Контроль физического состояния человека. Тест здоровья Индивидуализация спортивной тренировки женщин

Тест

по предмету «Физическая культура»

Тест предназначен для 5-6 классов при проверке знаний

раздела программы «Основы знаний».

Тема: «Физическое развитие человека»

1. Что лежит в основе оценки

физического развития человека?

а. рост, масса тела, окружность

грудной клетки, ЖЕЛ, быстрота, сила,

выносливость, гибкость, ловкость;

б. быстрота, сила, выносливость;

в. рост, ЖЕЛ, выносливость, гибкость, ловкость.

2. В чем измеряется жизненная

емкость легких (ЖЕЛ)?

а. в кубических сантиметрах;

б. в килограммах;

в. в литрах.

3. Укажите норму ЧСС у здорового

нетренированного человека.

а. 70-80 уд/мин.;

б. 50-60 уд/мин.;

в. 90-100 уд/мин.

4. Что является объективным показателем состояния здоровья?

а. боль в правом боку;

б. трудное засыпание;

в. масса тела.

5. Всемирный день здоровья отмечается

ежегодно…

6. Правильное дыхание характеризуется…

а. более продолжительным вдохом

б. более продолжительным выдохом;

в. ровной продолжительностью вдоха и выдоха;

7. Как правильно дышать при длительной нагрузке высокой интенсивности?

а. через рот и нос попеременно

б. только через рот

в. через рот и нос одновременно

8. Чем характеризуется утомление?

а. отказом от работы;

б. повышенной ЧСС;

в. временным снижением работоспособности организма.

9. Наиболее информативным, объективным и широко используемым показателем реакции организма на физическую нагрузку является…

а. ЧСС;

б. артериальное давление;

в. потоотделение.

10. Физическая подготовленность

характеризуется …

а. уровнем развития силы и выносливости;

б. уровнем развития физических качеств;

в. антропометрическими показателями.

11. Назовите основные физические качества:

а. равновесие, сила, быстрота, выносливость;

б. выносливость, скорость, гибкость, координация;

в. сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость (координация).


12. Что такое сила?

а. способность совершать

двигательное действие

в минимальный отрезок времени;

б. способность преодолевать

внешнее сопротивление;

в. способность выполнять

движение с большой амплитудой.

13. Для определения быстроты

используют тест …

а. бег на 200 м;

б. бег на 30м;

в. бег на 800 м.

14. Для развития быстроты движений необходимо:

а. двигательное действие выполнять с максимальной скоростью;

б. двигательное действие выполнять с минимальной скоростью;

в. двигательное действие выполнять с переменной скоростью.

15. При помощи какого тестового упражнения определяются скоростно-силовые качества?

а. бег на 2000 м;

б. прыжок в длину с места;

в. наклон вперед, сидя на полу.

16. Для определения ловкости используют тест:

а. челночный бег;

б. эстафетный бег;

в. бег на 100м.

17. Наиболее распространенным средством развития выносливости является …

а. бег на короткие дистанции, гимнастические упражнения;

б. метание мяча, прыжки в длину,

в. продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание.


18. При каких условиях особенно

хорошо развивается тактическое мышление?

а. в спринтерском беге;

б. в спортивных и подвижных играх;

в. при показе отдельного упражнения.

19. Какие методические правила необходимо соблюдать, занимаясь самостоятельным изучением двигательных действий?

а. от простого к сложному;

б. от сложного к простому;

в. от неизвестного к известному.

20. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть …

а. физическим развитием;

б. физическими упражнениями;
в. физическим трудом.

21. Смысл занятий физической культурой для школьников:

а. укрепление здоровья и совершенствование физических качеств;
б. обучение двигательным действиям;
в. улучшение настроения.

Напишите ответ к следующим определениям:

22. Положение занимающегося, при котором

согнутые в коленях ноги подтянуты руками

к груди и кисти захватывают колени,

в гимнастике называется …

23. Вращательное движение

через голову с последовательным

касанием опорной поверхности

отдельными частями тела

в гимнастике называется …

24. Серия физических упражнений,

которые выполняются в определенном

порядке, одно за другим называется...

25. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов называется …

Правильные ответы:

вопроса

ответ

а

в

а

в

б

№ вопроса

ответ

б

в

в

а

б

№ вопроса

ответ

в

б

б

а

б

№ вопроса

ответ

а

в

б

а

б

№ вопроса

ответ

а

группировка

кувырок

комплекс

травма

Критерии оценивания

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Кол-во правильных ответов

меньше 13

13-17

18-21

22-25

Используемая литература и интернет-источники:

1. Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразоват. учреждений под ред. М.Я. Виленского – М.: Просвещение, 2012.

2. Матвеев А.П. Физическая культура. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.П. Матвеев – М.: Просвещение, 2012.

3. Материалы сайта www.sportedu.ru

Хотя показатели физической работоспособности наиболее объективно отражают уровень физического состояния, для его оценки могут использоваться и другие методы, основанные на корреляционной зависимости между величиной МПК и основными функциональными показателями систем жизнедеятельности организма.

Так, количество здоровья можно ориентировочно определить, пользуясь балльной системой оценок уровня физического состояния. В зависимости от величины каждого функционального показателя начисляется определенное количество баллов (от -2 до +7). Уровень здоровья оценивается по сумме баллов всех показателей с определением профиля здоровья и отстающих звеньев.

