Что в человеке развивает мудрость. Что такое мудрость и как ее достичь. Современная интерпретация рассматриваемого понятия

Тема: Что такое мудрость? 10 принципов мудрого отношения к жизни

Тип: Контрольная работа | Размер: 12.61K | Скачано: 26 | Добавлен 28.10.10 в 15:13 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Введение

Соломон писал: «…Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец... Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею… Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов…» (Притчи Соломона 4).

Чтобы достичь мудрости Соломон говорит, что нужно «сделать своё ухо внимательным к мудрости и наклонить сердце своё к размышлению… Искать знание и разум как серебро и отыскивать его как сокровище…»

В нашем сегодняшнем мире бездна информации. Каждый день приносит новые открытия, и в одной газете говорится о мире больше, чем кто - то живший несколько веков назад узнавал за целую жизнь. И в то же время, чего - то недостаёт.

У нас в изобилии знаний, но мудрости? Одного взгляда на то, сколько безумия и страдания в нашем мире, достаточно, чтобы с болезненной ясностью осознать, что нам отчаянно не хватает мудрости.

Эта нехватка вдвойне прискорбна, поскольку мудрость необходима не только для нормальной жизни отдельных людей и обществ, но и для пробуждения. Неудивительно, что её так высоко ценят все великие религии. И иудеи и христиане заявляют, что «мудрость - это величайшее благо», а Коран провозглашает: «Те, кому дана мудрость, воистину обрели изобилие благ». В индуизме развитие мудрости - это один из основных духовных путей йоги, тогда как в буддизме мудрость иногда считается самой выдающейся духовной способностью.

Так что же такое мудрость, какова её польза и как её достичь?

Что такое мудрость?

Мудрость возникла стихийно в древности, и её значение постоянно росло. Соответственно в древности началось её осмысление как то: в Древнем Египте, Древней Греции, Китае, Индии, Тибете и др.

Мудрость - одно из тех понятий, которому люди обычно придают своё собственное значение. Поэтому существует много определений мудрости, причём некоторые имеют расхождение в понятии сущности определения.

Наиболее простое для восприятия и чаще употребляемое определение мудрости следующее: мудрость - способность грамотного применения накопленных знаний; большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт; способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт. Но понятие «ум» не является синонимом понятия «мудрость». Умный человек не обязательно является мудрым, но мудрый подразумевает под собой умный.

«Умный знает, как выпутаться из положения, в которое мудрый никогда не попадает» (Ф. Раневская).

Психологи из Института психологии РАН дают такое определение мудрости: мудрость - это не редкое свойство личности, основанное на жизненном опыте и приобретаемое с возрастом, не статичная система познаний, глубоких и обширных, а экспертная система знаний и интуиции, которая может проявляться даже в раннем детстве, удивляя подчас самого человека, который не считает себя мудрецом. Благодаря духовному зрению даже ребёнок может превзойти пожилого человека мудростью. Это потому, что в мудрости главное - духовная составляющая. В этом нет ничего удивительного, если считать душу - главной составляющей любого живого человека. И с этой точки зрения человека делает мудрым способность его души вмешиваться не только в процессы подсознания, но и в процессы мышления: сознание несколько «размывается» в результате максимального отключения восприятия (мышление останавливается) и на поверхность выходит интуиция. Когда мышление не отвлекается на внешние раздражители, человек начинает видеть всё «в истинном свете». Люди называют это шестым чувством, третьим глазом, или духовным зрением. Именно духовное зрение позволяет обходить те проблемы, для решения которых потребуется развитый интеллект.

Мудрость - это не только понимание жизни, но также и умение сообразовывать жизнь с этим пониманием.

В воображении древних греков мудрец - это прежде всего тот, кто созерцает небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец - это тот, кто живёт в гармонии с человечеством, это понимание проблем другого, а также умение управлять своими желаниями. С помощью мудрости достигается целостное постижение Истины и Реальности, раскрываются секреты микро и макрокосмоса, великие тайны человеческой души. Мудрость как высшая духовная ценность представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями.

Говоря о мудрости, стоит упомянуть о том, чем мудрость не является. Мудрость не является интеллектом . Интеллект - это способность учиться, понимать, мыслить ясно и логично. Это очень важные навыки, и их можно использовать для развития и выражения мудрости. Однако, мудрость - это гораздо больше, чем просто интеллект, потому что мудрость происходит от применения интеллекта к пониманию главных вопросов жизни.

Точно также, мудрость больше, чем знание . В даосизме ясно говорится: «Тот, кто учён, не мудр». В то время как знание представляет собой просто приобретение информации, мудрость требует её понимания. Знание смотрит на вещи объективно; мудрость исследует их субъективно, чтобы понять, что они значат для жизни, и как жить хорошо. Знание информирует нас, мудрость нас преображает. Знание выражается в словах, а выражением мудрости служит наша жизнь. Знание даёт силу; мудрость приносит силу и просветление.

Мудрость - это глубокое понимание и практическое мастерство в главных жизненных вопросах, особенно, в экзистенциальных и духовных вопросах. Экзистенциальные вопросы - это те жизненно важные и универсальные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся просто потому, что мы люди. К их числу относятся поиски смысла и цели жизни; поддержание отношений и умение справляться с одиночеством; признание нашей незначительности и ограниченности в непостижимо огромной вселенной; жизнь в неизбежной неопределённости и тайне; и необходимость иметь дело с болезнью, страданием и смертью. Человек, который достиг глубокого понимания этих вопросов и умения справляться с ними - действительно мудр.

Аспект понимания мудрости происходит от умения видеть глубоко и ясно, проникая под поверхность внешней видимости вещей и распознавая более глубинную природу сущего и жизни. Для этого требуется чрезвычайно утончённое сознание, характеризующееся ясностью, остротой и проницательностью. Видение даёт интуицию, из которой рождается понимание. Ясное, сосредоточенное видение позволяет видеть вещи такими, какие они есть, а понимание рождается из активного исследования и анализа того, каковы вещи.

Мудрость исследует природу жизни и размышляет о ней, особенно о причинах счастья и о причинах страдания и средствах избавления от него. Она видит, что в мире существует огромное количество ненужных страданий, большую часть которых вызывают люди, ослеплённые такими разрушительными силами, как алчность и ненависть. Мудрость видит, что некоторые поступки - например, аморальные или продиктованные алчностью, - ведут к кратковременному удовольствию и к гораздо большей долговременной боли, тогда как другие, например, нравственные или великодушные - ведут к стойкому благополучию. Люди настолько часто не замечают этого, что ведут жизнь, которая препятствует самой возможности счастья.

