Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Компьютер помогает инвалидам

Введение

За последние несколько недель мне довелось посмотреть по ТВ достаточно большое количество сюжетов и телепрограмм, посвященных людям с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.

Я поражена! Незрячие или слабовидящие дети показывают свое мастерство в групповых танцах! Да так здорово танцуют, что многие их сверстники, с крепким здоровьем и стопроцентным зрением, могут им только позавидовать.Оказывается, что жизнь людей с ограниченными способностями может быть наполнена самыми различными интересными и полезными делами. Можно заниматься искусством, спортом, творчеством, заполнять свою жизнь тем, что сделает эту самую жизнь более осмысленной и содержательной.

Всем ли по силам улучшить свою жизнь?

Всем ли инвалидам доступны возможности реального общения с такими же людьми как они сами, со всем остальным миром?

Как это ни горько звучит - нет! Наш прекрасный, но и жестокий мир не научился еще создавать равные условия людям, не только с ограниченными возможностями, но и всему человечеству, в целом.

Давайте признаемся сами себе: любой ли из них может себе позволить иметь личного учителя, тренера? Любой ли колясочник может самостоятельно добраться до места проведения занятий, тренировок, выступлений, без посторонней помощи? Да и в каждом ли городе есть центры по реабилитации людей с ограниченными возможностями? Тут уж о сельской местности и маленьких городах и говорить-то не стоит. Там таким людям приходится труднее всего, в плане реализации своих способностей и таланта, и в помощи они нуждаются, пожалуй, даже больше, чем жители мегаполисов.

Что же таким людям остается делать? Сидеть дома и смотреть в окошко, рассматривая один и тот же пейзаж? Пялиться целыми днями в "зомбоящик"?

Интернет поможет?

Тут, отчасти, на помощь может прийти компьютер и Интернет. С их помощью можно не только взглянуть на мир по-новому, найти новых друзей, но и получить полезные знания по различным вопросам, включая советы по улучшению собственного здоровья.

Рис.1.

Но все ли люди, в силу своих возможностей, смогут пользоваться ПК и Интернетом? Как пользоваться ими, если не позволяет зрение, не слушаются, или отсутствуют руки?

Дефекты зрения, слуха, речи или неспособность двигаться ограничивают многим людям возможность общаться, учиться, работать и воздействовать на окружающую их среду.

Персональные компьютеры, дополненные специальными устройствами; и имеющие соответствующие программы, могут снизить влияние этих дефектов.

Технологии для людей с нарушением зрения

Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим способом; предоставляют новые возможности для получения образования, работы, общения с людьми и проведения досуга.

Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами, позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым к использованию большинства возможностей компьютеров.

В дополнение к этому устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст в осязательную форму, шрифт Брайля или речь.

Внешне компьютер для слепого ничем не отличается от обыкновенного. Единственное специальное приспособление - «брайлевский» дисплей. Из коробочки торчат крохотные пластиковые штырьки, с помощью которых можно переводить обычные слова на «язык незрячих» (по правилам азбуки Брайля). Пощупав или нажав их, человек может прочесть написанное, отдать команду. На этом разница в «железе» заканчивается. Остальные хитрости спрятаны в софте на жестком диске компьютера.

Кстати, хорошо обученные слепцы могут работать быстрее зрячего человека. Те, кто умеет набивать тексты «вслепую», знают, что печатать десятью пальцами гораздо удобнее, чем двумя. К тому же не нужно отвлекаться на работу с мышью - те же команды можно набрать с клавиатуры.

Современные технологии как бы открывают наш полноцветный мир людям, лишенным зрения. Например, программа экранного доступа - JAWS озвучивает все действия клавиатуры. Нажимаете на букву «А» - компьютер произносит этот звук. Нажал на PAUSE - в ответ: «Пауза». Так слепые люди могут без посторонней помощи выполнять любую работу: например, писать письма, создавать базы данных и даже программировать. Для слабовидящих людей предназначена другая программа - ZoomText. С ее помощью мышкой можно увеличивать любой «непонятный» объект на экране и работать c выделеннымлфрагментом.

Увы, больше никаких приспособлений, позволяющих незрячим освоить компьютер, в России нет. У Всероссийского общества слепых нет денег для перевода на русский язык иностранных программ. А разнообразные «железки», упрощающие жизнь инвалидам, часто на границе задерживают таможенники. В их каталогах подобные товары не значатся, и они не знают, как их классифицировать.

В США создан компьютер, позволяющий слепым видеть. Телекамера в виде очков соединена с мини-компьютером, который можно носить на поясе или в сумке. Компьютер обрабатывает видеосигнал с камеры и с помощью 68 вживленных платиновых электродов передает его непосредственно в мозг.

В Израиле налажено производство компьютерных мышей, позволяющих слепым людям пользоваться компьютером. На спинке такой мышки имеются три панели с выступающими подвижными стерженьками, которые переводят в выпуклый шрифт Брайля текст с экрана монитора. Кроме того, мышь может синтезированным голосом сообщать, в какой точке экрана находится курсор, на какой объект он наведен. Система позволяет слепым читать с экрана, заниматься компьютерной графикой, играть.

А вот специалисты Японского космического агентства разработали монитор с 3072 выдвижными штырьками, позволяющий воспринимать изображения на ощупь, прикасаясь руками к экрану. Правда, четкость изображений снижена по сравнению с обычным монитором в сто раз.

Люди с ограниченными возможностями всегда испытывали множество трудностей, мешающих вести самостоятельную и насыщенную жизнь. Перейти через дорогу, приготовить еду, сесть за руль автомобиля, прочесть книгу или получить информацию из интернета – это далеко не весь перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться инвалидам. Стремительно обновляющиеся современные технологии помогают им избавляться от многих ограничений и обрести свое место в социуме.

