Почему ненцы кочуют. Ненцы. Историческая справка. Обряд оживления бубна, или на олене за облака

В последнее время, все больше проявляется такая тенденция, как повышение интереса к истории своего края, истории округа.

В результате развития нефтегазового комплекса, сегодня на земле Ямала живут и трудятся представители 80 национальностей. И очень важно, чтобы приезжие носители современной цивилизации с уважением относились к древней уникальной цивилизации коренных жителей этой земли. А психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции -- это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. Вполне очевидно, у народов связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни, хотя и присутствуют некоторые локальные различия.

Так, жизнь в суровых условиях Севера выработала и воспитала у северян такие качества как осторожность, наблюдательность, замедленность действий связанная с тщательным обдумыванием для принятия решения.

Почти все этнографы отмечали удивительную способность ненцев ориентироваться на огромных расстояниях, причем как в знакомой, так и незнакомой местности. Они, с детства оказываясь лицом к лицу с суровой северной природой, в силу необходимости, вырабатывали в себе навыки ориентировки в самых разнообразных условиях, заимствовали опыт у старших. Так, например, ненцы безошибочно ориентируются в темной ночи по звездам -- в нужное место и назначенное время их всегда приведет Нэрм нумчы -- Полярная (Северная) звезда. Ненцам знакомы и названия других созвездий. Ненцы свободно могут найти дорогу в чум по снежным застругам. По следам оленьей упряжки легко определяют время и направление путника.

Таким образом, накопленные знания в области географии и естествознания северяне использовали при нахождении нужного направления в любую погоду.

И именно среда обитания, природа, обусловили как образ жизни, так и хозяйственную деятельность коренного населения Севера. В основном, хозяйство северян было комплексным, включающим такие виды деятельности как оленеводство, рыболовство, охотничий промысел. Но в зависимости от места обитания, выделялась ведущая отрасль. Так, сегодня, невозможно представить ненецкую культуру без оленеводства. Именно оно определило образ жизни этого народа, сформировало как материальную, так и духовную его культуру. Ведь олень дает человеку все: пищу, одежду, обувь, жилье, возможность передвигаться по огромным тундрам. В свою очередь, занятие оленеводством обусловило и кочевой образ жизни ненцев. У тундровиков размеры стад гораздо больше, и больше протяженность маршрутов. В марте - апреле начинается движение оленьих стад на Север, в мае достигается место отела, где одновременно производится подсчет поголовья. Пополнившись молодняком, стада продолжают свой путь. Летние месяцы стада проводят на морском побережье, где прохладные ветры отгоняют комаров и гнус. в ноябре -- декабре тундровые ненцы выходят к своим зимним стойбищам. Именно кочевой образ жизни, суровые климатические условия обусловили создание уникального переносного жилища -- чум. Чум -- конусообразная палатка, основу которой составляют прочные шесты, установленные по окружности вершинами один к другому в виде конуса. Покрытия для чумов (нюки) шьют из оленьих шкур. Для летних чумов, в качестве покрытия использовалась брезент. Выбирают место для установки чума и собирают чум всегда женщины. Зимой они ставят его за час, а летом за полчаса. Издавна в тундре существуют постоянные места для чумов и строго определены места кочевий -- древние дороги, по которым ведут аргиш, а остальное пространство оставалось под пастбища оленей и других обитателей тундры.

У ненцев особое отношение к огню: они не разведут костер на случайных местах, а только там, где в нем есть жизненная потребность. Огонь разрешается разводить в чуме, на кладбище и по краям стоянки оленей в комариную пору. И больше на всем протяжении огромной тундры нигде не заметишь следов огня.

Его почитали, оберегали, перед ним преклонялись. Говорят, что огонь без присмотра -- враг человека. А если рядом с ним находится человек, тогда он друг и помощник. Из-за глубокого уважения к источнику тепла в тундре запрещается перешагивать не только через потухший костер, но даже через золу, дабы не осквернить его. Поэтому местному населению не всегда понятно пренебрежительное отношение к огню людей относительно недавно поселившихся на их землях. У них многое связано с огнем. По тому, кто и как разводит костер, можно определить, что это за человек. Говорят у доброго человека с чистой, открытой душой костер будет гореть ярким пламенем. А у того, чья душа черна, как сажа, и характер дурной, костер будет дымным.

Огню так же приписывались целебные и очистительные свойства. Огонь же считался и источником магической силой женщины. Бросая кусочки пищи в огонь, она откупается от злых духов, тем самым, охраняя дом. Считалось, что огонь способен уберечь от темных сил оставленного в люльке ребенка. Народные обычаи запрещали плевать на огонь, бросать острые предметы, ворошить его железными изделиями (например, кочергой). Огонь живой, у него как у человека есть душа. Женщина хранительница родового огня -- не дает погаснуть костру как символу жизни. Пока в чумах горят костры -- жизнь продолжается.

Определенные традиции сформировались у коренных северян и по отношению к представителям животного и растительного мира. Ведь именно от сырьевых продовольственных ресурсов зависит жизнь человека в тундре, Северяне бережно чтут природу родного края, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Поэтому сложились традиции, полностью устраняющие потребительское отношение к природе, ее дарам. Они просты, понятны и убедительны. Например, у ненцев не принято заниматься заготовкой на зиму грибов и других продуктов, кроме жиров. Кстати, ненцы никогда не употребляют в пищу грибы. По-видимому, когда-то заметив, что олени очень любят грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это яство, тем более что грибной период в тундре длится всего несколько дней. Да и не всегда бывает изобилие грибов, чтобы их хватило и оленям и людям. Именно забота об оленях закрепила у ненцев многие привычки бережного отношения к природе. Ненец зря не сорвет ни одной травинки. Поэтому невозможно встретить в тундре человека, который бы нарвал яркий букет полевых цветов. Ненецкие женщины и дети собирают только чайные растения (куропачьи ножки, листья-ноготки, цветки воробьиной ягодки др.), а также багульник как средство, отпугивающее насекомых. Немногие виды растений используются в медицинских целях: некоторые виды ягеля, лопух тундровый, листья брусники, багульник, березовые и ивовые наросты -- чага, из которых готовят настои для применения в лечебных и гигиенических целях. Следует отметить, что ни одно из названных растений не входит в рацион питания оленей, кроме ягеля (его виды используются в редких случаях, в небольшом количестве). В качестве лечения у ненцев издавна стал применяться способ исцеления путем внушения, иглоукалывания, прижигания чагой. А для снятия головной боли используют тугие повязки вокруг головы в области висков .

