР может быть разной. От протестной («Не может быть! Вы плохой специалист, пойду к другому!») до индифферентной («Ну, что ж… Ничего страшного»). Очень редко мама правильно реагирует на результаты обследования: сначала она глубоко переживает ситуацию, а потом начинает методично собирать всю информацию о проблеме и работать вместе со своим малышом над исправлением нарушенного развития.


Сюжет «Первого канала» снятый в детском клубе «Успех» о детях с ЗПР
(задержкой психического развития)



Дмитриева Дарья, логопед-дефектолог детского клуба «Успех»: с появлением гаджетов в семье, кардинально меняется взаимоотношение между родителями и детьми. Легче дать ребенку в руки планшет, чем лишний раз поговорить. Это очень сильно тормозит развитие детей, а матерям облегчает жизнь. Грубо говоря, когда дети просят внимания, родители переключают их на телевизор, планшет или телефон. Ребенок в этот момент перестает развиваться. Что делать, если ребенок не начал разговаривать вовремя? Первый и самый верный шаг - сразу обратиться к специалистам.

Предупрежден – значит, вооружен

Задержка психического развития - это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении и воспитании в детском или подростковом возрасте.

Прежде всего, помните, что задержка психического развития – это всего лишь задержка. Стоя в пробке на шоссе, Вы точно знаете, что скоро поедете дальше. ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. ЗПР – это не умственная отсталость. Чем же отличаются эти два диагноза?

  1. Умственная отсталость (УО) не исчезает бесследно, ребенка можно лишь очень хорошо адаптировать к жизни и труду. Возможности такого малыша имеют свой «потолок». Например, даже в 15 лет подросток с УО не поймет переносный смысл фразы «Под лежачий камень и вода не течет». Абстрактно-символическое мышление никогда не сформируется до нормального уровня. Ребята с ЗПР полностью компенсируют свой недостаток в процессе специального обучения. Вырастают в обыкновенных людей, которые в состоянии овладеть любой профессией и успешно трудиться.
  2. Мозг малыша с УО пострадал глобально, то есть задетыми оказались все высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-личностная сфера. У ребенка с ЗПР лишь частичное поражение тех или иных структур мозга и не настолько глубокое.
  3. Уровень обучаемости ребят с УО и ЗПР абсолютно разный. Если вовремя начать заниматься с ребенком с ЗПР, он может достигнуть уровня развития нормального малыша его возраста. При УО это невозможно.

Трудно точно сказать о причинах возникновения ЗПР. К ним относятся абсолютно все «вредности» внутриутробного развития: болезни и стрессы беременной мамы, травмы плода, курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы. Неприятности в родах, конечно, тоже могут стать виновниками отставания в развитии крохи. Очень важны и первые месяцы его жизни: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить. Отдельная причина и даже плодородная почва для любых задержек развития – это неблагоприятное окружение в семье: родители-алкоголики, физические наказания, вербальная грубость взрослых (угрозы, окрики, мат), примитивность их желаний и устремлений, неправильное воспитание. Ничто не может расти и развиваться без любви. Детки – особенно.

Чудеса, да и только!

Самое поразительное в дефектологии – это непредсказуемость развития конкретного малыша. Учение о компенсации и сверхкомпенсации, изложенное еще Л.С. Выготским, наглядно показывает нам, что чудеса случаются. Например, малыш, родившийся с асфиксией (удушьем), и получивший вследствие этого органические поражения мозга, по определению должен иметь те или иные отклонения в развитии: нарушение речи, возможно, умственную отсталость, а, может, он будет просто гиперактивным и невнимательным. Но никто и никогда не сможет точно предсказать, как организм такого крохи справится с родовой травмой, как сумеет преодолеть и побороть недуг. Очень часто такие ребята хорошо развиваются уже на 1-м году жизни, а при правильном воспитании, основанном на любви и поддержке мамы и папы, такой малыш, возможно, будет ничем не отличаться от своих сверстников. Организм крохи компенсировал проблему (травму), полученную в родах. А в случае со сверхкомпенсацией, ребята, родившиеся, например, с врожденной глухотой, обнаруживают с возрастом гениальные способности, например, к рукотворчеству, и становятся знаменитыми художниками, скульпторами, дизайнерами. Организм не только приспособился к глухоте, но и открыл те скрытые возможности, которые не открылись бы, родись малыш слышащим.

Давайте разберемся

Задержка психического развития бывает разной. Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга. Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью), как будто «засыпают». Часть из них можно «разбудить» и заставить работать, а некоторые – нет. А ведь можно обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, и помочь организму скомпенсировать дефект, если сам он не справляется. Именно по такому принципу работают дефектологи. В случае с ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство и слаженная работа многих специалистов на протяжении многих лет.

Также выделяют ЗПР у деток, ослабленных бесконечными болезнями. Как развиваться мозгу, если организм регулярно сотрясают тяжелейшие инфекции? Здесь уже на первый план для организма выходит спасение самого себя, и все жизненные силы уходят на это. Такой малыш и выглядит бледненьким, худеньким, вялым, будто витающим в облаках. Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и много-много страха. Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психотерапевта или психолога, а обучение ребеночка нужно налаживать в условиях и больницы, и санатория. Лишние лекарства для преодоления ЗПР здесь ни к чему: бедный малыш и так их переел.

Но, не смотря на такие трудные случаи, все-таки, самой тупиковой, на взгляд дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением. Вообще, низкий социо-культурный уровень родителей повысить нельзя никакими способами. Опыт показывает, что устоявшиеся традиции воспитания в таких семьях настолько сильны, что не поддаются изменению ни беседами, ни рекомендациями, ни предупреждениями. Как правило, мама вообще плохо понимает, что ее ребенок отстает от сверстников, а если понимает, то ничего не делает. Очень обидно, когда ЗПР приобретенная, когда малыш просто «отупел» от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений.

Тестируемся сами!

Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его маленьким достижениям все больше растут. Приблизительно в 2-3 года у внимательной, чуткой мамы закрадывается подозрение, что «что-то не так». К 4 годам обычно ребеночка консультирует логопед или невропатолог, редко – дефектолог. В 5-6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развитии эмоционально-волевой сферы.

К сожалению, у родителей не всегда есть возможность показать своего малыша врачу или дефектологу. Но беспокойство за судьбу крохи все равно есть! Как же понять родителям, далеким от дефектологии, что происходит с их маленьким человечком? Как определить самостоятельно, есть ли у него ЗПР или нет, а может, стоит подозревать нечто более серьезное. Вот несколько тестов, которые помогут если не успокоиться маме и папе, то, по крайней мере, разобраться в проблеме и вовремя начать оказывать помощь ребенку:

Тест №1: основан на простейших наблюдениях за крохой на первом году его жизни. Записывайте все главные «ступеньки» развития малыша: когда начал держать головку (это должно произойти не позднее 1,5 мес.), когда начал переворачиваться (в 3-5 мес.), хватать игрушку (примерно в 4 мес.), когда начал сидеть (не позже 8 мес.), вставать (8-10мес.), ходить (самое позднее – в 1г. 2мес.). Каждая мамочка с нетерпением ждет первых слов крошки: гулить малыш должен уже в 2 месяца, а лепетать – с 6-8 мес. Показывать пальчиком на предмет или человека, пытаться слогом или звуком назвать его – в 10-12 мес. Первое «мама» Вы должны услышать примерно в первый день рождения малыша. Если все эти возрастные рамки сильно растянуты, а малыш малоэмоционален, долго не узнает близких – есть повод для беспокойства.

