Способы погружения человека в глубины океана. Музыка для погружения в глубины океана подсознания. Не отказаться ли от легких

Ежегодно в океанах тонут тысячи человек. Причём многие из них — не
где-то далеко на безлюдных пляжах, а в самых что ни на есть людных и
популярных местах. Буквально в 50 метрах от берега. Если вы планируете
включить в свой отпуск пребывание на океанских пляжах — настоятельно
рекомендуем ознакомиться с данной статьёй.

Так почему же люди, большинство из которых вполне хорошо умеют
плавать, гибнут на оживленных пляжах, рядом с берегом, буквально на
глазах у других отдыхающих? И ведь тонут независимо от возраста, пола и
физического состояния — даже хорошие спортсмены иногда бывает не могут
выплыть. Потому что неправильно ведут себя в океане, не знают основ
техники безопасности и паникуют в критический момент.

Автор этого материал занимался профессионально плаванием более 10 лет
и имеет разряд мастера спорта по плаванию. В этой заметке он расскажет о
самых распространённых несчастных случаях в океане. Об обратных течениях ,
о так называемых каналах, попав в которые, человека моментально уносит в
открытый океан. На английском это явление называется — rip current.

Начнём с теории.

Океан — это не море и не река и уж тем более не озеро со спокойной
водой. Океан — штука намного более сложная и опасная. Приливы и отливы
создаются под действием гравитационного притяжения Луны и Солнца на Землю и ее океаны, оказывая прямое действие на характер волн.

Во время отлива вы можете столкнуться с открывшимися скалами или
рифами, которых не было на этом месте шесть часов назад. Как правило, в
этом случае волны становятся более крутыми и разбиваются дальше от
берега.

Во время приливов обычно создаются более мягкие, медленно
разбивающиеся волны. Приливы могут также вызывать обратные потоки воды,
которые образуются, когда волны ударяются о скалы или песчаные отмели на
побережье и рикошетом направляются обратно в море.

Представьте себе океанские волны, которые раз за разом накатываются
на берег и приносят всё больше и больше воды. Но эта водная масса не
остаётся на берегу, а возвращается обратно в океан. Как? По каналам,
которые образуются в результате разбивающихся о берег волн. Вот как это
выглядит схематично:

То есть волна разбивается о прибрежные отмели, а потом, скапливаясь в определённом месте уходит обратно в океан, образовывая обратное течение . Получается, как будто, река в океане. И это самое опасное место на всём пляже!
Скорость течения в канале достигает 2-3 метров в секунду и попав в
него, вас моментально понесёт от берега. В этот момент большинство людей
охватывает паника, они начинают судорожно бороться с течением и что
есть сил грести в сторону берега. А волны всё накрывают и накрывают и
потеряв все силы, человек тонет.

ЭТО ПРИЧИНА БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ВСЕХ СМЕРТЕЙ В ОКЕАНЕ!

Самое опасное, это то, что вы можете оказаться в таком канале, даже
стоя по пояс или по грудь в воде. То есть чувствуя уверенно под собой
дно. Но вдруг раз, и вас резко начинает засасывать в океан! Так что же
делать, если вы всё же попали в обратное течение и, несмотря на все ваши
усилия, вас относит в океан?

Есть несколько основных правил, которые надо запомнить и всегда держать в голове:

1. Не паникуйте!

Паника — это враг в любой экстремальной ситуации. Когда человек
паникует, вместо трезвой оценки ситуации и принятия правильных решений,
он руководствуется своими инстинктами и чаще всего делает совсем не то,
что надо.

2. Экономьте силы!

Не надо бороться с течением и изо всех сил грести обратно к берегу.
Это бесполезно. Вряд ли вам хватит сил, чтобы преодолеть силу течения в
канале. Грести вам надо не к берегу, а вбок, то есть параллельно берегу!

3. Не купайтесь в океане одни!

Золотое правило гласит — не уверен, не лезь! Старайтесь купаться на
оживлённых пляжах, где помимо вас есть ещё люди и желательно спасатели.

Вот как схематически выглядят правильные действия в случае попадания в обратное течение:

Есть ещё ряд важных моментов о которых необходимо знать и важно помнить:

канал никогда не утащит вас на дно! Обратное
течение возникает на поверхности, не образует воронок или водоворотов.
Канал потащит вас по поверхности от берега, но никак не на глубину.

канал не широк! Обычно ширина канала не превышает
50 метров. А чаще всего ограничена 10-20 метрами всего. То есть проплыв
вдоль берега буквально 20-30 метров, вы почувствуете что выплыли из
канала.

