Варнава апостол - послание варнавы. Житие апостола варнавы Начало миссионерской работы

Апостол Варнава родился на острове Кипр и происходил из колена Левиина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время землю в Иерусалиме с домом и обширным садом. Они позаботились дать сыну хорошее образование. С детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда еще Иосифом; а когда пришел в возраст, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу . Здесь Иосиф воспитывался вместе с Савлом юношей, впоследствии первоверховным апостолом Павлом . Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не соединиться в школе Гамалиила тесной дружбой. Но Промыслу угодно было вести их ко Христу различными путями. Тогда как Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него.

Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и жил вообще благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, созерцая божественное Лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал узреть Христа, услышать Его божественную проповедь. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей душой, уверовал и соделался Его учеником. С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, стал свидетелем многих чудес и был удостоен призвания на апостольство в числе избранных Христом семидесяти учеников. Когда незадолго пред страданиями Господа, большая часть учеников, из лика семидесяти, покинули Христа, то Апостол Варнава остался в числе немногих, пребывших верными. После сошествия на апостолов Святаго Духа верующие жили в братстве, все делая общим достоянием. В числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов находился и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован Варнавою, что значит сын утешения (Деян. 4:36). Полагают, это имя он получил, потому что наделен был особенным даром утешать скорбящих. В то же время Варнава ревностно проповедовал Слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян. 11:24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге Савле, упорном враге Христа и гонителе верующих. Вскоре Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу.

Когда спустя три года апостол Павел прибыл в Иерусалим, ученики Господни сторонились и боялись его, не веря, что он христианин. Именно Варнава представил бывшего Савла апостолам, рассказав о его чудесном призвании. Долгое время Варнава и Павел подвизались в Антиохии Сирийской, среди новообращенных. Здесь впервые ученики их стали называться христианами.

По случаю голода в Иерусалиме антиохийские христиане собрали помощь иерусалимлянам и с нею послали апостолов Варнаву и Павла. Исполнив порученное, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном Марком , племянником Варнавы, вернулись в Антиохию, где пребывали в посте, молитвах и проповедании слова Божия. Из Антиохии Павел и Варнава отправились в первое апостольское путешествие в другие страны. Их сопровождал племяннник Варнавы Иоанн Марк. В Малой Азии, в городе Пергии, Марк, к немалому огорчению Павла, почему-то оставил их и возвратился в дом матери своей в Иерусалим.

Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, много стран. Всюду апостолы сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали церкви. Но этот успех дорого стоил апостолам. Во время своего путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз подвергались опасности быть убитыми.

После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии, а в 51 году был вместе с Павлом в Иерусалиме на соборе апостольском. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах проповеди между язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении.

Вскоре после этого апостол Павел и Варнава решили посетить верующих во всех городах, где им довелось проповедовать слово Божие и узнать, как те живут. Но произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собою Иоанна Марка, а Павел, памятуя, что он уже однажды оставил их, не желал иметь его сопутником. Поэтому они разошлись: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а Варнава с Марком - на Кипр. По преданию, Варнава первый из апостолов проповедовал слово Божие в Италии, посетил Рим, основал церковь в городе Медиолане (Милане). Затем, возвратясь на родину свою, остров Кипр, продолжал благовествовать там.

На склоне лет, в 76 году по Рождестве Христовом, Варнава сподобился принять мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе Кипра - Саламине - восстановила против него живших там иудеев. Варнава, предвидя кончину, созвал верующих, преподал им последнее наставление и простился. При этом он поручил племяннику своему Марку рассказать обо всем апостолу Павлу и завещал положить с собою в гроб святое Евангелие от Матфея (Варнава переписал его сам и никогда с ним не разлучался). После этого, приобщившись Святых Тайн Христовых, благовестник явился безбоязненно в собрание иудейское и начал проповедовать там о Христе.

Озлобленные иудеи бросились на апостола, вывели за город, побили камнями и, не довольствуясь этим, хотели предать святое тело сожжению. Но тело Варнавы осталось целым и невредимым и было похоронено апостолом Марком. Вслед за убиением Варнавы иудеи воздвигли гонение на всех последователей Христа. Верующие разбежались, и место, где был похоронен апостол, стало неизвестным. Впоследствии, когда вера Христова распространилась по всему Кипру, чудеса и исцеления от мощей апостола Варнавы открыли место их пребывания. Здесь хромые получали хождение, слепые прозрение, духи злобы покидали бесноватых с громкими воплями. Жители Саламина, ничего не зная о святыне, называли место то местом здравия.