В этой статье мы расскажем вам о 7 удивительных и полезных устройствах, способных помочь инвалидам, сталкивающимся с различными проблемами. Эта информация будет полезна для вас, и, возможно, гаджеты, описанные в этой статье, помогут вам или вашим близким людям.

Устройство №1 – высокотехнологичная трость для слепых

Слепота может быть врожденной и приобретенной. Утрата этой сенсорной функции нашего организма способна вносить значительные затруднения в повседневную жизнь каждого человека. Теперь благодаря гаджету трость The Aid – с встроенным сенсором о состоянии здоровья и подключенной системой GPS-навигации – многие преграды могут быть преодолены.

Эта интерактивная трость-навигатор от японской компании Fujitsu способна не только служить опорой для человека, испытывающего затруднения в ходьбе. Человек, опирающийся на нее, может воспользоваться интерфейсом беспроводной связи 3G, Wi-Fi и GPS-модулем. Эти современные технологии позволяют ориентироваться в пространстве, и именно для этого и была создана трость The Aid. Она поможет слепому, испытывающему затруднения в передвижении из-за проблем с опорно-двигательным аппаратом.

Кроме этого, трость-гаджет способна контролировать такие жизненно-важные показатели здоровья:

  • артериальное давление;
  • частоту сердечных сокращений;
  • температуру.

При возникновении каких-либо изменений вышеперечисленных параметров трость отправит сообщение родственникам, указав причину для беспокойства о своем близком и место его расположения. Воспользовавшись этой функцией гаджета, они смогут принять необходимые меры для оказания помощи.

Трость также оснащена кнопкой SOS, которую может нажать пользующийся ею человек при резком ухудшении самочувствия. Поступление этого сигнала в диспетчерскую службу Скорой помощи позволит вовремя среагировать на вызов, и на место, зафиксированное навигатором, выедет бригада медиков.

Трость The Aid способна помочь многим людям с ограниченными способностями. Возможность реализации всех ее функций зависит от местонахождения потребителя, но при удачном стечении всех параметров ее технических возможностей и наличии доступа к 3G, Wi-Fi и диспетчерской службе Скорой помощи, такой гаджет может стать гарантией безопасности и здоровья.

Устройство №2 – инвалидное кресло TOYOTA I-REAL

Невозможность передвижения людей с парализованными или отсутствующими ногами способна превратить жизнь в полную трудностей и препятствий (буквально на каждом шагу) опасность и источник душевных переживаний. Благодаря инвалидному креслу класса люкс TOYOTA I-REAL перед людьми с ограничением таких способностей открываются совершенно новые горизонты удобства и мобильности.

Это средство для передвижения инвалидов создано компанией TOYOTA в лучших японских традициях качества и функциональности. Благодаря техническим возможностям этой коляски человек может не испытывать неловкости перед людьми, с которыми он здоровается, работает и общается, и практически стоять перед ними, не смотря на собеседника «снизу вверх».

Кроме этого, кресло I-REAL мобильно и позволяет плавно передвигаться, минуя различные препятствия. Оно полностью безопасно для перемещающегося в нем человека, т. к. он не может выпасть из него, совершая даже самые немыслимые повороты и маневры. При всех этих характеристиках коляска может двигаться со скоростью до 32 км/ч.

Устройство №3 – интерпретатор шрифта Брайля с Bluetooth

Со шрифтом Брайля знакомы далеко не все люди, лишенные зрения. Например, в 2014 году его освоило только 10% слепых, т. к. выучить точечно-рельефный шрифт способны далеко не все. Благодаря интерпретатору шрифта с Bluetooth человек, надевая специальную перчатку с сенсорным анализатором на указательном пальце, может «считывать» текст Брайля. Полученный результат поступает в специальный интерпретатор, расположенный у основания ладони перчатки, и переводится на устройство Bluetooth, которое располагается рядом. С этого устройства результат поступает в гарнитуру и преобразовывается в звук.

Используя этой устройство, слепой может читать книги и проходить обучение, не затрачивая время на изучение шрифта Брайля. Кроме этого, интерпретатор компактен и удобен в использовании. Он может использоваться в любом положении тела человека и там, где ему будет удобно.

Устройство №4 – планшет со шрифтом Брайля для чтения книг с бумажными страницами

Ранее слепой или плохо видящий человек не мог самостоятельно читать книги с бумажными страницами. Благодаря появлению планшета, преобразовывающего буквы в шрифт Брайля, люди с тяжелыми проблемами зрения могут накладывать это приспособление на бумажную страницу и читать ее.

Такой гаджет помогает плохо видящим людям самостоятельно выбирать литературу, которую они хотели бы освоить, ведь ассортимент книг со шрифтом Брайля способен удовлетворить далеко не все желания людей с плохим зрением или слепотой.

Устройство №5 – электрокар для инвалидной коляски с задней дверью

Передвижение людей с ограничением возможности нормально передвигаться из-за различных заболеваний или травм всегда было непростой задачей. Такие люди испытывают множество ограничений в свободе передвижений вне дома, и возможность использования автомобиля способна разрешить множество возникающих проблем. Самостоятельная поездка в лечебное учреждение, на встречу с друзьями, прогулку за городом способна не только дать возможность достичь необходимого или желаемого результата, но и избавляет человека от чувства зависимости от окружающих его людей.

