Классный час "планета толерантности". Классный час (3 класс) на тему: Толерантность. «А стоит ли запрещать им что-нибудь, учить жить и решать за них? Пусть делают, как хотят, главное – чтобы они были счастливы. Я же не дикарь, а толерантный современный че

Собрались как-то в кишечнике одного человека глисты на политический симпозиум.

Сперва выступила аскарида. Она поведала высокому собранию, что прогресс не повернуть вспять, а потому прошли те темные времена, когда с глистами жестоко и бесчеловечно боролись. И нужно де решительно и окончательно покончить с дискриминацией глистов в организме. Ибо глобализационные процессы требуют развития толерантности.

Описторхи восторженно аплодировали и скандировали равенство в правах с клеткам печени.

Затем слово взял широкий лентец. Он сделал доклад об истории вопроса. Дескать, было раньше золотое время, когда про глистов никто и не знал, не то, чтобы с ними бороться. Но потом наступило смутное и темное время, когда глистов нашли и стали вероломно травить и выводить. Однако развитие не стоит на месте. И теперь никто не смеет поставить под сомнение равноправие глистов на питание и свободу их самоопределения в организме. Угнетать глистов медпрепаратами и прочим мракобесием никому не позволено. И что нужно всеми мерами искоренять глистофобию. Так как глисты равны всем органам человека. И что негоже стоять на пути прогресса.

Печеночный сосальщик в блоке с описторхами выступил за то, чтобы выделить глистам квоту на кровоснабжение в соответствии с их потребностью. И приравнять в правах к головному мозгу.

Все были очень рады и довольны установившимся либеральным порядком и совсем было устроили глист-парад. Но тут вдруг все собравшиеся почувствовали, что почему-то стало холодать. И кислороду с питанием стало совсем мало. И решили они даже устроить акцию протеста против такой вопиющей дискриминации. Однако не успели.

НАСКОЛЬКО ЕСТЕСТВЕННА ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Попробуем посмотреть на этот вопрос с точки зрения эволюционной биологии. Научные знания мы будем черпать из книги А. Маркова "Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа".

В подавляющем большинстве случаев альтруистическое поведение у животных либо направлено на близких родственников (что хорошо объясняется теорией родственного отбора), либо основано на принципе реципрокности (взаимности). По-настоящему бескорыстная забота о неродственниках в природе встречается очень редко (см. главу "В поисках душевной грани"). Люди тоже охотнее помогают "своим", чем "чужим", хотя понятие "свой" для нас не всегда совпадает с понятием "родственник". И все же, почему у людей альтруизм, как представляется, получил большее развитие, чем у других обезьян?

Многие антропологи считают, что важную роль в эволюционном развитии альтруизма у наших предков могли сыграть войны. Идею о связи межгрупповых конфликтов с эволюцией альтруизма высказал еще Чарльз Дарвин в книге "Происхождение человека и половой отбор", где он написал буквально следующее:

Когда два племени первобытных людей, живущие в одной стране, сталкивались между собой, то племя, которое (при прочих равных условиях) заключало в себе большее число храбрых, верных и преданных членов, всегда готовых предупреждать других об опасности и защищать друг друга, без всякого сомнения, должно было иметь больше успеха и покорить другое... Племя, обладающее перечисленными качествами в значительной степени, без всякого сомнения, распространится и одержит верх над другими племенами. Но с течением времени оно, как показывает история всех прошедших веков, будет в свою очередь покорено каким-либо другим, еще более одарённым племенем. Таким образом общественные и нравственные качества развиваются и распространяются мало-помалу по всей земле (Дарвин здесь рассуждает как групповой селекционист, то есть сторонник теории группового отбора, которая сейчас не в чести. Многие эксперты сомневаются, что группы людей можно рассматривать как "единицы отбора". Нужно ведь ещё объяснить, почему эгоисты не распространялись внутри каждой группы за счёт обычного, индивидуального отбора, и почему такой индивидуальный отбор не "пересилил" гипотетический групповой, который по своей эффективности в общем случае должен сильно уступать индивидуальному. Современные модели, поддерживая основную идею Дарвина, обосновывают её более аккуратными и изощренными аргументами, о которых пойдёт речь ниже).