длина канала ограничена! Течение довольно быстро
ослабнет, канал заканчивает свою «работу» там, где волны достигают
своего пика и начинают разбиваться. На серферском языке это место
называется «лайн ап» (line up). В этом месте все сёрферы обычно
болтаются и пытаются оседлать приходящие волны. Обычно это не далее, чем
в 100 метрах от берега.

Вот как канал выглядит в жизни:

То есть вы видите, что канал даже по цвету воды отличается от
остальной водной массы. В данном случае это поднятый волнами с береговой
отмели песок, который канал вынес в океан. То что песок на поверхности
воды как раз и показывает, что обратное течение поверхностное и
образуется только на поверхности.

Как «увидеть» канал?

У всех каналов есть свои отличные признаки.

1. Видимый канал бурлящей воды, перпендикулярный берегу.

2. Разрыв в общей структуре приливных волн (сплошная полоса волн, а посередине 5-10-метровый разрыв).

3. Прибрежная зона с изменённым цветом воды (скажем, всё вокруг голубое или зелёное, а какой-то участок белый).

4. Участок пены, какой-то морской растительности, пузырей, который устойчиво движется от берега в открытое море.

Если вы видите что-то из описанного, считайте, что вам повезло, и просто
не ходите плавать в это место. А что, если не видите ни одного из
четырёх признаков? Значит, вам не повезло, потому что 80 процентов
опасных спонтанно возникающих «каналов» (flash rips) никак визуально
себя не проявляют. То есть профессиональные спасатели эти места всё-таки
определить смогут, но туристы-обыватели — вряд ли.

На большинстве туристических пляжах мира присутствуют
профессиональные спасатели. В большинстве случаев, на пляжах стоят
флажки, которые могут менять своё местоположение в течении дня.

Цвет флажков одинаков во всём мире и очень легко запоминается.

Красно-жёлтый флаг обозначает что на пляже присутствуют спасатели и что между этими флагами купаться безопасно.

Красный флаг — купаться в этом месте (между красными флагами) строго запрещено!

Порой смотришь на океан
— волны вроде небольшие, а на пляже стоит красный флажок. И если в этот
момент вы всё равно захотите залезть в океан искупаться — вспомните про
течения и про то, что здесь написано.

«Первый раз это случилось прямо напротив популярнейшего пляжного клуба на Бали ,
где мы и отдыхали с друзьями. На пляже был красный флаг, волны были
около 2 метров в высоту и никого на воде не было. Самоуверенно пойдя
«покататься на волнах», я легко отплыл метров на 30 от берега и спокойно
себе «ловил волны», проныривал и т.д. Однако, когда я накупался и решил
выйти на берег, я оказался в «канале», но не сильном. Честно скажу,
через 5-7 минут отчаянной борьбы с течением я реально уже не был уверен,
что в этот раз мне удастся выйти на берег. Я изо всех сил грёб и
проныривал к берегу, а по факту просто барахтался на месте. А самое
интересное, что это было буквально в 30-35 метрах от берега, прямо
напротив пляжного клуба в котором в это время было несколько сотен
человек и все, кто за мной наблюдал (включая моих друзей), были уверены,
что всё абсолютно в порядке и я просто плескаюсь в океане. В итоге, в
перерывах между волнами, я стал просто нырять и, цепляясь руками за дно,
изо всех сил «карабкаться» к берегу. Минут 10, в общей сложности, мне
потребовалось, чтобы встать наконец уверенно на ноги на глубине «по
пояс» и выйти на берег. Сил не было абсолютно! Я еле дошёл до своего
лежака, на котором потом минут 30 ещё приходил в себя.

Второй раз это произошло после того, как я узнал об особенностях
обратного течения. Волны были небольшие, около метра в высоту и мы с
приятелем пошли купаться в океан. В определённый момент я почувствовал,
что меня «потащило» от берега. Причём довольно сильно — за пару секунд я
оказался метров на 10 дальше. В этот раз я уже знал, что делать.
Спокойно, брассиком поплыл вдоль берега. Канал оказался совсем небольшим
и буквально метров через 5 я из него выплыл и с приходящими волнами быстро вернулся на берег».

Теория — великая сила. Порой элементарные знания каких-то азов могут спасти вам жизнь.

Поэтому, если вы летите отдыхать на океан, всегда помните об
элементарной технике безопасности. Расскажите об этом своим друзьям и
родственникам. Эта информация явно будет не лишней в багаже ваших
знаний.