Святой апостол Варнава

Святой апостол Варнава родился на острове Кипр и происходил из колена Левиина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время землю в Иерусалиме с домом и обширным садом. Они позаботились дать своему сыну хорошее образование. Еще с детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда Иосифом; а когда он подрос, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу. Здесь Иосиф воспитывался вместе с юношей Савлом, впоследствии первоверховным апостолом Павлом. Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими душевными способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не сблизиться в школе Гамалиила и не сдружиться. Но Промыслу было угодно вести их ко Христу различными путями. Если Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, то Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него.

Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и вообще жил благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, глядя на Его Божественное лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Святое Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал увидеть Христа, услышать Его Божественную проповедь, стать свидетелем совершаемых Им чудес. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей своей душой, уверовал в Него и сделался Его учеником.

С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, был свидетелем многих чудес Его, и Христос удостоил его быть призванным на апостольство в числе избранных Им семидесяти учеников. Когда, незадолго пред страданиями Христа, многие ученики из лика семидесяти оставили Христа, то святой апостол Варнава остался в числе нескольких сохранивших верность Христу учеников Его от семидесяти.

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа на апостолов, когда верующие жили в братстве, все делая общим достоянием, в числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов находился и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован апостолами Варнавою, что значит «сын утешения» (см.: Деян. 4, 36). Полагают, что это имя он получил потому, что наделен был особенным даром утешать скорбящих. В то же время святой Варнава ревностно проповедовал слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры (Деян. 11, 24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге своем Савле, который был упорным врагом Христа и гнал верующих. Вскоре после этого Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу. Спустя три года после своего обращения апостол Павел прибыл в Иерусалим. Но ученики Господа опасались его и сторонились, не веря, что он стал христианином. Тогда святой Варнава представил его апостолам, рассказав им о его чудесном призвании и обращении. Когда после того святые апостолы отправили Варнаву к новообращенным христианам в Антиохию Сирийскую для утверждения их в вере, он там некоторое время подвизался с успехом один, а потом для большего распространения веры Христовой призвал туда к себе апостола Павла. Целый год они трудились вместе в благовествовании Святого Евангелия, и с каждым днем умножалось число верующих в Антиохии. По случаю наступившего голода в Иерусалиме антиохийские христиане собрали помощь иерусалимским христианам и с нею послали святых апостолов Варнаву и Павла. Исполнив возложенное на них поручение, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном Марком, племянником Варнавы, пошли в Антиохию, где пребывали в посте, молитвах и проповедании слова Божия. Когда они вскоре, по повелению Духа Святого, отправились проповедовать имя Христово в других странах, то Марк оставил их и возвратился назад. Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, остров Кипр, были с проповедью слова Божия в Саламине, рассказывали об учении Христа на острове Паф, затем прошли Писидию и Иконию и возвратились в Антиохию. Всюду, где бы ни были апостолы, они сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали Церкви. Во время своего апостольского путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз им грозила опасность быть убитыми.

После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии, а в 51 году был вместе с Павлом в Иерусалиме на Соборе апостольском, на котором рассуждали, следует ли новообращенных из язычников принуждать к соблюдению закона Моисеева. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах своей проповеди между язычниками и были утверждены старейшими апостолами в своем служении. Варнаве вместе с Павлом было поручено передать христианам Сирии и Киликии Соборное послание, которое освобождало новообращенных от соблюдения закона Моисеева. Вскоре после этого апостол Павел и Варнава решили посетить верующих во всех городах, где они проповедовали слово Божие, и узнать, как они живут. Но произошли несогласия между апостолами: Варнава хотел взять с собой Иоанна Марка, а Павел, памятуя, что он уже однажды оставил их, не желал брать его с собой.

Поэтому они разделились: апостол Павел, взяв с собой Силу, пошел в города Сирии, а святой Варнава с Марком отправились на остров Кипр, где провели довольно много времени, распространяя веру Христову. По преданию, после того святой Варнава первым из апостолов отправился в Италию проповедовать там слово Божие, был в Риме, основал Церковь в городе Медиолане (Милане) и был поставлен в епископы Медиоланской Церкви. Затем, возвратясь на остров Кипр, свою родину, продолжал там распространять слово Божие.

На семьдесят шестом году жизни святой Варнава сподобился принять мученическую кончину. Ревностная проповедь его в главном городе острова Кипра – Саламине восстановила против него живших там иудеев, которые решили убить его. Святой Варнава, предвидя свою кончину, созвал верующих, дал им последние наставления и простился с ними. При этом он поручил племяннику своему апостолу Марку рассказать обо всем святому апостолу Павлу и завещал положить с собой в гроб Святое Евангелие от Матфея, которое некогда переписал сам и с которым никогда не разлучался. После этого святой апостол Варнава, приобщившись Святых Таин Христовых, пришел бесстрашно в собрание иудейское и начал проповедовать там о Христе неверным иудеям.

