Религия Греции. Государственная религия Греции. Религия Древней Греции. IV. Древнегреческая религия и мифология

Мифы и легенды ранней Греции были одним из самых восхитительных явлений в культуре и быту народов средиземноморья. Но эти мифы и эта религия с богами древней Греции не были так однородны и прошли сложнейшую эволюцию. Ученые различают в мифологии три периода:

Первый период в развитии древних культов с древнегреческими богами - хтонический, по-другому его называют до олимпийским, классическим олимпийским, поздним героическим. Основные тенденции, которые характеризуют хтонический период, появились в древнегреческом обществе намного раньше, чем произошло дорийское завоевание XII в. до н. э. и даже раньше появления самых первых ахейских государств. Никаких источников не сохранилось, где бы эти воззрения были изложены полно и по порядку. Из-за этого появилась надобность в использование отдельных архаичных образов в религии богов древней Греции или мифологических эпизодов, которые были случайным образом, отражены в текстах, позднего периода развития Греции.

Сам термин "хтонический " появился от древнегреческого слова "хтон" - земля. В восприятии греков, земля была живым и всемогущем существом, которое все создает и все питает. Сущность земли проявлялась во всем, что могло окружать человека и в нем самом, это разъясняет то поклонение, с которым древние греки окружали символы божеств: необыкновенные камни, деревья и даже обычные доски.

Но обычный древний фетишизм смешивался у древних греков с анимизмом, это привело к тому, что в древней Греции появилась с богами сложная и необычная система верований. Так же, помимо богов у древних греков были и демоны. Это неизведанные и ужасные силы, которые не имели своего облика, но обладали великим могуществом, такие как:

Гарпии, которые по преданию являлись дочерями морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются в виде отвратительных полуптиц-полуженщин. Даже в их именах звучит буря: Аэлла - "ветер", Аэллопа - "вихрь", Подарга - "быстроногая", Окипета - "быстрая", Келайно - "мрачная". В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ.

От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее - в царстве мертвых;

  • - Горгоны, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное. Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое. Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам;
  • - Горгульи, воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, она бесследно исчезает. Горгульями называются также низшие демонические крылатые божества, посредники между богом и людьми. В христианских представлениях горгульи связаны исключительно со злой силой.

Горгульи известны как чудовища, украшающие средневековые храмы. Символизировали силы демонического и населенного драконами подземного мира. Считалось, что они укрощены высшей духовностью, средоточием которой является храм. Об этом свидетельствует их расположение в иерархии орнаменталистики: они всегда подчинены ангельским, небесным образам и не занимают центрального положения. Горгулья - образ сил хаоса, располагающегося на периферии мира, воплощение демонического начала, подчиненного высшей божественной воле. Являются неотъемлемой частью представления об упорядоченном мироздании как преодолевшем стадию хаоса; поставлены на службу ангелам либо другим божественным персонажам. В мифологиях других народов горгульями называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов;

Ламия, которая, по легендам, была возлюбленной Зевса и родила от него детей. Гера из ревности убила их и лишила возлюбленную верховного бога Зевса сна.

Ламия, скрывшись в мрачном подземелье, превратилась в чудовище, питавшееся людьми. Не имея возможности уснуть, это существо бродило ночами и высасывало кровь у встречных людей; ее жертвами чаще всего становились юноши. Чтобы уснуть, Ламия вынимала свои глаза, становясь на это время наиболее уязвимой;

Минотавр, чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Минос подозревал афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.

Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых людей, отправлявшихся на Крит. Там герою помогла влюбленная в него Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею нить, которая должна была помочь выйти из лабиринта. Тесей вошел в лабиринт и победил Минотавра;

Химера, чудовище, имевшее три головы: одна была львиная, вторая - козья, росла на спине, а третьей - змеиной - заканчивался хвост существа.

Передняя часть туловища у Химеры была львиной, а задняя - козьей. Из пасти чудовища вырывался огонь, которым оно уничтожало дома и посевы жителей Ликии. Считалось, что Химера обитала в труднодоступных горах отдаленной ликийской провинции. Ни один человек не решался близко подходить к ее жилищу, окруженному разлагающимися тушами обезглавленных животных. Царь Ликии несколько раз посылал свои войска, чтобы уничтожить Химеру, но ни один воин не вернулся живым из похода.

Сын царя Коринфа Беллерофонт, оседлав прекрасного Пегаса, подлетел к логову чудовища и увидел на земле существо размером с лошадь, которое изрыгало пламя и угрожающе рычало так, что воздух вокруг сотрясался.

Сняв с плеча лук, Беллерофонт выпустил в Химеру все стрелы и смог уничтожить грозного врага. После этого он спустился в долину, отрубил у Химеры головы и доставил одну из них царю Ликии.

Демоны появлялись из ниоткуда, вмешивались в быт людей, самыми ужасными и катастрофическими образами, а за тем исчезали. С демонами обычно в религии древней Греции связывали представления о чудовищах, которых на этом этапе становления греческой культуры, так же воспринимали, как божественную силу.

В этих представлениях о древнегреческих богах и в отличительном отношение к Земли, как к Великой Матери проглядываются отголоски задумок различных этапов становления греческой культуры - и очень раннего времени, когда человек не отделял себя от природы и создавал образы человекоподобных животных, и периода, когда женское господство в обществе подкреплялись повествованиями о огромной силе Земли. Но лишь одно соединяло все воззрения - представление о том, что древнегреческие боги равнодушны.

Второй период в развитии религиозных культов с древнегреческими богами- классический олимпийский. Боги в древней Греции воспринимались как очень могущественные существа, но и опасные, от которых нужно постоянно откупаться, для того что бы снискать от богов благих дел. Таким и пристает один из богов древней Греции - бог Пан, который в отличие от некоторых других древнегреческих богов, не стал монстром, а так и остался в древней Греции богом, он был покровителем полей и лесов. Его связывали с дикой природой, а не с обществом человека, и, несмотря на склонность к развлечением, может вселять в людей страх. С ногами козла и рогами, он появлялся, когда солнце было в своем зените и все замирало от жары, это время считалось таким же опасным, как и ночь. Бог древней Греции - Пан, мог быть и справедливым и добрым, но все, же встречаться с этим богом лучше не стоит, он сохранил в себе звериный облик, который ему дала сама Мать - Земля;

Развал матриархата и начало перехода к патриархату, становление начальных государств ахейце - все эти факторы стали импульсом к полному видоизменению всей мифологии, к отходу от устаревших богов древней Греции и возникновению новых. Так же как и у других людей, богов, которые были бездушными силами природы, заменяют в религии древней Греции другие боги, которые в свою очередь были покровителями отдельных человеческих групп. Группы были объедены по различным признакам: сословным, классовым, профессиональным, но у них всех было, то, что их объединяло - все эти люди не были дружны с природой, они стремились взять себе ее во власть, сделать из нее что-то новое, принудительно заставить подчиниться человеку. Ведь не случайно, древнейшие мифы олимпийского цикла стартуют с изгнания существ, которым в ранние времена подчинялись, как богам. Божество древней Греции - Аполлон убивает великанов и дракона, люди - полубоги, убивают других существ: Химеру, Медузу, Гидру. Как раз в этот период, Зевс празднует победу над богами древнего мира, он становится в религии древней Греции царем богов космоса. Образ Зевса получился весьма сложным и сформировался не за один день. Полный образ Зевса сложился только после дорийской победы, люди, пришедшие с севера, воздвигли его в абсолютные боги. В равновесном мире, у Зевса появлялись дети от обычных земных женщин, которые завершали дело своего знаменитого отца, уничтожая чудовищ, которые остались.