Этот неведомый мир составляет 90 процентов обитаемого пространства планеты. Нам известно больше о поверхности Луны, чем о морском дне. В этой вечной темноте обитают странные формы жизни. Лишь несколько десятилетий назад считалось, что жизнь на таких глубинах невозможна, а уже сегодня ученые полагают, что первая жизнь появилась на дне океана. Энергия, ресурсы, пища и даже климат находится под влиянием океанов. Там ли определиться будущее нашей планеты?


Лишь с помощью новейшей техники можно постичь тайны морских глубин. Глубоководные исследования длительны и дороги, поэтому так медленно ученые проливают свет в темноту. Дорогостоящие экспедиции на современнейших судах бороздят моря в поисках ответов. Недавно был запущен один из самых масштабных мировых проектов по исследованию океана, который получил название АРГО. Армии из более 3 тысяч роботизированных буев доставляют данные ученым из семи морей, доступные им по щелчку мыши. Международное научное сообщество, наконец, получило доступ к обширной базовой информации во всех сферах морских исследований. Эти данные также доступны лицам, которые занимаются судоходством и рыболовным промыслом, метеорологам и исследователям климата.

Девяносто процентов всей жизни на Земле обитает в глубинах, но нам знакома лишь небольшая ее часть. Нам удается исследовать лишь те части моря, которые освещаем, но что происходит за их пределами.

Без техники мы слепы в глубинах. Каждый новый вопрос требует новое оборудование. Исследования часто терпят неудачу из-за прерывания связи. Однако изобретательность не знает границ. Ученые, инженеры, механики и моряки входят в международные команды пытающиеся извлечь тайны из морских глубин. Бесчисленное множество специальных устройств и аппаратов опускается на морское дно в поисках ответов.

глубоководный робот ROV Kiel 6000


Одно из самых современных устройств для морских исследований совсем недавно вернулось из своей первой экспедиции. Глубоководный робот ROV KIEL 6000, созданный институтом морских наук имени Лейбница, сейчас еще проходит проверку в порту города Киль. Данный дистанционно управляемый аппарат может опускаться на глубину до 6 тысяч метров. Он управляется и контролируется с помощью кабеля. Дистанционно управляемые аппараты пользуются огромным спросом у морских исследователей. Один экземпляр стоит 5 миллионов евро, но по словам мореплавателей он того стоит. Аппарат ROV KIEL 6000 уже достиг сенсационных результатов за свое первое путешествие в Южную Атлантику.

Только с таким оборудованием как глубоководные аппараты исследователи могут отважиться погрузиться в эту враждебные среду. Дистанционно управляемая система камер это глаза ученого, а манипуляторы это его руки. Вдобавок к ним множество измерительных приборов и сенсоров. Большая часть информации может быть немедленно передана на борт для анализа с помощью 6-километрового кабеля.

исследовательское судно «FS Poseidon»


автономный подводный аппарат SEAL 5000


Базой всех проектов по изучению морских глубин являются . Одним из них является «FS Poseidon». На его борту ученые всего мира недавно начали проверку автономного подводного аппарата SEAL 5000, стоимость которого составляет 1,5 миллиона евро. В отличие от дистанционных аппаратов он абсолютно независим, не соединен кабелем и может создавать очень точные карты морского дна.


Составлять карту морского дна с корабля все равно, что пытаться нарисовать карту Луны, глядя в телескоп. раскачивается вверх-вниз, и звуковые волны эхолота постоянно отклоняются на своем пути между палубой судна и дном океана. Но грубую картину все же получить можно. Как раз задачей аппарата SEAL 5000 и является создания точных топографических карт, которые нужны исследователям морских глубин, открывая экспертам удивительные тайны. С помощью таких карт геологи могут найти различные минеральные отложения.

Могут пройти годы, прежде чем они принесут плоды. А потребность человека в новых ресурсах бесконечна, поэтому исследование морских глубин приобретает все более важное экономическое значение. С помощью таких подробных карт геологи также находят следы гидротермальных источников. Среди прочих веществ они выбрасывают соединение металлов, которые откладываются вблизи. Уже были найдены отложения различных металлов от меди до золота, но когда речь идет о морских сокровищах основное внимание уделяется веществу, которое могло бы разом решить энергетические проблемы всего человечества. Под океанским дном скапливается невообразимое количество метана. Он более чем в два раза превышает общее количество угля, нефти и газа в мире. Но может ли метан решить энергетические проблемы будущего. Морские глубины так просто не уступит свои сокровища.

