Иван михайлович шагин. Иван шагин. Смотреть что такое "Иван Шагин" в других словарях

Повседневную жизнь, советскую молодежь, Красную Армию .

После окончания войны продолжал работать в «Комсомольской правде». Его работы печатались в журналах «Огонёк» и «Смена». В 1950-60-е годы являлся одним из ведущих специалистов в стране по цветной съемке.

Награжден орденами и медалями СССР.

Книги

  • "Иван Шагин", Монография. Издательство «Планета», Москва 1975 г.
  • АЛЬБОМ ИВАНА ШАГИНА ИЗ СЕРИИ "ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ" Издательство "Арт-Родник" 2007

Книги с участием Ивана Шагина

  • «Анталогия Советской фотографии, 1917-1940» Издательство ПЛАНЕТА, Москва 1986

Ссылки

  • Работы Ивана Шагина на сайте Московского дома фотографии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иван Шагин" в других словарях:

    - (1904 1982) известный советский фотожурналист. Шагин родился в Ивановской области. В 1930 х годах становится фотокорреспондентом газеты «Комсомольской правды». Снимает промышленность, сельское хозяйство, спорт, повседневную жизнь, советскую… … Википедия

    Иван Михайлович Шагин (1904 1982) известный советский фотожурналист. Шагин родился в Ивановской области. В 1930 х годах становится фотокорреспондентом газеты «Комсомольской правды». Снимает промышленность, сельское хозяйство, спорт, повседневную … Википедия

    Иван Михайлович Шагин (1904 1982) известный советский фотожурналист. Шагин родился в Ивановской области. В 1930 х годах становится фотокорреспондентом газеты «Комсомольской правды». Снимает промышленность, сельское хозяйство, спорт, повседневную … Википедия

    Иван Михайлович Шагин (1904 1982) известный советский фотожурналист. Шагин родился в Ивановской области. В 1930 х годах становится фотокорреспондентом газеты «Комсомольской правды». Снимает промышленность, сельское хозяйство, спорт, повседневную … Википедия

    Иван Михайлович Шагин (1904 1982) известный советский фотожурналист. Шагин родился в Ивановской области. В 1930 х годах становится фотокорреспондентом газеты «Комсомольской правды». Снимает промышленность, сельское хозяйство, спорт, повседневную … Википедия

    Старинная фамилия, образована из отчества от прозвища Шага. В Ономастиконе Веселовского есть Шага Василий Михайлович Приклонский, 1506 г, Нижний Новгород, Иван Шагин, по садский человек, 1585 г, Псков. (Источник: «Словарь русских фамилий».… … Русские фамилии

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шагин. Иван Михайлович Шагин Дата рождения: 1904 год(1904) Дата смерти: 1982 год … Википедия

    Русская фамилия. Известные носители: Шагин, Антон Александрович (род. 1984) российский актёр. Шагин, Антоний Францевич (около 1800 1842) астроном, профессор Виленского и Харьковского университетов. Шагин, Владимир Николаевич (1932 1999)… … Википедия

    Иван Соколовский клавишник, композитор, аранжировщик. Родился 10 февраля 1962 года. Окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Учась на 3 м курсе университета был приглашен клавишником в студенческую группу Проспект. (Весна 1983 г.) … Русский рок. Малая энциклопедия

Книги

  • Россия. ХХ век в фотографиях - 2. 1918 - 1940 , . Во втором альбоме представлены работы мастеров фотоискусства первой половины ХХ века, среди которых Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Иван Шагин, Владислав Микоша, Михаил…

1904, Ивановская область - 1982, Москва

Фотограф

Родился в многодетной крестьянской семье. Когда умер отец, был отдан мальчиком для поручений в купеческую лавку в Москву. После 1917 вернулся в деревню. В 1921 поступил матросом на волжский пароход. В 1924–1928 работал подсобным рабочим, продавцом, инструктором магазина-школы в системе кооперативной торговли в Москве. Увлекся фотографией. Посещал занятия фотокружка при редакции газеты «Наша жизнь». В 1928 стал снимать для различных изданий при концерне «Сельхозгиз». Снимал на стеклянные пластины старой деревянной камерой с мехом. В 1928 снимал торжественную встречу М. Горького, приехавшего с острова Капри в СССР.

