Как будет называться теперь миниханов. Татарстан вцепился зубами в название должности. Кто на новенького

Через 2 дня нынешний госсоветник Татарстана, первый президент республики Минтимер Шаймиев отметит большой юбилей – 80 лет. А сегодня, по сообщениям СМИ, он встречается с президентом России Владимиром Путиным. Причём, по некоторым данным, возможно, Шаймиев обсудит с главой государства один из важных для республики вопросов – сохранения поста президента Татарстана. Вспоминаем историю вопроса – как Татарстан остался единственным регионом, во главе которого не просто «глава», и почему татарстанцам так нужен президент республики.

Сегодня, 18 января, в Москве была запланирована встреча Владимира Путина с госсоветником Татарстана Минтимером Шаймиевым . Формальный повод политрандеву – грядущий юбилей первого президента РТ, но есть и неформальный – на днях телеканал «Дождь» сообщил, что на встрече политики якобы должны обсудить перспективы Договора о разграничении полномочий между РФ и республикой (срок которого истекает в июле 2017 года), и прояснить ситуацию с наименованием должности первого лица республики.

Татарстан – единственная национальная республика в составе России, которой до сих пор удается сохранять институт президентства. До 2010 года слово «президент» значилось в наименовании руководителей многих регионов страны – кроме Татарстана, таковые были в Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгее, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. По традиции, заложенной ещё в 90-ые годы, когда многие субъекты федерации (в основном национальные автономии) получили право на самоопределение. Положение изменилось после того, как на федеральном уровне приняли закон, запрещающий руководителям регионов РФ называться президентами. Первыми взяли под козырёк и переименовали свой пост главы Северного Кавказа, в том числе лидер Чечни Рамзан Кадыров .

На то, чтобы привести местные законы в соответствие с федеральным и закрыть наконец вопрос с формулировкой высшей должности, регионам сперва отвели время до 1 января 2015 года . Когда выяснилось, что некоторые не успевают этого сделать , (как рассказал РИА замглавы конституционного комитета Госдумы Дмитрий Вяткин , по состоянию на конец 2014 года это были Татарстан и Башкирия) продлили ещё на год. Законопроект об этом внесли в Госдуму депутаты Владимир Плигин и Владимир Поневежский . В результате Башкирия отказалась от поста президента в самом начале 2015, а Рустама Минниханова в должности президента тогда оставил сам Владимир Путин: 24 марта 2015 года, за день до окончания полномочий, он предложил руководителю исполнять обязанности главы республики до очередных выборов . А почти полгода спустя, 13 сентября 2015 года, за президента Рустама Минниханова проголосовало подавляющее большинство - 94,4 % - избирателей республики. Так его переизбрали на второй срок полномочий.

За прошедшие полтора года тему наименования должности первого лица Татарстана поднимали разве что в некоторых федеральных СМИ. Так, в интервью «Газете.Ru» год назад спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин рассказал, что для того, чтобы переименовать президента в «главу», необходимо проводить республиканский референдум. А статья Конституции Татарстана, в которую нужно вносить изменения по этому поводу, может быть изменена только по итогам плебисцита: «А еще неизвестно, как люди проголосуют» , - отметил тогда спикер Госсовета.

В самом же Татарстане должность президента республики воспринимают как само собой разумеющееся – жители региона уже четверть века именуют своего руководителя президентом, так что уже выросло поколение тех, кто не воспринимает иное наименование должности первого лица. Нет зависти, судя по всему, и у руководства других регионов, в том числе тех, что отказались от должности президента. Более того, со многими из них Рустам Минниханов постоянно встречается и даже дружит, а тот же Рамзан Кадыров однажды даже публично обратился к Минниханову: «мой дорогой старший брат».

Почему Татарстану можно?

Ответ на этот вопрос искали и, вероятно, нашли для себя авторы всё той же «Газеты.ру» Андрей Винокуров и Владимир Дергачев в материале «Татарстан отбил своего президента» от 30 декабря 2015 года, где упоминается о привилегированности республики с элементами суверенитета и потенциальной с её стороны угрозе обратиться в Конституционный суд, а также об отсутствии общественного интереса в переименовании должности президента.

