Разряд из табели петра. Титулы и мундиры Российской империи. Табель о рангах. Сущность и назначение чиновничьего ранжира

4 февраля (24 января по старому стилю) 1722 года Петр I принял закон Табель о рангах, устанавливающий регламент государственной службы и разделяющий чины по ранжиру. Этот документ оказал большое влияние не только на развитие государства, но и на систему социальных отношений. Он действовал вплоть до 1917 года, претерпев при этом несколько изменений.
На момент начала царствования Петра I деятельность бюрократического аппарата была запутана и непригодна для эффективного управления государством. Внутри него шла междоусобная борьба за власть между сословиями. Так возникла потребность централизации власти, усиления её позиций на местах, формирования разветвленной схемы административного аппарата, находящегося под чётким контролем верховных органов власти.
Преобразование системы управления государством и административной деятельности шло фактически на протяжении всего пребывания на царстве Петра I. Закреплением на законодательном уровне и обобщением всей реформаторской деятельности Петра в части военной, гражданской и судебной администрации явилась Табель о рангах, создание которой началось в 1719 году.
Главным разработчиком Табели являлся А.И. Остерман - сподвижник Петра I, но и сам император принимал активное участие в разработке Табели. Также были задействованы в создании основные деятели, в то время оказывающие влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны.
За основу Табели был взят опыт европейских стран – в большей степени административные акты Дании, Пруссии и Швеции. Также были учтены и российские традиции: древние русские чины и принятые на тот момент законы. С введением в действие Табели о рангах такие сословия как окольничие, бояре и пр. не были ликвидированы, однако плата жалования их представителям прекратилась. Большое внимание при разработке нового закона было уделено соотношению военных, придворных и статских служебных чинов.
Табель о рангах являлась классификацией чинов в табличной форме. Должности были выстроены в три ряда: воинские, гражданские (статские) и придворные. Каждый ряд разделялся на 14 рангов (классов) по старшинству, при этом 1-й ранг считался наивысшим. Воинские чины дополнительно разделялись на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские. При Петре I в Табели о рангах насчитывалось 263 должности. Кроме самой таблицы в законе существовало еще 19 пунктов с пояснениями, в том числе о штрафах за его нарушения.
Между рядами чинов было приведено соответствие. Например, придворный служащий, имеющий какой-либо чин, при переходе на гражданскую службу, мог притязать на тот же чин и ту же заработную плату.
Табель о рангах иногда сравнивают с пирамидой, имея ввиду, что соподчинение шло сверху вниз от высшего начальства вниз до 14-го ранга. С ростом позиции должности в Табели о Рангах - росло и число обладателей этой должности.
Согласно новому закону социальное положение теперь определялось не местом в аристократической иерархии, а чином, заслугами и выслугой лет. Устанавливая место в иерархической структуре государственной службы, Петровская Табель давала возможность талантливым людям выдвинуться на высокие посты вне зависимости от их происхождения.
Кроме старшинства рангов существовало старшинство между носителями одинакового ранга. Оно зависело от того, когда служащему был пожалован чин.
Примечания к Табели предусматривали исключения из принципа бюрократической выслуги: князья императорского рода при любых обстоятельствах оставались выше по иерархии остальных князей и высокопоставленных чиновников.
Устанавливались и уставные обращения к представителям соответствующих рангов. Если чиновник на публике требовал по отношению к себе почестей не положенных ему по чину, ему предназначался штраф, равный заработку нарушителя за два месяца. При этом одна треть денежных средств перечислялась доносившему, а две трети шло на материальное обеспечение госпиталей. За неподобающее и жестокое поведение на публике иногда следовала потеря чина. Вернуть чин можно было только за серьёзные заслуги и при наличии именного указа. Замужние дамы имели тот же чин, что и их мужья, а незамужние девушки имели ранг на несколько позиций ниже, чем у отцов. Женщины облагались соответствовавшими чину штрафами за неправомерные деяния.
Для дворянства служба была обязательной. При этом начинать следовало с самого низкого класса Табели: с 14-го. Если дворянин отказывался служить, то его лишали имения.
С подписанием Табели дворянство становилось открытым сословием. Служащие, достигнувшие 7-го ранга в гражданском или придворном ведомстве, причислялись потомственно к дворянскому сословию, но это правило не действовало на отпрысков, появившихся на свет до достижения их отцом чина. Ввиду того, что служба предоставляла доступ в дворянство широким слоям населения, генеалогический состав сословия изменился.
Военнослужащие причислялись к дворянству, начиная уже с 14-го ранга. Расположение чина в служебной иерархии связано было с получением различных привилегий. По очередности в соответствии по чинам разносили блюда на званых ужинах, на почтовых станциях давали лошадей. Чиновники всех видов служб обязательно должны были носить мундир или в зимнее время шинель. В зависимости от ведомства на форменной одежде различались пуговицы, иногда подкладки. У каждого чиновника должен был быть экипаж и форменная одежда для лакеев и кучеров в соответствии с чином.
После смерти Петра I в Табели о рангах было сделано несколько правок, введённых для затруднения присвоения дворянства за службу лицами незнатного рода. Старинные именитые рода восстанавливали свои утраченные позиции. Дворянство начало получать всё больше привилегий. Для назначения в некоторые чины для дворян были сокращены сроки. С 1845 года на гражданские служащие могли заслужить дворянство для себя, достигнув чина 9-го ранга, а потомственное - только с 5-го. С 1856 года дворянство, распространяющееся и на семью, жаловали уже с 4-го ранга, однако полностью отвергать эту петровскую идею власть не намеревалось, т.к. перспектива получения дворянства стимулировала население к гражданской службе.
В 1917 г. Табель о рангах прекратила своё действие.

