Нужна международная лицензия. Лицензия на международные грузоперевозки. Требования к лицензиату для получения лицензии на пассажирские перевозки

Пассажирские перевозки – это перевозки людей автобусом или легковым автомобилем.

Подобной деятельностью могут заниматься только лица (физические и юридические), которые имеют лицензию на данный вид транспорта.

Лицензирование – это одна из главных мер по повышению безопасности коммерческих пассажирских перевозок.

Кто должен иметь лицензию

Все юридические и физические лица, управляющие транспортными средствами (автобусы) категории M2 и M3 (имеют помимо места водителя еще 8 мест для сиденья), масса которых не превышает 5 тонн.

При оформлении лицензии нужно обязательно указать вид работы (услуги): коммерческие перевозки или для собственных нужд. Если указан только один пункт, то лицензиат не имеет права заниматься вторым видом деятельности.

Сроки получения лицензии

Документы рассматриваются в течение 45 рабочих дней .

Госпошлина

Госпошлина оплачивается единожды, а не за каждый автобус.

Какие документы необходимы

  1. Заявление на получение лицензии , которое должно быть заполнено по определенной форме. Обязательно указывается тип перевозок.
  2. Копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения
  3. Медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами.
  4. Документы на ТС: свидетельство о регистрации (ПТС не нужно ); документы подтверждающие владение транспортом.

Нотариальное подтверждение не обязательно , но все копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом с указанием даты, подписи и расшифровки подписи.

Срок действия лицензии

Лицензия предоставляется бессрочно, но может быть аннулирована по ряду причин:

  1. Прекращение деятельности самостоятельно
  2. Закрытие ИП
  3. Решение суда.

Административная ответственность и штрафы

Перевозка пассажиров без лицензии регламентирует Статья 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» и Статья 19.10. КоАП РФ «Осуществление деятельности, , без специального разрешения (лицензии)».

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц – 50 000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – 100 000 рублей;
  • на юридических лиц – 400 000 рублей.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли , без лицензии влечет предупреждение или наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на ЮЛ — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Комментарий к статье 2 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

Удостоверение допуска российского перевозчика

Согласно пункту 2 комментируемой статьи, к международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии удостоверений допуска российского перевозчика. Под ним понимается документ, .
Правительство РФ устанавливает особый порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок (это также оговорено в пункте 2 комментируемой статьи). Что касается лицензий, которые выдавались ранее на осуществление перевозок в международном сообщении органами российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ, то теперь они не требуются для международных автомобильных перевозок. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (последняя редакция Закона - от 06.12.2007 N 334-ФЗ), лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Несмотря на то что пункт 2 статьи 1 названного нормативно-правового акта не распространяет действие этого Закона на такой вид деятельности, как осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, статья 17 этого же Закона в пункте 1 определяет перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, среди которых лицензированию подлежат в том числе перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (подпункт 62). Таким образом, лицензия требуется только для осуществления международных автомобильных перевозок конкретно указанным видом транспорта. Это же правило установлено в пункте 3 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730.

Разрешения и другие документы, требуемые для осуществления международных автомобильных перевозок

Разрешения и другие документы, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения), должны:
- находиться у водителей транспортных средств;
- предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.
Это правило установлено в пункте 3 комментируемой статьи. Порядок выдачи российских иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством Российской Федерации в Положении о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730.
В соответствии с названным Положением, допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок производят Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальные органы (орган транспортного контроля и надзора). Решение о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам принимается соответствующим органом транспортного контроля и надзора в течение 30 дней с даты получения заявления по форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации, и оформляется приказом. О принятом решении орган транспортного контроля и надзора уведомляет российского перевозчика в письменной форме в 3-дневный срок с даты его принятия. В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки. (Формы бланков удостоверения и карточки допуска утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации. Указанные бланки являются документами строгой отчетности и изготавливаются по технологии, обеспечивающей их защиту от подделки.)
Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год). Удостоверение выдается:
на 1 год - российским перевозчикам, впервые подавшим заявление, не имеющим опыта осуществления международных автомобильных перевозок или имеющим такой опыт продолжительностью менее 1 года. Срок действия удостоверения, выданного на 1 год, не продлевается;
на 5 лет (если в заявлении не указан меньший срок) - российским перевозчикам, которые на протяжении последних 4 лет, предшествовавших подаче заявления, осуществляли международные автомобильные перевозки как минимум не менее 1 года. Срок действия удостоверения, выданного на 5 лет, может быть продлен по заявлению его владельца не более 2-х раз. Продление срока действия удостоверения осуществляется выдавшим его органом транспортного контроля и надзора в течение 30 дней с даты получения соответствующего заявления российского перевозчика.
В выдаче или в продлении срока действия удостоверения может быть отказано в случае:
наличия в документах, представленных российским перевозчиком, недостоверной или искаженной информации;
несоответствия российского перевозчика условиям допуска к международным автомобильным перевозкам;
аннулирования удостоверения, с момента которого прошло менее 1 года.
Решение об отказе в выдаче или в продлении срока действия удостоверения доводится до российского перевозчика в письменной форме в 3-дневный срок после его принятия с указанием причин отказа.
При увеличении парка транспортных средств владелец удостоверения может получить в органе транспортного контроля и надзора карточку допуска на каждое вновь приобретенное транспортное средство с предъявлением документа на право владения указанным транспортным средством, а также документов, подтверждающих его соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки.
Рассмотрение заявления о допуске к международным автомобильным перевозкам, выдача, продление и переоформление удостоверения и карточек допуска осуществляются безвозмездно.
Орган транспортного контроля и надзора ведет реестр удостоверений и карточек допуска. В реестр включаются следующие данные:
сведения о владельце удостоверения;
сведения об органе транспортного контроля и надзора, выдавшем удостоверение и карточки допуска;
дата выдачи и номера удостоверения и карточек допуска;
вид перевозок (грузовая или пассажирская);
основания и даты продления, приостановления, возобновления действия и аннулирования удостоверения;
сведения о переоформлении удостоверения.
Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются заинтересованным органам, организациям и физическим лицам по их заявлению.
Условия допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам регламентированы в пункте 3 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. К ним относятся следующие факторы:
наличие лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, выданной в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок (ответственных специалистов), квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
устойчивое финансовое положение российского перевозчика, а именно:
- наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тысяч рублей при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки;
- наличие в собственности не менее 170 тысяч рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство;
обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Особое внимание среди условий допуска российских перевозчиков к осуществлению перевозок в международном автомобильном сообщении привлекает пункт об устойчивом финансовом положении этих перевозчиков. Не совсем ясно, входит ли в указанные 300 тысяч рублей имущества перевозчика стоимость самого транспортного средства; полагаем, все же не входит, а названные суммы являются своего рода обеспечительными гарантиями того, что в случае наступления материальной (имущественной) ответственности перевозчика она будет реализована в полном объеме.
Относительно требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств нужно отметить, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Однако, в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
- транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
- транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
- транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.
Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке приниматься решения об участии Российской Федерации в международных системах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Условия, на которых в рамках указанных международных систем осуществляется страхование ответственности владельцев транспортных средств, временно используемых на территории Российской Федерации, не должны ухудшать положение потерпевших в Российской Федерации по сравнению с условиями обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Некоторые транспортные компании и индивидуальные перевозчики, осуществляющие перевозку грузов в международном автомобильном сообщении, пользуются также возможностью транспортного страхования грузов. Это необязательная процедура, однако, не застраховав груз, в случае утраты или повреждения последнего перевозчик будет нести имущественную ответственность самостоятельно. Правила транспортного страхования грузов, в соответствии с которыми страховые компании заключают договоры страхования грузов с физическими и юридическими лицами, различны, как и виды страхования. В большинстве случаев страховщики предлагают следующие варианты страхования грузов:
1) договор страхования с ответственностью за все риски. По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
- убытки от утраты, гибели или повреждения всего или части груза, произошедшие по любой причине, в том числе в результате кражи, грабежа, разбойного нападения, умышленного и неумышленного повреждения груза третьими лицами, пропажи груза вместе с перевозочным средством, огня, взрыва, дорожно-транспортных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий, за исключением случаев, представляющих собой ситуации необходимой обороны, крайней необходимости, военных действий, умышленных действий или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей, подтвержденных компетентными органами, некоторых других случаев;