Как жители тундры, так и жители тайги, кроме оленеводства занимались охотничьим и рыбным промыслом. Но добывали рыбы, зверя, птицы ровно столько, сколько было необходимо семье. Издавна у коренного населения не принято было готовить пищу впрок. Свежее мясо и рыбу могли добыть в любое время. Этим объясняется осуждающее отношение к тем, кто добыл сверх необходимого. Можно сказать, что много полезного и вполне приемлемого для практического применения в современных условиях накоплено опытом северян в использовании природных богатств. Так в основу охоты на птиц и пушного зверя опять же лежит принцип целесообразности. Издавна не принято стрелять в линных гусей. Охота на них могла быть организована пешим способом, на легковой нарте, или на веслах. В таком поединке добычей охотника могли оказаться самые слабые в беге птицы, которые еще не окрепли и не смогли бы перенести долгие перелеты в теплые края. У коренных жителей не принято разорять птичьи гнезда. Если брали из птичьего гнезда яйца, то часть всегда оставляли.

Отсутствуют элементы расточительства и в охоте на зверей. Обычай запрещал добывать в непромысловое время, отстреливать молодых особей и беременных самок, а накануне промысла охотник должен был совершить ритуал, направленный на установление нормальных отношений с хозяином тундры (первая добыча жертвовалась ему в качестве подарка). В основном при охоте на пушного зверя использовался способ загона. Его применение позволяет нарушить покой в каком-то микроучастке, при этом в кругу загонщиков часто оказываются те особи, которые обладают большим опытом уходить от преследования, но если это не удается, то они готовы жертвовать собой ради спасения более молодых и неопытных сородичей.

Принцип рационализма заложен и в рыболовном промысле. Обычай требовал ставить запоры с таким расчетом, чтобы сквозь них могла проходить рыбная молодь. Нельзя варить в одном котле осетра, стерлядь с налимом (т.е. зятьев с тестем). Осетр одна из самых крупных рыб реки Оби. До сих пор верят, что если осетра поймал зять, то эту рыбу нельзя трогать теще. Иначе зятю не будет удачи в рыбалке.

Определенные нормы поведения установились на промысловых угодьях. Обычай, запрещал селиться близ обжитого зверьми места, громко разговаривать, кричать и свистеть в тундре. Такие же правила поведения соблюдались на реке.

Коренные жители Севера все время жили в тесном контакте с природой, веками складывались их гармоничные взаимоотношения. Нарушение экологического равновесия, объективно вызываемое существованием за счет природы, сводилось к минимуму. Все это сыграло определенную роль в установлении определенного этикета. У северян издавна установлен ряд запретов, соблюдение которых для всех обязательно. Легко убеждают каждого такие высказывания:

* Не мучай зверя, животного, насекомого -- тебя могут постигнуть страшные мучения.

* Не стреляй из лука, не имея и не видя мишени -- твоя стрела может поразить тебя или другого человека.

* Не учись сквернословить -- плохие слова на твоем языке оставляют запах зловония.

* Не втыкай в землю железные предметы -- остроконечные копья без надобности, боль земли -- это боль сердца, и т.д.

Вообще же неотъемлемой частью психологии людей тундры стали надежда и вера в торжество справедливости. Во многих фольклорных произведениях, в мифологии северян отражена победа над злом. А чтобы поднять и укрепить дух человека, набраться сил перед трудным, ответственным делом, исстари приносят в жертву оленя. Например, в честь отправляющегося в дальнюю дорогу (на войну, опасную охоту)забивался олень.

Вероятно звенящие украшения на одежде, упряжке, также ценятся как средство, бодрящие дух человека. Они особенно помогают, когда он один идет или едет по тундре: мелодичный звон отводит навязчивые мысли, позволяет перебороть страх и стужу, боль и тревогу.

Отношения между людьми в тундре издавна складывались на принципах взаимного доверия. Жители тундры, имеющие избушки никогда их не запирали, орудия промысла оставались на местах промысла. Жители тундры, ведущие кочевой образ жизни, не имели потребности строить хранилища для своего имущества. Вот почему посреди тундры можно увидеть туго перевязанные нарты с поклажей (в них уложены зимние или летние вещи). Люди боялись воровать, т.к. знали, что об этом все равно узнают, и этот позор ляжет не только на самого вора, но и на весь его род. В такой же неприкосновенности оставались и места захоронений .

Очень своеобразны обряды захоронений у различных коренных народов. У ненцев умершего выносят из чума не через дверь, а, приподнимая полог чума возле того места, где он лежал. На кладбище умертвляли оленей, которые везли нарту с покойным, а все предметы, принадлежавшие ему при жизни (нарты, топор, чайник и т.п.) ломали и оставляли у могилы. Считалось, что в потустороннем мире они восстановятся и будут ему служить. Тело умершего, одетого в лучшие зимние одежды, помещали в деревянный прямоугольный ящик, головой на запад. У ненцев принят наземный вид захоронения. Местом для него выбирают сухие яры, на берегу рек, озер, высокие сопки. Рядом с могилой укрепляется в качестве шеста хорей с привязанными к нему колокольчиком, звон которого должен отгонять от покойного злых духов. По возвращению с кладбища все участники похорон проходят ритуал очищения, посредством окуривания дымом от сожженного на костре оленьего жира. Проводы усопших и поминки проходят без слез и причитаний. Для ненцев не характерно наживаться за счет наследства, оставленного умершим. Имущество достается, без всяких разногласий, старшему по возрасту. А уважительное почтение к памяти умерших подчеркивается почтительно произносимым словом «янгода» -- отсутствующий.

В основе религиозных представлений у коренных народов Севера лежат анимистические представления, т.е. вера в духов. Своих духов имели вода, огонь, ветер, а также чем-либо выдающиеся местности: сопки, камни, деревья. Духам обязательно приносили жертвы. Кроме этого (у ненцев, например) существуют и священные места. Между священным и жертвенным местом есть разница. Жертвенное место может быть фактически любое место, которое выбрано для принесения жертвы. Оно должно соответствовать определенным требованиям: находиться на возвышенности, иметь лиственницу, Когда жертвоприношения здесь перестают совершаться, это место возвращается в обычный ряд. А есть места священные, которые обладают особым каким-то статусом уже по определению. Они священны сами по себе, независимо от того, совершаются там жертвоприношения или нет. Здесь запрещено рубить деревья, ловить рыбу, брать воду, ночевать людям. Это место связано с представлениями о деятельности разнообразных духов. У ненцев нет традиционных народных праздников, но есть большие Дни радости: день рождение ребенка, приезд желанных гостей и родных и день создания новой семьи -- свадьба.