Дети богов в религии и мифологии древней Греции - это герои, символизирующие единство мира простых людей и богов, связь с ними и вниманием, с которым боги следят за народом. Боги оказывают содействие героям, а под их гнев попадают нерадивые граждане. Демоны в этот период тоже приобретают другое лицо, теперь они становятся духами, обитаю Из такого антропоморфического представления о божестве развились и понятия о культовой статуе бога, которой можно было поклоняться, и о храме, где эта статуя стояла и где жрецы день за днем несли службу богу или богине, внимая их указаниям и исполняя их волю.

Третий период становления религии богов древней Греции - поздний героический. Развитие и становление государства, общество становится более сложным, а с ним и отношения в обществе, постепенно, как греки получают представление об окружающем их мире, у них складывается ощущение трагичности, они уверенны, что в мире творится зло. В период, когда герои получили наибольшее развитие, снова появляется мнение, что есть сила, которой подчиняется все живое и не живое, в том числе и сами боги мифологии древней Греции. Перед этой силой падает и великий Зевс, в это время и Зевсу приходится не сладко, ему приходится выбивать из титана Прометея сведения о своей судьбе, приходится наблюдать за тем, как его сын Геракл подвергается всевозможным испытаниям.

Боги в религии древней Греции не очень милостиво были настроены по отношению к людям. За нарушение их воли наказания носили ужасный характер. Тантал, например, вечно мучил от жажды и голода, Иксион приковывал к огненному колесу, которое вращалось.

В поздних греческих обществах религия в мире древней Греции постепенно приходила в упадок, выражаясь простыми исполнениями традиционных обрядов, а мифология стала обычной сокровищницей сюжетов и образов.

и Древнем Риме

На становление культуры Европы значительное влияние оказало религиозно-мифологическое наследие древних греков и римлян. Греческой и римской религиям были свойственны политеизм и религиозный синкретизм, антропоморфизм богов, обожествление стихий природы, видов производительной деятельности, сил и закономерностей космического и социального порядка. Эти религии не создали священных текстов, но получили отражение в богатой античной литературе – работах Гомера («Илиада» , «Одиссея» ), Гесиода («Теогония» ), Аполлодора («Библиотека»), Геродота, Полибия, Овидия, Вергилия и др .

Древнегреческая религия имеет истоки в верованиях Крито-Микенской цивилизации , существовавшей в III–II тыс. до н.э. на островах Эгейского моря и юге Балкан. Религиозному сознанию того времени были свойственны тотемистические представления, культы плодородия и производящих сил природы, почитание предков. Осознание критянами кровного родства с животным миром выражалось в культовых статуэтках животных и изображениях их на печатях-талисманах. Воплощением культа производящих сил природы выступал священный бык. Критяне поклонялись Великой Богине-Матери , покровительнице плодородия. Большое значение придавалось культу предков и погребальной обрядности, о чем свидетельствуют монументальные гробницы критской и микенской знати. Одним из самых распространенных сакральных предметов был двойной топор – лабрис , атрибут власти богов. Украшенный изображениями лабриса Кносский дворец, имевший множество запутанных ходов, был назван древними греками лабиринтом. Они сложили легенды о Дедале , построившем на Крите дворец-лабиринт для чудовища – человекобыка Минотавра , сына Посейдона (Зевса), и об аттическом герое Тесее , которому дочь критского царя Миноса Ариадна вручила клубок ниток, чтобы тот смог выбраться из лабиринта после победы над Минотавром. В микенских текстах упоминаются боги, характерные для будущего греческого пантеона – Зевс, Посейдон, Артемида, Гера и др. Микенские документы сообщают о религиозных празднествах, обрядах жертвоприношения, значительной роли в жизни общества святилищ и жреческого сословия.

Возникновение собственно греческой религии относят к рубежу II–I тыс. до н.э. Религиозным представлениям греков было свойственно всеобщее одушевление природы. Большое место в их религиозном сознании занимали фетишистские, тотемистические и анимистические представления, причем сохранялись они на протяжении всей античности. Древнейшие культы священных камней, животных и растений в дальнейшем связываются с представлениями о богах. Так, Зевса почитали в виде камня омфал («пуп земли») в Дельфах, в виде каменной пирамиды – в Сикионе, в виде лабриса – на Крите. Божеств нередко символизировали священные растения. Виноградная лоза была атрибутом Диониса, лавр – Аполлона, дуб – Зевса и т.п. Многие божества сопровождались знаками животных, которые считались их возможными воплощениями (у Афины – змея и сова, у Аполлона – волк, у Зевса – орел, и др.). Существовали и образы сверхъестественных зооморфных существ – кентавры, Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Горгона, Тифон, Цербер и т.п.

Преимущественно на основе одушевления сил и стихий природы складываются представления о богах, которые мыслились их неземными воплощениями и покровителями. Так, Гефест первоначально выражал стихию огня, Аполлон – солнечного света, Зевс – небесной непогоды, грома и дождя, Посейдон – землетрясений, Фемида – стихийных сил земли, Афина и Афродита – плодородия и т.п. В дальнейшем, по мере усложнения социальной жизни, меняются и функции богов, они становятся олицетворениями не стихийного, а упорядоченного и гармонического мира. При участии Гомера и Гесиода утверждается представление об олимпийском пантеоне, получившем свое название от места пребывания богов – горы Олимп.

В целом греческая мифология выделяла три поколения богов, смена которых знаменовала собой процесс упорядочения космоса. Согласно древнейшей космогонии, первопотенциями сущего были Хаос (мировая пустота), Гея (мать-земля), Тартар (недра земли) и Эрот (или Эрос – жизненная сила любви). Гея сама из себя произвела Урана – небо, а от брака с ним – горы, нимф, море Понт, циклопов, сторуких, и второе поколение богов – титанов . Ужасные дети Урана были ему ненавистны, поэтому он не выпускал их из утробы Геи. По наущению матери младший из титанов Крон оскопляет Урана, отстраняя тем самым от продолжения рода богов-чудовищ. Свергнув отца, он занимает место верховного бога. От Крона и титаниды Реи рождаются Аид, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера и Зевс . Желая избежать предсказания о захвате его власти сыном, Крон проглатывал своих детей. Этой участи избежал Зевс, вместо которого Крону подложили запеленатый камень (омфал ). Возмужав, Зевс выпускает на свет своих братьев и сестер, во главе которых одерживает победу в войне с титанами. Поверженные титаны были сброшены в Тартар, а Зевс разделил с братьями власть над миром. Он стал господствовать на небе, Посейдон – на морях, Аид – в царстве мертвых. Если архаические боги олицетворяли катастрофические стихии природы и грубую силу, не ведали разумности и меры, то олимпийцы – героизм и мудрую гармонию космоса.

