«Верю, что любовь к немецкому есть в сердце каждого российского немца

Со времени проведения первой языковой конференции прошло почти четыре года. Что изменилось с тех пор?

В 2009 году, когда нам, органам самоорганизации российских немцев, передавали от Германского общества по техническому сотрудничеству (сегодня – GIZ) компетенции в сфере языковой работы, нам предоставили 2,5 страницы текста, в котором были перечислены направления подготовки специалистов для внешкольного языкового образования. Сегодня у нас есть концепция языковой и этнокультурной деятельности, программа по дошкольному языковому образованию российских немцев, концепция внедрения этнокультурного компонента в языковом образовании. Эти документы – основа нашей работы. В них прописаны механизмы взаимодействия и интеграции внешкольных возможностей в рамках поддержки российских немцев и тех возможностей, которые даются нам в рамках законодательной базы РФ. Создан совет по языковой работе – команда профессионалов и единомышленников, в которую вошли представители как руководящих органов самоорганизации российских немцев, так и вузов-партнеров, германских организаций, играющих важную роль в популяризации немецкого языка в России и в поддержке немецкого меньшинства, в частности. Воспряли духом и учителя немецкого языка – их работа стала более востребованной, они участвуют в процессах по сохранению немецкого языка как языка одного из народов России, работают в тесном контакте с общественными объединениями российских немцев. В 2011 году было создано сообщество таких преподавателей немецкого языка.

Какие появились инновации в преподавании языка для российских немцев?

Последние годы мы много экспериментировали. Мы хотели задеть те струны, которые бы побудили родителей отдать ребенка в класс с немецким языком. Мы добились введения немецкого языка в детских садах в нескольких областях. Мы искали формы изучения языка, которыми увлеклась бы молодежь. Мы старались достучаться до руководителей общественных организаций российских немцев, которые порой считают, что можно возглавлять этническую организацию и при этом не знать языка и не стремиться им овладеть. Но главное изменение произошло, на мой взгляд, на психоэмоциональном уровне. Мы осознали, что продолжать свое существование как этническая группа сможем только при условии сохранения языка и активного его использования в повседневной жизни.

Для языка Гёте в России наступили сложные времена. Намеренно ли немецкое меньшинство, стремясь спасти свой родной язык, способствует укреплению статуса и роли немецкого языка в стране?

Да, намеренно, несмотря на то, что в первую очередь мы думаем о сохранении и передаче нашего родного языка. Нам больше некуда идти, как только в детские сады и школы, если мы хотим своим детям дать знание немецкого языка. На фоне всеобщего увлечения английским роль именно российских немцев в укреплении статуса немецкого языка в России возрастает.

Ольга, говоря о родном языке, вы подразумеваете литературный немецкий или же диалекты?

Для нас важно изучать сегодня литературный язык, но при этом надо понимать, что диалекты – это огромный пласт нашей культуры, который мы обязаны сохранить.

А как же русский язык? Чем он является для российских немцев?

Двуязычие определяет сегодня развитие языковых процессов у российских немцев. Еще в советские годы наша поэтесса Нелли Ваккер отразила его в своем стихотворении: «als seltenen Reichtum hat das Leben zwei Muttersprachen mir gegeben, die Eine ich bei Mutter fand, die Andre spricht mein Vaterland….” В двуязычии есть свои бесспорные преимущества, но и риски, в первую очередь для немецкого языка. Наша задача – направлять эти процессы и извлекать из нашего двуязычия только выгоды. Посмотрите на европейские образовательные тренды в языковой среде – это многоязычие, т.е. родной язык, язык региона или страны, язык иностранный. На мой взгляд, российские немцы не отстают от европейцев.

Сколько потребуется времени при условии постоянной работы МСНК и соответствующей поддержки, чтобы прилагаемые сегодня усилия дали свои плоды и в будущем передача немецкого языка в семьях российских немцев успешно осуществлялась бы сама собой?

Чтобы воссоздать языковую среду, претерпевшую печальные изменения в XX веке, потребуется вырастить целое поколение, которое, в свою очередь, будет сохранять языковую традицию в семье. Это долгий путь, придется набраться терпения и трудиться всем вместе, не покладая рук. Я верю в команду единомышленников и в то, что любовь к немецкому языку есть в сердце каждого российского немца.