Мудрость распознаёт ужасающую власть ума создавать и омрачать переживания, порождать экстаз или страдание, обучаться или пребывать в застое. Коль скоро вы оценили по достоинству всепоглощающую силу ума, обучению тому, как действует ваш ум и как его воспитывать, становится жизненно важной задачей. Мудрость видит, что нетренированный ум - дикий и неуправляемый. Но она также сознаёт, что ум можно тренировать, подчинять себе, преобразовывать и превосходить, и что это необходимое средство для достижения счастья, воспитания любви и альтруизма, и освобождения. Тренировка ума становится первоочередной задачей, и эта тренировка, в свою очередь, способствует дальнейшему росту мудрости.

Всесторонне исследуя собственный опыт, мудрые люди проникают взглядом вглубь фундаментальной природы реальности и в результате этого начинают заново открывать для аспекты вечной философии. Для них это не просто теоретическое знание, но, скорее, непосредственное личное осознание, рождающееся из проницательного исследования жизни, мира и ума.

Нравственность - исходная, простейшая проблема мудрости. Она - основание сотрудничества людей на основе справедливости. В таком случае существует устойчивая общность людей. Поэтому мудрецы воспитывали нравственное поведение людей. Сократ считал мудростью главным образом нравственность. И сегодня даже безграмотные, необразованные люди бывают такими мудрецами. Нельзя игнорировать данную форму мудрости, базирующуюся на опыте жизни. Это простейшая форма народной, житейской мудрости. Она ограничена здравым рассудком, в ней мал творческий компонент. Её ограниченности потребовали возникновения более развитой формы мудрости, в связи с чем и стали её анализировать. Мудрец становится всё более эрудитом, знатоком на основе его обучения.

Мудрец не может всё знать, но наиболее развитая форма мудрецов состоит в том, что они укажут путь к решению проблемы и научат его нахождению. Для этого они должны знать как устроена эрудиция, законы отображения знаниями реальности, возможности творчества и т.п. Тем самым для таких мудрецов главным является не объём эрудиции, а интеллектуальная способность - умение рассуждать, мыслить, философствовать.

Мудрость даёт нам возможность жить в гармонии с другими и состраданием к ним. Эти освящённые веками идеи недавно нашли поддержку у учёных, которые пришли к выводу, что мудрые люди, которых они исследовали, «выходят за пределы личных амбиций и обращаются к коллективным и универсальным проблемам».

В следующей части моей работы рассмотрим 10 принципов мудрого отношения к жизни.

10 принципов мудрого отношения к жизни

  1. Умение отличать главное от второстепенного

Несмотря на очевидность этого положения, практическая его реализация в жизни осуществляется чаще всего лишь на интуитивном уровне. Превратившись в устойчивое свойство личности, принцип выбора наиболее значимых и отказ от несущественных мотивов и побуждений приносит неоценимую пользу при принятии ответственных решений и в решении различного рода кризисных ситуаций.

  1. Внутреннее спокойствие

Этот принцип не только не исключает энергичных действий человека, но, наоборот, позволяет ему стать более деятельным, не терять самообладание даже в самые трудные, критические моменты. Внутреннее спокойствие - это признак психологической раскованности, эмоциональной зрелости и устойчивости, ясности ума и чёткости поведения.

  1. Знание меры воздействия на события

Каждая складывающаяся ситуация, каждое событие имеет свою объективную причину, свою внутреннюю логику развёртывания. На определённом этапе какого - то события человек способен изменить ход своим вмешательством. Обстоятельства могут сложиться так, что даже максимум проявленной активности реально ничего изменить не может. Понять объективный ход событий и уметь соответствующим образом и вовремя вмешиваться в них способен только мудрый человек.

  1. Уметь оценивать проблему с разных сторон

Во многих случаях одно и то же событие, явление, проблема приобретают разное значение в зависимости от того, с каких позиций о них судят. Мудрость человека предполагает практическое владение диалектикой полярности. Стремление избежать односторонности в суждениях не означает потерю собственной позиции. Любая позиция личности только выигрывает от всестороннего анализа того, что составляет её основу. Это качество особенно ценно в ситуациях кризиса принятия решения.

  1. Восприятие действительности такой, какая она есть,

…а не такой, какой человеку хотелось бы её видеть. Этот принцип тесно связан с готовностью к любым неожиданным поворотам событий. Такое качество человека, а также отсутствие предвзятых мнений о событиях и явлениях дают возможность быстро перестраивать мотивационные тенденции с учётом объективных обстоятельств. Однако гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения, разумеется, не должны нарушать основное ядро личностной убеждённости.

  1. Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации

В ситуациях «борьбы мотивов» неразрешимые проблемы, как правило, возникают лишь в изначально заданных рамках обстоятельств. Включение частной проблемы в более широкие контексты в принципе означает открытие в ней новых связей, не распознанных ранее отношений и возможностей её разрешения.

  1. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек умеет беспристрастно наблюдать, причём не только за окружающеё средой, но и за собой. Оценивая свои желания и побуждения, мотивы как бы со стороны, гораздо легче управлять ими. Наблюдательность превращается в особо ценное качество для саморегулляции в острых и критических ситуациях.
  2. Это качество означает способность понимать внутреннюю логику происходящих событий, видеть перспективу их развития. Дальновидность предостерегает человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач, побуждает отвергать непродуктивные точки зрения будущего решения, перекрывать формирование и развитие конфликтогенных мотивов.
  3. Стремление понять других

Понимание помыслов и поступков людей не означает примирения с негативными их проявлениями, но, напротив, создаёт условия для успешной борьбы с ними. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или не даём себе труда сознательно поставить себя на место других. Выработка способности понять мотивацию других, встать на другую, пусть даже на противоположную точку зрения, не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

  1. Умение извлекать положительный опыт из происходящих событий

У мудрого человека никакой жизненный опыт, в том числе неизбежные ошибки, как собственные, так и совершаемые другими людьми, не оказываются бесполезными. Прожитые годы служат действенным источником жизненных аналогий, которые он не забывает учитывать в последующей жизни.

Заключение

Мудрость лежала и лежит в основе культуры всех народов земли. Глубинная мудрость пронизывает систему взглядов всех мировых религий и большинства религиозных конфессий мира. Осознание значения мудрости изначально присутствует в понимании смысла и назначения человека на земле, во всех видах и формах человеческой деятельности, человеческого бытия. Открытие для людей путей к мудрости, укоренение её в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера, поможет излечить людей от глупости эгоизма: творить зло, насилие, несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания. Решить эту проблему и просто, и бесконечно сложно: надо научить человека думать сердцем, то есть видеть себя, людей и природу глазами понимающей и любящей души. А для этого необходимо жить по совести.

Философская мудрость - это целостная форма восприятия себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни.

Другими словами, мудрость представляет собой благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности.

