Русские скинхеды. Кто такие скинхеды: неонацисты или подростковая субкультура. Различные направления движения

Виды скинхедов в России

С течением времени в России появилось некоторое, весьма немногочисленное, количество скинхедов, которые придерживаются коммунистической, анархистской и антифашистской идеологии. Несколько скинхедов такого вида уже было замечено на Московских улицах. Некоторое количество скинов-антифашистов присутствует в российской глубинке. Из всех существующих скиновских организаций левого и антифашистского толка в России наиболее заметны только Red skins. Обычно Red Skins общаются с антифашистами и группами анархо-социалистического толка, они носят красные шнурки (на ботинках) и коммунистическую символику на бомберах (куртках). Их идеология не требует никаких ограничений, поэтому за рубежом существуют негритянские, японские, мексиканские и т.п. скинхеды левого толка. Но движение Red Skins развито очень слабо, «красных» скинов очень немного.

Не так давно в Москве была открыта российская секция организации «Молодежь против расизма в Европе», в неё вошло несколько группировок антифа, которые издают листок «Человечность» в том числе и несколько групп Red Skins, получившие финансовую поддержку. Единственная SKA-команда в Москве Distemper выступает на антифашистских концертах,которые проводит Антифашистское Молодежное Действие (АМД). В Санкт – Петербурге существует даже антифашистский скинхед-клуб, а SKA-команда Spitfire поет песни антифашистского содержания (45) . В городе Волжский (Волгоградская область) «Левое антифашистское сопротивление» попыталось подмять под себя спортивную организацию «Центр», где тренируются скинхэды-неонацисты. Левые (в том числе и «красные» бритоголовые) стараются проникнуть на музыкальную сцену, эту задачу выполняют Red-группы «Красные бригады» и «Колесо Дхармы» (Из города Волжский). 1 мая 1997 г. в Москве им удалось организовать концерт под лозунгом «Фашистов и буржуев на…» (46) .

Если во многих странах Запада и Европы между «красными» и «коричневыми» происходят ожесточенные столкновения, (особенно в крупных городах), то в России все происходит несколько иначе. В таких крупных городах России как Москва и Санкт-Петербург о вражде, разделяющей бритоголовых на два неравных лагеря, значительная часть бритоголовых только что-то слышала или читала. По-видимому, в этих городах движение «красных» бритоголовых в своей массе не прижилось. Но кое-какие столкновения некоторое время назад происходили в российской глубинке.

Единственно, кого из скин-лагеря можно было бы называть «левыми», а значит и «красными» – это скинхедов, сотрудничающих с НБП (Национал-Большевистской Партией), достаточно «левой» и «красной» как по своей идеологии и программе, так и по своей атрибутике. Но тем не менее, скины охотно сотрудничают с НБП, выполняют просьбы и поручения, вступают в НБП, увеличивая ее численность. Это можно объяснить широтой политической платформы НБП, успешно сочетающей как «красные», так и «коричневые» идеологические постулаты, а также умением членов партии найти общий язык с агрессивной и злой молодежью. Кроме того участие бритоголовых в деятельности НБП объясняется тем, что осуществляя «плодотворное» сотрудничество и «деловые» контакты руководители НБП не стремятся в корне поменять скин-принципы и скин-идеологию бритоголовых.

Надо отметить, что не только московское отделение НБП имеет тесные контакты со скин-средой, например, в Воронеже существует организация бритоголовых численностью до полусотни человек, которая активно сотрудничает с местным отделением НБП.

Из книги Бритоголовые автора Беликов С В

Виды скинхедов в зависимости от возраста Для большинства людей среда бритоголовых однородна, и все бритоголовые в ней равны между собой. Однако, в соответствии с классификацией обозревателя газеты «Московский комсомолец» Е.Ю. Карамьяна, российских скинхедов правого

Из книги Продукты, которые мы выбираем автора Никитин Сергей Васильевич

Виды переселенцев. После снятия железного занавеса в Россию хлынули массовые потоки иммигрантов различных расовых и этнических групп, поэтому на территории России проживает огромное количество граждан различных национальностей. По данным московской Мэрии, а одной

Из книги Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики [с таблицей] автора

Виды скинхедов в зависимости от их идеологии. По идеологии и убеждениям скинхеды бывают нескольких видов: «коричневые» скины – неонацисты, «красные» скины – придерживающиеся крайне левых взглядов, существуют и скинхеды-антифашисты.Вышеизложенная скин-идеология в

Из книги Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики [без таблиц] автора Беллюстин Всеволод Константинович

Виды групп скинхедов по направленности их действий Всю массу скинхедов и скинхедствующей молодежи, помимо возрастного деления и деления по степени политизированности, можно отнести к определенным группам, четко различающимся по направленности их интересов. Правда,

Из книги Календарь-2. Споры о бесспорном автора Быков Дмитрий Львович

Враги и объекты агрессии скинхедов Врагов у скинхедов много: во-первых, из-за их экстремистской идеологии, во-вторых, из-за их агрессивного поведения и жестоких выходок. Все это активизирует государство в лице его органов: как правоохранительных, антитеррористических,

Из книги Мужские разговоры за жизнь автора Пучков Дмитрий Юрьевич

Музыкальная культура скинхедов Музыкальная культура скинхедов составляет значительную часть их неформальной субкультуры. В музыкальной культуре находит свое выражение сам «дух движения».В музыкальной культуре бритоголовых существует нескольких музыкальных стилей.

Из книги Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв автора Автор неизвестен

Виды скин-объединений в России. Можно сказать, что объединения первого типа встречаются довольно часто, хотя регулярных, чисто скиновских праздников существует крайне мало. Чаще всего они непременно присутствуют на любом мало-мальски известном или

Из книги За державу обидно. Вопросы и ответы про СССР автора Пучков Дмитрий Юрьевич

Отношение скинхедов к политическим партиям и движениям Надо отметить, что, в основном, скинхеды относятся почти ко всем политическим партиям и движениям подозрительно, если не сказать враждебно. Безусловно, отрицательное отношение со стороны скинов существует в

Из книги Нью-Йорк. Заповедник небоскребов, или Теория Большого яблока автора Чумакова Карина Хасановна

Из книги автора

Виды чиселъ Какую ц?ль пресл?дуетъ ари?метика въ нашихъ школахъ? Очевидно, она желаетъ научить д?йствіямъ и р?шенію практическихъ задачъ. Но не всегда эта ц?ль такой и была, потому что въ различные в?ка и при разныхъ научныхъ системахъ она то суживалась, то расширялась, то

Из книги автора

Из книги автора

МАРТОВСКИЕ ВИДЫ 15 марта 44 года до н. э. в театре Помпея, перед заседанием Сената, был убит Гай Юлий Цезарь. Он да Наполеон - два символа политического и полководческого величия, волновавших лучшие умы последних двух веков; и если пылкая юность больше симпатизирует

Из книги автора

ПРО ДИАСПОРЫ И СКИНХЕДОВ 23.11.2007После чтения заметок про хороших людей и ответов на них некоторое время думал. Результатом длительных дум оказалась ровно одна мысль. Насколько же наша так называемая интеллигенция херово разбирается в обществе, в котором живет. И увы, не

Из книги автора

Из книги автора

Про скинхедов 15.05.08С мест сообщают странное: По информации столичного ГУВД, приезжие сами активно режут друг друга в междоусобных разборках. При этом иммигранты отнюдь не ангелы и часто совершают тяжкие преступления, в том числе убийства и грабежи. В качестве примеров в

Из книги автора

Видали виды Мой личный фаворит среди видовых точек Нью-Йорка – променад на Бруклин-Хайтс, с прогулки по которому началось и мое знакомство с Нью-Йорком, и эта книга. Далее в рейтинге – панорама, открывающаяся с Бруклинского моста, – с одной стороны на Нью-Йоркскую

Черно-белый экран, надпись «Белые волки» представляют»... [видео]

Изменить размер текста: A A

Две ноги в тяжелых гриндерсах приземляются на шею скорчившегося калачиком человека; с двух боков с размаху впечатывают рифленые подошвы еще четверо: несчастный быстренько покачивается под ударами - влево-вправо-влево; следующий клип: паренек поднимает над головой жертвы бревно...

Я ничего не вижу от слез. Такие слабые нервы: не могу смотреть, как убивают живого человека. В ушах все звучит хриплый саундтрек:

Если мы не сделаем этого сейчас,

Завтра нам уже негде будет жить!

Мы выкладываем эту запись на сайте «КП», для того чтобы вы представляли, ЧТО делают эти 17-летние мальчики, о которых мы пишем.

Смотрите и помните, что под ударами дубины - не актер: Чориев Худойкул, 42 года, рабочий со стройки на улице Куусинена в Москве : вылез за территорию через дырку в заборе, чтобы сходить в магазин.

Среди избивающих в черной куртке - Алексей Джавахишвили , ученик 9-го класса средней школы № 703, лидер скин-группировки «Белые волки». На четверть - этнический грузин.

«ВОТ ТАКИЕ ВОТ ГЕРОИ МЫ - БРИТОГОЛОВЫЕ!»

(Из песни группы «Коловрат».)

Сейчас по христианской традиции я должна встать на колени и ударить себя в грудь: «Моя вина!»

Шесть лет назад, месяц блуждая по нацистскому подполью, я сочла проблему скинов надуманной.

