Как определить азимут различными способами. Азимут

Для удобства работы в полевых условиях жидкостный компас размещен на прозрачной пластине, оборудован угловой шкалой, миллиметровой и масштабной линейками, иногда лупой для чтения мелких деталей карты.

Как найти азимут на местности?

С помощью такого компаса удобно определять азимут на любой местный предмет.

Для этого нужно направить пластину компаса на предмет, азимут на который мы хотим измерить. Затем, не сбивая положение пластины, вращать колбу компаса, пока нулевая отметка шкалы не совпадет с северным концом стрелки. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Измерение азимута по карте производится еще проще.

Нужно расположить пластину на карте так, чтобы край пластины расположился по направлению измеряемого азимута. Затем, не сдвигая пластины, необходимо повернуть колбу компаса так, чтобы линии, нанесенные на ее нижнюю сторону, были параллельны северным линиям карты, а нулевая отметка шкалы была направлена в сторону севера. Осевая линия пластины компаса будет показывать на шкале значение искомого азимута.

Помните! При измерении азимута на карте не нужно обращать внимания на магнитную стрелку.

Дело в том, что при измерении азимута по карте достаточно иметь только транспортир, компас не нужен. Ведь необходимо измерить угол между двумя линиями - направлением на предмет и северной линией карты.

Другое дело на местности, где никто не нарисовал для нас северных линий, и нам необходимо воспользоваться помощью магнитной стрелки.

Как использовать азимут в спортивном ориентировании и спортивной радиопеленгации, вы узнаете немного позже. Но несколько примеров мы все же рассмотрим.

Например, нам необходимо нанести на карту заводскую трубу, расположенную на другом берегу реки. Стоя на развилке, мы измерим азимут на трубу. Затем возьмем карту, положим на нее компас так, чтобы край пластины проходил через нашу развилку. И не сбивая положения капсулы, повернем компас так, чтобы линии на дне колбы стали параллельны северным линиям стрелки, а 0° был направлен в сторону севера. Затем тонким карандашом проведем по пластине компаса линию за реку.

Теперь пройдем по дороге полкилометра до домика лесника. Стоя около угла дома, повторим наши действия.

Наши линии пересекутся в некоторой точке на другом берегу реки. И мы смело можем нарисовать там условный знак заводской трубы.

Рассмотрим теперь другой пример.

В сосновом бору, расположенном неподалеку от нас, есть лесное озеро изумительной красоты. Но, к сожалению, к заповедному озеру нет дорог. Только старожилы да лесник могут его отыскать. Но у нас есть карта. Измерим азимут от домика лесника на озеро по карте. Затем возьмем компас в руки (не сбивая положения капсулы) и, направив пластину вперед, повернемся вместе с компасом так, чтобы стрелка показала на 0°. Нам остается двигаться по направлению пластины, следя, чтобы стрелка все время показывала на 0°. Тогда мы дойдем до заповедного озера.

Задания для самостоятельной работы .

  • Во дворе определите азимуты на различные объекты.
  • Покажите объект, на который указывает заданный азимут.
  • Определите азимуты на различные ориентиры по карте.
  • Определите, на какой КП (Контрольный пункт - красно-белая трехгранная призма с размером каждой стороны 30×30 см. Обозначается на карте кружочком и устанавливается на местности) указывает заданный азимут.
  • На карте со множеством КП соедините КП в соответствии с указанной цепочкой азимутов.
  • Запишите цепочку азимутов для движения по заданному маршруту.
  • Расставьте во дворе КП. Пройдите по маршруту, заданному цепочкой азимутов, запишите номера КП.
  • Двигаясь от КП к КП в заданном порядке запишите цепочку азимутов.
  • Написал Алексей Абрамов kontur.tk
  • 1.4. Понятие масштаба. Измерение расстояний на местности и на карте.

    Вспомним материал параграфа 1.2. Там говорилось о важнейших свойствах карты. Одно из них гласило: все объекты на карте уменьшены по сравнению с соответствующими объектами местности в одинаковое количество раз. А во сколько же раз карта уменьшена по сравнению с местностью? Наверное, разные карты уменьшены по-разному. Величина, характеризующая степень уменьшения карты, называется масштабом .

