Ттх ту 160 белый лебедь. Возрождение "Белого лебедя": как обновили боевой бомбардировщик России

Работы по созданию самолета ТУ-160 "Белый лебедь " – ракетоносца сверхзвукового бомбардировщика дальней авиации начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году.

Ту-160 Фото

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек», а на сленге американцев – «дубинка» (Black Jack - избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» - и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. Вооружением для них выбрали Х-55 - дозвуковые крылатые малогабаритные ракеты и Х-15 - аэробаллистические ракеты, которые разместили на многопозиционных установках под крыльями.

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года, и опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком - опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. На государственных испытаниях, которые завершились в середине 1989 года, самолетом Ту-160 были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».

    Экипаж Ту-160: 4 человека.

    Двигатели: (турбинные) четыре штуки НК - 32 ТРДДФ 4х14.000/25.000 кгс (тяга: рабочая / на форсаже).

    Агрегат трехвальный, двухконтурный, с форсажной камерой. Его запуск происходит от воздушного стартера.

    За левой опорой главного шасси располагается ВСУ – электрическая система управления двигателями, имеющая гидромеханическое дублирование

    Масса и нагрузки: взлетная нормальная – 267600 кг, самолета порожнего – 110000 кг, максимальная боевая – 40000 кг, топлива – 148000 кг.

    Летные данные: 2000 км/ч - скорость полета на высоте, 1030 км/ч – полет у земли, от 260 до 300 км/ч - скорость посадочная, 16000 м - потолок для полета, 13200 км - практическая дальность, 10500 км - длительность полета при максимальной нагрузке.

Салон

Ту-160 - один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала до его постройки, за несколько лет. В 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код - «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен.

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.А что сегодня?

При распаде СССР Ту-160 были распределены между республиками. 19 из них достались Украине, авиаполк в Прилуках. Восемь были переданы в счет долгов за газ России, а оставшиеся попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

    Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

    Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения, который мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

    Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

    Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. Это значило, что модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами «Кречет-Р» автономная, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» были свернуты в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза, при этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14 000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разрабатывать комплекс начали в 1991 г., ввод в эксплуатацию был запланирован в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160КС к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19.01.2000 между аэрокосмической корпорацией «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписаны нормативные документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

Стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет. Это основа ядерной мощи современной России. ТУ-160 имеет превосходные технические характеристики: это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты. Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире. Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года. Ту-160 "Белый лебедь" - видео

Бомбардировщик Ту-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец Ту-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов. Скорость ту 160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше. А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Количество и стоимость ТУ-160Каждый дальний ракетоносец ТУ-160 – это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента их создания было построено только 35 таких самолетов, при этом в целости их осталось на порядок меньше. Но они все равно остаются грозой недругов и настоящей гордостью России. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое имя. Каждый из построенных самолетов имеет свое имя, их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).

До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги, а для маленькой украинской армии они просто оказались не нужны. 19 ТУ-160 Украина предлагала отдать России взамен самолетов Ил-76 (1 к 2) или за списание газового долга. Но для России это было неприемлемо. К тому же на Украину воздействовало США, которая фактически заставила уничтожить 11 ТУ-160. 8 самолетов были переданы России за списание газового долга. В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не может решить поставленных военных задач. Поэтому появились планы по строительству новых ракетоносцев.

В 2015 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов. История создания ТУ-160 Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).

К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника - на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина, в марте 1985 года - вторая серийная, в декабре 1985 года – третья, в августе 1986 года – четвертая.

В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск ту 160, если США остановят серийное производство B-2. к тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс. Новый ракетоносец ТУ-160 («Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом. В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов». Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.

Особенности конструкции Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию, в которой широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4. Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12. Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.

Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке - четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков. На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление - сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу - цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К. «Белый лебедь» - один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение Ту-160Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец - носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов. На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).

После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

Сразу после завершения Второй мировой войны в мире произошел коренной передел сфер влияния. В 50-х годах прошлого века образовались два военных блока: НАТО и страны Варшавского договора, которые все последующие годы находились в состоянии непрекращающегося противостояния. «Холодная война», которая развернулась в то время, в любой момент могла перерасти в открытый конфликт, который бы наверняка закончился ядерной войной.