Беседовала Ольга Силантьева

Комментарий специалиста

Валентина Дятлова, к.ф.н., директор Регионального диалектологического центра исследований немецких диалектов Сибири, доцент кафедры немецкого языка Красноярского государственного педагогического университета

Однажды я услышала: «И один в поле воин». Это было сказано о носителях диалектов немецкого языка на одной из конференций. Эти слова точно подчеркивают значимость каждого человека, сохраняющего знания диалекта. Важно при этом общаться на диалекте с детьми, соблюдать немецкие обычаи, готовить национальные блюда, чтобы дети запоминали, как это называется на диалекте. 38% информантов уверены в этом. К сожалению, поскольку отсутствует обширная сфера применения диалектов, они постепенно исчезают, поэтому важнейшим приоритетом в языковой работе на современном этапе должна стать фиксация уникальных в языковом плане немецких диалектов, пословиц, поговорок в словарях, корпусе диалектных текстов, в языковых атласах – об этом говорят 15% опрошенных. Усиливающаяся роль русского языка в общении способствовала, конечно, мнению, что сохранять диалекты нет смысла (6%), а с этим тесно связан и такой вывод, что у диалектов нет будущего (6%). Но нужно помнить, что даже один диалектоноситель служит сохранению своего этноса, поскольку будет жива память языка.

Александр Гейер, региональный координатор МСНК по Томской области, носитель диалекта

Диалекты российских немцев – это не только отличное от литературного немецкого произношение, слова и понятия, это еще и целый пласт культуры (шванки, песни, рассказы и т.д.). Так что теряем мы не только язык, но вместе с ним и часть нашей культуры. Многие ли из тех, кто знает диалект, передают его детям? Там, где нет компактного проживания, думаю, это делают единицы. Как быть? Надо срочно, пока не поздно, писать и писать людей, которые еще живы и говорят на диалекте. Как минимум, ввести раздел о диалектах в программу языковых курсов. Дать возможность молодым, тем, кто владеет литературным немецким и интересуется диалектами, возможность их изучения. Переиздать литературу, изданную в СССР на диалектах в послевоенное время. Провести серию семинаров для преподавателей и желающих изучать диалекты, определившись заранее с основными диалектами. Ввести обучение диалектам в программу подготовки кадров BiZ – Образовательно-информационного центра. Мы можем сделать попытку сохранить диалекты, обучать им тех, кому это интересно и кто знает литературный язык. Задача сложная, и успех ее решения не гарантирован.

20 ноября в рамках Всероссийского образовательного форума «Многоязычие в образовании: немецкий - первый второй иностранный» в Москве первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры, вице-президент Федералистского союза европейских национальных меньшинств Ольга Мартенс рассказала о стратегии языковой работы на примере немцев России.

В рамках секции «Изучение немецкого языка в контексте введения ФГОС» Ольга Мартенс представила доклад «Двуязычие немецких меньшинств в Европе: актуальное положение и стратегии языковой работы на примере немцев России».

Она рассказала о работе Самоорганизации немцев России и проектах, рожденных за 25 лет деятельности Международного союза немецкой культуры: периодических изданиях - Московской немецкой газете, детских журналах „Schrumdi“ и „Schrumdirum“, выпущенных издательством «МаВи групп», всероссийском конкурсе «Друзья немецкого языка», акции „Totales Diktat“, курсах немецкого языка для взрослых „Hallo Nachbarn!“, языковых этнокультурных лагерях в России и Германии и других.

«Сегодня не только в шести странах мира говорят на немецком языке, как на родном, но и в 20 других европейских странах, где проживают немецкие национальные меньшинства, - это более одного миллиона человек», - говорит Ольга Мартенс. «Немцы Европы объединены под эгидой Федералистского союза европейских национальных меньшинств в рабочую группу, в рамках которой они имеют возможность обмениваться опытом и совместными усилиями способствуют сохранению и развитию немецкого языка».

