Бог с головой шакала. Анубис - таинственный бог древнего египта

Тема жизни и смерти испокон веков вызывала множество противоречивых мнений и споров. Анубис тату – опасный и зловещий образ, имеющий особый сакральный смысл, Именно этот бог был повелителем мертвых в древнеегипетской мифологии и решал, чья душа достойна попасть в рай. Что означает тату с Анубисом в современном мире, можно ли выбирать его в качестве нательного украшения?

Представления древних египтян о боге смерти

Мифы Древнего Египта повествуют нам о сыне Осириса, загадочном и таинственном божестве Анубисе. Это существо с телом человека и головой шакала имеет шокирующий вид. Да и репутация этого бога более чем негативная. Он непосредственно связан с потусторонним загробным миром, управляет душами умерших людей. Бог Анубис также является покровителем кладбищ, некрополей, гробниц, хранителем ядов и лекарств.

Божество впервые упоминается еще в Текстах древних пирамид в 23 веке до н.э. Согласно преданию, мать Анубиса Нефтида, будучи супругой Сета, тайком родила сына от Осириса и оставила малыша на берегу Нила. Его нашла и воспитала богиня Исида. Позже, когда отец Осирис был убит Сетом, Анубис занялся организацией погребения отца. Он завернул тело в ткани, пропитанные особой жидкостью, таким образом создав первую в мире мумию.

Анубис также вершил суд над мертвыми. Вместе с богом Гором он клал сердце человека на одну чашу весов, а статуэтку богини правды Маат на другую. Умерший в это время перечислял все грехи и раскаивался. Если он говорил правду – то сердце перевешивало, и душа попадала в рай. Если весы показывали ложь, и статуэтка оказывалась тяжелее – человека пожирало чудовище в преисподней.
На фресках Анубис изображался с головой шакала или волка, телом человека. В одной руке он держал иероглиф анкх, символизирующий жизнь, в другой – бамбуковый жезл (см. фото в галерее). Образ божества охранял входы в гробницы великих фараонов. До наших дней дошла элегантная статуя Анубиса, выполненная из дерева сикоморы. Уникальный экспонат хранится в музее города Хильдесхайма.

Значения татуировки с Анубисом

Татуировка Анубис одинаково хорошо подходит как для мужчин, так и для женщин. При этом необходимо понимать, что значение тату Анубис особенное. Это не просто интересный рисунок. Это заранее продуманная жизненная позиция, обозначение своего представления о мире. Очень подходят данные татуировки людям, профессиям которых покровительствует бог Анубис. Это работники сферы ритуальных услуг, психиатры, психологи, анестезиологи.

Существует множество почитателей древнеегипетской культуры. Эффектное тату одного из богов обозначит ваше увлечение данной темой.

Иногда татуировка значит, что человек попал в очень сложную жизненную ситуацию, возможно, даже тупиковую. Но выход должен быть однозначно. В этом обязательно поможет тату с изображением Анубиса. А еще вера человека, осознанно решившегося нанести ее на тело.

Некоторые молодые люди пока еще не нашли свою жизненную дорогу. Иногда это случается и в более зрелом возрасте. Выбрать правильный вектор движения и расставить приоритеты также поможет данное тату. Силуэт Анубиса, нанесенный на тело женщины, говорит о том, что она склонна к фатализму. Такая женщина мало чего боится в жизни, отчаянна и целеустремленна. В остальном тату Анубис значение совпадает для обоих полов. На зоне подобная наколка означает, что заключенный не до конца раскаялся в содеянном и теряется в выборе пути.

Техника выполнения

Изображение древнеегипетского бога эффектно выглядит в стиле реализм. Композиция максимально соответствует древнеегипетским фрескам (см. фото в галерее), передавая все мелкие нюансы и элементы. Детализация, насыщенные цвета и контуры делают работу настоящим произведением искусства. Тату Анубиса на руке или на плече непременно привлечет внимание окружающих. Но стоит помнить, что к образу надо относиться с особым уважением.

Любителям монохромных тату придется по душе дотворк или гравюра. В первом варианте рисунок наносится мелкими точками, которые образуют эффектную композицию. Гравюра переносит нас в Средневековье, поэтому эскизы Анубиса в латах и с жезлом в руке смотрятся действительно потрясающе. Эффект достигается при помощи линейной штриховки, аккуратных четких контуров, тонких линий. Большое тату будет красиво выглядеть на плече или на спине.

Смотрите видео

Все верования, связанные с посмертием, испокон веков были проникнуты благоговением и мистицизмом. Анубис отвечал за важный в древнеегипетской культуре ритуал . Он подготавливал тело к бальзамированию и мумификации. Изображения Анубиса сохранились на многих гробницах и погребальных камерах. Статуи бога мертвых украшают храм Осириса и гробницы-катакомбы в Александрии, а на печати древнего города Фивы изображена над девятью пленниками.
Амулет с изображением собаки символизирует магию потустороннего мира и охраняет душу в ее последнем путешествии.