Озлобленные иудеи бросились на святого апостола, вывели его за город, побили камнями и, не довольствуясь этим, хотели сжечь его святое тело. Но это им не удалось, тело святого Варнавы осталось цело и невредимо и было похоронено апостолом Марком. Вместе с убийством святого Варнавы иудеи начали гонение на всех последователей Христа. Верующие разбежались, и уже никто не знал, в каком месте был похоронен апостол. Впоследствии, когда вера Христова распространилась по всему Кипру, чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли то место, где пребывали эти святые останки.

В 488 году, 11 июня, Кипрский архиепископ Анфиск обрел мощи святого Варнавы, и на груди апостола лежало Евангелие от Матфея, переписанное Варнавой. Император Зенон очень обрадовался этому великому событию. Он попросил у архиепископа Евангелие, обретенное на груди святого Варнавы, и положил его в своей придворной церкви. На месте обретения святых мощей при содействии императора был сооружен храм, и с тех пор память святого апостола ежегодно совершается 11 июня Православной Церковью, так же как и Римской. Наш русский паломник, игумен Даниил, видел на Кипре мощи святого апостола Варнавы в XII веке.

С именем святого апостола Варнавы сохранилось одно Послание, написанное к христианам неизвестно какой Церкви. Содержание Послания вполне соответствует тем убеждениям, которые Варнава проводил в своей деятельности. Как в Антиохии и на Соборе апостольском он восставал против обязательного для христиан исполнения обрядов закона Моисеева, так и в Послании он доказывает, что с пришествием в мир Спасителя Ветхий Завет должен уступить место Новому Завету, что после страдания Иисуса Христа иудейские жертвы потеряли свое значение, и предохраняет уверовавших во Христа от увлечения иудейством. В нравственной части Послания святой Варнава излагает два пути: путь света, то есть добродетельный, и путь тьмы, то есть порочный, и увещевает христиан идти путем света.

Из книги Жития Святых - месяц сентябрь автора Ростовский Димитрий

Святой Апостол Кодрат Святой Апостол Кодрат, один из числа семидесяти, проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии1], где и был епископом; своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия. По слову Сираха, он был «как утренняя звезда среди облаков» (Сирах.50:6): под

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Св. Апостол Варнава (IV, 36-37) Сын утешения, самим Духом Святым определенный на служение Евангелию, постоянный спутник св. Ап. Павла, святой Апостол Варнава происходил от колена Левиина и родился на острове Кипре (Деян. 4, 36, 37). Прежнее имя его было Иосия. Св. Писание не говорит,

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Святой Апостол Тит Святой Апостол Тит был родом из Крита и происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от Мироя, царя критского), но не правоверных - язычников, придерживавшихся идолопоклоннического нечестия. Тит и сам первоначально служил тому

Из книги Очерки по истории церкви автора Мансуров Сергей

Святой Апостол Кодрат Святой Апостол Кодрат, один из числа семидесяти, проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии1], где и был епископом; своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия. По слову Сираха, он был «как утренняя звезда среди облаков» (Сирах.50:6): под

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

III СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИАКОВ Предание церковное, писания апостольские и еврейские воспоминания (Иосиф Флавий) сохранили нам облик великого и праведного апостола, брата Господня Иакова, первого епископа Иерусалимского.В лице его сочеталось все то, что было своеобразного и

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Святой апостол Павел Апостол Павел носил еврейское имя Савл, после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, главного города Киликии (Деян.9.11;21.39) и пользовался правами Римского гражданина (Деян.22.28–29); происходил из колена Вениаминова, по

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Святой апостол Петр В Палестине, в пределах Галилейских, на берегу Галилейского озера, расположился небольшой городок Вифсаида. В нем жили больше рыбаки, отчего он и получил свое название, которое на еврейском языке означает «рыбачье место». Между другими рыбаками жил

Из книги автора

Святой апостол Филипп Святой апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, из которого происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, и Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Священное

Из книги автора

Святой апостол Варфоломей Святой апостол Варфоломей в Евангелии святого Иоанна Богослова упоминается под именем Нафанаил (см.: Ин. 1, 45 и далее; 21, 2). Нафанаил родом был из галилейского города Каны. Господь призвал его одним из первых следовать за Ним. Вот как это было. Когда

Из книги автора

Святой апостол Фома Святой апостол Фома, называемый «Близнец» (см.: Ин. 11, 16; 20, 24; 21, 2), был родом из галилейского города Панеады. Услышав Божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов (см.: Лк. 6, 15; Мк. 3, 18).Фома был

Из книги автора

Святой апостол Матфий Святой апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был святой Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и

