Что открыл Крузенштерн и Беринг – история морских походов. Иван федорович крузенштерн - человек и пароход


Иван Федорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн) - российский мореплаватель и адмирал. Родился 19 ноября 1770 года, скончался 24 августа 1846 года. Крузенштерн - уникальная историческая личность, его имя неразрывно связано с русской географией и океанологией. Иван Федорович стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции. Он впервые нанес на карту большую часть побережья Сахалина, был одним из учредителей Русского географического сообщества.

Биография

Путешественник-исследователь Крузенштерн - по национальности потомок немецкого обрусевшего дворянского рода Крузенштернов. Адам Крузенштерн стал седьмым ребенком в семье шведского судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна и Христины Фредерики, урожденной фон Толь. Семья Крузенштерн подарила Европе несколько видных деятелей, среди которых особенно известны немецкий дипломат Филипп Крузий и адмирал шведского флота Мориц-Адольф Крузенштерн, который приходился Ивану Крузенштерну двоюродным дядей. Возможно, именно рассказы дядюшки так впечатлили мальчика, что он стал мечтать о море. Адам находил книги о морских сражениях в отцовской библиотеке и по много раз перечитывал их. Именно поэтому, когда юноше исполнилось 15 лет, сразу после окончания городской школы при Домском соборе в Ревеле, было принято решение отдать его на обучение в Морской кадетский корпус в Крондштате.

Обучение в кадетском корпусе

Несмотря на престижность учебного заведения, жизнь кадетов оказалась непростой: питание было скудным, аудитории не отапливались, а в казармах отсутствовали окна. Для дворянского мальчика, привыкшего к домашнему уюту, учеба стала настоящим испытанием. Несмотря на то, что Иван Федорович старался вспоминать только приятные моменты, своих сыновей, когда они заявили о желании стать моряками, определил в Царскосельский лицей. В 1787 году Иван Крузенштерн был произведен в гардемарины. Однако полную программу обучения пройти не удалось: началась русско-шведская война - всех кадетов досрочно выпустили прямо в бой.


Гогландское сражение


Военная служба

В 1788 году Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский были отправлены на службу на корабль «Мстислав». В отличие от остальных выпускников чина мичмана ему не дали, а лишь указали в документах - «проходил службу за мичмана». В том же году Иван Федорович участвовал в Голладском сражении, а позже, в 1789, - в Эландском. В 1790 сражался при Ревелле, Красной Горке и Выборгской бухте. Начальство заметило моряка, который показал себя как человек отважный и мужественный. После некоторых обсуждений Иван Крузенштерн был произведен в лейтенанты. После военных баталий жизнь показалась молодому лейтенанту пресной, и он попросил направить его туда, где еще велись сражения. Так оно оказался в Англии, где по приказу главнокомандования начал знакомиться с традициями местного флота. На английском судне он совершил плавание к берегам Северной Америки и Филадельфии, посетил Южную Америку, Барбадос, Суринами и Бермудские острова. Ходил в Бенгальский пролив, целый год прожил в Индии. Английская «командировка» Ивана Крузенштерна продлилась 6 лет.


Первая кругосветная экспедиция Крузенштерна

В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию. Желая открыть путь для русской торговли в Индию, он подал в Адмиралтейство проект кругосветного плавания. Идея была отклонена. Причинами послужили неизвестность Крузенштерна и тяжелое финансовое положение России, воевавшей тогда с Францией. Ситуация изменилась с приходом Александра I. В 1802 году поступило такое же предложение от руководства РАК, и вот тогда вспомнили об Иване Федоровиче. Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского было предпринято в 1803–1806 годах. Корабли Крузенштерна и Лисянского назывались «Надежда» и «Нева». Командовали кораблями Иван Крузенштерн и капитан-лейтенант Юрий Лисянский соответственно.