Электрокар для этих целей оснащен открывающейся вверх задней дверью, через которую инвалид может заезжать в него. Ему не нужно будет думать о том, куда пристроить коляску на время поездки и как справиться без нее, добравшись до необходимого ему места. Скорость передвижения такого автомобиля составляет 45 км/ч.


Устройство №6 – управляемые взглядом компьютеры

Многим людям с ограниченными возможностями сложно или невозможно управлять компьютером при помощи рук. Для этого было создано несколько вариантов особых систем, но многие из них малодоступны для пользователей из-за их высокой стоимости. Решение этой проблемы стало возможным благодаря устройству, которое можно присоединить к любому или ноутбуку. После этого человек сможет использовать взгляд, как компьютерную мышку.

Настройки такого устройства подбираются индивидуально для каждого человека таким образом, чтобы ему было удобно пользоваться им. Система отслеживания взгляда излучает невидимый пучок инфракрасного света с определенной структурой, отражающийся от глаз. Встроенная в камеру система анализирует его и преобразовывает в определенные команды. После этого компьютер может использоваться для получения информации или игр.

Устройство №7 – управляемая кухня

Люди с ограниченными способностями часто испытывают сложности при приготовлении пищи. Минимизировать их усилия возможно при помощи специально разработанных для этого управляемых кухонь, поверхности которых перемещаются на необходимый уровень.

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет Технологии и Предпринимательства

ИТ для людей со специальными потребностями

Выполнила студентка

5 курса 3 группы

Беспалова М.А.

Москва 2012

Использование интернета для обучения инвалидов

Вопрос использования современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья (людей с ОВЗ) представляется весьма многоплановым. Для людей с разными категориями физических ограничений применяются разные технологии, разные методики обучения.

При создании компьютера и компьютерных технологий не стояла задача приспособления их для использования именно инвалидами. Но люди с физическими ограничениями активно включились в освоение этих технологий, увидев в них средство для своей интеграции в общество, возможность повышения своего профессионального, образовательного и культурного уровня. Например, по мнению многих незрячих пользователей, «компьютер необходим слепому больше, чем трость». И это вполне справедливо, поскольку с появлением Интернета расширяются возможности в общении, в получении образования и т.п.

Рис. Схема взаимодействия пользователя с компьютером при использовании адаптивных технологий

Но, если обычный пользователь без ограничений здоровья общается с компьютером и использует его возможности непосредственно, то любому пользователю с ОВЗ необходимы специальные адаптивные технологии. Пользователь с ОВЗ, в конечном итоге, использует те же самые технологии, что и обычный пользователь, но опосредованно, – промежуточным звеном является адаптивная технология.

Развивались компьютерные и информационные технологии, развивался Интернет. Сегодня мы можем сказать, что компьютер и Интернет прочно закрепились в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Следом за общими технологиями развивались и программные и технические средства, позволяющие людям с ОВЗ более эффективно использовать компьютерные и информационные технологии. Но, к сожалению, надо сказать, что адаптивные технологии на сегодняшний день отстают от общих технологий, что накладывает определённые ограничения на использование необходимых ресурсов людям с ОВЗ. Однако же, в развитии адаптивных технологий имеются огромные результаты, и наблюдаются положительные тенденции в развитии, как адаптивных технологий, так и специализированных ресурсов для людей с ОВЗ.

Развитию образования с использованием Интернета могут способствовать технические средства, технологии и ресурсы. К специальным техническим средствам можно отнести тактильные дисплеи для незрячих пользователей, различные модификации клавиатур и манипуляторов для людей с нарушениями функций опорно-двигательной системы, манипуляторы-«рукавички» для людей с нарушениями слуха и речи и другие. Их назначение – обеспечивать пользователю с ОВЗ возможность наиболее эффективной самостоятельной работе на компьютере. Их разработка и внедрение зависят, главным образом от уровня научно-технического прогресса, доступность же для массового пользователя – от уровня цен на эти специальные технические средства.

Что касается технологий и ресурсов, то здесь вопрос не столь однозначен. Прежде всего, надо сказать, что невозможно создать технологию или ресурс, одинаково пригодный для использования людьми с различными видами физических ограничений.

Многие организации системы образования идут по пути облегчения инвалидам доступа к образовательным ресурсам.

Действующая в структуре Регионального центра образования инвалидов при Челябинском государственном университете лаборатория технических средств обучения, обучающих технологий и дистанционных методов оснащена современными мультимедийными компьютерами, объединенными в локальную сеть, и имеет выход в глобальную сеть Интернет. На сегодняшний день лаборатория располагает большим количеством обучающих мультимедийных (объединяющих в себе текст, графические иллюстрации, компьютерную анимацию, аудио- и видеозаписи) программ для абитуриентов. Самыми популярными, конечно, являются программы по русскому языку. Работая с компьютерными "репетиторами", абитуриент может проверить свои знания правил, восполнить пробелы, выполнить под диктовку компьютера упражнения, сделать работу над ошибками. Практика показывает, что даже несколько подобных занятий помогают сократить количество ошибок.

В лаборатории имеются обучающие программы по географии, биологии, физике, химии, иностранным языкам. В общем, каждый абитуриент-инвалид, обратившись к нам, обязательно найдет то, что нужно именно ему. Таким образом, работая с компьютерными обучающими программами, он получает возможность осваивать материал в спокойной обстановке, в удобном для себя темпе. Студенты-инвалиды, обучающиеся на различных факультетах университета, активно используют компьютер в учебном процессе. Они работают с текстовыми редакторами, с электронными таблицами, с графикой, компьютерными переводчиками и, конечно, с глобальной сетью Интернет.