Старая идея о связи межгрупповых конфликтов с эволюцией нравственности активно развивается в последние годы (правда, в несколько ином ключе) в рамках новой теории "сопряженной эволюции парохиального альтруизма и войн" (Choi, Bowles, 2007). Согласно этой теории, альтруизм у наших предков изначально был направлен только на членов своей группы. Такой альтруизм называют парохиальным, то есть местническим, узким, "только для своих". При помощи математических моделей было показано, что альтруизм мог развиваться только в комплексе с ксенофобией — враждебностью к чужакам. В условиях постоянных войн с соседями сочетание внутригруппового альтруизма с враждебностью к чужакам обеспечивает наибольшие шансы на выживание и успешное размножение индивидуума. Получается, что такие, казалось бы, противоположные свойства человека, как доброта и воинственность, развивались в едином комплексе: ни та, ни другая из этих чёрт по отдельности не способствовала бы репродуктивному успеху их обладателей.

Хотя эта теория оформилась совсем недавно, выглядит она солидно и вообще очень похожа на правду. Для её проверки психологи и антропологи уже успели провести несколько специальных исследований, с результатами которых нам будет полезно познакомиться.

Швейцарские и германские психологи изучили становление альтруизма и парохиализма (предпочтения "своих") в ходе развития детей (Febr et al., 2008). Сам ход исследований для краткости изложения я опускаю (заинтересовавшиеся могут найти его в цитируемой книге); приведу лишь любопытные результаты:

Девочки почти не делают различий между своими и чужими, тогда как мальчики уже в 1—4 года проявляют повышенную ревность к чужакам. Кроме того, мальчики, особенно в раннем возрасте, заботятся о своих даже в ущерб "справедливости" (позволяют партнеру получить лишнюю конфету)

Доля "вредин" среди детей от трёх до шести лет составляет 22%; в возрасте 7—8 лет она сокращается до 14%. Авторы отмечают, что примерно столько же вредных личностей насчитывается и среди взрослых.

Доля "добряков", как ни странно, не меняется с возрастом: таких беззаветно добрых детей оказалось около 5 % во всех возрастных группах. Доля "умеренных добряков" сокращается от 39% в возрасте 3—4 лет до 11% в 7—8 лет.

Доля "любителей справедливости" стремительно растёт с возрастом: от 4% в младшей возрастной группе до 30% в старшей. Растет также и доля "умеренных любителей справедливости" (от 17% до 30%).

Нечто похожее на эгалитаризм обнаружено у американских обезьян капуцинов. Обезьян приучили выменивать лакомства на камни, которые были у них в вольере. В обмен на камешек экспериментатор давал обезьяне какое-нибудь угощение. Все шло хорошо до тех пор, пока обезьяна не замечала, что ей дали кусочек огурца, в то время как соседка за точно такой же камень получила сладкую виноградину. Обиженное животное устраивало страшный скандал и отказывалось работать (де Ваал, 2005).

Полученные результаты хорошо согласуются с теорией совместного развития альтруизма и парохиализма ("парохиализм" - это предпочтение своих, например, когда со своими делятся, а с чужими - нет. Прим. "Русколань") под влиянием острой межгрупповой конкуренции. Не исключено, что эволюционная история становления этих свойств человеческой психики в общих чертах повторяется в ходе индивидуального развития детей. Характерно, что альтруизм и парохиализм развиваются у детей практически одновременно.

Поскольку главными участниками межгрупповых конфликтов и войн всегда были мужчины, представляется вполне естественным, что парохиализм сильнее выражен у мальчиков, чем у девочек. В условиях первобытной жизни мужчины-воины были лично заинтересованы в том, чтобы не только они сами, но и другие мужчины группы находились в хорошей физической форме: не было смысла "блюсти справедливость" за их счёт. Что же касается женщин, то в случае поражения группы в межгрупповом конфликте их шансы на успешное размножение снижались, скорее всего, не так сильно, как у мужчин (см. главу "Общественный мозг").

Разумеется, авторы исследования отдают себе отчёт в том, что изученные ими свойства детской психики во многом зависят не только от генов, но и от воспитания, то есть являются продуктом не только биологической, но и культурной эволюции. Что, впрочем, не делает полученные результаты менее интересными и информативными. В конце концов, законы и движущие силы биологической и культурной эволюции отчасти сходны, а сами процессы способны плавно перетекать друг в друга. Например, новый поведенческий признак может поначалу передаваться из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а затем постепенно закрепиться и в генах (см. главу "Генетика души").

Совесть несовместима с толерантностью.

ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
ЗАМЕТКИ ВРАЧА

Вчера у сына в школе проведен день толерантности. Одного дня для этого показалось мало, вакханалию продлили и на сегодня. Что-то ни в одном церковном календаре нет такого праздника. Нам, русским, конечно, советуют быть толерантными к тому, что страну занимают чужаки, а нас попросту выбрасывают - пейте, курите, колитесь, да вымирайте поскорее! Ваша территория и ресурсы нужны другим! -"равнодушным к тающим следам".

Почему не проводят дни толерантности в Китае, странах Азии, бывших республик СССР, кроме России, Украины? Потому, что это страны-захватчики, а толерантность нужно привить тем, кого завоевывают, чтобы не брыкались. Невозможно представить ситуацию, что русские приехали в тот же Азербайджан, заняли там жилье, места в торговле, аппарате и пр., а местное население было бы толерантно.

Как врач, хочу привести аналогию с медициной.

В аллергологии существует понятие толерантности, а также сенсибилизации. Когда аллерген (чужеродное вещество для организма) поступает на первом этапе и в малых дозах, то организм привыкает, становится равнодушным к этому аллергену - это в популярном изложении и есть толерантность. К чему и хотят привести Россию и Европу.

А вот сенсибилизация - это состояние организма, когда при поступлении аллергена в любых дозах, даже малых, возникает реакция организма на аллерген в виде ярко выраженного отторжения - аллергическая реакция. С ней бороться крайне трудно. Этого и боятся власти, а потому спешат с толерантностью, начиная со школ и детских садов. Так не допустим толерантности! Пусть спокойно живет каждый народ на своей земле. Филиал Китая и Кавказа в России нам не нужен! Да здравствует сенсибилизация РУССКОГО НАРОДА!

Толерантный барашек.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Международный день толерантности (терпимости) отмечается ежегодно 16 ноября. В этот день в 1995 году государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Толерантность в каждый дом!

ВПЕРВЫЕ СО СЛОВОМ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ» Я ПОЗНАКОМИЛСЯ ЕЩЕ НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ

Впервые со словом «толерантность» я познакомился еще на уроках экологии. Этим термином обозначалась степень выносливости (выживаемости) организма при воздействии внешних факторов (предел толерантности определяет верхнюю и нижнюю границу выживаемости). Примерно в это же время (может, чуть раньше, может, чуть позже) слово «толерантность» стали активно внедрять в умы россиян. Правда, значение у него уже было не экологическое, а социальное: «толерантность — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям». Именно о ней мы в этот раз и поговорим.

Во времена насильственного внедрения западной идеологии в сознание российских граждан, их «толерантность» обыкновенно преподносилась чуть ли не как апофеоз демократии. А способность русского народа хорошо уживаться со своими соседями — что показала наша многовековая история — ставилась под сомнение.

Исконно русское слово «терпимость» почему-то стали подменять словом «толерантность», хотя между ними существует большая разница. Дело в том, что термин «толерантность» был впервые внедрен в обиход английским иммунологом П.Медаваром в 1953 году для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Русское понимание терпимости идет в разрез с понятием толерантности. Оно означает (по Далю) терпеливое (милосердное, снисходительное) отношение к другим культурам. Но это вовсе не означает терпимость к антагонистическим чужеродным мировоззрениям, которые угрожают уничтожить базовую культуру. Западная же толерантность принуждает смириться с антагонистическими мировоззрениями и понизить свою выживаемость за счет отказа от сопротивляемости к агрессивному чуждому мировоззрению.

Максим Иванов

Ты должен проявить толерантность...

ГРИГОРИЙ ПОДДУБНЫЙ
КТО СКАЗАЛ, ЧТО ТЕРПИМОСТЬ - ЭТО ХОРОШО?

В России новая политическая мода - мода на терпимость или, как ее еще называют "толерантность" - русское слово для этого явления, видимо, не подходит.

Что же означает толерантность в России сегодня? Последний год все СМИ в России активно обвиняют русских в фашизме, ксенофобии и национализме (если в последнем можно кого-то обвинять).

Обвинения делаются и прямо, и косвенно: после каждого случая насилия над людьми некоренной национальности в России (обычно, азербайджанцами, таджиками, узбеками и т.д.). СМИ тут же начинают писать о "бритоголовых", "скинхедах", "русских фашистах" и т.д. - при этом всем как бы должно стать ясно, что бритоголовых, к примеру, таджиков не бывает. Предполагается, что это мы - русские - бреем головы и убиваем, а кто же еще?