Упадок отрасли

Разумеется, в таких условиях не могла не начаться гонка вооружений, когда ни один из соперников не мог допустить своего отставания. В начале 60-х годов Советскому Союзу удалось вырваться вперед в области ракетных стратегических вооружений, в то время как США явно лидировали по количеству и качеству самолетов Возник военный паритет.

Приход Хрущева еще более усугубил ситуацию. Он настолько увлекался ракетной техникой, что на корню «зарезал» многие перспективные идеи в области ствольной артиллерии и стратегических бомбардировщиков. Хрущев считал, что они не слишком-то нужны СССР. В результате к 70-м годам сложилась ситуация, когда у нас были только старые Т-95 и некоторые другие машины. Эти самолеты даже гипотетически не могли преодолеть развитую систему ПВО вероятного противника.

Для чего нужны стратегические ракетоносцы?

Конечно же, наличие мощного ядерного арсенала в ракетном исполнении было достаточной гарантией мира, вот только возможности нанести предупредительный удар или попросту «намекнуть» противнику о нежелательности последующих действий с его помощью было нельзя.

Ситуация была настолько серьезной, что руководство страны наконец-то осознало необходимость разработки нового стратегического бомбардировщика. Так начиналась история знаменитого ТУ-160, технические характеристики которого описаны в этой статье.

Разработчики

Изначально всеми работами поручили заниматься ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. Почему же в этом коротком списке нет легендарного Туполева? Все просто: руководство предприятия было не в восторге от Хрущева, который уже успел загубить несколько перспективных проектов. Соответственно, сам Никита Сергеевич также не слишком хорошо относился к «своевольному» конструктору. Словом, КБ Туполева оказалось «не у дел».

К началу 70-х годов прошлого века все конкурсанты представили свои проекты. Сухой выставил на обозрение М-4. Машина была внушительная, поражающая своими характеристиками. Недостатком выступала разве что стоимость: как-никак, полностью титановый корпус дешевым не сделать при всем желании. ОКБ же Мясищева представило свой М-18. По непонятным причинам, тут подключилось бюро Туполева с «проектом 70».

Победитель конкурса

В результате выбрали вариант Сухого. Проект Мясищева был как-то неказист, а разработка Туполева и вовсе казалась слегка переделанным гражданским самолетом. И как же тогда появился характеристики которого до сих пор вгоняют в дрожь потенциального противника? Вот тут-то и начинается самое интересное.

Поскольку ОКБ Сухого было банально некогда заниматься новым проектом (там как раз создавали Су-27), а КБ Мясищева по каким-то причинам отстранили (здесь вообще много неясностей), бумаги по М-4 передали Туполеву. Вот только там также не оценили титанового корпуса и обратили свой взор на аутсайдера - проект М-18. Именно он и лег в основу конструкции «Белого лебедя». Кстати, сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, согласно кодификации НАТО, носит совершенно иное название - Blackjack.

Основные технические характеристики

И все же, почему так известен ТУ-160? Технические характеристики этого самолета настолько поражают воображение, что даже по сегодняшним временам машина не выглядит «антиквариатом» ни в малейшей степени. Все основные данные мы привели в таблице, так что убедиться в этом вы сможете сами.

Название характеристики

Значение

Полный размах крыльев (в двух точках), метров

Длина фюзеляжа, метров

Высота фюзеляжа, метров

Общая несущая площадь крыльев, метров квадратных

Масса пустой машины, тонн

Масса топлива (полная заправка), тонн

Полная взлетная масса, тонн

Модель двигателя

ТРДДФ НК-32

Максимальное значение тяги (форсажное/бесфорсажное)

4х137,2 кН/ 4х245 кН

Скоростной потолок, км/ч

Скорость при посадке, км/ч

Максимальная высота, километров

Максимальная дальность полета, километров

Радиус действия, километров

Необходимая длина взлетно-посадочной полосы, метров

Максимальная масса ракетно-бомбового вооружения, тонн

Неудивительно, что само появление характеристики которого описаны в статье, стало весьма неприятным сюрпризом для многих западных держав. Этот самолет (при условии дозаправки) сможет «порадовать» своим появлением практически любую страну. К слову говоря, в некоторых зарубежных издательствах машину называют Д-160. Технические характеристики - это хорошо, но чем конкретно вооружен «Белый лебедь»? Ведь не для увеселительных же прогулок его создавали?!