День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как оторвется пупок младенца. Это праздник для взрослых, а сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения. В честь такого события забивается молодой олененок, подарками и угощениями одариваются пожилые женщины, принимавшие роды. Долгожданный гость - вестник новостей и хороший собеседник, исполнитель неизвестных или давно забытых фольклорных произведений. По установившейся традиции гость не должен обойти вниманием ни одного чума в стойбище, а хозяева не должны отпускать его без чая и подарков. Правилам гостеприимства коренные северяне учат и детей. Они тоже дарят гостю - сверстнику подарки. Хорошим тоном уважительного отношения к гостю является и то, что в честь его приезда забивают оленя и готовят угощенье.

Днем радости является день создания новой семьи. Этот день отличается своеобразием обряда: в чум невесты приходит сват. Далее сват сообщает о своей миссии и чью просьбу он выполняет, называет предлагаемое количество оленей, пушнины за возмещение приданого невесты. Часто эту натуральную плату называют калымом. Это в корне не верно. При выдаче ненецкой женщины замуж учитывались два обстоятельства: первое - количество ее приданного, второе - ее самостоятельность и мастерство. Кроме того, плата за возмещение приданного невесты узаконена была и для поддержания взаимодоброжелательных отношений между семьями жениха и невесты.

Женщина, за приданное которой родители получили натуральную плату (оленей, меха), в течение всей жизни получает ежегодно от своих родителей одного оленя и одежду. Таким образом, ее родители никакой прибыли не получают, следовательно, неуместно плату за возмещение приданного называть калымом.

В последние десятилетия у северян появился ещё один праздник - День оленевода. Это профессиональный трудовой праздник. Проводится в феврале марте. Праздник, как правило, сопровождается спортивными состязаниями, имеющими прямое отношение к профессии оленевода: гонки на оленьих упряжках, ходьба на лыжах, стрельба, прыжки через нарты и т.п.

В настоящее время тундровые ненцы благодаря кочевому ведению оленеводческого хозяйства в полном объёме сохранили традиционный образ жизни и культуры.

Поселковые ненцы соблюдают семейно-бытовые обряды. В доме молодых ненцев можно увидеть священную куклу - покровительницу семьи, хозяйку чума. Многие женщины, родившиеся и выросшие в тундре, живя в поселках и городах, соблюдают табу -- запрет на разделывание и употребление в пищу некоторых видов рыб в определенные дни, поэтому осетра, щуку и разделывают только мужчины.

В погребально -- поминальной обрядности ненцев также произошли некоторые изменения. Еще лет десять - пятнадцать назад кладбища разделялись по этническому признаку. В настоящее время в городской среде приняты подземные захоронения на общих кладбищах. В похоронном обряде сохраняется много традиционных элементов: с покойником оставляет его вещи, приведя их в негодность, близкие родственники не изготавливают гроб, и не копают могилу .

Галина Подолянец
«Ненцы и их традиции». Материалы и задания для работы по реализации национального компонента

Мы живем в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют её «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу…» (из хант. песни).

Задание:

Если бы вас попросили нарисовать «суровый край Земли», чтобы вы изобразили (детям предлагается словесно оформить ассоциативный ряд).

Задача:

развитие воображения, умение находить речевые описания.

В давние-давние времена в заснеженное тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленей шкуры строили жилье, делали орудие труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости. Красивым человеком ненцы считают того, «у кого лицо круглое, как луна, нос – будто пуговица, глаза – будто их вовсе нет».

Издавна у ненцев существовали особые правила жизни. Молодое поколение узнавало о них через легенды от стариков. Легенда – это поэтическое предание. Услышанные легенды ненцы свято берегли и рассказывали их своим детям. Поэтому и поныне существуют строгие правила в отношении к природе, животным, человеку, добрым и злым духам. Правила, которые испокон веков соблюдают люди, еще называются традициями. Благодаря этим традициям жизнь ненцев очень отличается от нашей.

Для ненцев домом является вся видимая тундра – земля, на которой они строят жилище и пасут оленей. Стенами дома считается море, горы и лес. За пределами этого лежит чужая земля. Отсюда, важное правило: не навреди своему дому. Нельзя уничтожить растительность, убивать животных без надобности, засорять тундру. Ненцы верят, что природа наделена добрыми и злыми духами, поэтому, если ненец идет на охоту, всегда хозяину тундры приносит какой – нибудь дар.

Демонстрация макета чума.

Тундра – большой дом для ненцев, но есть еще маленький – это чум. Чум – ненецкое жилище. Он очень удобен. Ненцы – народ, часто передвигающийся по тундре и для удобства им необходимо разборное жилье. Чум простое конусообразное сооружение, состоящее из нескольких шестов и покрышек, сшитых из оленей шкуры. В центре чума – очаг. Под костром – железный круг, он закрывает проход из мира мертвых в чум. В верхней части имеется отверстие, через которое уходит дым от костра и, говорят, через него в чум попадают духи. Добрые духи, если человек не сделал ничего дурного. Отсюда, второе правило: в доме твоем всегда будет хорошо, если ты поступаешь хорошо.

В чуме тепло, уютно, чисто. Каждая вещь знает свое место, в основном они все находятся в сумках, которые шьет женщина. Существует у ненцев правило: Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Ненцы верят, что каждая вещь имеет свою душу, побывав у одного человека, она к нему привыкает, а другого может обидеть. Отсюда, строгий завет: не воровать, иначе будешь строго наказан.

Загадка:

Утоляем голод мхами

Хоть укрыла их пурга.

Как лопатами, рогами

Разгребаем мы снега. (Олени)

По-особенному ненцы относятся к животным. Самым почитаемым является олень, ведь олень – это и пища, и жилище, и транспорт. Из оленьей шкуры ненцы делают чум, шьют теплую одежду, оленье мясо считается очень полезным. На оленях ненцы передвигаются по тундре. Говорят, что раньше на оленях ездили верхом, а сейчас их запрягают в деревянные сани, ненцы называют их нартами. Оказывается, олени не раз спасали человека. Если ненца в тундре застала пурга, и он заблудился – можно положится на оленя, он обязательно приведет упряжку к жилищу.

