Дубль шлюп. Можно ли найти «Якуцк»? Бой и самоотверженный подвиг Сакена

дубель-шлюпка, дубель-шлюпки

  • - общее название малых гребных, парусных и моторных беспалубных судов. Делятся на служебные, спасательные и спортивные; по числу вёсел - на баркасы, катера, вельботы, ялы, тузики...

    Словарь военных терминов

  • - шлю́пка гребная, вёсельно-парусная или моторная мореходная лодка с прочным округлым высокобортным беспалубным корпусом. Служит спасательным средством на кораблях...

    Энциклопедия техники

  • - общее название малых гребных, парусных и моторных беспалубных судов...

    Морской словарь

  • - общее назв. мелких беспалубных гребных или моторных судов. Судовые Ш. служат для спасания судового экипажа и пассажиров, сообщения с берегом и др. судами, перевозки мелких грузов и обеспечения судовых работ...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - аутриггер - длинная низкобортная и очень узкая шлюпка, весьма легкой постройки, специально назначенная для быстрого хода под веслами. Г. бывают для одного, двух, четырех и шести гребцов...
  • - дубель-шлюпка - беспалубное судно, ходившее под парусами и на веслах; употреблялось в XVIII столетии для прибрежных операций...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - беспалубное деревянное, металлическое или пластмассовое судно. Ш. бывают гребные и самоходные. Большинство гребных Ш. имеют также парусное вооружение со съёмными мачтами...

    Большая Советская энциклопедия

  • - общее название мелких беспалубных парусно-гребных или моторных судов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ду́бель cм....

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Заимствовано из голландского, где находим sloep...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - ; мн. шлю/пки, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - бот-шлю/пка, бо/та-шлю/пки, род. мн. бо/тов-шлю/пок,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ШЛЮ́ПКА, -и, жен. Гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом. Судовая, корабельная ш. Прогулочная ш. Спустить шлюпки на воду...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 корабль...

    Словарь синонимов

"дубель-шлюпка" в книгах

Шлюпка в тумане (или Точка росы)

Из книги Адмиральские маршруты (или вспышки памяти и сведения со стороны) автора Солдатенков Александр Евгеньевич

Шлюпка в тумане (или Точка росы) В начале лета 1973 года, какие то военно-морские дела занесли МПК-41, на котором я служил командиром боевой части три (минно-торпедной), в район бухты Валентины. Попутно мы должны были высадить семью маячника. На траверз маяка подошли рано утром.

«Спасательная шлюпка»

Из книги Оригами. Необычные модели для развития фантазии автора Ильина Наина Курбановна

«Спасательная шлюпка» 1. На квадратном листе сделайте горизонтальный перегиб и согните края с двух сторон.2. Согните заготовку пополам (масштаб увеличен) по пунктирной линии на себя.3. Согните по пунктирным линиям углы заготовки (масштаб увеличен), чтобы придать ей форму

22. Спасательная шлюпка

Из книги Свинья, которая хотела, чтоб её съели автора Баджини Джулиан

22. Спасательная шлюпка «Правильно, - сказал Роджер, самозваный капитан спасательной шлюпки. - На этом судне нас двенадцать, и это здорово, потому что оно может вместить двадцать человек. У нас есть достаточно провизии, которой нам хватит до тех пор, пока кто-нибудь не

Самая надежная шлюпка в мире

Из книги Люди, корабли, океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания автора Ханке Хельмут

Самая надежная шлюпка в мире В 1961 г. изобретатель Юлиус Регер продемонстрировал треугольную шлюпку, которая, как он утверждал, является самой надежной шлюпкой в мире и превосходит все прочие спасательные средства. Это был плод 30-летних экспериментов. Отступив от всех

«Русская спасательная шлюпка»

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

«Русская спасательная шлюпка» Так иногда называют устройство для мягкого спуска с высоты, над совершенствованием которого работает уроженец Кавказа, Герой России, летчик-испытатель Магомет Талбоев. Когда-то он принимал участие в разработке, испытаниях и внедрении ряда