На глубине газ находится в виде замороженного гидрата метана, который является своего рода цементом морского дна. Если же ледяное твердое вещество станет газообразным, его объем увеличится более чем в 100 раз. Это делает его извлечение очень опасным, поэтому ученые по всему миру лихорадочно ищут менее опасный метод добычи этого замороженного золота. Добыча была бы особенно рискованной на материковых склонах, ведь если убрать этот цемент, большие части склонов могут внезапно осесть, что приведет к гигантским цунами с катастрофическими последствиями для прибрежных регионов. Кроме того метан очень сильно влияет на парниковый эффект. Он в 30 раз сильнее, чем углекислый газ. Но частично решение проблемы есть. Во время добычи метан можно было бы заменить в углекислым газом. Другими словами морские глубины могли бы быть хранилищем углекислого газа.

Немецкие и японские ученые являются лидерами в этом секторе исследований, работая вместе над различными проектами. Ученые должны ответить на множество вопросов, прежде чем начать рассматривать вариант хранения парниковых газов в море.

Как ни странно, но вокруг скоплений углекислого газа кипит жизнь. Жидкий углекислый газ очень опасное вещество на морском дне Окинавской впадины на побережье Японии. Здесь газ залегает на глубине 3000 метров. Из-за высокого давления и ледяного холода глубин газ превратился в жидкость, создавая скопление газа.

Какое воздействие оказывает это вещество на обитателей глубин. Ученые пытаются это выяснить. Эти формы жизни явно научились выживать в таких жестоких условиях. По словам ученых, скопление углекислого газа в Окинавской впадины уникально.


Непосредственную помощь в исследовании морских глубин оказывают немногочисленные морские суда. Но это не просто , а плавучие обсерватории, причем всегда заняты. В мире имеется всего несколько сотен больших исследовательских судов и за их экспедициями можно наблюдать через Интернет, на сайте sailwx.info .

современное исследовательское судно, проект


Палубы исследовательских судов похожи на научные лаборатории. Исследователи всего мира, используя разнообразное оборудование, теснятся на маленьком пространстве. Они работают по сменам круглые сутки. Но одно устройство найдется на любом .

прибор для взятия проб воды


Прибор для взятия проб воды, измеряющий электропроводность, температуру и глубину. Определение этих величин немного похожи на измерение пульса человека, но они являются базовой информацией, необходимой каждому океанографу. Прибор для взятия проб может черпать воду с точно указанной глубины. Эти и другие функции приводятся в действие с поста управления судна. Этот прибор используется чаще всех на каждом исследовательском судне по всему миру. Как только его поднимают на борт, пробы воды и немедленно обрабатываются. Анализ питательных веществ или микроорганизмов дает важные данные для описания океанской среды. Это стандартная процедура для океанографа.


В морских глубинах были найдены невероятно странные существа, причем большинство из них пока не изучены. Каждое новое положение видеокамеры открывает новые виды. Чтобы узнать больше о морских организмах в 2000 году была начата перепись морской жизни. Это глобальный проект по изучению глубоководных организмов. Все открытые формы жизни будут зарегистрированы. Ученые из 16 стран под руководством Норвегии участвуют в проекте по изучению экосистемы северной части Североатлантического хребта, регистрируя океанские формы жизни. За два месяца они открыли 80000 глубоководных форм жизни. Многие из них прежде не были известны. Ученые предполагают, что в глубинах проживает 10 миллионов видов, а на суше около 1,4 миллиона. Причудливый мир темноты принадлежит исключительно животным, ведь растения не могут существовать без света. Здесь нет даже водорослей, хотя некоторые формы жизни похожие на растения на самом деле животные. Они используют тонкие листовидные отростки, чтобы вылавливать из воды микроорганизмы.

В этой пустынной темноте удаленной от центра жизни найти пищу очень трудно. Так что когда умирает кит это чудо для обитателей морских глубин. Мертвый кит подобен оазису дающий за раз столько пищи, сколько обычно попадает сюда за тысячу лет.

самое современное исследовательское судно в мире «Maria S. Merian»


«Maria S. Merian » самое . Спущенное на воду в 2007 году, оно является первым научным судном, построенным в Германии за последние 15 лет. На борту судна может работать 20 ученых. В их распоряжении лаборатория, оборудованная для самых разных исследовательских миссий. Это исследовательское судно может идти 48 часов, не загрязняя воды, благодаря технологии «чистый корабль». Данная технология означает, что сточные воды и нечистоты не сливаются в море. Все жидкие отходы отправляются в специальный танк и хранятся там. Часть их может быть позже переработана, и снова использована на борту. Для науки это значит, что сточные воды не попадают ни в морскую воду ни в образцы. Никаких посторонних примесей, только чистая морская вода.