    Масштаб карты - это дробь, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - величина, показывающая, во сколько раз уменьшены объекты карты по сравнению с соответствующими объектами местности.

    Масштаб карты указывается в зарамочном оформлении. Знание масштаба позволяет нам измерять расстояния по карте и переводить их в расстояния на местности. В примере,рассмотренном в предыдущем параграфе, мы, двигаясь к лесному озеру, не знали, сколько нам до него идти. Вдруг мы отклонились от азимута и озеро давно уже позади? Такого вопроса не возникло, если бы мы, измерив расстояние от домика лесника до озера по карте, рассчитали это расстояние на местности.

    Нужно ли указывать на карте масштаб ? А как иначе? Ведь, если, масштаб не указан на карте , определить расстояние по карте невозможно.

    Пусть масштаб карты составляет 1:15000. Это означает, что все расстояния местности уменьшены при нанесении на карту в 15000 раз. Следовательно, расстояния, измеренные по карте, при переносе на местность должны быть увеличены в 15000 раз. Каждый сантиметр карты составляет 15000 сантиметров на местности или 150 метров. Таким образом, для карты масштаба 1:15000, 1 см на карте соответствует 150 метрам на местности, а 1 мм - 15 метрам.

    Как перевести расстояние, измеренное по карте, в расстояние на местности? Очень просто. Нужно расстояние в миллиметрах умножить на 15 (вспомните, ведь 1 мм это 15 м). И тогда мы получим расстояние в метрах.

    Обратите внимание, что в значении масштаба не указана единица измерения (1:15000). Это не случайно. Дело в том, что нет никакой разницы в каких единицах вести измерения.Хоть в попугаях и слоненках, как это делалось в известном мультфильме. Выражение масштаба показывает, что 1 единица на карте, будь то миллиметр, сантиметр, попугай, соответствует 15000 таких же единиц на местности (миллиметров, сантиметров, попугаев).

    Для удобства работы условимся измерять расстояния на карте в миллиметрах, а на местности в метрах. Тогда для перевода единиц карты в единицы местности можно воспользоваться таким соотношением:

    Запишем соотношение в виде формулы:

    где - F (m) - расстояние на местности в метрах,

    K (mm) - расстояние по карте в миллиметрах, M - знаменатель масштаба.

    Для особо любознательных напишу про измерение масштаба . Допустим, у вас есть карта, масштаб которой надо измерить. Измерение масштаба может понадобиться и при работе с чертежами, планами и схемами. Измерить масштаб не просто, а очень просто. Нужно выбрать на местности какой-нибудь отрезок, такой, чтобы его можно было однозначно опознать и на карте. Измерить длину отрезка на местности, затем измерить его по карте. После чего необходимо привести результаты измерения к одинаковой единице (например в мм) и разделить результат измерения по карте на результат измерения на местности. Это и будет масштаб в виде десятичной дроби.

    Ну а если нужно представить измеренный масштаб в традиционном виде - то длину отрезка на местности, надо поделить на длину такого же отрезка на карте. И мы получем знаменатель масштаба - то, что пишут после единицы с двоеточием. Скорее всего, из-за ошибок в измерении масштаба число будет не круглым и его надо будет округлить до ближайшего красивого числа.

В школе мне рассказывали, как можно по компасу определить азимут. Я это помню, но так ни разу в жизни и не смог применить это на практике. У меня даже компас дома лежит, все ждет своего часа.

Определение азимута по компасу

Для чего нужно искать азимут? Чтобы быстро сориентироваться на местности. Для этого понадобится карта и компас. В давние времена люди умели его определять по звездам, Солнцу и подручным предметам. Сейчас все изменилось, хотя эти способы могут помочь и в наше время.


Допустим, я сейчас нахожусь в горной местности. В одной руке у меня компас, а в другой - местная карта. Вот, что я делаю дальше.