Но только во всей этой политике российских властей есть очевидный порок и порок этот связан с постоянным ослаблением самих русских в России. Все это порождает массу вопросов, к примеру, таких:

1. Почему в Россию завозится масса иностранцев, тогда как в российских регионах и в ближнем зарубежье живет огромная масса русских людей, готовых переехать в Россию и работать здесь?
2. Почему российские власти допускают уже слишком явное вытеснение русских иностранцами из бизнеса (к примеру, все рынки в крупных городах контролируются азербайджанцами - и это совершенно не секрет ни для кого)?
3. Почему допускается постепенное проникновение иностранных граждан в российские органы власти?
4. Почему ничего не предпринимается для того, чтобы начать стимулирование целенаправленное и системное рождаемости у русских и это при том, что огромные деньги <перекачиваются> в иностранные ценные бумаги под минимальные проценты?
5. Почему допускается создание уже целых районов во многих городах, населенных преимущественно нерусскими гражданами?
6. И, пожалуй, самый главный вопрос: а в чем заключается нынешняя национальная политика в России?

После всего этого, когда нам не только ничего не предлагается для решения наших проблем, но напротив, действиями властей эти проблемы порождаются на каждом шагу, нам подсовывают "усмирение" - толерантность. А что еще остается - только смириться.

Так решают российские власти, но мы точно знаем, что так не думает и никогда не подумает русский народ! Для русских людей создающаяся ситуация - просто нестерпима, для нас это тот вызов, который должен был быть решен властями, но власти нас откровенно предают на каждом шагу. Сегодня нам нужно не смирение, смирение - это сдача всех наших позиций, русские люди очень терпеливы, но мы не можем жить в ситуации, которая нам показывает, что мы проиграли, что нас просто "сделали".

А поэтому мы утверждаем, что терпимость (она же толерантность) сегодня в России - не только неуместна, но это просто откровенное предательство русских. Мы не жили и не будем никогда жить по чужим правилам, и полный профан тот политик, который этого не понимает.

Нам сегодня нужна иная стратегия: мы должны почувствовать себя не слабыми и безвольными, нет, русские никогда такими не были и не будут. Мы должны показать всем и самим себе, что мы - сильная и волевая нация и только это спасет нас от той сжимающейся "пружины", которая рано или поздно взорвется. Только вот, если она взорвется позже, то взрыв этот будет сильнее и ожесточеннее. Возможна и иная ситуация, когда русских людей просто "сломают", одурманят различными идейками, вроде пресловутой "толерантности", уступчивости, необходимости уступать.

Мы не должны ни перед кем уступать! Ни перед кем! Хватит отступать, мы должны начать наступать, причем по всем фронтам и нам хватит на это сил! Ответственные российские политики должны обратиться к русским людям и призвать их вернуть себе силу, волю и ответственность перед самими собой, перед нашей общей страной, перед нашим будущим.
Всякая попытка умиротворить сегодня русских должна быть признана попыткой национального предательства. Мы должны выйти из этого "застоя", который просто превращается в откровенный маразм! А для этого нам надо встряхнуться и сделать так, чтобы ни у кого уже не возникало вопроса: кто в России хозяин.

"Да Вы просто недостаточно толерантны!"

Собрались как-то в кишечнике одного человека глисты на политический симпозиум.

Сперва выступила аскарида. Она поведала высокому собранию, что прогресс не повернуть вспять, а потому прошли те темные времена, когда с глистами жестоко и бесчеловечно боролись. И нужно де решительно и окончательно покончить с дискриминацией глистов в организме. Ибо глобализационные процессы требуют развития толерантности.

Описторхи восторженно аплодировали и скандировали равенство в правах с клеткам печени.

Затем слово взял широкий лентец. Он сделал доклад об истории вопроса. Дескать, было раньше золотое время, когда про глистов никто и не знал, не то, чтобы с ними бороться. Но потом наступило смутное и темное время, когда глистов нашли и стали вероломно травить и выводить. vk.com/big_igra Однако развитие не стоит на месте. И теперь никто не смеет поставить под сомнение равноправие глистов на питание и свободу их самоопределения в организме. Угнетать глистов медпрепаратами и прочим мракобесием никому не позволено. И что нужно всеми мерами искоренять глистофобию. Так как глисты равны всем органам человека. И что негоже стоять на пути прогресса.

Печеночный сосальщик в блоке с описторхами выступил за то, чтобы выделить глистам квоту на кровоснабжение в соответствии с их потребностью. И приравнять в правах к головному мозгу.