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…»

4 февраля 1722 г. по указу Петра I Великого введена «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…».

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I: сохранились его проекты и замечания на текст этого документа. Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему важное значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам, или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табели были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Свое мнение Сенат представил 20 сентября 1721 г. Военные и морские чины не вызвали замечаний. По этому поводу говорилось: «Понеже о воинских сухопутных и морских чинах сочиненный порядок в рангах сходен против рангов других государей, особливо же французского, яко древнего и самодержавного короля, того ради об оных ничего к перемене потребного не рассуждаем показать во мнении своем...». Замечания по другим категориям чинов сводились главным образом к уточнению классов (рангов) некоторых из них, применительно к тому, как это было в других странах.

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной. Лишь позднее военные утратили право на старшинство в 1-м и 2-м классах. Военные чины состояли из 4-х разрядов: гвардия, сухопутные, артиллерийские и морские. Чины в гвардии были на класс выше других воинских. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот, кто раньше был пожалован в него.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Табель о рангах предусматривала возможность поступления на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших классах обычно 3-4 года). За особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Переход в следующий класс предполагался как занятие открывшейся вакансии. В связи с тем, что гражданских должностей было больше, чем военных, в гражданской службе открывалось больше вакансий, а потому и движение по службе там могло быть более быстрым.

Учитывался и общеобразовательный уровень государственного служащего. Законами 1731, 1747 и 1757 гг. предусматривалось, что лица, окончившие курс наук в кадетском шляхетском корпусе и в университете, получали право быть назначенными сразу не только в XIV класс, но и в более высокие обер-офицерские чины.

Поскольку число высших должностей всегда было меньше числа низших, продвижение по службе нередко оказывалось слишком медленным и не заинтересовывало в продолжение службы. В связи с этим в гражданской службе минимум лет службы в каждом классе со временем стал рассматриваться как максимум, дающий право назначения на должность более высокого класса, а при отсутствии вакансий - производства в следующий класс с оставлением на прежней должности.

Класс как ранг должности превращался в самостоятельный правовой феномен — ранг без должности, получивший название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем утвердилось наименование «чиновник».

Получение чина более высокого класса (на 1-2 ранга), чем класс фактически занимаемой должности, стало в гражданской службе обычным явлением. Возможность этого предусматривалась уже в самой Табели, где говорилось, что если кто-то «выше ранг получил, нежели по чину, который он действительно управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышнего его чина». Тот, кто получил следующий класс, становился кандидатом на соответствующую этому классу должность.

Из нескольких претендентов старшим считался тот, кто раньше был произведен в этот класс. Старшинству производства придавалось важное значение. Закон 15 февраля 1742 г. подтверждал это с полной определенностью: «... как в военной сухопутной и морской, так и в штатских службах обретающихся впредь производить в чины по старшинству и заслугам, а не по старшинству никого не производить». 13 января 1753 г. такой порядок был вновь подтвержден, но делалось одно исключение для поощрения лиц, имевших «знатные» заслуги по службе: последние могли получать следующий чин в обход старших их по службе, но лишь по «высочайшему» усмотрению.

В связи с возникновением феномена чина Табель о рангах в середине XVIII в. как бы раздвоилась, превратившись в своем основном качестве в перечень чинов, разнесенных по родам службы и рангам; вместе с тем по-прежнему в соответствии с классами Табели распределялись все должности в штатных расписаниях государственных учреждений.

По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения недворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, «Табелью о рангах…» предусматривалось, что каждый, выслуживший первый (низший) классный чин, получал дворянство.

Еще 16 января 1721 г. право на дворянство было установлено в общем порядке для всех офицеров. В законе говорилось: «Все обер-офицеры, которые произошли не из дворян, оные и их дети и их потомки суть дворяне и надлежит им дать патенты на дворянство». Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу. В военной службе уже XIV класс сообщал потомственное дворянство; в гражданской же - лишь VIII, а низшие чины давали только личное дворянство.

Статус личного дворянства был создан специально для данного случая и имел целью несколько сдержать и замедлить пополнение рядов потомственного дворянства за счет служилого сословия. Это подтверждалось и указом от 31 января 1724 г., которым предписывалось «в секретари не из шляхетства не определять, дабы потом [не] могли в асессоры, советники и выше происходить», т.е. производиться в чины, дававшие права потомственного дворянства. Однако здесь же допускалось исключение: разрешалось производить в эти классы тех «из подьяческого чина, кто какое знатное дело покажет и заслужит».