Многие научные проекты зависят от чистоты воды, например, проект по поиску рассеянности металлов. Этим веществам с недавних пор придается особое значение, и это не впервые. Они появляются в морской воде лишь в очень небольших количествах, но без этих элементов микроорганизмы вроде водорослей не могут расти в море. С помощью специального ковша ученые проводят точнейший анализ. Даже подъемное устройство сделано из синтетического волокна, чтобы избежать малейшего замутнения.


Различные измерители на борту исследовательского судна «Maria S. Merian» позволяют ученым следить за сложными экспериментами из центра управления, а чтобы не потерять из вида сложную технику, находящуюся под водой несколько лет, запускается робот-зонд или буй.

Кроме того у буя-измерителя может быть и своя особая задача. Так сотни буев стали частью масштабного проекта по изучению морских глубин мира, который получил название АРГО.

В программе по получению данных из морских глубин в режиме реального времени участвует 26 стран. Учёные очень ценят возможность отправлять такие буи, ведь эти маленькие датчики могут очень им помочь. В мировом океане сейчас находится 3000 буев, которые могут передавать данные в любую погоду, шторм или штиль. Это дает возможность ученым впервые получать достаточно данных, чтобы они могли уверенно сказать нагревается ли океан, уменьшается ли количество кислорода, и как это влияет на соленость. Для этого буй опускается на глубину 2 тысяч метров и дрейфует по течению. Через 10 дней он медленно поднимается на поверхность, одновременно с этим измеряя температуру, соленость и другие параметры. Оказавшись на поверхности, буй передает полученные данные, а также свои координаты на береговые центры через спутник. Каждый буй передает собранные данные каждые 10 дней. Так создается глобальная сеть доступная с каждого компьютера. Впервые эти данные стали доступными каждому ученому в мире.

Проект АРГО это своего рода глобальная океаническая метеостанция, за работой и маршрутом каждого отдельного буя можно следить благодаря компьютерной анимации. Это очень мощный инструмент для изучения климатических изменений. С помощью 3 тысяч однотипных буев-измерителей АРГО собирает данные о состоянии всего мирового океана.

Именно эта информация очень важна для будущей деятельности в морских глубинах, ведь права на разработку ресурсов морских глубин скоро будут пересмотрены. Территория шириной 200 морских миль вокруг континентального шельфа будет принадлежать соответствующему государству, поэтому все прибрежные страны желают тщательно исследовать свою подводную территорию, надеясь расширить свой континентальный шельф и обеспечить себя ресурсами в будущем. Широко известен правовой спор по поводу Северного полюса. Пять стран соперничают за господство над морскими глубинами скованными льдами: Россия, Норвегия, Дания, США и Канада. Причина проста - ресурсы. В соответствии с исследованиями 90 миллиардов баррелей нефти и втрое больше природного газа, не говоря уже о минеральных отложениях, находятся подо льдами северного полюса. Но технологии подводной добычи пока мало используются. Впереди всех Норвегия. Компания StatoilHydro извлекает природный газ на глубине 1000 метров, где построена первая в мире фабрика по добыче природного газа с морского дна.

Исследования пока находятся на ранней стадии. Маленькими шагами, но с большими усилиями ученые приобретают важнейшие знания, но уже стало ясно, что морские глубины сильнее влияют на всю планету, чем когда-либо предполагалось. И никто не знает, что еще ждет нас там. Наши шумные аппараты приносят свет в царство темноты, возможно, отпугивая настоящих властителей подводного мира, и заставляя их опускаться еще глубже.

Свыше 98% морского дна до сих пор не изучено, но в последние годы достигнут значительный прогресс в разработке методов исследования океанов. Исследовательские суда по-прежнему играют важную роль. Многое можно узнать, буксируя приборы за кораблями, собирая образцы в сети, поднимая материалы со дна океана. Удаленные от берега буйки передают информацию по радио, спутники могут сообщать на такие данные, как , появление ледового покрова, высота волн.

Глубоководное погружение

Подвесное судно должно иметь крепкую обшивку, чтобы выдержать давление воды, средства управления подъемной силой и регулирования глубины и систему двигателей. Батисфера представляла собой тяжелый стальной шар, который можно было спускать с судна на тросе. В 30-х гг. нашего века батисфера достигла рекордной для того времени глубины - 900 м. Батискаф, такой, как FNRS-З, был снабжен бензиновым двигателем и сбрасывал железные ядра, когда ему требовалось подняться на поверхность. В 1960 г. батискаф «Триест» с экипажем из трех, человек сумел погрузится на 11 300 м и достичь дна Марианской впадины, глубочайшей точки Мирового океана.