Все были очень рады и довольны установившимся либеральным порядком и совсем было устроили глист-парад. Но тут вдруг все собравшиеся почувствовали, что почему-то стало холодать. И кислороду с питанием стало совсем мало. И решили они даже устроить акцию протеста против такой вопиющей дискриминации. Однако не успели.

Притча от Ларисы Тюняевой

Подросток вернулся вечером домой с плохим настроением - что ему ни скажи, всё не так. Нагрубил бабушке, накричал по телефону на лучшего друга. Бабушка молча отвернулась, пряча слезы. Друг, обидевшись на незаслуженную резкость, бросил трубку. - Что...

  • 2

    Горелый тост Современная притча

    Однажды вечером женщина приготовила ужин после трудного рабочего дня. Она положила перед мужем десерт - блюдце с вареньем и горелый тост. Не слегка сожжённый, а полностью почерневший. Мужчина съел свой тост и спросил наблюдавшего за этим сына, сделал ли...

  • 3

    Долготерпение Гиллеля Еврейская притча

    Двое заспорили о том, возможно ли рассердить Гиллеля. - Уж я-то выведу его из терпения! - говорил один. Побились об заклад в четыреста зуз. Было это в канун субботы. Гиллель в то время собирался купаться. Пошёл тот человек и, проходя мимо дверей Гиллеля, ...

  • 4

    Живая игрушка Притча от Ларисы Тюняевой

    Как-то юноша, вынужденный жить вдали от дома, подобрал на улице забавного мохнатого котёнка. «Грустно по вечерам возвращаться в пустой дом, - думал он, - пускай этот малыш ждёт меня». Скоро котёнок вырос в большого красивого кота. Он встречал хозяина у...

  • 5

    Звание философа Греческая притча

    Некто заявил человеку, похвалявшемуся званием философа, что признает его таковым, если он перенесёт наносимые ему оскорбления спокойно и терпеливо. Тот долго выслушивал брань и наконец с насмешкой спросил: - Теперь-то ты веришь, что я действительно...

  • 6

    Змей и кролик Басня Сергея Овчинникова

    Давным-давно жил на земле змей. С виду он не отличался от своих собратьев, душой же был весьма необычен - он был добрым и мудрым. Добрым он был от рождения, поскольку имел хороших родителей, а мудрым - в силу жизненных обстоятельств. Эти обстоятельства...

  • 7

    Как находить друзей Конфуцианская притча

    Ученики Цзыся спросили у Цзычжана о том, как надо находить друзей. Цзычжан спросил: - А что говорит об этом Цзыся? - Он говорит: «Водите дружбу с теми, кто для неё подходит, неподходящих отвергайте», - ответили они. Цзычжан сказал: - А мне известно...

  • 8

    Кто прав Притча про Насреддина

    Моллу Насреддина на старости лет пригласили быть почётным мировым судьёй. Первым делом, которое ему пришлось разбирать, оказалось дело об ограблении. Насреддин выслушал потерпевшего и сказал: - Да, ты прав. Но ведь он ещё не слышал обвиняемого! Секретарь...

  • 9

    Лев и Осёл Басня Александра Апарцева

    Учитель Лев был в математике силён, Как, впрочем, и во всём другом, За что бы он ни брался. Но Осёл, Который в школу записался, Большим умом не отличался И Льва тем самым до истерики довёл! Одно и то же изрыгая сотню раз, Рычал Лев так, что вздрагивал...

  • 10

    Медведь и ворона Басня Наталии Белан

    Ворона-соседка повадилась было У Мишки таскать всё что можно. Ходила Потом с важным видом, добычей хвалилась, Над ним насмехалась, да в воду свалилась. Медведь примечал, что соседка ворует, Тихонько ворчал: «Пусть поест, не убудет… Противно одно, что на...

  • 11

    Мёртвый победитель Стратагема № 14 - Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу

    В 234 г. н.э. Чжугэ Лян, министр и стратег государства Шу, вёл свой шестой поход против северокитайского государства Вэй. Его противником был Сыма И (179 – 251), командующий вэйской армией. Поскольку длительное продвижение войск создавало проблемы со...

  • 12

    Настоящий друг Басня Леонардо да Винчи

    Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал. - Мама, что это за птицы? - спросил он. - Наши друзья, - ответила орлица сыну. - Орёл живёт в одиночестве - такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе...

  • 13

    Неужели? Дзэнская притча

    Дзэнский Мастер Хакуин слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной жизнью. Неподалёку жила красивая девушка, родители которой держали продуктовую лавку. В один прекрасный день родители обнаружили, что их дочь беременна. Они были вне себя от ярости. ...

