Рассказ на тему царь колокол. Царь-пушка и царь-колокол

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

В Москве имеется огромное количество любопытных и забавных памятников разных эпох, чья история вызывает неуемное любопытство.

Это могут быть скульптуры, посвященные сказкам, героям книг и фильмов, реальным людям, порокам общества и даже таким «обыкновенным» вещам, как табурет, муха или приметам студентов.

Некоторые из этих памятников имеют довольно длинную и любопытную историю. Сюда стоит отнести Царь-пушку и Царь-колокол, которые находятся на территории Московского Кремля.

К сожалению, последний примечателен не своим основным предназначением (звоном), а исключительно внешним видом и массой.

Вконтакте

Внешний вид

Это не просто огромная конструкция, которая стоит в Кремле, а одна из главных достопримечательностей России. Он также считается памятником искусства литья XVIII в.

«Царский» экземпляр. Вид со стороны Ивановской площади

В высоту он превышает отметку в 6 метров, в диаметре составляет более 6,5 метра. Вес всей конструкции составляет более 200 тонн. Авторами стали известные в то время литейщики отец Иван и сын Михаил Моторины. Конструкция изначально создавалась для колокольни «Иван Великий», но не использовалась по некоторым причинам.

Снаружи отчеканены царские особы, Богоматерь, Христос и другие святые, стоит памятная запись с описанием создания, именами творцов и датой «1733 г.», хотя экземпляр отлили только через 24 месяца.

Сверху и снизу его огибает узор, вверху расположен большой золоченый крест. Однако многие исследователи отмечают различия в чеканке реальности и на изображениях прошлых веков. Информацию и фото об этом можно дополнительно найти в интернете.

Интересный факт: внутри конструкции нет языка: по указанным ниже причинам он не был отлит вовсе, внутрь положили язычок от чужого.

По данным проведенного в Советском Союзе анализа царский экзмепляр состоит из смеси нескольких металлов. Почти 85% занимает медь, еще 13% — олово, чуть больше 1% пришлось на серу. Менее 0,5% занимают серебро и золото. Впрочем, на долю золота приходится более 70 кг, на серебро более 500 кг.

Это интересно: согласно Википедии во время Гражданской войны Деникин, находясь в должности генерала, решил печатать собственную валюту, выбрав в качестве изображения этот памятник – из-за этого после обесценивания они получили прозвище «колокольчики».

Увидеть памятник можно в Московском Кремле: он стоит на Ивановской площади неподалеку от «Ивана Великого». Этого места он никогда в жизни не покидал.

«Предки»

Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.

Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:

  1. Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
  2. Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
  3. Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.

Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.

  1. После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».

Как происходила работа

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.».

Как откололся кусок

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г.

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Дальнейшая судьба

Кусок весом 11,5 тонн, отколовшийся от основной конструкции при Троицком пожаре

Разумеется, терять такую огромную и многострадальную махину никому не хотелось, а потому несколько раз поднимали вопрос о спайке отколотого куска. Но все это были лишь разговоры: спайка полностью исказила бы звучание, а потому была бы бессмысленна.

Во время Второй Мировой войны данная достопримечательность превратилась в узел связи: внутри неё прятались связисты Кремлевского полка. Чтобы вражеские бомбардировщики не заметили его, конструкцию покрасили, а после победы оттерли вновь.

Любопытная легенда

Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.

Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)

Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.

Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.

Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.

Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет.

Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.

О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.

Смотрите видео, в котором историк рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:

Кремль: мини-путеводитель по территории

Для этого на вырыли котлован глубиной 10 метров, и поместили туда форму. Неподалеку рабочие построили 4 литейные печи. Для лучшего звучания колокола в сплав из меди и олова добавили 525 кг серебра и 72 кг золота. Украсили Царь-колокол орнамент и барельефные портреты царя Алексея Михайловича и Анны Иоанновны.

По официальной версии, во время пожара 1737 года сгорели деревянные балки, на которых держался колокол. Чтобы он не расплавился, начали лить воду. Из-за перепада температур от колокола откололся кусок, весом 11,5 тонны.

Но историю с пожаром могли придумать для путеводителей, а трещины, вероятно, появились из-за неправильного охлаждения - технологической ошибки литейщика. Возможно, поэтому Моторин попросил за работу всего 1 000 рублей, тогда как за литье более простых колоколов для Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры он получил 6 000 рублей за каждый.