Подводный аппарат «Бобер-IV» сделан из очень легких материалов, чтобы добиться наилучшей плавучести. «Рыбы» коммерческий подводный аппарат, способный погружаться на глубину 9000 м. Некоторые аппараты, такие, как «Перри» и «Ныряльщик», снабжены переходным шлюзами для высадки аквалангистов.

«Ясон» — устройство с дистанционным управлением, которое исследует затонувшие корабли с помощью видеокамер, управляемых на расстоянии. Аппарат DSRV — спасательный аппарат глубокого погружения предназначен для спасения экипажа затонувших подводных лодок.

«Элвин», сконструированный в 1964 г., - подводный аппарат для экипажа из трех человек; он использовался для исследования обломков «Титаника». «Элвин» совершил более 1700 погружений, в том числе на глубину до 4000 м, и оказал неоценимую помощь в геологических и биологических исследованиях.

Водолазные костюмы

Жесткие костюмы, такие, как «Паук» и «Джим» представляют собой подводные аппараты в миниатюре, позволяющие ныряльщику погружаться на большую глубину и предохраняющие его от давления воды, «Паук» имеет запас воздуха и передвигается с помощью гребных винтов с электродвигателями.

В XVII в. люди опускались под воду в водолазных колоколах, и только в XIX в. был изобретен водолазный костюм с прочным медным шлемом. Воздух в него подавался с поверхности. В 1943 г. произошла революция в подводном плавании. Французский исследователь морей Жак Кусто и инженер Эмиль Каньян изобрели автономный дыхательный аппарат для подводного плавания, или акваланг. Сжатый воздух поступает из баллонов, укрепляемых на спине ныряльщика. Коммерческие акваланги снабжены всевозможными приспособлениями, чтобы облегчить работу ныряльщика. Есть гидрокостюмы с подогревом и даже аккумуляторные скутеры, помогающие ныряльщику передвигаться быстрее.

Погружение человека в океан сначала преследовало чисто практические цели: ремонт подводных частей кораблей или портовых сооружений и т. п. И только много лет спустя человек стал погружаться в глубины океана с научными целями. Но осуществление этой давнишней мечты человека было связано с чрезвычайно большими трудностями. Прежде всего, человека надо было изолировать от огромного давления воды. Давление столба воды высотой 10 м равно 1 атм. Но при погружении человека на эту глубину к давлению воды прибавляется еще давление столба положенного над ней воздуха, равное также 1 атм. Таким образом, находясь на глубине 10 м, человек испытывает уже давление в 2 атм.

Примитивный скафандр (гравюра).

Первый подводный аппарат для погружения человека, так называемый водолазный колокол, был построен в 1538 г. в испанском городе Толедо и испытан на реке Тахо. В 1660 г. немецкий физик И. X. Штурм и в 1717 г. английский астроном и геофизик Э. Галлей построили более совершенные водолазные колоколы. Колокол Галлея, несмотря на то что был деревянным, погружался на глубину 20 м и имел специальное отверстие для выдыхания воздуха. В 1719 г. -крестьянин подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил первое автономное водолазное снаряжение и создал проект первой подводной лодки, которую он назвал потаенным судном. По указанию Петра I такое судно было построено, но при испытаниях его повредили. После смерти Петра I правительство отказало Никонову в необходимых для ремонта судна средствах, и изобретение было забыто.

Гидростат «Север-1».

В дальнейшем появилось много новых конструкций водолазного снаряжения, но только в последней четверти XIX в. удалось создать такие технические устройства, которые позволили человеку свободно работать под водой. В 1882 г. открылась первая в России водолазная школа, что сыграло большую роль в развитии водолазного дела. В 1930 г. наши водолазы опускались на глубины 100-110 м в специальных скафандрах. В настоящее время водолазные скафандры позволяют человеку погружаться на глубины более 200 м. Эти тяжелые водолазные костюмы предназначены для спасательных, ремонтных и других работ.

Исследователям морей и океанов нужны были легкие водолазные аппараты, обеспечивающие большую подвижность человека под водой. Такие аппараты - акваланги - были созданы в 40-х годах XX в. французскими инженерами. Рекордная глубина погружения человека в акваланге около 100 м.

Но ни тяжелые, ни тем более легкие водолазные костюмы не обеспечивают"погружение человека на большие глубины.

Батискаф «Триест».

Ученые и инженеры многих стран разработали подводные аппараты - гидростаты и батисферы, которые опускались с судна на стальных тросах.