К высшим олимпийским богам греками обычно причислялись: Зевс – верховный властитель мира, царь богов и людей; Гера – верховная богиня и покровительница брака, сестра и супруга Зевса; Посейдон – властитель моря, брат Зевса; Деметра – богиня земледелия и плодородия, сестра Зевса и жена Посейдона; Гермес – сын Зевса, гонец и исполнитель его воли, покровитель путников, торговли и обмана; Афина – богиня мудрости, справедливой войны, наук и искусств, дочь Зевса; Гефест – основатель кузнечного дела и покровитель ремесленников; Гестия – богиня огня и домашнего очага, сестра Зевса; Арес – бог разрушительных и многострадальных войн, сын Зевса; Афродита – богиня красоты, любви и брака, дочь Зевса; Аполлон – бог оракулов и покровитель искусств, сын Зевса; Артемида – богиня охоты и живой природы, растительности и плодородия, жена Аполлона.

Среди множества других богов выделялись: Аид – бог загробного мира, брат Зевса; Персефона – богиня душ умерших, жена Аида; Эрос – бог любви; Дионис – бог виноградарства и виноделия; Гелиос – бог солнца; Селена – богиня луны; Мойры – богини судьбы, ведающие нитью человеческой жизни; Немесида – богиня справедливой мести; Фемида – богиня права и справедливости; Мнемозина – богиня памяти; Асклепий – бог врачевания; Музы – богини искусств; Пан – божество стад, лесов и полей, покровитель пастухов. Существовали также божества – персонификации ночи (Никс ), смерти (Танатос ), сна (Гипнос ), дня (Гемера ), мрака (Эреб ), победы (Ника ) и др.

Боги наделялись не только антропоморфным обликом, но и человеческими чертами, были подобны людям своим поведением. Над ними так же властвовала судьба, но они, в отличие от людей, были бессмертны и обладали сверхчеловеческой силой, не знали ответственности за свои дела и поступки. Наряду с богами свое место в мифологии греков отводилось культурным героям (Прометей и др.), полубожественным (Гераклит , Персей и др.) и смертным (Тесей , аргонавты и др.) героям-воителям.

В эпоху эллинизма в условиях распада Греции и роста скепсиса по отношению к традиционным богам усиливается религиозный синкретизм – смешение греческих и восточных культов. Особую популярность приобрели египетская богиня Исида и фрагийская Великая Мать Кибела , индоиранский бог Митра . Создается культ Сераписа – бога подземного царства, плодородия, моря и здоровья, соединившего в себе черты Осириса, Аида, Аписа, Асклепия и Зевса. Стремление к универсализму религии привело к строительству пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу.

Огромное значение древние греки придавали культу предков . Строжайшей обязанностью родственников были похороны с жертвоприношениями и тризной. Считалось, что пренебрежение этой традицией обернется несчастьем для души умершего и его родственников, поскольку мертвец станет несчастным скитальцем, творящим из мести злодеяния живым. Мыслилось, что душа после смерти оставляет тело и в образе тени (птицы) переходит в потусторонний подземный мир аид – царство Аида, вход в который охраняет чудовищный пес Цербер . Душу туда приводит проводник – Гермес, а Харон перевозит ее через разделяющие миры реку Стикс .

В обрядовой деятельности преобладали государственные культы в честь богов – покровителей полисов. Для их отправления возводились украшенные статуями богов храмы. Наиболее известны были святилища Афины в афинском Акрополе, Геры – на острове Самос, Аполлона – в Дельфах, Зевса – в Афинах, Додоне, Олимпии. Участие в официальных полисных культах считалось обязательным.

Основные компоненты греческой обрядности – жертвоприношения богам (кровавые и бескровные – плодами, злаками и т.п.), молитвы, ритуальные песнопения (гимны), магические обряды колдовства и др. Обрядами руководили жрецы, в роли которых могли выступать как потомственные священнослужители, сословие которых формировалось при храмах, так и главы семей, и избранные полисом лица. В честь богов устраивались разнообразные празднества. Наиболее известны Великие Панафинеи в честь Афины, состоявшие из ночных представлений при факелах, ритуального шествия к Акрополю, принесения в жертву ста быков, ритуального пира, состязаний атлетов, музыкантов, чтецов, обрядовых танцев и т.п. Сложным ритуальным комплексом обладали мистерии – тайные ритуалы для посвященных. Наиболее известны древние мистерии в честь Деметры и Диониса (др. – Вакх, отсюда – вакханалии). Практиковались и обряды предсказаний . Самое известное и почитаемое для греков место пророчеств – святилище в Дельфах в честь Аполлона. Считалось, что божья воля извещается прорицательницами – пифиями , которые в состоянии экстаза изрекали знаки судьбы (оракул ) – фразы, которые облекались затем в стихотворную форму и подлежали толкованию. Кроме Дельфийского оракула почитались и другие, прежде всего Додонский при храме Зевса, где судьба предсказывалась по шелесту листьев священного дуба.

Религия древних римлян , возникновение которой относят к VIII в. до н.э. , сформировалась на основе верований италийских племен при значительном влиянии этрусков и древних греков. Первоначальная религия римлян имела фетишистский и тотемистических характер: почитались священные рощи, деревья (смоковница, дуб) и животные (волк, орел и т.п.). Анимистическую основу имела вера в богов-покровителей природы, сельской жизни и сельского труда. Почитались божества неба и погоды (Юпитер ), рощ (Лукарис ), лесов (Сильван ), скотоводства и земледелия (Фавн ), хлебов (Цецера ), садов (Венера ), виноградников (Либер ), пашни (Деа Диа ), цветения (Флора ) и др.

На основе заимствований у греков и этрусков в конце III в. до н.э. в Риме был утвержден официальный пантеон из двенадцати «согласных между собой богов» . В него вошли Юпитер (греч. Зевс, этр. Тин) – громовержец и царь богов; Юнона (греч. Гея, этр. Уни) – покровительница брака и матерей; Аполлон (этр. Аплу) – бог света и жизни, вдохновения и прорицаний; Диана (греч. Артемида) – богиня растительности и плодородия, охоты, деторождения; Нептун (греч. Посейдон, этр. Нефунс) – бог морей; Минерва (греч. Афина, этр. Менрва) – покровительница искусств и ремесел; Марс (греч. Арес, этр. Марис) – бог войны; Венера (греч. Афродита) – богиня красоты, прародительница римлян; Вулкан (греч. Гефест, этр. Сефланс) – бог огня и кузнечного ремесла; Веста (греч. Гестия) – богиня священного очага римской общины и дома; Меркурий (греч. Гермес, этр. Турмс) – вестник богов, покровитель торговли, купцов и прибыли; Цецера (греч. Деметра) – богиня земледелия, покровительница сельской общины.

Среди других богов выделялись бог неба Сатурн (греч. Крон, этр. Сатре), бог народного собрания Квирин (Ромул ), покровительница римской общины Деа Рома . Римское государство олицетворял Рома , правосудие – Юстиция . Особо почитался также двуликий Янус – обращенный одновременно в прошлое и будущее бог входов и выходов, дверей и всякого начала. Большое значение римляне придавали понятиям фатума и фортуны. Фатум олицетворял предопределенность судьбы человека. Фортуна олицетворяла удачу и случайность успеха, судьбу.