Сведения о ракетно-бомбовом вооружении

Стандартная масса вооружения, которое может помещаться в отсеках внутри фюзеляжа, составляет 22500 килограммов. В исключительных случаях допускается уеличить эти показатели до 40 тонн (именно такая цифра указана в таблице). В число вооружения входят две ПУ (пусковые типа, в которых могут находиться континентальные и стратегические ракеты КР Х-55 и Х-55М. В двух других барабанных ПУ имеются 12 аэробаллистических УР Х-15 (М=5,0).

Таким образом, тактико-технические характеристики самолета ТУ-160 позволяют предположить, что после модернизации эти машины будут стоять на вооружении нашей армии еще не один десяток лет.

Допускается загрузка ракет с ядерными и неядерными БЧ, КАБ всевозможных типов (вплоть до КАБ-1500). В бомболюки можно монтировать обычные и ядерные бомбы, а также мины различных типов. Важно! Под фюзеляжем можно установить ракету-носитель "Бурлак", которая используется для вывода на орбиту легких ИСЗ. Таким образом, самолет ТУ-160 является настоящей «летучей крепостью», вооруженной так, что можно уничтожить пару-другую средних размеров стран за один вылет.

Силовая установка

А теперь вспомним, какие расстояния способна преодолевать данная машина. В связи с этим сразу же возникает вопрос о двигателях, благодаря которым всему миру известны характеристики ТУ-160. Стратегический бомбардировщик и в этом стал явлением уникальным, так как разработкой его силовой установки занималось совсем не то КБ, которое было ответственно за конструирование самолета.

Первоначально в качестве двигателей планировалось использовать НК-25, практически полностью идентичные тем, которые хотели устанавливать на Ту-22МЗ. Тяговые ТТХ у них были вполне удовлетворительными, вот только с расходом топлива нужно было что-то делать, так как ни о каких межконтинентальных перелетах с таким «аппетитом» можно было даже не мечтать. За счет чего были достигнуты высокие технические характеристики ракетоносца ТУ-160, благодаря которым он и сегодня считается одной из лучших боевых машин в мире?

Откуда появился новый двигатель?

Как раз в то время Конструкторское бюро, которым руководил Н. Д. Кузнецов, приступило к проектировке принципиально нового НК-32 (его создавали на основе уже хорошо зарекомендовавших себя моделей HK-144, HK-144A). В отличие от них, новая силовая установка должна была потреблять значительно меньше топлива. Кроме того, было запланировано, что часть важных конструктивных узлов возьмут из двигателя НК-25, что позволило бы удешевить производство.

Здесь нужно особенно отметить тот факт, что самолет сам по себе недешевый. В настоящее время стоимость одной единицы оценивается в 7,5 миллиардов рублей. Соответственно, в то время, когда эту перспективную машину только создавали, стоила она еще дороже. Именно поэтому построено было только 32 самолета, и каждый из них имел собственное название, а не только бортовой номер.

Специалисты Туполева сразу ухватились за такую возможность, так как она спасала их от многих проблем, которые во множестве возникли при попытках доработать двигатель от старого Ту-144. Таким образом, ситуация разрешилась ко всеобщей выгоде: самолет ТУ-160 получил великолепную силовую установку, КБ Кузнецова - ценный опыт. Сам же Туполев получил больше времени, которое можно было потратить на разработку прочих важных систем.

Основа фюзеляжа

В отличие от многих других конструктивных частей, крыло «Белый лебедь» получил от Ту-22М. Практически все детали абсолютно схожи конструктивно, разница лишь в более мощных приводах. Рассмотрим частные случаи, которыми отличается самолет ТУ-160. Технические характеристики лонжеронов уникальны тем, что они собирались сразу из семи монолитных панелей, которые затем навешивались на узлы центропланной балки. Собственно, вокруг всей этой конструкции и «наращивали» весь оставшийся фюзеляж.

Центральная балка изготавливается из чистого титана, так как только этот материал способен выдержать те нагрузки, которым во время полета подвергается уникальный самолет. К слову говоря, для ее производства была специально разработана технология электронно-лучевой сварки в среде нейтральных газов, которая до сих пор является чрезвычайно сложным и дорогим процессом даже без учета использованного титана.

