Царь василий шуйский после своего свержения был. Царь Василий Шуйский. Правление меж двух Лжедмитриев

Четыре года правления - с 1606 по 1610 годы - Василия IV Иоанновича выпали на один из самых тяжелых для России периодов. Опытный политик, но недостаточно талантливый полководец, Василий Шуйский взошел на царство в период экономической разрухи и недомогания политики. Все его попытки восстановления мира и власти в России были сведены на нет не только в силу того, что его считали «боярским», а не народным царем. Внешнеполитическая деятельность Польши также не способствовала стабилизации внутренней ситуации.

Боярское происхождение

Василий Иванович Шуйский - руководитель великого княжеского рода. Его отец, Иван Андреевич Шуйский погиб в битве против шведов под замком Лоде в период Ливонской войны. Сам Иван Андреевич принимал участие во многих военных походах, в 32 года стал главой Московской судной палаты. К окончанию правления Грозного Шуйский занимал высокое положение и был одним из наиболее влиятельных бояр. Однако по настоянию Бориса Годунова, в 1586 году, по невыясненным историками причинам, боярин отправляется в ссылку в Галич.

К 91-му году Шуйский возвращается в столицу. В том же году он возглавляет расследование гибели царевича Дмитрия, произошедшую при очень странных обстоятельствах. Возможно, под давлением Годунова, а, возможно, по сговору, Василий Шуйский выносит заключение о том, что причиной смерти является несчастный случай. Проявив такую лояльность, он вновь занимает место в боярской думе.

Уже в период царствования Годунова монахом Григорием Отрепьевым распространяются слухи о том, что царевич Дмитрий выжил, спасся и бежал в Польшу. Польский правитель поддержал Лжедмитрия I, выделил в его пользу средства на войско. Со стороны Москвы на встречу лженаследнику отправился Шуйский. В сражении 21 января 5-го года семнадцатого столетия года близ Добрынич русская армия под командованием В. Шуйского и Ф. Мстиславского разбила вражеское войско, обратив Лжедмитрия в бегство. Преследовать противника на территории Польши боярин не стал.

В том же году внезапно умирает Борис Годунов. Престол занимает его сын, Федор. Претендуя на трон, Шуйский предпринимает попытку государственного изменения, которая оканчивается провалом и изгнанием боярина вместе с семьей из Москвы. В то же время Лжедмитрий собирает новое войско и выступает на Россию. Народ восстает против власти Годунова, в результате чего Федор погибает. Наступает период правления самозванца. Он нуждается в поддержке бояр и в конце 1605 года возвращает Шуйского в город.

Период правления Лжедмитрия был коротким. Хотя он и пользовался поддержкой простого народа, правитель допустил к власти поляков, собирался принять католичество, что вызвало народные волнения. Шуйский воспользовался смутой и объявил, что существующий царевич Дмитрий был все-таки убит в Угличе по приказу Бориса Годунова, а, значит, у власти стоит самозванец.

В результате вооруженного переворота, осуществленного боярами 17 мая 06-го года, Лжедмитрий был убит. Остро встал вопрос о новом государе. 19 мая, подкупленные Шуйским бояре инсценируют Земской собор, на котором собранные на Красной площади сторонники боярина «выкрикивают» его на царство. Одним из условий, которое было выдвинуто новому правителю недовольными боярами и теми, кто считал свой род более достойным, было принятие «крестоцеловальной записи» - обещания не принимать важных государственных решений без согласования с Боярской думой. 1 июня этого же года Василий Шуйский стал русским царем.

Период правления

Состояние Русского царства в те годы было крайне неблагоприятным:

Население западных земель после появления Лжедмитрия не подчинялось власти Москвы;

Казна опустела;

За несколько лет до этого был пережит голод;

На фоне общей разрухи и усиления крепостного права все чаще вспыхивали крестьянские восстания.


В то же время армии южных земель, пришедшие в Москву вместе с Лжедмитрием, не захотели присягнуть на верность новому царю. Они отошли к Рязани. Тесть самозванца, Юрий Мнишек, начал распространение слухов о том, что в результате переворота погиб не настоящий царевич Дмитрий, а его двойник. Таким образом, получалось, что истинный правитель жив. На этот раз его роль досталась Михаилу Молчанову, которого историки называют Лжедмитрием II.

Восстание Болотникова

Поляки предприняли еще одну попытку взятия Москвы, уже под предводительством Лжедмитрия II. К нему примкнул Иван Болотников, атаман волжских казаков. Общая армия поляков и недовольных казаков двинулась на Москву. Уже осенью 1606 года войско подошло к городу. Однако ослабленное многочисленными потерями и разделенное пополам, осаду Москвы армия Болотникова выдержать не смогла, после чего последовало отступление в Калугу.

Взять Калугу армии Шуйского не удалось. Однако штурм города нанес непоправимый физический, материальный и моральный ущерб противнику. Повстанцам Болотникова пришлось отступить в Тулу для соединения с подкреплением от Лжедмитрия II. В этот период появляется еще один самозванец - сын царевича Дмитрия, Петр. Его роль выполнял обычный холоп Илейка Муромец.

После поражения под Калугой Шуйский созвал новое войско и выдвинулся на Тулу. Навстречу им был отправлено войско мятежников, однако он была разбит. Осада Тулы длилась на протяжении нескольких месяцев. Крепость надежно охраняла повстанцев, поэтому было принято решение о запруживании реки Упы и затоплении города. Мятежникам, ослабленным голодом и болезнями, пришлось сдаться. 10 октября 1607 крепость пала. Зачинщики восстания были схвачены и казнены. Восстание Болотникова было подавлено.