Список используемой литературы

  1. Войтов А. Г. «Народная и философская мудрость» 2006 г.
  2. Кузнецов В. А. «Принцип мудрости» 2009 г.
  3. Уолт Роджер «Семь практик. Что такое мудрость?» 2005 г.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

В своей книге «Мозг на пенсии» профессор когнитивной нейропсихологии Андре Алеман рассказывает о видах памяти, возрастных изменениях мозга и дает рекомендации, как сохранить здравое сознание на протяжении жизни. В продолжение спецпроекта «Третий возраст» публикуем отрывки из главы, посвященной феномену мудрости, ее взаимосвязи с взрослостью и психофизиологическими особенностями мозга.

Что такое мудрость?

Во все времена, в каждой культуре имелись люди, воспринимавшиеся своими соплеменниками как хранители мудрости. Обычно ими были седые старцы, ценимые за свои религиозные и философские знания и опыт. Они давали остальным ответы касательно главных жизненных вопросов. Но как может быть мудрым человек, клетки головного мозга которого отмирают, а уровень внимания и концентрации снижается? Для ответа на данный вопрос мы в первую очередь должны определить, что такое мудрость, и проследить, действительно ли она появляется с возрастом. Если это так, нам придется сопоставить этот факт с наблюдаемыми изменениями в мозге.

Русскоязычная версия книги "Мозг на пенсии" вышла в издательстве МИФ.

Научный подход всегда требует определения понятия. Но поскольку очень нелегко точно определить, что же такое мудрость, исследователи обычно используют разные формулировки. Возможно, сейчас стоит дать такое определение: мудрость - это способность понимать сложные ситуации и таким образом формировать правильное поведение, результат которого удовлетворит как можно большее количество людей и приведет к положительному результату для всех. Но эта формулировка не вполне удовлетворяет нас. Чтобы попытаться установить, что же люди понимают под мудростью, один исследователь разработал специальный опросник. Его заполнили более 2000 читателей журнала GEO. Во многих ответах фигурировали: способность понять сложные вопросы и отношения, знание и жизненный опыт, самоанализ и самокритика, принятие интересов и ценностей другого человека, эмпатия и любовь к человечеству, желание совершенствоваться. Такое понимание мудрости характерно для большинства людей. Американские психиатры Томас Микс и Дилип Джесте добавили еще два качества к этому списку: эмоциональная стабильность и способность принимать решения в неоднозначных ситуациях. И, наконец, юмор. Хотя обычно он не расценивается как важная составляющая мудрости, чувство юмора является обязательным для самопознания - необходимой составляющей истинной мудрости. Жанна Луи-за Кальман, француженка, прожившая 122 года, отличалась остроумием. В ее сто двадцатый день рождения журналист, несколько нерешительно, выразил надежду, что он сможет поздравить ее в следующем году. «А почему нет, - ответила Кальман. - Вы выглядите довольно молодо».

Хотя в течение тысячелетий люди признавали важность мудрости, до недавнего времени это понятие почти полностью отсутствовало в медицинских исследованиях старения. Возможно, потому что западная культура акцентирует свое внимание на интеллекте и потому уже успела тщательно изучить когнитивные навыки и логическое мышление. Но знание, навыки и эрудиция - не то же самое, что и мудрость, связанная с более широким пониманием жизни и умением делать выбор в неоднозначных ситуациях, а также достигать баланса между такими противоположностями, как сила и слабость, сомнения и уверенность, зависимость и независимость, мимолетность и бесконечность. Мы считаем людей мудрыми, если они способны дать хороший совет в трудных обстоятельствах, а их суждения гармоничны.

Но исследование мудрости не стоит ограничивать только ныне живущими людьми. Мы можем посмотреть, что говорится о мудрости в старинных трактатах различных культур. В большинстве случаев речь о текстах религиозного характера. Самый известный пример западной культуры - Библия. В Книге Притчей Соломоновых мудрость ценится выше, чем драгоценные металлы или украшения: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото. Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». Задолго до Августина древнегреческие и древнеримские философы, оказавшие большое влияние на западную культуру, придавали большое значение мудрости. Софокл (V век до н. э.) написал в «Антигоне»: «Мудрость - высшее благо для нас». Точно так же восточная культура в течение многих веков придавала огромное значение мудрости. Ее представление об этом понятии имеет много общего с западными идеями. Бхагавадгита, написанная в Индии около V века до н. э., является основной работой о мудрости. Она рассматривает мудрость как совокупность жизненных событий, способность управлять эмоциями, сохранять самообладание, любить бога, сострадать, быть способным на самопожертвование - все это относится и к западному пониманию мудрости.

Как рассуждают пожилые люди

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач; другими словами, он может представить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы воздействия на него.

Основываясь на терминологии Пиаже, бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения. В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат - серьезное нарушение, за которое студент может быть отчислен из университета. Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека. И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф. Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации. Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.

Чем старше, тем мудрее?

Правда ли, что с возрастом мы становимся мудрее? К сожалению, не все из нас. В любом возрасте есть люди, мысли и поступки которых нельзя назвать мудрыми, хотя это не означает, что они не стали мудрее. Мудрость составляет жизненный опыт, наши взлеты и падения. Но ее очень трудно измерить. Согласно одному исследованию немецких ученых, если вы предложите людям сложные задачи и попросите у них оптимальные решения, большинство пожилых справятся с этим не лучше, чем люди средних лет. Интересно, что пожилые, как и молодые, лучше решают задачи, типичные для их возрастной группы. В эксперименте одни задачи привлекли внимание молодых людей, а другие - пожилых. Примером задачи для молодых людей стала история Майкла, 28-летнего механика, отца двух маленьких детей, узнавшего, что завод, где он работает, закроется через три месяца. Майкл не сможет найти подходящей работы там, где живет. Его жена - медсестра, только что получившая хорошо оплачиваемую работу в местной больнице. Майкл не знает, должны ли они переехать в другой город, где он найдет работу, или им стоит остаться, и ему придется сидеть дома с детьми. Какое решение лучше для следующих трех-пяти лет? Какая дополнительная информация необходима, чтобы принять решение?

Примером задачи для пожилых стала дилемма Сары, 60-летней вдовы. Окончив недавно курсы по управлению персоналом, она открыла свое дело, о котором давно мечтала. Однако ее сын недавно потерял жену и остался с двумя маленькими детьми. Она может или ликвидировать компанию и переехать к сыну, чтобы сидеть с внуками, или помочь ему оплачивать няню. Какое из решений лучше? Какая дополнительная информация необходима, чтобы решить проблему? Пожилые испытуемые (в возрасте 60–81 года) с большим энтузиазмом решали проблему Сары, в то время как группа молодых людей (25–35) предлагала удачные решения для Майкла. Чтобы получить звание «мудрого», участники должны были перечислить различные аспекты задачи, предложить несколько решений, перечислить все за и против, оценить риски и, наконец, разработать планы дальнейших действий или пересмотреть принятые ранее решения.

Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать). Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом. Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.