Lifeboat Спасательная шлюпка

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Lifeboat Спасательная шлюпка 1943 - США (96 мин)· Произв. Fox (Кеннет Макгоуэн)? Реж. АЛФРЕД ХИЧКОК? Сцен. Джо Сверлинг по одноименному рассказу Джона Стейнбека· Опер. Глен Макуильямз· Муз. Гуго Фридхофер· В ролях Таллула Бэнкхед (Констанс Портер по прозвищу Конни), Уильям Бендикс

Шлюпка

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЛ) автора БСЭ

Упражнение № 8: «Шлюпка»

Из книги Дыхательные методики для стройности. Выдыхаем лишние килограммы автора Дан Ольга

Упражнение № 8: «Шлюпка» Настало время поговорить и о внутренней стороне бедер. Ведь не только тренировка внешних мышц позволяет ногам выглядеть привлекательно. Существуют упражнения, которые занимаются проблемами именно внутренней стороны бедра. Это «Шлюпка» – не

Студент «Шлюпка, звезды и тушенка»

Из книги От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным автора Колесников Андрей

Студент «Шлюпка, звезды и тушенка» - Сложно было поступить?- Сложно, потому что курс состоял из 100 человек, и всего 10 из них брали сразу после школы. Остальных - после армии. Поэтому для нас, школьников, конкурс был где-то 40 человек на место. Я по сочинению четверку получил,

Происхождение термина

То есть название происходит от европейского double - «двойной» (в одном из источников утверждается, что именно из английского языка , хотя это не очевидно).

В написании часто можно встретить варианты дубельшлюпка , дуббель-шлюпка , дюбель-шлюпка , дюпель-шлюпка и тому подобное. А также дубель-шлюп , относительно чуть увеличенных дубель-шлюпок Второй Камчатской экспедиции .

Дубель-шлюпки во Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга

Массовое строительство дубель-шлюпок для Днепровской флотилии (1736-1737 гг)

Дубель-шлюпки того проекта имели 18 пар вёсел и две мачты с латинским вооружением, подобным стоящему на турецких кочебасах . Артиллерийское вооружение состояло из шести двухфунтовых фальконетов, установленных на вертлюги . Предназначались дубель-шлюпки для поддержки русских войск, действовавших по берегам Днепра и его лимана. При необходимости они могли перевозить до пятидесяти вооруженных людей с двумя полковыми пушками .

По мере строительства дубель-шлюпки спускались по Днепру к району боевых действий , в которых принимали активное участие - обстреливали вражеские позиции, перевозили войска .

Напишите отзыв о статье "Дубель-шлюпка"

Примечания

Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. - М .: Воениздат, 2002. - Т. 2. - С. 252-257. - 480 с. - (Корабли и суда Российского флота). - 5000 экз. - ISBN 5-203-01789-1 .

Ссылки

  • (дубель-шлюпка «Якутск»)
  • (дубель-шлюпка «Надежда»)

Списки известных дубель-шлюпок:

Да, можно. К такому выводу пришел автор публикуемой ниже статьи, проанализировав копии шканечных журналов дубель-шлюпки «Якуцк» — одного из судов Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. Кто возьмется за поиски и подъем судна, памятника Петровской эпохи?

В последние годы часто появляются сообщения о находках кораблей, затонувших сотни, а иногда и тысячи лет назад. В основном такие находки делаются в акваториях теплых морей. Между тем и в наших водах, в частности, в полярных, немало затонувших судов, причем некоторые из них оставили заметный след в истории географических открытий и кораблестроения. К числу таких судов относится дубель-шлюпка «Якуцк», входившая в состав одного из отрядов экспедиции капитан-командора Витуса Беринга. Экспедиция была организована «для подлинного известия, есть ли соединение Камчатской земли с Америкою, також имеется ли проход Северным морем». Последнюю задачу предстояло решить, посылая из сибирских рек - Оби, Енисея и Лены - построенные на этих реках «регулярные» морские суда и составляя карты неизвестных берегов.