Крылья

Разработка крыла с изменяемой геометрией для машины таких размеров и массы оказалось весьма нетривиальной задачей. Сложности начались уже с того, что для его создания необходимо было коренным образом менять едва ли не всю технологию производства. Государственной программой, запущенной специально для этого, руководил П. В. Дементьев.

Для того чтобы при любых положениях крыла развивалась достаточная подъемная сила, была использована довольно остроумная конструкция. Основным элементом стали так называемые «гребни». Так назывались части закрылков, которые могли отклоняться, в случае необходимости помогая самолету приобрести полную стреловидность. Кроме того, в случае изменения геометрии крыла именно «гребни» формировали плавные переходы между элементами фюзеляжа, снижая сопротивление воздуха.

Так что самолет ТУ-160, тактико-технические характеристики которого продолжают поражать и поныне, во многом обязан своей скоростью именно этим деталям.

Хвостовые стабилизаторы

Что касается стабилизаторов хвостового оперения, в окончательном варианте конструкторы решили использовать схему с двухсекционным килем. Основой является нижняя, неподвижная часть, непосредственно к которой крепится стабилизатор. Особенность данной конструкции в том, что её верх сделали полностью неподвижным. Для чего это было сделано? А для того, чтобы в крайне ограниченном пространстве как-то разметить электрогидроусилители, а также приводы для отклоняемых частей хвостового оперения.

Вот так появился Ту-160 (Blackjack). Описание и технические характеристики дают довольно неплохое представление об этой уникальной машине, которая фактически опередила свое время сразу на несколько лет. Сегодня эти самолеты модернизируются по специальной программе: под замену идет большая часть устаревшего электронного оборудования, систем навигации и вооружения. Кроме того, увеличивается

Для сопровождения двух российских бомбардировщиков Ту-160, которые направлялись в сторону воздушного пространства Англии. Позднее министерство обороны Соединенного Королевства объявило, что самолеты ВКС РФ в ходе инцидента не пересекли границу территории страны.

Ту-160 — это самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла. До 40 000 кг бомб и крылатых ракет этот борт может доставить до восточного побережья Северной Америки всего в течение 5 часов.

После чего бомбардировщик с одной дозаправкой в воздухе может вернуться обратно в «домашний» аэропорт. При этом полет для экипажа будет происходить в максимально комфортных условиях: на борту есть туалет, кухня со шкафом для разогрева пищи, а также откидная койка для отдыха.

Смотрите в инфографике АиФ. ru , что представляет собой легендарный бомбардировщик.

Дитя гонки вооружений

В 1960-х годах СССР активно развивал стратегические ракетные вооружения. Страна обзавелась самой передовой системой ракетно-ядерного сдерживания, а в области же стратегической авиации в результате такого «перекоса» наметился серьёзный кризис. Дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 к тому моменту уже совершенно не подходили для прорыва противовоздушной обороны США. В результате советское правительство в 1967 году издало директиву в кратчайшие сроки создать принципиально новый самолет стратегической авиации, который смог бы конкурировать с сверхзвуковым B-1 Lancer, разрабатываемым американцами.

Подковерные баталии

В авиации существует следующая шутка: «Белого лебедя» никто никогда не разрабатывал, он вылупился как-то сам». На самом деле, конечно же, над проектом Ту-160 работали лучшие советские инженеры, но вот только создавался этот уникальный самолет, действительно, при очень странных обстоятельствах.

Дело в том, что заниматься проектом сверхзвукового бомбардировщика первоначально поручили лишь специалистам ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева, а такой гигант конструкторской мысли, как ОКБ Туполева, почему-то остался в стороне. Некоторые объясняют такой выбор большой загруженностью этого бюро в тот период, другие уверяют, что советское руководство просто не очень любило Андрея Туполева , который всегда был готов очень жестко отстаивать собственное мнение.

К началу 70-х годов участвовавшие в конкурсе разработчики представили свои проекты. Сухой презентовал Т-4МС, который в целом удовлетворял заявленным характеристикам, но являлся чересчур дорогостоящим проектом — корпус бомбардировщика предполагалось изготавливать из титана. Мясищев же представил более бюджетный М-18.