Лаборатория занимается накапливанием специального программного обеспечения для лиц с ограниченными физическими возможностями. На сегодняшний день она располагает программами речевого синтеза, с помощью которых можно озвучить любой текст, и программами увеличения символов. Планируется приобрести более совершенные программы, которые озвучивают все действия, выполняемые пользователем.

В Академии управления «Татарский Институт Содействия Бизнесу» (ТИСБИ), г. Казань (http://dao.tisbi.ru/ ), в 2000 г. на основе новейших достижений информационных технологий, с использованием отечественного и зарубежного опыта образовательных проектов дистанционного обучения, разработана Интернет-система дистанционного асинхронного обучения (ДАО) (Свидетельства Роспатента № 2002610131, №2002620069).

Следует отметить, что все приведённые в пример методики не являются специализированными адаптивными технологиями. Безусловно, эти разработки полезны в социальном плане, поскольку облегчают доступ незащищённым слоям населения к образовательным ресурсам, а людям с ограниченными возможностями здоровья позволяют обучаться дистанционно и в любом удобном для них режиме. Но та же система ДАО оказывается совсем непригодной для незрячих пользователей.

Если говорить о зарубежном опыте, то в США, например, активно действуют организации, которые непосредственно не занимаются разработкой специальных технических средств и информационных технологий, но собирают все существующие адаптивные технологии, а также общие технологии с целью разработки возможностей их применения для обучения инвалидов. Среди таких организаций можно назвать Национальную службу Библиотеки Конгресса США для незрячих и людей с физическими ограничениями, Национальную Федерацию слепых, организации инвалидов разных категорий, а также исследовательские и реабилитационные центры. Эти организации контактируют с разработчиками и производителями специализированного и обычного программного обеспечения и оборудования, разрабатывают для них рекомендации, ищут новые возможности для применения специальных разработок. Благодаря огромной работе, проделанной подобными организациями, крупные разработчики обычного программного обеспечения предусматривают возможность использования адаптивных технологий. Так, например, корпорация Microsoft разработала собственный синтезатор речи и предусмотрела его использования в новых версиях операционной системы Windows.

Особенностью России является то, что приоритетным определилось направление по адаптации компьютерных технологий именно для инвалидов по зрению. Вызвано это, прежде всего, активностью и организованностью этой категории инвалидов, значением (весом) их общественных организаций, существованием и государственной поддержкой специальных библиотек для слепых. Ищут возможности практического применения специальных разработок.

История использования ресурсов Интернет пользователями с тяжелыми нарушениями зрения в России насчитывает почти столько же времени, сколько существует сам Интернет. Адаптация программного обеспечения и оборудования для нужд слепых и слабовидящих пользователей шла параллельно развитию глобальной Сети.

Широкое использование Интернета инвалидами по зрению в России начинается с середины 90-х годов. Единой стратегии в развитии этого направления не было и не существует до сих пор, поэтому инициаторами коллективного доступа к ресурсам глобальной сети становятся в Москве – компьютерные Центры Всероссийского общества слепых (ВОС), в остальных регионах страны – библиотеки для слепых, школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, иногда – службы занятости населения.

Особую роль в развитии использования ресурсов Интернет инвалидами по зрению играют в РФ библиотеки для слепых. Они не только создают на своей базе компьютерные центры, обучающие пользователей и предоставляющие им свободный доступ к Интернет, но курируют подобные центры при университетах, например, в Новосибирске и во Владивостоке.

Так, в Приморском крае целенаправленно работает с 1997 года компьютерный центр в Приморской краевой библиотеке для слепых, который прошел несколько стадий в своем развитии: от компьютерного класса до Центра открытого доступа к Интернету для людей с ОВЗ. При отсутствии в программах коррекционных школ обязательного курса информатики, Центр открытого доступа к Интернету при библиотеке взял на себя выполнение следующих функций:

    базовая подготовка старшеклассников с ОВЗ к работе с адаптивными компьютерными технологиями и ресурсами Интернет для достижения независимости обучении в вузе;

    базовая подготовка специалистов, особенно поздноослепших, для продолжения полноценной жизни и профессиональной деятельности;

    профессиональное сопровождение работы пользователей с ОВЗ с ресурсами Интернет и адаптивными компьютерными технологиями;

    проведение курсов и семинаров по отдельным видам работы в Интернет;

    выполнение задач межвузовского компьютерного центра для студентов с ОВЗ;

    предоставление свободного доступа к Интернету для пользователей с ОВЗ, в том числе к ресурсам дистанционного обучения;

    апробирование новых адаптивных технологий для людей с ОВЗ;

    обобщение и распространение опыта работы пользователей с ОВЗ в Интернете;

    оказание методической помощи в организации подобных центров в других регионах и городах, проведение стажировок специалистов.

Из адаптивных технологий наиболее широкое распространение получили программы речевого экранного доступа JAWS и Virgo, поскольку представительства фирм-разработчиков работают в России, а также имеются русскоязычные версии этих программ. Эти программы замечательно работают с текстом и гипертекстом, но совершенно не распознают графических объектов.

Следует назвать также брайлевские тактильные дисплеи, но они, к сожалению, не получили широкого распространения из-за высокой стоимости. Слабовидящие пользователи используют стандартную электронную лупу, входящую в пакет Windows, а также программу экранного увеличения ZoomText.

К сожалению, вести речь о широком свободном доступе к Интернет пользователям с ОВЗ в России невозможно, так как на данный момент существует следующие нерешенные проблемы:

    Программное обеспечение, позволяющее инвалидам по зрению работать в Интернете, очень дорого, а потому мало доступно не только индивидуальным, но и многим коллективным пользователям.