В СССР гидростат был построен в 1923 г., и в течение многих лет на нем велись работы в Черном море и Финском заливе. В последующие годы в нашей стране построены усовершенствованные гидростаты ГКС-6, «Север-1» и др. С их помощью можно было погружаться на глубину 600 м. В США, Италии и других странах также были построены гидростаты.

В 40-х годах появились новые подводные аппараты - батискафы, которые могли самостоятельно погружаться и всплывать с больших глубин. Первый батискаф был создан в 1948 г. швейцарцем О. Пи-каром и назван ФНРС-2. Первое погружение на нем совершено в Атлантическом океане до глубины лишь 25 м. Второй спуск был осуществлен без людей до глубины 1400 м.

В августе 1953 г. Ж. Гуо и П. Вильм на батискафе ФНРС-3 совершили погружение на глубину 2100 м. Этот рекорд просуществовал лишь полтора месяца. В конце сентября 1953 г. О. Пикар и его сын Ж. Пикар на батискафе «Триест» у берегов Западной Африки достигли глубины 3150 м. Но в феврале 1954 г. Ж. Гуо и П. Вильм в этом же районе океана погрузились до глубины 4050 м и установили новый рекорд.

В 1957 г. США приобрели и переоборудовали «Триест», и в 1959 г. началась новая серия рекордных погружений. 15 ноября 1959 г. в районе Марианских островов Тихого океана «Триест» достиг глубины 5530 м, а 8 января 1960 г. - 7025 м. В обоих этих погружениях участвовал Жак Пикар, в первом случае с Анд-реасом Рехнитцером и во втором с Доном Уолшем. 23 января 1960 г. отмечено величайшим событием в истории проникновения человека в глубины океана. Жак Пикар и Дон Уолш погрузились на батискафе «Триест» в Марианской впадине Тихого океана и достигли дна на глубине 10 912м (максимальная глубина Мирового океана в этой впадине 11 022 м). «Триест» оставался на дне Марианской впадины в течение 30 минут. Ученые воочию убедились в том, что, несмотря на огромное давление (1100 атм), самые глубинные слои воды океана населены живыми организмами. Исследователи измерили температуру (+ 3,0° С) и радиоактивность воды у самого дна впадины.

В СССР, США, Японии и других странах ученые и инженеры работали также над созданием управляемых подводных аппаратов для исследования средних глубин. Такими аппаратами стали научные океанографические подводные лодки и мезоскафы. Пока большее распространение получили подводные лодки. Первая из них - «Северянка» была оборудована в СССР и с 1958 г. ведет исследования в Баренцевом море.

В США в 60-х годах построили двухместные лодки-малютки «Кабмарин» и «Наутилетте» для биологических и геологических исследований на малых глубинах. Такова же вместимость и подводной лодки «Элвин», глубина ее погружения достигает 1850 м. Четырехместная лодка «Алюминаут» достигает 4500 м. В Японии в 1960 г. построили научно-исследовательскую четырехместную лодку «Куро-Сио», рассчитанную на погружение до 200 м, а в 1968 г. четырехместную научно-исследовательскую подводную лодку «Шинкай». Она предназначена для океанографических, рыбопромысловых и геологических наблюдений на глубинах до 600 м.

Другой вид подводного аппарата - двухместное «ныряющее блюдце» «Дениза» построено во Франции. Этот аппарат представляет собой компактную плоскую конструкцию диаметром лишь 2,85 м и высотой 1,4 м. Он транспортируется на судне и по мере необходимости погружается в воду. «Дениза» может совершать плавание на глубинах до 300 м и на расстоянии 3 миль (5,5 км).

Покорение человеком глубин океана имело чрезвычайно большое значение, особенно для изучения живых организмов и геологии дна. С помощью подводных аппаратов были получены новые данные об оптических и акустических свойствах воды океанов и морей.

Привет дорогие читатели! В этом посте главной темой будет исследование мирового океана. Океан очень красив и заманчив, в нем обитает множество различных видов рыб и не только, также океан помогает нашей Земле в выработке кислорода и играет важную роль в ее климате. Но люди, относительно недавно, детально занялись его изучением, и были удивлены результатами... Об этом читайте далее...

– это наука, которая связана с изучением . Также она нам помогает значительно углубить знания и о природных силах , в их числе горообразование, землетрясения, извержения вулканов.

Первые исследователи считали, что океан является препятствием на пути к отдаленным землям. Их мало интересовало, что находятся в глубинах океана, несмотря на тот факт, что мировой океан занимает более 70% поверхности Земли.