1. Экспресс-оценка уровня здоровья по Г. Л. Апанасенко (1988) . Уровни здоровья градуально делятся на 5 категорий. Тест состоит из следующих компонентов, оцениваемых количественно и в баллах:

Индекс Кетле (вес - рост, г/см);

Жизненный индекс (ЖЕЛ / вес, мл/кг);

Индекс силы – динамометрия (F/ вес * 100%);

Двойное произведение (ЧСС* (АД систол./ 100), ед.)

Время восстановления после 20 приседаний за 30 сек. (мин.).

По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) ограничивается 14 баллами. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что к IV и V уровню относятся только лица, регулярно занимающиеся оздоровительной тренировкой (в основном бегом). Хотя такая оценка уровня здоровья является менее точной, она позволяет за счет определения простейших функциональных показателей быстро провести массовое медицинское обследование и диспансеризацию населения ,определить профиль здоровья. Количество баллов по разным компонентам «подскажет» слабые звенья в системе здоровья.

2. Контрекс 3 – экспресс-контроль за уровнем физического состояния человека (ф.В.Викторов 1990).

Дифференцированная оценка уровня здоровья осуществляется на основе 11-ти тестов физической гармонии по балльной системе.

Возраст. - Вес. - Артериальное давление. - Пульс в покое. - Гибкость. - Быстрота реакции. - Динамическая сила. - Скоростная выносливость. - Скоростно-силовая выносливость. - Общая выносливость. - Функциональная проба. По сумме набранных баллов дается заключение об уровне здоровья.

3. Комплексная оценка уровня здоровья по В.И. Белову, включающая рекомендации при выборе оптимальных нагрузок в оздоровительной физической тренировке.

В тесте используются 18 показателей, разделённых на блоки: I- физиологические показатели (1-6);II– физическая подготовленность (7-11);III– образ жизни (12-16);IV– заболеваемость (17-18).

4. Комплексная оценка уровня физического состояния (уфс) по е.А.Пироговой (1986).

Для проведения исследования необходимо измерить ЧСС в покое сидя и артериальное давление (АД).

УФС = (700 – 3 * ЧСС – 2,5 * АД ср.- 2,7 *Возраст + 0,28 * Вес) / (350 – 2,6 * Возраст + 0,21 * Рост)

Ад ср. = Ад диаст. + 1/3 * АД пульсовое, АД пульсовое=АДс – Адд.

Безопасный уровень соматического здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем физического состояния. Понижение УФС сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о наличии стабильного здоровья.Средний уровень физического состояния, очевидно, может расцениваться как критический. Дальнейшее снижение УФС уже ведет к клиническому проявлению болезни с соответствующими симптомами.

1. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА – под. ред. В.И. Тхоревского, М., 2001.

2. ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА - под. ред. Н.В.Зимкина, М., 1975

3. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности: Учебное пособие. Кучкин С.Н. – Волгоград, 1994. – 104 с.

4. врачебный контроль в спорте – А.Г.Дембо, М.: Медицина, 1988. – 288 с.

Лекция 9

Физиологические основы занятий физической культуры и спортивной тренировки женщин

План:

    Анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности организма женщин.

    Биологическая цикличность организма женщин (ОМЦ) и влияние ее на физическую работоспособность.

    Индивидуализация спортивной тренировки женщин.

Женщины занимают прочное место в спорте, быстро расширяя круг спортивных дисциплин, которые считались только мужскими. Такие виды спорта, как борьба, футбол, тяжелая атлетика, бокс, водное поло, бег на длинные дистанции становятся признанными в женском спорте. Высокие требования к достижениям в некоторых видах спорта предусматривают начала тренировок с 6 – 7 летнего возраста, а иногда и раньше. поэтому физиологические особенности женского организма, его созревание в онтогенезе требуют научно-обоснованных положений спортивной тренировки представительниц женского пола. Огромное значение для сохранения их здоровья имеет знание особенностей адаптации к физическим нагрузкам, специфики восстановления, взаимоотношения ЖВС.

1. Анатомо-физиологические и функциональные особенности женского организма.

Спортивные достижения женщин и мужчин имеют различия. Они связаны с разницей размеров тела (роста, массы), состава и строения тканей на 11 см.

Женщины, в среднем, легче на 11 кг., ниже ростом, имеют меньшую мышечную массу по сравнению с мужчинами: у женщин мышечная масса составляет 30 % массы тела - 18 кг., у мужчин мышечная масса составляет 40 % массы тела – 30 кг. Жировой компонент тела составляет у женщин в среднем 28 – 30 %, а у мужчин около 16 – 20 %. Абсолютное количество жира у женщин также больше приблизительно на 4 – 8 кг. Жир у женщин откладывается в основном в областях бедер, живота и задней поверхности плеч, у мужчин – бедер, голеней, под лопатками и на животе. В процессе спортивной тренировки количества жира уменьшается, но даже у спортсменок – стайеров оно может только достигнуть его уровня у нетренированных мужчин. Меньше количество жира дает преимущество в беге, но в плавании женщина расходует меньше энергии для прохождения с одинаковой скоростью равных дистанций.