« … республика ведет консультации с федеральным центром по поводу сохранения слова «президент» в наименовании высшей должности представителя региона. В случае если уступок Татарстану не будет, он даже грозился подать в Конституционный суд, так как в основном законе страны четко прописано, что субъекты сами определяют название своего парламента» , - говорилось в той публикации.

О праве самостоятельного решения вопроса сохранять должность «президент» в Татарстане или нет, высказался и глава государства Владимир Путин на пресс-конференции в декабре 2015 года:

«По поводу президента Татарстана. Вы знаете, у нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана, я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа, но даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении руководителя, первого лица республики. Это был выбор чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?»

В общем-то, это своего рода политический «зелёный свет», которым можно и, однозначно, будут пользоваться. А на вопрос «Почему Татарстану можно?», пожалуй, резонно привести ответ того, кто в 90-ых сделал эту должность возможной в нашем регионе, а с годами и одной из самых весомых на политическом небосводе страны:

«Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики - президент! Это название нас сильно объединяет. Скажу почему: потому что это слово не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где еще сила и авторитет!»

Эти слова без двух дней юбиляр Минтимер Шаймиев произнёс на инаугурации Рустама Минниханова в 2015 году.

Фото: kremlin.ru, kazan2013.com, shaimiev.tatarstan.ru

Власти Татарстана не торопятся принимать решение о переименовании должности «президент республики» в «главу». Между тем отведенные на это сроки уже истекли — по закону решение должно было быть принято до 1 января 2016 года. Точнее, до этого срока переименовать своего руководителя должен был именно Татарстан. Остальные республики в составе РФ приняли соответствующие решения гораздо раньше.

Спикер Госсовета Татарстана сообщил «Газете.Ru», что в повестке очередной сессии парламента, которая состоится в начале февраля, вопрос о переименовании не значится.

Никто из депутатов соответствующую инициативу не вносил, «а я не могу их заставить, ломать им руки», посетовал Мухаметшин.

Однако в этих словах есть изрядная доля лукавства — ни для кого не секрет, что дело не столько в нежелании народных избранников выступать с инициативой, сколько в отсутствии политической воли со стороны руководства республики.

«Газете.Ru» Мухаметшин также заявил: чтобы переименовать в «главу», необходимо проводить республиканский референдум. Та статья конституции Татарстана, в которую нужно вносить изменения, может быть «скорректирована» только по итогам плебисцита: «А еще неизвестно, как люди проголосуют», — подчеркнул спикер Госсовета.

Но в целом он считает более логичным вариант, при котором переименование отложат до истечения полномочий нынешнего президента Татарстана — это, по крайней мере, будет выглядеть более приемлемо в качестве оснований для продления срока действия закона.

Что касается договора о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром, то Туровский не сомневается в его пролонгации: «Он носит больше символический и политический характер. С помощью него республика пытается сохранить остатки своего суверенитета. Я уверен, что здесь федеральный центр возражать не будет».

Молчание

Насколько вероятно, что Кремль все же не договорится с властями Татарстана и те так и не переименуют президента в «главу»?

Источник, близкий к администрации президента, называет такой сценарий «возможным, но с определенными правовыми последствиями»: реакцией прокуратуры, представлениями в адрес органов власти региона и т.д.

Пока, впрочем, сложно себе представить, что федеральный центр решится на такие шаги. Татарстан, со своей стороны, может обратиться в Конституционный суд РФ по вопросу соответствия принятого федерального закона Конституции страны — по крайней мере, о таком сценарии, как о возможном, говорил в ноябре Фарид Мухаметшин.

В свое время, кстати, юристы утверждали, что наименование главы региона «президентом» не противоречит Конституции. Это было в конце 2000 года, когда депутат Госдумы от Евгений внес законопроект, предусматривающий переименование президентов в «глав». Парламентарий считал, что президентский статус для первых лиц республик подразумевает «некий суверенитет», и видел в этом даже «молох развала страны».

Однако правовое управление Госдумы инициативу раскритиковало.

В отзыве на законопроект говорилось, что наименование «президент» согласуется с правилами русского языка и соответствует ч. 2 ст. 5 Конституции, согласно которой республики в составе РФ являются государствами.