Именно по этой причине, еще 150 лет назад господствовало представление о том, что океанское дно – это лишенная любых элементов рельефа, огромная равнина.

В XX веке началось научное исследование океана. В 1872 – 1876 гг. состоялось первое серьезное плавание с научной целью, на борту британского судна «Челленджер», на котором было специальное снаряжение, а его команда состояла из ученых и моряков.

Во многом результаты этой океанографической экспедиции обогатили человеческие знания об океанах и их флоре и фауне.

В глубине океана.

На «Челленджере» для промера океанских глубин были особые лотлини, которые состояли из свинцовых шаров, весивших 91 кг, эти шары были закреплены на пеньковом канате.

Несколько часов могло длиться опускание на дно глубоководного желоба такого лотлиня, а вдобавок ко всему, этот метод довольно часто не обеспечивал нужной точности измерения больших глубин.

В 1920-е годы появились эхолоты. Это позволило определять океанскую глубина всего за несколько секунд по времени, истекшему между посылом звукового импульса и приемом отраженного дном сигнала.

Суда, которые были оснащены эхолотами, измеряли глубину по ходу следования и получали профиль океанского ложа. Новейшая система глубоководных промеров «Глория» появилась на судах, начиная с 1987 года. Эта система позволяла сканировать дно океана полосами шириной 60 м.

Использовавшиеся ранее для измерения океанских глубин, утяжеленные лотлини, часто были оснащены небольшими грунтовыми трубками для взятия с океанского дна проб грунта. У современных пробоотборников большой вес и размер, а погружаться они могут на глубину до 50 м в мягкие донные отложения.

Крупнейшие открытия.

Интенсивное исследование океана началось после Второй мировой войны. Открытия 1950 – 1960 гг., связанные с породами океанической коры, произвели революцию в науках о Земле.

Эти открытия доказали тот факт, что у океанов относительно молодой возраст, а также подтвердили, что породившее их движение литосферных плит и сегодня продолжается, медленно изменяя земной облик.

Движение литосферных плит вызывает извержения вулканов и землетрясения, а также приводит к образованию гор. Изучение океанической коры продолжается.

Судно «Гломар Челленджер» в период 1968 – 1983 гг. находилось в кругосветном плавании. Оно снабжало геологов ценной информацией, буря скважины в океанском дне.

Судно «Резолюшн» Объединенного океанографического общества глубокого бурения выполняло эту задачу в 1980-е гг. Это судно было способно производить подводные бурения на глубинах до 8300 м.

Сейсмические исследования также обеспечивают данными о донных океанских породах: ударные волны, посланные с поверхности воды отображаются от различных слоев породы по-разному.

В результате этого ученые получают очень ценную информацию о возможных месторождениях нефти и о структуре пород.

Для измерения скорости течения и температуры на разных глубинах, а так же для взятия проб воды используются другие автоматические приборы.

Искусственные спутники также играют важную роль: они осуществляют мониторинг океанических течений и температур, которые влияют на .

Именно благодаря этому мы получаем очень важную информацию об изменении климата и глобальном потеплении.

Аквалангисты в прибрежных водах могут без труда нырять на глубину до 100 м. Но на глубины, которые больше, они погружаются, постепенно повышая и сбрасывая давление.

Такой метод погружения успешно используют для обнаружения затонувших судов и на морских нефтепромыслах.

Этот метод дает намного больше возможностей при погружении, чем водолазный колокол или тяжелые водолазные костюмы.

Подводные аппараты.

Идеальное средство для исследования океанов – это подводные лодки. Но большая их часть принадлежит военным. По этой причине ученные создали свои аппараты.

Первые такие аппараты появились в 1930 – 1940 гг. Американский лейтенант Дональд Уолш и швейцарский ученый Жак Пиккар, в 1960 г. установили мировой рекорд погружения в самом глубоководном районе мира – в Марианском желобе Тихого океана (впадина Челленджера).

На батискафе «Триест» они опустились на глубину 10 917 м, а в глубинах океана обнаружили необычных рыб.

Но, вероятно, наиболее впечатляющими в более недавнем прошлом были события, связанные с крошечным батискафом «Элвин», с помощью которого в 1985 – 1986 гг. изучались обломки «Титаника» на глубине около 4 000 м.

Делаем вывод: огромный мировой океан изучен совсем немного и нам предстоит его изучать все более углубленно. И кто знает, какие нас ждут открытия в будущем... Это большая загадка, которая понемногу приоткрывается перед человечеством благодаря исследованию мирового океана.

Loading...Loading...