Загадка ненецкая:

Две головы в небо смотрят. (Нарты)

Загадка:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

По легенде тундрой ведают два хозяина – Гололобый медведь и Семидетный Медведь. Первый является предводителем всех белых медведей, он живет в море и никогда не выходит на сушу. Второй – медведица, предводительница всех бурых медведей, никогда не выходит из скрытой берлоги. Ненцы испытывают перед медведем страх и почтение. Ведь встречи с медведем не происходят «просто так». Встретил медведя или его след, жди чего – то необычного в своей судьбе. Часто медведи помогают заблудившимся ненцам, в легенде говорится, что появляется образ медведя и указывает путь. Медведь может и наказать, если человек дал какую – нибудь клятву и не сдержал её. Если человек на поясе носит клык медведя, с ним никогда ничего не случится. Специально для медведя ненцы растят белого оленя. Когда оленю исполняется семь лет, его приносят духу медведя на специальных местах в тундре.

Загадка:

Лежит - молчит

Подойдешь – заворчит

Кто к хозяину идет,

Оно знать дает. (Собака)

Собака – верный друг человека. В хозяйстве у ненцев всегда несколько собак: одни охраняют чум, другие – оленей, третьи – помощники в охоте. Ненцы верят, что лай собаки предупреждает о приближении злых духов.

Ненецкая легенда рассказывает, как появилась Земля и люди на ней.

«Сначала была лишь вода. Священная птица Гагара достала со дна кусочек ила и отдала его верховному Божеству Нуму. Из этого ила Нум слепил землю. Нум создал солнце и растопил ледник. Нга создал луну. Когда ожили люди, Нга решил вдохнуть в них душу, но Нум не позволил ему одному это сделать и они вдохнули вместе, с тех пор и соседствуют в человеке – добро и зло».

Самым главным Божеством у ненцев является Бог Нум. Он управляет всем миром, где живут люди. А под семью слоями вечной мерзлоты живет страшный Нга, он и его подземные духи насылают порчу и болезни на людей.

«Летом между богами светлыми и мрачными бывает драка, из зубов, которыми они хватают друг друга, летят искры и люди видят молнию, а от наносимых ударов раздается гром».

Общаться с добрыми и злыми духами может только шаман. Он живет в отдельном чуме, с помощью духов он помогает человеку в охоте, хозяйстве, лечит людей, бережет оленей, может и наказать человека за совершенный грех. Обращается шаман к духам с помощью колотушки и бубна. Шаман знает заклинания и песни – призывы духов, он танцует вокруг огня, бьёт в бубен и произносит: «Гой, гой, гой». На его призыв слетаются духи, к которым обращается шаман, и выполняют его просьбу.

В ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботится об оленях, ловить рыбу. Детям разрешается играть, мальчикам, правда, только вне чума: они впускают стрелы из игрушечного лука, который сами мастерят, учатся набрасывать петлю на шею оленя. Девочки играют в чуме, их куклы особенные. Сделаны они из тряпочек, а вместо головы птичий клюв, также девочка учится рукоделию.

За порядком в чуме следит женщина, она готовит обед, шьет одежду и сумочки из оленьего меха.

В сумках хранятся обувь, одежда, кусочки ткани, сухие продукты. Ненецкие женщины говорят: «У нас женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь». К свадьбе девушка должна нашить много сумок, если красивая сумка, значит девушка – хорошая хозяйка и мастерица. В сумке для рукоделия имеется специальный карман для иголок и наперсница, украшенная узором. Сумку украшают также и металлическими предметами, своими позвякиванием они отгоняют злых духов.

Шьет женщина игольницу из сукна и украшает бисером, мехом. Игольница наделена волшебной силой. На ней тайгу перелетали, и моря переплывали.

Зимнюю одежду и обувь шьют из оленей шкуры, украшают изделие орнаментом. Орнамент – повторяющийся узор на изделие. Орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры режут и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент. Соединение различных деталей орнамента называется мозаикой.

Задание:

Соедини, орнамент (детям предлагается из элементов создать ненецкий орнамент). Если узор нашивается на одежду – это уже аппликация.

Задача:

ознакомление с техникой «мозаика».

Орнамент состоит из различных геометрических фигур: ромбов, квадратов, полос, но все они образуют определенный символ, который можно «прочесть». Обычно его название женщина брала из природы: «ушки зайца», «оленьи рога», «локоть лисицы», «бегущий соболь» и т. д. Орнамент похож на зверя, и поэтому поется в ненецкой песне о том, что по шубе ненецкой бежит зверь, олень.

Ненецкая женщина любит орнамент делать из бисера, нанизывает его на ниточку и получается великолепные бисерные полосы для украшения одежды и обуви. Существует легенда: «Давным – давно заморские купцы плыли по морю, долго плыли. Высадились на берег. Развели костер и, чтобы укрыть огонь от ветра, закрыли костер мешками соды. Долго сидели у костра, уснули. На утро, когда они проснулись, увидели стеклянные кусочки, которые образовались из соды, огня, ветра. Эти разноцветные стеклянные кусочки были завезены к ненцам и из них стали плести украшения».

Задание:

Прочитай, орнамент (детям предлагается назвать орнамент предложенных бисерных полос).

Задача:

научить детей определять своеобразие ненецкого орнамента.

Ненцы – это один из самых многочисленных к оренных народов российского Крайнего севера. Они расселены от Кольского полуострова до Таймыра вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Считается, что в первом тысячелетии н.э. часть самодийских племен – предки современных ненцев – были вытеснены с территории Саянского нагорья тюрками на север и приспособились к жизни в Арктике.

Настоящие ненцы – это и рыбаки, и охотники, и плотники, но их главное занятие – крупностадное оленеводство.


Олень для настоящего ненца – самое важное в жизни: это и еда, и одежда, и дом; из шкур пяти оленей шьётся зимняя мужская одежда, а для чума – традиционного каркасного жилища – нужно не менее тридцати оленьих шкур.



Олень также и средство передвижения: современные снегоходы могут сломаться в самый неподходящий момент и требуют топлива, поэтому чаще используется старое доброе средство передвижения – оленья упряжка.



Олень также служит своеобразной валютой: к примеру, цена одного снегохода – от 15 оленей, а калым за невесту – от сорока оленей.

Для традиционной ненецкой семьи, чтобы просто продержаться год, не приумножая поголовье, необходимо стадо минимум в пятьсот голов.