  • 14

    Нефёдыч Притча от Андрея Якушева

    Постучался как-то маленький мальчик в спальню к родителям: - Можно я посижу с вами немного, а то мне у себя в комнате скучно. - Ну посиди, - согласились родители. Через несколько минут мальчик спросил: - А можно я прилягу к вам на краешек? - Ты - как...

  • 15

    Плата за оскорбление Греческая притча

    Однажды некий греческий философ приказал одному из своих учеников в течение трёх лет раздавать серебро тем, кто будет его поносить. По окончании испытания учитель сказал: - Теперь ты можешь отправляться в Афины для обучения мудрости. При входе в Афины...

  • 16

    Подставил свою голову Дзэнская притча

  • Козерогу было как-то несолидно толкаться в общей очереди, и он прислал курьера - Стрельца. Стрелец взял полный рюкзак толерантности, но на обратном пути увлекся, уехал в другую страну, там потерял рюкзак, написал Козерогу,что такие задания дают только козлы рогатые, и поехал дальше налегке.

    Потерянную Стрельцом толерантность подобрал запасливый Рак. И где-то спрятал. Иногда он ее находит, всю сразу, потом боится, что украдут, перепрятывает и опять забывает где. И когда Рак начинает говорить, что все вокруг - не друзья сердечные, а волки позорные, - это значит, он просто опять нычку потерял.

    Весы пришли вовремя, вежливо попросили парочку толерантностей поизящнее и с тех пор ею почти не пользуются, так как не могут решить, какая из двух лучше.

    Водолей пришел одним из первых, но его выкинули из очереди, когда он стал говорить, что Тот, Кто создал толерантность, на самом деле склеил фигню по чертежам из «Юного техника», и Водолей, когда будет время, сделает гораздо лучше.

    Дева очень долго считала, сколько толерантности высшего сорта ГОСТ 5508-84 ей надо, и пропустила свою очередь. Поэтому ей достался только крошечный образец толерантности высшего сорта и, чтобы она так не расстраивалась, безмен, которым толерантность взвешивали. С тех пор Дева ходит и взвешивает чужую толерантность, а свою, крошечную высшего сорта, почти никому не показывает.

    Овен хотел прийти первым, но по дороге встретил Рыб, которые толерантностью уже затарились. Рыбам удалось убежать, но их толерантность пострадала. Там, куда дотянулся Овен, она стала кривоватая и надтреснутая, а дотянулся он почти всюду. Овен же пошел домой, потому что он не лох галимый, чтобы быть не первым, а уж тем более после Рыб. Хотя само слово «толерантность» ему так понравилось, что он даже вырезал его на любимой бейсбольной бите.

    Лев не пришел вообще, потому что не знал, что такое толерантность, а раз так, понятно, что это фигня беспонтовая, никому не нужная.

    Телец пришел и убедительно объяснил, что толерантность у него уже есть своя, the best, лучше не бывает, а кто не согласен - на фиг строевым шагом. А пришел он, собственно, для того, чтобы объяснить, что толерантность у него уже есть своя, the best, лучше не бывает, а кто не согласен - на фиг строевым шагом!

    А поздно ночью, когда все давно разошлись, и осталась только маленькая свалка из остатков, обрезков и неликвидов, пришел чуть-чуть задержавшийся Близнец. Осмотрелся и забрал все остатки. И поэтому толерантности у Близнеца - до хрена, только иногда кажется, что он ее будто на помойке нашел.

    Мы живём в беспокойное время, когда стали привычными слова «терроризм», «вооружённый конфликт», «насилие». К сожалению, значение этих слов становится понятным в раннем возрасте. Телевидение, интернет доносит много негативной информации. Ясно, что и дети становятся более конфликтными и агрессивными. Поэтому мероприятия, направленные на миролюбие и толерантность, имеют важное значение для формирования гармоничной и гуманной личности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

    Урок мира

    «Что такое толерантность»

    3 класс

    Актуальность.

    Мы живём в беспокойное время, когда стали привычными слова «терроризм», «вооружённый конфликт», «насилие». К сожалению, значение этих слов становится понятным в раннем возрасте. Телевидение, интернет доносит много негативной информации. Ясно, что и дети становятся более конфликтными и агрессивными. Поэтому мероприятия, направленные на миролюбие и толерантность, имеют важное значение для формирования гармоничной и гуманной личности.