    Технически это программное обеспечение несовершенно, так как по-прежнему оставляет недоступной для слепых пользователей графику и ряд сайтов.

    Из-за отсутствия концепции информатизации специального образования и обеспечения доступа к Интернет для людей с ОВЗ, в России не сложилась единой системы, а существуют разрозненные центры в различных организационных формах, не имеющие связи между собой, дублирующие друг друга и «изобретающие велосипед».

    Слабое развитие индивидуального использования Интернет-технологий пользователями дома. Этому препятствует высокая стоимость лицензионного программного обеспечения и дорогой трафик.

    Дистанционное обучение особенно приемлемо для инвалидов, имеющих помимо слепоты и другие нарушения, например, двигательные, но большая часть курсов незрячим недоступна, так как не адаптирована для работы с программами синтеза речи.

Надо отметить, что дистанционное обучение удобно для инвалидов всех категорий, поскольку позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья, не выходя из дома, получать курсы учебных материалов по выбранной ими теме. При этом учащиеся вполне могут воспользоваться существующими технологиями дистанционного обучения без адаптации учебных курсов. Исключение в этом случае составляют люди с нарушениями зрения.

Люди с нарушениями зрения, применительно к обучению на дистанционных курсах, могут быть дифференцированы по наличию у них остатка зрения: 1) на слабовидящих со значительным остатком зрения, которые пользуются программами увеличения изображения на экране, 2) и на людей с незначительным остатком зрения и тотально слепых, то есть тех, которые могут пользоваться только программами речевого экранного доступа.

Адаптация дистанционных курсов для слабовидящих может заключаться в том, что материалы курса должны набираться крупным шрифтом. Возможен также ряд дизайнерских решений, позволяющий облегчить работу с курсом при помощи программ экранного увеличения. Теоретически легко можно адаптировать любой учебный материал по любой теме для использования его слабовидящими при помощи обычной электронной лупы.

Несколько по иному складывается ситуация для тотально слепых и людей с небольшим остатком зрения, которые могут пользоваться компьютером, используя только программы речевого экранного доступа. Дело в том, что эти программы способны полноценно работать только с текстом и гипертекстовыми ссылками. Отсюда вытекают два существенных момента.

Первое - все электронные оболочки, используемые в дистанционном образовании, которые имеют графическую навигацию, непригодны для использования при помощи речевых синтезаторов. Если предполагается обучение на курсе людей с нарушениями зрения, то нужно выбирать или разрабатывать электронную оболочку с текстовой навигацией. Однако вполне успешно можно заменить обучение при помощи электронной оболочки на обучение по электронной почте. Можно рассылать учебные материалы и тестовые задания, также принимать выполненные задания при помощи электронных сообщений и вложенных файлов. Выполнение заданий учитывается в журнале, который также ведётся в электронном формате MS Word или MS Excel. Для общения студентов между собой и коллективного обсуждения дискуссионных вопросов можно создать электронную рассылку.

Второе. Даже теоретически не все учебные материалы могут быть адаптированы для использования при помощи синтезаторов речи. Например, курсы по любым видам дизайна или фотографии не могут быть описаны исключительно в текстовом формате. По многим техническим и гуманитарным дисциплинам возможно текстовое описание таблиц и схем

В рамках Программы «Обучение и доступ к Интернет», поддерживаемой американской некоммерческой организацией Прожект Хармони Инк., проводится курс дистанционного обучения «Разработка некоммерческих проекта (для обучающихся с ОВЗ)». На курсе обучаются инвалиды разных категорий, в том числе слабовидящие и слепые. Студентам предложено на выбор обучение с использование м электронной оболочки «Виртуальная среда обучения» (ВСО) либо обучение по электронной почте. При этом имеет место более высокая активность среди студентов, использующих электронную почту.

Курс разработан исключительно в текстовом формате, даже таблицы описаны при помощи текста. Тем, кто выбрал в качестве варианта обучения электронную почту, материалы высылаются в формате HTML. Для слабовидящих тексты набраны крупным шрифтом (14-й кегль). Отсутствие графических объектов позволяет программам речевого экранного доступа корректно считывать тексты. Материалы курса структурированы так, что при необходимости они могут быть записаны на компакт-диск, а также легко распространяться по электронной почте.

В скором времени возможна адаптация существующих и разработка новых курсов для обучения на них незрячих и слабовидящих студентов. Здесь имеет значение выбор тематики и профиля курсов. Однозначно могут быть адаптированы курсы по гуманитарным дисциплинам, некоторые технические курсы, не предполагающие использование графики. Также представляется необходимым создание текстовой версии сайта для входа в курс, поскольку зачастую существующие версии сайтов затрудняют доступ к основным ресурсам курсов для пользователей с нарушениями зрения.

Кроме названного курса имеются также ресурсы по обучению инвалидов. Но, в основном, это ресурсы, которые способствуют обучению, но не направлены на обучение непосредственно. Так, например, сайт Региональной Общественной Организации Инвалидов «Перспектива» содержит ресурсы по законодательной базе, позволяющей инвалидам обучаться на льготных условиях, полезные советы, ссылки на учебные заведения, обучающие инвалидов и т.д. Сайт незрячих пользователей компьютерной техники клуба «Интеграция» также способствует незрячим и слабовидящим пользователям совершенствовать свои навыки в работе с адаптивными технологиями.

Большую роль в повышении уровня образования инвалидов в России и странах СНГ сыграли Интернет-сообщества. Так, на электронных почтовых рассылках зачастую встречается информация, полезная для людей с ОВЗ, желающих учиться. Такие рассылки, как рассылка клуба «Интеграция» и рассылка «Тифлоресурс», почти ежедневно содержат информацию о новых адаптивных технологиях, о совершенствовании существующих, об учебных заведениях и возможностях обучения в них, о грантах и стипендиях на обучение.