Женщины по сравнению с мужчинами имеют больший удельный вес жировой ткани. Достаточное количество жира является обязательным условием выработки нормального количества половых гормонов. В некоторых видах спорта, например в плавании, большая жировая масса создает выталкивающую силу, облегчая адаптацию к нагрузке. При избыточном похудании с потерей 10 – 15 % жира, что наблюдается, например, у спортсменок-стайеров, возникает эксрогенная недостаточность и угнетение овариально-ментсруального цикла.

Особенности скелета.

Женский скелет имеет значительные отличия от мужского. Конечности у женщин относительно короче, чем у мужчин, поэтому у первых короче и чаще шаги при беге. Грудной отдел позвоночника у женщин относительно короче, чем у мужчин, но длиннее шейный и поясничный отделы, что обеспечивает его большую подвижность, этому же способствует повышенная эластичность связочного аппарата. Грудная клетка короче и шире, что обусловливает более высокое расположение диафрагмы. У женщин ширина плеч меньше, чем у мужчин, зато ширина и глубина таза, больше, поэтому меньшая эффективность бега у женщин связана с большими вращательными движениями тазом. Центр тяжести у женщин располагается ниже. В целом женский скелет более легкий, эластичный, подвижный и менее прочный.

Отличия в пропорциях тела женщин: короткие конечности, длинное туловище, широкий таз, узкие плечи. Это обеспечивает большую устойчивость равновесия за счет сравнительно низкого положения центра тяжести, но снижает эффективность движений. Это сказывается на быстроте, ловкости. Хорошая подвижность позвоночника, эластичность связок обуславливают высокий уровень гибкости. У женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие, с чем связана красота движений. Общая мышечная сила (сумма максимальных с иловых показателей основных мышечных групп) составляет примерно 2/3 величины у мужчин.

Различия в размерах тела и отдельных органов определяют отличия в работоспособности женщин и мужчин. Аэробная производительность нетренированных женщин в среднем на 20 – 30 % ниже, чем у мужчин. Она связана с более низкими резервами кардиореспираторной системы женщин. По сравнению с мужчинами, они имеют меньший объем, массу и некоторые функциональные показатели сердца: 580 см 3 не тр. 640 – 793 см 2 спор-ки, СОК (систолический объем крови) – 50 – 60 мл., МОК (минутный объем крови) – 4 л. Меньшему СОК сопутствует более высокая частота сердечных сокращений (ЧСС – 70 – 80 в мин.) 6 – 8 уд. больше чем у мужчин и скорость кровотока. При нагрузке МОК возрастает менее эффективным путем – в большей степени за счет прироста ЧСС. У нетренированных женщин МОК может возрастать до 18,5 л. (у мужчин до 25 л.), СОК – до 120 мл., у мужчин до 150 мл.

МПК женщин в ходе спортивной тренировки на выносливость повышается до уровня физически менее подготовленных мужчин.

В аэробных условиях работы женщин больше, чем мужчины способны утилизировать жиры, поэтому они более приспособлены к работе в большей и умеренных зонах цикличной работы.

У женщин меньше резервы внешнего дыхания. Это связано с меньшим объектом грудной клетки, легких, меньшей силой дыхательных мышц. Величина ЖЕЛ ниже, чем у мужчин, в среднем на 1 л. Соответственно меньше глубина дыхания, но больше – частота. МОД в покое составляет 3 – 5 л.мин., 6 – 8 у мужчин. Рабочее увеличение МОД составляет 80 % от максимума у мужчин и достигается менее эффективным путем – за счет большего увеличение частоты дыхания. Это способствует более выраженному утомлению дыхательных мышц. Женщины уступают мужчинам по величине максимальной вентиляции легких. МВЛ на 20 % ниже мужской.

Для женщин характерно меньшее содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, меньший объем циркулирующей крови на 1 кг. массы тела: эр. – 4,5 Х 10 12 л., Нв – 120 – 140 г.л.). Это связанно с более низким уровнем андрогенов – мужских половых гормонов в крови женщин, которые стимулируют эритропоэз. Более концентрация гемоглобина определяет меньшую кислородную емкость артериальной крови – 16,8 об.% (у мужчин – 19,5 об.%). Кислородная емкость венозной крови у женщин соответствует таковой у мужчин. В силу этого артериовенозная разница по кислороду у женщин имеет меньшую величину, следовательно ниже отдача кислорода тканям. У женщин ниже содержание миоглобина в мышцах, чем у мужчин. Дефицит гемоглобина компенсируется в организме женщин за счет увеличения МОК. В расчете на потребление 1 л. кислорода у женщин МОК на 10 – 15 % больше, чем у мужчин.

Анаэробная производительность у женщин также ниже, чем у мужчин. Резервы АТФ и КрФ на 20 % ниже в связи с меньшим объемом мышечной мысы. Резервы анаэробного гликолиза и гликогенолиза меньше, что проявляется в сравнительно низком уровне МКД и максимальной концентрации молочной кислоты в крови.

Для женщин характерна специфика проявления физических качеств.

Сила и ее топография у женщин и мужчин неодинакова. Абсолютная сила у женщин меньше. Различия в относительной силе сглажены. Топографически слабые верхние мышцы верхнего плечевого пояса обнаруживают на 30 – 60 % меньшую силу, более нижние сильные мышцы ног, особенно бедер – на 20 – 30 %. Женские мышцы конечностей отличаются тонкими волокнами. Процентное содержание быстрых и медленных волокон зависит от генетических факторов, а не от половой принадлежности.