Среди доморощенных наци я увидела психбольных (был экземпляр, который публиковал в газете указы о том, что в его пользование передается здание ФСБ , гостиница «Россия ») и всевозможных пиарщиков разной степени успешности. Да, уже были убийства таджикской девочки Хуршеды Султоновой и сутулого ученого Николая Гиренко , свидетельствовавшего на судах, что лозунг «Бей жидов и черномазых!» есть разжигание межнациональной розни (сам судья такую оценку дать не мог).

Но убийств было так немного. А наркоманов в стране - миллионы и миллионы, причем все СМИ молчали о них как рыба об лед. Следовательно... Я сделала вывод, что наци-вопрос нарочно педалируется кем-то.

Может, оно и было так, но прошли годы. И этот кто-то преуспел.

С 2004 года убийств, совершенных скинхедами, уже 350! А нападений, то есть незавершенных, неудавшихся убийств - 1500!

Это статистика Московского бюро по правам человека, а заместитель председателя СКП РФ Василий Пискарев на днях огласил еще более шокирующую цифру: 548 случаев национальной ненависти только за 2009 год...

Получается, бритоголовые нападают дважды в день!

За эти годы скинхеды вырезали свастику на теле жертв - Санкт-Петербург , банда Димы Кислого. Втыкали железный штырь в глаз женщине - Екатеринбург , татарка из Башкирии стояла на остановке; скинхеды били ее, заливали в глотку водку и кричали: «Ненавидим вас, нерусских!»

Полуослепшая осталась жива - вот вам и незавершенное убийство...

На прошлой неделе фашисты застрелили в Москве судью Эдуарда Чувашова , «закатавшего» на зону «Белых волков », «Кровавые ботинки» и группу Рыно-Скачевского, перед этим наци развернули против судьи травлю в Интернете за неосторожное высказывание на процессе.

В день, когда это случилось, я была в Следственном комитете по Москве у следователя, отправившего в суд дело Джавахишвили: сотрудники закрывали окна и входные двери, перекрыли улицу...

Всем было ясно, что кошмарные дети шутить не будут.

А мы должны понять, что делать с этими малолетками и почему борьба за чистоту русской нации получила такое распространение.

В этой связи и хочу предложить любопытное наблюдение.

Дедушку Джавы, убийцы из «Белых волков», звали Гурам Джавахишвили.

Екатеринбургские скинхеды, в 2005 году на кладбище крестом забившие еврея (фото «Хайль Гитлер !» хранится в материалах дела), пофамильно: Муртазаева , Гаттаров...

В ноябре 2009 года в Москве была задержана предполагаемая киллерша адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой скин-девица Евгения Хасис: с мускулами, в кепке и в наколках.

Желая защитить сестру, брат Жени сдуру дал интервью: «У нее же семитская внешность! И вообще, знаете, наш троюродный дядя кто? Хасис Лев Аронович!» (исполнительный директор компании X5 Retail Group, владеющей торговыми сетями «Копейка», «Перекресток»).

Гогот в медиапространстве был такой, что девушка тут же настрочила из «Лефортово » опровержение: «Мы не евреи, мы греки!» - и сделала еще смешнее, потому что у ближневосточных евреев Хасис - такая же фамилия, как в Одессе Рабинович или у русских Зайцев .

Вспомним еще и Артура Рыно, по матери удмурта, по отцу чукчу...

Когда-то, в 2003 году, я ездила на Вятку описывать диво дивное: скинхеда-азербайджанца Рому Рагимова (мама - простая русская баба, папа - азербайджанский алкоголик), в день рождения Гитлера забившего таджика. Тогда казалось, это нонсенс!

Теперь ясно: нерусская кровь у русских скинхедов - общее место.

Задумайтесь, как это страшно. Отец у человека кавказец. А он говорит: «Россия - для русских».

«НАЦИОНАЛЬНОСТЬ СКИНХЕДОВ ПОД ВОПРОСОМ»

(Присказка, которой заканчивает посты о межнациональной ненависти блоггер Дмитрий Пучков, более известный как Гоблин.)

Хорошо понимаю, что, высказываясь на тему чужой национальности, я обязана обнародовать и свою анкету.

Потому что даже на форуме «КП », где вроде собираются не самые глупые люди, любой шаг в эту сторону вызывает шквал ненависти: «Скойбеда, езжай гадить на свою Украину !» (так пишут русские), «Дорогая ты наша кацапка...» (так - украинцы), «Вы - провокаторша, потому что вы иудейка!»

Вот настолько вопрос крови болезненный сегодня для России.

Итак, отвечаю: в советском паспорте у меня было записано «украинка», де-факто кровь раскладывается на мордву, казаков , поляков , литовцев и русских. По меркам нынешнего наци-движения вполне тяну на «истинную арийку»: Гитлер переворачивается в гробу, но славяне у сегодняшних фашистов не «расово неполноценные», как было в Третьем рейхе, а арии, «соль земли».

«Расово неполноценные» теперь кавказцы, узбеки, таджики - именно им бритоголовые кричат: «Черная мразь, вон из страны!»

А могли бы не кричать, а посмотреться в зеркало.

Эксперт, журналист-антифашист Александр Литой утверждает: проблема «чистоты крови» для нацистского подполья глобальна: 5 - 10 процентов членов - это только те, у кого все написано на лице! А уж если покопаться в бабушках-дедушках...

Судите сами:

Кабир Петровский, мальчик, осужденный по делу Хуршеды Султоновой. По отцу - афганец, по паспорту - Кабир Фаридович!

Первый в России (!) приговор за убийство на почве национальной ненависти: 2003 год, группа скинхедов традиционно отметила рождение Адольфа Алоизовича, убив в московском переходе армянина, осужденный - Заур Рафиев, наполовину азербайджанец...

Этот список кажется бесконечным: скинхед-узбек из Саратова , скинхед-еврей Ростислав Гофман из Питера, впоследствии получивший пулю от своих же (невинной жертвой мальчика считают только родители), еще татарин Линар Косяк из группы Колиниченко , зарезавшей якутского шахматиста...

Кому последний пример показался неубедительным, того спешу вернуть с небес на землю: хотя скинхеды и декларируют право коренных народов РФ жить здесь, в реальности, если скин встретит человека с ярко выраженной татарской внешностью... В общем, может не утерпеть.

Дошло до того, что в московской нацтусовке есть мулат, - говорит Литой, - он объясняет свое присутствие так: «Я - как эскимо: только снаружи черный, внутри белый», - но большинство подвирают, что они испанцы, болгары, греки, - это постоянная «тема» в движении. Учитывая, что 90 процентов «бритых» не знают друг друга по фамилиям, это прокатывает...

Немудрено, что сами нацисты «тему» воспринимают крайне остро. Дмитрий Демушкин на сайте своего недавно запрещенного «Славянского Союза» («СС») приводит наиболее часто задаваемый вопрос: «Могут ли представители национальных меньшинств стать членами вашей организации?»

И отвечает в том смысле, что не исключает: среди полукровок тоже могут оказаться «порядочные люди, искренне поддерживающие наши убеждения», но все-таки «пусть лучше строят Израиль для евреев».

Любой конфликт на наци-сайтах - а их здесь масса - заканчивается выяснением, кто из оппонентов больше «жид»: такая полемика специально называется «жидосрач» (извините за слово: в данный момент мы пишем об Интернете, а в Сети слишком многое позволено).

На благодатной теме плодятся мифы: в евреи записали Александра Копцева, который шел резать раввинов в синагогу, и лидера ДПНИ Белова -Поткина.

Два (!) режиссера сняли фильмы о «бритоголовых» на конфликте «скинхед - еврей»: в «Луна-парке» Лунгина половозрелый фашист, обретя папу по имени Наум Борисович, начинает истово прятать его от своих прежних дружков ; в «России-88» Бардина вообще вся жизнь группировки показана через восприятие полуеврея Эдуарда по прозвищу Абраша.

«А ТЫ, АБРАША, ТЫ ПОЧЕМУ СТАЛ ФАШИСТОМ? ШЕЛ БЫ ТЫ К ЕВРЕЯМ ТУСОВАТЬСЯ...»

(Павел Бардин, «Россия-88».)

Школьника Андрея Зубкова нашли на берегу Воронежского водохранилища: 21 удар ножом, остальные - рифлеными ботинками. Он был по матери адыг: черные волосы, раскосые глаза. С детства над несчастным, жившим с одной бабушкой ребенком издевались во дворе: «Чечен, чечен!»

Бабушка Антонина Федоровна:

Он кричал: «Я русский, у меня фамилия - Зубков!» - а они только смеялись: «Врешь, Зубков - нерусская фамилия...»

Пятерых убийц-скинхедов нашли быстро, а вот дальше колесо следствия резко выехало из привычной колеи: «Исповедуя идеологию превосходства русской нации над прочими, совершили убийство...» (примерно так пишутся обвинительные заключения).

Выяснилось, что Андрей сам хотел стать скином: слушал группу «Раммштайн» и любовно рисовал в тетради свастику, объясняя бабушке, что это «перевернутое солнышко».

На тот день, 5 марта 2008 года, был назначен экзамен: в скин-бригады принимают, как в спецназ. По версии следствия, щуплый Андрей положил на лопатки своего «экзаменатора» и, значит, должен был стать полноправным бойцом, но на «чечена» тогда накинулись все вместе, а потом двое вернулись и дорезали.

То есть и не собирались брать в скинхеды.