Особый акцент первый заместитель МСНК сделала на необходимости комплексной поддержки преподавания немецкого языка - от дошкольного образования до обучения языку взрослых. Поэтому Международный союз немецкой культуры уделяет особое внимание работе со школами, детскими садами и центрами дошкольного образования. «В течение трех лет авторский коллектив занимался разработкой программы „Deutsch mit Schrumdi“. На сегодняшний день программа реализуется в 175 детских садах в 6 регионах РФ», - отметила Ольга Мартенс. «Программа получила европейскую экспертную оценку Института психологии и прикладной педагогики г. Киля и лицензию Федерального института развития образования», - особо подчеркнула она. Кроме того, Международным союзом немецкой культуры ведется активная работа по поддержке языковой компетенции преподавателей немецкого языка - регулярно проводятся форумы, семинары, курсы повышения квалификации.

В завершении своего выступления Ольга Мартенс поблагодарила организаторов Форума за возможность принять в нем участие и пригласила учителей и преподавателей немецкого языка на Международную научно-практическую конференцию, которая пройдет с 1 по 4 октября 2017 года в Москве.

Для справки:

Форум организован Институтом им. Гёте в Москве при поддержке Международного союза немецкой культуры. Информационным партнером мероприятия выступает Московская немецкая газета. Мероприятия форума пройдут 19 и 20 ноября в деловом центре гостиницы «Рэдиссон Славянская».

Программа Форума включает: выступления, семинары и мастер-классы от экспертов из Германии и России, дискуссии на профессиональные темы.

В рамках Международной научно-практической конференции «Народная дипломатия. Партнерство общественных организаций» с докладом «Десятилетие партнерства общественных объединений российских немцев России и Германии» выступила вице-президент Федералистского союза европейских национальных меньшинств (ФСЕНМ / FUEN), первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс.

Ольга Мартенс

Поприветствовав участников конференции и в особенности многолетних партнеров Международного союза немецкой культуры - делегацию Землячества немцев из России и Молодежного и студенческого союза немцев из России (JSDR), Ольга Мартенс подчеркнула важность российско-германских отношений в европейской и глобальной политике. «Большую роль в отношениях обеих стран играет взаимодействие по линии гражданских обществ», - уверена она. Яркими примерами подобного сотрудничества являются партнерские проекты, проводимые немцами в России и их соотечественниками в Германии - выставки художественных работ, музыкальные и театральные проекты, кинопроекты и многие другие. «Партнерство наших организаций определяется общей исторической судьбой, взаимным интересом и симпатией россиян и немцев в целом», - считает спикер.

«Важной составляющей культурного сотрудничества являются партнерские связи между городами и регионами России и Германии. На сегодняшний день существует свыше 100 подобных партнерств и свыше 100 соглашений о межрегиональном сотрудничестве». Также Ольга Мартенс подчеркнула особую роль в деле налаживания межгосударственных отношений Российско-Немецких Домов и Культурно-деловых центров российских немцев. Последние были открыты при поддержке Федерального агентства по делам национальностей в 2016 и 2017 годах в Омске и Калининграде, «в 2018 году планируется открытие очередного подобного Центра», - сказала первый заместитель председателя МСНК.

Несмотря на уже имеющееся сотрудничество во многих сферах деятельности, Ольга Мартенс считает, что «еще одна актуальная задача - это наращивание взаимодействия с международными и неправительственными организациями в целях обеспечения прав и защиты национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод». Кроме того, «нужно развивать академическую мобильность и научные обмены, программы в поддержку немецкого языка, партнерство городов и сотрудничество в области малого и среднего бизнеса».

В своей речи Ольга Мартенс говорила и о важности продолжения практики проведения перекрестных российско-германских тематических годов, которые были бы направлены на дальнейшее укрепление взаимного интереса к мировоззрению и традициям страны-партнера. Она также предложила объявить 2019-й Годом социально-гуманитарного партнерства некоммерческих организаций. Это важно, поскольку инициативы граждан и их общественных объединений - основа сотрудничества гражданских обществ.