  1. Определяю свое местонахождение и правильный курс, по которому я буду идти. Для начала выберу для себя ориентир. Это может быть большое дерево или другой объект. Беру компас и карту.
  2. В компасе есть специальный механизм, который держит стрелку на тормозе. Она намагниченная и всегда указывает на север. Для начала я убеждаюсь, что поблизости нет ничего сделанного или сооруженного из металла. Есть вероятность, что стрелка покажет неправильное направление. Теперь можно стрелку спустить с тормоза.
  3. Кладу приспособление на карту таким образом, чтобы стрелка компаса совпадала с отметкой на карте, которая указывает на север.
  4. Сейчас я определяю азимут. Азимутом будет являться угол между северной стрелкой и ориентиром.
  5. Так я определяю азимут, который поможет мне найти правильный путь на местности.

Компас своими руками

Не у всех есть компас под рукой. Поэтому его можно сделать самому. Конечно, профессиональный аппарат будет показывать более точные результаты, а также он оснащен дополнительными возможностями, но не всегда получится таким воспользоваться.


Как можно сделать компас дома.

  1. Берете небольшой кусок пенопласта или любой нетонущий в воде материал и иголку.
  2. Держите несколько минут одну из сторон иголки возле магнита.
  3. Вторую сторону размагничиваете с помощью огня.
  4. Протыкаете иголкой пенопласт.
  5. Наливаете воду в неметаллическую посудину и кладете импровизированную магнитную стрелку в нее.

Всем привет! В продолжении темы по ориентированию на местности, как и обещал, предлагаю статью, азимут и как его определить. В любом походе, или путешествии, при использовании карты,если плохая видимость или ландшафт местности не позволяет сличить визуально карту и местность, определение азимута и движение по нему, значительно облегчит задачу по ориентированию. И так, что такое азимут?

Азимут - это угол, между направлением географического меридиана и направлением на любой удалённый обьект с точки наблюдения (обозначается как Аm). Азимут измеряется в градусах и может иметь значение от 0° до 360°, измеряется обычно по ходу часовой стрелки. Азимуты могут быть прямыми и обратными. Прямой азимут, отсчитывается от 0° по часовой стрелке, он показывает направление от наблюдателя к передмету. Обратный азимут, показывает направление, от предмета к наблюдателю. Чтобы получить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если прямой азимут меньше 180°, или вычесть эту величину если больше 180°. Пример: прямой азимут, до одиноко стоящего дерева 330°, тогда обратный азимут будет: 330°-180°=150°. Для быстрого определения ориентиров, нужно запомнить направления основных и промежуточных сторон горизонта в градусах, по часовой стрелке: Север - 0°(или 360°,если против часовой), Восток - 90°, Северо-восток - 45°, Юго-восток - 135°, Юг - 180°, Юго-запад - 225°, Запад - 270°, Северо-запад - 315°.

При определении, сторон света (горизонта), нужно учитывать, что географические и магнитные полюса земли не совпадают, они находятся на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому стрелка компаса указывает не точно на Север, а немного в сторону, на Северный магнитный полюс. Тоже самое происходит и с Южным полюсом, в южном полушарии земли. Чтобы не возникло путаницы в расчётах, нужно знать, что любая карта, сориентирована на географический полюс, а стрелка компаса указывает на магнитный полюс. Разница между ними составляет несколько градусов, этот угол называется, Магнитным склонением. Магнитное склонение, может быть Восточным,стрелка компаса отклоняется к востоку от истинного (географического) меридиана и обозначается "+". Или Западным, отклонение стрелки на запад и обозначение "-". Эту разницу нужно обязательно учитывать, при переносе азимута полученного на карте (истинный азимут) на азимут по которому вы будете идти, с помощью компаса (магнитный азимут). При переводе истинного азимута в магнитный, при восточном склонении, истинный азимут нужно уменьшить на величину склонения, при западном увеличить. Величина магнитного склонения, не одинакова в различной местности, например: для Московской области это +7, +8°(восточное склонение), а вообще на территории России оно меняется в значительных пределах. Есть сайт, где можно определить, магнитное склонение для любой точки земли.