С такой логикой оказались согласны и коллеги Ищенко по парламенту, отклонившие законопроект.

Cейчас и Кремль, и власти республики в целом явно не хотят обострять ситуацию. Яркое свидетельство этому — почти полное отсутствие публичных комментариев по данному вопросу и гробовое молчание прокуратуры.

«Газета.Ru» направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой сообщить, вносила ли прокуратура республики представление о неисполнении закона, если нет, то по какой причине, и каких действий следует ждать в том случае, если нарушение так и не будет устранено? В установленный законом семидневный срок ответа мы не получили. В пресс-службе прокуратуры Татарстана «Газете.Ru» сообщили, что переслали ответ в Генпрокуратуру еще в конце прошлой недели, а в пресс-службе Генпрокуратуры заявили, что не получали документа от татарстанских коллег.

Член правления Ассоциации политических юристов Олег объясняет, что формально правовые рычаги добиться исполнения закона у федеральных властей есть: «С одной стороны, надзор за тем, чтобы региональные парламенты выполняли требования федерального законодательства, возложены на прокуратуру. Прокурор вправе внести представление, указав региональным депутатам на необходимость исполнения соответствующей нормы.

Однако сроки этих действий для прокурорских работников не установлены — по смыслу закона, они должны сделать это (внести представление. — «Газета.Ru») по факту выявления нарушения, а выявление нарушения во многом зависит от них самих».

Кроме того, бездействие регионального парламента может быть оспорено в суде любым жителем республики, и суд вправе обязать парламент исправить «ошибку». В самом худшем варианте, продолжает Захаров, речь может идти даже о роспуске регионального парламента, и последнюю точку в этом случае поставит Верховный суд РФ: «Кроме того, в случаях, когда речь идет о прямом несоответствии конституции региона федеральному закону, право обратиться к региональному парламенту с соответствующим представлением имеет непосредственно президент Российской Федерации».

Центр не имеет четкой позиции в этой истории и вряд ли будет использовать какие-то санкции по отношению к Татарстану, наказывая его, говорит Туровский: «Тот ответ Путина на пресс-конференции порождает именно такое впечатление», — считает эксперт.

В Кремле не намерены создавать правовую комиссию в связи с истечением договора о разграничении полномочий с Татарстаном, рассказали источники РБК. Об этом президента России ранее просили депутаты республиканского Госсовета

Казанский Кремль (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Комиссии не будет

В пятницу, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Документ вступил в силу 11 августа 2007 года, срок его действия составлял десять лет. В Кремле не будут продлевать действие документа, равно как и заключать новый, ранее источники РБК. Позиция федерального центра с тех пор осталась неизменной, заявили РБК федеральный чиновник и собеседник, близкий к Кремлю.

Федеральный центр также не намерен создавать комиссию по правовым вопросам в связи с истечением договора, сообщили эти же источники РБК. В такой комиссии нет необходимости — имеющиеся правовые коллизии касаются Конституции Татарстана и республика в состоянии решить их сама, говорит федеральный чиновник РБК. Создание комиссии — технический вопрос, все необходимые изменения можно внести в рамках уже существующих институтов, поэтому незачем создавать еще один, добавил близкий к Кремлю собеседник РБК.

С просьбой создать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам президента Владимира Путина попросили депутаты Госсовета Татарстана в обращении 11 июля. Ее необходимость обосновывалась тем, что в связи с истечением договора о разграничении полномочий «возникают определенные проблемы реализации» ряда норм республиканской Конституции.

Речь идет о первой статье Конституции Татарстана, в которой говорится, что отношения между республикой и Россией строятся в том числе на основании договора о разграничении полномочий. Эта статья «не может меняться парламентом, а только на референдуме», сказал РБК председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Это и есть правовая сторона вопроса, и она требует спокойного, уважительного и доверительного обсуждения между федеральным центром и субъектом», — добавил он.

Если же вынести вопрос на референдум, то очевидно, что большинство жителей республики проголосуют против изменения этой статьи, сказал близкий к руководству республики источник РБК.

«Мы хотели бы, чтобы федеральный центр определился с представителями, которые бы прибыли в Казань, или мы готовы направить своих представителей в Москву», — заявил Мухаметшин. По его словам, он надеется, что после возвращения «ведущих юристов администрации президента из отпусков» такие консультации действительно начнутся.

