Ребёнок-левша. Психологические особенности - Психолог. Среди гениальных людей каждый пятый левша

анна основа

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много .

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

15 февраля 2014

Когда родители обнаруживают, что их ребёнок предпочитает действовать левой рукой, одни пугаются и пытаются переучить, а другие радуются и принимают ребёнка таким, каков он есть. И тем, и другим полезно знать некоторые особенности левшей и то, чем леворукие люди отличаются от праворуких.

Экскурс в историю

Науке не так много известно о левшах. Для изучения этого «феномена» привлекаются самые разные направления. К примеру, благодаря археологическим находкам удалось выяснить, что первобытные люди изначально пользовались обеими руками и только через некоторое время стали предпочитать правую руку. Однако левши, судя по всему, были всегда. Древние орудия труда позволили узнать, что примерно 1,5 миллиона лет назад некоторые люди были леворукими.

Но человеческое желание всё подстроить под один стандарт привело к нетерпимости к левшам. В Древнем Риме их называли «sinister», что означало «зло» (близкое значение у этого слова и в современном английском языке). Некоторые другие народы считали левшей неуклюжими и непригодными к работе, что тоже отразилось в языке. Средневековые служители церкви считали левшей приспешниками дьявола (который, как полагали, предпочитал левую руку) и могли только лишь на этом основании сжечь их на костре. У мусульман до сих пор левая рука считается «нечистой».

Можно понять об отношении славян к левшам и по русскому языку. Словосочетания «левый товар», «пойти налево», «левая сторона» и другие имеют явно отрицательное значение. И в Советском Союзе, как и во всём мире, долгое время считалось, что левшей нужно как можно раньше переучивать, иначе им будет очень трудно в жизни.

Статистика

Чем восточнее живёт народ, тем больше в нём левшей. А также доминантность правого полушария чаще встречается в Южной Азии и Австралии.

Сейчас отношение к леворуким людям более спокойное, хотя нам ещё далеко до западных стран, где для них существуют разнообразные товары, начиная с канцелярских и кухонных принадлежностей и заканчивая бытовой техникой.

Немного о работе мозга

Предпочтение правой или левой руки зависит от организации деятельности мозга, от того, каким образом он наладил свою работу с организмом.

Каждое из полушарий управляет своей стороной тела: правое полушарие – левой стороной, а левое – правой. У одних людей более развито левое полушарие, и они становятся правшами, а у других доминирует правое – это левши.

В то же время, полушария выполняют свои функции. Левое ответственно за логическое мышление и анализ, благодаря нему мы умеем читать, считать и писать. Правое помогает нам запоминать образы, отвечает за чувственное восприятие. Таким образом, левши, у которых более развито правое полушарие мозга, лучше понимают образы и чувства, чем слова и логику.

Теории появления леворукости

Леворукость изучена недостаточно, и нет единого мнения о том, почему люди предпочитают действовать разными руками. Пока есть только теории, отношение к правдоподобности которых разное.

Наследственный фактор. Большинство учёных склоняются к тому, что истинная леворукость передаётся генетически. По их мнению, доминирование одного полушария мозга над другим закладывается в утробе матери.

В 2008 году учёным Оксфордского университета удалось обнаружить гены, ответственные за праворукость и леворукость – так называемые гены правого и левого сдвига. Они выяснили, что ген левшей передаётся от родителей случайным образом, то есть может «выпасть», а может и нет.

Эта теория легко подтверждается статистикой, согласно которой, в семьях, где оба родителя левши, вероятность рождения леворукого ребёнка составляет 50%. Когда левша лишь один родитель, то 16,7% детей рождаются такими же. Из 100 детей праворуких родителей лишь 6 предпочтут левую руку. Известно также, что леворукость может передаться через несколько поколений.

Считается, что наследственных левшей 9–11% от населения всего Земного шара.

Факт

Среди животных тоже бывают левши, чаще они встречаются у обезьян, кошек и собак.

Беременность и роды. Есть данные, позволяющие сделать вывод, что особенности беременности и родов могут стать причиной развития у ребёнка леворукости.

Тяжёлая беременность, нездоровый образ жизни будущей матери, стресс и осложнённые роды могут повредить головному мозгу ребёнка. Если страдает левое полушарие, организм перестраивается и передаёт правому полушарию функции левого. Когда ведущим становится правое полушарие, ребёнок отдаст предпочтение левой руке.

Этим можно объяснить замеченное некоторыми учёными увеличение количества левшей в особо тяжёлые исторические периоды. Значит и большая вероятность рождения левшой одного из близнецов происходит из-за особенностей их внутриутробного развития, когда одному ребёнку может достаться меньше «строительного материала».