Период двувластия

В то же время Лжедмитрий II собрав новое войско отправился на Москву. К армии самозванца примыкали недовольные крестьяне, захватчикам не оказывалось должного сопротивления. Таким образом, к августу 07-го года Лжедмитрий Второй завоевал многие города центральной России и разбил лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.

Недовольство правлением Шуйского росло. Армия самозванца не пропускала в город обозы с продовольствием. В столице начался голод. Было предпринято несколько попыток свержения царя, но Шуйсокму удавалось избежать смерти.

Дипломатические переговоры об отводе армии самозванца от стен Москвы не привели к однозначному результату. Поэтому в 1609 году Шуйскому пришлось обратиться за помощью к шведскому королю Карлу IX о предоставлении дополнительных войск, которые располагались бы на содержании у русского царя. Взамен Швеция потребовала контроль над территориями Пскова и Новгорода.

Объединенная русско-шведская армия, под командованием Михаила Скопина-Шуйского, который приходился царю племянником, 28 августа 1609 года выбила польских захватчиков из-под Калязина, освободив Москву. Народ полностью поддерживал и восхвалял Михаила Скопина-Шуйского. Поэтому когда он погиб в результате отравления на пиру, согласно слухам, и в этом обвинили царя.

Польский король Сигизмунд Третий увидел тайный умысел в договоре со Швецией, с которой Польша в то время вела войну. На российскую территорию выдвинулось огромное польское войско. Осада Смоленска длилась около года, в результате чего среди населения стали возникать национальные освободительные движения.

Руководить российской армией было поручено брату царя, Дмитрию Шуйскому. Однако трусость и отсутствие навыков ведения военных действий сыграли против молодого полководца. Недалеко от села Клушино, расположенного между Вязьмой и Можайском, армия Шуйского была полностью разбита. Поражение под Клушино и общая нестабильная обстановка в государстве привели к свержению царя.

Итоги правления

17 июля 1610 года в результате переворота Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи. При этом самостоятельно произносить слова обетов бывший правитель отказался. Уже в сентябре 1610 года Шуйский с братьями были выданы польскому правителю, которому был вынужден присягнуть на верность.

Умер бывший правитель в 1612 году в Гостынском замке. Его брат Дмитрий пережил его всего на несколько дней. Третьему брату, Ивану, была впоследствии предоставлена возможность вернуться в Россию.

Итогами правления Василия IV Иоанновича стали разрушенные города и крепости, полная экономическая и политическая разруха, потеря значимых территорий. После свержения царя страной начала править Боярская дума вплоть до избрания нового правителя на Земском соборе. Новым царем был избран Михаил Романов, который и избавил государство от интервентов.

Василий Иванович Шуйский (рожд. 1552 г. — смерть 12 (22) сентября 1612 г.) — русский царь c 1606 по 1610 годы (Василий IV Иоаннович). Из княжеского рода Шуйских. Последний из рода Рюриковичей на российском престоле.
По своему духу и характеру Василий Шуйский в высшей степени олицетворял свойства старого русского быта. В нем видно отсутствие предприимчивости, боязнь всякого нового шага, но в то же время терпение и стойкость. Молодость его прошла при Иване Грозном. При его сыне Федоре Ивановиче Шуйский в 1591 г. был отправлен в Углич для ведения следствия о странной смерти царевича Димитрия. В результате следствия было подтверждено, что царевич порезался ножом в припадке падучей. Но и современники, и потомки не без основания подозревали Шуйского в сокрытии настоящей причины смерти.
1598 год — после смерти царя Федора Ивановича, Шуйский и по знатности своего рода, и по близости к пресекшейся династии казался более верным претендентом на царский престол. Однако царем стал Борис Годунов. 1604 год — после того как в русских пределах появился претендент, называвший себя царевичем Димитрием, Шуйский на Красной площади при большом скоплении народа несколько раз повторил, что это несомненно самозванец, потому как сам он своими руками погребал в Угличе настоящего царевича.
Успокоенный такими заверениями Годунов в январе 1605 г. послал Шуйского с войском против «Дмитрия». Шуйский сразился с претендентом и нанес ему поражение при Добрыничах. Однако после война приняла затяжной характер. Между тем Борис Годунов скончался. 1605 год, май — все войско присягнуло «царевичу».
Шуйский вместе с другими боярами тоже признал Дмитрия царем. Впрочем, у него не было сомнений, что он имеет дело с самозванцем. 20 июня Дмитрий въехал в Москву, а уже 23-го Шуйский был схвачен за крамолу. Донесли, что он объявил торговому человеку Федору Коневу и какому-то Косте-лекарю, что новый царь не есть сын Грозного, и поручил им разглашать это тайно в народе. Но дело, быстро вышло наружу, и Дмитрий повелел судить Шуйского Земскому собору.
По свидетельствам наших летописей, князь Василий в этих трудных обстоятельствах держался с твердым достоинством. Он не только не отрекся от своих слов, но даже под пыткой продолжал повторять, что под личиной Дмитрия скрывается самозванец. Он не назвал никого из своих соумышленников и его одного приговорили к смертной казни: братья его были лишены только свободы.
25-е число назначено было для исполнения приговора. Шуйский был вывезен к плахе, уже прочитана была ему сказка, или объявление вины, уже простился он с народом, объявив, что умирает за правду, за веру и народ христианский, как прискакал гонец с объявлением помилования. Казнь заменили на ссылку. Но и этого наказания не исполнили.
Переворот. Убийство Лжедмитрия
30 июля, венчаясь на царствие, Дмитрием было объявлено прощение всем опальным. В числе прочих возвратились и Шуйские, которые, кажется, даже не успели доехать до места ссылки. Им возвратили боярство и их вотчины. Утвердившись в прежней власти, князь Василий Иванович немедля возобновил и свои интриги. Но теперь он действовал осторожней и готовил переворот более тщательно.
В скором времени к заговору пристали князья Василий Васильевич Голицын и Иван Семенович Куракин. Бояре положили между собой в первую очередь убить царя, а после уж решать, кто из них будет править. При этом поклялись, что новый царь не должен никому мстить за прежние досады, но по общему совету управлять Российским царством.