Черепаха и заяц

В 2004 году нейропсихологи Калифорнийского университета описали пациента, которого они назвали Финеасом Гейджем нашего времени. Это имя отсылало к железнодорожному рабочему из XIX века, одному из самых известных пациентов в истории нейропсихологии. Полученные им повреждения головного мозга рассказали нам о функциях таинственной префронтальной коры. В 1848 году с Гейджем произошел несчастный случай: после взрыва металлический прут вошел в череп ниже левой глазницы и вышел через макушку. К изумлению его коллег, он выжил и даже выписался из больницы всего два месяца спустя. Но он изменился: как сказал его близкий друг, «Гейдж больше не был Гейджем. Хотя его способность к рассуждению и наблюдению и память не были повреждены, его личность радикально трансформировалась. Человек, который раньше был трудолюбивым, энергичным и обладал организаторскими способностями, стал нетерпеливым, сквернословящим и неспособным к сочувствию. Гейдж больше не мог оценить ситуацию и был не в состоянии управлять своими эмоциями. У него постоянно случались приступы гнева, и он не мог планировать свои действия. Реконструкция его мозга, основанного на сохранившемся черепе, показывает, что поврежденной оказалась нижняя часть префронтальной коры.

Современный Финеас Гейдж, обнаруженный в 2004 году, получил повреждения в 1962-м, когда его джип подорвался на мине в ходе военной операции. В результате взрыва металлический каркас ветрового стекла пробил его череп в лобной части. Как и в случае с Гейджем, его умственные способности, казалось, не пострадали. Его интеллект не был поврежден, и он демонстрировал хорошие результаты на нейропсихологических тестах. Однако в плане социальных отношений все оказалось уже не так радужно. Он показал расторможенное поведение и неспособность контролировать себя, что приводило к проблемам во взаимодействии с окружающими. Он потерял работу, развелся с женой и перестал общаться с детьми. По словам гериатрического психиатра Дилипа Джесте, повреждение префронтальной коры приводит к противоположности мудрости: импульсивности, социально неодобряемому поведению и эмоциональной неуклюжести. Вместе с коллегами Джесте впервые составил карту отделов головного мозга, отвечающих за мудрость. Ученые приписывали важную роль префронтальной коре.

Нейропсихолог Элхонон Голдберг описывает похожий случай в своей книге «Парадокс мудрости». Он рассматривает префронтальную кору как дирижера, а другие отделы мозга - как оркестр. Префронтальная кора не играет музыку, но координирует, объединяет и направляет. Вот почему люди с повреждениями префронтальной коры все еще способны к выполнению множества задач, но сталкиваются с проблемами в сложных ситуациях, например в случае социальных контактов. Голдберг также указал на две другие функции префронтальной коры. Первой является наша способность сочувствовать, второй - умение активировать определенную последовательность действий, особенно в трудных случаях. Например, если вы в течение долгого времени были руководителем, вы автоматически понимаете, какие шаги стоит предпринять в определенных ситуациях. Голдберг приводит пример Уинстона Черчилля, страдавшего от случайных ментальных ошибок, что не мешало ему оставаться блестящим лидером даже в достаточно солидном возрасте.

К мудрости имеют отношение четыре отдела головного мозга. Во-первых, это вентромедиальная префронтальная кора, задействованная в эмоциональных отношениях и принятии решений. Во-вторых, внешняя часть префронтальной коры (технически, дорсолатеральная префронтальная кора), отвечающая за рациональное мышление и определение стратегии решения проблем. В-третьих, кора передней части поясной извилины, фиксирующая конфликты конкурирующих интересов и разделяющая рациональное мышление и эмоции. И, наконец, расположенное глубоко в мозге полосатое тело, которое активируется раздражителями, связанными с вознаграждением.

Исследование показало, что пожилые люди более сфокусированы на вознаграждениях, следующих за хорошими решениями, чем на негативных последствиях ошибок. Это означает, что они сосредоточены на нахождении правильных ответов больше, чем на предотвращении ошибок. Если вы хотите научить 75-летнего человека пользоваться компьютером, то лучше сконцентрироваться на том, что он делает хорошо, чем постоянно указывать на промахи или напоминать, что какие-то действия выполняются иначе. Молодому человеку, объясняя новое задание, можно просто сказать: «Вперед, ты на правильном пути!» - но с пожилым такая стратегия не сработает. Это объясняется возрастными изменениями в функционировании определенных областей головного мозга: кора передней части поясной извилины, ответственная за обнаружение ошибок, активируется не так быстро (у большинства людей количество серых клеток с возрастом сокращается), в то время как структуры формирующие «премиальную систему», остаются незатронутыми.

Используя электроэнцефалограмму, чтобы измерить электрическую активность мозга, команда немецких исследователей обнаружила, что пик мозговой деятельности произошел у молодых людей и людей среднего возраста, когда им сообщили, что они сделали ошибку. Этот пик указывает на активность коры передней части поясной извилины. Чем выше был пик (и, следовательно, выше активность мозга), тем быстрее человек учился на ошибках. Но у пожилых испытуемых пик активности оказался намного слабее. Пожилые люди используют другие области мозга для обучения, прежде всего префронтальную кору, играющую важную роль в работе оперативной памяти. Хотя функции данной мозговой области также изменяются, многим пожилым людям удается получить от этого выгоду. Они делают это, частично мобилизуя дополнительную мозговую деятельность.

В целом пожилые люди испытывают больше трудностей с новыми задачами, чем с теми, при решении которых они используют накопленные знания, основанные на личном опыте. Хорошая «база данных», созданная за долгие годы, помогает им легко решать множество повседневных проблем. Доктор Оари Мончи из университета Монреаля, объясняя результаты своих исследований мозговой деятельности пожилых людей, любит ссылаться на одну из басен Эзопа. В гонке между черепахой и зайцем побеждает именно черепаха, хоть она и намного медленнее. Она знает, как лучше всего использовать свои способности, в то время как высокомерный заяц во время гонки спит. Мончи и его коллеги попросили пожилых и молодых людей классифицировать слова во время процедуры МРТ. Слова могли быть сгруппированы по рифме, по значению и по их первой букве, но исследователи постоянно изменяли правила, не сообщая об этом испытуемым. Если классификация по рифме (стол - пол) была изначально правильна, то внезапно она становилась неверной, и испытуемым приходилось решать, должны ли они начать категоризировать по значению (пол - дом). Пожилые участники, в отличие от молодых, не показывали увеличения мозговой активности в ответ на негативный результат («Неправильно!»). Однако они демонстрировали повышение мозговой активности, когда должны были делать новый выбор. То есть они больше вовлекались в продумывание новых стратегий выполнения задачи. А это более яркий отклик, чем простая реакция на предупреждение об ошибке.

Разум - это свой собственный космос.