- необходимые и целесообразные расходы, произведенные для спасания груза или уменьшения убытка и установления его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования;
2) договор страхования с ограниченной ответственностью. По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, удара молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные предметы, дорожно-транспортных происшествий, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасания груза или тушения пожара;
- убытки от пропажи груза вместе с перевозочным средством;
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и заправке перевозочного средства топливом;
- убытки, расходы и взносы по общей аварии;

3) договор страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
- убытки от полной гибели всего или части груза вследствие огня, удара молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные предметы, дорожно-транспортных происшествий, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасания груза или тушения пожара, несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и заправке перевозочного средства топливом;
- убытки от повреждения груза вследствие крушения или столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва или пожара на перевозочном средстве;
- убытки, расходы и взносы по общей аварии;
- необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования;
4) договор страхования груза с ответственностью за риски хранения. По договору, заключенному на этих условиях, возмещаются убытки от гибели, утраты или повреждения всего или части груза, возникшие вследствие (за исключением случаев, представляющих собой ситуации необходимой обороны, крайней необходимости, военные действия, умышленные действия или грубую небрежность страхователя, выгодоприобретателя или их представителей, подтвержденных компетентными органами, некоторых других случаев):
- противоправных действий третьих лиц (кража со взломом, грабеж, разбой, умышленное повреждение груза посредством поджога, подрыва, повреждения коммуникационных сетей склада и т.п.);
- пожара;
- взрыва;
- просадки грунта;
- подмочки или затопления грунтовыми водами, а также в результате аварии водопроводной, отопительной или канализационной системы;
- стихийных бедствий.
Страхователь может, по согласованию со страховщиком, выбрать отдельные виды страховых рисков хранения груза. Хранение груза считается застрахованным только на том складе и в тех местах, которые указаны в договоре страхования.

Квалификационные требования к перевозчику и документы для получения допуска

Квалификационные требования к ответственным специалистам утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной таможенной службой. В случае если ответственный специалист прекратил выполнение своих функций, владелец удостоверения имеет право продолжить осуществление международных автомобильных перевозок при условии, что в течение 30 дней в орган транспортного контроля и надзора будут направлены документы на другого ответственного специалиста, который имеет необходимую квалификацию и на которого возлагается ответственность за выполнение этих функций.
Для того чтобы получить допуск к международным автомобильным перевозкам, российский перевозчик должен представить в орган транспортного контроля и надзора по месту регистрации следующие документы:
заявление о выдаче допуска с указанием:
- для юридического лица - наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета; для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
- вида перевозки (грузовая или пассажирская);
- срока, на который испрашивается удостоверение;
копии учредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
справку о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
копию лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек;
документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств, а также документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
копию документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста;
балансовый отчет (формы N 1 и N 2 по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности) за последний отчетный период (указанные отчеты не требуются для вновь образованных юридических лиц);
копию генеральной или разовой лицензии на осуществление подлежащих лицензированию экспортных или импортных операций в отношении своих товаров, если они будут перевозиться за собственный счет на транспортных средствах, принадлежащих заявителю;
документ, подтверждающий опыт работы по осуществлению международных автомобильных перевозок, - для российских перевозчиков, подавших заявление о допуске к международным автомобильным перевозкам сроком на 5 лет;
копию полиса страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.
В обязанности владельца удостоверения входят следующие:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, требования международных договоров Российской Федерации и настоящего Положения;
- обеспечивать наличие у водителя транспортного средства карточки допуска при осуществлении международных автомобильных перевозок;
- в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или местонахождения либо изменения имени или местожительства индивидуального предпринимателя не позднее 15 дней подать заявление о переоформлении удостоверения и карточек допуска с приложением документов, подтверждающих указанные изменения (до переоформления указанных документов международные автомобильные перевозки могут осуществляться на основании ранее выданных документов, на которых органом транспортного контроля и надзора проставляется отметка о принятии заявления об их переоформлении);
- в случае приостановления действия удостоверения или его аннулирования возвратить удостоверение и карточки допуска в орган транспортного контроля и надзора (пункт 16 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730).
Удостоверение и карточки допуска теряют юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме этого, удостоверение допуска может быть аннулировано вследствие нарушений требований, предъявляемых к перевозчикам, осуществляющим перевозку в международном автомобильном сообщении, как комментируемым Федеральным законом, так и иными нормативно-правовыми актами.
Так, к примеру, Приказом Управления государственного автодорожного надзора по Читинской области от 20.09.2006 N 1463д об аннулировании удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов от 31.08.2004 МКГ 75000391 общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания" было обязано устранить допущенные нарушения, выявленные в ходе проверки (акт от 18.09.2006); этим же Приказом удостоверение допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, выданное ООО "Транспортная компания", было аннулировано. ООО "Транспортная компания" по данному факту обращалось в Читинский арбитражный суд, далее в апелляционную инстанцию, но Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в качестве кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу, от 8 мая 2007 г. по делу N А78-7503/06-С2-17/395-04АП-217/07-Ф02-2588/07 Приказ Управления государственного автодорожного надзора по Читинской области был признан правомерным.