В 1930 стал штатным сотрудником газеты «Наша жизнь», а затем газеты «Кооперативная жизнь». В 1931 сотрудничал с журналом «На стройке сельпо». В 1932 стал фоторепортером журнала «Коллективист», для которого создал серийный фотоочерк о четырех поколениях семьи 115-летнего колхозника И. А. Ларцева (1932). Очерк строился из отдельных глав: Ларцевы в крепостное время и пореформенное, затем - в советское время, в годы нэпа и в период коллективизации; в нем были показаны ключевые моменты колхозного строительства: деятельность партийной ячейки, учеба колхозников, улучшение быта и т. д. Обладавшая разветвленным сюжетом серия превратилась в дидактическое пособие, которое в сравнении наглядно показывало, как жилось при царизме и как при советской власти. Очерк был перепечатан в нескольких фотоальбомах, на него откликнулся журнал «Пролетарское фото».

В 1933–1951 работал фоторепортером газеты «Комсомольская правда».

В 1934–1936 публиковался в альбомах «Ударник социалистических полей», «Государственные университеты», «РККА», выпущенных Изогизом, в журналах и газетах объединения «Субтропики». В 1934 участвовал в международных выставках в Праге, Варшаве, Сарагосе.

В 1935 в составе бригады ведущих фоторепортеров снимал Киевские военные маневры, самые масштабные военные учения в 1930-е годы («Парашютный десант»). Участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства» (1935), на которую были отобраны 13 лучших снимков, созданных фотографом за пять лет профессиональной работы.

В 1935–1936 участвовал в международных фотовыставках в США и Японии.

В 1936 в составе бригады «Комсомольской правды» ездил на Дальний Восток, где снимал военные маневры, выходил в море на боевых кораблях Тихоокеанского флота. Сделанный там снимок орудий главного калибра - парафраз известного эйзенштейновского кадра из фильма «Броненосец «Потемкин».

В 1937 участвовал в Первой Всесоюзной выставке фотоискусства (Москва, Музей изящных искусств; Ленинград, Киев). Был экспонентом международной фотовыставки в Антверпене. Принимал участие в фотографической выставке в Великобритании (1939, Принстон).

Во время Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом «Комсомольской правды». В декабре 1941 снимал наступление под Москвой («В освобожденном селе»), регулярно публиковал снимки, сделанные в тылу на военных заводах в Магнитогорске, Челябинске («Вместо мужчин, ушедших на фронт», «У отцовских станков», «Все для фронта, все для Победы!»). Снимал бои за Берлин, встречу с союзниками на Эльбе, подписание Акта о безоговорочной капитуляции и Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года.

После войны, во время Всемирной конференции молодежи в Лондоне снимал футбольные матчи московского «Динамо» (1946). С конца 1940-х занимался цветной фотографией, сотрудничал с ведущими издательствами. Участвовал в иллюстрировании обновленного издания «Книги о вкусной и здоровой пище».

В 1954 участвовал в третьей Всесоюзной выставке цветной фотографии. Принимал участие в выставке «Фотоискусство СССР» (1958).

В 1960–1964 участвовал в ежегодных выставках «Семилетка в действии», в выставке «Моя Москва» (1964), а также экспонировался на выставках, посвященных двадцатилетию Победы над фашизмом (1965) и двадцатипятилетию Победы над фашизмом (1970). Принимал участие во Всесоюзной выставке «Страна моя» (1973). В 1975 за коллекцию работ получил золотую медаль на Всесоюзной фотовыставке «30 лет Великой Победы».

Монография «Иван Шагин» была издана в серии «Мастера советского фотоискусства» в издательстве «Планета» (1975).