Чтобы определить на местности азимут при помощи компаса, встают лицом к ориентиру, направление на который надо определить, вращая компас, совмещают северный конец стрелки компаса с нулевым делением на лимбе (циферблат компаса). Далее, оставляя корпус компаса неподвижным и следя за тем чтобы стрелка не отходила от нулевого деления, вращаем визирное преспособление до наведения целика на предмет, азимут которого нужно определить. Отмечаем около какой цифры на лимбе, остановился указатель-треугольник, совмещаем в одну линию, предмет, мушку и целик, получившийся угол между, стрелкой компаса и предметом ориентирования и будет искомый азимут.

Далее рассмотрим, приёмы движения по карте, с помощью заранее проложеного маршрута, по азимутам. Количество ориентиров и выбор маршрута движения, определяются в зависимости от характера местности, задач и условий предстоящего движения. Главное, выбрать маршрут, который обеспечивал бы быстрый выход к назначеному ориентиру (обьекту). Поэтому желательно, выбирать маршрут без излишних поворотов, с участками наиболее удобными для движения с учётом обхода препятствий встречающихся на местности. И так, выбираем ориентиры и соединяем их прямыми линиями (пример на рисунке) если они не пересекают линий координатной сетки на карте, их нужно продолжить до пересечения, это делается для облегчения определения углов азимута. После этого, на карте, для каждого отрезка маршрута, определяем дирекционный угол и вводя поправку направления, переводим его в магнитный азимут, который записываем на карте напротив соответствующего участка. Этот угол замеряем по часовой стрелке, при помощи транспортира или компаса. Делается это так, ложим карту с прочерченым маршрутом на ровную поверхность, ориентируем её как можно точнее по компасу с учётом поправки направления. Затем, не меняя оринтировки карты, прикладываем компас, на первую линию маршрута, так чтобы направление Север - Юг совпало с прочерченым направлением, при этом Север должен быть направлен в сторону движения. После того как стрелка компаса успокоится, делаем отсчёт по лимбу компаса, под её северным концом, вычитаем полученое число из 360° и получаем магнитный азимут искомого направления. Для примера (на рисунке) на первом участке магнитный азимут равен: 360°-340°=20°, азимут второго участка:360°-30°=330°, таким же образом, последовательно, определяем азимуты всех остальных участков маршрута. Далее, измеряем длину каждого участка, на местности это можно сделать используя метод, пары шагов (средняя длина 2х пар шагов= 1,5метра), пример: если, расстояние участка 1200м, то в парах шагов это будет: 1200: 1,5=800 пар шагов. Так же желательно, засечь время прохождения каждого участка по часам. Все данные так же записываются на карте, на против своих участков.

При движении по азимутам, на местности, могут встречатся всякого рода препятствия (лесные завалы, болота, озёра и тп) которые легче обойти чем преодолеть. Поэтому нужно уметь, обходить препятствия не теряя ориентировки. Рассмотрим два способа, обхода препятствий, 1 когда противоположная сторона препятствия видна (рис. а), 2 когда противоположная сторона препятствия не видна (рис. б). В первом случае, всё просто: замечаем ориентир по направлению движения, на противоположной стороне препятствия, и не теряя его из вида, обходим препятствие, продолжаем движение по запланированному маршруту, от ориентира, который использовали при обходе (рис. а). Второй случай сложнее, действуем следующим образом, пример: (рис. б) допустим, что движение совершалось по азимуту 50° и до остановки перед препятствием было пройдено 340 пар шагов. После изучения местности, было принято решение, обходить препятствие с левой стороны. Определяем по компасу, азимут направления вдоль препятствия (от точки А до точки В), продолжаем движение в этом направлении, при этом ведя счёт, парам шагов, до правой границы препятствия. На рисунке, азимут от точки А до точки Б, равен 320°, а пройденое расстояние 142 пары шагов. Останавливаемся в точке Б, определяем по компасу, направление первоначального азимута, по которому вы двигались, до встречи с препятствием 50°, продолжаем движение до выхода за препятствие и ведём счёт парами шагов, от точки В до выхода за препятствие до точки С, на рисунке, расстояние равно 238 пар шагов. Из точки С двигаемся в право, у нас уже есть данные азимута движения из точки А в точку В, переводим их в обратный азимут (на рисунке обратный азимут равен 140°) и двигаемся из точки С, по обратному азимуту, отсчитывая ровно 142 пары шагов, это будет точка Д, на точке Д, снова определяем по компасу, направление азимута первоначального движения 50° и продолжаем движение по намеченому маршруту. Обязательно, сохраняйте, данные об обходе препятствий и добавляйте расстояния в маршрут, это поможет расчитать расстояние пройденого пути, при обратном движении по тем же азимутам.

