Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным времени. Спп с придаточными места. Придаточные предложения места

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Цель урока: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи:

Уметь находить СПП с придаточными места, схематически их изображать;

Развивать внимание, способность развития связной речи;

Воспитание положительного отношения к изучению русского языка.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Расставить ударения в словах, написанных на доске: договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.)

Слова, которые привыкли произносить неверно, надо занести в рабочий словарь в раздел «Говори правильно».

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы на закрепление теории:

На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.

(Как? В какой степени? Насколько?)

На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.

(Как? Каким образом?)

Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия? (Однозначные присоединяются союзными словами как, сколько, насколько; многозначные – союзами что, чтобы, как будто, точно, словно и т.п.)

В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения? (В художественном стиле для создания ярких образов.)

2. Выборочная проверка упражнения 124.

В классе можно обсудить, предположим, три вопроса, касающихся сложностей упражнения (ученики должны выбрать наиболее трудные, по их мнению, вопросы), после чего тетради собираются для проверки учителем. Таким образом, достигается умение ранжировать материал по степени сложности.

III. Изучение СПП с придаточными места

1. Слово учителя.

Определение этого вида придаточных предложений обычно не вызывает затруднений. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Сложно бывает определить вид придаточных, у которых совпадают средства прикрепления к главному предложению.

2. Разбор предложений.

Определить вид придаточного, сделать схему:

1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Н. Толстой)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «там» в главном предложении. […там], (где…).

2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. , (где…).

3) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д. Гранин)

Придаточное места раскрывает содержание «туда» в главном предложении. […туда], (где…).

4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (Пословица).

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении. […туда], (куда…).

5) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. [.., (откуда…),..].

6) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении. […туда], (откуда…).

3. Работа с учебником.

Устно выполним упражнение 126.

4. Творческое задание: сочинение-миниатюра.

Опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего города.

VI. Домашнее задание

§14, упр. 129.


Цель: формирование умения распознавать придаточные места и отличать их от других видов придаточных.

Задачи урока:

Обучающая:

  • усвоить материал по сложноподчиненным предложениям с придаточными места с использованием компьютерной программы “Фраза”;
  • отработать навыки работы с тестами.

Развивающая:

  • совершенствовать логическое мышление и монологическую речь обучающихся.

Воспитательная:

  • продолжить формирование информационной культуры, интереса к русскому языку и информатике.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: интегрированный урок с применением компьютерной программы по русскому языку “Фраза”

Оборудование: тесты, компьютер (слайды), мультимедийная установка, компьютерная программа “Фраза”, лист контроля, карточки для рефлексии

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка

В каком случае возможно только одно написание, независимо от значения? (ПО)этому, изморо(З/С)ь, (НЕ/НИ)чьих, запиш(И,Е)те, плач(Ь,-), та(ЖЕ). (Приложение. Слайд1)

III. Актуализация знаний учащихся.

Цель: проверка усвоения основных групп сложноподчиненных предложений по их значению.

Задание 1. Списать предложения, расставить знаки препинания, определить вид придаточного предложения, построить схемы предложений. (Приложение. Слайд 2)

1. Хочу чтоб мой труд вдохновенный когда-нибудь увидел свет.

, (чтоб…) (СПП с придаточным изъяснительным)

2. Детство – это путешествие которое никому не удалось совершить дважды. [сущ] , (которое…) (СПП с придаточным определительным)

3. Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится если говорят об нем с неуважением […], (если). (СПП с придаточным обстоятельственным времени)

В ходе проверки дополнительные вопросы: (Приложение. Слайд 3)

  1. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
  2. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
  3. Назовите средства связи в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными и изъяснительными.
  4. Что вам известно о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными?
  5. Перечислите виды придаточных обстоятельственных.

Задание 2. Анализ предложения. (Приложение. Слайд 4)

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орел.

– Расставить знаки препинания в предложении, объяснить их, построить горизонтальную схему предложения

– По каким признакам вы определили, что данное предложение имеет придаточное места?

Аргументируйте свой ответ:

– На какие вопросы оно отвечает?

– Каково место придаточного в данном предложении?

– Назовите средство связи.

Итогом работыучащиеся формулируют тему и цели урока. (Приложение. Слайд 5)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику (упр 125), рассмотреть опорную схему и сделать вывод.

2. Работа с предложениями. (Приложение. Слайд 6)

Прочитайте предложения. Рассмотрите и сравните их схемы.

Укажите различия в строении и значении этих предложений.

1) Медведь остановился там, где только что стоял лось.

[…там ], (союзное сл. где… ). – СПП с придаточным обстоятельственным места

2) Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

[…той + сущ. ], (союзное сл. где… ). – СПП с придаточным определительным

2. Заполнение таблицы (Приложение. Слайд 7)

V. Закрепление. (Приложение. Слайд 8)

На столах учащихся карточки.

Задание. Выпишите только те предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.

Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

Самоконтроль за выполнением. Ответы (Приложение. Слайд 9)

  • Правильно: Б В Д
  • Определите вид придаточных предложений, которые вы не выписали (устно):

А – придаточное определительное – главное слово “дом” (сущ.) – какой?;

Г – придаточное изъяснительное – главное слово “не знаю” (глагол) – чего?