Фотографии И. Шагина хранятся в музее «Московский Дом фотографии» (Мультимедийный комплекс актуальных искусств), Союзе фотохудожников России, в частных собраниях.

Одним из самых известных фотографов времен Второй мировой войны стал Иван Михайлович Шагин. О его мастерстве свидетельствует хотя бы тот факт, что он вошел в число немногих людей, чьи снимки с поля боя публиковались на Западе. На самом деле Иван Шагин был универсальным фотографом, и множество его снимков мирного времени тут же становились известными в СССР, но наибольшую популярность ему принесли именно военные фотографии.

Детство и юность

Иван Михайлович Шагин появился на свет в 1904 году в многодетной деревенской семье. Родиной будущего фотографа была Ивановская область, где он проживал до двенадцати лет. 1916 год ознаменовался смертью отца, и семья в момент оказалась на грани голода. Будущего фотомастера устроили «мальчиком» к зажиточному дельцу в Москву. Бегая на посылках, он сумел обучиться грамоте за время работы в лавке. Революция положила конец этому заработку, уничтожив дело столичного торговца и вынудив юношу вернуться в родную деревню.

Голод, гражданская война - село изнемогало под гнетом этих жутких испытаний. В семнадцать лет будущий фотожурналист уехал на заработки, выбрав профессию матроса. Эта работа оказалась не по нраву, и вскоре Иван Шагин с нее ушел, нанявшись подсобником в магазин. За два года он сумел добиться руководящей должности, проявил незаурядные способности и недюжинный ум. Торговля явно была его делом, и Шагин наверняка посвятил бы ей всю свою жизнь, но его затянуло с головой в увлекательный мир фотографии.

Путь от простого продавца к легендарному фотографу

Начиная с 1925 года фотография в СССР начала стремительно набирать популярность. Первым изданием, посвященным фотоделу, был журнал «Советское фото». Примерный гражданин Шагин вступил в кружок «Наша жизнь», где и получил базовые навыки фотографа. Выпуск газет и журналов, где печатались первые снимки бывшего коммерсанта, финансировал концерн «Сельхозгиз».



Спустя несколько лет Шагин уже активно публиковал фотографии в изданиях «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь». Выбранный род занятий был ему по душе. На фотоснимках мастера были запечатлены выдающиеся социалистические и военные достижения, крестьяне и матросы, поля и леса - он снимал все подряд. Каждый кадр был технически правильным, выдержанным в духе своей эпохи. Невероятный талант и зоркий взгляд художника помогли ему завоевать славу среди советского народа.



Публиковать снимки в знаменитой «Комсомольской правде» Иван Шагин начал в 1933 году. При этом изменился жанр его работ: основной упор он теперь делал на социалистическую идеологию - поощрение производительности труда, порицание лодырей и вредителей. Героями фотоснимков по-прежнему были учителя, рабочие, дети, колхозники и строители - мастер оставался все тем же универсалом. Чуть позже работы фотографа были выставлены за границей - в Чехии, Испании и Польше. О нем появились заметки в прессе.

Знаковой для Шагина стала выставка «Мастера советского фотоискусства», прошедшая в 1935 году. На ней работы фотографа были отмечены наравне с творениями знаменитых на то время советских иллюстраторов - Аркадия Шайхета и Александра Родченко. Зрители и пресса характеризовали их как «сочетание необыкновенного и типичного», работы с «исключительной искренностью и достоверностью». Дальнейшая судьба фотографа стала очевидной.


После празднования двадцатилетия Октябрьской революции для Всесоюзной выставки были отобраны восемнадцать работ Шагина. Это были портреты членов правительства и руководства партии, которые затем использовались для наглядной агитации. Перед войной фотографу даже посвятили статью в издании «Советское фото». В ней ему присвоили негласное звание «художник нашей действительности».