В дальнейшем под давлением обстоятельств (недостатка родовых дворян для замещения вакантных должностей государственной службы, с одной стороны, и общего возрастания числа самих этих должностей, особенно в начале XIX в. в связи с введением в России министерской системы управления, - с другой) приток на государственную службу недворян постоянно возрастал.

Вследствие этого 11 июня 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе, был повышен до V; VI - IX классы стали давать личное дворянство, а Х - XIV — личное почетное гражданство. В военной же службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие - только личное.

9 декабря 1856 г. право на потомственное дворянство в гражданской службе было передвинуто на один класс выше (вместо V на IV), а в военной - с VIII на VI класс (VII - XIV классы давали личное дворянство).

В 1880-е гг. предполагалось и в военной, и в гражданской службе повысить класс, дающий дворянство, с VI и IV до III, но это намерение не было реализовано.

1 августа 1898 г. в гражданской службе были введены новые ограничения: чин IV класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже V класса.

2 августа 1900 г. к этому было добавлено еще одно условие - общий срок службы в классных чинах не менее 20 лет.

Установив четкую иерархию всех чинов, Табель о рангах предписывала строгое соблюдение принципа их старшинства (приоритета старшинства) и связанного с ним чинопочитания. Старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них.

Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

В «пунктах» же предусматривалось, что, если «кто выше ранга будет себе почести требовать или сам возьмет выше данного ему ранга», тот должен быть подвергнут за каждый случай штрафу - вычету двухмесячного жалованья; равный же штраф следовал и тому, кто кому ниже своего ранга место уступит, «чего надлежало фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

Почитание лиц по рангам не касалось лишь, как говорилось в «пунктах», тех случаев, «когда некоторые, яко добрые друзья и соседи, съедутся или в публичных ассамблеях».

Среди проявлений чинопочитания важное значение приобрели формулы титулования — общий титул по классу чина или должности. Формулы эти не были установлены законом и сложились постепенно на практике, ориентируясь на западноевропейские нормы. В первой трети XVIII в. наиболее устойчиво использовались три общих титула: ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было уже пять: I и II классы - ваше высокопревосходительство. III - IV классы — ваше превосходительство; V класс — ваше высокородие; VI - VIII классы — ваше высокоблагородие; IX - XIV классы — ваше благородие.

Пользование общим титулом по чину было обязательно во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или по общественному положению.

В целом, введение Петром I Табели о рангах явилось прогрессивной мерой, создававшей стимул для службы чиновников и возможность продвижения по службе выходцев из непривилегированных сословий. Табель о рангах действовала до 1917 г., когда с падением самодержавия после Февральской революции были отменены придворные звания и старое титулование, а после Октябрьской революции декретами ВЦИК от 10(23).11.1917 г. и СНК от 16(29).12.1917 г. уничтожались прежние чины, сословия и сословные звания.

В современной России сотрудники различных служб тоже имеют специальные звания (таможенная служба, налоговая полиция и др.). В июле 1995 г. сделана попытка регламентировать понятие государственной службы и создать основы правового положения государственных служащих. Все это нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Неотъемлемой его частью является утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей, который в нынешних условиях выполняет роль петровской «Табели о рангах…»

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом
(военной истории) Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Заменивший аристократическую иерархию 16–17 вв., основанную на родословных книгах, иерархией бюрократической. Его принятие отделило в Российской империи службу военную от гражданской и придворной, а также определило иерархию рангов в армии, флоте и гражданской администрации, порядок их соотношения друг с другом и получения в системе государственной службы.

Подготовка акта была начата в 1719, он стал продолжением реформаторской деятельности Петра I. В основе закона лежали «расписания чинов» Франции, Швеции, Дании, Пруссии и Венецианской республики. Новшеством для России было введение гражданских и придворных рангов, хотя были приняты во внимание и чины, существовавшие в 17 в. в Боярской думе и приказах (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки). Были учтены некоторые военные чины западноевропейского типа, возникшие во второй пол. 17 в. в «полках нового строя».

Высшим рангом табели был 1-й, низший – 14-й. Выглядела она следующим образом:

I – канцлер (в военной службе ему соответствовали звания «генерал-фельдмаршал», в морской – «генерал-адмирал»),

II – действительный тайный советник (генерал-от-кавалерии, генерал-от-инфантерии, генерал-от-артиллерии; в морской – адмирал),

III – тайный советник (генерал-лейтенант; в морской – вице-адмирал),

IV – действительный статский советник (генерал-майор; в морской – контр-адмирал),

V – статский советник,

VI – коллежский советник (полковник; капитан первого ранга),

VII – надворный советник (подполковник, капитан второго ранга),

VIII – коллежский асессор (капитан и ротмистр),

IX – титулярный советник (штабс-капитан и штабс-ротмистр; лейтенант),

X – коллежский секретарь (поручик; мичман),

XII – губернский секретарь (подпоручик и корнет),

XIV – коллежский регистратор.