Если позволяет обстановка, обходить препятствия лучше всего по линейным ориентирам, это могут быть просеки, реки, ручьи, линии электропередач, их азимуты определяются и отмечаются на карте заранее, это заметно облегчит ориентирование вашего движения на ходу. При малейшем сомнении, в правильности движения, в обоих, вышеперечисленых случаях, необходимо, остановиться и уточнить ваше местоположение, путём тщательного сличения карты с местностью, пример правильного сличения карты с месностью, показан на рисунке выше.

Для точного ориентирования карты, можно использовать, обычный карандаш, приложив его к условному знаку ориентира на карте, (пример на рисунке, мост), совмещают его направление, с направлением ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположеные на местности, справа и слева от моста, имеют такое же расположение на карте. Если все условия совпадают, карта ориентирована правильно. И последнее, основные причины, ошибок ориентирования, заключаются не в неисправном оборудовании, а в отсутствии навыков и опыта применения этого оборудования, постоянные тренировки и совершенствование своих знаний в этой области, помогут в критической ситуации найти дорогу в нужное вам место. Для начала тренировок по ориентированию, не обязательно даже выходить из дома, достаточно определить точку своего нахождения в комнате и от неё определить, азимуты предметов находящихся в этой комнате.

    Нужно сначала понять, что такое азимут. Прочтите определение ниже:

    Как видите, азимут найти на карте весьма просто. Определите северное направление, а потом отмеряйте угол по часовой стрелке от Севера до предмета, как показано на рисунке:

    Для начала нужно научиться пользоваться картой. Нас еще в школе учили, что верхний край карты - это север, нижний край - это юг, справа будет восток, а слева - запад. И параллельно учили ориентироваться на местности: нужно встать лицом к восходу солнца, тогда справа будет юг, а слева - север. Ну а со спины - запад. Но если нужно по карте определить азимут, то есть угол между той точкой, которая нам нужна и меридианом, на котором мы находимся, то нужен компас или транспортир. Компас устанавливаем в точке нашего пребывания, его стрелка смотрит на север, определяем угол по градусам на катушке. Или прочертите линию между точками: ваше место нахождения - объект - ближайший меридиан. Транспортир нужно приложить к этому меридиану и по градусам определить угол.

    Для того чтобы передвигаться по местности, используя компас, нужно будет определить по карте азимут. Это важно как для морских и воздушных судов, которые совершают длительные плавания и перелеты, так и для пеших путешественников, которым нужно найти дорогу в условиях недостаточной видимости, например ночью, когда невозможно передвигаться по ориентиру.

    Для того, чтобы определить азимут, нужно взять

    • путевую карту
    • компас
    • транспортир
    • карандаш
    • линейку

    Азимутом называется угол между меридианом Вашего местонахождения и направлением на объект. Он определяется в градусах от нуля до трхсот шестидесяти и отсчитывается по направлению часовой стрелки.

    Для того, чтобы определить азимут а именно направление на объект а также, вероятно, и направление Вашего движения, необходимо узнать свое актуальное местонахождение. Пометьте его на Вашей карте, ориентируясь по тем данным, которые обозначены на карте.

    Теперь надо найти ориентир, по направлению которого Вам нужно двигаться. Обычно прямолинейное движение по азимуту возможно только по воздуху, а также в открытом море. Но на суше это возможно только в пустыне или в открытой степи. Поэтому в-основном движение по суше происходит по ломаной линии, огибая при этом естественные природные препятствия. По этой причине азимут по ходу движения надо будет периодически корректировать.