Вот наиболее известные довоенные работы Шагина:


Творчество мастера в годы войны

К сожалению, пришел 1941 год, а вместе с ним и война. Мир, в котором жил и работал Иван Шагин, необратимо изменился вместе с направлением его творчества. Для фотографа все началось с кадра, сделанного на митинге рабочих, которые слушали обращение Молотова. Драматизм снимка впечатлил представителей советской власти, и уже к утру фотография появилась на обложке «Комсомолки». Шагин отправился на фронт в качестве военного фотографа, где вновь подтвердил свое мастерство и высшую квалификацию.




Снимки, сделанные им, стали известны всему Советскому Союзу, а позже - и мировому сообществу. Дойдя вместе с армией до Берлина, он запечатлел встречу с союзными войсками на Эльбе, заключение мирного договора и, собственно, Парад Победы летом 1945 года.



На этом работа мастера не была закончена. Он пробовал новые направления, осваивал цветную съемку и обучал уже известным методам молодое поколение, при этом активно снимая. И пусть последние годы его жизни не искрили событиями так, как довоенные, но снимки мастера регулярно публиковались на его родине и за границей. Смерть настигла выдающегося творца в 1982 году.

Многогранность творчества Ивана Шагина

Снимки выдающегося фотографа отличались безупречной техникой проявления и печати, глубокой эмоциональностью сюжета и тщательно выверенным ракурсом. Его работы почти всегда показывали героев - труда и войны, спорта и учебы. Характерный стиль исполнения сделал снимки мастера узнаваемыми не только в родной стране, но и за границей, где его работы получили широкую популярность. Снимок автора «К рейхстагу» был признан в США лучшим военным кадром.

Основой мастерства Ивана Шагина стал не только талант, но еще и колоссальная работоспособность. Для съемки он использовал камеру с мехами - тяжелое и габаритное устройство. Сложно представить, какой силой воли и отвагой нужно было обладать, чтобы под обстрелом тащить такой груз на себе, еще и выбирая при этом ракурс для удачного кадра.

May 12th, 2012

Иван Шагин
(1904 - 1982 гг.)

Иван Шагин родился в Ивановской области Ярославской губернии в 1904 году. Когда будущему фотографу было 12 лет, его отец умер, а многодетная крестьянская семья осталась с весьма скудными средствами к существованию. Мать устроила сына «мальчиком» в лавку московского купца. Здесь, бегая «на посылках», Иван Шагин между делом обучился грамоте и приобрел житейский опыт. Вновь вернулся в деревню он лишь в 1919 году, когда после революции лавка, как и многие другие, закрылась.

Впрочем, голод и гражданская война 20-х годов прошлого века отнюдь не располагали к наслаждению сельской идиллией. Семнадцатилетним юношей Иван Шагин был вынужден отправиться на заработки и устроился матросом в волжское речное пароходство. Спустя недолгое время будущий фотограф вновь сменил работу. На этот раз его приняли подсобным рабочим в «нэпманский» магазин - то есть практически по специальности. Здесь юноша задержался и за два года «вырос» до помощника директора магазина, а затем и инструктора показательного государственного магазина-школы. Вероятно, способный молодой человек не остановился бы и на этом, если бы коммерцию не вытеснило в его сердце новое увлечение.

С 1925 года в СССР начал выходить журнал «Советское фото». Он немедленно приобрел громадную популярность, и Советский Союз захлестнула волна фотолюбительства. При заводах, клубах, домкомах, как грибы после дождя, возникали фотокружки и объединения фотолюбителей. Молодой и любознательный Иван Шагин не остался в стороне - «показательный» кооператор вступил в кружок при газете «Наша жизнь», где и освоил азы фоторепортажа. Новое дело увлекло Шагина целиком и полностью. Вскоре его первые снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна «Сельхозгиз», а Шагин оставил работу продавца для карьеры фотографа.