В 1836 году архитектор Огюст Монферран поднял Царь-колокол на постамент и поместил на его вершине шар и золоченый крест - символ державы. Так в Московском появился памятник литейного искусства.

Но у Царь-колокола были «прадед», «дед» и «отец».

В 1600 году Андрей Чохов отлил по приказу Бориса Годунова огромный колокол «Царь». Он весил около 40 тонн и находился в специально построенной клети. Но во время пожара в начале XVII века он упал и разбился.

В 1652 Алексей Михайлович поручил изготовить новый Царь-колокол Даниле и Емельяну Даниловым. «Дед» весил 130 тонн, но не отличался прочностью: при рождественских звонах 1654 года он разбился. Перелить колокол Алексей Михайлович доверил Александру Григорьеву. Вес нового колокола достиг уже 160 тонн. Его басовый звон звучал над Москвой более тридцати лет, но при пожаре 1701 года «отец» упал и разбился. Из осколков по приказу императрицы Анны Иоанновны отлили новый колокол.

В 1747 году мастер Слизов предлагал перелить Царь-колокол, а архитектор Форстенберг хотел даже впаять вышибленный край и уверял, что звук не пострадает.

Александр III даже хотел поставить в Кремле гигантскую Царь-колокольню. Но от дорогостоящей идеи пришлось отказаться. Больше гигантских колоколов на Руси не отливали.

Говорят, что... ...Царь-Колокол перекрасили для маскировки во время Великой Отечественной войны.
...изначально отливку Царь-колокола предложили королевских золотых дел мастеру французу Жерменю. В ответ он рассмеялся: «Никто в мире этого сделать не сможет, господа», и от работы отказался.
...Царь-колокол разбил тяжелой рукой Петр Великий. Когда царь вернулся в Москву после Полтавского сражения, он приказал в честь победы звонить во все колокола. Но Царь-колокол не зазвонил, как ни старались звонари раскачать его тяжелый язык. Петр разгневался и прислал в помощь звонарям роту гвардейцев. Язык колокола сорвался, но он не зазвонил. Петр в бешенстве ударил по колоколу дубинкой, и от него откололся кусок, а сам колокол загудел и ушел в землю.

Одной из уникальных достопримечательностей Московского Кремля является известный всему миру Царь-колокол. Этот экспонат считается своеобразным произведением русского искусства восемнадцатого столетия и высшим достижением литейного дела на Руси. Кроме того, Царь-колокол является величественным историческим памятником.

Идея создания

Императрица Анна Ивановна подписала в 1730 г. указ, в котором повелела отлить колокол весом до десяти тысяч пудов. Для этого необходимо было взять разбитый экземпляр, добавив в него металл. С выходом этого документа и началась история Царь-колокола.

Кто отлил знаменитого гиганта?

Первоначально искусного мастера хотели отыскать в Париже. Однако королевский механик Жермен, которому предложили это дело, отказался от работы. Он принял данное требование за шутку.

Подрядился перелить колокол Григорьева, который разбился при пожаре 1701 г., выдающийся мастер своего времени Иван Федорович Моторин. Дело было начато в 1730 г. Для его успешного проведения Московской артиллерийской конторой в помощники Моторину был выделен мастер, десять учеников и два офицера.

Подготовительный этап

Перед началом работы артиллерийской конторой были составлены чертежи. Причем предварительно Моториным была отлита небольшая модель будущего гиганта. Весила она двенадцать пудов. Все чертежи, составленную смету, а также две разработанных модели механизма подъема отправили для утверждения в Петербург. Вся подготовка и утверждение созданного проекта проходили в течение двух лет. В связи с этим саму работу по изготовлению задуманной формы колокола, а также по постройке печей начали только в январе 1733 г.

Создание гиганта

Для того чтобы получить форму самого большого в мире колокола по чертежам русских мастеров было сделано два шаблона. Один из них предназначался для внутреннего профиля изделия, а второй - для наружного.

Формовка гигантского колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта десятиметровая яма. Дубовыми брусьями, связанными между собой металлическими ободьями, были укреплены ее боковые стороны. Дополнительно яму обложили кирпичом. Для нижнего основания формы на вбитые в дно дубовые сваи уложили железную решетку. Только после этого начался процесс производства болванки колокола. После ее изготовления был установлен второй шаблон, который повторял внешние очертания гиганта. По окончании работ форма была поднята за крюки. Для этого использовались специальные приспособления.