Условившись со знатными заговорщиками, Шуйский начал подбирать других, из народа, привлек на свою сторону 18-тысячный отряд новгородского и псковского войска, стоявший возле Москвы и назначенный к походу на Крым. Около четырех утра 17 мая 1606 г. ударили в колокол на Ильинке, у Ильи Пророка, на новгородском дворе, и, разом заговорили все колокола в Москве. Толпы народа хлынули на Красную площадь; там уже сидели на конях бояре и дворяне, числом до двухсот, в полном вооружении.
Не дожидаясь, пока соберется много народу, Василий Шуйский в сопровождении одних приближенных въехал в Кремль через Спасские ворота, держа в одной руке крест, в другой меч. Возле Успенского собора, он сошел с лошади, приложился к образу Владимирской Богоматери и сказал окружающим: «Во имя Божие идите на злого еретика». Толпы двинулись ко дворцу. Дмитрий, узнав в чем дело, перебежал по галерее к каменному дворцу, хотел по подмосткам спуститься на землю, однако упал с высоты 15 сажен во двор и сильно разбился.
Стрельцы, не принимавшие участия в заговоре, подобрали его, вначале не хотели отдавать, но после пошли на переговоры. В то время как страсти все больше накалялись, некто Григорий Валуев подскочил к раненому Лжедмитрию и застрелил его. После того как цель заговора была достигнута, Шуйскому потребовалось много сил, чтобы остановить своих разошедшихся сторонников. Семь часов кряду в городе шла резня. По одним источникам, поляков было убито 1200 или 1300 человек, а русских — 400, по другим — одних поляков 2135 человек, иные же считают — 1500 поляков и 2 000 русских.
Василий Шуйский — царь
19 мая в 6 ч. утра купцы, разносчики, ремесленники собрались на Красной площади. Бояре, придворные чины и духовенство вышли к народу и предложили избрать нового патриарха, который должен был стоять во главе временного правления и разослать грамоты для созыва советных людей из городов. Однако на предложение бояр толпа начала кричать, что царь нужней патриарха, а царем должен быть князь Василий Иванович Шуйский.
Этому провозглашению толпы, только что ознаменовавшей свою силу убийством Дмитрия, никто не осмелился противодействовать, и Шуйский был даже не избран, а выкрикнут царем. 1606 год, 1 июня — он венчался на царство без какой либо пышности, будто человек, вступающий в тайный брак или стыдящийся своего ничтожества. Новый царь был маленький старик 53 лет от роду, очень некрасивый, с подслеповатыми глазами, начитанный, очень умный и очень скупой. Сразу вслед за тем был возведен на престол новый патриарх — бывший митрополит казанский Гермоген, известный своим сопротивлением неправославным поступкам Дмитрия.
Смутное время
Переворот, происшедший в Москве, породил новую смуту. В особенности бурный характер приняли события на Украине. Там никогда не было недостатка в удалых и отважных людях. Теперь же их явилось даже с избытком. Войска, собранные под Ельцом, избрали предводителем Истому Пашкова и присягнули все до единого стоять за законного царя Дмитрия. В то же время из Польши явился Иван Болотников и объявил, что виделся за границей со спасшимся Дмитрием и тот поручил ему возглавить восстание.
1300 казаками Болотников пришел под Кромы и наголову разгромил 5-тысячный царский отряд. С того момента его имя стало широко известно, и множество ратных людей начали стекаться под его знамена. Грамоты Болотникова произвели мятеж, охвативший Московскую землю подобно пожару. В Веневе, Туле, Кашире, Алексине, Калуге, Рузе, Можайске, Орле, Дорогобуже, Зубцове, Ржеве, Старице провозгласили Дмитрия.
Дворяне Ляпуновы подняли именем Дмитрия всю Рязанскую землю. Возмутился Владимир со всей землей. Во многих поволжских городах и отдаленной Астрахани провозгласили Дмитрия. Из крупных городов только Казань, Нижний Новгород, Новгород и Псков сохранили верность московскому царю. А из окраинных городов сильное усердие к Шуйскому показал Смоленск. Жители его не любили поляков и не ожидали ничего хорошего от царя, посаженного ими.
Поход на Москву. Раскол
1606 год, осень — Болотников двинулся походом на Москву. Города сдавались ему один за другим. 2 декабря он был уже в селе Коломенском. К счастью для Шуйского, в армии Болотникова произошло раздвоение. Дворяне и дети боярские, недовольные тем, что холопы и крестьяне хотят быть равными им, не видя при том Дмитрия, который мог бы разрешить между ними споры, начали убеждаться, что Болотников их обманывает, и стали отступать от него.
Братья Ляпуновы первые подали этому отступлению пример, прибыли в Москву и поклонились Шуйскому, хотя и не терпели его. Болотников был разбит юным князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским и ушел в Калугу. Но с наступлением лета силы его вновь стали увеличиваться пришедшими казаками. Появился новый самозванец, именовавший себя царевичем Петром, небывалым сыном царя Федора Ивановича.
Болотников пошел к Туле и соединился здесь с Петром. Тогда Шуйский принял меры решительные: разосланы были строгие приказы собираться отовсюду служилым людям, монастырским и церковным вотчинам должно было тоже выставить ратников, и таким образом собралось до 100 000 человек, которыми царь решился сам предводительствовать.
Подавление восстания
1607 год, 5 июня — на реке Восме он встретил объединенную армию мятежников. В течении целого дня шло упорное сражение, и Шуйский смог одержать победу. Болотников и царевич Петр отступили в Тулу, а Шуйский начал осаду. Некто Кровков предложил царю затопить город, запрудив реку Упу. Вначале Шуйский с боярами смеялись над таким предложением, но после дали Кровкову полную волю.
Тот велел каждому из ратных людей привезти по мешку с землей и начал прудить реку: вода обступила город, влилась внутрь его, пресекла все сообщения жителей с окрестностями. Настал голод, и Болотников с Петром пошли на переговоры с царем, соглашаясь сдаться, если Василий пообещает им помилование. Шуйский обещал пощаду. 1607 год, 10 октября — Тула сдалась, но царь свое слово не сдержал. Петра повесили немедля. Болотникова сослали в Каргополь и там утопили. Шуйский с торжеством возвратился в Москву, хотя знал уже о появлении нового самозванца.
Появление еще одного Лжедмитрия. Новая смута
Еще в начале июня появился в Стародубе подозрительный молодой человек, назвавшийся родственником Нагих и повсюду распространял слухи, что Дмитрий жив. Когда же стародубцы подступили к нему с решительными вопросами, он самого себя объявил Дмитрием. Кто был этот Лжедмитрий, неизвестно, но затея его увенчалась вначале полным успехом. Около самозванца начала быстро собираться дружина, над которой он поставил начальником пана Маховецкого.
1607 год, весна — он двинулся на столицу. Повторилось то же, что было прежде с первым Дмитрием и Болотниковым, — город за городом сдавались самозванцу без сопротивления, а царские войска, имевшие огромный численный перевес, терпели лишь поражения. 1 июня войско приблизилось к Москве и стало лагерем в Тушино. Казалось, окончательное торжество Лжедмитрия не за горами. Но тут отношение к нему народа изменилось.
Когда тушинцы осадили Троицкий монастырь, то встретили под его стенами ожесточенное сопротивление. Примеру знаменитой Сергиевой обители последовали и другие города, вначале робко, но затем все более уверенно. Этому в немалой степени способствовали бесчинства тушинцев. Бесчисленные шайки казаков бродили тогда по всей Русской земле и именем Дмитрия творили такие чудовищные преступления, перед которыми бледнели воспоминания об опричнине Грозного.
В первую очередь возвратились под власть Шуйского северные города: Галич, Кострома, Вологда, Белоозеро, Устюжна, Городец, Бежицкий Верх, Кашин. За ними последовали Владимир и Ярославль. Шуйский чутко уловил перемену в общественном сознании и в своих грамотах начал обращаться прямо к землям с увещанием сохранять единство, собираться всем вместе. «А если вскоре не соберутся, — писал он, — а станут все врозь жить и сами за себя не станут, то увидят над собою от воров конечное разорение, домам запустение, женам и детям поругание; и самим себе будут, и нашей христианской вере, и своему отечеству предатели».
В скором времени к внутренней смуте прибавилась еще и внешняя война. 1609 год, сентябрь — польское войско под командованием короля Сигизмунда осадило Смоленск. Горожане упорно сопротивлялись врагу. Стараясь умножить свои силы, король прислал в Тушино строгое повеление ко всему польскому рыцарству идти к нему на помощь. Вожди тушинских поляков долго были в нерешительности, как им поступить. С самозванцем перестали считаться, в глаза честили его мошенником и обманщиком.
В декабре самозванец тайком уехал в Калугу. После этого часть тушинцев поехала за ним, другие в Москву с повинной. Положение Шуйского ненадолго укрепилось. Однако 24 июня 1610 г. его брат князь Дмитрий Шуйский, шедший с войском на помощь Смоленску, был наголову разбит гетманом Жолкевским у Клушина. Лжедмитрий снова двинулся на Москву, взял Серпухов, Каширу и 11 июля стал у села Коломенского.
Приутихшая было смута поднялась с новой силой. Прокопий Ляпунов поднял против Василия всю Рязанскую землю. Он писал брату Захару в Москву, что нельзя больше терпеть Шуйского на троне, надо низложить его. Захар вместе с князем Василием Голицыным начали сноситься с полководцами самозванца и условились, что московские сведут Шуйского, а тушинцы отступятся от своего вора (хотя, своего обещания тушинцы не исполнили).
Свержение царя Василия Шуйского
17 июля Ляпунов с товарищами и большой толпой ворвались во дворец и начали говорить царю: «Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля опустела, ничего доброго не делается в твое правление, сжалься над гибелью нашей, положи посох царский, а уж мы о себе как-нибудь промыслим». Шуйский отвечал: «Смел ты мне вымолвить это, когда бояре мне ничего такого не говорят» и выхватил нож.