Еще один собеседник, близкий к руководству республики, уточняет, что затягивание с началом консультаций республиканскими властям объяснили отпуском помощника президента — начальника государственно-правового управления Кремля Ларисы Брычевой.

В 1994 году Татарстан стал первым регионом, с которым был заключен договор о разграничении полномочий, и до сегодняшнего дня оставался последним субъектом, у которого такой договор был. В первом документе республика получала экономические преференции, например право взимать собственные налоги, создать свой Национальный банк, решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые, согласно договору, являлись «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». В договоре от 2007 года экономических преференций уже не было. Властям республики было предоставлено право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан». При этом в п. 1 ст. 2 документа говорится, что в соответствии с Конституцией России и Конституцией Республики «Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения» и полномочий России «по предметам совместного ведения».

Оставят президента​

Федеральный центр может пойти навстречу республиканским властям в другом вопросе — сохранении должности «президент» для руководителя Татарстана. С просьбой «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица» в июле выступил Госсовет республики.

Однако наименование «президент» может сохраниться только до окончания срока полномочий главы республики Рустама Минниханова. «Пост президента сохранится до следующих выборов [руководителя Татарстана], так как граждане выбирали именно президента», — сказал РБК источник в Кремле. Полномочия Минниханова истекают в 2020 году.


Рустам Минниханов (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

О готовности федерального центра сохранить нынешнее наименование руководителя республики ранее сообщал «Коммерсантъ».

Татарстан — единственная республика, где сохранилась должность «президент». Согласно закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», наименование «президент» национальные республики должны были упразднить к 2015 году. Позже действие закона продлили до 1 января 2016-го — специально для Татарстана, который так и не переименовал президента в главу. Однако, и после того как действие закона продлили, изменений не произошло.

«Руководство республики должно услышать сигнал, который был дан президентом Путиным. Сигнал совершенно однозначный — о том, что все субъекты должны следовать закону», — заявил РБК федеральный чиновник.

На ежегодной пресс-конференции в декабре 2015 года глава государства , что «даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении первого лица». Однако при этом Путин добавил, что «мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». «Поэтому вы там сами решайте, ладно?» — предложил он.

Подарок Шаймиеву

Сам по себе договор о разграничении полномочий не являлся сколько-нибудь значимой проблемой и носил символический характер — Татарстан продолжал фиксировать свою особость, и это проецировалось в том числе на руководителя республики, говорит политолог Виталий Иванов. Нынешний договор был по сути подарком президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву на его 70-летие, которое он отмечал в 2007 году, продолжает эксперт. «Таким образом, Шаймиеву и дальше позволили считать, что он особый. Но к Минниханову другое отношение. Он не Шаймиев. При всех нюансах — это обычный путинский губернатор», — констатирует эксперт.

Что касается возможности сохранения должности «президент» до истечения сроков полномочий Минниханова, то, по словам Иванова, этот вопрос был решен еще в 2016 году, когда Татарстан не стал менять название руководителя республики. «Сейчас этот вопрос в срочном порядке вытаскивают наверх, чтобы дать возможность Минниханову сохранить лицо», — уверен эксперт.

В 1994 году, когда принимался первый договор о разграничении полномочий, ситуация в стране была совершенно иной — документ сыграл роль стабилизатора в отношениях между федеральным центром и республикой, в нем также были прописаны экономические преференции, указал завкафедрой конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Большаков. В нынешнем договоре экономических преференций не содержалось, но там были прописаны политические вещи, которые важны для татарской элиты. «Говорилось, что у республики есть президент, который должен владеть двумя языками. Для двуязычного Татарстана это очень важно», — пояснил эксперт. Но федеральный центр окреп и теперь не собирается строить отношения на договорной основе, резюмировал он.

Возникшие правовые вопросы, касающиеся первой статьи Конституции Татарстана, скорее всего, будут решены в результате переговоров, а не референдума. «Руководство Татарстана не заинтересовано в референдуме и постарается договориться о консультациях. Но, по моему мнению, участвовать в них будут эксперты-юристы, а не высокопоставленные лица», — уверен Большаков.