Женщин, в среднем, обнаруживают более низкий уровень развития быстроты. Это связанно с функциональными особенностями ЦНС. У женщин реже встречается леворукость (5 %) и «левоногость» (12 %). К 20 годам отмечен значительный рост случает доминирования правого уха (до 55 %) по сравнению с мужчинами (28 %). Преобладает правосторонний профиль асимметрии – сочетание преимущества правой руки, ноги, зрения и слуха. В связи с этим женщины обладают высокой способностью к переработке речевой информации, регуляции движений и превосходят мужчины в вербальной памяти.

Это позволяет широко использовать при обучении метод рассказа. Женщинам присуща более высокая эмоциональность и возбудимость. Цифровая память и скорость переработки первосигнальной информации у женщин ниже. Поэтому решение новых задач, особенно в условиях дефицита времени, у них затруднено. Они легче выполняют стандартные задания. Варианты элементарных проявлений быстроты индивидуальны: скорость и максимальная частота движений у лиц обоего пола зависят от генетически обусловленного типа нервной системы.

В общебиологическом плане женщины лучше, по сравнению с мужчинами, приспособлены к резким изменениям внешней среды, таким как голодание, температурные сдвиги. В целом, качество выносливости у женщин выше: при беге на марафонскую дистанцию они способны продолжать бег и после финиша. Но по экономичности техники бега женщины уступают мужчинам в связи с морфологическими и функциональными особенностями двигательного аппарата и его регуляции (короткие ноги, частые шаги, большая амплитуда колебаний тела). У женщин выше энерготраты на 1 кг. массы тела: при ходьбе на 6 – 7 %, при беге – на 10 %.

Общая выносливость достигает у женщин максимальных показателей к 18 – 22 годам, скоростная – к 14 – 15, статическая – к 15 – 20 годам. У женщин большую статическую выносливость имеют мышцы – разгибатели туловища, у мужчин – сгибатели.

Качество ловкости – индивидуально. Базой его развития является высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательной и вестибулярной сенсорных систем, тонкая дифференцировка мышечного чувства. Эти функции обеспечивают координацию, четкость, плавность и красоту движений. Женщины обладают острым зрением, широким полем зрения, высокой способностью оценки глубины пространства и цветовой гаммы. Они только различают высокочастотные звуки.

Качество гибкости достаточно развито у девочек, наиболее благоприятный период развития – 11 – 14 лет. У девушек, занимающихся спортом, гибкость начинает снижаться после 16 – 17 лет.

2. Менструальный цикл и физическая работоспособность

Основной физиологической особенностью женщины является репродуктивная функция – способность к оплодотворению и беременности. На это направлены все функциональные особенности ее организма. Репродуктивная функция женщины связана с овариально-менструальным циклом (ОМЦ). Он состоит в циклических изменениях функции половых желез с одновременными колебаниями физиологического состояния других систем организма: ЦНС, кардио-респираторной и др. В яичнике новорожденной девочки заложено 40 000 незрелых яйцеклеток. Впервые цикл появляется у девочек в 12 – 14 лет (иногда 9 – 10 лет). Средняя продолжительность – 28 дней (с колебаниями от 21 до 42 дней). За детородный период полностью созревают 400 – 500 половых клеток.

ОМЦ включает взаимосвязанные и гормонально обусловленные отдельные, параллельно протекающие циклы: яичниковый, маточный и менструальную волну (цикличность функций других систем).

Регуляцию менструального цикла осуществляют кора больших полушарий, гипоталамус, гипофиз, яичники, периферические ткани и органы, реагирующие на половые гормоны.

Тренировочный процесс программируется с обязательным учетом пяти фаз ОМЦ (классификация Н.В. Свечниковой, 1976).

Первая фаза – менструальная – продолжается с 1 по 3 – 7 дни ОМЦ, связана со спазмом, омертвлением капилляров слизистой матки и ее отторжением, что сопровождается разрывов мелких сосудов и кровотечение (50 – 200 мл. крови).

Вторая фаза – постменструальная – продолжается с 4 – 7 по 12 дни, характеризуется ростом фолликула в яичнике, созреванием яйцеклетки, возрастающим синтезом эстрогенов и развитием слизистой матки.

Третья фаза – овуляторная – с 13 по 14 день – характеризуется разрывом созревающего фолликула, выходом яйцеклетки и продвижением ее по маточным трубам в матку.

Четвертая фаза – постовуляторная – с 15 до 25 дней, заключается в формировании желтого тела из остатков фолликула и выделением гормона прогестерона. Гормон активирует развитие кровеносных сосудов и секреторные процессы в слизистой матки. При отсутствии оплодотворения и беременности желтое тело через 10 – 12 дней подвергается обратному развитию.

Пятая фаза – предментсруальная – наступает за 2 – 3 дня до начала менструального цикла (с 26 – 28 дня). Она связана с регрессом желтого тела и прекращением секреции прогестерона.