В конкурсе тогда, вроде как, побеждал М-18, но реализовать свой проект ОКБ Мясищева не дали. Советское правительство неожиданно для всей авиастроительной отрасли решает вовсе отстранить это бюро от участия в создании сверхзвукового самолета. О причинах такового поворота спорят до сих пор. Официально сообщалось лишь, что ОКБ Мясищева в то время не обладало достаточными ресурсами для реализации столь масштабного проекта.

Казалось бы, что теперь-то разработка сверхзвкового бомбардировщика точно должна была достаться ОКБ Сухого, но нет. По какой-то также не самой очевидной причине власти решили, что новый самолет должно строить ОКБ Туполева, а специалистам Сухого посоветовали бросить все силы на создание многоцелевого истребителя Су-27.

В результате все бумаги как по М-18, так и по Т-4МС оказались в ОКБ Туполева. Взяв за основу проект ОКБ Мясищева, бюро создало легендарный ТУ-160, который за грациозный внешний вид и «машущие» крылья пилоты прозвали «Белым лебедем».

Стреловидное преимущество

Крыло Ту-160 имеет изменяемую стреловидность. Взлет и посадку самолет производит с разведенными крыльями. Большая часть полёта обычно осуществляется на скорости 900 км/ч с почти прямыми крыльями, а на «сверхзвук» бомбардировщик выходит, уже сложив их. Такое решение позволяет максимально снизить аэродинамическое сопротивление и достичь наибольшей скорости.

Ельцину вопреки

До распада СССР было создано 34 сверхзвуковых бомбардировщика, после распада на территории новообразованной Российской Федерации осталось лишь шесть Ту-160. Большинство машин же в количестве 19 единиц оказались на Украине.

Дальняя стратегическая авиация абсолютно не вписывалась в оборонительную безъядерную доктрину Украины. Поэтому молодая республика начала дорогие в обслуживании бомбардировщики уничтожать. Ликвидация происходила на выделенные американцами по программе Нанна-Лугара средства.

Не многим лучше к Ту-160 в то время относились и в России. Президент Борис Ельцин приказал прекратить серийный выпуск сверхзвуковых бомбардировщиков. Ельцин высказывался тогда в том духе, что после роспуска организации Варшавского договора стратегическая авиация никому уже не нужна.

Ситуация для Ту-160 стала меняться в лучшую сторону лишь в конце 90-х. К тому моменту Украина, освоив около 2,5 млн долларов, уничтожила лишь два бомбардировщика. Еще 9 машин были приведены в негодность. В 1999 году Украина, нарушая заключённые с американцами соглашения, самовольно останавливает процесс ликвидации самолетов и передает России в счет списания части долга за газ 8 исправных Ту-160.

При сборе Ту-160 по всем странам бывшего СССР, на вооружении ВВС РФ оказались 16 единиц Ту-160. И эти машины с середины нулевых уже не ржавеют на аэродромах, а совершают регулярные полёты. Так, в 2006 году экс-командующий Дальней авиацией ВВС России Игорь Хворов сообщил, что в ходе учений группа Ту-160 на некоторое время зашла в воздушное пространство США и осталась незамеченной.

В 2015 году министр обороны России Сергей Шойгу объявил о планах возобновить серийное производство Ту-160, которое должно начаться в 2023 году. Вопрос о том, сколько именно новых сверхзвуковых бомбардировщиков необходимо ВКС РФ, пока находится на стадии согласования. Сообщается лишь, что Ту-160 в варианте «М2» будет сочетать в себе последние инновации в авионике, что позволит значительно повысить эффективность самолета.

Первое боевое крещение

В 2015 году Ту-160, никогда до этого не участвовавший в военных конфликтах, получил своё первое боевое применение. Бомбардировщики из акватории Средиземного и Каспийского морей начали наносить удары крылатыми ракетами Х-555 и Х-101 по важнейшим объектам террористов «Исламского государства» в Сирии.

В результате массированной атаки бомбардировщиков удалось уничтожить пункты управления незаконными вооружёнными формированиями в провинциях Идлиб и Алеппо. Также ударами крылатых ракет были взорваны склады боеприпасов, лагеря подготовки боевиков и логистические пункты, участвовавшие в незаконном экспорте нефти в страны Ближнего Востока.