Девять месяцев в году на Крайнем севере – зима, температура может опускаться до минус 50 градусов по Цельсию, а летом, как правило, высокая влажность, зной, мошка и комары. Несмотря на короткое лето и практически полное отсутствие в питании сырых фруктов и овощей, ненцы никогда не болеют ни рахитом, ни цингой: все нужные витамины они получают, употребляя в пищу сырое оленье мясо и сырую рыбу.

Во время короткого лета олень питается лишайниками, хвощами, ивовыми и березовыми листочками, ягодами, осенью – ещё и грибами. Не побрезгует при случае олень леммингами и птичьими яйцами. Зимой олени добывают ягель из-под снега до метра высотой, раскапывая его копытами. И самки, и самцы северных оленей носят рога; сбрасывают их самцы в феврале-марте, а самочки – в апреле, после отела.



Кочевать, или каслать (по-ненецки) с оленьими стадами, перегонять оленей на новые пастбища, необходимо довольно часто. У оленеводов них нет выходных, им приходится охранять оленьи стада ночью от полярных волков и росомах в метели и лютые морозы.

Олени могут отбиться от стада во время пурги, а иногда осенью во время гона домашние самочки-важенки откликаются на зов диких самцов, и тогда оленеводам приходится подолгу их искать по двое-трое суток, и не всегда успешно.

Несмотря на сложности кочевой жизни в суровых условиях Крайнего севера, ненцы продолжают традиции предков, круглый год живут в сборных домах-чумах и не хотят менять такую жизнь на городскую. Они необыкновенно гостеприимные и очень дружные люди, так как другие в Арктике просто не выживают. Ненецкие оленеводы готовы к любым трудностям и испытаниям, потому что они живут с самого рождения в гармонии с природой.

Наше государство не очень помогает малым народам Севера. Когда-то Арктику покоряли из-за пушнины, и купцы поголовно спаивали доверчивых охотников. Теперь Север – это и кладезь полезных ископаемых, и рубеж нашей страны. Традиционные места выпаса оленей повсеместно сокращаются: их пересекают газо- и нефтепроводы, нефть отравляет реки и озера, кучи ржавого металлолома оставляют военные.

Но надо признать, что не было бы освоения Россией Арктики, если бы мы не переняли от коренных народов, в том числе и от ненцев, опыт выживания в этих суровых условиях, и мы обязаны об этом помнить. Если исчезнут пастбища – исчезнут олени, а значит, разрушится многовековой уклад и самобытная культура ненцев.


Они расселены на огромной территории тундры, лесотундры и северной тайги, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров.


Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек». Официально оно было введено в оборот в 1930 году. А до этого русские называли ненцев самоедами. Церковно-славянское слово самоядь означает «людоеды». Закреплению за ненцами этого названия способствовали жестокие обычаи, существовавшие у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в культовых целях. Ю. И. Кушелевский писал (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «в преданиях самоедов... еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».

По другой версии, в старинных русских приказных ведомостях самоеды назывались иногда сыроядцами, потому что издавна употребляли в пишу сырое мясо, из чего русские ошибочно заключили, будто они едят самих себя (Этнографический сборник. — СПб., 1854. — Вып. 4. — С. 40—44).

Впрочем, лингвисты настаивают, что имя этого народа произошло не от "само-едения", а от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари. Полагают, что в древности они жили восточнее, чем теперь, и были оттеснены на запад ненцами, которые якобы и унаследовали их имя.

Сибирские народы ("остяки и самоядь ездят на оленях и псах")

Новгородцы знали о «самояди», обитающей в «полуночных странах», уже в XI веке. Но активное проникновение русского населения на земли ненцев началось гораздо позднее — с конца XV века, в Московский период. В 1499 году в нижнем течении Печоры (рядом с нынешним Нарьян-Маром) был основан Пустозерск — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. По документам, сюда съезжалось для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев.

В следующем столетии были основаны новые русские поселения: Мезень, Усть-Цильма и Ижма.

Обложить ненцев данью (ясаком) оказалось нелегко. С целью предупредить открытые выступления и распространить ясак на тех ненцев, которые укрывались в тундрах от ясачных поборов,широко применялось аманатство (взятие заложников). Государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак». Взятие аманатов с тундровых и лесных ненцев практиковалось до середины XVIII в.

Ужесточение ясачного обложения привело к крупному восстанию ненцев, которые зимой 1662/1663 годов сожгли Пустозерск. Одновременно они начали переселение в Западную Сибирь, где вступили в многовековое противостояние с местным коренным населением — энцами.

Постепенно ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее сражение произошло зимой 1849/1850 годов на озере Туручедо, в низовьях Енисея. Судя по преданиям, энцам помогали нганасаны и тунгусы (эвенки). Каждая сторона приписывает победу себе. Ясно лишь, что после этой битвы установилась та граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею, которая сохраняется и по сей день.

Постоянная угроза нападения заставляла быть настороже. Очевидно, в это время у лесных ненцев сложился обычай, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерения, и ожидал, пока его не встретят.

Мезенские ненцы.1894 г. Фото Я.И. Лейцингера.

В 1929-1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа.

Культурный отдых, 1950-е годы.

Общая численность ненцев в течение последнего столетия возросла с 12 000 до 34.200 человек. Сегодня ненцы являются самым многочисленным из малых народов России с самым высоким уровнем знания своего языка (около 78 % ненцев называют ненецкий язык родным). Этот демографический прогресс стал возможен только под историческим покровительством русского народа. Однако в память ненецкого народа кто-то вбивает совсем другое.
Это — "Хебидя тэн" (в переводе с ненецкого "Священная память"), памятник ненцам, погибшим в борьбе с русскими. Установлен под русским городом Пустозерском в 1999 г. при попустительстве местных властей.

Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.

***
В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимизма — веры в духов. Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая особенно покровительствовала женщинам.
Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели своих особых духов-хозяев, требовавших жертвоприношений. Но при неисполнении просьб духов наказывали и оставляли без пищи.

Шаман

Оленеводство давало ненцам все — мясо и сало для питания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Поэтому олень, как считалось, приносит счастье и покровительствует семье.

В каждом хозяйстве были особые священные олени белой масти, на боках которых выстригали знак солнца или изображения духов, уши и рога украшали красными лентами. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали.

В начале XIX века архангелогородский архимандрит Вениамин крестил ненцев в материковой тундре Европейского Севера. Но влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Большая же часть ненцев - оленеводов Западной Сибири — сохранила языческие представления.

Жилищем ненцам служит конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагается открытый очаг, который теперь часто заменяется железной печкой.