Адаптация женщин к большим физическим нагрузкам тесно связана с уровнем половых гормонов. Развитие двигательных качеств, рост спортивных результатов у девочек – подростков зависит от индивидуальных темпов полового созревания. Нарушение функции половых желез приводят к снижению спортивных результатов. В то же время, умеренные упражнения в рамках физической культуры благоприятно сказываются на состоянии половой сферы, физическом развитии в период роста и формирования девушек. У 87 % женщин, активно занимающихся физической культурой, легче протекают роды, рождаются здоровые дети. Влияние больших физических нагрузок зависит от правильного построения тренировочного процесса с учетом ОМЦ. Тренировки с чередованием больших, малых и средних нагрузок в микроциклах имеют благоприятное влияние.

В экспериментах на животных показано, что малые физические нагрузки не вызывают изменений в яичниках. Чрезмерно постоянные нагрузки в 60 % нарушают гормональную и репродуктивную функции у крыс, приводят к гибели яйцеклеток, обратному развитию желтых тел, атрофии матки.

3. Индивидуализация спортивной тренировки женщин

С учетом колебания уровня гормонов и состояния всех функциональных систем при спортивной тренировке следует учитывать, что в 5 - предменструальную и 1 - менструальную фазы, в 3 - овуляторные дни снижается умственная работоспособность, повышается функциональная стоимость выполненной работы, возникает состояние функционального стресса.

В 1 фазе ОМЦ изменяется нервно-психическая сфера женщины: появляется вялость, безразличие или повышенная раздражительность, ухудшается зрительный контроль за выполненными действиями, эмоциями, нарушается взаимопониманием с партнерами, тренером, судьями. Остро переживаются неудачи. В ЦНС усиливаются тормозные процессы, снижается чувствительность сенсорных систем. Существенно ослабевает точность игровых приемов, падают показатели памяти. Происходит задержка воды в организме. Снижается аэробная работоспособность за счет уменьшения концентрации эритроцитов, гемоглобина и кислородной емкости крови. Снижается экономная активация сердечно-сосудистой и дыхательной систем при нагрузках. Резко падает уровень обмена веществ, прежде всего белкового. В результате снижается общая и специальная работоспособность, быстрота, выносливость, сила. Но улучшается гибкость.

К этой фазе следует приурочивать первый тренировочный «втягивающий» - микроцикл (с 1 по 7 день). он состоит из двух фаз: А) восстановительной или «фазы сниженной работоспособности»; Б) «фазы постепенно повышающейся адаптации». При снижении общего объема нагрузок следует использовать упражнения на гибкость, расслабление, с участием верхних конечностей. В связи с некоторой дезавтоматизацией двигательных навыков проводится корреляционная работа по совершенствованию спортивной техники, постепенно увеличиваются скоростные нагрузки. Глобальные статические усилия, упражнения с натуживанием, участием мышц таза и живота, прыжки противопоказаны.

Во 2 фазе ОМЦ за счет увеличения уровня эстрогенов повышается работоспособность, выносливость и быстрота. Восстанавливается автоматизация движений. Преобладание тонуса парасимпатической нервной системы увеличивает экономизацию функций. Во втором микроцикле (с 8 по 13 день) возможно применение предельных нагрузок необходимой направленности. С 12 по 14 день, в связи с вероятной овуляцией, тренировка проводится в «восстановительном» режиме – на фоне небольшого объема нагрузки.

Начало 3 микроцикла совпадает с 3 фазой ОМУ (13 – 14 день – овуляция), сопровождающейся резким снижением функциональных возможностей женщины и результатов в спорте. Концентрация эстрогенов в крови начинает снижаться на фоне недостаточного повышения прогестерона. Падает уровень основного обмена. Женщина в этот период субъективно не контролирует состояние, не ограничивает двигательную активность, несмотря на противопоказания больших нагрузок. Они оказывают негативное действие на систему гормональной регуляции половых функций, вызывая дисбаланс в деятельности яичников. Контролировать дату наступления этой фазы можно методом измерения «базальной» температуры, приурочивая к ней интервалы отдыха.

Позже, с 15 по 25 дни во время следующего, 4 микроцикла наступает зона «суперадаптации» с высоким содержанием в крови эстрогенов и прогестерона, резким повышением обмена веществ, работоспособности и адаптивных резервов организма. В этот период спортсменки способны переносить нагрузки значительной интенсивности и объема – ударные и соревновательные – без последствий для здоровья. В последние дни микроцикла (26 – 28) характерна картина «снижающейся адаптации», совпадающая с 5 (предменструальной) фазой ОМЦ.

Структура 28 – дневного ОМЦ дает возможность четко разделить занятия на основные и дополнительные. Из общего объема нагрузок (100 %) объем по фазам ОМЦ следует разделить следующим образом: 1 фаза – 12 %, 2 фаза – 31 %, 3 фаза – 9 %, 4 фаза – 35 % и 5 фаза – 13 % (всего – 100 %).

Влияние спортивных тренировок на организм женщины

Современный спорт для достижения высоких результатов использует чрезмерные нагрузки. Это содержит элементы риска для здоровья. Регулярное применение больших физических нагрузок без учета особенностей женского организма может приводить к нарушению ОМЦ. Большие нагрузки вызывают гиперфункцию коры надпочечников, повышенную секрецию андрогенов, тормозящих гонадотропную функцию гипофиза и яичников.