Из книги автора

Святой апостол Иосия Святой Иосия, также называемый Иустом и Иосифом, упоминается в Деяниях апостольских, где говорится, что он был поставлен для принятия апостольского жребия вместо выбывшего из числа двенадцати апостолов Иуды Искариотского. И поставили двоих: Иосифа,

Из книги автора

Святой апостол Анания Святой апостол Анания принадлежит к числу семидесяти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний святых апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший

Из книги автора

Святой апостол Тимофей Святой апостол Тимофей происходил из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был эллином и ярым последователем язычества. Мать же его Евникия и бабка Лойда происходили из иудейского рода. Когда святой апостолом Павел посетил в первый раз

Из книги автора

Поучение 1-е. Св. апостол Варнава (О дружбе) I. Св. апостол Варнава, память коего совершается ныне, принадлежал к числу 70 учеников Христовых. Св. Варнава воспитывался вместе с св. апостолом Павлом, тогда носившим имя Савла, у знаменитого в то время Гамалиила. Иосия (так прежде

ВАРНАВА (сын пророчества, или утешения), левит по имени Иосия, с острова Кипра, живший в Иерусалиме, когда основана была христианская церковь, и один из первых обращенцев в неё. Христиане назвали его Варнавой, вследствие его уменья давать советы и утешение. Искренность и глубину своей христианской ревности он доказал добровольной продажей своего кипрского имения, вырученные за которое деньги он сложил к ногам апостолов (Деян. 4 , 36. 37). Он быстро занял видное положение в древней церкви. Побуждаемый, вероятно, прежде завязавшейся дружбой с Савлом, когда оба они были иудеями, он употребил все свое влияние, чтобы сблизить обращенного и, однако еще находившегося y христиан в подозрении Савла с иерусалимскою церковью, и ознакомил христиан с историей обращения апостола (9 , 27). Уменье Варнавы мудро обходиться с юными обращенцами видно из того, что ему дано было поручение исследовать причину возбужденного состояния среди христиан Антиохии; и доверие, с которым он относился к Савлу, обнаружилось во время его путешествия в Тарс в поисках за ним. Оба они с успехом трудились на апостольском поприще в течение нескольких месяцев в Антиохии (11 , 22-26; 14 , 28). Варнава и Савл были вместе посланы в Иерусалим с милостыней для бедствовавших там по случаю голода христиан (12 , 30, в 44 г. по Р. Хр.). Тут впервые их имена упоминаются вместе. Они возвратились из Иерусалима с Иоанном - Марком (12 , 25) и, по велению Св. Духа, все трое отправились в миссионерское путешествие. В Перге Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим, а Павел и Варнава продолжали свой путь (13 , 2-5. 13). Важная наружность Варнавы и восторженная речь ап. Павла привели жителей города Листрии к предположению, что первый из них был Зевс (Юпитер), а последний - Гермес (Меркурий). По возвращении в Антиохию, они принимали участие в споре с иудействующими и отправились на апостольский собор в Иерусалим, где улажен был этот спор. Вскоре однако между ними произошло разногласие (в 50 г.), и о Варнаве после того уже не упоминается в книге Деяний (15 ); но из Гал. 2 , 13 мы узнаем о нём несколько больше и видим, как иудействующие издевались над его немощью; а из 1 Кор. 9 , 6 видно, что он еще трудился на миссионерском поприще и весною 57 г. Варнава скончался в 76 г., 11 июня (по житию, составленному Иоанном Марком); в этот же день были обретены и его мощи. О мощах его известно, что они находились сначала на о. Кипре (рус. паломник Даниил в XII в. видел их здесь), но потом указывали местонахождение их в разных городах Европы - в Милане, Падуе, Кремоне, Тулузе, Кёльне, Праге и др.

В Чт.-Мин. митр. Макария приводится одно из этих похвальных слов, y Димитрия Ростовского житие их подробно изложено по разным древним источникам.

* Александр Иванович Пономарев,
доктор церковной истории, профессор
Санкт-Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 164. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим ) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе ().

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск ().

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Павла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого ().

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр ().

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.

*На русском языке издано:

Послание / Пер. Ив. Чупровского // Христианское чтение. 1830. ХХХVII. С. 3 слл. То же / С введ. и прим. свящ. П. А. Преображенского // Писания мужей апостольских. М., 1860 (Памятники древней христианской письменности в рус. пер. Т. 2. прил. к ж. "Православное обозрение").*

Иконописный подлинник

Кипр. XVI.

Ап. Варнава. Фреска храма Богородицы в Курдали. Кипр. 1-я половина XVI в.

Афон. XV.