Одежда ненцев — глухая малица с капюшоном — надевается на голое тело мехом внутрь. К кожаному поясу подвешивают нож в деревянных ножнах и мешочек, в котором хранятся трубка и огниво. Обувью служат меховые сапоги - пимы.

Основным средством передвижения ненцев испокон веков была нарта — оленья упряжка.

Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от двух до шести оленей. В отличие от эвенков, якутов, чукчей и коряков ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. Так что узнать ненца можно издалека.

Основу традиционного хозяйства ненцев составляет крупнотабунное оленеводство, существующее и сейчас. Большинство исследователей считают, что сформировалось оно в XVIII веке и только в следующем столетии оформилось в современный тип.
Первичные навыки оленеводства предки ненцев, очевидно, принесли с собой из района Саяно — Алтая. Многие ученые считают самодийцев Саяно — Алтая первыми оленеводами на земле: они впервые приручили дикого оленя. Некоторые полагают, что первые прирученные олени появились в результате загонной охоты, широко бытовавшей в Сибири.
Часть животных оставлялась в огороженном корале в качестве живого запаса мяса. И постепенно именно эти животные дали начало домашним оленям.
Согласно другой версии одомашнивалось сразу целое стадо. Группа охотников с семьями кочевала вслед за стадом диких оленей, по мере необходимости отстреливая нужное количество. Постепенно охотники стали рассматривать стадо как свою собственность, охранять его от хищников и улучшать породу. Олени, в свою очередь, привыкали к постоянному соседству людей. Еще один возможный вариант: от убитых оленей оставались оленята, их приводили в поселки и держали на привязи. Подросшие оленята, привыкшие к привязи, становились ручными. Интересно, что у восточных тувинцев-оленеводов до настоящего времени сохранился обычай приучать новорожденных оленят к привязи и к стреноживанию.
Древнее самодийское оленеводство на Саяно-Алтае, как и современное тувинское или эвенкийское, являлось вьючно-верховым. Разводимый олень - крупной породы, на нем возможна езда верхом. Северная порода оленей, в связи с суровыми климатическими условиями, более мелкая, на таком животном нельзя ездить верхом: позвоночник слишком слаб.Поэтому здесь практикуется только упряжное использование оленя. Хотя в некоторых местах у энцев и лесных ненцев изредка встречались в прошлом остатки вьючного, но не верхового использования оленя.
На историю происхождения ненецкой оленьей нарты у ученых нет единой точки зрения. Полагают, что она возникла или из собачьей нарты или развилась из лодки или волокуши. В любом случае нарта имеет местное, северное происхождение, а не принесена самодийцами из Южной Сибири. Очевидно, первоначально ненецкая оленная нарта была однополозной и напоминала лопарскую кережку: нарту, имеющую корпус в виде лодки и стоящую на одном широком полозе. Один из ненцев рассказывал: «Первое время наши люди санок не имели. Летом лодках ездили, зимой под них лиственничные пoлозья подбивали и так ездили». Это подтверждается рисунками из летописей. Возможно, такая нарта появилась в подражание собачьей нарте подобной конструкции.
У аборигенного досамодийского населения собаководство было развито довольно широко. Об этом говорят как данные археологии, так и многие письменные источники. Можно отметить, что содержание большого числа собак, необходимых для упряжек, возможно только в рамках развитой pыболовецкой или промыслово-морской культуры.
У них есть шанс заготовить большое количество корма для собак. В тундре пищевых ресурсов для них недостаточно. Появившись в тундре, самодийцы сначала занимались в большей степени охотой на диких оленей и в небольшом количестве содержали домашних; они, очевидно, рассматривались как запас пищи «на черный день». В транспортных целях оленя почти не использовали. В ненецком предании, записанном на Ямале, говорится о древнем жителе - ненце, который «…за оленями пешком ходил. С осени до весны ходил, и с весны до осени. На оленях никогда не ездил». Поскольку пришельцы-самодийцы были, видимо, слишком многочисленны для тундровых экологических условий, поголовье дикого оленя стало постепенно сокращаться. Соответственно для поддержания жизни людей увеличивалось стадо домашних оленей, их использовали в качестве упряжного животного. Это произошло, возможно, под влиянием бытовавшего у аборигенов упряжного собаководства. Некоторое время собачьи и оленьи упряжки сосуществовали друг с другом.
Ассимиляция аборигенов и дальнейшее сокращение поголовья дикого оленя привели к тому, что домашний олень стал универсальным транспортом и вытеснил собачью упряжку. Соответственно изменилась конструкция нарты, ставшей полезной. Первым шагом стало изготовление подпорок, поддерживающих корпус на цельном полозе.
Следующий шаг - раздвоение полоза и превращение подпорок в копылья. Такая нарта была не только устойчивее, но и легче кережки. Первые двух полозные нарты были прямо копыльными. Более развитый тип - косокопыльная нарта, копылья у гаклонены назад, - появился только в XVII вел косокопыльная нарта позволяла использовать в конструкции более тонкие детали, то есть была легко без ущерба для ее прочности. С утверждением крупно табунного оленеводства в XVIII веке косокопыльная нарта повсеместно вытеснила свою предшественницу.
К началу XIX века у ненцев закончилось формирование крупнотабунного оленеводства. Этот тип хозяйства оказался наиболее приемлемым для тундровых условий, что объясняет сохранение оленеводческого хозяйства вплоть до наших дней, хотя в советский период оно и было оформлено в виде совхозов. Сложившаяся система оленеводства с течением времени практически не изменилась, став традиционной. Олени круглый год содержались на подножном корме. Зимой они питались ягелем, а летом в основном зеленой травой и молодыми побегами кустарников. Подкормка их в кочевых хозяйствах в прошлом не производилась. Только иногда в чумах выращивали телят, брошенных важенками. За такими телятами - авками - обычно ухаживали дети.
Обязательным элементом содержания крупных стад стали сезонные перекочевки. Примерно в марте начинали движение к северу, нередко до берегов моря, где олени меньше страдали от гнуса; в августе шли обратно к югу ближе к границе тайги, где деревья сдерживали зимние ветры и снег был более рыхлым:оленям проще добывать себе корм.
В XVIII-XIX веках у оленеводов сложились определенные маршруты кочевания, которые не изменялись до последнего времени. Г. Тарасенков, исследовавший Ямал в 1935 году, выделил в составе ямальских ненцев четыре кочевые группы со своим маршрутом каждая. Первая группа лето проводит на Западном Ямале в низовьях реки Йоркуты. Осенью они движутся на юго-восток по водоразделу рек Щучья и Хадыта. Подходят к Оби ко времени становления льда и пересекают ее в районе Вануй-то и Кутопъюгана. Зимние пастбища находятся в среднем течении реки Ерудей (приток Надыма). В апреле начинают обратное движение. Отел проводится уже на Йоркуте. Вторая группа имеет летние пастбища в низовьях Юрибея и на побережье Байдарацкой губы.
Осенью направляется к рекам Яде и Яр-Сале. В районе Яр-Сале пересекает Обскую губу. Зимние пастбища находятся на левобережье Надыма за рекой Ерудей. Весной группа двигается в обратном направлении. Отел производится на Юрибее и в районе озера Ярро-то. Третья группа летом находится на побережье Карского моря и у озера Нейто. В сентябре начинает движение на юго-восток и переходит Обь по линии Мыс Каменный - Езелово. Зимние пастбища расположены в районе Езелово, на реках Табяга, Хусь-яга и Из-яга. К моменту отела весной возвращается к озеру Нейто. Четвертая группа - самая малочисленная - круглый год кочует на Ямале. Лето они проводят на севере полуострова, на побережье Карского моря и Обской губы, зимой кочуют по Ямальскому водоразделу.
Маршруты перекочевок учитывали наличие пастбищ, их величину, удобные места для стоянок и отела. В прошлом немаловажное значение имела и возможность оказаться в январе неподалеку от Обдорска, где на ярмарке-можно было купить необходимые вещи и продукты, а также заплатить правительству ясак.
Кочевать начинали обычно небольшими переходами - по 10- 15 км в день. Чем больше было стадо, тем быстрее оно вынуждено было двигаться, поскольку корма оленям в одном месте хватало ненадолго. Ямальские ненцы имели, пожалуй, самые протяженные маршруты кочевания - от 500 до 1000 км. Поскольку некоторые стоянки продолжались несколько дней, особенно долгими они были во время отела, общее время сезонной перекочевки составляло 2-3 месяца. В кочевании не участвовала незначительная часть населения, занятого охотой и рыболовством.
Кочевой караван - аргиш состоял из нарт, построенных в определенном порядке. Сначала нарта хозяина, затем нарта для священных предметов, женская нарта, несколько грузовых нарт с одеждой и прочим имуществом. На последних нартах везли жерди для чума и доски для покрытия пола. Впереди аргиша пастухи на легких ездовых нартах гнали стадо, направляя его в нужную сторону.

