Социальная реабилитация: понятие и сущность. Принципы осуществления социальной реабилитации (этапность, дифференцированность, комплексность, последовательность и непрерывность, доступность, добровольность). Виды реабилитации: медицинская, профессионально-трудовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-правовая и др.
Объекты социальной реабилитации: молодые инвалиды, дезадаптированные дети, беженцы, алкоголики, наркоманы, лица, испытавшие насилие и т.д. Многообразие технологий социаль ной реабилитации в зависимости от объекта воздействия.
Социальная реабилитация: методы и формы (индивидуальная, групповая). Сущность индивидуальных программ социальной реабилитации.
Медико-социальная экспертиза и ее функции в процессе реабилитации инвалидов.
Социальные службы и организации, использующие технологии социальной реабилитации в работе с молодежью.
Социальная реабилитация как технология социальной работы - это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.
Социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе. Кроме этого, обращая внимание на аспект социальной реабилитации инвалидов, необходимо в процесс социальной реабилитации внести систему действий по средовой ориентации и бытовой адаптации, что также связано с выполнением социальных ролей.
Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:
Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.
В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:
Социально-медицинская - это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
Социально-психологическая - это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
Социально-педагогическая - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
Профессиональная и трудовая - формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в
последствии его трудоустройство.
Социально-средовая - восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.
Системный характер социальной реабилитации во многом обусловлен теми направлениями деятельности и задачами, которые заявлены и реализуются в соответствии с федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», а также следующими целевыми программами, входящими в ее состав:
· «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов»;
· «Научное обоснование и информатизация проблем инвалидности и инвалидов»;
· «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»;
· «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий»,
· «Дети-инвалиды» и ряд других.
Сегодня в нашей стране существуют сотни нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты социальной реабилитации, но единой научно обоснованной системы социальной реабилитации еще не создано.
Отдельные нормативно-правовые акты реализуются на разных уровнях:
· на федеральном уровне;
· на уровне субъектов Российской Федерации
· на уровне отдельных министерств
· на уровне отдельных ведомств;
· на уровне отдельных предприятий и организаций;
· на уровне различных обществ инвалидов.
Единого системного подхода в организации реабилитационных мероприятий пока не выработано. Для создания единой системы социальной реабилитации необходимо соблюдение ряда условий:
1) Создание системы сбора и анализа информации по проблемам тех категорий лиц, которые нуждаются в социальной реабилитации (инвалиды, бывшие заключенные, военнослужащие и др.). Невозможно говорить о системе социальной реабилитации, когда не налажена система информирования об истинных потребностях граждан, нуждающихся в тех или иных видах, формах и объемах реабилитационных мероприятий. К примеру, статистика по инвалидности может показать лишь возрастную и нозологическую структуру инвалидности, но даст ответа о характере и степени снижения уровня расстройств социальных функций и возможности самообеспечения. Инвалиды часто отказываются от проведения реабилитационных мероприятий, потому что не хотят, чтобы это повлекло за собой изменения или снятия группы инвалидности, что чревато для них денежными убытками и потерей социальных льгот.
2) Развитие качественной реабилитационной индустрии. Речь идет о создании и совершенствовании необходимых технических средств и устройств, облегчающих жизнедеятельность лиц, нуждающихся в социальной реабилитации. Предоставляемые инвалидам технические средства не удовлетворяют их потребности в силу низкого качества, скудного ассортимента или высокой цены. Налоговое законодательство не предоставляет существенных льгот предприятиям, специализирующимся на производстве изделий для инвалидов. Это влечет за собой снижение качества выпускаемых реабилитационных изделий, несмотря на высокие потребности в них у инвалидов.
3) Организация служб социальной реабилитации. Это должно быть одним из наиболее приоритетных условий создания системы социальной реабилитации, предполагающих создание реабилитационных центров и отделений в различных системах и ведомствах (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физкультуры и спорта) и бюро медико-социальной экспертизы.
4) Признание приоритетности профессиональной составляющей социальной реабилитации. Именно получение базового или нового образования, переобучение являются ключевыми факторами ресоциализации личности, дающими возможность приобрести новые профессиональные навыки, трудоустроиться, получить материальную независимость и стать полноправным членом социума. Для этого требуется соблюдение следующего условия.