Апп. Варфоломей и Варнава. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Имя св. Варнавы просияло в созвездии 70-ти апостолов. Святая Церковь воспевает эту церковную звезду, как первого среди семидесяти. Благовестника Слова Божия - св. апостола Варнаву называют основателем Кипрской Православной церкви и первым архиепископам Кипра. На северную часть острова Кипр (ныне - самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра) отправляются паломники, чтобы посетить там все места, связанные с апостольской деятельностью, мученической кончиной, обретением святых мощей и возведением монастыря в честь апостола Варнавы.

1.Икона св. апостола Варнавы

Среди руин античного Саламина

В наши дни средиземноморский берег невдалеке от руин древнего портового города Саламин, имевшего на протяжении столетий пальму первенства на Кипре, ничем не напоминает о его славном прошлом. Согласно справочникам, здесь когда-то была построена «превосходная гавань, вмещавшая множество кораблей». Хорошо укрепленный город Саламин на восточном побережье острова был известен как процветающий торговый центр с населением около двухсот тысяч человек. Каменные руины разрушенного арабскими набегами в VII в. и затем прекратившего свое существование Cаламина долгие годы служили строительным материалом для находящегося в нескольких километрах к северу от него другого портового города Фамагуста.

Приблизительно весной 45-го года [ 1 ] из Селевкии в Саламин приплыл на корабле апостол Варнава. Это было первое его миссионерское путешествие на Кипр вместе с апостолом Павлом (Деян. 13:5). Варнава (Бар-Наба) в буквальном переводе означает «сын утешения». Варнава - этим именем апостолы нарекли христианина Иосия (Иосиф), иудея-кипрянина, происходившего из богатой семьи и состоявшего членом иерусалимской церкви. С молодых лет он отличался благочестием, посещал храм, соблюдал посты и хранил себя от разных юношеских увлечений. Он был щедрый и добросердечный человек, явивший добрый пример христианина, жертвующего на нужды своих собратьев. После Вознесения Господа на Небо он продал принадлежавшее ему под Иерусалимом имение и положил все вырученные деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4:36,37). Варнава вступился за новообращенного Павла: когда тот пришел в Иерусалим, Варнава тепло принял его и затем ввел в среду апостолов (Деян. 9: 26,27). Около 34 -35 г. апостолы привлекли Варнаву к миссионерской деятельности, которая началась после побиения камнями первомученика Стефана. Сначала иерусалимская община послала Варнаву в Антиохию посодействовать новым христианам (Деян.11:22-26). К Антиохии тогда относился и остров Кипр.

Ступив с корабля на берег Саламина, Варнава в сопровождении своего племянника Иоанна Марка предпринял здесь немалые труды по обращению ко Христу эллинов и иудеев. Умножив сначала в этом городе, а затем и в других местах Кипра число верующих, Варнава и Павел отправились в Малую Азию.

После успешного проведения в течение ряда лет в разных городах миссионерской деятельности апостол Варнава решил вновь возвратиться на Кипр для продолжения проповедей об учении Христа.

Во второй раз в город Саламин апостол Варнава прибыл около 57 г. (по другим данным - ок. 61/62 г.). В ту пору ему уже было 76 лет [ 2 ]. Внешне апостол выглядел, вероятно, таким, каким его изображают на иконах: человек преклонных лет, с темными волосами или с проседью и с бородой средней длины [ 3 ]. В этот приезд на остров город Саламин стал местом последних проповедей и мученической кончины апостола. Об этом сообщается в апокрифическом труде «Хождения и мучение Апостола Варнавы» (Акты Апостола Варнавы; V в.), приписываемом апостолу Марку [ 4 ], и в богословском сочинении «Энкомий святому Варнаве» Александра Кипрского [Саламинский], жившего в VI веке. О последних днях земной жизни апостола Варнавы в Саламине повествуется и в изложении святителя Димитрия Ростовского . Ревностная проповедь апостола восстановила против него живших в Саламине иудеев. Они всячески противились ему, хулили его честное имя и затем, настроив против него многих горожан, решили убить его. Предвидя свою кончину, Варнава созвал верующих, совершил божественную литургию, причастил их, преподал последнее наставление и навсегда простился с верующими. При этом он поручил своему спутнику Марку взять после смерти его тело, которое он найдет «вне города на западной стороне», похоронить его и позже обо всем рассказать апостолу Павлу. Варнава завещал также положить с собой в гроб переписанное некогда им самим Святое Евангелие от Матфея, с которым никогда не разлучался. Далее апостол Варнава сам приобщился Святых Христовых Тайн и безбоязненно явился в синагогу, где проходило собрание иудеев и начал там проповедовать собравшимся учение Христа. Озлобленные иудеи бросились на Варнаву, вывели его за город и побили камнями. После этого они разложили костер и хотели предать святое тело сожжению, однако оно осталось цело и невредимо. Впоследствии в этом убедился тайно пришедший к месту сожжения Марк. Взяв тело апостола, он похоронил его «в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города». Время мученической кончины апостола Варнавы относят к 57 г. [ 6 ].