Тест №2: для малышей 9-10 месяцев очень хорошим показателем своевременного развития крохи служит игра в «Ку-ку». Всем мамам она прекрасно известна. Вы прячете на глазах у ребенка под коробочку игрушку. «Где киска?» – удивляетесь Вы. Девятимесячный малыш должен с уверенностью первооткрываетеля убрать коробочку с киски и чрезвычайно обрадоваться найденному. Малыш уже «видит» сквозь стены, то есть он уже понимает, что данная игрушка не исчезла бесследно. Формируются простейшие мыслительные навыки.

Тест №3: подойдет для малышек от 1 до 1,5 лет. Самое простое, что поможет Вам «схватить» проблему вовремя, это оценить речевую и двигательную активность малыша. Если он с интересом наблюдает за новой игрушкой или предметом, пытается схватить ее, попробовать на вкус; если он громко возмущается, например, во время массажа, и радостно «агукает» и тянется ручками к мамочке, вернувшейся с работы; если, играя сам с собой, все время что-то «бубнит» или «мычит» себе под нос – то развитие крохи идет, скорее всего, по возрасту. Если активность (в том числе познавательная) невысока, нет интереса к окружающему миру, бейте тревогу.

Тест №4: для ребятишек от 2 до 3 лет. Всем прекрасно известны игрушки, где в отверстия нужно вставлять подходящие по форме фигурки. Для теста можно взять, например, «активный куб», с каждой стороны которого прорезаны такие отверстия. Такой куб легко разбирается, и для теста мы возьмем самую простую его часть: с кругом, квадратом, треугольником. Положите перед малышом сторону куба и 3 фигурки, подходящих к ней. Понаблюдайте, что он будет делать. Если игра ему не знакома – сначала научите его правильно вкладывать геометрические формы. Затем предоставьте ему самому справиться с задачей. Очень важно определить, как малыш умеет обучаться, как применяет полученные от взрослого знания. Если вложить фигурки удалось – нет и речи о грубых отставаниях в развитии. Если даже после многократных проб кроха не справился с заданием – стоит обратиться к хорошему психоневрологу или дефектологу.

Тест №5: для ребят от 3 до 5 лет. Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития здесь становится речь. По тому, как, что и сколько малыш говорит, можно понять очень многое. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем, услышать грамматические и звукопроизносительные неточности, определить уровень понимания обращенной речи, всех тонкостей и оттенков смысла. Полностью такую диагностику должен проводить логопед, но кое-что сделать под силу и родителям. Попросите малыша объяснить, что такое пылесос, компьютер, закат, гроза, транспорт. Поймете ли Вы его объяснения? Конечно, маленький кругозор ребенка еще не показатель наличия у него ЗПР, но в совокупности с другими «подводными камнями», он лишь подчеркивает имеющуюся проблему.

Тест №6: для ребятишек 5-6 лет. Требований к психическому, в том числе и интеллектуальному, развитию пятилетки так много, что в разряд ЗПР можем попасть и мы с Вами. Однако, здесь мы ограничимся самыми яркими признаками задержки, на которые нельзя не обратить внимания.

  1. СЧЕТ: Ребенок 5 лет должен не только уверенно считать до десяти, но и выполнять простейшие вычислительные операции на сложение и вычитание. Поиграйте: положите на свою ладошку 3 шарика, покажите их малышу, пусть посчитает. Сожмите руку в кулак и спрячьте за спину. За спиной переложите 1 шарик из одного кулака в другой и покажите малышу ту же ладошку, но уже с 2 шариками. Вторую руку держите в кулаке перед ребенком. « Как ты думаешь, сколько шариков в кулаке?» Посчитав 2 оставшихся шарика, ребенок пяти лет должен уверенно сказать, что в кулаке спрятан 1 шарик. Если ему трудно не то, что шарики считать, а вообще сосредоточиться на задании, если даже счет до 5 вызывает трудности – срочно спешите к специалистам.
  2. ФОРМА И РАЗМЕР: Ребеночек уже в 3 года понимает, где «один», а где «много», где нарисован круг, а где треугольник, где большое яблоко, а где маленькое (все, что побольше – всегда надо для себя припасти). Если в 5 лет ребенку трудно даются эти понятия, он не может запомнить названия геометрических фигур, цифры, буквы – есть все основания предполагать у него наличие ЗПР. Также ребята с ЗПР не умеют в 5 лет правильно собирать пирамидку из 8-10 колец. Понятия величины, размера плохо формируются, с задержкой.
  3. ЦВЕТА И ОТТЕНКИ: Считается, что в 2 года кроха уже в состоянии находить предметы одного цвета, а в 3 года узнавать и называть основные цвета: красный, синий, желтый. Представляете, каково малышу, если ему уже 5 лет, а цветов он не знает? В садике смеются, мама сердится, а дедушка только руками разводит. А что делать, если малыш просто не может запомнить и отличить цвета один от другого? Надо помочь крохе и начать работу по установлению причины такой задержки в развитии и начинать заниматься. Никогда не поздно это сделать – и в 2 года и в 6 лет.
  4. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В 5-6 лет вышеназванная деятельность много расскажет нам о малыше. К ней относятся рисование, лепка, конструирование, то есть все виды деятельности, где ребенок самовыражается. Но если запас образов в памяти невелик, все время ускользают детали объектов – никогда не получится красивый, правдоподобный рисунок или постройка. Стоит волноваться, если 5-летний карапуз все еще рисует «головоногов», то есть людей без туловища, бесконечные «каляки-маляки», а при выполнении мелкой работы его пальчики дрожат, нажим на карандаш слабый. Частенько такие ребята никак не усвоят написание даже простейших букв: палочки рисуют в разные стороны, да еще и справа налево. Обычно и координация движений оставляет желать лучшего.

Кто поможет?

Если у родителей закрались подозрения о недостаточно хорошем развитии малыша, для начала им нужно посетить психоневролога. Не невропатолога, а именно психоневролога. Если врач является хорошим специалистом, он не будет рубить сплеча и вовсю раздавать диагнозы, один другого страшнее. Такому врачу верить не стоит: нарушенное развитие – это не очевидная болезнь органа, такое нарушение нужно еще и доказать. Конечно, опытный врач сразу заметит неладное у ребенка 5-7 лет, но даже в этом случае нужно пройти ряд обследований, на основании которых психоневролог и сделает окончательный вывод. На первом приеме у врача (да и у логопеда, у психолога, где угодно!) многие детки стесняются, замыкаются, ведут себя не совсем адекватно, что, конечно же, сказывается на результатах обследования. Как часто врачи, не подумав, вешают ярлык такому малышу «аутизм», «олигофрения», «алалия» (отсутствие речи). Каждый родитель обязан защищать своего ребенка, в том числе и от поспешных выводов горе-врачей.

Итак, с чего начнем?

