Краткосрочный план по технологии казахская национальная одежда. Конспект урока технологии на тему Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами. Карагандинская средняя школа

Акмолинская область

Буландынский район

Урок технологии в 7 классе


Цели урока:
Обучающая:
Воспитательная: Развивающая:

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: Межпредметная связь: Ход урока.

1. Организационный момент.


Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.


Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является
камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный
- шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор . Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные
шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это?

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:



Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

- Ч еловека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент –

Основной закономерностью орнамента является

    Зооморфные

    Космогонические

    Растительные

    Геометрические

Задание №2

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.


А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты. 2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;


А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: (


Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Технология

Описание:

Акмолинская область

Буландынский район

КГУ «Журавлевская средняя школа». Учитель технологии Лойко Ирина Анатольевна.

Урок технологии в 7 классе

Тема урока: Национальная казахская одежда
Цели урока:
Обучающая:
познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, трудолюбие, уважение к культуре и традициям казахского народа.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения новой темы.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.
Звучит казахская национальная музыка.

«Казахская национальная одежда» (1 слайд)

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в ближайший казахский аул. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов.
Сегодня мы посетим три юрты, в которых увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде, посетив вторую юрту мы узнаем об орнаменте, а в третьей юрте нас ожидает творческая мастерская.

Звучит кюй Курмангазы «Сары Арка».

А вот и первая юрта. «Казахская национальная одежда» (слайд 2)

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.

Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан» , головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.

В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.

Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.

Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.

В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха . Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.

Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).

В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.

А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат. (

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

-Ответы учащихся – Экспорт .

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Звучит кюй Курмангазы «Аксак кулан» (слайд).

Мы прибыли в гости во вторую юрту.

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:

üЗооморфные

üКосмогонические

üРастительные

ü Геометрические

Задание №2

Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.

(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием)

Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.

Задание №3 ТЕСТ - контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

Звучит кюй Курмангазы «Саржайляу» (слайд)

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного стилизованного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

Первосоветская СОШ
Открытый урок на тему:
«Национальная одежда народов Казахстана»
Подготовила: Мигитко Г. В.
2017 год
Цели: Воспитание казахского патриотизма.
Задачи: Образовательная
- формирование представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа закрепить знания об казахской одежде.
- совершенствование умения работать с различными материалами в технике аппликации.
- знакомство с новыми словами, обозначающими казахскую одежду, произношение и написание этих слов.
Развивающая.
- развитие творческих способностей, наблюдательности, внимания, усидчивости, памяти.
- развитие общего умения – работа со справочной литературой, с инструментами, различными материалами.
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные.
- воспитание патриотизма интереса и бережного отношения к культуре, традициям и обычаям казахского народа.
- воспитание взаимовыручки, коллективизма, взаимоуважения, бережного отношения к труду.
Метод: Изучения нового материала объяснения с практическим применением.
Тип: Комбинированный
Форма: Групповая
Оборудование:
Энциклопедия, словарь с названием одежды, ювелирных изделий на казахском языке. Виды одежды, фото с изображением одежды казахского народа.
Ход урока:
Орг момент.
Готовность к уроку. Проверка отсутствующих.
Повторение пройденного материала.
Что мы изучали на прошлом уроке?
- Мы познакомились с культурой казахского народа.
- Что нового узнали о культуре казахского народа?
- Какие орнаментальные композиции применялись в изготовлении одежды, обуви, посуды и т.д.
Изучение нового материала.
У каждого народа есть своя Родина свои традиции, обряды, игры, кухня, виды одежды.
Көкірекше – легкая безрукавка.
Қаптырма – пряжка, застежка.
Алқа – подвески на грудь.
Жолпы – украшения в косы.
Білезік – браслет.
Жүзік – перстень.
Сырға – серги.
Қамшат бөрік – головной убор с пучком перьев филина.
Белдік – пояс, ремень.
Ішік – верхняя одежда, сшитая мехом вовнутрь и сверху покрытая тканью.
Тұмақ – меховая шапка.
Кимешек – женский головной убор, закрывающий шею и плечи.
Құндық – головной убор, надеваемый поверх кимешек.
Мәсі – мягкие сапоги.
Кебіс – надевают на мәсі, похожи на туфли на толстой подошве.
Далбай – головной убор в виде башлыка.
Жарғақ шалбар – яркие брюки из тонкой кожи.
Мужская и женская одежда имеют свои конструкционные особенности. К примеру женская одежда отличается вытачками на груди, талии, плечах различными складками, воланами, мужская одежда более строгая.
В мужской одежде плечи шире, застежка направлена слева направо, тогда как в женской – справа налево.Обработка и отделка плечевых изделий зависит от их вида и применения. К видам отделки относятся вышивание, складки, рельефы, защипы, разновидности швов; воланчики, накладные детали, кружева, тесьма, люрекс и др. материалы для украшения.
Одежда для торжественных случаев намного сложнее повседневной, имеет различные украшения детали и силуэты. В такой одежде присутствует богатая и сложная отделка.
Например:
Мужская одежда
Камзол