Огромный обоз экспедиции с парусами, канатами, якорями, пушками и другими корабельными припасами, сопровождаемый морскими офицерами, корабельными мастерами, матросами Балтийского флота, прибыл в Якутск 24 мая 1734 года. И начали строить суда - по стандартным чертежам Адмиралтейства под руководством корабельного мастера Федора Федотовича Козлова. Описание бота и дубель-шлюпки сохранилось в рапорте Беринга Адмиралтейству: «...заложены при Якуцке летом 1734 году 1 бот и 1 дубель-шлюпка, длиною в 70, шириною в 18, глубиною в 6,5 футов. А лес в строение употреблен лиственнишной, а кокоры еловые, да балки сосновые. А строением окончены и спущены на воду

23 майя 1735 году, которые при спуске имянованы бот Иркуцк, а дубель-шлюпка Якуцк и определены на них командиры на бот лейтенант Лассиниус и на дубель-шлюпку от флота лейтенант Василей Прончищев».

Анализируя сохранившиеся в архивах копии шканечных журналов «Якуцка», я пришел к выводу, что это было настоящее морское судно. Две мачты несли паруса: грот, фок, стаксель, кливер и топсель. В безветрие судно двигалось на веслах - по 12 с каждого борта. Управление румпельное с крыши кормовой каюты. В носу и на корме стояло по два трехфунтовых фальконета (Фальконет - артиллерийское орудие XVI-XVIII веков. Калибр орудий в то время определялся весом чугунного ядра в так Называемых артиллерийских фунтах (1 фунт равен 480 граммам).). Судну придавалось два ялбота, из которых малый поднимали на палубу, а большой - шестивесельный - буксировали за кормой. Экипаж «Якуцка» состоял из трех офицеров (лейтенант В. В. Прончищев, штурман С. В. Челюскин, геодезист Н. Чекин), пяти унтер-офицеров и 9 матросов. Все эти 1? человек, составляющие костяк команды, прибыли из Петербурга, а в качестве гребцов на дубель-шлюпку было Передано 28 солдат Тобольского и Якутского гарнизонов.

30 июня 1735 года дубель-шлюпка «Якуцк», напутствуемая Берингом, «пошла в путь свой, распустя паруса...».

И было долгое плавание по Лене от «города Якуцка до Северного океана», и трудная зимовка в устье реки Оленек, и снова плавание, в результате которого экспедиция составила карту восточного побережья открытого ею полуострова Таймыр и дошла до широты 77°55" (впервые русский флаг развевался в столь высоких широтах). Потом смерть четы Прончищевых и два года ожидания на рейде в Якутске, пока решался вопрос о назначении нового командира дубель-шлюпки.

В июне 1739 года дубель-шлюпка снова направилась вниз по Лене под руководством Харитона Лаптева. Повторяя съемку своего предшественника, Лаптев вел дубель-шлюпку тем же курсом вдоль восточного берега Таймыра, чаще определяя астрономические пункты и давая названия открытым ранее островам и мысам. Так появились острова Преображения, Петра, Андрея, Фаддея, Самуила; эти названия сохранились и поныне. В этот раз дубель-шлюпке удалось дойти лишь до мыса Фаддея, на котором моряки соорудили под руководством Челюскина каменный маяк-гурий, остатки которого заметны на местности и теперь.

В июле 1740 года Лаптев снова повел «Якуцк» в обход Таймыра. Пришлось почти месяц ждать в устье Хатанги, неподалеку от которого они зимовали, пока взломаются льды залива. За это время построили маяк из бревен на мысе Корга и загрузили трюм дополнительным балластом: «...с берега возили пятьдесят мешков с мелким камнем, для того что дубель-шлюпка в грузу мелка». Принятый балласт весил около пяти тонн.

В начале августа наконец лед взломало, появились большие пространства чистой воды. «Якуцк» двинулся вслед за льдом на север, заходя в устья речек, если лед прижимал к берегу. До 13 августа дубель-шлюпка быстро продвигалась вдоль берега, делая по 30-40 миль в сутки; уже был пройден «крутой высокий яр западного берегу» - нынешний мыс Цветкова, как можно судить из анализа пройденного дубель-шлюпкой пути по судовому журналу.