Богам посвящались статуи и алтари, возводились храмы. Наибольшую известность имели римские храмы в честь Юпитера, Юноны, Марса, Весты, Януса, Фортуны. В честь богов и событий государственного значения устраивались пышные праздники, число дней которых в году могло доходить до двухсот. Особенностью римской религиозности было скрупулезное соблюдение всех ритуалов, что привело к образованию многочисленного, объединенного в коллегии жречества. Римские жрецы были, по сравнению с греческими, более влиятельными, но и они являлись выборными должностными лицами. Жрецы наиболее уважаемой коллегии понтификов осуществляли надзор за богослужениями других жрецов, толковали обычаи и законы. Жрецы фламины отвечали за принесение жертв богам, жрицы весталки – за поддержание в храме Весты вечного огня как символа незыблемости государства. Весталки пользовались особыми привилегиями: их свидетельства в суде не требовали присяги, оскорбление каралось смертью, а встреченные ими осужденные на казнь преступники обретали свободу. Сивиллиные жрецы в критических для Рима обстоятельствах обращались для выяснения воли богов к книгам легендарных пророчиц Сивилл. Большой популярностью пользовались заимствованные у этрусков системы гаданий. Так, жрецы гаруспики гадали по внутренностям животных и ударам молний, а авгуры предсказывали будущее по полету и поведению птиц.

Римляне обязаны были чтить богов, участвовать в отправлении официальных ритуалов, но ничуть не меньшее значение придавали семейно-родовым культам. Свою безопасность и благополучие они вверяли многочисленным божествам. Считали, что человек пользуется их покровительством уже с момента рождения: Ватикан отвечал за первый крик ребенка, Куба – за его перенесении из колыбели в кровать, Нундина – за наречение имени и т.п. Римляне верили, что их домашний очаг, хозяйство и семью охраняют лары и пенаты , двери жилища – Янус , что женщин опекает Юнона , а каждый мужчина имеет духа-покровителя – гения . Своими гениями наделяли также семьи, общины, города и государство в целом. Считалось, что души умерших родственников при точном соблюдении похоронного ритуала превращаются в добрых духов-покровителей семьи (маны ), а души непогребенных становятся злыми и мстительными лемурами .

Важная особенность древнеримской религии – ее политизированный характер. В ее основе лежали не космологические мифы, как у греков, а исторические легенды и предания. Рим мыслился как основанный по предначертанию богов, а римский народ – как избранный богами, чтобы править миром. В императорский период истории Рима (рубеж н.э. – 476 г.) появляется культ императора . Первым был обожествлен после своей смерти Цезарь, а при Августе, удостоенном божественности уже при жизни, культ императора стал центральным элементом государственной религии.

В поздний период римской истории усиливается религиозный синкретизм и влияние восточных культов Кибелы, Митры, Исиды и др., в честь которых воздвигали храмы и устраивались празднества. Широко распространились астрология, оккультизм, мистическая обрядность. С того времени во все европейские языки вошло слово «фанатизм »: римляне прозвали фанатиками (с лат. «безумные», «неистовые») жрецов Белонны, которые при отправлении ее культа бегали в исступлении по храму, нанося друг другу раны. В обстановке идейных исканий I в. появилось множество мистиков и пророков, среди которых выделялись проповедники новой, монотеистической религии – христианства, завоевывавшие все большую популярность среди обездоленных слоев общества.

История религии: конспект лекций Аникин Даниил Александрович

2.5. Религия Древней Греции

2.5. Религия Древней Греции

Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных представлений, свойственных древним грекам, прошел несколько стадий, связанных с изменением социального устройства и самого народа – носителя этих представлений.

Минойская эпоха (III–II тысячелетия до н. э.). Греки отделились от индоевропейского корня и заняли принадлежащую им ныне территорию лишь во II тысячелетии до н. э., придя на смену другой, более древней и развитой культуре. Иероглифическое письмо, сохранившееся от этой эпохи (которую принято называть минойской), до сих пор полностью не расшифровано, поэтому о религиозных представлениях предшественников греков, обитавших на Крите и полуострове Пелопоннес, можно судить лишь по сохранившимся в религии уже самих греков пережиткам. Боги у обитателей Крита носили зооморфный (звероподобный) характер: они изображались в виде зверей и птиц, следствием чего и явился, очевидно, миф о Минотавре – существе, обладавшем телом человека и головой быка. Интересно, что большинство дошедших до нас сведений относится к божествам женского пола, в то время как мужские божества либо присутствовали в минойской религии на втором плане, либо связанные с ними ритуалы были окутаны покровом тайны, не допускавшим излишних высказываний. Широко распространены были и земледельческие культы – именно у местных обителей греки позднейшей эпохи позаимствовали представления об умирающем и вновь воскресающем божестве, смерть и возрождение которого символизировали восстановление природы после периода засухи.

Микенская эпоха (XV–XIII вв. до н. э.). Именно эта религия оказалась сохранена в древнейшей из дошедших до нас греческих эпических поэм – «Илиаде» Гомера. Несмотря на политическую раздробленность, греки в этот период сумели сохранить культурное единство, восходящее к общим индоевропейским корням, интегрировав в существовавшие у них религиозные представления отдельные элементы религии местного населения. Главным божеством греков в этот период, насколько можно судить по сохранившимся источникам, был Посейдон, выполнявший не только функцию повелителя морей, которую ему приписали греки классической эпохи, но и распоряжавшийся сушей. В сохранившихся источниках упоминается и Зевс, само имя которого носит индоевропейское происхождение (Zeus = deus, т. е. в буквальном смысле это не имя, а эпитет, означающий принадлежность божеству), но он явно играет подчиненную роль. Другим значимым божеством микенской эпохи является Афина, но не в более привычной нам ипостаси богини мудрости, а в качестве богини-покровительницы, распространяющей свое покровительство на отдельные аристократические роды или целые города.

Относительно культовой составляющей можно сказать, что жертвоприношения в микенской Греции выступали обычным атрибутом любого религиозного празднества, но приносили в жертву не пленников, а домашний скот (чаще всего быков), причем количество приносимых в жертву животных могло быть весьма значительным. Осуществляли жертвоприношения специальные жрецы и жрицы, хотя специальных храмов, посвященных отдельным богам, микенские греки не строили. Святилищами обыкновенно выступали жертвенники в священных местах или оракулы, в которых воля бога провозглашалась устами впадающих в мистический транс верховных жрецов.

Классическая эпоха (IX–IV вв. до н. э.). Вторжение в Грецию в XII в. до н. э. дорийских племен, принадлежавших к другой ветви индоевропейских народов, повлекло за собой культурный упадок, который получил в исследовательской литературе название «темных веков». Получившаяся в результате очередного синтеза религия приобрела общегреческое значение, оформившись в виде целостного пантеона богов во главе с Зевсом. Все боги, почитавшиеся в отдельных областях Греции (Гера, Дионис) или носящие заимствованный характер (Аполлон, Артемида), вошли в божественный пантеон на правах детей или братьев Зевса.