Высококвалифицированные спортсменки в функциональном плане неоднотипны. Меньшая группа хорошо адаптирована к большим физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Длительные занятия с соблюдением принципа постепенности в повышении объема и интенсивности нагрузок, при хорошей наследственности в детородной функции, выводят организм на высокий уровень деятельности половых желез. У них в 67 % случаев укорачивается менструальный цикл до 1 – 3 дней, что позволяет не прерывать тренировочный процесс.

Другая, большая группа, обнаруживает различные нарушения функции яичников. Тренировки, начатые до начала полового созревания, могут задержать половое развитие (ЗПР). Частота ЗПР зависит от рада причин: 1) интенсивности нагрузок (у не тренирующихся и занимающихся в спортивных школьных секциях – 5 – 7 % случаев, среди спортсменок в возрасте 15 – 17 лет – в 23 %); 2) от вида спорта (в спортивной и художественной гимнастике, плавании – соответственно 67 %, 31 %, 16 % случаев); 3) от возраста. в котором начинаются интенсивные нагрузки (с 7 – 9 лет – в 20 % , с 12 – 13 лет – в 18 %, наиболее редко – с 10 – 11 лет – в 3 % случаев).

Возраст 10 – 11 лет является оптимальным по сравнению с 7 – 9 годам, когда большие нагрузки тормозят развитие гипоталамуса и гипофиза, и с 12 – 13 годам - связи с нарушением формирования цикличности их деятельности. У девушек, активно занимающихся спортом, период становления регулярного ОМЦ затягивается: в легкой атлетике и плавании у 35 %, у лыжниц – в 76 %, у гимнасток – в 78 %, у нетренированных эти особенности ОМЦ встречаются с частотой 2 – 10 %.

Вторичные нарушения после проявления ОМЦ встречаются у спортсменок в 3,5 раза чаще (в 72 %), чем у не занимающихся спортом. Особенно опасно формирование тренировочных нагрузок в первые 6 – 12 месяцев после возникновения ОМЦ. Имеет место или нарушение овуляции, связанное с недостатком эстрогенов или недоразвитием желтого тела, приводящее к дефициту прогестерона. Расстройство овуляции блокирует развитие ситуации беременности, недостаток прогестерона грозит невынашиванием плода.

С этих позиций женщинам не рекомендуется заниматься некоторыми видами спорта. При прямом контакте с соперницами возможны тяжелые травмы. Занятия гимнастикой связаны с неестественным положением тела, ударами лобком о спортивные снаряды, которые приводят к смещению органов малого таза. Неравномерное развитие мышц брюшного пресса или спины сопровождается чрезмерными отклонениями матки кпереди или кзади. Вибрации, имеющие место в велосипедном, конном спорте, вызывают атрофию матки и яичников. Максимальные статические усилия с натуживанием в позе «стоя» и в «приседе» приводит к опущению матки.

Излишняя потеря спортсменками 10 – 15 % массы часто осложняется бесплодием. Первая менструация и дальнейшее становление циклов зависит от накопления «порогового» количества жира. Интенсивная нагрузка на выносливость задерживает сроки первой менструации (менархе) до 20 лет. Для занимающихся культуризмом, тяжелой атлетикой, в связи с чрезмерной гипертрофией мышц и резким снижением жира в период приобретения и поддержания спортивной формы, характерно прекращение менструаций. Механизм этого явления состоит в нарушении состояния гипоталамуса, регулирующего репродуктивную функцию. У женщин, тренирующихся на выносливость, может проявиться дефицит железа, анемия, деминерализация костей, осложненная частыми переломами.

К сожалению, «опасные» для репродуктивной функции женщин виды спорта широко распространены и включены в программы чемпионатов мира и Олимпийских игр. Учитывая реальность, следует профилактически проводить своевременный контроль и самоконтроль за характером ОМЦ с целью индивидуализации тренировочного процесса. При ранней диагностике и коррекции нагрузок нарушения ОМЦ обратимы.

Оценка физического состояния это отправная точка для начала занятий фитнесом. Ведь вы должны знать показатели своего физического состояния для того, чтобы составить план тренировок, включающих специализированные физические упражнения для повышения уровня различных показателей. Итак, после рассмотрения теста на выносливость переходим к другим тестам.

Оценка физического состояния.Тест на равновесие

Оценка физического состояния складывается из нескольких ключевых показателей.Чувство равновесия один из них. Он естественно зависит от вашего возраста и простой тест на равновесие очень четко покажет на каком уровне вы находитесь.

Тест на равновесие с помощью одной ноги : Снимите свою обувь и носки и встаньте на твердую поверхность. Попросите, чтобы кто-нибудь замерил временные отрезки. Закройте глаза и поднимите одну ногу на 15 сантиметров от пола. Согните колено разверните согнутую ногу и приложите ступню согнутой ноги к ноге, на которой вы стоите (если вы стоите на правой ноге, то приложите левую ногу и, соответственно, если вы стоите на левой ноге, то приложите правую ногу). Наблюдайте, сколько времени вы можете находиться в этой позиции.

Сделайте этот тест на равновесие три раза и усредните полученные результаты по измерению времени. Вы должны быть способны простоять в этой позиции 30 секунд или больше, если ваш возраст 30 лет или меньше. С увеличением возраста естественно, что этот показатель должен снижаться. «Если вам больше 65 лет, то очень хорошим результатом будет если вы сможете сохранить равновесие в этой позе в течении 5 секунд», — говорит Сербан.