13 августа 1740 года отошли миль на 12 в открытое море, где льда казалось поменьше, и, лавируя при западном ветре, продвинулись до параллели нынешней бухты Прончищевой. Но тут - «в повороте нанесло на нас великую льдину носячую и понесло ветром со льдом к NO и несучи потерло форштевень и набивные на носу доски». Далее в журнале счисления уже не велось, лишь записывались румбы, по которым дрейфовало дубель-шлюпку во льду, и фиксировались повреждения. К вечеру «...надломило форштевень, всю дубель-шлюпку помяло, учинилося великая течь... поставя три помпы, стали выливать. А из интрюма, дрова и провиант выбрав, засыпали щели мукою и конопатили, токма воды не убывало».

В ночь на 14 августа «весь форштевень от киля до ватерштока выломало и выбросило на лед... нос погрузился, а корму приподняло. Подвели под нос грот и штаксель, засыпали меж ними и бортами мукою и грунтом, но токмо течь не уняли». Весь следующий день команда «Якуцка» боролась за его спасение, надеясь закрепить на носу пластырь и откачать воду. Увидев невдалеке «стоячий лед», то есть береговой припай, тянувшийся до самого берега, подтянули к нему, расталкивая льдины, дубель-шлюпку, как к причалу. Люди ныряли в трюм, заполненный водой, доставали оттуда продовольствие, выбрасывали на лед ценное имущество. К вечеру «налилась дубель-шлюпка по самую палубу водою... в 9 часов по полудни прибылою водою и ветром NW тронуло лед и понесло дубель-шлюпку со льдом на OSO куда течение воды...». Наступил решительный момент. В полночь на 15 августа в журнале сделана на судне последняя запись: «Командующий с ундер-офицерами зделав консилиум, что дубель-шлюпку спасти никак невозможно и дабы спасти хотя людей, того ради сошли на помянутый стоячий лед». Незадолго до этого в журнале указана глубина места- 12 сажен. А о судне больше никаких записей нет, что надо считать доказательством его гибели в ближайшие часы после того, как дубель-шлюпку оставила команда.

«Якуцк» затонул из-за утраты плавучести. Элементарные расчеты показывают, что при заполнении водой корпуса дубель-шлюпки по верхнюю палубу и при наличии в ней около десяти тонн балласта (принятый перед последним плаванием груз камней был только дополнением к основному балласту) создали отрицательную плавучесть, вынудившую судно погрузиться. Причем погружение произошло скорее всего в горизонтальном положении, и судно село на ровный киль, чему могли способствовать и обводы днища.

Теперь немного расчетов. Обычно в литературе указывается место затопления «Якуцка» в точке с координатами 75°26" по широте. Однако эта широта, взятая из журнала «Якуцка», была вычислена спустя несколько дней после его гибели и относилась к месту лагеря потерпевших кораблекрушение. Указанная широта совпадает на современной карте с точкой на 5 миль южнее бухты Прончищевой. В то же время, как явствует из анализа записей Лаптева в журнале, моряки после гибели «Якуцка» вышли по льду на берег севернее бухты Прончищевой на 5-7 километров. Теперь точно установлено, что из-за несовершенства методов вычисления на судах Камчатской экспедиции широты в полярных районах определялись с занижениями на 10-15 минут. Так получилось и в данном случае с широтой 75°26". В действительности широта лагеря потерпевших кораблекрушение - две юрты, построенные на берегу нынешней лагуны Медвежьей,- составляет 75°35". Целый месяц жили здесь моряки «Якуцка», ожидая, пока замерзнет бухта Прончищевой, чтобы отправиться к югу.