Только вот мечты Андрея бегать по Воронежу и бить инородцев это не отменяет...

Вопроса всего два: почему они идут в движение и почему их берут туда? Или НЕ берут...

Кабир Петровский, осужденный за нападение на таджикскую девочку Хуршеду Султонову , по отцу афганец, по паспорту Кабир Фаридович. Сейчас за то же преступление судят группировку Димы Кислого, но есть предположение, что девочку били две бригады вместе. Уже на свободе.

Я задала эти вопросы эксперту Московского бюро по правам человека Семену Чарному, экс-лидеру «СС» Дмитрию Демушкину и антифашисту Александру Литому, и, к изумлению, ответы этих идеологических противников оказались как под копирку.

Берут в движение, - сказали все, - потому что это не организация, а субкультура: НЕТ СИСТЕМЫ, все на личных отношениях. Дружат мальчишки во дворе, один начнет увлекаться национальной идеей - автоматически тащит за собой остальных, не разбирая, русские ли у них фамилии. А потом этот, с фамилией, ножичек воткнет, и все, из движения его никто не выгонит.

Сразу вспомнился семилетней давности разговор в Кировском СИЗО с подельником азербайджанца Ромы Рагимова.

Как же вы его приняли, - спрашивала я, - вы же считаете кавказцев представителями низшей «черной расы»?

А че, - защищался лысый парень, - Рома нормальный, он доказал...

Доказал - убийством.

Еврей Ростислав Гофман, одно время входил в самую страшную бригаду Питера – группу Димы Боровикова по прозвищу Кислый. Скинхеды дают показания, что Гофман был полноправным членом группировки, даже сделал себе ее «визитную карточку» - наколку «Заводной апельсин», - но потом главарь заявил: «Еврей Гофман позорит движение».Гофмана пригласили под Питер бить цыган; приговоренный всю дорогу смеялся и шутил, а там, куда его вели, в лесу уже была выкопана яма. Убивали из охотничьей «Сайги», потом добивали из арбалета и ножами. Родители Ростислава, правда, считают, что их сын, выпускник еврейской гимназии, не мог быть заодно со скинхедами: он просто слишком многое о них узнал и потому погиб.

Осталось понять, зачем все это надо самим детям.

Кое-что очевидно: Евгения Хасис, Артур Рыно, Рома Рагимов, Заур Рафиев росли без отцов, а Андрей Зубков - без матери-адыгейки, то есть все - с одним русским родителем. Обида на нерусского, который предал, бросил? Да, обида.

Все ребята полностью и безусловно считали себя русскими, а ведь национальность в нынешнем глобальном мире есть более предмет самоидентификации: лучший пример - Юлия Тимошенко , женщина, которую называют армянкой, но которая при этом - символ Украины. Или полевой командир Саид Бурятский: наполовину русский, наполовину бурят - как его угораздило стать самым правоверным из чеченцев?

Все слишком перемешалось: вон банда Рыно угробила в московских дворах двух русских - приняла их за таджиков...

А главное - то, что ребят с нерусской кровью в России обижают, бьют, и для них скин-движение - выход, решение их личной проблемы.

Ученик по фамилии Иванов может думать о девочках, о дискотеках, а у ученика по фамилии Вартанян огненными буквами будет перед глазами сверхзадача: «Сделаться, как русские, поднять свой социальный статус...»

То есть именно нерусские в первую очередь и идут в скинхеды.

Им нужнее.

Грузина Джавахишвили, кстати, тоже травили. Мне об этом рассказала директор его школы.

«ГДЕ НЕТ НИ ЭЛЛИНА, НИ ИУДЕЯ»

(Новый Завет, Послание к Колоссянам .)

У Господа нет ни эллина, ни иудея, - строго сказала мне Светлана Рыно, когда я подошла к ней с вопросами о национальности.

Мы разговаривали в Мосгорсуде, где снова судили ее сына: Артур счастливо улыбался из стеклянной клетки, еще живой Чувашов хмурился на кафедре.

Я сперва даже не поняла, что эта молодая женщина в черном берете с кокардой, в рифленых ботинках, в майке и медальонах с националистической символикой - мать: приняла ее за подружку кого-то из скинхедов.

Светлана стучала по стеклу клетки и командовала:

Главное, Пашу поддерживайте!

Паша - это подельник сына Скачевский.

Все у нас хорошо, - объявила Света, когда я попыталась выведать, не отягощают ли совесть матери двадцать трупов на руках сына. - Так, временные трудности! Люди меняются, и теперь Артуша понимает, что пошел неверным путем: убивать гастарбайтеров - тупик, бороться надо не со следствием, а с причиной, то есть с еврейским правительством...

Прочитав пророчество Серафима Саровского, Катехизис еврея, а также целый список другой литературы, присланный Светой Рыно, я представляю, в какой системе координат живет теперь авторитетный член скин-движения Артур.

Внимательно: наша церковь ожидовлена, в наших паспортах стоит знак «666», в 17-м году нашу страну захватила еврейская клика, которая строго следит, чтобы ни один нееврей не занимал руководящий пост. В общем, мы, русские, живем в завоеванной стране - и с этим надо что-то делать...

Мораль сей басни такова: растут скинхеды. Дойдут, уже дошли, до прямой борьбы с властью. До революции и терроризма.

Знаете, как на сайте, где выкладывал свои ролики Джава, восприняли взрывы в московском метро?

«Ура, мля»; «Хорошая новость, порадовала сегодня»; «Круто»; «Шикарно просто. Настроение поднялось. Правда, жалко ни в чем не повинный русский народ» - и смайлы после каждого слова.

Духовное сращивание фашистов с чеченскими бандформированиями - не мое наблюдение. У них даже цель общая: развалить ЭТО государство, построить свое, «русское», а Кавказ отделить, для чего - дальше прямая цитата из программы одного националиста: «поддерживать кавказских сепаратистов».

Слава богу, пока наци и боевики впрямую не договорились. Иначе слабенькие взрывы, время от времени «пукающие» то в церкви на юге Москвы, то в «Макдоналдсе », были бы более результативными. Сказывается разница в финансировании международных террористов и московских студентов-химиков.

К сожалению, ключевое здесь слово «пока».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Где же выход?

Пытаясь разыскать родственников Хасис, я заехала в непрестижный район Москвы. Маршрутка в очередной раз остановилась, взяла пассажирку.

ДобрИй вЭчир, - поздоровалась женщина со знакомым водителем.

Вай, - откликнулся он, - куда едИте?

Тут еще одна пассажирка оторвалась от телефона и протянула мелочь:

ПерИдайте на билЭт...

И тут я с ужасом поняла, что НЕприезжая в маршрутке я. Одна.

Люди вокруг были милые и мирные, но они были ДРУГИЕ, и я отчетливо поняла, что должны пройти годы, чтобы мы привыкли друг к другу.

Вот потому усилия спецслужб, сажающих уже двадцатую скин-группировку, зачастую не всегда эффективны.

Бритоголовые - всего лишь выразители общенародного недовольства миграционной политикой власти. Да, скинхедов с их кровавыми методами люди тоже не поддерживают, но и мигрантов еле терпят.

И именно из этого шипения на кухнях: «Понаехали», - рождаются новые убийцы. Получается многоголовая гидра: спецслужбы срубают одну голову - вырастают еще три...

Что делать?

Воспитывать толерантность?

Разумеется, но все-таки после наведения порядка с миграцией. До этого взывать к добрым чувствам людей бессмысленно.

Образно ситуацию, в которой оказались сегодня жители городов, можно сравнить с прорывом трубы: жители квартиры бегают, кричат, вода хлещет, а жек свысока распоряжается: «Вот теперь так и живите: знаем, что неудобно и непривычно, но перекрывать трубу не станем, и вы вычерпывать не могите».

Что вызовет такая позиция власти, кроме озлобления? Люди-то по-любому хотят жить в квартире, какой они ее помнят. БЕЗ воды...

Я уверена, убери сегодня власти мигрантов - исчезнут и скинхеды. Им просто не за что станет биться.

Оставь все как есть - и фашизацию общества не остановить.

Я подивилась, как близко фашизм подошел к нам: проглядывала текст об убийствах в Питере и чуть не упала - узнала на фото главаря нацистской банды Диму Боровикова: в 2004-м кровавый отморозок анонимно приходил ко мне на встречу: стеснялся, но говорил, что будет убивать и женщин, и детей...

Судью Чувашова убили через три дня после моего визита. Антифашист, с которым я переписывалась, оказался сыном моего соседа по кабинету.

Пули ложатся что-то уж слишком близко...

Те, кто поддерживает власть, наверняка спросят: как же обойтись без мигрантов, если коренное население России сокращается? Скоро некому будет кормить пенсионеров, так что привлечение рабочей силы из-за рубежа - дело вынужденное...

Их действия находят осуждение общества во всем мире. Их боятся и презирают, называют «убийцами демократии» и «нацистскими ублюдками». Их судят и сажают за убийства. О них снято множество передач и написано бесчисленное количество книг. Скинхеды – кто они? Попробуем разобраться подробно.