На следующем этапе болванка была окончательно отделана. Для языка колокола в своде была прикреплена железная петля. Последняя операция технологического процесса - установка в специальные гнезда на верху кожуха так называемых ушей.

Все работы по созданию Царь-колокола были завершены 25 ноября 1735 г. Об этом событии было составлено Свидетельство. Вес самого большого колокола в мире составил двести одну тонну девятьсот двадцать четыре килограмма. Его высота - 6,14 м, а диаметр - 6,60 м. К сожалению, завершить литье гиганта Иван Моторин не смог, он умер. Дело отца было продолжено сыном Михаилом, который и до этого принимал активное участие в работе.

Производственные тонкости

Для того чтобы Царь-колокол имел хорошую отливку Иваном Моториным была взята особая конструкция литниковой системы. В форму, которая заполнялась жидким металлом, не попадали шлаки и прочие загрязнения. Это стало возможным благодаря особому резервуару, который постоянно был заполнен до краев. При этом чистый металл из чаши поступал в форму, а шлак, который имел более легкий вес, оставался на поверхности.

При литье гиганта требовалось создание определенных условий для того, чтобы форма выдержала давление раскаленного металла. Для этого землей было засыпано все пространство, которое находилось между стенами литейной ямы и кожухом.

Отколовшийся кусок

Знает история Царь-колокола и небывалый пожар. После отливки больше года выполнялись надписи на этом удивительном произведении литейного искусства.

Делались на нем и декоративные украшения. Работа уже подходила к концу, когда в Кремле вспыхнул сильный пожар. Произошло это в мае 1737 г. Огонь уничтожил деревянные конструкции и шатер, который был возведен над литейной ямой. Раскалившийся колокол начали поливать водой. От перепада температур в теле гиганта образовались трещины, которые и привели к тому, что от него откололся значительный кусок, вес которого составил одиннадцать с половиной тонн.

Подъем из литейной ямы

Царь-колокол, история которого началась столь неудачно, долгое время не могли достать. До 1836 г. он находился в литейной яме, которую расчистили, обнесли перилами и сделали лестницу. По ней посетители спускались вниз и любовались великим произведением искусства.

23 июля 1836 года состоялся блестящий подъем колокола. На специально приготовленных катках его переместили и поставили на каменный постамент, имеющий восьмигранную форму. Вскоре на гиганте было установлено четыре кронштейна, поддерживающих шар, на верху которого расположился бронзовый крест. Где находится Царь-колокол сейчас? На том же постаменте в Кремле.

Реставрационные работы

Царь-колокол несколько раз планировалось спаять. Однако работы так и не были проведены. Мешала этому высокая стоимость спайки. Кроме этого, высказывались опасения, что, даже восстановив колокол, невозможно будет добиться его нормального звучания. Именно поэтому, если вы посетите Кремль, Царь-колокол встретит вас в том виде, в котором был когда-то извлечен из литейной ямы. Этот уникальный памятник имеет огромное историческое значение. Именно поэтому экспериментировать над ним просто недопустимо. Царь-колокол для детей и для взрослого поколения - это история Отечества.

Исследование уникального памятника было проведено в 1979 г. Тогда же была выполнена и его реставрация. Работы заключались в дефектоскопии тела гиганта и составлении специальной карты, на которой зафиксированы размеры, положение, а также количество образовавшихся трещин.

Во время реставрации поверхность колокола расчистили от многочисленных слоев лакокрасочных покрытий, которые исказили внешний вид гиганта. Параллельно провели небольшой ремонт постамента. На поверхность земли подняли осколок колокола, который был заглублен в культурный слой на сорок сантиметров.

Все работы были выполнены специалистами, а также учеными Военной академии, носящей имя Ф.Э. Дзержинского. При этом проводились постоянные консультации с Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации. Стоит отметить тот факт, что работа по созданию технологии и методики восстановления подобного типа производилась впервые.