По традиции передняя часть камзола по горловине и краям украшается национальным узором.
Одежда девушки.

Одежда девушек была в основном приталенной, с вышитым воротником – стоечка. Девушки носили платья көйлек с 2-3 оборками, длинными рукавами и воротником – стоечка. Поверх платья надевали көкірекше – легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать қамзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой қапсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. Волосы девушки заплетали в косы и украшали и шолпами – лентами и цепочками с украшениями. На голову надевали такия – маленькую шапочку или қамшат бөрік, остроконечную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега.
Головные уборы.
У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети.
Борик – очень красивый мужской головной убор.

Девичья такия
Если мужские тюбетейки шили из обычных тканей, то на девичий головной убор, который назывался такия, не жалели дорогих материалов.
Калпак – исключительно мужской головной убор.

Касаба
– красивый женский головной убор, напоминающий по форме тюбитейку, но объемнее ее.
Кимешек

– женский головной убор. Его носили молодые и пожилые женщины. Шили из белой ткани, молодым – из тонкого белого шелка.
Саукеле
– самый древний и красивый вид казахского женского головного убора и самый нарядный в гардеробе невесты.
Саукеле – это наследие, передаваемое из поколения в поколения, своеобразный символ, представляющий новый этап в жизни женщины - казашки. Видоизменившись, саукеле и сейчас не уходит из гардероба невесты, достойно заменяя венок и фату.
Аппликации в одежде:
Умение использовать аппликацию для крашения одежды – большое искусство, которое дано не каждому. Даже те, кто имеют навыки работы с иглой и умеют шить одежду, испытывают затруднения при украшении одежды. Рассмотрим технологию выполнения аппликации на
При наложении аппликации любое изделие приобретает нарядный вид. Аппликация должна привлекать внимание, поэтому ее располагают на груди, воротнике, рукавах и, если нужно, на плечах, спине. Для этого выбирают дорогие, блестящие, под золото или серебро ткани.
Способы наложения узоров:
Существует два способа наложения узоров. Первый – на драп накладывают ткань, предназначенную для узоров. Сначала блестящую ткань – накладку склеивают специальной тонкой клеющей тканью. Рисуют на ней мелом или другим средством узор. Затем прострачивают на машине по контуру. Вырезают прошитый узор. Затем обрабатывают узор частым оверложечным швом, для чего ткань натягивают на пяльца. Орнамент проглаживают утюгом.

