Социальная реабилитация определение. Реабилитация социальная. Формы и направления социальной реабилитации

Социальная реабилитация: понятие и сущность. Принципы осуществления социальной реабилитации (этапность, дифференцированность, комплексность, последовательность и непрерывность, доступность, добровольность). Виды реабилитации: медицинская, профессионально-трудовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-правовая и др.

Объекты социальной реабилитации: молодые инвалиды, дезадаптированные дети, беженцы, алкоголики, наркоманы, лица, испытавшие насилие и т.д. Многообразие технологий социаль ной реабилитации в зависимости от объекта воздействия.

Социальная реабилитация: методы и формы (индивидуальная, групповая). Сущность индивидуальных программ социальной реабилитации.

Медико-социальная экспертиза и ее функции в процессе реабилитации инвалидов.

Социальные службы и организации, использующие технологии социальной реабилитации в работе с молодежью.

Социальная реабилитация как технология социальной работы - это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.

Социально реабилитировать человека означает выполнить систему действий по восстановлению или обретению им определенных прав, привилегий и обязанностей, систему действий по научению исполнения различных социальных ролей в соответствии с его рангом или позициями в группе. Кроме этого, обращая внимание на аспект социальной реабилитации инвалидов, необходимо в процесс социальной реабилитации внести систему действий по средовой ориентации и бытовой адаптации, что также связано с выполнением социальных ролей.

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

    Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

    Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

    Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

    Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

    Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

    Социально-медицинская - это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.

    Социально-психологическая - это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

    Социально-педагогическая - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.

    Профессиональная и трудовая - формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в

последствии его трудоустройство.

    Социально-средовая - восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

Системный характер социальной реабилитации во многом обусловлен теми направлениями деятельности и задачами, которые заявлены и реализуются в соответствии с федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», а также следующими целевыми программами, входящими в ее состав:

· «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов»;

· «Научное обоснование и информатизация проблем инвалидности и инвалидов»;

· «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»;

· «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий»,

· «Дети-инвалиды» и ряд других.

Сегодня в нашей стране существуют сотни нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты социальной реабилитации, но единой научно обоснованной системы социальной реабилитации еще не создано.

Отдельные нормативно-правовые акты реализуются на разных уровнях:

· на федеральном уровне;

· на уровне субъектов Российской Федерации

· на уровне отдельных министерств

· на уровне отдельных ведомств;

· на уровне отдельных предприятий и организаций;

· на уровне различных обществ инвалидов.

Единого системного подхода в организации реабилитационных мероприятий пока не выработано. Для создания единой системы социальной реабилитации необходимо соблюдение ряда условий:

1) Создание системы сбора и анализа информации по проблемам тех категорий лиц, которые нуждаются в социальной реабилитации (инвалиды, бывшие заключенные, военнослужащие и др.). Невозможно говорить о системе социальной реабилитации, когда не налажена система информирования об истинных потребностях граждан, нуждающихся в тех или иных видах, формах и объемах реабилитационных мероприятий. К примеру, статистика по инвалидности может показать лишь возрастную и нозологическую структуру инвалидности, но даст ответа о характере и степени снижения уровня расстройств социальных функций и возможности самообеспечения. Инвалиды часто отказываются от проведения реабилитационных мероприятий, потому что не хотят, чтобы это повлекло за собой изменения или снятия группы инвалидности, что чревато для них денежными убытками и потерей социальных льгот.

2) Развитие качественной реабилитационной индустрии. Речь идет о создании и совершенствовании необходимых технических средств и устройств, облегчающих жизнедеятельность лиц, нуждающихся в социальной реабилитации. Предоставляемые инвалидам технические средства не удовлетворяют их потребности в силу низкого качества, скудного ассортимента или высокой цены. Налоговое законодательство не предоставляет существенных льгот предприятиям, специализирующимся на производстве изделий для инвалидов. Это влечет за собой снижение качества выпускаемых реабилитационных изделий, несмотря на высокие потребности в них у инвалидов.