5) Создание безбарьерной среды, что предполагает интеграцию лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, в социум и может быть конкретно реализовано в выработке новых подходов в градостроительстве, адаптации городской среды и транспорта к потребностям лиц, имеющим физические ограничения к передвижению, обеспечении доступности информации и информационных средств.
6) Решение вопросов кадрового обеспечения. На сегодняшний день в России не так уж и много специалистов, владеющих методами социальной реабилитации. Подготовка соответствующих кадров не является удовлетворительной: отсутствует подготовка трудотерапевтов или оккупациональных терапевтов. Поэтому особое значение при создании единой системы социальной реабилитации имеет подготовка квалифицированных специалистов, имеющих профессиональную подготовку в различных направлениях социальной реабилитации, медицины, психологии, педагогики, социальной работе. Действующие специалисты сегодня преимущественно полагаются на собственный эмпирический опыт работы, поскольку теоретико-методологические вопросы социальной реабилитации все еще находятся на стадии разработки, нуждаются в основательных исследованиях и последующей систематизации.
7) Развитие межведомственного сотрудничества. Став инвалидом, человек для обеспечения своей жизнедеятельности вынужден обращаться в различные ведомства, имеющие собственное финансирование и занимающиеся обслуживанием определенной группы населения. Каждое ведомство зачастую разрабатывает и внедряет собственные реабилитационные технологии в соответствии со своим профилем. При этом межведомственное сотрудничество по вопросам социальной реабилитации практически отсутствует, что отрицательно сказывается на реализации социальных программ, приводит к их дублированию или, наоборот, односторонне направленной деятельности реабилитационных учреждений, подчиняющихся разным ведомствам. В результате одна проблема разбивается на ряд не связанных между собой задач, которые каждое ведомство старается изолированно решить собственными средствами, что в целом снижает эффективность реабилитационного процесса.
Таким образом, необходимость формирования в Российской Федерации единой федеральной системы комплексной социальной реабилитации очевидна. Подобную систему можно создать за счет формирования единого социально-реабилитационного пространства, в котором были бы учтены и созданы все вышеперечисленные условия.
Понятие «социальная реабилитация»
Замечание 1
Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление способностей индивида жить в социальной среде; мероприятия и программы, ориентированные на восстановление личного и профессионального статуса для наиболее полной интеграции в общество.
Социальная реабилитация – взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способностей индивида к жизнедеятельности в социальной среде, а, с другой стороны – изменение социальной среды, удерживающую реализацию потребностей человека.
Определение 1
Реабилитация - это многоуровневая, комплексная, динамическая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в статусе, правах, дееспособности, здоровье в социуме.
Социальная реабилитация обладает разными уровнями анализа и реализации практической деятельности:
- профессионально-трудовой;
- медико-социальный;
- социально-психологический;
- социально-правовой;
- социально-бытовой;
- социально-ролевой;
- социально-средовой;
- психолого-педагогический.
Технология социальной реабилитации
Как технология социальной работы социальная реабилитация по категориальному признаку представляет несколько-типов реабилитации:
- детей-инвалидов, инвалидов;
- военнослужащих и жертв военных конфликтов;
- людей пожилого возраста;
- лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.
Социальная реабилитация военнослужащих осуществляется по следующим направлениям: психологическая, социальная, медицинская. Главная цель реабилитации военнослужащих и жертв военных конфликтов – ресоциализация, восстановление прежнего социального статуса личности. Основные задачи данного типа социализации: соблюдение социальных гарантий участников военных конфликтов и военнослужащих, контроль над осуществлением социальных льгот, формирование позитивного мнения социума, правовая защита.
Проблема ресоциализации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, в условиях социально-политической трансформации стоит особенно остро. Бывшим заключенным гораздо сложнее найти работу в условиях роста безработицы, повышения требований к уровню квалификации работника, качеству рабочей силы. Социальная реабилитация такой категории граждан должна быть направлена, в первую очередь, на смягчение или снятие социальных стереотипов и барьеров, восстановление социально-правового статуса.
Практическая деятельность в рамках технологии социальной реабилитации обеспечивает реализацию определенных, адресных мероприятий согласно структурной индивидуальной программы реабилитации.