После убиения апостола саламинские иудеи начали в городе гонение всех последователей Христа. Верующие бежали из Саламина и скрывались во многих местах. Из Кипра Марк отправился на поиски апостола Павла и, встретив его в Ефесе, поведал ему о мученическом венце святого апостола Варнавы. Апостол Павел оплакал кончину Варнавы.

Некоторые дополнительные сведения о последних часах жизни Варнавы содержатся в труде Александра Кипрского, рассказавшего, что апостола «схватили во время проповеди в синагоге», а перед побиением камнями его подвергли «долгим мучениям». В «тайном погребении» апостола Варнавым участвовали не только Марк, но и «другие христиане».

В «Хождении и мучении Апостола Варнавы» повествуется, что через «два дня» после прибытия в Саламин апостола Варнавы и начала его проповеднической деятельности в местной синагоге в тот же город приехал и «иудейский маг и псевдопророк Вариисус-Елима». Ему удалось восстановить против Варнавы иудеев. Те схватили апостола и хотели доставить его на суд к правителю города, но потом, изменив планы, решили казнить его втайне. В ночное время в синагоге ему надели аркан на шею и повели сначала к ипподрому и далее за городские стены, где и предали сожжению. Прах апостола «собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море». Тем временем Марку «вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах» и похоронить его в одной из пещер около города, где «прежде поселились иевусеи» (иевусеи - народ, проживавший в Ханаане еще до прихода израильтян и основавший в конце III тысячелетия до РХ город Иерусалим и первоначально населявший его. - Примечание А.Х.). После похорон «Марк, Тимон и Родон три дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит». С течением времени место погребения апостола Варнавы возле Саламина было надолго предано забвению.

Местность Игиас, где обретены святые мощи апостола Варнавы

В начале IV в. Саламин стал местом казни и святых мучеников Аристоклия Саламинского (Кипрский), Димитриана и Афанасия. За открытое исповедание христианской веры во времена (ок. 306 г.) правления императора Максимиана они были усечены мечом. Со времен правления Константина Великого Саламин стал церковным центром Кипра [ 7 ]. В 332 и 342 гг. на острове произошли два сильных землетрясения, полностью разрушившие Саламин. В прошлом веке (1952 -1974 гг.) археологами обнаружены на его территории руины нескольких небольших раннехристианских и византийских храмов и каменные бассейны, где, вероятно, совершались крещения. Римский император Констанций II (сын Константина Великого), правивший в 337-361 гг., восстановил город после разрушений и переименовал его в Констанцию. После распада Римской империи Кипр в 395 г. стал частью Византии.

Спустя четыре столетия после мученической кончины Варнавы Господь прославил (ок. 488 г.) то потаенное место возле Саламина, где пребывали святые останки апостола. Это было время, когда Христова вера распространилась уже по всему Кипру, однако полную христианизацию населения острова историки относят только к началу V века [ 8 ]. Это было и напряженное для острова время, когда окончательно разрешался вопрос об автокефалии Кипрской Церкви. Попытки ее присоединения к своему диоцезу предпринимал Антиохийский Патриарх Петр Гнафевс [ 9 ]. Еще в 431 г. кипрские христиане обратились к Отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию Кипрской Церкви и получили положительное решение Собора. В 478 г. архиепископ Констанции и всего Кипра Анфемий вновь обратился с той же просьбой к византийскому императору.

Чудеса и исцеления от мощей святого Варнавы открыли народу то место, где находилась гробница апостола. Ее обнаружили в неглубокой пещере, расположенной приблизительно в одном километре от города Констанция (Саламин), в местности, называемой Игиас («Место здравия»). Здесь на глазах многих людей часто совершались чудеса, молва о которых распространилась по всему острову. Ныне это «Место здравия» находится рядом с кипрским селением Энгоми (Энкоми, также - Тузла). По преданию, пещера с гробницей находилась под вечнозеленым деревом с широкой кроной, называемым «рожковым». Оно известно еще с древних времен и как «хлебное дерево Иоанна». На Руси его плоды называли «цареградским стручком». Высушенные сладкие стручки коричневого цвета очень любили бедные люди, отдыхавшие под деревом, имевшем в народе еще одно название - «шоколадное».

В Игиас на месте произрастания этого удивительного дерева происходили многие дивные чудеса. Так, больные или усталые от дальней дороги путники, переночевавшие под рожковым деревом, получали к утру следующего дня «здравие» и прилив новых сил. Узнав о подобныхх чудесах, верующие люди специально приходили к этому необычному месту, проводили здесь ночи и получали исцеление от разных недугов. Со временем «Место здравия» сделалось очень известным на Кипре и сюда жители окрестных селений приносили многих немощных и расслабленных. По преданию, здесь исцелялись бесноватые, хромые исправляли свою походку, слепые становились зрячими.