Однако если бы федеральный центр пролонгировал договор, то ничего страшного не произошло бы. «Политически это (пролонгация документа) было возможно. Татары — второй по численности народ в России, и какие-то моменты соглашения могли бы присутствовать», — считает эксперт.​

С этого года Конституция Татарстана фактически противоречит федеральному законодательству, поскольку главный закон республики предусматривает наличие в ней президента. Никакой другой регион России больше не использует это наименование высшего должностного лица. Татарстан же сейчас идет на принцип и даже не собирается искать альтернативные названия, ведь властям субъекта и раньше удавалось «выбивать» у федерального центра для себя особые условия. Достаточно вспомнить договор о разграничении полномочий между РТ и РФ, родившийся во времена «парада суверенитетов».

Несмотря на то, что глава Татарстана Рустам Минниханов публично всегда заявляет о полной поддержке действий и политики руководства страны и лично Владимира Путина, вопрос сохранения должности президента для республики остается принципиальным и болезненным. Ныне ни один регион России кроме РТ не называет своего руководителя президентом - это запрещает делать федеральный закон, подписанный еще в конце 2010 года. Тогда же регионам дали право самим выбрать новое название должности и законодательно (на уровне субъекта) закрепить его, установив срок до 1 января 2015 года.

К концу 2013 года президенты остались только в Татарстане и Башкортостане, последний «сдался» в 2014-м, переименовав руководителя региона в главу. РТ же начала принципиальную борьбу за должность, преподнося необходимость сохранения института президентства как желание «низов». В Татарстане неожиданно зашевелилась «активная молодежь», которая начала проводить собрания и обсуждать бессмысленность переименования должности. На тот момент иных проблем у студентов не существовало, они озаботились жизненно важным для них вопросом всерьез, вплоть до открытых писем к руководству страны. Татарские националисты же были замечены в серии пикетов с требованиями не трогать государственность Татарстана, не менять Конституцию РТ и не переименовывать президента. Действовал Казанский кремль и через депутатов Госдумы от Татарстана, за сохранение должности президента высказывались и спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и первый президент республики Минтимер Шаймиев .

«Мы оставляем себе возможность говорить о том, что этот закон (о переименовании должности президента) принят Госдумой с превышением своих полномочий. Наша позиция остается неизменной», - говорил тогда Фарид Мухаметшин .

Да и сам Минниханов высказался в подобном ключе, добавляя, впрочем, что Россия - правовое государство и законы исполнять республика в любом случае будет.

И вот в феврале 2015 года Госдума приняла закон, который дал Татарстану исключительное право называть своего руководителя президентом до 1 января 2016 года, фактически продлив региону время на размышление. Однако в течение всего 2015-го парламент республики так ни разу и не поднял вопрос о переименовании должности президента. Более того, избранный в сентябре того года главой республики Рустам Минниханов на инаугурации давал клятву именно как президент. В свою очередь Минтимер Шаймиев, выступая в тот день на церемонии, заявил собравшимся: «Людям нравится как сам президент, так и название высшего должностного лица нашей республики - президент! Это название нас сильно объединяет. Скажу почему - потому что это слово не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где ещё сила и авторитет!». Этим высказыванием экс-президент республики сорвал бурные аплодисменты в зале.

По теме

Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что новый созыв парламента республики не собирается заниматься упразднением должности президента в регионе. Хотя новый созыв еще не избран, но, видимо, Мухаметшин уже ощущает себя и будущим спикером.

В декабре того же года на ежегодной пресс-конференции Владимир Путин также прокомментировал ситуацию, дав весьма уклончивый ответ на вопрос о наименовании главы республики: «У нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите - главное чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана. Я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа, но даже если Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент. Мы сделаем по-другому в отношении руководителя, первого лица республики. Это выбор был чеченского народа. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана».

В республике естественным образом слова президента России интерпретировали однозначно: это дело самого Татарстана. Но сам Минниханов ситуацию комментировал всегда сдержанно.