Место гибели дубель-шлюпки достаточно точно можно определить по пеленгу и расстоянию до берега, к которому направились Лаптев и его товарищи по льду, когда покинули гибнувшее судно. В журнале 15 августа 1740 года записано: «...пошли на берег, который виден от нас на WSW близ 15 миль». Судя по тому, что лагерь на берегу был оборудован на косе лагуны Медвежьей - единственного на этом побережье места, где в изобилии имеется плавник, последний пеленг с гибнувшей дубель-шлюпки брался на приметную прибрежную возвышенность. Ныне здесь стоит башня маяка Прончищевой. Только эта возвышенность могла быть отчетливо усмотрена с места аварии и могла показаться морякам «Якуцка» ближайшим берегом - южнее и севернее ее побережье низменное.

Поэтому обратный пеленг ONO (67°,5) от маяка Прончищевой укажет направление, по которому затонула дубель-шлюпка. Поскольку в начале журнала «Якуцка» пояснялось, что румбы указывались «правые», то есть истинные, а мили - «английские», следует считать место затопления «Якуцка» на ONO в 15 английских милях (13 современных морских миль.) от маяка Прончищевой.

Проложив на карте крупного масштаба упомянутый азимут (67°,5) от маяка Прончищевой и отложив по нему расстояние с учетом погрешностей, получим контуры наиболее вероятного участка моря, на дне которого на глубине 22-30 метров покоится дубель-шлюпка «Якуцк».

Но это в том случае, если дубель-шлюпка затонула сразу же, как только ее покинула команда, и при условии, что при этом несколько разошлись поддерживающие ее льдины. К сожалению, в журнале записано только, что западным ветром и течением покинутое судно понесло на восток, а момент затопления, неминуемый при малейшей разрядке льда, в журнале не зафиксирован. Поэтому следует допустить возможный дрейф «Якуцка» на 1-2 мили к востоку, пока он не погрузился. Однако более вероятным надо считать быстрое погружение судна в самом начале этого дрейфа.

По данным современных исследований, в западной части моря Лаптевых донные осадки ила и глины покрывают скальную или мерзлотную основу слоем толщиной около метра. Осадконакопление происходит весьма медленно. Учитывая, что лиственница в воде сохраняется более тысячи лет, а именно из нее сделан корпус судна, есть все основания предполагать, что «Якуцк», возможно, до, половины погруженный в ил, лежит на дне без изменений и в наше время.

Используя современные способы подводных поисков гидролокаторами, нетрудно обнаружить двадцатиметровый корпус дубель-шлюпки. А поискать стоит. «Якуцк» - первенец сибирского судостроения Петровской эпохи. Он был первым в нашей истории полярным исследовательским судном, на котором прославленные русские мореплаватели В. Прончищев, X. Лаптев, С. Челюскин составили первые в истории карты реки Лены и морского побережья от ее дельты до пролива Вилькицкого.

После обнаружения «Якуцка» и его водолазного осмотра, возможно, встанет вопрос о его подъеме. Это можно сделать с помощью мощного крана современного судна. Конечно, прежде чем поднимать это историческое судно, надо подумать о его дальнейшей судьбе. Быть может, следует установить его под стеклянное покрытие в городе Якутске, чье имя носил этот прославленный корабль.

В. Троицкий, кандидат географических наук

Корабельный остров

В Запорожье, на острове Хортица, завершена реставрация двух уникальных кораблей: боевой дубель-шлюпки и грузового байдака - прообраза современных барж

Теперь основу небольшой, но весьма колоритной флотилии, которая находится в реставрационном ангаре национального заповедника «Хортица» составляют