В произведении древнегреческого поэта Гесиода (VIII в. до н. э.) «Теология» («Происхождение богов») представлена целостная картина сотворения мира. Мир не создан из ничего, он получился в результате упорядочивания первозданного Хаоса и возникновения нескольких божеств – Геи (земли), Тартара (подземного царства) и Эроса (животворящей силы). Гея, породив Урана (небо), вступает с ним в брак и становится матерью старшего поколения богов – титанов во главе с Кроном. Крон свергает своего отца и, пытаясь избежать подобной же судьбы, пожирает своих детей, которых ему рожает все та же Гея. Греки эллинистической эпохи, пытаясь рационально осмыслить этот миф, соотносили имя бога Крона со словом hronos – время, утверждая, что в аллегорической форме их предки пытались выказать следующую мысль: время безжалостно по отношению к своим собственным детям – людям. Крона, согласно предсказанию, свергает с престола и отправляет в Тартар собственный сын Зевс, который становится повелителем суши, отдавая своим братьям во владения другие сферы: Посейдону– море, Аиду – подземное царство. В классической Греции Зевс выступает в качестве верховного бога, сохраняя присущую ему еще у индоевропейцев функцию бога-громовержца, повелителя грозы и бури. Изменяются функции некоторых других богов: Гера из богини-воительницы становится женой Зевса и покровительницей семейного очага; детьми Зевса и покровителями соответственно искусства и охоты становятся Аполлон и Артемида, имеющие малоазийское происхождение.

Другим нововведением классической эпохи становится появление культа героев, к которым возводили свое происхождение отдельные аристократические роды, точнее говоря, подобные культы существовали и раньше, но теперь они начинают соотноситься с божественным пантеоном. Герои приобретают статус полубогов, становясь детьми Зевса от связей со смертными женщинами, а самым великим из них, без сомнения, провозглашается Геракл, к которому возводили свой род цари Спарты, Македонии и некоторых других областей Греции. Более частным проявлением этого культа служили почести, воздаваемые победителям Олимпийских игр в их родных городах: победившему атлету на средства горожан сооружалась статуя и обеспечивалось пожизненное пропитание, а некоторые из них после смерти становились и покровителями собственного города, приобретая полубожественный статус.

Эпоха эллинизма, начавшаяся победоносным завоеванием Александром Македонским Персии и Египта, внесла свои новшества в греческую религию: на исконно греческой территории утверждаются культы пришлых божеств – Исиды, Амона-Ра, Адониса. Знаки почтения по отношению к царю окрашиваются религиозным чувством, в чем также можно увидеть восточное влияние: происходит обожествление фигуры царя, чего греки предшествующих эпох вряд ли могли себе представить. В таком видоизмененном виде, подвергаясь насмешкам со стороны писателей (Лукиан) и нападкам со стороны раннехристианских мыслителей (Тертуллиан), греческая религия дожила до распада Римской империи, после чего ее следы теряются.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Классическая эпоха - время наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Именно тогда реализовались те потенции, которые вызревали и возникли в предшествующую, архаическую эпоху. Сложилось несколько факторов, обеспечивавших взлет

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава IV. История Древней Греции ПРЕДАНИЯ ЭЛЛАДЫ Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Гесиод. Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась

автора Андреев Юрий Викторович

3. Зарубежная историография Древней Греции XX в. С начала 20–х годов XX в. начался новый период в развитии зарубежной историографии. На ее состояние оказывали сильное влияние общие условия общественной жизни Европы, сложившиеся после разрушительной мировой войны,

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

НАРОДЫ И ЯЗЫКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Балканский полуостров и острова Эгейского моря были заселены еще в эпоху палеолита. С тех пор по этой территории прокатилась не одна волна переселенцев. Окончательно этническая карта эгейского региона сложилась после расселения

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Наука и техника в Древней Греции Когда жители при вторжении дорийцев бежали из Греции, они расселялись вдоль западного побережья Малой Азии. Места получили наименование Ионии. Рассказ о греческой научной мысли можно начать с упоминания имени Прометея. Легенда гласит,

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Историки и географы Древней Греции Сенека считал, что основной наукой античности является философия, ибо только она «исследует весь мир». Но философия без истории все равно что душа без тела. Разумеется, одни лишь мифы и поэтические картины исторического процесса при

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Культура Древней Греции Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эл­лада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укла­дов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовла­дельческого

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Дипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 12. Арии в Древней Греции Нет, мертвые не умерли для нас! Есть старое шотландское преданье, Что тени их, незримые для глаз, В полночный час к нам ходят на свиданье… . . . . . . . . . . . . . . . Мы сказками предания зовем, Мы глухи днем, мы дня не понимаем; Но в сумраке мы сказками

автора

Раздел III История Древней Греции

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

Глава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились

В древнегреческом мире религия была личной, прямой и присутствующей во всех сферах жизни. С формальными ритуалами, которые включали жертвы и возлияния животных, мифы, объясняющие происхождение человечества и дающие богам человеческое лицо, храмы, которые доминировали в городском ландшафте, городских фестивалях и национальных спортивных и художественных конкурсах, религия никогда не была далека от ума древнегреческий. В то время как индивидуум мог составить свое мнение о степени своей религиозной веры, а некоторые, возможно, были полностью скептичны, некоторые основы должны были быть достаточно широко распространены для того, чтобы греческое правительство и общество функционировали: существовали боги, они могли влиять на людей и они приветствовали и откликнулись на действия благочестия и поклонения.

БОГИ
Политеистическая греческая религия охватывала множество богов, каждая из которых представляла собой определенную грань человеческого состояния, и даже абстрактные идеи, такие как справедливость и мудрость, могли иметь собственное олицетворение. Однако самыми важными богами были боги олимпийцев, возглавляемые Зевсом. Это Афины, Аполлон, Посейдон, Гермес, Гера, Афродита, Деметра, Арес, Артемида, Аид, Гефеис и Дионис. Считалось, что эти боги проживают на горе. Олимпос и были бы признаны по всей Греции, хотя и с некоторыми местными вариациями и, возможно, с особыми атрибутами и ассоциациями.

В греческом воображении, литературе и искусстве богам давались человеческие тела и персонажи - как хорошие, так и плохие - и как обычные мужчины и женщины, они выходили замуж, имели детей (часто через незаконные дела), воевали и в рассказах греческой мифологии, они непосредственно вмешивались в человеческие дела. Эти традиции были впервые перечислены только в устной форме, поскольку в греческой религии не было священного текста, а затем были предприняты попытки написать эту устную традицию, в частности, Гесиодом в его Теогонии и более косвенно в работах Гомера.

Боги стали покровителями городов, например, Афродитой для Коринфа и Гелиоса для Родоса, и были призваны на помощь в определенных ситуациях, например, Аресу во время войны и Гере для свадьбы. Некоторые боги были завезены из-за границы, например, Адонис, и включены в греческий пантеон, в то время как реки и источники могли взять на себя очень локализованную персонифицированную форму, такую как нимфы.

ТЕМПЫ, РИТУАЛЫ И ПРАВА
Храм (naos - смысл места обитания в отношении веры в то, что бог жил в этом месте или, по крайней мере, временно посещался во время ритуалов), был местом, где в особых случаях религия принимала более формальный тон. Богам поклонялись на священных местах и храмах во всех крупных греческих общинах в церемониях, проводимых священниками и их слугами.