История возникновения скинхедов

Прежде всего, давайте обозначим один момент. Скинхеды – это субкультура. Да-да, такая же субкультура, как и панк-движение, готы, эмо и так далее. Но не стоит путать «скинов» со всеми остальными. Субкультура скинхедов радикально отличается от любой другой культуры, возникшей под влиянием музыки. Началось все, конечно же, в Англии, в старом добром Лондоне. Что и неудивительно – спокойные и надменные англичане славятся умением основывать дикие и буйные молодежные течения. Может быть, им просто надоело быть чопорными и холодными? Кто знает. Но это неважно. Итак, движение скинхедов (skinheads, кожаные головы – англ.) взяло старт с 60-х годов двадцатого века в бедных рабочих кварталах. И произошло оно от очень популярного движения модов (modernist, или, как их еще называли, стиляги), движения teddy boys (а по-русски гопников) и футбольных хулиганов. Носили они тяжелые строительные ботинки, тяжелые куртки докеров - донки, армейские футболки да джинсы на подтяжках. Ничего не напоминает? Совершенно верно, стиль одежды современного скина сформировался на заре движения. Это была типичная одежда лондонского работяги, зарабатывавшего свой хлеб тяжелым физическим трудом. Бритая голова – классический опознавательный знак скина – служила защитой от лишней грязи и пыли, скапливающейся в доках, а также вредных насекомых типа вшей. Вообще головы часто не брили, а лишь подстригали под «ежик». Прозвище «бритоголовый» в те времена было обидным, унизительным, так обзывали работяг.

Первые скины уважали (!) чернокожих и мулатов. Неудивительно – среди рабочих того времени было много иммигрантов. Скины и приезжие с Ямайки имели общие взгляды, слушали одинаковую музыку, в частности рэггей и ска. Очень большое влияние на скин-движение оказало течение футбольных хулиганов. Во многом именно ему скины обязаны курткам-бомберам, которые позволяли легко выскользнуть из рук соперника при уличной потасовке, бритой голове, благодаря которой хулигана невозможно было схватить за волосы. Конечно же, у скин-молодежи была куча неприятностей с полицией. Что характерно, в движении участвовали как парни, так и девушки. Не лишним будет отметить, что, как и все футбольные фанаты, скинхеды любили проводить время в пабе за кружечкой пенного.

Но время идет, люди взрослеют, и первая волна скинов к началу 70-х пошла на убыль. Бритоголовые начали обзаводиться семьями и потихоньку забывать о прежнем буйном образе жизни. Однако ничего не проходит бесследно, и вот Англия уже взрывается волной дикой и агрессивной музыки – панк рока. Этот стиль идеально подошел рабочей молодежи, искавшей для своего движения более жесткую музыку. Появился стрит панк – отличное решение для скинов, которому с легкой руки одного английского газетного писаки было привито название «Oi!». Стиль отличался от панка – это были классические гитарные риффы, наложенные на отчетливо слышимую линию бас-гитары и барабанов. Припевы были похожи на крики фанатов на трибунах (привет хулиганам!). С музыкой пришли и дополнения к одежде – скины второй волны стали чаще носить армейские футболки. Все это было чуждо старым скинам, которые роптали на молодежь 70-х за их музыку и одежду. В то время среди скинхедов первой волны бытовал лозунг «оставайся верным 69-му». Считается, что именно на 1969 год пришелся пик популярности скинхед движения. Итак, английская молодежь все больше начала увлекаться панк музыкой, а рабочий класс получил собственное движение. Так как собственный музыкальный стиль и стиль одежды у скинов уже был, их взгляды обратились к политике. Многие скинхеды стали поддерживать борьбу правых партий, вливаясь в британский неофашизм, а другие отстаивали идеи левых, пропагандируя рабочий класс и идеи коммунизма. В основном, левыми были скины первой волны, которые противились расизму. Существовали и аполитичные группы, предпочитающие свою субкультурную политику.

Толчком к развитию наци-скинхед движения, то есть скинов, как они выглядят сейчас, послужил переход панк группы Skrewdriver от стрит панка непосредственно к скинхед музыке. Это был первый стрит панк коллектив, публично заявивший о своих неонацистских взглядах. Они выступали против коммунизма и симпатизировали «Национальному фронту». К концу 70-х правое движение усилилось, и на улицах Лондона появился скинхед-расист. Это нужно было видеть! Все СМИ били тревогу, английское общество, еще не опомнившись от Второй Мировой, с ужасом смотрело на любого бритоголового, видя в нем фашиста. Заблуждение о «расистской» природе каждого скина усиливали Национальный Фронт и группа Skrewdriver. Политики умело поливали скинов терминами фашизм и расизм. Такие действия возымели результат – к скинхедам начали относиться в высшей степени негативно.

Наконец, к середине 90-х формируется третья волна скинхедов. 17-18 – летние панки сбривают свои ирокезы и вливаются в ряды скинов. Возрождаются старые скин- идеи и в большинстве стран Европы и Запада формируются классические скинхед-группировки. Теперь это в основном смесь классических футбольных хулиганов и хардкор-панк скинов. В России, к сожалению, 99 процентов скинхедов являются сторонниками неонацистских взглядов. У современного русского общества твердо бытует мнение о том, что любой скинхед – это расист.


История возникновения скинхедов

Стиль одежды скинхедов

Как выделить в толпе представителя той или иной субкультуры? Конечно, по его (ее) одежде. Скинхеды – не исключение. Их атрибутика и одежда отличается от общей моды, и, по большей части, унифицирована. Рассмотрим общий внешний вид современного скина. Ограничимся российскими скинхедами как наиболее знакомым нам течением – вид русского скина почти не отличается от западного, отличие лишь в нацистской символике, применяемой нашими скинами.

Итак, одежда. «Униформа» скинхедов взята у самых истоков движения, а именно у лондонских портовых рабочих. Это тяжелые ботинки, камуфляжные штаны и футболки. Классический вид скина – это черный «бомбер» (широкая тяжелая куртка), синие либо черные джинсы с подвернутыми штанинами, подтяжки и черные «берцы». Естественно, выбритая до блеска голова. Идеал обуви для скина – это так называемые «гриндера» (ботинки Grinders). Однако стоят они недешево, поэтому в основном ограничиваются военной обувью. Шнурки – отдельная тема в экипировке скина. По цвету шнурков можно определить его принадлежность к той или иной группе движения. Например, белые шнурки носят те, кто убил или участвовал в убийстве «нерусского» человека, красные – антифа, коричневые – неонацисты. Можно, конечно, носить шнурки любой расцветки, не относясь к той или иной группе, но в таком случае скинам, чтущим традиции, на глаза лучше не попадаться. Вообще, одежда скинхеда очень практична – она помогает защититься в драке и существенно утяжеляет удары. Этой же цели служат и атрибуты – металлические цепи, карабины и так далее. Некоторые скины любят нашивки в виде немецких крестов, свастик и тому подобное. Правда, используют их очень редко, ведь в таком случае скин становится легкой добычей милиции, обнаруживая свои ультраправые взгляды.

Многие скинхеды любят татуировки. Их обычно наносят на закрытые части тела, которые не видно под курткой на улице, поскольку по ним легко обнаружить сторонника движения. Тематика тату в основном однообразна – это политические ультраправые лозунги, символы свастики, немецкий и кельтский кресты, изображения самих скинов в различных позах, различные надписи типа “Skinhead”, “White Power”, “Working class”, “National Front” и так далее. За такие татуировки скинхеды часто подвергаются преследованию и насилию со стороны правоохранительных органов, так как они прямо кричат о нацистских убеждениях, поэтому некоторые предпочитают наносить менее очевидные изображения вроде языческих богов, оружия, зверей и так далее. Часто накалывают буквенные шифры, например, «88», «14/88», «18». Здесь цифра обозначает порядковый номер буквы в латинском алфавите, то есть 88 - Heil Hitler, 18 - Adolf Hitler. 14 – это не буквенный шифр, это 14 слов девиза Белой Борьбы, сформулированного одним из идеологов движения скинхедов Дэвидом Лейном, пожизненно сидящим в закрытой американской тюрьме: “we must secure the existence of our people and a future for white children” (“мы должны защищать настоящее наших людей и будущее наших белых детей”). Часто встречаются сдвоенные руны в молнии «зиг» (SS), руна «отал» и другие рунические комбинации.

Таков стиль современного скинхеда. Конечно, не стоит считать, что он типичен для всех – многие скины сегодня одеваются как и большинство обыкновенных людей, поскольку так их труднее вычислить. Подлинная скиновская одежда – дань традициям движения.


Стиль одежды скинхедов

Идеология скинхедов

Вот и добрались до главного. Идеология движения скинхедов. Поскольку пропаганда наци-скинхедов и идеологии расового превосходства сделали свое дело, в интернете сегодня сложно найти идеологию истинных, «классических» скинов. Попытаемся исправить этот недостаток и открыть читателю глаза на истинное положение вещей. Для удобства разделим скин движение на три основных течения – классические скинхеды, наци скинхеды и красные скинхеды.

Поехали. Классические скинхеды. Стояли у истоков всего движения, поэтому являются заслуженными ветеранами. Их идеология – противопоставление простого рабочего класса буржуазии, противостояние молодежи родителям. Это отпор власти над бедными и родительским запретам. Это гордость за простых работяг и ненависть к богачам. Классические скины аполитичны. Они пьют пиво и любят футбол – дань футбольным хулиганам, которые оказали серьезное влияние на течение. Ни один классический скинхед не обойдется без хорошей драки – опять же заметно влияние хулиганов. Собственно, больше про это течение сказать ничего особенного нельзя. Любят музыку ска, рэггей, Oi! и так далее.