Уникальный образец литейного искусства

Тех, кто сегодня посетит Кремль, Царь-колокол встретит в своем первозданном виде. Гигант вновь приобрел серебристо-серый цвет, отдающий зеленоватой патиной. Специфическое мерцание и естественный тон возвращены бронзе. На кресте, который венчает оглавье, блестит позолота. Ее восстановили с применением сусального золота. Ясно можно разглядеть изящный орнамент и искусные изображения, являющиеся украшением колокола. Красота скульптурных украшений радует глаз. Нижняя и верхняя часть тела гиганта украшена фризом, узор которого представляет собой пальмовые ветви. К большому сожалению, при заполнении формы металлом в некоторых частях колокола произошли смывы. Отчетливо это можно увидеть на изображениях некоторых фигур. Несмотря на это, тысячи людей, посещающих ежедневно Кремль, теперь по достоинству оценивают красоту исторического памятника.

Царь-колокол в Москве был создан почти два с половиной века назад. Однако известность гиганта с каждым годом все возрастает. Удивительный памятник русского искусства литья удачно вписывается в архитектурную композицию Кремля. Царь-колокол, так же, как и расположенную неподалеку от него Царь-пушку, невозможно отделить от художественного облика, имеющего всемирную славу.

Исторические факты

За отливку колокола мастер Моторин получил мизерную плату. Она составила всего тысячу рублей.

На колоколе имеется надпись о том, что он был отлит Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Знаменитый мастер литейного дела, чтобы запечатлеть свое имя, подавал прошение в Сенат. Императрицей Анной Иоановной оно было утверждено.

Предложение о создании гигантского колокола было получено скульптором Карло Растрелли. Однако сын всемирно известного архитектора Франческо Растрелли запросил за свою работу очень высокую оплату. В результате от его услуг отказались.

Изображения Царь-колокола генерал Деникин использовал для выпуска тысячерублевых белогвардейских купюр. Эти деньги в народе получили название «колокольчики».

Вес царь-колокола, находящегося в Московском Кремле равен 201 тонне 924 килограммам.

Памятник знаменит тем, что при проведении чеканных работ в мае 1737 года, случился пожар и колокол был поврежден – от него откололся кусок весом 11,5 тонн (около пяти пудов на тогдашнее исчисление веса). Подготовительные работы по изготовлению гиганта заняли более полутора лет, на плавку металла потребовалось 36 часов, а сам процесс литья занял 1 час 12 минут. Дата отливки колокола – 25 ноября 1735 года. После окончания литья, мастера приступили к чеканным работам, в ходе которых и случился пожар, по одной из версий, загорелись леса, установленные вокруг колокола. При тушении пожара, на раскаленный металл попала вода, что привело к его повреждению. В литейной яме, колокол простоял более ста лет. В 1836 году Царь-колокол был извлечен из места хранения и установлен на территории Московского Кремля.

История создания Царь-колокола

Размеры памятника впечатляют и по сей день: его высота (вместе с ушками равна 6,14 м), диаметр колокола - 6,6 м).

Для изготовления колокола, императрица повелела сыну фельдмаршала Миниха найти в Париже мастера. Придворец предложил взяться за эту работу королевскому механику Жерменю, но тот счел предложение шуткой и отказался от проекта.

Вес царь-колокола равен 201 тонне 924 килограммам.

За отливку взялись русские мастера: Иван Моторин и его сын Михаил. Производилась отливка на Пушечном дворе (расположенном на Ивановской площади) в специально подготовленной земляной форме глубиной порядка десяти метров, кожух был защищен от колоссального давления расплавленного металла слоем плотно утрамбованной земли и кирпичной кладкой. Глиняная болванка определяла внутреннюю форму сооружения, изображения и надписи были нанесены мастерами П.Галкиным, П.Серебряковым, Кохтевым, П. Луковниковым и В.Кобелевым.

После завершения процесса отлива, колокол разместили на железной решетке, которая крепилась на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над плавильной ямой была сооружена деревянная обрешетка, которая и стала причиной пожара. Версия раскола Царь-колокола принимается не всеми историками, существует предположение, что десять сквозных продольных трещин появились в результате нарушения технологии изготовления – остывающее изделие могли оставить на стержне, вследствие чего и произошло его частичное разрушение, а пожар стал лишь благовидным предлогом для оправдания. Доказательствами этой версии считается и тот факт, что за работу мастер получил всего 1000 рублей и чин цехмейстера литейных дел, в то время как за отливку колоколов для Троице-Сергиевой Лавры и Новодевичьего монастыря меньших размеров и сложности, мастеру выдали по 8000 рублей за каждый.