Как улучшить показатель равновесия: Практикуйте стойку на одной ноге или ходьбу с пятки на носок. Также хорошо влияет на развитие чувства равновесия занятия йогой и тай чи.

Оценка физического состояния.Тест на гибкость

Простой тест на показывает ваш уровень.

Тест «Сядь и дотянись»: Начните с растяжки ног – лягте на спину и поднимите правую ногу к груди и удерживайте в течении 10-30 секунд. Вы можете обхватить ваши бедра руками для того чтобы помочь ноге быть ближе к груди. Повторите точно такое же упражнение с другой ногой. Затем разомните туловище: Сядьте и вытяните ноги перед собой. Согните вашу левую ногу в колене так, чтобы она касалась ступнями ног правого бедра. Затем ваши руки опустите под вытянутую ногу. То же самое проделайте и с другой ногой. После пары растяжек походите интенсивно в течение от одной до трех минут.

Положите измерительную линейку на пол. Отметьте скотчем 15-ти дюймовую (38см) точку на линейке. Сядьте на пол, измерительную линейку расположите между ног. Ваши ноги должны быть вытянуты вперед, носки смотреть в потолок, и пятки должны находиться на 14-дюймовой линии (35см) носками врозь. Потянитесь вперед обоими руками вдоль измерительной линейки и наблюдайте как далеко ваши пальцы смогут дотянуться. Повторите три раза с пятисекундными перерывами между каждой растяжкой. Запишите самый длинный отрезок (Цель достичь своих пяток).

Как улучшить гибкость: Начните регулярно выполнять комплексы упражнений на растяжение с задействованием максимального количества суставов. Включайте растяжку плеча, предплечья и голени обязательно. Также и способствуют увеличению гибкости.

Оценка физического состояния.Тест на силу

Мускульная сила ключ к тому чтобы оставаться активным в течении многих лет.

Тест на : Лягте на пол. Попросите кого либо замерить временные отрезки. Посчитайте, сколько раз вы можете сесть за период 60 секунд. Это упражнение даст вам представление о вашей основной силе – силы вашего живота и мышцы бедра.

Результаты будут меняться в зависимости от вашего пола и возраста. Чем вы моложе, тем большее количество циклов этого физического упражнения вы сможете сделать.

Для мужчин возрастом от 18 до 25 лет, любое количество больше 49 замечательный результат, от 35 до 38 средний результат. Для мужчин возрастом свыше 65 лет любой результат выше 28 отличный, а от 15 до 18 средний результат.

Для женщин возрастом от 18 до 25 лет, любое количество больше 43 замечательный результат, от 29 до 32 средний результат. Для женщин возрастом свыше 65 лет любой результат выше 22 отличный, а от 11 до 13 средний результат.

Как увеличить силу мышц : Начните , как со свободными весами, так и с силовыми тренажерами. Выделите основные группы мышц и по мере развития силы увеличивайте постепенно нагрузку. Также отличная дисциплина, которая фокусируется на развитии основных мышц это пилатес .

Двигаясь с фитнесом на следующий уровень физического развития.

Делая эти тесты, вы должны понимать, что оценка физического состояния это не какой то отдельный процесс, а отправная точка. С ее помощью после проведения аналогичных тестов каждые несколько месяцев, вы будете понимать степень своего прогресса при занятиях фитнесом и сами будете видеть реальные результаты.

«Воспринимайте улучшение уровня физического состояния в результате занятий фитнесом как марафон – долговременный процесс, — говорит Сербан. Если вы будете посвящать ему время, результаты не заставят себя долго ждать.

Наталья Говорова


Время на чтение: 4 минуты

А А

Термин «спортивная подготовка» предполагает грамотное использование всех знаний, условий и методов для направленного воздействия на развитие спортсмена. Тестами называют неспецифические упражнения с численным результатом, полученным в ходе измерений. Они нужны для понимания своего текущего состояния здоровья и определения готовности к физическим нагрузкам. Итак, определяем уровень спортивной подготовки.

Тест на выносливость (приседания)

Стопы поставить шире плеч и, выровняв спину, сделать вдох и присесть. Вверх поднимаемся на выдохе. Без остановок и отдыха делаем столько приседаний, насколько хватает сил. Далее записываем результат и сверяем с таблицей:

  • Менее 17 раз – самый низкий уровень.
  • 28-35 раз – средний уровень.
  • Более 41 раза – высокий уровень.

Тест на выносливость/силу мышц плечевого пояса

Мужчины отжимаются с носков, прекрасные дамы – с колен. Важный момент – пресс нужно держать в напряжении, в лопатках и пояснице не проваливаться, корпус держать в ровном положении (бедра с корпусом должны быть на одной линии). При отжимании опускаемся таким образом, чтобы голова находилась в 5 см от пола. Считаем результаты:

  • Менее 5 отжиманий – слабый уровень.
  • 14-23 отжимания – средний уровень.
  • Более 23 отжиманий – высокий уровень.

Индекс Руфье

Определяем реакцию сердечнососудистой системы. Измеряем свой пульс за 15 секунд (1Р). Далее приседаем 30 раз в течение 45 секунд (средний темп). Закончив упражнения, сразу приступаем к измерению пульса – сначала за 15 секунд (2Р) и, спустя 45 секунд, еще раз – за 15 секунд (3Р).