Изображение Анубиса рядом с телом покойного было необходимо для дальнейшего путешествия души. Считалось, что бог с головой собаки встречает душу человека у врат загробного мира и провожает ее в зал суда. Там воплощение души – сердце – взвешивалось на специальных весах, на другой чаше которых лежало перо богини истины Маат.

Город собак

Анубису был посвящен город Кинополь (с греческого – «город собаки»). Там же почитали и супругу Анубиса, Инпут. Она так же изображалась с собачьей головой.

В этом городе собаки были защищены законом, они могли входить в любой дом, и никто не мог поднять на них руку. За убийство собаки полагалась смертная казнь. Если житель другого города убивал собаку из Кинополя, это могло послужить поводом к объявлению войны.

Фараонова собака существует до сих пор, и ее характерная острая мордочка с большими стоячими ушами очень похожа на древние изображения Анубиса.

Любили не только в Кинополе. Геродот свидетельствовал, что египтяне погружались в глубокий в случае смерти домашней собаки, брили головы и отказывались от еды. Набальзамированное тело собаки на специальном , а погребальная церемония сопровождалась громкими рыданиями.

Собака не случайно стала символом мира . Египтяне верили, что собаки могут предчувствовать смерть. Воющая в ночи собака , что Анубис готовится проводить чью-то душу в загробный мир. Считалось, что собаки видели призраков так же ясно, как живых, поэтому в преисподней собаки сторожили врата, не давая душам умерших вырваться обратно.

Роль Анубиса в древнеегипетском пантеоне была сходной – он сторожил и охранял богов. Недаром имя его «Стоящий впереди чертога богов». Также Анубис вершил суд среди богов, и даже палач в древнем Египте надевал маску с головой дикой собаки, символизируя руку бога в исполнении приговора.

17.06.2017

Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.

Внешний вид и атрибутика Анубиса

На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.

Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.

Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.

Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.

История развития культа Анубиса

Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.

В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти. Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).

Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.

Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.

Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.

Мифы, связанные с Анубисом

Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.

Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.

Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.

Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.

Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.

Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.

Связанные с Анубисом божества

Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.

Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.

Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.

Анубис Анубис

(Anubis, Ανουβις). Египетское божество, сын Осириса и Изиды. Его изображали в виде человека с головой шакала (или собаки). Анубиса сопоставляют с греческим Гермесом.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АНУБИС

(греч.Άνουβις), Инпу (егип. inpw), в египетской мифологии бог - покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). А.-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» - «судья» писался со знаком шакала). Центром культа А. был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства А. считался богом мёртвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мёртвых), «владыка Расетау» (царства мёртвых), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид», А. был главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Однако постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. функции А. переходят к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а А. входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов, вместе с Тотом присутствует на суде Осириса.
А. играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций А. была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (эпитеты «ут» и «имиут» определяют А. как бога бальзамирования). А. приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветлённого», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; А. расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и даёт каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. А. тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. А. считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. По Плутарху, А. был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли А. с Гермесом.
р. и. Рубинштейн.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Анубис

в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

© В. Д. Гладкий

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

АНУБИС

в египетской мифологии -- покровитель мертвых. Он был сыном бога растительности Осириса и Нефтиды. Бог Сет хотел убить младенца, и Нефтиде пришлось спрятать ребенка в болотах дельты Нила. Верховная богиня Исида нашла малыша и вырастила его. Когда Сет убил Осириса, Анубис завернул тело своего бога-отца в ткани, которые пропитал придуманным им самим составом. Так появилась первая мумия. Поэтому Анубиса считают богом погребальных обрядов и бальзамирования. Анубис участвовал в суде над умершими и был провожатым мертвых в загробное царство. Изображали этого бога с головой шакала.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Деталь погребальной пелены.
Середина II в. н. э.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.



Синонимы :

Смотреть что такое "Анубис" в других словарях:

    Анубис - извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Роспись гробницы. XIII в. до н. э. Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Роспись гробницы. XIII в. до н. э. Анубис () в мифах древних египтян… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Анубис - Анубис. Деталь погребальной пелены. Сер. 2 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. АНУБИС, в египетской мифологии бог покровитель мертвых. Почитался в облике шакала. Анубис, завершающий мумификацию покойника. Древнеегипетская… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (древн. егип.). Древнеегипетское божество, сын Озириса, почитавшееся охранителем границ Египта и изображавшееся обыкновенно с собачьей головой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНУБИС бог египетской… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНУБИС, в египетской мифологии бог покровитель мертвых. Почитался в облике шакала … Современная энциклопедия

    В древнеегипетской мифологии бог покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) покровитель (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Анубис (значения). Анубис в иероглифах … Википедия

    В древнеегипетской мифологии бог покровитель мёртвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. * * * АНУБИС АНУБИС, в древнеегипетской мифологии бог покровитель … Энциклопедический словарь

Анубис – древнегреческий вариант имени одного из божеств Древнего Египта. Сами египтяне называли его Инпу и изображали с человеческим телом и головой собаки или шакала. Священным животным этого бога считался обыкновенный шакал (по современной классификации). Шерсть у него тёмно-рыжая и по цвету напоминает золото. А к жёлтому благородному металлу жители Египта относились всегда очень трепетно и ассоциировали его с богами.