    Для то, чтобы определить азимут, возьмите транспортир, лучше всего прозрачный, а также карандаш и линейку. Линейку надо положить на карту таким образом, чтобы точка, в которой Вы находитесь, и ориентир оказались на одной линии по линейке, а затем прочертить карандашом линию до е пересечения со следующим меридианом. Теперь следует приложить транспортир его основанием к линии меридиана. Центральную риску теперь доведите до е пересечения с уже начерченной Вами линией направлением на желаемый ориентир. На дуге транспортира, в том же месте, где он пересекается с той же линией снимите показания (в градусах). Это и есть искомый азимут.

    Если у Вас нет транспортира, можно использовать также компас, используя при этом его градуированную картушку.

    Но это пока еще не вс. К примеру, в результате вычисления Вашего направления на объект (азимут) Вы получили 30 градусов. Это - истинный азимут, который обычно отличается от магнитного. Поэтому, если Вы будете ориентировать Ваш компас на 30 градусов, Вы будете двигаться в неправильном направлении. Поэтому надо найти на карте ближайшую к точке Вашего расположения ремарку со значением магнитного склонения, которое выражено в градусах и может быть как с минусовым, также и с плюсовым значением. Введите теперь поправку, и смело передвигайтесь, теперь уже ориентируясь по компасу.

    Приложи к карте компас, туда где есть стрелка север и юг, и смотри какой азимут показывает на объект, который ты хочешь узнать!

    От нас требуется:

    • компас;
    • карта;
    • понимание того, куда нам нужно идти (направление движения);
    • память, чтобы запомнить следующую информацию.

    Берем наш компас, накладываем его на карту. Крутим компас так, чтобы в конце концов стрелка легла по линии Серер - Юг. По этой линии, кстати, пролегает магнитный меридиан. Теперь последний шаг: определяем угол между линией магнитного меридиана и направлением нашего движения (считаем от севера, причем всегда по часовой стрелке!).

    По карте азимут определить легко, куда сложнее идти по нему в условиях реальности! Даже есть присказка: иду по Азимуту, т.е. по плохой дороге рядом с хорошей.

    Азимутом называют угол между направлением на какую-либо точку и направлением на другую точку, объект от места наблюдателя.

    Азимут бывает магнитный и географический.

    Проще всего определить азимут как по компасу , вторым способом является использование транспортира и карты.

    Ставите компас в ту точку где вы сейчас находитесь и смотрите направление в градусах на тот объект куда хотите попасть.Для более точного определения лучше пользоваться туристическим компасом(прозрачным) с линейкой для определения расстояний.Можно на карте провести карандашом линию от точки своего нахождения к точке куда хотите попасть - тогда азимут будет более точным.На некоторых картах есть стрелка ориентирования карты в направлении север - юг.Если стрелка не обозначена то всегда верхний обрез карты это север,нижний - юг.

    Когда то я умел пользоваться компасом, и он даже был у меня, знаете ли такой с ремешком от наручных часов и размещающийся на запястье, а еще у него была фосфорная стрелка. Очень замечательная вещица, но для определения азимута обязательно нужен прозрачный компас с колбой (желательно Плата - то есть он такой прямоугольной формы, как плата).

    Так же нам потребуется топографическая карта, и лучше, если она будет с крупным масштабом. Так легче для последующей работы и получения навыка использования и применения, так как на карте мира понять будет несколько сложнее.

    Теперь остановившись на местности, и разложив карту на ровной поверхности, прикладываем компас к карте. Для этого мы проводим линию от точки, где мы в настоящий момент находимся, до той точки, к которой планируем двигаться, и где хотим оказаться через некоторое время. Теперь когда мы линию провели, можно карандашом, а можно мысленно, вот только теперь мы прикладываем компас линейкой. На любом компасе, предназначенном для определения азимута имеется линейка с красной полосой, и вот эту полосу мы совмещаем с линией движения. Теперь закрепляем положения компаса пальцами, надежно удерживая его в одном положении, немного прижимая. Далее, теперь мы должны ориентировать колбу компаса, по отношении к северу и югу карты. Для этого на карте нанесены линии. Эти линии идут снизу карты, от юга, к верху карты, на север. Учитывая, что колба компаса прозрачная, и на колбе так же имеются линии и градусы, мы поворачивая колбу, совмещаем северные полюса карты и колбы компаса (совмещаем линии).