    Методы проведения – поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

    Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.

    Задачи:

    1) Изучение понятия толерантности.

    2) Увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные.

    3) Воспитание умения слушать другого человека.

    Оборудование: карандаши, листы бумаги, клей, фломастеры, карточки с буквами слова «толерантность», мяч.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент урока.

    Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как всегда. Мы разделимся на группы. На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Вы будете брать один лучик и садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.

    Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

    Ребята, а вы слышали такое выражение?

    «И на солнце есть пятна».

    Как вы понимаете эти слова?

    Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить. Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси. (Рассказывает подготовленный ученик.)

    Притча.

    Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

    Вопросы для беседы:

    1. Как вы поняли притчу?
    2. Какой вывод вы сделали для себя?
    3. Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
    4. Хотели бы вы изменить себя?

    Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

    Что такое счастье в вашем понимании?

    Какого человека можно назвать счастливым?

    На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.

    Сказочка о счастье

    На свете жил один король,
    Богатый и могучий.
    Всегда грустил он. И порой
    Бывал мрачнее тучи.
    Гулял он, спал, обедал,
    А счастья он не ведал!

    Но вечно хныкать и тужить
    Бедняге надоело.
    Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
    И с трона спрыгнул смело.
    Да вмиг порушить свой удел
    Не в королевской власти?

    И вот король в карету сел –
    И покатил за счастьем.
    Король в окошечко глядит,
    Карета быстро катится.
    Постой-ка, кто там на пути?
    Девчонка в драном платьице.

    О, всемогущий мой король,
    Подать хоть грошик мне изволь.
    - Эй, попрошайка, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! –

    Сказал король и укатил.
    А в синем небе месяц стыл…
    Карета мчится наугад
    Бог весть в какую сторону.
    Вдруг на пути стоит солдат,
    Израненный, оборванный.

    О, мой король, - вскричал солдат, -
    Тебя я видеть очень рад!
    Прошу покорнейше: устрой
    Меня ты в услужение,
    Я за тебя стоял горой,
    Я, право, бился, как герой,
    Я выиграл сражение.

    А ну, служивый, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! –
    Сказал король и укатил,
    А в синем небе месяц стыл…
    Карета мчит во весь опор,
    Конь скачет, что есть духу.
    Вдруг на дорогу вышла с гор
    Сутулая старуха.

    Прости, любезный мой король,
    Старуху одинокую.
    Мой дом – вон, видишь, за горой,
    С утра ушла далеко я.
    Ношу из леса я дрова –
    Тяжелая работа.
    Гляжу вокруг, едва жива:
    А вдруг поможет кто-то…

    А ну, старуха, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! –
    Сказал король и укатил,
    А в синем небе месяц стыл…

    Вот лето кончилось. Жара
    Сменяется ненастьем.
    Король торопит:
    - В путь пора,
    Еще немного – и ура!
    Свое настигну счастье!

    И все бы кончилось бедой –
    Сомнений в этом нету.
    Да старец с белой бородой
    Остановил карету.
    Перекрестившись, не спеша,
    Торжественно и строго
    Сказал: «Заблудшая душа,
    Король, побойся Бога!

    Ты ищешь счастье для себя,
    Ты странствуешь по свету.
    Но, только ближнего любя,
    Найдешь ты счастье это.
    Скорей послушайся меня:
    Обратно разверни коня,
    Дитя согрей и накорми,
    Солдата в сторожа найми,
    Все это сделай, но сперва
    Старушке ты поможешь:
    Из дома довезешь дрова,
    Распилишь и уложишь…»

    Тут вышла полная луна.
    И осветила путь она.
    Нелегкий путь, обратный путь.
    Путь к счастью, не куда-нибудь.
    Король поныне во дворце
    Всем людям помогает.
    И счастье на его лице,
    Как ясный день, сияет!

    Вопросы для обсуждения:

    1. Как бы вы озаглавили эту историю?
    2. Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?
    3. Каким было поведение короля в начале истории? Какие черты личности вы можете назвать?
    4. Как вы думаете, почему король изменился?
    5. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
    6. Случались ли с вами подобные истории? (Вам не помогли или вы кого-то не услышали?)
    7. Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-то указал на ваш недостаток?
    8. Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем?
    9. Была ли цель в жизни у короля до встречи со старцем?
    10. Изменилась ли его цель после встречи?
    11. Чему учит нас эта сказка?
    12. Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей?
    13. Чему нас учит эта сказка?