Сохранилась и легенда, рассказывающая о том, как были обретены в Игиас честные мощи святого апостола.

Согласно «Энкомию святому Варнаве», архиепископу Анфемию трижды являлся во сне апостол Варнава, указавший, где нужно искать его захоронение. В тексте Димитрия Ростовского находим такие строки: «...Вот тебе [т.е. архиепископу Анфемию] знамение: выйди за город к западной стороне на пять стадий и на том месте, которое называется «Местом здравия» (ибо там ради меня Бог чудесно подает болящим здравие), раскопай землю под деревом, произращающим рожки: там ты найдешь пещеру и раку, в которой положены мощи мои; найдешь также и Евангелие, написанное моею собственной рукой» [ 10 ].

И вот 11 июня преисполненный радости архиепископ Анфемий рассказал собравшемуся народу о троекратном ему явлении и речах апостола Варнавы, а после этого возглавил с псалмопением крестный ход в сторону Игиас. В указанном месте раскопали землю под деревом, нашли закрытую камнями пещеру, а в ней - раку. Все присутствующие в момент открытия раки ощутили «великое и несказанное благоухание» и увидели в ней целые и неповрежденные мощи святого апостола Варнавы, а также и Евангелие . В час обретения мощей на всем острове Кипр произошли многие чудеса. Раку с мощами апостола запечатали оловом и решили не переносить ее в другое место. По приказу архиепископа Анфемия при апостольском гробе стали денно и нощно совершать псалмопения.

История свидетельствует, что благодаря обретению мощей апостола Варнавы и находке ценного Евангелия острову Кипру была дарована позже свобода, а его Церкви удалось добиться автокефалии. Архиепископ Анфемий отправился в Царьград, взяв с собою в дорогу обнаруженное Евангелие и часть мощей святого апостола. Византийский император Флавий Зенон возрадовался тому, что именно в дни его царствования на Кипре обретено было столь великое духовное сокровище. Архиепископ Анфемий, передавший императору Евангелие и часть мощей апостола, был награжден большими почестями от императора и от всего духовного собора. Император благосклонно отнесся к прошению архиепископа Анфемия о необходимости автокефалии Кипрской Церкви. По его же приказу в Константинополе был созван Синод, определивший статус автокефалии Кипрской Церкви. Утвердив это решение, император у распорядился, чтобы остров Кипр больше не был в подчинении у патриарха и получил право самостоятельного избрания предстоятеля . Однако окончательно автокефалия Кипрской Церкви была утверждена только в 691 - 692 гг. .

Евангелие и часть мощей святого апостола поместили в церкви св. Стефана в Большом дворце Константинополя. Архиепископ Анфемий получил в подарок от императора много золота для возведения храма на месте обретения честных мощей апостола Варнавы .

Энгоми, где стоит монастырь во имя святого апостола Варнавы

Архиепископ Анфемий со славой и честью возвратился на Кипр и в скором времени (ок. 488 г.) выстроил на средства византийского императора Флавия Зенона и на свои сбережения большой храм в форме трёхнефной базилики. Существует также мнение, что первоначально византийская базилика имела двухскатную деревянную крышу. При храме был основан мужской монастырь святого апостола Варнавы.

2.Здание монастыря в честь св. апостола Варнавы

Ныне этот недействующий монастырь находится в трех километрах от Саламина, неподалеку от селения Энгоми. Те, кто паломничал по следам апостола Варнавы на Кипре, знает, что монастырь возвышается вовсе не на месте предполагаемого обретения мощей апостола, а в некотором отдалении от него. По преданию, рака с мощами апостола была перенесена из пещеры установлена в новом храме. Архиепископ Анфемий установил праздновать память святого апостола Варнавы в день обретения честных его мощей - в одиннадцатый день месяца июня.

Во время арабских набегов в VII в. храм и все постройки монастыря были разрушены. Такая же участь постигла и древний Саламин (Констанция), чьи жители переселились в соседний город Фамагуста . В 1674 г. в Энгоми удалось заново отстроить храм. Современный вид здание монастыря приобрело только после его реконструкции в 1757 г. Иконы для иконостаса были написаны в XVII-XVIII вв. .

3.Иконостас храма в честь св. апостола Варнавы

Число братии в монастыре было совсем немногочисленным: например, в 1917 г. - три, после 1965 г. - 7 человек. В 1974 г. все монахи были изгнаны турками, а монастырский храм разграблен. В настоящее время монастырь представляет собою Археологический музей, где собраны из православных монастырей и храмов северного Кипра иконы и разные христианские реликвии, а также различные археологические находки.