Исследования показали, что компенсаторных левшей 12-13%, то есть больше, чем генетических.

Неблагоприятное воздействие УЗИ. Некоторые исследователи заметили увеличение случаев рождения левшей у женщин, которые в период беременности делали УЗИ чаще трёх раз.

Но эта теория не выдерживает критики, потому что леворукие люди существовали задолго до появления любой электронной техники. К тому же тут следует уточнить, по какой причине ультразвуковое исследование проводилось чаще, чем это необходимо. Как правило, дополнительное УЗИ назначается при осложнениях, которые, как мы уже знаем, могут способствовать рождению левши.

Экологическая обстановка. Плохую экологию склонны винить во всех заболеваниях. Но леворукость – это не болезнь, а особенность, ставшая вариантом нормы.

Лишь опосредованно загрязнение воздуха и пищевых продуктов может стать причиной развития у ребёнка леворукости – если на этом фоне у беременной женщины разовьётся осложнение или заболевание, что с большой вероятностью навредит развивающемуся мозгу плода. Однако доказать эту точку зрения пока не удалось.

Есть среди теорий о причине разделения людей на левшей и правшей и другие. Некоторые учёные считают, что из-за расположения внутренних органов центр тяжести перемещается вправо, освобождая правую сторону, что позволяет лучше развиваться правой руке. По другому мнению, древние люди стали правшами во время сражений, левой рукой закрывая сердце, а в правой держа меч. А возможно, левое полушарие мозга стало доминирующим благодаря появлению речи, за которую оно и ответственно.

Однако эти теории не могут объяснить, почему же некоторые всё же рождаются левшами.

Важно

Некоторые люди (2-3% населения) становятся вынужденными левшами из-за повреждения правой руки, а другие (0,5%) используют левую руку, подражая родственникам.

Современная наука склоняется к тому, что ответственность за появление леворуких людей лежит на совокупности факторов – генетическом, патологическом и социальном.

Леворукость и левшество

Стоит заметить, что левшой принято называть человека, у которого ведущей является не только левая рука, но и левые нога, глаз и ухо. Человек же, предпочитающий отталкиваться правой ногой, заглядывающий в замочную щель правым глазом, прикладывающий к стене правое ухо, но пишущий левой рукой – просто леворукий.

Скорее всего, у такого человека ведущее полушарие всё же левое. И вполне вероятно, что в какой-то момент он захочет развить свою правую руку, в чём, безусловно, не нужно мешать ему.

Статистика

Правшей в мире насчитывается всего 30%, а левшей – 10-12%. Остальные 58-60% населения являются леворукими с признаками правшества и праворукими с признаками левшества.

Особенности левшей

Дети, к которым левшество перешло от родителей, могут ничем не отличаться от правшей.

У ставших же леворукими из-за сложностей беременности, родов или из-за серьёзной болезни в раннем детстве, часто обнаруживаются разного рода нарушения. Родителям этих детей следует понимать, что леворукость — не причина этих проблем, а особенность, которая, как и те нарушения, стала следствием неблагоприятных факторов развития.

Не все особенности, которые будут перечислены ниже, можно найти у любого левши. Одни будут ярко проявляться, другие – лишь слегка, а третьи – будут совсем отсутствовать.

Одной из частых проблем левшей является позднее развитие речи, в особенности связной. Они могут долго говорить односложными словами и к трём годам неожиданно начать объясняться сложными фразами. Такой внезапный переход объясняется тем, что левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила, им проще оказывается запоминать словосочетания и целые предложения. И когда таких блоков в словарном запасе левши наберётся достаточно, он начнёт говорить.

Многие особенности левшей становятся причинами их плохой успеваемости в школе.

Детям до определённого возраста свойственно зеркальное письмо – когда буквы и цифры пишутся в другую «сторону». Это может проявляться и в рисовании. Но после 7 лет, когда правши уже не испытывают трудностей с запоминанием и воспроизведением знаков, у многих левшей зеркальность письма остаётся и исправляется у лишь к 9 годам. В большей степени эта особенность характерна для переученных левшей. Неправильное написание ребёнком букв связано с тем, что пространство для него не имеет чётких границ. По той же причине они путают правую и левую стороны и даже верх и низ.

Из-за сложностей запоминания алгоритмов и последовательностей у левшей возникают проблемы и с устным счётом. Им оказывается неудобно пользоваться привычными большинству, простыми правилами сложения, вычитания, умножения и деления. И они выдумывают свои подходы, непонятные и сложные для других людей. Такой нестандартный подход к решению задач очень высоко ценится в некоторых профессиях и может сослужить добрую службу в будущем, но часто становится препятствием к хорошим оценкам.