Несмотря на то, что в использовании Интернет-технологий и ресурсов Сети для обучения людей с ОВЗ существуют определённые трудности, можно всё-таки с уверенностью сказать, что Интернет – это очень гибкая среда, причём среда дружественная, позволяющая стирать грани между обычными людьми и людьми с ослабленным здоровьем. Развиваются технологии, как обычные, так и специальные адаптивные. И сегодня мы с уверенностью можем сказать: у использования Интернета для обучения людей с ОВЗ большие перспективы

Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е.

Компьютер для людей с ограниченными возможностями. Сенкевич Г.Е. Первая в России книга, посвященная использованию компьютера людьми с ограниченными возможностями. Рассмотрены средства ввода для людей с ограниченной подвижностью, настройки системы и программ, облегчающие работу людям с ограничениями по зрению и слуху. Приводятся примеры и советы по самостоятельной адаптации компьютеров и мобильных устройств в различных ситуациях. Обсуждаются технические, правовые и практические аспекты дистанционного обучения и удаленной работы в российских условиях. Книга содержит полезные советы по применению интернет-технологий при покупках, расчетах и платежах, подборку ссылок на тематические ресурсы Интернета. Особое внимание уделяется устройствам, гаджетам и программам, которые подходят русскоязычным пользователям.
Для людей с ограниченными возможностями, родителей детей с особенностями развития, педагогов, врачей-дефектологов, социальных работников.