Для управления упряжками оленеводы использовали хорей - длинный шест, выточенный из березы, с круглой костяной насадкой на конце, предохраняющей круп оленей от повреждений. В упряжке, как правило, находился хотя бы один опытный, задававший тон бык. Он запрягался слева, и к его узде крепился повод. Равномерное натягивание повода заставляло передового поворачивать налево, а резкое подергивание - направо. В летнюю упряжку запрягали обычно 5 быков, а в зимнюю - 4 быков или яловых важенок.
Основным орудием труда был и остается тынзян - аркан для ловли оленей, сплетенный из тонких полосок кожи. Петля на аркане затягивается с помощью костяного блока, имеющего два отверстия.
В одном крепится конец тынзяна, а через другое свободно проходит петля. Использование костяного блока позволяет ей затягиваться быстро и легко.
Оленеводы, имевшие стада средней величины, пасли их сами. На лето несколько таких семей объединялись, чтобы общими усилиями следить за оленями в период, когда много гнуса. Богатые оленеводы, имеющие несколько тысяч оленей, нанимали в помощники своих более бедных родственников. Не совсем верно оценивать эту социальную форму как угнетение бедноты. Часто это было проявлением заботы об обедневших сородичах: они получали чум, одежду, пищу, избавляясь от угрозы голодной смерти. Крупных владельцев, впрочем, было немного.
Б. Житков в начале XX века отметил двух наиболее крупных оленеводов Ямала - Мыйчи Окотэтто - 4000 оленей и Ханзеру Худи - 6000 оленей. Бедные оленеводы, со стадом в несколько десятков голов, кочевое хозяйство не вели. Они отдавали своих оленей на выпас родственникам за небольшую плату.
Сами же занимались охотой и рыбной ловлей. С XIX века довольно большую роль стали играть пастушеские лайки. До этого собаки ненцами практически не применялись. Их появление связано, очевидно, с ростом оленьих стад, когда людям потребовались помощники. Большое стадо обычно пасли два оленевода и несколько собак. В обыденных, спокойных условиях олени держатся вместе, и пастухи только наблюдают за ними. Зимой пастухи время от времени объезжают стадо по кругу, определяя по следам, все ли оно в сборе. Ушедших оленей искали и возвращали.
Состав стада включал племенных быков (хора), кастрированных ездовых быков (хабт), важенок (яхадеи), новорожденных телят (сую), годовалых телят (няяуку), двухгодовалых оленей (намна) и яловых важенок (хабтарка). Последние, как и кастрированные быки, использовались в упряжках. Численно в стаде преобладали важенки. На Ямале ненцы держали 6-7 самцов-производителей на каждую сотню важенок, остальных самцов кастрировали. Операции подвергались молодые быки 3-5 лет. Кастрация производилась в конце августа - начале сентября, накануне гона у оленей, чтобы отобрать для получения потомства лучших быков и избежать поединков многочисленных самцов-производителей.
Другой важный период - время отела - приходился на весну. На это время самцов часто отделяли от важенок и прошлогодних телят. Для отела выбирались холмистые места на берегах рек или озер, защищенные от ветра, где южные склоны холмов уже освободились от снега. Отел проходил в апреле-мае, когда погода очень переменчива. Это требовало повышенного внимания со стороны оленеводов, так как неблагоприятные погодные условия могли при вести к значительным потерям. Летом основная проблема оленеводства - гнус. Поэтому в летнее время оленей держат вблизи морского побережья или горных кряжей, где ветер сдувает гнус.
Поздней осенью проходит период забоя оленей для получения мяса и шкур. В течение года оленей также забивают, но в небольшом количестве - по мере потребностей хозяйства оленеводов. После осеннего забоя стадо сокращалось примерно на 25%.
Забивались главным образом старые и больные ездовые олени, бесплодные важенки, часть подросших телят. Такой массовый забой, разумеется, проводился только в крупных стадах, при наличии возможностей сбыта или сохранения продукции. Бедные оленеводы старались своих оленей не забивать, заботясь об увеличении поголовья. Кроме того, там, где была возможность добыть диких оленей, домашних также старались сохранять.
Отбор оленей для упряжек и для забоя проводился с помощью временного загона из нарт, которые составлялись полукругом. Загон ненцы называли ва’. Оленей гнали к нартам, а затем позади них от двух крайних нарт протягивали веревку, ее держали женщины и старики. Мужчины отыскивали в загоне нужных оленей и выводили их на привязи. Таким образом, отбор оленей значительно облегчался.
Олень давал людям практически все необходимое для жизни: мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и рога для украшений, различных инструментов и деталей. Свежая оленья кровь помогала избежать цинги, опасной болезни на Севере.