Вступившая в силу в 1722, табель, определяя место человека в государственной службе, давала некоторую возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. В ее тексте это было оговорено особо: «…дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное, а после попадания в 8-й класс (для военных – уже в 14-й) – потомственное дворянство. Специальный закон 9 декабря 1856 сделал новые добавления к табели, определив пути получение потомственного дворянства только с 4-го (для военных с 6-го), а личного – с 9-го класса.

Чины, хотя это и не оговаривалось специально, давались только мужчинам. Замужние жены поступали «в рангах по чинам мужей их»; незамужние считались на несколько рангов ниже своих отцов. Вводилось правило, по которому за требование почестей и мест выше своего чина при публичных торжествах и официальных собраниях налагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого (2/3 штрафных денег должно было поступать в пользу доносителя). Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга. Экипаж, ливрея и образ жизни в целом – все должно было соответствовать чину.

Первоначально в табель, кроме собственно чинов, было включено много различных должностей (свыше 260). Например, среди статских чинов в 3-м классе был генерал-прокурор, в 4-м – президенты коллегий, в 5-м – вице-президенты коллегий, в 6-м – президенты в надворных судах и т.п. «Профессоры при Академиях» и «докторы всех факультетов, которые на службе обретаются» также числились в табели – в 9-м классе. Однако в конце 18 в. все эти должности были исключены из табели или превратились в чины (прежде всего придворные).

Классность отдельных чинов изменили. Так, в начале 19 в. чины 11-го и 13-го классов перестали употребляться и соединились с чинами соответственно 12-го и 14-го классов. Профессора университетов, институтов, члены Академии наук и Академии художеств получили соответствующие чины, как и лица, просто окончившие университеты и иные высшие учебные заведения (при поступлении на службу они получали чины не ниже 12 и не выше 8-го класса).

Учет чиновников по старшинству табель начала 18 в. поручала герольдмейстерской конторе Сената, которая регулярно публиковала списки лиц, имеющих классные чины. С середины 19 в. стали систематически издаваться и списки лиц, имеющих гражданские чины первых четырех классов.

Введение табели в 1722 означало возникновение в России новой системы титулования – обращения к лицам, имеющим чины. Поначалу таких узаконенных обращений было три – ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было 5 (к носителям 1-го и 2-го классов обращались «ваше высокопревосходительство», 3-го и 4-го – «превосходительство», 5-го – «высокородие», 6–8-го – «высокоблагородие», 9–14-го – «благородие»), появилась целая система обращений и устных именований.

С различными дополнениями и изменениями табель просуществовала до октябрьских событий 1917 и была упразднена декретами Советской власти 10 (23) ноября и 16 (29) декабря 1917 об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.

Публикации: Список чинам в гражданской службе состоящим . СПБ, 1801–1841; Список гражданским чинам первых четырех классов , СПБ, 1842–1916

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОИНСКИХ, СТАТСКИХ И ПРИДВОРНЫХ, КОТОРЫЕ В КОТОРОМ КЛАССЕ ЧИНЫ; И КОТОРЫЕ В ОДНОМ КЛАССЕ, ТЕ ИМЕЮТ ПО СТАРШИНСТВУ ВРЕМЕНИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЧИН МЕЖДУ СОБОЮ, ОДНАКО Ж ВОИНСКИЕ ВЫШЕ ПРОТЧИХ, ХОТЯ Б И СТАРЕЕ КТО В ТОМ КЛАССЕ ПОЖАЛОВАН БЫЛ