    Теперь, когда компас ориентирован по курсу движения, а так же по полюсам карты, необходимо выровняться и самим вместе с картой и компасом, относительно полюсов. То есть поворачиваясь в пространстве, делаем так, что бы магнитная стрелка компаса стала своим острием на север.

    И вот теперь мы можем определить азимут, который откладывается по часовой линии от красной отметки на компасе. Иными словами, азимут соответствует градусному разбиению картушки по кругу горизонта, что составляет триста шестьдесят градусов. А нами достаточно теперь посмотреть внимательно на цифры, и та которая будет как бы по центру направления вперед, и будет искомой величиной азимута в данном нашем положении, достигнутом в результате верного ориентирования в пространстве и на местности. В приложенном одном из видеопримеров эта цифра в районе двухсот двадцати девяти.

Компас и азимут.

Наверняка, вы не раз слышали о истинном и магнитном азимуте. Они кардинально отличаются друг от друга, а потому ориентироваться по той или иной местности вам необходимо, учитывая эти разницы. Это вам понадобится, чтобы вы в будущем не столкнулись со следующей проблемой – когда точка на карте, обозначенная при помощи компаса, будет иметь другие совершенно показатели, чем показатели, полученные при помощи карты.

Что такое магнитный и истинный азимут в географии?

Угол, расположенный между направлением в северную сторону и тем, который находится на определенно взятой точке – это азимут. Северное направление называют то, которое направлено прямо к Северному полюсу. Однако путь, направленный при этом к северу на компасе, конечно же, считается только направлением, указывающее на магнитный полюс. Но это вовсе не географическое местоположения. Следовательно, говоря про истинный полюс, речь касается географического, который связан непосредственно с формой нашей планеты. Плюс еще он связан с осью вращения Земли, которая проходит через 2 полюса.

Магнитный полюс связан тесно с магнитным полем нашей Земли, имеющее 2 полюса. Это поле не совпадает с истинными полюсами планеты, также, как соответствующие им поля не совпадают с меридианами: ни с истинным, ни с магнитными.

Проложив то или иное направление между меридианами, которое будет касаться непосредственно предмета выбранной местности, тогда угол между данными меридианами получится истинным азимутом, а также магнитным соответственно. Та разница, которая получится между этими азимутами – называется магнитным склонением. Это склонение может иметь несколько названий, все зависит от того, в какую именно сторону света она больше склоняется.

  • Склоняется в восточную сторону – значит склонение восточное
  • Склоняется в западную сторону – значит склонение западное

Склонение, идущее в восточную сторону, обозначается плюсом, а вот в восточную минусом.

Как определить азимут с помощью компаса?

Чтобы научиться правильно ориентироваться в той или иной местности и получить необходимое направление, нужно вычислить азимут при помощи компаса. Делается это очень просто:

  • Возьмите в левую ладонь компас, положите его горизонтально. При помощи правой руки отпустите тормоз, который удерживает стрелочку на компасе. Начните вращать компас, чтобы северный кончик стрелки показал на «0» шкалы. Потом поверните колечко с визиром, чтобы линия взгляда совпала с удаленным предметом и с тем, который хорошо видим. Отсчитайте нужное количество делений магнитного азимута именно на данный элемент. Сделайте отсчет от показателя «0», перемещайтесь так, как перемещается часовая стрелочка пока не попадете на ту цифру, которая находится напротив визира и его указателя.


  • Совместите указатель визира с указателем на заданный предмет. Выполните данную манипуляцию несколько раз: посмотрите для начала на указатель визира, потом посмотрите на указатель предмета, выполните процесс наоборот. Запомните важный момент: компас ни в коем случае нельзя подносить к лицу, а особенно к глазам, поскольку может ухудшиться точность будущих измерений азимута. Пользуйтесь специальным компасом, к примеру, компасом Андрианова. Таким образом вы получите более точные результаты.
  • Если вы будете передвигаться от выбранного предмета только в противоположном направлении, тогда попытайтесь вычислить обратный азимут. Показания прямого азимута равны менее 180 градусов, прибавляется 180 градусов. Но, а если эти показатели больше данной отметки – тогда отнимается 180 градусов.
  • Для определения указанного направления по старым значениям азимута, необходимо производить вращение колечка визира: указатель визира совмещается с показанием, расположенном на шкале, который равен заданному ранее значению азимута. После этого снимается тормоз стрелочки на компасе, вращается его корпус, пока северный краешек стрелочки не покажет на цифорку «0». Указатель визира покажет необходимый курс.