Допустим, что психоневролог оказался добросовестным специалистом и заподозрил ЗПР у вашего 5-летнего малыша. В этом случае, врач обязан собрать анамнез, то есть расспросить Вас о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни Вашего крохи. На основании даже этой первой беседы, он может попросить Вас сводить ребенка на ЭЭГ (электроэнцефалограмму) или эхо-ЭЭГ (это исследование считается более точным). Также Вам необходимо будет посетить ЛОР-врача, чтобы исключить нарушение слуха (у слабослышащих ребят ЗПР возникает вследствие этого дефекта). Затем – окулиста (и у слабовидящих ребятишек бывает ЗПР как вторичное нарушение развития). Ну, и конечно, нужно пройти тщательное обследование у логопеда. Логопед должен уточнить, есть ли у ребенка ЗРР (та или иная задержка развития речи). Если ее нет, то ни о какой ЗПР и говорить не приходится. Если у Вас есть возможность, сходите еще к хорошему (то есть опытному и доброму) дефектологу. Он не только еще раз подтвердит или опровергнет диагноз ЗПР, но и сможет разобраться, что вызвало ЗПР: бывает, что ЗПР выступает как самостоятельное нарушение развития, а бывает, что вследствие, например, педагогической запущенности. Также дефектолог определит, какой именно вид ЗПР у малыша: органического происхождения, соматического или социального. Все это важно для планирования работы, ведь в каждом случае коррекция разная.

Если ЗПР есть

Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь эта проблема хорошо поддается коррекции. Например, у хорошего дефектолога из 10 детей в группе к школе у восьмерых снимают этот диагноз. Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений, и все обследования пройдены. Родители такого малыша имеют право на зачисление в группу для детей с ЗПР, которые обычно комплектуются в обычных садиках. Например, в садике 8 групп, две из которых – для деток с ЗПР. Туда набирают не более 10 человек. И тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу. Помимо дефектолога с ребятами занимается логопед (часто эти должности совмещаются одним человеком). Психолог также обязан быть при такой группе. Все остальные занятия проводит воспитатель так же, как и в обычных группах. Специальной программы, утвержденной Министерством образования, нет. Детей регулярно обследуют перечисленные специалисты, делают промежуточную диагностику для того, чтобы определить динамику развития каждого ребенка, стараются работать сообща.

В целом, в задачи специалистов входит развитие мышления, памяти, внимания деток до максимально возможного уровня, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Разумеется, ребят обучают грамоте и азам математики. Большое внимание уделяется работе с родителями. Очень малорезультативны занятия с детками, чьи родители игнорируют родительские собрания, домашние задания дефектолога, советы психолога и воспитателей. Как правило, такие ребята оказываются недостаточно подготовленными к школе, даже если с ними занимались первоклассные специалисты. Если малыш по результатам тестирования школьного психолога однозначно не сможет хорошо учиться в 1 классе обычной школы, то это не повод для паники. Очень многие мамы и папы даже просят определить их чадо в класс коррекции (или выравнивания, что одно и то же). Такие классы, к сожалению, есть не в любой школе, хотя потребность в них огромна. Не редки случаи, когда родители начали заниматься развитием ребенка лишь, когда ему исполнилось 6 лет. Но что можно успеть сделать в садике за 1 год? Практически ничего. Часты случаи, когда ребеночку никак не могли поставить точный диагноз, как мама не билась. Слыша от врачей и логопедов одно и то же: «Ничего, приходите в 5 лет. Сейчас все дети поздно начинают говорить», родители нередко пребывают в заблуждении. А если при этом еще и малыш крайне болезненный, то какой уж там садик! Вот так и получается, что к 7 годам встает вопрос о том, где учиться малышу: в обычном классе или в классе выравнивания. В таком классе очень щадящая обстановка, хотя программа обучения такая же, как и у всех. В классе 10-12 человек, у учителя есть возможность уделить внимание каждому ученику. Обязательно с маленькими учениками работает логопед и психолог. После начальной школы, то есть после 4 класса, дети переходят в обычный 5 класс, и учатся там, как и остальные школьники. «Выравнивание» успешно закончилось.

Расширяем границы

Как ни странно, но с ребятами с ЗПР очень интересно заниматься и маме, и специалисту. Приятно видеть результаты своих трудов, а они видны практически сразу. Налаживая жизнь и обучение такого малыша дома, ответственная мама всегда воспользуется Интернетом и найдет массу всего интересного и полезного для своего карапуза. Многие мамочки так увлекаются новыми образовательными технологиями, что впоследствии идут учиться на дефектологический факультет институтов. И эти мамы всегда становятся самыми лучшими, прогрессивными педагогами, работающими « с душой». Но все же не стоит излишне увлекаться новомодными идеями. Давайте разберемся, от каких распространенных педагогических систем и методик вред малышу с ЗПР, а от каких – польза.

Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для деток с особенностями в развитии. Дело в том, что только здесь обобщен весь мировой опыт педагогических новаций, проверенных временем. Научно обоснованная, до мелочей выверенная, система Марии Монтессори не перестает удивлять дефектологов и логопедов. Родители не только удивляются, но и активно принимают ее. Здесь Ваш малыш с ЗПР получит уникальную возможность работать и развиваться по своим внутренним законам. Наблюдение для Монтессори-педагога – главный инструмент в работе. Наблюдая за каждым малышом, педагог составляет его психологический и личностный «портрет», намечает план работы и вместе с ребенком воплощает его в жизнь, где-то направляя малыша, а где-то предоставляя ему справляться самому. Именно такой подход позволит сделать из малыша не покорного ученика-исполнителя, а человечка, который демонтстрирует все свои скрытые возможности, самостоятельную личность. Об интеллектуальном развитии в таких группах и говорить не приходится. Все выпускники всегда готовы к школе, читают, пишут, оперируют с многозначными числами, умеют работать как самостоятельно, так и в команде.

А вот Вальдорфская педагогика не очень подходит для таких ребят как педагогическая система. Здесь учитель выступает в своей авторитарной, главенствующей роли, где ученику отведена роль слушателя-исполнителя. Личность ребенка с ЗПР очень своеобразна, ее легко подавить. Многие ребята страдают еще и инфантилизмом, с которым можно бороться только, предоставляя ребенку больше свободы в выборе и самостоятельности. В Вальдорфских садиках это, к сожалению, сложнее реализовать.

Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А. Зайцева. «Кубики Зайцева» – адекватная образовательная технология, особенно для ребят с ЗПР. Мало того, что по «Кубикам» малыши учатся читать быстрее даже своих сверстников, так еще и само обучение проходит радостно, насыщенно, с «беготней». Качество обучения очень высокое: уже в 5 лет ребята с ЗПР будто сами, без принуждения, узнали, что такое ударение, заглавная буква, точка, а правила жи-ши, ча-ща, чу-щу вообще не подвергаются сомнениям. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны, с трудом усваивают понятия «буква», «слог», «слово». «Кубики» – единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной игровой форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

Большой вред для «особенных» малышей приносит обучение чтению по методу Глена Домана . Эти занятия даже «обучением грамоте» нельзя назвать, т.к. как раз грамотными дети и не становятся. Обучаясь по этой методике мозг ребенка «загружают» однотипной информацией: зрительными образами слов на карточках. В принципе, сама идея не нова: глобальное чтение испокон веку использовалось в обучении глухих детей. Но всегда (!) на определенном этапе от глобального чтения отходят, чтобы дать ребенку почувствовать сам язык, во всем своем многообразии языковых форм. Предъявляя ребенку карточки со словами, исключается сама возможность усвоения окончаний (падежей, родов, числа). Ребенок воспринимает слово как картинку, которую просто «узнает» из ряда остальных. Для малыша с ЗПР такой подход губителен. Мало того, что памяти ребят с ЗПР никогда не осилить такой объем «картинок», так еще и развитие речи страдает. Словарь у малышей бедный, огромное количество аграмматизмов (неверное употребление как раз окончаний, суффиксов, ударений, недопонимание взаимосвязи слов в предложениях). Очень важна работа по осмысленному обучению грамоте, в процессе которой ребенок наглядно видит, как изменяются слова, как получаются новые: КОТ – КОТЕНОК – КОТЯТА; ЕХАТЬ – ПРИЕХАТЬ – УЕХАТЬ; СНЕГ – ПОДСНЕЖНИК – СНЕГУРОЧКА; МЯЧИК – МЯЧИКУ – МЯЧИКОМ – О МЯЧИКЕ и т.д.