Алан Лайтман, физик и писатель

Вы идёте в школу, прилежно учитесь, поступаете в университет, учитесь ещё несколько лет, получаете высшее образование и диплом, гордитесь собой. Но становитесь ли вы от этого мудрее?

Вы устраиваетесь на работу, добиваетесь первых успехов, на вас ложится определённая ответственность, вы начинаете немного больше, устраиваетесь в компанию получше, ответственность растёт, заработная плата увеличивается, вы позволяете себе снимать квартиру получше, а ещё - платную охраняемую парковку, химчистку, чтобы не возиться со стиркой самостоятельно, и, когда жизнь налаживается окончательно, вы за бешеные деньги начинаете скупать органические продукты и соки в крошечных упаковках. Но делает ли всё это вас хоть чуточку счастливее?

Вы день за днём делаете целую кучу вещей: покупаете продукты, читаете книги, стрижётесь, едите, выносите мусор, покупаете вещи, чистите зубы, ходите в туалет, чихаете, бреетесь, напиваетесь, солите еду, занимаетесь с кем-то сексом, заряжаете ноутбук, бегаете трусцой, ставите тарелки в посудомоечную машину, гуляете с собакой, покупаете мебель, задёргиваете шторы, застёгиваете рубашку, моете руки, разбираете пакеты с продуктами, заводите будильник, поправляете причёску, ходите на обед, ведёте себя прилично, смотрите кино, пьёте яблочный сок и меняете один закончившийся рулон бумажных полотенец на другой. Но, повторяя все эти действия ежедневно, а потом и из года в год, становитесь ли вы лучше?

Речь сейчас идёт о личностном росте. Наше общество устроено так, что особого внимания ему не придаёт. Религия гораздо больше печётся о спасении человеческой души, а культура лишь вскользь задумывается о внутреннем состоянии человека. Совершенствование отдельной личности воспринимается как нечто факультативное, опциональное и необязательное. Как полезное хобби, как внеклассное чтение, как вишенка на верхушке торта, которая достаётся только избранным. И очень зря.

Мы постоянно твердим, что человеческий разум - безумно сложная штука, от которой напрямую зависит вся наша жизнь. Так почему работа над ним всё ещё не является приоритетной?

Да, это довольно трудно: личностный рост нуждается в продуманной стратегии развития не меньше, чем любой бизнес на стадии запуска. Чёткий бизнес-план, концепция, расчёты… То же самое и с самосовершенствованием. Наши усилия в зачастую бессистемны и во многом зависят от текущего расположения духа. Иногда мы способны свернуть горы, а иногда не в состоянии даже подняться с постели по будильнику.

Если вы хотите стать лучше, то для начала необходимо определить цель, понять, как её достичь, подумать обо всех препятствиях, с которыми предстоит столкнуться на пути, и разработать стратегию, которая поможет достойно их преодолеть.

Цель

Мудрость. Но об этом позже.

Как нам её достичь?

Осознать истину. Истина - это сочетание всего того, что мы знаем и не знаем. Чтобы получить доступ к мудрости, нужно обрести понимание всех сторон действительности (известной и неизвестной нам). Не нужно знать больше, чем вы уже знаете, нужно просто понимать, что вы знаете, а чего не знаете. Истина всегда где-то рядом, нужно для начала немного поразмыслить, чтобы отыскать её.

Но есть одна проблема.

Что ещё за проблема?

Чтобы понять, что такое туман, нужно смириться с тем, что мы находимся не здесь:


Waitbutwhy.com

А вот здесь:


Waitbutwhy.com

И ситуация не такая:


Waitbutwhy.com

А вот такая:


Waitbutwhy.com

Нам трудно принять такое положение вещей. Но это - стартовая площадка для роста. Объявив себя людьми «разумными», мы сложили лапки, успокоились и перестали возвращаться к этому вопросу. В то же время сознание можно представить в виде лестницы:


Waitbutwhy.com

Муравей разумнее бактерии, курица разумнее муравья, обезьяна разумнее курицы, а человек разумнее обезьяны. Но есть ли кто-то, кто был бы разумнее человека?

  • Определённо, кто-то (или что-то) есть. Просто примите это, чтобы спокойно двигаться дальше.
  • Но мы не можем понять этого кого-то (или что-то) лучше, чем обезьяна человеческий мир.

Нет никаких оснований полагать, что лестница сознания не простирается вверх до бесконечности. Неведомое красное нечто находится всего лишь на несколько ступеней выше, чем человек, и воспринимает наше сознание так же, как мы воспринимаем сознание обезьяны.

Для зелёного существа, которое находится на лестнице ещё выше, неведомое красное нечто будет казаться немногим умнее курицы, а человек - не разумнее муравья. Мы не можем вообразить себе, на что похож разум существ, которые находятся на лестнице сознания выше нас, но осознание того, что эти ступени вообще существуют, а также попытка взглянуть на самих себя не как на конечную ступень эволюции и есть то, ради чего мы начали со всем этим разбираться.

Те существа, которые находятся на лестнице сознания ниже нас, - это то, из чего мы все выросли, то, во что уходит корнями наша ДНК. Сотни миллионов лет эволюции, направленной на выживание в этом жестоком мире. Примитивные качества человека (страх, мелочность, жадность, жажда мгновенной наживы) - всего лишь остатки животного прошлого, которые до сих пор живут в нашем мозгу и порождают в голове целый зоопарк первобытных эмоций и мотиваций:


Waitbutwhy.com

Однако шесть миллионов лет эволюции не прошли для человечества даром: наш разум быстрыми скачками прошёл огромный путь развития, открыв нам невероятные возможности, недоступные больше ни одному другому виду на Земле. Мы сделали огромный шаг вверх по лестнице сознания. И после этого в нашем сознании появился новый элемент разума, который мы назовём Высшим Существом:


Waitbutwhy.com

Это Высшее Существо рассуждает масштабно и очень рационально. Но в нашей голове оно поселилось сравнительно недавно, в то время как первобытные животные инстинкты находятся там с очень древних времён. Поэтому сосуществование всего этого зоопарка и Высшего Существа выглядит довольно странно:


Waitbutwhy.com

Но именно это, казалось бы, невозможное сосуществование и делает нас людьми.