Наци-скины. А вот здесь есть на чём остановиться: скинхеды-расисты – бич современного общества. Они постоянно устраивают драки, избиения иностранных граждан, акции протеста. Их арестовывают, осуждают, сажают, но они остаются верными своим идеалам. Идея проста – превосходство белой расы и очистка страны от чужеродных элементов. Пользуясь народной неприязнью к иностранцам, скинхеды часто вербуют в свои ряды внушительное количество молодых людей. В России наци-скинхед движение популярно до безобразия. В последнее время дело дошло до того, что иностранцы просто боятся находиться в стране и предпочитают жить там, где проблема нацизма не так обострена. С одной стороны, идеология нацистов кажется жестокой и антигуманной. Действия скинов находят огромный резонанс в современном обществе – их ненавидят, презирают, пытаются отловить и наказать. Убийства людей, конечно, не самый хороший поступок. С другой стороны, нельзя не заметить, что поступки скинхедов возымели действие – иностранцы чувствуют себя в стране не так свободно, как раньше. Объективно можно сказать, что скинхеды – это способ защиты общества от излишне обнаглевших иммигрантов. Правда, жаль, что убийства чернокожих и других граждан зачастую неоправданны и не несут характер возмездия, который можно было бы объяснить. Акции русских скинов – это обычно нападение на ни в чем неповинных чернокожих студентов, предпринимателей и так далее.

Наци-скины делятся на две группы – это рядовые скины и идейные руководители. Первые, соответственно, участвуют в потасовках и акциях, играют исполнительную роль. Вторые же занимаются политической стороной вопроса, продвигают идеи нацизма в общество, планируют акции и так далее. Их сфера – борьба за власть в стране. Теоретически победа таких руководителей на политической арене должна означать мирное, политическое урегулирование вопроса возрастающего числа иммигрантов. Согласитесь, патриотизм не чужд ни одному из нас, и не хочется в один прекрасный день проснуться уже не в своей стране. Многие скинхеды следуют течению стрейт-эдж (straight edge с английского - «чёткая грань», сокращённо sXe), то есть ведут здоровый образ жизни. Такое поведение, несомненно, облагораживает скина, так обильно политого грязью современными СМИ и политиками. Впрочем, как относиться к националистам - вопрос спорный, в их движении присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны. Решение должен принять каждый сам для себя.

И, наконец, антифа. Красные скины, рэдскинс, как их еще называют. На каждое действие найдется свое противодействие, как говаривал дядюшка Ньютон. Сторонники красного движения выступают против расовых предрассудков и продвигают левосторонние взгляды – коммунизм, классовую борьбу, «фабрики - рабочим» и так далее. Существует два движения антифа: S.H.A.R.P. (SkinHeads Against Racial Prejudice) и R.A.S.H. (Red and Anarchist SkinHeads). Помимо «левых» взглядов, антифа обладают еще одной особенностью. Они ненавидят скинов и проводят акции, направленные на их подавление. Драки между скинхедами и антифа – не редкость сегодня. И опять же, спорный вопрос, как относиться к антифашистам современному человеку. С одной стороны, противодействие расовым убийствам – это, конечно, хорошо. С другой – борьба методами противника бессмысленна. Можно сказать, что антифа создают столько же проблем, сколько создают скинхеды. Более того, борьба рэдскинов подобна открытию «второго фронта» во время Второй Мировой – поздно и малорезультативно. Скинхеды успевают отбивать атаки антифа и планировать собственные расистские акции. Борьба с незаконной деятельностью должна проводиться органами правопорядка, а не группой молодежи, настроенной столь же агрессивно, как и нацисты.

Таковы направления скин движения. Нюансов в них огромное количество, и спорить по каждому вопросу можно бесконечно много.


Идеология скинхедов

Заключение

Свастика на рукаве, бритый череп, внушительные «берцы», черный бомбер и угрожающий взгляд. Скинхед? Как теперь понимаем, стереотип. Скинхед-движение изначально пропагандировало прямо противоположные современным наци понятия. Тем не менее, наци-скинхеды состоялись как независимое движение и обзавелись собственной музыкой и взглядами, положенными каждой субкультуре. Вопрос отношения к ним, безусловно, спорный. Но действия их, вне всякого сомнения, противозаконны и неэтичны. Возможно, методику борьбы против чужеродных элементов скины в ближайшее время поменяют. Что же касается России, современное общество в большинстве своем выражает негатив в отношении русских скинхедов. Что не мешает им практически безнаказанно проводить свои акции по уничтожению и унижению «небелых» рас.

И вот теперь, когда вы прочитали эту статью, я попрошу вас ответить на один вопрос. Итак, как вы теперь думаете, так кто же такие скинхеды: неонацисты, или обыкновенная подростковая субкультура?

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ СПО Глазовский Технический Колледж

Скинхеды в Российской Федерации

Выполнил:

Студент 211 группы

Отделения ЭАСХ

Мезрин Григорий

Проверил:

Глава 2. Виды скинхедов

Заключение

Приложение


Введение

В данной работе Вы могли бы узнать про скинхедов, историю их возникновения различные направления движений скинхедов в мире и, в частности в Российской Федерации.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что в течение последнего года заметно активизировались российские группировки скинхедов. В апреле - мае этого года, после нескольких громких преступлений, это движение попало в центр общественного внимания. Активизация бритоголовых происходит в двух одинаково опасных направлениях. С одной стороны, участились случаи насилия по отношению к представителям национальных меньшинств со стороны скинхедов, они стали более массовыми, организованными, жестокими. С другой - наметилась явная тенденция к объединению скинхедов между собой и с близкими по идеологии праворадикальными политическими организациями.

Собственно скинхеды (скины, как они сами себя называют) не являются политическим движением. Это молодежное течение, в мировоззрении которого важное место занимает нацистская идеология, а в стилистических особенностях - агрессивная модель поведения.

Субкультура скинхедов существует во всем мире, с начала 1990-х она появилась и в России. Правда, в России, в отличии от Запада и Восточной Европы, практически нет "красных скинов" - анархистов и анархокоммунистов. Идеология отечественных скинхедов - это только неонацизм. Имеющее место на Западе (особенно в Германии) реальное противостояние "коричневых" и "красных" скинов ("скинов с белыми шнурками" и "скинов с красными шнурками", представителей движений "SHARPS" - "скинхеды против расовых предрассудков" и "RASH" - "красных скинхедов-анархистов", по собственной терминологии) в России отсутствует, хотя о нем постоянно говорится.

скинхед молодежная субкультура неонацизм

Итак, цель работы рассмотреть скинхедов как молодежное движение. На основании цели построим задачи:

1. Изучить скинхедов с психологической точки зрения.

2. Взглянуть на данную группу со стороны общества.

3. Выяснить отношение к скинхедам в РФ.

После анализа цели и задачи появляется гипотеза: в современной России у большинства людей нет четкого понятия кто такие скинхеды.

Глава 1. Появление скинхедов

Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и неграми. Дело в том, что скинхеды появились как рабочая, а не расовая субкультура, направленная против как официальной культуры, так и в пику многим альтернативным течениям. Например, байкеров (тогда их называли рокерами) скинхеды считали "ненастоящими", потому что те были грозой дорог только по выходным, а в будни усердно трудились в офисе. Они ненавидели пакистанцев не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы, трудившиеся со скинхедами на одних фабриках, были для них своими парнями. Первые скинхеды не были бритоголовыми в прямом смысле слова, просто их короткие стрижки с бачками контрастировали с модными тогда длинными волосами. Стиль одежды был не "милитаристским", а пролетарским: грубошерстные куртки, высокие ботинки докеров. Последователей у первых скинхедов не нашлось, и к 1973 году, когда парни повзрослели и обзавелись семьями, движение сошло на "нет".

Скинхеды возродились в конце семидесятых, когда правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целые отрасли экономики (например, угледобычу), что привело к невиданному росту безработицы и беспорядкам в так называемых депрессивных регионах. Новые скинхеды были уже не рабочей аристократией, а деклассированной средой, воспитывались не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти молодчики били всех иммигрантов без разбора, потому что те "занимали их рабочие места". С новыми скинхедами работали идеологи неонацистов. Возникли skin-club’ы, впервые прозвучал лозунг "Сохраним Британию белой". Тут из своих квартир выбрались скинхеды первой волны, разъяренные тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между "старыми" и "новыми" скинхедами приняли характер уличных беспорядков (особенно в Глазго). В итоге возникли два движения: наци-скины и красные скины. Внешне красные скины отличались только нашивками с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и иногда красными шнурками в ботинках. Они получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании, наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии. В Америке существовали группировки скинхедов-негров, скинхедов-мексиканцев и. скинхедов-евреев. В Германии наци-скины прославились не только избиениями гастарбайтеров (иностранных рабочих, в основном турок), но и их убийствами. При этом судьи, больше опасавшиеся "красного террора", проявляли к скинхедам редкую благосклонность (в восьмидесятых в Германии бритоголовые лишь однажды были осуждены за убийство турка - Рамазана Авси летом 1986 года). Скинхеды тем временем превратились в политическую силу: громили антифашистов, разбирались с профсоюзами. Власти осознали, с кем имеют дело, когда в 1987 году в Линдау скины напали на христианских верующих во время праздника в соборе Святого Стефана (городские власти отказались предоставить муниципальный зал под съезд бритоголовых). Вмешался Ватикан, скинхедов прижала полиция. Но вскоре рухнула Берлинская стена, и ряды бритоголовых утроились (по "английскому варианту") за счет немцев из Восточной Германии, где среди молодежи царили безработица и отчаяние. То есть, как мы видим, в действительности история движения скинхедов говорит о том, что ассоциации с фашизмом в данном случае - распространенное заблуждение. Для большинства из них это мода, но не простая, когда ты одет в ботинки и подтяжки, а когда рядом с тобой такие же, как и ты, дети улицы, необязательно также выглядящие внешне, но близкие по духу тебе.