VI. Итоговый тест.

(Приложение. Слайд 10)

На столах учащихся тесты.

Задание 1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений в листе вопросника). Знаки препинания не проставлены.

А. Куда ни обращаю взор кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала где ей спрятать гостя.

Д. В том месте где зашло солнце небо ещё грело багряными полосами.

Задание 2 (Приложение. Слайд 11)

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным места.

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

А. Б. В. Г. Д.

(По выполнению работы тесты сдаются учителю на проверку, оценка будет объявлена на следующем уроке)

VII. Контроль за качеством знаний учащихся (работа с программой “Фраза”)

.

Чтобы узнать результаты усвоения темы, обратимся к компьютерной программе по русскому языку “Фраза”

Этапы решения поставленной задачи:

  1. Запустить программу-тренажер по русскому языку “Фраза”. <Рисунок 1>
  2. Открыть папку 9 класс.
  3. Выбрать тему “Сложноподчиненные предложения”.
  4. Выбрать один вариант из четырех предложенных (№ 515 – № 518). <Рисунок 2>
  5. Выполнить работу и получить оценку, которую выставит компьютер. <Рисунок 3>

(Учитель контролирует ход работы.)

Учащиеся подсаживаются к компьютерам и выполняют по одному номеру (у них имеется право выбора). <Рисунок 4> Компьютер сам выставляют оценку учащимся после завершения работы над программой. Рисунок 3

Отметка выставляется в лист контроля.

ФИ уч-ся

Лингвист. разминка

Карточки

“Фраза”

В течение урока

Итоговая отметка

VIII. Рефлексия

– Ребята, в течение урока вы меняли виды деятельности. Тот вид деятельности, который понравился вам больше всего, поставьте на первое место, на второе – тот вид деятельности, который понравился, но меньше и так далее по убывающей с 1 по 5 (отметку проставить в карточках).

Образец карточки

IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

X. Домашнее задание с комментированием. (Приложение. Слайд 12.)

Всем: стр. 85-86, знать опорную схему СПП с придаточным места. Из упр. 129 выписать предложения с придаточными места, разобрать ЗСП-4

Индивидуально (опережающее задание): используя таблицу учебника “Виды придаточных обстоятельственных”, построить опорную схему “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени”.

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами : когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

    [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).

    (после того как - союз), .

    И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны , он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

    [указ. сл., (как - союз), ].

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    [Когда?] Когда я был моложе , я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

    (когда - союз), .

    , (пока - союз).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) - придаточное времени; когда - союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться - придаточное определительное; когда - союзное слово.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Вид урока. Личностно-ориентированный урок

Цели урока:

углубить знания учащихся о СПП;

– учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных;

– определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении;

– совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени;

– совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;

– способствовать развитию кругозора, интереса и любви к Крыму.

Оборудование. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения/В.Голобородько и др., 2006; плакат «Цели урока»; фотографии Ливадийского дворца; раздаточный материал (приложение)

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мобилизующий этап

Чтение учителем отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Небесный чердак»:

В путь,
в зной
крутизной!
Туда,
где горизонта черта,
где зубы
гор
из небесного рта,
туда,
в конец,
к небесам на чердак,
на -
Чатырдаг.

Подумайте, какое предложение использовала автор? Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока? Что нового мы должны узнать?

III. Осмысление учениками темы урока

– Итак, тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».

(Запись на доске и в тетради)

– Посмотрите еще раз на тему урока. Что вы уже знаете? А что должны узнать нового?

На этом этапе учащиеся вспоминают, что такое предложение, какое предложение называют сложноподчиненным, что такое главное и придаточное предложения, виды придаточных.

IV. Cамостоятельное формулирование целей урока

Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.

Можно использовать плакат со следующим текстом:

Цели урока:

учиться находить …;

узнать способы связи …;

закрепить умения ставить...;

учиться правильно употреблять ….

– А кроме этого, мы еще сегодня убедимся, что такие предложения часто использовали разные писатели и поэты, говоря о Крыме. Я думаю, что это поможет вам еще больше узнать о родном крае, и, возможно, еще больше полюбить его, потому что его так любили и ценили творческие люди, люди с тонко чувствующей душой.

Не случайно в начале нашего урока прозвучало четверостишие о Брюсове, потому что в этом году исполняется 140 лет со дня рождения этого замечательного русского поэта (данные на 13 декабря 2013 года), о котором вы подробно будете говорить в 11 классе. Он бывал у нас в Крыму, поэтому мы начали наш урок с упоминания о нем.

V. Изучение нового материала

– А начать изучение нового материала я предлагаю вам со слов известного писателя XIX века Евгения Маркова:

«Когда переносишься на Южный берег Крыма, ты чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя. Взгляд невольно устремляется туда, где синее море сливается с небом. Деревеньки – игрушки словно уронил кто-то туда, где торжествует хаос утесов и зелени. Зато, когда ты покидаешь Южный берег, душа твоя томится по нему, как по потерянному раю. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его".