Для того, чтобы выполнить отливку гигантского сооружения, был использован не только новый металл в количестве 1276 пудов, но и сплав металла Большого Успенского колокола (отлитого русским мастером Григорием Александровым), который был расколот во время пожара в Кремле в 1701 году. В состав сплава Царь-колокола входят:

В процессе подготовки отлива, постоянно возникали непредвиденные обстоятельства, которые требовали оперативного решения: окончательный процесс выплавки оказался успешным лишь с третьего раза, первые два окончились неудачно – при первой попытке вышли из строя две плавильные печи, во второй раз случился пожар. Иван Моторин скончался до окончания выплавки колокола, его дело достойно завершил сын Михаил.

Восстановление Царь-колокола

Первоначально Царь-колокол должен был быть действующим, его планировалось подвесить на звоннице колокольни Ивана Великого после сооружения нескольких галерей на разных высотах. Целью постройки галерей, соединенных с колокольней, было придание устойчивости всему комплексу сооружений и его защите от сверхмощного звона Царь-колокола. Реализации проекта помешал пожар 1737 года, уничтоживший часть города вокруг Царь-колокола.

Попытки поднять сооружение в 1792 и 1819 году закончились неудачей, массивный памятник провел в земле более века. В 1836 году операцию по извлечению колокола из земного заточения, возглавил Огюст Монферран. Святейшие особы, находившиеся ранее у власти, так же пытались найти способы поднять колокол на поверхность. Так император Павел I в 1792 году в один из визитов в Москву дал задание механику J. Guirt придумать способ переместить колокол на другое место. Но составленный инженером проект не был реализован по причине боязни, что при поднятии гигант сломается. Несколькими годами позже, Император Александр I так же поставил задачу генералу Fabre переставить памятник. Но Царь-колокол оказался на поверхности лишь во времена правления Николая I. Изначально, император решил построить для гиганта колокольню, но реставрация колокола оказалась невозможной из-за размеров медного великана.

Операция по поднятию колокола из земли состояла из нескольких этапов. Вокруг сооружения была произведена выемка земли, на глубине 30 футов и сооружен сруб для укрепления стенок конструкции. Затем несколько насосов откачали полностью воду и был произведен осмотр памятника. Подъем начался рано утром, от максимальной нагрузки два каната лопнули и крепежный блок отскочил в леса. По этой причине произошел перекос и гигант начал заваливаться на бок. Исправить ситуацию смогла лишь смелость одного из рабочих, который спустился в яму и устроил подборку из дубовых бревен. Колосс был опущен на подпорку и подъем остановили. Причиной неудачи стали канаты, которые отсырели и частично прогнили, в ожидании прибытия Монферрана. Были заказаны новые тросы и количество воротов увеличили до двадцати. Новую операцию назначили на 23 июля, она оказалась успешной и заняла 42 минуты 33 секунды, колосс был извлечен и водружен на полозья, которые доставили Царь-колокол на изготовленный заранее постамент. Несмотря на вековое забвение, литейный памятник полностью сохранил свой первоначальный вид и после очистки на нем отчетливо проступили барельефы царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны.

Вес «братьев» Царь – колокола

Кроме грандиозного исторического сооружения, покоящегося на территории Московского Кремля, известны Царь-колокола, которые были изготовлены в начале ХII века и в 1654 году. Последний колокол имел вес порядка 130 тонн. В 1748 году был отлит колокол, который так же был назван царским, его вес составлял 64 тонны или 4 тысячи пудов. Он был уничтожен в 1930 году. Самый большой колокол Троице-Сергиевой лавры так же носит имя «Царь». Самый массивный современный колокол был отлит в 2004 году, весит он 72 тонны. Металлический гигант является символикой на марках, картинах, денежных знаках. Выпущенные в эпоху революции 1917 года и мгновенно обесценившиеся деньги «керенки» с изображением Царь-колокола, в народе были прозваны «колокольчиками». Спустя многие годы, памятник литейного искусства по-прежнему остается одним из самым массивных и величественных сооружений в мировой культуре.

Loading...Loading...