26 июля (7 августа) 1803 года экспедиция отплыла из Кронштадта. Корабли направились через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) обогнули мыс Горн. На севере Тихого океана внимание экспедиции привлекли Камчатка, Курильские острова и Сахалин. В Крондштат участники первого кругосветного путешествия вернулись 7 (19 августа) 1806 года. В своем журнале Крузенштерн рассказал о культуре, экономических особенностях увиденных мест, интересны факты, иллюстрирующие быт дикарей. В записках Лисянского сохранились описания берегов Ситки и Кодиака. Нельзя сказать, что экспедиция прошла гладко. Первая ее часть была омрачена эксцентричным поведением графа Федора Толстого, которого даже пришлось высадить на Камчатке, и конфликтом между Крузенштерном и послом Николаем Рязановым, который официально был главой экспедиции. Рязанову и Крузенштерну приходилось делить одну каюту. Отношения обострились настолько, что единственным способом для общения стали записки. Одной из причин недовольства Ивана Федоровича было то, что свита посла стесняла команду на небольшом корабле. Прибыв в Петропавловск- Камчатский, Рязанов пожаловался местному губернатору на непокорный экипаж. Позже глава экспедиции сообщил, что Крузенштерн принес ему официальные извинения.


Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна


После экспедиции

После того, как Крузенштерн совершил кругосветное путешествие, в 1811 году Крузенштерна назначили инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 Иван Федорович завершил работу над инструкцией для кругосветного путешествия 1815–1816 года под руководством Коцебу, который принимал участие в первой экспедиции. Затем Крузенштерн отправился в Англию для покупки всех необходимых для путешествия инструментов. После возвращения он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря» и приложения под названием «Собрание сочинений, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря».



Руководство морским кадетским корпусом

В 1827 году Крузенштерна назначили директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. В 1828 году стал почетным членом Московского университета. Иван Крузенштерн занимал пост директора 16 лет. За время его работы произошло множество положительных изменений: были введены новые учебные предметы, библиотеки и музеи пополнились пособиями, был учрежден офицерский класс.


Деятельность в отставке

В 1842 году адмирал Иван Федорович Крузенштерн ушел в отставку и уехал в свое имение. Однако работать он не прекращал. В 1845 году вместе с другими известными исследователями - Ф.П. Врангелем, Ф.П.Литке и К.М. Бэром - стал учредителем Русского географического сообщества. Иван Крузенштерн скончался 12 августа 1846 года, был похоронен в Домском соборе в Ревелле.


Награды

Орден Святого Георгия IV класса,
Орден Святого Владимира 3-й степени,
Орден Святого Александра Невского,
Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского
Орден Святой Анны 2-й степени,
Прусский Орден Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste.


Что открыл Крузенштерн?

Иван Федорович Крузенштерн славится многочисленными заслугами и достижениями. Открытия, сделанные Крузенштерном, имеют большое значение не только для нашей страны, но и для всего мира. Например, в 1812-м году Крузенштерн опубликовал свой трехтомник «Путешествие вокруг света...», а в 1813-м его избрали членом многих научных обществ и даже академий в Англии и Дании, Германии и Франции. До 1836 года Крузенштерн издал свой “Атлас Южного моря”, в котором сделал множество гидрографических примечаний. С 1827-го по 1842-й, постепенно повышаясь в званиях, русский путешественник Крузенштерн в итоге дошел до адмирала. Очень многие выдающиеся путешественники и мореплаватели обращались за поддержкой или советом к Ивану Федоровичу. Кроме того, долгое время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию.

Труды

Wörtersammlungen aus den Sprachen einiger Völker des östlichen Asiens und der Nordwestküste von Amerika (СПб.,1813);
Memoire sur une carte da detroit de la Sonde et de la rade de Batavia (СПб., 1813);
Beiträge zur Hydrographie d. grösseren Oceane (Лпц., 1819);
Статьи в Bulletin акад. наук, «Записках» адмиралтейского д-та (1807 - 27), Nouvelles Annales de Geographie de Malte-Brun и др. изданиях.

Труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“» был издан на русском языке трижды:

Первое издание. Его первая часть увидела свет в 1809 году, вторая и третья - в 1810 и 1812 соответственно. Уже в 1813 году из печати вышел «Атлас» большого формата, который содержал карты и иллюстрации. Третья часть стала научной, в ней были отражены результаты наблюдений, таблицы долгот.

Второе издание появилось в 1950 году с изменениями и сокращениями. Была выпущена ускоспециализированная информация, которая требовала дополнительных комментариев, практически полностью отсутствовала третья часть: остались только нотные записи камчадальской и маркизской музыки и письмо министра коммерции графа Н.П. Румянцева.

Третье издание, вышедшее в свет в 2007 году, полностью повторяло вариант 1950 года. Единственное отличие - новое предисловие.

В память о Крузенштерне

6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, занял свое место памятник Крузенштерну.
Авторами проекта стали скульптор И.Н. Штерн и архитектор И.А. Монигетти. Монумент был установлен на частные средства, однако небольшая финансовая помощь была получена и от государства.

В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

В честь И.Ф. Крузенштерна были названы:

остров Крузенштерна,
пролив Крузенштерна,
риф Крузенштерна,
кратер на видимой стороне Луны,
корабль "Крузенштерн"

Имя путешественника носят:

Барк «Крузенштерн»,
Ледокол «Иван Крузенштерн»,
Самолет авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A320 c номером VP-BKC.

Интересные факты

Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя - Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга - Ивана Федоровича Лисянского.

Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.

Крузенштерн отличался хорошей физической формой. Как отмечали современники, он выделялся на фоне сильнейших матросов своим атлетическим телосложением и богатырской грудью. Недоумение моряков вызывал тот факт, что путешественник возил с собой две двухпудовые гири. С ними он ежедневно выполнял свое любимое упражнение - швунг жимовой.

Иван Федорович любил домашних животных. В экспедициях его сопровождал спаниель, который стал любимцем команды. У моряков даже появился ритуал: почесать за ухом у спаниеля, чтобы плавание прошло удачно. Известны случаи, когда дикари, никогда не видевшиеся животных с такими длинными ушами, в ужасе разбегались.

В плавании Крузенштерна принимали участие Федор Толстой и Николай Петрович Рязанов. Последний известен благодаря Андрея Вознесенского и рок-опере «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.

Имя исследователя-путешественника упоминается в мультфильме «Зима в Простоквашино». Кот Матроскин рассказывает, что именем Крузенштерна назван пароход, на котором плавала его бабушка.

В 1799 году Крузенштерн из своего путешествия на английском фрегате Oiseau в Юго-Восточную Азию привез список памятника малайской словесности «Малайские родословия». Сейчас он хранится в архиве Института восточных рукописей в Санкт-Петербурге.


В семье Иоганна Фридриха фон Крузенштерна, судьи, в 1770 году 08 ноября родился сын. Назвали малыша Адам Иоганн, и никто из родных не мог подумать, что на свет появился будущий знаменитый путешественник и мореплаватель.


Детство и юность Крузенштерна
Род Крузенштерн – дворяне. В двенадцать лет Адам Иоганн стал учиться в церковной школе, а в пятнадцать поступил в кронштадтский Морской кадетский корпус. С этого момента его жизнь и карьера непосредственно связана с морем. С 1789 по 1979 гг. длилось его обучение в корпусе, будущий знаменитый путешественник принял участие в войне против Швеции.
Почувствовав в нем уверенность и проникнув талантами молодого человека, руководство Ивана Крузенштерна отправило юношу проходить стажировку в Великобритании. Там он досконально стал учить морское дело. И вплоть до 1799 года он служил во флоте Британии, побывав в Африке, Северной Америке и Азии.
Начало великих открытий
На Родину Иван Федорович Крузенштерн вернулся в 1799 году. Будучи человеком образованным и очень умным, на протяжении долгих лет перед возвращением в Кронштадт, Крузенштерн размышлял и планировал возможные пути налаживания торговых отношений между Россией и Китаем. Разработав проект, в 1799 году Иван Федорович представил его на суд общественности. И в 1802 году получил разрешение от императора Александра I на кругосветное плавание и был назначен главой первой экспедиции такого рода.