В 1930 году Иван Шагин начал сотрудничество с газетами «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь» издательства Сельхозгиз. Фотограф с упоением отдался своему делу. Снимал ли он крестьян или матросов, военные маневры, достижения коллективизации или индустриализации, Иван Шагин создавал безупречные с технической стороны и одновременно необыкновенно лиричные фотографии. Искреннее любование своим предметом, точный взгляд и прирожденный талант быстро заслужили Шагину признание.

Фотографии 1929-1934 гг. (27 фото)


1. Прачки. 1929 г.



2. В рабочем общежитии. Конец 1920-х гг.

3. На молочной ферме. Начало 1930-х гг.

4. Школьник на поле - помощь колхозу. Начало 1930-х гг.

5. На заготовительном пункте. 1930 г.

6. Стальные кони. 1930 г.

7. Изобретатель. 1930 г.

8. Сталевар. Середина 1930-х гг.

9. На Ленинградском металлическом заводе. Конец 1930-х гг.

10. Первый регулировщик в Москве. 1931 г.

11. Молодая колхозница. 1931 г.

12. Подготовка сельхозтехники к севу в колхозе. 1932 г.

13. Колхозная молодежь. 1932 г.

14. Пионер. 1932 г.

15. Школьник отправляется в полевую бригаду с плакатом, бичующим лодырей. 1933 г.

16. Новый урожай. 1933 г.

17. Рабочий перерыв. 1933 г.

18. Моряк. 1933 г.

19. Физкультурники. 1933 г.

20. Метание копья. 1933 г.

21. Первый съезд Союза писателей СССР. 1934 г.

22. Пионервожатая. 1934 г.

23. Артиллеристы на учениях. 1934 г.

24. Танкист. 1934 г.

25. Пулеметчики. 1934 г.

26. Тушение пожара. 1934 г.

27. Артиллерия на параде. 1934 г.


Главный рабочий инструмент Шагина этого времени - старая крупноформатная камера с мехами. Фотограф снимал на стеклянные пластинки, которые «в комплекте» с увесистой техникой составляли немалый вес. А ведь, кроме камеры и фотопластин, мастеру приходилось носить с собой несколько форматных кассет. Съемка репортажа предполагает большое количество фотографий, форматная же кассета с заряженными пластинами позволяла сделать лишь два или четыре (если работать на половину пластины) кадра. К тому же фотограф не давал себе поблажек: несмотря на молниеносную реакцию и точный глаз, он работал медленно и обстоятельно, искал возможность запечатлеть не просто ключевой момент действия, а отобразить свое отношение к нему, найти неповторимый, выразительный ракурс.

В 1933-м Шагин пришел в «Комсомольскую правду». В этот период фотографии Шагина приобрели большое «классовое содержание» - работая в одном из крупнейших периодических изданий страны, фотограф обличал недостатки и вредительство. Например, в 1934 году у него вышел фоторепортаж «Кладбище тракторов», посвященный бесхозяйственности в колхозах. Впрочем, и в это время Шагину-репортеру удалось сохранить свою «фирменную» универсальность: его сюжеты простирались в диапазоне от промышленности до быта простого советского человека, его герои - колхозники, физкультурники, метростроевцы, рабочие и советская молодежь-комсомольцы. В печати появились фотоочерки «24 часа из жизни рабочей московской семьи» (1931) и «Колхозники» (1932).

В 1934-1935 годах Иван Шагин принял участие в серии выставок в СССР и за рубежом (в Праге, Варшаве и Сарагосе). Пресса особенно отмечала успех его фотографии «Физкультурники», где очень точно и убедительно были реализованы принципы конструктивисткой фотографии: жесткая кадрировка, косина горизонта, расположение фигур и направление линий. Иван Шагин обращался к теме спорта с большим удовольствием: фактурные, тренированные тела атлетов, неожиданные ракурсы и насыщенная динамика давали большие творческие возможности. Живые пирамиды и колонны физкультурников стали символами нового общества, сплоченность спортсменов и их рекорды утверждали мощь советского строя. Впрочем, не обошлось и без подводных камней. Ряд зорких критиков усмотрели в его сериях «Динамовки» и «Оссовиахимовки» скрытый эротизм, что, конечно, никак не приветствовалось советской властью.