Предрейсовый медицинский осмотр

К осуществлению международных автомобильных перевозок водители транспортных средств допускаются после предрейсового медицинского осмотра. Это одно из важных условий допуска к перевозкам: водитель, соответствующий необходимым медицинским критериям, не подвергает жизнь пассажиров опасности, а груз и багаж - риску быть утраченными или поврежденными.
Не так давно в сфере законодательного регулирования медицинской деятельности, включающей проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, были произведены некоторые изменения. Так, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" изменился порядок лицензирования предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. До принятия указанного выше Постановления лицензирование предрейсовых медицинских осмотров осуществлялось в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499. Согласно пункту 3 этого Положения медицинская деятельность включала выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях. Таким образом, Положением устанавливался исчерпывающий перечень работ и услуг, связанных с медицинской деятельностью.
В свою очередь, Министерство здравоохранения Российской Федерации Приказом от 26 июля 2002 г. N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности" утвердило Номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в которую включило деятельность, не предусмотренную Положением, а именно раздел 06 "Прочие работы и услуги" (пункт 06.024 "Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств"), чем расширило перечень работ и услуг, связанных с медицинской деятельностью, и вышло за пределы компетенции Минздрава России, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 17, ст. 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень работ и услуг по медицинской деятельности устанавливается положением о лицензировании данного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а не Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, отнесение предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств к лицензируемому виду деятельности противоречило Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ.
С принятием Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" к Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности отнесены в том числе медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).
Таким образом, при организации работы предприятия, осуществляющего международные автомобильные перевозки, необходимо учитывать, что проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств могут осуществлять только физические и юридические лица, получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Специальные разрешения

Согласно п. 1 Приказа Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации", выдача иностранным и российским перевозчикам, осуществляющим перевозки в международном автомобильном сообщении по территории РФ, обеспечивается Департаментом автомобильного транспорта.
В отношении выдачи специальных разрешений на перевозку тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов установлены дополнительные требования (ст. ст. 3 и 4 комментируемого Закона).
В частности, в соответствии с пп. "г" п. 3 Инструкции "О порядке взаимодействия служб международных автомобильных перевозок, органов государственного таможенного контроля и подразделений пограничного контроля Пограничных войск Российской Федерации при пропуске автотранспортных средств иностранных владельцев в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации", утвержденной Министерством транспорта РФ, Государственным таможенным комитетом РФ (ныне - Федеральная таможенная служба РФ), Федеральной пограничной службой РФ 1 августа 1994 г. NN 2-ц, 01-20/8718, 21/7/28784, правом выдачи иностранным перевозчикам специальных разрешений наделены службы международных автомобильных перевозок, на которые возложена обязанность оформления и выдачи в установленном порядке специальных разрешений иностранным автомобильным перевозчикам на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Порядок выдачи разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств установлен Регламентом выдачи разовых специальных разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств, следующих в международном сообщении, с использованием упрощенной процедуры оформления разовых специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов в международном сообщении, утвержденным распоряжением Минтранса России от 19 декабря 2002 г. N ОС-1117-р.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 комментируемого Закона, на перевозчика тяжеловесного груза могут возлагаться обязанности выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам.
Выдача иностранным перевозчикам специальных разрешений на перевозку опасных грузов регулируется Приказом Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории РФ".
Также, в соответствии со статьей 4 комментируемого Закона, на перевозчика опасного груза могут возлагаться обязанности выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам.
В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи, специальные разрешения, выдаваемые РФ иностранным перевозчикам, осуществляющим международные автомобильные перевозки с территории РФ (на территорию РФ) на территорию третьего государства (с территории третьего государства), должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.
Транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, в случае обнаружения в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушения этим перевозчиком международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области транспорта может быть допущено должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для дальнейшего движения по территории Российской Федерации только после устранения такого нарушения. В случае неоднократных нарушений иностранным перевозчиком порядка осуществления международных автомобильных перевозок на территории Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере транспорта направляет в Министерство транспорта Российской Федерации в порядке, им установленном, предложение о принятии к нарушителю мер, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (пункты 13 и 15 Положения "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272).

Иные документы

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что разрешения и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов. Перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержден Министерством транспорта РФ 27 октября 1998 года.
В январе 2008 года Совет министров Европейского союза вынес на рассмотрение законопроект об упрощении бюрократических преград для грузовых перевозчиков. После утверждения этого законопроекта грузовые перевозчики смогут пересекать границы стран - участниц Евросоюза, не имея с собой такой сопроводительной документации, как:
- коммерческие договоры;
- тарифы;
- информация о ценах;
- информация о состоянии транспорта.
По словам представителя Совета министров: "Эти требования - отголосок того времени, когда передвижения транспорта внутри ЕС жестко контролировались. С либерализацией транспортной ситуации в ЕС, большая часть требуемой сопроводительной документации больше не нужна". Согласно законопроекту, водителям грузовиков более не понадобится иметь с собой также документацию, в которой содержится информация по маршруту следования, остановкам и дистанции. По словам комиссара Евросоюза по транспорту: "Это хороший пример того, как надо сокращать административные препятствия без ущерба для безопасности на дорогах, экологии и добросовестной конкуренции".
Помимо Перечня документов, установленного Минтрансом 27 октября 1998 года, существуют некоторые иные документы, в ряде случаев необходимые для осуществления международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Так, к примеру, в ряде европейских стран, объединенных Шенгенскими соглашениями, с одной стороны, возможен безвизовый проезд между ними, однако, с другой стороны, для въезда в эти государства необходим особый документ - шенгенская виза. Кроме того, чтобы въехать на территорию страны Шенгенского соглашения, необходимо пройти довольно строгий контроль, зачастую более тщательный, чем при въезде в "обычные". Круг государств Шенгенского договора год от года ширится. К примеру, в 2007 году к нему присоединилась Польша. Португалия, которая сейчас председательствует в Евросоюзе, официально подтвердила, что все польские службы, включая специальную информационную систему, прошли техническое испытание и готовы к полноценной работе по шенгенским визам. Уже с 1 января 2008 года для въезда в Польшу необходима такая виза. После вступления в Шенген Польша должна отменить пограничный контроль на западной границе и вместе с тем значительно усилить его на восточном направлении, в частности с Украиной.
С 14 января нынешнего года усложнился порядок получения въездной визы в Великобританию. Теперь для получения британской визы требуются отпечатки пальцев. С 14 января - на три месяца ранее установленного срока - Великобритания ввела обязательное снятие отпечатков пальцев у иностранцев, получающих въездную визу в страну. Отныне каждый желающий получить въездную визу в Великобританию обязан одновременно с подачей соответствующих документов пройти процедуру снятия отпечатков пальцев путем сканирования. Как сообщил представитель Министерства внутренних дел Соединенного Королевства, норма распространяется на граждан 133 стран.