Очень хороши для развития ребят с ЗПР некоторые компьютерные программы, например «Игры для Тигры», «Искатель. Фантазер», «Пойди туда –не знаю, куда». А для учеников класса коррекции подойдет, например, полезная программа «Живая планета», которая прекрасно разовьет кругозор школьника.

Во многих детских центрах существуют интересные занятия, которые очень подойдут детям с ЗПР. Например, прекрасно подтолкнут развитие малыша занятия по лего-терапии, сенд-терапия (с использованием песка), игровая терапия, сказкотерапия.

Золотые правила дефектологии

  1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.
  2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны ВСЕГДА есть.
  3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.
  4. Уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.

Главное для родителей малыша с ЗПР – никогда не опускать руки. И тогда, на приеме уже у школьного психолога, да и на детской площадке, Вы сможете по праву гордиться своим малышом и собой гораздо больше, нежели другие: ведь Вы совершили маленький подвиг – изменили судьбу маленького человечка в лучшую сторону!

В этой статье:

Дети с задержкой психического развития как в дошкольном, так и в школьном возрасте требуют особого подхода в воспитании и в обучении. Постоянно растущее число детей с таким диагнозом предполагает разработку новых методик, в соответствии с которыми можно корректировать недостатки в психическом развитии. Поговорим о том, какие особенности имеют дети с ЗПР и как правильно строить работу по их воспитанию и обучению.

Задержка психического развития

Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают синдром временного отставания в развитии как всей психики, так и отдельных ее функций. Второй вариант задержки чаще удается диагностировать только при поступлении малыша в школу. Основными проявлениями в этом случае становятся:

Многолетнее изучение поведения детей с ЗПР позволило получить информацию об основных причинах возникновения проблемы, а также стало стимулом к созданию многочисленных специализированных учреждений как дошкольного, так и школьного типа, где детей обучают по специальной коррекционной программе.

Принято разделять детей с синдромом ЗПР на четыре основных группы.

Первая группа

К первой группе относятся дети с задержкой развития конституционального типа. Основные признаки таких детей - это инфантильность, как психическая, так и психофизическая. Определить их можно по целому ряду внешних признаков. Дети из первой
группы имеют невысокий рост и слишком детские черты лица, сохраняющиеся даже в школьном возрасте.

Наиболее заметным у таких ребят является отставание в развитии эмоционального мира. Они как бы остановились на самой нижней ступени лестницы эмоционального развития. Таким малышам свойственны яркие эмоциональные всплески, частые и резкие перепады настроения, лабильность эмоций. Они больше всего на свете любят играть, причем даже после того, как становятся школьниками.

Вторая группа

Ко второй группе относятся дети с синдромом ЗПР соматогенного типа. Их особенности по большей мере связаны с продолжительными и протекавшими в тяжелой форме соматическими болезнями, перенесенными в раннем возрасте. Речь идет о болезнях дыхательных путей, включая аллергические, а также о проблемах с работой пищеварительной системы.

Затянувшаяся диспепсия в первый год жизни становится одной из основных причин задержки психического развития. Речь идет о таких заболеваниях, как:

  • бронхиальная астма;
  • воспаление легких;
  • нарушения в работе почек;
  • сердечная недостаточность и пр.

В таких случаях особенности детей имеют временный характер и связаны не с недостатками развития центральной нервной системы, а с некоторым отставанием в процессе ее созревания.

Третья группа

К третьей группе принадлежат дети с задержкой развития психогенного характера. Основные причины ЗПР в этом случае связаны с неблагоприятными для развития ребенка условиями воспитания, которые препятствуют формированию полноценной личности.

Когда речь идет
о неблагоприятных условиях, то подразумевается чрезмерная опека, излишняя жестокость или безнадзорность. Последняя вызывает у малыша неустойчивое проявление эмоций с повышенной импульсивностью, отсутствие желания проявлять инициативу, а также задержку интеллектуального развития.

Слишком сильная опека приводит к тому, что малыш вырастает слабой, эгоцентричной личностью, не способной проявлять самостоятельность и мотивировать себя.

Четвертая группа

Представители четвертой группы встречаются чаще всего. Сюда входят дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Основная причина задержки - это тяжелые роды с травмой или асфиксией младенца, перенесенные мамой во время беременности инфекции или отравления.

Также повлиять на задержку могут заболевания нервной системы до двух лет. Чаще всего именно они становятся толчком для развития органического инфантилизма, напрямую имеющего отношение к повреждениям центральной нервной системы органического характера.

Синдром задержки психического развития в эмоциональной сфере

Проявления ЗПР наблюдаются в практически всех сферах деятельности малыша, включая творческую. Дети с подобными отклонениями, например, проявляют минимум интереса к рисованию, что можно заметить при анализе их рисунков. Как правило, работы не имеют какой-либо эмоциональной окраски.

В целом можно
отметить, что состояние эмоционального мира для психического развития является крайне важным. Дети с ЗПР, как правило, проявляют себя слабо организованными, неспособными дать себе адекватную самооценку. Их эмоции неглубокие, изменчивые, поэтому дети подвержены внушению, пытаются найти кого-то, кому можно подражать во всем.

Особенности в эмоциональном развитии ребят с синдромом ЗПР:

  1. Неустойчивая эмоционально-волевая сфера, на фоне чего возникает неспособность сосредоточиться на одной деятельности в течение продолжительного времени. Основная причина проблемы - сниженный уровень психической активности.
  2. Сложности при попытке установить новые контакты, некоммуникабельность.
  3. Целый ряд эмоциональных расстройств, характеризующихся тревожностью, страхами, стремлением к поступкам аффектного характера.
  4. Яркие импульсивные вспышки.
  5. Гиперактивное поведение в обществе.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР, как правило, не могут быть самостоятельными, неспособны контролировать собственные действия, не знают, как дойти до конца, выполняя задания. Им несвойственны легкость и непринужденность в общении.

Наиболее яркие
особенности проявляются в старшем дошкольном и школьном возрасте, когда дети сталкиваются с необходимостью находить решения в различных ситуациях.

Основной задачей специализированных учреждений, направленных на коррекцию поведения детей с ЗПР, является создание для них комфортных условий, способствующих развитию позитивных сторон личности.

Учебная деятельность в жизни детей с задержкой психического развития

Дети с синдромом ЗПР имеют свои особенности, когда дело касается учебной деятельности. В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР способны находить решения в соответствии с уровнем своего возраста, умеют принимать предложенную помощь, осознают смысл картинок, могут уловить сюжет рассказа, понять задачу и найти решение.