3) Организация служб социальной реабилитации. Это должно быть одним из наиболее приоритетных условий создания системы социальной реабилитации, предполагающих создание реабилитационных центров и отделений в различных системах и ведомствах (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физкультуры и спорта) и бюро медико-социальной экспертизы.

4) Признание приоритетности профессиональной составляющей социальной реабилитации. Именно получение базового или нового образования, переобучение являются ключевыми факторами ресоциализации личности, дающими возможность приобрести новые профессиональные навыки, трудоустроиться, получить материальную независимость и стать полноправным членом социума. Для этого требуется соблюдение следующего условия.

5) Создание безбарьерной среды, что предполагает интеграцию лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, в социум и может быть конкретно реализовано в выработке новых подходов в градостроительстве, адаптации городской среды и транспорта к потребностям лиц, имеющим физические ограничения к передвижению, обеспечении доступности информации и информационных средств.

6) Решение вопросов кадрового обеспечения. На сегодняшний день в России не так уж и много специалистов, владеющих методами социальной реабилитации. Подготовка соответствующих кадров не является удовлетворительной: отсутствует подготовка трудотерапевтов или оккупациональных терапевтов. Поэтому особое значение при создании единой системы социальной реабилитации имеет подготовка квалифицированных специалистов, имеющих профессиональную подготовку в различных направлениях социальной реабилитации, медицины, психологии, педагогики, социальной работе. Действующие специалисты сегодня преимущественно полагаются на собственный эмпирический опыт работы, поскольку теоретико-методологические вопросы социальной реабилитации все еще находятся на стадии разработки, нуждаются в основательных исследованиях и последующей систематизации.

7) Развитие межведомственного сотрудничества. Став инвалидом, человек для обеспечения своей жизнедеятельности вынужден обращаться в различные ведомства, имеющие собственное финансирование и занимающиеся обслуживанием определенной группы населения. Каждое ведомство зачастую разрабатывает и внедряет собственные реабилитационные технологии в соответствии со своим профилем. При этом межведомственное сотрудничество по вопросам социальной реабилитации практически отсутствует, что отрицательно сказывается на реализации социальных программ, приводит к их дублированию или, наоборот, односторонне направленной деятельности реабилитационных учреждений, подчиняющихся разным ведомствам. В результате одна проблема разбивается на ряд не связанных между собой задач, которые каждое ведомство старается изолированно решить собственными средствами, что в целом снижает эффективность реабилитационного процесса.

Таким образом, необходимость формирования в Российской Федерации единой федеральной системы комплексной социальной реабилитации очевидна. Подобную систему можно создать за счет формирования единого социально-реабилитационного пространства, в котором были бы учтены и созданы все вышеперечисленные условия.

Понятие «социальная реабилитация»

Замечание 1

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление способностей индивида жить в социальной среде; мероприятия и программы, ориентированные на восстановление личного и профессионального статуса для наиболее полной интеграции в общество.

Социальная реабилитация – взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способностей индивида к жизнедеятельности в социальной среде, а, с другой стороны – изменение социальной среды, удерживающую реализацию потребностей человека.

Определение 1

Реабилитация - это многоуровневая, комплексная, динамическая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в статусе, правах, дееспособности, здоровье в социуме.

Социальная реабилитация обладает разными уровнями анализа и реализации практической деятельности:

  • профессионально-трудовой;
  • медико-социальный;
  • социально-психологический;
  • социально-правовой;
  • социально-бытовой;
  • социально-ролевой;
  • социально-средовой;
  • психолого-педагогический.

Технология социальной реабилитации

Как технология социальной работы социальная реабилитация по категориальному признаку представляет несколько-типов реабилитации:

  • детей-инвалидов, инвалидов;
  • военнослужащих и жертв военных конфликтов;
  • людей пожилого возраста;
  • лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Социальная реабилитация военнослужащих осуществляется по следующим направлениям: психологическая, социальная, медицинская. Главная цель реабилитации военнослужащих и жертв военных конфликтов – ресоциализация, восстановление прежнего социального статуса личности. Основные задачи данного типа социализации: соблюдение социальных гарантий участников военных конфликтов и военнослужащих, контроль над осуществлением социальных льгот, формирование позитивного мнения социума, правовая защита.