Фотографии 1935-1940 гг. (38 фото)



28. Улица. 1935 г.


29. Киевские военные маневры. 1935 г.

30. Старый Крымский мост и новая набережная. 1935 г.

31. Метростроевцы- первые пассажиры метро. 1935 г.

32. Переправа. 1935 г.

33. Испытатель парашютов. 1935 г.

34. Стратостат и шар-прыгун. 1935 г.

35. Вперед и выше. 1935 г.

36. Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны К.Ворошилова. 1935 г.

37. Лучший друг физкультурников. 1935 г.

38. Юные футболисты. 1936 г.

39. На правительственной трибуне. Авиационный праздник в Тушине. 1936 г.
Лицо на снимке было зачеркнуто цензурой.

40. Строительство канала Москва- Волга. 1936 г.

41. В порту. 1936 г.

42. Владивосток. Рыбный порт. 1936 г.

43. Сталин на совещании жен командиров. 1936 г.

44. Главный калибр. 1936 г.

45. В увольнении. 1936 г.

46. Зарядка на линкоре. 1936 г.

47. Утренний туалет. 1936 г.

48. Дирижабль "СССР- В6". 1936 г

49. Дирижабли. 1936 г.

50. Воздушные шары. 1936 г.

51. Пилот. 1936 г.

52. Под крылом самолета. 1936 г.

53. Колесо. 1936 г.

54. Сталинский сокол. 1936 г.

55. Первые волжские пароходы у стен Кремля. 1937 г.

56. Скачки с препятствиями. 1937 г.

57. Колонна спортсменов. 1937 г.

58. Главный конвейер ЗИСа (Завода им.И.В.Сталина). 1937 г.

59. Здание Академии им.Фрунзе. 1937 г.

60. Тачанки. 1937 г.

61. Красноармеец. 1938 г.

62. Динамовки. 1938 г.

63. Парашютный десант. 1939 г.

64. ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). 1939 г.

65. Спортивный парад в Ленинграде. 1940 г.


На выставке «Мастера советского фотоискусства» (1935 г.) работы Ивана Шагина соседствовали с работами Родченко. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, а Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и, конечно, Иван Шагин из ремесленников-«иллюстраторов» превратились в прогрессивных фотографов. Тринадцать шагинских работ, вошедших в экспозицию, были замечены как прессой, так и обычными зрителями. Благожелательная критика отмечала «умение схватывать характерное и типичное» и умение «правильно отображать новый колхозный быт», противники критиковали чрезмерную веселость и несоветский оптимизм фотографий. Впрочем, прозвучавшее вскоре сталинское «жить стало лучше, жить стало веселее» выбили почву для критики из-под ног недоброжелателей. Теперь упрекать в излишнем оптимизме стало попросту опасно. А Иван Шагин продолжал работать с прежним увлечением.

На Всесоюзной фотовыставке, организованной в Москве к двадцатилетию Октябрьской революции, были показаны восемнадцать фотографий Ивана Шагина. Тематика отобранных работ, учитывая время выставки, была вполне предсказуемой: портреты и портретные группы руководителей партии и правительства, многие из которых были сразу растиражированы в виде плакатов и открыток. Фотограф добился настоящего признания: перед самой войной в журнале «Советское фото» вышла посвященная Шагину статья с портретом фотографа, утверждавшая его как состоявшегося и признанного фотомастера, как «художника нашей действительности, умеющего ее видеть, понимать и служить ей своим искусством».