Первое русская кругосветная экспедиция
Корабли, приборы для мореплавания и необходимые инструменты для очень важного события были закуплены в Англии. Корабль, на котором шел Иван Крузенштерн, получил подходящее для такого события название – «Надежда», вторым кораблем, под именем «Нева», руководил лучший друг Ивана Федоровича, также знаменитый ученый – Лисянский Юрий Федорович. Команды кораблей насчитывали 129 человек и все, кроме ученых, ехавших с экспедицией, были людьми русскими.
Итак, в 1803 году 26 июня из Кронштадта отправились в столь знаменательное путешествие два корабля, путь их лежал к берегам Бразилии. На острове Светой Екатерины команды провели необходимый ремонт и поплыли к мысу Горн, а затем двинулись к Южным Сандвичевым островам. Затем путешественники разделились: Ю.Ф. Лисянский отправился со своей командой к Алеутским островам, а И.Ф. Крузенштерн пошел к Камчатке, а затем в Нагасаки.
Возвращаясь обратно, экспедиция Крузенштерна нанесла на карту южную часть Сахалина, острова Хоккайдо, Хондо, Хонсю. Затем были обследованы северное и восточное побережье Сахалина, позже, взяв с собой большой груз китайских товаров, они вернулись на Родину.

Итоги кругосветной экспедиции под руководством Ивана Крузенштерна
Закончившееся успехом и славой, первое русское кругосветное плавание привлекло внимание и нашло отклик во многих странах мира. Итоги экспедиции имели огромное практическое и научное значение. Русские путешественники исправили ошибки на картах, которые в то время считались самыми точными.
Лучшие друзья открыли новые острова и вычеркнули с карты несуществующие, наблюдали и заносили данные о течениях и температуре слоев моря, проводили метрологические исследования, привезли обширные коллекции и описания жизнедеятельности камчадалов, айнов, нукагиров. А так как путешественники впервые проложили путь до Аляски и Камчатки из Европейской части страны, то в честь такого события была выпущена медаль.
Руководитель экспедиции Иван Федорович Крузенштерн был избран членом Академии наук, получил звание капитана II ранга и стал участником Адмиралтейского департамента. Путешествие закончилось блистательно и вошло в историю развития мирового мореплавания.
Отныне, торговый обмен с Китаем стали вести по сходному маршруту двух знаменитых кораблей: «Надежды» и «Нивы».


Дальнейшая общественная жизнь Ивана Федоровича Крузенштерна, интересные факты
Все свою жизнь Иван Федорович Крузенштерн посвятил науке:
- в 1826 году Крузенштерн выпустил в свет «Атлас Южного моря». Данный труд содержал исторические и географические выводы и анализ различных источников: русских и иностранных;
- жизнь Крузенштерна на протяжении долгих лет была связана с Морским кадетским корпусом. Сначала в 1811 году его назначили инспектором, а затем в 1827 году и директором этого учебного заведения. Он создал и утвердил Высшие Офицерские классы, которые спустя время были преобразованы в Военно-Морскую академию. Иван Федорович ввел новые предметы, курсы в образовательную программу, при его руководстве были отменены телесные наказания. В память о великом предшественнике ежегодно перед выпуском студенты одевают на статую адмирала тельняшку – такой своеобразный знак уважения к великому ученому и первопроходцу.
- уже в звании адмирала, Иван Федорович подал в 1842 году в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться;
- в 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.
- имя Крузенштерн стало нарицательным, знакомым с детства любому ребенку. Именем ученого названы двенадцать объектов географии. Тут и мыс в Охотском море, и гора в Антарктике;
- в 1973 году в Петербурге был установлен памятник путешественнику, архитектор Монигетти и скульптора Шредар – авторы.
- ученый был награжден большим количеством наград: Орденами Святой Анны второй степени, Святого Георгия четвертой степени, Святого Александра Невского. Это далеко не весь список, но человек, всю свою жизнь посвятивший науке и исследованиям, заслуживает всех почетных титулов и наград;
- умер Иван Федорович в 1846 году 12 августа. После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