Технология социальной реабилитации осуществляется на трех уровнях:
- Индивидуальный уровень. Метод «кейсуорк» основан на решении проблемы для предоставления опоры и побуждения индивида справиться с жизненной ситуацией и разобраться в проблеме. Данный подход опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. Метод составляют следующие элементы: установление первичной коммуникации; анализ и изучение проблемной ситуации; определение целей и задач работы; трансформация взаимоотношений личности с самим собой, с социальным окружением; оценка результатов совместной работы, прогресса. Метод индивидуальной работы эффективен в определении перспектив, преодолении стрессов, в адаптации к реальности, в самопринятии и самопознании, в приобретении коммуникативных умений.
- Групповой уровень. Основная цель метода групповой работы – предоставление помощи индивиду через передачу группового опыта для формирования социального опыта, развития духовных и физических сил. Для реализации этой цели организуется групповая деятельность, активизируется социальная активность членов группы; расширяется сфера самосознания и индивидуального опыта через интенсивное общение, включение группы в творческую, продуктивную деятельность. Выделяют различные группы, формирующиеся в зависимости от поставленных целей и задач: группы восстановления, группы самопомощи, образовательные группы, терапевтические группы, ориентированные на разрешение экзистенциальных и психосоматических проблем.
- Социальная работа на уровне общины. Деятельность, основанная на взаимодействии социального работника или социальных служб с представителями различных общественных организаций на общегосударственном, региональном или местном уровне. Коммъюнити (община) – сложная культурно-историческая, социально-экономическая система групповой общности людей, выполняющая по отношению к свои членам, ряд функций: взаимоподдержки, социализации, социального контроля, производства и распределения социальных благ и т.д. Главная цель деятельности – активизация развития и улучшение жизнедеятельности общности. Принципы реализации метода социальной работы на уровне общины: доступность сервиса, межведомственный подход, активное сотрудничество граждан и сервиса помощи, развитие и поддержка новых инициатив, подвижность, децентрализация контроля за бюджетом.
Индивидуальная программа социальной реабилитации
В индивидуальной программе социальной реабилитации отображены социально-средовая, медицинская, профессионально-трудовая составляющие.
Замечание 2
Индивидуальная программа реабилитации – комплекс специальных мер по реабилитации личности, включающие конкретные способы, формы, применяемые средства, сроки проведения мероприятий, направленные на компенсацию и восстановление функций организма, интеграцию личности в общество.
Социально-средовая реабилитация предполагает обучение навыкам адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
Основные мероприятия по социальной реабилитации лиц пожилого возраста включают научно-обоснованные практики предоставления социальной помощи данной группе граждан.
Социокультурный смысл проблем геронтологической группы характеризуется низким социально-экономическим статусом пожилого человека, отсутствием необходимых помогающих ресурсов, проблемами одиночества.
Социальная реабилитация пожилых людей связана с восстановлением их социальной активности, включением в жизнь социума.
Программа реабилитации лиц пожилого возраста должна включать: лекарственное обеспечение, медико-социальные мероприятия, материальную помощь, досуговы, образовательные, творческие методы, увеличивающие спектр приложения их активности.
Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением личности (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).
Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.
Цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Люди с нарушенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.
устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Сущность реабилитации - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Цель общества - максимально полно обеспечить для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями социальное функционирование и развитие. Люди социального личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые стороны своей личности, нуждаясь иногда в помощи специалистов по реабилитации или социальной работе. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчит его интеграцию в общество.
Основные принципы социальной реабилитации:
как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;
непрерывность и поэтапность их проведения;
системность и комплексность;
индивидуальный подход:
доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае происходит резкое снижение их эффективности.
Последовательность в проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.
Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.
Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.
Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Уровни социально-реабилитационной деятельности: медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:
социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитации инвалидов:
1 Медицинская реабилитация - представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицинская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к. для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.
2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятель-
ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.
Основные методы психологической реабилитации: психологическая консультация; психологический тренинг;
психокоррекция и психотерапия;
психодиагностика;
Психодиагностика - определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.
Психологическая консультация - это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию личности.
Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рациональная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.
Психокоррекция - это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, профессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социальных условиях.
Психологический тренинг - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или "ослабленных" в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятствует самореализации личности.