Но шел 1941 год и действительность, которой служил Шагин, в одночасье изменилась. Война для фотографа началась репортажем с митинга, где стоящие плечом к плечу рабочие слушали выступление В.Молотова по радио. Уникальный по выразительности и драматической силе снимок уже на следующий день иллюстрировал передовицу «Комсомолки». А Шагин «переквалифицировался» в военного фотокорреспондента и привыкал к форме, частым командировкам на фронт и спешной обработке отснятого материала на передовой. Фотографии Шагина военных лет известны многим: раненный комиссар, с перебинтованной головой, встающий из окопа в атаку, «графические» воздушные бои, закрытые военными плакатами витрины и развозящие дрова троллейбусы Москвы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, освобождение Киева, штурм реющего в дыму Рейхстага, Берлин. Закончилась же война для мастера съемками встречи с союзниками на Эльбе, подписания акта капитуляции и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.

Фотографии 1941-1945 гг. (17 фото)


69. Вместо мужей, ушедших на фронт. 1941 г.

70. На танковом заводе. 1943 г.

71. Дороги войны. 1943 г.

72. Беженцы. Белоруссия. 1944 г.

73. Политрук продолжает бой. 1944 г.

74. Партизанский патруль. Вильнюс. 1944 г.

75. Красноармейцы в Берлине. 1945 г.

76. Перебежка. Германия. 1945 г.

77. Убит в последнем бою. 1945 г.

79. Салют Победе. Берлин. 1945 г.

80. Берлин. Рейхтаг. Война окончена. Май. 1945 г.

81. Берлин. Лазарет немецких военнопленных у Бранденбургских ворот. Май. 1945 г.

82. На "Динамо" на футбол. Москва. 1945 г.


Снимки военных лет Ивана Шагина всегда узнаваемы. Он тщательно готовил свои фотографии - на них почти всегда герои, подвиги, славные свершения. Но это ничуть не художественной ценности даже тех снимков, которые печатались на передовой. А после войны зрители смогли увидеть подлинную «шагинскую» фотографию во всем ее великолепии: точный взгляд большого художника, драматизм содержания, безупречное мастерство исполнения и авторская печать, непревзойденным мастером которой был Иван Шагин. Недаром даже американцы, известные своими высокими требованиями к качеству позитивной печати, признали в 1946 году снимок Ивана Шагина «К рейхстагу» лучшим военным кадром.

После войны Иван Шагин продолжал работать. Он с большим интересом занимался съемкой архитектуры, одним из первых «осваивал» цветную съемку и обучал работе с цветом молодых фотографов. Как и прежде, круг тем Ивана Шагина оставался весьма широк: спортивные репортажи, торжественные черно-белые пейзажи, натюрморты, в том числе кулинарные (известно, что фотограф принимал участие в иллюстрировании «Книги о вкусной и здоровой пище»). Фотографии и статьи Ивана Шагина публиковались в единственном профессиональном журнале СССР «Советское фото», журналах «Огонек» и «Смена», он работал для газеты «Правда», РИА «Новости», столичных издательств, его фотографии военных лет продолжали публиковаться в прессе у нас и за рубежом. Хотя в последние годы фотограф не был так известен, как в военное и послевоенное время, он не был и забыт и продолжал плодотворно работать до самой смерти. Скончался Иван Шагин в Москве в 1982 году. Интерес к его творчеству, несколько угасший в период застоя, вернулся в середине 1980-х, после крупных выставок, посвященных истории СССР.
Биография

1904 г . Родился в Ярославской губернии
1916 г. Устраивается «мальчиком на побегушках» в московскую купеческую лавку
1921 г. Поступает матросом на волжский пароход
1924-1928 гг. Работает в кооперативном магазине в Москве
1925 г. Начинает заниматься фотографией в фотокружке при газете «Наша жизнь».
1928 г. Публикует первые работы.
1930 г. Работает фотокорреспондентом в газетах «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь»
1932 г. Работает фоторепортером в журнале «Коллективист». Публикует серии фотоочерков о быте рабочих и колхозников.
1933-1951 гг. Работает фоторепортером в газете «Комсомольская правда»
1935 г. В составе бригады фоторепортеров снимает Киевские военные маневры. Участвует в выставке «Мастера советского фотоискусства»
1935-1940 гг. Участвует в фотовыставках в СССР и за рубежом (США, Япония, Великобритания)
1936 г. В составе бригады фотокоров газеты «Комсомольская правда» делает репортаж о Дальнем востоке
1941-1945 гг. Работает на фронте в качестве военного фотокорреспондента «Комсомольской правды»
1946 г. Создает ряд спортивных фотоочерков, в том числе знаменитые репортажи о футбольных матчах московского «Динамо» в Англии
1950-е гг. Начинает работать с цветными фотоматериалами
1954-1975 гг. Участвует в выставках: Всесоюзная выставка цветной фотографии, Фотоискусство СССР, Моя Москва, выставках, посвященных 20- и 25-летию победы над фашизмом, выставках «Страна Моя», «30 лет Великой Победы» (золотая медаль). Сотрудничает с ведущими издательствами.
1982 г. Скончался в Москве.