Сначала священные места были просто простым алтарем в обозначенной области, но со временем массивные храмы стали строиться в честь конкретного бога, и в них обычно находилась культовая статуя божества, наиболее известная огромная статуя Афины в Парфенон из Афин или Зевс в Олимпии. Со временем в главном храме мог возникнуть целый комплекс храмов для меньших богов, создавая большой священный комплекс, часто построенный на акрополе, доминирующем над городом или окрестностью. Эта священная область (temenos) была отделена от остальной части сообщества символическими воротами или пропилоном, и на самом деле считалось, что этот район принадлежит определенному божеству, о котором идет речь. Священные места также получали финансовые пожертвования и посвящения статуй, фонтанов и даже зданий от верующих, часто, чтобы отпраздновать великую военную победу и благодарить богов, а в более крупных святилищах также были постоянные опекуны (неокорой), которые отвечали за содержание сайт.

Сам храм, тем не менее, не использовался во время религиозных практик, поскольку они проводились на назначенном алтаре за пределами храма. Древние авторы часто демонстрируют нежелание входить в явные подробности религиозных обрядов и обрядов, как если бы они были слишком священными, чтобы их публиковали в письменном слове. То, что мы знаем, состоит в том, что наиболее распространенными религиозными практиками были жертвоприношение и лишение возлияний, все это сопровождалось молитвами в честь бога. Животные, которых приносили в жертву, обычно были свиньи, овцы, козы или коровы и всегда были тем же самым сексом, что и бог, который был удостоен чести. Затем мясо либо полностью сжигалось, либо готовилось, а часть предлагалась богу, а остальное было съедено кем-то или всеми поклонниками или увезено, чтобы его съели позже. Фактическое убийство животного осуществлялось мясником или поваром (megeiras), в то время как молодая девушка посыпала семена на голову животных, возможно, символизируя жизнь и возрождение в момент смерти животного. Другие такие ритуалы включали изучение недр жертвоприношений животных, чтобы выявить признаки, которые могли бы помочь предсказать будущие события.

Тогда священники организовали религиозные церемонии и произнесли молитвы. Позиция, как правило, была открыта для всех и однажды взяла на себя роль, особенно когда она носила священный оголовье, тело священника стало неприкосновенным. Священники служили конкретному богу, но они не обязательно были религиозными экспертами. По богословским вопросам гражданин мог проконсультироваться с экзегетами, государственными чиновниками, знающими религиозные дела. Женщины также могут быть священниками, что, возможно, удивительно, учитывая их отсутствие какой-либо другой общественной роли в греческом обществе. Часто, но не всегда, священник был того же пола, что и бог, которого они представляли. У жриц было дополнительное ограничение, которое они чаще всего выбирали, потому что они были девственницами или вне менопаузы. С другой стороны, верующие могут быть обоими полами, а те ритуалы с ограничениями могут исключать либо мужчин, либо женщин.

ТАЙНЫ И ОРАКИ
В дополнение к официальным и общественным религиозным обрядам было также много обрядов, которые были открыты и известны только инициатором, который их исполнял, самым известным примером которого были Тайны Элеусиса. В этих закрытых группах члены полагали, что определенные виды деятельности приносили духовные выгоды, в том числе лучшие послезавтра.

Места также могли приобретать божественную связь; великие оракулы, такие как Аполлон в Дельфах и Зевсе в Додоне, вполне могли начаться как места, которые считались особенно хорошими, чтобы получать знаки от богов. Такие места стали чрезвычайно важными центрами с их священными оракулами, с которыми консультировались как отдельные лица, так и города-государства, чтобы довольно расплывчатые и двусмысленные прокламации могли помочь в руководстве их будущим поведением.

ФЕСТИВАЛИ И ИГРЫ
Атлетические игры и конкурсы в музыке (особенно в китаре и лире) и в театре (как трагедия, так и комедия) проводились во время таких фестивалей, как Афинская городская Дионисия и Панеллианские игры на самых важных священных участках Олимпии, Дельфы, Немей, и Истмия, чтобы почитать конкретного бога. В этих мероприятиях приняли участие гости со всей Греции, и этот опыт, возможно, был более сродни паломничеству, а не простому спортивному фанату. Иллюстрируя их священный статус, во время этих событий запрещалась война, а паломникам гарантировалось свободное прохождение через Грецию. Тем не менее, были также более мелкие фестивали, иногда посещаемые очень определенным количеством людей, например, Архефория в Афинах, в которой участвовали только жрицы и не более четырех молодых девушек.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ
Несмотря на то, что исторический отчет показывает многое о формальных религиозных событиях и церемонии, мы должны помнить, что греческая религия фактически практиковалась в любом месте, в любое время, частными лицами очень индивидуально. Например, не только храмы, но и очаг в частных домах считались священными. Люди могли также посетить храм в любое время, когда захотят, и было принято говорить молитву, даже когда они просто проходили мимо них на улице. Люди оставляли такие предложения, как ладан, цветы и пищу, без сомнения, с обнадеживающей молитвой или благодарностью за прошлый поступок. Люди могли также организовать свою собственную жертву, если бы у них были средства для этого, и они были отмечены тысячами каменных рельефных маркеров, найденных на священных местах. Кроме того, храмы часто посещались, чтобы искать исцеления, особенно на тех участках, которые связаны с Асклепием, богом медицины, особенно в Эпидавре.

Люди также искали знаки от богов в повседневной жизни и интерпретировали эти признаки как индикаторы будущих событий. Такие знаки могут быть птицами в небе или устным словом между друзьями, сказанными в определенный момент, или даже простым чиханием, которое может быть истолковано как благоприятное или неблагоприятное предзнаменование.

Такие убеждения и, действительно, некоторые аспекты религии, такие как безнравственность богов, изображаемых в искусстве, подвергались серьезной критике со стороны интеллектуалов, художников и философов с 5-го века до нашей эры, но они могут или не могут отражать общепринятые взгляды более широкого населения, и из богатых археологических и письменных записей трудно поверить, что религия была чем-то вроде фундаментальной части жизни для обычных жителей древнегреческого мира.

67. Религия греков

Хотя эллины и заимствовали некоторые культы у своих соседей, но основа их религиозных верований была общеарийская: это было поклонение явлениям и силам природы, преимущественно светлому небу, солнцу, грозе, олицетворявшимся в виде отдельных богов, и почитание душ умерших предков. Нигде политеизм не получил такого художественного развития, как в Греции под влиянием красот природы и врожденного эллинам эстетического чувства. Греки первые отрешились от чудовищных представлений о богах, столь характерных, например, для стран Востока, и стали воображать их себе, а затем и изображать – в виде существ, имеющих совершенно человеческий облик и одаренных всем тем, что только греки считали особенно желательным для человека, – силою, здоровьем, красотою, молодостью или полною зрелостью без перспективы старости и смерти впереди. Ни одна религия не доводила поэтому антропоморфизм (человекоподобие) богов, до такой степени, как греческая. Приписывая своим богам человеческую природу, только возведенную на степень идеала, эллины наделяли их и всеми внутренними свойствами человека, не исключая, впрочем, и разных людских слабостей. Творческая фантазия греков была неистощима в повествованиях о жизни богов и богинь, об их взаимных отношениях, их подвигах и похождениях, а в свою очередь эти рассказы, известные под названием ми фов, вдохновляли поэтов и художников, которые черпали из народных сказаний, как из обильного источника, и образы, и сюжеты своих произведений. Греческая религия была настоящим многобожием (политеизмом) и в том смысле, что одно и то же явление природы чтилось нередко одновременно под разными именами, и что в отдельных местах были свои боги, которых в других местах не знали. Некоторые божества были общи всем эллинам, а из местных одни так навсегда и оставались местными, другие же, наоборот, получали широкое распространение. Случалось и так, что боги, чтимые в одних местностях, признавались в других, когда там узнавали об их существовании, только за «полубогов»: многие такие полубоги или герои, как их иначе называли, где‑нибудь и когда‑нибудь чествовались, как настоящие боги. Героев считали обыкновенно сыновьями или внуками богов, рожденными от смертных женщин, с которыми, по представлениям греков, боги вступали в браки. Кроме богов и героев, греки признавали бесчисленное множество духов мужского и женского пола, которыми под названием сатиров, нимф, дриад их фантазия населяла леса; ручьи и т. п.