Программа Нанна-Лугара — неофициальное название американской Программы совместного уменьшения угрозы (англ. Cooperative Threat Reduction Program) , которую разработали сенаторы Сэмьюэл Нанн и Ричард Лугар. Эта инициатива реализуется США с 12 декабря 1991 года в отношении России и стран СНГ. Одна из главных целей — уничтожение «в интересах безопасности» военной техники, а также ядерного и других видов оружия массового поражения.

Террористическая группировка «Исламское государство» запрещена на территории России.

Стратегический бомбардировщик ТУ-160, так называемый «Белый лебедь» или Blackjack (дубинка) по натовской терминологии, представляет уникальный самолет.
ТУ-160 имеет превосходные технические характеристики: это самый грозный бомбардировщик, который может нести также крылатые ракеты. Это самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире. Разработан в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и имеет крыло изменяемой стреловидности. На вооружении состоит с 1987 года.

Бомбардировщик ТУ-160 стал «ответом» на программу AMSA («Развитый пилотируемый стратегический самолет») США, в рамках которой был создан небезызвестный B-1 Lancer. Ракетоносец ТУ-160 почти по всем характеристикам значительно опережал своих основных конкурентов Lancer′ов. Скорость ту 160 выше в 1,5 раза, максимальная дальность полета и боевой радиус настолько же больше. А тяга двигателей почти вдвое мощнее. При этом никакое сравнение не выдерживают «невидимки» B-2 Spirit, у которых в угоду малозаметности в жертву принесли буквально все, включая дистанцию, стабильность полета и грузоподъемность.

Количество и стоимость ТУ-160

Каждый дальний ракетоносец ТУ-160 – это штучный и довольно дорогой продукт, он имеет уникальные технические характеристики. С момента их создания было построено только 35 таких самолетов, при этом в целости их осталось на порядок меньше. Этот самолет – единственное изделие, которое получило свое имя. Каждый из построенных самолетов имеет свое имя, их присваивали в честь чемпионов («Иван Ярыгин»), конструкторов («Виталий Копылов»), известных богатырей («Илья Муромец») и, конечно, летчиков («Павел Таран», «Валерий Чкалов» и другие).


До распада СССР было построено 34 самолета, причём 19 бомбардировщиков осталась на Украине, на базе в Прилуках. Однако эти машины в эксплуатации были слишком дороги, а для маленькой украинской армии они просто оказались не нужны. 19 ТУ-160 Украина предлагала отдать России взамен самолетов Ил-76 (1 к 2) или за списание газового долга. Но для России это было неприемлемо. К тому же на Украину воздействовало США, которая фактически заставила уничтожить 11 ТУ-160. 8 самолетов были переданы России за списание газового долга.
В составе ВВС на 2013 год находилось 16 Ту-160. России этих самолетов было непомерно мало, но их строительство обошлось бы в огромную сумму. Поэтому было решено провести модернизацию 10 бомбардировщиков из имеющихся 16 до стандарта Ту-160М. Дальняя авиация в 2015 году должна получить 6 модернизированных ТУ-160. Однако в современных условиях даже модернизация имеющихся ТУ-160 не может решить поставленных военных задач. Поэтому появились планы по строительству новых ракетоносцев.


В 2015 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов.

История создания ТУ-160

Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).


К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:
дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;
дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;
к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника - на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.
Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»). Сверхзвуковой ракетоносец ТУ-160 был запущен в серийное производство 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина, в марте 1985 года - вторая серийная, в декабре 1985 года – третья, в августе 1986 года – четвертая.


В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск Ту-160, если США остановят серийное производство B-2. К тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс.
Новый ракетоносец ТУ-160 («Александр Молодчий») в мае 2000 года вошел в состав ВВС. На вооружение комплекс ТУ-160 приняли в 2005 году. В апреле 2006 года объявлено о завершении испытаний модернизированных двигателей НК-32, созданными для ТУ-160. Новые двигатели отличаются повышенной надежностью и значительно возросшим ресурсом. В декабре 2007 года осуществлен первый полет нового серийного самолета ТУ-160. Генерал-полковник Александр Зелин, главком ВВС, в апреле 2008 года сообщил, что в 2008 году на вооружение ВВС поступит еще один российский бомбардировщик. Новый самолет получил название «Виталий Копылов». Планировалось, что еще три строевых ТУ-160 будут модернизированы в 2008 году.