Ребёнок-левша может прослыть медлительным и тугодумом, потому что не может быстро переключиться с одного действия на другое. Ему требуется больше времени на то, чтобы ответить на вопрос, ведь для этого нужно последовательно выполнить несколько задач: выслушать, понять, найти ответ, выстроить его в уме и, наконец, произнести. На переход от одного процесса к другому требуется время, а стремление к основательному подходу во всём не даёт возможности говорить необдуманно. Лишь со временем, когда у левши сформируется автоматическое выполнение определенного действия (на что уйдёт больше времени, чем у правши), он будет выполнять его быстро и без запинки.

Этот минус компенсируется способностью выполнять несколько задач одновременно, даже обдумывать сразу несколько мыслей. Попав в ситуацию, где нужно выполнять мультизадачу, левша легко и непринуждённо перегонит правшу.

При обучении леворукого ребёнка нужно учитывать особенность его зрения, которое устроено таким образом, что он хуже воспринимает расположенные слева объекты. Поэтому левша часто пытается читать справа налево. Чтобы избежать проблем, старайтесь класть книги и тетради немного правее и сажайте его слева от классной доски.

Для родителей левши есть и хорошие новости.

У такого ребёнка, который вынужден с раннего детства приспосабливаться к достаточно агрессивному правостороннему миру и изобретать способы решения разных задач, колоссальные компенсаторные возможности: у него обострена интуиция, он может предвидеть будущее (проанализировав свой прошлый опыт), часто таких детей посещает ощущение дежавю, они видят вещие сны.

Статистика

С возрастом левши всё сильнее поддаются влиянию «праворукого» мира. И если среди 20-летних левшей 12%, то среди 50-летних – уже 5%, а среди 80-летних остаётся даже меньше 1%.

Ребёнок-левша, как правило, обладает хорошим слухом, у него отличная память и богатое воображение. Наверно, поэтому люди с доминирующим правым полушарием чаще выбирают творческие профессии.

И, как большинству творческих людей, им присущи чувствительность, впечатлительность, эмоциональность, вспыльчивость, открытость, непосредственность, доверчивость, внушаемость. По наблюдению исследователей, левшам больше свойственны отрицательные эмоции, в особенности гнев и страх. В детстве они капризны и плаксивы. Характерно для них плохое владение собой в стрессовой ситуации: когда нужно быстро принять решение и в соответствии с ним действовать, они сначала действуют, а потом уже обдумывают.

Принимая во внимание эти особенности левши, родители будет проще помочь своему леворукому ребёнку адаптироваться к неудобствам «праворукого» мира.

Кто такой человек -левша?
Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Левша́ (леворукий) - человек предпочтительно пользующийся левой рукой. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части.

  1. Большую составляют левши , люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы, забивают гвозди. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее. Но, рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
  2. В самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако, слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга.
При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие мозга, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое.

Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако, и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях.

  • В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими;
  • 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой;
  • 6,3 в семьях праворуких людей.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов.
В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.

Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов.
С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.

Для выявления ведущей руки используют 5...10 специальных тестов.

  • Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой.
  • В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой.
  • Заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой.
  • Испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка.

Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.

У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука.

Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей.
Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте.
Когда – ученые пока не могут сказать.
Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.

Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5...2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.

У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6...10 лет их жизни.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем, оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополые, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела?
Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?

В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука.

Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая.
У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.

Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.

С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге.
В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка.

Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства.

У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая.

По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать.

У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.

У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке.
Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое.

Борис Сергеев. "Ум хорошо.." главы из книги

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы - доказано, что оно не является вредной привычкой.

Многие левши с раннего детства демонстрируют признаки одаренности

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей - помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.


До школьного возраста доминирующее полушарие может меняться несколько раз

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.

Деток-левшей отличает мечтательность, творческий ум и ранимость

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.

Если правая рука ребенка временно перестала функционировать, он вполне может за полгода освоить «леворукость»

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку - например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.


Левша может долго не разговаривать, а потом сразу начать удивлять родителей сложными грамотными фразами

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.


Во взрослом возрасте левши часто выбирают творческую профессию и избегают рутины

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее - в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.