(1982 )

После окончания войны продолжал работать в «Комсомольской правде». Его работы печатались в журналах «Огонёк» и «Смена». В 1950-60-е годы являлся одним из ведущих специалистов в стране по цветной съемке.

Награждён орденами и медалями СССР.

Книги

  • «Иван Шагин», Монография. Издательство «Планета», Москва, 1975 г.
  • Альбом Ивана Шагина из серии «Фотографическое наследие». Издательство «Арт-Родник», 2007

Книги с участием Ивана Шагина

  • «Антология Советской фотографии, 1917-1940» Издательство Планета, Москва 1986

Напишите отзыв о статье "Шагин, Иван Михайлович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шагин, Иван Михайлович

Лично князь Андрей не знал Аракчеева и никогда не видал его, но всё, что он знал о нем, мало внушало ему уважения к этому человеку.
«Он – военный министр, доверенное лицо государя императора; никому не должно быть дела до его личных свойств; ему поручено рассмотреть мою записку, следовательно он один и может дать ход ей», думал князь Андрей, дожидаясь в числе многих важных и неважных лиц в приемной графа Аракчеева.
Князь Андрей во время своей, большей частью адъютантской, службы много видел приемных важных лиц и различные характеры этих приемных были для него очень ясны. У графа Аракчеева был совершенно особенный характер приемной. На неважных лицах, ожидающих очереди аудиенции в приемной графа Аракчеева, написано было чувство пристыженности и покорности; на более чиновных лицах выражалось одно общее чувство неловкости, скрытое под личиной развязности и насмешки над собою, над своим положением и над ожидаемым лицом. Иные задумчиво ходили взад и вперед, иные шепчась смеялись, и князь Андрей слышал sobriquet [насмешливое прозвище] Силы Андреича и слова: «дядя задаст», относившиеся к графу Аракчееву. Один генерал (важное лицо) видимо оскорбленный тем, что должен был так долго ждать, сидел перекладывая ноги и презрительно сам с собой улыбаясь.
Но как только растворялась дверь, на всех лицах выражалось мгновенно только одно – страх. Князь Андрей попросил дежурного другой раз доложить о себе, но на него посмотрели с насмешкой и сказали, что его черед придет в свое время. После нескольких лиц, введенных и выведенных адъютантом из кабинета министра, в страшную дверь был впущен офицер, поразивший князя Андрея своим униженным и испуганным видом. Аудиенция офицера продолжалась долго. Вдруг послышались из за двери раскаты неприятного голоса, и бледный офицер, с трясущимися губами, вышел оттуда, и схватив себя за голову, прошел через приемную.
Вслед за тем князь Андрей был подведен к двери, и дежурный шопотом сказал: «направо, к окну».
Князь Андрей вошел в небогатый опрятный кабинет и у стола увидал cорокалетнего человека с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями над каре зелеными тупыми глазами и висячим красным носом. Аракчеев поворотил к нему голову, не глядя на него.
– Вы чего просите? – спросил Аракчеев.
– Я ничего не… прошу, ваше сиятельство, – тихо проговорил князь Андрей. Глаза Аракчеева обратились на него.
Loading...Loading...