Глава 1. Цифровые технологии и возможности человека
1.1. Компьютер как инструмент и протез
1.1.1. Доступность, инклюзия и качество жизни
1.1.2. Современные цифровые технологии для людей с ограниченными возможностями
1.1.3. Компьютерная грамотность
1.1.4. Подходящие компьютеры и мобильные телефоны
1.1.5. Специальное программное обеспечение
1.1.6. Специальные устройства и компоненты
1.2. Правовые вопросы
1.2.1. Равенство прав
1.2.2. Социальная поддержка
1.3. Заключение
Глава 2. Работа на компьютере при ограничениях двигательной активности
2.1. Настройки мыши и клавиатуры
2.1.1. Настройка мыши
2.1.2. Центр специальных возможностей Windows 7
2.1.3. Экранная клавиатура
2.2. Настройка рабочего стола и программ
2.2.1. Клавиши быстрого вызова и клавиатурные сокращения
2.2.2. Запуск программ с помощью значков рабочего стола
2.2.3. Настраиваемые клавиши
2.2.4. Клавиатура и Internet Explorer
2.2.5. Управление мышью
2.3. Альтернативный ввод данных
2.3.1. Трекболы
2.3.2. Тачпады и планшеты
2.3.3. Джойстики
2.3.4. Специальные клавиатуры и мыши
2.3.5. Кнопки и сенсоры
2.3.6. Манипуляторы IntegraSwitch® и IntegraMouse®
2.3.7. «Кто виноват?» и «Что делать?»
2.3.8. Переделка мышей и клавиатур
2.3.9. Дополнительные приспособления
2.3.10. Веб-камера в качестве мыши
2.4. Распознавание речи и голосовое управление в Windows
2.4.1. Встроенные средства Windows 7
2.4.2. Программы для распознавания речи
2.4.3. Управление голосом в браузере Opera
2.4.4. Голосовой поиск в браузере Google Chrome
2.5. Заключение
Глава 3. Технологии для слабовидящих
3.1. Адаптация компьютера
3.1.1. Выбор монитора (телевизора) и клавиатуры
3.1.2. Центр специальных возможностей в Windows 7
3.1.3. Настройка указателя мыши
3.1.4. Встроенные средства Linux
3.1.5. Программы «экранные лупы»
3.1.6. Настройка прикладных программ
3.2. Программы для чтения с экрана
3.2.1. Файлы электронных книг
3.2.2. Приложения «общего назначения»
Редактор Microsoft Word
Программа Adobe Reader
3.2.3. Программы-«читалки»
Программа CoolReader
Программа Text-Reader BookShelf
Программа AlReader
Программа ICE Book Reader Professional
3.3. Электронные книги
3.3.1. Выбор электронной книги (E-book)
3.3.2. Настройка электронной книги
3.3.3. Поддержка различных форматов
3.3.4. Сканирование и распознавание текста
3.3.5. Аудиокниги
MortPlayer Audio Book
Ambling Bookplayer
AIMP
Angel"s Vox
3.4. Увеличители и усилители изображения
3.4.1. Автономные устройства
3.4.2. USB-камеры
3.5. Заключение
Глава 4. Технологии для незрячих
4.1. Тактильные устройства ввода/вывода
4.1.1. Тактильные строки и дисплеи Брайля
4.1.2. Принтеры Брайля
4.1.3. Брайль и голос
4.2. Тифлокомпьютеры
4.3. Программы экранного доступа для Windows
4.3.1. Экранный диктор
4.3.2. Программа JAWS для Windows
4.3.3. Кобра
4.3.4. Window-Eyes
4.3.5. Проект NVDA
4.4. Синтез речи в прикладных программах
4.4.1. Синтез речи в Microsoft Windows
4.4.2. Чтение электронных книг вслух
4.4.3. Адаптация браузеров
Программа SAToGO
Онлайн-переводчик ImTranslator
4.4.4. Программа «Балаболка»
4.5. Говорящий Linux
4.5.1. ALT Linux Homeros
4.5.2. Vinux
4.6. Мобильные телефоны и гаджеты
4.6.1. Синтезаторы речи для Google Android
4.6.2. Программы для Symbian
4.6.3. Доступность в iPhone и iPad
4.6.4. Проект slepsung.com (адаптация телефонов Samsung)
4.7. Заключение
Глава 5. Использование компьютера при нарушениях слуха и речи
5.1. Адаптация компьютера
5.1.1. Наушники
5.1.2. Сопряжение слуховых аппаратов с компьютером
5.1.3. Настройка компьютерного звука
5.1.4. Настройка проигрывателей для отображения субтитров
5.1.5. Использование текста или зрительных образов вместо звуков Windows
5.2. Освоение языка жестов
5.2.1. Азбука дактиля
5.2.2. Язык жестов в Интернете
Сайт «Сурдосервер»
Сайт «Жестов Нет?»
Сайт «Лигмир»
5.2.3. Чтение по губам
5.3. Синтез и коррекция речи
5.3.1. Портативные синтезаторы речи
Устройство GoTalk
Программные решения
5.3.2. Сурдологопедические тренажеры
Программа «Видимая речь»
Тренажеры от «Дэльфа М»
Программа Video Voice Speech Training System
5.3.3. Программы для корректировки заикания
Программа DAF/FAF Assistant
Сайт «Заикание.NET» и программа Stuttering.Pro
Программа axSoft Speech corrector
Программа BreathMaker
5.4. Заключение
Глава 6. Компьютерные игры
6.1. Развивающие компьютерные игры
6.1.1. Цели и задачи
6.1.2. Логические игры
6.1.3. Игры-рисовалки и игры-раскраски
6.2. 3D-игры
6.2.1. Требования к компьютеру
6.2.2. Игровые манипуляторы
6.3. Игры для слабовидящих и незрячих
6.3.1. Логические и карточные игры
Игра «Города»
Игра «Магистр слов»
Игра «Быки и коровы»
6.3.2. Аркады, гонки и «стрелялки»
Игра Lockpick
Игра Super Egg Hunt
Игра Duck Hunt
Игра Dark Destroyer
Игра Mortal maze
Игра «Техношок»
Игра Top Speed
Игры Ru Racing и Mach 1
6.3.3. Спортивные симуляторы
Игры от Vipgameszone
Игра WinPong
6.3.4. Стратегии и многопользовательские миры (MUD)
Игра SoundRTS
Игра Lords of the Galaxy
6.4. Заключение
Глава 7. Обучающие программы
7.1. Flash-игры
7.1.1. Тренировка счета и вычислений
7.1.2. Тренировка чтения и письма
Игры с портала «Солнышко»
Игры про Бабу-Ягу от «МедиаХауз»
Обучающая программа «Отличник»
7.2. Сборники обучающих программ
7.2.1. Образовательные программы «1С»
7.2.2. Коллекция «Кирилла и Мефодия»
7.2.3. Виртуальные лаборатории
Лаборатория VirtuLab
Лаборатория ядерной физики
Эмулятор физических опытов в среде BARSIC
Практикумы МарГТУ
Химическая лаборатория IrYdium Chemistry Lab
Физическая лаборатория Interactive Physics («Живая физика»)
Электротехническая лаборатория «Начала электроники»
7.3. Заключение
Глава 8. Дистанционное обучение
8.1. Организация дистанционного обучения
8.1.1. Компьютер как часть доступной среды
8.1.2. Поддержка дошкольников
8.1.3. Дистанционное обучение школьников
8.1.4. Проекты высшего и дополнительного образования
8.2. Технические средства дистанционного обучения
8.2.1. Подключение к Интернету
8.2.2. Электронная почта, ICQ, Skype
Электронная почта
Службы обмена мгновенными сообщениями
Использование Skype
8.2.3. Телеконференции
Вебинары по схеме «веб-сервер - браузер»
Вебинары с использованием специальных приложений
8.3. Заключение
Глава 9. Работа, платежи и безопасность в Интернете
9.1. Организация работы
9.1.1. Доступность рабочего места
9.1.2. Отношения с работодателем
9.1.3. Поиск работы
9.2. Фриланс
9.2.1. Порталы и биржи удаленной работы
9.2.2. Чем заняться?
Копирайтинг и рерайтинг, работа с контентом
Переводы
Веб-дизайн
Программирование
Работа на телефоне
Прочие возможности
9.3. Платежи и покупки через Интернет
9.3.1. Платежные системы Интернета
Система WebMoney Transfer
Яндекс.Деньги
QIWI Кошелек
Система PayPal
9.3.2. Управление банковским счетом
9.3.3. Интернет-магазины
9.4. Безопасность и мошенничество в Интернете
9.4.1. Вирусы, черви и трояны
9.4.2. Антивирусные программы и пароли
9.4.3. Социальная инженерия
9.5. Заключение

Официальные сайты
Интернет-порталы
Образование
Интернет-магазины
Социальные сети и форумы
Разное
Предметный указатель

Дефекты зрения, слуха, речи или неспособность двигаться ограничивают многим людям возможность общаться, учиться, работать и воздействовать на окружающую их среду.

Персональные компьютеры, дополненные специальными устройствами;и имеющие соответствующие программы, могут снизить влияние этих дефектов.

Для неполноценных людей компьютеры обеспечивают хорошую замену утраченных способностей; позволяют более эффективно проводить специальное обучение; открывают доступ к информации, недоступной им другим способом; предоставляют новые возможности для получения образования, работы, общения с людьми и проведения досуга.