Ляпунов отправился тогда на Красную площадь, где уже собирался народ. После долгих речей бояре и всякие люди приговорили: бить челом государю Василию Ивановичу, чтоб он, государь, царство оставил для того, что кровь многая льется, а в народе говорят, что он, государь, несчастлив и горд, и города украинские, которые отступили к вору, его, государя, на царство не хотят. Во дворец отправился свояк царский, князь Воротынский, и объявил ему приговор собора: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междоусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не желают».
На эту просьбу, объявленную от имени всего московского народа, Василий должен был согласиться. Он положил царский посох и немедля выехал из Кремля вместе с женой в свой прежний боярский дом. 19 июля Ляпунов с четырьмя товарищами и монахами Чудова монастыря пришел в дом Шуйского и объявил, что для успокоения народа ему необходимо постричься. Шуйский отказался наотрез. Тогда пострижение совершили насильно. Старика держали во время обряда за руки, а князь Тюфякин произносил вместо него монашеские обеты, сам же Шуйский не переставал повторять, что не хочет пострижения. Постригли также и жену его, а братьев посадили под стражу.
Свергнув Василия Шуйского, боярская дума завязала переговоры с гетманом Жолкевским и должна была согласиться на избрание русским царем королевича Владислава. В конце октября гетман выехал из Москвы, взяв с собою по просьбе бояр Василия и его семью. 30 октября он торжественно въехал в королевский лагерь под Смоленском. В тот же день он представил Сигизмунду пленного Василия и его братьев. Говорят, от Шуйского требовали, чтобы он поклонился королю. Низложенный царь отвечал: «Нельзя Московскому и всея Руси государю кланяться королю: приведен я в плен не вашими руками, но выдан московскими изменниками, своими рабами».
1611 год, октябрь — по взятии Смоленска, королю устроили почетный въезд в Варшаву. В числе русских пленников везли и низложенного царя. Когда всех троих Шуйских поставили перед королем, Василий дотронулся рукой до земли и поцеловал эту руку. Потом Шуйский был допущен к руке короля. Было это зрелище великое, удивительное и жалость производящее, говорят современники. Хотя Юрий Мнишек требовал суда над Шуйским за убийство Дмитрия, сейм отнесся к нему с состраданием.
Смерть Василия Шуйского
По приказу Сигизмунда всех троих братьев заключили в Гостынском замке под Варшавой. Содержание им определили нескудное, как это видно из списка вещей и одежд, оставшихся после смерти Василия. Прожил он недолго и умер в сентябре 1612 г. Похоронили бывшего царя недалеко от места заключения. Современники и потомки не жаловали Шуйского, нет числа обвинениям, которые возводились на него при жизни и после смерти. Между тем нельзя не признать, что в его жизни было немало моментов, когда он проявил истинную мудрость, мужество и даже величие души. Несчастная судьба его достойна не столько порицания, сколько жалости и сострадания.