Классы

Воинские

Статския

Придворныя

Сухопутныя Гвардия Артиллерийския Морския
1: Генерал фелт маршал Генерал адмирал Канцлер
2: Генералы от кавалерии и инфантерии, штат галтер Генерал фелцеих мейстер Адмиралы протчих флагов Действителныя тайныя советники Обер маршал
3: Генералы лейтенанты, кавалеры [ордена]
с[вятого] Андрея [Первозванного], генерал крикс комисар
Генерал лейтенант Вице адмиралы, генерал крикс комисар Генерал прокурор Обер стал мейстер
4: Генералы маэоры Полковник Генерал маэор, генерал маэор от фортификации Шаутбенахты, обер цейх мейстер Президент от колегиев и штатс канторы, тайные советники, обер прокурор Обер гофмейстер, обер камергер
5: Брегадиры
обер штер крикс комисар, генерал правиант мейстер
Подполковники Подполковники от артилерии Капитаны командоры, капитан над портом Кроншлотским, обер сарваер от строения карабельнаго интендант цейх мейстер обер штер крикс комисар Геролд мейстер, генерал рекетен мейстер, обер церемонии мейстер или вышней надзиратель лесов, вице президенты от колегиев, генерал полицы мейстер, директор от строениев, генерал пост директор, архиатер Гофмейстер, обер гоф стал мейстер, тайный кабинет секретарь, обер гоф мейстер при ея величестве императрице, обер шенк
6: Полковники, казначеи, обер правиант мейстер, обер комисар, генералы адьютанты, прокурор, генералы квартир мейстеры лейтенанты Маэоры Подполковники от артилерии, полковники инженеры, обер комисар Капитаны перваго ранга
капитаны над другими портами, сарваэр корабельной, прокурор, интендант партикулярной верфи в Питербурхе, казначеи, обер правиант мейстер, обер камисар
Прокуроры в колегиях статских, президенты в надворных судах, канцелярии тайные советники Иностранной колегии, обер секретарь Сената, штатс камисар, обер рент мейстер в резиденции, советники в колегиях Штал мейстер, действителные камергеры, гоф маршал, обер ягер мейстер, первый лейб медикус
7: Подполковники, генералы аудиторы, генералы правиант мейстеры лейтенанты, генералы ваген мейстеры, генералы гевалдигеры, генералы адъютанты при генерале фелт маршале, контролор Капитаны Маэоры, подполковники инженеры, обер контролор Капитаны втораго ранга, контролор Вицепрезиденты в надворных судах; Воинской, Адмиралтейской, Иностранной колегиев обер секретари; экзекутор при Сенате, обер фискал государственной, прокуроры при надворных судах, церемонии мейстер Гоф мейстер при ея величестве императрице, лейб медикус при ея величестве императрице
8: Маэоры, генералы адъютанты при генералех полных, генералы аудиторы лейтенанты, обер квартирмейстр, обер фискал, цал мейстер Капитаны лейтенанты Маэор инженер, капитаны, штал мейстер, обер цейхвартер, контролор Капитаны третьего ранга, корабельныя мастеры, цал мейстер, обер фискал Ундер стат галтер в резиденции, экономии галтер, регирунс раты в губерниях, обер директор над пошлинами и акцизами в резиденции, обер лантрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиях, асессоры в колегиях, обер правиант мейстер в резиденции, обер секретари в протчих колегиях, секретари в Сенате, обер берг мейстер, обер валдейн, обер минц мейстер, надворной советник, надзиратель лесов, воеводы Титулярные камергеры, гоф сталмейстер, надворной интендант
9: Капитаны, флигель адъютанты при генерале фелт маршале и при генералех полных, адъютанты при генералех лейтенантах, обер правиант мейстер, генерал штап квартермистр, обер аудиторы, полевые почтмейстеры, генералы профосы Лейтенанты Капитаны лейтенанты, капитаны инженеры, обер аудитор, квартирмейстер, камисары у пороховых и селитреных заводов Капитаны лейтенанты, галерные мастеры Титулярной советник; воинских двух, Иностранной колегеи секретари; обер рент мейстер в губерниях, полицы мейстер в резиденции, бургомистры от магистрата в резиденции быть непременным, лантрихтеры в провинциях, профессоры при академиах, докторы всяких факултетов, которые в службе обретаются, архиварии при обоих государственных архивах, переводчик и протоколист сенатские, казначеи при манетном деле, асесоры в надворных судах в резиденции, директоры над пошлинами в портах Надворной ягер мейстер, надворной церемонии мейстер, обер кухен мейстер, камер юнкеры
10: Капитаны лейтенанты Ундер лейтенанты Лейтенанты, капитаны лейтенанты инженерския, аудитор цейхвартеры, обер ваген мейстер, капитан над мастеровыми людми Лейтенанты Секретари протчих колегей, бургомистры от магистрата в губерниях; переводчики Воинской, Адмиралтейской, Иностранной [коллегий]; протоколисты тех же колегей, обер экономии комисары в губерниях, обер комисары в губерниях, асесоры в надворных судах в губерниях, обер цегентнер, берг мейстер, обер берг пробиер
11: Секретари карабелные
12: Лейтенанты Фендрики Ундер лейтенанты, лейтенанты инженерския, фурлецкие порутчики, ваген мейстеры Ундер лейтенанты, шхипоры перваго ранга Секретари в надворных судах и канцеляриях и /в/ губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, минц мейстер, форшт мейстер, гитен фор валтер, марк шейдер Гоф юнкеры, надворной лекарь
13: Ундер лейтенанты, флигель адъютанты при генералех маэорех Штык юнкеры, ундер лейтенанты инженерския Секретари в провинциях, механикус, пост мейстеры в Санкт-Питербурхе и в Риге
переводчики
протоколисты
колежские

актуариус
регистратор
сенатские

14: Фендрики, флигель адъютанты при генералех лейтенантех и у брегадиров, штап фуриеры Инженерския фендрики Камисары карабелные, шхипоры втораго ранга, канстапели Камисары при колегиях, фискалы при надворных судах и губерниях, камериры в провинциях, земския камисары, асесоры в провинциалских судах, архивариус, актуариус, регистратор и букгалтеры при колегиях; земския рент мейстеры, почт мейстеры в Москве и протчих знатных городех, где губернаторы; колегии юнкеры Надворной уставщик, гофмейстер пажев, гоф секретарь, надворной библиотекарь, антиквариус, надворной камерир, надворной аудитор, надворной квартир мейстер, надворной аптекарь, шлос фохт, надворной цейх мейстер, кабинет куриеры, мунт шенк, кухен мейстер, келлер мейстер, экзерцыцеи мейстер, надворной балбир

Таблица. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы – с женами брегадиров.