Египетская цивилизация существовала несколько тысячелетий. Поэтому бог Египта Анубис в разные времена выполнял разные роли. Но он постоянно имел неразрывную связь с подземным царством мёртвых. В период Раннего царства (3000-2700 гг. до н. э.) это божество изображали не только с головой, но и с телом шакала.

В тот период шакалы были неразрывно связаны с кладбищами, так как мёртвых хоронили в мелких могилах. Хищники их разрывали и поедали мёртвую плоть. Поэтому жрецы создали образ божественного шакала, и тот, в соответствии с мифологией, стал защищать погребённых от других шакалов.

Во времена Древнего царства (2700-2180 гг. до н. э.) Анубис продолжал выполнять функцию защитника гробниц. Он считался одним из самых важных богов мёртвых. Постепенно его обязанности расширились, и он стал не только защитником, но и проводником умерших в царство мёртвых. Соответственно, изменились и изображения бога. Его наделили человеческим телом, а вот голова осталась шакальей.

Позже он стал царствовать в подземном мире, и лишь в эпоху Среднего царства (2055-1760 гг. до н. э.) Анубиса заменили Осирисом. Именно последний начал безраздельно повелевать над мёртвыми, а бог с головой шакала вёл к нему умерших, держа за руку.

Слева сидит Осирис, перед ним стоит Анубис и держит за руку умершего

Кто, согласно мифологии, был отцом Анубиса? В ранних египетских текстах его называли сыном Ра, не указывая мать. Затем матерью стала Нефтида – правнучка Ра. Помимо этого, матерью считали богиню Баст. Изображали её с головой кошки. Однако свои уточнения, дошедшие до наших дней, внёс древнегреческий философ Плутарх.

Он считался специалистом по Древнему Египту, по его мифам, легендам, преданиям. По утверждению этого всеми уважаемого философа бог Египта Анубис приходился сыном Нефтиде и Осирису. Нефтида и Осирис – родные сестра и брат. Но Нефтида была замужем за Сетом, а Осирис состоял в браке с Исидой. Поэтому бог с головой шакала был незаконным сыном Осириса. А мать Нефтида оказалась абсолютно равнодушной к ребёнку. Боясь скандала с мужем, она выбросила младенца в камыши. Его нашла Исида и воспитала. То есть именно она являлась его фактической матерью.

Когда Анубис вырос, то стал проводником в мир мёртвых. А в это время Сет убил Осириса и начал править Египтом. Исида принесла останки мужа Анубису, и тот сделал из них первую на берегах Нила мумию. После этого Исида забеременела от мумии и родила сына Гора. Тот одержал победу над Сетом и оживил Осириса. Далее, согласно мифам, Гор остался править миром живых, а Осирис отправился повелевать царством мёртвых, и тем самым начал сотрудничать с Анубисом.

Суд Осириса: Анубис (слева) и Тот (справа с головой ибиса) взвешивают сердце умершего. Возле весов сидит чудовище Амат с головой крокодила и телом льва

В Книге Мёртвых описывается суд Осириса над умершими. Ему в этом помогают Анубис и бог мудрости и знаний Тот. Последние занимаются тем, что взвешивают на весах совесть почившего в виде сердца. На одной чаще весов находится само сердце, а на другой истина, представленная в виде пера, взятого из головного убора богини истины Маат.

В том случае, если умерший прожил свою жизнь праведно и честно, то перо перевешивало сердце или весило с ним одинаково. Праведника бог Египта Анубис подводил к Осирису, и тот отравлял счастливчика в поля Иалу. Там его ждали вечная жизнь и блаженство. А вот если сердце перевешивало перо, то такой умерший попадал в разряд грешников. Его поедало находящееся возле весов чудовище Амат. Изображали его с телом льва и головой крокодила.

Греческие писатели, жившие в эпоху римского периода, описывали Анубиса как проводника душ в царство мёртвых. Они ассоциировали его с богом Гермесом, который в древнегреческой мифологии выполнял аналогичную роль. А вот Осириса они представляли как повелителя подземного мира, каковым он и являлся в действительности, согласно мифам Древнего Египта.

Loading...Loading...