Слепые люди могут использовать компьютеры с программами и устройствами, позволяющими воспроизводить речь. При помощи синтезатора речи компьютер произносит любые слова, возникающие на экране. Это открывает доступ слепым к использованию большинства возможностей компьютеров.

В дополнение к этому устройства и программы распознавание образов в сочетании со специальными устройствами вывода позволяют компьютерам преобразовать напечатанный текст в осязательную форму, шрифт Брайля или речь. Благодаря таким системам слепые могут сами читать любую книгу, журнал или газету, не прибегая к посторонней помощи.

Люди с дефектами речи также могут пользоваться синтезированной компьютерной речью. Вводя с клавиатуры в компьютер сообщения, которые требуется произнести, немой человек может общаться по телефону с человеком, который не способен читать.

Кроме того, компьютеризованные системы передачи сообщения являются средством быстрой связи на больших расстояниях, особенно ценные для людей с повреждениями речи или слуха, для которых не возможно использование обычных телефонов.
Компьютеры в значительной степени помогают также людям с ограниченной способностью двигаться.

Информационные системы обеспечивают людям, не имеющим возможности пойти в библиотеку, доступ к большим банкам информации.

Управляемые компьютером манипуляторы (т.е. “руки” робота) можно запрограммировать так, чтобы они выполняли движения по заданным программам;и чувствовали, когда соприкасаются с объектами. Это позволяет людам с нарушенной двигательной способностью манипулировать объектами для выполнения таких действий, как еда, перелистывание страниц в книгах и смена дисков в дисководе компьютера.

Многие люди, хотя и не потеряли подвижность кистей или рук, не могут;работать на стандартной клавиатуре компьютера. Специальные клавиатуры с большими сенсорными клавишами предоставляют в распоряжение этих людей все возможности компьютера.

А люди, не способные работать вообще;ни с кокой клавиатурой, могут голосом управлять компьютером при помощи устройства распознавания речи. Для людей, имеющих серьёзные нарушения голоса и двигательных функций, разработаны специальные устройства ввода, позволяющие;использовать компьютер для общения и других целей.

Другие системы, как уже созданные, так и находящиеся в стадии разработки и испытаний, включают портативные терминалы, позволяющие глухим людям посылать сообщения с любого телефона и принимать их.

Портативные и гибкие устройства для общения людей, которые не могут говорить; системы, управляющие средой обитания, используя которые физически неполноценные люди могут управлять с помощью компьютера телевизором, осветительными и другими приборами; управляемые компьютером роботы и системы ввода, определяющие, на каком объекте сфокусирован глаз человека, что позволяет сделать выбор определенных полей на экране, просто фокусируя на них взгляд в течение нескольких секунд.
Уже существуют экземпляры всех этих компьютеризированных систем, но во многих случаях они очень дороги и не имеют широкого доступа. Я надеюсь, что в течение нескольких лет появятся более мощные, надёжные, портативные и доступные варианты этих систем, а также будут созданы новые мощные средства помощи людям с физическими недостатками.

Развитие техники в большой степени влияет на наше представление о том, что считать физическим недостатком. Например, многие люди, которые плохо видят или слышат, ;могут нормально работать;только благодаря очкам или слуховым аппаратам, компенсирующим недостатки их органов чувств.

По мере того как компьютеризованные;системы для неполноценных людей будут совершенствоваться, и становиться широкодоступными, другие физические недостатки, весьма серьёзные сейчас, могут быть отнесены к незначительным неудобствам, а не к серьёзным недостаткам. Компьютеры, как средство обучения.

Широкие возможности компьютера по обработке информации делают их в принципе пригодными для разнообразного использования в области образования.

Они могут облегчить преподавание и изучение материала на всех уровнях - от дошкольников, овладевающих алфавитом, до врачей, изучающих новые методы диагностики. Компьютеры пригодны для использования в таких областях, как языковедение и математика, история и естественные науки, профессиональная подготовка, музыка и изобразительное искусство, а также чтение и письмо. Компьютеры;открывают новые пути в развитие навыков мышления и умение решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения.

С помощью компьютеров;можно сделать проведение;уроков, упражнений, контрольных работ, а также учёт успеваемости более эффективными.

Это разгружает учителей и позволяет им уделять больше времени индивидуальным занятиям. Компьютеры могут сделать многие уроки более интересными и убедительными, а огромный поток информации - легкодоступным. Компьютеры можно запрограммировать так, чтобы они создавали различные изображения, воспроизводили музыку, выполняли расчёты, служили пишущими машинками, разбирались в классном журнале, преобразовывали написанный тест в речь, замеряли время реакции обучаемого, управляли магнитофонами и проигрывателями видеодисков и вообще создавали обстановку для творческого и весёлого обучения.

Возможности использования компьютеров для обучения безграничны. Их общедоступность могла бы привести;к фундаментальным изменениям в школьной программе, к более полному решению проблем образования, к новым средствам обучения неполноценных людей, к расширению возможностей самообразования и домашнего обучения. В дополнение к их потенциалным возможностям, как средств обучения компьютеры сами должны стать важным объектом изучения. Понимание их возможностей и ограничений необходимо каждому образованному человеку.

Компьютер- это инструмент, но от всех других инструментов отличающихся тем, что он перерабатывает информацию и может быть запрограммирован на выполнение множества работ. Но так же, как и другие инструменты, он способен служить хорошим и плохим целям. Компьютер может быть использован для создания оригинальных рассказов, музыкальных произведений, картин, для изучения сложных взаимосвязей;в области естественных наук или для бездумных, в большинстве своем, игр. Степень влияния компьютеров на учащихся зависит от того, как учащиеся их используют.

Loading...Loading...