Поскольку люди развивались, Высшее Существо начало пробуждаться. Оно огляделось вокруг и обнаружило себя в странных и незнакомых джунглях, населённых какими-то примитивными созданиями, которые совсем не понимали, что это за фрукт теперь живёт с ними по соседству. Миссия Существа состояла в том, чтобы внести в разум ясность, но с мельтешащим вокруг зоопарком сделать это оказалось не так-то просто. Эволюция продолжала делать Высшее Существо всё более и более разумным до того момента, пока оно не осознало безумно шокирующую вещь:

МЫ ВСЕ УМРЁМ

Это был первый раз, когда кто-то на Земле стал достаточно разумным, чтобы принять эту данность. Она привела всех животных в нашей голове в абсолютное бешенство (они были не готовы к таким сенсационным заявлениям), превратив все устоявшиеся с годами представления о мире в полный хаос:


Waitbutwhy.com

Оно и понятно - животные просто испытывали страх перед чем-то новым и неизведанным. Они бесились в нашем мозгу и захватывали наш разум, омрачая и затуманивая мысли, идеи и мировоззрение. Чем больше животные бесчинствовали, тем тише становился голос разума, то есть Высшего Существа. Коллективная сила животных - это то, что мы будем называть «туман». Иногда он бывает настолько густым, что мы не замечаем того, что творится у нас под носом:

Waitbutwhy.com

А теперь вспомним о нашей цели - познании истины. Высшее Существо практически всегда видит истину, но когда вокруг нашего разума сгущается плотный туман, мы теряем связь с ним и его идеями. Мы просто-напросто забываем об истине из-за того, что туман окутывает нас слишком плотно. Самое отвратительное в тумане то, что, находясь в нём, мы его не замечаем. Туман делает нас глупыми и неразумными. Первый шаг на пути к истине состоит в том, чтобы осознать, что туман вообще существует.

Наша цель - мудрость. Чтобы её постичь, требуется узнать как можно больше истины и при этом постоянно помнить о тумане, который является главным препятствием.

Теперь поговорим о том, как пробраться сквозь коварный туман и подобраться ближе к истине.


Waitbutwhy.com

Ступень №1. Наша жизнь в тумане

Первая ступень - самая низшая. Для кого-то из нас она является единственной по умолчанию. На этой ступени всё находится в очень густом тумане, сквозь который не видно практически ничего. Именно этот туман делает нас:

  • ограниченными;
  • недальновидными;
  • глупыми.

Пройдёмся по всем этим пунктам по порядку.

1. На первой ступени мы ужасно ограничены, потому что всем управляют животные.

На этом этапе все наши эмоции находятся под властью живущего в голове зоопарка, который контролирует нас сквозь густой туман. Все эти животные делают нас мелочными, ревнивыми и завистливыми. Именно из-за них мы втайне радуемся неудачам других. Именно из-за них мы чувствуем себя трусливыми, эгоистичными, самовлюблёнными и временами даже жестокими. Именно из-за них мы ненавидим тех людей, которые чем-то от нас отличаются. Все эти эмоции сводятся к двум основным инстинктам животных, которые помогают им выживать: самосохранение и размножение.

2. На первой ступени мы ужасно недальновидны и близоруки, потому что туман застилает нам всё и не позволяет взглянуть на ситуацию в целом.

Туман объясняет нелогичное и недальновидное поведение людей.

У вас есть бабушка и дедушка, но пока они живы, вы не особо-то интересуетесь их жизнью, навещая их только время от времени по особо большому поводу. Вы не задаёте им никаких вопросов, не звоните, редко общаетесь. А когда они умирают, единственное, чего вы хотите - это повернуть время вспять, чтобы получить возможность узнать их получше и уделить им чуточку больше внимания. Почему, спрашивается, вы не сделали этого раньше, пока они были рядом?

У вас есть крепкая и дружная семья, но в один прекрасный день вам начинает казаться, что отношения со второй половиной уже не такие замечательные как раньше, и всё, что вас когда-то связывало, в один миг померкло и стало обременительным и раздражающим. А ещё дети, которым постоянно чего-то не хватает. И вот вы заводите какую-то совершенно глупую интрижку, изменяете, тем самым в один миг разрушая то, что строили годами.

Таких ситуаций великое множество, их можно перечислять бесконечно долго. И есть огромное количество людей, которые оступились и сделали . Всё это произошло из-за того, что их разум находился в таком густом тумане, что Высшее Существо попросту не смогло до него достучаться и уберечь от необдуманных действий. Выражение «Всё как в тумане» возникло же не на пустом месте.

3. На первой ступени мы очень, очень глупы.

Один из способов обнаружить эту глупость - признать, что мы повторяем одни и те же ошибки снова и снова, из раза в раз, постоянно.

Туман выстраивает перед нами вполне логичную цепочку действий и даёт понять, что если мы выполним их все, то обязательно придём к счастью и успеху. Мы раз за разом попадаемся на эту уловку, но счастливыми так и не становимся. Почему мы считаем, что какой-то там туман разбирается в вопросах человеческого счастья лучше, чем мы сами? Почему мы становимся настолько доверчивыми, когда речь заходит об этом чувстве?

Нужно раз и навсегда запомнить, что во всём, что касается счастья, туман - самый плохой советчик. Единственный действенный способ по-настоящему стать счастливым - постоянно бороться со сгущающейся вокруг пеленой. Для этого нужно подняться по лестнице сознания выше: на вторую, третью, четвёртую ступень.

Ступень №2. Рассейте туман, чтобы разглядеть контекст

Основная суть второй ступени - обеспечение контекста, который помог бы нам более глубоко и детально ознакомиться с полной версией истины. Для этого нужно рассеять туман до такой степени, чтобы впустить в своё сознание Высшее Существо и позволить себе видеть вещи, которые творятся вокруг. Бороться с туманом можно разными способами. Перечислим самые действенные из них:

  • познание мира с помощью образования, путешествий и обретения жизненного опыта. Благодаря этому ваши перспективы будут расширяться, понимание многих вещей будет более ясным и точным;
  • активная рефлексия. Чтобы лучше разобраться в себе, можно вести дневник или консультироваться с психологом;
  • медитация, упражнения, и тому подобное. Всё эти вещи помогают расслабиться, успокоиться и упорядочить течение мыслей, то есть позволяют туману рассеяться и осесть.

Самый лёгкий и эффективный способ борьбы с туманом следующий: необходимо просто постоянно помнить о его существовании. Зная о том, что туман реален и умеет к тому же принимать различные формы, вы становитесь более сознательными, чем на первой ступени. Вы становитесь улучшенной версией самого себя. Вы никогда не сможете перебраться на вторую ступень, если не признаете существование первой. Вот несколько наглядных примеров для лучшего понимания:


Вот как выглядит ситуация с грубым кассиром на первой и второй ступени
На что похожа благодарность
Когда происходит что-то хорошее
Когда происходит что-то плохое
Когда перед сном на вас внезапно накатывает тоска
Когда пробито колесо
Вот так выглядят долгосрочные последствия

Плохая новость заключается в том, что оставаться на второй ступени долгое время довольно нелегко. Хорошая - в том, что хотя вы и не можете избавиться от тумана полностью, вы уже знаете несколько способов, которые позволяют его рассеивать, когда вы осознанно на нём сосредотачиваетесь. Это вполне естественный процесс: по мере взросления и развития вы всё больше времени будете проводить на второй ступени, а не на первой.