Лицензирование представляет собой еще один способ проникновения компании на зарубежные рынки. Лицензирование (licensing) - это процедура, в соответствии с которой компания-лицензиар предоставляет право на использование своей интеллектуальной собственности (технологии, методов ведения бизнеса, патентов, авторских прав, брендов и торговых марок) другой компании, компании-лицензиату, за определенное вознаграждение. Схематически этот процесс представлен на рис. 12.3. Решение об использовании лицензирования в качестве способа проникновения может быть принято под влиянием политических факторов. Компаниям не рекомендуется использовать лицензирование для выхода на рынки тех стран, где не обеспечивается защита прав интеллектуальной собственности, поскольку у них могут возникнуть проблемы с рассмотрением конфликтов по лицензионным соглашениям в судебных органах этих стран. С другой стороны, использование лицензирования целесообразно в случаях, когда в странах, куда планирует проникнуть компания, введены высокие тарифные и нетарифные ограничения, затрудняющие ввоз товаров в эти страны, или когда в этих странах существуют ограничения на ПЗИ или на репатриацию прибылей.
Лицензирование широко используется для проникновения компаний на зарубежные рынки, поскольку этот способ не требует больших прямых издержек. Компания уже понесла издержки на формирование интеллектуальной собственности, передаваемой по лицензии; следовательно, доходы, полученные на основании лицензионного соглашения, в большинстве случаев можно заносить в итоговую строку счета прибылей и убытков компании. Кроме того, лицензирование позволяет компании воспользоваться преимуществом размещения производства
Рис. 12.3. Процесс лицензирования

Лицензиат
Использует интеллектуальную собственность для создания продуктов, предназначенных для продажи на местном рынке
Выплачивает роялти лицензиару

Основные вопросы Определение содержания лицензионного соглашения Установление размеров лицензионных платежей Определение прав, льгот и ограничений, которые должны быть зафиксированы в лицензионном соглашении Определение срока действия лицензионного договора

в зарубежных странах, не принимая на себя право собственности на зарубежные предприятия и не неся никаких управленческих и инвестиционных обязательств за рубежом.
Лицензирование является важным элементом стратегий многих международных компаний. Рассмотрим компанию Nintendo Company. Эта компания выпускает игровые приставки и картриджи для электронных игр. Помимо этого компания продает многим фирмам во всем мире лицензии на разработку и (в некоторых случаях) на производство игровых картриджей, которые предназначены для использования в игровых приставках компании. Как предусмотрено условиями лицензионных соглашений, компания Nintendo предоставляет разработчикам электронных игр технические спецификации своих игровых приставок. Фирмы, с которыми сотрудничает Nintendo, разрабатывают новые игры, а затем платят компании лицензионное вознаграждение за право на производство игровых картриджей. Посредством лицензирования компания Nintendo не только генерирует новые доходы; она также стимулирует разработку новых видеоигр, которые, в свою очередь, повышают спрос на игровые приставки «Nintendo». Аналогичные соглашения заключаются между многими компаниями, которые занимаются разработкой видеоигр и программного обеспечения.24
Еще одна компания, которая придерживается стратегии лицензирования, - это Cantab Pharmaceuticals PLC, основанная ученым Кембриджского университета компания, занимающаяся биотехнологиями. Cantab специализируется на иммуногенетике - отрасли медицины, которая, использует генно-инженерную вакцину для восстановления и укрепления иммунной системы человека в борьбе с такими болезнями, как герпес, остроконечная кондилома и рак шейки матки. В компании, которая пошла по пути сосредоточения больших усилий на создании иммуногенных лекарственных препаратов, ощущается нехватка ресурсов для быстрого и эффективного производства и распределения самых современных препаратов, созданных специалистами самой компании. Именно по этой причине эта молодая британская компания предпочитает передавать права на использование своей технологии крупнейшим фармацевтическим компаниям, таким как GlaxoSmithKline и Pfizer.25
Основные вопросы международного лицензирования
Практически каждое соглашение о международном лицензировании является уникальным, что обусловлено различиями между корпоративными стратегиями, уровнями конкуренции, характеристиками товаров и интересами лицензиара и лицензиата. Как правило, условия лицензионного соглашения подробно излагаются в договоре, имеющим юридическую силу, в котором отражены следующие вопросы: 1) определение содержания лицензионного соглашения; 2) установление размера лицензионных платежей; 3) определение прав, привилегий и ограничений; 4) определение срока действия лицензионного договора.
Определение сферы действия соглашения. Лицензиар и лицензиат должны определить, какие права и привилегии подлежат, а какие не подлежат фиксированию в лицензионном соглашении. Например, компания Heineken имеет эксклюзивное право на производство и продажу напитка «Pepsi-Cola» в Нидерландах.