68. Греческий Олимп

Главным местопребыванием богов считалась высокая зубчатая гора Олимп (в Фессалии), отделявшаяся Темпейской долиной по реке Пенею от другой такой же высокой горы, Оссы. Отсюда эпитет богов – олимпийцы . Здесь они жили как бы одною семьею, правда, не всегда дружною, но вечно блаженные, безболезненные и бессмертные, питаясь амброзией и упиваясь нектаром. Они видели оттуда все, что делается на земле, и время от времени покидали Олимп, дабы вмешиваться в человеческие дела. Им ничего не стоило в самое короткое время переноситься через громадные пространства, делаться невидимыми, внушать людям те или другие мысли, руководить их поступками. – Во главе этой олимпийской семьи стоял верховный правитель неба и земли, отец богов и людей, тучегонитель и громовержец Зевс , то же божество, которое арийцы Индии чествовали именем Дьяуса, римляне – под именем Юпитера (Дью-питера, т. е. Дью-отца). Супруга Зевса называлась Гера , и у него были братья: Посейдон , владыка морей, живший в глубине вод со своею женою Амфитритой, и Гадес, или Аид, царствовавший с Персефоной в подземном мире.

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

У Зевса от Геры и других богинь было несколько детей. Главными из них были Афина и Аполлон . Первая родилась во всеоружии из головы Зевса: это была первоначально молния, рождающаяся из мрачных туч, помощница своего отца в борьбе с врагами, богиня войны и победы, но потом она получила значение богини мудрости, покровительницы знания и науки. Вообще первоначальное, чисто физическое значение божеств затемнялось, и на первый план выступало значение духовное.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

То же случилось и с сыном Зевса и Латоны Аполлоном. Это был бог солнца (другие его названия Гелиос и Феб), разъезжавший по небу в колеснице и метавший оттуда свои стрелы, которыми он поражал духов мрака и преступников или насылал засуху с голодом и мором, но вместе с тем ниспосылавший всему живущему на земле плодородие. Мало-помалу, однако, Аполлон сделался богом чисто морального значения, именно богом духовного света, очищающим от осквернения преступлениями, открывающим духовные очи людей, вдохновляющим прорицателей и поэтов. Поэтому его представляли себе окруженным музами, покровительницами отдельных искусств.

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Аполлону, как богу солнца, соответствовала богиня луны – Артемида , сестра Аполлона и по отцу, и по матери, вечно блуждающая охотница, покровительница лесного зверья и птиц. Детьми Зевса считались еще Гефест , бог огня и небесный кузнец, и Афродита, богиня красоты, которых мифология считала вместе с тем супружескою четою, хотя сама Афродита предпочитала своего хромого мужа богу войны Аресу . Мать‑земля чествовалась греками под именем сестры Зевса Деметры (что и значило Δη μήτηρ, земля‑мать), богини земного плодородия, земледелия, уборки хлеба. У неё была дочь Персефона, похищенная Гадесом и в качестве его супруги сделавшаяся царицей подземного мира; каждую весну она возвращалась на землю для свидания с матерью, и тогда все начинало расти и цвести. Богом виноградной лозы и виноделия был Дионис или Вакх. Праздники этого божества сопровождались разгулом, доходившим до настоящего исступления. Миф о Вакхе заключал в себе рассказ о том, что почитательницы этого бога однажды в экстазе разорвали его самого на части, которые были потом собраны Зевсом, призвавшим убитого бога к новой жизни. У Зевса, наконец, был особый вестник, которого он посылал объявлять свою волю и исполнять разные поручения. Он назывался Гермесом и стал считаться богом торговли и даже плутовства.

69. Теогония Гесиода

В каждой местности были свои боги и собственные мифы об общих богах. Когда греки вследствие взаимных сношений стали знакомиться со всем этим разнообразием религиозных представлений, то почувствовали потребность связать эти представления в одну систему, устранив из них разные противоречия и разъяснив все, что могло вызывать какое-либо недоумение, Это было делом целого ряда поэтов, которые начали составлять родословия богов и решать вопрос о происхождении вселенной . Самою замечательною и самой авторитетною у самих греков из таких попыток была «Теогония» беотийца Гесиода , жившего в IX в. В этой поэме Зевс является уже сыном Крона и Реи, которые еще раз повторяются в лице родителей Крона – Урана (небо) и Геи (земли), при чем Уран сам представляется сыном своей супруги, а последняя считается вышедшею из Хаоса, о происхождении которого уже не ставилось вопроса. Зевс отнял власть у своего отца Крона, подобно тому, как Крон у Урана. Крон пожирал собственных детей, но Рея спасла одного из них от подобной участи; это и был Зевс, основатель царства олимпийских богов. Он вступил в борьбу со своим отцом и при помощи сторуких гигантов изверг Крона и его титанов в Тартар (подземный мир). Греки верили, кроме того, в существование еще высшей судьбы (Мойры), которая царит над самими богами и которой страшится даже сам Зевс.

70. Представления греков о начальной истории людей

Представления греков о происхождении людей были не ясны и сбивчивы. Сначала, по их воззрению, люди были такими же животными, как и остальные звери, но их облагодетельствовал титан Прометей , который похитил у богов и принес людям на землю огонь, за что был прикован Зевсом к одной из горных вершин Кавказа, где хищная птица день и ночь клевала его тело. (Рассказывали также, что Прометей сделал человека из глины, вдохнув в него божественную искру, похищенную с неба). По другому преданию, однажды разгневанный Зевс решил истребить людей за их беззакония и послал на землю потоп, от которого спасся только сын Прометея Девкалион и жена его Пирра. По совету богов, они стали бросать через себя камни, которые превратились в людей. Мифический прародитель греков Эллин считался тоже сыном Девкалиона и Пирры.