Таким образом, первоначально скинхеды появились как аполитичное движение, не склоняющееся к "левым" или "правым".

Глава 2. Виды скинхедов

1. Традиционные скинхеды - аполитичная субкультура, возникшая как реакция на значительное мутирование первоначальной субкультуры. Тесно связана с танцевальной музыкой регги и ска и современной музыкой Oi! . Данная субкультура копирует стиль изначальной культуры конца 1960-х. "RemembertheSpiritof"69" - "лозунг" субкультуры. Это выражение тех идеалов, которым стараются следовать традиционные скинхеды. В основной массе своей эти идеалы копируют культурные устои среди скинхедов 60-х годов:

· Работа. Скинхеды гордятся своей принадлежностью к рабочему классу;

· Друзья. Так называемое Unity, Единение ("важнее дружбы нет ничего на свете");

· Семья (семья для скинхедов это корни, истоки);

· "Корни". Одно из важных понятий в субкультуре традиционных скинхедов; выражение его, находит свое отражение в популярном выражении: "Remember your roots!", что, в принципе, является другой стороной выражения "Remember the Spirit of "69", так как "Дух 69" (Spirit of "69) - корни самой субкультуры, "золотое время" её развития. Понятие "корней", так же важно ещё и тем, что включает в себя музыку, характерную для скинхед-среды 60-х (ска, реггей, рокстеди, соул).;

· Анти-расизм. Имеется в виду именно антирасизм, а не антифашизм, такая позиция объясняется тем, что субкультура скинхедов происходит из смешения двух культур - ямайских темнокожих рудиз (rude boys) и английских модов (mods) .

http://music66. info/up/article/img/thumb_sharp3. jpg2. S. H. A. R. P. (Skinhead Against Racial Prejudices) - "Скинхеды против расовых предрассудков". Появились в Америке 1970-х как противоположность ультраправым скинхедам, но без политической подоплёки. "Отряды мщения, справедливости и братства". В среде ультраправых часто приравниваются к R. A. S. H., очевидно из-за похожести до степени смешения аббревиатур. S. H. A. R. P. - антирасистское объединение скинхедов, также скинхеды против расовых предрассудков, выступающих против дискриминации по расовому признаку. Создано в Нью-Йорке в 1987 году. Противостояло НС-скинхедам и другим шовинистически настроенным организациям. SHARP создали логотип на основе значка звукозаписывающей студии Trojan Records, которая выпускала ямайскую музыку (регги и ска). В конце 1980-х группа активистов в США распалась из-за внутренних разногласий, а также из-за того, что неонацисты стали менее активными. Эмблема - см. прил.1

3. http://music66. info/up/photos/thumb_redskins. jpgR. A. S. H. (Red & Anarchist Skinheads) - "Красные" и анархо-скинхеды, унаследовавшие от "родного" рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. R. A. S. H - это международная сеть скинхедов, стоящих в отличие от S. H. A. R. P. не только на антифашистских, но и на леворадикальных позициях. На сегодняшний день "ред-" и "анархо-"скинхеды существуют в Америке, Германии, Италии, Колумбии и во многих других странах мира. Они ставили такие цели как: Противостояние мифу, муссируемому СМИ о скинхедах, как о расистах и опровержение этого стереотипа в обществе.

· Расширение субкультуры скинхедов и пропаганда антифашистских и анархистских идей с помощью музыки (Oi! , стрит-панк, регги, h/c и т.д.), зинов, одежды и т.п.

· Борьба, как физическая так и политическая.

· Помощь иммигрантам и дискриминируемым национальным меньшинствам. Борьба против любой дискриминации.

· Участие в различных гражданских/политических акциях.

Россия – страна арийцев! Хватит, поиздевались над нами всякие жиды и большевики. Мы, арийцы, здесь хозяева. И мы будем хозяевами. Когда мы придем к власти – мы всех выстроим вдоль стен и всем скажем: “Жиды и комиссары – шаг вперед!”. И всех жидов и коммуняк – из пулемета. Потом скажем: “Узкоглазые и чернож…пые – шаг вперед!” И всех узкоглазых и чернож…пых – на рудники и на лесоповал. Пусть работают... Да здравствует Тысячелетний Великий Рейх Арийской Нации!..`

Из речи неназванного оратора-скинхеда на митинге “White Power” в Москве весной 1997 г.

В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992-м в Москве было около десятка скинхедов. Вели они себя тихо, в основном занимались самолюбованием и демонстрацией себя в центре города. Эти самые первые скины были чистым продуктом подросткового обезьянничества: они старательно подражали западным образцам. А о западных скинхедах они узнали из советских СМИ эпохи перестройки: как раз в 1989–1991 гг. было модно рассказывать об английских, немецких, а чуть позже – и о чешских скинхедах.

Так длилось до начала 1994 г. В начале 94-го скинхеды вдруг сразу – в несколько недель – становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. Внешне это было связано с событиями сентября-октября 1993 г., когда Ельцин очень наглядно показал всем, что в любой дискуссии самый убедительный аргумент – насилие. Нашлись подростки, которые усвоили это очень хорошо. Тогдашние студенты, учащиеся гуманитарных факультетов разных московских университетов, вспоминают, что как раз те их одноклассники или приятели-школьники, которые стали вскоре скинхедами, 4 октября 1993 г. присутствовали в толпе зевак, с патологическим удовольствием наблюдавших с близкого расстояния расстрел танками парламента. На рост числа московских скинов повлиял, впрочем, не столько расстрел парламента, сколько последующий период “особого положения” в Москве, когда на улицах царил полицейский террор, быстро принявший явно расистский (формально – антикавказский) характер.

Ельцин и его сторонники активно использовали расистскую и националистическую риторику в ходе политического кризиса в сентябре-октябре 1993 года еще до расстрела парламента. Например, Руслану Хасбулатову постоянно ставилось в вину его чеченское происхождение.

Непосредственно 4 октября действия армии и ОМОНа приобретали порой откровенно расистский характер. Например, депутат парламента Олег Румянцев, один из лидеров российских социал-демократов и один из разработчиков российской конституции, был схвачен на улице пропрезидентскими десантниками и зверски избит (ему, в частности, сломали челюсть и отбили почки). Причем офицер-десантник, руководивший избиением, радостно кричал: “Ага, попался, жидовская морда!”. Двое студентов-ливанцев – Хануш Фади и Салиб Ассаф – были расстреляны 4 октября только потому, что имели ярко выраженную неарийскую внешность.

В период “особого положения” в Москве мэр столицы Лужков организовал самую настоящую этническую чистку . Какая бы то ни было законность в период “особого положения” в Москве отсутствовала, конституционные гарантии не соблюдались, нарушения прав человека (незаконные бессудные обыски, аресты, грабежи, избиения и пытки со стороны милиции и ОМОНа) носили массовый характер. Тысячи человек – преимущественно с неславянской внешностью – были арестованы, избиты, ограблены и депортированы из Москвы. Всех их скопом записали в пресловутые “лица кавказской национальности”. ОМОН и милиция с удовольствием грабили ларьки и палатки, принадлежавшие “лицам кавказской национальности”, на московских рынках ОМОНом неоднократно проводились форменные погромы, в ходе которых у “кавказцев” отбирали деньги, драгоценности и товары, нещадно избивая. Помимо уроженцев Кавказа, в числе пострадавших оказались также выходцы с Балкан, из Средней Азии, граждане Индии, Пакистана, Ирана, а также евреи и арабы. По поводу ареста, избиения и ограбления дипломатов из Объединенных Арабских Эмиратов посольство ОАЭ даже заявило протест МИД России. Аналогичные протесты были сделаны и посольствами Армении, Грузии и Азербайджана. Несколько англоязычных газет, включая “Москоу таймс”, не сговариваясь, озаглавили помещенные в них статьи так: “Racist Pogroms in Moscow”.

Многочисленные жалобы на произвол даже не рассматривались. Пострадавшие, чьим единственным “преступлением” были расовые отличия , оказались лишены права на защиту своих интересов в суде. Одна такая история – незаконный арест, ограбление, зверское избиение двух граждан Грузии, азербайджанцев по национальности – подробно описана в “Левой газете”, с приложениемдокументов . В суде, а затем в прокуратуре заявления от этих граждан Грузии принять просто отказались. В той же публикации описаны зверские массовые избиения незаконно задержанных – в ряде случаев с тяжкими последствиями (у одного из задержанных – по национальности таджика – в результате побоев был сломан позвоночник) 8 .

Посмотрев, как омоновцы с удовольствием грабят и безнаказанно бьют ногами людей с “недостаточно арийской” внешностью, и, послушав соответствующую “патриотическую” риторику московских властей, подростки-двоечники из “спальных” районов, из неблагополучных семей быстро нашли “пример для подражания”.