Правильная поза для чтения и письма очень важна, особенно если речь идет о леворуком ребенке

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать - он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: ). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши - легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

, являющийся левшой, в основном, использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел.
Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-) рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач. 1
Александр Македонский , Юлий Цезарь, да Винчи , Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн - что объединяет этих людей, помимо гениальности?
Все они левши.
Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места.
В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи -
Леонардо да Винчи , Рафаэль, Рубенс. Неподражаемый Роберт де Ниро, обворожительная Джулия Робертс, «крепкий орешек» Брюс Уиллис, очаровашка Том Круз, непобедимый Сильвестр Сталлоне - тоже из категории левшей.

Все последние президенты США - и Рейган, и Буш, и Клинтон - сплошь леворукие. Даже Альберт Гор, один из лидеров президентской гонки, пишет левой рукой.
Знаменитые теннисистки Моника Селеш и Мартина Навратилова отлично бьют левой.
Компьютерный гений Билл Гейтс, которого не смогли разорить недавние миллионные потери, тоже левша.
Казалось бы, леворуким есть чем гордиться. Один Левша, созданный писателем-левшой Николаем Лесковым, чего стоит!
Но большинство, увы, относятся к ним все-таки негативно. 6
В английском языке в большинстве технических контекстов вместо слова левша («left-handed») используется слово левосторонний («sinistral»), а вместо слова леворукий («left-handedness») употребляется слово леворукость («sinistrality»).
Данные технические термины происходят от латинского слова «sinister» — зловещий (мрачный). 5
С первых же месяцев жизни дети разделяются на левшей и правшей. На леворукость влияют генетика, течение беременности и родов.

Различают несколько типов левшей.
. Генетические (9-11%) получают леворукость по наследству. В 2007 году группа ученых под руководством специалистов из Оксфордского университета обнаружила ген LLRTM1, определяющий, будет ли человек левшой. 3
Этот же ген, по мнению ученых, повышает шансы и на психические заболевания, в частности шизофрению.
Согласно теории Геншвинда, высокое содержание тестостерона в крови матери во время беременности может привести к рождению ребенка - левши.

. Компенсаторные (12-13%) рождаются при неблагоприятном течении беременности и родов. В их анамнезе часто обнаруживается родовая травма.
Их число в развитых странах в последнее время увеличивается, как предполагают социологи, из-за роста числа поздних родов. Если мама рожает после 40 лет, шансы рождения левши увеличиваются до 128% по сравнению с 20-летними. 4
По некоторым данным, в России увеличение количества левшей в последнее время (до 25-30%) связано не только с прекращением переучивания в школе, но и с высоким процентом (до 70%) осложнений во время родов.
. Вынужденно леворукие (2-3%) получили травму правой руки, и им приходится развивать левую.
Активно изучать леворукость стали после Первой мировой войны, когда огромное число людей потеряли в боях руку или кисть. В 1918 году француз Альберт Шарле издал книгу, адресованную инвалидам, вернувшимся с войны «Как писать левой рукой».
В 1919-м американская военная администрация начала распространять брошюру «Как научиться писать левой рукой, если ампутировали правую».
. Подражательные (примерно 1%) чаще всего появляются в семьях, где родители леворукие. Малыши просто их копируют. Это единственная категория леворуких, которых, тщательно взвесив за и против и проконсультировавшись со специалистом, имеет смысл переучивать. 3
По статистике, людей, использующих в чистом виде правую руку - 40%, а левую - около 1%...


Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.
Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети.
Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции - правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые - левым.
Кстати, если понаблюдать за новорожденными детьми, то можно заметить, что хватают они чаще левой рукой. Даже стопроцентные правши некоторые функции, в частности статические, выполняют левой рукой.
Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных.
Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость - сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой - меч. Считается, что на севере больше леворуких, чем на юге.
Есть гипотезы о том, что число таких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.
Одна из последних теорий связана с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль. 6
Первой страной, где запретили переучивание левшей, стала Австралия. В конце XIX века на этом континенте леворукость замечена у 2% населения, в 1910 году — у 6%, 1930-м — у 9%, в 1960-х — у 13.,5%.
В 1914 году, в Филадельфии (США) прошел симпозиум «Как следует относиться к ученикам-левшам»; леворукость признали врожденной особенностью, а переучивание — опасным для психики ребенка. Когда в США прекратили переучивать детей в школах, с 1932 по 1972 год количество левшей-американцев увеличилось в 5 раз. 2
Амбидекстры — таким мудреным словом зовут тех, кто в равной степени умело управляется и правой, и левой рукой. Считается, что амбидекстрия — врожденное свойство. Дети до 5 лет одинаково часто используют правую и левую руки.