«Больше, чем президент страны, я вам ничего сказать не смогу. Вот как он сказал, так и воспринимайте. Что касается меня, я - избранный президент. Федеральный законодатель такую возможность дал нашей республике, это большое доверие. Как дальше - вот как сказал президент. Он же не сказал, что Минниханов как решит, он сказал - как Татарстан решит. Поэтому я тоже ваша частичка, давайте, как сказал президент, не будем эту тему до молекул расщеплять», - заявил глава Татарстана на предновогодней встрече с журналистами.

В итоге пока вопрос завис в воздухе, однако власти Татарстана рассчитывают решить его в свою пользу. История знает примеры, когда республике удавалось добиваться для себя исключительных прав. В 1994 году Казанский кремль заключил с федеральным центром так называемый договор о разграничении полномочий, который позволял республике иметь свою Конституцию и законодательство, вводить республиканское гражданство. По сути, он действует и сейчас, ведь в 2007 году документ оформили как федеральный закон и продлили его действие на 10 лет. Подобным договором больше не может похвастаться ни один другой регион России.

Похоже, что и на этот раз руководство республики попытается нажать на все возможные рычаги, включить все политические лобби, чтобы доказать исключительное положение Татарстана в России. Каким образом это будет сделано, уже намекнул Минтимер Шаймиев .

«Нашему народу многонациональному если нравится название “президент”, мы же не можем с этим не считаться. Поэтому я надеюсь, учитывая, что в 2016 году состоятся выборы в Государственную думу, тот состав, будущий состав найдет возможность… не то что найдет возможность, должны хорошо изучить, в данном случае применительно к Татарстану, потому что мы одни остались из республик, изменить закон, и чтобы мы вошли в нормальное правовое поле в этой части», - заявил экс-глава Татарстана в интервью СМИ.

Сегодня официально истек срок действия 10-летнего договора о разграничении полномочий между властями России и Татарстана, вступившего в силу 11 августа 2007 года. Месячной давности обещание пресс-секретаря Владимира Путина, что позиция Московского Кремля по поводу возможности его пролонгации «будет сформулирована и озвучена соответствующим образом», оказалось неисполненным. Хотя похоже, что эта позиция, не будучи озвученной для общественности, до казанского Кремля была доведена внятно и просто: «Не болтай».

Еще в конце прошлого года Фарид Мухаметшин и Рустам Минниханов как главы законодательной и исполнительной властей Татарстана вполне отчетливо говорили о желательности пролонгации договора. Но чем ближе становилась роковая дата его конца, тем сильнее было впечатление, что эта тема намеренно устраняется из публичной повестки.

Внезапный всплеск всколыхнул это политическое болото лишь за месяц до дня истечения договора: 11 июля Госсовет РТ (как было озвучено, по предложению 26 своих депутатов) принял . Однако хотя формально обращение и было посвящено теме договора, о нем в этом тексте было сказано уклончиво: договор, мол, «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» и вдобавок горячо поддерживается населением республики... Главным же, зачем парламент Татарстана обратился к президенту России, неожиданно оказалось не предложение продлить столь необходимый договор, а просьба «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан».

После того как татарстанские законодатели столь отчетливо выразили готовность ради возможности для Рустама Минниханова зваться президентом пожертвовать особым статусом Татарстана, стали довольно очевидными два обстоятельства. Договор - всё, это во-первых...

Во-вторых же, при той легкости, с какой республиканские власти сдали принципиальный вопрос статуса, на их мнение по поводу декоративного титула федеральный центр может уже не обращать особого внимания. Таким образом определение «президент Татарстана» приблизилось к тому, чтобы в свой черед стать экспонатом музея татарстанской государственности.

К тому же исчезновение договора немедленно поставило на политическую повестку изменение самой Конституции РТ. И в первую очередь, ее главной - первой статьи. Ведь истекший договор не просто упоминается в ней, но и обосновывает особость положения Татарстана в РФ: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан...»

Готовятся ли в Татарстане к изменению основного закона? Или все еще надеются, что Владимир Путин, прочитав обращение Госсовета о былых заслугах договора, растрогается и согласится пролонгировать его на новый срок?

Автор этого письма к Путину - депутат Госсовета Николай Рыбушкин - на вопрос «Вечерней Казани», известно ли ему о какой-либо реакции на инициированное им обращение, безмятежно ответил: «Ничего не могу сказать - я на даче, пока не знаю». На вопрос к нему как к юристу - предстоит ли теперь переписывание Конституции? - он также ответил: «Не знаю».