новоманерная казачья лодка [условно и неправильно называемая «чайкой»], обнаруженная - после сильного паводка, на дне Днепра в районе острова Хортица в мае 1998 года. На поверхность боевой корабль запорожских казаков был поднят в октябре 1999 года. Реставрация продолжалась почти десять лет. Как казацкая лодка судно классифицировано по форме форштевня [изогнутого бруса, служащего основанием корабля]. Именно такой форштевень присущ был лишь двум типам участвовавших в русско-турецкой войне судам Днепровской флотилии: беспалубным казацким лодкам и кончебасам. Длина лодки - 17 метров, ширина - 3,62 метра, высота мачты - 10,4 метра. Кроме того, на ней имелось шесть пар весел, на борт она могла принять до 50-ти человек. Гребцы были одновременно мушкетерами [в отличие от турецкой практики, когда роль гребцов исполняли рабы]. На вооружении имела четыре двухфунтовые пушки. Строились такие корабли в Брянске - на верфи, заложенной гетманом Мазепой. Суда такой давней давности, извиняюсь за тавтологию, нигде в мире, кроме как у нас, не сохранились. В связи с чем поглазеть на нашу грозную «чайку», пусть простят меня специалисты за употребление этого неправильного слова - ну, уж очень красиво оно, приезжают даже послы морских держав;

бригантина русского манира образца 1711 года, поднятая со дна Днепра в ноябре 2004 года при непосредственном участии главного «машиновременщика» Андрея Макаревича, дай Бог ему здоровья за поддержку Украины в ее борьбе с московско-фашистской агрессией. Бригантина - это следующий [после казацких лодок] этап развития флота. Говорят, что над ее конструкцией и чертежами колдовал лично царь Петр Первый. Поднятая в Запорожье бригантина была палубным одномачтовым парусно-гребным кораблем длиной 17,5 метра. Кроме паруса, она, как и казацкая лодка, имела весла и тоже брала на борт до 50-ти человек - бригаду [откуда и пошло название корабля]. И тоже была вооружена четырьмя пушками. Подобных памятников судостроения первой половины XVIII века, доступных для полного изучения, на территории Европы больше не выявлено;

дубель-шлюпка, поднятая со дна Днепра осенью 2010 года. Фактически это - боевой корабль 1737 года, предназначавшийся для дальних походов. Дубель-шлюпка - сверстница бригантины. Являясь парусно-гребным кораблем, имела на борту шесть пушек и команду до 50 человек. До Стамбула, как мне объяснил руководитель реставрационного проекта, заведующий отделом охраны памятников и археологии Национального заповедника "Хортица" Дмитрий Кобалия, могла дойти за трое суток. Хотя, как подчеркнул Дмитрий, «это была для нее достаточно сложная эпопея». По словам моего собеседника, в Турецкой войне дубель-шлюпки в общем-то не участвовали: боевые действия на воде почти не велись тогда. И в конце войны их просто бросили возле Хортицы. Когда корабль поднимали из вод Днепра, он из себя представлял 11-метровый скелет - половину левого борта, днище и массу деталей помельче. Тем не менее, находка была очень интересной. В первую очередь тем, что непосредственно на таких «двойных» [дубель] шлюпках совершил в свое время великую северную экспедицию великий мореход Витус Беринг;

байдак, являющийся прообраз современной баржи. Это вполне мирное судно, использовавшееся до середины двадцатого века для перевозки грузов. «Большое деревянное корыто», как его в шутку называли сотрудники заповедника, на Хортицу привезли из-под Киева. Весной 2010 года большая вода Десны выбросила байдак на берег, где он и оставался до осени, пока за ним ни прибыли запорожцы. Между прочим, перед отправкой в Запорожье, байдак спустили на воду - нужно было его переправить на другую сторону Десны. И он преспокойно поплыл. Вот тебе и деревянное корыто! По объяснению Дмитрия Кобалия, байдак, в отличие от его боевых собратьев, был построен не очень давно - может быть, в начале двадцатого столетия. Однако ценность он представляет тем, что строили его по традиционной технологии. По той, по которой строились подобные грузовые суда и в девятнадцатом веке, и даже лет на пятьсот раньше;

лодка-однодревка и лодка наборная [или дощаник]. Такие легкие, быстроходные суденышки использовались днепровскими рыбаками, начиная с шестнадцатого века. Первая - долбленка [из вербы]. Вторая - дубель-шлюпка в миниатюре.