К. Рыжов

Василий родился в 1552 году в семье Ивана Андреевича и Анны Федоровны Шуйских. Воспитывался вместе с братьями Андреем, Дмитрием и Иваном. Особых сведений о детстве будущего правителя не сохранилось.

В молодом возрасте Василий Иванович стал интересоваться политикой. Он вступил в Московскую судную палату и добился повышения по службе. Стал боярином. Князь постоянно принимал участие в военных походах.

После смерти Василий сначала выступил с другими боярами против Богдана Вольского, а потом стал противником Бориса Годунова.

В 1591 году Василий Шуйский расследовал причины внезапной смерти царевича Дмитрия. Следствие подтвердило, что он умер в результате несчастного случая, что, по мнению современников, было на руку Борису Годунову.

В 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, Шуйский входил в число претендентов на русский престол. Его знатность и близость к пресекшейся династии позволяли ему на это надеяться. Но царем стал Борис Годунов, который мучил князя своей подозрительностью и недоверием. Чтобы уцелеть, Василию Шуйскому надо было обладать незаурядной выдержкой и осторожностью, и эти качества у него были в избытке.

В 1604 году в российских пределах появился самозванец Лжедмитрий. Василий Иванович на Красной площади при большом скоплении народа несколько раз заявил, что это, несомненно, самозванец, а настоящего царевича Дмитрия он лично хоронил в Угличе. Успокоенный этим заявлением, Борис Годунов отправил Шуйского с войсками против Лжедмитрия. Разгром войск самозванца затянулся. В апреле Борис Годунов умер, и царем стал его сын Федор.

Это правление было недолгим. Через несколько месяцев войско присягнуло Лжедмитрию. Волнения в столице достигли максимума. По одной из версий, Василий Шуйский в этот раз исказил правду и сказал, что самозванец - истинный царевич. Этого было достаточно, чтобы решить судьбу Годуновых. 10 мая молодой царь и его мать были задушены людьми Лжедмитрия.

Василий Шуйский встречал самозванца в Туле, и в результате был прощен. Действия продолжились 20 июня, когда Дмитрий въехал в Москву. Через три дня Шуйский был арестован. Ему припомнили все прошлые грехи, и Дмитрий велел судить его Земскому собору. Шуйский держался очень мужественно и не отказывался от своих показаний. Результат суда был предсказуем - Шуйского приговорили к смертной казни. Правда, через несколько дней она была заменена ссылкой, а все имущество Шуйских отошло в казну.

30 июля состоялось венчание на царство Дмитрия. По этому поводу была объявлена амнистия. Дмитрий простил всех опальных, в том числе и Шуйского. Ему вернули боярство и все вотчины.

Восстановившись в прежней власти, князь Василий Иванович возобновил и свою заговорщицкую деятельность.

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года в Москву вошел отряд заговорщиков, занял все ворота и полностью изолировал Кремль. Лжедмитрий I был убит.