Проблема ресоциализации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, в условиях социально-политической трансформации стоит особенно остро. Бывшим заключенным гораздо сложнее найти работу в условиях роста безработицы, повышения требований к уровню квалификации работника, качеству рабочей силы. Социальная реабилитация такой категории граждан должна быть направлена, в первую очередь, на смягчение или снятие социальных стереотипов и барьеров, восстановление социально-правового статуса.

Практическая деятельность в рамках технологии социальной реабилитации обеспечивает реализацию определенных, адресных мероприятий согласно структурной индивидуальной программы реабилитации.

Технология социальной реабилитации осуществляется на трех уровнях:

  1. Индивидуальный уровень. Метод «кейсуорк» основан на решении проблемы для предоставления опоры и побуждения индивида справиться с жизненной ситуацией и разобраться в проблеме. Данный подход опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. Метод составляют следующие элементы: установление первичной коммуникации; анализ и изучение проблемной ситуации; определение целей и задач работы; трансформация взаимоотношений личности с самим собой, с социальным окружением; оценка результатов совместной работы, прогресса. Метод индивидуальной работы эффективен в определении перспектив, преодолении стрессов, в адаптации к реальности, в самопринятии и самопознании, в приобретении коммуникативных умений.
  2. Групповой уровень. Основная цель метода групповой работы – предоставление помощи индивиду через передачу группового опыта для формирования социального опыта, развития духовных и физических сил. Для реализации этой цели организуется групповая деятельность, активизируется социальная активность членов группы; расширяется сфера самосознания и индивидуального опыта через интенсивное общение, включение группы в творческую, продуктивную деятельность. Выделяют различные группы, формирующиеся в зависимости от поставленных целей и задач: группы восстановления, группы самопомощи, образовательные группы, терапевтические группы, ориентированные на разрешение экзистенциальных и психосоматических проблем.
  3. Социальная работа на уровне общины. Деятельность, основанная на взаимодействии социального работника или социальных служб с представителями различных общественных организаций на общегосударственном, региональном или местном уровне. Коммъюнити (община) – сложная культурно-историческая, социально-экономическая система групповой общности людей, выполняющая по отношению к свои членам, ряд функций: взаимоподдержки, социализации, социального контроля, производства и распределения социальных благ и т.д. Главная цель деятельности – активизация развития и улучшение жизнедеятельности общности. Принципы реализации метода социальной работы на уровне общины: доступность сервиса, межведомственный подход, активное сотрудничество граждан и сервиса помощи, развитие и поддержка новых инициатив, подвижность, децентрализация контроля за бюджетом.

Индивидуальная программа социальной реабилитации

В индивидуальной программе социальной реабилитации отображены социально-средовая, медицинская, профессионально-трудовая составляющие.

Замечание 2

Индивидуальная программа реабилитации – комплекс специальных мер по реабилитации личности, включающие конкретные способы, формы, применяемые средства, сроки проведения мероприятий, направленные на компенсацию и восстановление функций организма, интеграцию личности в общество.

Социально-средовая реабилитация предполагает обучение навыкам адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Основные мероприятия по социальной реабилитации лиц пожилого возраста включают научно-обоснованные практики предоставления социальной помощи данной группе граждан.

Социокультурный смысл проблем геронтологической группы характеризуется низким социально-экономическим статусом пожилого человека, отсутствием необходимых помогающих ресурсов, проблемами одиночества.

Социальная реабилитация пожилых людей связана с восстановлением их социальной активности, включением в жизнь социума.

Программа реабилитации лиц пожилого возраста должна включать: лекарственное обеспечение, медико-социальные мероприятия, материальную помощь, досуговы, образовательные, творческие методы, увеличивающие спектр приложения их активности.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по­жилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением лично­сти (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Цель социальной реабилитации - восстановление социального статуса личности, обеспече­ние социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иж­дивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприя­тий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъ­екта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Люди с нару­шенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.

устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Сущность реабилитации - не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Цель общества - максимально полно обеспечить для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями со­циальное функционирование и развитие. Люди социального личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые сторо­ны своей личности, нуждаясь иногда в помощи специалистов по реабилитации или социальной ра­боте. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окру­жающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчит его интеграцию в общество.

Основные принципы социальной реабилитации:

как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;

непрерывность и поэтапность их проведения;

системность и комплексность;

индивидуальный подход:


доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае про­исходит резкое снижение их эффективности.

Последовательность в проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболе­вания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реаби­литации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.

Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его эта­пах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональ­ных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.

Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий воз­никновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Уровни социально-реабилитационной деятельности: медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:

социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитации инвалидов:

1 Медицинская реабилитация - представляет собой комплекс мер, направленных на восста­новление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных ор­ганов, приостановление прогрессирования заболеваний. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирова­ние и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицин­ская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к. для предотвращения негатив­ной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.

2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительно­стью, изживание социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятель-


ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптиро­ваться в окружающей среде и в обществе в целом.

Основные методы психологической реабилитации: психологическая консультация; психологический тренинг;

психокоррекция и психотерапия;

психодиагностика;

Психодиагностика - определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.

Психологическая консультация - это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разре­шать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию лич­ности.

Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических рас­стройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рацио­нальная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.

Психокоррекция - это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, про­фессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социаль­ных условиях.

Психологический тренинг - это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или "ослаб­ленных" в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятст­вует самореализации личности.

Виды тренингов: аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.

Схема психологической реабилитации:

1) оценка психологического реабилитационного потенциала;

2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитацион­ных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость исполь­зования технических средств...);

3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;

4) определение средств и методов реабилитации;

5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;

6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.


3 Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего
характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе­
нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде-
ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного
образования.

Цель этой деятельности - выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.

В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ори­ентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и уме­ниям.

4 Социально-средовая реабилитация - это комплекс мер, направленных на создание опти­
мальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального стату­
са и утраченных общественных связей.

Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, про­стых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:

1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;

2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.

Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим само­стоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной лично­сти или другим людям. Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или по­рядок действий и способ их совершения. Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной по­мощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.

За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством огра­ничений. Входы в общественные дома и жилые здания должны быть снабжены пандусами, а лифты - иметь достаточное пространство. Особые требования предъявляться к оборудованию среды для слабовидящих и слепых: перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, до­рожными знаками, указывающими на частичную возможность появления лиц, лишенных зрения.

5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производст­венной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства. Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть ор­ганизованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.

6 Профессионально-трудовая реабилитация - это система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации. Профессиональному обучению и трудовому уст­ройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.


Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по преж­ней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.

Профориентация и проф. обучение инвалидов строится на основе углубленной профессио­нальной диагностики их в процессе взросления (для детей - инвалидов) или после завершения меди­цинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.

Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формиро­вание профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.

Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная са­мооценка;

недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях тру­да; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

7 Образовательная реабилитация инвалидов - сложный комплекс, который включает в себя процесс получения процесс получения инвалидами необходимого общего образования, при необхо­димости различных уровней и видов специального или дошкольного образования. Блокада доступа к современному и качественному образованию для лиц с ОВ практически перекрывает для них потен­циал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высшего социального статуса. Поэтому образовательная реабилитация является путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций.

8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельно­сти, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении соци­ально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого мате­риального вознаграждения.

Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приоб­щая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реа­билитацию инвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инва­лида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потреб­ность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического


стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков. Службы социальной защиты насе­ления должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры комму­никации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направ­ленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Осуществление социальной реабилитации в значитель­ной мере зависит от соблюдения ее основных принципов . К ним следует отнести:

· этапность;

· дифференцированность;

· комплексность;

· преемственность;

· последовательность;

· не­прерывность в проведении реабилитационных мероприя­тий;

· доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, бежен­цев и др.).

В социально-реабилитационной деятельности выделяются уровни :

медико-социальный;

§ профессионально-трудовой;

§ социально-психологический;

§ социально-ролевой;

§ социаль­но-бытовой;

§ социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающих­ся. В зависимости от этого определяются и важнейшие на­правления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует отнести социальную реабилитацию:

· инвалидов и детей с ограниченными возмож­ностями;

· пожилых людей;

· военнослужащих, участвовав­ших в войнах и военных конфликтах;

· лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.