Ступень №3. Шокирующая реальность

На третьей ступени всё начинает казаться ещё более удивительным и непонятным. На второй ступени мы уверены, что находимся здесь:


Waitbutwhy.com

Это замечательно, но такая картинка - полное заблуждение и сплошной обман. Нам кажется, что мы живём в прекрасном мире, где под абсолютно безоблачным небом растёт зелёная травка и порхают разноцветные бабочки (которые больше похожи на ворон). На самом деле жестокая реальность такова:


Waitbutwhy.com

Хотя, если быть точнее, даже такова:

Но, если быть ещё точнее, ситуация выглядит вот так:


Waitbutwhy.com

А если быть совсем-совсем честными, то так:


Waitbutwhy.com

Ещё иногда вы склонны думать, что вы - это нечто важное и значимое:


Waitbutwhy.com

Но вы - всего лишь скопище огромного числа атомов:

Waitbutwhy.com

Для того, чтобы понять и смириться с тем, что изображено на нескольких последних картинках, нужно приложить огромные усилия. Наш мозг не может справляться с этим долго. Требовать от человека полного понимания необъятности Вселенной, бесконечности пространства, вечности или размера атомов - это всё равно, что заставлять собаку ходить исключительно на задних лапах.

Да, мы способны сосредоточиться и всё это понять и прочувствовать, но только на очень короткий промежуток времени. Иногда, когда мы вглядываемся в звёздное небо, смотрим , разговариваем с правильным человеком или задумываемся о том, что такое смерть, то нам ненадолго приоткрывается истина - мы испытываем моменты прозрения, так называемые вау-моменты.

Поймать настоящий вау-момент очень сложно, а удержать его - ещё сложнее.

В такие моменты наш мозг на доли секунды пересиливает сам себя и приоткрывает перед нами другие грани реальности, ту самую истину, которую нам так хочется постигнуть. Когда происходит вау-момент, всё становится предельно ясно, в такие секунды наш разум не затмевает туман, животные ведут себя тише воды, ниже травы, а Высшее Существо чувствует себя просто прекрасно. Вау-моменты - это ваш пропуск на третью ступень.

На первой ступени мы грубим кассиру, который сказал нам что-то нехорошее. На второй ступени грубость нас вообще не волнует, потому что мы начинаем задумываться о контексте. Мы не знаем, что происходит в жизни кассира и почему он такой злой, не знаем, как прошёл его день, не знаем вообще ничего о его жизни.

На третьей ступени мы воспринимаем себя как скопление миллионов атомов, которые по каким-то странным законам соединились во времени и пространстве, а потом встретили кассира. Единственная эмоция, которую мы в состоянии испытывать к нему в такой момент, - это безграничная любовь.


Waitbutwhy.com

Вау-моменты происходят настолько редко, что мы запоминаем их надолго. Они очень кратковременны, но даже когда мы возвращаемся обратно на вторую ступень, то долго помним ощущение, которое испытали. Именно поэтому третья ступень так важна.

Прежде, чем переходить к четвёртой ступени, повторим то, что мы узнали на первых трёх.

  • Первая ступень - полный туман и торжество животных, много заблуждений и мало истины.
  • Вторая ступень - туман рассеивается, Высшее Существо обретает больше сил, мы начинаем воспринимать многие вещи иначе благодаря контексту.
  • - полная ясность и близость к истине, но на очень небольшой промежуток времени.

Что же тогда происходит на четвёртой ступени, если на третьей мы, казалось бы, понимаем, ради чего вообще живём? А вот что: там нас подкарауливает великое и неизвестное Нечто.

Ступень №4. Великое и неизвестное Нечто

До сих пор мы только и делали, что обсуждали туман и поведение животных, чтобы понять, как поближе подобраться к истине. Мы поняли, что нам нужно как можно яснее осознать, что нам вообще известно об истине:


Waitbutwhy.com

На четвёртом шаге нам предстоит понять, каков вообще масштаб истины:


Waitbutwhy.com

Правда заключается в том, что многим людям ужасно сложно осознать размеры Вселенной и признать, что это огромное фиолетовое облако с картинки вообще существует, а не является полнейшим заблуждением.

Но вы знаете людей. Им совсем не нравится это фиолетовое облако и никогда не будет нравиться. Облако пугает и расстраивает людей, заставляя вспомнить о том, насколько они ничтожны по сравнению со Вселенной. История полна примеров того, когда существование облака полностью отрицалось. Это сравнимо с тем, что человек, который всю жизнь прожил рядом с океаном, вдруг начал бы утверждать, что никакого океана нет и в помине.

Мы довольно легковерны. Нам кажется, что до данного конкретного момента мы были в чём-то абсолютно неправы, но всё это в прошлом - больше мы своих ошибок не повторим.

Мы делаем научные открытия. Это похоже на момент прозрения, на встряску, которая переворачивает наши устоявшиеся представления о мире. Например, такое произошло, когда мы узнали, что Земля круглая, а не плоская, что Солнечная система гелиоцентрична, а не геоцентрична, когда была открыта теория происхождения видов и так далее.

Пусть на данном отрезке времени мы уверены, что уже не произойдёт ничего такого, что могло бы перевернуть мир науки. Даже если мы и признаем, что в будущем нас ждёт ещё немало поворотов, мы в любом случае останемся при мнении о том, что наша сегодняшняя картина мира более совершенна, чем та, что была у тех людей, которые думали, что Земля плоская. Это выглядит как-то так:


Waitbutwhy.com

Нам достаточно осознать и признать то, что окружающая действительность может быть разной и не всегда соответствовать нашим о ней представлениям. То есть она может кардинально отличаться от той, к которой мы привыкли.

Когда-то давно мы были уверены, что являемся центром мироздания. Неопределённость сковывала нас по рукам и ногам и делала наше существование не очень приятным и местами пугающим. Неопределённость к тому же ещё и сопровождалась постоянным страхом перед будущим. Сейчас, когда произошло столько научных открытий и прорывов, всё стало только хуже.

Четвёртая ступень - нечто абсолютно нереальное. Она поражает воображение и заставляет нас чувствовать себя песчинками в море. Её очень трудно достичь в духовном плане. Она представляет собой вау-моменты, которые длятся не пару секунд, а значительно дольше. Постоянно испытывать их могут только мыслители уровня . Не всем дано подняться до этой ступени, но если мы хотя бы признаем её существование, то это будет огромным шагом вперёд для нашего личностного роста.

Мы никогда не будем способны понять, как же всё устроено. Однако можем просто расслабиться, наслаждаться жизнью и получать удовольствие.

Почему мудрость - это цель

Ничто так хорошо не рассеивает туман, как последние минуты жизни, когда человек уже находится на смертном одре. Именно в такие моменты люди отчётливо начинают понимать, что именно они должны были сделать по-другому: «Как жаль, что я так много времени проводил на работе, а не с семьёй»; «Как жаль, что я так мало общался со своей любимой женой»; «Как жаль, что я так мало путешествовал и так мало узнал».