Технические характеристики

ТУ-160 имеет следующие технические характеристики:
Экипаж: 4 человека.
Длина составляет 54,1 м.
Размах крыла составляет 55,7/50,7/35,6 м.
Высота составляет 13,1 м.
Площадь крыла составляет 232 м².
Масса пустого самолета составляет 110 000 кг.
Нормальная взлетная масса составляет 267 600 кг.
Максимальная взлетная масса составляет 275 000 кг.
Тип двигатели 4×ТРДДФ НК-32.
Тяга максимальная составляет 4×18 000 кгс.
Тяга на форсаже составляет 4×25 000 кгс.
Масса топлива составляет 148 000 кг.
Предельная скорость на высоте составляет 2230 км/ч.
Крейсерская скорость составляет 917 км/ч.
Дальность максимальная без дозаправки составляет 13 950 км.
Дальность практическая без дозаправки составляет 12 300 км.
Боевой радиус составляет 6000 км.
Продолжительность полета составляет 25 ч.
Практический потолок составляет 21 000 м.
Скороподъемность составляет 4400 м/мин.
Длина разбега/пробега составляет 900/2000 м.
Нагрузка на крыло при нормальной взлетной массе составляет 1150 кг/м².
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе составляет 1185 кг/м².
Тяговооруженность при нормальной взлетной массе составляет 0,36.
Тяговооруженность при максимальной взлетной массе составляет 0,37.

Особенности конструкции

Самолет «Белый лебедь» создавался с широким применением апробированных решений по уже построенным в КБ машинам: Ту-142МС, Ту-22М и Ту-144, а некоторые узлы, агрегаты и часть систем перешли в самолет без изменений. «Белый лебедь» имеет конструкцию, в которой широко применяются композиты, нержавеющая сталь, алюминиевые сплавы В-95 и АК-4, титановые сплавы ВТ-6 и ОТ-4.Самолет «Белый лебедь» представляет интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, цельноповоротными килем и стабилизатором, трехопорным шасси. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, предкрылки, для управления по крену используются флапероны и интерцепторы. Четыре двигателя НК-32 смонтированы в нижней части фюзеляжа попарно в мотогондолах. В качестве автономного энергоузла используется ВСУ ТА-12.Планер имеет интегральную схему. В технологическом отношении он из шести главных частей, начиная с Ф-1 до Ф-6. В негерметичной носовой части в радиопрозрачном обтекателе установлена антенна РЛС, за ним располагается негерметичный отсек радиооборудования. Неразъемная центральная часть бомбардировщика длиной 47,368 м включает фюзеляж, куда входит кабина экипажа и два грузоотсека. Между ними располагается неподвижная часть крыла и кессон-отсек центроплана, хвостовая часть фюзеляжа и гондолы двигателей. Кабина представляет единый гермоотсек, где кроме рабочих мест экипажа, находится электронное оборудование самолета.Крыло на бомбардировщике изменяемой стреловидности. Крыло при минимальной стреловидности имеет размах в 57,7 м. Система управления и поворотный узел в общем аналогичны Ту-22М, однако они пересчитаны и усилены. Крыло кессонной конструкции, в основном выполнено из алюминиевых сплавов. Поворотная часть крыла двигается с 20 до 65 градусов по передней кромке. По задней кромке установлены трехсекционные двухщелевые закрылки, по передней кромке - четырехсекционные предкрылки. Для управления по крену стоят шестисекционные интерцепторы, а также флаппероны. Внутренняя полость крыла используется в качестве топливных баков.На самолете стоит автоматическая электродистанционная бортовая система управления с дублированием механической проводкой и четырекратным резервированием. Управление - сдвоенное, установлены ручки, а не штурвалы. Самолет по тангажу управляется с помощью цельноповоротного стабилизатора, по курсу - цельноповоротным килем, по крену – интерцепторами и флаперонами. Навигационная система – двухканальная К-042К.«Белый лебедь» - один из наиболее комфортных боевых самолетов. В течение 14-часового полета у пилотов имеется возможность встать и размяться. Также на борту имеется кухня со шкафом, позволяющим разогревать пищу. Есть и туалет, которого ранее на стратегических бомбардировщиках не было. Именно вокруг санузла во время передачи самолета военным произошла настоящая война: они не желали принимать машину, так как конструкция санузла была несовершенной.

Вооружение

Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец - носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.


На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).
После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.
Loading...Loading...