Еще более явное воздействие на рост численности скинов оказала первая Чеченская война и сопутствовавшая ей на правительственном уровне (особенно в Москве) великодержавная проимперская, националистическая пропагандистская кампания. Со скинами никто не боролся. Пока ОМОН “разбирался” с “кавказцами”, скины, как более слабые и трусливые, облюбовали себе в качестве жертв выходцев из Средней Азии или из стран “третьего мира” – в первую очередь, “черных” и “узкоглазых”. Везде (особенно в Нижнем) милиция относилась кскинам более чем снисходительно, отказываясь возбуждать уголовные дела против них (в Нижнем таджики вообще боялись обращаться в милицию – это кончалось арестом за “незаконное пребывание” с последующим вымогательством взятки, а если взять было нечего – избиением и депортацией). Пример Нижнего Новгорода особенно интересен тем, что нижегородским губернатором в то время был известный неолиберал Борис Немцов. Немцов, как известно, собирал миллион подписей против войны в Чечне – а в то же самое время у него дома процветал и поощрялся расистский террор!

В атмосфере попустительства движение скинов выросло до сегодняшних весьма заметных размеров и продолжает быстро расти. В Москве к лету 1998 г. было, по разным подсчетам, от 700 до 2000 скинхедов, в Петербурге – от 700 до 1500, в Нижнем Новгороде – до 1000 скинов, в Воронеже, Самаре, Саратове, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ярославле, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Пскове – от одной до нескольких сотен. К концу 1999 г. в Москве было от 3500 до 3800 скинов, в Петербурге – до 2700, в Нижнем – свыше 2000, в Ростове-на-Дону – свыше 1500, в Ярославле, Пскове и Калининграде численность скинов превысила 1000 человек. Напомню, что в 1992 г. в Москве было с десяток скинов, да в Петербурге – человек пять.

Конечно, на расцвет скинхедского движения повлияли не только политические события. Два фактора создали базу для быстрого роста и утверждения скинов в молодежной среде в России: экономический кризис и развал системы образования.

Катастрофический экономический спад, начиная с 1991 г., превратил миллионы людей в России в безработных. Еще большее число людей формально не считалось безработными, но было ими фактически: предприятия либо простаивали, работая 1–2 дня в неделю или 2–3 месяца в год, либо наемные работники по полгода и по году не могли получить зарплату. Подавляющее большинство населения, привыкшее жить не богато, но вполне удовлетворительно (по западным представлениям, на уровне middle middle class и (чаще) low middle class), вдруг сталонищим .

Все это вызвало даже не имущественную, а психологическую катастрофу: за долгие десятилетия советского опыта население привыкло к гарантированной полной занятости, государственному патернализму в области образования и здравоохранения, а также и в области других социальных программ (например, к субсидированным (часто символическим) ценам на основные продукты питания, детские товары, жилье, коммунальные услуги, общественный транспорт и т.п.). Лишившись привычного образа жизни, население России стало быстродичать : преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Родителям, занятым одной мыслью – как выжить, стало не до воспитания детей. Семейные скандалы и насилие в семье превратились в норму. В несколько раз возросло число психически больных. В депрессивных регионах даже возникла очередь на госпитализацию в психиатрические больницы – и очередь немаленькая: люди ждут по 2–3 года. Побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования (так же, впрочем, как и отказы от детей) стали массовым явлением: сегодня в России самое меньшее – 4 миллиона беспризорных детей. Это безумно много, если вспомнить, что после Гражданской войны 1918–1921 гг. во всем Советском Союзе было 6 миллионов беспризорников.

Параллельно с развалом экономики шел процесс развала системы образования и воспитания. С одной стороны, это, конечно, было следствием экономического краха: в СССР вся школьная система была государственной, и если доходы государства в последние 10 лет снизились в 8–10 раз, это не могло не сказаться на финансировании школы. В результате в последние годы по финансовым причинам в стране ежегодно закрывалось по 400–450 школ и, соответственно, бóльшая часть учеников из этих школ оказывалась лишена возможности продолжать образование. Уже в 1997 г. в Сибири, например, по официальным данным военкоматов, от 7 до 11% призывников были неграмотными. К 1999 г. ситуация заметно ухудшилась. Сколько детей школьного возраста уже не посещает школу, неизвестно (официальных данных то ли нет, то ли они засекречены). Но вот по данным Отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних МВД России, каждый третий правонарушитель школьного возраста весной 1999 г. не имел даже начального образования! 9

Но куда более серьезным фактором оказалось то, что в России под предлогом “борьбы с тоталитаризмом” запретили воспитание ! Само понятие “воспитание” связали почему-то с комсомолом и пионерской организацией. Эти организации были распущены, взамен не было создано никаких. Между тем, комсомол и пионерская организация занимались не только идеологической работой. Вся иная молодежная деятельность – искусство, спорт, туризм и т.п. – тоже была “повешена” на эти “страшные” организации. Комсомол устраивал и проводил спортивные соревнования и рок- и фолк-фестивали, закупал оборудование и предоставлял помещения для всевозможных занятий молодежи, начиная с кружков юных шахматистов или авиамоделистов и кончая танцевальными и спелеологическими.

Министерство образования – под флагом “деидеологизации школы” – запретило в своих документах даже само слово “воспитание”. Педагогика была сведена к дидактике. Первоначально школьные учителя были счастливы: с них сняли половину нагрузки при прежней зарплате. При этом мало кто из них задумался над тем, что все происходящее носило характер абсурда, поскольку бóльшая часть воспитательного комплекса в школе не имела никакого отношения ни к советской власти, ни к коммунистической идеологии, а была обычной принадлежностью традиционной европейской цивилизации, восходя в основных компонентах аж к Аристотелю.

Результатом явилась вторая психологическая катастрофа: за десятилетие реформ в России выросло новое поколение – асоциальное и анемичное . Для этого поколения характерен полный разрыв с традициями, с общественными ценностями и социальными установками. Параллельно с одичанием родителей произошло одичание детей. Но если родители, дичая, все-таки пытались решать какие-то задачи по коллективному выживанию (как минимум, на уровне семьи), то “дети реформ”, не имея социального опыта взрослых, быстро превращались в стадо – в стадо биологических особей , лишь номинально как-то связанных друг с другом – особей аморальных, асоциальных, анемичных, эгоцентричных, не способных к коммуникации, примитивных в своих запросах, жадных, озлобленных и все более тупых.

Естественно, это сопровождалось катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем. Учителя, которые вчера радовались отмене воспитания, схватились за головы – именно учителя первыми столкнулись с новым поведением этой новой молодежи, которая не хотела учиться, посылала учителей матом, а если уж очень надоедали – била.

Но робкие попытки рядовых учителей изменить ситуацию столкнулись с жестким противодействием Министерства образования. Чиновники министерства считали, что всё в порядке и что события развиваются в правильном направлении. При трех подряд министрах – Ткаченко, Кинелёве и Тихонове – Министерство образования вело борьбу с воспитанием и пыталось провести под флагом “вариативного образования” (придуманного зам. министра Асмоловым) такую “реформу”, которая освободила бы государство от финансирования системы образования и, называя вещи своими именами, дала бы возможность министерским чиновникам получать зарплату, ничего не делая и ни за что не отвечая.

Одновременно с превратившейся в катастрофу “реформой образования” в России была проведена ликвидация созданной в советские времена разветвленной системы внешкольного образования и воспитания – всех этих “домов культуры”, “дворцов культуры”, “дворцов пионеров” и т.д. В советское время эта система охватывала в целом до четверти детей школьного возраста – и более или менее успешно выявляла среди детей всех социальных слоев таланты и поставляла их в сферу искусств, на профессиональную сцену, в науку – по выявленным способностям. Но за последние 10 лет вся эта система была уничтожена. Здания “дворцов культуры” были скуплены “новыми русскими” и переоборудованы в ночные клубы, казино, рестораны, чудовищно дорогие и доступные лишь незначительной части населения. Детские кружки были выброшены на улицу и погибли. 1 0 Школьники вне школы оказались предоставлены сами себе – и в массе своей стали добычей уголовного мира и наркомафии. В огромном количестве возникли микроскопические молодежные банды, которые и превращались часто в банды скинхедов – поскольку каждая такая банда была нацелена против “чужих” (пусть даже из соседнего двора), а уж всякий чернокожий был “чужим” заведомо.

Скинхеды в России – продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах – там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно возникшее за последние годы в России социальное расслоение. Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников – “новых русских”, – завидовали им и ненавидели их, но трогать боялись.

В те же последние 10 лет в России наблюдался процесс, который нельзя назвать иначе, как реабилитация фашизма . И этой реабилитацией занимались как раз те, кто сегодня громче всех кричит о “фашистской опасности”, – либералы, либеральные СМИ. Они так увлеченно боролись с “красной опасностью”, что не заметили, как сами, собственными руками, создали моду на фашизм.

В одежде наши скины подражают своим западным единомышленникам. Особенностью российских скинов является любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемомуобычно на рукав или (если нашивка большая) на спину куртки-“бомбера”. В ходу также (хотя и менее распространены) нашивки в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (то есть “Heil Hitler!”) или букв WP (“White Power”). Наши скины – приверженцы музыкального стиля ой!, так же как и западные наци-скины (западные “ред-скинз” в основном слушают панк, пост-панк, грэндж, трэш, рэггей, ска, а то и арт-рок, джаз-рок и симфо-рок, вплоть до “Пинк Флойд” и “Генри Коу”). Больше всего музыкальных скин-групп в Москве тексты песен которых, как правило довольно примитивны и при этом почти каждая легко подпадает под ст. 282 УК (“возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды”), но никто никогда не пыталсяпривлечь к ответственности ни одну музыкальную скин-группу. ”.