Одним из приоритетов современной социальной поли­тики является социальная защита инвалидов.

Реабилитация инвалидов

Основными видами реабилитации инвалидов являют­ся: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая.

Медицинская реа­билитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нару­шенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. К ним относятся восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской по­мощи, которая осуще­ствляется бесплатно или на льготных условиях в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и зако­нодательством ее субъектов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов – это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных обще­ственных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным обору­дованием и оснащением, которое позволяет им быть отно­сительно независимыми в бытовом плане.

Под профессионально-трудовой реабилитацией инвали­дов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, професси­ональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Медико-социальными экспертными комиссиями и реа­билитационными центрами осуществляется профессиональ­ная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на пред­приятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.

Имеются специфические особен­ности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как ра­бота в составе специализированных полевых бригад, ин­дивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мел­кой продукции.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реаби­литационных мероприятий. Она содержит реабилитационные мероприя­тия, предоставляемые бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвали­дов, а также такие, в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица и организации.

Реабилитация детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни. В индивидуальных ком­плексных программах реабилитации детей-инвалидов дол­жны быть отражены не только основные аспекты реабили­тации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.

Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что наклады­вает своеобразный отпечаток на уровень социализации де­тей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Примерное положение об этих центрах было утверждено Министер­ством социальной защиты населения Российской Федера­ции в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью дея­тельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или ум­ственном развитии, квалифицированной медико-социаль­ной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и их адаптирование к жизни в обществе, семье, к обуче­нию и труду.


Реабилитация пожилых людей

Большое значение для жизни пожилых людей приобре­тает медико-социальная реа­билитация. В силу естественного старения организма с воз­растом чаще проявляются хронические заболевания. Растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицин­ском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабили­тации пожилых людей профессионально решаются в ши­рокопрофильных реабилитационных центрах и в специа­лизированных геронтологических центрах.

В геронтологических центрах обычно используются ме­дикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых лю­дей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды тера­пии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотера­пия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельного, наблюда­тельного, свободного), диспансерное наблюдение, стацио­нарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Органи­зация реабилитационного процесса в стационарных учреж­дениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвиж­ного, активного образа жизни человека. Средствами реа­билитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсоб­ные хозяйства и др.

Реабилитация детей из неблагополучных семей

Усиление социального не­благополучия в обществе стимулируют асоциальное пове­дение в детской среде. Социальная дезадаптация харак­теризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценност­ных ориентации, но и нарушением важнейших видов дея­тельности ребенка. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсико­мания и др.

Методы содержания этих детей не могут быть таки­ми же, как для подростков, больных алкоголизмом и нар­команией, или малолетних преступников. Все они нуж­даются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустима временная изоляция и строгий ре­жим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.

Реабилитация военнослужащих

В специальной реабилитации нуждаются военнослужа­щие – ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализует­ся по трем основным направлениям: социальная, психо­логическая и медицинская. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного обществен­ного мнения и вовлечение военнослужащих в систему со­циальных отношений.

Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки яв­ляется достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, действие которого выполняет опре­деленную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отноше­нии родных, близких и даже случайных людей. Или же в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.

В определенных реабили­тационных мерах, в психологической помощи нуждаются родители, члены семей участников боевых действий. Средством реабили­тации таких семей могут быть специальные центры, клу­бы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.

Реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свобо­ды

Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального поло­жения лиц, отбывших наказание в местах лишения свобо­ды. Бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть в них. Другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализи­рованных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издерж­ками.

Социальная реабилитация, будучи одной из общих тех­нологий социальной работы, направлена на восстановле­ние не только здоровья, трудоспособности, но и социаль­ного статуса личности, его правового положения, мораль­но-психологического равновесия. В зависимости от специфики объекта реабилитации опреде­ляются методики реабилитационного воздействия, до­полняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

Loading...Loading...