Несмотря на высокий уровень развития оленеводства, ненцы сохраняли и другие виды хозяйственной деятельности - охоту и рыбную ловлю. Причем у ямальских ненцев они играли несколько большую роль, чем у остальных. Так, Г. Тарасенков сообщал, что ненцы Ямала добывают половину всей пушнины по округу. Кроме того, Е. Копытова, по официальным данным 1940 года, насчитывает среди ямальских ненцев 759 охотников, активно сдающих продукты охотничьего промысла. При общей численности ямальских ненцев в 4582 человека, приводимой автором, это составляет подавляющее большинство взрослого мужского населения. Разумеется, большинство охотников сочетали это занятие с оленеводством, занимаясь охотой в периоды, когда олени не требуют постоянного внимания.
На первом месте у ямальских охотников стоял в прошлом промысел дикого оленя. Способы его добычи были разнообразными. Применялся, например, ныне забытый коллективный способ охоты «загоном». Стадо диких оленей загоняли в коридор из махавок, сделанных из гусиных крыльев, привязанных к шестам. До начала XX века проводилась в период гона охота с оленем-манщиком. Домашний олень с укрепленной на рогах ременной петлей подпускался к стаду диких оленей, навстречу ему выходил самец и вступал в поединок с пришельцем, защищая свои права на важенок. Во время боя ременная петля запутывалась в рогах дикого оленя, и он оказывался привязанным к домашнему. Тогда охотник мог приблизиться на удобное расстояние и стрелять. Известна была охота с помощью луков-самострелов, установленных на оленьих тропах.
Очень эффективна была охота на переправах, так называемая поколка. Дикие олени в ходе миграций пересекали реки в одних и тех же местах. Здесь их подстерегали охотники. Когда олени входили в воду, охотники выплывали на лодках и кололи оленей копьями, точнее - хореями со специально надетыми железными наконечниками. Ниже по течению другая группа людей вылавливала убитых оленей и обрабатывала туши. Такая охота давала запас мяса и шкур на долгое время.
Среди пушных зверей наиболее частой добычей на Ямале был песец. Его ловили с помощью деревянных ловушек - пасти и кулёмы. Позже стали преобладать железные капканы, купленные у русских купцов. На ровной открытой местности практиковалось также преследование или коллективный загон песцов на оленьих упряжках. Такими же способами, но гораздо реже, добывали лисиц. Зимой в лесных районах ненцы охотились на белку, горностая и росомаху. Благодаря торговым связям с Россией в тундре появились ружья, которые вытеснили луки и копья.
Значимой для ненцев всегда была охота на птиц. Наиболее важным был весенний промысел линных уток и гусей. Птицы в этот период не могут летать, и часть охотников выгоняют их на открытое пространство, а другие бьют дичь палками либо ловят руками. Таким способом заготавливают много гусей и уток, часть добычи запасают впрок.
На Ямале с древней, досамодийской, эпохи сохранилась также охота на морского зверя в прибрежных районах. Добывали нерпу, морского зайца, белуху, тюленя и моржа. Для охоты применяли белый маскировочный щиток, установленный на лыжи, за ним прятался охотник, подползая к животному.
Кроме того, ямальские ненцы применяли оригинальный способ охоты: охотники шли на промысел вдвоем, пока один отвлекал внимание зверя, другой, прикрываясь маскировочным щитком, приближался на расстояние выстрела. На побережье, хотя и не часто, практиковали индивидуальную охоту на белого медведя из-за его ценной шкуры и сала.
Летом важную роль в хозяйстве ненцев играла и играет рыбная ловля. Традиционными орудиями лова служили неводы и ставные сети. Неводы снабжались поплавками из дерева или бересты и грузилами в виде камней или кусков оленьего рога. Ставные сети применялись в небольших реках. Известно было ненцам перегораживание речек плетеными из прутьев запорами. В отверстие, оставленное в запоре, устанавливалась морда (гимга). Применялся этот способ ненцами, ведущими оседлый образ жизни, кочевники такой возможности не имели.
К древним формам хозяйства можно отнести собирательство. Заготавливали главным образом ягоды - морошку, голубику, бруснику, а также дикий лук, утиные и гусиные яйца. Грибы в прошлом не ели, считая их оленьей едой. В большом количестве собирали пахучие травы для приготовления чая.
Даже после появления покупного травы часто добавлялись к заварке. В условиях дефицита витаминов собирательство играло большую роль в формировании рациона питания.
Современная материальная культура ямальских ненцев формировалась в суровых условиях Севера и максимально им соответствовала. Основным средством передвижения являлась ненецкая оленья упряжка, наиболее развитое и удобное транспортное средство тундровых оленеводов. В некоторых прибрежных районах до недавнего времени сохранялись собачьи упряжки. Ими пользовались безоленные охотники и рыболовы. Лыжи у ненцев известны двух типов: лыжи-голицы и лыжи-подволоки, подбитые оленьим камусом. Они крепились на ноге с помощью двух ремней, охватывающих носок и пятку, и использовались в основном во время охоты в лесных районах и редко - для пастьбы оленей. Ходили на лыжах без палок. Летом передвигались не только на оленьих упряжках, но и по воде - на лодках. Наиболее древним типом является лодка, выдолбленная из целого ствола дерева. Она была довольно легкой и управлялась с помощью двухлопастного весла. Другой тип, более поздний, - лодка, шитая из досок.
Она двигалась при помощи гребных весел. К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум - незаменимое жилище тундровых кочевников. Жерди для каркаса чума заготавливаются в лесных районах, а покрышки представляют собой большие полотнища, сшитые из нескольких шкур оленя. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочевок с короткими остановками. Причем делают это женщины. Они, как правило, являются и собственницами чумов, получая их в приданое от своих родителей. Особенности ненецкого чума подробно описаны В. Чернецовым и Л. Хомич.

Loading...Loading...