В завершение своего выступления она пригласила присутствующих принять участие в партнерском проекте - «социальном форуме, который запланирован на август текущего года в Поволжье, где 100 лет назад была создана автономная область немцев Поволжья».

О мероприятии:

Международная научно-практическая конференция «Народная дипломатия. Партнерство общественных организаций» проходит в Москве 13-14 февраля. Конференция проводится с целью сохранения и укрепления культурного и языкового многообразия народов России и продвижения положительного имиджа Российской Федерации на международной арене.

Организаторы: Федеральная национально-культурная автономия российских немцев, Институт этнокультурного образования - BiZ с использованием средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества при поддержке Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по делам национальностей РФ, Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ.

НОВОСТИ

  • Стартует Всероссийский конкурс «Лучшие имена немцев России–2019»!

    Открыт прием заявок на участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучшие имена немцев России» 2019 года, который проводится с целью выявления и поощрения знаковых личностей из числа российских немцев за выдающиеся достижения в сфере культуры, искусства, науки, образования, общественной деятельности, а также в области спорта. Прием заявок продлится до 9 августа!

  • «Minderheitenschule – площадка для внешкольного общения и погружения в языковую среду»

    Уже через месяц начнется новая смена «Этнокультурного семестра Minderheitenschule-2019» на германском острове Зюльт. Две недели старшеклассники из разных регионов России будут посещать клубные встречи по истории и культуре российских немцев, творческие и спортивные мастерские и все это – только на немецком языке!

  • Семейные встречи российских немцев прошли в Приморском крае

    В июне в городе Находка (Приморский край) состоялись «Семейные встречи» российских немцев. Участниками мероприятия стали члены ННКА Приморского края: семьи российских немцев четырех поколений из Владивостока, Артема, Находки и Партизанского района.

  • Выставка «Немецкое Поволжье. Неоконченная фотолетопись» откроется в Кёльне

    С 25 июня по 16 июля в помещениях Форума им. Льва Копелева в Кёльне будет работать выставка «Немецкое Поволжье. Неоконченная фотолетопись», приуроченная к 100-летию образования Автономной области немцев Поволжья. Выставка подготовлена Международным союзом немецкой культуры и «Московской немецкой газеты» в сотрудничестве с российскими и германскими музеями и архивами.

  • Новые острова надежды

    В Мюнхенской резиденции, в зале, где когда-то баварские короли принимали своих гостей, 27–28 мая прошло XXIV заседание Межправительственной российско-германской комиссии по вопросам российских немцев.

  • Роботы, аграрии и душа
  • Иван Кротт: «Конференция будет способствовать укреплению диалога и откроет широкие возможности для сотрудничества»

    В рамках церемонии открытия Международной научно-практической конференции «Живое наследие Александра фон Гумбольдта» в Омске с вступительной речью выступили деятели науки и образования из России и Германии.

Теперь, когда страсти вокруг кандидатуры на пост главы Агентства по делам национальностей улеглись, настало время задуматься над тем, каким будет содержание деятельности нового ведомства.

У более 190 национальностей, проживающих на территории России, сегодня вновь появилась надежда, что государство наконец займется сферой конкретного национального самобытия этносов, что от поддержки «картиночных» национальных и межнациональных фестивалей перейдет к созданию программ этнокультурного образования, цель которых - сохранение языков народов страны. Тогда, возможно, в российском «черном списке» вымирающих языков ЮНЕСКО будет уже не 136 позиций, как сейчас, а значительно меньше. Российские немцы подают пример, как они решают проблему исчезновения своего родного языка, тоже вошедшего в атлас, - нижнесаксонского языка, диалекта немецкого.

Немцы проживают на территории нашего государства более 250 лет. Они добровольно переселились в Россию по приглашению ее правителей, и этим отличаются от всех других народов страны. Советская власть дала немцам территориальное образование - республику в Поволжье, было создано несколько немецких национальных районов. Однако в конце 1930-х - начале 1940-х они были ликвидированы, а само немецкое население подверглось репрессиям: немцы европейской части страны в 1941-м были принудительно переселены в Сибирь и Казахстан, а год спустя трудоспособное немецкое население оказалось в лагерях ГУЛАГа. В послевоенные десятилетия вернули не все отобранное и не сразу. Когда в период безвременья 1990-х появилась возможность уехать на историческую родину почти 2 млн. немцев ею воспользовались. Сегодня в России проживает около 400 тыс. немцев.