И.Ф. Крузенштерн – великий человек, которым по праву гордится наша Родина. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons

Иван Фёдорович Крузенштерн

Основные события

Первое русское кругосветное плавание

Вершина карьеры

Адмирал, почетный член Академии наук

Орден Святой Анны 2-й степени

Иван Фёдорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн, нем. Adam Johann von Krusenstiern ; 19 ноября 1770 - 24 августа 1846 - российский мореплаватель, адмирал. Закончил Морской кадетский корпус. Участник войны со Швецией (1788-1790гг.) Ветеран Гогландского и Эландского сражений. После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки. В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием. В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.

Биография

Детство

Иван Федорович Крузенштерн, происходит из обрусевшего немецкого дворянского рода, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791).

С 12 лет три года получал образование в церковной школе, которая находилась в городе Ревель. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе находившемся в Кронштадте.

С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. Осуществить свою мечту удалось не сразу.

Служба

Был выпущен из Морского кадетского раньше времени (май 1788 г.), так как началась война со Швецией. Произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав», которым командовал Григорий Иванович Муловский.

Гогландское сражение

6 июля 1788 года в Финском заливе, в пятидесяти километрах к западу от острова Гогланд, встретились русская и шведская эскадры. Эскадры выстроились в линию - одна напротив другой. Движение кораблей было затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически, корабли неприятелей несколько долгих часов прицельно расстреливали друг друга.

Русская эскадра потеряла более трехсот человек убитыми и более шестисот ранеными. Больше всех пострадал корабль Муловского «Мстислав». Он практически потерял управление, был искорежен ядрами шведских пушек, но оставался в строю до самого конца боя. Победа была за русскими, самый мощный шведский корабль - «Принц Густав» - сдался в плен, остальная неприятельская эскадра поспешила отступить. Преследовать ее бросился едва живой «Мстислав».

Шведы укрылись в морской крепости Свеаборг. До поздней осени русский флот держал осаду. Участвовал в ней и «Мстислав». На нем были убиты и ранены почти все офицеры, и мичмана Крузенштерна назначили помощником командира корабля.

В следующем году, Иван Федорович принимал участие в Эландском сражении, а через два года (1790г.) в морских боях при Ревеле, Красной Горке и в Выборгской бухте. По совокупности результатов своих действий произведён в лейтенанты в 19 лет.

В 1793 году, в числе двенадцати офицеров-отличников, с целью усовершенствования морского дела был направлен в Англию, которая была величайшей морской державой того времени. С англичанами ходил к берегам северной Америки, где сражался с французами. В этом путешествии, Крузенштерн посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Для исследования ост-индских вод и открытия русских торговых маршрутов в Ост-Индию, им был посещен Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с Китаем, которая шла из Охотска сухим маршрутом на Кяхту, Крузенштерн решил, что она более выгодно могла идти прямо морем, он имел также в виду установить прямые отношения метрополии с русскими владениями в Америке.

Кругосветное плавание

Маршрут кругосветного плавания Крузенштерна

В Петербурге Крузенштерн представил в 1799 властям свои соображения, но проект его был отвергнут. В 1802 году с аналогичным предложением выступило главное правление Русско-Американской компании, император Александр I проект утвердил. Чтобы его исполнить снарядили первую русскую кругосветную экспедицию. Так сбылась давняя мечта Ивана Фёдоровича.

«Надежда» и «Нева» - вот названия кораблей из которых состояла экспедиция, вошедшая в историю отечественного мореплавания как первое русское кругосветное путешествие.

Надеждой командовал сам Крузенштерн, Невой - ещё один замечательный русский моряк, капитан-лейтенантом Лисянский. Плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия из Кронштадта. Путь пролегал через Атлантический океан и 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники экспедиции обратили особенное внимание на Камчатку, Сахалин и Курильские острова. 19 августа 1806 года в Кронштадте, кругосветное плавание закончилось.