По давней традиции 11 июня, в день памяти апостола Варнавы, на площади перед монастырем проходили праздничные базары, но в середине 70-х годов в связи с политическими событиями на острове они были прерваны. С 2005 г. ситуация изменилась в сторону возрожднения в Энгоми праздника в честь апостола Варнавы и организованного паломничества по местам апостольского служения апостола на севере острова. В монастырь периодически приезжают православные священники из храмов и монастырей южного Кипра, куда в 1974 г. перенесли части мощей святого апостола Варнавы.

4.Часовня «Место здравия» над криптой

Современная часовня на месте обретения мощей в Игиас, примыкающему к селению Энгоми, построена в 1954 г. В разные столетия эта часовня над криптой неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Киприоты по традиции называют ее «Местом здравия». Из часовни к высеченной в камне гробнице ведут 14 ступеней. В освещенной электричеством пещере на земле и на стенах паломники оставляют в дар иконы, а также возжигают лампады и свечи рядом с тем местом, где находилась рака с мощами апостола Варнавы. Место гробницы покрыто плащаницей.

5.В пещере, где находилась рака с мощами св. апостола Варнавы

От часовни к монастырскому зданию ведет эвкалиптовая аллея длиною приблизительно 80 метров.

О мощах святого апостола Варнавы

Сведения о том, когда и куда были перенесены из Кипра мощи святого апостола, можно почерпнуть из «Православной энциклопедии» . Издание со ссылкой на западные источники сообщает, что «основная часть мощей» апостола Варнавы была перенесена с Кипра в Милан, «откуда глава святого попала в Тулузу». Эту информацию сегодня можно освежить новыми фактами. Только в одной Италии существует несколько версий о местах хранения мощей (главы) апостола. Так, одна глава находится в монастырской церкви «Св. Роза да Лима», вошедшей после ее закрытия (1866) в состав гостиничного комплекса «Св. Роза да Лима» в итальянском населенном пункте Конка-деи-Марини (Conca dei Marini; провинция Салерно). Известно, что эти мощи были подарены домениканскому монастырю епископом из Поццуоли Джероламо Дандольфи (Ландольфи; 1722-1789).

Другая глава хранится в приходской церкви населенного пункта Энденна (коммуна Дзоньо в регионе Ломбардия). Третья глава находится якобы в Неаполе, в церкви Джезу Нуово (Gesu Nuovo), а именно - в часовне католического святого Джузеппе Москати, где проводит паломнические экскурсии местный приход Апостола Андрея Первозванного (Московский Патриархат). Конечно, не во всех перечисленных случаях может идти речь о подлинных мощах апостола.

Согласно итальянским источникам, мощи (часть руки) апостола Варнавы хранятся в базилике Св. Варнавы (Basilica di San Barnaba a Marino) в городе Марино (регион - Лацио; провинция Рима), а также в Милане и Падуе. В Западной Европе частицы мощей апостола хранятся в Праге, Кельне, в бельгийском городе Намюр, в баварском монастыре Андекс.

В 1974 г. после оккупации турками северной части Кипра частицы мощей апостола Варнавы были вывезены в южную часть острова. Здесь ценные реликвии хранятся в Священном царском и ставропигиальном монастыре Киккской иконы Божией матери (Киккский монастырь), в ставропигиальном мужском монастыре Махера (Махерас) и в монастыре Ставровуни (Святого Креста).

Во всех этих кипрских монастырях, а также в разных европейских городах и аббатствах, где почивают мощи святого апостола Варнавы, зафиксировано немало свидетельств о том, что на протяжении веков эти реликвии являются источником многих чудес и потому они с особенною любовью чествуемы восточными и западными христианами.

Литература:

[ 1 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641- 646). - М.,2003; Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии.(Российское Библейское общество). -1995, с.344.

[ 2 ]. Жития святых славных и всехвальных апостолов. - М.: Лествица; Артос-Медиа, 2006, с.218.

[ 3 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 4 ]. Там же.

[ 5 ].

[ 6 ]. Апостол от 70-ти Варнава. - Православная энциклопедия. - Т. VI (c. 641-646). - М.,2003.

[ 7 ]. См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

[ 8 ]. Там же.

[ 9 ]. Зоитакис А. История Кипрской Православной Церкви в I - X вв. - [Электронный ресурс] URL: http://www.agionoros.ru/docs/468.html

[ 10 ]. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

См.: Коровина А. К.,Сидорова Н.А. Города Кипра. Города и музеи мира. - М.:Искусство, 1973; Старшов Е. Святыни и древности Кипра. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

. Житие и страдание святого апостола Варнавы . 11 июня по ст. ст./ 24 июня по н.ст. - В кн.: Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Том 6. Июнь.

Loading...Loading...