(Текст у каждого ученика в виде раздаточного материала)

Задания к тексту

  1. Подберите заголовок.
  2. Определите стиль данного текста, докажите.
  3. Найдите в тексте орфограммы, которые кажутся вам наиболее трудными и объясните написание слов с этими орфограммами.
  4. Найдите в тексте трудные для вас пунктограммы, объясните постановку знаков препинания.
  5. Найдите сложноподчиненные предложения. Задайте вопросы к придаточным. Попробуйте определить их вид. Всегда ли вы можете это сделать?

Слово учителя.

Сегодня мы встретились с новым для вас видом придаточных предложений: места и времени, узнали некоторые вопросы, на которые они отвечают и некоторые союзы и союзные слова, которые могут присоединять их к главному предложению. Полные сведения об этих придаточных мы узнаем с помощью учебника (или с помощью теоретического материала на листочках):

(Раздаточный материал у каждого на парте)

Работа в парах по инструкции:

– внимательно прочитай теоретический материал по теме урока;

– продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;

– объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;

– задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;

– выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.

VI. Субъективизация при осмыслении нового материала

Беседа по вопросам:

– Что из услышанного сегодня вы знали, а что нет?

– Что из услышанного осталось непонятным?

– Как вы думаете, почему?

VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Дифференцированное задание

1 . По новому материалу составить несколько тестовых заданий с вариантами ответов (12 баллов).

2 . Составить план «Новый материал сегодняшнего урока» (8 баллов).

3. Составить план « Новый материал сегодняшнего урока», подобрать свои примеры к каждому пункту (10 баллов).

2. Задание по вариантам. Цифровой диктант.

1-ый вариант записывает номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени, а 2-ой – с придаточными места.

Все предложения взяты из стихотворений разных поэтов о Крыме.

1. Где подступает к морю сад,

Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов).

2. Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой (Е. Громова «Старый Крым») .

3. Друг милый, ангел мой! сокроемся туда,
Где волны кроткие Тавриду омывают. (К. Батюшков «Таврида»)

4. Куда ни глянь, сады вокруг. (Н. Доризо «Костры»)

5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров,
Бросаются в глаза мне надписи врагов (А.К. Толстой «Приветствую тебя»).

6. А туда, на берег моря,
Высыпает город весь (Д.Д. Минаев «На исходе лета в Ялте»).

7. А признаюсь, когда мы там
Ползли, как мухи, по скалам,
То мне немного было жутко:
Сорваться вниз - плохая шутка! (А.К. Толстой «Всесильной волею аллаха»).

8. Где был заветный лес Дианы,
Там слышны звуки топора (А.К. Толстой «Светлый ключ»)

9. …И дум порывы
Невольно к вам я устремлял,
Когда под лавры и оливы
Главу тревожную склонял (В.Г. Бенедиктов «В стране, где ясными лучами»).

10. Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат. (М.С. Лисянский «Горит черноморское солнце»)

Ключ:

1 вариант – 2, 5, 7, 9, 10

2 вариант – 1, 3, 4, 6, 8

3. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.

(это задание выполняется у доски)

1. 200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там

2. Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас

3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца

1. блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

2. откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

3. они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Ответы

200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там, откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас, когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.

Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца, когда, блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Составленные предложения взяты из лирического путеводителя Владлена Авинды. Настоящее имя ялтинского писателя Владлен Петрович Гончаров - лауреат Государственной премии АРК, автор замечательных книг о Крыме.

4. Продолжите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного предложения .

Когда последний урок закончился,…

Как только мы приехали в Севастополь,…

Мы возвратились туда,…

5. Творческое задание.

Слово учителя (демонстрируются фотографии) .

Кто из вас бывал в Ливадийском дворце? Много ли вы знаете о нем? Посмотрите на фотографии, вспомните это удивительное место. Пусть наше следующее задание поможет вам не только повторить новый материал, но и еще раз вспомнить об одной из крымских достопримечательностей.

Задание. Составить небольшой рассказ на тему «Ливадийский дворец», используя сложноподчиненные предложения . Указать вид придаточных. .

Можно использовать образцы:

Многочисленные экскурсии отправляются туда, где …

С тех пор как в Ливадии построен роскошный белокаменный дворец, …

… , где находилась резиденция императорской семьи.

…, откуда можно выйти в один из лучших парков Южного берега Крыма.

VIII. Рефлексивный этап урока

2- 3 человека выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».

2- 3 человека высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным.

IХ. Домашнее задание.

1) Теоретический материал выучить (стр. 80 и 81) .

2) Упражнение 104

Или

Составить небольшой рассказ на тему «Крым в моей жизни», используя СПП.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор ? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточная присоединяется союзным словом когда , стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов - придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда , выступающие в синтаксической функции обстоятельств:

А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман .

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например:

Он пошёл, куда ему захотелось , - в главной части пропущено слово туда.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:

Где тонко, там и рвется.


Loading...Loading...