Второй способ отличается от первого тем, что узор предварительно вырезают из позолоченной или посеребренной парчи и соединяют зигзагообразным мелким стежком с основной тканью.
Чтобы накладка была рельефной, можно сделать на ней вышивку. Края накладки отделывают позолоченной или посеребренной тесьмой.
Третий способ выполнения аппликации из узоров применяется только на некоторой одежде. Это – наклеенная аппликация. Выполняют ее так. Тонкую полиэтиленовую пленку положите под накладную ткань по контуру рисунка. Затем сильно нагретым утюгом прогладьте основную ткань.
Для украшения одежды используют не только аппликацию, но и вышивку.
Выполнение практической работы.
Итак, мы познакомились с казахской одеждой и с названиями одежды на казахском языке.
Сейчас мы с вами займемся коллажем.
Наш коллаж будет называться «Казахская одежда».
Что нам нужно для нашей работы? Как нужно выполнять аппликацию – отдельно или все вместе?
Ученики
- Нет. Надо показать людей в национальной одежде.
Учитель
- Правильно. На прошлом уроке мы с вами подготовили фон.
По желанию можно было выполнить фон – пейзаж, сооружения лес, полянку и т.д., юрта и другие предметы и эпизоды.
Сегодня мы с вами закончим свои картины. Работу будем выполнять в виде аппликации.
Кто из вас расскажет и продемонстрирует порядок выполнения аппликации.
Ученики
- Первое что мы должны – это напомнить про ТБ с инструментами, правильной организацией рабочего места.
1. Выполняем эскиз на заданную тему.
2. Второе – это непосредственная работа с бумагой, клеем, ножницами.
- Выполняем эскиз элементов рисунка, на белой бумаге.
-/выполняем трафарет, вырезаем их/
- Следующий этап нашей работы – обводим элементы, вырезанных деталей на цветной бумаги.
- Затем вырезаем элементы и приклеиваем на подготовленный фон.
Демонстрируем.
Учитель
Сейчас мы проанализировали порядок выполнения работы.
Приступаем к самостоятельной работе.
Контроль самоконтроль за выполнением работы.
Завершение работы.
Подведение итога. Оценивание.
Что мы, сегодня выполняли на уроке?
Что узнали нового?
Мы узнали о национальной одежде народов Казахстана.
- Научились выполнять коллаж по пройденной теме.
- Научились работать с предоставленным материалом, выполнять эскизы, аппликации.
Уборка класса

Урок трудового обучения. Тема: Казахская национальная одежда.

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: Урок трудового обучения на тему «Казахская национальная одежда» для учащихся 3 класса. На уроке учащиеся познакомятся с видами казахской национальной одежды, казахским национальным орнаментом и его применением. Выполнят аппликацию казахского женского платья.
Цель: ознакомление и изготовление казахской национальной одежды.
Задачи: Дать понятия о казахской национальной одежде (мужской и женской), о национальном орнаменте, учить выполнять аппликацию; развивать кругозор, внимание, умение работать с цветной бумагой, ножницами, клеем; соблюдать технику безопасности во время работы, прививать уважение к обычаям и традициям казахского народа, воспитывать трудолюбие, любовь к прекрасному.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, картон, образцы одежды и орнамента, шаблоны, технологические карты.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу.
II. Проверка рабочих мест.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня к нам на урок пришла девочка Сауле. Посмотрите, Сауле пришла к нам в казахской национальной одежде.
Мы сегодня на уроке поговорим на тему «Казахская национальная одежда». Сегодня мы не только узнаем, как называется казахская национальная одежда, но и выполним аппликацию.
IV. Работа по теме урока.
Ребята давайте посмотрим на одежду Сауле. На Сауле лёгкое платье, с оборочками – оно называется койлек и жилетка – кеудеше – это женская одежда. Посмотрите на экран и назовите ещё предметы женской и мужской казахской одежды, обуви и конечно головных уборов. (просмотр презентацию «Казахская национальная одежда»)







Казахи всегда бережно относились к головному убору. Непринято надевать чужую шапку, нельзя касаться шапки ногой.
Предметы казахской национальной одежды невозможно себе представить без орнамента. Казахские орнаменты многообразные и каждый имеет своё название. Орнамент - это украшение из сочетания геометрических, растительних и животных элементов. Ребята, мы с казахским орнаментом стали знакомиться с 1 класса, давайте посмотрим и вспомним названия некоторых орнаментов (бараньи рога, топор, мышинный след, собачий хвост, след птицы, волна, крылья птицы, клюв птицы, тюльпан, копыто и другие).


Казахи орнаментом украшают не только одежду, но всё что связанно с их бытом: юрта, сундуки, ковры, одежда, посуда и многое другое. (показ слайдов)







Мы с вами работали над проектом «Казахская национальная посуда». При помощи техники «папье маше» мы с вами делали блюдо (тобак) и кесе.



Ребята, а девочка Сауле предлагает нам сегодня сделать аппликацию женского платья. Посмотрите на образец.