В то же время для таких учеников характерны повышенная утомляемость и сниженный уровень познавательной активности.
В совокупности эти особенности становятся серьезной проблемой, тормозящей естественный процесс обучения и развития.

Дети из этой категории хуже усваивают учебный материал, неспособны помнить условие задачи, путают и забывают слова, делают простые ошибки, при этом не могут дать оценку своим действиям. Также они обладают довольно узкими представлениями об окружающем мире.

Ученики с задержкой психического развития неспособны концентрироваться на задании, не соблюдают правила, ищут возможность поскорее переключиться на игровую деятельность. При этом можно отметить, что на начальных этапах занятий они проявляют активность, вместе с классом работая над заданиями, но устают быстрее остальных, выключаются из процесса и перестают усваивать материал, в результате чего увеличиваются их пробелы в знаниях.

Вспомогательная деятельность учителей

Сниженная активность мыслительной деятельности, а также ограниченность таких
важных процессов, как синтез, анализ и обобщение, особенности памяти и слабое внимание должны быть отмечены учителями и воспитателями в дошкольных и школьных учреждениях. Педагоги должны оказывать помощь каждому такому малышу в индивидуальном порядке, обращая внимание на появление пробелов в знаниях, стараясь восполнить их доступными способами:

  • повторно объясняя материал;
  • включая дополнительные упражнения в работу;
  • используя наглядные дидактические пособия и картинки.

Задача учителя – добиться внимания ученика и удержать его во время объяснения материала, мотивировать ребенка к работе на уроке.

Результаты своевременной поддержки детей с ЗПР

В разные периоды обучения каждый из приведенных выше вариантов поддержки может давать свой положительный эффект и помогать добиваться результатов. В результате школьник не чувствует себя в коллективе умственно-отсталым. У него фиксируют некоторое отставание в развитии, имеющее следствием медленное освоение материала, но не более.

В период активной работоспособности у детей с синдромом ЗПР можно наблюдать целый ряд положительных личностных и умственных качеств. Как правило, проявляются они в то время, когда
ребенок получает возможность поработать над интересным для него заданием в приятной и дружественной атмосфере.

В такие периоды, имея возможность получать помощь и поддержку от педагога в индивидуальном порядке, ученик может достаточно легко справиться с заданиями интеллектуального характера, практически не отставая от обычных сверстников. Ему не составит труда провести причинно-следственные связи, определить мораль басни или понять переносный смысл целого ряда пословиц.

Примерно такого же эффекта можно добиться и во время коллективной работы на уроке. Если атмосфера в классе располагающая, ученик заинтересован темой и происходящим вокруг, то он легко усвоит материал, быстро и правильно выполнит задания, адекватно отреагирует на возможные замечания и просьбы внести поправки в работу.

Примерно к 3-4 классу у некоторых детей с ЗПР возникает острое желание как можно больше читать. Чаще всего это заслуга родителей, учителей и воспитателей. В моменты повышенной работоспособности ученики способны подробно пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, выделять главную мысль, делиться эмоциями, вызванными рассказом.

Интересы детей с задержкой психического развития

За пределами школы или детского сада особенности ребят с ЗПР практически незаметны. Они имеют свой круг интересов, таких же разнообразных, как и у обычно развивающихся детей. Некоторые дети могут отдавать предпочтение спокойным и размеренным занятиям, связанным с творчеством, но чаще дети с ЗПР с полным энтузиазмом отдаются именно подвижным играм. Впрочем, как у спокойных, так и у активных ребят фантазия в самостоятельных играх практически не проявляется.

Все без исключения
дети с ЗПР любят бывать на экскурсиях, получают огромное удовольствие от пребывания в театрах, музеях или кино. После посещения они еще несколько дней находятся под впечатлением. С огромной радостью такие ребята воспринимают возможность принять участие в спортивных играх и занятиях, при этом можно отметить у них двигательную неловкость, нарушение координации, неспособность выполнять задания в соответствии с заданным ритмом.

Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР лучше и с удовольствием справляются с работой механического типа, которая не требует умственных усилий, хотя продолжительные механические действия у них также вызывают скуку.

Важность индивидуального подхода в процессе обучения детей с ЗПР

Упомянутые выше особенности детей с задержкой психического развития при мимолетном знакомстве могут показаться незначительными, в результате чего возникнет ошибочное предположение, что такие дети могут обучаться в обычных условиях общеобразовательной школы. На самом деле результаты исследований свидетельствуют совершенно о другом. Методы обучения, применимые к здоровым детям, не подходят для детей с психобиологическими особенностями.

Ученики с ЗПР могут продуктивно работать, усваивая материал, на протяжении не более чем 15-20 минут. Более длительные занятия приводят к потере интереса к материалу, состоянию
утомления, что в свою очередь провоцирует необдуманные действия, в результате которых ученик допускает множество простых ошибок.

На разных детей осознание бессилия влияет по-разному. Одни протестуют молча, не желая вникать в слова учителя, другие раздражаются и отказываются продолжать работать. Тот объем знаний, который дети получают в период работоспособности, не может быть усвоен так, как нужно, и уж тем более не связывается с последующим материалом, поступающим в мозг ребенка.

В итоге информация остается «подвисшей в воздухе», незакрепленной. Результат - низкая самооценка ребенка с ЗПР, нежелание учиться, неспособность выполнять самостоятельно даже простые задания из-за повышенной нервозности.

Психические особенности детей с синдромом ЗПР в большинстве случаев влекут за собой низкую успеваемость в школе, ведь получаемые ими знания не соответствуют образовательным стандартам.Наиболее явные проблемы у детей с ЗПР возникают в периоды, когда от них требуется серьезная умственная работа по установлению связей между явлениями и объектами, задействованными в обучающем процессе.

В результате дети не могут адаптироваться к школе из-за невозможности следовать принципу систематичности обучения. Также им сложно придерживаться активной и сознательной позиции в процессе обучения. Несмотря на способность запоминать
ряд правил (срабатывает механическая память), ученики не могут им следовать на практике.

Работая письменно, дети много исправляют, допускают ошибки, которые не замечают, не придерживаются алгоритма работы, забывая о целых блоках заданий. Эти особенности в первую очередь объясняются импульсивным характером учеников и неорганизованностью их деятельности.

Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития

Невысокий уровень знаний у учеников с ЗПР является подтверждением неэффективности обучения таких детей в обычных классах общеобразовательной школы. Чтобы добиться положительного результата, необходимо найти средства и методы обучения, соответствующие особенностям развития детей и имеющие коррекционную направленность.

Здоровый, нормально развивающийся дошкольник способен овладеть основными умственными операциями и методами мыслительной деятельности еще до того, как поступит в первый класс - это доподлинно известный и доказанный факт. Неосвоение
таких операцией и методов у детей с задержкой психического развития приводит к неприятным последствиям.

Дело в том, что школьники целиком зависят от определенной ситуации, а это накладывает отпечаток на получаемые знания: в большинстве своем они не систематизируются и ограничиваются личным чувственным опытом. Итог неутешителен: знания такого рода не являются толчком для умственного развития. В силу их разрозненности и невозможности построения в единую логическую цепочку они не могут выступить в роли основы для умственного роста ученика и средства для стимуляции его познавательной деятельности.