19 мая на Красной площади при огромном скоплении народа было предложено избрать на царство Василия Ивановича Шуйского.

Василий Иванович Шуйский - русский царь

Василий Шуйский венчался на царство 1 июня 1606 года. Венчание прошло скромно. Сразу после этого был поставлен новый патриарх. Им стал бывший казанский митрополит Гермоген, последовательный противник Лжедмитрия.

При вступлении на трон Шуйский дал «крестоцеловальную запись» не решать никаких важных вопросов без Государевой (Боярской) думы.

Стараясь снять вопросы, которые могли возникнуть в будущем о смерти царевича Дмитрия, Василий Иванович распорядился привезти из Углича его тело, и 3 июня мощи Дмитрия были выставлены в Архангельском соборе. Однако эти действия не смогли остановить новую нарождающуюся смуту.

Василий Шуйский старался обзавестись надежными сторонниками, и всем боярам - участникам переворота 1606 года жаловал новые земли с крепостными, дал определенные льготы. Но параллельно он продолжил вводить ужесточения в экономической сфере. В первую очередь выросли барщина и оброк, что создавало дополнительное недовольство. Появилось большое количество беглых крестьян и холопов.

Складывающееся социальное напряжение привело к восстанию Ивана Болотникова (1606-1607 годы). Правительству пришлось принимать срочные меры для объединения дворянства и боярства в борьбе с восставшими. На первом этапе властям удалось справиться с ними. Те, кто остался от армии Болотникова, переметнулись на сторону самозванца.

В 1607 году новый самозванец - Лжедмитрий II - начал наступление на Москву. Первоначально его действия имели успех - были захвачены многие русские города. Штурмовать Москву он не решился и обосновался в ближнем Подмосковье, в селе Тушино.

Своих сил для борьбы с самозванцем у Василия не хватало, и он был вынужден пригласить в Россию шведские войска. Для этого ему пришлось принять все условия шведов, что вызвало большое недовольство в обществе. Действия Швеции вызвали недовольство Польши и привели к открытой интервенции с ее стороны. Поляки двинулись вглубь страны и осадили Смоленск. А 24 июня 1610 года объединенное русско-шведское войско было разгромлено поляками под селом Клушино, возле Вязьмы. Дорога на Москву была открыта.

Василий Шуйский остался без поддержки. Московские бояре выдвинули ему ультиматум, в котором требовали сложить царскую власть. 19 июля его насильно постригли в монахи и заточили в Чудовом монастыре. Московские бояре пошли дальше, и в сентябре 1610 года сдали бывшего царя вместе с семьей полякам. Польский гетман Жолкевский отвез его в Польшу, где он был помещен в Гостынский замок. Там Шуйский и скончался в 1612 году.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ГОДУНОВ

Василию, при вступлении на престол, было уже за пятьдесят лет. Молодость свою провел он при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда родственники его играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата Андрея, миновала Василия. Борис не боялся его, вероятно, считая его ничтожным по уму и притом всегдашним угодником силы; говорят, однако, Борис запрещал ему жениться, как и Мстиславскому. Василий все терпел и повиновался беспрекословно. Посланный на следствие по поводу убийства Димитрия, Василий исполнил это следствие так, как нужно было Борису и как, вероятно, ожидал того Борис. Явился Димитрий. Борис послал против него Шуйского, и Василий верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых в Москве, Василий выходил на площадь, уговаривал народ оставаться в верности Годуновым, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.

ИЗБРАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Все знали, видели, чего хотел Шуйский: никто не дерзал явно противиться его желанию; однако ж многие мыслили и говорили, что без Великой Земской думы нельзя приступить к делу столь важному; что должно собрать в Москве чины Государственные из всех областей Российских, как было при избрании Годунова, и с ними решить, кому отдать Царство. Сие мнение было основательно и справедливо: вероятно, что и вся Россия избрала бы Шуйского; но он не имел терпения и друзья его возражали, что время дорого; что Правительство без Царя как без души, а столица в смятении; что надобно предупредить и всеобщее смятение России Немедленным вручением скипетра достойнейшему из Вельмож; что где Москва, там и Государство: что нет нужды в Совете, когда все глаза обращены на одного, когда у всех на языке одно имя... Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: "Государь нужнее Патриарха для отечества!" и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества!

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава IV http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_04.htm

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ШУЙСКОГО

Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвел напрасно. На том на всем, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать". Летописец рассказывает, что как скоро Шуйский был провозглашен царем, то пошел в Успенский собор и начал говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: "Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору, и если отец виновен, то над сыном ничего не делать, а если сын виновен, то отцу ничего дурного не делать, а которая была мне грубость при царе Борисе, то никому за нее мстить не буду". Бояре и всякие люди, продолжает летописец, ему говорили, чтоб он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал и целовал крест.

НИЗЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

[…] 17 июля Захар Ляпунов собрал сходку дворян и детей боярских за Арбатскими воротами и сказал: «Наше государство доходит до конечного разорения. Там поляки и Литва, тут калужский вор, а царя Василия не любят. Он не по правде сел на престол и несчастен на царстве. Будем бить ему челом, чтобы он оставил престол, а калужским людям пошлем сказать, пусть они своего вора выдадут; и мы сообща выберем всей землей иного царя и встанем единомысленно на всякого врага». Послали в Коломенское.

Русские, бывшие при воре, сказали: «Сведите Шуйского, а мы своего Димитрия свяжем и приведем в Москву». После такого ответа толпа отправилась к царю Василию. Выступил вперед дюжий плечистый Захар Ляпунов и сказал царю: «Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича, оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами».