Гоф девицы – с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен – с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

против капрала – 1 год

против сержанта – 1 год

против фендрика – 1 год 6 месяцев

против порутчика – 2 год

против капитана – 2 год

против маэора – 2 год

против подполковника – 2 год

против полковника – 3 года 6 месяцев

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегатся.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

Получить высший военный, статский или придворный чин в царской России могли только люди, принадлежащие к знатному роду. Однако и среди крестьян, мещан и других сословий было немало знающих и «нужных» для царской власти людей. При состоялось учреждение табели рангов Российской империи, распределяющей всех служащих на несколько классов. Насколько успешно применялось подобное деление и кто мог стать советником государя.

Табель рангов (как написано в тексте указа) или табель о рангах Российской империи (более привычное и устоявшееся среди народа название) – это такое четко структурированное перечисление должностей, где указаны все военные, гражданские и придворные должности или название самого закона о ранжировании государственных служащих.

Сколько всего было классов. В списке насчитывалось 14 классовых ступеней и 263 должности. Существовал также один статус – кавалер Св.Андрея, который присваивался тем, кто служил в сухопутных войсках и чья должность соответствовала 3 классу.

С течением времени таблица несколько раз переделывалась, одни чины вводились, другие исключались. В одной из первых редакций можно видеть множество пунктов и подпунктов под каждой ступенью.

Главные положения

Табель был создан в начале 18 века. Указ Петр Великий подписал 24 января (4 февраля) 1722 года. Назывался документ «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных».

Документ подлежал рассмотрению в двух коллегиях:

  • адмиралтейской, где уполномоченным был сенатор Головкин;
  • военной, где ответственными были генерал-майоры Матюшкин и Мамонов.

Далее будет дана характеристика табеля о рангах. Перечислим кратко основные положения документа, который предоставлял возможность всем представителям любого сословия продвинуться по службе вне зависимости от знатности своего рода.

Кроме ранжирования, были и основные положения (пояснительные пункты), которые нельзя было нарушать:

  1. Если чиновник относился к князьям императорской крови, то вне всякого положения он мог председательствовать над всеми. Это было единственным исключением из правил, так как табель был принят Петром I специально для того, чтобы все государственные служащие получали свое место не из-за «породы», а по заслугам перед Отечеством.
  2. Все служащие царя могли быть подвергнуты штрафу за требование несообразных своему рангу почестей при официальных собраниях. Например, нельзя было занимать не свое место за царским обедом либо в театральной ложе. Нельзя требовать к себе другого обращения или уступать место лицу низшего положения.
  3. Сумма штраф за нарушения равнялась двухмесячному жалованью. Треть данных средств отправлялась доносителю, который пожаловался на нарушителя, а остальное шло на поддержание госпиталей и больниц. Штрафовались не только сами чиновники, но и их жены, а также наследники.
  4. Данный указ помогал представителям всех сословий, которые хоть и были низкого происхождения, но были полезны на государственной службе и талантливы во многих царских поручениях.
  5. Иноземные чиновники получали ту же самую должность, что имели в своей родной стране, только после того, как становились полезны Петру, и он отмечал их, как отличных специалистов. Важно было не только подтвердить свою должность хорошей работой, но и проявить себя, как ценного служащего в Российской империи.
  6. Наследники или сыновья титулованных чиновников имели свободный доступ ко всему придворному обществу, а также к разным ассамблеям. Однако детям привилегии отца по наследству не переходили до тех пор, пока они не показывали талантов и не приобретали заслуги перед Отечеством.
  7. Гражданские или военные должности выдавались только по выслуге лет или по служебным заслугам.
  8. Любой чиновник должен был содержать соответствующий экипаж и ливрею. И естественно, что коллежский секретарь не мог выехать на шестерке цугом, как статский советник. Это в Петровские времена было бы приравнено к нарушению, а чиновника штрафовали.
  9. Если чиновник совершал какое-то преступление, ему полагалось публичное наказание на площади. Чаще всего — пытка или казнь. Естественно, что после такого царского решения должность с человека снимали, а самых злостных нарушителей, если и оставляли в живых, лишали титула, имущества и отправляли в ссылку.
  10. Жены чиновников имели то же положение, что и мужья. А дочери чиновников — на 4 ступени ниже своего отца.
  11. После получения 8 ранга на гражданской службе или при дворе можно уже претендовать на причисление к старшему дворянству. В этом случае происхождение роли не играло.
  12. На военной службе потомственное или старшее дворянство присваивалось после выдачи первого обер-офицерского места или 6 ступени, когда служащий становился Обер-кригскомисаром, чего нельзя было сказать о гражданских и придворных должностях.

Возьмите на заметку! Петр I всегда отдавал предпочтение военным должностям, потому что сам был, прежде всего, военачальником, а уже потом русским царем.