Цель личностного роста должна состоять в том, чтобы осознать всё это не в последние минуты, а при жизни, пока вы всё ещё в состоянии что-то изменить.

Чтобы этого добиться, нужно стать мудрее как можно раньше. Мудрость - одна из самых важных для человека вещей, к которым стоит стремиться. Мудрость - это та самая идея фикс, та самая сверхважная цель, которой подчиняются все остальные цели. Нам дано прожить только одну жизнь, и нужно наполнить её смыслом по максимуму. Только таким образом вы сможете сделать что-то хорошее не только для самого себя, но и для окружающих. Это и будет лучшим результатом и итогом всех прожитых дней. Мудрость даёт людям понимание того, что на самом деле значит фраза «жизнь, наполненная смыслом», и действительно помогает им сделать её такой.

Конечно, жизненный опыт может способствовать мудрости, но на самом деле мудрость уже заложена у нас в головах. Мудрость - это все те вещи, которые известны нашему Высшему Существу. Когда наш разум находится в тумане, у нас нет доступа к мыслям Высшего Существа, из-за этого мы порой и совершаем необдуманные поступки, руководствуясь одними инстинктами. Туман - это антимудрость.

Расти и стареть - это совсем не то же самое, что взрослеть. Становиться - это значит становиться более мудрым, а это не всегда напрямую связано с цифрами в календаре. Есть много людей, которых можно считать очень мудрыми, несмотря на юный возраст.

Для некоторых людей туман становится чуть менее густым по мере того, как они взрослеют, но для большинства всё происходит с точностью до наоборот: туман только сгущается вокруг них, делая их менее сознательными и ещё более уверенными в своей мнимой правоте. После определённого возраста обретение мудрости и взросление кроется только в преодолении тумана.

Выводы

Основная цель нашей жизни - мудрость. Мудрость будет сваливаться на вас всякий раз, когда вы будете достаточно сознательны, чтобы принять всю правду о людях, их поступках, положении вещей в мире и во Вселенной. Но будьте готовы к тому, что на вашем пути всегда будет стоять туман, который будет всячески мешать, делая вас рассеянными, напуганными и излишне импульсивными. Чтобы не поддаваться его вредному влиянию, достаточно просто о нём не забывать и попытаться научиться отличать правду от лжи, а истину от фальши в любой ситуации.

По мере обретения мудрости вы обязательно захотите, чтобы количество времени, проводимого вами на первой и второй ступенях, непременно возрастало. Со временем вы всё чаще будете испытывать вау-моменты и всё чаще задумываться о том самом фиолетовом облаке с четвёртой ступени. Если всё это действительно будет так, то можно быть спокойным: вы определённо достигли больших успехов в плане личностного роста, а это повлияло на многие аспекты вашей жизни.

Вот и всё. Не дотягивайте до предсмертного часа, чтобы наконец , в чём же заключался смысл всей прожитой жизни.

Кто не стремиться к недостижимому, кто не горюет по тому, что потеряно или ушло, кто не страдает, когда его ум затуманен бедами, называются людьми, чей разум обрел мудрость.

Комментарий:

Мы живем во время избытка знаний и информации . Возникает вопрос, как понять, кто из мужчин обладает мудростью, а кто является маркетинговым чучелом, которое красивое внешне, но пустое внутри. Мудрец Видура утверждает, что мудрые и глубокие личности обладают 3-мя качествами характера.

Не стремиться к недостижимому

Принцип формирования реальных целей связан с желаниями и внутренним миром . Цель достижима и желанна, если Вы хорошо представляете к чему идете, имеете опыт в этой сфере и путь кажется Вам легким.

Человек который ставит себе труднодостижимую или порой недостижимую цель, обречен на давление на себя и на разочарование.

Разочарование приходит чаще всего уже на пути к цели, когда человек невообразимо давит на себя, чтобы идти в незнакомую сторону и делать незнакомые дела. Ну а если личность обладает большим волевым потенциалом и все таки заставляет себя достичь плодов деятельности, то разочаровывается в конце пути, когда понимает, плоды несоизмеримо малы по отношению к количеству приложенных усилий.

Поскольку желания и идеи постепенно растут вместе с Вами, то нет смысла давить на себя и ставить абстрактные для себя цели. Ваши собственные желания, которые находятся ближе всего к Вам, являются главными ключами внутреннего покоя на пути к цели.

Если Вам кто-то говорит, что Вам следует достигать чего-то, что-то иметь, с кем-то общаться, но эти слова не резонируют с Вашими желаниями, то можете развернуться и уйти от этих людей.

Не горюет от потери

Время всегда движется вперед. Оно приносит в Вашу жизнь новые возможности, людей, вещи, жилье, успех. Вторая функция времени – это отнимание того, что давно себя исчерпало и отжило, того, что мешает Вам двигаться вперед к новым горизонтам счастья и спокойствия. Человек не может противостоять ни позитивным аспектам времени, ни негативным. Человек может только принимать или не принимать перемены.

Не только человек, но и животные, царство грибов и даже минералы переживают потери и утраты. Это нормальная часть жизни. В этих словах и событиях нет ничего противоестественного. Улыбайтесь потерям, потому что в мире и в жизни нет пустоты, поэтому на место ушедшего придет что-то новое и интересное.

Грусть от потери означает обиду на себя, на мир и на Бога. На себя люди обижаются потому что винят себя в неспособности удержать что-то или кого-то. Мир винят, потому что он жесток и несправедлив. А Бога, потому что Он всему этому потворствует. В этих всех обидах нет никакой логики, потому что через время они исчезнут и жизнь войдет в новое русло. Так зачем обижаться сейчас?

Не страдает от бед

Проблемы – признак движения. Если у Вас проблемы – я Вас поздравляю! Вы не стоите на месте. Вы бесстрашный человек, если зашли так далеко.

Проблема говорит о том, что текущее направление жизни не соответствует Вашим желаниям . Поскольку большинство людей пользуются в материальной жизни разумом, вместо следования желаниям, почти все страдают от инерции своих решений и целей. Когда нужно свернуть, многие бездумно живут старыми концепциями и решениями. Поэтому приходят разные неприятности и беды. Дабы вернуть правильное направление внимания и энергии.

Зрелый и мудрый человек не тратит свои силы на страдание от неприятностей . Он просто напросто решает их и движется дальше. Если Вы видите, что человек эмоционально переживает свои неудачи – проходите мимо, это не Ваш наставник.

Прислушивайтесь к словам мудрых людей, а если таких рядом нет – это значит пришло время поразмыслить наедине с собой.

С любовью, Роман Гаврилов .

Loading...Loading...