Сам индекс Руфье определяется следующей формулой:

ИР = (4*(1Р+2Р+3Р)-200)-200/10.

Считаем результат:

  • Индекс менее 0 – отлично.
  • 0-3 – выше среднего.
  • 3-6 – удовлетворительно.
  • 6-10 – ниже среднего.
  • Выше 10 – неудовлетворительно.

Говоря кратко, отличным считается результат, при котором сумма сердечных ударов – менее 50 за все три 15-секундных промежутка.

Реакция вегетативной нервной системы на физическую нагрузку – ортостатическая проба

Тест проводят следующим образом:

Утром (до зарядки) или же через 15 минут (до еды), проведенных в спокойном состоянии и горизонтальном положении, измеряем пульс в горизонтальном положении. Пульс считаем в течение 1 минуты. После чего встаем и отдыхаем в вертикальном положении. Снова считаем пульс в течение 1 минуты в вертикальном положении. Разница в полученных величинах говорит о реакции сердца на физическую нагрузку при условии смены положения тела, благодаря чему можно судить о тренированности организма и «рабочем» состоянии регуляторных механизмов.

Результаты:

  • Разница в 0-10 ударов – хороший результат.
  • Разница в 13-18 ударов – показатель здорового нетренированного человека. Оценка — удовлетворительно.
  • Разница в 18-25 ударов – неудовлетворительно. Отсутствие физической тренированности.
  • Выше 25 ударов – признак переутомления или какого-либо заболевания.

Если обычная для вас, средняя разница в ударах – 8-10, значит организм способен быстро восстанавливаться. При возросшей разнице, например, до 20 ударов, стоит задуматься – где вы перегружаете организм.

Оцениваем энергетический потенциал организма — индекс Робинсона

Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечных мышц. По индексу Робинсона можно (конечно, косвенно) говорить о потреблении миокардом кислорода.

Как проводят тест?
Отдыхаем в течение 5 минут и определяем свой пульс в течение 1-й минуты в вертикальном положении (Х1). Далее следует измерить давление: верхнее систолическое значение нужно запомнить (Х2).

Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующей формулой:

ИР = Х1*Х2/100.

Оцениваем результаты:

  • ИР равен 69 и ниже — оценка «отлично». Рабочие резервы сердечносудистой системы в отличной форме.
  • ИР равен 70-84 – хорошо. Рабочие резервы сердца в норме.
  • ИР равен 85-94 – средний результат. Свидетельствует о вероятной недостаточности резервных возможностей сердца.
  • ИР равен 95-110 – оценка «плохо». Результат сигнализирует о нарушениях в работе сердца.
  • ИР выше 111 – очень плохо. Нарушена регуляция работы сердца.

Переоцениваешь ли ты возможности собственного организма или наоборот, недооцениваешь – об этом беспристрастно расскажут специальные нагрузочные тесты.

Тест на силу

С недавних пор здоровый образ жизни в моде, именно по этому в заядлые спортсмены сегодня зачастую записываются люди, абсолютно неприспособленные к высоким нагрузкам. Не зная, собственного потенциала, они тренируются крайне интенсивно и перегружают организм, тем самым нанося ему значительный вред. Особенно рискуют люди, выбравшие для себя силовые сердечную мышцу.

Специальные нагрузочные тесты помогут определить степень твоей готовности к серьезной спортивной нагрузке и выбрать оптимальный режим и интенсивность занятий – такие, при которых физическая активность будет дарить силу и бодрость, а не истощать организм, лишая его последних сил и здоровья.

Крути педали

Даже самые точные и современные диагностические аппаратуры в лучшем случае могут поведать лишь о патологии. Диагностика, основанная на нагрузочных тестах, рассказывает о функциональных изменениях в организме.

Выглядит это исследование так. Пациент удобно устраивается в седле велоэргометра, упирается в его спинку и в положении полулежа начинает вращать педали. В это время подключенные датчики считывают всю необходимую информацию о состоянии важнейших систем организма неутомимого велосипедиста. Пока пациент активно преодолевает воображаемую дистанцию, умная техника измеряет его пульс и артериальное давление, проводит газоанализ (высчитывает потребление кислорода и выделение углекислоты), снимает электрокардиограмму и эхокардиограмму (ультразвук сердца) и т.д.

Не все равны

Разумеется, для каждого человека программа нагрузочного теста подбирается индивидуально, в зависимости от его пола, возраста, роста, веса и, конечно, состояние здоровья. Ранее данные программы рассчитывались вручную, сегодня это делается с помощью компьютера. Например, профессиональным спортсменам достаточно легко справится с быстро возрастающей нагрузкой, обычным пациентам требуется наращивать её темп и мощность постепенно. Для нездоровых людей существует облегченный вариант тренировки, который предусматривает постепенное возрастание нагрузки. Если это необходимо, например для пожилых людей, через каждые три минуты теста делается перерыв.

Заболевания ногтей часто носят продолжительный и неприятный характер. Болезнь вросший ноготь крайне неудобна, но ее можно избежать соблюдая всего несколько простых правил.

(Visited 4 times, 1 visits today)

Loading...Loading...