    Вывод . Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

    Как вы думаете люди полюбили короля?

    Тогда давайте поговорим о любви.

    Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

    Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

    Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

    Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

    А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы )

    Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

    2. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.

    Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.

    41-40

    15-13

    33-30

    20-16

    17-12

    12-6

    10+3

    Прочитайте, какое слово получилось?

    Сегодня наш разговор посвящен толерантности.

    3. Обсуждение понятия толерантность.

    Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? (ответы детей)

    http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/Урок_толерантности

    Словарик толерантной личности

    Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

    Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

    В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

    На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

    Семь основных принципов толерантности :

    Уважение человечекого достоинства всех без исключений людей.

    Уважение различий.

    Понимание индивидуальной неповторимости.

    Взаимодополняемость как основная черта различий.

    Взаимозависимость как основа совместных действий

    Культура мира.

    Сохранение памяти.

    Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

    Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

    Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность

    5. Динамическая пауза.

    Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру приветствия. Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.

    9. Творческая работа.

    Заселение поляны человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.

    Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье и сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к поляне.

    Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.

    Все мы очень разные. А хорошо это или плохо? Высказывания детей.

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

    8. Игра.

    В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

    1.Младший брат сломал твою игрушку.

    1. Ты его прощаешь.
    2. Ты ударяешь его.

    2.Ты поссорился со своей сестрой.

    1. Ты попытаешься объясниться с ней.
    2. Ты обижаешься и мстишь.

    3.Ты недоволен собой.

    1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
    2. Ты все сваливаешь на других.

    4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

    1. Ты устраиваешь истерику.
      2. Ты идешь с ними гулять.

    5. Ты считаешь, что один товарищ тебя предал...

    а) Ты мстишь ему.

    б) Ты пытаешься объясниться с ним.

    6. Ты не согласен с кем-то...

    а) Ты не даешь ему говорить.

    б) Ты все-таки слушаешь его.

    7. В классе ты уже ответил...

    а) Тебе хочется отвечать еще, и ты перебиваешь другого.

    б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

    8. Саша плохо одет...

    1. Это неважно.
    2. Ты подсмеиваешься над ним.

    9. Пожилая женщина медленно идет.

    1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
    2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

    10. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

    1. Ты говоришь, что все девочки – нули.
    2. Ты разговариваешь с ней.

    11. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

    1. Ты говоришь, что все мальчики – нули.
    2. Ты разговариваешь с ним.

    12. К тебе подходит ребенок-инвалид...

    1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
    2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

    Подведение итогов.

    В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

    6. Работа к микрогруппах.

    А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

    Ситуации.

    1. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
    2. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
    3. Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
    4. Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

    7. М/Ф: «Гадкий утенок»

    Примерные вопросы к обсуждению:

    Что значит быть гадким утенком? Что испытывает утенок? Чем заканчивается этот мультик? Вывод?

    Почему они восхищаются им теперь? Вывод.

    Каковы же основные черты

    толерантной личности? Это

    Снисходительность;

    Терпение;

    Чувство юмора;

    Терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.п.)

    Умение владеть собой;

    Доброжелательность;

    Умение не осуждать других;

    Умение слушать собеседника;

    Гуманизм;

    Возможные варианты:

    1. Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
    2. Не ссориться, стараться понять друг друга
    3. Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
    4. Больше общаться, узнавать друг друга
    5. Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

    толерантность

    Прощение

    Уважение прав человека

    Сотрудничество

    Терпимость

    Сострадание

    Принятие другого таким, какой он есть

    Милосердие

    Уважение человеческого достоинства

    Заключительное слово учителя.

    Иная птица людям доверяет
    И ласточка для птенчиков своих
    В близи жилья людей гнездо свивает
    И веря людям, не боится их.

    Спасибо ласточкам, что с нами дружат.

    И к людям обращаюсь я сейчас

    Я говорю: старайтесь быть не хуже
    Того, что птицы думают о нас.

    К. Ломиа (абхазский поэт)

    В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

    Китайская притча «Ладная семья» И в завершении нашей встречи нам хотелось бы рассказать вам китайскую притчу «Ладная семья».

    Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили сей семьей и сем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

    Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям. Спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем предал лист владыке. Тот вял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

    И все?

    Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей хорошей семьи.

    И мира тоже.

    «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)

    Заключительное действие – « Техасские объятия»

    Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг другу. Затем кладут друг другу на плечи руки, поднимают правую руку и вытягивают ее к центру круга и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

    12. Рефлексия.

    На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

    Loading...Loading...