Важная часть коррекционного обучения детей с задержкой психического развития - это создание условий, способствующих нормализации их учебной деятельности и устранению импульсивного, неорганизованного поведения. Важно научить учеников составлять план действий и следить за его выполнением, доводить дело до конца, следуя конечной цели.

Нарушения деятельности детей с синдромом ЗПР тормозят не только обучение, но и общее развитие. Способы, позволяющие нормализовать деятельность, помогут наладить коррекционное обучение таких учеников. Работать с детьми необходимо как на уроках, так и во внеурочное время на специальных занятиях.

В заключение можно отметить, что особенности детей с задержкой психического развития требуют индивидуального подхода к процессу их коррекционного обучения.

Если создавать необходимые условия для обучения таких детей, то они смогут усвоить весь учебный материал, разработанный для обычных учеников общеобразовательной школы. Этот факт подтверждается огромным опытом обучения таких детей в специальных классах с последующим переводом в обычные классы.

Вся ответственность за обучение детей с синдромом ЗПР в специализированных условиях, а также за создание комфортной обстановки, способствующей их развитию, лежит на взрослых: членах семьи, воспитателях, учителях и педагогах. Они должны своевременно выявлять особенности таких детей и принимать соответствующие меры.

Задержка психического развития – патологическое состояние, которое встречается в детском (дошкольном и школьном возрасте). Согласно данным статистики, признаки ЗПР у младших школьников негативно отражаются на успеваемости около 80% учащихся.

Эта статья расскажет о том, что собой представляет задержка психического развития у детей, почему вдруг возникает такая патология, какие зпр у детей симптомы лечение, существуют ли неблагоприятные последствия у ЗПР, как лечить патологию и проводить профилактические мероприятия?

Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, при которой развитие малыша не соответствует установленным медицинским параметрам и нормам, находясь на более низком уровне. ЗПР становится причиной нарушения некоторых когнитивных функций детского организма. Например, страдают такие аспекты личности, как эмоциональная и мыслительная сфера, память и внимание.

Почему не все дети развиваются соответственно нормам

Задержка психического развития у детей может проявить себя по нескольким причинам.


Генетическая предрасположенность. Если посмотреть, например, на детей, страдающих синдромом Дауна, то они всегда развиваются медленнее своих сверстников. Проявление этой патологии может быть разным (как лёгкая степень отставания в развитии, так и более серьёзное состояние – умственная отсталость). Существуют и другие типы хромосомных нарушений, сильно влияющих на становление интеллекта в детском возрасте и приобретение ребёнком новых навыков и умений.

Расстройства личности, связанные с аутизмом. Дети-аутисты испытывают большие сложности в общении со своими сверстниками. Происходит это из-за нарушенного восприятия мира. В зависимости от того, какую форму приобретает аутизм (лёгкую или тяжёлую) взаимодействие малыша с социумом либо сильно ограничивается, либо вообще становится невозможным. Природа детского аутизма до сих пор вызывает споры у многих специалистов. Никто из научных деятелей не может однозначно ответить, принадлежит ли аутизм к генетическим патологиям, или же он является психической болезнью.

Родовая травма. Если дитя во время своего внутриутробного развития испытывает состояние гипоксии (хроническая или острая нехватка кислорода), то это негативно отражается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет возникают проблемы с нормальным психическим развитием у малыша дошкольного и младшего школьного возраста.

Воздействие на организм беременной женщины неблагоприятных факторов становится причиной появления ЗПР у ребёнка. Если в период внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие медикаменты, трудиться в условиях вредного производства, употребляет спиртное, наркотики, курит сигареты, или переносит инфекционную болезнь – это не лучшим образом отражается на психическом развитии её будущего малыша.

Психические травмы. Если в раннем детстве ребёнок переносит сильное эмоциональное потрясение, его интеллектуальное развитие может сильно замедлиться или даже «откатиться» далеко назад.

Менее распространенные причины

Соматические болезни. Их влияние на интеллектуальное и психическое здоровье малыша может быть прямым и опосредованным. Если дитя с детства много болеет и постоянно пребывает в больничной палате – это обязательно отразиться на состоянии его психики, навыках и мышлении.

Неблагоприятная психоэмоциональная обстановка внутри семьи. Чтобы дошкольник (школьник) развивался нормально и в соответствии с медицинскими нормами, его нужно окружить атмосферой любви и заботы. Родители должны проявлять много внимания к маленькому обитателю дома. Если же семья, в которой растёт ребёнок, испытывает серьёзные трудности (например, нехватка денег, тяжёлая болезнь кого-то из родителей, отсутствие хорошего жилья, наличие насилия в любом виде (физического либо психологического), наркомания либо алкоголизм у родителей) – это, несомненно, отражается на психическом развитии маленького человека. Если у ребёнка нет врождённых отклонений на психическом уровне, то проживание в неблагополучной семье провоцирует их появление.


Нарушены сенсорные функции в организме ребёнка. Плохая работа органов слуха и зрения мешают малышу познавать окружающий мир. Если устранить проблему глухоты или слепоты не получается, то плохая ситуация с психическим развитием только усугубляется. Ребёнку не хватает имеющихся средств для полноценного взаимодействия и общения с окружающими людьми, поэтому его психическое развитие замедляется.

Педагогическая запущенность. Правильное и соответствующее нормам психическое развитие детей во многом зависит от того, занимаются ли с ними родители, помогают ли познавать окружающий мир и открывать в нём что-то новое, способствуют ли их полноценному и разностороннему развитию и верному воспитанию.

Современные тенденции показывают, что всё больше детей страдают нарушениями психического развития именно из-за педагогической запущенности. Молодые родители слишком увлечены компьютерными играми, а времени на развитие малыша у них не остаётся.

По сути, все причины отклонений психического развития ребёнка от медицинских норм разделяются на:

  • биологические (патологические состояния, которые развиваются в период внутриутробного развития крохи);
  • социальные (связанные с условиями жизни ребёнка).

Факторы, приводящие к задержкам психического развития у детей, в конечном итоге влияют на классификацию патологии.

Разновидности задержек психического развития в детском возрасте

Вид ЗПР Основные характеристики
Конституционная Главная причина появления конституционных задержек психического развития – генетическая предрасположенность, заболевания наследственного характера. У детей наблюдаются такие признаки, как частые смены настроений, неустойчивые привязанности к чему-либо, патологическая и не всегда уместная непосредственность, наличие поверхностных эмоций, стремление к участию в детских играх в зрелом возрасте.
Психогенная Причинами проявления данного вида патологии являются социальные и психологические факторы. К ним относят неблагоприятные условия проживания, отсутствие достойных условий быта, недостаток внимания со стороны родителей, допускаемые взрослыми серьёзные промахи и ошибки в воспитании, недостаточное количество родительской любви, серьёзные отклонения в духовном развитии. Во всех названных случаях удар приходится на интеллектуальную сферу личности. Ребёнок страдает от эмоциональной нестабильности, психозов и неврозов. Более глубоким следствием всего этого становится психологическая незрелость уже взрослого человека.
Соматогенная Негативные проявления в психическом развитии ребёнка возникают вследствие нарушения функций головного мозга. Их, в свою очередь, порождают инфекционные болезни, перенесённые матерью во время беременности, и их последствия.
Такой вид патологии развивается на фоне дистрофий разного уровня тяжести, заболеваний сердечно-сосудистой системы, перенесённых операционных вмешательств, аллергий (протекающих в тяжёлой форме).
К последствиям соматогенной ЗПР относятся:

Капризы без причины;
повышенная нервозность;
страхи;
нездоровые комплексы.