[…] Свояк царя Василия, Иван Мих. Воротынский сказал ему: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят». Царю Василию ничего не осталось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. […] Тогда многим в Москве стало жаль Шуйского… […].

Тогда, 19 июля, Захар Ляпунов подобрал себе товарищей, подговорил чудовских иеромонахов. Они пришли в дом к Василию Шуйскому, разлучили его с женой, увезли ее в Вознесенский монастырь и объявили, что Василию следует постричься в монахи. […] Василий был последний государь из дома Св. Владимира, слишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 26. Василий Шуйский

Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником старого бездетного дяди. Но он внезапно умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда к Смоленску, было разбито под Клушином польским гетманом Жолкевским. Тогда дворяне с Захаром Ляпуновым во главе свели царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском. Однако договор, на котором 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу, не был повторением акта 4 февраля. Большая часть статей изложена здесь довольно близко к подлиннику; другие сокращены или распространены, иные опущены или прибавлены вновь. Эти пропуски и прибавки особенно характерны. Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив ее новым условием, чтобы "московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать". Высшее боярство зачеркнуло и статью о праве московских людей выезжать в чужие христианские государства для науки: московская знать считала это право слишком опасным для заветных домашних порядков. Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами - участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью. Договор 4 февраля - это целый основной закон конституционной монархии, устанавливающий как устройство верховной власти, так и основные права подданных, и притом закон, совершенно консервативный, настойчиво оберегающий старину, как было прежде, при прежних государях, по стародавнему обычаю Московского государства. Люди хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили. Салтыков с товарищами живее первостепенной знати чувствовали совершавшиеся перемены, больше ее терпели от недостатка политического устава и от личного произвола власти, а испытанные перевороты и столкновения с иноземцами усиленно побуждали их мысль искать средств против этих неудобств и сообщали их политическим понятиям более широты и ясности. Старый колеблющийся обычай они и стремились закрепить новым, писаным законом, его осмыслявшим.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec42.htm

ПРИКРЕПЛЕНИЕ К ЗЕМЛЕ

От кратковременного, исполненного смутами царствования Шуйского мы не вправе ожидать обилия внутренних правительственных распоряжений: большую часть царствования Шуйский провел в осаде, во время которой правительственная деятельность его должна была ограничиваться одною Москвою. Он дал несколько тарханных грамот церквам и монастырям, распорядился, чтоб монастыри давали содержание священно - и церковнослужителям дворцовых сел, бежавшим от воров. На первом плане стоял вопрос крестьянский и холопский. […] Шуйский в марте 1607 года подтвердил прикрепление крестьян и постановил, что принимающий чужих крестьян обязан платить 10 рублей пени с человека, а старым господам их - по три рубля за каждое лето; кроме того, подговорщик подвергался наказанию кнутом. […] Подтверждение прикрепления при Шуйском объясняется тем же, чем объясняются все последующие подтверждения: прикрепление было в пользу служилых людей, мелких землевладельцев, и чем более государство чувствовало нужду в последних, тем нужнее казалось прикрепление; бояре, богатые землевладельцы, которые имели такую силу при Шуйском, не хотели восстановлением перехода раздражать служилых людей, отнимать у них средства, когда эти служилые люди защищали их от козаков, холопей, ратовавших под знаменами Болотникова и тушинского вора.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 8. Гл. 6.

Победителем Шуйский вступил в Кремль. Толстый человечек, лысый, с редкой бородкой, маленькими вороватыми глазками, без приятной обходительности и льстивый, чему вполне соответствовал..

Ключевский

Ключевский вообще странная историческая личность, и он часто описывал то, чего не было на самом деле. Например, нет ни одного портрета Шуйского. Откуда Ключевский взял про "вороватые глазки" - непонятно...

Народ действительно не любил Шуйского. Он действительно был луковый царедворец, но ведь любой правитель таким и должен быть иначе он и дня не удержит власть. Тем более в разгар Смутного времени.

Начало правления Шуйского

Обстоятельства воцарения Шуйского необычные. Дело в том что вступая на престол Шуйский впервые в истории России присягнул подданным. Он дал "запись" и закрепил ее целованием креста. Правда Шуйскому поцеловать крест - как раз плюнуть, что он в дальнейшем не раз докажет. Тем не менее, это было новинка - царь дает крестоцеловальную запись народу в лице бояр, соглашаясь с ограничением собственной власти. Поэтому нужно четко понимать, что Шуйский был боярским царем и крестоцелование это попытка свернуть самодержавие личностное на олигархический вариант правления. Что содержится в крестоцеловальной записи: обещания боярам, дворянам, купцам и всем черным людям против безсудных опал и казней.

После победы над Болотниковым Василий Шуйский казалось бы мог праздновать победу, однако, как говорится, пришла беда откуда не ждали. В России появился человек, который назвал себя спасшимся царевичем Дмитрием. Так появился Лжедмитрий 2, который пошел войной на Москву.

Царь Василий Шуйский против Тушенцев

Фактически страна раскололась на 2 части. В Тушинском лагере собралось примерно 100 тысяч человек. По сути дела это была бандитская слобода. Они жестоко грабили население, причем грабили не только вокруг Москвы, а шли, например, в Вологду, Ярославль и другие города. То есть по всей стране ходили банды. Причем не только банды поляков и интервентов, как оно записано во многих учебниках, но и казаки и русские люди грабили и убивали своих же.