71. Культ предков и загробная жизнь

Как у всех арийских народов, у греков было развито почитание душ умерших, или культ предков. Каждая семья и каждый род, ведший свое происхождение от одного предка, должны были поминать своих отошедших отцов, приносить им жертвы и делать возлияния, потому что умершие, по представлению греков, нуждались и за гробом в пище и питье. В своих покойных предках они видели тоже богов – богов‑покровителей того или другого дома, того или другого рода. Это была домашняя религия, и в её обрядах могли участвовать лишь члены семьи или родичи. Средоточием культа предков был домашний очаг, на котором должен был постоянно гореть огонь и который сам был предметом религиозного почитания. Пока семья существовала, она обязана была приносить жертвы своим гениям‑хранителям и поддерживать огонь на домашнем алтаре. Забота о душах умерших выражалась и в том, что каждая семья устраивала для них усыпальницы; могилы предков для греков были столь же дороги, как собственные дома и храмы богов. Обычай сжигания трупов развился позднее и никогда окончательно не вытеснял погребения в землю. Первоначально греки верили, что души умерших продолжают жить здесь же, в родной семье, около родного очага, но потом у них взяло верх представление об особом местопребывании усопших, хотя их взгляды на этот счет и не были вполне определенны и ясны для них самих. По понятиям той эпохи, когда слагались великие поэмы «Илиада» и «Одиссея», душа после погребения попадает в мрачное царство Аида , где ведет печальную жизнь наподобие бессильной тени и откуда уже ни для кого нет возврата. Это жилище теней помещалось под землей, на далекой западной окраине мира. Только позднее греки стали делать различие между загробною судьбою праведных и злодеев, причем первым обещали блаженство в Елисейских полях, а вторым грозили муками Тартара. Души умерших в загробное жилище перевозит через реку Ахеронт в своей лодке Харон, а у ворот в царство теней встречает их собака Аида Цербер, и она‑то именно никого не пускает назад. Роль загробного судьи исполнял или сам Гадес, или бывший прежде на земле критским царем Минос. В связи с верованием в загробную жизнь возникли – и в некоторых местах получили особое развитие – таинственные обряды, известные под названием мистерий. Таким характером отличался в Аттике праздник Деметры, дочь которой Персефона была похищена богом подземного мира и сделалась царицей в этом жилище теней. Миф о Деметре и Персефоне выражал собою смену времен года, но с этим поэтическим представлением об одном из явлений природы соединилось и представление о посмертном существовании человеческой души. Священнодействие в честь Деметры сопровождалось пением гимнов, в которых разъяснялось значение церемонии и обещалась зрителям блаженная жизнь за гробом. Участие в мистерии считалось очищением и искуплением от всякой вины, совершенной человеком. Потребности в искуплении ради достижения блаженства в загробной жизни была обязана своим происхождением позднейшая (VI в.) секта орфиков, верившая в переселение душ, в котором они видели наказание за порочную жизнь, и также совершавшая таинственные обряды с целью искупления для блаженной жизни за гробом. (У орфиков были свои священные писания, автором которых они считали мифического певца Орфея, посетившего загробный мир, чтобы вывести оттуда свою жену Эвридику).

72. Религиозное объединение греков

Культ предков имел прямо домашний или родовой характер, но и поклонение тем или другим богам первоначально имело лишь чисто местное значение. В каждой местности были свои боги, свои праздники, свои обряды. Даже в том случае, однако, когда бог или богиня в разных местах носили одно и то же название, многие были недалеки от мысли, что все‑таки это было лишь общее имя разных богов, из которых одному поклонялись в одном месте, другому – в другом. Из этих местных культов некоторые мало-помалу стали приобретать известность и пользоваться большим значением далеко за пределами своей округи. Уже в очень отдаленное время прославилось у греков святилище Зевса Пеласгийского в Додоне (в Эпире): здесь был старый священный дуб, и в шелесте его листьев людям слышался вещий голос бога. С другой стороны, когда происходило сближение между отдельными маленькими государствами, на которые делились греки, то обыкновенно устанавливались общие культы. Например, ионяне Малой Азии и близлежащих островов составляли из себя религиозный союз и имели общий храм Посейдона на мысе Микале. Точно так же религиозным центром всего ионийского племени по обе стороны Эгейского моря сделался остров Делос, на котором особое развитие получил культ Аполлона. Над подобными племенными культами мало-помалу возвысились культы, получившие и прямо общенациональное значение.

73. Дельфийское святилище Аполлона

Ни один из местных культов не достигал такого признания со стороны всей нации, как культ Аполлона в фокидском городе Дельфах, у подножия горы Парнаса. Своею славою дельфийское святилище бога солнца было обязано известному прорицалищу, или оракулу. Жрица Аполлона, называвшаяся по‑гречески пифией, садилась на треножник около расщелины в скале, откуда выходили одуряющие пары, лишалась от этого сознания и начинала произносить бессвязные слова, которые считались за вещания самого бога. Жрецы передавали её речи присутствующим и толковали их смысл. Это не были, собственно говоря, предсказания о будущем, но советы и наставления по поводу разных предприятий частных лиц и даже государств. Дельфийский оракул прославился далеко за пределами даже самого греческого мира, и к нему иногда стали обращаться другие народы (например, лидяне, а впоследствии римляне). Благодаря этому жрецы дельфийского Аполлона, с одной стороны, хорошо знали все, что делалось во всей Греции, а с другой, приобрели громадный авторитет даже в политике. Дельфийский оракул сделался также большим авторитетом и в нравственных вопросах: к нему обращались в случаях тревоги или угрызений совести, здесь же искали искупления совершенных проступков, а жрецы пользовались этим, чтобы преподавать более высокое нравственное учение, которое постепенно вырабатывалось в их среде. В Дельфах именно и произошло превращение культа солнечного божества в религию бога духовного света и добра. Самый храм Аполлона был страшно богат от массы приношений, стекавшихся в него со всех сторон.

74. Амфиктионии

При дельфийском храме образовалась амфиктиония, как назывались у греков религиозные союзы для совместного культа и с целью охраны союзных храмов. Собственно говоря, таких амфиктионий в Греции было несколько, но самая знаменитая была именно дельфийская, потому что она была уже не местной, а охватывала несколько племен. Некоторые думают, что дельфийской амфиктионий греки более всего были обязаны возникновением среди них национального самосознания, и что отсюда же распространилось на весь народ название эллинов. Каждый член амфиктионий посылал своих уполномоченных на собрания, происходившие дважды в год для обсуждения общих дел (содержание храма, заведование священными сокровищницами, устройство празднеств и т. п.). Государства, входившие в состав союза, могли воевать друг с другом, но должны были не нарушать при этом известных правил, как то: не разрушать союзных городов, не отрезывать от них воду и т. п.

75. Общий характер греческих культов

Общественное богослужение греков состояло из жертвоприношений, песнопений и символических обрядов и сопровождалось пляскою и разного рода состязаниями. Одаренные художественным чутьем, греки особенно развили эстетическую сторону своего культа, создав религиозную музыку – пение гимнов в честь богов под аккомпанемент лиры (кифары) и кларнета или флейты – и целый ряд обрядов, воспроизводивших драматически воспоминаемые события. Жертвоприношения превращались в своего рода пиршества, в которых как бы принимали участие сани боги, праздники – в увеселения с танцами, кулачными боями, беганием взапуски и т. п. Такие состязания в честь богов или, как у нас принято их называть, «игры» носили у греков имя агонов и пользовались большою популярностью. Они устраивались в разных местах, но наибольшею известностью пользовались такого рода празднества в Олимпии (в Элиде), в Дельфах (пи фийские состязания), в Немее (в Арголиде) и на Коринфском перешейке (истмийские состязания). Самыми знаменитыми были игры олимпийские.

Loading...Loading...