Церебрально-органическая Появлению такого типа патологий способствуют отклонения в развитии малыша ещё на этапе внутриутробного развития. Если беременная женщина злоупотребляет токсическими веществами, наркотиками, табаком и алкоголем, то риски развития церебрально-органической ЗПР у малыша возрастают. Появлению такой патологии способствуют также родовые травмы. Одновременно с психической незрелостью ребёнок с такой патологией часто страдает от личностной нестабильности и психической неустойчивости.

Отличия ЗПР от умственной отсталости


Проявление задержек психического развития продолжается обычно до завершения младшего школьного возраста (3-4 класс школы). Если симптомы патологии наблюдаются в старшем возрасте, врачи говорят уже об умственной отсталости. Обе патологии отличаются друг от друга следующими аспектами:

  • умственная отсталость вызывает необратимые изменения в интеллектуальной и психической сферах личности, а при ЗПР недоразвитие этих сфер можно скорректировать специальными методиками;
  • дети, страдающие задержками психического развития, умеют использовать ту помощь, которую дают им взрослые, и впоследствии применяют полученный опыт при выполнении новых заданий (при умственной отсталости ребёнок такого сделать не сможет);
  • у детей с зпр всегда есть желание понять прочитанную информацию, а у крошек с умственной отсталостью оно отсутствует.

Если ребёнку поставлен диагноз «задержка психического развития», отчаиваться не стоит. Сегодня в педагогике и психологии есть много методик для коррекции и устранения детских задержек психического развития задержек.

Получение комплексной помощи позволяет особенным детям и их родителям совместно преодолеть трудный период развития.

Признаки и симптомы задержки психического развития у ребёнка

Задержку психического развития у ребёнка нельзя диагностировать в домашних условиях. Точно определить патологию может лишь опытный врач. Однако есть некоторые особенности, по которым внимательные родители смогут понять, что у их ребёнка – задержка психического развития.

  1. Ребёнку сложно даётся социализация, он не может полноценно общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними.
  2. Дошкольник испытывает трудности в усвоении учебного материала, не может долго удерживать своё внимание на каком-то одном занятии, не концентрируется на объяснениях учителя и постоянно отвлекается.
  3. Любая неудача для таких детей становится поводом для обиды, возникновения эмоциональной нестабильности, проявления ранимости. Появляется замкнутость в себе, малыши долго помнят разочарования и обиды.
  4. Умения, которыми быстро овладевают сверстники, малыш с ЗПР осваивает с трудом. Он не может научиться элементарным жизненным навыкам (одевание, приём пищи, совершение гигиенических процедур).
  5. Ребёнок становится чересчур тревожным, мнительным. Им овладевают необычные страхи, появляется агрессия.
  6. Развиваются различные нарушения речи.
  7. У младенцев часто на фоне психических отклонений развития возникают и патологии физического характера. Например, малыш гораздо позднее своих сверстников начинает держать голову, разговаривать, ползать, стоять и осваивать навыки ходьбы.
  8. Функции памяти, логики и образного мышления у ребёнка с ЗПР развиты слишком слабо, или полностью отсутствуют. Особенно это заметно у детей в 2 года и старше.

Психологические аспекты личности ребёнка с ЗПР

Если ребёнок имеет задержки в психическом развитии, у него наблюдается ряд психологических нарушений.

  1. Трудности в межличностном общении. Здоровые дети в саду не желают контактировать и вступать во взаимодействие с отстающими ребятами. Ребёнок с ЗПР не хочет взаимодействовать с со своими сверстниками. Дети с ЗПР играют самостоятельно, а на уроках в школе – работают отдельно, ограниченно общаясь с другими младшими школьниками. Однако взаимодействие с детьми, младшими по возрасту, у них происходит успешнее, потому что те их хорошо принимают и понимают. Есть малыши, которые вообще избегают контактов со своими одногодками.
  2. Нарушения в эмоциональной сфере. Дети с ЗПР психологически лабильны, эмоционально неустойчивы, внушаемы и несамостоятельны. У них присутствуют повышенная тревожность, состояние аффекта, контрастные эмоции, резкие смены настроений, беспокойство. Иногда возникает нездоровая жизнерадостность и внезапный подъём настроения. Дети, страдающие зпр, не могут самостоятельно охарактеризовать своё эмоциональное состояние, и не различают эмоций тех людей, которые их окружают. Склонны к проявлению агрессии. Кроме того, у них наблюдается неуверенность в себе, заниженная самооценка, патологическая привязанность к одному (или нескольким) своим одногодкам.

Осложнения и последствия при задержках психического развития


Основными последствиями при ЗПР у детей становятся негативные перемены в психологическом здоровье малыша. В том случае, когда проблема не поддаётся корректировке, происходит дальнейшее отдаление ребёнка от коллектива, его самооценка существенно снижается. Прогрессирование задержек психического развития становится причиной ухудшения функций речи и письма, сложностей в социальной адаптации.

Особенности диагностики задержек психического развития

Диагностировать задержки психического развития у детей на ранних стадиях очень трудно. Связаны сложности с тем, что специалистам требуется сравнить и проанализировать существующее психическое состояние дошкольника с теми возрастными нормами, которые существуют в медицине.

Перед определением уровня и характера ЗПР проводится врачебный консилиум, в состав которого входят дефектолог, логопед, психолог и психотерапевт.

Они проводят оценку следующих критериев развития маленького пациента:

  • речевое развитие;
  • восприятие различных окружающих предметов, форм, правильная ориентация в пространстве;
  • мышление;
  • память;
  • изобразительная деятельность;
  • умения обслуживать себя самостоятельно, их уровень;
  • навыки школьного обучения;
  • уровень самосознания и коммуникабельности;
  • внимание.

В качестве основных исследовательских методик специалисты применяют шкалу Бейли, тест Денвера и IQ. В качестве дополнительных средств используются инструментальные методики МРТ, КТ и ЭЭГ.

Особенности коррекции и лечения ЗПР в детском возрасте

Чтобы дошкольник, страдающий ЗПР, смог догнать по развитию своих сверстников, ему нужно своевременно поставить точный диагноз, и начать лечебный процесс. Чтобы ребёнок с отклонениями в психическом развитии имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, его родители должны заручиться поддержкой психолога, психиатра, логопеда (а иногда – и психотерапевта), сформировав с ними общую и единую команду. Для успешной коррекции ЗПР часто применяется комплексный подход, с использованием гомеопатических и медикаментозных средств.

Основная нагрузка при лечении ЗПР ложиться на плечи родителей особенного ребёнка. Главный упор делается на исправление нарушений на психолого-педагогическом уровне. Процедура способствует улучшению эмоционально-коммуникативных и когнитивных функций.


После обнаружения у детей симптомов ЗПР, лечение назначается врачом по комплексным методикам. С малышом занимаются логопед, психолог, невролог и дефектолог.