Компания PepsiCo должна также либо предоставить в распоряжение Heineken формулу изготовления напитка, либо поставлять в адрес компании концентрированный сироп колы. После этого компания Heineken может смешать этот сироп с газированной водой, разлить полученный напиток в подходящие бутылки и заниматься дальнейшим распределением продукта и его продажей в Нидерландах. Компания PepsiCo не имеет права заключать лицензионные соглашения о продаже напитка «Pepsi-Cola» с конкурирующими компаниями в Нидерландах; с другой стороны, компания Heineken не имеет права выпускать другие продукты компании PepsiCo (такие как картофельные чипсы «Lay"s») без заключения отдельного соглашения. Кроме того, Heineken не имеет права изменять формулу изготовления напитка PepsiCo, продавать продукты компании на рынке как свои собственные или вывозить их за пределы Нидерландов.
Установление размера лицензионных платежей. Определение размера лицензионных платежей - еще один вопрос, решение которого предусматривается условиями лицензионного соглашения. Очевидно, что лицензиар желает получить как можно большее вознаграждение за предоставление лицензии на использование своей интеллектуальной собственности. С другой стороны, получатель лицензии рассчитывает на то, что он сможет платить за нее как можно меньше. В то же время каждая из сторон заинтересована в том, чтобы соглашение приносило прибыль другой стороне, что стимулировало бы готовность обеих сторон должным образом выполнять свои договорные обязательства. Лицензиат должен убедиться в том, что он сможет обеспечить рентабельность своей деятельности после выплаты лицензионного взноса. Лицензиар предпримет попытку установить такую ставку, которая позволила бы ему компенсировать затраты на ведение переговоров и приведение лицензионного соглашения в действие, а также покрыть по меньшей мере часть своих затрат, связанных с фиксированными инвестициями в интеллектуальную собственность, которая является предметом лицензирования. Безусловно, с точки зрения лицензиара лицензионный взнос, после вычета переменных издержек, должен покрывать также упущенную выгоду, т. е. прибыль, которую лицензиар мог бы получить в случае использования другого способа проникновения на зарубежный рынок.
Лицензионные платежи, выплачиваемые в соответствии с условиями лицензионного соглашения, называются роялти (royalty). Как правило, роялти выплачивается лицензиару в виде твердого комиссионного вознаграждения, фиксированной суммы в расчете на единицу проданного товара или (что наиболее распространено) в виде процентов от продаж лицензионных товаров или услуг. Размер роялти в большинстве случаев зависит от существующих рыночных факторов; тем не менее в большинстве случаев ставка роялти назначается на уровне от 3 до 5% объема продаж, и эта ставка уже на протяжении длительного времени считается обоснованной и приемлемой. Некоторые лицензионные соглашения предусматривают также выплату роялти в минимальном размере, что призвано гарантировать максимальное использование лицензиатом преимуществ рыночной ценности предмета лицензии, а не просто владение правами на объект интеллектуальной собственности, позволяющее лицензиату ограничивать возможности своих конкурентов получить аналогичные права.

Определение прав, привилегий и ограничений. В лицензионном соглашении
должны быть также предусмотрены условия, оговаривающие права и привилегии, предоставляемые лицензиату, а также ограничения, налагаемые на его действия лицензиаром. Например, если лицензиат в процессе производства лицензионного продукта начинает использовать материал более низкого качества, чтобы увеличить размеры прибыли, репутации продукта лицензиара может быть нанесен серьезный ущерб. В случае, если лицензионным соглашением предусмотрена передача технологии, производственных процессов или методов производства, у лицензиата может появиться искушение продать эту информацию другой компании, что также нанесет ущерб лицензиару. Кроме того, лицензиат может просто занизить данные об объеме продаж, стремясь сократить размер лицензионных платежей.
Для того чтобы предотвратить возможность таких действий получателя лицензии, в соглашении, как правило, предусматривается ограничение свободы его действий в плане передачи третьим лицам информации, полученной от лицензиара. В договоре также указывается тип и форма отчетности об объемах продаж лицензионных товаров или услуг, которую должен вести лицензиат, и определяются стандарты качества, которых должен придерживаться лицензиат. Для того чтобы избежать дорогостоящего судебного разбирательства, в лицензионном соглашении должны быть также предусмотрены способы разрешения конфликтов, возникающих между сторонами соглашения. Например, во многих лицензионных соглашениях предусмотрено требование о разрешении споров через независимого посредника.
Определение срока действия лицензионного договора. Лицензиар может рассматривать лицензионное соглашение в качестве элемента краткосрочной стратегии, задача которой состоит в сборе информации о зарубежном рынке при низких затратах и минимальном риске. Если товары или услуги компании продаются хорошо, лицензиар может отдать предпочтение самостоятельному проникновению на данный рынок после окончания срока действия лицензионного соглашения. Таким образом, лицензиар может стремиться к заключению краткосрочного лицензионного договора. С другой стороны, если срок действия договора слишком короткий, лицензиат вряд ли согласится вкладывать деньги в необходимое изучение потребительского спроса, создание сетей распределения и/или размещение производственных мощностей. Такое решение потенциального получателя лицензии основывается на его предположении о том, что он не сможет амортизировать свои капиталовложения на протяжении срока действия лицензионного договора. Как правило, лицензиар пытается возложить ответственность за освоение рынка на лицензиата. Следовательно, вероятная длительность действия лицензионного соглашения находится в прямой зависимости от объема капиталовложений, которых требует от лицензиата выполнение договорных обязательств, предусмотренных в соглашении. Например, лицензиаты, построившие тематический парк Токийский Диснейленд, настаивали на заключении 100-летнего лицензионного соглашения с Walt Disney Company. Только при выполнении этого условия они согласились инвестировать миллионы долларов в строительство парка. Тем не менее в большинстве случаев срок действия лицензионных соглашений намного меньше этого периода.