Виды тренингов: аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.
Схема психологической реабилитации:
1) оценка психологического реабилитационного потенциала;
2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитационных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость использования технических средств...);
3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;
4) определение средств и методов реабилитации;
5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;
6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.
3
Педагогическая реабилитация
включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего
характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе
нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде-
ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного
образования.
Цель этой деятельности - выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.
В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
4
Социально-средовая реабилитация
-
это комплекс мер, направленных на создание опти
мальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального стату
са и утраченных общественных связей.
Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, простых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:
1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;
2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.
Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим самостоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной личности или другим людям. Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или порядок действий и способ их совершения. Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной помощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.
За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством ограничений. Входы в общественные дома и жилые здания должны быть снабжены пандусами, а лифты - иметь достаточное пространство. Особые требования предъявляться к оборудованию среды для слабовидящих и слепых: перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, дорожными знаками, указывающими на частичную возможность появления лиц, лишенных зрения.
5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства. Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть организованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.
6 Профессионально-трудовая реабилитация - это система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации. Профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.
Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.
Профориентация и проф. обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики их в процессе взросления (для детей - инвалидов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.
Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.
Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка;
недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях труда; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.
7 Образовательная реабилитация инвалидов - сложный комплекс, который включает в себя процесс получения процесс получения инвалидами необходимого общего образования, при необходимости различных уровней и видов специального или дошкольного образования. Блокада доступа к современному и качественному образованию для лиц с ОВ практически перекрывает для них потенциал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высшего социального статуса. Поэтому образовательная реабилитация является путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций.
8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.
Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.
8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.
9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инвалида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического
стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков. Службы социальной защиты населения должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры коммуникации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.
Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов . К ним следует отнести:
· этапность;
· дифференцированность;
· комплексность;
· преемственность;
· последовательность;
· непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий;
· доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).
В социально-реабилитационной деятельности выделяются уровни :
медико-социальный;
§ профессионально-трудовой;
§ социально-психологический;
§ социально-ролевой;
§ социально-бытовой;
§ социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует отнести социальную реабилитацию:
· инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
· пожилых людей;
· военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах;
· лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.
Одним из приоритетов современной социальной политики является социальная защита инвалидов.
Реабилитация инвалидов
Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая.
Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. К ним относятся восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, которая осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Социально-средовая реабилитация инвалидов – это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.
Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Медико-социальными экспертными комиссиями и реабилитационными центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.
Имеются специфические особенности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Она содержит реабилитационные мероприятия, предоставляемые бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, а также такие, в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица и организации.
Реабилитация детей-инвалидов
Реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.
Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что накладывает своеобразный отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Примерное положение об этих центрах было утверждено Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью деятельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и их адаптирование к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Реабилитация пожилых людей
Большое значение для жизни пожилых людей приобретает медико-социальная реабилитация. В силу естественного старения организма с возрастом чаще проявляются хронические заболевания. Растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабилитации пожилых людей профессионально решаются в широкопрофильных реабилитационных центрах и в специализированных геронтологических центрах.
В геронтологических центрах обычно используются медикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых людей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды терапии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотерапия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельного, наблюдательного, свободного), диспансерное наблюдение, стационарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.
Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Организация реабилитационного процесса в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвижного, активного образа жизни человека. Средствами реабилитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и др.
Реабилитация детей из неблагополучных семей
Усиление социального неблагополучия в обществе стимулируют асоциальное поведение в детской среде. Социальная дезадаптация характеризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценностных ориентации, но и нарушением важнейших видов деятельности ребенка. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсикомания и др.
Методы содержания этих детей не могут быть такими же, как для подростков, больных алкоголизмом и наркоманией, или малолетних преступников. Все они нуждаются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустима временная изоляция и строгий режим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.
Реабилитация военнослужащих
В специальной реабилитации нуждаются военнослужащие – ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализуется по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений.
Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, действие которого выполняет определенную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отношении родных, близких и даже случайных людей. Или же в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.
В определенных реабилитационных мерах, в психологической помощи нуждаются родители, члены семей участников боевых действий. Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры, клубы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.
Реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы
Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть в них. Другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издержками.
Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.