Иногда психокоррекция не даёт положительных результатов, поэтому медики рекомендуют для достижения стойкого результата подкрепить психокоррекцию медикаментозной терапией, основу которой составляют ноотропные препараты.

Коррекция ЗПР медикаментами предусматривает применение следующих лекарственных препаратов:

  • гомеопатические лекарства (в том числе – Церебрум Композитум);
  • антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
  • Глицин;
  • Аминалон, Пирацетам;
  • Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты группы В);
  • лекарственные составы общетонизирующего действия (Лецитин, Когитум).

Как проводить профилактику проблем психического развития

Хорошая и эффективная профилактика детских ЗПР основывается на раннем и всестороннем развитии малышей. Вообще медицинские специалисты советуют родителям ребёнка придерживаться следующих простых правил в целях профилактики ЗПР.

  • Необходимо создать оптимальные условия для успешного протекания беременности и родов у женщины.
  • В семье, где растёт маленький ребёнок, должна быть создана благоприятная и дружелюбная обстановка.
  • Если у малыша развиваются какие-либо заболевания, их необходимо лечить своевременно.
  • С первых дней после появления на свет за состоянием малыша нужно тщательно следить.
  • С раннего возраста с малышом нужно постоянно заниматься, развивая способности и умения.

В профилактике ЗПР у детей огромное значение имеет контактирование матери с малышом на эмоциональном и телесном уровне. Ребёнок будет ощущать себя спокойно, когда его обнимает и целует мама. Благодаря вниманию и заботе малыш лучше ориентируется в новой для него обстановке, учится адекватно воспринимать окружающий мир.


Надеемся, что после прочтения этой статьи, вы сможете распознать симптоматику зпр у детишек и вовремя приступить к лечению. Если статья оказалась вам полезной, не забудьте поставить 5 звездочек ниже!

Иногда учащиеся трудно поддаются обучению и воспитанию, и главной причиной тому служит особое, в отличие от нормы, состояние психического развития личности, получившее название в дефектологии «задержка психического развития» (ЗПР). У каждого второго хронически неуспевающего ребёнка — ЗПР.

Сущность заболевания

В общем виде это состояние характеризуется замедленным развитием мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевого аспекта. Из-за ограничения в психических и познавательных возможностях ребенок не способен успешно выполнить задачи и требования, предъявляемые ему обществом. Впервые эти ограничения чётко проявляются и замечаются взрослыми, когда дите приходит в школу. Он не может вести устойчивую целенаправленную деятельность, в нем преобладают игровые интересы и игровая мотивация, при этом возникают выраженные трудности при распределении и переключении внимания. Такой ребенок не способен прилагать умственные усилия и напрягаться при выполнении серьёзных заданий, что быстро приводит к школьной неуспеваемости по одному или многим предметам.

Изучение учащихся с ЗПР показало, что в основе школьных затруднений лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушенная умственная работоспособность. Это проявляется в трудностях долгого сосредоточивания на познавательных заданиях, в низкой продуктивности деятельности в период учебы, в излишней суетливости или заторможенности, в нарушениях переключения внимания. Дети с ЗПР имеют качественно иную структуру дефекта, в отличие от ребят, в их нарушении нет тотальности в недоразвитии психических функций. Дети с ЗПР лучше принимают помощь взрослых и способны осуществить перенос показанных умственных приёмов на новое, подобное задание. Таким детям нужно оказывать комплексную помощь психологов и педагогов, что включает индивидуальный подход при обучении, занятия с сурдопедагогом, психологом вместе с медикаментозной терапией.


Задержка развития имеет форму, которую определяет наследственность. Для детей с этим видом ЗПР характерна гармоничная незрелость телосложения и одновременно психики, что свидетельствует о наличии гармонического психофизического инфантилизма. Настроение такого ребенка преимущественно положительное, он быстро забывает обиды. Вместе с тем из-за незрелой эмоционально-волевой сферы не получается формирования учебной мотивации. Дети быстро осваиваются в школе, но не принимают новых правил поведения: опаздывают на уроки, на уроках играют и вовлекают в игры соседей по парте, превращают буквы в тетради в цветы. Такой ребёнок не разделяет оценки на «хорошие» и «плохие», он радуется наличию их в тетради.

С самого начала учебы ребёнок превращается в стойко неуспевающего ученика, на что есть причины. В силу незрелой эмоционально-волевой сферы он выполняет лишь то, что связано с его интересами. А из-за незрелости интеллектуального развития у детей такого возраста недостаточно сформированы мыслительные операции, память, речь, они обладают малым запасом представлений о мире и знаний.

Для конституциональной ЗПР прогноз будет благоприятным при целенаправленном педагогическом воздействии в доступной игровой форме. Работа по коррекции развития и индивидуальный подход снимут вышеописанные проблемы. Если нужно оставлять детей на второй год учебы, это их не травмирует, они легко примут новый коллектив и безболезненно привыкнут к новому учителю.

Детей этого вида заболевания рожают здоровые родители. Задержка развития случается вследствие перенесённых заболеваний, которые влияют на мозговые функции: хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия. Первично интеллект ребенка не был нарушен, но из-за своей рассеянности он становится непродуктивным в процессе учебы.

В школе дети данного вида ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. Они пассивны, бездеятельны и безынициативны. Всегда вежливы с взрослыми, адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны. У таких детей в школе большие трудности с обучением, возникающие из-за пониженной мотивации достижения, отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности при их выполнении. В состоянии утомления ответы ребёнка необдуманные и нелепы, часто возникает аффективное торможение: дети боятся ответить неверно и предпочитают молчать. Также при сильном утомлении нарастает головная боль, понижается аппетит, возникают боли возле сердца, что дети используют как повод для отказа от работы при возникновении трудностей.

Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.

Дети этого вида ЗПР отличаются нормальным физическим развитием, они соматически здоровы. Как стало ясно из исследований, многие дети имеют мозговую дисфункцию. Причина их психического инфантилизма — социально-психологический фактор – неблагоприятные условия воспитания: однообразные контакты и среда обитания, эмоциональная депривация (недостаток материнского тепла, эмоциональных отношений), обделённость, плохая индивидуальная мотивация. В результате у ребенка снижается интеллектуальная мотивация, наблюдается поверхностность эмоций, несамостоятельность в поведении, инфантильность в отношениях.

Данная детская аномалия часто формируется в неблагополучных семьях. В асоциально-попустительской семье за ребёнком нет должного надзора, здесь присутствует эмоциональное отторжение наряду с вседозволенностью. Из-за образа жизни родителей у малыша возникают импульсивные реакции, непроизвольность в поведении, его интеллектуальная активность гасится. Это состояние часто становится благоприятной почвой для появления устойчивых асоциальных установок, ребенок педагогически запущен. В авторитарно-конфликтной семье атмосфера ребёнка пропитана конфликтами между взрослыми. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания, систематически травмируя психику ребёнка. Он становится пассивным, несамостоятельным, забитым, чувствует повышенную тревожность.

не интересуются продуктивной деятельностью, имеют неустойчивое внимание. В их поведении проявляется необъективность, индивидуализм, или же чрезмерная покорность и приспособленность.

Учитель должен проявлять заинтересованность в таком ребенке, кроме того, необходимо наличие индивидуального подхода и интенсивного обучения. Тогда дети легко заполнят пробелы в познаниях в обычной школе-интернате.

Loading...Loading...