В пресс-службе Госсовета РТ на просьбу «ВК», чтобы предстоящее изменение Конституции РТ прокомментировал Фарид Мухаметшин, сказали, что тот «находится далеко». Сегодняшний переломный день татарстанской государственности спикер Госсовета провел в Азнакаевском районе на фестивале народного творчества тюркских народов...

Правда, в самой татарстанской Конституции заложена глубоко эшелонированная оборона на случай ее изменения по требованию «извне». Ее статья 123 гласит, что не только а) положения 1-й статьи «могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан», но и б) для изменения самой этой 123-й статьи тоже необходим всенародный референдум.

А уж что можно сделать из обыкновенного референдума при наличии умелых рук и политической смекалки, жители Татарстана после марта 1992-го знают как никто... Но в настоящее время рецепт таких острых блюд, говорят, утрачен, и политики-практики вместе с юристами-теоретиками бьются преимущественно над вопросом: а нельзя ли как-то обойти это требование референдума?

Мы над этим думаем давно, обсуждаем эту тему и пока слабо представляем себе решение, - признался «ВК» один из авторов Конституции РТ - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права КФУ, академик РАН Борис Железнов. - Вся нынешняя проблема описывается поговоркой «против лома нет приема». Руководство России решило, что не будет подписывать новый договор, и с этим ничего не поделать: любая из сторон вправе решить, подписывать или не подписывать...

Конечно, Конституцию придется изменять, теоретически возможен и референдум, отметил профессор Железнов. И, переспросив, не сделали ли за последние часы руководители Татарстана каких-либо заявлений на эту тему, заметил: «Я бы тоже в такой ситуации прятался»:

Недавно я видел Шаймиева - он тоже ничего не говорил об этом. Никто не готов к решению этого вопроса. Думали, что все-таки договор будет пролонгирован...

Впрочем, одна идея выхода из создавшейся травмирующей ситуации с наименьшими имиджевыми потерями у юристов все же есть. А именно: внесение изменений в Конституцию - отложить. Мало ли недействующих норм бывает в наших законах! Например, отмечает Борис Железнов, в той же Конституции РТ «норма о Конституционном суде Татарстана появилась в 1992-м, однако вместо него до 1998 года работал только Комитет конституционного надзора, и все молчали!».

В общем, это можно тянуть долго, по пословице «Улита едет, когда-то будет», - предполагает характер будущих событий вокруг татарстанской Конституции профессор Железнов. - А может, тем временем они еще и договорятся! Конституция России в 11-й статье предполагает ведь договорные отношения между федеральной властью и регионами...

Самые масштабные изменения основной закон Татарстана переживал 13 лет назад, когда Генпрокуратура РФ требовала приведения в соответствие федеральному законодательству более 50 статей Конституции РТ, начиная с исключения из нее заветного слова «суверенитет». Тогда улита татарстанской власти ехала в указанном Генпрокуратурой направлении так долго, что дело уже почти дошло до роспуска Госсовета РТ за «уклонение от исполнения судебных решений»... Тут уж нервы у республиканской элиты не выдержали, и Конституция была фактически переписана заново.

Экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов, в то время председатель парламентской комиссии по законодательству, тогда представлял Госсовет РТ в судах, успешно затягивая процесс приведения татарстанской Конституции в соответствие федеральному законодательству. И он согласен с профессором Железновым в том, что «тактика улиты» и сейчас может быть взята на вооружение.

Да, сегодня нет договора, а может, лет через 20 будет! - объяснил он «ВК». - Ведь оставили же в свое время в нашей Конституции выборность президента - а потом вернулись к ней. Так же и с договором может быть.

В самом деле, статья о выборности президента Татарстана остается наиболее ярким примером «спящей» юридической нормы. После отмены в 2004 году Владимиром Путиным всенародных выборов глав субъектов РФ в Татарстане не стали исключать из Конституции статью о выборах президента, а лишь специальным законом приостановили ее действие. А в 2012-м Дмитрий Медведев «амнистировал» выборность региональных глав - и норма Конституции РТ «проснулась»...

Loading...Loading...