Это лёгкое платье, обычно оно светлое и цветная жилетка, которую мы украсим казахским орнаментом. Чтобы сделать аппликацию вы воспользуемся шаблонами – платье, жилетка, орнамент.


Ребята, перед работой давайте вспомним технику безопасности, которую надо соблюдать во время работы с ножницами и клеем во время выполнения аппликации.
- Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
- Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
- Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
- Не работай тупыми ножницами или с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
Ребята, выберите цвет бумаги для аппликации, девочка Сауле вам в этом поможет. И все вместе начинаем выполнять аппликацию.
Технологическая карта:
1. Лист бумаги, который вы выбрали для платья, сложите пополам. Приложите шаблон плотно к сгибу, обведите шаблон, вырежьте и приклейте на картон.


2. Лист бумаги, который вы подобрали для жилетки, сложить так, чтобы на нём разместился шаблон жилетки. Обведите шаблон, вырежьте. У вас получились две половинки жилетки. Приклеим их на платье.


3. Выбираем орнамент, которым мы украсим нашу жилетку. Складываем лист бумаги гармошкой, обводим шаблон и вырезаем орнамент.
4. Орнаментом украшаем наше платье.


Выставка готовых работ ребят.




V. Оценивание.
Оценить работы нам поможет девочка Сауле.
VI. Итог урока.
- Вам понравилось выполнять аппликацию?
- Что нового вы узнали о казахской национальной одежде?
Ребята, давайте поблагодарим девочку Сауле за помощь на уроке.

Презентация на тему: Казахская национальная одежда

План-конспект урока технологии 11 класс

Подготовила: Учитель технологии ГУ СШГ № 9 г. Актобе Подгузова Т.Г.

Тема урока: Казахская национальная одежда
Цели урока:

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры.
Межпредметная связь: казахский язык, рисование, история.
Урок построен с использованием 7 модулей:
1м.Новые подходы в преподавании и обучении.
2м.Обучение критическому мышлению.
3м.Оценивание для обучения и оценивание обучения.
4м.Использование ИКТ в преподавании и обучении.
5м.Обучение талантливых и одаренных учеников.
6м.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
7м.Управление и лидерство в обучении.
Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа учителя.

Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока «Казахская национальная одежда» (ИКТ)
Учитель: Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов. А вот и юрты.
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде –(это тема нашего урока), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.
Давайте посетим первую юрту: В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Удобство и функциональность, комфортный крой и соответствие любым погодным условиям - основные требования которые казахи предъявляли к своему народному костюму.
(Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся)
Задание №1
- Работа учащихся в группах (НП, Управ и лид., КМ,) . Самостоятельное изучение темы «Женский и мужской национальный костюм казахского народа» (составление кластера, коллаж, иллюстрации национальной одежды, готовые изделия, клей, ножницы, маркеры). 5 минут
Выступление учащихся, защита творческого проекта по теме. 3минуты.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек.
Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама».
С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.
К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями.
В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами.
Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым.
Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.
Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы - на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя.
Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.
В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду.
Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой.
Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой, постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга.
Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай).
В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки.
-А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик)

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани - хлопок, шелк и бархат.
Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.
-А кто мне назовет противоположный термин к импорту?
-Ответы учащихся – Экспорт.
-Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране).
-Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).
-Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства?
Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:
-А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.
Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту.
-Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)
Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.
Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.
В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:
Зооморфные
Космогонические
Растительные
Геометрические
Задание №2
Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид.
(Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием )(Управление и лидерство)
-Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке.
Задание №3 ТЕСТ- контроль знаний. (ИКТ, оценивание)
1.Саукеле –это головной убор:
А) женщин.
Б) девушек.
В) невесты.
2. Одежду украшали:
А)только тесьмой.
Б) только орнаментами.
В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.
3. Перечислите виды казахского орнамента:
А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;
Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;
В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.
4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:
А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки;
В) чапан, камзол, головные уборы.
5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?
А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.
(Оценивание для обучения и оценивание обучения)
А теперь настало время заглянуть в третью юрту- эта юрта народных мастеров- творческая мастерская.
Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников).

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!
Рефлексия (КМ) : Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.

Loading...Loading...