Большинство скинов объединено в маленькие банды по месту жительства или учебы (процентов на 80 скины – это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные), которые, строго говоря, не являются политическими организациями. Но в Москве существуют две политизированные жесткоиерархизированные скинхедские организации: “Скинлегион” и “Blood & Honor’ – Русский филиал” (человек по 100–150 в каждой). Члены обеих группировок систематически распространяют слухи, будто в их организациях состоит по несколько сот человек. Большинство “неорганизованных” скинов этому верит – и завидует “легионерам” и “хонорам” и уважает их. В 1998 г. около сотни скинов из групп “Белые бульдоги” и “Лефортовский фронт” создали третье крупное скин-объединение в Москве – “Объединенные бригады 88”. “Объединенные бригады 88” сразу развили бурную активность на информационном фронте. Именно они издают журнал “Белое сопротивление”. Они также создали в Интернете сайт “Русские бритологовые”. В Петербурге около 150 скинов входят в организацию “Русский кулак”, в Нижнем Новгороде – свыше 150 скинов объединены в группировку “Север”, в Ярославле свыше 80 скинов входят в организацию “White Bears”. Существуют и мелкие, но хорошо дисциплинированные и структурированные скин-группы – например, “Русская цель” в Москве (численностью не более 25 человек). Есть даже группа наци-скин-феминисток “Русские девушки”.

Впрочем, успехи организованных неофашистов в скинхедской среде не стоит преувеличивать. Расистами скинхеды были изначально. Любимым видом времяпрепровождения у них было и осталось напиться пива (или водки) и пойти охотиться на улицах или в метро на какого-нибудь темнокожего студента. Дисциплина им претит. Многие скины, вступающие в ультраправые организации, вскоре их покидают: после пьяного разгула им трудно заставить себя ходить напартсобрания, зубрить фашистских “классиков”, терпеливо торговать газетами и т.п. Но все же изменения происходят. Если раньше скины избивали африканцев и азиатов “абстрактно” – за цвет кожи и за то, что те “заражают нас СПИДом” и “торгуют наркотиками”, то теперь любой рядовой скин готов прочесть вам малограмотную, но горячую мини-лекцию об “угнетенной жидами русской нации”, “мировом сионистском заговоре” и “грядущемвозрождении Великой России”..

В России наци-скины чувствуют себя уверенно и безнаказанно. В Москве милиция и власти явно им сочувствуют. И власти, и особенно пресса долгое время старались вообще не замечать скинхедского террора. Политка замалчивания (и скрытого поощрения) по отношению к скинам привела бритоголовых к мысли о безнаказанности. Когда в апреле 1998 г. скины разослали по редакциям московских газет факсы, в которых сообщали, что в ознаменование очередной годовщины со дня рождения Гитлера они будут “каждый день убивать по негру”, большинство газет никак на это предупреждение не прореагировало, а те, что откликнулись – например, “Независимая газета”, – восприняли их как нечто экзотическое, но несерьезное. На самом деле в апреле-мае 1998 г. в Москве впервые в истории российского скин-сообщества была проведена скоординированная кампания единых действий, которая и вызвала, как я уже писал, международный скандал. Но в отечественных СМИ никто даже не попытался оценить размеры этой кампании – а между тем, по подсчетам Ассоциации иностранных студентов, только в отношении темнокожих студентов в течение месяца после 20 апреля совершалось в среднем по 4 акта насилия в день. Один негр был убит, и труп его был сброшен в канализационный люк в районе Даниловского рынка. Милиция не захотела связывать этот случай со скинхедским “месячником”.

Да и пресловутый С. Токмаков был задержан только потому, что сам дал интервью съемочной группе TV, прибывшей на место происшествия. В интервью Токмаков рассказал о своих расистских взглядах и говорил, что негры – это “зло”. Даже располагая этой записью, милиция “искала” Токмакова целых 2 дня и долго затем пыталась отрицать расистский характер инцидента. “Дело Токмакова” тоже способствовало тому, что скинхеды утвердились в своей “правоте” и безнаказанности.

Токмакова поддержала вся скин-тусовка, выпустившая кучу листовок, в которых вся вина перекладывалась на Джефферсона и тот обвинялся в “распространении наркотиков” и “приставании к русским юношам с предложениями сексуального характера”. Токмакова поддержала и вся праворадикальная пресса (вплоть до газеты “ЛДПР”, где была напечатана статья с выразительным заголовком “Хватит лизать зад джефферсонам!”) – и читатели этой прессы узнали, что Токмаков, оказывается – замечательный русский поэт (по версии газеты “ЛДПР” – скрипач), сотрудник издательства “Русский писатель” (Токмаков работал там охранником) и виноват лишь в том, что … защищал честь русской девушки, к которой приставал американец.

Джефферсон был вынужден покинуть Россию. Суд над С. Токмаковым длился невообразимо долго – с 9 сентября 1998 г. по 27 сентября 1999 г. – и закончился тем, что Токмакова освободили из-под стражи прямо в зале суда. Токмаков попал в региональный список избирательного объединения “Спас” во главе с “самим” Баркашовым (список, как известно, усилиями Минюста со скандалом был снят с регистрации).

Разумеется, все это кончилось тем, чем и должно было кончиться: скины перешли от нападений на “черных” к нападениям и на “белых”. Весной 1998 г. в Москве до десятка скинов явились в Музей Маяковского на открытую лекцию, проводившуюся троцкистской группой “Комитет за Рабочий Интернационал” и выкрикнули от входа: “Кто здесь еврей – выходи!”. В ответ им крикнули: “Мы здесь все евреи!” – и зал встал как один человек. Прикинув соотношение сил (в зале было человек 60), скинхеды ретировались. Летом 1998 г. скины избили в метро московского школьника Илью Будрайтскиса только за то, что на нем была модная майка, которая воспроизводила обложку диска рок-группы “Rage Against the Machine” с портретом Че Гевары. “Ах ты, гад! – кричали скинхеды. – Че Гевару носишь, коммуниста этого проклятого! “Rage Against the Machine” – это тоже коммунисты, у них там негр играет!”

Наци-скины в России день ото дня становятся наглее и агрессивнее. В ноябре 1998 г. в Архангельске судили группу наци-скинов, которые весной того же года создали организацию, поставившую своей целью насильственное изгнание из Архангельска всех “черных”. Группа имела свою форму, символику (повязки со свастикой) и флаг (черный, как у анархистов), члены группы приносили “клятву арийца”. В организацию входили подростки от 14 до 18 лет (18 лет было лидеру группы). Всего за две недели группа совершила свыше десятка вооруженных нападений на “кавказцев” (одной из жертв было нанесено 17 колото-резаных ран). Лидеры кавказских общин Архангельска пришли к местному милицейскому начальству и предупредили, что если дело так пойдет дальше, то они могут не удержать своих земляков от массовых беспорядков, – после чего в архангельских правоохранительных органах, естественно, “всех поснимают”. Милицейскому начальству аргумент “всех поснимают” показался очень убедительным – и всю группу с черным флагом быстро выявили и арестовали. На суде, впрочем, все, кроме лидера, отделались условными сроками (лидеру группы Зыкову дали 7 лет заключения). Интересно, что факт создания расистской организации суду “доказать не удалось”.

В Москве в предварительном заключении содержится еще одна группа скинхедов – так называемые чистильщики . Группа проводила “зачистку” Москвы от “осквернявших облик столицы” бомжей. Бомжей наци-скины не долго думая и не разбирая национальности убивали. Сколько человек ими убито – неизвестно, поскольку смерть бомжа обычно остается нерасследованной. Пока что следствие предъявило этой группе подростков-скинхедов (в возрасте от 16 до 19 лет) обвинение в 3 убийствах и 1 покушении на убийство. События у нас в стране развиваются точно так же, как они развивались в Чехии и Польше. Там тоже наци-скины сначала били “черных” (цыган), затем принялись бить анархистов, а теперь бьют вообще любого, кто выразит возмущение их “деятельностью”. Но в Чехии наци-скинам противостоят местные анархисты, которые, в отличие от наших, “крутые” и на расправу скоры (один чешский анархист, на которого полтора года назад напали в кабачке скины, попросту вынул пистолет и подстрелил двух скинхедов, после чего, естественно, загремел в тюрьму). А в Польше наци-скинам противостоят “ред-скинз”.

В России же “ред-скинз” практически нет. Небольшие группы “ред-скинз” появились недавно лишь в Белгороде и Воронеже. Созданная в 1997 г. усилиями краснодарских анархистов группа “ред-скинз” успешно била местных наци-скинов, но к осени 1998 г. по причине “головокружения от успехов” развалилась. Других примеров нет.

А власти с наци-скинами не борются. Нет и антискинхедской пропаганды. Правительственное телевидение клеймило в последние годы шахтеров, американцев, коммунистов, ваххабитов – кого угодно, только не фашиствующих бритоголовых. А в российских школах, откуда воспитательная работа изгнана Минобразом как “наследие коммунистического тоталитаризма”, скины медленно, но верно превращаются в живую легенду и местных героев. Впечатление такое, что власть сознательно фашизирует подростков.

Loading...Loading...