Шуйский ничего не мог с этим сделал. Власти и войска у него не было. Правление Василия Шуйского было весьма условным. И тогда города начали сами заботиться о себе. Они начали создавать свои Земские ополчения (что-то напоминающее современные милиции). Особенно сильные эти ополчения были на севере и северо-востоке страны. Я уже рассказывал неоднократно, что когда-то в Опричнину отошли очень важные в торгово-промысловом отношении, части Севера и Северо-Востока Руси. А еще раньше там успешно прошла губная реформа. Что такое губная реформа? Люди сами за свой счет начали самоорганизовываться. Но сделать это могли только богатые. Эти люди 50 лет, в течение 2 поколений, привыкли к самоуправлению. И естественно они стали организовываться для сопротивления бандитам.

Начался подъем Земского движения. Но Шуйского это не радовало. Ему это не нравилось, потому что помимо Тушинского вора появляется Земское движения, с которым нужно делить власть. И тогда Шуйский не нашел ничего лучше как обратиться к шведскому королю Карлу 9.

Призвание на помощь шведов

В феврале 1609 года в городе Выборг был подписан договор, по которому Швеция направляла русскому царю отряд в 5000 воинов, но это были не шведы. Это в основном были французы, немцы и шотландцы. Именно они были главной ударной силой всех наемников в Европе в 17 веке. Когда говорят про шведскую интервенцию следует понимать, что шведом был только командующий, а армия - это наемники. В армии были 2 полководца довольно сильных: Якоб Делагарди и Экоб Горн. За эту помощь Шуйский помимо выплаты жалованья армии, обязывался уступал шведам часть территории, и, самое главное, разрешал хождение по России шведской монеты. Это были очень серьезные уступки. Нужно понимать, что правдление Василия Шуйского как царя было весьма ограниченным. Причем настолько, что пошел фактически на предатесльвто России.

Весной 1609 года из Новгорода объединённое европейско-русское войско двинулось против Тушинцев. Русским войском командовал талантливый полководец, 24-летний Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Это был племянник царя, очень хорошо показавших себя в боях с армией Болотникова. Тушинцев они разгромили под Тверью в 1609 году, после чего шведы потребовали немедленной выплаты денег. Хотя по условиям договора деньги они должны были получить только после окончания войны. Поскольку денег не было, Шуйский попытался увеличить налоги, но нужную сумму не собрал. Тогда шведы бросили Скопина-Шуйского и армия рассосалась по России, начав грабить население. Скопин-Шуйский в одиночку продолжал свой путь. В этих условиях многие стали задумываться о том, а не возвестили ли Скопина-Шуйского на русский престол? Но он отвергал эту идею. Он не хотел садиться на престол, по крайней мере, в той ситуации.

Вмешательства Польши в события

Поскольку шведы вмешались русские события, а в это время с ними воевала Польша, Сигизмунд 3 воспользовался этим для того, чтобы ввести польские войска на территорию России. 16 сентября 1609 года Сигизмунд осадил Смоленск. Он насаждал город 21 месяц. Смоляне упорно сопротивлялись и держали осаду. Враг смог занять город только через 21 месяца. Город пал только тогда когда смоляне взорвали пороховую башню от безысходности, чтобы максимально навредить врагу перед сдачей.

Филарет с духовенством, Салтыков с Тушинской Думой сначала не знали, что делать, а потом решили совершить очень ловкий ход (по крайне мере им так казалось). Они отправили послов к Сигизмунду 3 и попросили дать в качестве царя в Москву сына Сигизмунда королевича Владислава. Обратите внимание Филарет и московское боярство просят польского царевича на русский престол. А между тем Скопин-Шуйский продолжает свои боевые действия, бьет врага и в марте 1610 года торжественно входит в Москву. Опять москвичи начинают говорить о том, что именно таким должен быть русский царь. Естественно Василий Шуйский не любил племянника, но еще больше его не любил брат - Дмитрий. В апреле 1610 на крестильном пиру у князя Воротынского Скопин-Шуйский был отравлен. Судя по всему, отравили его по заказу Дмитрия, а фармакологом тогда был сын Джона Ди, который на Руси действовал под фамилией Диев.

Скопин-Шуйский умер. Он 2 недели умирал. Новым командующим был назначен Дмитрий Шуйский, брат царя. На рядности Дмитрий Шуйский пошел воевать с поляками. А в это время к Москве двигалось польское войско под командованием гетмана Жолткевского. И хотя у Дмитрия Шуйского войско было в 2 раза больше, он позорно потерпел поражение, постольку воеводой был слабым. А Жолкевский, окрыленный успехом, начал марш на Москву. Узнав об этом, очень обрадовался Лжедмитрий 2, который сидел в Калуге, и который тоже начал движение к Москве.

Окончание правления

К лету 1610 года Москва оказывается в клещах. С юга движется Лжедмитрий с русскими низами и оборванцами, а с запада движется гетман Жолкевский с поляками. И тут был составлен заговор против Шуйского.

17 июля 1610 дворяне во главе с одним из братьев Липуновых Захаром, при активной поддержке посадского населения, свергают Василия Шуйского и постригают его в монахи, а затем с братьями Дмитрием и Иваном передают полякам. Правление Василия Шуйского на этом было закончено. В плену у поляков Шуйские испытали с самый тяжелый унижения. На заседании Сейма их поставили на колени и заставили публично просить пощады у польского короля. Физические и нравственные тяготы подорвали здоровье Шуйских. В октябре 1612 года Братья Василий и Дмитрий умирают.

Loading...Loading...