Но резко сократилась не только сама численность немецкого населения. Если в конце XIX века почти 100% немцев говорили на родном языке, то спустя столетие лишь каждый десятый немец, по итогам переписи 2010 года, признает немецкий своим родным языком: столь серьезными были последствия депортации, репрессий, массовой эмиграции. Люди десятилетиями оправдывали незнание языка общей трагической судьбой. Сегодня у немцев, не говорящих на языке предков, появился новый аргумент - немецкий выучить невозможно, ведь в школе засилье английского.

Вопрос стоял ребром: как спасти язык немцев России, а вместе с ним и самих немцев - как этническое сообщество.

Пять лет назад общественная самоорганизация российских немцев, отказавшись от позиции «нам все должны», взяла инициативу в свои руки и, подобно барону Мюнхгаузену, в какой-то мере российскому немцу, стала пытаться вытянуть себя за волосы из трясины. Была написана концепция, разработаны программы. Сегодня уже видны и первые результаты, и очередные дефициты.

По инициативе Международного союза немецкой культуры открылось более 120 групп дошкольного обучения немецкому в шести регионах России и создан пока единственный в стране учебно-методический комплект для изучения языка в детских садах Deutsch mit Schrumdi. Началась систематическая работа с родителями дошкольников и младших школьников, направленная на создание положительной мотивации к изучению языка. Стали регулярно проводиться международные научно-практические конференции – до этого общей площадки для учителей немецкого языка из разных уголков страны не было. Всероссийский конкурс «Друзья немецкого языка», завершившийся на днях в четвертый раз, привлекает ежегодно тысячи любителей языка. В языковых образовательных программах, как для детей, так и для взрослых, предусмотрено знакомство с диалектами российских немцев.

Однако, начав планомерную работу, немцы столкнулись с катастрофической нехваткой персонала для работы с дошкольниками. Далеко не во всех населенных пунктах имеется возможность изучать немецкий язык - будь то в школе, в вузе или даже на курсах. Законодательная база, позволяющая учить в школе немецкий как родной, есть, но применить ее на практике в субъектах федерации сложно.

С созданием Федерального агентства по делам национальностей российские немцы, как, и другие народы, не имеющие своего государственного образования на территории страны, связывают особые надежды. Надежды на то, что новая структура будет заниматься созданием условий для этнокультурного развития народов с учетом потребностей самих народов. Так, например, для российских немцев важно, чтобы статус немецкого языка был закреплен на региональном уровне, чтобы в субъектах федерации, где немцы являются второй этнической группой после русских, в каждой школе была возможность изучать немецкий язык. Это тем более актуально еще и ввиду проводимой на протяжении нескольких лет образовательной реформы и постоянной смены стандартов. Институтам гражданского общества, общественным самоорганизациям народов России (а именно им самим и приходится выступать «лоббистами» своих интересов) очень сложно в таких условиях договариваться с учебными заведениями, чтобы те при разработке образовательных программ принимали во внимание этнокультурные потребности своих учеников.

Сегодня в федеральных СМИ нередко можно прочитать размышления на тему «Как вернуть дружбу народов?». Российские немцы своей жизнью и творчеством показывают эту дружбу, открывая духовный мир живущих по соседству народов: Теодор Герцен, подаривший киргизам 200 линогравюр, иллюстрирующих национальный эпос «Манас»; Герольд Бельгер, познакомивший читателя через перевод литературного творчества великого Абая с духом степей и духовным миром казахов; Нора Пфеффер, рассказавшая о красоте долины Квишхети, глициниях на тбилисских верандах, о грузинах и немцах, учившихся в немецкой гимназии в Тбилиси и знавших оба языка.

Так, может быть, дружба народов - не такая уж недосягаемая величина? Может быть, просто стоит вспомнить, как это было, и задуматься о том, что нам мешает вернуться к этому сейчас?

Loading...Loading...