Как определить азимут с помощью транспортира по топографической карте?

Азимут отсчитывается от 0, движется по часовой стрелке до показателя 360 градусов. То есть от северной метки магнитного меридиана к заданной точке.

Если вам необходимо передвигаться именно по компасу, вам нужно на карте указать значения азимута. Такой методикой пользуются воздушные и морские судна, которые совершают длительные по расстоянию перелеты либо плавания. Также данным методом пользуются путешественники во время плохой видимости, к примеру, в ночное время, если нет вообще шансов передвигаться по специальному ориентиру.

Для правильного определения возьмите:

  • Путевую карту
  • Компас
  • Простой карандаш с линеечкой
  • Транспортир


  • Отметьте на своей карте собственное местоположение. Постарайтесь ориентироваться по обозначениям, которые есть на карте.
  • Отыщите ориентир, куда именно вы должны попасть. Прямолинейное передвижение можно осуществить исключительно по воздуху либо по морю. Есть правда и исключения на суше – это пустыня либо степь. Как правило, по земле передвижение происходит по ломанной, при этом учитываются все природные препятствия. Следовательно, вам придется во время передвижения регулярно корректировать азимут.
  • Положите на путевую карту линеечку так, чтобы место вашего расположения и конечный пункт были на этой линейке. Начертите при помощи простого карандаша полоску, пока она не пересечется с самым близким меридианом. К данной полоске приложите основание собственного транспортира. Дорисуйте риску, которая находится в центральной части, до места, где она пересекается с начерченной полоской – направление должно смотреть на ориентир. С дуги транспортира, где пересекается она с той полоской, возьмите показания. Азимут у вас готов.

Как определить азимут по координатам двух точек?

Определить координаты, расположенные между одной точкой и другой точкой, очень просто. Проведите меридиан от начальной точки. Этот меридиан должен быть параллельным восточной рамке либо западной рамке на бумаге. Относительно данному меридиану и вычисляется азимут. Поскольку начертить меридиан не так уже легко, тогда для начала необходимо определить дирекционный угол направления, которое требуется вычислить.

Чтобы измерить дирекционный угол полученной линии, необходимо провести через первую точку полоску, которая параллельна оси абсцисс, а потом померить дирекционный угол. А можно еще проложить полоску до того места, где она пересечется с координатной полоской. Там, где будет пересечение, нужно измерить дирекционный угол.

Какая разница между азимутом и дирекционным углом?

Дирекционный угол измеряется при помощи транспортира, а также при помощи путевой карты. Магнитный азимут измеряется при помощи компаса и местности. Если брать истинный азимут, то он вычисляется за счет двух основных элементов:

  • Первый – это магнитный азимут
  • Второй – это магнитное склонение

В каких единицах измеряется значение азимута?

Как было написано выше, азимут измеряется в градусах и может начинаться с показателя «0» и заканчиваться показателем «360».

Определите: каким направлениям сторон горизонта соответствуют азимуты юго-восточного, северо-восточного и северо-западного направления?

Юго-восточный равен 135 градусов

Северо-восточный равен 45 градусов

Северо-западный равен 315 градусов

Какой стороне горизонта соответствует азимут 90 и 180 градусов?

90 градусов – это восточный азимут

180 градусов – это южный азимут

Ориентирование движения на местности по азимутам: углы ориентирования

Ориентировать линию – это означает вычислить то, куда именно направлена она относительно начального направления. К примеру, за счет меридианы либо оси абсцисс.

  • Угол, который вычисляется по специальной шкале по направлению часовой стрелочки – это азимут
  • Угол, который начинает отчисление от северной точки до конечного (заданного) пункта – магнитный азимут
  • Угол, расположенный между северным показателем меридиана и крайним (конечным) показателем – дирекционный угол

Видео: Азимут. Или как пользоваться компасом на местности?

Loading...Loading...