Маршрут экспедиции

Кронштадт (Россия) - Копенгаген (Дания) - Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова, Испания) - Флорианополис (Бразилия, Португалия) - Остров Пасхи - Нуку-Хива (Маркизские острова, Франция) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский (Россия) - Нагасаки (Япония) - Хакодате (о-в Хоккайдо, Япония) - Южно-Сахалинск (о-в Сахалин, Россия) - Ситка (Аляска, Россия) - Кадьяк (Аляска, Россия) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены (Великобритания) - о-ва Корву и Флориш (Азорские острова, Португалия) - Портсмут (Великобритания) - Кронштадт (Россия).

В период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

  • были значительно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (измерение температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);
  • было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды;
  • установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске.

    Крузенштерн не только открыл и провел съемки многих островов, описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил первый атлас этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом. В своих записках об этом путешествии (СПб. 1809 - 13) Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками. Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого; в его книге о том же путешествии (СПб. 1812) есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

    Директор морского кадетского корпуса

    В 1811 году Крузенштерн был определён инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815-1818 гг. под начальством Коцебу, одного из младших офицеров первого кругосветного плавания, Крузенштерн посетил Англию для заказа необходимых для экспедиции инструментов. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» (СПб., 1823 и 1826; франц. перевод: «Recueil. des memoires hydrographiques…», СПб., 1824-1827; дополнение СПб., 1835-36; сочинение это увенчано полной Демидовской премией).

    В 1827 году Крузенштерн назначен директором Морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением его библиотеки и музеев многими учебными пособиями. Именно в это время созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позже были преобразованы в Военно-Морскую академию. При Крузенштерне в Морском кадетском были отменены телесные наказания.

    В отставке

    В звании адмирала, в 1842 году Иван Федорович подал в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться. В 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.

    Похоронен Иван Фёдорович в Домском соборе Таллина.
    После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

    Личностные характеристики по воспоминаниям современников

    Физически, Крузенштерн был развит просто великолепно. Современники отмечали, что он выделялся своей силой, имел атлетическое телосложение, его плечевой пояс и богатырская грудь превосходили самых крепких матросов экспедиции. Также известно, что он во время кругосветного путешествия, ежедневно по 30-40 минут упражнялся с двумя двухпудовыми (32 кг.) гирями. Больше всего Крузенштерн любил выполнять - швунг жимовой.

    Адмирал души не чаял в своих домашних животных. Во всех путешествиях его сопровождал пес породы спаниель, которых быстро стал любимцем команды. Суеверные матросы, даже ввели традицию, перед отплытием трепать бедное животное за длинные висячие уши. Можно конечно относится к этому с усмешкой, но путешествия Крузенштерна, после такой "трепки" проходили на удивление безболезненно. На экзотических островах, пес становился секретным оружием Ивана Федоровича - известны ситуации, когда аборигены, в жизни не видевшие животных с такими длинными висячими ушами, разбегались в ужасе, едва завидев спаниеля.

    Награды

    • Орден Святого Георгия 4-й степени
    • Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
    • Орден Святого Владимира 3-й степени
    • Орден Святой Анны 2-й степени
    • Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»

    Увековечивание памяти

    В Санкт-Петербурге, Ивану Фёдоровичу установлен памятник. 12 географических пунктов носят, имя Крузенштерна. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. Также, его именем назван барк.

  • Иван Федорович Крузенштерн - знаменитый , которому было суждено оставить значимый след в и развитии морского дела в . Имя Крузенштерна широко известно, и, слава Богу, что не только по фразе собаки Шарика из мультика про дядю Федора.

    Иван Крузенштерн родился в начале ноября 1770 года. Его родители были дворянами. В возрасте 14-ти лет Крузенштерн начал обучение в Морском кадетском корпусе. Первый морской поход гардемарина Крузенштерна состоялся в 1787 году. Ходил Иван Федорович по Балтийскому морю. Спустя год Крузенштерн уже участвовал в первом для себя морском сражении.