Преимущества и недостатки международного лицензирования
Лицензирование сопровождается относительно низким уровнем финансового риска, но только при условии, если лицензиар полностью изучит возможности ведения бизнеса на целевом рынке, а также возможности потенциальных получателей лицензии. Кроме того, лицензирование позволяет лицензиару собрать больше информации о потенциальном объеме продаж своих товаров или услуг на новом рынке, не выделяя на это больших финансовых и управленческих ресурсов. Лицензиат извлекает выгоду из лицензирования, получая возможность производить и продавать товары или услуги, которые уже получили признание на других международных рынках, при относительно небольших издержках на НИОКР. Например, разработчики игр для приставок «Nintendo» могут быть относительно уверены в надежности своего бизнеса, зная о том, что в мире существуют миллионы игровых приставок, на которых используются их игровые картриджи.
В то же время лицензирование предполагает упущенную выгоду. Этот способ проникновения ограничивает рыночные возможности обоих партнеров. Например, до тех пор пока действует лицензионное соглашение между компаниями PepsiCo и Heineken, PepsiCo не имеет права самостоятельного выхода на рынок безалкогольных напитков в Нидерландах, a Heineken не имеет права продавать на этом рынке конкурирующие напитки, такие как «Coca-Cola». Кроме того, лицензиар и лицензиат зависят друг от друга в сфере обеспечения качества продукции и поддержания репутации бренда. Ошибочные действия одной стороны могут нанести ущерб другой стороне. Наконец, если лицензиат или лицензиар не придерживается условий договора, последовавшее за этим дорогостоящее и утомительное судебное разбирательство также может повредить интересам обеих сторон.
Не имеет значения, настолько тщательно оговорены все условия сотрудничества между лицензиаром и лицензиатом в лицензионном соглашении, - всегда существует риск возникновения разногласий и проблем. Например, несколько лет назад Олег Кассини (Oleg Cassini) предоставил лицензию Jovan, американскому отделению лондонской компании Glaxo SmithKline, на продажу косметических изделий торговой марки «Cassini» на территории США. После подписания соглашения к компании/оши с аналогичным предложением, но на более выгодных условиях обратилась компания Diane Von Furstenberg Cosmetics. Впоследствии компания Jovan подписала лицензионный договор с Von Furstenberg о производстве и продаже продукции этой компании вместо продукции Cassini. Компания Cassini осталась на рынке США без лицензиата. Еще больше осложнил ситуацию тот факт, что в соответствии с одним из пунктов договора между Cassini и Jovan компания Cassini не имела права предоставлять лицензию на использование своего имени другим американским фирмам. Компания Cassini предъявила Jovan иск на сумму $789 млн. В итоге этот конфликт был урегулирован без судебного разбирательства, но продукция Cassini попала на рынок Соединенных Штатов через три года после намеченной даты.26 Компания Laura Ashley столкнулась с аналогичными проблемами после того, как она сроком на 20 лет предоставила компании L"Oreal эксклюзивные права на продвижение на рынок косметических средств, туалетных принадлежностей и духов торговой марки «Laura Ashley». Впоследствии, когда выяснилось, что в течение шести лет компания L"Oreal про
давала на рынке только один вид духов «Laura Ashley», британская компания подала на L "Oreal в суд, мотивируя свои претензии тем, что французская косметическая компания не смогла в полной мере использовать истинный потенциал бренда «Laura Ashley».27
И последняя проблема - долгосрочные стратегические последствия лицензирования технологии компании. Многие фирмы обеспокоены тем, что предоставление лицензиату права на использование технологии неизбежно приведет в будущем к появлению нового конкурента. Лицензиат, выпускающий тот или иной продукт по лицензионному договору, может со временем узнать секреты производства, имеющиеся у лицензиара, или разработать новые, собственные приемы изготовления продукта. Кроме того, лицензиат, действуя на основании лицензионного договора, может создать себе независимую репутацию компании, выпускающей продукцию или предоставляющей услуги высокого качества. В лицензионном договоре может быть предусмотрено ограничение географического региона, на рынке которого лицензиат имеет право производить и продавать данный продукт. Тем не менее по истечении срока действия этого договора бывший лицензиат может принять решение о расширении сферы деятельности на территорию, где уже работает лицензиар. Это риск, который должен взять на себя лицензиар в случае, если он выберет предоставление лицензии на выпуск своей продукции.

Чтобы вывезти какой-либо товар, продукцию или иной груз либо же направить их в страну из других государств используются разные виды транспортных средств. Зачастую применяются автомобили, поезда, самолёты, речные и морские суда. При этом наиболее часто используемым видом транспорта всё же остаётся машина. Но мало иметь просто подходящее ТС для транспортировки груза. Ключевым нюансом считается получение специальной лицензии на международные перевозки грузов автотранспортом. То есть перевозчик обязан иметь при себе специальный документ, удостоверяющий его право транспортировать товар в страну либо же вывозить его .

Порядок получения лицензии на международные грузоперевозки.

Получатели лицензии

Лицензия является специальным документом, с помощью которого перевозчик получает разрешение на транспортировку грузов за пределами РФ. Также документ принято называть допуском к международным перевозкам. Но от используемого названия суть никак не меняется. В РФ основополагающим нормативным документом, где прописаны все ключевые положения о получении разрешительного допуска, перечне необходимых бумаг и сведений, является правительственное постановление под номером 730. Его приняли ещё 16 октября 2001 года. Согласно законодательству, такое разрешение обязательно получают перевозчики, которые осуществляют:

  • грузов в страну и из страны, вне зависимости от количества тонн товара;
  • пассажирские перевозки (при провозе более 8 людей).
  • компании;
  • предприятия;
  • организации (форма собственности всех трёх не имеет значения);
  • индивидуальные предприниматели.

Некоммерческими перевозками считаются услуги по транспортировке товаров и грузов, необходимых для удовлетворения собственных производственных потребностей. В случае с пассажирскими перевозками речь идёт о доставке сотрудников к месту их постоянной или временной работы за пределами страны.


Условия получения

Теперь следует непосредственно поговорить о том, как можно получить лицензии на . Если обобщить процедуру, то потребуется собрать необходимые документы и передать их на рассмотрение в соответствующие уполномоченные органы. Это ведомства, которые занимаются транспортным контролем и надзором. В РФ документы направляются в специальное отделение Ространснадзора. При этом заявители, которые хотят получить допуск, обязаны выполнить несколько условий.

  1. ТС. Транспортные средства, на которых планируется осуществлять международные перевозки товаров и грузов, обязаны быть собственностью перевозчика либо находиться у него на правах лизинга и иных законных основаниях.
  2. Лица, несущие ответственность. Каждое предприятие, организация и компания обязаны уполномочить некоторых лиц, которые будут контролировать и отвечать за проведение всех международных транспортировок груза и пассажиров. Обязательным условием является наличие квалификации таких специалистов, соответствующей принятым международным нормам.
  3. Экономическое состояние. Оно должно быть стабильным. Это говорит о том, что у предприятия имеется собственное имущество, стоимость которого оценивается минимум в 300 тысяч это. Это при условии, что только одно ТС осуществляет международные рейсы. На каждую последующую единицу автомобильной техники предусмотрен капитал в 170 тысяч рублей.
  4. Страхование. В случае с таким допуском требуется страховка, предусматривающая автогражданскую ответственность непосредственного владельца грузового автотранспорта.

Если все эти условия соблюдены, перевозчик имеет отличные шансы получить от контролирующих органов специальное разрешение. Здесь обязательно следует придерживаться всех правил и не вносить в документы информацию, которая не соответствует действительности. Её всё равно будут проверять. А при выявлении факта обмана последует серьёзный штраф. Плюс перевозчик сразу же лишится своей международной лицензии.