Миру на зависть

Реставрационные работы на Хортице продолжались полтора года. И дубель-шлюпку, и байдак довести, скажем так, до музейного вида, чтобы их не стыдно было предъявить самому придирчивому туристу, удалось в том числе и благодаря деньгам, выделенным посольством США [где, замечу от себя, денежки считать умеют - на пустую, бесперспективную затею рваного, как говорят у нас, доллара не выдадут].

И что, теперь, после завершения работ в реставрационном ангаре заповедника «Хортица» заграница нам может и позавидовать?

Вполне, уверен руководитель реставрационного проекта. «Такое количество качественно отреставрированных кораблей, собранных в одном месте, как у нас на Хортице, еще поискать в мире нужно, - отметил Дмитрий Кобалия, добавив при этом: - И я не гарантирую, что удастся найти нечто подобное».

Короче говоря, на славной Хортице нынче не просто флотилия из прошлого пребывает. Национальный заповедник «Хортица» почти готовый музей днепровского судоходства и судостроения создал. Причем такой, уверяют знающие люди, которому позавидует любая морская держава мира.

Фото Сергея ТОМКО и портала 061.ua


Создан 13 авг 2016

дубель-шлюпка «Якутск»

В старинном русском флоте широкое применение нашли небольшие, простые в строительстве двухмачтовые парусно-гребные суда прибрежного плавания с обводами шлюпки и сравнительно мощной артиллерией, которые получили название дубель-шлюпки . По мощи залпа они не уступали малым галерам, а малая осадка позволяла применять эти суда для действий, как в прибрежной полосе моря, так и на крупных реках.

Простота и быстрота строительства, применение имевшихся на месте лесоматериалов, возможность использовать в качестве экипажа слабо подготовленную команду, так как часть экипажа набиралась из солдат, были очень важными достоинствами при борьбе с Турцией за Черное море и во время Великих Северных экспедиций. Дубель-шлюпки широко использовались как посыльные суда, разведывательные суда и , обеспечивавшие повседневные нужды флота, приморских крепостей и городов в мирное время, за что их можно считать предшественниками .

Изначально дубель-шлюпки имели состоящих из двух мачт с латинским вооружением, но позже были заменены на одну съёмную мачту с прямым парусным вооружением. Кроме того на борту находилось от 9 до 20 вёсельников.

Водоизмещение дубель-шлюпки было не более 50 тонн, длина корпуса до 25 м, ширина до 6 м, осадка около 2 м, экипаж состоял из 50 человек. Вооружение данных судов состояло из 15 небольших, но мощных орудий.

Название данных судов происходит от английского слова «double», что означает «двойной». В литературе часто применяются другие варианты названий этого судна: дубельшлюпка, дуббель-шлюпка, дюбель-шлюпка и дюпель-шлюпка.

дюпель-шлюпка

В боевых действиях отличились экипажи дубель-шлюпок при штурмах придунайских крепостей Тулчи и Исакчи. Решающую роль сыграли дубель-шлюпки при штурме Измаила. Дунайская флотилия, состоявшая из дубель-шлюпок, подавила огнем своей артиллерии береговые батареи турок на придунайской стороне крепости, после чего был высажен десант, сыгравший главную роль в штурме.

Неувядаемой славой покрыл себя экипаж дубель-шлюпки под командованием капитана 2 ранга Сакена, который 20 мая 1788 года следовал из Кинбурна в Глубокую пристань, был перехвачен отрядом, состоявшим из 30 турецких . Русские моряки из последних сил проводили атаки, а будучи взятыми ни абордаж, взорвали свой корабль вместе с абордажными партиями турок.

Во время Великой Северной Экспедиции в период с 1734 по 1736 год дубель-шлюпка «Тобол » под командованием лейтенанта Д. Л. Овцына произвела описание устья рек Обь и Енисей. Дубель-шлюпка «Якутск » под командованием лейтенанта Василия Прончищева входила в третий отряд Великой Северной экспедиции. На этом корабле было исследовано море Лаптевых и дельта реки Лена. В 1740 году дубель-шлюпка «Якутск » была затерта льдами и покинута командой.

Loading...Loading...