Впрочем, «двуруким» человек может стать и в результате тренировки, правда, подсознательно он все равно будет предпочитать руку, обусловленную физиологическими особенностями

мозга .
Амбисинистр (от лат. — «обе левые») - человек, которому сложно использовать две руки (антипод амбиденстра).
В XIX веке считалось, что, подчинив обе руки, человек в совершенстве овладеет обоими полушариями
мозга и чуть ли не превратится в сверхчеловека. Мода на искусственную амбидекстрию быстро прошла, поскольку в ходе исследований выяснилось, что «двурукие» ничем не лучше правшей и левшей.
Современные ученые также отказываются выделять одну из этих трех крайностей (левшество, правшество, амбидекстрия) как правильную или совершенную. 2
У леворуких людей есть определенные проблемы при пользовании некоторыми предметами.
Например, при письме шариковой ручкой все только что написанное может быть смазано этой же рукой.
Ножницами тоже пользоваться не совсем удобно - в левой руке они перекрывают обзор места среза, так что вырезать фигуру совсем нелегко...
Левши выходят из этого положения кто как может: привыкают, переделывают, модифицируют...
В процессе развития головного
мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие).
А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.
В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного
мозга . Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука. 5
У
человека немало парных органов. Глаза, уши, почки, легкие, яичники, семенники - симметричны и выполняют одни функции. Лишившись одного органа, человек сможет обойтись с помощью дублера.
В этом смысле полушария головного
мозга являются исключением. Они никогда не заменят друг друга.
Так в чем же разница между работой головного
мозга левшей и правшей?
Исследователи давно проводят эксперименты, уточняя различия в деятельности головного
мозга левшей и правшей, пытаясь понять, какие участки работают при том или ином действии.
Например, разница между «левыми» и «правыми», по мнению некоторых исследователей, — в восприятии окружающей действительности. Левое полушарие правшей дробит картину мира на детали и выстраивает логические причинно-следственные цепочки. Оно анализирует информацию, ищет в
памяти аналоги, работает медленно.
Правое ведущее полушарие
мозга левшей фиксирует картину мира целиком, без деталей, образно и делает это гораздо быстрее.
Левополушарные правши более рациональны, рассудительны, эмоционально сдержанны.
У большинства левшей в голове нет четкой привязки лево-право, поэтому они часто путаются. Правополушарные левши склоны к образному мышлению, более эмоциональны, ранимы.

Сегодня в ученом мире принято три подхода.
I — у правшей и левшей нет друг перед другом никакого преимущества.
II — гордиться левшам нечем, их милая особенность часто сопутствует таким психическим заболеваниям, как эпилепсия, шизофрения, и способствует наследственному алкоголизму.
III —левши обладают более высокими показателями нервно-психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши.
Считается, что леворукость не должна влиять на выбор профессии, но все же есть сферы деятельности, в которых левша преуспеет меньше.
Например, среди летчиков их крайне мало: все управление самолета рассчитано на правшу. По мнению врачей, в стрессовой ситуации у летчиков-левшей могут появляться пространственные иллюзии и ошибки, свойственные зеркальному восприятию мира.
Зоной, свободной от левшей, также стали стоматологические клиники.
Во многих видах спорта леворукость считается преимуществом. Но особенно это очевидно в боксе. Леворукие боксеры завоевывают 35-40% золотых медалей на крупных международных соревнованиях. Они неудобные и непредсказуемые противники.
В 1970-е годы в ходе исследований выяснили, что преимущество левшей не в скорости выполнения ударов каждой рукой в отдельности, а в суммарной быстроте реагирования.
Скорость двигательных функций у левшей в целом хуже: например, время ухода от удара при сгибании туловища равно 270 мс у левшей и 230 мс у правшей.
Но у левшей практически отсутствует разница движений правой и левой руки. Это касается и точности ударов: у левшей работа правой руки с правшами одинакова, а левой — гораздо лучше. 2
Штаб-квартира Международной ассоциации леворуких находится в городе Топика (штат Канзас, США). Ассоциация выпустила «Билль о левшах», где эмоционально ставит вопрос: «Почему левши должны жить в мире, где они заведомо поставлены в неравные условия с остальными?»
Британский клуб левшей в 1992 году выступил с инициативой о введении Всемирного дня левшей, который празднуется ежегодно 13 августа. Впервые этот день был отмечен 13 августа 1976 года (по другим данным - 13 августа 1992 года). 1
С тех пор каждый год в этот день активисты стремятся привлечь внимание дизайнеров, производителей и продавцов товаров к необходимости учитывать и удобство левшей при пользовании различными предметами, а также призывают правшей проводить этот день, пользуясь только левой рукой...


Loading...Loading...