Требуемая документация

Для многих транспортных компаний и предпринимателей карточка допуска к международным автомобильным перевозкам является заветной мечтой. Но в действительности нужно выполнить несколько условий, чтобы получить такой допуск. Важным в процедуре выдачи разрешения является подготовка пакета документов. Для начала следует составить специальное заявление. В нём следует указать следующее:

  • наименование предприятия, компании или организации, которая планирует осуществлять международные перевозки автомобильным транспортом;
  • адреса регистрации;
  • ОГРН;
  • копии документов, подтверждающих все эти сведения;
  • паспортные данные;
  • адреса фактического проживания;
  • данные об автотранспорте, включая марку, тип машины, модель, номерные знаки, прицепы, полуприцепы, даты выпуска;
  • информация об ответственных лицах (указывается их должность в транспортной компании, ФИО);
  • сроки, на которые заявитель хочет получить разрешение.


Помимо заявления, следует подготовить копии документов. Лучше всего согласовать полный список с ведомством, где перевозчик планирует получить разрешение. В основном это касается:

  • подтверждений квалификации ответственных лиц;
  • полисов страхования;
  • прав собственности на ТС или иные основания, позволяющие распоряжаться машиной;
  • копий всех тех документов, информация из которых прописывается в заявлении.

В действительности пакет документов оказывается обширным, поскольку здесь нужны паспорта, технические документы, ПТС и СТС на автотранспорт и многое другое. Когда всё необходимое собрано, заявитель вместе с пакетом документации отправляется в отделение Ространснадзора. Там уже заявление рассматривают и принимают решение относительно выдачи допуска или отказа.

Кто выдаёт

Даже если все документы собраны и подготовлены, остаётся открытым вопрос относительно ответственных лиц за выдачу свидетельства о допущении транспортного средства к международным перевозкам. Здесь всё достаточно просто. Такое разрешение выдаётся уполномоченными сотрудниками транспортных органов, которые находятся в непосредственном подчинении Министерства транспорта. Перевозчик может рассчитывать на получение документа после того, как он предоставит необходимые бумаги. После этого специалисты проверяют документы, оформляют необходимую документацию согласно установленному порядку.


Основной упор при проверке делается на наличие водительских удостоверений, соответствующей международным стандартам квалификации и образования у всех водителей, которые заявлены на перевозку грузов и товаров в другие страны. Дополнительно подлежит проверке вся остальная сопроводительная документация. Если оснований для отказа или внесения изменений в поданные документы нет, тогда Ространснадзор выдаёт заявителю разрешение, тем самым позволяя ему начать осуществлять международные грузовые и пассажирские перевозки.

Стоимость разрешения

Каждый грузоперевозчик интересуется, сколько ему придётся заплатить для получения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок. Тут стоит отметить, что постановлением правительства на законодательном уровне не предусмотрено никакой платы. То есть удостоверение выдаётся на безвозмездной основе. Это касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от того, какая у них организационно-правовая форма.

Есть достаточно много предложений от разных организаций и фирм, которые дают возможность приобрести открытую лицензионную карточку юридического лица. Такой документ обойдётся в 100-200 долларов. Но тут важно учитывать вероятность подделки, а также необходимость в наличии сопроводительных документов с печатями и подписями той компании, которая является фактическим владельцем лицензии. Чтобы официально, полностью законным путём и на себя оформить такое разрешение на международные грузоперевозки, требуется заплатить около 1000 рублей за саму лицензию международного образца, а также порядка 500 рублей за лицензионную карточку за год. Суммарно допуск международного типа обойдётся в 1500 рублей.


Здесь основная проблема заключается в том, что заниматься вопросами оформления достаточно проблематично. Нужно посещать отделения государственных ведомств, стоять в очередях, заполнять разные документы, собирать требуемые бумаги и пр. Поэтому в России огромной популярностью пользуются услуги посредников. Это фирмы и компании, которые готовы взять на себя все хлопоты по подаче документов и получению международного допуска для грузоперевозчика. Цена на услуги варьируется в зависимости от каждого конкретного случая. Одним удаётся обойтись в сумму до 5-7 тысяч рублей, другие платят около 30 тысяч.

При этом посредники выполняют следующие задачи:

  • готовят документы, требуемые для подачи заявления;
  • проводят консультации с заказчиком;
  • подают пакет документов;
  • заполняют и подают заявление установленного образца;
  • получают результат.

Участие заказчика при такой схеме минимальное. От него лишь потребуется предоставить нужные сведения, копии и оригиналы некоторых документов. Услуга действительно удобная, стоит относительно немного, а поэтому множество грузоперевозчиков, желающих выйти на международный уровень, с удовольствием обращаются к посредникам. Противозаконного в подобных схемах ничего нет. Здесь главное — выбрать надёжного представителя, у которого есть опыт и гарантии в получении международной лицензии. Только учтите, если у вас есть проблемы с документами, ваша организация не соответствует установленным требованиям, даже самые опытные посредники не смогут добиться получения допуска. Тут важно следовать установленным правилам и действовать в рамках закона.


Сроки

Не менее важным считается вопрос относительно того, на какой период выдаётся карта допуска к международным перевозкам. Здесь многое зависит от того, какой официальный статус у транспортной компании грузоперевозчика или у индивидуального предпринимателя. Тут следует учитывать следующие нюансы:

  • Первое обращение. Если компания или ИП впервые обращается в контролирующие органы для получения специального допуска, то документ не может выдаваться на срок, превышающий 12 месяцев. Отсчёт срока действия лицензии начинается с даты подачи заявления;
  • Повторные обращения. Если компания или ИП уже ранее работали в сфере международных грузоперевозок, тогда срок действия новой лицензии значительно увеличивается. В некоторых случаях документ выдаётся на 60 месяцев.

Что же касается возможности продления первичной лицензии, по которой грузоперевозчик впервые начал работать на международных рейсах, то её нет. Первую лицензию транспортная компания продлить не может. Допуск потребуется оформлять заново с внесением всей дополнительной и изменённой информации. Ведь наверняка увеличивается численность транспортных средств, перевозятся разные типы грузов и могут менять водители и ответственные за международные грузоперевозки лица.

Иначе обстоят дела с лицензионными картами, которые выдаются сроком на 5 лет, то есть на 60 месяцев. Здесь допускается продление. Активировать опцию пролонгации допуска для международных грузоперевозок разрешается 2 раза, но не более. В последующем следует повторно подавать документы и заявление. Контролирующие органы будут проводить новую проверку. При этом отсутствие претензий в рамках действия предыдущей лицензии значительно повышает шансы на одобрение нового разрешительного документа.