В самом высшем первом классе долго не было статских. Однако его советник Остерман уговорил царя внести «дипломатические» коррективы и сделать ранг канцлера – представителя первого класса статских чинов. Позднее было введено новое наименование — статский советник I класса.

Естественно, что перечень всех должностей стал очень популярен, и многие мечтали занять более высокий ранг, чтобы получить доступ ко многим привилегиям, которые открыл данный указ.

Самой простой служебной лестницей представлялась гражданская служба, которая ранжировалась следующим образом (естественно, что все начинали с 14 ступени, то есть с самого низа данного списка):

  1. Канцлер, действительный тайный советник 1-го класса.
  2. Действительный тайный советник.
  3. Тайный советник (с 1724 г.)
  4. Тайный советник (1722-1724 гг.), действительный статский советник, обер-церемонимейстер.
  5. Статский советник, церемонимейстер, тайный камерир.
  6. Коллежский сов.
  7. Надворный сов.
  8. Коллежский асессор.
  9. Титулярный сов.
  10. Коллежский секретарь.
  11. Корабельный.
  12. Губернский.
  13. Кабинетский регистратор, провинциальный секретарь, сенатский и синодский регистратор.
  14. Коллежский регистратор, коллежский юнкер, городовой секретарь.

Важно! Существовало также особое уставное обращение к представителю соответствующего положения.

В табели о рангах гражданские чины различались по форме обращения. Чиновников 1-2 классов называли Ваше высокопревосходительство, 3-4 классов – Ваше превосходительство, представителей 5 ступени — Ваше высокородие, представителей 6-8 классов именовали Ваше высокоблагородие, остальные (с 9 по 14 классы) слышали в свой адрес обращение — Ваше благородие.

Учреждение и отмена указа

Петр Великий лично контролировал принятие и редактирование документа, выбирал названия должностей
и классов из перечня чинов французского, прусского, шведского и датского королевств.

При учреждении данного указа учитывались древние русские чиновные места и корректировались уставные положения, предложенные другими государствами, чтобы указ подходил именно к русской действительности.

Например, Петр отменил штраф в том случае, если в церкви кто-то случайно занимал место впереди, прямо перед алтарем, где должны были присутствовать только высшие чиновники.

Упразднение указа произошло с марта 1917 года. Сначала ликвидировали придворные должности с падением института царской власти. Потом, в ноябре того же года, после выпуска Декрета об упразднении всех сословий перестали существовать гражданские должности. Военные чины отменили в декабре, а на флоте — с января 1918 года.

Обратите внимание! Отдельная история происходила с казачеством, там чиновничество продолжало свое существование до 1922 года, потому что очень долго казачья власть не подчинялась советским законам.

Со временем чины снова стали употреблять в современной России. Например, в юстиции, на воинской и гражданских службах.

Плюсы и минусы

Табель о рангах и его значение для российского общества было весомым. Перечень классов действовал целых двести лет и постоянно видоизменялся с введением реформ. Некоторые звания упразднялись, так как закрывалось само учреждение, например, горные чины и горное ведомство, которое просуществовало всего лишь до 1834 года и было военизированно.

Соответственно, такие звания, как механикус (капитан), берг-мейстер (майор) или к примеру, берг-пробирер (прапорщик) переквалифицировались в военные.

Либо существовала обратная ситуация, когда звание, например, надворного советника, присваивалось до 1917 года, то есть фактически до Февральской революции, а самого надворного суда не было и в помине, его отменили в 1726 году. Должность же продолжали присваивать служащим.

Этот указ в корне изменил весь государственный электорат. Каждый талантливый человек, любой крови и сословия мог стать советником государя, вследствие чего дворянский класс демократизировался.

Еще одним плюсом стало то, что дворянство стало более привлеченным к государственным делам, так как дворяне теперь всегда были на службе и приносили много пользы Отечеству, а не вели праздную и роскошную жизнь в своих усадьбах.

Минусом было разделение дворянства на личное и потомственное, когда представители последнего вида не хотели иметь никаких связей с тем, кто вышел «из грязи в князи». Однако подобные вещи жестко штрафовались самим царем, который всегда видел в людях, прежде всего, ум, силу и талант, а уже потом происхождение.

Полезное видео

Вывод

Таким образом, принятый Петром I указ о ранжировании стал знаковым моментом в истории. 14 классов и 263 должности давали возможность занять любую ступень на государственной исключительно из-за личного таланта и заслуг перед царем и Отечеством.

Военные ценились гораздо выше гражданских и придворных. Петр Великий предоставил возможность получения личного дворянства представителям любого сословия, достигшим шестого класса на воинской и восьмого — на гражданской и придворной службе.

Вконтакте

Цитата : «Табель о рангахъ всѣхъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ классѣ чины; и которые въ одномъ классѣ» — Пётр I 24 января 1722 г.

История создания

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского , прусского , шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года , но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената . Кроме Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам , об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов .

Рис. 1. Фрагмент документа Табели о рангах.

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) – 28 января (8 февраля) ) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке .

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года . С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы . По возвращении из него в 1698 году Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада».

Рис. 2. Портрет Петра I. Август Толяндер (1835-1910 гг.) Холст, масло. 140 х 115. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. В 1703 г. Пётр Великий приказал построить пушечнолитейный завод в устье реки Лососинки, впадающей в Онежское озеро. Он получил название Петровского. Благодаря заводу явилась Петровская слобода, в 1777 году преобразованная в город Петрозаводск .

КОММЕНТАРИЙ:

В таблице 1. показаны названия чинов в зависимости от номера чина в «Табеле о Рангах» утвержденном 24 января 1722 года Царем Петром I:

Таблица 1.

Военные должности Штатские должности
1 Генералиссимус, Фельдмаршал 1 Канцлер
2 Генерал-аншеф 2 Действительный тайный советник
3 Генерал-лейтенант 3 Тайный советник
4 Генерал-майор 4 Действительный статский советник
5 Бригадир 5 Статский советник
6 Полковник 6 Коллежский советник
7 Подполковник 7 Надворный советник
8 Майор 8 Коллежский асессор
9 Капитан 9 Титулярный советник
10 Штабс-капитан 10 Коллежский секретарь
11 Поручик 11 Сенатский секретарь
12 Подпоручик 12 Губернский секретарь
13 Прапорщик 13 Сенатский регистратор
14 Фендрик 14 Коллежский регистратор

На рисунке 3. показана графическая аналогия «Табеля о Рангах» или «лестница чинов » с расположением этой лестницы в матрице Мироздания.

Рис. 3. На рисунке показана графическая аналогия «Табеля о Рангах» или «лестница чинов », утвержденная 24 января 1722 года Царем Петром I. «Табель о Рангах», которая представлена в виде ступенчатой пирамиды, совмещенной с «энергетической матрицей мироздания ». У пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов » отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала » вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням — от первого высшего — Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня — Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера » должности в «Табеле о Рангах» — растет и количество носителей данной должности также как и элементов в матрице Мироздания.

До сегодняшнего дня в военных должностях в основном сохранен аналогичный порядок должностей.

Фактически мы рассмотрели графический пример принципа соподчиненности от высшего к низшему уровню, который присутствует как в построении Мироздания, так, в частности, и в нашей жизни.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта .

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет - Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Справочный материал:


Рис. 4.
«Новых солдат набирали ежегодно , а то и по нескольку раз в год. В общей сложности при Петре I в армию ушли около 300.000 рекрутов, то есть каждый десятый молодой парень. Рекрут должен был быть не ниже 2 аршин и 4 вершков (около 160 сантиметров), но во время войны требования снижались до 2 аршин 2 вершков – чуть больше полутора метров. Чтобы стать настоящими солдатами, они должны были научиться держать строй, стрелять и действовать штыком. А еще совершать долгие переходы, осаждать и штурмовать крепости, лить пули и шить мундиры, строить переправы, наконец, «варить кашу из топора», когда есть было нечего. И армия решала все эти проблемы, приучая крестьянских детей к новой жизни. Русские солдаты старательно учились побеждать. Как описывает в своем дневнике драгунский капитан Семен Курош, после боев воины упражнялись сами и заставляли пленных шведов себя учить: те дрались друг с другом тупыми шпагами, позволяя русским изучать приемы ближнего боя».

Описание табели о Рангах

«Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин , однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность .

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь », «коллежский асессор », «коллежский советник » и «статский советник » первоначально означали должности секретаря коллегии , члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник » означало председателя надворного суда ; надворные суды были отменены уже в 1726 году , а название чина сохранялось вплоть до 1917 года .

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий . «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Влияние на общество и дворянство

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре , окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия . Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь », порода, потеряла в этом отношении всякое значение . Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство . Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Табель о рангах — Уставное обращение соответственно классу

I — II Ваше высокопревосходительство

III — IV Ваше превосходительство

V — Ваше высокородие

VI — VIII Ваше высокоблагородие

IX — XIV Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

1. Названия статуса (не должности) сотрудников в МИДе РФ – «Посланник 1, 2, 3… ранга»

2. Соблюдение протокола Вежливости при обращении:

— Посол — Your Excellency (Ваше Превосходительство)

— Посланник — Your Highness (Ваше Высочество)

— Советник — Your Serenity (Ваша Светлость)

— Генеральный консул — Your Honour (Ваша честь)

— Первый/Второй/Третий секретарь -Your Worship (Ваша Милость)

— все нижестоящие сотрудники — Sir (сэр, господин, сударь)

— работники обслуживающего персонала дип. корпуса — Mister (мистер, господин).

3. В соответствии с табелем о рангах нижестоящий ранг не может напрямую общаться с рабочими вопросами с представителями вышестоящих рангов, если их не связывают прямые служебные зависимости.

4. В соответствии с табелем о рангах вышестоящий ранг может дать рабочее распоряжение любому нижестоящему рангу, даже если их не связывают прямые служебные зависимости.

Loading...Loading...