    В 1793 году Иван Федорович Крузенштерн покидает . В качестве волонтера путь Ивана лежит в Великобританию. Здесь, на службе, ему удается побывать в Тихом, Индийском и Атлантическом океане. Спустя шесть лет, окрепнув и набравшись опыта, Иван Федорович Крузенштерн вернется на Родину.

    Русское Адмиралтейство по заслуге высоко оценило знания и навыки «возвращенца». В 1802 году Иван Крузенштерн был назначен командиром первой русской кругосветной экпедиции. Кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна началось 7 августа 1803 года. Именно в тот день, в торжественной обстановке, русские парусные суда «надежда» и «Нева» отправились в нелегкое плавание.

    Перед членами экспедиции стояли серьезные задачи. Нужно было изучить Тихоокеанское побережье Дальнего Востока. Сделать это было необходимо для того, чтобы наладить сообщение с отдаленными территориями . Еще одной важной задачей экспедиции Крузенштерна была доставка русского посольства в Японию. Путь экспедиции лежал через Атлантику, вокруг Америки. Символичным стало пересечение русской экспедиции экватора, это был большой успех. В Бразилии русские суда встали на стоянку, их ждал ремонт, а команду - отдых. В марте 1804 года русские суда обогнули мс Горн и отправились к северным широтам. В Тихом океане «Надежда» и «Нева» разошлись. Встретились они только у Гавайских островов. От них суда вновь ушли в разные стороны. «Нева» к берегам Аляски, а «Надежда» в Петропавловск-Камчатский, оттуда в Японию. В конце 1806 года корабли вернулись в Кронштадт. Экспедицию Крузенштерна в столице встречали торжественно - здесь были и члены императорской фамилии, и представители Академии Наук.

    Первое русское кругосветное путешествие под началом Ивана Федоровича Крузенштерна имело большое значение. Русские суда побывали в самых отдаленных уголках океана, показали себя во всей красе. Где только не говорили о русском флоте и его отважных моряках. Были составлены новые карты, проложены маршруты.

    Иван Федорович Крузенштерн внес огромный вклад в мировую науку. Мореплавателя по достоинству оценили потомки, в честь него названы 12 населенных пунктов, один из атоллов Маршалловых островов, тех, что в Охотском море, и одна из гор в Антарктиде.

    Иван Федорович Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 г. в родовом имении около Ревеля (совр. Таллин, Эстония) в небогатой дворянской семье.

    В 1788 г. он окончил Морской кадетский корпус в Кронштадте. В том же году участвовал в Гогландском сражении в составе российского флота, а в 1789 и 1790 гг. - еще в трех морских сражениях.

    В 1793-1799 гг. служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море.

    Плавая на английских кораблях, Крузенштерн побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно в это время у него созрела идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.

    Вернувшись в 1800 г. в Россию, Крузенштерн подал правительству записки "О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов" и "О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым".

    В 1802 г. Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806), в состав которой входили корабли "Надежда" и "Нева".

    7 августа 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, в марте 1804 г. обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. После посещения Гавайских островов "Нева" направилась в Новоархангельск, а "Надежда" - на Камчатку и затем в Японию. В августе 1806 г. экспедиция вернулась в Кронштадт через Индийский и Атлантический океаны.

    Во время плавания Крузенштерна впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; экспедиция произвёла опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

    Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

    Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-1812, 2 изд. 1950).

    С 1811 г. Крузенштерн был инспектором, а в 1827-1842 гг. - директором Морского кадетского корпуса . На своем посту он провел ряд улучшений в заведении: обогатил библиотеку, учредил офицерский класс, расширил список предметов.

    По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная морская экспедиция под начальством Отто Коцебу.

    Он был членом-учредителем Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества, членом академий и научных обществ Франции, Германии и Дании.

    Умер Иван Крузенштерн 12 августа 1846 г. в своем имении Асе и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

    Имя Ивана Крузенштерна носят пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

    В Петербурге в 1869 г. был установлен памятник Ивану Крузенштерну.

    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Loading...Loading...