Отказ

Далеко не всегда получение карточки допуска к международным автомобильным перевозкам заканчивается удачно. В некоторых ситуациях заявители получают отказ. Но на то должны быть соответствующие причины. Заявка транспортной компании или индивидуального предпринимателя не будет одобрена, если:

  • предоставленные документы окажутся недостоверными, в них будут содержаться ошибочные или ложные сведения;
  • заявитель не выполнит своих обязательств, предусмотренных действующим законодательством в отношении грузоперевозчиков;
  • транспортная компания или ИП находятся на грани официального банкротства;
  • организация заявителя ликвидируется по тем или иным причинам;
  • контролирующие органы других стран, куда планировала осуществлять грузоперевозки транспортная компания заявителя, обнаружили информацию, которая является причиной для отказа (невыполнение обязательств, задолженности и пр.).

Уполномоченные специалисты государственной транспортной структуры, которые занимаются рассмотрением заявлений и выдачей разрешений на международные грузоперевозки, обязаны в письменной форме сообщить об отказе. При этом обязательным условием является указание причины, по которой было принято соответствующее решение. Заявитель имеет законное право подать документы повторно. Но предварительно следует устранить все выявленные недочёты и исправить те недостатки, которые послужили причиной для отказа в выдаче лицензии. Если при повторной подаче все обнаруженные проблемы были устранены, у контролирующих органов уже не будет оснований для отказа в оформлении международной лицензии на грузоперевозки.


Можно объективно говорить о том, что процедура получения специального разрешения является довольно трудоёмкой. Но выполнить её даже без посредников более чем реально. Это куда проще, чем те же мероприятия по прохождению . Следует подготовить необходимые документы, написать заявление и убедиться, что вся предоставляемая на проверку информация соответствует действительности. Пытаться обмануть государственные органы, указывая неправдивую, заведомо ложную информацию, настоятельно не рекомендуется. Это повлечёт за собой серьёзные последствия. Вплоть до отказа в выдаче допуска на международные грузоперевозки в дальнейшем, даже если все документы окажутся соответствующими нормам.

Для перевозки импортируемых и экспортируемых товаров из-за рубежа используются железнодорожный транспорт, морские суда, самолеты. Но статистика показывает, что самый используемый транспорт для грузоперевозок – автомобиль.

Транспортная международная лицензия на грузоперевозку – это разрешение (допуск) к осуществлению автомобильных международных перевозок. Лицензия подразумевает допуск физического лица, независимо от его правово-организационной формы.

Лицензия на международные грузоперевозки необходима тогда, когда организации или компании хотят осуществить международные автомобильные перевозки. Необходимо при этом обязательное соответствие лицензионных требований и условий.

Срок оформления такой лицензии составляет один месяц, стоимость обычно колеблется от 50000 до 65000 рублей. Полученная на грузоперевозки лицензия предоставляет право осуществления внутренних и международных грузовых перевозок сроком на пять лет.

В совокупность услуг для получения лицензии входят:

  • формирование необходимых документов и квалификационная подготовка по получению лицензии;
  • консультирование по поводу необходимости лицензии;
  • непосредственное получение лицензии.
Список необходимых для оформления документов на автомобильные международные перевозки грузов:
  • учредительный договор;
  • устав предприятия;
  • банковские реквизиты предприятия;
  • при наличии учредительных документов изменения к ним;
  • юридический, фактический, почтовый телефон и адреса предприятия;
  • выписка из ЕГРЮЛ по ИНН и ОГРН;
  • фамилия главного бухгалтера;
  • подлинник и копия паспорта руководителя предприятия;
  • паспорт автомобиля;
  • договор лизинга или аренды транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации автомобильного средства;
  • талон прохождения ГТО;
  • сертификат международного технического осмотра;
  • документ о проверке тахографа;
  • полис ОСАГО;
  • свидетельство об оценки и разрешение стоимости автомобиля;
  • отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс за отчетный последний год (при упрощенной системе налогообложения);
  • договор на ТО и ремонт;
  • договор на стоянку;
  • копия свидетельства о регистрации медучреждения;
  • договор на предрейсовый осмотр водителей с медицинским учреждением;
  • удостоверение по БДД;
  • удостоверения АСМАП;
  • ранее оформленный допуск;
  • приказ ответственного лица за лицензируемый вид деятельности;
  • печать;
  • доверенность в двух экземплярах.

Получение лицензии на международные грузоперевозки

Допуск к осуществлению процесса по перевозки грузов выдается контролирующим специальным органом Ространснадзора – транспортной инспекцией. Начинающим молодым компаниям лицензия дается на год, а для тех компаний, которые имеют опыт в перевозках груза, есть возможность получить лицензию на срок от пяти лет. Для продления существующей лицензии на грузоперевозки, следует подать заявление на переоформление в определенный срок, обязательно не раньше шести месяцев и не позднее двух месяцев до окончания действия имеющейся лицензии.

Сам процесс получения не трудоемкий, но документов нужно собрать множество в этом и состоит для многих трудность. В таком длинном списке легко растеряться, поэтому можно такую работу доверить специалистам своего дела. Они быстро и качественно проделают свою работу, а вам останется лишь забрать уже готовую лицензию. Услуги продления лицензии на международные перевозки также оказываются в течении месяца со дня обращения.

Решение о допуске к международным перевозкам перевозчика транспортной инспекцией оформляется в виде удостоверения. На каждое транспортное средство вручается своя карточка доступа.

В продлении или выдаче срока действия лицензии может быть отказано в следующих случаях:

  • наличие в документах искажений или недостоверной информации;
  • получение отрицательного вердикта Государственного таможенного комитета;
  • аннулирование удостоверения.
Решение о вручении лицензии проходит в течение тридцатидневного срока со дня принятия заявки.

Решение об отказе доводится до перевозчика в трехдневный срок, в письменной форме с обязательным указанием причины отказа. Строго запрещается: передача лицензии другому перевозчику для использования автомобильного средства.

С лицензией одновременно дается лицензионная карточка. Она должна обязательно находиться в автотранспортном средстве при этом виде деятельности.

Также существуют лицензии для пассажирских перевозок. Получить их несколько проще, чем разрешение на грузоперевозки. Лицензия для перевозки пассажиров дается также дается на рок пять лет, и место должно быть оборудовано больше, чем на 8 человек.

Loading...Loading...